происхождение народа, где и как живут, фото
Греки относятся к индоевропейской этнической группе, сформированной как народ на юго-востоке европейского континента. Это коренное население Греции. Народ имеет богатейшую историю, уходящую корнями вглубь веков. Греческая мифология оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства во всем мире. Мифы про божества Олимпа, написанные много веков назад, являются национальным достоянием.
Название
Самоназвание греческой нации — эллины. Оно произошло от праотца греков Эллина. Это мифологический персонаж, внук Прометея. От сыновей и внуков Эллина пошли греческие племена: дорийцы, эолийцы, ионийцы и ахейцы. Сами греки называют свою страну Эллада, язык — эллинским, а религию — эллинизм. У разных народов различное наименование греков. В Азии распространено название «ионийцы». В европейских странах государство именуют как Греция, а республику обозначают Эллинской, но к народу применяют обозначение «греки». В древности их называли «ахейцы», «ромеи».
Язык
Греческий язык — один из самых малочисленных и своеобразных в индоевропейской группе. Современная версия языка представлена в двух вариантах: кафаревуса и димотика. Димотика считается разговорным вариантом, развивавшимся естественным путем от древнегреческого. Кафаревуса является одной из разновидностей греческого языка, на которой пишутся литературные произведения. В древнем мире существовало огромное число диалектов греческой группы, формирующих три ветки: западную, восточную и центральную. Примерно в 15 веке образовался новогреческий язык, который объединяет кафаревусу, димотику и стандартный диалект. Многие области Греции имеют свои диалекты, например, критский, кипрский, каппадокийский и т.д.
Религия
До появления христианства в Греции существовала политеистическая религия. Было множество различных божеств, которые покровительствовали природным стихиям, человеческим занятиям (торговле, войне, любви и т.д.). Также имелись священные животные. В 1-ом веке появились христианские священники и начали образовывать свои церкви. Постепенно к православию перешли все области Греции, сейчас это основная религия государства. Есть граждане, исповедующие католицизм и мусульманство, но их меньшинство.
Численность
Греки — довольно многочисленный народ: всего в мире их около 20 000 000. При этом в самой Греции проживают приблизительно 11 млн человек. Остальные распространились по странам Европы и другим континентам.
Где живут
Распределение греков по другим странам таково:
- Кипр: 750 000;
- США: 3,5 млн человек;
- Австралия: 1,8 млн человек;
- Турция, ОАЭ, Израиль: 4 млн;
- Албания, Германия, Канада, Англия принимают примерно по 0,5 млн;
- Украина: 250 000;
- Россия: 100 000;
- ЮАР: 80 000;
- Бразилия, Чили: по 50 000.
История
В древности греки заселяли центральную часть Балканского полуострова. Затем они стали захватывать крымские области, распространяться по странам Средиземноморья. Под их влияние попали Египет, Палестина, Сирия. Они составляли большую часть населения Восточной Римской империи. В 13 веке под давлением славянских и арабских племен империя распалась на множество государств. Большинство из них были захвачены турками. В 18 веке начались революционные движения среди греческого населения против османского господства. В 1823 году греки объявили о неподчинении турецкому султану и провозгласили собственную республику. Через 9 лет образовалось Королевство Греция, во главе которого стоял Баварский король. Последний монарх был свергнут в результате военного переворота в 1967 году. В настоящее время государство является унитарной, парламентской республикой.
Внешность
Греки очень привлекательная нация, но, как ни странно, внешность у представителей мужской и женской половины населения немного отличается. На взгляд многих европейцев, природа более щедро наградила мужчин. Они обладают высоким ростом, спортивной фигурой. Лицо европеоидного типа, с высоким лбом, четко очерченными скулами. Глаза у большинства греков светлые: серые, голубые, зеленые. Встречается ярко-синий цвет радужной оболочки, что в сочетании с темными волосами смотрится просто потрясающе. Матовая кожа оливкового цвета делает из них неотразимых мачо. У многих нос с горбинкой, что является следствием примеси арабской крови. Многие греческие мужчины в возрасте сохраняют подтянутый вид и выглядят очень презентабельно.
Что касается представительниц прекрасной половины, то их внешность описывают немного по-другому. Девушки невысокого роста, приземистые, коренастые. Многие страдают лишним весом. Они имеют темные густые волосы и светлые глаза, но при этом проблемную кожу. Гречанки используют максимум косметики, чтобы замаскировать недостатки на лице. Еще одна особенность — любовь к бижутерии, разнообразным ожерельям, браслетам и т.п. Греческие женщины не комплексуют из-за своей недостаточно хрупкой фигуры, как европейки или россиянки. Они всегда пребывают в хорошем настроении и много улыбаются.
Одежда
Одеяния античных греков сильно отличаются от современного греческого костюма. Это объясняется влиянием других культур, постоянно проникающих на земли, заселенные греками. В древности наряды были очень простыми. Мужчины и женщины носили свободные туники, подпоясывая их или оставляя материал спадающим вниз. Ткань скреплялась у плечей, образовывая драпировку.
Женские туники были длиной до пола, они красиво облегали фигуру, подчеркивая все ее прелести. Мужские хитоны представляли собой более короткие одеяния с простым горизонтальным кроем. Головные уборы отсутствовали, их заменяли повязкой, сдерживающей волосы. На ногах носили сандалии. Современный национальный костюм имеет несколько вариантов. Праздничная одежда мужчин включает такие элементы:
- Белая рубашка с широкими рукавами, воротником-стойкой.
- Черные, темно-синие брюки, широкие в бедрах и зауженные к низу.
- Широкий длинный пояс.
- Жилет темного оттенка, иногда украшенный отделкой.
- Небольшая круглая шапочка из мягкого материала.
Это традиционный мужской наряд, который может отличаться в зависимости от региона. В некоторых областях мужчины носят укороченные широкие штаны, наподобие шаровар. На шею иногда повязывают яркий платок.
Национальные женские костюмы напоминают народную одежду многих европейских стран. Они состоят из блузы-рубашки с длинным рукавом, расклешенной юбки, передника. Воротник, края рукавов, полочки блузы украшается вышивкой, шитьем, лентами. Юбки могут быть разных цветов: белые, красные, зеленые, синие. В некоторых регионах под низ надевается платье из тонкого материала, а на него сарафан с приталенным лифом и широкой нижней частью. Поверх блузы носят короткий жакет, украшенный золотистой тесьмой, расшитый узорами. Обувь — туфли на низком каблуке.
Девушки носят сложный головной убор, который представляет собой особым образом завязанный платок, украшенный бусами, монисто, цветами. Также его декорируют бахромой, кистями, вышивкой. Костюм дополняется большим количеством украшений. Это монисто, браслеты, во множестве надетые на каждую руку, подвески, серьги.
Очень интересный и необычный парадный костюм имеют военные, служащие в Национальной гвардии. Он сильно отличается от армейской одежды других стран. Верх костюма составляет рубашка белого цвета с непомерно широкими рукавами. Своей пышностью они напоминают женские праздничные платья. Поверх рубашки надевается укороченная безрукавка, вся расшитая золотистым гарусом или тесьмой. Спереди она плотно застегнута на пуговицы.
Самая необычная деталь гвардейского костюма — широкая плиссированная юбка. Ее длина — гораздо выше колен. Она называется «фустанелла». Костюм Фустанелла Цолиас традиционно носят политики и воины Греции. Считается, что такая одежда происходит от римской тоги, подобие которой носили древние греки. Юбка имеет 400 складок, что символизирует 400 лет османского ига. Обувью служат туфли на плоской подошве с гигантскими помпонами. Каждая туфля весит до 5 кг. Подошвы подкованы металлическими гвоздиками, для того чтобы шаги гвардейцев звонко звучали при соприкосновении стопы с мостовой.
Кроме того, все гвардейцы носят плотные белые гетры и длинные гольфы до колен такого же цвета. Вверху они стянуты черной резинкой с объемными кистями. Поверх юбки надет ремень с пряжкой. На голове — маленькая красная шапочка, с которой свисает длинный черный хвост из тонких веревочек, доходящий до пояса. Благодаря такому наряду, греческие воины на параде выглядят очень экстравагантно.
Жилище
Древнегреческие дома представляли собой примитивные строения. Они были глинобитные или сложенные из кирпича-сырца. Плоскую крышу крыли тростником, соломой. Постройки имели один этаж, одну небольшую комнату. Она разделялась на мужскую и женскую половины. Маленькие окна выходили во двор. Стена, обращенная на улицу, окон не имела. Жилища в городе располагались хаотично, без всякой планировки. Улочки имели извилистый вид. Часто по ним нельзя было пройти, чтобы не задеть чью-то открытую дверь. Канализация и водопровод отсутствовали. Воду приносили в кувшинах с источника. Пищу готовили на свежем воздухе.
Обстановка в доме была бедной, с минимальным наличием предметов быта. Часто единственной мебелью становилось ложе. Находясь на нем спали, отдыхали, писали, разговаривали с гостями. Древние греки ели, пили вино полулежа. Вещи хранили в сундуках, корзинах. Из утвари имелась глиняная или железная посуда. На стенах висело оружие. Таким же образом жили и богатые люди.
С течением времени жилье богачей стало приобретать другие черты. Дома стали делать гораздо просторнее, с широким входом, который вел во двор. Через арки двора можно было попасть в комнаты. Главная из них принадлежала мужчине — главе семьи. Жена имела свою комнату. Отдельно располагались спальни, комнаты для гостей, кладовки. В богатых домах делали погреба для хранения продуктов и вин. Неподалеку располагалась баня. Переходы между комнатами не имели дверей, их закрывали тканями.
В городах жилье строили двухэтажным. Верхние комнаты сдавали внаем. В деревнях все было гораздо проще. Жилища долгое время строили без фундамента и потолка. Полом служила утоптанная земля. Окна на ночь закрывали досками. Еду готовили внутри дома, в очаге, сложенном из камня. В одной комнате жили, спали, ели, держали припасы. Сюда же брали на ночь домашнюю птицу.
У древних греков имелись частные и общие бани. Первые были доступны только богатым, но в общественных могли мыться бедные граждане за небольшую плату. В бане делали не только душ, но и ванны. В некоторых даже проектировалась проточная вода. Мыло заменяла сода, смешанная с глиной. Также тело натирали маслами.
Жизнь
Занятия, ремесла
Основными занятиями греков были:
- Садоводство.
- Виноделие.
- Охота.
- Рыболовство.
Также они занимались мореплаванием, торговлей. Земледелие было развито слабо, так как специфика ландшафта не давала хорошей возможности для этого. Частые засухи в совокупности с неплодородной почвой не давали выращивать злаковые культуры. Греки издавна культивировали оливковые деревья. Оливки входят в состав многих греческих блюд, из них производят ценное масло, которое идет на экспорт. В древние времена с его помощью освещали жилища. Также сельские жители выращивали виноград. Из него изготавливали изюм, косметическое масло (из косточек), соки, вино. Виноделие является древнейшим занятием этого народа.
В горных районах было развито скотоводство. Крестьяне разводили коз, овец, свиней, птицу. Молоко и мясо животных служило пищей, шерсть шла на производство одежды. Жители, деревень которые располагались в лесной части страны, охотились на лисиц, кабанов, оленей, диких коз. Также была широко распространена рыбная ловля. Греки занимались мореплаванием, сухопутной и морской торговлей. В это стране существует такая отрасль, как добыча морской соли. В городах и селах существовали многочисленные ремесленные производства. Основные из них:
- кожевенное;
- ковка оружия;
- ткачество;
- керамическое производство;
- изготовление ювелирных изделий.
Греки добывали железную руду, мрамор. Получило распространение производство меди, серебра, золота, железа. Кузнецы умели делать высококачественные сплавы, из которых ковали воинское снаряжение, посуду, оружие. Повсеместно развивалось производство керамических изделий. Гончары делали множество видов качественной посуды, амфоры для вина. Женщины знали прядение и ткачество, умели шить одежду. Ткацкий станок был почти в каждом доме.
Семья
Семейная жизнь греков насыщена разнообразными торжествами. Родственные узы необычайно крепки. В сельских районах люди часто живут несколькими семьями под одной крышей. В городах члены семьи часто ходят в гости друг к другу, устраивают празднества. Взрослые дети продолжают тесно общаться с родителями. Нередко они живут вместе с ним до 35-40 лет, так как женятся греки довольно поздно.
Старшее поколение пользуется большим авторитетом. Они руководят на торжествах, к ним обращаются за советами. Молодые люди подчиняются не только отцу, но также и матери и другим представителям старшего поколения из их семьи. Характерной особенностью является то, что внутри семейства фактически заправляет женщина. Авторитет матери непоколебим. Сыновья, даже женатые, продолжают ходить к маме в гости. Мужчина не имеет права повышать голос на женщину.
Греки обожают детей. Маленьким членам семьи позволено практически все. Часто дети очень избалованы, делают все, что захотят. Одергивают их редко. Особенно балуют мальчиков, так как те считаются продолжателями рода. Первого сына традиционно называют в честь дедушки, а девочку — по имени бабушки отца.
Традиции
Греки очень музыкальная и подвижная нация. Они поют и танцуют на любых праздниках. Самый известный греческий танец — сиртаки — зачастую исполняется прямо на улицах во время народных гуляний. Для исполнения музыкального сопровождения применяются древние инструменты:
- волынка
- мандолина
- лютня
- флейта
В Греции множество праздников, среди которых есть и языческие, и православные. В этой стране 12 официальных праздничных дней, являющихся выходными. К важнейшим из них причисляют:
- Новый год. Отмечают не только переход на следующий год, но и день Агиоса Василиаса (Святого Василия), который прославился добрым отношением к беднякам.
- Теофания. Это христианский праздник Богоявления или Крещения. Отмечается 6 января.
- Гинайкратия. Аналогично празднованию 8 марта в России. Устраиваются женские фестивали, мужчины дарят девушкам подарки, берут на себя всю домашнюю работу в этот день.
- Апокриес. Аналог Масленицы, начинающийся 28 января. Празднуют три недели, в отличие от недели у русских.
- День независимости. Отмечается 25 марта. В этот день произошло восстание против Османской империи, закончившееся признанием независимости страны и образованием республики.
- Пасха. Важный для греков праздник, который является выходным днем. Отмечается очень пышно, с гуляньями, фейерверками, подарками.
- 23 июня греки, как и многие славянские народы, отмечают день летнего солнцестояния. Он называется Мидсаммер. В эту ночь проводятся магические ритуалы, девушки гадают, делают обереги из трав.
С февраля по март проходит время карнавалов. Этот период насыщен шумными гуляньями, шествиями, танцами. Летом проводятся фестивали, устраиваются театрализованные представления. Самый известный — Эллинский театральный фестиваль. Это грандиозное мероприятие, на которое съезжаются любители древнегреческого искусства со всего мира.
Еда
Традиционная кухня Греции типична для Средиземноморья. В рационе греков много мяса, овощей, зелени, разнообразных приправ. Мясные и рыбные блюда готовят с добавлением орегано, базилика, чабреца, лука, укропа, мяты. Широко применяется гвоздика, мускатный орех, корица. Оливки являются визитной карточкой Греции. Их кладут практически во все блюда. Также любимым продуктов считается сыр. Существует множество сортов сыра, его могут подавать даже вместо десерта на свадьбах. Популярные блюда Греции:
- Греческий салат. Эта блюдо известно на весь мир. Его делают из крупно порезанных томатов, огурцов, с добавлением маслин, феты, лука.
- Тарамасалата. Распространенная закуска, по внешнему виду напоминающая паштет. Готовится из копченой икры трески, смеси оливкового масла, чеснока, лимонного сока.
- Дзадзики. Всемирно известный соус ко вторым блюдам из йогурта, тертых огурцов, чеснока.
- Фасолада. Традиционный суп на основе фасоли с добавлением томатов, сладкого перца, сельдерея, моркови.
- Метакса. Знаменитый греческий крепкий алкогольный напиток. Представляет собой смесь из виноградного вина и бренди.
Характер
Как и многие южные народы, греки — шумные и эмоциональные люди. Это нация, имеющая открытый и дружелюбный характер. Они громко разговаривают, жестикулируют, смеются, обнимаются на улице с друзьями и знакомыми. Между людьми разных полов и возраста приняты поцелуи в щеку. Некоторые представители северных стран сочли бы такое поведение нарушением личного пространства.
Большинство европейцев отмечают греческую непунктуальность. Время всегда назначается приблизительно. Если о встрече договариваются на «после обеда», это значит, что она произойдет не раньше 5 вечера. Утренним считается время до 12 дня. Причем такая свобода в восприятии времени касается не только личных встреч, но даже расписания общественного транспорта и авиалиний.
В Греции очень любят развлечения, посиделки в кафе, ночные клубы. Эта страна имеет колоссальное количество пабов, ресторанов и других увеселительных заведений. В жаркое время многие кафе выставляют столики на улице, которые иногда заполняют небольшие площади. В рестораны ходят целыми семьями, с детьми. Взрослые могут сидеть в уличном кафе до ночи, в то время как их дети уже спят на стульях.
Гостеприимство греков не знает границ. Они обожают ходить по гостям и сами приветствовать их у себя дома. Застолье может принимать невиданные масштабы. В течение вечера одни люди приходят, другие уходят, причем необязательно ждать приглашения, чтобы заглянуть к соседу или знакомому. В гости не принято ходить с пустыми руками, нужно принести бутылку вина, конфеты или цветы. Также необходимо похвалить стряпню, чтобы хозяйке было приятно.
Общение с греками оставляет массу положительных эмоций и впечатлений. Они надолго заряжают своей позитивной энергией, хорошим настроением.
