Анализ IV действия пьесы М. Горького «На дне»
В пьесе «На дне», написанной М. Горьким в 1902 году, с особой яркостью проявились существенные особенности драматургии Горького. Он утвердил в драматургии новый тип общественно-политической драмы. Его новаторство проявилось и в выборе драматического конфликта, и в методе изображения действительности. Конфликт в пьесах Горького всегда выражен не внешне, а во внутреннем движении пьесы. Главный конфликт, положенный в основу пьесы «На дне», — это противоречие между людьми «дна» и порядками, которые низводят человека до трагической участи бездомного бродят. Острота конфликта носит у Горького социальный характер. Он заключается в столкновении идей, в борьбе мировоззрений, социальных принципов. Важную роль играет композиция пьесы. В небольшой экспозиции первого акта зритель знакомится с обстановкой ночлежки Костылева, с героями, обитающими в этой ночлежке, их прошлым. Завязка — это появление в ночлежке странника Луки, его борьба за души погибающих людей. Развитие действия — осознание ночлежниками всего ужаса своего положения, зарождение надежды на изменение жизни к лучшему под влиянием «благостных» речей Луки, кульминация- нарастание напряженности действия, завершающееся убийством старика Костылева и избиением Наташи. И наконец, развязка — это полное крушение надежд героев на обновление жизни: умирает Анна, трагически кончает жизнь самоубийством Актер, арестован Пепел.
Важную роль в композиции пьесы играет IV действие. Авторская ремарка подчеркивает те изменения на сцене, которые произошли с первого акта: «Обстановка первого акта. Но комнаты Пепла — нет, переборки сломаны. И на месте, где сидел Клещ, — нет наковальни… На печи возится и кашляет Актер. Ночь. Сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. На дворе — ветер». В начале действия участвуют в диалоге Клещ, Настя, Сатин, Барон и Татарин. Они вспоминают Луку, и каждый старается выразить к нему свое отношение: «Хороший был старичок!.. А вы… не люди… вы — ржавчина!» (Настя), «. Любопытный старикан… да! И вообще… для многих был… как мякиш для беззубых…» (Сатин), «Он… жалостливый был.,, у вас вот… жалости нет» (Клещ), «Как пластырь для нарывов» (Барон), «Старик хорош был… закон душе имел! Кто закон душа имеет — хорош! Кто закон терял — пропал» (Татарин). Итог подводит Сатин: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей…» Слово «проквасил» как нельзя лучше отражает суть обстановки, сложившейся в ночлежке после ухода старика. Началось брожение, все сложности, конфликты обострились, самое главное — появилась хоть слабая, но надежда: вырваться из «подвала, похожего на пещеру», и зажить нормальной человеческой жизнью Эго хорошо понимает Клещ. Он говорит: «Поманил их куда-то… а сам дорогу не сказал…» Слова Клеща о том, что старик не любил правда, вызывают возмущение Сатина, и он произносит монолог о правде и лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Сатин объясняет ночлежникам, почему старик врал: «Он врал., но — это из жалости к вам, черт вас возьми!» Но сам Сатин не поддерживает эту ложь и говорит почему: «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая. .. ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода…» Нет, такая ложь Сатину не нужна, потому что он свободный человек: «А кто сам себе хозяин., кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь?» Слова Сатина, вспоминающего высказывание старика: «Всяк думает, что для себя проживает, ан выходят, что для’лучшего!» — заставляют ночлежников внимательно прислушаться. «Настя упорно смотрит в лицо Сатина Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары».
Осмысливая слова Луки, Барон вспоминает свою прошлую жизнь: дом в Москве, дом в Петербурге, кареты с гербами, «высокий пост… богатство… сотни крепостных… лошади… повара…». На каждую реплику Барона Настя отзывается словами: «Не было этого!», чем доводит Барона до бешенства. Сатин глубокомысленно замечает: «В карете прошлого — никуда не уедешь…»
Продолжающаяся перепалка между Настей и Бароном заканчивается взрывом ненависти со стороны Насти: «Всех бы вас. .. в каторгу… смести бы вас, как сор… куда-нибудь в яму!.. Волки! Чтоб вам издохнуть! Волки!» И в этот момент Сатин переключает внимание на себя, произнося свой знаменитый монолог о человеке. По мысли Сатина, человек свободен в своем выборе отношения к вере, и к жизни, к ее устройству, ее порядку: «Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!-.. Человек — вот правда!» Зрелость суждений Сатина всегда поражала. Однако впервые он поднимается до осознания необходимости совершенствования мира, хотя дальше этих рассуждений он идти не может: «Что такое человек?.. Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!.. Выпьем за человека, Барон!» Так говорит шулер и анархист, бездельник и пьяница. Странно слышать от него эти слова Сам Горький понимал, насколько эти речи не соответствуют Сатину. Он писал, «…речь Сатина о человеке-правде бледна. Однако, кроме Сатина, ее некому сказать, и лучше, ярче сказать — он не может…»
В ночлежке появляются Бубнов и Медведев. Оба навеселе. Бубнов угощает обитателей ночлежки и отдает все свои деньги Сатину, так как чувствует к нему расположение. Ночлежники затягивают любимую песню «Солнце всходит и заходит». По-прежнему темна и грязна ночлежка. Но в ней, однако, поселяется какое-то новое чувство всеобщей взаимосвязанности. Приход Бубнова усиливает это впечатление: «Где — народ? Отчего здесь людей нет? Эй. вылезай… Я… угощаю!» Внешняя причина — «отвести душу» (у него появились деньги). Внутреннее состояние этого человека, пришедшего «петь… всю ночь», полно давней застарелой горечи «Запою… заплачу!» В песне: «…мне и хочется на волю, да цепь по рвать не могу…» — все они хотят страдать свою несчастную судьбу. Вот почему Сатин на неожиданное известие о самоубийстве Актера откликается заключающими драму словами: «Эх. .. испортил песню… дурак!» Столь резкий отзыв на трагедию несчастного имеет и другой смысл: уход Актера — результат гибели его иллюзий, шаг человека, не сумевшего осознать подлинной правды. Каждый из последних трех актов «На дне» кончается смертью: Анны, Костылева, Актера. Философский подтекст пьесы вскрывается в финале второго действия, когда Сатин кричит: «Мертвецы — не слышат! Мертвецы не чувствуют… Кричи… реви… Мертвецы не слышат!..» Прозябание в ночлежке мало чем отличается от смерти Обитающие здесь босяки так же глухи и слепы, как мертвецы Только в IV действии происходят сложные процессы в душевной жизни героев, и люди начинают что-то слышать, чувствовать, понимать. «Кислотой» невеселых раздумий очищается, как «старая, грязная монета», мысль Сатина. Именно здесь заключается главный смысл финала пьесы.
Анализ 4 действия пьесы М. Горького «На дне» (На дне Горький)
Человек! Это великолепно!
М. Горький
Драма «На дне» возникла как результат широких жизненных наблюдений и философских исканий писателя.
Первые три акта пьесы – борьба Луки за души брошенных на «дно». Лука увлекает людей иллюзией будущей радости, миражом достижимого счастья. Убийство Костылева в конце третьего акта и последующие события четвертого акта знаменуют собой поворот в развитии пьесы: начинается развязка. Жизнью проверена справедливость теории спасительной лжи. Каторга, голод, бесприютность, пьянство, неизлечимые болезни – все это, приводящее к гнетущей безнадежности, яростной злобе и самоубийству – естественный результат развеявшегося миража.
Четвертое действие раскрывает серьезные последствия пережитого, поскольку, по выражению Сатина, «старик проквасил нам сожителей». Босяки задумываются: «Как, чем жить?». Барон выражает общее состояние, сознавшись, что он раньше «никогда и ничего не понимал», «жил, как во сне», он замечает в раздумье: «… ведь зачем-нибудь я родился…» То же недоумение связывает всех. Складывается совсем не похожая на предшествующую атмосфера общения. Люди слушают друг друга. Философии утешающей лжи и мелкой унижающей «правды» драматург противопоставляет идею суровой, большой правды.
Впервые в ночлежке раздается серьезная речь, ощущается боль из-за погибшей жизни. Приход Бубнова усиливает это впечатление. «Где народ? — восклицает он и предлагает…петь…всю ночь, отрыдать свою бесславную судьбу». Вот почему Сатин откликается на известие о самоубийстве актера резкими словами: «Эх,…испортил песню…, дурак!»
Своеобразной особенностью в развитии действия пьесы является то, что драматизм посредством осторожных намеков позволяет предугадывать дальнейшее течение событий в жизни героев. Писатель не стремится к эффектным ситуациям. Взаимоотношения обитателей ночлежки при всей своей напряженности неизбежно вытекают из условий жизни «дна», в них нет ничего необычного.
