Образ и характеристика Наполеона в романе «Война и мир» Толстого – описание для сочинения по теме
Введение
Исторические личности всегда представляли особый интерес в русской литературе. Некоторым посвящены отдельные произведения, другие являются ключевыми образами в сюжетах романов. Таковым можно считать и образ Наполеона в романе «Война и мир» Толстого. С именем французского императора Наполеона Бонапарте (Толстой писал именно Бонапарте, да и многие герои называли его только Буонопарте) мы встречаемся уже на первых страницах романа, а расстаемся лишь в эпилоге.
У нас появилась новая характеристика Наполеона.
Герои романа о Наполеоне
В гостиной Анны Шерер (фрейлины и приближенной императрицы) с большим интересом обсуждают политические действия Европы по отношению к России. Сама хозяйка салона говорит: «Пруссия уже объявила, что Бонапарте непобедим и что вся Европа ничего не может против него…». Представители светского общества – князь Василий Курагин, приглашенный Анной Шерер эмигрант виконт Мортемар, аббат Морио, Пьер Безухов, Андрей Болконский, князь Ипполит Курагин и другие члены вечера не были едины в отношении к Наполеону.
Андрей Болконский
В разговоре с отцом – старым князем Болконским, Андрей говорит: «…а Бонапарте все-таки великий полководец!». Он считал его «гением» и «не мог допустить позора для своего героя». На вечере у Анны Павловны Шерер Андрей поддержал Пьера Безухова в суждениях о Наполеоне, но все же сохранил и собственное мнение о нем: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но…есть другие поступки, которые трудно оправдать».
Но спустя время лежа на поле Аустерлица и глядя в голубое небо, Андрей услышал слова Наполеона о нем: «Вот прекрасная смерть». Болконский понял: «…это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком…» Во время осмотра пленных Андрей думал «о ничтожности величия». Разочарование в своем герое пришло не только к Болконскому, но и к Пьеру Безухову.Пьер Безухов
Только что появившийся в свете, молодой и наивный Пьер рьяно защищал Наполеона от нападок виконта: «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил её злоупотребления, удержав все хорошее, – и равенство граждан, и свободу слова и печати, – и только потому приобрел власть». Пьер признавал за французским императором «величие души». Он не защищал убийств французского императора, но расчет его действий во благо империи, готовность взять на себя столь ответственное дело – поднять революцию – это казалось Безухову настоящим подвигом, силой великого человека. Но столкнувшись лицом к лицу со своим «кумиром», Пьер увидел всю ничтожность императора, жестокость и бесправие. Он лелеял мысль – убить Наполеона, но понял, что тот не стоит этого, так как не заслужил даже геройской смерти.
Николай Ростов
Этот юноша называл Наполеона преступником. Он считал, что все его действия неправомерны и по наивности души ненавидел Бонапарта «как мог».
Борис Друбецкой
Перспективный молодой офицер, протеже Василия Курагина высказывался о Наполеоне с уважением: «Я бы желал видеть великого человека!»
Граф Растопчин
Представитель светского общества, заступник русской армии говорил о Бонапарте: «Наполеон поступает с Европой, как пират на завоеванном корабле».
Характеристика Наполеона
Неоднозначная характеристика Наполеона в романе Толстого «Война и мир» представляется читателю. С одной стороны он – великий полководец, властелин, с другой – «ничтожный французишка», «холопский император». Внешние черты опускают Наполеона на землю, он не так высок, не так красив, он толст и неприятен, как нам хотелось бы его видеть. Это была «потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью». Описание Наполеона присутствует в разных частях романа. Вот он перед Аустерлицким сражением: «…худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место…Он стоял неподвижно… и на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика». Кстати, этот день для него был особенно торжественен, так как это был день годовщины его коронования. А вот мы видим его при встрече с генералом Балашевым, приехавшего с письмом от государя Александра: «…твердые, решительные шаги», «круглый живот…жирные ляжки коротких ног…Белая пухлая шея… На моложавом полном лице… выражение милостивого и величественного императорского приветствия».
Портрет Наполеона
Бонапарт очень ценил себя: «Бог дал мне корону. Горе тому, кто её тронет». Эти слова были произнесены им во время коронации в Милане. Наполеон в «Войне и мире» выступает для кого кумиром, для кого врагом. «Дрожание моей левой икры есть великий признак», – говорил Наполеон о себе. Он гордился собой, он любил себя, он восславлял свое величие над всем миром. Россия стояла на его пути. Победив Россию, ему не стоило уже труда подмять под себя всю Европу. Наполеон вел себя надменно. В сцене разговора с русским генералом Балашевым Бонапарт позволил себе дернуть его за ухо, сказав при этом, что это великая честь – быть вздернутым за ухо императором. Описание Наполеона содержит много слов, содержащих негативную окраску, особенно ярко Толстой характеризует речь императора: «снисходительно», «насмешливо», «злобно», «гневно», «сухо» и т.
д. Дерзко высказывается Бонапарт и о русском императоре Александре: «Война – мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность?»Раскрытый в этом сочинении образ Наполеона в «Войне и мире» позволяет нам сделать вывод: ошибка Бонапарта в переоценке своих возможностей и излишней самоуверенности. Желая стать властелином мира, Наполеон не смог победить Россию. Это поражение сломило его дух и уверенность в своей силе.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Ирина-Львовна Фрол
21/31
Яна Гулько
21/31
Асыл Марат
29/31
Марина Ставрогина
31/31
Александр Матвеев
24/31
Елена Наволокина
27/31
Екатерина Славская
13/31
Татьяна Габова
21/31
Катя Иванова
30/31
Михаил Палагин
23/31
Страница не найдена — Реальные книги
Перейти к контенту
- Аустерлицкое сражение в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Тихон Щербатый в романе «Война и мир»: образ и характеристика
- Платон Каратаев в романе «Война и мир»: образ и характеристика, описание портрета
- Лев Толстой «Метель»: краткое содержание
- Образ и характеристика Пети Ростова в романе «Война и мир»: описание внешности и характера, гибель Пети Ростова
- «Воскресение» краткое содержание
- Образ и характеристика Элен Курагиной в романе «Война и мир» (Элен Безухова): описание внешности и характера
- Образ и характеристика Николая Ростова в романе «Война и мир»: внешность и характер, описание в цитатах
- Краткое содержание повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича»
- Лев Николаевич Толстой «Отрочество»: краткое содержание
- Образы романа Л. Н. Толстого «Война и мир»: Кутузов и Наполеон
- Николай Ростов в романе «Война и мир»: анализ персонажа
- Семья Болконских в романе «Война и мир»: характеристика и образ героев
- Образ и характеристика Наполеона в романе «Война и мир»: описание внешности и характера, портрет
- Образ князя Андрея Болконского в романе «Война и мир» Толстого: описание в цитатах
- Женские образы в романе Льва Толстого «Война и мир»
- Семья Курагиных в романе «Война и мир»: характеристика и образ семьи Курагиных, описание в цитатах
- Описание второй части третьего тома романа Л.
- «Война и мир». Л.Н. Толстой. 1 том. 2 часть. Описание по главам.
- Образ и характеристика Пьера Безухова в романе Льва Толстого «Война и мир»
- Образ и характеристика Анатоля Курагина в романе «Война и мир»: внешность и характер, описание в цитатах
- Образ и характеристика Наташи Ростовой в романе «Война и мир»
- Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Описание по главам. Том 1. Часть 1.
- Анна Павловна Шерер и ее салон в романе «Война и мир»: образ и характеристика, посетители салона Анны Шерер
- Характеристика и образ членов семьи Ростовых в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Образ и характеристика Андрея Болконского в романе «Война и мир»
- Жизненный путь Пьера Безухова в романе «Война и мир»: духовный путь исканий, история жизни, этапы биографии
- Вронский: образ, драма, Анна Каренина
- Образ и характеристика Долохова в романе «Война и мир»: внешность и характер, описание в цитатах
- «Хаджи-Мурат»: такой разный Лев Толстой
- Описание второй части эпилога романа Льва Толстого «Война и мир»
- Описание первой части эпилога романа Л. Н. Толстого «Война и мир» по главам
- Описание третьей части четвертого тома романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» по главам
- Описание четвертой части четвертого тома романа «Война и мир» по главам
- Бородинское сражение и «Война и мир»: исторический контекст
- Описание второй части четвертого тома романа Льва Толстого «Война и мир» по главам
- Творчество Льва Толстого и «мысль семейная» в романе «Война и мир»
- Путешествуя страницами «Ревизора»: характеристика Хлестакова в пьесе Н. В. Гоголя
- Женские образы в романе «Война и мир»
- Война, мир и образ Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
- Образ Платона Каратаева в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Шенграбенское сражение: по мотивам «Войны и мира» Льва Толстого
- История создания эпопеи «Война и мир» Льва Толстого
- Мысль народная в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого
- Духовные искания Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
- Описание первой части четвертого тома романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир»
- Описание третьей части третьего тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир» по главам
- Первая часть третьего тома романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Описание по главам.
- Образ и характеристика Николая Болконского в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир»
- Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Описание по главам. Том 2. Часть 5.
- Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Описание по главам. Том 2, Часть 4
- Описание третьей части второго тома романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
- Описание второй части второго тома романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир»
- Образ Лизы Болконской в романе «Война и мир»: жена Андрея Болконского (Лиза Мейнен)
- Краткое содержание первой части 2-го тома романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» по главам
- Образ и характеристика Сони Ростовой в романе «Война и мир» Толстого (описание, судьба)
- Роман «Война и мир» Л. Н. Толстого. 1 том. Описание по частям
- Краткое содержание повести «Юность» Толстого по главам (краткий пересказ)
- Образ и характеристика Бориса Друбецкого в романе «Война и мир»: описание внешности и характера
- Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Описание по главам. Том 1. Часть 3.
- Характеристика героев романа «Война и мир»: образы персонажей
- Образ и характеристика княжны Марьи Болконской в романе «Война и мир» в цитатах: описание внешности и характера (Мари Болконская)
- «Кто прав?» — краткое содержание рассказа Л.Н. Толстого
- Краткое содержание «Казаков» Льва Толстого
- Краткое содержание повести Толстого «Юность»
- «Семейное счастие» Л.Н. Толстого: краткое содержание и анализ произведения
- «Холстомер» Толстого: краткое содержание произведения
- Правда войны в «Севастопольских рассказах» Толстого: краткое содержание
- Краткое содержание «Детства» Толстого
- Краткое содержание «Отца Сергия» Льва Толстого
- Краткое содержание «Крейцеровой сонаты» Льва Толстого
- Величие русской души в произведениях Льва Николаевича Толстого
- Богатство и широта жизни персонажей романа «Война и мир» Л.Н.Толстого
- Кто написал произведение Анна Каренина.
Смотрите также:
Как выглядел Наполеон?
Как выглядел Наполеон? Глупый вопрос, подумаете вы. Наполеон — один из самых живописных и скульптурных людей в истории. Когда Мэтт Доусон разрабатывал обложку для Наполеона в Америке , мы договорились, что ему не нужно было показывать лицо Наполеона — шляпы и пальто было бы достаточно. Но уберите этот реквизит, и вы уверены, что узнаете Наполеона, если встретите его на улице?
Причины думать, что сложно узнать, как на самом деле выглядел Наполеон
1. У художников не было Наполеона в качестве модели.
Наполеон приобрел известность, когда в 1796 году начал побеждать в битвах в качестве командующего французской армией в Италии. Художники, стремившиеся удовлетворить спрос на изображения полководца-завоевателя, не обязательно знали, как он выглядит. Их картины и рисунки были основаны на описаниях из вторых рук или на чистом воображении. Например, мы можем быть уверены, что Наполеон не выглядел так.
Buonaparte generalissimo de la Republiqua di Franci в Италии, 1 сентября 179 г.6, И. Марчелли (гравер С. Гробилети). Национальная библиотека Франции.
Возможно, это немного ближе.
Буонапарте, ок. 1796 г., Илер Ле Дрю (гравер Пьер Шарль Кокере). Национальная библиотека Франции.
Но в копиях, таких как эта, он испортился, что указывает на проблему с картинами Наполеона, основанными на работах других художников. Как и в телефонной игре, то, с чего вы начинаете, не обязательно является тем, чем вы закончите. (Нажмите здесь, чтобы увидеть больше странных фотографий Наполеона.)
Даже знаменитое изображение Наполеона, пересекающего Альпы, созданное Жаком-Луи Давидом, не было основано на сидении. Хотя Наполеон знал, чего он хотел на картине (включая лошадь, а не мула, на котором он фактически совершил переход), у него не было ни времени, ни терпения, чтобы позировать для этого. Этот разговор якобы состоялся между художником и субъектом:
Наполеон: «[Поза?] Для чего? Думаете ли вы, что великие люди древности, чьи изображения у нас есть?»
Давид: «Но я пишу тебя для твоего века, для людей, которые тебя видели, которые тебя знают: они захотят найти сходство».
Наполеон: «Сходство! Сходство придает не точность черт, не бородавка на носу. Именно характер лица, то, что его оживляет, должно быть изображено. Конечно, Александр никогда не позировал Апеллесу. Никто не знает, похожи ли на них портреты великих людей. Достаточно того, что там живет их гений». (1)
Позже Дэвид понял, что неправильно изобразил глаза и рот Наполеона, что он исправил в последующей версии картины (он создал пять разных версий).
Переход Наполеона через Альпы Жака-Луи Давида (оригинальная версия)
Многие картины Наполеона были написаны уже после его смерти. Эти художники явно не использовали его в качестве модели. Сюда входит известная картина Делароша, изображающая Наполеона после его отречения от престола в 1814 году, которая на самом деле была написана в 1845 году.0005
Наполеон Бонапарт отрекся от престола в Фонтенбло, Поль Деларош, 1845
Он также включает в себя большинство картин, изображающих изгнание Наполеона на острове Святой Елены, например, картину на фоне баннера моего веб-сайта — Святой Елены, 1816 год, Наполеон диктует графу Las Cases Report of its Campaigns , написанный сэром Уильямом Квиллером Орчардсоном.
2. Наполеон создал свой образ.
Наполеон был мастером пропаганды. Даже когда у художников был Наполеон в качестве модели, окончательные результаты не обязательно были точным отражением человека, на которого они смотрели. Когда Антуан-Жан Гро нарисовал Наполеона в Милане в 179 г.6, он не мог заставить Наполеона сидеть на месте. В конце концов Жозефине пришлось поставить Наполеона на колени и удерживать его там несколько минут. (2) Это не дало Гросу достаточно времени для работы с его моделью, хотя граф Лаваллетт сказал, что получившаяся картина была очень похожа на нее.
Картина изображает Наполеона на мосту в Арколе (Arcola). Хотя Наполеон не был первым, кто поднял французский флаг на мосту (он копировал генерала Пьера-Франсуа Ожеро), на самом деле он не перешел мост и не смог сплотить к себе своих людей (Наполеона столкнули в заполненный водой ров, когда его войска бросились отступать) – по картине этого никогда не догадаешься.
Бонапарт на мосту в Арколе, с картины Антуана-Жана Гро
Как вы, возможно, поняли из разговора Наполеона с Давидом, Наполеон сознательно культивировал свой образ великого человека. То, как он был представлен художественно — как победоносный полководец, спаситель революции, милосердный правитель, человек мира, в зависимости от обстоятельств — было большой частью этого. Как говорит Филип Дуайер в своей превосходной двухтомной биографии Наполеона, «истинное сходство никогда не было целью наполеоновского портрета». (3)
Наполеон в императорских мантиях, Франсуа Жерар, 1805 г. Как и большинство картин Наполеона, это скорее упражнение в иконографии, чем в реализме.
3. Люди, хорошо знавшие Наполеона, говорили, что его портреты не передают его полностью.
Бетси Балкомб, дочь чиновника Ост-Индской компании, в доме которой останавливался Наполеон, когда впервые прибыл на остров Святой Елены, стала хорошей подругой Наполеона и имела много возможностей наблюдать за ним в незащищенные моменты. Она написала:
Его портреты дают хорошее общее представление о его чертах лица; но его улыбка и выражение глаз не могли быть переданы на холсте, и это составляло главное обаяние Наполеона. (4)
Луи-Жозеф Маршан, служивший камердинером Наполеона с 1814 по 1821 год, писал:
Ничто… на портретах императора, которые я видел, не соответствовало прекрасной голове, которую я видел перед глазами, за исключением головы Давида. портрет; и в гравюре есть что-то тяжелое, чего не было у Императора. Бюст Шоде, на мой взгляд, должен служить образцом. (5)
Наполеон в своем кабинете, с картины Жака-Луи Давида, 1812
Чарльз Джаред Ингерсолл, друг брата Наполеона Жозефа (вероятно повторяя слова Жозефа), писал:
было взято много изображений Наполеона на холсте, мраморе, слоновой кости и других материалах; которые обычно имеют некоторое сходство черт и формы; но изобразить или очертить облик Наполеона было чрезвычайно трудно. Его подвижность была вне досягаемости имитации. (6)
Что больше всего похоже на Наполеона?
Так как же выглядел Наполеон? Бюст Антуана-Дени Шоде, на который ссылается Маршан, изображает Наполеона в образе древнеримского императора. Он стал официальным скульптурным изображением Наполеона. Двенадцать сотен мраморных версий были произведены в Италии для распространения по всей Империи. Эти модели многократно копировались, но не всегда точно. Хотя бюст Шоде может иметь большее сходство с Наполеоном, чем картина Давида (которая очень нравилась Наполеону), можно подозревать, что здесь была задействована некоторая обработка изображения.
Бюст Наполеона работы Антуана-Дени Шоде
Что касается того, как на самом деле выглядел Наполеон, возможно, нам следует прислушаться к члену его семьи, который знал его лучше всех. По словам друга Жозефа Бонапарта Николаса Биддла, Джозеф сказал, что «лучшим подобием» Наполеона был миниатюрный портрет, который у него был в Соединенных Штатах. (7) Художник Джордж Кэтлин сделал копию этого портрета для Биддла. Копия теперь принадлежит Фонду Андалусии (объект № 2006.01.05). Лично я думаю, что Наполеон в нем немного похож на Джеффа Дэниелса.
Копия Джорджа Кэтлина с миниатюрного портрета, который, по словам Жозефа Бонапарта, был «лучшим подобием» Наполеона. Фото предоставлено Фондом Андалусии. Используется с разрешения.
Чтобы узнать больше о том, как выглядел Наполеон, существует огромное количество письменных описаний людей, видевших его из первых рук. Том Холмберг собрал некоторые из них на веб-сайте серии «Наполеон». Интригующий аргумент о том, что многие художники, нарисовавшие Наполеона, объединили свои черты с его, см. в этой статье Саймона Абрахамса.
Вам также могут понравиться:
Странные фотографии Наполеона
Волосы Наполеона и их многочисленные пряди
10 интересных фактов о Наполеоне Бонапарте
10 Еще интересные факты о Наполеоне
Что любил носить Наполеон?
Что любил читать Наполеон?
Что Наполеон любил есть и пить?
Какая музыка была любимой у Наполеона?
Был ли Наполеон суеверен?
10 вещей, о которых Наполеон никогда не говорил
10 Наполеон Бонапарт Цитаты в контексте
Какими были последние слова Наполеона?
Наполеон в альтернативной истории
Наполеон в исторической фантастике
Выражаю благодарность Усману Шейху, чей вопрос в группе «Наполеоновское историческое общество» на Facebook заставил меня задуматься над этой темой, а также Конни Хучинс, исполнительному директору Фонда Андалусии, за консультацию мне о местонахождении миниатюры Кэтлин и дал мне разрешение на использование изображения.
- Antoine-Claire Thibaudeau, Histoire Générale de Napoléon Bonaparte , Vol. 6 (Париж, 1828 г.), с. 330.
- Antoine Marie Chamant, Воспоминания и сувениры графа Лавалетта , Vol. 1 (Париж, 1831 г.), с. 193.
- Филип Дуайер, Гражданин-император: Наполеон у власти (Нью-Хейвен и Лондон, 2013), с. 38.
- Лючия Элизабет Балкомб Эбелл, Воспоминания императора Наполеона о первых трех годах его заточения на острове Святой Елены (Лондон, 1844 г.), с. 21.
- Луи-Жозеф Маршан, В тени Наполеона (Сан-Франциско, 1998), стр. 90-91.
- Чарльз Дж. Ингерсолл, История Второй войны между Соединенными Штатами Америки и Великобританией , Вторая серия, Том. 1 (Филадельфия, 1853 г.), с. 148.
- Николас и Эдвард Биддл, «Джозеф Бонапарт, записанный в личном журнале Николаса Биддла », The Pennsylvania Magazine of History and Biography , Vol. 55, № 3 (1931), с. 216.
Никто не знает, похожи ли на них портреты великих людей. Достаточно того, что там живет их гений.
Наполеон Бонапарт
Был ли Наполеон невысоким? | Britannica
De Rocker/AlamyВ начале XIX века король Испании Карл IV поручил выдающемуся художнику Жаку-Луи Давиду написать картину в память об успешной кампании Наполеона против Австрии в битве при Маренго. Законченная работа Давида, Наполеон, пересекающий Альпы (1801 г.), изображает генерала, сидящего верхом на вздыбившемся жеребце на скалистом утесе. Его волосы и плащ театрально развеваются на ветру, когда он сурово смотрит на зрителя и указывает на вершину, по-видимому, призывая свои войска. Когда Наполеон увидел лихой портрет, он был польщен и поручил Давиду написать еще три таких же. Наполеон не был чужд пропаганде. Он знал важность формирования, если не увеличения, своей репутации, и среди его усилий была цензура французской прессы, когда он был императором, и диктовка истории своей жизни во время изгнания. Тем не менее, был один особенно неприятный аспект его наследия, который Наполеон не мог контролировать: слово, которое он был коротким. Слух процветал при его жизни и сохранялся спустя столетия после его смерти. В 21 веке люди, возможно, не смогут точно сказать, почему Наполеон был так важен, но обычно они могут сказать, что он был невысоким. Увы, то, что все помнят о Наполеоне, скорее всего, даже неправда!
Наполеона звали Le Petit Caporal, но прозвище, переведенное как «Маленький капрал», не предназначалось для отражения его роста. Это было задумано как выражение привязанности его солдат. Действительно, многие современные французские картины, в том числе конный портрет Давида, предполагают, что полководец был не маленького роста, а среднего роста. На этой картине он, по крайней мере, кажется пропорциональным своей лошади, но поблизости нет других человеческих фигур, на которые зритель мог бы сослаться. Другие портреты Давида, изображающие Наполеона, также не дают ничего для сравнения: в величественном Освящение императора Наполеона и коронация императрицы Жозефины 2 декабря 1804 г. Tuileries (1812) изображает субъекта, стоящего в одиночестве за письменным столом. Работы современных художников одинаково изображают его в одиночестве или сидящим. Одна работа ученика Давида, Антуана-Жана Гро, однако, предлагает группу фигур на той же плоскости, с которой можно сравнить генерала. Наполеон Бонапарт в гостях у больных чумой в Яффо, 11 марта 1799 г. (1804 г.), созданный по заказу Наполеона, представляет собой эпизод из его египетской кампании, в которой он посетил свои пораженные чумой войска во временном госпитале. Прикоснувшись к одной из жертв, Наполеон бросает вызов окружающим его мужчинам, которые подносят платки к лицу. Он появляется не только героическим, но и средним! Все мужчины, стоящие рядом с ним, кажутся примерно одного роста.
Англичане, однако, не были так щедры: их художники изображали Наполеона миниатюрным. Около 1803 года знаменитый карикатурист Джеймс Гилрей представил персонажа «Маленького Бони», который напоминал маленького Наполеона. Поначалу Гилрей, казалось, подчеркивал своенравие: в «Бреде маньяков — или — Маленький Бони в сильном припадке» Наполеон изображен в разгаре истерики, переворачивающим мебель, причитающим о «британской нации» и «лондонских газетах» и крича: «О, о, о. Месть! Месть!» Затем Гилрей подыгрывал юношеству за счет малости, в результате чего Наполеон был изображен в огромных ботинках и, как выразился один источник, «пытающийся говорить жестко под огромной двууголкой, затмевающей все его тело. Или изо всех сил пытается вытащить меч из громоздких ножен, которые волочатся по земле при ходьбе». Вскоре Наполеона просто стали изображать низкорослым. В «Желание императрицы или Кости озадачены!!» другой карикатурист, Исаак Круикшенк, изобразил сварливого Наполеона примерно в половину роста его жены и войск. Таким образом, крошечный Бонапарт стал стандартом для изображения императора в английских газетах.
Хотя трудно сказать, изобрели ли британцы короткий образ Наполеона и почему, в представлении Круикшанка есть доля правды: Наполеон, вероятно, был значительно ниже своих войск. Некоторые источники отмечают, что его элитная гвардия была выше большинства французов, и поэтому Наполеон выглядел ниже, чем был на самом деле. Тем не менее, согласно интерпретации свидетельства о смерти Наполеона, его рост на момент смерти составлял от 5 футов 2 дюймов до 5 футов 7 дюймов (от 1,58 до 1,7 метра).