Как умирали Чарльз Дарвин и Фридрих Ницше
В издательстве «РИПОЛ классик» выходит «Книга мертвых философов» Саймона Кричли, описывающая жизнь (и смерть) более 200 величайших мыслителей в истории человечества. Публикуем два отрывка из этого абсурдного и трагического гида по мировой философии — о том, как Чарльз Дарвин перед смертью описывал повадки земляных червей, а Фридрих Ницше сходил с ума от сифилиса.
Чарльз Дарвин (1809-1882)
Последняя книга Дарвина, опубликованная за год до его смерти, называлась «Разложение плесени овощей под действием земляных червей и наблюдения за их повадками». Несмотря на название, книга была отлично принята, к удивлению и радости Дарвина, и даже обогнала по продажам «Происхождение видов». Как утверждает Джон Боулби, благодаря внимательности, упорству и теоретическому складу ума, характеризовавшим все его работы, Дарвин смог показать, что вся наша экосистема зависит от деятельности простейших земных существ.
Разумеется, Дарвин заинтересовался червями прежде, чем стать для них кормом. Судя по всему, ближе к концу жизни он уже ждал смерти и считал кладбище возле своего дома в Дауне, графство Кент, «милейшим местом на земле». В последний год жизни Дарвин чувствовал усиливающуюся усталость и жаловался, что у него нет сил заняться единственным, что приносит ему удовольствие, — каким-нибудь многолетним исследованием.
Жизнь стала утомлять Дарвина. Пережив сердечный приступ и ежедневно борясь с приступами стенокардии, он признавался, что совершенно не боится умереть. Вопреки своим пожеланиям, Дарвин не стал кормом для червей даунского кладбища. Знаменитого агностика (этим неологизмом Томас Гексли описал религиозные взгляды Дарвина) похоронили с пышной церковной службой, и сейчас он лежит в Вестминстерском аббатстве рядом с Исааком Ньютоном.
Фридрих Ницше (1844-1900)
Много и даже, пожалуй, слишком много было написано о припадке Ницше, случившемся в Турине в января 1889 года, его последующем «безумии» и наступившей через одиннадцать лет смерти. Большинство догадок о безумии Ницше включают в себя роль его сестры Элизабет Ферстер-Ницше, вернувшейся в Германию после попытки создать арийскую колонию Nueva Germania в Парагвае.
Муж Элизабет покончил с собой в 1889 году, и колония потерпела финансовый крах.
Элизабет была ярой антисемиткой, не слишком приятным человеком и вдобавок скомпрометировала себя искажением и редактированием истории болезни брата. Она настаивала, что безумие Ницше вызвано умственным истощением от постоянного интеллектуального труда. Элизабет так и не признала, что припадок философа был последствием сифилитической инфекции, которую он подхватил в 1865 году в борделе в Кельне, еще будучи студентом. Позже, в 1867 году в Лейпциге он прошел курс лечения. Впрочем, течение болезни Ницше было типичным для сифилиса, начиная с 1871 года и постепенной потери дееспособности, заканчивая припадком в 1889 году (третичный сифилис был СПИДом XIX века).
Единственной странностью был промежуток времени между припадком и смертью (кстати, Рихард Вагнер считал, что болезнь Ницше вызвана слишком частой мастурбацией, и великий композитор был столь любезен, что даже сообщил поставленный им диагноз врачу Ницше).
После возвращения в Германию Ницше поместили под опеку Отто Бинсвангера, дяди известного экзистенциального психолога Людвига Бинсвангера, на труды которого в свою очередь сильно повлиял Хайдеггер. Отто Бинсвангер был невероятно трудолюбивым врачом, и несмотря на то что Ницше в последние годы не был признанным философом, он изучал его работы, чтобы лучше понимать своего пациента.
Бинвсвангер дипломатично называл состояние Ницше прогрессирующим параличом. Однако в медицинской карте философа всплывали куда более нелицеприятные подробности. Похоже, Ницше был копрофагом и получал удовольствие от поедания собственных испражнений, а также пил свою мочу.
Однажды между Ницше и Бинсвангером произошел весьма трогательный диалог. Философ улыбнулся врачу и попросил: «Пожалуйста, дайте мне здоровья». Элизабет была настолько одержима сокрытием правды о брате, что, судя по всему, организовала кражу его медицинской карты, содержимое которой стало известно лишь после ее смерти в 1935 году (на ее похоронах присутствовал Гитлер).
В работах «безумного» Ницше часто недооценивают болезненную иронию и пародию на самого себя. Стоит ли принимать всерьез название его псевдоавтобиографии, Ecce Homo? Это слова, которые Понтий Пилат сказал высеченному и униженному Христу. Нет ли в названии глав вроде: «Почему я так мудр?», «Почему я так умен?», «Почему я пишу такие хорошие книги?», «Почему я являюсь роком?» — определенного легкомыслия? Не достойна ли улыбки его фраза: «Для того чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни»?
В письме от 6 января 1889 г., адресованном историку Якобу Буркхардту, после получения которого другу и бывшему коллеге Ницше по Базелю Францу Овербеку пришлось отправиться за ним в Турин, Ницше пишет:
«Дорогой господин профессор, в конце концов, меня в гораздо большей степени устраивало бы быть славным базельским профессором, нежели Богом; но я не осмелился зайти в своем личном эгоизме так далеко, чтобы ради него поступиться сотворением мира». Нечто подобное можно было бы предположить и об отношении Ницше к христианству.
Ecce Homo заканчивается следующей фразой: «Поняли ли меня? — Дионис против Распятого…» (1). Впрочем, затяжная война Ницше с христианством не привела к тому, чтобы христиане считали его вероотступником. Напротив, он отмечает, что истинные христиане всегда были к нему расположены. Будто в подтверждение его тезиса, Роуэн Уильямс, архиепископ Кентерберийский, написал о «безумии» и смерти Ницше стихотворение, заканчивающееся следующими словами:
At night he roared; during the day, My voice Is not nice, he would whisper. White, Swollen, his skull drowned him like a stone, His breath, at the end, the sound Of footsteps on broken glass (2).
Как довольно двусмысленно заметил Ницше: «Некоторые люди рождаются на свет посмертно».
_____________
Примечания
(1) Перевод Ю.М. Антоновского
(2) По ночам он рычал. Днем же тихо шептал: ≪Мой голос так слаб≫. Он был бел, он опух. Череп тянул его вниз, как камень утопленника. А дыхание перед смертью звучало, как звук шагов по битому стеклу.
Перед смертью, когда безумие окончательно затопило его разум, он называл себя Дионисом и Распятым: Ницше сделал все лучшее, на что был способен, и не его вина, что мир не смог его понять
Фридрих Ницше — пожалуй, одна из самых противоречивых и заметных фигур своего времени, тот, чья философия не была признана при жизни, но после смерти повлияла на мировоззрение целого поколения. Ниспровергатель идолов человечества, выступающий против общественной морали, религии, призывая искать спасения и силы лишь в себе самом — нашел ли ее в себе сам? Нет, говорят биографы великого философа, указывая на факты его жизни: Ницше не был женат, не имел детей, его личную жизнь нельзя назвать счастливой, имел сложные отношения с родной сестрой, вообще специфически относился к женщинам — он автор знаменитой фразы: «Идешь к женщине — возьми с собой плеть». Но главная трагедия его жизни — это тяжелая болезнь, мучившая его с юности и ставшая затем причиной его трагической смерти.
Ницше на портрете Эдварда Мунка
…Гений у Ницше был неотделим от болезни, тесно с нею переплелся, и они развивались вместе — его гений и его болезнь, — а с другой стороны, еще и тем, что для гениального психолога объектом самого беспощадного исследования может стать все, что угодно — только не собственный гений.
Т. Манн
Несправедливость и грязь бросают они вослед одинокому; но, брат мой, если хочешь ты быть звездою, ты должен светить им, несмотря ни на что!
Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»
Болезнь Ницще: факты и домыслы
Ницше в возрасте 17 лет
О том, чем же болел Ницше, до сих пор ведутся споры среди поклонников и исследователей его творчества, но однозначного ответа на этот вопрос нет. Известно, что уже с 18 лет он мучился от сильных головных болей, которые к 30 годам стали невыносимыми, к ним добавилась почти полная слепота и бессонница. Также он страдал проблемами с желудком, вероятно, еще с тех пор, как во время службы в армии санитаром переболел тяжелой дизентерией и дифтеритом. Свои головные боли Ницше лечил хлоралгидратом, что, вероятно, еще более усугубляло его психическое состояние. Известно лишь, что именно в самые тяжелые годы своей жизни Ницше писал свои самые сильные произведения, преодолевая трудности, как тот Сверхчеловек, которого он сам и вывел как идеал для подражания в своей философии.
Однако сам себя Ницше не считал Сверхчеловеком, определяя себе место между прошлым и будущим, которое еще не наступило, в своеобразном Чистилище.
Ницше на фотографии 1875г
Вот, что писал сам Фридрих Вильгельм Ницше о том периоде жизни:
«…В тридцать шесть лет я опустился до самого низшего предела своей витальности— я ещё жил, но не видел на расстоянии трёх шагов впереди себя. В то время — это было в 1879 году — я покинул профессуру в Базеле, прожил летом как тень в Сан-Морице, а следующую зиму, самую бедную солнцем зиму моей жизни, провёл как тень в Наумбурге. Это был мой минимум: «Странник и его тень» возник тем временем. Без сомнения, я знал тогда толк в тенях… В следующую зиму, мою первую зиму в Генуе, то смягчение и одухотворение, которые почти обусловлены крайним оскудением в крови и мускулах, создали «Утреннюю зарю». Совершенная ясность, прозрачность, даже чрезмерность духа, отразившиеся в названном произведении, уживались во мне не только с самой глубокой физиологической слабостью, но и с эксцессом чувства боли.
Среди пытки трёхдневных непрерывных головных болей, сопровождавшихся мучительной рвотой со слизью, я обладал ясностью диалектика par exellence, очень хладнокровно размышлял о вещах, для которых в более здоровых условиях не нашёл бы в себе достаточно утончённости и спокойствия, не нашёл бы дерзости скалолаза».
В 1889 году у Ницше случился первый депрессивный срыв, который, впрочем, можно было принять за обычную меланхолию. В 1899 году он впал в окончательное безумие и до самой смерти в 1900 году разум больше не вернулся к великому философу.
Существует версия, будто бы Ницше умер от последней стадии сифилиса, который подхватил от женщин легкого поведения, где якобы был частым клиентом. Однако, против этого говорят те факты, что, во-первых, Ницше излечился от болезни, по крайней мере, ее видимых симптомов. Во-вторых, есть предположение, что безумие было наследственным: от похожего недуга и в том же возрасте скончался отец великого философа, а через некоторое время спустя — и его младший брат.
Однако, исследователь биографии Ницше Р. Дж. Холлингдейл опровергает эту версию, обращая внимание, что отец Ницше, пастор, страдал эпилепсией, а затем получил апоплексический удар после травмы головы и скончался скоропостижно, при вскрытии было выявлено размягчение части его мозга. Но в пользу этой теории говорит наличие психических заболеваний и у других родственников Ницше. Третий аргумент против нейросифилиса — на последней стадии этого заболевания происходит полный распад мозга, паралич и слабоумие, а Ницше и будучи больным играл сонаты Бетховена, чем немало удивлял друзей.
Кроме того, симптомы его последней болезни были схожи и с биполярным расстройством, и с проявлением опухоли головного мозга, эпилепсии в ее церебральной форме, лобно-височной деменции. Но есть еще одна версия современных психиатров, что болезнью Ницше была шизофрения. На это указывает явная противоречивость его идей, которые порой делают невозможным существование друг друга, о чем пойдет речь далее. Также есть еще одна версия, скорее конспирологическая, что в смерти Ницше поучаствовали представители религии, для которой философ был едва ли не главным врагом в то время, да и сейчас, уже после смерти, продолжает вредить.
Читатели работ Ницше, написанных в последние годы его жизни, начиная с 1880 года и произведения «Человеческое, слишком человеческое» с трудом удерживались от соблазна приписать эти труды его безумию, что было бы, несомненно, самым простым путем, слишком похожим на самоуспокоение. При этом важно знать, как сам Ницше относился к своей болезни, сопровождавшей его с самого детства: он был благодарен ей, считал, что она сыграла решающую роль в его духовном развитии: «Только болезнь привела меня к разуму»? — писал гениальный философ, — «Болезнь — это всегда ответ, который приходит, когда мы хотим усомниться в своем праве на свою задачу, когда мы так или иначе пытаемся облегчить ее для себя». Его принцип состоял в том, что нужно жить, а не лечиться.
Его идеи, на первый взгляд, кажутся противоречащими друг другу. «Человек — то, что должно превзойти» призывает, казалось бы, к саморазвитию, и в то же время принять свою судьбу, жить с ней он считает достойным испытанием. Собственное страдание он обратил себе на службу, исследуя его, а вместе с ним человеческий дух, обретающий силу, проходя через испытания.
Он, однако же, отвергает идею бренности тела и очищения души от всего дурного, ведь это останавливает саму жизнь. Тело — это движитель жизни, в нем заключена та самая «воля к могуществу».
Его страдание было необходимым условием его творчества, и он не пытался избавиться от него, оставаясь собой. Это придает ему сходство с мучениками христианской веры, которая вдохновляла его в детстве, но затем была им решительно отвергнута, и которую он высмеивал и ниспровергал вместе с человеческой моралью. И в то же время он исповедовал дионисийские идеи, радость жизни и наслаждение ею.
Такое противоречие само по себе способно вызвать головную боль при попытке понять его даже у подготовленного читателя. Это предпосылки к тому, что случится позже, когда, будучи безумным, он скажет о себе: «Я Дионис» и «Я Распятый». Как мы помним, Дионис погиб от безумия, но не своего — был растерзан сумасшедшими женщинами-вакханками, Распятый же сознательно принес себя в жертву человечеству. В Ницше было и то, и другое: он и принес себя в жертву, и сдался безумию, болезни.
Противоречива и жестока его идея Мифа о вечном возвращении: «пусть всякий будет готов бесконечное число раз прожить одну и ту же жизнь». Но жизнь эту человек изменить не может, он волен лишь принять свою судьбу, поэтому вечное возвращение видится поистине ужасным. Победа над собой, по мнению Ницше, заключается в способности принять жизнь такой, какая она есть, без жалости к себе, слабости и стыду — тому, что он называл ресентиментом. Эта победа и означала отдаться своей Воле, которую он называл «волей к власти».
Еще одним важным фактором, влияющим на его болезнь, было неприятие его работ общественностью, как ни странно, но это было важно для великого философа. Казалось бы, он был гордецом, каких поискать, даже, по утверждению психиатров, страдал бредом величия, и в то же время был зависим от оценки его работы. Зависим настолько, что осуждение внушало ему мрачные мысли, отчего состояние его ухудшалось, и он с удвоенной силой принимался бороться, уже не только с болезнью, но и с неприятием себя миром, попав в замкнутый круг этой бесконечной гонки.
В таком состоянии тяжелейшего душевного угнетения и обострения физической болезни, на пределе сил, он писал свою работу, которую сам считал сильнейшей и важнейшей по значимости для человечества: «Так говорил Заратустра». Книга будто действительно вышла из-под пера восточного мудреца, она преисполнена какого-то безумного восторга и нечеловеческой радости жизни, заражающей и очаровывающей читателя. Перед смертью, когда безумие окончательно затопило его разум, Ницше называл себя Дионисом и Распятым, писал странные письма и произносил пылкие, но бессвязные речи, пел, танцевал и лихорадочно двигался.
Ницше накануне смерти, 1899 год
После смерти Ницше случилось то, чего бы он, пожалуй, хотел меньше всего для своего наследия. Его сестра, Элизабет Ницше-Фёрстер, была замужем за ярым антисемитом Бернардом Фёрстером, чье мировоззрение великий философ откровенно не одобрял. Сестра же прониклась взглядами своего мужа, из-за чего между ней и Ницше возник разлад. К концу жизни, будучи уже полностью безумным, Фридрих Ницше оказался на ее попечении до самой своей смерти.
Его беспомощность дала Элизабет возможность действовать по своему усмотрению: она самостоятельно издавала его работы, будучи их редактором, и убрала из них все эпизоды, где он отзывался о ней плохо, также она издала «Волю к власти», что не была закончена при жизни великого философа, на основании разрозненных черновиков книги.
Но худшим для Ницше стало то, что в 1930 году Элизабет поддержала идеи нацистов, она лично беседовала с Адольфом Гитлером и передала ему книгу «Так говорил Заратустра», которая вместе с «Майн Кампф» была торжественно возложена в склеп Гинденбурга, и затем эта работа стала одним из столпов нацистской идеологии. Той, которую сам Ницше ненавидел и презирал при жизни. Сама Элизабет получила от Гитлера награду за заслуги перед отечеством в виде пожизненной премии. Несомненно, что в разговоре с нацистским лидером она повернула все так, что Ницше был предвестником идеологии национал-социализма, а его Сверхчеловек — не что иное, как представитель белой расы, совершенное во всех смыслах создание.
Если спросить любого обывателя, имел ли отношение Ницше к нацизму — многие ответят утвердительно, кто-то скажет, что был одним из идеологов, а некоторые представят себе образ юного и романтически настроенного солдата Третьего Рейха, проливающего кровь где-то в окопе на карманный томик «Заратустры». Так злосчастный и великий философ повторил судьбу Христа, чьи идеи, изначально добрые и воодушевляющие, были многократно искажены и послужили основанием для столь злых деяний, как крестовые походы и костры инквизиции. Что ж, Ницше сделал все лучшее, на что был способен, и не его вина, что мир не смог его понять.
Источник – psychosearch.
Фридрих Ницше | Биография, книги и факты
Фридрих Ницше
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 15 октября 1844 г.
Германия
- Умер:
- 25 августа 1900 г. (55 лет)
Веймар
Германия
- Известные работы:
- «За гранью добра и зла»
«Эксе гомо»
«Человеческий, слишком человеческий»
«К генеалогии морали»
«Рождение трагедии»
«Веселая наука»
«Воля к власти»
«Так говорил Заратустра»
«Несвоевременные размышления»
- Известные члены семьи:
- сестра Элизабет Фёрстер-Ницше
- Предметы изучения:
- философия искусства
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Почему Фридрих Ницше важен?






Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»









Фридрих Ницше был немецким философом, который стал одним из самых влиятельных современных мыслителей. Его попытки разоблачить мотивы, лежащие в основе традиционной западной религии, морали и философии, глубоко затронули поколения теологов, философов, психологов, поэтов, романистов и драматургов.
Каким было детство Фридриха Ницше?
Дом Фридриха Ницше был оплотом лютеранского благочестия. Его отец, Карл Людвиг Ницше, был пастором и умер до того, как Ницше исполнилось пять лет. Фридрих провел большую часть своей молодости в семье, состоящей из пяти женщин: его матери Франциски; его младшая сестра Элизабет; его бабушка по материнской линии; и две тетки.
Где учился Фридрих Ницше?
В 1864 году Фридрих Ницше поступил в Боннский университет, чтобы изучать теологию и классическую филологию. В 1865 году он перешел в Лейпцигский университет. За годы, проведенные в Лейпциге, Ницше открыл для себя философию Артура Шопенгауэра, познакомился с великим оперным композитором Рихардом Вагнером и завязал дружбу на всю жизнь с коллегой-классиком Эрвином Роде.
Что писал Фридрих Ницше?
«Так говорил Заратустра » (1883–1885 гг.) была первым подробным изложением зрелой философии Фридриха Ницше и шедевром в его карьере. Ему уделялось мало внимания при его жизни, но после его смерти его влияние было значительным как в искусстве, так и в философии. Другие работы включали Сумерки идолов , Антихрист и Ecce Homo .
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Фридрих Ницше (родился 15 октября 1844, Рёкен, Саксония, Пруссия [Германия] — умер 25 августа 1900, Веймар, Тюрингия), немецкий классик, философ и культуролог, ставший одним из самым влиятельным из всех современных мыслителей. Его попытки разоблачить мотивы, лежащие в основе традиционной западной религии, морали и философии, глубоко затронули поколения теологов, философов, психологов, поэтов, романистов и драматургов. Он продумывал последствия триумфа секуляризма Просвещения, выраженные в его замечании о том, что «Бог мертв», таким образом, что это определило повестку дня для многих самых знаменитых интеллектуалов Европы после его смерти.
Первые годы
Дом Ницше был оплотом лютеранского благочестия. Его дед по отцовской линии опубликовал книги в защиту протестантизма и добился церковного положения суперинтенданта; его дед по материнской линии был сельским священником; его отец, Карл Людвиг Ницше, был назначен пастором в Рёккене по приказу короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV, в честь которого был назван Фридрих Ницше. Его отец умер в 1849 году, не дожив до пятого дня рождения Ницше, и большую часть своей ранней жизни он провел в семье, состоящей из пяти женщин: его матери Франциски, его младшей сестры Элизабет, его бабушки по материнской линии и двух теток.
В 1850 году семья переехала в Наумбург на реке Заале, где Ницше посещал частную подготовительную школу Domgymnasium. В 1858 году он был принят в Schulpforta, ведущую протестантскую школу-интернат Германии. Там он преуспел в учебе и получил выдающееся классическое образование. Окончив его в 1864 году, он отправился в Боннский университет изучать теологию и классическую филологию. Несмотря на попытки принять участие в общественной жизни университета, два семестра в Бонне закончились неудачей, главным образом из-за ожесточенных ссор между двумя его ведущими профессорами-классиками, Отто Яном и Фридрихом Вильгельмом Ричлем. Ницше искал убежища в музыке, написав ряд произведений под сильным влиянием Роберта Шумана, немецкого композитора-романтика. В 1865 году он перешел в Лейпцигский университет, присоединившись к Ричлю, который принял там назначение.
Ницше процветал под опекой Ричля в Лейпциге. Он стал единственным студентом, когда-либо публиковавшимся в журнале Ритчля, Rheinisches Museum («Рейнский музей»). Он начал военную службу в октябре 1867 года в кавалерийской роте артиллерийского полка, получил серьезную травму груди, садясь на лошадь в марте 1868 года, и возобновил учебу в Лейпциге в октябре 1868 года, находясь в длительном отпуске по болезни в армии. За годы, проведенные в Лейпциге, Ницше открыл для себя философию Артура Шопенгауэра, познакомился с великим оперным композитором Рихардом Вагнером и завязал дружбу на всю жизнь с коллегой-классиком Эрвином Роде (автором
Годы Базеля (1869–1879)
Когда в 1869 году в Базеле (Швейцария) освободилась должность профессора классической филологии, Ричль с беспримерной похвалой рекомендовал Ницше. Он не защитил ни докторскую диссертацию, ни дополнительную диссертацию, необходимую для получения немецкой степени; тем не менее Ричль заверил Базельский университет, что он никогда не видел никого подобного Ницше за 40 лет преподавания и что его таланты безграничны. В 1869 году Лейпцигский университет присвоил докторскую степень без экзаменов или диссертации на основании опубликованных им сочинений, а Базельский университет назначил его экстраординарным профессором классической филологии. В следующем году Ницше был произведен в ординарные профессора.
Ницше получил разрешение служить санитаром-добровольцем в августе 1870 года, после начала франко-германской войны.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
В те ранние годы в Базеле созрела амбивалентная дружба Ницше с Вагнером, и он использовал любую возможность, чтобы навестить Рихарда и его жену Козиму. Вагнер ценил Ницше как блестящего апостола-профессора, но все возрастающая эксплуатация Вагнером христианских мотивов, как в «Парсифале » (1882), в сочетании с его шовинизмом и антисемитизмом оказались выше сил Ницше. К 1878 году разрыв между двумя мужчинами стал окончательным.
Первая книга Ницше, Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik (1872; Рождение трагедии из духа музыки ), ознаменовала его освобождение от атрибутов классической науки. Это скорее спекулятивная, чем экзегетическая работа, в которой утверждалось, что греческая трагедия возникла в результате слияния того, что он называл аполлоническим и дионисийским элементами — первое представляло меру, сдержанность и гармонию, а второе — необузданную страсть, — и что сократовские рационализм и оптимизм определили смерть греческой трагедии. Заключительные 10 разделов книги — это рапсодия о возрождении трагедии из духа музыки Вагнера. Поначалу встреченный гробовым молчанием, он стал предметом жарких споров со стороны тех, кто принял его за обычный труд классической науки. Несомненно, это была «работа глубокого творческого прозрения, оставившая в тылу ученое поколение трудящихся», как выразился британский классик Ф.М. Корнфорд писал в 1912. Он остается классикой в истории эстетики и по сей день.
Запросив и получив больничный, Ницше в 1877 году обустроил дом с сестрой и своим другом Петером Гастом (Иоганн Генрих Кёзелиц), а в 1878 году свой афористический Menschliches, Allzumenschliches ( Human, All-Too-Human ) появился. Поскольку его здоровье неуклонно ухудшалось, он оставил свою профессорскую кафедру 14 июня 1879 года и получил пенсию в размере 3000 швейцарских франков в год в течение шести лет.
Неврологическое заболевание Фридриха Ницше
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст) PubMedPMIDAbstract (текст) CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию:
Невозможно загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Эл.
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день
Который день? воскресеньепонедельниквторниксредачетвергпятницасуббота
Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed
Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
. 2008 март; 108 (1): 9-16.
D Хемельсоет 1 , К. Хемелсоет, Д. Девриз
принадлежность
- 1 Отделение неврологии, Факультет медицины и здравоохранения, Университетская больница Гента, Гент, Бельгия.
dimitri.hemelsoet@ugent.be
- PMID: 18575181
D Hemelsoet et al. Акта Нейрол Белг. 2008 март
. 2008 март; 108(1):9-16.
Авторы
D Хемельсоет 1 , К. Хемелсот, Д. Девриз
принадлежность
- 1 Отделение неврологии, Факультет медицины и здравоохранения, Университетская больница Гента, Гент, Бельгия. dimitri.hemelsoet@ugent.be
- PMID: 18575181
Абстрактный
Фон: Фридрих Ницше (1844-1900), один из самых глубоких и влиятельных философов современности, с самого детства страдал сильной мигренью. В 44 года у него случился психический срыв, закончившийся слабоумием с полной физической зависимостью из-за инсульта. С самого начала слабоумие Ницше приписывалось нейросифилитической инфекции. В последнее время этот предварительный диагноз стал спорным.
Задача: Использовать исторические отчеты и оригинальные материалы, включая переписку, биографические данные и медицинские документы, для документирования клинических характеристик болезни Ницше и, используя эту патографию, для обсуждения ранее предложенных диагнозов, а также для предоставления и поддержки новой диагностической гипотезы.
Материалы: Оригиналы писем Фридриха Ницше, описания родственников и друзей, медицинские описания. Были исследованы оригинальные немецкие источники. Также были проанализированы биографические статьи, опубликованные в медицинских журналах.
Полученные результаты: Ницше страдал мигренью без ауры, начавшейся в детстве. Во второй половине жизни страдал психическим заболеванием с депрессией. В последние годы у него развилось прогрессирующее снижение когнитивных функций, которое закончилось глубоким слабоумием с инсультом. Он умер от пневмонии в 1900 году. Семейный анамнез включает возможное психическое заболевание, связанное с сосудами, у его отца, который умер от инсульта в 36 лет.
Выводы: Болезнь Фридриха Ницше состояла из мигрени, психических расстройств, снижения когнитивных функций с деменцией и инсульта. Несмотря на распространенное мнение, что нейросифилис вызвал болезнь Ницше, доказательств в поддержку этого диагноза недостаточно. Церебральная аутосомно-доминантная артериопатия с подкорковыми инфарктами и лейкоэнцефалопатией (CADASIL) объясняет все признаки и симптомы болезни Ницше. Это исследование добавляет новые элементы к дебатам и спорам о болезни Ницше. Мы обсуждаем прежние диагнозы, комментируем историю диагностической ошибки и впервые объединяем медицинские проблемы Ницше.
Похожие статьи
Фридрих Ницше и его болезнь: нейрофилософский подход к самоанализу.
Перогамврос Л., Перриг С., Богуславски Дж., Яннакопулос П. Перогамврос Л. и соавт. J Hist Neurosci. 2013;22(2):174-82. doi: 10.1080/0964704X.2012.712825. J Hist Neurosci. 2013. PMID: 23586545
Безумие Диониса — шесть гипотез о болезни Ницше.
Теньи Т. Теньи Т. Психиатр Хунг. 2012;27(6):420-5. Психиатр Хунг. 2012. PMID: 23429336
Психическое заболевание Фридриха Ницше — общий паралич душевнобольных против лобно-височной деменции.
Орт М, Тримбл МР. Орт М. и др.
Acta Psychiatr Scand. 2006 декабрь; 114 (6): 439-44; обсуждение 445. doi: 10.1111/j.1600-0447.2006.00827.x. Acta Psychiatr Scand. 2006. PMID: 17087793
Расстройство Турина: патографии Ницше и медицинские обоснования.
Энрикес РП. Энрикес РП. Сьен Сауд Коле. 2018 Октябрь; 23 (10): 3421-3431. дои: 10.1590/1413-812320182310.25602016. Сьен Сауд Коле. 2018. PMID: 30365861 Обзор. английский, португальский.
Нейропсихиатрические проявления при CADASIL.
Chabriat H, Bousser MG. Чабриа Х. и др. Диалоги Clin Neurosci. 2007;9(2):199-208. doi: 10.31887/DCNS.2007.9.2/hchabriat. Диалоги Clin Neurosci. 2007. PMID: 17726918 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Клиническая вариабельность церебральной аутосомно-доминантной артериопатии с подкорковыми инфарктами и фенотипом лейкоэнцефалопатии у двух братьев и сестер из большой семьи с одинаковой мутацией.