Демократия — это вовсе не про власть народа, это про местное самоуправление!
Вы не очень сильно удивитесь, если я скажу, что миф о том что “демократия — это “народовластие” — это ложь? И, что во многом именно ложная интерпретация этого понятия и погрузила нас в иллюзию того, что мы якобы живем в обществе равноправных людей с равными возможностями, что по сути и по форме есть ложь. Нет? Ну тогда слушайте.
Не прекращу цитировать Рене Декарт, который сказал: “Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы смогли договориться о значении слов”.
Слово демократия ведет свое происхождение из древней Греции, из Афин.
Википедия ошибочно определяет демократию “δημοκρατία” как “народовластие”, переводя “δῆμος” как “народ”, а “κράτος” как “власть”, что есть по ни по сути ни по форме не есть правдой.
Винить особенно Википедию смысла нет, так как спекуляции на тему демоса — народа крайне популярны в интернете и околонаучной литературе.
И связано это снова таки с тем, что ложно интерпретируется сам термин народ, который по сути есть нация, в то время как его популяризируют как синоним слова люди, в смысле местные жители, население.
Демос (δῆμος)Слово демос (δῆμος) есть производным от дема (δῆμος), которое изначально означало: участок, надел земли.
Во времена микенской эпохи словом “демами” (δεμο) называли село, которое платило налоги в пользу царского дворца, ну и, соответственно, сельскую общину.
Демы были первыми самоуправляемыми общинами, которые путем голосования избирали себе главу — демарха.
В 8-6 веке до н.э. население таких дем, как и большую городскую общину полиса стали называть “демосом” или “δῆμος”.
Известно, что на 508 до н.э. в пределах Аттики существовало 100 самоуправляемых дем.
После реформы Клисфена 509 года до н.е., число дем еще увеличилось. Например, в 5 веке до н.э. их было уже более 150, а в 3 веке до н.э. — 174.
Со временем слово “демос” стало обозначать некую избранную категорию свободного населения древнегреческих городов — государств, которое владело гражданскими правами.
Примечательно, что в современной Греции Демосом (Δῆμος) называется муниципалитет Греческой республики. Что практически полностью соответствует изначальной сути и значению слова.
В современном понимании демос формально соответствует понятию гражданин.
Помимо демоса в греческих полисах людей подразделяли на: охлос, плефос и метеков.
Охлос (ὀχλος)Охлос — самая многочисленная и бесправная категория населения полисов.
Дословно термин охлос (ὀχλος) переводится как толпа, и даже ближе по смыслу термину «быдло».
Охлосом также называют рабов, преступников, опустившихся маргиналов, чернь, необразованных людей с примитивными вкусами и запросами, низший социальный слой населения лишённого политических прав.
Иными словами, охлос — это отбросы общества: рабы, бедняки, батраки, жители не имеющие права голоса.
Плефос (πλήθος)Несмотря та то что плефос и несет схожее с охлосом значение, а именно: толпа, масса людей, сегодня это слово переводится как хозяин. Что, в свою очередь, позволяет предположить, что речь идет о местном, коренном населении.
Плефосом в Греции называли свободных людей, мелких лавочников и ремесленников, владельцев собственных домов и земель, которые могут выбирать, но не могут быть избранными.
В Древнем Риме существовало схожее по смыслу слово Плебеи (plebs). Говоря о Риме, плебеи составляли подавляющую часть римлян. Но управляли всем по-прежнему патриции (аналог демоса).
Метеки (μέτοικος)Еще одна группа населения эллинских городов — это метеки (μέτοικος).
Буквально перевести сочетание древнегреческих слов μετα- (после, наоборот, позади) и οἶκος (дом), можно как оставившие родной дом.
“Пришлые” действительно были приехавшими в греческие города переселенцы из других мест, которые не имели права ни голосовать ни избираться.
Лаос (λαός)Для наименования населения территории, людей, простолюдинов или простонародья использовали слово “лаос”.
“Лаос” в отличие от “демоса” — это как раз и есть та самая толпа, совокупность населения, вне зависимости от наличия или отсутствия связей данной территорией и культурой.
Примечательно, что слово “λαός” используется не только для наименования людей или толпы, но и войска, пехоты или даже зрителей.
ДемократияДругими словами, демократия в ее изначальном виде представляла собой живой пример местного самоуправления небольшой общины, в котором можно было без проблем избрать среди равных достойного представлять и защищать ее интересы.
Избираемый был одного роду племени и социального сословия с теми кто его избирал, что в принципе исключало возможность спекуляций на интересах общины.
Демократия больших полисов, это уже куда более сложна система с критериями благодаря которым были заложены принципы по которым она существует и сегодня.
Речь идет о сословной разделяющей благодаря которой простолюдины не могут быть избранными:
- Демос — имел право голоса и право быть избранным.
- Плефос — имел право голоса.
- Охлос и метеки, как и весь остальной лаос, не имели ни голоса ни права быть избранным.
Иными словами, еще в древней Греции были заложены принципы ложной, имитационной демократии, заложниками которой мы сегодня и являемся.
В текущей ее репрезентативной версии демократия – это власть избранных и богатых, наделивших себя правом быть властью.
Большинство же далеко не самого богатого достатка избирателей, играющих в демократию, наивно верит, что вручая свою судьбу в руки наследников советской номенклатуры, спецслужб и нуворишей, они смогут рассчитывать на справедливость и защиту своих интересов. Даже несмотря на то, что за всю историю существования такого института как демократия никогда еще никто права простых людей не защищал. По крайней мере безвозмездно или не назло своему визави.
Иными словами, мы наблюдаем, что демос сегодня — это избранные рабовладельцы, а плефос сегодня смешан с олхлсом от которого и перенял все черты и возможности. Что нам подают как некую победу демократии.
Что делать?Если по Платону, демократия — это власть завистливых бедняков, то Аристотель называл демократией правление большинства неимущих граждан в интересах исключительно данного большинства.
Во всех этих тезисах есть доля верных суждений, которые могли бы изменить сложившуюся ситуацию.
Нам действительно необходимо изменить выборную систему и не в сторону выгоды для олигархического меньшинство, которое уже через своих депутатов превратило систему местного самоуправления в фарс и комедию, ограничив право граждан быть избранными не по партийным спискам, тем самым исключив для общины возможность выбрать своих представителей.
Собственно поэтому от партийной системы необходимо отказаться вообще, так как она антинародная и была придумана и внедрена исключительно только для экономии средств олигархам.
Как надо и наконец-то разобраться с понятием гражданин и правом голоса для тех представителей элиты, кто не платит налоги в стране, которой управляет, а де-факто владеет.
Право быть гражданином должно быть и почетно и ценно. И речь тут идет не о цене голоса и не о его продаже.
Граждане страны проживающие на определенной территории, должны иметь право избрать себе представителя с которым имеют ряд социальных, этнических и профессиональных связей. Представителя своего сословия, если хотите.
Ну, а если вообще есть желание радикально изменить систему правления, то однозначно стоит отказаться от коррумпированного репрезентативной или представительской демократии и перейти к цифровой модели прямой демократии!
Демократии без посредников.
Вот только в текущей версии гражданской сознательности общества, это не представляется возможным, а потому маємо те, що маємо. ..
Древнегреческая цивилизация | История, карта, культура, политика, религия, достижения и факты
Афины: Акрополь
Смотреть все СМИ
- Дата:
- 1200 г. до н.э. — 323
- Основные события:
- Эллинистический век Греко-персидские войны Пелопоннесская война Классическая древность Битва при Фермопилах
- Ключевые люди:
- Аристотель Сократ Платон Еврипид Перикл
- Похожие темы:
- Олимпийские игры Греческая религия Греческая мифология греческий закон Греческая керамика
- Похожие места:
- Турция Италия Греция Афины Спарта
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Древняя Греция — это страна?
Нет, Древняя Греция была цивилизацией. У греков были общие культурные особенности, религия и язык, хотя они говорили на многих диалектах. Основной политической единицей был город-государство.
Где находилась Древняя Греция?
Древнегреческая цивилизация была сосредоточена на территории современной Греции и вдоль западного побережья Турции. Однако древнегреческие колонисты основали города по всему Средиземноморью и вдоль побережья Черного моря.
Древняя Греция была демократией?
Каждый древнегреческий город-государство имел собственное правительство. Распространенными формами правления были тирания и олигархия. В 507 г. до н. э. под руководством Клисфена граждане Афин начали развивать систему народного правления, которую они назвали демократией, которая просуществовала почти два столетия.
В их руководящем органе, Собрании (Ecclesia), все взрослые граждане мужского пола, возможно, от 10 до 15 процентов от общей численности населения, имели право голоса.Когда началась и закончилась Древняя Греция?
Древнегреческая цивилизация процветала с периода, следующего за микенской цивилизацией, который закончился около 1200 г. до н. э., до смерти Александра Великого в 323 г. до н. э. К тому времени греческое культурное влияние распространилось по всему Средиземноморью и, благодаря завоевательной кампании Александра Македонского, распространилось даже за пределы Индии.
Чем важна Древняя Греция?
Политические, философские, художественные и научные достижения древнегреческой цивилизации сформировали наследие, оказавшее беспрецедентное влияние на западную цивилизацию. Греческие политические идеи повлияли на современные формы правления, греческая керамика и скульптура вдохновляли художников на протяжении тысячелетий, а греческие эпические, лирические и драматические стихи до сих пор читают во всем мире.
древнегреческая цивилизация , период после микенской цивилизации, который закончился около 1200 г. до н.э. до смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. Это был период политических, философских, художественных и научных достижений, которые сформировали наследие, оказавшее беспрецедентное влияние на западную цивилизацию.
Раннеархаический период
Постмикенский период и Лефканди
Период между катастрофическим концом микенской цивилизации и примерно 900 г. до н.э. часто называют Темным веком. Это было время, о котором у греков классической эпохи были смутные и фактически ложные представления. Фукидид, великий древний историк V века до н. э., написал очерк греческой истории от Троянской войны до наших дней, в котором, как известно, в соответствующей главе ему не удалось обозначить какой-либо драматический разрыв. (Однако он говорит о том, что Греция «постепенно оседала» и колонизировала Италию, Сицилию и то, что сейчас является западной Турцией. Это, несомненно, подразумевает, что Греция оседала после чего-то.) Фукидид действительно демонстрирует хорошее знание серии миграций. которым Греция была переселена в постмикенский период. Самым известным из них было «дорийское нашествие», которое греки называли или связывали с легендарным «возвращением потомков Геракла». Хотя многое в этом вторжении проблематично — оно оставило мало или совсем не оставило археологических следов в тот момент времени, о котором говорит традиция, — проблемы здесь не имеют значения. Однако для понимания архаического и классического периодов важна сильная вера в доризм как в лингвистическую и религиозную концепцию. Фукидид мимоходом, но многозначительно упоминает солдат, говорящих на «дорическом диалекте», в повествовании об обычных военных делах в 426 году. Это удивительно абстрактный взгляд на подразделения греков, потому что это было бы более естественным для 5-го века. греческий век, чтобы идентифицировать солдат по родным городам. Не менее важным для понимания этого периода является враждебность к дорийцам, обычно со стороны ионийцев, другой языковой и религиозной подгруппы, самым известным городом которой были Афины. Эта враждебность была настолько крайней, что дорийцам было запрещено входить в ионийские святилища; дошедший до нас сегодня пример такого запрета V века, надпись с острова Парос.
Такие явления, как напряженность между дорийцами и ионийцами, уходящие корнями в Темные века, напоминают о том, что греческая цивилизация не возникла ни без предупреждения, ни без влияния того, что было раньше. Темные века сами по себе выходят за рамки этой статьи. Однако нельзя не заметить, что археологические находки, как правило, ставят под сомнение всю концепцию Средневековья, показывая, что некоторые черты греческой цивилизации, которые когда-то считались не более ранними, чем около 800 г. до н. э., на самом деле могут быть отодвинуты на целых два столетия назад. . Достаточно одного примера, выбранного из-за его связи с возникновением греческого города-государства или полиса. В 1981 археология приподняла завесу над самой «темной» фазой из всех, протогеометрическим периодом ( ок. 1075–900 гг. до н. э.), который получил свое название от геометрических фигур, нарисованных на глиняной посуде. Могила, богатая по стандартам любого периода, была обнаружена в месте под названием Лефканди на Эвбее, острове вдоль восточного фланга Аттики (территория, контролируемая Афинами). В могиле, датируемой примерно 1000 г. до н. э., находятся (вероятно, кремированные) останки мужчины и женщины. Большой бронзовый сосуд, в котором был похоронен прах мужчины, прибыл с Кипра, а золотые изделия, захороненные вместе с женщиной, великолепны и изысканны в своей работе. Были найдены и останки лошадей; животные были зарыты вместе с их трензельными удилами. Могила находилась внутри большого разрушенного дома, форма которого предвосхищает форму греческих храмов двумя веками позже. Ранее считалось, что эти храмы были одним из первых проявлений «монументализации», связанной с зарождением города-государства. Таким образом, эта находка и те, что сделаны на ряде близлежащих кладбищ в годы до 1980, свидетельствующие о дальнейших контактах между Египтом и Кипром между 1000 и 800 г. до н.э., являются важным свидетельством. Они показывают, что по крайней мере один уголок одного из островов Греции не был ни обедневшим, ни изолированным в период, который обычно считается и тем, и другим. Трудность состоит в том, чтобы понять, насколько исключительным был Лефканди, но с любой точки зрения он пересмотрел прежние представления о том, что было и что было невозможно в начале 1-го тысячелетия до нашей эры.
Колонизация и образование городов-государств
Срок колонизация , хотя она может быть удобной и широко используемой, вводит в заблуждение. Применительно к архаической Греции это не обязательно означает отправку определенного количества поселенцев при поддержке государства, как предполагает более позднее римское происхождение этого слова. Во-первых, будет видно, что формирование государства само по себе может быть продуктом колониального движения.
Викторина «Британника»
История: правда или вымысел?
Топ-15 влиятельных древних греков
Список самых влиятельных древних греков опубликован на listverse. com. Греки внесли огромный вклад в мир в различных аспектах, однако это наиболее заметно в литературе, архитектуре, Олимпийских играх, науке, математике и политике.
Читайте ниже весь список listverse.com :
Древняя Греция оказала огромное влияние на культуру западного мира. Некоторые из первых литературных произведений на Западе, о которых у нас есть записи, пришли из Греции, и хотя они были созданы в то же время, что и более старые произведения из Месопотамии, такие эпические поэмы, как «Илиада» и «Одиссея», оказали большое влияние на последующие поколения. поколения западных мыслителей.
15. Гиппократ с Коса
Гиппократ с Коса был древнегреческим врачом эпохи Перикла (классические Афины) и считается одной из самых выдающихся фигур в истории медицины. Его называют отцом западной медицины в знак признания его долговременного вклада в эту область в качестве основателя Медицинской школы Гиппократа. Эта интеллектуальная школа произвела революцию в медицине в Древней Греции, превратив ее в дисциплину, отличную от других областей, с которыми она традиционно ассоциировалась (в частности, теургии и философии), тем самым сделав медицину профессией.
14. Фалес Милетский
Фалес Милетский был досократовским греческим философом из Милета, в Малой Азии, и одним из семи мудрецов Греции. Многие, в первую очередь Аристотель, считают его первым философом греческой традиции. По словам Бертрана Рассела, «западная философия начинается с Фалеса». Фалес пытался объяснить явления природы, не обращаясь к мифологии, и оказал в этом отношении огромное влияние.
В математике Фалес использовал геометрию для решения таких задач, как вычисление высоты пирамид и расстояния кораблей от берега. Ему приписывают первое использование дедуктивных рассуждений в применении к геометрии, выведя четыре следствия из теоремы Фалеса. В результате его провозгласили первым настоящим математиком и первым известным человеком, которому приписывают математическое открытие. Кроме того, Фалес был первым человеком, изучавшим электричество.
13. Фидий
Фидий, или великий Фидий, был греческим скульптором, художником и архитектором, жившим в V веке до н.
Перед Пелопоннесской войной Фидий был обвинен в хищении золота, предназначенного для статуи Афины в Парфеноне. Враги Перикла нашли против Фидия лжесвидетеля по имени Менон. Фидий умер в тюрьме, хотя Аспасия, спутница Перикла, была оправдана по своим собственным обвинениям.
12. Солон
«Давая собственную оценку Солона, древние источники концентрировались на том, что воспринималось как демократические черты конституции. Но… Солон получил свое чрезвычайное поручение от знати, которая хотела, чтобы он устранил угрозу падения положения знати в целом».
— Стэнтон, Г.Р. Афинская политика c800-500 до н.э.: Справочник, Рутледж, Лондон (1990), с. 76.Солон был афинским государственным деятелем, законодателем и поэтом. Его особенно помнят за его усилия по принятию законов против политического, экономического и морального упадка в архаичных Афинах. Его реформы потерпели неудачу в краткосрочной перспективе, однако ему часто приписывают закладку основ афинской демократии.
11. Демокрит
Демокрит был древнегреческим философом, родившимся в Абдере, Фракия, Греция. Он был влиятельным досократическим философом и учеником Левкиппа, сформулировавшего атомистическую теорию космоса. Его точный вклад трудно отделить от его наставника Левкиппа, поскольку они часто упоминаются вместе в текстах. Их рассуждения об атомах, заимствованные у Левкиппа, имеют мимолетное и частичное сходство с 19понимание строения атома в ХХ веке привело к тому, что некоторые стали считать Демокрита большим ученым, чем других греческих философов; однако их идеи основывались на совершенно разных основаниях.
10. Геродот
Геродот был древнегреческим историком, родившимся в Галикарнасе, Кария, и жившим в V веке до нашей эры (ок. 484 г. до н. э. – ок. 425 г. до н. э.). Его называли «отцом истории», и он был первым известным историком, который систематически собирал свои материалы, в определенной степени проверял их точность и объединял их в хорошо построенное и яркое повествование. «Истории» — его шедевр и единственная работа, которую он, как известно, создал — представляют собой отчет о его «расследовании» (или ἱστορία historía, слово, перешедшее в латынь и принявшее современное значение истории), представляющее собой исследование происхождение греко-персидских войн и в том числе множество географической и этнографической информации.
Хотя некоторые из его рассказов не были полностью точными, он утверждал, что сообщает только то, что ему рассказали. О его личной истории мало что известно, поскольку древние записи скудны, противоречивы и часто фантастичны.9. Леонид I
Леонид I был царем-героем Спарты, 17-м из рода Агиад, одним из сыновей царя Спарты Анаксандрида II, который в мифологии считался потомком Геракла, обладая большей частью силы и храбрости последнего. Леонид I известен своим лидерством в битве при Фермопилах, которая долгое время была предметом культурного вдохновения, поскольку это, пожалуй, самый известный военный последний бой всех времен. Его история «вопреки всему» дошла до нас из сочинений грека Геродота. Он рассказывает историю о 300 спартанцах и 700 феспийцах, защищавших Фермопилский проход от почти «двух миллионов» персов в течение трех дней.
Хотя современные историки подвергают сомнению цифры, представленные Геродотом, большинство из которых составляет от 100 000 до 250 000 захватчиков, эта история веками находила отклик у авторов и поэтов благодаря вдохновляющей храбрости и решительности спартанцев.
Действия защитников в битве при Фермопилах часто используются в качестве примера преимуществ обучения, снаряжения и правильного использования местности для максимального увеличения потенциала армии и стали символом мужества перед превосходящими силами противника. Более того, как античные, так и современные писатели использовали битву при Фермопилах как пример превосходства добровольческой армии свободных людей, защищавших родную землю. Жертва спартанцев и феспийцев захватила умы многих на протяжении веков и в результате породила множество культурных отсылок.
8. Архимед
Архимед Сиракузский был греческим математиком, физиком, инженером, изобретателем и астрономом. Хотя известно немного подробностей о его жизни, он считается одним из ведущих ученых классической древности. Среди его достижений в физике — основы гидростатики, статики и объяснение принципа рычага. Ему приписывают разработку инновационных машин, в том числе осадных машин и винтового насоса, носящего его имя. Современные эксперименты подтвердили утверждения о том, что Архимед разработал машины, способные поднимать атакующие корабли из воды и поджигать корабли с помощью множества зеркал.
Архимед считается величайшим математиком древности и одним из величайших математиков всех времен. Он использовал метод исчерпывания для вычисления площади под дугой параболы с суммированием бесконечного ряда и дал удивительно точное приближение числа пи. Он также определил спираль, носящую его имя, формулы для объемов поверхностей вращения и остроумную систему для выражения очень больших чисел.
В отличие от его изобретений математические сочинения Архимеда были малоизвестны в древности. Математики из Александрии читали и цитировали его, но первая всеобъемлющая компиляция не была сделана до ок. 530 г. н.э. Исидора Милетского, а комментарии к произведениям Архимеда, написанные Евтокием в 6 веке н.э., впервые открыли их для более широкого круга читателей. Относительно немногочисленные копии письменных работ Архимеда, сохранившиеся в Средние века, были важным источником идей для ученых эпохи Возрождения, в то время как открытие, сделанное в 19 в. 06 ранее неизвестных работ Архимеда в Палимпсесте Архимеда дала новое представление о том, как он получил математические результаты.
7. Пифагор
Пифагор внес значительный вклад в философию и религиозное учение в конце 6 века до н.э. Его часто почитают как великого математика, мистика и ученого, но больше всего он известен благодаря теореме Пифагора, которая носит его имя. Однако, поскольку легенды и запутывания омрачают его работу даже больше, чем работы других философов-досократиков, можно в некоторой степени объяснить его учение, и некоторые сомневаются, внес ли он большой вклад в математику и натурфилософию. Многие из достижений, приписываемых Пифагору, на самом деле могли быть достижениями его коллег и преемников. Неизвестно, верили ли его ученики, что все связано с математикой и что числа — высшая реальность. Говорили, что он был первым человеком, назвавшим себя философом или любителем мудрости, и пифагорейские идеи оказали заметное влияние на Платона, а через него и на всю западную философию.
6. Перикл
Перикл был выдающимся и влиятельным государственным деятелем, оратором и полководцем Афин во времена Золотого века города, в частности, в период между Персидской и Пелопоннесской войнами. Перикл имел такое глубокое влияние на афинское общество, что Фукидид, его современник, историк, провозгласил его «первым гражданином Афин». Перикл превратил Делосский союз в Афинскую империю и руководил своими соотечественниками в течение первых двух лет Пелопоннесской войны. Период, в течение которого он руководил Афинами, примерно с 461 по 429 гг.до н.э., иногда называют «эпохой Перикла», хотя обозначаемый таким образом период может включать времена как персидских войн, так и конца следующего столетия.
Перикл способствовал развитию искусства и литературы; это было главной причиной, по которой Афины имеют репутацию образовательного и культурного центра древнего мира. Он начал амбициозный проект, в результате которого было создано большинство сохранившихся построек на Акрополе (включая Парфенон). Этот проект украсил город, показал его славу и дал людям работу. Кроме того, Перикл способствовал развитию афинской демократии до такой степени, что критики называют его популистом.
Наиболее заметное наследие Перикла можно найти в литературных и художественных произведениях Золотого века Афин, большинство из которых сохранилось до наших дней. Акрополь, хотя и в руинах, все еще стоит и является символом современных Афин. Известный современный греческий историк писал, что этих шедевров «достаточно, чтобы сделать имя Греции бессмертным в нашем мире». Перикла также превозносят как «идеальный тип совершенного государственного деятеля в Древней Греции», а его надгробная речь сегодня является синонимом борьбы за демократию участия и гражданскую гордость.
5. Платон
Платон был классическим греческим философом, математиком, учеником Сократа, автором философских диалогов и основателем Академии в Афинах, первого высшего учебного заведения в западном мире. Вместе со своим наставником Сократом и учеником Аристотелем Платон помог заложить основы западной философии и науки. По известным словам А.Н. Уайтхед: «Наиболее надежной общей характеристикой европейской философской традиции является то, что она состоит из ряда сносок к Платону. Я не имею в виду систематическую схему мышления, которую ученые сомнительно извлекли из его сочинений. Я имею в виду богатство общих идей, рассеянных в них». Диалоги Платона использовались для обучения целому ряду предметов, включая философию, логику, этику, риторику и математику.
4. Аристотель
Аристотель был греческим философом и эрудитом, учеником Платона и учителем Александра Македонского. Его произведения охватывают многие предметы, включая физику, метафизику, поэзию, театр, музыку, логику, риторику, лингвистику, политику, правительство, этику, биологию и зоологию. Наряду с Платоном и Сократом Аристотель является одним из самых важных основоположников западной философии. Сочинения Аристотеля первыми создали всеобъемлющую систему западной философии, охватывающую мораль и эстетику, логику и науку, политику и метафизику.
Взгляды Аристотеля на физические науки глубоко сформировали средневековую науку, и их влияние распространилось и на эпоху Возрождения, хотя в конечном итоге они были заменены ньютоновской физикой. В зоологических науках точность некоторых его наблюдений подтвердилась только в XIX веке. Его работы содержат самое раннее известное формальное исследование логики, которое было включено в конце 19 века в современную формальную логику. В метафизике аристотелизм оказал глубокое влияние на философское и богословское мышление в исламской и иудейской традициях в Средние века и продолжает влиять на христианское богословие, особенно на схоластическую традицию католической церкви. Его этика, хотя и всегда влиятельная, вызвала новый интерес с появлением современной этики добродетели. Все аспекты философии Аристотеля продолжают оставаться объектом активного академического изучения и сегодня. Хотя Аристотель написал много элегантных трактатов и диалогов (Цицерон описал свой литературный стиль как «золотую реку»), считается, что большинство его сочинений в настоящее время утеряно, а сохранилось лишь около одной трети оригинальных произведений.
3. Гомер
В западной классической традиции Гомер является автором «Илиады» и «Одиссеи» и почитается как величайший древнегреческий эпический поэт. Эти эпосы лежат в основе западного литературного канона и оказали огромное влияние на историю литературы.
Формирующее влияние гомеровских эпосов на формирование греческой культуры было широко признано, и Гомера называли учителем Греции.
«Илиада» и «Одиссея» многое раскрывают о ценностях древних греков. Герои проявляют честь, мужество и красноречие, как когда Ахилл собирает свои войска. Вот уже почти 3000 лет эпос Гомера вдохновляет писателей и художников всего мира.
2. Сократ
Сократ был классическим греческим афинским философом. Считающийся одним из основоположников западной философии, он представляет собой загадочную фигуру, известную в основном по рассказам более поздних классических писателей, особенно по трудам его учеников Платона и Ксенофонта, а также по пьесам его современника Аристофана. Многие утверждают, что диалоги Платона — наиболее полные рассказы о Сократе, сохранившиеся со времен античности.
Благодаря своему изображению в диалогах Платона Сократ прославился своим вкладом в область этики, и именно этот Платонический Сократ дал свое имя концепциям сократовской иронии и сократовского метода, или elenchus. Последний остается широко используемым инструментом в широком диапазоне дискуссий и представляет собой тип педагогики, в которой ряд вопросов задается не только для получения индивидуальных ответов, но и для поощрения глубокого понимания рассматриваемой проблемы. Именно платоновский Сократ также внес важный и продолжительный вклад в области эпистемологии и логики, и влияние его идей и подхода остается сильным, закладывая основу для большей части последующей западной философии.
Как выразился один недавний комментатор, Платон-идеалист предлагает «кумира, ведущую фигуру для философии. Святой, пророк «Бога Солнца», учитель, осужденный за свои учения как еретик».
1. Александр Македонский
Александр III Македонский, широко известный как Александр Македонский (греч. Ἀλέξανδρος ὁ Μέγας), был царем Македонии, государства на севере Древней Греции. Александр родился в Пелле, Греция, в 356 г. до н. э. До 16 лет его наставником был Аристотель. К тридцати годам он создал одну из крупнейших империй древнего мира, простиравшуюся от Ионического моря до Гималаев. Он не проиграл ни одной битвы и считается одним из самых успешных полководцев в истории.
Александр унаследовал престол своего отца, Филиппа II Македонского, в 336 г. до н.э. после того, как Филипп был убит. После смерти Филиппа Александр унаследовал сильное царство и опытную армию. Он был удостоен звания полководца Греции и использовал эту власть для реализации планов военной экспансии своего отца. В 334 г. до н.э. он вторгся в Малую Азию, управляемую персами, и начал серию кампаний, которые длились десять лет. Александр сломил мощь Персии в серии решающих сражений, в первую очередь в битвах при Иссе и Гавгамелах. Впоследствии он сверг персидского царя Дария III и завоевал всю Персидскую империю. В то время его империя простиралась от Адриатического моря до реки Инд.
Стремясь достичь «краев света и Великого Внешнего моря», он вторгся в Индию в 326 г. до н.э., но в конце концов был вынужден повернуть назад по требованию своих войск. Александр умер в Вавилоне в 323 г. до н.э., не совершив серию запланированных кампаний, которые должны были начаться с вторжения в Аравию. В годы после его смерти серия гражданских войн разорвала его империю на части, в результате чего несколькими государствами правили диадохи — выжившие генералы и наследники Александра.
Наследие Александра включает культурную диффузию, порожденную его завоеваниями. Он основал около двадцати городов, носивших его имя, в первую очередь Александрию в Египте.