Фридрих Ницше — лучшие цитаты из книг, афоризмы и высказывания
Фридрих Ницше — лучшие цитаты из книг, афоризмы и высказыванияЧто выбрать
Библиотека
Подписка
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
- Главная
- Библиотека
- ⭐️Фридрих Ницше
- Цитаты из книг автора
11 959
цитат
Бесплатно
Так говорил ЗаратустраФридрих Ницше
Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью.
22 октября 2013
Поделиться
Бесплатно
Так говорил ЗаратустраФридрих Ницше
Поистине, человек – это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым.
15 декабря 2013
Поделиться
Бесплатно
Так говорил ЗаратустраФридрих Ницше
В любви всегда есть немного безумия. Но и в безумии всегда есть немного разума.
7 февраля 2014
Поделиться
Бесплатно
Так говорил ЗаратустраФридрих Ницше
В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель.
18 февраля 2015
Поделиться
Бесплатно
Так говорил ЗаратустраФридрих Ницше
Кого окружает пламя ревности, тот обращает наконец, подобно скорпиону, отравленное жало на самого себя.
6 мая 2014
Поделиться
Бесплатно
Так говорил ЗаратустраФридрих Ницше
Посмотри на добрых и праведных! Кого ненавидят они больше всего? Того, кто разбивает их скрижали ценностей, разрушителя, преступника – но это и есть созидающий.
19 января 2014
Поделиться
Бесплатно
Так говорил ЗаратустраФридрих Ницше
Слишком долго в женщине были скрыты раб и тиран. Поэтому женщина не способна еще к дружбе: она знает только любовь.
26 декабря 2013
Поделиться
Бесплатно
Так говорил ЗаратустраФридрих Ницше
Я говорю вам: нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду. Я говорю вам: в вас есть еще хаос.
14 сентября 2014
Поделиться
Бесплатно
Так говорил ЗаратустраФридрих Ницше
Если есть враг у вас, не платите ему за зло добром: ибо это пристыдило бы его.
Напротив, докажите ему, что он сделал для вас нечто доброе.
14 сентября 2014
Поделиться
Бесплатно
Так говорил ЗаратустраФридрих Ницше
Много больного народу встречалось всегда среди тех, кто предается грезам и одержим Богом; яростно ненавидят они познающего и ту самую младшую из добродетелей, которая зовется – правдивость.
23 декабря 2014
Поделиться
123
…
1196
О проекте
Что такое MyBook
Правовая информация
Правообладателям
Документация
Помощь
О подписке
Купить подписку
Бесплатные книги
Подарить подписку
Как оплатить
Ввести подарочный код
Библиотека для компаний
Настройки
Другие проекты
Издать свою книгу
MyBook: Истории
Так говорил Ницше. Философия для всех и ни для никого — Нож
Так исторически сложилосьОдин из универсальных ответов на вопрос «почему?» в данном случае не мем.
Нацисты и правда обращались к философии Фридриха Вильгельма Ницше, внедряя выдвинутые философом тезисы в собственную идеологию и развивая свою риторику с помощью разработанного фонда золотых цитат. Вершиной таких смысловых заимствований становилась особая терминология — выглядит авторитетно, звучит емко (а потому используется и распространяется охотнее) и легко ассоциируется с чем угодно (а это зависит от того, кому это угодно).
Узнаваемый термин Ницше «сверхчеловек» стал основой «недочеловека» Третьего рейха. Эволюционная лестница, предложенная философом, «животное — человек — сверхчеловек» нашла воплощение в жестокой классификации, где человек был приравнен к животному. Видимо, именно от этого отталкивается Генрих Гиммлер в брошюре Der Untermensch («Недочеловек») 1942 года:
«Недочеловек — это биологически на первый взгляд полностью идентичное человеку создание природы с руками, ногами, своего рода мозгами, глазами и ртом. Но это совсем иное, ужасное создание.
Это лишь подобие человека, с человекоподобными чертами лица, находящееся в духовном отношении гораздо ниже, чем зверь. В душе этих людей царит жестокий хаос диких необузданных страстей, неограниченное стремление к разрушению, примитивная зависть, самая неприкрытая подлость. Одним словом, недочеловек».
Нацистское определение было по-новому гротескно. Кстати, позаимствовали они этот ужасный термин (и, между прочим, надолго об этом забыли) из расистской книги американца Лотропа Стоддарда. Скорее всего, он первый сознательно использовал для своей аргументации один из основных трудов Фридриха Ницше. Но, так или иначе, на идеи Ницше нацисты обратили внимание неслучайно.
Обложка брошюры Der Untermensch, изданной пропагандистами СС. Считается, что тираж составил более трех миллионов экземпляров. Правда, он был единственным — настолько агрессивная демонстрация расовой ненависти вызывала ответную реакцию на оккупированных территориях, что питало боевой дух противников Третьего рейхаДля укрепления идеологии Третьему рейху не нужны были все произведения Ницше.
