Читательский дневник «Русские богатыри и героические сказки»
Автор: народ
Название произведения: «Русские богатыри. Былины и сказки»
Число страниц: 240
Жанр: сказка, былина.
Главные герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко, Никита Кожемяка.
Характеристика главных героев сборника:
Илья Муромец — Самый сильный и добрый богатырь. Честный и прямой.
Решительный и смелый. Защищает народ, а не князя.
Добрыня Никитич — Могучий и находчивый богатырь.
Не теряется в сложных ситуациях, может драться даже шапкой с песком.
Алёша Попович — Самый хитрый богатырь. Находчивый, но трусоватый.
Никогда не лезет на более сильного соперника.
Садко — Богатырь и гусляр. Купец.
Хвалился своим богатством, но исправился и стал добрым и честным.
Никита Кожемяка — Очень сильный богатырь. Простой человек из народа.
Пожалел деток и женщин. Победил змея не только силой, но и хитростью.
Краткое содержание сборника «Русские богатыри»
Много великих богатырей родила русская Земля.
Тридцать три года лежал Илья, но встал на защиту Родины и много подвигов совершил.
Победил Добрыня Змея хитростью, а потом и силой своё взял.
Отправился Садко в подводное царство и спас от бури корабли.
Заступился за деток малых Никита Кожемяка и победил огромного змея.
Много других подвигов совершали русские богатыри во славу народа.
Краткое содержание отдельных былин и сказок сборника:
1. Вольга Всеславьевич.
С детства Вольгу учили понимать язык зверей, биться с мечом и прочим наукам.
Вскоре создал Вольга свою дружину и отправился в чистое поле.
Никто не мог сравниться с Вольгой силой и умением добывать зверя.
Узнал Вольга, что собирается на Русь Салтан Бекетович и отправился в его лагерь.
Испортил Вольга луки, мечи, подпруги у коней.
Напал Вольга с дружиной на лагерь и убил Салтана Бекетовича.
2. Микула Селянинович.
Встретил Вольга в поле оратаря, и никто из его дружины не смог поднять сохи пахаря.
Оказалось, что зовут пахаря Микула Селяниович, и одной рукой он соху выдёргивал.
Отправились Волга и Микула вместе в город Ореховец, подати собирать.
А лихие люди, купцы, мост через реку подломили.
Но перепрыгнули богатыри через реку и наказали строго купцов-лиходеев.
3. Святогор-богатырь.
По высоким горам скакал Святогор, с вершины на вершину перепрыгивал.
Увидел он странника с сумой, и долго догонял его.
А догнав, попытался суму поднять, да только сам по пояс в землю ушёл.
Был то Микула Селянинович, а в суме у него тяга земная лежала.
Предсказал Микула Святогору невесту и нашёл богатырь больную девушку.
Но выздоровела девушка чудесным образом и стала женой Святогора.
4. Алёша Попович и Тугарин Змеевич.
Отправился Алёша в Киев с посольством и увидел за столом Тугарина.
Плохо вёл себя Тугарин, богатырей оскорблял, с княжной рядом сидел.
Не стерпел Алёша, вызвал Тугарина на бой, а княжна ругала его.
Летал Тугарин на крыльях бумажных, но Алёша помолился, и дождь пошёл.
Упал Тугарин на землю, и срубил его голову Алёша Попович.
5. Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча.
Купался раз Добрыня в реке, и налетел на него Змей Горыныч.
Подобрал Добрыня шапку, песком наполнил и сшиб Змея Горыныча.
Обещал Змей Горыныч на Киев не летать, но княжну Забаву похитил.
Отправился Добрыня к Змею Горынычу и потоптал его змеёнышей.
Долго дрались богатырь и змей, и убил Добрыня Горыныча.
Не хотела земля кровь змеиную принимать.
Но ударил Добрыня землю плёточкой, и ушла кровь.
6. Первый бой Ильи Муромца.
Наказал Илье отец всегда за правду стоять и родину защищать.
Отправился Илья в Киев, а по дороге гору каменную в реку скинул.
Увидел Илья под Черниговым полчища татарские, и схватил дуб столетний.
Стал Илья дубом недругов бить, и до царевичей татарских добрался.
Стали царевичи милости просить, и отпустил их Илья.
А благодарные черниговцы просили Илью воеводой стать, но спешил богатырь в Киев.
7. Илья Муромец и Соловей-разбойник.
Скакал Илья в Киев прямой дорогую, и встретился ему Соловей-разбойник.
Засвистел Соловей, но выстоял Илья и сшиб разбойника стрелой.
Привязал Илья Соловья к коню, и в Киев повёз.
Дочери разбойника хотели отца спасти, но запретил им Соловей вмешиваться.
Привёз Илья Соловья в Киев, а князь требует доказательств.
Засвистел Соловей, все попадали, а Илья ему голову отрубил.
8. На заставе богатырской.
Стояла в степи застава богатырская и сторожили воины границы Руси.
Увидел Добрыня след чужой, и стали богатыри думать, кого послать за нахвальщиком.
Поехал следом Добрыня, но увидел силу страшную и назад повернул.
Поехал Илья Муромец, удивился силе нахвальщика, но не отступил.
Долго дрались Илья и нахвальщик, и помогла богатырю родная земля.
Одолел Илья нахвальщика и отправил его восвояси.
9. Три поездки Ильи Муромца.
Ехал Илья Муромец по дороге, и на развилке камень-указатель увидел.
Поехал Илья туда, где убитым быть, и разбойников встретил.
Победил Илья разбойников, вернулся к камню и надпись исправил.
Поехал туда, где женатому быть, и девицу коварную встретил.
Победил Илья девицу, выпустил пленников, вернулся к камню и исправил надпись.
Поехал Илья, где богатому быть, нашёл золото и раздал бедным.
10. Садко в подводном царстве.
Понравился бедный гусляр Садко морскому царю, и помог он ему богатым стать.
Заносчивым стал Садко и всё своё богатство проспорил.
Одумался Садко, стал корабли по морю водить, а морской царь его к себе позвал.
Отправился Садко к морскому царю, играть стал, а на море буря поднялась.
Помог Садко советом святой Микола, и вернулся гусляр в Новгород.
11. Бой на Калиновом мосту.
Стало разорять землю русскую чудо-юдо, и три брата отправились на бой с чудищем.
Остановились они у Калинова моста и по очереди караулили.
Но старшие братья спали, а Иван с чудищами сражался и двух убил.
Третье чудо-юдо одолевать стало, и разбудил Иван коня. Помог конь Ивану победить чудо-юдо.
Жёны чудовищ хотели отомстить богатырям, но Иван подслушал их замыслы.
В дороге изрубил Иван ковёр, колодец и яблоню, а потом и свинью победил, мать чудовищ.
11. Никита Кожемяка.
Повадился змей девиц в Киеве похищать, а однажды царскую дочь похитил.
Стал царь искать богатыря, что со змеем справиться сможет, и указали ему на Никиту Кожемяку.
Не хотел Никита в бой идти, ведь не богатырём он был, но пожалел детей и женщин.
Обмотался Никита верёвкой, придушил змея, а тот предлагает землю разделить.
Запряг Никита змея, стал землю делить, а потом и море.
Там и утонул змей.
12. Медное, серебряное и золотое царства.
Похищает колдовской вихрь царицу, а её сыновья отправляются на поиски.
Иван-царевич находит стеклянную гору, на которой расположены три царства.
Он находит Елену Прекрасную и свою мать, которая подсказывает, как справится с вихрем.
Иван побеждает Вихрь, но коварные братья бросают его на стеклянной горе.
Иван находит волшебную палочку и оказывается дома.
Елена Прекрасная узнаёт своего спасителя, Иван прощает братьев, и все женятся на царевнах.
Читательские дневники по каждому произведению сборника «Русские богатыри и героические сказки»:
- «Садко»
- «Ильины три поездочки»
- «Три поездки Ильи Муромца»
- «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
- «Вольга Всеславьевич»
- «Святогор-богатырь»
- «Микула Селянович»
- «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
- «Про прекрасную Василису Микулишну»
Героические сказки:
- «Бой на Калиновом мосту»
- «Никита Кожемяка»
- «Марья-краса длинная коса и Ванюшка»
- «Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня»
- «Ненаглядная красота»
- «Золотые руки»
- «Медное, Серебряное и Золотое царства»
- «Богатырь Фёдор Тугарин и Марья Моревна»
- «Скорый гонец»
Основная мысль сборника «Русские богатыри»
Главная мысль сказок и былин в том, что богата богатырями земля русская.
Основная идея сборника в том, что всегда есть кому защитить Родину в трудные годы.
Чему учит сборник
Былины и сказки этого сборника учат мужеству и решительности.
Учат любить свой народ и родную землю.
Учит защищать Родину и не отступать ни перед каким врагом.
Учит проявлять смекалку и хитрость в бою.
Учит быть честными, добрыми и отзывчивыми.
Краткий отзыв по произведению «Русские богатыри» для читательского дневника
Прочитав этот сборник, я поняла, что мне очень нравятся богатырские былины и сказки русского народа.
Их герои — настоящие богатыри, которые не думая встают на защиту простых людей, а честно выполняют свой долг и часто ссорятся с мелочным и завистливым князем.
Больше всего мне нравится могучий Илья Муромец, самый великий русский богатырь, для которого не было ничего не возможного.
Илья никогда не думал о себе, он служил не князю, а народу, и ради счастья простых людей совершал свои подвиги.
Я всем советую прочитать произведения этого сборника и подумать о том, что мало любить свою Родину, надо уметь её защищать.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Играл Садко сутки, играл и другие
Да играл ещё Садко и третии —
А всё пляшет царь морской во синем море.
Во синем море вода всколыбалася,
Со жёлтым песком вода смутилася,
Стало разбивать много кораблей на синем море,
Стало много гибнуть именьицев,
Стало много тонуть людей праведных.
Пословицы к сборнику:
Богатырская рука один раз бьёт.
Богатырь умрёт, а подвиг его в народе живёт.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Не родом славен богатырь, а подвигом.
Русские былинные женщины-богатырши – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
Девицы-поляницы
Слово “поляница” произошло от глагола “поляковать”, что означает ездить в поле и бороться с воинами. Женщины-воительницы — умелые наездницы, отлично стреляют из лука и в бою не уступают мужчинам. Только победив в честном сражении поляницу, воин-богатырь мог взять её в жёны.
Исследователи спорят об истинном происхождении дев-воительниц. Несмотря на то что само слова “поляница” славянское, существуют различные гипотезы, откуда в русских былинах могли появиться богатырши. Так, филолог-русист Д.М. Балашов пишет, что “Это — степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем, — жёны богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц — „поляницы“ — славянское. По-видимому, надо признать женщин-поляниц сарматскими конными воительницами, а наличие славянского названия их означает, что представления о поляницах утвердились в эпическом творчестве до появления в русском языке тюркского слова „богатырь“, название женщин-воительниц не изменилось, ибо из живого бытия они уже исчезли”.
Кто же из поляниц наиболее известен и какова их девичье-боевая история?
Настасья Окульевна
Настасья Окульевна — сестра вероломного царя из сказания о богатыре Михайло Потыке.
Михайло Иванович Потык, или Поток — красавец и змееборец. Был женат Михайло на Марье Лебеди белой. Но судьба этой пары в разных сказаниях разная — в некоторых былинах звали жену не Марья, а Авдотья, и была она верная мужу всю свою жизнь. А в некоторых сказаниях жена носила имя Марья и была хитра, неверна и вероломна. Именно в последнем варианте и встречается герою поляница Настасья Окульевна.
Изображение с сайта kipariss.spb.ru
Пока богатырь нёс службу и боролся с врагами, защищая Русь-матушку, его жена стала возлюбленной царя. Покинула супруга своего мужа, да убегая, оставила для своего Михайло опасные и хитрые ловушки. Богатырь стремился догнать беглянку и страдал от коварства своей жены: вкушал сонное зелье, падал в глубокую яму и даже был обращён в горюч-камень. Опоив своего мужа, неверная супруга хотела, чтобы царь убил Михайло сонным, однако владыка отказался от такого подлого поступка. Тогда Марья распяла мужа на каменной стене, забив четыре гвоздя в его тело, и оставила умирать. Тут-то и нашла истекающего кровью богатыря сестра царя — Настасья Окульевна. Девица спасает богатыря, предварительно заручившись тем, что он возьмёт её замуж:
Как этая Настасья тут Окульевна
Скорым‑скоро бежала в кузницу,
Взимала она клещи там железные,
Отдирала от стены городовыи
А молода Михайлушку Потыка,
Взимала там она с тюрьмы грешника,
На место да прибила на стену городовую,
Где висел Михайлушка Потык тот,
А утащила тут Михайлушку Потыка
В особой‑то покой да в потайныи.
Как взяла она снадобей здравыих,
Скорым‑скоро излечила тут Михайлушку.
Излечив богатыря, снабдила Настасья Михайло латами, кольчугой, саблею и палицей да добрым конём.
Как скоро взял Настасью Окульевну,
А взял он ведь ю за себя замуж;
Пошли оны во церковь во Божию,
Как приняли оны тут златы венцы.
Придался тут Михайлушко на царство‑то,
А стал‑то тут Михайлушко царить‑то‑жить
А лучше‑то он старого да лучше прежнего.
Настасья Королевична
Настасья Королевична — жена русского богатыря Дуная Ивановича. Отличительной особенностью этой пары богатырей стала их трагическая история любви.
Богатырь Дунай по приказу князя Владимира отправился в Литву сватать для него королевну Опраксью.
Она ехала в погоню по чисту полю,
А скакала на кони богатырскоём
Да по славну роздолью чисту полю;
По целой версты конь поскакивал,
По колен он в земелюшку угрязывал,
Он с земелюшки ножки выхватывал,
По сенной купны он земелики вывертывал,
За три выстрелы камешки откидывал.
Не путём она едет, не дороженкой,
Она ехала роздольицем чистым полем.
Богатырь, желая защитить княжескую “невесту-добычу”, вступил в бой с поляницей. И, как водилось и в других сказаниях, поединок этот закончился предложением руки и сердца, которое приняла храбрая поляница.
Сыграли в Киеве две свадьбы сразу:
Во божьей церквы повенчалися,
Принимали-то оны золоты венцы,
Они заповедь великую покладали:
А что жить-то им быть, век коротати.
После свадьбы стал Дунай хвалиться своей силой да ловкостью, мол нет сильнее да лучше его на белом свете. Слушала его жена, слушала и возразила:
— Свет ты здержавушка любимая,
Тихия Дунаюшко Иванович!
А нечем-то ведь я да не хуже тобя:
Сила моя есть побольше твоей,
А ухваточка моя удалее тобя.
Не понравились такие речи богатырю и предложил он жене своей побороться. Должны были супруги разойтись в разные стороны и стрелять из лука в серебряное кольцо на голове друг у друга. Выстрелила Настасья трижды в мужа — и все три раза стрела её попала точно в колечко. Настала теперь очередь мужа, да только чувствует поляница, что добром это не кончится:
— Ай же тихия Дунаюшко Иванович,
Ты меня прости во женской глупости.
А и по поясу вкопай меня в сыру землю,
А ‘ще бей-ко ты меня да и по нагу телу,
А прости меня во глупости во женскою,
Не стреляй-ко ты из луку из розрывчата,
Не спущай-ко стрелочки каленыя
По тому ты по острёю по ножовому
Да и во то колечко во серебряно.
А и теперь-то ты, Дунаюшко, хмельнёшенек,
А и теперь, Дунаюшко, пьянешенек,
А убьешь меня ту, молоду жену,
А и ты сделать две головки безповинныих.
У меня с тобой во чреве есть чадо посеяно.
Но не стал слушать муж речи супруги и пустил свою стрелу. Попала стрела прямо в грудь Настасье. Понял Дунай, что наделал, да поздно уже было — убил он не только жену свою молодую, но и ребёнка, которого она под сердцем носила:
Становил-то он свою да саблю вострую,
Говорил Дунай да таковы слова:
— Наперед-то протекла река Настасьина,
А другая протеки река Дунаева!
И зарубил себя саблей богатырь. А от крови его протекла река Дунай, а от крови Настасьи Королевичны — река Непра.
Дочь Ильи Муромца
Дочь Ильи Муромца — безымянная поляница, посягнувшая на жизнь своего отца, упоминается в былине “Илья Муромец и дочь его”.
Стояли двенадцать святорусских богатырей на московской заставе, хораняли они землю русскую. Никто не смел подъехать к ним, ворон мимо не пролетал, волк мимо не пробегал. Как вдруг появилась неизвестная дева-поляница:
Едет поляничища удалая,
Ай уда́ла поляничища великая,
Конь под нёю как сильня́ гора,
Поляница на кони будто́ сенна́ копна,
У ней шапочка надета на головушку
Ай пушистая сама завесиста,
Спереду-то не видать личка́ румяного
И сзаду́ не видеть шеи белоей.
Ёна ехала собака, насмеялася,
Не сказала божьёй помочи бога́тырям,
Ена едет прямоезжею дорожкой к стольнё-Киеву.
Решили богатыри подъехать к полянице да бороться с ней, силушку свою испробовать. Подъехал было к девице Алёша Григорьевич — да испугался и не стал бороться. Подъехал было к воительнице Добрыня Никитич — да тоже испугался и не испробовал силушку богатырскую. Тем временем загадочная поляница ведёт себя очень дерзко:
Ёна едет-то ко городу ко Киеву,
Ёна кличет-выкликает поединщика,
Супротив собя да супротивника,
Из чиста́ поля да и наездника,
Поляница говорит да таковы слова:
«Как Владымир князь-от стольнё-киевской
Как не дает мне-ка он да супротивника,
Из чиста́ поля да и наездника,
А й приеду я тогда во славной стольний Киев-град,
Розорю-то славный стольний Киев-град,
А я чернедь мужичков-тых всих повырублю
А божьи церквы я все на дым спущу,
Самому князю Владымиру я голову́ срублю
Со Опраксиёй да с королевичной!
Решает тогда старый казак Илья Муромец, что нужно самому отправляться в поединок с девицей. А поляница храбрая да удалая:
И она ездит поляница по чисту́ полю
На добро́м кони на богатырскоём,
Она шуточки-ты шутит не великии,
Ай кидает она палицу булатнюю
Ай под облаку да под ходячую,
На добро́м кони она да ведь подъезживат,
Ай одною ру́кой палицу подхватыват,
Как пером-то лебединыим поигрыват,
Ай так эту палицу булатнюю покидыват.
Стали богатырь да богарша бится во всю свою силу, да только не смогли друг друга ни ранить, ни с коня скинуть. Начали воины тогда в рукопашную биться. И вот Илья Муромец стал побеждать, занёс он руку над поляницей, но случилось с ним что-то: рука его остановилась и глаза помутились, стал он выспрашивать у воительницы, как звать её и из какой она семьи. Трижды задавал свой вопрос богатырь и лишь на третий раз получил он ответ:
— Есть я родом из земли да из Тальянскою,
У меня есть родна матушка честна́ вдова,
Да честна́ вдова она колачница,
Ко́лачи пекла да тым меня воспи́тала
Ай до полнаго да ведь до возрасту;
Тогда стала я иметь в плечах да силушку великую,
Избирала мне-ка матушка добра́ коня,
Ай добра́ коня да богатырскаго,
И отпустила ме́ня ехать на святую Русь
Поискать соби да родна батюшка,
Поотведать мне да роду племени.
Услышав такие речи, Илья Муромец поднял девицу с земли, начал обнимать и целовать её — оказалось, что служил он три года “у короля тальянского” и жил у честной вдовы, а поляница перед ним — никто иная, как дочь его. Разъехались воины друг от друга, а девица думу думает — оскорбил он и мать её, и саму её, ведь не в законном браке она появилась. Решила дочь убить своего отца-богатыря. Напала она на шатёр, где спал Илья Муромец, начала всё кругом крушить и бить со всей своей богатырской силы. Как очнулся Илья, начал противится своей дочери и убил её. Да не просто убил, а изрубил на части, да скормил серым волкам и чёрным воронам.
Что ещё почитать?
Полёт «Чайки»: первая женщина в космосе
Великие женщины: химики-исследователи
Великие женщины в науке и искусстве
На защите Отечества: женщины-герои
Василиса Микулишна
Василиса Микулишна — старшая дочь русского богатыря Микулы Селяниновича, ставшая супругой боярина Ставра Годиновича из Чернигова-града, упоминается в былинах “Про прекрасную Василису Микулишну” и “Ставр Годинович”.
На пиру “у ласкова князя Владимира” боярин “по имени Ставер, сын Годенович” хвалится перед князем своими богатствами. И среди прочих своих драгоценностей называет и собственную жену:
Во третьем терему – молодая жена,
Молодая Василиса, дочь Микулишна.
У ней белое лицо ровно белый снег,
Ягодицы ровно маковицы,
Черные брови черна соболя,
Ясные очи ясна сокола,
Ретивым она сердцем хитра-мудра.
Такие речи не пришлись по сердцу другим боярам да князю, схватили боярина и посадили в земляной погреб, а за прекрасной Василисой послали богатырей Алёшу Поповича и Добрыню Никитича.
Узнав о приключившейся беде, молодая Василиса отстригает свои длинные волосы, переодевается в мужское платье, называет себя “Василий сын Васильевич” и едет в компании всадников в Киев-град. На пути встречаются ей богатыри, которые рассказывают про свою нечестную миссию. Представившись послом Василисы Микулишны, Василий Васильевич заставляет повернуть богатырей обратно и вместе с ними едет к князю Владимиру.
Владимир принимает у себя посла и ничего не подозревает, пока княгиня Апраксия не обращает внимание на то, что перед ним женщина, а не Василий:
— Гой еси, ласковый Владимир-князь!
Это не Василий сын Васильевич,
Эта Василиса ровно дочь Микулишна;
По полу она идет тихошенько,
На лавку садится – коленцы жмет.
Тогда князь Владимир решает проверить личность человека перед ним и испытывает Василису-Василия. Сначала князь приказывает затопить баню для гостя, однако посол успевает помыться до прихода Владимира. Потчует князь своего гостя разными кушаньями, вином и играет с ним в карты, а затем предлагает послу побороться со своими богатырями. Но в бою гость побеждает и Алёшу Поповича, и Добрыню Никитича. Справившись с сильными богатырями, посол требует князя отпустить Ставра из погреба. Сажает Василий-Василиса своего супруга на коня и уезжает с ним обратно во Чернигов-град.
Настасья Микулишна
Настасья Микулишна, или Настасьюшка Никулична — младшая дочь богатыря Микулы Селяниновича, ставшая супругой Добрыни Никитича, упоминается в былинах «Добрыня и змей»; «Женитьба Добрыни»; «Неудавшаяся женитьба Алёши Поповича».
Ехал как-то после трудов своих праведных (после сражения со Змеем Горынычем во имя освобождения Забавы Путятичны) Добрыня Никитич поляковать:
Ехал он не путём, не дорогою,
Нагнал поляницу — богатыршу удалую.
Ударил Добрыня палицей ей в буйну голову,
Поляница назад не оглянется.
Удивился богатырь, решил, что растерял свои силы, поехал к дубу столетнему — на нём силу свою проверить: “Расшиб тот дуб на щепочки”. Вернулся богатырь в поле и снова напал на поляницу, и снова не обернулась она. Поехал тогда Добрыня к другому столетнему дубу, толще предыдущего, и снова разнёс дерево в щепки.
Догнал Добрыня поляницу, богатыршу удалую,
Ударил поляницу булатной палицей,
Да ударил её в буйну голову.
Поляница тут назад приоглянется,
Говорила поляница таковы слова:
— Я думала то комарики покусывают,
А это могучий русский богатырь пощёлкивает.
Хватила она Добрыню за жёлты кудри,
Говорила ему другие слова:
— Ай же ты, удалой добрый молодец!
Хочешь биться со мной — не сносить тебе головы,
А не хочешь биться — давай свадьбу играть,
Стану тебе женою законною.
На том и порешили. Опустил Добрыня свою палицу и поехал вместе с Настасьей Микулишной “ко граду ко Киеву”, где стали супругами законными:
Было тут в Киеве на три дня пирование,
В честь добрыниной свадебки,
В честь возвращенья Забавы Путятичны.
Через некоторое время послал князь Владимир Добрыню Никитича на заставу — нести свою службу, охранять Русь-матушку от вражеских набегов. Долго шла служба, целых двенадцать лет — и всё это время Настасья Микулишна ждала своего супруга. Да только приглянулась поляница другому богатырю — Алёше Поповичу, который начал свататься к воительнице. Спустя шесть лет с момента отъезда Добрыни из дома привёз Алёша Попович весть о смерти богатыря, а ещё через шесть лет приехал вместе с князем и княгиней, чтобы принудить поляницу к браку — «не хотою взяли — неволею».
На счастье Настасьи узнал о грядущей нечестной свадьбе супруг её и успел вовремя воротиться. Воздал по “заслугам” Алёше Поповичу, отвоевал свою жену законную и вернулся в терем белокаменный:
Да и стали жить с Настасьей Микулишной,
Уж и стали жить да лучше прежнего.
#ADVERTISING_INSERT#
российских госчиновников стали героями-былинами
1 октября – губернатор Московской области, бывший министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу вместе с президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Дмитрием Медведевым стали героями-былинами в современном тувинском эпосе» О Буга Туре Шойгу».
В эпосе, сочиненном кандидатом наук, научным сотрудником Тувинского университета Айбеком Соскалом, Шойгу играет Сергека, бессмертного героя, чье имя переводится как «веселый». Имена, данные Медведеву и Путину, переводятся как «медведь» и «змея, правящая миром» соответственно.
Сказка «Про Буга Тура Шойгу», воспевающая подвиги Сергея Шойгу, проработавшего министром по чрезвычайным ситуациям 18 лет до своего назначения в мае губернатором Московской области, сообщает РБК.
В одной из серий бывший министр появляется в образе орла, чтобы посоветовать Путину и Медведеву, как спасти русский народ от катастрофы.
Объясняя свой выбор жанра, Соскал сказал, что эпическая традиция тесно переплетена с культурой тувинского народа (Республика Тыва, расположенная в Южной Сибири России, граничащей с Монголией), и что сочинение таких произведений — умирающее искусство.
«Для нас крайне важно сохранить традицию эпического письма. Мой эпос основан на тувинских героических легендах и народных сказках, а также на тенгерской философии древних тюрков и монголов», — сказал Айбек Соскаль государственной газете «Российская газета».
Автор охарактеризовал Шойгу, уроженца Тывинской республики, как «из плоти и крови, но и как героя Тувы, всех регионов России и зарубежных стран, где его спасители спасли тысячи жизней».
Между тем, настоящему Сергею Шойгу, а не былинному богатырю, в середине октября предстоит первый пробный заезд на пост губернатора Московской области.
14 октября жители пяти крупнейших городов Подмосковья изберут новых мэров. В Пушкино 21 кандидат в мэры, в Химках — 16, в Воскресенске — 14, сообщает российская деловая газета «Коммерсантъ».
Московская область вместе с г. Москвой, Санкт-Петербургом и богатыми энергоносителями Ханты-Мансийским автономным округом (Югрой), Тюменской областью и Ямало-Ненецким автономным округом дает почти половину ВВП России, по данным РИА Рейтинг 2011 исследование социально-экономического положения регионов.
В отличие от этого Республика Тыва (Тыва) по последним статистическим данным является самым неосвоенным регионом России. Экономическая зависимость Тувы от Москвы остается самой мощной картой в руках федералистов. Около 90 процентов бюджета Тувы формируется из федеральных средств.
Тыва площадью 170 000 квадратных километров и населением чуть более 309 000 человек представляет собой суровый и суровый край между Саянскими, Танну-Олинскими и Алтайскими горными хребтами. Расположен в центральной части Азиатского континента, граничит с Восточной Сибирью на севере, Монголией на юге и востоке, Иркутской областью на северо-востоке, Республикой Бурятия на востоке и Республикой Алтай на западе.
Россия Владимира Путина реабилитирует Сталина. Мы не должны этого допустить | Ирина Щербакова
Большие надежды характеризовали 1989 год. В России рок-группа «Кино» пела «Ждем перемен!» На огромных митингах на улицах Москвы миллионы людей требовали свободы и демократии. Эпоха Горбачева принесла с собой ажиотаж перемен, и люди еженедельно становились свидетелями невероятных событий: хватали газеты, ловили каждое слово, переданное по телевизору, и с каждым днем чувствовали себя все более живыми и свободными.
Многие тоже понимали, что для изменения прогнившей советской системы нужно знать правду о ее сталинском прошлом. Это был год основания правозащитной организации «Мемориал», объединившей сотни активистов со всего Советского Союза. Некоторые из них пережили жизнь в ГУЛАГе. Некоторые из них были диссидентами, недавно вернувшимися из трудовых лагерей или мест ссылки, например, физик-ядерщик Андрей Сахаров. Задача была ясна: вернуть память о сталинских жертвах и сделать ее достоянием гласности.
Весной 1989 года случилось то, чего я и представить себе не мог в самых смелых мечтах: меня пригласили в Историко-архивный институт в Москву для выступления перед студентами о судьбах бывших узников ГУЛАГа. После этого меня спросили, встречал ли я когда-нибудь реального сторонника Сталина. Моей первой реакцией был смех, но затем я сделал паузу и задумался: неужели мы, наконец, достигли момента времени, когда 20-летние думали, что сталинистов больше не существует? Тридцать лет спустя я вспоминаю этот момент с горьким чувством.
В начале 1990-х в домик, где располагался офис «Мемориала», стекались посетители. Они привезли документы, воспоминания о тюрьмах и лагерях, письма из ГУЛАГа и маленькие записки, выброшенные из товарных вагонов в пути и чудом дошедшие до адресатов. Другие предметы из ГУЛАГа включали фанерные лагерные сундуки, стеганые арестантские куртки с номерами заключенных, зазубренные ложки и миски. Посетители приносили рукописные книги, вышивку, рисунки и акварели, которые им удалось спрятать во время обысков в камерах. Это привело к созданию в «Мемориале» архива, в котором собраны тысячи фрагментов семейных воспоминаний.
В то время мы думали, что это только начало долгого процесса и что наши новые политические лидеры осознали, что ключевой задачей является примирение с прошлым. Но реформаторам не хватало интереса к истории; они торопились построить рыночную экономику. Они не видели связи между успешными экономическими реформами и необходимостью активного гражданского общества. Правительство Бориса Ельцина упоминало о советских политических репрессиях только перед выборами, чтобы дать отпор коммунистам.
Довольно скоро, в разгар тяжелейшего экономического кризиса, слово «демократия» стало для многих россиян ругательством. Они были разочарованы и считали, что реформы так и не были проведены по-настоящему. Русское общество поддалось усталости и равнодушию. Сталинские преступления, которые когда-то лучше обдумывались открыто, оказались настолько ужасными, что люди не хотели тратить время на размышления о них.
«Владимир Путин назвал распад Советского Союза «величайшей геополитической катастрофой» ХХ века». Фото: Марко Равальи/Barcroft MediaК середине 1990-х начала закрадываться ностальгия по советскому периоду. Серость брежневской эпохи с ее бесконечными очередями и пустыми магазинами стала вспоминаться как время мирное, благополучное. И постепенно то, что в перестройку казалось невозможным, стало реальностью: тень Сталина снова замаячила.
Приход Владимира Путина к власти сопровождался новой версией патриотизма, опирающейся на «героические» и «светлые» аспекты советского прошлого. Возродился образ Сталина как сильного лидера, обеспечившего победу во Второй мировой войне и возглавившего советскую сверхдержаву. Телевизионная пропаганда снова усердно работала над созданием этого образа. Миллионы погибших в волнах политических репрессий были вытеснены на обочину коллективного сознания.
Сегодня освобождение Восточной Европы в 1989 году, падение Берлинской стены и окончание холодной войны воспринимаются многими россиянами как поражение, даже катастрофа. Неудивительно, учитывая, что Путин назвал распад Советского Союза «величайшей геополитической катастрофой» ХХ века. Сегодня лицо Сталина повсюду наблюдает за вами с рекламных щитов, стен вагонов метро и витрин книжных магазинов. По России выросли десятки памятников ему.
Не то чтобы россияне забыли о прямой связи имени Сталина с политическими репрессиями, затронувшими почти каждую семью. Скорее, они не хотят размышлять о терроре, о том, кто его устроил и какова была его причина. Они не готовы признать, что это была центральная опора всей системы.
Нынешнее прославление наших побед и обеление Сталина стали возможными потому, что сегодняшняя Россия не имеет, по сути, никакого представления о будущем. В какой стране мы хотим жить? Страна, которая «поднялась с колен» и идет своим, неповторимым путем? Но что это за путь? Кремлевским идеологам не удалось четко обозначить все это.
Сегодня трудно вспоминать 1989 год без глубокого чувства упущенной возможности и разбитой надежды. В первые путинские годы молчаливое большинство променяло возможность свободы на обещания «стабильности», а позже — на национальную гордость «великой России», державы, замыкающей вокруг себя границы и чувствующей себя осажденной крепостью.
Каждый день кажется, что наша свобода сжимается так же быстро, как расширялась 30 лет назад. «Мемориал» — фактически единственная организация, которая десятилетиями неустанно и без какой-либо государственной поддержки работала над сохранением памяти. В 2016 году власти заклеймили ее как «иностранного агента», как и десятки других НПО.