Начало полосы дипломатического признания ссср: Полоса дипломатического признания СССР 1924-1925 гг.

Полоса дипломатического признания СССР 1924-1925 гг.

«Полоса признаний» СССР – серия дипломатических признаний СССР в 1924-1925 гг., начало которой положило новое лейбористское правительство Великобритании, за ним последовали правительства ещё 12-ти государств Европы и Азии.

  1. 1 Предпосылки
  2. 2 Деятельность Коминтерна в 1923 г.
  3. 3 Фактор НЭПа
  4. 4 Победа лейбористов в Великобритании и признание СССР
  5. 5 Италия и Франция
  6. 6 Возобновление дипотношений с Китаем
  7. 7 Признание СССР другими странами
  8. 8 Позиция США
  9. 9 Итог
  10. 10 Историческое значение

Предпосылки

Выход Советской России из внешнеполитической изоляции начался ещё в ходе Гражданской войны. В феврале 1920 г. с тремя республиками Балтии и Финляндией советским правительством были подписаны мирные договоры. Тогда же нарком иностранных дел Г. Чичерин сформулировал концепцию о «мирном сосуществовании» государств с разным социальным строем.

В 1921 г. СССР подписал мирные договоры с Афганистаном, Ираном, а также с Монголией и Турцией. Тогда же было подписано первое советско-британское торговое соглашение. Советские суда получили доступ к проливам, британские – к основным советским портам. Но развитию двухсторонних отношений мешала жёсткая позиция консерваторов по проблеме долгов предшественников советского правительства.

На Генуэзской конференции 1922 г. «долговую проблему» так и не решили, зато советская делегация заключила Раппальский договор с Германией, восстанавливающий дипломатические, экономические и торговые отношения.

Деятельность Коминтерна в 1923 г.

Усиление протестных настроений в Германии было использовано советским руководством и подконтрольным ему Коминтерном для попытки «экспорта революции». Но выступления, инспирированные и поддержанные Москвой, были подавлены.

В январе 1924 г. были подавлены выступления рабочих в Польше и в Болгарии. Надежда на распространение «пожара мировой революции» растаяла. Возобладала прагматичная линия Г. Чичерина.

Фактор НЭПа

Провозглашённая в 1921 г. новая экономическая политика (НЭП) за три года кардинально изменила экономическую ситуацию в стране. Золотой советский червонец хорошо зарекомендовал себя на валютных биржах, а предложение режима концессии привлекало иностранных инвесторов.

Бизнесмены крупнейших европейских держав принуждали свои правительства возобновить торгово-экономические отношения с Россией. Европа нуждалась в сырье и товарах из России, а начавшаяся индустриализация остро ставила вопрос о необходимости привлечь в страну капиталы, специалистов, оборудование и технологии наиболее развитых стран.

Победа лейбористов в Великобритании и признание СССР

В январе 1924 г. консерваторы проиграли выборы в парламент, и премьер-министром Великобритании стал лейборист Д. Макдональд. Уже через месяц новое правительство страны признало СССР.

Тогда же Д. Макдональд предложил создать двустороннюю комиссию, которая должна была найти решения экономических и политических разногласий между двумя странами.

Италия и Франция

В обеих странах сменились правительства: в Италии к власти пришёл Б. Муссолини, во Франции – Э. Эррио. Как и в Великобритании это склонило чашу весов в пользу СССР.

Но в отношениях с Францией и после признания сохранялось напряжение из-за нерешённой «долговой проблемы». Более 1,5 млн. французов в своё время стали кредиторами царского правительства. Это вынуждало руководство страны продолжать «жёсткую линию».

Возобновление дипотношений с Китаем

Препятствием служило отсутствие полноценной центральной власти, способной контролировать все провинции. Но в мае 1924 г. Л. Карахан всё-таки сумел подписать в Пекине договор об установлении дипотношений и о признании Китаем прав СССР на КВЖД, часть которой осталась на китайской территории.

Признание СССР другими странами

После восстановления дипотношений с основными европейскими державами, СССР был официально признан Данией, Норвегией и Швецией, а также Австрией, Грецией и Японией (в 1925 г. ).

Всего за 1924-1925 гг. 13 государств признали СССР.

Позиция США

Республиканское правительство в те годы оставалось в парадигме «крестового похода против большевизма». Но это не помешало крупному американскому бизнесу активно сотрудничать с советской властью в разных сферах и внести большой вклад в индустриализацию СССР.

Дипломатические отношения были установлены только после прихода в Белый Дом демократа Ф. Д. Рузвельта в 1933 году.

Итог

То, что Г. Чичерин называл «экономической действительностью», оказалось сильнее идеологических противоречий и старых обид. Советское правительство пошло на либерализацию экономики, иностранные государства – сняли ультимативные требования (по долгам, реституции и пр.) и признали СССР полноценным субъектом международного права.

Историческое значение

Официальное признание СССР ведущими странами Запада и Востока способствовало успеху плана индустриализации и бурному росту экономической мощи страны. Это позволило СССР стать одним из ведущих игроков глобальной политики, и в последствии одним из центров силы двухполярного мира.

что это такое, когда было это явление, его особенности / Справочник :: Бингоскул

Полоса признания: что это такое, когда было это явление, его особенности

добавить в закладки удалить из закладок

Содержание:

В начале двадцатых годов российский народ столкнулся с кризисом, причиной которого была международная изоляция СССР. Советский Союз практически не контактировал с другими странами. Республика только появилась, недавно прошла Гражданская война, политическая, экономическая блокировка привели фактически в упадок огромное государство. Каждый съезд партии обсуждал необходимость восстановления внешней политики, которая могла помочь стране вырваться из тяжелой ситуации.

В это время в Германии усилились протесты среди населения. Советское государство решило использовать данное обстоятельство в собственных целях. Коминтерн постарался экспортировать революцию в Германию, однако несколько инициированных Союзом выступлений подавили достаточно быстро. 

В 1924 году начались восстания рабочего класса на Болгарских и Польских землях, но они также были подавлены, что окончательно разрушило надежды Коминтерна на розжиг революционного движения в мировых масштабах. Дипломатический, государственный уклад большинства стран склонял правителей к выбору прагматичного сценария.

Полоса дипломатического признания СССР – что это

Полоса дипломатического признания – это поэтапное восстановление внешней политики. РСФСР и Советский Союз планомерно возобновляет дипломатические связи с соседними и отдаленными государствами. Полоса признаний СССР стартовала в начале двадцатых годов и длилась до 1925 года. 

Страна смогла установить контакт с крупными участниками международной политики. Отношение игроков мировой арены к Союзу изменилось. Многие видели выгоду в сотрудничестве и дружбе с державой. Полоса дипломатического признания СССР проходила в течение нескольких лет. За это время были заключены торговые соглашения, подписаны договоры о поставках различных товаров. Единственной державой, которая отказывалась признавать Советский Союз, были Соединенные Штаты Америки. 

Международная изоляция была завершена в двадцатых годах, что дало государству возможность выйти из экономического, геополитического кризиса. Экономика страны начала развиваться, увеличивались темпы производства, стартовала масштабная индустриализация. В кратчайшие сроки СССР вступил в глобальную политику, став одним из главных ее участников.

Период дипломатического признания СССР – этапы

Полоса признания СССР имеет определенную хронологическую последовательность:

  • 1920. Соглашение с государством подписали Литва, Финляндия, Эстония и Латвия. Это произошло после перехода СССР к новой экономической политике управления. Для представителей Европы экономическая выгода была важнее старых обид и разногласий на почве идеологии;

  • 1921. Полоса признания продолжилась заключением соглашения о торговле с Великобританией;

  • 1921. Заключен договор между Россией и Германией;

  • 1921. Летом власти Советского Союза смогли подписать одиннадцать договоров с европейскими государствами;

  • 1922. Участие в международной конференции, место проведения Генуя. Задачей российских участников было создание позитивного впечатления о державе. Они выбрали линию поддержания мира, разоружения, пролетарскую направленность;

  • 1922. Неудавшийся договор с Антантой. Странам не удалось прийти к консенсусу на основе материальных разногласий. Антанта потребовала у России возместить царский долг, РФ в ответ запросила средства на возмещение потерь после экономических блокад. Руководители не смогли прийти к компромиссу;

  • 1922. Заключение соглашения с немцами. Это ключевой аспект, после которого стартовала полоса признаний. Советскую державу признают ведущие лидеры мира;

  • 1924. Заключение договоров с Францией, Швецией, Норвегией, Австрией, Мексикой, Италией, Грецией;

  • 1925. Последняя договоренность – японо-советская конвенция.

Полоса признания СССР кратко о сопутствующих событиях

Главной проблемой в процессе развития внешней политики являлось вмешательство СССР в жизнь других государств. Это послужило поводом для изменения положения державы:

  • Оказание финансовой поддержки забастовке рабочего класса в Англии в 1926 году;

  • Вмешательство в китайскую внутреннюю ситуацию с целью поддержания коммунистических настроений, борьбы с гоминьдановскими властями в 1929;

  • Расширение сферы влияния на юге – Афганистан, Турция, Иран заключили политические и экономические договоры с СССР;

  • Разрыв отношений с Китаем, Великобританией, накаленные отношения с западными странами.

К началу тридцатых годов начался мировой кризис, повлиявший на жизнь капиталистов. В Англии и Франции он привел к развитию демократии, в Италии и Германии вызвал развитие фашистского движения. В мире появилось несколько напряженных точек.  

Поделитесь в социальных сетях:

6 июля 2021, 18:59

История

Could not load xLike class!



Советский Союз и Шестидневная война: откровения из польских архивов

Электронное досье CWIHP № 8

Автор: Ури Бар-Ной, преподаватель советской истории и дипломатии в Открытом университете Израиля

Советский Союз и Шестидневная война:
Откровения из польских архивов. Прошло 36 лет после войны в июне 1967 года между Государством Израиль и его арабскими соседями. Несмотря на прошедшее время, роль Кремля в событиях, приведших к этому вооруженному конфликту, и в ходе войны до сих пор остается загадкой. Ученые спорят о том, в какой степени Союз Советских Социалистических Республик (СССР) несет ответственность за начало боевых действий на Ближнем Востоке 5 июня 19 г.67. Некоторые исследователи утверждают, что Москва спровоцировала войну, чтобы усилить зависимость арабов от советской помощи, а также объединить прогрессивные силы на Ближнем Востоке и еще больше укрепить свои позиции в регионе[1].

По словам одного историка, советские лидеры стремились к ограниченной арабо-израильской войне и не желали разрушать Израиль. Они не видели большого риска в ограниченном вооруженном конфликте между Израилем и арабскими странами и считали, что «…было бы полезно немного встряхнуть своих арабских клиентов…». Их концепция заключалась в том, что арабские вооруженные силы были хорошо оснащены и достаточно подготовлены к любому вооруженному конфликту с Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ)[2].

Другие ученые утверждают, что советское руководство было разделено по ближневосточной политике в результате борьбы за власть между членами коллективного руководства, свергнувшего Никиту Хрущева в октябре 1964 года. Согласно этой интерпретации, премьер-министр СССР Алексей Косыгин, президент Верховный Совет Николай Подгорный и министр иностранных дел Андрей Громыко скептически относились к тому, готовы ли их арабские клиенты к войне против Израиля. Все они якобы выступали за осторожную политику в отношении Ближнего Востока, призванную предотвратить опасность вооруженного конфликта между СССР и США после войны между Израилем и арабскими странами.

Секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и его новый политический союзник министр обороны маршал Андрей Гречко, однако, проводили авантюристический курс, приведший к эскалации арабо-израильского конфликта. Следовательно, согласно этой точке зрения, Шестидневная война была заговором, призванным спровоцировать вооруженный конфликт на Ближнем Востоке и улучшить внутреннее положение Брежнева и Гречко[3].

Мемуары Никиты Хрущева, а также воспоминания советских военных и разведчиков также свидетельствуют о том, что Москва действительно стремилась к эскалации напряженности на Ближнем Востоке, ведущей к началу новой войны между Израилем и его арабскими соседями. Советское высшее командование, казалось, поощряло высокопоставленных египетских и сирийских офицеров к войне против Израиля и убедило политическое руководство поддержать его планы. Более того, советские военные предприняли практические шаги, чтобы помочь Сирии остановить продвижение израильских войск на сирийскую территорию к концу войны.

Эти шаги включали морскую высадку, воздушно-десантное подкрепление и поддержку с воздуха наземных операций. Однако военные операции в конечном итоге были прекращены из-за опасений возмездия со стороны Америки и из-за разногласий внутри Кремля.[4]

Третья интерпретация утверждает, что у Москвы не было никакого желания поощрять своих арабских клиентов вести войну против Израиля. Напротив, он хотел предотвратить опасность потенциального военного нападения Израиля на Сирию. Но президент Египта Гамаль Абд эль-Насер неверно истолковал намерения Москвы и перекрыл Акабский залив без ведома Кремля или, по крайней мере, без его полного согласия. Эта акция послужила поводом для войны для израильского правительства и привела к началу боевых действий в регионе[5].

Новые архивные материалы из Польши проливают свет на роль СССР в событиях, предшествовавших началу Шестидневной войны, и в ходе конфликта. Это свидетельство основано на секретном докладе Леонида Брежнева на пленуме ЦК КПСС от 20 июня 1967 года под названием «О советской политике после израильской агрессии на Ближнем Востоке». Копия записки Брежнева была переведена на польский язык и впоследствии распространена среди руководства Польской коммунистической партии. Этот польский отчет был получен в рамках недавнего исследовательского проекта по холодной войне на Ближнем Востоке, предпринятого Центром ближневосточных исследований и дипломатии им. Хаима Герцога при Университете Бен-Гуриона в Негеве в Израиле в сотрудничестве с CWIHP.[6]

Доклад Брежнева показывает, что Москва не собиралась разжигать вооруженный конфликт на Ближнем Востоке и что июньская война 1967 года была результатом серьезных просчетов и неспособности Советского Союза контролировать арабов, а не заговором. Краткие документы о том, что на протяжении апреля-мая 1967 года Кремль подозревал Израиль в планировании акта агрессии против Сирии. Решив предотвратить израильское наступление и спасти новый леворадикальный режим в Дамаске, советское правительство сообщило Египту, что Израиль мобилизовал свои вооруженные силы на границе с Сирией. Поступая таким образом, Москва надеялась заставить Насера ​​помочь Сирии, сосредоточив свои вооруженные силы на границе Египта с Израилем. Кремль ошибочно рассчитал, как оказалось, что Израиль слаб в военном отношении и не справится с войной на два фронта. Впоследствии Москва дала согласие на вывод миротворческих сил Организации Объединенных Наций (ООН) с застав на израильско-египетской границе и на концентрацию египетских войск на Синайском полуострове и в секторе Газа.

Отчет Брежнева предполагает, что после ухудшения ситуации на Ближнем Востоке в мае 1967 года Москва больше не могла контролировать кризис. Советы были ошеломлены, когда Насер заблокировал Акабский залив, не посоветовавшись с ними. Внезапное нападение Израиля и быстрая победа в течение шести дней встревожили советское руководство. Однако Москва не была склонна к каким-либо военным действиям против Израиля. Он также не хотел перебрасывать по воздуху оружие своим арабским клиентам, пока продолжались боевые действия. Советские лидеры сомневались, что их арабские клиенты способны продолжать боевые действия. Вместо этого они сосредоточились на дипломатическом фронте и добивались соглашения о прекращении огня при посредничестве ООН.

Такое соглашение остановило бы израильское наступление, восстановило бы статус-кво на Ближнем Востоке и вынудило бы Израиль отступить к довоенной границе. Только когда оккупация сирийской столицы ЦАХАЛом казалась неизбежной, Кремль резко усилил давление на Израиль и даже прибегнул к военным угрозам. В этот момент в конфликт вмешался президент Линдон Б. Джонсон и убедил израильское правительство прекратить боевые действия.

Восприятие Советским Союзом Израиля и Шестидневной войны

Первая часть доклада Брежнева указывает на то, что восприятие Шестидневной войны советским лидером жестко определялось его доктринерским взглядом на международные дела. Как ясно видно из документа, Брежнев воспринял нападение Израиля на Египет и Сирию как акт агрессии, поддержанный США и западноевропейскими державами. Он отверг попытки Запада представить Шестидневную войну как локальный конфликт, возникший в результате затянувшейся ссоры между арабами и евреями. Он энергично утверждал, что израильское нападение было частью всемирной кампании, направленной на подавление антиколониальной борьбы и воспрепятствование повороту к социализму в прогрессивных обществах Азии, Греции, Африки и Латинской Америки.

Брежнев описал Израиль как инструмент в руках западного империализма и заявил, что израильское нападение было тщательно спланировано Западом. По его словам, военная кампания Израиля была направлена ​​на свержение прогрессивных режимов на Ближнем Востоке, уменьшение влияния СССР на его арабских клиентов и восстановление доминирующего положения, которое западные державы занимали в этом регионе до середины 1950-х гг. В поддержку этого тезиса советский лидер утверждал, что до 19 июняВ начале 67-й войны Израиль получил массированные военные поставки с Запада, а его вооруженные силы были оснащены самым современным штурмовым оружием.[7]

В своей записке Брежнев отверг обвинения в том, что советское правительство поощряло как египтян, так и сирийцев угрожать Израилю. Он утверждал, что военная помощь Москвы своим арабским клиентам была в основном направлена ​​на то, чтобы помочь им в их затяжной борьбе против колониализма, укрепить их независимость и улучшить их способность защищаться как от внешних, так и от внутренних опасностей. Более того, советский лидер указывал на опасения его правительства, что возможное подавление режимов в Каире и Дамаске может привести к краху антиколониалистского движения на Ближнем Востоке. Впоследствии региональный и глобальный баланс сил склонится в пользу Запада.[8]

Советские просчеты и неспособность справиться с кризисом середины мая 1967 г. обдумывая военную кампанию против Сирии и других арабских стран. В свете этой информации Политбюро КПСС приняло решение информировать правительства Египта и Сирии о планах агрессии Израиля. К сожалению, Брежнев воздержался от раскрытия критической информации о противоречивых советских предупреждениях относительно наращивания израильского наступления на Сирию. Он ограничился тем, что сказал, что «…было много признаков, которые привели нас к выводу, что назревает серьезный международный кризис и что Израиль подготовил акт агрессии, поддержанный западными державами…»[9].]

Перед Пленумом КПСС Брежнев подчеркнул, что у Кремля нет желания разжигать войну между Израилем и его арабскими соседями. Москва намеревалась лишь сдержать Государство Израиль и предотвратить его агрессивные планы. В сводке показано, что советское правительство дало свое согласие на действия Египта, которые привели к выводу сил ООН и концентрации войск вдоль линии перемирия 1949 года между Египтом и Израилем. Он разделял мнение египетского правительства о том, что эти шаги удержат Израиль от ведения войны против Сирии. Однако реакция Москвы на закрытие Тиранского пролива была вялой. Брежнев счел это действие ошибочным и выразил сожаление по поводу того, что Насер не посоветовался с Кремлем, прежде чем предпринять такой шаг. Хотя советский лидер согласился с тем, что опрометчивое закрытие Акабского залива действительно принесло некоторый престиж египетскому президенту, он заявил, что это спровоцировало Израиль на проведение более широкой военной кампании против своих арабских соседей.

В докладе Брежнева указывается, что после закрытия Тиранского пролива Москва была полна решимости предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации на Ближнем Востоке и сорвать планы агрессии Израиля и Запада. Опасения, что блокада залива Акаба может спровоцировать Израиль на войну, заставили Москву оказать дипломатическое давление на израильское правительство. Одновременно Москва сделала все возможное, чтобы смягчить воинственную риторику египетских и сирийских лидеров и гарантировать, что против Израиля не будет дальнейших провокаций. Брежнев показал, что на заседании ЦК КПСС 30 мая 1967 декабря сирийскому президенту Нур ад-Дину Атасси, находившемуся в то время с официальным визитом в Москве, было предложено не предпринимать никаких шагов, которые могут быть использованы Израилем в качестве предлога для ведения войны против Сирии. Аналогичная просьба была передана в ноте Насеру от 26 мая 1967 г. Президента Египта просили сделать все возможное для предотвращения вооруженного конфликта с Израилем. И Насер, и его военный министр Шамс ад-Дин Бадран, посетивший советскую столицу 28 мая 1967 г., несколько раз заверяли советских официальных лиц, что Египет не планирует прибегать к вооруженному конфликту или провоцировать Израиль на ведение войны[10]. ]

Сдержанность и концентрация на дипломатическом фронте

Доклад Брежнева показывает, что внезапное нападение Израиля на трех фронтах и ​​быстрая победа над Египтом, Сирией и Иорданией произвели на Москву эффект разорвавшейся бомбы. До начала боевых действий советское руководство действовало иллюзией, что арабские вооруженные силы могут легко отразить любое израильское наступление и разгромить ЦАХАЛ на поле боя. Оглядываясь назад, Брежнев заверил свою аудиторию, что вооруженные силы Египта, Сирии, Алжира и Ирака превосходят ЦАХАЛ по количеству войск и количеству танков, самолетов, кораблей и вооружений. Они были оснащены самым современным оружием и прошли профессиональную подготовку у советских и других восточноевропейских инструкторов. Однако их боеспособность и боевой дух были очень низкими. Они были отсталыми, недисциплинированными и плохо организованными. Несмотря на их предполагаемое превосходство над Израилем в вооружении и личном составе, арабы потеряли большую часть своей авиации на начальном этапе израильского наступления. Оставшись без воздушного зонта и противовоздушной обороны, их сухопутные войска понесли большие потери[11].

Изложение событий Брежневым ясно показывает, что после распада египетской армии и стремительного продвижения израильских войск на Синай Москва решила проводить политический курс, призванный остановить наступление и гарантировать выживание режима Насера. Кремль, однако, не желал активно вмешиваться в боевые действия на стороне своих арабских клиентов. Он также не планировал поставлять им оружие взамен систем вооружения, уничтоженных в ходе боевых действий. Вместо этого Москва сосредоточилась на дипломатическом фронте. По словам Брежнева, Кремль стремился к скорейшему прекращению огня, чтобы остановить израильское наступление. Затем планировалось форсировать отход Израиля к довоенным границам.

В записке Брежнева показано, что в полночь 7 июня 1967 года вице-президент Египта маршал Амр сообщил советскому послу в Каире о критической ситуации на египетско-израильском фронте и попросил заключить соглашение о прекращении огня между его страной и Израилем. достигается в течение пяти часов. Через час члены Политбюро КПСС провели экстренное совещание, на котором обсуждались пути выхода Египта из трудного положения. Согласно отчету Брежнева, члены Политбюро полностью осознавали, что египетская армия находится в состоянии хаоса и растерянности и не может отразить израильскую атаку. Они исключили возможность переброски военных грузов в Египет по воздуху во время боевых действий, что было бы невозможно организовать в короткие сроки. Более того, они скептически относились к тому, смогут ли советские самолеты с припасами безопасно приземлиться на египетских аэродромах, которые были разрушены израильскими ВВС.[12]

Отчет ясно показывает, что Политбюро опасалось, что режим Насера ​​не переживет израильское наступление. Поэтому советское руководство было настроено на скорейшее достижение соглашения о прекращении огня при посредничестве ООН. 7 июня 1967 года Совет Безопасности ООН принял проект резолюции, призывавший к немедленному прекращению огня на Ближнем Востоке. Армия обороны Израиля продолжила наступление, несмотря на этот призыв и вторую резолюцию ООН, призывающую к скорейшему прекращению огня. Впоследствии Москва выступила с суровым предупреждением израильскому правительству, пригрозив пересмотреть свои отношения с Израилем и рассмотреть другие средства, если наступление продолжится.

Но отчет Брежнева показывает, что Насер тоже пока не был готов принять прекращение огня. Как указывается в записке, советский лидер сожалел о нерешительности Насера, которая сама по себе служила препятствием для попыток Москвы обеспечить соблюдение Израилем резолюций ООН. Только 9 июня 1967 года египетское правительство объявило о своей готовности согласиться на прекращение огня, но было уже слишком поздно. К этому времени ЦАХАЛ завершил оккупацию всей Синайской пустыни и начал наступление на Сирию.

Для московских политиков наступление на Сирию было очередным этапом империалистической кампании против леворадикальных режимов на Ближнем Востоке. Решив спасти Сирию от унизительного поражения и оккупации, советское правительство попыталось заставить Израиль выполнить две резолюции Совета Безопасности. 8 июня 1967 г. оно поручило своему послу в ООН подготовить еще одну резолюцию, призывающую к немедленному прекращению боевых действий и выводу израильских войск на 5 июня 1967 г.67 граница. На следующий день главы правительств и лидеры коммунистических партий Восточной Европы собрались, чтобы обсудить ближневосточный кризис. В конце этой срочно созванной конференции, состоявшейся в Москве, коммунистические делегации выпустили коммюнике, осуждающее Израиль как агрессора и призывающее израильское правительство прекратить наступление и безотлагательно вывести свои войска с сирийской территории[13]. ]

Брежнев рассказывает, что это коммюнике произвело мало впечатления на Израиль, продолжавший свою кампанию против Сирии. 10 июня 1967 января ЦАХАЛ захватила город Эль-Кунейтра, один из основных опорных пунктов сирийской армии на пути в Дамаск. Запаниковавший министр иностранных дел Сирии сообщил советскому правительству, что израильские танки при поддержке авиации продвигаются по Голанским высотам в направлении сирийской столицы. Он просил, чтобы Москва приняла все возможные меры, чтобы предотвратить нападение, иначе для его страны будет слишком поздно.

Советское правительство восприняло оккупацию Эль-Кунейтры как еще один критический поворотный момент в событиях 19 июня.67 война. Впоследствии оно поспешило полностью остановить израильское наступление. Советскому ракетному крейсеру и ряду подводных лодок, базировавшихся в Средиземном море, было приказано немедленно отправиться к сирийскому побережью. Во второй половине дня 10 июня 1967 года советское правительство разорвало дипломатические отношения с Израилем. В ноте израильскому правительству Москва обвинила Израиль в жестоком нарушении последовательных резолюций ООН, призывающих к прекращению огня на Ближнем Востоке. Советское правительство также пригрозило ввести санкции против Израиля, если он немедленно не прекратит военную кампанию.

Другие страны Восточной Европы последовали его примеру и разорвали дипломатические отношения с Израилем. Оглядываясь назад, Брежнев заявил, что это была спонтанная акция и что она не планировалась и не обсуждалась советскими и восточноевропейскими лидерами во время их срочных консультаций в Москве. СССР и другие восточноевропейские страны чувствовали себя безотлагательно после поражения своих арабских союзников. Поэтому они были готовы предпринять согласованные действия, чтобы остановить проникновение израильских войск на арабские территории[14].

В отчете Брежнева указывается, что Москва одновременно предъявила ультиматум президенту Джонсону. Первая часть советского ультиматума представляла собой резкую жалобу на невыполнение Израилем резолюций ООН, призывавших к немедленному прекращению огня на Ближнем Востоке. Затем советское правительство призвало президента США убедить израильское правительство немедленно прекратить наступление. Он пригрозил предпринять любые необходимые действия, включая военные действия, если Израиль не прекратит боевые действия в течение следующих нескольких часов.

Согласно докладу Брежнева, этот ультиматум принес свои плоды. Столкнувшись с советским давлением, Вашингтон вынудил правительство Израиля выполнить резолюции Совета Безопасности и остановить продвижение своих вооруженных сил в самое сердце Сирии. Джонсон сообщил Брежневу, что госсекретарь Дин Раск направил израильскому правительству срочное сообщение с требованием к Израилю немедленно выполнить все резолюции Совета Безопасности. В ответ правительство Израиля выразило готовность выполнять резолюции ООН и, впоследствии, вечером 10 июня прекратило наступление на Сирию.67. [15]

Заключение

Конфиденциальный доклад Брежнева в ЦК КПСС не проливает свет на противоречивую информацию о сосредоточении израильских войск на границе с Сирией, переданную египтянам советским правительством в середине мая 1967 года. действия с началом боевых действий на Ближнем Востоке несколько недель спустя. Доклад кажется извиняющимся по тону, поскольку советский лидер пытается избежать ответственности за провокацию, вынудившую арабских лидеров прибегнуть к воинственным действиям. В свою очередь, эти действия спровоцировали упреждающий удар Израиля и привели к унизительному поражению как Египта, так и Сирии, распаду их вооруженных сил и оккупации Израилем всей Синайской пустыни, Западного берега и Голанских высот. Как указывается в записке, советский лидер возложил на Насера ​​всю ответственность за эту катастрофу. Он утверждал, что безрассудное закрытие Тиранского пролива для прохода израильских кораблей спровоцировало Израиль на проведение более широкой военной кампании против своих арабских соседей.

В отчете предполагается, что Кремль не имел желания разжигать вооруженный конфликт между своими арабскими клиентами и Государством Израиль и что июньская война 1967 года была результатом неуклюжей дипломатии Москвы, серьезных просчетов и неспособности контролировать кризис, который она спровоцировал. Он вырос из решимости помешать агрессивным планам Израиля против Сирии и сорвать то, что, как он подозревал, было совместным израильско-империалистическим планом по подавлению прогрессивных сил на Ближнем Востоке. В Кремле предполагали, что эти планы были частью кампании Запада, направленной на свержение леворадикальных режимов на Ближнем Востоке и подрыв доминирующего положения, которое СССР занимал в регионе с середины 19-го века.50-е годы. Записка показывает, что Москва действовала в иллюзии, что Израиль слаб в военном отношении и не может рисковать войной на два фронта. По его оценкам, превентивные действия удержат Израиль от ведения войны против Сирии.

Этот польский отчет свидетельствует о том, что после начала боевых действий Москва не планировала активно вмешиваться в боевые действия на стороне своих арабских клиентов и не предпринимала никаких шагов для вторжения в Израиль, как предполагают некоторые ученые. Рассказ Брежнева о Шестидневной войне показывает, что во время этого вооруженного конфликта кремлевские оккупанты предпочитали дипломатический фронт военным действиям. Они даже не желали поставлять своим арабским клиентам жизненно важные запасы вооружений, танков и самолетов, пока продолжались боевые действия. Члены Политбюро прекрасно понимали, что вооруженные силы Египта распались и не могут продолжать боевые действия. Записка Брежнева предполагает, что единственный план Москвы заключался в том, чтобы оказать дипломатическое давление на Израиль, чтобы тот согласился на скорейшее прекращение огня и вывод своих вооруженных сил с оккупированных территорий. Следуя этому плану, Москва надеялась остановить израильское наступление и гарантировать выживание леворадикальных режимов на Ближнем Востоке. Поскольку израильское правительство вызывающе и неохотно соблюдает ряд резолюций ООН, призывающих к немедленному прекращению огня, СССР и большинство его восточноевропейских сателлитов отреагировали на то, что Брежнев назвал спонтанным актом разрыва дипломатических отношений с Израилем. Одновременно советское правительство сосредоточило у сирийского побережья небольшой военно-морской контингент. Это также оказало давление на президента США, чтобы он использовал свое влияние на правительство Израиля, чтобы убедить его безотлагательно прекратить военную операцию против Сирии.

Чтобы прочитать документ, нажмите на заголовок
«О советской политике после израильской агрессии на Ближнем Востоке» Доклад товарища Л. И. Брежнева на Пленуме ЦК КПСС, 20 июня 1967 г.

Сноски
[*] Я благодарен доктору Дрору Зееви, бывшему председателю Центра изучения Ближнего Востока и дипломатии им. Хаима Герцога (CHC) в Университете Бен-Гуриона в Негеве за его поддержку и поддержку, а также за предоставив мне доступ к советским и восточноевропейским документам, хранящимся в этом центре. Документ был получен из польских архивов исследователями CHC. Документ переведен Геннадием Пасечником для ЦГС. [назад]

[1] Майкл Орен, «Шесть дней войны: июнь 1967 г. и создание современного Ближнего Востока» (Оксфорд, 2002 г.), стр. 54–55; Джон Д. Глассман, Оружие для арабов: Советский Союз и война на Ближнем Востоке (Балтимор, 1975), стр. 35-36; Питер Мангольд, Интервенция сверхдержавы на Ближнем Востоке (Лондон, 1978 г.), стр. 116–117; Галия Голан, Советская политика на Ближнем Востоке: от Второй мировой войны до Горбачева (Кембридж, 1990), с. 58; Ричард Паркер (редактор), Шестидневная война: ретроспектива (Гейнсвилл, 1996), с. 36. [назад]

[2] Алексей Васильев, Российская политика на Ближнем Востоке: от мессианства к прагматизму (Рединг, 1993), стр. 65-66. [назад]

[3] Авраам Бен-Зур, Гормим Советим ве Мильхемет Шешет Хаямим [пер. с иврита: Советские элементы и Шестидневная война] (Тель-Авив, 1975), стр. 174-215; Педро Рамет, Советско-сирийские отношения с 1955 года: проблемный союз (Боулдер, 1990), стр. 43-44; Ричард Паркер (редактор), Шестидневная война, стр. 46-48. [назад]

[4] Изабелла Гинор, «Русские шли: советская военная угроза в 1967 Six Day War», Middle Eastern Review of International Affairs [Israel] 4(4) December 2000: 44-59; Кристофер Эндрю и Василий Митрохин, Архив Митрохина: КГБ в Европе и на Западе (Лондон, 1999), стр. .473-475;Н.С.Хрущев, Время, люди, власть (Москва, 1999г.), том 3, л.435, том 4, л.460. Посягательство на участие: документальное исследование советской внешней политики на Ближнем Востоке, 1945-1973 (Иерусалим, 1974), xxxiii-xxxiv; Карен Давиша, Советская внешняя политика в отношении Египта (Лондон, 1977), стр. 37-43; Патрик Сил, «Сирия», в книге «Холодная война и Ближний Восток» (ред.) Езид Сайиг и Ави Шлайм (Оксфорд, 1997), стр. 59–62; Ричард Б. Паркер, «Война в июне 1967 года: некоторые загадочные исследования», Middle East Journal 46 (2) 1992: 177–197; Уолтер Лакер, Дорога к войне 1967 года: истоки арабо-израильского конфликта (Лондон, 1968), стр. 230, 235; Фаваз Герджес, Сверхдержава и Ближний Восток: региональная и международная политика, 1955–1967 (Боулдер, Колорадо, 1994), с. 216; Хаим Герцог, Арабо-израильские войны: война и мир на Ближнем Востоке от войны за независимость до Ливана (Лондон, 1982), стр. 148-149. [назад]

[6] Этот исследовательский проект найден на некоторых документах из российских и восточноевропейских архивов. [назад]

[7] ААН КЦ ПЗПР 2632, стр. 359-360 [назад]

[8] Там же, стр. 360-362. [назад]

[9] Там же, стр. 366-367. [назад]

[10] Там же, стр. 368-369. [назад]

[11] Там же, стр. 370-372. [назад]

[12] Там же, стр. 372-373. [назад]

[13] Там же, стр. 376-379. [назад]

[14] Там же, стр. 379-383. [назад]

[15] Там же, стр. 383-385. [назад]

Ури Бар-ной получил докторскую степень. из ЛСЭ. Преподает советскую историю и дипломатию. Его исследования сосредоточены на послевоенной политике СССР в отношении Великобритании и холодной войне на Ближнем Востоке. В настоящее время занимается написанием нового исследования под названием: — Сдерживание Америки: Советский Союз, Великобритания и этап становления холодной войны, 1943-1955 гг. Он также разрабатывает курс бакалавриата по холодной войне для Открытого университета Израиля.[назад]

Международные отношения дипломатических документов Соединенных Штатов, 1941 г., общий, Советский Союз, том I

  1. Дом
  2. Исторические документы
  3. Международные отношения дипломатических документов США, 1941, Генерал, Советский Союз, Том I
  4. Документ 118

661. 6231/300: Телеграмма

Посол в Советском Союзе ( Стейнхардт ) государственному секретарю

Москва , 11 января, 1941.
[Поступила 11 января — 19:32]

51. Московская пресса сегодня утром публикует следующее коммюнике.

«О заключении хозяйственного договора между Союза Советских Социалистических Республик и Германии».

«Советско-германские экономические переговоры, продолжающиеся место в Москве с конца 19 октября40 были завершены подписание 10 января 1941 г. расширенного экономического соглашение. [Страница 119] соглашение подписал товарищ А. И. Микоян, Народный нарком внешней торговли Союза Советских Социалистических республики, от Советской партии и доктором К. Шнурре, посланником министерства иностранных дел от немецкой партии.

Новое соглашение основано на советско-германском экономическом соглашение от 11 февраля 1940 года5 и представляет собой дальнейший этап в реализация экономической программы, запланированной обоими правительствами в 1939 году. Соглашение регулирует товарооборот между Союз Советских Социалистических Республик и Германии до августа 1942. Сумма взаимных поставок, которую [она?] предусматривала очень значительно превышает масштаб первого договорного года. Союз Советских Социалистических Республик поставит в Германию промышленное сырье, нефтепродукты и продукты питания, особенно зерно; Германия поставит промышленное оборудование в Союз Советских Социалистических Республик.

Переговоры прошли в духе взаимопонимания и уверенность в соответствии с существующими дружественными отношения между Союзом Советских Социалистических Республик и Германия. Все экономические вопросы, в том числе те, которые возникшие в связи с присоединением новых территорий к Союз Советских Социалистических Республик были приняты в соответствии с интересами обеих стран»6.

Московская пресса сегодня опубликовала очередное сообщение.

«О заключении советско-германских договоров, регулирующих взаимные имущественные претензии в Литве, Латвии и Эстонии, а также как переселение».

«В последние недели велись переговоры в Риге и Каунас немецкой и советской делегациями в связи с переселение немецких граждан и лиц немецкого гражданство от литовского, латышского и эстонского советского Социалистических республик в Германию и в отношении переселение литовских граждан и лиц литовского, Русский и белорусский по национальности из Германии (бывший Мемельский и Сувалки) в Союз Советских Социалистических Республик. Эти переговоры завершились подписанием соглашений о 10 января, 1941 в городе Риге и городе Каунасе регулирующие все вопросы, связанные с переселением. В силу настоящих договоров вышеуказанные лица, которые имеют заявили о своем желании переселиться, могут сделать это в течение двух и полугода с даты подписания договоров в порядке, установленном настоящим соглашения.

[Страница 120]

Договор о переселении из и в Латвию и Эстония была подписана председателем Совета В. Бочкаревым7. правительственной делегацией, а также Ф. Бенцлером, председателем Немецкая правительственная делегация.

Соглашение о переселении из Литвы и в Литву было за подписью Н. Г. Позднякова8, председателя Совета делегацией и Г. В. Нельдеке, председателем Немецкого правительственная делегация.

Одновременно в Москве было подписано соглашение между Союз Советских Социалистических Республик и Германии регулирующий взаимные имущественные претензии, связанные с этим переселением.9

Договор подписали А.Я. Вышинский,10 заместитель Председателя Совета наркомов Советского правительства и доктора К. Шнурре, представитель Министерства иностранных дел в Правительство Германии».

Сегодня утром пресса также публикует коммюнике «относительно заключение договора между Союзом Советских Социалистических республики и Германии в отношении советско-германской границы от реки Игорка в Балтийское море» следующим образом:

«Договор подписан в Москве 10 января 1941 года между Союз Советских Социалистических Республик и Германия на советско-германской границе от реки Игорки до Балтийское море. 11 Этот договор устанавливает, что государственная граница между Советский Союз и Германия на указанной выше территории проходит по линии бывшей фактической государственной границы между Литвой и Польшей и далее по соглашения между Германией и Литвой от 29 января, 1928 г.12 и 22 марта 1939 г.»13.

В предыдущем коммюнике приводится полный текст этого соглашение о границе, в котором подробно описывается точный курс границы линия.

Steinhardt

  1. Это в Москве было подписано экономическое соглашение; текст см. Государственный департамент, Документы на немецком языке Внешняя политика, 1918–1945, Серия D, том. VIII, с. 762. См. также телеграмму. № 172, 13 февраля 1940 г., от поверенного в Советском Союзе. Союза и телеграммой № 186 от 18 февраля 1940 г. от Посол в Советском Союзе, Международные отношения, 1940, том. я, стр. 544 и 546, соответственно.↩
  2. Поверенный в Германии, Леланд Моррис, в депеше № 4262 от 18 января 1941 г. указывалось, что текст соглашения, которое расценивается как военное значение, по-видимому, не будет выпущено в Берлине». (661.6231/303) Более подробная информация о переговорах и содержание этого соглашения можно найти в документах по внешней политике Германии, 1918–1945, Серия D, том. xi.↩
  3. Владимир Борисович Бочкарев был советским Министр в Эстонии.↩
  4. Николай Георгевич Поздняков был советским министром в Литва.↩
  5. Поверенный в Германии, Леланд Моррис, написал в депеше № 4262, 18.01.1941, что информированный немецкий банкир утверждал, что «под Соглашение об урегулировании имущественных претензий Советский Союз обязан компенсировать Германии в размере свыше 200 000 000 марок на капитальные вложения в бывшем страны Балтии, а имущество, оставленное там фольксдойче, отправлено в Германию». (661.6231/303) Дополнительные материалы по этим темам будут найдено в документах по немецкому иностранному Политики, 1918–1945, Серия D, том. xi.↩
  6. Андрей Януарьевич Вышинский тоже был Помощник наркома иностранных дел Советский Союз.↩
  7. Текст этот договор напечатан в документах на Внешняя политика Германии, 1918–1945, серия D, об. xi. Для секрета протокол, подписанный в Москве 10 января 1941 г., согласно которому полоса литовской территории в Сувалкском районе был передан Советскому Союзу, см. Нацистско-советские отношения, 1939–1941 гг., п. 267; или документы о немецком иностранном Политики, 1918–1945, Серия D, том. xi. См. также телеграмму № 552, 5 марта 1940 г., от поверенного в Германии, Международные отношения, 1940, том. я, с. 548.↩
  8. Арбитражный договор и Соглашение о примирении, подписанное в Берлине; текст см. в Лиге. Серия договоров Наций, том. хс, с. 245.↩
  9. Договор о воссоединении Мемеля Район с Германским рейхом, подписанный в Берлине; для текст см.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *