это, определение слова, понятие. Что такое Неоплатонизм, значение, словарь, энциклопедия
Skip to Main Content Area
— религиозно-философский синтез античной философии, в центре которого — следующая иерархическая схема бытия: 1) Единое — высший первоисток всякого бытия, пребывающий превыше всякой мысли, которому невозможно дать никакое определение; 2) Ум — высший божественный светоносный Ум, объединяющий множество божественных умов или Идей, пребывающих в вечности над потоком времени и вне всяких изменений; лишь в экстатическом созерцании можно войти в мир этих умов и вместе с ними — в созерцание Единого; 3) Душа или Мировая Душа — высшее рождающее лоно всех индивидуальных человеческих и демонских душ, душ животных и разных бестелесных душ в мировых стихиях, а также богов низшего ранга; Мировая Душа по-своему разумна, но ее мышление качественно ниже, чем у Ума, и некоторые аспекты мышления Мировой Души воспроизводятся в философии; она же — динамическое и оживляющее началокосмоса, а в ее мышлении — источник идеальных прообразов всего созданного в телесном мире; 4) Космос — сферическое тело огромных размеров с многоплановой внутренней жизнью, низшим проявлением которой является биологическая жизнь; 5) Материя — нижний уровень мировой иерархии и предельная ступень распада на множественность любого мыслимого конкретного бытия. подвел итоги всего, что было создано тысячелетним развитием античной культуры, и выступил как оппонент христианства, поддержал традиционное язычество и проиграл в борьбе с христианской духовностью. Оказал большое влияние на раннехристианскую мысль, на философию Возрождения и на русскую религиозную философию.
Неоплатонизм
Большой словарь эзотерических терминов — редакция д.м.н. Степанов А.М
современное название одной их форм платонизма, разработанной в III в. н.э. Плотином и его последователями. Неоплатонизм, последняя фаза развития античной мысли, оставался главенствующей школой греческой философии вплоть до 2-й половины VI в. Это синкретическое, но вполне…
Неоплатонизм
Философский словарь
— философско-мистическое направление античной мысли 3-6 вв., соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону, пифагоризма и орфизма, идей халдейских оракулов и. ..
Неоплатонизм
Философский словарь
— последнее и самое влият. идеалистич. направление антич. философии 3—6 вв., возникшее на основе переработки учения Платона в духе эллинист.-римск. эклектизма и религ.-филос. синкретизма. Основателем Н. был александрийский платоник Аммоний Саккас. Неоплатоники стремились оживить…
Неоплатонизм
Философский словарь
— философско-мистическое направление античной мысли 3-6 вв., соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону, пифагоризма и орфизма, идей халдейских оракулов и…
Неоплатонизм
Философский словарь
— обширное философское направление конца античного мира (III-VI вв. н. э.), основным содержанием которого являлось учениеПлатона и Аристотеля в сплаве с элементами пифагорейства и стоицизма о диалектической триаде Единое-Ум-Душа с ее последующим применением к учению о космосе и. ..
Неоплатонизм
Философский словарь
Букв., «новый Платонизм» или Платоновская Школа. Эклектическая, пантеистическая школа философии, основанная в Александрии Аммонием Саккасом, во главе которой стоял его ученик Плотин (189-270 г. н.э.). Она стремилась примирить учения Платона и систему Аристотеля с восточной…
Неоплатонизм
Новейший философский словарь
НЕОПЛАТОНИЗМ — философско-мистическое направление античной мысли 3-6 вв, соединяющее восточные учения с греческой философией Н представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону, пифагоризма и орфизма, идей халдейских…
Неоплатонизм
Теософский словарь Е.П. Блаватской
Букв., «новый Платонизм» или Платоновская Школа. Эклектическая, пантеистическая школа философии, основанная в Александрии Аммонием Саккасом, во главе которой стоял его ученик Плотин (189-270 г. н.э.). Она стремилась примирить учения Платона и систему Аристотеля с восточной. ..
