Адмирал Нахимов — биография, интересные факты из жизни, награды
Главное
Павел Степанович Нахимов — выдающийся флотоводец, имел чин полного адмирала, герой Севастополя. Морская служба была для Нахимова не важнейшим делом жизни, каким она была, например, для его учителя Лазарева или для его товарищей Корнилова и Истомина, а единственным делом. Иначе говоря: никакой жизни, помимо морской службы, он не знал и знать не хотел, – так писал о нем академик Тарле. С именем адмирала Павла Нахимова связаны великие победы Российского Флота. Нахимов — герой Севастопольской обороны, знаменитого Синопского боя (во время которого за считанные часы была разгромлена вся турецкая эскадра (вошло в историю как последнее крупное сражение парусных флотов) и Крымской войны.
История
Родился Павел Нахимов 23 июня (5 июля) 1802 года на Смоленщине, в небольшой деревушке Городок – в Вяземском уезде.
Сегодня на месте ее установлен памятный знак, а дом-музей, который хранит семейный быт рода Нахимовых, располагается рядом – в усадьбе Хмелита.
Дворянский род Нахимовых ведёт своё происхождение от Тимофея Нахимова, сотника Ахтырского казачьего полка, которому будущий адмирал приходился праправнуком. Нахимов был из многодетной семьи потомственных флотоводцев, из пятерых сыновей моряками стали все.
В 1818 г. Павел окончил Морской корпус. Позднее совершил кругосветное плавание под командованием М.П. Лазарева. В 1827 году отличился в Наваринском сражении. В 1828-1830 гг., командуя корветом, плавал в Средиземном море в составе русской эскадры. В 1834 г. был переведён на Черноморский флот командиром линейного корабля «Силистрия».
Во время Крымской войны успешно разгромил турков в Синопском сражении.
После гибели адмирала В.А, Корнилова руководил легендарной Севастопольской обороной в 1854-1855. Чтобы преградить врагу прорыв в Севастопольскую гавань, приказал затопить 5 линейных кораблей, морские орудия и экипажи – поставить на защиту города. Стойкость и мужество русских солдат, матросов и жителей города, сдерживающих врага под командованием Нахимова, потрясли весь мир.
Боевой товарищ Нахимова Эдуард Иванович Тотлебен писал об адмирале:
«Нахимов ежедневно обходил оборонительную линию, презирая все опасности. Своим присутствием и примером он возвышал дух не только в моряках, благоговевших перед ним, но и в сухопутных войсках, также скоро понявших, что такое Нахимов. Всегда заботливый к сохранению жизни людей, адмирал не щадил только себя. Так, например, во время всей осады он один только всегда носил эполеты, делая это для того, чтобы передать презрение к опасности всем своим полчиненным»
В июне 1855 г. во время объезда передовых укреплений, был смертельно ранен пулей в голову на Малаховом кургане, и вскоре скончался.
В последний путь адмирала провожал не только гарнизон Севастополя. Французы прекратили обстрел крепости, а англичане приспустили флаги на своих кораблях, в знак уважения.
Похоронен в склепе Владимирского собора в г. Севастополе.
Состояние
Имя Павла Нахимова стало легендарным для российского флота. В годы Великой отечественной войны в СССР была создана сеть училищ, направленных на подготовку к молодежи старшего школьного возраста к учебе в военных вузов. И если “сухопутные” училища были названы суворовскими, то военно-морские – нахимовскими.
Орден Нахимова – редчайшая советская награда времен Второй мировой войны, учреждённая специально для награждения офицеров Военно-Морского Флота.
В 1946 году Всеволод Пудовкин снял фильм «Адмирал Нахимов». По итогам народного голосования “Имя Россия” адмирал вошел в число 50 самых почитаемых деятелей российской истории.
В Смоленске увековечено имя героя в названии одной из центральных улиц, действует центр-музей имени адмирала Нахимова. В музее проводятся уроки мужества, встречи с ветеранами ВМФ, демонстрируются художественные, документальные и мультипликационные фильмы по морской тематике. Устраиваются всевозможные квесты и игры на знание истории Российского флота.
Впечатления
В Вяземском районе в селе Хмелита был обустроен дом-музей великого флотоводца. Воссоздан интерьер его кабинета, в котором можно увидеть и подлинные вещи Павла Нахимова. Корабельные шпангоуты украшают экспозицию второго этажа. Здесь располагаются такие ценные экспонаты, как модель фрегата «Паллада», морские приборы, ордена, муляж фуражки П.С. Нахимова и его записной книжки.
В Хмелите вниманию туристов предлагаются экскурсии по музею и другим памятным местам, связанным с именем П.С. Нахимова.
В музее-заповеднике периодически проводятся научные конференции, в том числе, посвященные памяти адмирала.
Ежегодно проводится Всероссийский Нахимовский праздник, соревнования по судомодельному спорту и другие мероприятия, связанные с морской тематикой.
{{objectCandidate.short_description}} |
|
Привязан к брендам:
|
Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : ‘нет’}} Автор описания: {{objectCandidate.author}} Сайт: {{objectCandidate.site}} Координаты:
{{(objectCandidate. |
Объекты
{{object.name}}
Комментарии для сайта Cackle
220 лет назад на Смоленщине родился будущий адмирал Павел Нахимов
220 лет назад на Смоленщине родился будущий адмирал Павел Нахимов, прославивший Отечество в морях и сложивший голову на Малаховом кургане
Что скажут сегодня об адмирале Павле Степановиче Нахимове, родившемся 220 лет назад?
Пожалуй, что это великий русский флотоводец. Уничтоживший в Синопском сражении 18 ноября 1853 года, в Крымскую войну, турецкую эскадру.
М.П. Лазарев с П.С. Нахимовым и Е.В. Путятиным на берегу Русской Америки во время кругосветного плавания на фрегате «Крейсер» в 1822-1825 годах.
Тактик — третьестепенный
Но Синопское сражение — отнюдь не образец военно-морского искусства. Выиграть его обязан был любой адмирал, имевший такое превосходство в силах, какое было у Нахимова.
Да, он ввел в бой шесть боевых единиц, а турки — десять, но русские единицы — это 84 — 124-пушечные линейные корабли, а турецкие — фрегаты и корветы с числом орудий от 22 до 62. (Помогавшие им четыре 6 — 8-пушечных береговых батареи расклад не меняют)1. Орудий у русских было больше, а главное — больше орудий крупнокалиберных. Чем крупнее калибр, тем тяжелее снаряд и, значит, тем больше (при прочих равных условиях) кинетическая энергия ядра, врезающегося в борт противника. А борт у фрегата и корвета тоньше, чем у линейного корабля. ..
Каких-либо тактических новшеств Нахимов при Синопе не продемонстрировал. Просто расставил свои суда на якорях вдоль линии стоявших на якорях же турецких — и палил до тех пор, пока враг не прекращал огонь или не взрывался.
Да и расставил далеко не оптимальным образом. Его флагман «Императрица Мария» встал так, что должен был драться с 4 судами и с береговой батареей. А для шедших за ним «Великого князя Константина» и «Чесмы» остались лишь позиции, с которых можно было палить только по 1 — 2 судам и по 1 — 2 батареям2…
Тактика для Нахимова вообще была чем-то третьестепенным. Ниже мы увидим, как он демонстративно не замечал тактических «изюминок» адмирала Нельсона в Трафальгарском сражении 1805 года. Да, Павел Степанович «подначивал» так молодых офицеров, дабы те упорнее овладевали своей профессией. Но в том-то и дело, что главное в профессии морского офицера он видел не в тактической грамотности.
А в собственно морском деле — в умении эксплуатировать военные парусные суда.
То есть, грамотно управляя ими, грамотно организуя службу на них, уверенно плавать на них и обеспечивать их боеготовность.
Без этого победу в бою не принесет даже и самая передовая тактика.
И вот в знании собственно морского дела Нахимов был в русском парусном флоте вне конкуренции.
И. Прянишников. Адмирал Нахимов на севастопольском бастионе. 1914 год.
Моряк от Бога
Он был таковым, уже командуя в 1834 — 1845 годах 84-пушечным линейным кораблем «Силистрия». Капитан 2 ранга Нахимов, докладывал 18 ноября 1837 года в Петербург главный командир Черноморского флота вице-адмирал М.П. Лазарев, «служит здесь образцом для всех командиров кораблей»3.
«Я спрошу всех сотоварищей, служивших в то время на Черном море, — напоминал попавший туда в 1842 году мичманом капитан 1 ранга А.Б. Асланбегов, — кто из них, встретясь в море с кораблем «Силистрия» и входя на рейд, где он красовался, не осматривал себя с ног до головы, чтобы показаться в возможно лучшем, безукоризненном виде зоркому капитану «Силистрии», от которого не скроется ни один шаг, ни малейший недостаток, так точно, как и лихое управление? Одобрение его считалось наградою, которую каждый старался заслуживать»4. ..
«Видел ли Павел Степанович Нахимов и что сказал?» — непременно интересовались в начале 1850-х офицеры-черноморцы, обсуждая по вечерам на Графской пристани Севастополя, насколько искусно маневрировали нынче уходившие в море или возвращавшиеся с моря суда5.
«Бриг «Эней», снявшись с якоря марта 29-го числа, лавируя из Новороссийска, имел во все время подтянутый галс косого грота, чего отнюдь не должно делать; если судно несет много руля на ветре, то травят гика-шхот, кроме того, когда ветер засвежел, на бриге взяли один риф и брамсели оставили закрепленными — что также не делается; если ветер так свеж, что при одном рифе не позволяет нести брамселей, то должно сейчас же взять другой и поставить брамсели и затем уже, если ветер свежеет, должно крепить их»6.
Это типичный пункт из приказов контр-адмирала (и затем вице-адмирала) Нахимова. В морской практике, в организации службы на парусном судне он знал абсолютно всё, до последних мелочей.
Он мог сразу сказать, что не стоит прописывать в Морском уставе необходимость постоянно иметь на судне готовой к спуску одну шлюпку, что надо иметь две — по одной с каждого борта. Кто знает, с какого именно потребуется вдруг быстро спустить шлюпку?
Что не стоит вводить в новом своде сигналов флаги, на которых есть и белый, и синий цвета. В пасмурную погоду белый в сочетании с синим особенно плохо различим на фоне белесого неба.
Что не стоит заменять в палубах слюдяные фонари стеклянными. Высота междупалубного пространства всего 6 — 7 футов (183 — 213 см), и за фонарь легко задеть и гандшпугом (рычагом для поворачивания орудий), и банником (щеткой для их чистки), и просто головой (тут фонарь вообще сорвется с крюка, на котором висит). Во всех этих случаях стеклянный разобьется — а слюдяной будет лишь помят…
Другого такого знатока не было, потому что быть не могло.
Потому что в морском деле Нахимов видел весь смысл своей жизни.
В. Тимм. Портрет П.С. Нахимова. 1855 год.
Однолюб
«Недоросля из дворян Павла Степанова сына Нахимова» два года не могли принять в Морской кадетский корпус: не хватало мест. Но в учебное плавание на корпусном бриге «Симеон и Анна» летом 1815-го 13-летний Павел ушел не дожидаясь зачисления — волонтером, за свой счет.
А став офицером, так никогда и не женился.
Хотя сердечных увлечений и не был чужд. (И очень любил детей!) Но свои воззрения на этот счет ясно изложил еще 24-летним лейтенантом, в письме лучшему другу, лейтенанту М.Ф. Рейнеке (будущему известному ученому-гидрографу) от 25 января 1827 года: «Да, любезный Миша, если б я несколько более имел времени видеться с ней, тогда прощай твой бедный Павел без сердца и головы. Куда бы был тогда он годен? […] Дай Бог, чтобы дурачество такого роду было со мною последнее»7.
Мичманов и лейтенантов 1840-х контр-адмирал Нахимов прямо и настойчиво отговаривал жениться. Старался отправить их «в дальнее плавание для того, чтобы эта любовь выветрилась»: «женатый офицер — не служака»8!
На ней и только на ней был женат Нахимов — на флотской службе. Вот если заменить в офицерской песне тех лет барышню на флотскую службу, то это была бы прямо исповедь Нахимова:
К тебе, котора заложила
На сердце строп любви прямой
И грот-нок-тали прицепила,
К тебе дух принайтовлен мой!
Под фоком, гротом, марселями,
Все лисели поставив вдруг,
На фордевинд под брамселями
К тебе летит мой страстный дух!9
А детьми его были его суда. «Не знаю, кому достанется корабль «Силистрия», — с горечью, в предвидении ухода с должности командира по болезни, писал капитан 2 ранга Нахимов капитану 2 ранга Рейнеке 1 октября 1838 года. — Кому суждено окончить воспитание этого юноши, которому дано доброе нравственное направление, дано доброе основание для всех наук, но который еще не кончил курса и не получил твердости, чтоб действовать самобытно»10…
Свободное от службы время Нахимов — высокий, сутуловатый, с неизменной подзорной трубой — проводил на Графской пристани Севастополя. Оценивая взглядом профессионала проходящие суда: «чистоту» их маневров, скорость и отчетливость постановки и уборки парусов — словом, уровень морской культуры.
Поглощенный своим делом, он был «чужд щегольских приемов человека, жившего в (светском. — Авт.) обществе». В движениях выказывал «какую-то постоянную суетливость и озабоченность»11; говорил со «словоерсами» (т.е. прибавляя к словам частицу «с»; к середине XIX века это считалось уже провинциализмом).
Но главное в том, что столь же преданными делу профессионалами Нахимов стремился сделать всех военных моряков.
Кадр из советского фильма «Адмирал Нахимов». 1946 год.
Воспитатель матросов
Он добивался этого отнюдь не только приказами с перечислением недостатков. Не только неуклонной требовательностью (отнюдь не исключавшей «полировку» матросов линьками.)
Нахимов старался подчиненных воодушевить, раззадорить!
А для этого убедить в чрезвычайной важности их дела даже неграмотных и неразвитых матросов. «Страх, — напоминал он офицерам, — подчас хорошее дело, да согласитесь, что ненатуральная вещь несколько лет напропалую работать ради страха. Необходимо поощрение сочувствием; нужна любовь к своему делу-с […]»12.
Эти «поощрение сочувствием» и привитие любви к службе у Нахимова получались каким-то не совсем сейчас осязаемым образом — но получались! Все мемуаристы свидетельствуют об одном и том же: «Матросы очень любили Нахимова, несмотря на его строгость по службе, и не иначе называли его, как «наш старик Павел Степанович»»13. Еще с тех пор, когда 35 — 40-летний «старик» был лишь командиром «Силистрии»…
Судя по тем же воспоминаниям офицеров-черноморцев, главную роль тут играло то, что Павел Степанович умел говорить с матросом — говорить доступно и по-дружески, с «сочувствием», с юмором.
Умел — благо был доброжелательно настроен, знал психологию простолюдина той или иной губернии (к «хохлу» надо подойти иначе, чем к «кацапу») и обладал талантом внятно и просто объяснить сложные для неграмотного вещи. Ядро — оно как булка, а бомба — она, братец, как пирог с сыром (так на Украине называли творог. — Авт.), только вместо сыра порох… Так что такое бомба? Верно, ядро с порохом…
С молодыми офицерами было сложнее.
Афиша советского фильма «Адмирал Нахимов». 1946 год.
Воспитатель офицеров
Нахимов стремился воздействовать на их самолюбие — но подчас слишком прямолинейно.
«Вы помните Трафальгарское сражение? Какой там был маневр, вздор-с, весь маневр Нельсона заключался в том, что он знал слабость своего неприятеля и свою силу и не терял времени, вступая в бой. Слава Нельсона заключается в том, что он постиг дух народной гордости своих подчиненных и одним простым сигналом возбудил запальчивый энтузиазм в простолюдинах, которые были воспитаны им и его предшественниками. Вот это воспитание и составляет основную задачу нашей жизни […]»14
Или: «»Как же это, г. NN, у вас сегодня брам-шкоты не были вытянуты до места. Это дурно; вы никогда не будете хорошим адмиралом. Знаете ли, почему Нельсон разбил французско-испанский флот под Трафальгаром?» — «Артиллерия у него была хорошая». — «Мало того, что артиллерия была хороша; этого мало-с. Паруса хорошо стояли, все было вытянуто до места; брамсели у него стояли, конечно, не так, как у вас сегодня; французы увидели это, оробели — вот их и разбили»»15.
Это были откровенные натяжки, и мичман NN ожидаемо иронизировал над тем, что «Павел Степанович приписывает успех Трафальгарского сражения вытянутым до места брам-шкотам». Посмеивался над «простаком» и автор процитированных воспоминаний В. И. Зарудный, и многие другие16.
Однако раззадорить офицера «простак» умел и беседой.
Спокойно, но твердо замечал, например, мичману, обидевшемуся на взыскание за упущение по службе, что подобная обида есть малодушие перед лицом трудностей, а куда пришел бы тот же Древний Рим, будь его патриции малодушны?
Там, где надо, не критиковал, а приободрял: «Вы неудачно пристали к борту, это ничего-с, вы в первый раз приставали на гичке (легкой шлюпке. — Авт.) в такую погоду: я очень рад, что это вышло неудачно. Опыт великое дело-с»17…
И безотказно работал другой его педагогический прием — личный пример. Абсолютная преданность службе создала Нахимову такой авторитет, что оплошать мичману или лейтенанту было неудобно: что скажет Павел Степанович? А уж если тот произносил свою коронную фразу: «Теперь я вижу, что вы бравые офицеры-с», то… «Я сам себе верить не хотел, что я бравый офицер, — вспоминал тот же Виктор Зарудный, — этот титул был для меня выше самого почетного сана в государстве»18!
И сразу же после смерти Нахимова стало совершенно ясно, что он «более, чем кто-либо, содействовал выработке типа русского моряка и развитию в Черноморском флоте того геройского духа. который так блистательно выказался» при Синопе и в обороне Севастополе19.
Вот как непревзойденный воспитатель русских моряков он прежде всего и должен остаться в истории.
И, конечно, как народный герой.
Душа и стержень легендарной обороны Севастополя в Крымскую войну.
Н. Медовиков. П.С. Нахимов во время Синопского сражения 18 ноября 1853 года. 1952 год.
Народный герой
«Трудно выразить, до какой степени во всем и везде выражается необходимость его присутствия, — докладывал 22 апреля 1855 года генерал-адмиралу статский советник Б.П. Мансуров, — и до какой степени моряки наши кажутся убежденными, что Нахимов олицетворяет в себе стойкий и непоколебимый гений Севастополя»20.
Помощник начальника Севастопольского гарнизона, он не только решал нескончаемые вопросы снабжения и присылки подкреплений. Его внимание и личный пример служили для защитников неоценимым источником моральных сил.
Он ежедневно объезжал на лошаденке все укрепления — находя каждый раз ободряющие слова для офицера, матроса и солдата.
«Вы воротились из отпуска, г. Лесли, очень рад, теперь хорошие офицеры мне нужны»21. (Как были нужны и до войны. — Авт.). «Смотри ж, друзья, докажите французу, что вы такие же молодцы, какими я вас знаю, а за новые работы и за то, что вы хорошо деретесь, спасибо, ребята»22.
Все, как и до войны, все в порядке-с…
Он намеренно задерживался в самых опасных местах и оставался хладнокровным под любым огнем. Ничего особенного не происходит, все в порядке-с…
Он носил, как в мирное время, черный сюртук с золотыми, с «жирной» адмиральской бахромой, эполеты. Даром что все прочие офицеры, генералы и адмиралы в Севастополе ходили — чтобы не стать жертвой пули — в солдатских шинелях. Ничего особенного не происходит, все в порядке-с…
Он не подавал виду, получая контузии камнями, взметенными упавшим ядром или разрывом бомбы. Хоть и харкал потом по два дня кровью, а спина его ко дню смерти была «совершенно синяя»23. Ничего особенного не происходит, все в порядке-с. ..
И «всякий, кто был на севастопольских бастионах, — писал капитан-лейтенант Д.М. Афанасьев, — помнит необыкновенный энтузиазм людей при ежедневных появлениях адмирала на батареях: истомленные донельзя матросы, а с ними и солдаты, воскресали при виде своего любимца и с новой силой готовы были творить и творили чудеса»24…
Зажигая других, Нахимов сгорал сам.
В. Тимм. Похороны адмирала Нахимова.
К лету 1855-го его уже донимали боли в желудке, мучили рвота, головокружение, последствия контузий, случались обмороки.
Но об этом знал лишь хирург Х.Я. Гюббенет.
«Это вздор, все пустяки», — выговаривал Нахимов даже в бреду, умирая 28-30 июня 1855 года от раны в голову25.
- 1. См.: Жандр А.[П.] Материалы для истории обороны Севастополя и для биографии Владимира Алексеевича Корнилова. СПб., 1859. С. 361, 368-369.
- 2.
Кириллов П. Синоп: победа и поражение. Хроника боевых действий Черноморского флота в Крымскую войну 1853-1856 гг. // Флотомастер. 1999. N 1. С. 6-7.
- 3. Адмирал Нахимов. М.; Л., 1945. С. 51.
- 4. Асланбегов А.[Б.] Адмирал Павел Степанович Нахимов (биографический очерк) // Морской сборник. 1868. N 3. Критика и библиография. С. 6.
- 5. Из архива князя Л.А. Ухтомского // Русская старина. 1911. Октябрь. С. 173.
- 6. П.С. Нахимов. Документы и материалы. М., 1954. С. 142-143.
- 7. Там же. С. 65.
- 8. Из архива князя Л.А. Ухтомского. С. 171.
- 9. Русские морские песни, собранные А. Соколовым // Морской сборник. 1854. N 6. Ч. учено-литературная. С. 135.
- 10. П.С. Нахимов. Документы и материалы. С. 121.
- 11.
Записки Петра Кононовича Менькова. Т. I. СПб., 1898. С. 319.
- 12. В.[И.] З[арудный]. Фрегат «Бальчик» // Морской сборник. 1856. N 13. Ч. неофициальная. С. 225.
- 13. П.С. Нахимов. Документы и материалы. С. 429.
- 14. В.[И.] З[арудный]. Фрегат «Бальчик». С. 249.
- 15. В.[И.] З[арудный]. Материалы для истории обороны Севастополя. Об Адмирале Павле Степановиче Нахимове // Морской сборник. 1855. N 10. Отд. 2. Ч. учено-литературная. С. 472-473.
- 16. Там же. С. 473.
- 17. В.[И.] З[арудный]. Фрегат «Бальчик». С. 245.
- 18. Там же. С. 240-241.
- 19. Описание обороны г. Севастополя. Составлено под руководством генерал-адъютанта Тотлебена. Ч. II. Отд. II. СПб., 1872. С. 20.
- 20.
П.С. Нахимов. Документы и материалы. С. 515.
- 21. Письма отставного флота капитан-лейтенанта Петра Ивановича Лесли // Сборник рукописей, представленных Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу о Севастопольской обороне севастопольцами. Ч. II. СПб., 1872. С. 342.
- 22. Последние минуты адмирала П.С. Нахимова // Материалы для истории Крымской войны и обороны Севастополя. Вып. I. СПб., 1871. С. 88.
- 23. Распоряжения Морского Ведомства о раненых // Морской сборник. 1855. N 7. Официальные статьи и известия. С. 185.
- 24. Адмирал Нахимов. С. 223-224.
- 25. Последние минуты адмирала П.С. Нахимова. С. 90.
Модернизация «Адмирала Нахимова»
Одной из крупнейших кораблестроительных программ современного ВМФ России является модернизация тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов».
«Адмирал Нахимов» — третий из четырех построенных тяжелых атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан». Крейсера этого проекта стали самыми мощными кораблями, построенными в СССР, и до сих пор являются самыми большими неавианосцами в мире. На Западе эти корабли даже выделяют в линейные крейсера. «Орлы» имеют на борту огромный арсенал вооружения, впечатляющий даже сегодня — 20 тяжелых сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет (ПКР) «Гранит», два дальнобойных зенитно-ракетных комплекса (ЗРК) С-300Ф «Форт», всего 12 пусковые установки с восемью ракетами в каждой, ЗРК малой дальности «Оса-МА» или «Кинжал», шесть зенитных пушечно-ракетных комплексов «Кортик», противолодочный ракетный комплекс «Водопад», три противолодочных вертолета Ка-27.
Впечатляет и радиотехническое и гидроакустическое вооружение кораблей — от обзорных и многоцелевых радиолокационных станций до специализированных РЛС обнаружения низколетящих целей. Крейсера проекта 1144 способны успешно решать весь комплекс задач, стоящих перед крупными боевыми кораблями, по нанесению ударов по кораблям противника, обеспечению противовоздушной и противолодочной обороны соединений кораблей.
До распада СССР в строй вошли три крейсера этого проекта — «Киров», «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Нахимов». Однако последовавший за этим распад Советского Союза и деградация его вооруженных сил, вызванная катастрофическим экономическим кризисом, привели к быстрой потере боеспособности «Орлов». Ввиду отсутствия финансирования и невозможности проведения адекватного ремонта корабли быстро пришли в негодность. К счастью, в 19В 98 году ВМФ России удалось достроить и ввести в строй четвертый крейсер проекта 1144 «Петр Великий», с тех пор де-факто являющийся флагманом ВМФ России и самым ярким символом его мощи.
В начале 2010-х на фоне проблем со строительством новых крупных боевых кораблей и общего сокращения их количества в составе флота появилась идея возвращения к жизни и проведения глубокой модернизации «Орланов». В 2013 году с Севмашем был заключен госконтракт на ремонт и модернизацию «Адмирала Нахимова». В конце 2015 года крейсер был доставлен в заправочный бассейн Севмаша и начался демонтаж старого оборудования.
Изначально предполагалось вернуть крейсер флоту еще в 2018 году, однако огромный объем работ и сопутствующие технические проблемы значительно сдвинули эти сроки. На самом деле в замене нуждается не только вооружение, но и все остальные корабельные системы. На данный момент сдача корабля флоту запланирована на 2022 год, однако ожидается, что реально появление корабля в действующем составе ВМФ состоится лишь к 2024-2025 годам. Первоначально модернизация корабля оценивалась в 50 миллиардов рублей, но на данный момент не вызывает сомнений, что эта сумма значительно превышена, учитывая огромный объем требуемых работ, рост цен после падения курса рубля в 2014-2014 гг. 2015 г. и т.д. По современным и очень приблизительным оценкам стоимость модернизации корабля составляет не менее 80-90 миллиардов рублей, и, вполне возможно, ценник и вовсе превысит отметку в 100 миллиардов.
Также стоит отметить, что столь длительное пребывание крейсера на Севмаше сказывается и на других кораблестроительных программах флота. В частности, модернизация крейсера отнимает значительную долю ресурсов предприятий, что, например, замедляет темпы строительства новых подводных лодок, в частности новейших многоцелевых АПЛ проекта 885 «Ясень».
Таким образом, по мнению противников модернизации «Нахимовых», гораздо целесообразнее был бы отказ от этой программы и выделение средств на строительство новых, современных кораблей.
С этим мнением можно было бы согласиться, но следует иметь в виду, что судостроительная отрасль России находится в состоянии глубокого кризиса. Подавляющее большинство новых судостроительных программ из года в год смещается вправо по времени. Помимо удручающих темпов строительства новых крупных единиц флота, российское судостроение не в состоянии, за некоторыми исключениями, своевременно ремонтировать надводные корабли и подводные лодки, которые, номинально входящие в состав флота, де-факто висят на ремонте на протяжении многих лет. В результате ВМФ России испытывает острую нехватку крупных боевых кораблей. И в этой ситуации «реинкарнация» старого крейсера выглядит вполне логичной.
Что касается эквивалентности его стоимости нескольким новейшим фрегатам, то стоит отметить, что к моменту ввода в строй «Нахимова» в лучшем случае должна быть завершена постройка серии из шести фрегатов проекта 22350 (корабли будут заложены по усовершенствованному проекту), коих на данный момент построено всего два. Даже если бы вместо «Нахимова» средства были направлены на строительство новых фрегатов, то они появились бы на флоте скорее к концу 2020-х, учитывая низкую скорость строительства новых боевых кораблей.
Также стоит учесть, что планы по созданию перспективных эсминцев проекта «Лидер», которые заменили бы существующие ракетные крейсера, фактически провалились. Если и будут строиться, то после 2030 года. Появление обновленного «Нахимова» хоть как-то это компенсирует.
Теперь обратим внимание на то, какие боевые возможности получит модернизированный крейсер. На данный момент известно, что вместо 20 пусковых установок ракетной установки «Гранит» на крейсере будут установлены десять универсальных корабельных огневых комплексов (УКСК) с восемью вертикальными пусковыми установками в каждой. В каждой из ячеек можно будет разместить сверхзвуковой ПКР «Оникс» или одну из крылатых ракет семейства «Калибр», а в перспективе — перспективную гиперзвуковую ПКР «Циркон». Комплексы С-300Ф останутся на корабле, но будут значительно модернизированы. Вместо устаревших ракет 48Н6 первых модификаций крейсер сможет использовать современные модификации этих ракет 48Н6ДМ с дальностью полета до 250 километров.
А самое главное, Нахимов сможет использовать новейшую зенитную ракету сверхдальней дальности 40Н6 (принята на вооружение в 2018 году) с дальностью действия до 400 километров. Помимо модернизированных С-300Ф, корабль, вероятно, будет оснащен новейшим ЗРК «Полимент-Редут», а существующие ЗРК «Кортик» будут заменены на современные «Панцирь-М». На вооружении крейсеров появятся антиторпеды «Пакет-НК». Будет заменено радиотехническое и гидроакустическое оборудование кораблей, установлена новая боевая информационно-управляющая система.
Появление этого крейсера в составе соединения может радикально повысить его боевую устойчивость за счет как ударного, так и оборонительного потенциала. Крейсер сможет наносить массированные ракетные удары с применением десятков крылатых ракет как по надводным, так и по наземным целям. Наличие крейсера в составе соединения дает ему шанс справиться даже с массированным и хорошо организованным ударом авиации противника, таким, например, как удар группы авианосного авиаполка. Наличие на вооружении корабля сверхдальнобойных зенитных ракет позволяет им удерживать самолеты-постановщики помех на относительно безопасном расстоянии, не позволяя им нарушать работу радиоэлектронного оборудования корабля, и даже поражать самолеты противника до того, как очередь их пуска ПКР.
Кроме того, наличие этих ракет на вооружении не позволит в случае боевых действий самолетам дальнего радиолокационного обнаружения вести наблюдение за корабельным соединением — дальность действия ракеты 40Н6 превышает дальность горизонта на высоте 8-10 км, что является потолком для большинства самолетов ДРЛО. Кроме того, Нахимов может взять на себя роль руководителя и штаба формирования кораблей, чему будет способствовать новейшая информационно-управляющая система. В мирное время такой мощный корабль как нельзя лучше подходит для «демонстрации флага» и проецирования силы в нужной точке Мирового океана. Также отметим, что «Адмирал Нахимов» имеет неограниченную дальность полета за счет наличия атомной силовой установки.
Таким образом, с учетом сокращения численности корабельного состава ВМФ России, низких темпов строительства современных боевых кораблей и крайне туманных и отдаленных перспектив строительства кораблей класса эсминцев модернизация «Адмирала Нахимова» видится вполне целесообразной, даже с учетом с учетом его огромной стоимости и всех прочих негативных последствий, а сам крейсер может стать надежной точкой опоры ВМФ России в его нынешнем, далеко не самом лучшем, состоянии. Однако, учитывая огромные затраты, вполне вероятно, что «Адмирал Нахимов» останется единственным «Орланом», прошедшим модернизацию. Кроме того, есть некоторые опасения по поводу принципиальной возможности проведения этой модернизации нынешними российскими кораблестроителями.
«Адмирал Нахимов» выйдет на ходовые испытания в 2023 году, сообщил ТАСС заместитель генерального директора по военному кораблестроению Объединенной судостроительной корпорации Владимир Королев. «Можно сказать, что наши работы идут по графику. Я считаю, что крейсер выйдет на ходовые испытания в 2023 году», — сказал Королев. в ответ на вопрос о том, когда будут завершены работы по «Адмиралу Нахимову».
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org |
Введите свой адрес электронной почты |
Судостроительный завод «Севмаш» заявляет, что поставит «Адмирал Нахимов» в 2022 году
Севмашзавод планирует завершить передачу Северному флоту атомного крейсера проекта 11442М «Киров» «Адмирал Нахимов» в 2022 году9.

Ксавье Вавассёр 18 фев 2022
ТАСС Информационное агентство России
Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 11442М «Адмирал Нахимов», который после ремонта и модернизации на «Севмаше» станет самым мощным надводным кораблем ВМФ России, готовится к передаче, сообщает пресс-служба завода. сказал офис.
«Севмашзавод приступил к формированию и обучению опытного экипажа корабля проекта 11442М. В состав экипажа войдут рабочие, строители, наладчики и испытатели, конструкторы, технологи и специалисты других профессий. Всего в составе испытательной бригады будет более 1000 человек»,
пресс-служба Севмаша
После завершения всех работ судно выйдет в море, где испытательная группа и экипаж проверят судно на всех режимах эксплуатации, добавили в пресс-службе.
Судостроительный завод «Севмаш» проводит ремонт и модернизацию крейсера проекта 11442М у причала. На корабле начались масштабные внутренние работы. В частности, специалисты занимаются монтажом оборудования, систем, окраской и изоляцией отсеков, уточнили в пресс-службе.
Корабелы загрузят и установят на корабль более 5000 единиц оборудования и более миллиона различных предметов. На будущий флагман Северного флота проложат около 200 км трубопроводов и 1800 км кабелей. Все электромонтажные работы выполняются специалистами предприятия «Арктика». В Северном проектно-конструкторском бюро создана 3D-модель корабля для отработки документации, сообщили в пресс-службе.
Генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко ранее сообщил, что работы на борту тяжелого атомного ракетного крейсера проекта 11442М «Адмирал Нахимов» ведутся в соответствии с графиком. По его словам, корабль планируется передать ВМФ России в 2022 году9.0003
«Адмирал Нахимов» находится в ремонте на Севмаше с 1999 года. Реальные работы на корабле ведутся с 2013 года.
Модернизация значительно повысила ударные возможности крейсера. В частности, корабль будет нести 10 универсальных корабельных пусковых установок для восьми крылатых ракет «Калибр-НК» или «Оникс». В перспективе «Адмирал Нахимов» будет нести гиперзвуковые ракеты «Циркон».
-Конец-
Комментарии ВМФ:
Адмирал Нахимов до модернизации. Фото Минобороны России.Заявления генерального директора Севмаша о том, что корабль будет передан ВМФ в этом году, выглядят оптимистично. Замгендиректора завода полгода назад сообщил, что в 2023 году начнутся постмодернизационных ходовых испытаний. Заложен 17 мая 1983 года на Балтийском заводе. Спущен на воду 25 апреля 1986 г., вошёл в состав ВМФ СССР 30 декабря 1988 г. 22 апреля 1992 г. переименован в «Адмирал Нахимов».
Судно прибыло из Североморска в Северодвинск на СРЗ «Севмаш» для прохождения ремонта и модернизации еще в 1997 году. 14 августа 1999 года судно официально принято на ремонт и модернизацию на заводе. Однако работы начались не сразу, и только в сентябре 2008 года ОЯТ было выгружено.