Начало правления Ивана Грозного — Русская историческая библиотека
Содержание:
Венчание на царство и женитьба Ивана Грозного
Пожар в Москве 1547
Священник Сильвестр
Избранная рада
Венчание на царство и женитьба Ивана Грозного
Когда исполнилось Ивану Грозному 17 лет, он призвал к себе митрополита и заявил ему, что хочет жениться, и притом на русской.
– Если я возьму себе жену, – сказал он, – из чужой земли и в нравах мы не сойдемся, то между нами дурное житье будет, потому хочу жениться в своем государстве, у кого Бог даст, по твоему благословению!
По словам летописца, митрополит и бояре даже заплакали от радости, видя, что государь Иван так молод, а между тем так мудр, что ни с кем не советуется. Пожелал вместе с тем он торжественно венчаться на царство и принять царский титул. Венчание было совершено в Успенском соборе подобно тому, как происходило венчание Дмитрия, внука Иоанна III. Юного Грозного, очевидно, тешила мысль уподобиться и по власти, и по титулу царям Давиду, Соломону, Константину и другим, о которых он много читал. Так началось правление Ивана Грозного как царя.
Вскоре за венчанием на царство совершена была и женитьба Ивана Грозного. По всем областям к князьям и боярам была разослана следующая грамота:
– Когда к вам эта наша грамота придет, и у которых из вас будут дочери-девицы, то вы бы с ними сейчас же ехали в город к нашим наместникам на смотр, а дочерей-девиц у себя ни под каким видом не таили бы. Кто же из вас дочь-девицу утаит и к наместникам нашим не повезет, тому от меня быть в великой опале и казни. Грамоту пересылайте между собою сами, не задерживая ни часу.
Были собраны девицы со всего государства. Выбор Ивана Грозного пал на Анастасию Романовну, дочь умершего окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. 3 февраля была отпразднована царская свадьба.
Но женитьба и венчание на царство мало изменили Грозного. Он продолжал вести разгульную, беспорядочную жизнь. Глинские по-прежнему заправляли всеми делами, а правление самого Грозного как будто и не начиналось. Наместники Глинских творили всякие насилия и неправды. Управы на них искать было негде: юный царь не любил, чтобы его беспокоили просьбами или жалобами… Некоторые, впрочем, пытались жаловаться ему. Явились к нему 70 псковских людей с жалобой на своего наместника. Это не понравилось Грозному; он стал издеваться над жалобщиками, велел им поджигать волосы и бороды…
Пожар в Москве 1547
Это происходило в одном подмосковном сельце, где был на ту пору царь. В это время пришла к нему весть, что в Москве с одной колокольни сорвался большой колокол. Падение колокола считалось предвестием большой беды, и Иван Грозный поспешил в Москву. Было и другое предзнаменование. Жил в это время в Москве юродивый Василий Блаженный. Ходил он обнаженный, «как Адам первозданный», и в стужу, и в летний зной. Его чтил народ, как угодника Божия. В полдень 20 июня прохожие видели его у церкви Воздвиженья на Арбате, – глядел он на церковь и горько плакал…
– Это не к добру, чует он беду! – говорили в народе. Все были напуганы и в страхе ждали неведомого несчастия.
На другой день, 21 июня, в этой самой церкви вспыхнул пожар. В то время была такая буря, что выворачивало с корнем деревья, срывало крыши… Огонь ветром переносился с кровли на кровлю. Скоро запылала большая часть Москвы. Буря занесла пламя и в Кремль; загорелся верх соборной церкви, а потом занялись и царские палаты; погорели оружничая палата с оружием, постельная палата с казною. Митрополит Макарий, который молился в это время в соборе, чуть было не задохся от дыма и едва спасся через тайный подземный ход.
Сгорели в Кремле монастыри и много дворцовых зданий. Огонь добирался до пороховых погребов в кремлевских стенах; их разрывало с ужасным треском. Нередко бывали пожары в Москве; но такого еще не бывало!.. Большая часть города обратилась в пепел. В огне погибли, говорят, около 1700 взрослых людей и множество детей. Иван Грозный с семейством жил в это время в своем загородном доме, в селе Воробьеве. Отсюда, с Воробьевских гор, он мог видеть ужасный пожар.
Тысячи москвичей остались после пожара без крова и без хлеба. Многие не могли найти своих близких, пропавших без вести. Особенно плохо пришлось, конечно, бедному, простому народу. Пошли ходить слухи, что лихие люди напустили колдовством беду на Москву – и начались волнения. Народ особенно не любил правящую семью Глинских, которая всячески теснила его. Было много врагов у них и среди бояр. Когда Иван Грозный приказал произвести розыск, какие чародеи причинили беду, и бояре стали спрашивать народ, кто зажигал Москву, то в толпе закричали:
– Княгиня Анна Глинская волхвовала с детьми своими и людьми: вынимала человечьи сердца, клала в воду, да тою водою по Москве кропила – от этого Москва и выгорела!
Один из Глинских, князь Юрий, был в это время вместе с боярами на площади; почуял он беду, когда услышал такие речи в народе, и поспешил укрыться в Успенский собор; но враги Глинских натравили толпу на него. Разъяренная чернь ворвалась в собор, убила Юрия, выволокла труп и кинула на том месте, где казнили преступников. Расходившаяся толпа бросилась затем на двор Глинского, разграбила все имущество, людей его перебила. Но этого было мало. На третий день после убийства князя Юрия чернь толпами повалила в село Воробьеве, ко дворцу Ивана Грозного, и громкими криками требовала, чтобы царь выдал ей на расправу свою бабку, Анну Глинскую, и другого сына ее Михаила, которые будто бы спрятаны в царских покоях. Грозный был поражен этим страшным движением народа; однако не потерял решимости – велел разогнать мятежников выстрелами; испуганная толпа рассеялась. Но главные коноводы, которые направили ярость толпы на Глинских, остались невредимы. Напуганный Михаил Глинский уже и не думал о борьбе, он хотел было даже бежать в Литву.
Иван Грозный был, конечно, сильно потрясен всеми этими событиями: его правление только начиналось, а пред ним уже стояла разъярённая толпа народа, в котором была вся его сила и опора, которым по воле Божией он был призван править, и эта толпа совершила дикую расправу с его дядей; он, государь, своими ушами слышал грозные крики разъяренной черни, которая требовала от него, от своего владыки, выдачи остальных родичей! Было над чем задуматься!. . Не кара ли это небесная за тяжкие грехи?.. Не внушение ли это свыше ему – царю, пренебрегавшему делами правления забывшему о своем царстве? Такие потрясающие события не проходят даром в жизни человека… Иван Грозный словно очнулся. Совесть заговорила в нем.
Священник Сильвестр
В это время подле юного царя является Сильвестр, священник Благовещенского собора. Это был человек умный, благомыслящий, проникнутый суровым благочестием, твердый нравом. Явился он к царю, быть может, в такуюминуту, когда тяжелое раздумие давило впечатлительную душу Ивана Грозного. Сильвестр говорил ему о несчастном положении Московской земли, указывал, что причина бедствий – нерадение и пороки царя; что кара Божия висит над ним; начал строго уличать его Священным писанием и заклинать страшным Божием именем, рассказывал ему о чудесах и знамениях. Видно, красноречиво говорил суровый обличитель: Грозный сам признавался потом, что речь Сильвестра сильно подействовала на него. (Есть мнение, что не речь, а послание Сильвестра произвело сильное впечатление на царя; но так было дело или иначе, сущность его от этого не изменяется. ) Иван Грозный раскаялся, решился изменить свою жизнь и отдаться всей душой высоким обязанностям правления государством. Нуждался он в твердой опоре и совете – и Сильвестр стал главным его советником.
Иван IV и Сильвестр во время московского пожара 1547. Картина П. Плешанова
Избранная рада
Сдружился царь в это время и с Алексеем Адашевым, случайно попавшим в число молодых людей, которых набирал к себе Иван для своих забав. Адашев был очень умный и высокочестный человек. Он и Сильвестр мало-помалу собирают вокруг Ивана Грозного лучших и способнейших людей того времени. Были в числе их знатные бояре: князья Воротынский, Одоевский, Курлятов, Андрей Курбский, Серебряный, Горбатый-Шуйский, Шереметев и другие. Адашев и Сильвестр возвышали и незнатных людей, но честных и способных, и давали им важные должности. Этот круг деятелей, начавший с помогать Грозному в делах управления получил название «избранной рады».
Эти лучшие люди стали управлять государством. Иван Васильевич без совещания с этой «избранной радой» ничего не делал.
Задумал юный царь, вероятно по внушению добрых советников «избранной рады», дело еще небывалое в Москве, – велел собрать к себе со всей земли выборых людей для того, чтобы этот «земский собор» обсудил разные дела.
Когда все излюбленные люди собрались, Иван Грозный в один воскресный день, после обедни, вышел из Кремля с духовенством, боярами и дружиною на Лобное место. Отслужили здесь молебен. Тогда царь обратился к митрополиту с такою речью:
– Молю тебя, святый владыка, будь мой пособник и наставник. Знаю, что ты добрых дел и любви желатель. Ведаешь сам, что я после отца моего остался четырех лет, а после матери – восьми; родственники обо мне не заботились; сильные бояре и вельможи не радели обо мне, правили, как хотели, и сами себе саны и почести давали именем моим. Много корысти, хищений и обид творили; я же по моей молодости и беспомощности, словно глухой, не слышал, как немой, не имел слова обличения против них. О нечестивые лихоимцы и хищники и судьи неправедные! Какой ответ теперь дадите нам за то, что много из-за вас пролито слез и крови? Я чист от сей крови; вы же ждите воздания за нее…
Затем, поклонившись на все стороны, Иван Грозный обратился к народу:
– Люди Божий, дарованные нам Богом, молю вас ради Бога и любви к нам!.. Теперь нам ваших обид, разорений и налогов исправить нельзя вследствие продолжительного моего несовершеннолетия, пустоты и беспомощности, вследствие неправд бояр моих и властей, бессудства, лихоимства и сребролюбия. Молю вас, отпустите друг другу вражды и тягости, кроме разве очень больших дел. В этих делах и в новых я сам буду вам, насколько можно, судья и оборона; буду неправду уничтожать и похищенное возвращать.
Так каялся царь и такие обещания давал народу.
В этот же день он пожаловал одного из главных членов избранной рады, Адашева, в окольничьи и сказал ему при этом:
– Алексей! Взял я тебя из нищих и самых незначительных людей. Слышал я о твоих добрых делах и взыскал тебя выше меры для помощи душе моей… Поручаю тебе принимать челобитные от бедных и обиженных и разбирать их внимательно. Не бойся сильных и знатных, похитивших почести и губящих своим насилием бедных и немощных. Не смотри и на ложные слезы бедного, клевещущего на богатых, ложными слезами хотящего быть правым; но все рассматривай внимательно и приноси к нам истину, боясь Суда Божия. Избери судей праведных от бояр и вельмож.
Под влиянием избранной рады власть стала заботиться о правосудии и законности, и народу стало гораздо легче, чем прежде.
22. Начало правления Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады.
Иван Грозный — годы правления : 1533-1584 — Великий князь Московский и всея Руси, первый царь всея Руси.
Иван IV был сыном Василия III и Елены Глинской, дочери выходца из Литзы князя Еасилия Глинского. Великий князь Василий Ш умер, когда сыну было три года. После смерти матери, великой княгини Елены (по одной из версий — ее отравили), Иван, которому исполнилось тогда восемь лет, остался круглым сиротой. Страной управляла Боярская дума. Наступила зпоха боярского правления, период беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть — преимущественно между двумя наиболее знатными боярскими семьями — князьями Шуйскими и Вельскими. То одна, то другая партия захватывала власть и преследовала побежденных противников. В результате многолетних кровавых распрей верх одержали родственники покойной Великой княгини Елены — Глинские. Иван, от природы умный, живой, впечатлительный и наблюдательный, рос в обстановке заброшенности и пренебрежения. Родственники-бояре не только не заботились о его образовании и воспитании, но даже плохо одевали и кормили его и младшего брата Юрия, а иногда к прямо обижали и оскорбляли Ивана.
Василий IIIумер в 1533 г., оставив наследником Ивана при регентсве Елены Васильевны Глинской, которая умерла 5 лет спустя.
Боярские группировки :
Глинские
Бельские
Шуйские
Воронцовы
Глинские и Бельские выступали за ограничение укрепления центральной власти (Еленой Глинской была проведена реформа, в результате которой была введена единая гос. монета — серебряная копейка), Бельские за усилиение феодальной аристократии.
Феодализм— общественный строй, при котором крестьяне ведут самостоятельное хозяйство, но находятся в личном и экономическом подчинении у господствующего класса.
Иван Грозный был венчан на царство 16 января 1547 г. в 16 лет, место — Успенский собор Московского Кремля (митрополитом Макарием).
Именовался «Царем и великим князем всея Руси».
В феврале женился на Анастасии Романовне Юрьевой, дочери Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева (окольничьего).
Единое государство-целостное гос-во, административные единицы которого не являются политически самостоятельными.
Централизованное государство — государство в котором система управления основана на принципе подчинения местных органов власти централизованным,при этом вся система управляется из одного центра.
В начале правления Ивана Грозного Русь не была централизованным государством.
Развитие и укрепление централизованного государства, возникшего на базе полити- ческого объединения русских земель, было длительным по времени процессом, сущность которого заключалась: 1) в окончательной ликвидации остатков политической самостоятельности земель и княжеств, сохранявшихся на территории страны;
2) в замене системы васалитета отношениями подданства; 3) в развитии общегосударственного права и общегосударственного законодательства, в сосредоточении судебных прав в руках великого князя и его представителей в центре и на местах за счет сужения судебных привилегий феодалов; 4) в формировании общегосударственной налоговой системы, сужении налоговых и других льгот феодалов; 5) в введении единой государственной монетной системы и лишении удельных князей права чеканки монеты; 6) в ликвидации военной самостоятельности феодальной знати и создании вооруженных сил государства; 7) в создании новых центральных государственных органов управления, судебных и административных структур, обеспечивших централизацию в управлении страной; 8) в перестройке системы управления на местах, в ликвидации системы кормлений
Доводы к тому, что Русь не была централизованным государством :
1) неразвитость общегосударственных органов власти (Дворец и Казна) и отсутствие в них строгого разграничения функций; 2) центральные органы управления не только не дублировались на местах, но и не имели там своих представителей. Сохранились: 3) удельные княжества; 4) кормленщики; 5) местничество; 6) относительная самостоятельность церкви.
По своей форме Российское государство первой половины XVIв. былосословной монархией. Свою власть в стране великий князь фактически делил с удельными и служилыми князьями, Боярской думой как органом власти феодальной аристократии и церковью как органом власти духовенства.
Деятельность Избранной рады в 50-е годы XVI в.
Многие историки усматривают альтернативу установлению единоличной власти Ивана IVв том историческом пути развития, который был намечен реформамиИзбранной радыв 1549–1560 гг.
В ее состав входили А. Ф. Адашев, князья И. Ф. Мстиславский, В. И. Воротынский, Д. Ф. Палецкий, Д. И. Курлятев, дьяк И. М. Висковатый, печатник Н. А. Фуников и другие. Не входили в состав правительства, как лица духовного сана, но оказывали большое влияние на всю правительственную деятельность конца 40 – начала 50-х гг. XVIв. митрополит Макарий и протопоп Благовещенского собора Сильвестр. Спорный вопрос об участии Курбского в составе.
В деятельности Избранной рады условно (в действительности все было намного сложнее) можно проследить 2 направления.
С одной стороны, создание центральных органов управления – приказов, постоян- ного стрелецкого войска, частичное ограничение местничества, феодальных иммунитетов и церковного землевладения значительно усилили власть царя. С другой стороны, появление зачатков представительных органов власти (Земские соборы), развитие законодательства (Судебник 1550 г.), создание элементов местного самоуправления (избрание губных и земских старост) способствовали формированию условий для будущего ограничения царской власти.
Реформы :
1. Ввод приказов— так называемая реорганизация центральных органов управле- ния («изб»). Главное отличие приказов от предшествующих органов власти состояло в том, что управление начинает строиться не по территориальному, а по ведомственному принципу. В каждом приказе сосредотачивалась какая-либо одна отрасль управления: Посольский приказ занимался только международными делами, Разрядный приказ – центральное ведомство по делам дворянского войска, Поместный приказ ведал поместным землевладением, Большой приход ведал сбором главных общегосударственных налогов и т. д. Особое значение имел Челобитный приказ, возглавлявшийся самим А. Ф. Адашевым. Этот приказ, разбиравший «челобития» (прошения, жалобы), контролировал деятельность центральных ведомств.
2. Создание постоянного стрелецкого войска. Порядок несения воинской службы всеми землевладельцами определялся«Уложением о службе», принятом в 1555-1556 гг.
3.
4. Процесс централизации власти неизбежно выдвигал вопрос о положении церкви в государстве. Сильвестр и его единомышленники – нестяжатели (последователи Нила Сорского, выступавшего против монастырского землевладения) – идеологически обосновали необходимость ликвидации земельных богатств церкви. Этот вопрос среди других важных проблем обсуждался на освященном (церковном) соборе, проходившем в январе – мае 1551 г. и получившем названиеСтоглавый. Название произошло от сборника принятых соборных решений, который содержал 100 глав, написанных в виде ответов на вопросы царя о церковном «строении». 9 из 10 участников Стоглавого собора были осифлянами (последователями Иосифа Волоцкого, отстаивавшего незыблемость церковно — монастырского землевладения) или их сторонниками.
Осифлянское большинство собора во главе с митрополитом Макарием, в отличие от того, что пишется во многих современных учебниках, не приняло правительственную программу секуляризации церковных земель.Это вызвало открытое недовольство Ивана Грозного. Приговором 11 мая 1551 г. покупка духовными феодалами вотчинных земель без «доклада» Ивану IVзапрещалась под угрозой конфискации объекта продажи. На царя отписывались поместные и черные земли, которые были захвачены монастырями у дворян и крестьян «насильством» за долги, а также все владения бояр, переданные монастырям в малолетство ИванаIV. Данный шаг укрепил центральную власть и ограничил возможности церкви.
Реформы, которые в перспективе могли ограничить царскую власть :
1. Для обсуждения важнейших вопросов внешней и внутренней политики с середины XVIв. стали созывать
Земский собор – это совещание представителей «земли», посвященное государственному строительству: «совет» «о устроении земском», «отчинах, судах и управах земских». Сословно-представительный орган.
Состав участников собора зависел в значительной мере от причин его созыва и от содержания его деятельности. Как правило, это были: 1) духовенство; 2) боярство; 3) дворян- ство; 4) дьячество и приказный аппарат, иногда 5) купечество (верхушка посада: в XVIв. – изредка, вXVIIв. – значительно чаще).
2. Изменения произошли в системе местных органов власти. Институт кормлений постепенно был ликвидирован. Их функции (сбор налогов, суд, руко- водство местным народным ополчением) в результате губной (от слова «губа» – админи- стративный округ, в то время соответствовавший уезду) и земской реформ, начатых в 1539– 1541 гг. , но широко проводимых в 1555–1556 гг., перешли кгубным и земским старостам. Губная реформа проводилась на территории, где было развито феодальное землевладение, губных старост избирали дворяне. Земская реформа осуществлялась в районах, где вотчинное и поместное землевладение, как правило, отсутствовало. Земских старост избирали из зажиточных посадских людей и черносошных крестьян. Таким образом, в середине и второй половинеXVIв. в России стали формироваться институты местного самоуправления.
3. Изменения в системе управления дополнялись преобразованиями в судебной сфере. Наиболее значимым было категорическое требование Судебника 1550 г. об участии «судных мужей» в каждом судебном разбирательстве. «Судные мужи» – выборные представители в наместничьем суде – существовали и вXVв. Однако их участие в суде представлялось великим князем как пожалование, как привилегия. Ни всеобщего характера, ни серьезного значения прежние «судные мужи», по мнению некоторых исследователей, не имели. Введение на местах в серединеXVIв. «праведного», то есть справедливого суда, контролируемого «лучшими людьми» из данного сословия, было важным шагом в направлении создания сословно-представительной государственной системы.
Летопись Ивана Грозного
На этой неделе (февраль 2016) попались на глаза рукописные новости. Я узнал, что русский консул в Эдинбурге Андрей Прицепов подарил экземпляр «Хроники Ивана Грозного» Русскому центру княгини Дашковой, входящему в состав Эдинбургского университета. «Как господин Прицепов управлял с ?» Я задумался, учитывая, что эта эпическая средневековая рукопись якобы исчезла и была « утеряна более 400 лет».0008». (Вы можете видеть, что привлекло мое внимание.)
Ответ потребовал немного поиска.
Иван Грозный, первый царь всея Руси, возможно, в наши дни более известен как Иван Грозный. «Грозный» для наших современных ушей может означать, что он был поразительно плохим царем всей Руси , терял территории, обесценивал рубль, недосчитывал крепостных и т. д. Однако до перевода это слово имеет скорее значение « внушающий ужас» или «ужасающий». Оба из которых Иван определенно был. У него были похвальные триумфы: например, он заказал строительство собора Василия Блаженного и установил первые в России типографии. У него было менее похвальные моменты тоже. Помимо совершения жестокой и бессмысленной резни в рамках параноидальной кампании против любого предполагаемого предателя, ему также удалось случайно убить собственного сына.
Один из лучших моментов жизни Ивана: Собор Василия Блаженного. (Извините, когда я был в Москве, это был серый день.)
Когда он не уничтожал тысячи невинных людей, Иван Грозный смотрел в будущее. Он заказал Хроники : серию рукописных иллюминированных рукописей, созданных между 1568 и 1576 годами. Рукописи были объединены в десять отдельных томов. Эта «Царская книга», как стало известно, охватывала вся мировая история от Адама и Евы до царствования самого Ивана. Иван хотел, чтобы летописи давали образование его детям; эдакий Как стать лучшим царем .
К сожалению, образовательная цель не удалась, несмотря на 16 000 иллюстраций рукописи. Вскоре после смерти Ивана в 1584 году Россия погрузилась в хаос, красноречиво описанный как « Смутное время ». Неприятности сопровождались голодом (погибло около двух миллионов человек; треть населения), войной и всеобщими волнениями.
Да, да, но как набор средневековых рукописей исчезает более чем на 400 лет ?
Конечно, нет.
В те смутные времена тома оригинального произведения были вывезены из Кремля, разъединены, разбросаны по разным регионам России, но не то чтобы утеряны. В Историческом музее в Москве находились тома 1, 9 и 10. Остальные тома валялись в библиотеках Санкт-Петербурга. Их просто никогда больше не собирали вместе как один со времен Смутного времени. До сих пор.
Шаг в Общество любителей древней литературы .
Эта российская благотворительная организация также известна на английском языке как «Общество любителей древней письменности» или «Любители древней письменности», а иногда просто «Общество древней письменности», без какой-либо любви. Князь Павел Вяземский учредил общество в 1877 г. Основная цель его — «издание замечательных в литературном, научном, художественном отношении или в житейском отношении древнерусских рукописей и переиздание редких книг» (Устав Общества любителей старинных литературы, СПб, 1877).
Общество любителей старинной словесности точно воссоздало Царскую Книгу в виде прекрасного факсимиле. Десять томов в Эдинбурге — это новая копия. Ценный, красивый, удивительный подарок из России ; но, несмотря на первоначальные заголовки, , а не первое появление хроник за 400 лет.
Утерянные рукописи: репортаж из заголовков новостей для вас, когда, как выясняется, даже не все потеряно.
Вот так:
Нравится Загрузка. ..
Иван Грозный | Европейская королевская история
16 января 1547 г. – великий князь Московский Иван IV становится первым русским царем, заменяя 264-летнее Великое княжество Московское Царством русским.
Иван IV Васильевич (25 августа 1530 – 28 марта 1584), широко известный как Иван Грозный, или, точнее, «Иван Грозный» или «Иван Грозный», был великим князем Московским с 1533 по 1547 г. и первый царь России с 1547 по 1584 г.
Иван IV был сыном Василия III Ивановича Великого князя Московского (1479 – 1533) и его второй жены Елены Глинской, дочери князя Василия Львовича Глинского из Великого княжества Литовского и сербской княгини Аны Якшич, члена Якшича. семья.
Иван IV, царь всея Руси.
Когда Ивану было три года, его отец умер от абсцесса и воспаления на ноге, переросшего в заражение крови. Иван был провозглашен великим князем Московским по просьбе отца. Его мать Елена Глинская первоначально была регентом, но умерла от того, что многие считают отравлением, в 1538 году, когда Ивану было всего восемь лет.
Затем регентство чередовалось между несколькими враждующими боярскими семьями, борющимися за власть. По его собственным письмам, Иван вместе с младшим братом Юрием часто чувствовал себя заброшенным и обиженным могучими боярами из родов Шуйских и Бельских. В письме к князю Курбскому Иван вспоминает: «Брат мой Юрий, блаженной памяти, и меня воспитали, как бродяг и беднейших детей. Что я страдал из-за отсутствия одежды и еды!!” Этот отчет был оспорен историком Эдвардом Л. Кинан, который сомневается в подлинности источника, в котором эти цитаты найдены.
16 января 1547 года, в возрасте шестнадцати лет, Иван был коронован в Успенском соборе в шапке Мономаха. Он был первым, кто был коронован как «Царь Всея Руси». До этого правители Московии короновались как великие князья московские, хотя Иван III Великий в своей переписке называл себя «царем». Через две недели после коронации Иван женился на своей первой жене Анастасии Романовне, члене семьи Романовых, которая стала первой русской царицей.
Став царем, Иван послал миру и России послание: теперь он единственный верховный правитель страны, и его воля не подлежит сомнению. «Новый титул символизировал получение полномочий, эквивалентных и параллельных тем, которыми обладали бывший византийский император и татарский хан, оба известные в русских источниках как царь. Политический эффект состоял в том, чтобы поднять положение Ивана».
Шапка Мономаха
Новый титул не только закрепил за собой трон, но и предоставил Ивану новое измерение власти, тесно связанное с религией. Теперь он был «божественным» лидером, назначенным исполнять волю Бога, поскольку «церковные тексты описывали ветхозаветных царей как «царя», а Христа — как Небесного Царя. Вновь назначенный титул затем передавался из поколения в поколение: «последующие московские правители… воспользовались божественной природой власти русского монарха… кристаллизовавшейся в царствование Ивана».
Предыстория титула царя
Царь — это титул, используемый для обозначения восточно- и южнославянских монархов или верховных правителей Восточной Европы, первоначально болгарских монархов с 10-го века и далее, намного позже титул для двух правителей Сербского государства, а с 1547 г. верховный правитель царя России и Российской империи. В этом последнем качестве она дает название системе правления, царскому самодержавию или царизму.
Термин происходит от латинского слова caesar, которое предназначалось для обозначения «император» в европейском средневековом смысле этого термина — правитель того же ранга, что и римский император, обладающий им с одобрения другого императора или высшее церковное должностное лицо (Папа или Вселенский Патриарх), но западные европейцы обычно считали его эквивалентом короля или чем-то средним между королевским и имперским рангом.
Иван Грозный показывает свои сокровища Джерому Хорсу, послу английской королевы Елизаветы I.
После утверждения независимости от хана Великий князь Иван III Московский начал регулярно использовать царский титул в дипломатических отношениях с Западом. Примерно с 1480 года он обозначается как «император» в своей латинской переписке, как «кейсер» в переписке со шведским регентом, а также как «кейсер» в переписке с датским королем, тевтонскими рыцарями и Ганзейским союзом.
Сын Ивана III Василий III продолжал носить эти титулы. Сигизмунд фон Герберштейн заметил, что титулы «кайзер» и «император» были попытками перевести русский термин «царь» на немецкий и латинский языки соответственно.
Это было связано с растущими амбициями России стать православным «Третьим Римом» после падения Константинополя. Московский правитель был признан императором Священной Римской империи Максимилианом I в 1514 г. Некоторые иностранные послы, а именно Герберштейн (в 1516 и 1525 гг.), Даниил Принц-а-Бухау (в 1576 и 1578 гг.) и Юст Юэль (в 1709 г.) — указано, что слово «царь» не следует переводить как «император», поскольку оно применяется русскими к Давиду, Соломону и другим библейским царям, которые являются простыми царями.
С другой стороны, Жак Маржере, телохранитель Лжедмитрия I, утверждает, что титул «царь» для москвичей более почетен, чем «кайзер» или «царь», именно потому, что это Бог, а не какой-то земной владыка рукоположил применить его к Давиду, Соломону и другим царям Израиля. Сэмюэл Коллинз, придворный врач царя Алексея в 1659 г.-66, назвал последнего «Великим Императором», комментируя, что «что касается слова Царь, то оно имеет столь близкое отношение к Цезарю… что вполне может быть допущено для обозначения Императора. Русские хотели бы, чтобы это был более высокий титул, чем король, а между тем они называют Давида царем, а наших королей Кирролами, вероятно, от Карла Квинта, история которого у них есть».
В 1610 году Сигизмунд III из Польши манипулировал избранием своего сына Владислава IV царем России, в то время как польские войска удерживали Москву в Смутное время после смерти Бориса Годунова. Его избрание, которое так и не привело к его восхождению на московский престол, было частью неудачного плана Сигизмунда по завоеванию всей России и обращению населения в католицизм. В молодости Владислав проявил способности полководца в операциях против Московии (1617–1618 гг.) И Османской империи.
В 1670 году Папа Климент X выразил сомнение в том, что ему будет уместно обращаться к Алексею как к «царю», потому что это слово «варвар» и потому что оно означает император, титул, зарезервированный для императора Священной Римской империи.