Как Наполеон завоевал славу миротворца и узнал об измене жены
2 марта 1796 года, 220 лет назад, Наполеон Бонапарт был назначен главнокомандующим французской армией для проведения операций в Италии. Отдел науки «Газеты.Ru» рассказывает, как его поход завершился большой и неожиданной победой, а Наполеон приобрел славу миротворца и завоевал любовь французского народа.
Как избавиться от поднадоевшей любовницы
«Пусть все умрут, но мы должны продержаться»
18 июня 1815 года поражением в битве при Ватерлоо завершились «Сто дней» Наполеона Бонапарта. Как…
18 июня 15:15
9 марта 1796 года молодой Наполеон Бонапарт должен был сочетаться гражданским браком с Жозефиной Богарне — будущей императрицей Франции, чье имя великий полководец прошепчет на смертном одре. Жених опоздал на свадьбу на два часа — дело в том, что он был очень занят новым назначением. Пятью днями ранее Бонапарт получил должность главнокомандующего французской армией для проведения операций в Италии. Шла война Первой коалиции — военные сражения в Европе, проходившие в 1792—1797 годах с целью защиты от Франции, объявившей в 1792 году войну Австрии, и реставрации во Франции монархии.
По мнению некоторых историков, назначение Бонапарта на должность главнокомандующего было личным свадебным подарком Наполеону от одного из тогдашних правителей Франции Поля Барраса.
Жозефина, кстати, долгое время была любовницей Барраса, привыкшего находиться в окружении самых красивых и соблазнительных женщин своего времени.
Желая отделаться от поднадоевшей подруги, политик, по словам других ученых, лично организовал ее свадьбу со своим протеже Наполеоном Бонапартом.
Спустя два дня после бракосочетания Наполеон выехал к французской армии — и застал ее в крайне жалком состоянии. Солдатам не выплачивалось жалованье, а припасы практически не подвозились. Кроме того, в армии существовали проблемы с дисциплиной, а из-за постоянной нищеты (у некоторых воинов даже не было сапог) часто совершались попытки организовать бунты.
«Солдаты, вы не одеты, вы плохо накормлены, но я хочу повести вас в самые плодородные страны на свете», — воодушевлял своих подчиненных 27-летний полководец.
Наполеон быстро решил проблему с плохой дисциплиной, стал для бойцов настоящим авторитетом и убедил, что проблема снабжения армии скоро будет решена.
Как любовь спасла Наполеона
В День всех влюбленных отдел науки «Газеты.Ru» вспоминает историю о том, как роман британского…
14 октября 12:50
«Это судьба»
Реанимируя армию, Наполеон почти каждый день писал своей супруге Жозефине, которой в день свадьбы подарил золотой медальон с надписью «Au destiné» («Это судьба»).
Однако в это время вероломная супруга полководца завела любовника — харизматичного офицера Ипполита Шарля — и поэтому подолгу не отвечала будущему императору.
А спустя несколько месяцев Жозефина все-таки навестила мужа: правда, в сопровождении новоприобретенного любовника. Современники вспоминали, что Наполеон тяжело переживал неурядицы в личной жизни: однако эти проблемы никак не сказались на полководческой деятельности Бонапарта.
5 апреля 1796 года главнокомандующий французской армией направил свои войска через Альпы. Наполеон выбрал самый короткий и самый опасный путь: по прибрежной кромке гор, где солдаты могли попасть под удар британского флота. Спустя четыре дня армия Бонапарта вошла в Италию: австро-пьемонтское командование и подумать не могло, что враг пойдет такой рискованной дорогой.
Первое сражение французов с австрийцами произошло у Монтенотте — армия Наполеона за несколько часов разгромила противника. Полководец позволил своим солдатам немного отдохнуть и направил войско дальше. Через два дня французы вступили во вторую битву — при Миллезимо, и враг вновь потерпел поражение.
Как отрекался Наполеон
«Газета.Ru» продолжает вспоминать Заграничный поход русской армии 1813–1814 годов. Об отречении…
07 апреля 13:14
«Военные историки считают первые битвы Бонапарта — «шесть побед в шесть дней» — одним сплошным большим сражением, — писал знаменитый российский и советский историк Евгений Тарле.— Основной принцип Наполеона выявился вполне в эти дни: быстро собирать в один кулак большие силы, переходить от одной стратегической задачи к другой, не затевая слишком сложных маневров, разбивая силы противника по частям.
Проявилась и другая его черта — умение сливать политику и стратегию в одно неразрывное целое: переходя от победы к победе в эти апрельские дни 1796 года, Бонапарт все время не упускал из виду, что ему нужно принудить Пьемонт (Сардинское королевство) поскорее к сепаратному миру, чтобы остаться лицом к лицу с одними австрийцами. После новой победы французов над пьемонтцами при Мондози и сдачи этого города Бонапарту пьемонтский генерал Колли начал переговоры о мире, и 28 апреля перемирие с Пьемонтом было подписано. Условия перемирия были весьма суровы для побежденных: король Пьемонта Виктор-Амедей отдавал Бонапарту две лучшие свои крепости и целый ряд других пунктов. Окончательный мир с Пьемонтом был подписан в Париже 15 мая 1796 года. Пьемонт всецело обязывался не пропускать через свою территорию ничьих войск, кроме французских, не заключать отныне ни с кем союзов, уступал Франции графство Ниццу и всю Савойю; граница между Францией и Пьемонтом сверх того «исправлялась» к очень значительной выгоде Франции.
Пьемонт обязывался доставлять французской армии все нужные ей припасы».
Мир желательнее славы
10 мая под Лоди произошло новое сражение французов и австрийцев. В битве, из которой Наполеон вновь вышел победителем, французы потеряли 200 человек, австрийцы — более 2000. Бонапарт немедленно начал преследовать отступающего неприятеля, и 15 мая вошел в Милан. По словам историков, в Италии полководец «входил в города и деревни, реквизировал все нужное для армии, забирал часто и все вообще, что ему казалось достойным этого, начиная с пушек, пороха и ружей и кончая картинами старых мастеров эпохи Ренессанса».
Самым крепким орешком для Наполеона оказалась крепость Мантуя — однако после ряда сражений капитулировала и она.
«Французы, к удивлению Александра, не желали свержения Наполеона»
200 лет назад — 30 марта 1814 года — союзная армия во главе с Александром I вошла в Париж. Как это…
30 марта 12:46
В то время имя молодого полководца уже было известно во всем мире: европейцы сравнивали Бонапарта с Цезарем, Ганнибалом и Александром Македонским.
В начале апреля 1797 года Наполеон узнал, что австрийский император Франц хочет вступить в мирные переговоры. Любопытно, что, по мнению Бонапарта, мир для него был желательнее «славы, добытой военными успехами».
«Разве не достаточно убили мы народа и причинили зла бедному человечеству?» — писал полководец в одном из своих писем.
Рим охватывает паника
Еще до начала мирных переговоров Наполеон разгромил папские войска в Риме — они быстро бежали от французов, а затем город за городом сдавались противнику без какого-либо сопротивления. «Бонапарт брал все ценности, какие только находил в этих городах: деньги, бриллианты, картины, драгоценную утварь, — писал Тарле. — И города, и монастыри, и сокровищницы старых церквей предоставили победителю громадную добычу и здесь, как и на севере Италии.
Рим был охвачен паникой, началось повальное бегство состоятельных людей и высшего духовенства в Неаполь».
19 февраля 1797 года Наполеон подписал мир с папой Пием VI в Толентино. Папа уступал французам самую богатую часть своих владений, выплачивал 30 млн франков золотом, отдавал лучшие картины и статуи своих музеев. Это были картины и статуи из Рима, Милана, Болоньи, Модены, Пармы, Пьяченцы и Венеции. Бонапарт отправил все «дары» в Париж.
«Был призван каждый 13-й работоспособный крестьянин»
201 год назад, в декабре 1812-го, армия Кутузова подошла к границам Российской империи победительницей в войне…
26 декабря 17:14
Кстати, интересно отношение Наполеона к папству.
Полководец считал, что папство — это исторически укрепившееся шарлатанство, в основе которого не лежит ничего, кроме желания политических выгод.
Путь к гегемонии
18 октября 1797 года был подписан Кампо-Формийский мир — мирный договор между Францией и Австрией, завершивший первый этап Революционных войн. По документу, Австрия уступала Франции Австрийские Нидерланды и другие территории Священной Римской империи на левом берегу Рейна. А согласно тайной статье договора, Австрия обязалась на Раштаттском конгрессе оказать содействие Франции в закреплении за ней территорий на левом берегу Рейна.
По мнению историков, Кампо-Формийский мир проложил Франции путь к гегемонии в Италии и обеспечил создание французских плацдармов в Албании и на Ионических островах.
7 декабря 1797 года Наполеон прибыл в Париж, где ему оказали торжественный прием в Люксембургском дворце. У дворца собралась огромная толпа народа, рукоплескавшая победителю. «Народ с такой же поспешностью бежал бы вокруг меня, если бы меня вели на эшафот», — мрачно отреагировал Бонапарт на ликование французов.
Завоевав огромную популярность в стране, Наполеон выдвинул план завоевания Египта. Прекрасно зная, что в восточных походах Александра Македонского сопровождали ученые, Бонапарт взял с собой около 200 видных представителей естественных наук. Интересно, что вскоре полководец подписал постановление об учреждении Института Египта, члены которого заложат основы современной египтологии, а одновременно с этим положат начало масштабному разграблению наследия Древнего Египта.
Во время египетского похода Наполеон узнал то, о чем давно сплетничали в парижском обществе, — Жозефина давно перестала хранить ему верность. «С этого момента из его жизни ушел идеализм, и в последующие годы его себялюбие, подозрительность и эгоцентрическое честолюбие стали еще заметнее, — писал военный историк Дэвид Чандлер. — Всей Европе суждено было почувствовать на себе разрушение семейного счастья Бонапарта».
Как Бонапарт из мыслителя превратился в тирана
В издательство «Владимир Даль» готовится к публикации книга Артема Кротова «Наполеон и философия», показывающая героя с неожиданной стороны — не полководцем или императором, но мыслителем, который ищет свое место в контексте философских идей позднего Просвещения. Подробнее о ней — в материале Николая Родосского.
Артем Кротов. Наполеон и философия. СПб.: Владимир Даль, 2021. Содержание
Наполеон — один из самых изученных персонажей мировой истории. Распространено мнение, что только про Христа написано больше, чем про императора французов. Но кем Наполеона видят потомки? Наверное, военным гением. Радикальное «облегчение» артиллерии ради ее большей мобильности, новаторское применение резерва, использование сверхманевренных корпусов на марше, — все это создало ему славу лучшего полководца Нового времени. Также Бонапарт — великий государственный деятель, создатель нового типа авторитарного правления, которое наследует римской диктатуре и задает траекторию персоналистских режимов ХХ и ХХI веков.
Парадоксальным образом Наполеон играет огромную роль и в распространении идеи свободы. На солдатских сапогах он разнес по Европе завоевания Французской революции и стал образцом сверхчеловека для тысяч и тысяч Жюльенов Сорелей и Родионов Раскольниковых. Он показал, что можно подняться на вершины власти не по капризной склонности высокопоставленного патрона, но в силу упорства и несокрушимой воли. Мы знаем Наполеона — пылкого любовника, покровителя наук, выдающегося инженера. Есть даже исследования, посвященные Наполеону-библиофилу. Но что нам известно об отношении Наполеона к философии и даже о Наполеоне как философе? Этому вопросу посвящена книга профессора МГУ Артема Кротова.
Сразу хочется сказать, чем эта книга не является. Это не жизнеописание Наполеона с акцентом на его философских увлечениях. Биография императора французов и так очень подробно изучена. Книга также не касается фигуры Гегеля, который видел в Наполеоне своего «двойника» (по его мнению, Наполеон завершает собой историю сознания, а он, Гегель, — историю самосознания) и, как пишет неогегельянец Александр Кожев, мог надеяться стать придворным мудрецом императора.
«Наполеон и философия» рассказывает нам в первую очередь о контексте, в котором рос, шел к власти, а потом правил Бонапарт, и о его отношении к этому контексту. Вольтер, Руссо, Монтескьё, Дидро, Ламетри, — этих мыслителей полезно вспомнить, если мы хотим понять интеллектуальную среду, в которой юный Наполеон начинал осознавать себя всемирно-исторической личностью. Очень уместным выглядит в этом ряду и Фридрих Великий, военный талант которого соединялся с интересом к современной философии. Фридрих и сам не боялся писать — и стихи, над которым посмеивался Вольтер, и философскую прозу, в которой пытался опровергать макиавеллизм в политике и материализм в метафизике.
Писал и молодой Наполеон — страницы, посвященные его юношеским сочинениям, можно назвать самыми увлекательными в книге Кротова. Заглянуть в голову семнадцатилетнему выпускнику военной школы, который вскоре станет самым могущественным человеком в мире, — бесценный опыт. Вот он пишет о народе родной Корсики — о людях, «униженных более, чем животные», но при этом пламенных патриотах, подобных древним римлянам. Вот он, вторя Руссо, объявляет народ носителем суверенитета, а государя, ставящего своей целью что-то иное, кроме счастья подданных, — узурпатором. А вот он пишет: «Всегда одинокий среди людей, я возвращаюсь, чтобы мечтать с самим собой и со всей живостью предаваться моей меланхолии» — и здесь же, охваченный этой самой меланхолией, размышляет, не наложить ли на себя руки, ведь «когда родины больше нет, хороший патриот должен умереть».
Нет ничего интереснее, чем сравнивать мысли молодого человека с поступками мужчины. Горячий патриот маленького, но гордого народа корсиканцев — во время революционных войн он станет давить федералистов в Тулоне. Меланхоличный юноша в военной школе — в эпоху консульства он издаст специальный приказ по гвардии, объявляющий суицид позорным проявлением слабости. Вольнодумец, всем сердцем любивший Руссо, в период империи будет преследовать всякую свободную мысль.
Занимал ли молодого Наполеона вопрос о любви? Еще как! Бонапарт порицает «галантную» любовь, которая в современной ему иерархии ценностей потеснила любовь к родине. В платоническом по форме «Диалоге о любви» герой стыдит своего товарища, который, влюбившись, потерял голову и совсем перестал думать о судьбах Франции: нежный взгляд и поцелуй значат для него теперь больше, чем нужды его страны. Вот что пишет о романтической любви двадцатидвухлетний Наполеон, и сколько юношеской тоски можно расслышать в этом резком утверждении!
«Я считаю ее вредной для общества, для индивидуального счастья людей, наконец, я полагаю, что любовь приносит больше зла… и что было бы благодеянием защищающего божества избавить нас от нее и освободить от нее мир».
Ранние сочинения дают нам ясный и неожиданный образ молодого Наполеона — восторженного, пылкого, склонного к уединению и меланхолии. Жозеф Бонапарт вспоминал, что во время отпуска брата они каждый день обсуждали вынашиваемые им тексты, причем эти разговоры могли продолжаться до глубокой ночи. Секретарь императора Клод Франсуа Меневаль так отзывался об одном из его ранних сочинений:
«От чтения этого текста у меня сохранилось ощущение, насколько я могу вспомнить, что в нем было много воображения, мало искусства и связи в композиции, но приятные мысли, немного пышная филантропия и мечтательная чувствительность, выраженная с восторженностью и чистосердечием юности. Красочное определение чувства и меланхолии, энтузиазм в отношении музыки „Деревенского колдуна” [оперы Руссо — Н. Р.], автору которого Наполеон хотел бы, чтобы возвели статую за одно это сочинение… — таковы пассажи, больше всего меня поразившие».
Повзрослев, Наполеон перестает писать, но читает не менее увлеченно. В свои военные походы он неизменно берет с собой огромную библиотеку. При этом его уже не интересуют абстрактные принципы — а значит, и почти вся философия. Он на все старается смотреть с позиции прагматика. И как это не похоже на то, чего можно было бы ожидать от поклонника Руссо!
«При обсуждении вопроса относительно рабства в колониях на заседании государственного совета… Наполеон дал понять собравшимся, что для него важен не теоретический принцип, а практические последствия той политики, которую изберет Франция. Как он пояснил, дело не в том, правильно ли вообще уничтожение рабства, а в том, чего следует ожидать, если восстановить его на свободной части Сан-Доминго. Первый консул выразил уверенность, что колония оказалась бы во власти англичан, если бы ее чернокожие жители не были привязаны к Франции интересами своей свободы. Экономическую перспективу он призвал соединять с военными соображениями. „Быть может, они произведут меньше сахара, чем будучи рабами; но они его произведут для нас, и при необходимости они нам послужат солдатами”».
Трудам вольнодумцев и защитников идеи народного суверенитета Наполеон теперь предпочитает великие трагедии, а также исторические и религиозные сочинения. Был ли император религиозен — вопрос до сих пор дискуссионный, и ему в книге посвящен отдельный параграф. Но понимание религиозной картины мира было ему необходимо как для устройства церковной жизни на родине, так и для того, чтобы лучше узнать своих глубоко религиозных противников — арабов, испанцев, русских. А вот восприятие трагедий точно было для него глубоко личным опытом, ведь в героических персонажах французского театра XVII века он видел свой идеал.
«Наполеону импонировали возвышенные сентенции о долге, чести, добродетели. Готовность погибнуть ради славы, бесстрашие героя — разве могли подобные мотивы оставить его равнодушным? Очевидно, высказанная в трагедии [Вольтера „Эдип” — Н. Р.] мысль о том, что великие „воины вроде вас равны монархам”, отвечала его внутренним убеждениям, служила одной из главных пружин многих его поступков».
Кроме того, театральные представления выполняли и политическую функцию. Вот что произошло, например, во время Эрфуртского конгресса.
«Александр I, желая польстить французскому императору, использовал для этого именно вольтеровскую трагедию: в театре он встал в присутствии всего Эрфурта и взял руку Наполеона в момент, когда произносились стихи из „Эдипа”: „Дружба великого человека является даром богов”. Жан Тюлар, комментируя упомянутый эпизод, замечает, что в этот момент театр оказывается перенесен со сцены в зал».
Хотя отвлеченные сочинения на тему морали и общественного устройства все меньше интересовали Наполеона, в книге Кротова детально описывается философский контекст революционной эпохи, а затем времен Директории, консульства и империи, причем бо́льшей части разбираемых текстов нет на русском языке. Речь пойдет о Мирабо и Бабёфе, Сен-Симоне и Фурье, Бональде и де Местре. О возвышении и падении школы «идеологов», о религиозных мыслителях и спиритуалистах, объяснявших Французскую революцию в терминах Провидения, о социалистах и романтиках. О тех, кто поклонялся гению Наполеона, и тех, кто в своих сочинениях бросал ему проклятия. И всюду, где только источники позволяют это сделать, Кротов показывает, как Наполеон отзывался о том или ином мыслителе, как оценивал его вклад в становление Франции, какой ее желал видеть император.
«Наполеон и философия», наконец, ясно показывает, что «обыкновенная история», о которой писал Гончаров, не минует даже самых великих из нас. Прекраснодушный руссоист, мечтавший о народном счастье и справедливо устроенном государстве, под влиянием опыта прожитых лет и непомерного веса всеевропейской власти стал деспотом и мелочным честолюбцем. Тем более закономерным выглядело его поражение — и оно не удостоилось того, чтобы стать сюжетом трагедии или послужить поводом для рождения новой философской теории.
Наполеон Бонапарт Учебное пособие: Молодой Наполеон
Резюме
Наполеон Бонапарт родился на средиземноморском острове Корсики 15 августа 1769 года. Хотя семья Бонапартов сохранил свой дворянский статус даже после захвата Франции французами. Остров от итальянской Генуэзской республики в 1768 г. не был таким же финансово сильным, как когда-то. По этой причине Чарльз немедленно отправился заискивать перед новым французским режимом. Франция любезно вознаградила его за заслуги и выделила стипендию. для молодого Наполеона в военный колледж Бриенны во Франции. Наполеон уехал, чтобы начать свое образование там в 1777 году, в возрасте из восьми. В 1784 году он перешел на 9-й0005 Ecole Militaire
В 1785 году, в возрасте 16 лет, Наполеон окончил Ecole Miliaire и стал младшим лейтенантом в армии по артиллерии, уверен и амбициозный. Присвоение звания офицера сразу после выпускной был высокой честью. Однако счастье Наполеона было уменьшилось, когда его отец Чарльз умер 24 февраля 1785 г.
В ноябре 1875 года Наполеон отправился в Валанс, где он должен был быть размещен.
Это было мирное время, и пост был очень скучный. Однако, если Наполеон не смог завоевать честь в бою, он решил улучшить себя иначе: он провел свое время в Валансе продвигая свое образование через строгую программу чтения, с особое внимание уделяется истории и географии.В 1789 году во Франции назревала революция. Традиционная монархия ( Ancien Regime ) попал в беду. Убегать денег, Людовик XVI созвал заседание французского парламента («Генеральные штаты») рассмотреть вопрос о повышении налогов. Однако 21 июня Генеральные штаты объявили себя Национальным собранием, а французское Шла революция. 14 июля парижская толпа штурмовала Бастилию. а 28 августа новая Французская Республика опубликовала Декларацию прав человека и гражданина.
Наполеон, в отпуске со своего поста во время этих бурных раз, вернулся в Валанс в 1791 году. Летом 1792 года он решил отправиться в Париж. 2 апреля того же года Франция объявила войну Австрии, а 1 февраля объявила войну Англии. Когда во Франции захлестнула революция, сформировалась международная коалиция.
10 августа 1792 года парижская толпа напала на королевскую семью. резиденции в Тюильри, убивая швейцарскую гвардию, защищавшую роялти; Наполеон был свидетелем всего этого. Это событие имело бы большое значение влияние на молодого Наполеона и научили его тому, насколько могущественен народ может быть, после мобилизации. Наполеон стремился передать это власть в своем собственном завоевании Европы.
Наполеон как честолюбивый молодой генерал в 1796–1797 гг. · СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО: ИССЛЕДОВАНИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Text
17 прерия (5 июня 1796 г.) Бонапарт прибыл в Брешию. . . Я оказался в его присутствии через несколько минут после того, как он вышел. Я был странно удивлен его появлением. Ничто не могло быть дальше от той картины, которую я составил о нем. Я увидел среди многочисленного штаба человека ниже среднего роста и очень худого. Его напудренные волосы, подстриженные своеобразным квадратом ниже ушей, падали на плечи. на нем было прямое пальто, плотно застегнутое, украшенное очень узким золотым шитьем, и трехцветный плюмаж на шляпе. С первого взгляда лицо показалось мне некрасивым, но поразительные черты, быстрый и пытливый взгляд и резкие, оживленные жесты свидетельствовали о пылкой душе, а широкий серьезный лоб свидетельствовал о глубоком мыслителе. Он усадил меня рядом с ним, и мы поговорили об Италии. Его речь была быстрой и в это время очень неправильной. 13 прериаля (1 июня) я нашел Бонапарта в великолепной резиденции Монтебелло, посреди блестящего двора, а не штаба армии. В его присутствии уже соблюдался строгий этикет. Его адъютанты и офицеры больше не принимались за его стол, и он проявлял большую осторожность в выборе тех, кого допускал, так что сесть с ним считалось редкой честью, которую можно было получить с трудом. Обедал он, так сказать, публично, и во время трапезы жители страны допускались в столовую и позволяли любоваться им. Однако он ничуть не смутился и не смутился этим проявлением почтения и принял их так, как будто всегда привык к таким данностям. Его салоны и большой балдахин, который он поднял перед дворцом в сторону садов, постоянно были заполнены толпами генералов, чиновников и поставщиков, а также высшей знати и самых знатных людей Италии, которые приезжали в просить благосклонность взгляда или минутного разговора. . . . Бонапарт повел нас прогуляться по обширным садам своей прекрасной резиденции. Прогулка продолжалась около двух часов, в течение которых генерал говорил почти беспрерывно. . . . «То, что я сделал до сих пор, — ничто, — сказал он нам; «Я но в начале карьеры я должен бежать. Вы полагаете, что я добился своих побед в Италии для того, чтобы продвигать адвокатов Директории, Карно и Барра? Вы тоже думаете, что моя цель — установить республику? Что за понятие! Республика тридцатимиллионного населения, с нашими нравами и пороками! Как это могло быть? Это химера, которой увлечены французы, но которая со временем исчезнет, как и все остальные.