Фактически основой стала книга «Воля к власти» (1901) — именно на этот труд обратил внимание Адольф Гитлер. Вот только «Волю к власти» Ницше не писал — под этим названием его сестра Элизабет Фёрстер-Ницше издала самостоятельно отредактированные заметки философа. А она поддерживала национал-социалистическую партию.Судя по всему, отношения брата и сестры долгое время были теплыми. Фридрих поддерживал Элизабет в ее желании получить образование, он же пригласил ее к себе во время своего преподавания в университете (Ницше был талантливым филологом, что во многом объясняет его обширные познания в искусстве и общем устройстве Античности). Она заботилась о брате на протяжении десяти лет — вела хозяйство и помогала, когда его самочувствие было неважным (Ницше с детства был болезненным, имел проблемы со зрением, а в юности начал страдать от головных болей). А он брал ее на светские приемы и знакомил с высшим обществом.
Иронично, что именно на одном из таких мероприятий Элизабет — тогда еще Ницше — познакомилась со своим будущим мужем, антисемитом и политическим активистом.
Бернард Фёрстер идейно был самым настоящим нацистом — превозносил арийскую расу и презирал евреев. Ни его деятельность, ни тем более взгляды не находили симпатии у Ницше. Он часто высказывался противоположным образом (иногда достаточно резко):
«Германия великая нация лишь потому, что в жилах ее народа течет столь много польской крови… Я горжусь своим польским происхождением».
Семейные узы со временем ослабли, а брат с сестрой не виделись почти до самой его смерти в 1900 году — тогда Фридрих был тяжело болен, а Элизабет уже успела выкупить у матери права на его наследство, основать архив Ницше и написать первый том его биографии. Философ не мог не понимать, какое толкование постепенно приобретают его труды, и до какого-то времени (вероятно, пока еще мог) пытался бороться. Вот фрагмент письма к Элизабет, написанного Ницше в Ницце в конце 1887 года:
«…Теперь дошло до того, что я должен изо всех сил защищаться, чтобы меня не приняли за антисемитскую каналью; после того, как моя собственная сестра… дали повод к такой самой злосчастной из всех мыслимых ошибок.
После того, как в антисемитской корреспонденции мне повстречалось даже имя Заратустры, мое терпение иссякло — теперь я занял глухую оборону против партии Твоего супруга. Эти проклятые антисемитские дурни не смеют прикасаться к моему идеалу!!»
Не только сам Ницше критиковал явную фальсификацию Элизабет Фёрстер — нелестный отзыв о биографии философа, написанной ею, оставил его друг богослов Франц Овербек. Противоречат видению Элизабет и воспоминания Лу Саломе, с которой Фридрих познакомился в Риме, — эта женщина оставила значимый след в его жизни.
Лу Саломе, Пауль Рэ и Фридрих Ницше, 1882 год. Лу Саломе стала одной из первых практикующих женщин-психоаналитиков. С Ницше ее познакомил философ-позитивист Рэ. Совместное времяпровождение этой троицы даже вдохновило Саломе на создание некой интеллектуальной коммуны — которая, правда, так и не была созданаАрхив Фридриха Ницше после его смерти стал считаться центром философской презентации национал-социалистической идеологии.
Его несколько раз посещал фюрер.Архив Фридриха Ницше. Изначально он был расположен в Базеле, но затем перенесен в Веймар — там Ницше и умер. В настоящее время в этом здании расположен музейЗа эту деятельность Элизабет Фёрстер-Ницше была удостоена премии от Третьего рейха, до конца жизни она получала финансовую поддержку от нацистов.
«Воли к власти» и вольной биографии было достаточно, чтобы создать фальшивый образ на основе популярных умозаключений Ницше — именно тех, о которых и сегодня слышал каждый. Центральное место заняла идея о сверхчеловеке, но не обошлось и без бездумного цитирования «Генеалогии морали» (1887), высказываний Ницше о войне и о смерти Бога.
Гитлер у бюста Ницше, 1934 год. По свидетельствам, он трижды посещал архивГоворим и показываем«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (1883–1885) — самый известный и, возможно, самый главный труд Ницше, в нем собрано всё, о чем философ писал ранее и напишет после. Его работы всегда выглядели метафорично и афористично, но именно эту книгу можно смело назвать художественным произведением.
Художественность делает эту работу ключевой, потому что именно в искусстве сокрыто всё интуитивное и не до конца осознанное — и можно быть хоть четырежды гением, которому предложили преподавательское место еще в процессе обучения (как было с Ницше), но полностью отрефлексировать свои мысли и чувства невозможно.
Важен еще и тот факт, что творчество сложно незаметно переделать, поэтому шансов на то, что предприимчивые идеологи оставили рукопись нетронутой, гораздо больше.
«Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью.
Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка. В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель».
Ницше через Заратустру знакомит читателя со сверхчеловеком — фактически новым биологическим видом, настолько превосходящим человека, насколько тот превосходит животное. Для Заратустры человек ошибочен, мимолетен и неполноценен. Он должен отдаться земле, чтобы встретить свой закат, а вместе с ним и сверхчеловека. Эта ступень развития есть одновременно смерть и рождение — без человека не мог бы появиться сверхчеловек; но для того, чтобы тот появился, человеку придется освободиться от себя самого. Всё, что пророк любит в человеке, — это его возможность стать сверхчеловеком, безоглядное следование вперед, оно же созидание. Это и есть то, к чему человек должен стремиться, ведь жизнь — путь. И нет ничего хуже и противоестественнее остановки.
«Три превращения духа называю я вам: как дух становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становится лев».
Ницше вполне конкретен, когда выдвигает концепцию бесконечного созидания — он описывает, как человек становится сверхчеловеком. Для этого философ выделяет три стадии воплощения человеческого духа, предлагая еще одну цепочку «верблюд — лев — ребенок». Верблюд — наследник традиций и идеалов, именно на их основе он осуществляет свой путь. Он не создает эти ценности самостоятельно, а только накапливает их — так же, как животное накапливает воду. На этой стадии человек ведом, но только так он пока способен совершенствоваться. Когда этот процесс ему надоедает, верблюд становится львом — он сомневается и отрицает прежние ценности. При этом лев по-прежнему не может создавать свои, разница между верблюдом и львом только в том, каким образом традиция на них влияет. Рождение сверхчеловека Заратустра описывает буквально — после животных появляется ребенок. Ребенок создает новые смыслы в процессе игры, абсолютно свободный от оков прежних знаний. Сверхчеловеку не нужно подчиняться нормам морали, его существование гораздо выше и сложнее привычного человеку уклада, а сам он просто не помещается в общественные рамки.
Если рассуждать об этом в рамках идеи (а именно так и рассуждали нацисты), то получается следующее: есть элита, которой можно всё; и есть все остальные, чья жизнь не важна. Тогда сверхчеловеком может стать ариец, получив при этом право создавать новый мир любым способом.
Но сверхчеловека пока еще нет. Есть только философы и свободные духом люди, готовые пережить новый закат. У сверхчеловека нет расы, веры, социального положения или гендера — у него всегда есть только он сам.«Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?»
И если по форме макет сверхчеловека может быть применен к любой идеологии, то по сути он отрицает существование идеологии как таковой. Нет никаких привычных шаблонов, которые мы могли бы приложить к нему, потому что он всегда неизмеримо больше.
Описать такое сложно, соответствующая мера длины (она же ценности) не создана — сверхчеловеку это будет не нужно, он каждый раз делает выбор сам. Но Ницше способен это почувствовать — в хаотичном, природном, неподвластном объяснении — именно в дионисийском и кроется сверхпотенциал.
«Я призываю вас не к работе, а к борьбе. Я призываю вас не к миру, а к победе. Да будет труд ваш борьбой и мир ваш победою!»
Главная черта сверхчеловека — воля к власти, главное его стремление — борьба. Ницше много рассуждает о борьбе и неравенстве, о необходимости отказаться от морали рабов и стремлении к господской морали. Решительная деятельность Третьего рейха кажется проявлением воли к власти, аморальность взглядов — подтверждением господского положения нацистов.
«Но самым опасным врагом, которого ты можешь встретить, будешь всегда ты сам; ты сам подстерегаешь себя в пещерах и лесах».
Заратустра говорит о борьбе не внешней, а внутренней.
Прежде всего о борьбе с самим собой. Поэтому воля к власти — не желание и возможность подчинить себе другого, а созидание себя, борьба со своим личным демоном — духом тяжести.
«Но когда Заратустра остался один, говорил он так в сердце своем: „Возможно ли это! Этот святой старец в своем лесу еще не слыхал о том, что Бог мертв“».
О смерти Бога Ницше писал еще в «Веселой науке» (1882), именно с этого высказывания начинается критика христианской морали. С точки зрения нацистской идеологии это доказательство священности воли, ведь сверхчеловек, по мнению Заратустры, должен будет занять место умершего Бога. Отныне не существует понятий о добре и зле, существует только сверхчеловек и его выбор.
Значит, можно отказаться от предыдущих норм и создать собственные — те, которые станут новым законом и новой религией. Сам Ницше даже называет притчу о Заратустре пятым евангелием.
Часто исследователи описывают смерть Бога как следствие прогресса — индустриальный мир XX века сильно изменился, и теперь ему нужны новые ориентиры. Христианство мыслящего и свободного человека уже не удовлетворяет, и во многом потому, что религия тормозит развитие науки и искусства. У насилия появляется оправдание, так как в этом есть цель и необходимость — мир просто не может стоять на месте.
Ницше как будто презирает Бога за то, что тот сделал человека рабом. Но на самом деле в этом высказывании нет ничего личного — только констатация факта. Сама по себе концепция не кажется ему негативной или неверной — он даже писал о святости и ценности божественного идеала. Он понимает, насколько сильно человек опирается на идею Бога, и предупреждает об опасности возникшей пустоты:
«Бог мертв: но такова природа людей, что еще тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень».
Он презирает не Бога, а человека. Того, кто убил в себе созданного Бога, испугался права свободного выбора (парадоксально, но ведь первоначальная христианская идея базировалась именно на выборе), предпочтя свалить ответственность на своего кумира.
Человек взвешивает поступки с помощью весов добра и зла — и именно поэтому поступки теряют смысл и ценность, они перестают быть выбором. Даже жизнь перестает быть его выбором — отсюда мораль рабов, которые не хотят и не могут изменить свое положение, для которых происходящее — закон жизни.«Для игры созидания нужно, мои братья, священное „да“ для жизни: своей воли хочет теперь дух».
Получается, что Ницше всё время пишет о свободе и выборе. Сверхчеловек у него — созидатель и индивидуалист. Тот, кто стремится к самосовершенствованию и преодолению себя. Люди не равны, но и путь у каждого из них свой — и потому самый правильный. Идеология нацизма же полностью противоречит замыслу Ницше: она отрицает свободу человеческой жизни, сводит ее к почти коллективизму (ведь ценности у всех одни) и существует за счет разрушения, а не созидания.
Сложно серьезно рассуждать о философии Ницше и игнорировать пятно безумия на его биографии. Это первый (и главный) аргумент против серьезных попыток осмысления идей философа. Когда-то умные мысли действительно со временем путаются и начинают противоречить себе — и дело уже не только в грубой фальсификации Элизабет Фёрстер.
Но что, если воспринимать Ницше не как ученого-филолога, а как творца, балансирующего между созидательной деятельностью и попытками осмыслить ее природу? В таком случае придется снова столкнуться с проблемой родства гениальности и безумства. Задуматься о Ван Гоге, Роберте Шумане, Эмили Дикинсон и многих других.
Творчество с точки зрения психиатрии исследуется давно — можно вспомнить о введении специального термина «патография» Юлиусом Мебиусом, распространении исследовательско-исторических сборников (как, например, труд Мишеля Фуко или советский журнал «Клинический архив гениальности и одаренности») или даже о случаях из врачебной практики, массово и художественно распространенных (помните «Человека, который принял жену за шляпу» Оливера Сакса?).
Сегодня можно размышлять об этом и при просмотре кино. Свежий пример — «Кошачьи миры Луиса Уэйна» (правда, в оригинале это The Electrical Life of Louis Wain), которые привлекают потенциального зрителя не только темой котиков.
Рассуждать, будто такая связь обязательна, конечно, глупо — это самый настоящий софизм. В истории культуры найдется много талантливых личностей, о психическом состоянии которых нам либо ничего неизвестно, либо известно достаточно, чтобы не сомневаться — никакого безумства.
Можно задаться вопросом: насколько такой талант яркий — может быть, истинных гениев не так уж и много? Но ответ не понадобится, если цель — определить, есть ли смысл прислушиваться к Ницше.
Еще в 2012 году исследователь креативности из Гарварда Шелли Карсон (как и многие после нее) обнаружила, что у безумия и гениальности действительно есть общая черта, называемая когнитивной расторможенностью. Это невозможность разделять мысли и явления на нужные и ненужные. Она основная причина возникновения хаоса в сознании и основной источник творчества.
Когнитивная расторможенность — не единственная черта из тех, что формируют мысле-инструмент гения. Вот почему не все гении безумны и не все безумцы — гении. А если применить это к Ницше, то не слишком претенциозно будет выглядеть такой вывод: безумие может являться следствием самой его гениальности (хотя это даже больше, чем неточно!), но никак не высказанных гениальных мыслей.
Значит, сопоставлять высказывания здорового Ницше и Ницше-безумца нечестно по отношению к философу как личности.
Как будто безумие — цена истины, к которой так или иначе удалось прикоснуться. Примерно так рассуждал и сам Ницше, полностью осознающий свою болезнь:
«Великий поэт черпает только из своей реальности — до такой степени, что наконец он сам не выдерживает своего произведения…»
Но проблема в толковании всё равно интуитивно ощущается (что это, если не дионисийский подход?) — и даже если признаться, что невозможно проверить, понял ли кто-нибудь Ницше полностью (как и сам автор статьи, в конце концов), ясно, что какая-то общая, семантическая ошибка в подходе к толкованию есть.
И ошибка эта не в Ницше, а в нас самих. Получается, что именно в сознании исследователя кроется проблема.
Здоровое желание психики найти форму для любой сути как будто бы отдаляет нас от осознания идей философа — тогда как концепция сверхчеловека также свободна, как и он сам. Свобода от определений и толкований означает, что мысль существует сама по себе, и только так должна быть воспринята.
Не нужно отвечать на вопрос: если не антисемит, то кто тогда? Как и на вопрос, был ли Ницше феминистом или шовинистом. Как и на многие другие вопросы. Ясно только одно — идеи Ницше действительно сформулированы для всех и ни для никого, они созидательны для личности и опасны для общества. Философия свободы приближает человека к совершенной форме индивидуализма и творчества, но может стать оружием какой угодно идеологии. И нацизм в этом случае — самый яркий и кроваво-известный пример. А сколько еще их может быть? Научиться не делить людей на «маленьких и больших, негров и бледнолицых, краснокожих и голубых» и воспринимать их в акте свободного творчества, такими, какие они и есть, — сложно, иногда просто невозможно. Но если танцующий философ и должен нас чему-то научить, то именно этому. Может быть, только описанный им сверхчеловек действительно способен на такой подвиг. Хотя опять же: не попробуешь — не узнаешь.
Объяснение сверхчеловека: значение ницшеанского «сверхчеловека»
Какой была бы лучшая версия «ты»? И что нужно сделать, чтобы стать этой версией? Кроме того, что на самом деле означает «лучший»? По каким стандартам вы судите себя? Означает ли лучшая версия вас самую быструю, самую сильную, самую добрую, самую забавную, самую умную, самую артистичную, самую сострадательную, самую дисциплинированную версию? Или из всех возможных ценностей, которые вы могли бы воплотить, какие-то важнее или «лучше», чем другие?
Именно нормативные вопросы, подобные этим, исследовал на протяжении всей своей работы блестящий философ XIX века Фридрих Ницше, особенно с его характером сверхчеловека, что означает «сверхчеловек», «сверхчеловек» или «запредельный человек».
Что такое сверхчеловек?
Сверхчеловек — это ницшеанское видение того, кем каждый из нас мог бы быть, если бы мы не так увязли в устаревших религиях и морали.
Для Ницше сверхчеловек — это существо, способное полностью утверждают жизнь: тот, кто говорит «да» всему, что встречается на его пути; существо, способное быть своим собственным определителем ценности; ваяйте их характеристики и обстоятельства в прекрасное, наделенное силой, восторженное целое; и реализовать свой окончательный потенциал, чтобы стать теми, кем они являются на самом деле .
Фотография Ницше, сделанная Густавом-Адольфом Шульце, 1882 г.XIX века Ницше неоднократно предупреждает нас, что современность находится в кризисе.
Бог умер
После просветления и разделения церкви и государства по всей Европе Ницше отмечает, что христианство не имеет того авторитета или легитимности, которые оно когда-то имело. На самом деле Бог мертв. А это значит, что все построенное на Боге, включая всю западную систему ценностей, обречено на крах.
Беда в том, что многие этого еще не осознали. Как мы обсуждаем в нашем коротком пояснении к печально известному заявлению Ницше «Бог мертв», многие во времена Ницше встречали упадок христианства пожиманием плечами или даже ликованием.
Ницше считал, что это неправильные реакции.
Хотя Ницше не является поклонником христианства, он признает, что устранение его ценностей опасно. Христианство, каким бы ущербным оно ни было, по крайней мере обеспечивает некоторую структуру и смысл жизни людей. Он предлагает не просто набор ценностей, а механизм преодоления страданий.
Разрушение христианских ценностей — разрушение механизма выживания — и как люди будут терпеть существование? Как они выдержат зияющую бездну бессмысленности? Как они справятся с неизбежной болью и страданиями, с которыми должны столкнуться все люди, живущие несовершенной смертной жизнью?
Последний человек
Ницше опасался, что если мы не будем осторожны, смерть Бога приведет к глубокому нигилизму.
Признавая западные ценности (происходящие от христианства) беспочвенными, но не заменяя их чем-либо заранее, мы неизбежно заканчивали тем, что хоронили нашу экзистенциальную тоску глубоко внутри. Мы выбираем свою судьбу из одного из следующих: обманывать себя ложными убеждениями, впадать в безвозвратную депрессию или отвлекать себя пустыми занятиями и бессмысленными развлечениями.
Ницше характеризует это затруднительное положение в своей работе 1883–1885 годов «Так говорил Заратустра», представляя нам разрушительный набросок апатичного, поверхностного, рассеянного человечества:
Вот! Я покажу тебе Последнего Человека… Земля стала маленькой, и на ней скачет Последний Человек, который все делает маленьким… Немного яда время от времени: это производит приятные сны. И много яда напоследок, для приятной смерти. Они до сих пор работают, ибо работа — это развлечение. Но они следят, чтобы развлечения их не утомили… Никаких пастухов и одно стадо. Все хотят одного и того же, все одинаковы: кто думает иначе, тот добровольно идет в сумасшедший дом.
.. «Мы нашли счастье», — говорят Последние Люди и моргают.
Итак, какое решение? Как нам не стать Последним Человеком? Как после смерти Бога нам не скатиться в глубокий нигилизм, не отупляя себя бессмысленными развлечениями и не вводя себя в заблуждение (теперь явно ложными) религиями и безосновательной моралью?
Сверхчеловек: определите свои собственные ценности
Войдите в сверхчеловека Ницше, альтернативное будущее человечества, где нам не нужно полагаться ни на какие стандарты ценностей, кроме наших собственных .
Идея сверхчеловека заполняет пустоту, оставленную смертью Бога. Бросая вызов нигилизму, она создает новую основу для ценности.
Однако со своим сверхчеловеком Ницше не просто хочет заменить загнивающих, нездоровых христианских ценностей; он хочет предоставить шаблон для радикального улучшения .
Одна из главных проблем Ницше с христианскими ценностями заключается в том, что они стремятся к тому, что он называет «аскетическим идеалом»: отрицанию внутренних побуждений или желаний, которые мы не можем не иметь (например, в отношении пищи или секса) во имя « добродетель’.
Это подавление, это изобретение «греха» психологически нездорово и ведет к постоянному чувству вины и ненависти к себе.
Ницше считает, что таким образом мы должны отказаться от понятий «греха» и аскетизма и перестроить наши системы ценностей более здоровыми, жизнеутверждающими способами. Как он отмечает в своей работе 1889 года «Сумерки идолов:
».Церковь борется со страстями, отсекая их во всех смыслах: ее техника, ее «лекарство» есть кастрация . Оно никогда не спрашивает: «Как можно желание одухотворить, украсить, обожествить?»
Сверхчеловек Ницше, напротив, задает такие вопросы . А в своей работе 1882 года «Веселая наука» Ницше дает ранний набросок того, как можно ответить на такие вопросы:
«Придать стиль» своему персонажу — великое и редкое искусство! Его практикуют те, кто исследует все сильные и слабые стороны, которые может предложить их природа, а затем вписывает их в художественный план, пока каждое из них не предстанет как искусство и разум, и даже слабости не радуют глаз.
Оцените сильные и слабые стороны своего персонажа. Слабости не нужно скрывать или подавлять, советует Ницше: они являются частью вас и могут казаться красивыми, если формировать их по определенному «художественному замыслу». Он продолжает:
Здесь добавлена большая масса второй природы; там была удалена частичка первой натуры — оба раза благодаря долгой практике и ежедневной работе над ней. Здесь таится безобразное, что не могло быть устранено; там оно переосмысливается в возвышенное. Многое из смутного и сопротивляющегося формированию сохранено и использовано для дальних взглядов — оно должно манить к далекому и необъятному.
С помощью работы мы можем превратить себя во что-то прекрасное, где даже уродливые, нежелательные, неизменные части нас самих можно использовать для придания интриги, мистики, глубина .
Таким образом, целью самодисциплины должно быть не самобичевание, ненависть к себе или подавление — как Ницше полагает, что это часто бывает в аскетических религиозных традициях, — а скорее самостилизация и мастерство .
Не отказ от наших желаний, не отрицание побуждений и сил, составляющих нашу жизнь, а сублимация, ваяние и направление их в психологически здоровое и прекрасное творение, эстетическое целое. Когда Ницше заканчивает отрывок:
В конце концов, когда работа завершена, становится ясно, как именно сила единого вкуса управляла и формировала все великое и маленькое…
Ибо, полагает Ницше, именно живя в соответствии с независимым эстетическим , а не внешним «этическим» стандартом, люди могут по-настоящему реализовать свой потенциал. Как он классно заявляет в своей работе 1872 года «Рождение трагедии» (обычно убедительное заявление, которое фигурирует в нашем списке лучших цитат Ницше):0003
Только как эстетическое явление бытие и мир вечно оправданы .
Übermensch: человек стал Богом
Объявляя о смерти Бога, Ницше спрашивает: «Не слишком ли велико для нас величие этого деяния? Не должны ли мы сами стать богами только для того, чтобы казаться достойными этого?» Сверхчеловек — это ответ на этот вопрос: он человек, ставший богом .
Вместо того, чтобы смотреть внешне, Сверхчеловек — его собственный определитель стоимости. Он превосходит мелкие потребности «человека» и выходит за пределы иллюзий, чтобы жить и радоваться здесь и теперь жизни на Земле. Он утверждает свой собственный характер и обладает силой и мужеством, чтобы сказать «да» всем жизненным радостям и всем жизненным невзгодам.
Знакомство с Ницше и его 5 величайшими идеями
BY PHILOSOPHY BREAK
★★★★★
Узнать больше
Таким образом, хотя некоторые популярные интерпретации ницшеанской концепции сверхчеловека говорят, что она намекает на своего рода высшее человеческое раса — как это трагически сложилось, например, у нацистов — это скорее самопреодоление, чем обязательное преодоление других людей. Как выразился философ Джейкоб Голомб в своем эссе 2013 года « Воля к власти » (которое фигурирует в «Оксфордском справочнике Ницше»):
Сверхчеловек Ницше — это тот, кто использовал эту силу, чтобы сублимировать свои естественно конфликтующие влечения в единое и подлинное целое; это тот, кто преодолел свою собственную «человеческую, слишком человеческую» природу; а не тот, кто пытается буквально победить других людей, как это было бы в самых поверхностных интерпретациях.
Как может появиться сверхчеловек?
Ницше рассматривает сверхчеловека как потенциальную конечную точку человечества. Однако стать сверхчеловеком далеко не гарантировано. Гораздо проще и гораздо более вероятно, что после смерти Бога мы впадаем в нигилизм и становимся Последним Человеком. В прологе «Так говорил Заратустра» (который фигурирует в нашем списке лучших книг Ницше и о нем) Ницше пишет:
Человек — это веревка, закрепленная между животным и Übermensch — веревка над пропастью.
Итак, как мы можем стать сверхчеловеком, а не поддаться последнему человеку Ницше?
В «Так говорил Заратустра» Ницше возлагает бремя на нас как на личностей. Он заставляет Заратустру проповедовать процесс самопреодоления: мы должны сбросить цепи религии и морали. Мы должны придать стиль нашим персонажам и вести себя как поэты своей жизни, а не как члены запуганного, апатичного стада. Каждый из нас должен переоценить наши ценности до стать теми, кто мы есть на самом деле .
Заратустра заявляет:
Я учу вас Сверхчеловеку . Человек — это то, что нужно преодолеть. Что вы сделали, чтобы победить его?
И, учитывая, что это очень личный проект : тот, в котором мы должны определить и утвердить наши собственные ценности и вылепить наши собственные, уникальные внутренние побуждения во что-то завершенное в их собственном подлинном пути , не существует единого размера — универсальное решение.
Не каждый может стать Шекспиром, Наполеоном или Вагнером — фигурами, которые, хотя и не совсем соответствовали стандарту «сверхчеловека», Ницше восхищал и поддерживал как примеры великих личностей, могущественно организовавшихся вокруг единой цели, единого вкуса и способствовавших человечеству в каким-то образом. Действительно, как советует Заратустра:
У тебя свой путь, у меня свой. Что касается правильного пути, правильного пути, единственного пути, его не существует.
Каково эстетическое видение, вокруг которого вы могли бы организовать себя, чтобы реализовать свой наибольший потенциал?
Олицетворяет ли сверхчеловек какие-либо общие ценности?
В то время как Übermensch не столько о типе или природе конкретных желаний, побуждений или ценностей, сколько о том, как они утверждаются, формируются и обожествляются индивидуумом, у которого они есть , возможно, есть некоторые общие ценностные принципы, которые мы можем вывести из картины Ницше.
Действительно, кажется, что такие ценности, как независимость, самореализация, личное освобождение, самоопределение , психологическая полнота и здоровье , наиболее заметны в ницшеанском сверхчеловеке.
Ницше стремился культивировать такие ценности в своем собственном образе жизни, путешествуя в одиночестве по швейцарским Альпам, как он это делал, и записывая важные прозрения, которые он испытал, находясь там.
Предположительно, именно во время такого прозрения на склоне горы он осознал, что нам не нужны обещания загробной жизни, чтобы найти радость существования на Земле, заявив через Заратустру:
Übermensch станет смыслом земли! Умоляю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о сверхземных надеждах! … Вот, я учу вас Übermensch: он и есть эта молния, он и есть это безумие! … Вот, я пророк молнии и тяжелая капля из облака: но молния эта называется Уберменш .
На Земле нет жизни, кроме этой, — и, согласно проповеди Заратустры о вечном возвращении (см. наше краткое объяснение вечного возвращения здесь), это жизнь, которая будет повторяться снова и снова в вечности. Так что же можно посоветовать, кроме как стать лучшей версией того, кто вы есть, принять все, что встречается на вашем пути, радоваться каждому моменту?
Сверхчеловек возможен или даже желателен?
Загадочный характер «Так говорил Заратустра», произведения, в котором Ницше в основном говорил о сверхчеловеке, означает, что оно открыто для многих интерпретаций и оставляет нам ряд вопросов.
Например: как вы думаете, способно ли человечество на то, что Ницше называет «самопреодолением», стать существом, подобным сверхчеловеку? Более того, как бы выглядел мир сверхчеловека? Реалистично ли счастливое общество, наполненное независимыми, самоопределяющимися сверхчеловеками?
Кроме того, допустимы ли все человеческие «драйвы»? А как насчет наших стремлений к жестокости? Как мы можем направить их в положительное русло? Как сделать жестокость красивой? Является ли взращивание наших жизней и характеров так, чтобы они были красивыми как «эстетический пакет», важнее, чем, скажем, борьба за справедливость? Должны ли мы действительно стремиться жить эстетически, а не этично?
Всего за 6 дней вы поймете философию Ницше
Чтобы глубже изучить эти вопросы и общую философию Ницше, ознакомьтесь с нашим введением в курс Ницше, который доставляет материалы прямо на ваш почтовый ящик в течение 6 дней.
Мы выделяем лучшие и наиболее неправильно понятые идеи Ницше — от перспективизма и рабской морали до сверхчеловека и воли к власти — и выясняем, почему именно Ницше постоянно меняет взгляды людей и, возможно, изменит ваши собственные.
Прочтите отзывы и узнайте, подходит ли вам курс, нажав на баннер ниже прямо сейчас.
Введение в Ницше и его 5 величайших идей
BY PHILOSOPHY BREAK
★★★★★
Узнать больше
Философия Ницше Сверхчеловек Сверхчеловек Так говорил Заратустра
Между очень многими вмешательствами его сестры Элизабет а также учитывая искажения его работы, которые связанных с нацистской эпохой, трудно получить истинное картина Фридриха Ницше и его философского наследия. На самом деле он начал писать Так говорил Заратустра в
февраля 1883 года, но зародыш идеи, лежащей в его основе,
развивается в его уме в течение каких-то восемнадцати месяцев.
В Эссе
Homo рассказывается, как эта идея пришла ему в голову в августе 1881 г.
и осталась в беременности. Когда он действительно начал писать на основе
по своей первоначальной идее Ницше чувствовал, что он на самом деле вдохновлено — как одна из самых интригующих цитат из Ecce
Homo предполагает:
«Слушают, но не ищут; берут — делают не спрашивай, кто дает; мысль вспыхивает, как молния, приходит по необходимости и неуклонно сформированный» .
Его фундаментальное утверждение заключалось в том, что традиционные ценности (представленные прежде всего христианством) утратили свою силу в жизни отдельных лиц. Он выразил это в своем воззвании «Бог мертв.»Поскольку Бог мертв, Ницше видит необходимость появление Übermensch , Сверхчеловека или Супермена, кто заменит Бога.
Цитаты Сверхчеловека или Сверхчеловека, присутствующие в «Так говорил Заратустра», включают:
Когда Заратустра пришел в соседний город, лежащий на опушке леса, он нашел много людей, собравшихся вместе на рыночной площади; ибо было обещано, что будет канатоходец.
И Заратустра так говорил народу:
» Я учу вас сверхчеловеку . Человек — это то, что нужно победить. Что вы сделали, чтобы победить его?
«Все существа до сих пор создали что-то сверх себя; и вы хотите быть отливом этого великого потока и даже вернуться к зверям, а не победить человека? Что обезьяна человеку? Посмешище или мучительное смущение …И человек будет для сверхчеловека именно этим: посмешищем или мучительным смущением. Вы прошли путь от червя к человеку, и многое в вас еще червь. Когда-то вы были обезьянами, да и теперь человек больше обезьяна, чем любая обезьяна.
«Тот, кто из вас мудрее, тоже всего лишь конфликт и нечто среднее между растением и призраком. Но приказываю ли я вам стать призраками или растениями?
«Вот, я учу вас сверхчеловеку. Сверхчеловек есть смысл земли. Да скажет воля ваша: сверхчеловек будет смыслом земли! Умоляю вас, братья мои, оставайтесь верными земле , и не верьте тем, которые говорят вам о потусторонних надеждах!Ядотворцы они, знают ли они это или нет.
Ненавидящие жизнь они, разлагающиеся и отравляющие себя, от которых земля устала: так пусть идут .
«Когда-то грех против Бога был величайшим грехом, но Бог умер, и эти грешники умерли вместе с ним. Грешить против земли теперь самое страшное дело, и чтить внутренности непознаваемого выше смысла Земля.
Из Книги 1, Пролог Заратустры, 3
и
Заратустра, однако, взглянул на народ и изумился. Тогда он сказал так:
«Человек — это веревка, натянутая между зверем и сверхчеловеком — веревка над пропастью. Опасный переход, опасный путь, опасный оглядывание, опасный трепет и остановка.
«В человеке велико то, что он мост, а не конец: что можно любить в человеке, так это то, что он увертюра и идущий под .
«Я люблю тех, кто не умеет жить, кроме как идти ко дну, ибо они переходят дорогу.
«Я люблю великих презирателей, потому что они великие почитатели и стрелы тоски по другому берегу.
«Я люблю тех, кто сначала не ищет за звездами причины, чтобы уйти под землю и быть жертвой, но которые жертвуют собой ради земли, чтобы земля когда-нибудь стала землей сверхчеловека.
«Я люблю того, кто живет, чтобы знать, и кто хочет знать, чтобы сверхчеловек мог когда-нибудь жить. И поэтому он хочет погибнуть.
«Я люблю того, кто работает и изобретает, чтобы построить дом для сверхчеловека и подготовить для него землю, животных и растения: ибо таким образом он хочет погибнуть.
«Я люблю того, кто любит свою добродетель, ибо добродетель — это воля к гибели и стрела стремления.
«Я люблю того, кто не удерживает ни капли духа для себя, но хочет быть всецело духом своей добродетели: так он шагает по мосту как дух.
Из Книги 1, Пролог Заратустры, 4
Контекст, в котором Сверхчеловек или Супермен должен рассматриваться как таковой подразумевается предыдущими работами Ницше. Он утверждал, что все поведение человека мотивируется волей к власти.
В своем положительном
смысле, воля к власти есть не просто власть над другими, а
власть над собой, необходимая для творчества. Супермены
те, кто победил человека — т. е. индивидуальное «я» — и
сублимировал волю к власти в важное творчество.Супермены — создатели «высшей морали», отражающей сила и независимость того, кто свободен от всего значения, кроме тех, которые он считает действительными. Такая сила проявляется в самостоятельности, творчестве и оригинальности.
Ницше видел в Сверхчеловеке ответ нигилистическому отказ от всех религиозных и моральных принципов, которые следствие широко распространенного признания того, что Бог мертв. Супермен является образцом истинного человечества.
Хотя он прямо отрицал существование Сверхчеловека или Супермена. возникшего, он упоминает нескольких лиц, которые могли служить модели. Среди этих моделей он перечисляет Сократа, Иисуса, Юлия Цезарь, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Шекспир, Гёте и др. Наполеон.
Философские концепции Ницше часто касались
с областями, которые попали в сферу интересов зарождающейся школы
экзистенциализма и привлек особое внимание многочисленных
мыслителей, писателей и теологов, которые сами были широко
интересовался экзистенциализмом.

Это лишь подобие человека, с человекоподобными чертами лица, находящееся в духовном отношении гораздо ниже, чем зверь. В душе этих людей царит жестокий хаос диких необузданных страстей, неограниченное стремление к разрушению, примитивная зависть, самая неприкрытая подлость. Одним словом, недочеловек».
После того, как в антисемитской корреспонденции мне повстречалось даже имя Заратустры, мое терпение иссякло — теперь я занял глухую оборону против партии Твоего супруга. Эти проклятые антисемитские дурни не смеют прикасаться к моему идеалу!!»
Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка. В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель».

.. «Мы нашли счастье», — говорят Последние Люди и моргают.