Поделиться:
Notice: file_put_contents(): write of 1 bytes failed with errno=28 No space left on device in /home/slinks/www/slinks/public/get_links.php on line 36
Warning: file_put_contents(): Only -1 of 1 bytes written, possibly out of free disk space in /home/slinks/www/slinks/public/get_links.php on line 36
это что такое? Философия неоплатонизма
Неоплатонизм как философия зародился в поздней античности, вошел в средневековую философию, философию Возрождения и оказал влияние на философские умы всех последующих веков.
Античная философия неоплатонизма
Если характеризовать неоплатонизм кратко, то это возрождение идей Платона в период Римского упадка (3 – 6 вв.). В неоплатонизме идеи Платона были преобразованы в учение об эманации (излучении, истечении) мира материального из Умного Духа, полагающего начало всему.
Если дать более полное толкование, то античный неоплатонизм – это одно из направлений эллинской философии, возникшей как эклектика учений Плотина и Аристотеля, а также учений стоиков, Пифагора, восточной мистики и раннего христианства.
Если говорить об основных идеях данного учения, то неоплатонизм – это мистическое познание высшей сущности, это последовательный переход от высшей сущности к низшей материи. Наконец, неоплатонизм – это освобождение человека посредством экстаза от тягот материального мира для истинно духовной жизни.
Виднейшими адептами неоплатонизма история философии отмечает Плотина, Порфирия, Прокла и Ямвлиха.
Плотин как основатель неоплатонизма
Родина Плотина – римская провинция в Египте. Он прошел обучение у нескольких философов, большую роль в его образовании сыграл Аммоний Саккас, у которого он учился одиннадцать лет.
В Риме Плотин сам стал основателем школы, которой он руководил двадцать пять лет. Плотин – автор 54 сочинений. Большое влияние на его мировоззрение оказал Платон, однако он был подвержен влияниям и других философов, греческих и римских, среди которых были Сенека и Аристотель.
Система мира Плотина
По учению Плотина, мир выстроен в строгой иерархии:
- Единое (Благо).
- Мировой Разум.
- Мировая Душа.
- Материя.
Полагая мир единым, он не считал, что вселенная во всех ее областях представляет собой одно и то же в одинаковой мере. Прекрасная Мировая Душа превосходит грубую материю, Мировой Разум превосходит Мировую Душу, а на высшей ступени превосходства стоит Единое (Благо), которое и является первопричиной прекрасного. Само же Благо, как считал Плотин, выше всего прекрасного, изливаемого им, выше всех высот, и заключает в себе весь мир, принадлежащий умному Духу.
Единое (Благо) – сущность, которая присутствует везде, она проявляется в Разуме, Душе и Материи. Единое, будучи безусловным Благом, облагораживает эти субстанции. Отсутствие Единого подразумевает отсутствие добра.
Приверженность человека злу обусловлена тем, как высоко он может взойти по ступеням лестницы, которая ведет к Единому (Благу). Путь к данной сущности лежит только через мистическое слияние с ней.
Единое как абсолютное Благо
В воззрениях Плотина на мироустройство доминирует идея единства. Единое возвышено над многим, первично в отношении многого и недостижимо для многого. Можно провести параллель между представлением Плотина о мироустройстве и социальным устройством Римской империи.
Отдаленное от многого получает статус Единого. Эта отдаленность от умного, душевного и материального мира есть причина непознаваемости. Если у Платона «единое – многое» соотносится как бы по горизонтали, то Плотин установил вертикаль в отношениях единого и многого (нижестоящих субстанций). Единое превыше всего, и потому недоступно для понимания нижестоящих Разума, Души и Материи.
Абсолют единства заключается в отсутствии в нем противоречий, противоположностей, необходимых для движения и развития. Единство исключает субъектно-объектные отношения, самопознание, стремления, время. Единое знает себя без познания, Единое пребывает в состоянии абсолютного счастья и покоя, и ему не надо ни к чему стремиться. Единое не связано с категорией времени, поскольку оно вечно.
Плотин трактует Единое как Благо и Свет. Само творение мира Единым Плотин обозначил эманацией (в переводе с латинского – течь, литься). В этом процессе творения-излияния оно не теряет целостности, не становится меньше.
Мировой разум
Разум – это первое, что сотворено Единым. Для Разума характерна множественность, то есть содержание множества идей. Разум двойствен: он одновременно и стремится к Единому, и отдаляется от него. При стремлении к Единому он находится в состоянии единства, при отдалении – в состоянии множественности. Познание свойственно Разуму, оно может быть как объектным (направленным на какой-то объект) так и субъектным (направленным на себя). В этом Разум тоже отличается от Единого. Однако пребывает он в вечности и там же познает самого себя. В этом сходство Разума с Единым.
Разум осмысливает свои идеи и синхронно творит их. От самых абстрактных идей (бытие, покой, движение) он переходит ко всем прочим идеям. Парадоксальность Разума у Плотина заключается в том, что он вмещает в себя идеи как абстрактного, так и конкретного. К примеру, идея человека как понятие и идея какого-то отдельного человека.
Мировая душа
Единое изливает свой Свет на Разум, при этом Свет не полностью поглощается Разумом. Проходя через Разум, он изливается далее и творит Душу. Своим непосредственным происхождением Душа обязана Разуму. Единое принимает в ее сотворении опосредованное участие.
Находясь на более низкой ступени, Душа существует вне вечности, она – причина возникновения времени. Как и Разум, она двойственна: в ней есть приверженность к Разуму и отвращение от него. Это существенное противоречие в Душе условно разделяет ее на две Души – высокую и низкую. Высокая Душа приближена к Разуму и с миром грубой материи не соприкасается, в отличие от Низкой Души. Находясь между двумя мирами (сверхчувственным и материальным), Душа таким образом связывает их.
Свойства Души – бесплотность и неделимость. Мировая Душа вмещает в себя все индивидуальные души, ни одна из которых не может существовать отдельно от других. Плотин утверждал, что любая душа существует еще до соединения с телом.
Материя
Замыкает мировую иерархию Материя. Изливающийся Свет Единого последовательно переходит от одной субстанции к другой.
По учению Плотина, Материя пребывает вечно, как вечно и Единое. Однако Материя является субстанцией сотворенной, лишенной самостоятельного начала. Противоречивость Материи заключается в том, что она создается Единым и противостоит ему. Материя – это угасающий Свет, преддверие тьмы. На рубеже меркнущего Света и наступающей тьмы всегда возникает Материя. Если Плотин говорил о вездесущности Единого, то, очевидно, оно должно присутствовать и в Материи. В противостоянии Свету Материя проявляется как Зло. Именно Материя, по Плотину, источает Зло. Но поскольку она лишь зависимая субстанция, то и Зло ее не равносильно Добру (Благу Единого). Зло Материи – только следствие недостатка Добра, обусловленного недостатком Света Единого.
Материи свойственно изменяться, но, претерпевая изменения, она сохраняет неизменность, в ней ничего не убывает и не прибывает.
Стремление к Единому
Плотин полагал, что нисхождение Единого во многое вызывает обратный процесс, то есть многое стремится взойти к совершенному единству, пытаясь преодолеть свой разлад и соприкоснуться с Единым (Благом), ведь потребность во благе свойственна абсолютно всему, в том числе и некачественной материи.
Осознанной тягой к Единому (Благу) отличается человек. Даже натура низменная, не мечтающая ни о каком восхождении, может однажды пробудиться, так как душа человека неотрывна от Мировой Души, связанной с Мировым Разумом своей возвышенной частью. Даже если состояние души обывателя таково, что более возвышенная часть ее задавлена низменной частью, разум может возобладать над чувственными и алчными желаниями, что даст возможность падшему человеку приподняться.
Однако настоящим восхождением к Единому Плотин считал состояние экстаза, при котором душа как бы выходит из тела и сливается с Единым. Это путь не мыслительный, а мистический, основанный на переживании. И только в этом высшем состоянии, по Плотину, человек может подняться до Единого.
Приверженцы учения Плотина
Ученик Плотина Порфирий, по завещанию своего учителя, упорядочил и издал его сочинения. Он стал известным в философии комментатором трудов Плотина.
Прокл в своих трудах развил идеи неоплатонизма предыдущих философов. Он большое значение придавал божественному озарению, считая его высшим знанием. Любовь, мудрость, веру он связывал с проявлением божества. Большой вклад в развитие философии внесла его диалектика Космоса.
Влияние Прокла отмечено в средневековой философии. Значение философии Прокла подчеркивал А.Ф. Лосев, отдавая дань тонкости его логического анализа.
Сириец Ямвлих прошел обучение у Порфирия и основал Сирийскую школу неоплатонизма. Как и прочие неоплатоники, он посвятил свои труды древней мифологии. Его заслуга в анализе и систематизации диалектики мифологии, а также в систематизации изучения Платона. Наряду с этим его внимание было приковано к практической стороне философии, связанной с культовыми обрядами, мистической практикой общения с духами.
Влияние неоплатонизма на философскую мысль последующих эпох
Ушла в прошлое эпоха античности, утратила актуальность и расположение властей языческая античная философия. Неоплатонизм не исчезает, он вызывает интерес христианских авторов (св. Августин, Ареопагит, Эриуген и др.), он проникает в арабскую философию Авиценны, вступает во взаимодействие с индуистским монотеизмом.
В 4 в. идеи неоплатонизма широко распространяются в византийской философии и проходят христианизацию (Василий Великий, Григорий Нисский). В позднем средневековье (14-15 вв.) неоплатонизм становится источником немецкой мистики (Мейстер Экхарт, Г. Сузо и др.).
Неоплатонизм Возрождения продолжает служить развитию философии. В нем воплощены идеи предыдущих эпох в комплексе: внимание к эстетике, красоте тела в античном неоплатонизме и осознание духовности человеческой личности в средневековом неоплатонизме. Учение неоплатонизма воздействует на таких философов, как Н. Кузанский, Т. Кампанелла, Дж. Бруно и др.
Видные представители немецкого идеализма 18 – начала 19 вв. (Ф.В. Шеллинг, Г. Гегель) не избежали влияния идей неоплатонизма. То же можно сказать и о русских философах 19 – начала 20 вв. В.С. Соловьеве, С.Л. Франке, С.Н. Булгакове и др. Следы неоплатонизма можно найти и в современной философии.
Значение неоплатонизма в истории философии
Неоплатонизм – это выход за рамки философии, так как философия предполагает разумное мировоззрение. Объектом же учения неоплатонизма является потустороннее, сверхразумное совершенство, приблизиться к которому возможно только в экстазе.
Неоплатонизм в философии – это вершина философии античности и преддверие теологии. Единое Плотина предвещает религию единобожия и закат язычества.
Неоплатонизм в философии – это сильнейшее воздействие на развитие философской и теологической мысли средневековья. Учение Плотина о стремлении к совершенному, система понятий его учения после переосмысления нашли свое место в западном и восточном христианском богословии. Многие положения философии неоплатонизма были необходимы христианским богословам, чтобы справиться с проблемой систематизации непростого вероучения христианства. Так сформировалась христианская философия, именуемая патристикой.
Неоплатонизм Определение и значение | Dictionary.com
- Верхние определения
- Викторина
- Примеры
- British
[Nee-Oh-Pley-n-Iz-Uhm]
/ ˌni oʊˈpleɪt nˌɪZ əm /
!
сущ.
Иногда неоплатонизм . философская система, возникшая в III веке н.э. Плотином, основанный главным образом на учении Платона и восточном мистицизме с более поздним влиянием христианства. Он утверждает, что все существование состоит из эманаций Единого, с которым душа может воссоединиться.
ВИКТОРИНА
ВСЕ ЗА(U)R ЭТОГО БРИТАНСКОГО ПРОТИВ. АМЕРИКАНСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ВИКТОРИНА
Существует огромное количество различий между тем, как люди говорят по-английски в США и Великобритании. Способны ли ваши языковые навыки определить разницу? Давай выясним!
Вопрос 1 из 7
Правда или ложь? Британский английский и американский английский различаются только сленговыми словами.
Происхождение неоплатонизма
Впервые записано в 1835–1845 гг.; нео- + платонизм
ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ НЕОПЛАТОНИЗМА
Ne·o·pla·ton·ic [урожденная-о-плюх-тон-ик], /ˌni oʊ pləˈtɒn ɪk/, прилагательноеNe·o·pla·to·nist, существительноеWords поблизости Неоплатонизм
неоплазия, новообразование, новообразование, неопластицизм, новообразование, неоплатонизм, неопопулист, неопрен, неопроимение, неоптолем, неопифагорейство
Dictionary. com Unabridged
На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023
Как использовать неоплатонизм в предложении
Соответственно этическая сторона этого учения имеет тот же негативный и аскетический характер, который мы наблюдали в неоплатонизме.
Британская энциклопедия, 11-е издание, том 9, часть 7|Разное
См. особенно статьи «Эволюция», «Неоплатонизм», «Гностицизм».
Британская энциклопедия, 11-е издание, том 9, часть 3|Разное
Неоплатонизм оказал сильное влияние на искусство врачевания.
Очерки греческой и римской медицины|Джеймс Сэндс Эллиотт
Но в настоящее время нельзя даже сказать, оказала ли еврейская философия религии какое-либо влияние на генезис неоплатонизма.
История догмы, том 1 (из 7)|Адольф Гарнак
И, по сути, варварство пришло на смену периоду расцвета неоплатонизма.
История догмы, том 1 (из 7)|Адольф Харнак
Британский словарь определений неоплатонизма
Неоплатонизм
Неоплатонизм
/ (ˌniːəʊˈpleɪtəˌnɪzəm) /
существительное
философская система, которая впервые была разработана в III в. включил его. Он доминировал в европейской мысли до 13 века и вновь возник в эпоху Возрождения
Производные формы неоплатонизма
Неоплатонизм (ˌniːəʊpləˈtɒnɪk), прилагательное, неоплатоник, существительное, прилагательноеАнглийский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издательство 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Что такое неоплатонизм? — Оккультная духовность
Если термин «неоплатонизм» вас озадачивает, не волнуйтесь, вы не одиноки. Платон? Философия? Древняя Греция? О Боже, пожалуйста, нет, вы можете подумать… Но пока не закрывайте эту страницу, потому что вы собираетесь обнаружить древнюю традицию, которая объединяет многие современные религиозные/философские/оккультные практики. И вы можете вздохнуть спокойно, поскольку мы познакомим вас со всей концепцией. Итак, что такое неоплатонизм? Если у вас есть такие энергичные умы, как у нас здесь, в The Cult Machine, вы будете рады узнать, что ответ на этот вопрос вызывает еще больше вопросов. И здесь все ответят.
Давайте сделаем это!
Изображение из Викимедиа
(Очень) краткий ответ о том, что такое неоплатонизм.
Неоплатонизм — это современный термин, придуманный для обозначения эпохи платоновской философии, охватывающей период от работ Плотина во 2 и веках н.э. до закрытия Афинской платоновской академии императором Юстинианом в 529 году н.э. это.
Теперь самое интересное…
(Очень) Длинный (Но Супер Интересный) Ответ
Чтобы понять, что такое неоплатонизм, мы должны сначала понять, откуда он взялся.
Итак…
Каково происхождение неоплатонизма?
Изображение из ВикимедиаТермин родился из-за необходимости отличать исторические доктрины Платона от доктрин Плотина, которые значительно эволюционировали от своего предшественника. Самым большим фактором расхождения двух доктрин является 600-летний разрыв между ними.
Ранние богословы признают немецкого теолога Фридриха Шлейермахера одним из первых мыслителей, которые рассматривали эти две доктрины как разные в начале XIX века. -й век. Однако некоторые не согласны. По словам платоника эпохи Возрождения Марсилио Фичино, философия Плотина является точной интерпретацией философии Платона.
Происхождение и история классического неоплатонизма
После смерти Плотина в классическом неоплатонизме было около 3 важных отдельных фаз. Эти фазы отражены/представлены в произведениях Порфирия, ученика Плотина; в работах Ямвлиха в его школе в Сирии; и эпоха между 5 -й -й и 6-й -й -й века н. э., когда академии в Афинах и Александрии процветали.
Эллинизм
Неоплатонизм черпает часть своей системы верований из древнегреческой философии и религии. Наиболее важными предшественниками были средние платоники, подобные Плутарху, и неопифагорейцы, которые придерживались догматов о том, что Бог находится за пределами логики, «сверхрационален» и может быть достигнут только через «экстаз». Они считали, что Бог был автором моральных, материальных и религиозных знаний .
Саккас
Аммоний Саккас был учителем Плотина. Многие ученые считают, что индийская философия сильно повлияла на философию Плотина, особенно через Аммония Саккаса. Это основано на сходстве с философией веданты для индуизма, которая обычно связана с нашей реальной природой, являющейся божественной, и что Бог является основной реальностью, существующей во всей полноте всего.
Плотин (Чувак, Мужчина, Легенда)
Изображение с WikimediaПлотин считается отцом неоплатонизма. Многое о его жизни можно узнать из рассказа Порфирия в его издании «Эннеад» Плотина. Философия Плотина распространяется через его метафизические сочинения. Некоторые отчеты христианских, исламских, еврейских и гностических метафизиков находятся под сильным влиянием философии Плотина. Это включает в себя идею монизма. Эта идея подразумевает, что реальность и все в ней можно проследить до единого источника.
Плотин учил о предшествующем существовании «Единого», который был высшим, трансцендентным и невыразимым . В Едином не было ни разделения, ни множественности, ни различия. Единое не может быть ни существующим элементом, ни полнотой всего.
Порфирий
Порфирию приписывают написание биографии Плотина. Он также известен своей решительной оппозицией христианству и приверженностью язычеству. Это было записано в 15 его книгах, именуемых Adversus Christianos ( Против христиан ). Порфирий также писал по астрологии, религии, философии и теории музыки.
Ямвлих
Изображение с WikimediaЯмвлих наиболее известен своим сборником по пифагорейской философии. Он задокументировал, что царство божественного простирается от Единого до материальной природы. Душа (nous) спустилась и была заключена в материю и стала «воплощаться» как люди.
Он учил, что мир представляет собой скопление сверхъестественных существ, влияющих на природные явления, обладающих и передающих знания о будущем.
Конечной целью Ямвлиха было спасение.
Идеология неоплатонизма
Система убеждений неоплатонизма задокументирована в «Эннеадах» Плотина. Будучи формой мистицизма, он включает в себя теоретическую и практическую части.
Теоретически пытается объяснить происхождение человеческой души и то, как она покинула первое состояние.
Фактически это намек на то, что есть способ, которым душа может еще раз вернуться к Вечному и Всевышнему.
Система включает в себя невидимый мир и феноменальный мир. У первого есть трансцендентное, абсолютное Единое, из которого исходит вечная, безупречная сущность (нус, или интеллект), которая, в свою очередь, порождает душу мира.
Единый
Первый принцип реальности Плотина — «Единый». Это относительно простое, но невыразимое понятие, которое является одновременно универсальным творческим источником и телеологическим концом всего. Нет имени, подходящего для первого начала, самые подходящие имена — «Единый» или «Благой».
Единое настолько чрезвычайно просто, что невозможно оспорить или, скорее, одобрить его существование или заключить, что оно есть существо. Кульминацией творческого начала всех вещей является представление, происходящее из шестой книги «Государства», когда Платон в своем знаменитом примере с солнцем говорит, что Добро находится за пределами силы и достоинства. Модель реальности Плотина подразумевает, что Единое является причиной всей реальности, которая принимает форму двух следующих друг за другом субстанций: Нус и Душа.
Эманации
Выясняется, что Единый излучал остальную вселенную последовательно в другие меньшие существа.
Демиург или Ноус
Изначально эманирует изначальное Бытие, ум, который является зеркальным отражением Единого и архетипом всего сущего. Это одновременно и бытие, и мысль, идея и идеальный мир.
Как образ, ноус безупречно соответствует Единому, но отличается, поскольку является производным.
Плотин понимает ум как высшую сферу, доступную человеческому разуму, но при этом чисто интеллектуальную.
Ноус — самый важный компонент идеализма. Демиург (нус) — это энергия, или эргон (выполняет работу), организующая материальный мир в восприятии.
Мир-душа
Мировая душа есть образ и продукт неподвижного ума, который Плотин называет нематериальным, как и ум. Его отношение к сознанию подобно отношению ума к Единому. Это мост, соединяющий разум и феноменальный мир, и он пронизан и освещен первым, хотя и находится в контакте со вторым.
Душа, как подвижная сущность, порождает телесный мир. Этот мир должен быть полностью пронизан душой, чтобы его различные части оставались в совершенной гармонии. Пока идея управляет материей или душа управляет телом, мир остается совершенным.
Небесная иерархия
Философы-неоплатоники, особенно Ямвлих, включали в себя сотни промежуточных существ, таких как боги, ангелы, демоны и другие, которые были посредниками между Единым и людьми. Неоплатонические боги демонстрируют совершенное поведение, в отличие от того, что изображается в мифах. Ознакомьтесь с иерархией ангелов.
Зло
Зло неоплатоники сравнивали с тьмой, которая существует не сама по себе, а только в отсутствие света. Поэтому они рассматривали зло как отсутствие добра. Все хорошо, пока оно существует; оно становится злом лишь постольку, поскольку оно несовершенно.
Изображение из ВикимедиаВозвращение к Единому
Неоплатоники верили, что люди могут достичь совершенства и счастья, находясь в этом мире. Они верили, что совершенство и счастье достижимы через философское созерцание.
Все люди возвращаются к Единому, откуда они произошли.
Неоплатоники верили в бессмертие ноуса и предсуществование. Они считали, что nous состоит из низшей иррациональной души и высшей разумной души (разума), обе из которых можно рассматривать как разные сущности одной души. Они считали, что душа обладает «транспортным средством», человеческим телом, в котором она выходит после смерти, чтобы присоединиться к Единому. После смерти тела душа занимает в загробной жизни уровень, соответствующий уровню, на котором она жила на земле.
Они верили в реинкарнацию. Они считали, что чистые и святые души обитают в высших областях, в то время как нечистые души проходят очищение, прежде чем снова спуститься, чтобы перевоплотиться в новых существ, возможно, в виде животных или других людей.
Порфирий считал, что человеческие души только перевоплощаются в людей, в отличие от Плотина, который считал, что можно перевоплощаться в обоих.
Любая душа, восшедшая к Единому, достигла единения с универсальной космической душой и больше не спускалась; по крайней мере, не в это мирское время.
Влияние
Раннее христианство
Августин
Центральные убеждения христианского теолога Августина Гиппопотама находились под влиянием неоплатонизма, когда он перешел от дуалистического манихейства к христианству.
Будучи манихеем, он верил, что зло существует само по себе, а Бог материален.
Он обратился к неоплатонизму. Его новая идеология убеждений заключалась в том, что зло было вызвано отсутствием добра и что Бог не был создан из материальной субстанции.
Августин был крещен в христианство почти 400 раз, поскольку он продолжал отступать к старой системе верований, которая преследовала его.
Большое влияние на него оказал неоплатонизм, который был большим препятствием для его христианства.
Ранние христиане, системы верований которых находились под влиянием неоплатонизма, отождествляли Единого с Яхве. Самым влиятельным из них был Ориген, ученик Аммония Саккаса; и автор VI века, известный как Псевдо-Дионисий Ареопагит. Иоанн Скот перевел свои произведения для Запада в 9 в.век. Оба оказали сильное влияние на восточное православие и западное христианство.
Гностицизм
Плотин был против веры гностиков в то, что Творец и сам Космос есть зло.
Неоплатоники, чья система верований основывалась на платонизме, резко осуждали гностицизм, клеветнический на платоновского демиурга, как обсуждалось в Темее.
Плотин считал, что гностицизм исказил первоначальное учение Платона. По его словам, Единый — это не сознательный бог с намерением и не существующая сущность любого рода, а скорее принцип тотальности.
Прочитайте эту статью о разнице между гностицизмом и герметизмом.
Византийское образование
Философы продолжали преподавать платонизм даже после разрушения Платоновской академии. Однако только в начале V века (ок. 410 г.) некоторыми ведущими неоплатониками в Афинах была основана обновленная академия (совершенно не связанная с первоначальной Академией). Он просуществовал до 529 г. н.э., прежде чем был закрыт Юстинианом I из-за активного язычества его профессоров. Однако другие школы сохранились в Константинополе, Антиохии и Александрии.
Исламский неоплатонизм
Неоплатонизм в исламской религии можно отнести к многочисленным доступным текстам. Тексты были написаны на греческом языке. Позже они были переведены на арабский язык, что сделало их доступными для исламских ученых.
Эти тексты оказались в распоряжении исламских ученых прежде всего потому, что мусульмане завоевали некоторые из наиболее важных центров византийской христианской цивилизации в Египте и Сирии.
Исламский неоплатонизм адаптировал основную концепцию Единого и Первоначала. Эта концепция основана на том, что Бог всемогущ, вездесущ и трансцендентен. Что он вне творения и что Бог не может быть изменен творением.
Еврейская мысль
Неоплатонизм оказал влияние на еврейских мыслителей, таких как каббалист Исаак Слепой и еврейский философ-неоплатоник Соломон ибн Габироль (Ависеброн), которые адаптировали его в своем монотеизме в средние века.
Изображение с FlickrЗападный мистицизм
Работы Псевдо-Дионисия сыграли жизненно важную роль в расцвете западного средневекового мистицизма, особенно Мейстера Экхарта.
Западное Возрождение
Несомненно, неоплатонизм сохранился в Восточной христианской церкви как самостоятельная традиция. Однако на Западе ее возродил Плефон (1355–1452/1454), преданный язычник и ярый противник Византийской церкви. Несмотря на последнее, под западным схоластическим влиянием он в значительной степени полагался на аристотелевскую методологию.
Платоновское возрождение Плетона после Флорентийского собора (1438–1439) объясняет возрождение интереса к платоновской философии, которое привело к эпохе Возрождения.
Самыми известными греческими студентами в Италии эпохи Возрождения были неоплатоники, которые учились и жили во Флоренции и ее окрестностях. Неоплатонизм был не только возрождением платоновской идеологии, но и основывался на синтезе, созданном Плотином, который включал работы и учения различных греческих философов, таких как Платон, Аристотель и Пифагор.
Ренессанс в Италии начался сразу после падения Византийской империи. Византийцы считались «библиотекарями мира» из-за их огромной коллекции различных рукописей со всего мира и большого количества ученых-гуманистов, проживавших в Константинополе.
Неоплатонизм эпохи Возрождения вобрал в себя идеи христианства и дал новое понимание трудам Платона.
Марсилио Фичино (1433–1499) принимал активное участие в популяризации Платона до эпохи Возрождения.
В 1462 году покровитель искусств Козимо I Медичи передал Фичино все 36 диалогов Платона на греческом языке для перевода. Между 1462 и 1469 годами Фичино перевел эти произведения на латынь, сделав их доступными для большинства населения, поскольку лишь немногие люди могли читать по-латыни. А между 1484 и 1492 годами он перевел произведения Плотина, впервые сделав их доступными для Запада.
Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494 гг.) также был популярным неоплатоником в эпоху итальянского Возрождения. Он мог замечательно разговаривать и писать как на латыни, так и на греческом. Он также обладал значительным знанием иврита и арабского языка. Папа запретил его работы, поскольку они считались еретическими — в отличие от Фичино, который сохранил положительные отзывы церкви.
Кембриджские платоники (17 век)
В 17 веке в Англии фундаментальный неоплатонизм прочно укоренился в школе кембриджских платоников. Среди светил были Генри Мор, Ральф Кадворт, Бенджамин Уичкот и Джон Смит, окончившие Кембриджский университет.