Название деревни в средние века. Образовательный портал
Большая часть населения Европы в эпоху Средневековья проживала в деревнях. Однако в зависимости от того, в каком государстве располагалась деревня, эти поселения очень отличались друг от друга.
Как выглядела средневековая деревня
Среднестатистические средневековые деревни были совсем небольшими – они насчитывали примерно 13-15 дворов. В регионах, в которых были условия для ведения сельского хозяйства, количество дворов в деревнях увеличивалось до 50. В горных районах деревней не было: люди предпочитали селиться маленькими хуторами по 15-20 человек.
В деревнях Северной Европы, люди строили низке дома из дерева, которые обмазывали глиной. Подобные дома хорошо сохраняли тепло в зимний период. Крыши таких домов часто покрывали соломой, в дальнейшем – черепицей.
До конца Средневековья, дома считались движимым имуществом – их можно было легко передвинуть или даже перевезти на новое место. В крупных деревнях, дома располагались вокруг церкви . Возле церкви находился источник с питьевой водой. Именно в церкви жители деревни узнавали все новости.
Средневековую деревню окружали земельные угодья, которые предназначались для огородничества. За этими угодьями располагались луга, на которых скотоводы выпасали свой домашний скот.
Деревенское хозяйство
В период Средневековья сельское хозяйство было довольно сложным и требовало тщательного контроля. Следовало соблюдать права на рыбную ловлю и на пользование лесом, следить за тем, чтобы скот не пересек границы другого села.
Сложно было также продать землю: для этого было необходимо получить разрешение всех жителей села. Поэтому, очень часто жители средневековой деревни объединялись в коллективные хозяйства, каждый член которого исполнял одну важную для всего общества функцию.
Члены коллективного хозяйства на сборах, которые проводились возле церкви, принимали решения о постройке общих мельниц, решали вопросы получения наследства, разделения имущества, а также регулировали поземельные сделки. Если деревня находилась в собственности феодала
, часто на таких сборах присутствовало его представительское лицо.Население средневековой деревни
Население средневековой деревни состояло из земледельцев, скотоводов и ремесленников. Общественная жизнь, также как и материальное благосостояние деревенского общества зависело от того, были ли его члены свободными, или находились под властью феодала.
Во многих средневековых деревнях жили как свободные, так и зависимые люди. Их дома и участки располагались вперемешку, но всегда обозначались соответствующей табличкой с надписью о статусе хозяев. В большинстве случаев, население средневековой деревни было безграмотным и жило в нищенстве.
Как и в городах средневековья, частыми здесь были ранние браки. Количество детей в семьях варьировалось от 3 до 7 детей. В редких случаях, дети могли получить начальное образование в школах при церквях.
Зачастую родители обучали детей своей профессии: так сын ремесленника уже к 17 годам мог стать самостоятельным ремесленником. Зависимые молодые люди должны были отбывать службу у феодала, сроки устанавливались в зависимости от желаний феодала и региона.
1. Господская земля и крестьянские наделы. В Средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора» (в данном случае — господина). К IX-X векам всю землю в Западной Европе захватили феодалы. Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина, или поместье, -хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.
В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее — замок. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.
Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел.
2. Феодал и зависимые крестьяне. За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности у то есть выполнять принудительные обязанности.
Главными повинностями зависимых крестьян были барщина и оброк. Барщиной называли все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу. Крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины оброк — долю продуктов своего хозяйства: зерно, скот, птицу, яйца, сало, мед, а также изготовленные ими изделия: полотно, кожи, пряжу, в ряде случаев и деньги. При вступлении в наследство сын умершего был обязан отдать господину лучшую голову скота.
Чтобы заставить крестьян, которые обычно наследственно владели своим хозяйством, исправно нести повинности, помещикам нужна была власть над ними. Они имели право судить людей, которые жили в их владениях и которые были поземельно зависимыми крестьянами. За не вовремя сданный оброк, за плохую работу на барщине крестьянина вызывали в суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание (судебная зависимость).
Самым тяжелым было положение лично зависимых крестьян. Чаще всего потомки прежних рабов не только не владели своей землей, но были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, продать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь. Феодал мог потребовать от этого крестьянина дополнительную работу. Если дочь этого крестьянина выходила замуж за человека из чужого владения, ее родители должны были уплатить феодалу выкуп.
3. Крестьянская община. Крестьяне были объединены в общины, которые ведали прежде всего хозяйственными делами. Деревенская пашня делилась на участки (полосы), составлявшие крестьянские наделы. Чтобы у общинников были равные условия для ведения хозяйства, полосы земли нарезались крестьянам в разных местах, создавая «чересполосицу», когда приходилось перебираться через участки соседей и даже господские. После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище, на него выгоняли скот все жители деревни. Поэтому общинники начинали и заканчивали полевые работы одновременно и засевали поля одинаковыми зерновыми культурами. Собираясь на сельский сход, крестьяне решали, где и что посеять, когда начинать жатву. Кроме пашни, в имениях были угодья: луга, леса, озера и реки. Частично они принадлежали господину, но частью угодий владела община. Господа всеми способами отнимали общинные угодья в свою пользу, запрещая крестьянам пользоваться озерами и лесами. Феодалы требовали, чтобы крестьяне мололи хлеб на господских мельницах (а не дома, при помощи ручных жерновов), за что брали особые поборы. Все это ухудшало положение крестьян.
Община поддерживала мир и порядок на своей территории, разыскивала преступников. Она помогала беднякам выплачивать налоги, опекала крестьянских вдов и сирот, хранила обычаи, проводила празднества и игры.
Крестьяне всей общиной нередко оказывали сопротивление господину, когда он пытался увеличить о0ычные размеры повинностей.
Иногда крестьяне отказывались работать на господ, поджигали их дома и амбары. В одиночку и целыми деревнями они убегали от жестоких господ и селились на пустующих землях. Своим упорным сопротивлением крестьянские общины добивались ограничения феодальных повинностей и произвола господ.
4. Как жили крестьяне. Деревни в то время насчитывали обычно не более 10-15 и лишь очень редко достигали 30-50 дворов. В каждом дворе, кроме жилища, были сарай, хлев, амбар и другие хозяйственные постройки. К двору примыкал приусадебный участок: сад, огород, виноградник.
Крестьянский дом чаще всего строили из деревянных жердей, обмазанных глиной, из бревен или местного камня, крыли соломой, дерном или камышом. Когда разводили огонь в очаге, дым выходил в отверстие в потолке или через открытую дверь, поэтому стены были черны от копоти; прошло немало времени, прежде чем научились класть печи с дымоходом. Узкие оконца без стекол на ночь закрывали деревянными ставнями, в холодную погоду затыкали прозрачной кожей из бычьего пузыря.
Обстановка дома состояла из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, сундука для хранения праздничной одежды: ее наживали годами и передавали по наследству. Спали на широкой кровати или на скамьях, которые покрывали набитыми сеном тюфяками. В доме хранились предметы обихода, различная утварь: ухваты и черпаки, кадки и бадьи, бочки для воды, ушаты для стирки, решета, корзины, ручная мельница, прялка, небольшой ткацкий станок. Еду готовили в чугунном котелке, который подвешивали на железном треножнике над огнем в очаге. В сарае хранились сельскохозяйственные орудия, телега, упряжь для тяглового скота.
Обычной пищей крестьян были вареное зерно или каша, бобы, репа, лук и другие овощи, съедобные травы, реже ели мясо, рыбу и сыр. Но картофеля, кукурузы, помидоров Европа тогда не знала. Не знала и сахара — его заменял мед. Из меда, винограда и ягод приготовляли напитки и вина, а из ячменя различные сорта пива. Господа питались обильнее и разнообразнее; постоянно ели мясо, коровье (сливочное) масло, дорогую рыбу; в пищу обильно добавляли пряности (перец, корицу и другие приправы), поэтому употребляли много вина и пива. Не брезговало хмельными напитками и духовенство. Именно в монастырях в Средние века научились изготовлять крепкие настойки и ликеры на 80-100 травах. Рецепты их приготовления хранились в секрете.
5. Труд крестьян. В отличие от рабов крестьяне уважали свой тяжелый труд и высоко ценили трудолюбие. При выборе жениха или невесты в крестьянской семье наибольшее внимание обращалось на умелость, сноровку, трудолюбие и сметливость будущего члена семьи. С ленивыми, неумелыми старались не родниться. Пригожесть невесты или личные чувства молодых редко принимались во внимание.
Крестьяне обрабатывали землю чаще всего теми же орудиями труда, какие получали в наследство от отцов и дедов. Обычно пахали легким плугом, который только бороздил землю, не переворачивая пласты. Плуг тянула по полю упряжка волов, редко — лошадь. Почву рыхлили бороной или граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая лопатой на ветру. Зерно, если дозволял господин, обычно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жерновов. Крестьяне сами строили жилища и делали мебель, крестьянки обрабатывали продукты питания, пряли, ткали, шили грубую одежду из льна, шерсти, кожи.
В крестьянском хозяйстве преобладал мелкий скот: овцы, козы, свиньи. Волов и коров было мало, так как зимой для них не хватало корма. Крестьяне держали в хозяйстве кур, уток, гусей, голубей.
Урожаи были низкими: зерна получали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Треть, а то и почти половину собранного оставляли на семена, часть отдавали в оброк господину и 1/10 часть урожая — церкви. Урожай зависел не только от стараний крестьянина, но и от погоды. Даже небольшие заморозки и засухи губили посевы, и тогда наступал страшный голод, длившийся месяцы и даже годы. Многие умирали от голода, бытовало даже людоедство. Заразные болезни тысячами уносили в могилу ослабевших, истощенных людей. В первые столетия Средневековья население Европы из-за высокой смертности почти не увеличивалось. И лишь с XI века благодаря улучшению климата и распашкам новых земель население стало заметно увеличиваться, появились тысячи новых деревень и хуторов.
6. Натуральное хозяйство. Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. В вотчинах феодалы устраивали целые мастерские: там дворовые мастера изготовляли оружие, конскую сбрую, мастерицы — ткани, одежду. Таким образом, все необходимое для жизни людей производилось в самой вотчине.
Ни феодалам, ни крестьянам почти ничего не нужно было покупать. Им обычно приходилось приобретать привозные соль и железо, выменивая их на продукты у бродячих торговцев или на ярмарках. Чтобы иметь деньги для покупки оружия и предметов роскоши, феодалы старались продать часть запасов продуктов или заставить крестьян платить оброк деньгами, продавая свои продукты и изделия. Но сделать это было нелегко — ведь во всех вотчинах производили примерно одно и то же. Поэтому у феодалов редко водились наличные деньги, крестьяне же их почти не имели.
Хозяйство было натуральным, то есть продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления.
Средневековая деревня поставляла продукты феодалам, духовенству и городам. В сельской местности проживала основная часть населения Европы.
Как выглядела средневековая деревня
Обычно сельское поседение было небольшим – где-то 13-15 дворов. В особенно благоприятных для ведения сельского хозяйства регионах их количество возрастало до 50. Если люди селились в горных районах, то это уже была не полноценная деревня, а хутор на 15-20 человек.
Деревенский дом, как правило, возводился из дерева, которое сверху обмазывалось глиной. Это позволяло сохранять тепло. Крыша крылась соломой, иногда состоятельные люди могли позволить себе черепицу.
Рис. 1. Деревенский дом.
В Средневековой Европе дома относились к категории движимого имущества – отправляясь на новое место, семья могла без проблем разобрать свое жилище и собрать там, куда переселялась.
Если деревня была достаточно большой, чтобы позволить себе церковь, то ее ставили в центре села. Возле этого культового сооружения обычно находился источник с питьевой водой, а на службах люди не только молились, но и узнавали местные новости.
Рис. 2. Церковь.
Сразу за границами деревни располагались поля, где выращивали полезные культуры, а за полями были луга, куда гоняли коров и лошадей на выпас.
ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой
Деревенское хозяйство
Трудился средневековый крестьянин каждый день. Требовалось не только вести хозяйство, но и контролировать его. Специальные разрешения требовались буквально на все, от выпаса скота до рыбной ловли. Очень важно было следить за тем, чтобы скот не ушел в соседнее село.
Продать землю было необычайно сложно – дать свое разрешение на это должны были все жители. Чаще всего люди объединялись в коллективные хозяйства, каждый член которого выполнял важную функцию.
Коллективное хозяйство могло возводить какие-то общие постройки, например, мельницу, его члены самостоятельно решали наследственные вопросы, регулировали связанные с землей сделки и раздел имущества. Если село принадлежало феодалу, на сборах присутствовал его представитель.
Рис. 3. Мельница.
Население средневековой деревни
Если писать доклад на тему “Средневековая деревня и ее обитатели”, непременно стоит отметить, что население делилось на людей, которые возделывали землю, тех, кто занимался ремеслом, и тех, кто разводил скот. В основном общественная жизнь зависела от того, находились ли люди в крепости или были свободными.
Так, обычно свободные и крепостные жили вперемешку, а чтобы не возникало путаницы, на калитку вешали соответствующую табличку. Но безграмотными и нищими были в основном все, вне зависимости от положения.
Практиковались ранние браки, чтобы молодая жена успела родить 3-7 детей. В самых зажиточных деревнях они даже получали образование в церковной школе.
К труду их приучали с раннего возраста – они пасли скот, ловили рыбу, нянчили малышей, собирали ягоды и делали еще много полезного.
Обычно дети наследовали занятие родителей и делали это достаточно рано: так, сын ремесленника уже к 17 годам овладевал секретами мастерства. Дети зависимых крестьян также становились зависимыми и вынуждены были работать на феодала. То, сколько они трудились, зависело в основном от желания феодала.4.7 . Всего получено оценок: 169.
Подавляющая часть средневекового населения проживала именно в деревнях. В странах Европы подобные поселения были как бы шаблонными, и, если и имелись какие-то различия между ними (в зависимости от стран и городов), то они были совсем незначительными. Средневековая деревня — это особая памятка для историков, которая позволяет восстановить картину былого быта, традиции и особенности жизни тогдашних людей. Потому сейчас мы рассмотрим, из каких элементов она состояла и чем характеризовалась.
Общее описание объекта
План средневековой деревни всегда зависел от местности, в которой она располагалась. Если это равнина с плодородными землями и просторными лугами, то количество крестьянских дворов могло достигать пятидесяти. Чем менее полезными были земли, тем меньше дворов насчитывалось в деревушке. Некоторые из них состояли всего-то из 10-15 единиц. В горных массивах люди вообще не селились таким образом. Туда отправлялись по 15-20 человек, которые образовывали небольшой хутор, где вели свое малое хозяйство, автономное от всего остального. Примечательной чертой было то, что дом в эпоху Средневековья считался имуществом движущимся. Его можно было транспортировать на специальной повозке, например, поближе к церкви или же вовсе перевезти в другое поселение. Потому средневековая деревня постоянно менялась, немного перемещалась в пространстве, в связи с чем не могла иметь четкого картографического плана, закрепленного в государстве, которому принадлежала.
Кучевая деревня
Такой тип средневекового поселения является (даже для тех времен) пережитком прошлого, но таким пережитком, который еще очень долго просуществовал в обществе. В таком населенном пункте дома, сараи, крестьянские угодья и поместье феодала были расположены «лишь бы как». То бишь тут не было ни центра, ни главных улиц, ни отдельных зон. Средневековая деревня кучевого типа состояла из беспорядочно расположенных улочек, многие из которых заканчивались глухими тупиками. Те, которые имели продолжение, выводили в поле или в лес. Тип ведения хозяйства в таких поселениях был, соответственно, также беспорядочным.
Крестообразное поселение
Данный тип средневекового поселения состоял из двух улиц. Они пересекались друг с другом под прямым углом, образуя таким образом крест. В месте пересечения дорог всегда лежала главная площадь, где располагалась либо небольшая часовня (если деревня насчитывала большое количество жителей), либо поместье феодала, который владел всеми живущими здесь крестьянами. Средневековая деревня крестообразного типа состояла из домишек, которые были обращены своими фасадами к улице, на которой они располагались. Благодаря выглядела очень опрятно и красиво, все постройки были практически одинаковыми, а на их фоне выделялась лишь та, что находилась на центральной площади.
Деревня-дорога
Этот тип поселения в был характерен для местностей, где встречались крупные реки или же горные спуски. Суть заключалась в том, что все дома, где проживали крестьяне и феодал, собиралась в одну улицу. Она протягивалась вдоль долины или реки, на берегу которой они и располагались. Сама дорога, из которой состояла, в общем-то, вся деревня, могла быть не слишком прямой, но она в точности повторяла те природные формы, которые окружала. План местности средневековой деревни данного типа включал в себя, помимо крестьянских угодий, дом феодала, который располагался либо в самом начале улицы, либо в ее центре. Он был на фоне остальных домишек всегда самым высоким и шикарным.
Лучевые деревни
Этот тип поселения был самым популярным во всех городах потому очень часто его план используют в кинематографе и в современных романах о тех временах. Итак, в центре деревни располагалась главная площадь, которую занимала часовня, небольшой храм или иное религиозное сооружение. Неподалеку от него находился дом феодала и прилегающие к нему дворы. От центральной площади все улицы расходились в разные концы поселения, как лучи солнца, а между ними строились дома для крестьян, к которым прилагались земельные участки. В таких деревнях проживало максимальное количество жителей, они были распространены и на севере, и на юге, и на западе Европы. Также тут было куда больше просторов для ведения различных типов хозяйства.
Урбанистическая ситуация
В средневековом обществе города начали формироваться примерно в 10 веке, а завершился этот процесс аж в 16-м. В течение этого времени на территории Европы возникали новые урбанистические поселения, однако их типаж ничуть не менялся, увеличивались только размеры. Что же, и деревня имели много общего. У них была схожая структура, они застраивались, так сказать, типичными домами, в которых проживали простые люди. Город отличался тем, что был больше деревни, его дороги часто были мощеными, а в центре непременно возвышалась очень красивая и большая церковь (а не маленькая часовня). Такие населенные пункты, в свою очередь, делились на два типа. Одни имели прямое расположение улиц, которые можно было как бы вписать в квадрат. Этот тип строительства был заимствован у римлян. Другие города отличались радиоцентрическим расположением построек. Такой типаж был характерен для варварских племен, которые заселяли Европу до прихода римлян.
Заключение
Мы рассмотрели, какие были поселения в Европе в самую темную историческую эпоху. А чтобы понять их суть было проще, в статье есть карта средневековой деревни. В завершение можно отметить, что для каждого отдельного региона был характерен свой тип строительства домов. Где-то использовалась глина, где-то — камень, в других местах возводились каркасные жилища. Благодаря этому историки могут идентифицировать, какому именно народу принадлежало то или иное поселение.
5. Средневековые поселения как источник по истории заселения центра Спасо-Преображенского Кижского погоста | Южное Заонежье в X–XVI вв.| Электронная библиотека
стр. 795.1. Репрезентативность археологических материалов. Селища и деревни писцовых книг XVI в. Хронология и динамика заселения территории
Под репрезентативностью археологических материалов понимается то, как количество выявленных и исследованных нами селищ соотносится с общим числом поселений, существовавших на данной территории в тот или иной период Средневековья.
Объективные критерии оценки репрезентативности раннесредневековых материалов, зафиксированных в окрестностях Кижей на шести памятниках, подыскать затруднительно. Если исходить из общих археологических данных о плотности расселения на берегах Онежского озера, имеющихся сведений о числе раннесредневековых памятников в центрах некоторых других прионежских погостов, достаточной тщательности археологической разведки, то в окрестностях о. Кижи едва ли можно ожидать обнаружения в будущем значительного количества памятников рубежа I–II тыс. н. э. При этом обращает на себя внимание тот факт, что в ходе разведки не выявлены погребальные памятники при раннесредневековых поселениях – в отличие от центров Челмужского и Шуйского погостов, где в комплекте с селищами представлены курганные могильники Х-ХІ вв. [Спиридонов, 2011. С. 173–176]. Единственный известный в Заонежье курганный могильник располагается на крайнем западе полуострова, у бывшей деревни Кокорино в Уницкой губе [Спиридонов, 1992.
Что касается периодов развитого и позднего Средневековья, то критерием оценки репрезентативности полученных археологических материалов могут служить данные о сельском стр. 80 расселении в регионе, зафиксированные в древнейшей из дошедших до нас Писцовой книге Заонежской половины Обонежской пятины 1563–1566 гг. [ПКОП, 1930]. По заключению историков, это письмо отразило пик заселенности территорий в бассейне Онежского озера в Средневековье, приводимые в ней данные могут быть интерполированы на конец XV в., финал домосковского периода истории края [Мюллер, 1947. С. 54]. Описание Кижского погоста сохранилось в этой книге не полностью, но может быть восстановлено с привлечением сведений следующей по времени Писцовой книги 1582/83 г. [История Карелии. III. 1993. С. 146–163].
При сопоставлении данных археологии и кадастровых описаний XVI в. надо иметь в виду, что термин «деревня» и даже «починок», употребляемый в писцовых книгах, не тождествен понятию «поселение». Собственно, это в несколько ином смысле отмечал М. В. Битов еще в своей капитальной монографии 1962 г. [С. 102–103]. В нашей практике, при предоставляющейся возможности полного и точного наложения «деревень» на конкретный участок местности, приходится сталкиваться с ситуациями, когда от 2 до 6 «деревень» писцовых книг в реальности сливаются в единое поселение (агломерацию) и в настоящее время представлены одним селищем. Такая ситуация была впервые прослежена в центре Челмужского погоста на северо–восточном побережье Онежского озера [Спиридонов, Чернякова, 1991. С. 32–49; Чернякова, 1998. С. 99–101]. С подобным пришлось столкнуться при археологическом обследовании центра Толвуйского погоста в северном Заонежье [Спиридонов, 2004. С. 291–293, рис. 1], а также в ходе работ в окрестностях Шуйского погоста. Высказанное И. А. Черняковой в упомянутой статье 1991 г. предположение о том, что аналогичные агломерации позднесредневековых «деревень» вполне вероятны и на о. Кижи, тщательная археологическая разведка и раскопки 2000–х гг. подтвердили лишь частично – в центре Кижского погоста «деревни» писцовых книг представляли собой, как правило, отдельные однодворные, максимум малодворные поселения, удаленные друг от друга на более или менее стр.
Большинство исследованных в Кижах археологических памятников периодов развитого – позднего Средневековья уверенно соотносится с историческими поселениями, упоминаемыми в писцовых и переписных книгах XVI-XVII столетий и в более поздних источниках. Эта часть работы была облегчена для нас имеющимися специальными исследованиями, посвященными отождествлению деревень писцовых книг и более поздних, включая Х?ІІІ-ХІХ вв., поселений, точно локализуемых на карте. Имеются в виду капитальные работы М. В. Витова и М. В. Власовой [Битов, 1962; Битов, Власова, 1974], а также исследования С. В. Воробьевой [1991. С. 86–91], существенно дополнившие и скорректировавшие труды предшественников применительно именно к о.
В двух случаях соотнесение селищ и деревень писцовых книг позволило подтвердить поздние (XVI в.) археологические даты основания поселений. По письму 1563–1566 гг. в деревне «В Наволоке» живет некто Фетко Бачурин. Соответствием деревне является селище Бачурин Наволок, названное по одноименной деревне, располагавшейся на северо–западной оконечности о. Кижи еще в XX в. В деревне «На Вигострове» проживал крестьянин по имени Иванко Иванов Малко (соответствие – селище Мальковец на одноименном острове против, к западу от о. Кижи [Воробьева, 1991. С. 90]). В обоих случаях в поименованных насельниках деревень можно видеть их основателей – первопоселенцев или их потомков в первом–втором колене, хотя поселения в Писцовой книге 1563–1566 гг. названы именно «деревнями», а не «починками».
стр. 82Таблица 11. Селища и «деревни» писцовых книг центра Кижского погоста
№ | Наименование селища | Площадь (кв. м) | Исследованная площадь (кв. м) | Датировка (века) | Деревня писцовых книг XVI в. |
---|---|---|---|---|---|
1 | Кижский погост | Ок. 3000 | Сборы | XIV(?) – XVIII | Д., п. у погоста Большой Двор |
2 | Наволок | Ок. 2000 | 136, сборы | Х-ХІ, ХІV(?) – ХVІІІ | Д. Окуловская у погоста |
3 | Васильево 1 | Ок. 2500 | 4 | ХV-ХVІІІ | Д. Вавуловская? |
4 | Васильево 2 | Ок. 3000 | 440 | Х-ХІ, ХІІІ-ХV | П., что была д. Большой Двор у часовни |
5 | Васильево 3 | Ок. 7000 | 8 | ХІІІ-ХIV(?)–XVIII | Д. Вавуловкая, д. Вавуловская другая? |
6 | Бишево | Ок. 3000 | 8 | ХVІ-ХVІІІ | Д. Хорошевская |
7 | Бачурин Наволок | Ок. 300 | 100 | ХVІ-ХVІІ | Д. в Наволоке |
8 | Мальковец | Ок. 700 | 40 | ХVІ-ХVІІ | Д. на Вигострове |
9 | Рогачево | Ок. 1500 | 16 | ХIV(?) – ХVІ | Д. на Рагочеве острову |
10 | Волкостров | Ок. 1500 | Сборы | ХІV(?) – ХVІІІ | Д. на Волокострове |
11 | Гивес Наволок | Ок. 1800 | 4 | ХV-ХVІІІ | Д. в Пахиничах на Гивечь наволоке |
12 | Лахта | Ок. 800 | Сборы | ХV-ХVІІІ | Д. в Пахиничах – ? |
13 | Воробьи 1–2 | Ок. 300 | 16 | XVII | Д. в Пахиничах – ? |
14 | Воробьи 3 | Ок. 800 | 24 | ХV-ХVІІІ | Д. в Пахиничах – ? |
15 | Керкостров 1 | Ок. 1200 | 86 | ХV-ХVІІ | Д. Грозилово Большой Двор на Киркоострове |
16 | Керкостров 2 | Ок. 3000 | 48 | Х-ХІ, ХV-ХVІІ | Д. на Киркострове |
17 | Керкостров 4 | Ок. 1500 | 60 | Х-ХІ, ХІV(?) – ХVІІ | Д. на Киркострове |
18 | Керкостров 5 | Ок. 800? | 20 | ХV-ХVІІ | Д. на Киркострове в Грозлове |
19 | Сенная Губа 1 | Ок. 2000 | Сборы | Х-ХІ, ХIV(?) – ХVІІІ | Д. Большой Двор у часовни Михайловская, д. Алферовская |
20 | Сенная Губа 2 | Ок. 3000 | Сборы | ХIV(?) – ХVІІ | Д. на Сенной губе – ? |
Исходя из сказанного выше и данных, приведенных в табл. 11, репрезентативность археологических материалов, полученных к настоящему времени в Кижах, можно оценить двояко. стр. 83 Если определить понятие «центр погоста» как территорию в условном радиусе 5 или 10 км от соборной церкви (погоста–места, по М. В. Витову), то репрезентативность собранных в окрестностях Кижей материалов будет невелика и при сравнении со сведениями писцовых книг XVI в. вряд ли превысит 25 %. Однако полагаем, что в данном случае ее корректнее подсчитать не для условной территории, а для конкретных географических объектов. Таковым является прежде всего ядро поселенческой структуры – сам о. Кижи протяженностью около 5,5 км, при максимальной ширине менее 1 км. Писцовая книга 1563–1566 гг. и дополняющее ее письмо 1582/83 г. называют на острове 12 деревень. Археологически на о. Кижи исследованы 7 селищ, причем 2 из них (Васильево 1 и 3) позволяют предположить агломерацию, которой соответствуют не 2, а более «деревень» писцовой книги. Следовательно, репрезентативность археологических материалов в данном случае следует оценить минимум в 60 %. Другой конкретный географический объект – Керкостров (к югу от Кижей, размеры 2×0,3 км), на котором в кадастровых описаниях XVI в. упоминаются 4 деревни; всем им имеются исследованные раскопками археологические соответствия. Репрезентативность – 100 %. При таком подходе утверждаем, что наличные археологические материалы дают основания для исторически достоверных выводов относительно хронологии и динамики заселения территории в Средневековье.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Последние вкратце, при опоре на обоснованные выше археологические датировки, предстают следующими. Колонизация территории будущего центра погоста пришлым, практиковавшим комплексный земледельческий и промыслово–торговый уклад населением с юга начинается около 1000 г. Устанавливаемая лакуна в материале селища Васильево 2 указывает на запустение колонии около 1100 г. Период XII – середины XIII в. характеризуется спадом колонизационного процесса, а возможно, и отсутствием постоянного населения на рассматриваемой территории, что ставит под сомнение непосредственную преемственность со следующим этапом заселения, начинающимся около 1250 г. Период середины ХІІІ-ХІV в. следует определить как начальный (при отсутствии непосредственной, физической связи с предшествующим стр. 84 раннесредневековым) в формировании ядра поселенческой структуры в центре Кижского погоста, а окончательно система расселения в том виде, как она зафиксирована в писцовых книгах 1563–1566 и 1582/83 гг., сложилась на протяжении лишь XV – первой половины XVI в.
Отметим, что полученные в Кижах археологические датировки хорошо соотносятся с гипотезой М. В. Витова и И. В. Власовой [1974. С. 184–190], основанной на наблюдениях за семантическими типами топонимов писцовых книг Заонежской половины Обонежской пятины: массовая колонизации этого района Новгородской земли проходила в относительно сжатые сроки – на протяжении ХIV-ХV вв.
5.2. Археология и один социокультурный аспект заселения территории
Рассмотрев тему соотнесения селищ и «деревень» писцовых книг, коснемся еще одного сюжета, связанного с идентификацией древнейшего из исследованных на о. Кижи поселений – Васильево 2. Материалы этого памятника при сопоставлении с данными писцовых книг и более поздних источников позволяют высказать суждения о социокультурном статусе поселения.
Мы считаем обоснованной локализацию С. В. Воробьевой [1991. С. 89] на месте д. Васильево (в XIX – начале XX в. – Лукинщина) одной из пустошей, упомянутой впервые в Писцовой книге 1582/83 г., а именно с пустошью «что была деревня на Кижском ж острове Болшой Двор у часовне» [История Карелии.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
1993. С. 151]. Та же пустошь «у часовни» упоминается в письме 1616 г., а в источниках Х?ІІІ-ХІХ вв., обнаруженных С. В. Воробьевой, имеются уточнения: «на низу [курсив наш. – Авт.] у часовни», что вполне соответствует расположению исторической пустоши, деревень Лукинщины/Васильево и Успенской часовни на прибрежной равнине западного побережья о. Кижи, примыкающей к высокой моренной гряде.
Ныне стоящая на окраине д. Васильево Успенская часовня, под восточную часть которой уходил средневековый культурный слой мощностью до 60 см, была построена в начале XVIII в. Дата строительства основана не только на историко–архитектурных стр. 85 данных. Дендрохронологическое датирование этого памятника архитектуры по семи взятым кернам было выполнено в 1980–х гг. в университете г. Иоэнсуу (Финляндия). Наиболее поздняя из полученных дендродат – 1702 г. [Яскеляйнен, 1998. С. 174]. Часовня, однако, упоминается уже в источниках конца XVI – начала XVII в. В связи с этим напомним, что в северо–западной части раскопа 1 в пределах фундамента современной часовни были расчищены несколько каменных кладок и 2 полосы древесного тлена, ориентированные практически строго по сторонам света (см. раздел 1, «Каталог средневековых поселений центра Спасо–Преображенского Кижского погоста» и рис. 13). Эти остатки можно интерпретировать как следы часовни–предшественницы сохранившейся Успенской, построенной в начале XVIII в.
Стандартное название «Большой Двор» в источниках XVI–XVII вв. однозначно указывает на владельческий характер поселения в домосковское время. Отождествление его с селищем Васильево 2 показывает, что деревня – центр боярской волостки – запустевает к концу XV в. , после конфискации владений новгородских бояр в результате присоединения Новгорода и Новгородской земли к Москве. Как показано выше, исключая раннесредневековый комплекс, основание поселения датируется примерно серединой XIII в. Строго говоря, опираясь на изложенные в предыдущих разделах археологические данные, мы не можем утверждать, что деревня с момента основания имела владельческий статус. Здесь следует обратить внимание на необычный, скорее, «городской» характер целого ряда находок XIII – первой половины ХIV в. на селище. Это обломки двух стеклянных браслетов – украшений, которые редко встречаются на Севере вне городских центров (например, на 150 археологически исследованных поселениях Белозерья, датированных Х-ХІІІ вв., – 4 экземпляра на 3 памятниках [Макаров, Захаров, Бужилова, 2001. С. 29, 63]). Это крайне редкий на Севере боевой наконечник стрелы типа 66, по А. Ф. Медведеву (конец XIII – первая половина ХIV в.). Отметим также височное кольцо (не позднее ХІІІ в.), бронзовые перстни (рубчатый – не позднее ХIV в. ), бронзовую поясную пряжку. Эти предметы трудно назвать характерными стр. 86 для рядового сельского поселения, что подтверждает версию о необычном, в нашем случае, полагаем – владельческом, статусе деревни с момента начала образования комплекса периода развитого и позднего Средневековья на селище.
По единичным имеющимся письменным источникам новгородское боярское вотчинное освоение земель в Прионежье может быть уверенно отнесено ко времени не ранее середины XIV в. Наиболее древним из сохранившихся актов, фиксирующих этот процесс, является Мировая грамота старосты Вымоченского погоста, шунжан, толвуян и кузарандцев с челмужским боярином Григорием Семеновичем и его детьми о размежевании земель [ГВНП, 1949. №284; Янин, 1991. С. 236–244]. Известна также берестяная грамота № 131 последней четверти ХIV в., повествующая о сборе «празги» на Сямозере, в Шуе, Пудоге (Прионежье) и на р. Оять (Приладожье) [Арциховский, Борковский, 1958. С. 68–71; Спиридонов, 2001. С. 352–359]. Приведенные выше соображения, основанные на археологических данных, в сравнении с письменными источниками позволяют, на наш взгляд, удревнить начало активности новгородских бояр по освоению земель в Прионежье примерно на столетие. Не считая уместным в данном случае развивать эту тему, все же отметим, что приведенный археологически обоснованный факт имеет отношение к давней дискуссии о приоритете боярской или крестьянской колонизации Севера [Платонов, 1924. С. 5–27; Шурыгина, 1948. С. 31–62; Данилова, 1955. С. 15–17, 207–210; Вернадской, 1961].
Писцовые книги конца XVI – начала XVII в. не называют имени прежнего новгородского владельца волостки, центром которой в Кижах была запустевшая в период Московского царства деревня Большой Двор – в противоположность двум другим деревням того же характерного названия, также находившимся на о. Кижи (Леонтьевская и Александра Тимофеева у погоста). Все же есть возможность определиться с бывшим новгородским вотчинником, владельцем интересующих нас волостки и Большого Двора, ставшего «пустошью» к исходу XV в.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
В обнаруженных С. В. Воробьевой [1991. С. 89] архивных источниках XIX столетия появляется название деревни Лукинщина (предшественница современной д. Васильево), соотносимое стр. 87 с именем боярина Луки Федоровича, деятельность которого приходится на самый финал новгородской независимости. Обонежские вотчины Луки располагались и на территории Кижского погоста. Например, в Писцовой книге 1582/83 г. в описании Спасо–Преображенского Кижского погоста имеется упоминание «Лукинской трети» [История Карелии. 1993. III. С. 148]; владения Луки известны по кадастровым описаниям XVI в. пограничья Кижского и Шуйского погостов [Чернякова, 1997. С. 32–34]. Разрыв в несколько столетий между деятельностью Луки и первым из разысканных упоминаний д. Лукинщина может смущать, но не является неотразимым аргументом contra. Память об упоминавшемся выше крестьянине Фетке Бачурине, проживавшем около середины XVI в. у северо–западной оконечности о. Кижи (селище Бачурин Наволок), дожила в местной традиции в названиях деревень и урочищ до XXI столетия. Примеры такого рода можно продолжать.
Лука Федорович, сын посадника Федора Яковлевича – личность достаточно известная в новгородской истории. Он впервые был избран на посадничество не позднее 1471 г., был посадником в 1472, 1475, 1476 и 1478 гг. Лука Федорович являлся устроителем одного из двенадцати пиров, данных цветом новгородских бояр после великокняжеских расправ Ивана III конца ноября 1475 г. Земельные владения Луки попали под первые московские конфискации, а сам он в 1481 г. был увезен в Москву [Янин, 1991. С. 266; 2003. С. 406, 416, 507]. Как доказано В. Л. Яниным [1981. Генеалогическая схема 28], Лука Федорович принадлежал к одному из древнейших родов новгородских бояр Михалковичей, генеалогия которого прослеживается по сведениям берестяных грамот и других источников с конца XII в.
5.3. Археология, палинология и хозяйственно–культурные аспекты освоения территории
Некоторые аспекты данной темы уже затрагивались выше в разделах, посвященных топографии, размерам и инвентарю селищ. Для раннесредневековых поселений была констатирована приуроченность к песчаным (Наволок, Керкостров 2 и 4), стр. 88 песчано–гравийным (Волкостров, Сенная Губа 1) и суглинистым с гравием (Васильево 2) невысоким участкам берегов озера. Ландшафтная приуроченность последнего памятника совершенно не характерна для раннесредневековых поселений в бассейне Онежского озера и может быть объяснена тем, что суглинистый, в древности завалуненный участок западного побережья о. Кижи был выбран как предпочтительный населением, практиковавшим агрокультуру. Суглинистые с гравием почвы при всей сложности их расчистки и обработки наиболее плодородны. Особое значение (возможно, уже для раннесредневековых насельников) здесь имеет примесь к таким почвам естественного минерального удобрения – шунгита. Местные жители Заонежья называют шунгитовую землю «черноземом» за ее черный цвет [см.: Битов, Власова, 1974. С. 151–152; здесь же библиография].
Размеры раннесредневековых поселений в окрестностях Кижей в аспекте определения хозяйственно–культурной принадлежности оставившего их населения позволяют сделать двоякие выводы. На селище Наволок немногочисленный раннесредневековый инвентарь встречен в раскопе на площади всего около 30- 40 кв. м. Комплекс в целом аналогичен десяткам подобных, изученных к настоящему времени в бассейне Онего на многослойных поселениях. Они уверенно соотносятся с начальными этапами торгово–промыслового освоения края, когда его естественные богатства (прежде всего пушнина) были вовлечены в систему восточноевропейской и международной торговли [Косменко, 1992. С. 272–285]. Вопрос о связи таких, как правило, скудных по составу инвентаря раннесредневековых комплексов в конкретных случаях с пришлыми или местными коллективами торговцев и промысловиков остается открытым – археология не всесильна. Иные археологические свидетельства торгово–промысловой направленности хозяйства раннесредневековых обитателей микрорегиона представлены единственной находкой на селище Керкостров 2 железного коромысла весов для малых взвешиваний (прежде всего серебра). Это тот случай, когда даже единичный предмет красноречив. Н. А. Макаров, картографировавший и проанализировавший находки торгового инвентаря стр. 89 на селищах Х-ХІ вв. лесной зоны Восточной Европы, обосновывает ими вывод о высокой степени товарности экономики раннесредневековой севернорусской деревни [Макаров, 2008. С. 8- 9, рис. 3]. При этом нельзя не отметить еще раз, что в Кижах не выявлены (по крайней мере, пока) столь же яркие следы устойчивых южных связей, вовлеченности населения в Х-ХІ вв. в систему дальней международной торговли, таких как в центрах Челмужского, Шуйского погостов, в Кокорино (Уницкая губа Онего), ряде других пунктов в Прионежье [Спиридонов, 2011].[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Иные в сравнении с Наволоком выводы можно сделать в отношении селища Васильево 2. Площадь распространения раннесредневековых находок на этом памятнике, как прослежено в раскопах, достигает 1000 кв. м, в центре заселенного участка были изучены следы стационарной отопительной конструкции. Площадь данного поселения в разы превышает стандартные ареалы локализации раннесредневековых находок на многослойных, в Х-ХІ вв. по–прежнему охотничье–рыболовецких и промысловых поселениях южной Карелии. При этом размеры памятника близко соответствуют размерам селищ древнерусского времени в более южных, земледельческих районах лесной зоны [Макаров, Захаров, Бужилова, 2001; Кудряшов, 2006; Макаров, 2008. С. 5–15].
Значительные площади, косвенно указывающие на стационарный, земледельческий характер селищ, можно предположить для раннесредневековых комплексов поселений Керкостров 2 и 4, хотя это не было строго доказано в ходе полевых исследований.
Решающие данные о производящем типе хозяйственной деятельности в комплексном укладе экономики раннесредневекового населения окрестностей Кижей были получены в ходе геолого–палинологических исследований, проведенных в 2002–2003 гг. сотрудниками Института геологии Карельского научного центра РАН Н. Б. Лавровой и И. Н. Демидовым [Лаврова, Демидов, Спиридонов, Герман, Мельников, 2007. С. 194–206]. Отметим, что работы являлись по сути новаторскими для территории региона. Ранее отрывочные геолого–палинологические исследования проводились лишь в двух пунктах южной стр. 90 Карелии – в районе п. Эссойла на оз. Сямозеро, где начало земледелия было датировано 1060+-60 л. н. (ТА-1443) [Экман, Журавлев, 1986. С. 51–54; краткость изложения методов, хода и результатов исследования в этой статье, на наш взгляд, требуют подтверждения приведенной даты] и в районе бывшей деревни Пегрема на крайнем западе Заонежского полуострова, где начало земледелия получило дату около рубежа ХІІІ-ХІ? вв. [Vuorela, Saamisto, Lempiainen, Taavitsainen, 2001. P. 121–138].
Коротко изложим опубликованные ход и основные результаты работ геологов КарНЦ РАН на о. Кижи и в его окрестностях.
В двух выбранных пунктах на о. Кижи и в одном – на близлежащем о. Волкостров было проведено ручное бурение донных озерно–болотных отложений с последовательным послойным отбором проб на споро–пыльцевой и радиоуглеродный анализы. По данным споро–пыльцевого анализа определялся наиболее древний (нижний) горизонт отложений, в котором появлялась пыльца культурных злаков (Сегеаііа), свидетельствующая о начале земледелия на прилегающих к болоту (или водоему) территориях. Пробы из данного горизонта датировались радиоуглеродным методом с целью определения абсолютного возраста образца с пыльцой культурных злаков и соответственно времени начала земледелия.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
На о. Кижи в отложениях болота Мошгуба (на расстоянии около 1 км к северу от селища Васильево 2, рис. 1) пыльца культурных растений появляется в керне с глубины 1,05 м от дневной поверхности. Абсолютный возраст этого горизонта отложений, определенный радиоуглеродным методом, составляет 1140+-50 л. н. (ЛЕ-6531). В вышележащем горизонте (глубина 1,05–0,70 м) отмечено постепенное нарастание количества пыльцы травянистых. При возможных климатических изменениях это с уверенностью может быть объяснено антропогенным воздействием на окружающую растительность. Выше (глубина 0,70–0,40 м) по пыльце фиксируются свидетельства так называемого малого ледникового периода (начало – 700 л. н.), а также и антропогенное воздействие на среду – вырубка ельников и термофильных пород, как произрастающих на наиболее благоприятных местах обитания, в связи с расширением стр. 91 культивируемых земель. Красноречиво увеличение в этом горизонте доли пыльцы культурных злаков и сопутствующих им растений.
Второй керн на о. Кижи был получен на болоте Васильевское (около 400 м к востоку от селища Васильево 2, рис. 1). Здесь наиболее глубокий горизонт озерно–болотных отложений, содержащий пыльцу таких же культурных злаков, как в разрезе Мошгуба, был определен на глубине 0,82 м. Абсолютный возраст предшествующего горизонта 0,79–0,65 м составляет 430+-60 л. н. (ЛЕ-6532). Таким образом, горизонт на глубине 0,82 м образовался несколько ранее, примерно 500–600 л. н. Как показал разрез, вероятно, из–за размывов в периоды слабых трансгрессий Онежского озера на протяжении последнего тысячелетия более древние напластования, содержавшие пыльцу культурных злаков, на болоте Васильевское не сохранились. Особо следует отметить, что по данным споро–пыльцевого анализа разнообразие и количество пыльцы культурных растений из разреза болота Васильевское значительно выше, чем из более древних (примерно на 500 лет) горизонтов скважины на болоте Мошгуба.
На Волкострове было исследовано болото Проточное близ южной оконечности острова (около 2 км к северу, через протоку, от селища Васильево 2 и примерно в 1,4 км к юго–западу от селища Волкостров, см. рис. 1). В разрезе пыльца культурных злаков появляется с глубины 40 см. Абсолютный возраст горизонта торфа на глубине 65–55 см составляет 950+-110 л. н.(ЛЕ–6796), что вместе с результатами палинологического анализа хорошо соотносится с изложенными выше данными по болоту Мошгуба на о. Кижи. С глубины 0,6 м (возраст 950±110 л. н.) наблюдалось резкое возрастание содержания углистых частиц, вероятно, свидетельствующих о начале пожогов леса и подготовки территории для земледелия. Одновременно в разрезе отмечено сокращение пыльцы древесных.
Изложенные выше результаты геолого–палинологических исследований совпадают с итогами археологических изысканий. Science и Humanities пожали друг другу руки на о. Кижи, но остались вопросы. Основной из них: насколько беспрерывно стр. 92 представленное на споро–пыльцевых диаграммах в публикации [Лаврова, Демидов, Спиридонов, Герман, Мельников, 2007. С. 194–206] распространение пыльцы культурных злаков на протяжении Средневековья. Вопрос не праздный, поскольку с археологической точки зрения, изложенной в предыдущих разделах, непрерывность постоянного заселения территории однозначно не доказывается.
Для периодов развитого и позднего Средневековья полученные археологические материалы (прежде всего с селища Васильево 2) не более чем иллюстрируют и без того достаточно очевидный факт комплексного характера хозяйства местного средневекового крестьянского населения. Этот комплексный уклад включал производящие формы (находки серпа, обломков кос, железных спиц для прялок и довольно многочисленных каменных пряслиц, вероятно, грузиков для вертикального ткацкого станка), наряду с охотой (наконечники стрел, из которых лишь один, типа 66, определен как боевой, втоки – скорее, от рогатин) и рыболовством (блесна, рыболовные крючки, возможно, керамическое грузило рыболовной сети). Геолого–палинологические исследования на болотах Мошгуба и Васильевское на о. Кижи, результаты которых кратко изложены выше, также указывают на возрастающее количество и большее разнообразие пыльцы культурных злаков в горизонтах, возраст которых в исторической периодизации примерно соответствует развитому и позднему Средневековью.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
//
Южное Заонежье в X–XVI вв.
Карельский научный центр РАН.
Петрозаводск.
2012.
165 с.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.
20 самых очаровательных средневековых городов и городков Европы
В городах по всей Европе легендарная средневековая история континента запечатлена на фасадах его зданий и памятников. Вот лучшие места, где можно встретить этот очаровательный дух.
Любек Holstentor Sonnenaufgang (Фото: предоставлено LTM)
Ни один уголок земного шара не остался незатронутым влиянием средневековой Европы. От римлян до эпохи Возрождения произошли большие скачки в сельском хозяйстве, искусстве, религии и многих других областях интеллектуальной мысли. Европа, вышедшая из Средневековья, была гораздо более утонченным, продвинутым местом, подготовившим почву для промышленной революции и современности за ее пределами. Сегодня многие из этих средневековых старых городов все еще существуют, предлагая очаровательный и осязаемый взгляд на прошлое, которое мы обычно можем только представить.
Чтобы немного упростить составление этого списка (ведь в Европе есть тысячи городов, история которых восходит к средневековью), мы установили несколько правил. Каждому месту требовалось текущее население от 10 000 до 500 000 человек. И каждое место должно было иметь значительную коллекцию хорошо сохранившихся средневековых реликвий, таких как храмы, здания, памятники, улицы и городские стены. Наконец, этот список посвящен местам, где посетители все еще могут почувствовать этот средневековый колорит.
Стены Авилы (Фото: любезно предоставлено Excmo. Ayuntamiento de Ávila)
Авила, Испания
Вы часто обнаружите, что города, чьи средневековые центры до сих пор в значительной степени нетронуты, являются результатом хорошей охраны на протяжении веков. Таким образом, замки и укрепления образуют общую нить в большей части этого списка. Но немногие из них имеют такие характерные городские стены, как стены Авилы в регионе Кастилия и Леон в центральной Испании, к западу от Мадрида. 88 круглых башен и стен простираются на 2,5 км (1,6 мили), охватывая старый город, полный 12 th – 16 th века монастыри, монастыри и базилики, такие как собор Авилы, строительство которого было начато в 1091 году, что придает ему сочетание романских и готических черт.
Бамберг, Германия
В то время как многие крупные европейские города имеют историю, восходящую к римским временам и далее, Бамберг был детищем средневековой эпохи. Первые упоминания о городе, расположенном в Северной Баварии, относятся к 902 году. Он быстро рос и стал ключевым центром Священной Римской империи в Центральной Европе. Широкое влияние со всего континента все еще можно увидеть в зеленых шпилях Бамбергского собора или восьмиугольных луковичных куполах замка Зеехоф; намек на славянские связи города. Старая ратуша с желтым фахверковым фасадом, нависающим над рекой, является изюминкой прекрасно сохранившегося Старого города.
Берн и Альпы за его пределами (Фото: Мартин Абегглен через Flickr / CC BY-SA 2.0)
Берн, Швейцария
Также в средневековье родилась столица Швейцарии Берн, относительный младенец в возрасте всего 830 лет. да старый. Аккуратно вписываясь в узкий подковообразный изгиб реки Ааре, Старый город Берна почти полностью сохранился со времен средневековья, что делает его интересным для любителей всего, что связано с древностью. Возможно, неудивительно, что ЮНЕСКО присвоила ему статус объекта Всемирного наследия (еще одна общая черта в этом списке) вместе с Zytglogge, часами с движущимися частями и 15 -го -го века Бернер Мюнстер, готический собор, среди основных моментов. Прогулка по Крамгассе — отличный способ погрузиться в средневековое очарование Берна.
Болонья, Италия
Большая часть Италии имеет богатую историю, и мы могли бы составить полный список из 20 средневековых городов, даже не выезжая за пределы страны. Те, что выбраны здесь, входят в число лучших городов мира для посещения. Болонья просто чудо. Исторические портики, средневековые церкви и потрясающие дворцы, такие как Палаццо д’Аккурсио, в котором находится ратуша и художественная галерея, стоят вокруг площадей, которые веками были свидетелями процветания городской жизни. Когда-то в Болонье были десятки высоких оборонительных башен, и остатки некоторых сохранились, в том числе 319Башня Азинелли, одна из двух башен, построенных примерно в 1119 году.
Begijnhofbrug в Брюгге (Фото: Ян Дартет, любезно предоставлено Visit Bruges) в высшей степени очаровательный Брюгге, который, пожалуй, лучше всего характеризуется средневековыми ступенчатыми фронтонами, колокольнями и башнями, возвышающимися над серией каналов, змеящихся через город, таких как Розенхудкай. Рост города в 13 -й -й век был особенно быстрым благодаря растущей текстильной промышленности, а Брюгге был известен своим высококачественным кружевом. Это богатство привело к созданию памятников, которые существуют и сегодня, в том числе Колокольня Брюгге, прочная башня, возвышающаяся над рыночной площадью.
Каркассон (Фото: фотографии Винсента предоставлены Tourisme de Carcassonne)
Каркассон, Франция
Средневековые стены и список Всемирного наследия ЮНЕСКО — не единственные причины, по которым Каркассон нельзя было игнорировать при составлении этого списка. Сите-де-Каркассон, как известна крепостная часть города, был основан римлянами, которые видели в холме идеальное место для оборонительного сооружения. По прошествии времени, когда город вырос за стены, примечательно, что большая часть земли с трех сторон этой старой цитадели осталась такой же, как и на протяжении веков: заполнена аккуратными рядами виноградников. Бродить по лабиринту мощеных улиц внутри — удовольствие.
Чески-Крумлов, Чешская Республика
В южной Чехии Чешский Крумлов – еще одно место, где первоначальный город был построен в крутой излучине реки. В этом случае река Влтава образует аккуратную старицу вокруг небольшого участка земли, что сделало бы его хорошо защищенным от нападения. Замок Чески-Крумлов, основанный около 1250 года, находится за пределами этого защитного кольца, на скалистом выступе на противоположном берегу реки. Один только Верхний замок с его внушительными стенами и многоэтажный Плащевой мост чего стоят.
Český Krumlov (Фото: Jiří Dužár любезно предоставлено регионом Český Krumlov)
Кольмар, Франция
Чтобы смешать немецкую и французскую культуру и архитектуру, многие люди едут в Страсбург, но Кольмар, 70 км (43 мили) к югу , возможно, один из самых очаровательных средневековых городов Франции. Беспорядочные ряды красочных фахверковых зданий выстраиваются вдоль мощеных улиц, самые старые средневековые дома демонстрируют мотивы готического дизайна, в то время как стили барокко и ренессанса, такие как Maison Pfister, также распространены. Для любителей вина производство эльзасских вин сосредоточено вокруг Кольмара, что делает винный тур отличным дополнительным занятием во время вашего визита. Сухой рислинг и другие (что можно считать) белые вина в немецком стиле являются фирменным блюдом этого региона.
Красивые водные пути Кольмара (Фото: Эммануэль Фромм любезно предоставлено Tourisme Colmar)
Дубровник, Хорватия
Стены Дубровника заслуживают отдельной статьи, таково их великолепие, создающее неприступный барьер для Адриатического моря и любого вторжения силы, несущиеся через него. Построенный в основном в средние века, с 12 по век, Дубровник был жемчужиной в короне Венецианской республики, пока город не стал свободным государством с 14 по 90 век.С 0019 по век до 1815 года. Совсем недавно Дубровник стал центром увлечения туризмом в «Игре престолов», поскольку Старый город предлагал идеальные декорации для сцен, изображающих вымышленную Королевскую Гавань. Другие основные достопримечательности включают Ректорский дворец и форт Ловриенац 13 века.
Дубровник на берегу Адриатического моря (Фото: Игорь Браутович любезно предоставлен Управлением по туризму Дубровника)
Гранада, Испания
Гранада – одно из самых уникальных мест в этом списке. В то время как многие города по всему континенту развивали то, что можно было бы назвать европейской эстетикой, влияние Гранады было явно исламским вплоть до 149 г.2, когда мавров наконец вытеснили из их великолепного укрепленного дворца Альгамбры. Очаровательный комплекс, включающий Альгамбру, крепость Алькасаба и Хенералифе, летний дворец и сады 11 900–19 900 20 века, представляет собой образец геометрического совершенства. Между тем, на извилистых улочках Сакромонте вы откроете для себя источник многих испанских культур, таких как фламенко.
Горы выходят на Альгамбру Гранады (Фото: Пепе Серрано через Flickr / CC BY 2.0)
Гимарайнш, Португалия
Если вы хотите понять Португалию, приезжайте в Гимарайнш, который многие считают родиной нации. Это, безусловно, место рождения Афонсу Энрикеша, который стал первым королем Португалии после битвы при Сан-Мамеде в 1128 году, которая произошла недалеко от города. Сегодня Гимарайнш, который находится к северо-востоку от Порту, все еще сохраняет множество средневековых сооружений, таких как романский замок Гимарайнш и Дворец герцогов Браганса с его впечатляющими гобеленами в высоких каменных залах. Те, кто совершает паломничество в Сантьяго-де-Компостела дальше на север, часто останавливаются на площади Сан-Тьяго, красивой площади с множеством ресторанов на открытом воздухе.
Килкенни, Ирландия
Закончив завоевание Британских островов, норманны захватили Ирландию, и именно под их контролем Килкенни стал важным торговым центром. Хотя многое из того, что было в те дни, было заменено более современными зданиями, в основных достопримечательностях достаточно очарования, начиная с замка Килкенни 12 го века и его садов с видом на реку Нор. Тропа открытий через Килкенни связывает замок с другими основными средневековыми достопримечательностями, такими как собор Святого Каниса, часть которого восходит к 9 в. -й -й век.
Катание на лодках по реке Малервинкель в Любеке (Фото: предоставлено LTM)
Любек, Германия
Одним из главных оборонительных союзов Европы в средние века был Ганзейский союз, объединивший многие крупные прибалтийские города Северной Европы. Сердцем этого союза был Любек, расположенный в 61 км к северо-востоку от Гамбурга. Город имел легкий выход к Балтийскому морю, а Старый город по сути представляет собой остров, со всех сторон защищенный каналами и реками. Зеленые церковные шпили, массивные круглые готические башни Гольстенских ворот и 13 9Достопримечательностями являются ратуша 0019-го -го века и рынок. Есть также дома-музеи, посвященные Томасу Манну и Гюнтеру Грассу, бывшим жителям Любека.
Амбуазские ворота в Старом городе Родоса (Фото: dronepicr через Flickr/CC BY 2.0)
Родос, Греция
Древнее чудо света, Колосс Родосский, возможно, никогда не Город Родос — это прекрасное зрелище, которое вы можете увидеть своими глазами. Город был выкован в разгар крестовых походов, а поскольку остров находился так близко к материковой части Турции, рыцарям-основателям Родоса требовались крепкие стены и множество мест для христианского поклонения. Дворец Великого Магистра — красивый замок, а очаровательный средневековый город, обнесенный стеной, достаточно велик, чтобы исследовать его часами, где вы также обнаружите мечети, которые были построены после того, как город пал от османов в 1522 году.
Сибиу, Румыния
Румынский город Сибиу, расположенный на юге региона Трансильвания, получил множество наград в знак признания его архитектуры, истории и кухни. Среди них Культурная столица Европы в 2007 году и Европейский гастрономический регион в 2019 году. Центр города усеян старыми укреплениями 12 и 13 веков, в том числе Башней Совета, которая теперь предлагает великий город. вид. На последних этапах средневековья причудливый дизайн, принятый для проветривания чердаков домов, создал нечто похожее на глаза на крышах. Эти слуховые окна на бровях и дали Сибиу прозвище: город с глазами.
Торре-дель-Манджа в Сиене (Фото: Джузеппе Мило через Flickr/CC BY 2.0)
Сиена, Италия
Прекрасная Тоскана была колыбелью Ренессанса. сначала развивались культура и образование в этом районе. Среди них Сиена сохраняет очаровательную атмосферу маленького городка, наполненную отблесками той прошлой жизни, особенно на площади Пьяцца-дель-Кампо с ее культовой ратушей из красного кирпича и 87-метровой Торре-дель-Манджа, площадью, украшенной зубцами. башня с видом на город. Один из старейших банков мира, Монте-деи-Паски, возник в Сиене в 1599 году.0019 й век, когда город был ключевым банковским центром.
Таллинн, Эстония
Ничто не сравнится со столицей Эстонии, Таллинном, еще одним городом, который процветал благодаря процветающему торговому соглашению Ганзейского союза. Средневековые городские стены с круглыми сторожевыми башнями с терракотовыми крышами и германскими зелеными церковными шпилями делят пространство с луковичными куполами православного собора Александра Невского, напоминая о том, что Эстония перешла из Центральной Европы под контроль России в более поздние века. Несмотря на переменчивую судьбу, Таллинн никогда не терял своего очарования благодаря связи Балтийского моря, соединяющей его с Финляндией и другими регионами. Таким образом, Старый город города является одним из лучших и наиболее хорошо сохранившихся средневековых пространств в этом списке.
Восток и Запад сливаются в Таллинне (Фото: Роб Оо через Flickr / CC BY 2.0)
Толедо, Испания сохранить большую часть своей очаровательной средневековой атмосферы. Толедо, поддерживаемый рекой Тежу в засушливой части страны, часто называют одним из самых важных культурных центров Испании. Ранее он был столицей вестготского королевства и резиденцией императора Священной Римской империи и короля Испании Карла V, во время правления которого испанцы колонизировали Америку, а католическая церковь столкнулась с протестантским восстанием. Таким образом, Алькасар, собор и монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес являются главными достопримечательностями не только Толедо, но и всей Испании.
Торунь, Польша
По мере того, как Средневековье приближалось к существенному сдвигу парадигмы, известному как Ренессанс, в результате которого Европа, а тем самым и весь мир, перешли в Новое время, были ключевые фигуры, которые сделали этот скачок возможным . Одним из них был астроном и математик Николай Коперник, который выяснил, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Его дом — одна из многих очаровательных достопримечательностей средневекового Старого города Торуни, который, что неудивительно в этом списке, также является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, в частности, благодаря своим готическим городским стенам и церквям.
Прогулка вдоль стены Йорка (Фото: Стиви Кэмпбелл предоставлено Visit York)
Йорк, Великобритания
Римляне, англосаксы, викинги, норманны, вы называете это, Йорк видел это. Город на протяжении многих веков был одним из самых важных поселений в Британии. Эта столица на севере ведет к укреплениям, таким как римские стены и замок Йорк, который был построен в 11 веке, чтобы предотвратить захват города викингами. Примерно в то же время был основан Йоркский собор, ставший одним из крупнейших соборов в Северной Европе. Но, возможно, сердце средневекового очарования Йорка можно найти под нависающими фахверковыми зданиями, плотно расположенными вдоль The Shambles, бывшего мясного рынка, ставшего причудливой торговой улицей.
8 средневековых городов Европы, которые заставят вас подумать, что вы попали в сказку
С тех пор, как Гарри Поттер появился на сцене поп-культуры, мы стали свидетелями растущего интереса ко всему магическому и средневековому. Средневековые города Европы всегда были популярным местом для туристов.
Но сейчас больше, чем когда-либо, путешественники стекаются в эти деревни, чтобы своими глазами увидеть настоящую средневековую историю, скрывающуюся за преданиями. Конечно, есть много причин поехать в Европу, но история и культура стоят на первом месте для большинства людей. А если вы увлекаетесь средневековой архитектурой, лучшего места для посещения не найти.
Европа — не единственный континент со средневековыми городами, но здесь определенно есть чем заняться. Это означает, что вы можете посетить множество средневековых городов на небольшом расстоянии.
И мы составили список лучших. Так что смело планируйте свое путешествие и постарайтесь вычеркнуть из своего списка как минимум 3 средневековых города.
Окунитесь в волшебную сказку, исследуя средневековые города Европы. Наслаждайтесь собой, отправляясь в это легендарное путешествие, оставляя воспоминания, которые останутся с вами навсегда. Итак, начнем, посетите их все, чтобы вы могли выбрать свой любимый.
Мон-Сен-Мишель, Франция
Мон-Сен-Мишель, Франция
В этой маленькой деревушке проживает целых 44 жителя, но, как вы скоро узнаете, этим жителям повезло больше, чем большинству из нас. Мон-Сен-Мишель расположен на большой скале, выступающей из океана у северного побережья Франции.
На его вершине вы найдете массивный средневековый собор. По сторонам скалы расположены дома и магазины.
Мон-Сен-Мишель очень похож на дом Рапунцель из диснеевского фильма «Рапунцель: Запутанная история». Это, безусловно, было вдохновением. На мой взгляд, это похоже на Хогвартс, примостившийся высоко на холме, место со стенами, изобилующими волшебными вещами, фольклором и легендами.
Мон-Сен-Мишель, Франция
Этот средневековый город возглавляет список, потому что, вероятно, это средневековый город, который остался таким же верным своему первоначальному состоянию, как и любой другой. И если вам интересно, почему это может стать ясно через мгновение. На протяжении веков город был доступен только во время отлива, когда люди пересекали приливный бассейн.
Прага, Чешская Республика
Прага, Чехия
Этот список делает резкий поворот по мере того, как мы переходим от относительно нетронутого средневекового города к довольно коммерческому. Но все же Прагу нужно обязательно увидеть. Хотя Прага является раем для покупателей со всего мира, здесь есть много хорошо сохранившихся образцов средневековой истории и культуры. В Праге, известной как «Город сотни шпилей», каждый найдет что-то для себя.
Golden Lane, Прага
Вам не обязательно быть в маленькой деревне, чтобы почувствовать атмосферу сказки. Просто осмотритесь в таком месте, как Прага, и вы увидите мощеные улицы, фахверковые дома, кривые дымоходы и замысловатые окна и двери.
Есть что-то волшебное в месте, которое до сих пор освещает вечернюю прогулку уличными фонарями. Вы легко вернетесь в прошлое, находясь в Праге.
Кольмар, Франция
Кольмар, Франция
Кольмар считается красавицей французского региона Эльзас, и этот средневековый город не похож на два других, которые мы исследовали до сих пор (так что это отличное дополнение к вашему маршруту путешествия). Этот город с яркими домами и плакучими ивами, раскинувшимися вдоль реки Лаунч, выглядит как нечто с открытки.
Пока вы здесь, вы захотите посетить Район торговцев рыбой, Маленькую «Венецию» и Художественный музей Oeuvre Notre Dame. Если вы любитель истории искусства, обязательно посетите этот музей, так как в нем собраны самые известные скульптуры и картины Средневековья.
Кольмар, Франция
Кольмар начинался как винодельческий регион и быстро завоевал признание как винодельческое направление. Поэтому, пока вы здесь, обязательно попробуйте рислинг, гевюрцтраминер, пино гри и эльзасский мускат. Тебе нужно немного попить.
Сан-Джиминьяно, Италия
Сан-Джиминьяно, Италия
Когда вы думаете о средневековых городах Италии, вы можете сначала подумать о Сиене. Это, безусловно, знаковое средневековое место. Но иногда настоящие жемчужины находят в глуши.
И в качестве бонуса вы сможете увидеть достопримечательности с меньшим количеством людей. Сан-Джиминьяно — одна из таких жемчужин. Эта причудливая маленькая деревушка расположена на тосканском холме с 14 башнями, уютной городской площадью и множеством фотосессий, которые только может вообразить ваше маленькое сердце.
Овьедо, Испания
Овьедо, Испания
Этот причудливый маленький испанский город имеет оживленный центр с церквями, монастырями, фонтанами, средневековой архитектурой и захватывающими видами. Это также объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому вы можете поспорить, что здания сохранились по самым высоким стандартам, сохраняя при этом средневековую историю.
Монсанто, Португалия Источник CCL
Монсанто, Португалия
Если вы совершаете поездку в Лиссабон или через Лиссабон, вы, вероятно, посетите близлежащий город Обидуш. Но хоть это и отличный пит-стоп, пусть он послужит отправной точкой.
Оттуда отправляйтесь в очаровательную деревню Монсанто на вершине холма. Поездка стоит не только самого города, но и незабываемого путешествия по холмам Северной Португалии.
Монсанто, Португалия Источник CCL
Наиболее примечательной особенностью этого средневекового города являются его каменные дома. Удивительно представить, что люди называют эти сооружения своим домом, и унизительно стоять на месте, где разворачивалась очевидная история. Спланируйте свое путешествие в мае и насладитесь средневековым фестивалем Festa das Cruzes.
Гальштат, Австрия
Гальштат, Австрия
В середине 1700-х годов произошел разрушительный пожар, уничтоживший многие средневековые здания в Гальштате. Но этот город сохранил свою природную красоту. Вы найдете Гальштат на узкой полосе вдоль берегов Гальштатского озера.
И хотя многие постройки были разрушены много веков назад, осталось немало культовых сооружений. Пока вы здесь, вам захочется посетить Рудольфштурм, построенный в 13 веке.
Гальштат, Австрия
Некоторые говорят, что это самое живописное место во всей Европе. Мне сложно выбрать что-то одно. Но, как вы можете видеть, рядом с озером, безусловно, есть множество фотографических сооружений, которые выглядят так, будто их вытащили прямо из сказки.
Грюйер, Швейцария
Грюйер, Швейцария
Вы любите сыр Грюйер? Если да, то вы наверняка слышали о Грюйере в Швейцарии. И вы можете быть удивлены, узнав, что это место назначения само по себе. Ничего общего с сыром (ох!). Ну, не совсем.
Грюйер, Швейцария
Грюйер – это ворота в швейцарские Альпы, у него интересная средневековая история.