Наталья дмитриевна горе от ума: Характеристика героя Наталья Дмитриевна, Горе от ума, Грибоедов. Образ персонажа Наталья Дмитриевна

Образ и характернистика Натальи Дмитриевны Горе от ума Грибоедова сочинение

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Грибоедов
  4. Образ и характернистика Натальи Дмитриевны Горе от ума

Одним из второстепенных ярких персонажей произведения является супруга приятеля главного героя комедии Чацкого Наталья Дмитриевна Горич.

Поэт представляет Наталья Дмитриевну в образе молодой женщины, имеющей дворянское происхождение, красивой, привлекательной внешности, отличающейся очаровательностью, свежестью, небольшой полнотой и тонким голоском.

Наталья Дмитриевна является яркой поклонницей званых вечеров и светских балов, которые ее супруг, Платон Михайлович, посещает лишь пытаясь угодить жене, терпеливо перенося нелюбимые им мероприятия.

Женщина обожает модные наряды и может обсуждать новинки, не чувствуя усталости и не думая о других проблемах. Речевая характеристика героини наполнена слащавостью и жеманностью, сочетающихся с использованием разнообразных эпитетов и сравнений. При этом основными характерными чертами Натальи Дмитриевны представлены автором кокетство и мягкость в поведении с окружающими.

Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович являются официальными супругами не так давно, однако уже явно заметно какое влияние имеет жена над мужем, который гораздо старше ее по возрасту.

Женщина, используя мнимую и назойливую заботу о самочувствии Платона Михайловича и, якобы, переживая о его здоровье, полностью подавляет своей властью мужа, вертя им в угоду собственной прихоти, убивая в нем жизненный задор, интерес к жизни, делая из него безвольного, безропотного человека, с которым становится невыносимо скучно при беседах.

Причем подчиняет себе мужа Наталья Дмитриевна, обращаясь с ним как с маленьким мальчиком, постоянно сюсюкаясь, делая замечания, не давая вымолвить ни слова в ответ, наглядно демонстрируя приторную сентиментальность. Глядя на отношения супругов, кажется, что Наталья Дмитриевна осуществляет дрессировку Платона Михайловича в качестве домашнего питомца, превращая мужа в собственного пажа, слугу, слушающего хозяйку безропотно.

Используя в произведении образ Натальи Дмитриевны Горич, автор представляет женщину в качестве типичного представителя женской части дворянского общества того времени, века минувшего, обладающего способностью формировать общественное мнение, способного одним жестом или словом кардинально изменить человеческую жизнь, опорочив либо погубив, свято чтя традиции отношения к человеку, оценивая его материальное состояние.

Сочинение Наташа Дмитриевна

Образ Натальи Дмитриевны довольно значимый, хоть и не центральный. Некоторые персонажи поэмы вообще без имен. К примеру, те же княгини, которых Грибоедов просто нумеровал. У Натальи особенный, даже странный характер. Она смогла сделать мужа подкаблучником. Однако, муж ее просто умирает от такой чрезмерной заботы.

Наталья хочет всем показать то, насколько она любит своего мужа. Женщина при всех называет мужа довольно странно – душечка, свет мой и так далее. Однако, это неприятно для мужа, а очень странно. Наталья гладит мужа, целует в лоб, показывая, что он слаб здоровьем.

Муж ей покорился и сдался. Муж женщины довольно спокойный и не любит всю светскую суеты, однако, ради любимой женщины готов на все. К сожалению, Наталья недовольна им. Она считает, что ее муж не самый лучший актер. Она может даже ругать его. Женщина решила его судьбу за него самого.  Мужчина настолько любит свою жену, что готов во всем ей покоряться, не может даже сказать слово поперек.

С таким героем, как Чацкий дама ведет себя сдержано, иногда здороваются и могут перекинуться пару словами. Мужчина замечает, что женщина похорошела, у нее загорелись глаза. Возможно, она просто тянет всю энергию из мужа. Она забавляется от семейного брака и податливого мужа. При чужих людях Наталья всячески хвалит своего мужа, рассказывает всем о его талантах и о том, какой он хороший. Она в каждой беседе говорит о том, что ее муж мог бы стать комендантом, если бы ему не помешало здоровье.  Читателю может показать, что муж нужен Наталье для того, чтобы он исполнял ее прихоти и просто был всегда рядом.

В непринужденном разговоре с Чацким Наталья постоянно отвечает за своего мужа, а тот просто стоит и поддакивает. Можно сказать, что эта женщина крепка духом, ведь ей удалась настолько сильно приручить крепкого мужчину. В Чацком она ощущает некую опасность для своей власти. Ведь прекрасно понимает, что влияние этого человека очень велико на ее мужа. Наталья была очень проницательной женщиной. Как только старые товарищи отдаются ностальгии, женщина всеми силами пытается прервать разговор. Она может легко унизить мужа, но не со зла, а с нежностью.

Другие сочинения:

← Характеристика Загорецкого в Горе от ума и его образ↑ ГрибоедовОбраз и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума →

Образ и характернистика Натальи Дмитриевны Горе от ума

Несколько интересных сочинений

Наталья Дмитриевна в комедии Горе от ума Грибоедова характеристика героя

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Наталья Дмитриевна в комедии Горе от ума

В поэме этот образ занимает явно не первое место, но имеет большое значение.

Многие персонажи – гости на балу, вообще, без имен. Те же княгини номер один-два, с которыми Наталья Дмитриевна обсуждает фасоны платьев… Но у Натальи свой особенный характер. Она сделала собственного мужа подкаблучником! И заботится о нём, будто о ребенке. Вот только он (друг Чацкого) от такой её заботы просто задыхается.

Наталья всеми силами показывает свою любовь к мужу. Например, она называет его ласковыми именами, но вот только список этих милых кличек лучше бы ей не использовать прилюдно. Она мужчину обзывает: «бесценный, единственный, мой ангел, жизнь моя» и даже «душечка». Это он ещё мог бы её так называть! Она целует мужа в лоб, гладит, доказывает (больше ему самому), что он здоровьем слаб.

Он покорился, сдался ей. Не любит он балы, но ради неё играет роль, но Наталья всё-таки им недовольна. Не самый лучший он актёр, по её мнению. Она гневается, бранит его, а он скучает. Даже она сама признает, что ему скучно иногда. Но она и посмеивается над ним, мол, он склонен к тому, чего больше нет для него – ученья военные, к примеру.

Наталья всё для него уже решила, а он почему-то позволил ей это.

С Чацким Наталья в меру учтива, при встрече они обмениваются вежливыми вопросами-ответами. Андрей Чацкий замечает, что она похорошела, помолодела, глаза горят. Можно предположить, что она тянет энергию из замученного «прелестного» мужа. Её забавляет их семейная игра. При других она хвастается мужем, хвалит его таланты и характер. Она обязательно скажет, что он теперь бы стал аж комендантом, но только здоровьем, как она считает, слаб. Я думаю, что он ей просто нужен рядом, чтоб командовать. И ещё вопрос – был бы он комендантом или нет, уж лучше не рисковать, а говорить, что был бы, но…  

В беседе с Чацким она говорит за мужа, который стоит рядом… У неё всё же сильный характер, раз она так «забила» мужчину.  В Чацком, в его общих с её мужем воспоминаниях о молодости и вольной жизни, она чувствует опасность для своей власти, а Наталья проницательна. Вот почему она сразу прерывает ностальгию беспокойством по поводу сквозняков.

Она нежно унижает мужа, как мама – выросшего ребёнка. 

Также читают:

← Образ и характеристика Платона Михайловича Горича в комедии Горе от ума ← Образ и характеристика Лизы в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовКнязь Тугоуховский в комедии Горе от ума → Образ и характеристика Петрушки в комедии Горе от ума →

Картинка к сочинению Наталья Дмитриевна в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Интеллигентность

    Интеллигентность — это достаточно редкая черта характера в современном мире. Очень редко сейчас встречаются люди, которые действительно понимают, что значит этот термин и готовы ему соответствовать.

  • Сочинение На чем строятся взаимоотношения в семье? (итоговое декабрьское)

    В разных семьях взаимоотношения строятся на различных принципах. В одних семьях они строятся на принципах любви, доверия, принятия и взаимопомощи.

  • Главная мысль былины Садко

    Былина «Садко» относится к новгородскому цикоу былин. Ее главный герой — гусляр Садко, который становится купцом.

  • Анализ произведения Человек который смеется Гюго

    Действия романа Виктора Гюго «Человек, который смеется» происходят в Англии. В центре событий стоит трагедия. Жизнь Гуинплена начиналась хорошо. Он родился в семье лорда Линнея Кленчарли

  • План рассказа Птичка Толстого

    На свои именины Сережа получил много разных подарков, но особым оказался подарок дяди – сетка, чтобы птиц ловить. Мама мальчика была против, не хотела, чтобы Сережа таким занимался; спрашивала, зачем ему мучить птичек.

Сочинения

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

Судьба Софии в горе от ее разума.

Образ Софьи в комедии «Горе от ума»

Софьи и Лизы в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Женские образы в комедии Грибоедова «Горе от ума» играют важную роль в осознании актуальности и художественного своеобразия комедии Софья и Лиза — типичные роли классической комедии. Но эти образы неоднозначны. Они занимают промежуточное положение в системе характеров. Лиза хитра, умна, сообразительна, т.е. ее характер соответствует требованиям классической комедии. является субреткой, участвует в любовной связи, является своего рода резонеркой, т.е. дает характеристику некоторым героям.Ей также принадлежат некоторые крылатые фразы.София по законам классицизма должна была быть идеальным персонажем, но ее образ неоднозначно.С одной стороны, она получила типичное воспитание девушек 19век. С другой стороны, она умна, имеет собственное мнение.

У Софии и Лизы живой ум. Софья воспитывалась у Чацкого, она образованна, имеет свое мнение. Например, он может оценить личность жениха: «Он ни разу умного слова не сказал, мне все равно, какой нег, что в воде». Лиза может быть не так образована, как Софья, но у нее практичный ум. Она очень точно замечает: «Обойти нас более всех скорбей и господского гнева, и господской любви».

Оба варианта верны. Софья открыто говорит Чацкому, что не любит его, отец выражает недовольство женихом. Лиза открыто отвергает ухаживания Фамусова.

Оба вовлечены в историю любви. Чацкий Софья Молчалин Лиза Петруша.

Оба имеют одинаковые мужские идеалы — молчаливый мужчина.

Но, несмотря на то, что обе эти героини — молодые девушки, их представления о жизни сильно различаются. София романтична. Она росла без матери и очень любила любовные романы. На протяжении всей книги она представляет себя героиней французского романа. Когда Молчалин падает с коня, Софья ведет себя как влюбленная героиня романа — падает в обморок. «Упал! Убит!» Софья наивна, она считает, что Молчалин действительно любит ее. Он кажется ей робким, скромным, нежным и интеллигентным. У Лизы трезвый взгляд на жизнь. Она простая служанка и многое повидала в своей жизни. Она понимает людей. Лиза прекрасно понимает, что Молчалин играет с Софьей только ради положения, она видит его благоразумие и хитрость.0005

Их дальнейшая судьба тоже сложится иначе. Софья, скорее всего, подчинится правилам общества Фамуса и выйдет замуж за богатого жениха, угодного отцу. Лиза выйдет замуж за мужчину своего круга, но по любви.

Хотя Софья и Лиза похожи в некоторых своих личных качествах, их разное положение в обществе и воспитание определяют их разную дальнейшую судьбу.

Список литературы

Для подготовки данной работы использованы материалы сайта http://www.bobych.spb.ru/

Софья и Лиза в комедии А.С. Грибоедов «Горе от ума»: два характера и две судьбы.

Горе от ума — одно из самых выдающихся произведений русской литературы XIX века. По словам Белинского, это благороднейшее гуманистическое произведение. В комедии запечатлен длительный период русской жизни — от Екатерины до императора Николая. В группе из двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, ее тогдашний дух, исторический момент и нравы.

И это с такой художественной, объективной полнотой и достоверностью, какую давали нам только Пушкин и Гоголь. Некоторые ценят в комедии картину московских нравов известной эпохи, создание живых типов и их искусную группировку. Другие лелеют эпиграмматическую соль языка, живую сатиру — нравственность, которой пьеса до сих пор, как неисчерпаемый колодец, снабжает каждого на каждый житейский шаг жизни.

И среди них очень важное место занимает Софья Фамусова, один из самых противоречивых образов в комедии. Еще одним женским персонажем, не менее важным и интересным, является Лиза.

Действие комедии разворачивается в первом кратком монологе Лизы. Она обращается к своей хозяйке Софье:

Эй, Софья Павловна, беда:

Твой разговор шел ночью;

Ты глухой? — Алексей Степаныч!

Мадам! .. — И страх их не берет!

Это показывает, что Лиза не просто служанка, она доверенное лицо Софии в деликатных интимных вопросах.

В гостиной бьют часы, и появляется господин Фамусов. Он очень ласков с Лизой, флиртует с ней.

Пропало… Ах! От мастеров прочь;

Готовьте себе беды на каждый час,

Обходите нас более всех печалей

И гнев господень, и любовь господня.

В этих строчках видно главное в характере Лизы, и они соотносятся с народными пословицами о барской ласке.

Итак, Софья и Лиза открывают первый акт комедии «Горе от ума».

Кто они? Софья — барышня, дочь богатого московского дворянина. Лиза — служанка, крепостная девушка, вывезенная из деревни. «Ну, люди в этой стороне», — говорит Лиза во втором акте. Ее воспитывал и умилял внешний лоск от постоянного совместного пребывания со своей барышней. Ну, а поскольку она, очевидно, с детства была приписана к Софье, то и не разговаривает с ней как с прислугой. Но это только до первого крика: «Слушай, не позволяй себе слишком много вольностей!»

Внешне, конечно, обе героини очень хороши. Ведь это сразу отмечает Чацкий по возвращении в Москву:

Да и сейчас

Неподражаемый и ты это знаешь

И поэтому скромный, не смотри на свет,

Ты влюблен? Пожалуйста, дайте мне ответ.

А вот замечание Фамусова о Лизе:

Ой! зелье, сволочь.

Скромно, но не более того

Проказа и ветер на уме.

Лиза:

Пустите, ветряки сами,

Помните, старики…

О том, как хороша Лиза, скажет и Молчалин.

София умница. Уже одно то, что Чацкий любит ее, возвышает Софью в глазах читателя. Умный Чацкий не мог любить дурака.

Молчалин — вторая любовь Софьи, Софья любит не настоящего Молчалина, а выдуманный образ. Софья видит в окно, как Молчалин упал с лошади, и теряет сознание. Лиза и Чацкий приводят Софью в чувство. Она обеспокоена состоянием Молчалина и не обращает внимания на Чацкого. А Молчалин в это время флиртует с Лизой, уверяет, что Софья любит только «по положению», обещает Лизе подарки, приглашает к себе. И она не знает, что ей делать, как сказать об этом хозяйке.

Софья очень непохожа на девушек своего круга, резкая грань отделяет ее от княжон Тугоуховских и внучки Хрюминой.

Сначала она влюбилась в неравного человека и таким образом бросила вызов своему классу. Обманутая в своих чувствах, она не боится чужого мнения: «Во всем виню себя».

Независимость Софии видна. Возможно, Чацкий дал ей первый толчок в развитии этой самостоятельности.

Лиза тоже сообразительная девушка, уважаемая в своем кругу. Дворецкий обращается к ней по имени Лизавета. Ее язык очень выразителен. Лизу можно считать подругой-слугой. Из всех кавалеров Лиза выделяет Петра Андреевича Чацкого, которого она тоже, по-видимому, знает с детства. Она вмешивается в разговор Софьи и Чацкого, пытаясь сгладить холодность Софьи:

Вот, сэр, если бы вы были у дверей,

Ей-богу, нет пяти минут,

Как мы вас здесь помним.

Мадам, скажите себе.

Чацкий надеялся на взаимопонимание, на чужбине полюбил ее искренне и страстно.

Вернувшись, он взывает к ее разуму, не верит в ее слепоту, пытается понять, кому она его предпочла:

Кто, наконец, ее любит? Молчалин! Фугу!

Так глуп был Молчалин!..

Жалкая тварь!

Он действительно поумнел? . . А тот —

хриплый, задушенный, фагот,

Созвездие маневров и мазурок!

Судьба любви — играть в слепого слепца.

София духовно не выросла за это время. Насмешливый ум Чацкого пугает ее, поэтому она распускает слух о его безумии.

Софья влюблена в Молчалина, но Фамусов никогда бы не согласился на этот брак. И Молчалин это хорошо понимал. Ему было гораздо свободнее и легче с Лизой, умной девушкой его круга. Молчалин признается ей в любви:

Какое у тебя лицо!

Я так тебя люблю!

В самом конце спектакля Софья видит настоящего Молчалина, но в душе нет разрыва, она не склоняется к Чацкому.

Фамусов накажет свою дочь. Он пошлет ее к тетке, в глушь, в Саратов. Что ж, Лизу выпроводят из барского дома в народный, может быть, в птичник.

Так впервые в своей комедии А.С. Грибоедов вывел женские образы, которые еще схематичны и несовершенны. Поэтому, наверное. Роль Лизы далась актрисе П.А. Стрепетова и О. Андровская на сцене МХТ.

А еще это первые реалистичные изображения русских женщин.

05 апр 2010

В годы отсутствия Чацкого Именно с этими качествами отца Софья должна была считаться: Да, отец заставит тебя думать: Тучный, беспокойный, быстрый, Такой всегда…

Тут надо было либо подчиниться, либо обмануть: Бывает и хуже, можно и сойти с рук…

Таким образом, в годы ее нравственного взросления ложь и страх постепенно отравляли ее душу. А Молчалин — вот он, каждый день там; он тоже страдает от отца… С другой стороны, отец покровительствует Молчалину, он привел его в свой дом. Очень прозрачно: Вдруг, милый, один из тех, кого мы увидим — как будто мы знаем друг друга век, Появился здесь со мной; и вкрадчивый, и умный, Но робкий… знаешь, кто родился в нищете…

Молчалин… А Чацкий? Как произошла эта «замена»? Только потому, что они жили под одной крышей?

Если прислушаться к похвалам, которыми Софья расточает Молчалина, нетрудно заметить, что она явно противопоставляет его Чацкому. Молчалин

… уступчивая, скромная, тихая… Чужих и наобум не режет…

И выдает Чацкого за бессердечного и тщеславного насмешника, который даже «по ошибке… не может сказать хорошие вещи о ком-то» и

Которого мир ругает наповал, Чтоб мир хоть что-то сказал о нем…

Но это наглая ложь! Поэтому за эти три года она просто перестала понимать Чацкого. Почему?

Тут опять надо вспомнить в какой среде жила без Чацкого. В эти годы она начала выходить в свет уже взрослой девушкой. И на нее, на ее ум, не могли не обратить внимание московские господа. В доме Фамусовых они не появились: вечер был дома. Но их глашатай и невольный обвинитель пришел — впрочем, как человек свой, на самый разъезд. Вероятно, Репетилов не относился к числу светских бюрократов хотя бы потому, что был женат. Но компания, к которой он присоединился, была преимущественно одинокой. «Сок шикарной молодости» — так аттестует своих друзей Репетилов. Нетрудно представить, что это была за молодежь, так как она терпела в своей среде таких людей, как тот же Репетилов.

Чацкие появились относительно недавно, но о них все больше говорили в мире. Юные москвичи решили, что остроумные смелые разговоры и речи Чацких — дань последней моде. По словам И. Д. Якушкина, в то время «свободное выражение мыслей было достоянием не только всякого порядочного человека, но и всякого, кто хотел казаться порядочным человеком»’.

Вот так Софья своим юным, еще не окрепшим умом с первых шагов на свете оказалась среди таких болтунов и самодовольных скоморохов. Она не могла не заметить, что слова и фразы, которыми щеголяли молодые друзья Репетилова — холостые и замужние, — были похожи на те, которые она уже слышала из уст Чацкого. И стала думать, что светские насмешники — единомышленники Чацкого, тем более что сами то и дело намекали на это.

Он и я… у нас… одинаковые вкусы.

Так в душе Софьи образ ее благородного друга начал постепенно омрачаться чуждыми его личности впечатлениями, а затем как бы совсем слился, слился с масками карикатурных подражаний. И теперь, после горького опыта светской жизни, она стала читать с еще большим рвением. А самым влиятельным и распространенным в то время было сентиментальное. Именно в ней Софья нарисовала идеал молодого человека: скромного, чуткого, интеллигентного, доброжелательного и самоотверженного.

Все это не скрывалось от наблюдения Молчалина. Заметив в Софье ее сентиментальные наклонности, Молча-лин, издеваясь над «презренным вором» за его спиной, как умел приспособить к его вульгарно-симпатичной фигуре личину чувствительности, и добился успеха!

Берет руку, прижимает к сердцу… Не вольное слово…

Чацкий все это еще предстояло понять. Уклончивый, насмешливый тон, которым говорила с ним Софья, несколько озадачил его, но не более. Он намеревался определить свои отношения с ней, не справляясь ни с мнением Москвы, ни с волей Фамусова. Поэтому на его вопрос:

  • Я обыскал весь мир: ты хочешь жениться? —
  • Чацкий ответил в духе своих оптимистических убеждений, видимо, даже не собираясь оскорблять отцовское самолюбие:
  • Что тебе нужно?
  • Именно тогда Фамусов заявил о своих правах:
  • Мне бы не худо было бы спросить, Ведь я чем-то с ней родня; По крайней мере, с незапамятных времен его не зря называли Отцом.

Его победоносная ирония основана не только на сознании своих прав, но и на уверенности в поддержке всего московского общества: «не зря же его называли отцом». Именно поэтому он сразу переходит от иронической интонации к ультиматумной. Но, может быть, после гимна Фамуса Максиму Петровичу Чацкому лучше было бы прекратить спор — за его полной бесполезностью? Может, отсюда и началось «метание бисера»? Да и нет. Для Чацкого его взгляды и убеждения были не только достоянием его ума, они были основой его личности и его чувства чести. Ведь спор шел о выборе жизненного пути, и Чацкий должен был сказать отцу любимой, что ни в коем случае не отступит от своих убеждений.

А как же брак? Неужели Чацкий в пылу спора забыл о цели своего визита? По логике его рассуждений, спор с Фамусовым и даже ссора с ним не могли уронить его в глазах Софьи. Против. Еще лучше, если Софья узнает об этом из уст Павла Афанасьевича: ведь, думает Чацкий, взглядов отца она никогда не разделяла. Чацкий не допускает мысли, что умная Софья могла влюбиться в Молчалина, который «прежде был так глуп», он принял ее обморок за обыкновенное следствие необыкновенно повышенной чувствительности:

  • Ее беспокоит пустяк.
  • Однако самые горькие испытания были еще впереди.

Нужна шпаргалка? Тогда спасите — «Судьба Софьи в комедии «Горе от ума». Литературные сочинения!

Благоразумному прагматизму Софьи противостоит искренность и искренность Лизы. Два характера и две разные судьбы, в которых как бы две эпохи : старое, патриархальное, и новое, где не приходится торговать чувствами. Софья, глядя на свою подругу Наталью Дмитриевну, готовит, «тренирует» своего будущего мужа — Молчалина. Это базар, где молодая женщина — товар и она хочет заключить хорошую сделку.Лиза другая, поэтому ее судьба будет другой.
Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в московском доме за один день. Но какая широта в этой истории! В нем есть дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи — с противоречиями, раздиравшими это общество, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины встречи героя с окружающей средой Грибоедов помещал огромную социально-историческую тему обозначившегося в жизни перелома, тему рубежа двух эпох — «текущего века» и «прошлый век».
Начало социального конфликта происходит во втором акте. Разговор Фамусова и Чацкого о Софье превращается в поединок «отцов» и «детей», спорящих о России. Более того, Грибоедов постоянно указывает на противоречия Чацкого, мастера слова, и Чацкого, мастера дела. Так, во втором действии он говорит о жестоком отношении к крестьянам и слугам, в то время как в первом он сам не замечал Лизу, как не замечают ни платяного шкафа, ни стула, а Чацкий распоряжается своим имением по ошибке.
«Все очень умно говорит! Но кому он это говорит?» — писал Пушкин.
Ведь ключевая реплика в третьем акте гласит: «Оглянитесь, все кружатся в вальсе с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам». Он остается один — кульминация социального конфликта. Кому он говорит? Может к себе? Сам, сам того не ведая, он разговаривает сам с собой, пытаясь урегулировать битву «сердца» и «ума». Составив в уме схему жизни, он пытается «подстроить» под нее жизнь, нарушить ее законы, из-за чего она от него отворачивается, а любовный конфликт не забывается. Чтобы более подробно раскрыть тему композиции, можно попытаться рассмотреть ситуацию в пьесе как любовное столкновение. Здесь, в нарушение всех канонов классицизма, вместо любовного треугольника мы видим как минимум четырехугольник. Чацкий любит Софью, Софья любит Молчалина, Молчалин заигрывает с Лизой (вслед за Фамусовым), а Лизанка неравнодушна к Петруше. При такой сложной любовной линии нарушается единство действия, и все это смешивается с социальными инт-. Рига. Но в том-то и дело, что социальный конфликт не развился бы, если бы Софья ответила на любовь Чацкого.
София не принимает его рационализм. В общем, оба этих конфликта взаимосвязаны, и если согласиться с Блоком в том, что «Горе от ума» есть произведение «…символическое, в прямом смысле слова», то Софья — символ России, где Чацкий чужой, потому что «он по-другому умен… умен не по-русски».
Известно, что все герои пьесы составили себе схему жизни: Молчалин, Фамусов, Скалозуб, Софья… Это Софья, «не дремлющая от французских книжек», пытается прожить свою жизнь, как роман. Однако роман Софьи — по-русски. Как заметил Баженов, история ее любви к Молчалину — не легкомысленная, как у ее «французских соотечественниц», она чиста и одухотворена, но все же это всего лишь книжный вымысел. В душе Софьи тоже нет согласия. Может поэтому в афише она значится как Софья, то есть «мудрая», но Павловна — дочь Фамусова, а значит, чем-то похожа на него.0205 Однако в конце комедии она все же видит свой свет, ее сон «ломается», а не она сама. Чацкий также показан в эволюции. Но о его внутреннем изменении можно судить только по словам о прошлом. Так, уходя, он доверительно заговорил с Лизой: «Недаром, Лиза, я плачу…» — при этом на протяжении всего действия не сказал ей ни слова. Еще один интересный, почти бессловесный персонаж — лакей Петрушка. Он молча выполняет приказы Фамусова, но открывается с неожиданной стороны, когда Лизанка говорит о нем: «Как же ты не влюбляешься в буфетчика Петрушу?» В этой фразе есть скрытая ирония.
Итак, сущность произведения раскрывается через общественные (Чацкий и общество), интимные (Чацкий и Софья, Молчалин и Софья, Молчалин и Лиза), личные (Чацкий и Чацкий, Софья и Софья…) конфликты, которые Грибоедов мастерски изображены с помощью реплик, закулисных персонажей, диалогов и монологов. И, конечно же, очень важны в раскрытии идеи пьесы образы Софьи и Лизы.

Образ Софьи в комедии «Горе от ума» самый драматичный. Грибоедов, изображая героиню, совершенно отходит от сатирических приемов. Для него девушка – живой человек, а не шаблонный образ, как ее отец и другие представители мира. Попробуем разобраться, почему писатель, возвысив Софью над другими, все же сделал ее несчастной.

Характеристики Софии («Горе от ума»). Мнения критиков

Софья по своему характеру и духовной силе очень близка Чацкому. Грибоедов приложил немало усилий для создания этого женского образа, но критики того времени были другого мнения. Так, П. Вяземский называл ее «халдой, не имеющей женских прелестей», кроме того, публициста смущала и нравственность девушки, тайно знакомящейся с молодым человеком и даже принимающей его в своей спальне. С последним утверждением согласился Н. Надеждин: «Софья есть идеал московской барышни… с низкими чувствами, но сильными желаниями», которые «едва сдерживались светскими приличиями». Еще Пушкин называл Софью Грибоедову неудачницей, поэт считал, что она «невнятно нарисована».

Роль Софьи в комедии «Горе от ума» долгое время недооценивали. Лишь в 1871 году Гончаров в статье «Миллион мук» написал о достоинствах героини и ее огромной роли в пьесе. Критик даже сравнил ее с пушкинской Татьяной Лариной. Но самое ценное то, что он смог заметить и оценить реалистичность характера Софьи. Даже ее отрицательные черты стали в некотором роде достоинствами, так как сделали девушку более живой.

Героиня драмы

София — персонаж не социальной комедии, а героиня бытовой драмы. Грибоедова («Горе от ума») за его пьесу не раз называли драматургом-новатором. Он одним из первых скрестил комедию и драму, и Софья — прямое тому доказательство. Она очень страстный человек, живущий только сильными чувствами. В этом ее сходство с Чацким, который тоже не в силах сдержать страсть.

Нищета Молчалина не делает любовь девушки смешной, наоборот, эта ситуация только добавляет драматизма ее внешности. Характеристика Софьи («Горе от ума») основана именно на ее привязанности. Только зритель видит истинное лицо Молчалина, для героини он идеал. Она предстает как девушка, способная на настоящие чувства, которая не может и не хочет притворяться.

София и Молчалин — горе от любви

Мы решили, что образ Софьи в комедии «Горе от ума» неразрывно связан с Молчалиным. Любовь к нему определяет все поступки героини. Он делит мир на две части: Молчалин и другие. Софья постоянно думает о возлюбленном, видимо, поэтому не замечает, какие люди ее окружают.

Девушка находится во власти невероятно сильной первой любви. Однако ее чувства несвободны и безрадостны. Она прекрасно понимает, что ее избранник никогда не угодит отцу. Эти мысли серьезно омрачают жизнь девушки, но внутренне она готова бороться за свою любовь до последнего.

Монолог Софьи («Горе от ума»), в котором она признается в своих чувствах Лизе, говорит о том, что она ими переполнена. Что еще могло подтолкнуть ее к этому опрометчивому шагу? Даже откровенность с Чацким обусловлена ​​именно тем, что разум Софьи был затуманен любовью. Она теряет весь свой здравый смысл и теряет способность рассуждать. Впрочем, сама она считает, что очень критично и здраво относится к Молчалину: «У него нет этого ума…», но тут же говорит, что для семейного счастья особого ума иметь не обязательно. В ее представлении ее возлюбленный тихий, нежный и безропотный. Софья не видит, что он негодяй, эта правда откроется ей только в финале. Девушка станет свидетельницей того, как любимый ухаживает за Лизой. Это открытие буквально уничтожает ее. Эпизод по праву считается самым драматичным моментом спектакля.

Сентиментальные романы и женское воспитание

Образ Софьи в комедии «Горе от ума» не только драматичен, но и несколько собирателен. На ее примере Грибоедов показывает трагедию девушек из светского общества. Ведь в чем причина того, что она не только полюбила подлеца, но и оклеветала Чацкого, который ее любит? На этот вопрос автор дает прямой ответ: «Научить дочерей всему… и танцам, и вздохам, и пению! Как будто мы готовим их в жены для скоморохов.

То есть тут написано, что девушки хоть и знали много, и учились, но готовились только к одному — удачному замужеству. А Софья, как и многие, строит свою жизнь по общепринятой модели.

А с другой стороны, она тоже воспитана книгами — французскими романами, которые не дают ей спать. Характеристика Софьи («Горе от ума») дает нам возможность предположить, что Грибоедов пытался поднять проблему просвещения и женского образования в России своего времени.

Даже выбор Молчалина в качестве объекта воздыханий во многом обусловлен сентиментальными романами, описывающими любовь знатной девушки и бедного юноши (или наоборот). Софья восхищалась мужественностью и преданностью героев романа. И Молчалина она считала таким же книжным персонажем.

Девушка не может отделить реальность от вымысла, поэтому ее любовь заканчивается так печально.

Софья и другие женские образы

Образ Софьи в комедии «Горе от ума» можно рассмотреть в контексте других светских девушек и дам. На примере других героинь Грибоедов показывает путь светской дамы, который стремится пройти Софья. Начинается она с барышень на выданье — тугоуховских княжон. Затем мы видим Наталью Дмитриевну Горич, недавно вышедшую замуж барышню. Она учится помыкать мужем, направлять его действия и направлять. Вот дамы, формирующие светское мнение, — Хлестакова, Марья Алексевна, княгиня Тугоуховская, Татьяна Юрьевна. В конце жизни их всех ожидает немного комичный образ бабушки графини.

Показательен в этом отношении монолог Софьи («Горе от ума»), в котором она превозносит достоинства своего возлюбленного и говорит, что он идеально подходит на роль супруга. Молчалин действительно идеальный кандидат для воплощения жизненного пути светлой дамы в реальность. Пока Чацкий совсем не подходит на эту роль.

Цитаты Софьи из комедии «Горе от ума»

Самые известные высказывания героини:

  • «Счастливых часов не смотреть»;
  • «К чему мне слухи? Кто хочет, тот и судит»;
  • «Смехом можно поделиться со всеми»;
  • «Не человек, а змея!»;
  • «Герой… не моего романа.»

Подведение итогов

Характеристика Софии показывает нам драму героини. «Горе от ума» обличает и раскрывает сущность многих социальных явлений, в том числе и положение женщины в современном автору мире. Софья — умная, незаурядная и страстная личность, которая могла бы составить Чацкому достойную пару. Но воспитание и среда исказили эти благородные черты, в некотором смысле изуродовали героиню и привели к драматическому финалу. Роль Софьи в комедии «Горе от ума», таким образом, является ключевой и сюжетообразующей.

Как исцелиться после смерти близкого человека

После того, как любимый человек скончался, меня не покидало ощущение, что я не знаю, где он.

Это грызло меня. Сколько себя помню, я знала, где его найти — дома, на работе, в командировке или в отпуске. Теперь, хоть я и знала, что он ушел, мой разум продолжал пытаться поместить его где-нибудь в мире, но ничего не получалось.

Оказывается, это обычное явление, когда люди пытаются пережить смерть близкого человека. Эксперт по горю и нейробиолог Мэри-Фрэнсис О’Коннор сравнила это с паническим «всплывающим окном в мозгу», которое возникло бы у родителей, если бы они потеряли своего ребенка из виду в торговом центре.

«То, что мы когнитивно знаем, что человек умер, не означает, что эти всплывающие окна не будут появляться в течение долгого времени, пока ваш мозг узнает, что это совершенно новый мир», — О’Коннор, доцент кафедры клинической медицины. психологии в Аризонском университете, рассказал СЕГОДНЯ.

«Часть связанных отношений — это желание найти человека, когда он отсутствует, и это становится просто фоном повседневной жизни».

О’Коннор — автор книги «Скорбящий мозг: удивительная наука о том, как мы учимся на любви и утрате», в которой она объясняет, как выглядит горе с точки зрения «маленького серого компьютера» в наших головах.

Вот некоторые из ее выводов об этом очень универсальном переживании человеческих страданий:

Скорбь — это своего рода обучение

Когда умирает любимый человек, ваш мозг пытается решить проблему, сказала О’Коннор. Он всегда пытается предсказать, что произойдет дальше, поэтому, учитывая, что вы целуете своего супруга на прощание каждый день, когда он уходит на работу, ваш мозг привык предсказывать, что он уйдет на несколько часов, а затем вернется снова.

«Если вы женаты уже много лет, и однажды утром вы просыпаетесь, а вашего мужа или жены нет рядом с вами в постели, то предположение, что они женаты, не обязательно является хорошим прогнозом. ушел навсегда», — отметила она.

«Значит, мозг должен обработать тот факт, что этот человек не вернется, и тогда что это значит для вашей жизни? Это означает, что мы не будем путешествовать, когда выйдем на пенсию вместе или мой ребенок останется без второго родителя. Требуется много времени, чтобы понять, как это будет работать».

Горе отличается от депрессии

Горе — это отчаянное желание вернуть любимого человека и желание, чтобы все было так, как раньше, — сказал О’Коннор. Основным чувством горя является тоска по конкретному человеку в качестве ее объекта.

Депрессия более «глобальна» и не связана только с умершим человеком, отметила она. Вы чувствуете, что в мире что-то не так, что люди не любят вас или что вы недостаточно делаете. Даже возвращение умершего человека не могло облегчить депрессию.

Стойкость — самый типичный образец горя

Большинство из нас запрограммировано на то, чтобы пережить это очень трудное время и восстановить полноценную жизнь, особенно при поддержке, как показали исследования.

«Мы видим, что, хотя люди испытывают боль и печаль, большинство из них никогда не достигают точки, когда они не могут выйти на работу или не могут приготовить ужин для своей семьи», — сказал О’Коннор.

Знаменитые пять стадий горя — отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие — теперь считаются старой, устаревшей моделью, потому что не все люди проходят их все или в таком порядке, добавила она.

Меньшая часть людей — около 10 % — переживает осложненное или продолжительное горе, при котором тяжелые симптомы сохраняются не менее шести месяцев и мешают повседневной жизни. Но у горя нет ограничений по времени, сказала О’Коннор, поэтому она беспокоится, что это состояние может быть неправильно диагностировано, когда люди ошибочно принимают типичное горе, которое сопровождается большим количеством страданий, за более серьезное расстройство.

«Смерть близкого человека — это событие, изменившее жизнь, которое мы носим с собой навсегда», — сказала она.

Вашему мозгу требуется время и опыт, чтобы понять потерю

Когда любимый человек умирает, вашему мозгу необходимо обновить виртуальную карту мира, пишет О’Коннор в своей книге. Это не происходит в одночасье, а благодаря постоянному переживанию мирских мелочей, которые вы делаете день за днем ​​без вашего супруга. Через месяц «вы узнаете, что он не приходил на завтрак 31 раз», — пишет она.

Нет ничего волшебного в том, что 31 день длится гораздо дольше, но этот месяц начнет обновлять ваш «маленький серый компьютер».

Когда О’Коннор испытала горе в своей жизни, она держала на кухне записку, которая гласила: «Готовь. Чистый. Работа. Играть в.» Это помогло ей напомнить об основных сторонах жизни и не возлагать больших надежд на то, что она может сделать.

Эмоциональная гибкость имеет значение

Это означает быть гибким в том, как вы реагируете на любые возникающие эмоции, сказал О’Коннор.

«Иногда, когда эта волна горя сбивает с ног, уместно просто рухнуть на кухне и плакать, раскачиваться взад-вперед и просто очень расстраиваться», — заметила она.

«В других случаях имеет смысл сказать себе: «Я так расстроен из-за этого, и мне действительно нужно отвезти детей в школу. Мне просто нужно выйти из этой кухни, сесть в машину и сосредоточиться на вождении».

Эмоциональная гибкость означает не избегать слишком многого и не слишком много размышлять. Вы должны найти способ перенести с собой отсутствие любимого человека таким образом, чтобы это также позволило вам вести осмысленную жизнь.

Ваш любимый человек не ушел — он в вашем мозгу

«Вы никогда его не забудете. Они всегда будут с вами и будут влиять на вашу жизнь, на то, что вы делаете и что вы цените», — сказал О’Коннор.

Когда нейробиологи изучают мозг людей, состоящих в любовных отношениях, они видят изменения в нейронных связях и в том, как в мозгу укладываются белки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *