Евпатий коловрат подвиг кратко: Героическая оборона Рязани от монгольских завоевателей (1237 г.). Подвиг Евпатия Коловрата

Героическая оборона Рязани от монгольских завоевателей (1237 г.). Подвиг Евпатия Коловрата

Захватив города Пронск, Белгород (современное с. Городец) и Ижеславль, монгольские войска под предводительством Батыя 16 декабря 1237 года подступили к стенам Рязани (столица Рязанского княжества до середины XIV в., ныне село Старая Рязань Спасского района Рязанской области). Столица Рязанского княжества была хорошо укреплена — высота земляных валов достигала десяти метров. На валах возвышались дубовые стены с бойницами и башнями. С наступлением морозов валы поливались водой, что делало их неприступными.

Но у монголов было численное преимущество, к тому же и опыта было значительно больше, чем у рязанской дружины и городского ополчения. Пользуясь многократным численным перевесом, они вели непрерывный штурм, меняя отряды штурмующих, тогда как рязанцы оставались на городских стенах и после двух-трех бессонных ночей теряли боевую готовность. «Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились», — пишет об этом автор «Повести о разорении Рязани Батыем».

После пяти дней осады 21 декабря 1237 года крепость была взята штурмом и сожжена.

Из «Повести о разорении Рязани Батыем»: «Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань месяца декабря в двадцать первый день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли, и иные многие от оружия пали. И в городе многих людей, и жен, и детей мечами посекли. А других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников их — князей киевских и черниговских — захватили. А храмы божии разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши».

Столица Рязанского княжества, насчитывавшая несколько десятков тысяч человек, принявшая еще большее количество бежавших сюда при приближении монголо-татарского войска, была полностью уничтожена, а каменные храмы разрушены. При обороне Рязани погиб князь Юрий Игоревич и члены его семьи.

Позже столица Рязанского княжества была частично восстановлена, но былого величия уже не достигла, и к середине середины XIV в. столица княжества перемещается в Переяславль Рязанский (ныне г. Рязань).

В комментариях к «Повести о разорении Рязани Батыем» Д.С. Лихачева, Н.С. Демковой, И.А. Лобаковой сказано, что точнее всего история разгрома Рязани изложена в Новгородской первой летописи, куда она попала, из недошедшей до нас Рязанской летописи. Повесть создана на основе структуры «летописной повести», затем она стала обрастать легендами: уже в XIV веке дополнена словами плача Ингваря Ингоревича, а в XV веке в повесть был включен эпизод о Евпатии Коловрате. Сама «Повесть о разорении Рязани Батыем» дошла до нас во многих списках, из которых древнейший – не ранее конца XV века.

Евпатий Коловрат

В «Повести о разорении Рязани Батыем» есть эпизод о рязанском вельможе Евпатии Коловрате, который по возвращении из Чернигова, где, будучи в составе делегации, добивался помощи в деле защиты от монголо-татар, увидел на месте Рязани пепелище. Имя Евпатия Коловрата не упоминается ни в одной летописи. В основе эпизода о Евпатии Коловрате лежат фольклорные источники.

Из «Повести о разорении Рязани Батыем»: «И один из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове вместе с князем Ингварем Ингоревичем. И услышал он о нашествии верного злу царя Батыя, и уехал из Чернигова с малою дружиною, и мчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустошенной: грады разорены, церкви сожжены, люди убиты.

И примчался в город Рязань и увидел, что город разорен, государи убиты и множество народа полегло: одни убиты мечом, а другие сожжены, иные в реке утоплены. Евпатий закричал в горести души своей и разгораясь сердцем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которые Богом сохранены были вне города.

И помчались вслед за безбожным царем, и едва смогли догнать его в Суздальской земле. И внезапно напали на отдыхавшее войско Батыево, и начали сечь без милости, и внесли смятение во все полки татарские. Татары стали как пьяные или обезумевшие. Евпатий так бился беспощадно, что и мечи притупились, и выхватывал <он мечи> татарские, и рубился ими. Татары думали, что это мертвые воскресли! Евпатий на полном скаку сражался с сильными полками и бил их беспощадно. И сражался с войсками татарскими так храбро и мужественно, что и сам царь испугался.

И едва удалось татарам захватить пятерых тяжело раненных воинов. И привели их к царю Батыю. Царь Батый и начал выспрашивать: «Какой вы веры и какой земли? И за что мне много зла сотворили?» Они же отвечали: «Веры мы христианской, слуги великого князя Юрия Ингоревича Рязанского, а воины Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингоревича Рязанского тебя, могучего царя, почтить, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую». Царь же удивился ответу их мудрому.

И послал сына шурина своего — Хостоврула, против Евпатия, а с ним и много войск татарских. Хостоврул же похвастался царю, что живым Евпатия к царю приведет. И окружили всех большие силы татарские, желая захватить Евпатия живым. Хостоврул же вступил в единоборство с Евпатием. Евпатий, богатырь силою, рассек Хостоврула надвое до самого седла. И начал сечь войско татарское и многих известных богатырей Батыевых побил, одних надвое рассекая, а иных до седла раскроил. Татары перепугались, видя, что Евпатий богатырь-исполин. И навели на него бесчисленное множество стенобитных орудий, и начали по нему бить из них, и с трудом убили его. И принесли тело его пред царя Батыя.

Царь Батый послал за мурзами, и за князьями, и за санчакбеями, и все стали дивиться храбрости, и силе, и мужеству рязанского воинства. И сказали они царю: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, ни отцы наши не поведали нам о таких. Ибо это люди крылатые и не имеющие <страха> смерти. Так храбро и мужественно они сражались: один бился с тысячей, а два — со тьмою. Никто не смог уйти от них живым со сражения!» Царь Батый, глядя на тело Евпатия, сказал: «О Евпатий Коловрат! Здорово ты меня попотчевал с малою своею дружиною! Многих богатырей сильной орды убил, и много войск пало. Если бы у меня такой служил, любил бы его всем сердцем». И отдал тело Евпатиево оставшимся в живых из его дружины, которые были захвачены в бою. И велел их царь Батый отпустить, не причинять никакого вреда».

В неравном бою Евпатий и его дружина пали, оставшись в памяти народа его заступниками и героями.

Памятники Евпатию Коловрату

В 2007 г. в Рязани на пересечении улицы Астраханской и Почтовой, напротив здания Рязанского почтамта, установлен памятник Евпатию Коловрату.

18 октября 2007 г. в рамках празднования 70-летия Рязанской области состоялось торжественное открытие памятника русскому богатырю Евпатию Коловрату на Лыбедском бульваре. Он стал одной из главных достопримечательностей города. Проект памятника был признан лучшим среди четырнадцати других, представленных на конкурс известными скульпторами из Рязани и Москвы. Монументальное произведение создано рязанским скульптором-любителем, декоратором, дизайнером Олегом Седовым и архитектором Владиславом Лаврентьевым. Высота скульптуры 4,6 м; общая высота композиции вместе с постаментом – 7 м.

Памятник Евпатию Коловрату установлен и в поселке городского типа Шилово Рязанской области.

По материалам книг, статей:

Повесть о разорении Рязани Батыем / подготовка текста, перевод и коммент. Д.С. Лихачева // Памятники литературы Древней Руси. XIII век. – М., 1981. – С. 184–199; 554–558.

Повесть о разорении Рязани Батыем / подготовка текста, перевод и коммент. И.А. Лобаковой) // Библиотека литературы Древней Руси.– СПб., 1997. Т. 5 : XIII век. – С. 140–156; 472–479 ; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4956 (дата обращения: 12.12.2017).

Коренева Е. Опять победил Седов // Рязанские ведомости. – 2006. – 30 июня.

Граков В. Сбылась мечта патриота // Мещерская сторона. – 2007. — № 43 (24 окт.). – С. 3, 12.

Открыт памятник Евпатию Коловрату // Панорама города. – 2007. — № 43 (24 окт.) – С. 3.

Сидорова О. Рукотворные легенды // Панорама города. – 2010. — № 23 (9 июня). – С. 65.

Агарев А.Ф. Рязанское княжество до вхождения в Московское государство / А.Ф. Агарев, В.П. Курышкин. — Рязань : Русское слово, 2008. — 48 с.

12.12. 2017

Евпатий Коловрат — история богатыря, героя рязанских народных сказаний

Главное

Евпатий Коловрат – легендарный русский богатырь XIII века, о котором рассказывается в «Повести о разорении Рязани Батыем». Евпатий во главе небольшого отряда русских воинов героически сражался и погиб в битве с татаро-монголами, отомстив им за уничтожение Рязани в 1237 году. Он является символом мужества и чести защитников Руси, которая погибает, но не сдается. Среди ученых нет единого мнения о том, является ли Коловрат реальной исторической фигурой или это легендарный образ. Евпатий Коловрат – герой многочисленных литературных и музыкальных произведений, кинофильмов и компьютерной игры.

История

Евпатий Коловрат (он же Евпатий Неистовый) родился около 1200 года, его родиной считают село Фролово Шиловской волости на Рязанщине. Коловрат был воеводой при дворе рязанского князя Юрия. Богатырь отличался огромной физической силой, был опытным воином, уважаемым командиром войска.

Когда началось вторжения Батыя на Русь, Юрий отправил послов к князю Чернигова за помощью. Среди посланников был и Евпатий. Вернувшись в Рязань, послы нашли лишь горы трупов и выжженную землю.

Коловрат во главе отряда в 1700 человек принял решение преследовать татар. Русские воины атаковали неприятеля из леса, разгромив их стан и нанеся монголам тяжёлое поражение («И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими»). Воины Батыя были язычниками и верили, что с ними сражаются не люди, а разгневанные духи павших рязанцев.

Обеспокоенный Батый развернул против отряда рязанцев большие силы. Монгольское войско несло тяжелейшие потери в схватке с горсткой русских. В сражении погиб Хостоврул, брат жены Батыя. Согласно преданию, Батый выслал посла к русским с вопросом: «Чего вы хотите?». «Только умереть!» — последовал ответ. На поле боя погиб Коловрат и весь его отряд, кроме шестерых израненных бойцов. После сражения Батый, сказал: «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!».

В знак уважения к мужеству русских Батый велел освободить пленных и отдать им тело Евпатия Коловрата для того, чтобы они могли похоронить его с почестями.

«Повесть о разорении Рязани Батыем», из которой мы знаем о Коловрате, была записана в XVI веке, через 300 лет после описанных в ней событий. Существует, как минимум, три варианта текста повести, где разнятся детали изложения событий. Современные исследователи подвергают сомнению существование Коловрата. Так, академик Дмитрий Лихачев считал, что рассказ о Коловрате «целиком обязан своим происхождением народному эпосу».

Состояние

На Рязанщине установлено три памятника Евпатию Коловрату. Один из них находится в поселке Шилово, второй — в деревне Фролово Шиловского района – предполагаемой родине Коловрата. Именем Евпатия Коловрата также названа улица в поселке Шилово.

Третий памятник находится в Рязани, на Почтовой площади, недалеко от Кремля. Отсюда начинается рязанский “Арбат” — пешеходная Почтовая улица. И этот образ Евпатия становится одним из символом Рязани.

Впечатления

В Рязани проводится спортивный фестиваль «Евпатий Коловрат» с соревнованиями по стритболу, мини-футболу, кросс-фиту, единоборствам, фигурному вождению велосипеда.

В Зарайском районе Московской области, на берегу реки Осетр реализуется проект «Кремль имени Евпатия Коловрата». Территория детинца (кремля) будет поделена на четыре основных сектора: гостевая зона, духовная, ремесленные мастерские, ратное «городище» – место для спортивных занятий и зрелищных мероприятий. В центре построят «княжий терем» – административно-гостинично-развлекательный комплекс.

В Кремле имени Евпатия Коловрата проводится популярный фестиваль исторической реконструкции «Зарайский ратный сбор» и Открытый международный музыкальный фолк-фестиваль «Зарайская слобода».

 

{{objectCandidate. short_description}}

Привязан к брендам:

  • {{brand.name}}

 

Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : ‘нет’}}

Автор описания:

{{objectCandidate.author}}

Сайт:

{{objectCandidate. site}}

Координаты:

{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object.name}}

Комментарии для сайта Cackle

Серж Танкян | Саундтреки, партитуры и многое другое!

Пресса и обзоры, баллы

Film Music Daily Staff

Музыка огромная, смелая, дерзкая и бесконечно интересная, но что особенно впечатляет, так это то, насколько утонченно она звучит. Несколько реплик выделяются неожиданной красотой, деликатностью или инструментальной изобретательностью. – Джонатан Брокстон, Movie Music UK

Хорошие ребята в Movie Music UK выпустили свой седьмой выпуск своих лучших саундтреков, выпущенных в Европе, и саундтрек Сержа Танкяна к Furious (сейчас играющий в некоторых кинотеатрах по всей Европе) входит в восьмерку шорт-листа. Если вы следите за карьерой Сержа Таннина вне System of a Down, то этот альбом вам обязательно нужно послушать. Партитура позволила ему «использовать этнические народные инструменты, огромный напыщенный оркестр и перкуссию, а также чертовы хэви-металлические гитары и несколько ударных» (9).0019 Loudwire ) См. полный список по адресу Movie Music UK .

 

Саундтрек уже доступен: [Загрузить/послушать]

Бесплатные обновления по электронной почте

Получайте новейший контент первым.

Мы уважаем вашу конфиденциальность.

FuriousСерж Танкян

Кассета, ноты, винил

Film Music Daily Staff

Ознакомьтесь с новыми выпусками этой недели, в которых представлены долгожданные The Rise of The Synths (Companion Album) , теперь доступен на виниле, кассете и в цифровом формате, включая бонус-треки! Также уже доступны новые Serj Tankian score, Furious: The Legend of Kolovrat плюс два новых предзаказа: The Ballad of Lefty Brown (партия H. Scott Salinas ) и Star Trek: Discovery (счет Джеффа Руссо ). См. ниже, чтобы получить доступ к ссылкам для загрузки и потоковой передачи ваших новых любимых саундтреков и многого другого.

Продолжить чтение Новая музыка в пятницу: «The Rise of The Synths» на виниле + кассета, партитура Сержа Танкяна «Furious» + еще →

FuriousНовая музыка в пятницуСерж ТанкянЗвездный путь: ДискавериБаллада о Левти БраунГламур и Скволортвосстание синтезаторовЧто нового

Пресса и обзоры, баллы

Film Music Daily Staff

Динамичная смесь метала, фолка и неоклассики, саундтрек Танкяна «Форсаж — Легенда о Коловрате» является прямым продуктом двойной страсти певца System of a Down к истории и боевикам. — Магазин револьвера

 

Сегодня в Revolver дебютирует «Тема Коловрата» Сержа Танкяна (System of a Down) — слушать здесь . Трек из Furious (оригинальный саундтрек к фильму) выйдет в пятницу, 8 декабря, на Lakeshore Records. Поклонники, следившие за творчеством Сержа в мире киномузыки, будут рады услышать эту эпическую отсылку к боевику-фэнтези, основанному на истории XIII века о Евпатии Коловрате, русском рыцаре, защитившем свою страну от тысяч монгольских воинов.

 
Предзаказ Альбом: [iTunes]

Централ Партнершип представляет фильм ЯРОСТЬ — ЛЕГЕНДА О КОЛОВРАТЕ, который вышел в прокат в России и теперь идет в Эстонии и Литве.

 

FuriousСерж ТанкянSystem of a Down

Пресса и обзоры, баллы

Film Music Daily Staff

Это мощная фигура, и вы можете просто представить, как будет происходить битва. — Чад Чайлдерс, Loudwire

 

Слушайте «Ambush» от Грэмми ® — исполнителя и композитора, обладателя нескольких платиновых наград

Серж Танкян , из грядущего фильма «Форсаж» (оригинальный саундтрек к фильму) эксклюзивно на Loudwire!  Также узнайте больше о его работе над Furious,  о его недавнем выпуске Intent To Destroy и о том, как он обнаружил ошибку подсчета очков .   Саундтрек Furious выходит в пятницу, 8 декабря, на Lakeshore Records! Смотрите список треков ниже.

Говорит Танкян: «Я большой поклонник исторических боевиков, поэтому я рад возможности создать свой первый эпический саундтрек к «Форсажу». Мы использовали полный оркестр с эпической перкуссией, огромный хор, этнические инструменты и целую стену электрогитар. Это действительно офигенный результат».

Предзаказ Альбом: [iTunes]

Продолжить чтение ЭКСКЛЮЗИВ! Послушайте саундтрек Сержа Танкяна «Засада» к фильму «Форсаж: Легенда о Коловрате» | Громкопровод →

FuriousIntent To DestroyСерж Танкян

Новости кино, баллы

Film Music Daily Staff 3 комментария

Познакомьтесь с этими новыми релизами с партитурами известных композиторов! Но мы не остановимся на достигнутом. Продолжайте читать, потому что мы получили долгожданный предзаказ на эпическую антологию музыки из самых знаменитых франшиз жанра ужасов.

Продолжить чтение Новые выпуски саундтреков: Леди Берд, Долорес, Intent To Destroy + Еще →

ДолоресНамерение уничтожитьДжон БрайонЛеди БёрдМарк КилианСерж Танкян Подписаться и следить:

Искать:

краткое содержание.

Историческая литература

«Повесть о разорении Рязани Батыем», краткое содержание которой нас интересует, является летописным произведением. Неизвестный автор в нем повествует о трагических событиях, произошедших в 1237 году. Отметим, что на сегодняшний день ученые, изучавшие этот памятник литературы, обнаружили 11 изданий произведения. Они представлены более чем в шестидесяти списках.

О чем эта работа?

Важные вопросы затрагивают «Сказание о разорении Рязани Батыем». Изложим его краткое содержание, сказав несколько слов о смысле этого труда. Неизвестный автор смог одновременно показать и печальные и гибельные последствия, к которым приводит раздробленность Руси, и доблесть простых воинов и князей, неустрашимость русских воинов перед лицом смерти. Основной мотив этого произведения – прославление доблести и отваги защитников Рязани, мужественно противостоящих врагу. Все эти темы традиционны для своего времени. Литература Древней Руси не очень богата в идеологическом отношении. Однако он ценен тем, что идеально отражает эпоху. Литература Древней Руси знакомит нас с мировоззрением наших далеких предков, поднимает наиболее актуальные в то время вопросы. Ей это интересно. Простые исторические факты не могут передать дух времени, на это способна только литература.

Автор рассказывает о подвиге, совершенном Евпатием Коловратом. С небольшим отрядом воинов он решил выступить против бесчисленных войск татар. Однако, несмотря на явный дефицит сил отряда, Евпатии удалось посеять страх в среде врага. Даже Батый был поражен мужеством русских, не боящихся смерти. Они не покидали поле боя до самого конца. Русские воины предпочли умереть свободными, нежели попасть в рабство к Батыю. Об этом и рассказывает автор, написавший «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Аннотация: начало рассказа

Итак, в 6745 году от сотворения мира (от Рождества Христова — в 1237-м), через 12 лет после чудотворной иконы свв. Был переведен в Рязань из Херсонеса. Николая, на Русь пришло огромное войско татар. Возглавил его хан Батый. Отметим, что произведение написано на основе исторических фактов. Древнерусский автор описал то, что было на самом деле. Произведение относится к категории «историческая литература». Автор воссоздает образ и события прошлого. Историческая литература опирается на исторические данные, но для нее характерен и творческий вымысел, без которого искусство невозможно.

Войско остановилось у Рязанских земель. Хан отправил своих послов к Юрию Ингваревичу, рязанскому князю. Он потребовал уплаты дани в размере десятой части всех богатств, которыми владеет Рязанская земля.

Князь немедленно отправил во Владимир с просьбой о помощи своих гонцов. Этим городом правил Георгий Всеволодович. Однако он не ответил на звонок. Тогда Юрий Ингваревич созвал консилиум. Он пригласил к себе своих братьев, а также других князей. Совет должен был решить, как смягчить дары Батыя, чтобы он не пошел войной на русские земли.

Федор не подчиняется Батыю

Рязанский князь послал с дарами своего сына Федора к татарскому хану. Батый взял их и лживо пообещал не начинать войну с Рязанью. За это он стал требовать дочерей и сестер князей в наложницы. Рязанский дворянин, взбешенный завистью, сообщил хану, что у Федора Юрьевича есть рязанская супруга из царской семьи. Кроме того, она красивее всех остальных женщин города.

Безбожный хан Батый обратился к князю с требованием привести к нему царевну. Однако Федор Юрьевич бесстрашно ответил ему, сказав, что несправедливо христианам вести своих жен к безбожному царю за блуд. Супруги своего Батыя будут владеть только тогда, когда он сможет победить россиян. Тогда хан приказал воинам убить этого мятежного князя, а также всех прибывших с ним. Он приказал бросить тела убитых в диких зверей.

Гибель жены Федора и его сына

Однако одному из приближенных князя удалось выжить. Он тайно унес тело Федора и предал его земле, после чего пришел к княгине Евпраксии, своей жене, и рассказал, как умер ее муж. Получив такое печальное известие, принцесса бросилась вниз с высокой башни и разбилась насмерть. На руках она держала Ивана, своего сына, который тоже погиб.

Юрий Ингваревич решает дать отпор врагу

О трагических событиях нам рассказывает «Повесть о разорении Рязани Батыем». Герои сказки всеми силами пытались бороться с врагом. Юрий Ингваревич, рязанский князь (отец Федор), прослышав о том, что случилось с его сыном, долго скорбел с женой и родственниками. Весь город оплакивал смерть Федора. Юрий Ингваревич решил отомстить своим врагам. Он собрал армию. В первую очередь Юрий обратился с молитвой к Богу. Он попросил его помощи в уничтожении врагов. После этого князь повернулся к своим воинам. Он сказал им, что они получили добро из рук Господа, поэтому стоит страдать и зло. Лучше смертью добыть себе вечную славу, чем быть во власти нечистых. Юрий Ингваревич сказал, что готов раньше всех испить посмертную чашу за христианскую веру, за храмы Божии и за родину великого князя Ингвара Святославича.

Рязанский князь ходил в церковь и молился здесь Николаю Чудотворцу, а также Борису и Глебу, который был родственником. Затем он попрощался с женой и получил благословение от священников. Князь пошел в поход против отрядов Батыя.

Бой Юрия Ингваревича с Батыем

Бой произошел на рязанских рубежах. Она была беспощадной и долгой. Много татарских воинов пало, и Батый испугался.

Однако его войско было намного больше, чем войско рязанского князя. Неизвестный автор отмечает, что силы Батёва велики и непобедимы. Настолько, что одному рязанцу приходилось сражаться с тысячей врагов, а двум — с десятью тысячами. В этой битве погибли и рязанский князь, и его братья, и многие другие воины, воевода и князья. Впрочем, не только это «Сказание о разорении Рязани Батыем». Автор пишет, что никто из русских воинов не убоялся смерти, не повернул назад — вот что важно. А нашествие Батыя было за грехи человеческие по воле Божией.

Олег Ингваревич, один из братьев князя, живьем пленил татар. Он был жестоко ранен. Сначала Батый хотел сохранить Олегу Ингваревичу жизнь, если тот примет его веру. Однако князь отказался от этого предложения, назвав хана врагом христианства и атеистом. Бату был в ярости. Он приказал разрубить Олега Ингваревича.

Батый завоевывает русские города

Хан пошел дальше по русской земле. Отряды сжигали города и убивали всех без пощады. Так были разорены Бель, Пронск, Игеславец. Они были полностью стерты с лица земли — почти все жители этих городов были убиты. И случилось это несчастье за ​​грехи людей.

Как пала Рязань

Батый со своим войском пришел под стены Рязани. Он осадил город. Бой длился пять дней. Воины хана сменяли друг друга. Без отдыха жители города дрались. Многие из них были ранены, многие убиты. Рано утром, в шесть часов, войска Батыя подошли к городу со стенобитными орудиями, с фонарями и бесчисленными лестницами. 21 декабря им удалось взять Рязань.

Завоеватели пошли в церковь. Здесь жила мать рязанского князя, а также другие княжны. Все они были срублены мечами. Погибли и священники: кто-то от мечей неприятельских, а многие были сожжены в церкви. Население города было истреблено, в том числе женщины и дети. Одних утопили в реке, других убили из оружия. Враги разрушили Рязань и сожгли город. Неизвестный автор отмечает, что в нем не осталось ни одного живого существа. Не было ни плача, ни стонов. Все вместе лежали мертвые. И причина всего этого — человеческие грехи.

Батый идет дальше со своими войсками. Он идет во Владимир и Суздаль, хочет завоевать все Русское государство, разрушить храмы и полностью искоренить христианскую веру.

Бравая дружина Евпатия Коловрата

Ингвар Ингваревич, брат рязанского князя, находится в это время в Чернигове, и с ним Евпатий Коловрат, рязанский дворянин. Они идут на помощь рязанцам, но опаздывают, когда город уже разрушен. Евпатий решает собрать войско и сразиться с татарами. Он нападает на Батыя внезапно и дерется так, что «мечи тупятся». Удаль и мужество русских, в частности евпатийских коловратов, поражают врага. Хостоврул, зять Батыя, хвастается, что возьмет Евпатию живой со своими воинами. Коловрат и Хостоврул сходятся в поединке. Русский богатырь «до седла» рассекает сводного брата Батыя. Однако татарам удается убить Коловрата. Но даже мертвого Евпатия они боятся. Автор отмечает, что враги испытывают уважение к русским храбрецам. Но Батый говорит, что если бы с ним служил такой человек, как Коловрат, то он приблизил бы его к себе.

Восстановление Рязани

Приближается финал «Сказки о разорении Рязани Батыем». Основная идея произведения, как вы уже поняли, — прославление доблести русских воинов.

Ингвар Ингваревич скорбит о родных, матери и братьях. Он приказывает найти трупы Олега Ингваревича, Юрия Ингваревича, Федора Юрьевича и др. С христианскими почестями хоронит жену и сына Федора. Ингвар Ингваревич ныне рязанский князь. Он обновляет город: строит новые монастыри, церкви, собирает людей. «Повесть о разорении Рязани Батыем», краткое содержание которой вы только что прочитали, заканчивается тем, что христиане стали отрадою, так как Бог избавил их от безбожного Батыя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *