сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру
Центральными персонажами гоголевской повести «Невский проспект» являются Пискарев и Пирогов. Данные персонажи являются полными противоположностями друг другу, поэтому возникает вопрос: «Почему Пискарев и Пирогов оказались героями одной повести?».
Но как раз-таки то, что Пискарев и Пирогов являются героями-антиподами, и становится идейным центром всей гоголевской повести. Ответом на поставленный выше вопрос могут послужить слова литературного критика В.Г. Белинского: «Пискарев и Пирогов – какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований!». В.Г. Белинский подчеркивает, что передать весь смысл повести помогает тот самый контраст, создаваемый образами Пирогова и Пискарева.
Действительно, начало истории Пискарева и начало истории Пирогова совпадает. Оба героя идут по Невскому проспекту и видят привлекательных девушек, после чего Пискарев идет за брюнеткой, а Пирогов – за блондинкой.
Н.В. Гоголь показывает, что два персонажа оказываются в одинаковом положении. Пискареву и Пирогову понравились девушки. Однако Пискарев действительно испытывал к незнакомке какие-то чувства, а Пироговым руководили пошлость и разврат.
В повести показано, что Пискарев и Пирогов по-разному смотрят на мир. Пирогов привык из любой ситуации, которая происходит в его жизни, находить выгоду. Он привык жить в соответствии с низшими порывами души и не привык мечтать и думать о чем-то возвышенном. Пискарев, наоборот, стремится к изменению общества и всего мира к лучшему. Он живет в соответствии с возвышенными мечтами, все больше и больше питаясь созданными в сознании иллюзиями.
Пискарев и Пирогов совершенно по-разному реагируют на произошедшее в их жизни. Если Пирогов равнодушно относится к тому, что ему не удалось добиться блондинки, то Пискарев не может выдержать одну только мысль о том, что он не сможет быть счастлив рядом со своей возлюбленной. Съев пирожки, Пирогов забывает о случившейся ситуации и продолжает жить, как прежде. Пискарев, который не в силах жить в реальном мире, совершает самоубийство. Н.В. Гоголь показывает, что разные характеры и разное отношение к жизни приводят людей к разным результатам и последствиям. Комичность Пирогова диаметрально противоположна трагичности Пискарева. История Пирогова становится настоящим анекдотом, а история Пискарева – настоящей трагедией.
Анализируя данные образы, оказывается очевидным ответ на поставленный выше вопрос. Если бы Н.В. Гоголь описывал бы только историю Пискарева или только историю Пирогова, то смысл был бы понят неправильно. Автор повести, без сомнения, не идеализирует Пирогова, но он не идеализирует и Пискарева, который путал иллюзии и реальность. Демонстрируя противоположные образы, Н.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Сравнительная краткая характеристика Пискарева и Пирогова в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»
Творчество Н. В. Гоголя невозможно представить без повести «Невский проспект», вошедшей в цикл «Петербургские повести». Начало всему положили наброски петербургского пейзажа писателем в 1831 году. Незамысловатый сюжет начинается с описания проспекта в Петербурге в разное время суток. Далее происходит знакомство читателя с молодыми людьми: поручиком Пироговым и художником Пискаревым.
История с Пискаревым
Изучение повести должно строиться на сопоставлении этих образов. Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается уже с первых строк. Цель молодых людей — поволочиться за гуляющими по проспекту дамами. Художнику-романтику хочется влюбиться, он выбирает брюнетку и идет за ней. Однако, поднявшись и войдя с нею в дом, он вдруг отрезвляется и с ужасом понимает, что это публичный дом, а прекрасная незнакомка – проститутка.
Пискарев не может принять, что девушка небесной красоты оказывается всего лишь падшей женщиной, находится в грязном заведении и ведет пошлые разговоры. Ошарашенный юноша мчится домой, долго приходит в себя, но тут за ним присылают карету. Оказывается, дама просит его приехать. Пискарев попадает на бал. Брюнетка прекрасна и грациозна. Они пытаются поговорить, но девушка постоянно исчезает. Пискарев долго ее ищет, но найти не может. И тут просыпается… Это было во сне.
С тех пор юноша не находит покоя, все время представляя девушку своей возлюбленной. Однажды он все же находит дом незнакомки и в беседе с нею пытается объяснить ей весь ужас ее положения, рисует перед ней картину счастливой семейной жизни. Однако она не понимает его и даже насмехается. Обиженный и удрученный, Пискарев уходит, а через неделю его обнаружат в собственном доме с перерезанным горлом. На похоронах нет его товарища Пирогова. Таким образом, сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова осуществляется на анализе тех событий, которые с ними произошли.
История с Пироговым
Ведь и с Пироговым тоже произошла ситуация. Когда в тот злополучный вечер решил он приударить за блондинкой, то волей случая попал в дом одного немца, который в пьяном состоянии требовал отрезать себе нос. Сделать это должен был сапожник. Пирогов вмешивается и получает нагоняй. Он уходит, но назавтра возвращается, так как ему захотелось продолжить знакомство с блондинкой, которая оказалась женой немца. Его ухаживания заканчиваются тем, что сердитый муж и его друг сотворяют над ним такое зло, что автор об этом умалчивает. Взбешенный поручик обещает сослать немца в Сибирь, но очень быстро все забывает и продолжает жить прежней жизнью.
Жизненные цели
Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается с определения жизненных целей героев. Пирогов мечтает занять место под солнцем любым способом, поэтому не терзает себя мыслями о нравственности или любви. Вместо того чтобы размышлять, он живет в свое удовольствие. Гоголь сделал этого персонажа символом пошлости. Он интересуется модой и всем тем, что связано со светом. Единственное желание: быть вхожим в светское общество. Поверхностно он может судить о литературе и искусстве, но не потому, что это ему нравится или в этом разбирается, а потому, что говорить о высоком – признак хорошего тона. В принципе, жизненную цель имеют оба: Пирогов и Пискарев. Характеристика позиции Пирогова следующая.
Чин
Заветным желанием Пирогова является чин. Это для него пропуск в светлую и привольную жизнь. И уж очень Пирогов гордится собственным чином. Гоголь показывает, как должность заменяет человека. В Пирогове не осталось ничего порядочного. Он ведет себя нагло и презрительно с людьми, от кого не зависит, и раболепствует перед теми, кто выше него по званию. Высекание Пирогова, а точнее, его реакция на это действие – испытание его чести и достоинства. Гнев его быстро остыл, значит, никакого человеческого достоинства в нем не было. Иная писательская характеристика Пискарева. Пирогова состояние, его духовное оскудение показано в повести.
Художник полутонов, Гоголь противопоставляет героев и по освещению. Пирогов – герой дневной, Пискарев – вечерний. Дневной, то есть обыденный, серый. Таких, как Пирогов, много. Пискаревых мало. Это человек, который знает, что такое честь и достоинство, любовь и сострадание. Его цель проста и в то же время высока. Он хочет быть хорошим мужем, отцом и художником. По многим аспектам может быть проведена сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова: по отношению к женщинам, к жизни, по поведению в различных ситуациях.