События в жизни многие героев пьесы намечены в произведении. Возьмем, к примеру, Клеща, и проследим его судьбу от первого до четвертого акта. В первом действии он еще стремится подняться со «дна», куда его бросила безработица: «Вылезу,… кожу сдеру, а вылезу». Во втором действии клещ находится в состоянии растерянности: на похороны жены нет денег, да и вообще «он не знает, чего же ему теперь делать». В четвертом акте он уже примиряется с неизбежностью: борьба невозможна, будущая участь ясна.
В четвертом акте далее развиваются сюжетные линии отношений героев. А некоторые из них завершаются. Так, например, подходит к логическому концу линия потерявшего работу и опустившегося «на дно» слесаря Клеща.
Кульминацией четвертого действия становится монолог Сатина, его страстный призыв «уважать человека». «Не жалеть, не унижать его… жалостью…» Этот монолог – авторская декларация. Здесь немало собственно горьковских мыслей о жизни.
Диалогов в заключительном действии практически нет, все принимают участие в разговоре. Можно сказать, что это многоголосый диалог.
Четвертый акт насыщен афоризмами, некоторые из которых превращаются буквально в лозунги: «Человек – вот правда!», «Кто слаб душой… — тем ложь нужна…», «Ложь – религия рабов и хозяев…», «Правда – бог свободного человека».
Название «На дне» вызывает чувство какой-то недосказанности. Так и хочется поставить многоточие.
Подводя итог анализа четвертого действия пьесы М. Горького «На дне», можно сказать, что автор всем развитием событий показал, что ложное утешение и даже сочувствие не изменяют жизни. Финал существования людей, поверивших успокоительную ложь, явно говорит об этом: самоубийство Актера, гибель Пепла, исчезновение Наташи, безнадежность Насти были ответом на рассказы о той «обетованной земле», которая им «уготована».
Сон в летнюю ночь Акт IV, сцена I Краткое изложение и анализ
Краткое изложение: Акт IV, сцена I
Рука [мужчины] не способна ощутить вкус, язык его — постичь, а сердце — сообщить, что мне приснилось.
См. «Важные цитаты с объяснением»
Пока афинские любовники спят в роще, входит Титания с Боттомом, все еще с ослиной головой, и их волшебными служанками. Титания велит Боттому лечь, положив голову ей на колени, чтобы она могла вплести розы в его волосы и поцеловать его «прекрасные большие уши» (IV.
i.4). Боттом приказывает Гороховому цветку почесать ему затылок и отправляет Паутинку найти ему немного меда. Титания спрашивает Боттома, голоден ли он, и он отвечает, что у него странный аппетит к сену. Титания предлагает послать фею за орехами из беличьего запаса, но Боттом говорит, что он предпочел бы горсть сушеного горошка. Зевнув, он заявляет, что очень устал. Титания велит ему спать у нее на руках и прогоняет фей. Глядя на голову Нижнего, она восклицает: «О, как я люблю тебя, как я без ума от тебя!» и они засыпают (IV.i.42).Пак и Оберон выходят на поляну и комментируют успех мести Оберона. Оберон говорит, что ранее он видел Титанию в лесу и насмехался над ней из-за ее любви к безголовому Нижнему; он попросил у нее индийского ребенка, пообещав снять чары, если она отдаст его, на что она согласилась. Удовлетворенный, Оберон наклоняется над спящей Титанией и произносит заклинание, чтобы отменить любовное зелье. Титания просыпается и с удивлением обнаруживает, что спит с похожим на осла Боттомом.
На рассвете Тесей, его спутники, Ипполита и Эгей входят, чтобы услышать лай гончих Тесея. Они поражены, обнаружив спящих на поляне афинских юношей. Они будят их и требуют их рассказа, который юноши лишь частично могут вспомнить — им предыдущая ночь кажется такой же нереальной, как сон. Им ясно лишь то, что Деметрий и Елена любят друг друга, как Лисандр и Гермия. Тесей приказывает им следовать за ним в храм на большой свадебный пир. Когда они уходят, Боттом просыпается. Он говорит, что ему приснился чудесный сон и что Питер Айва напишет балладу о своей мечте, чтобы исполнить ее в конце их пьесы.
Прочитать перевод Акта IV, сцены I
Анализ
Акт IV, состоящий всего из 300 строк, является самым коротким и переходным из пяти актов «Сон в летнюю ночь» . Первые три служат соответственно для представления персонажей, создания комической ситуации и развития комедии; Четвертый акт завершает конфликт и ведет к счастливому концу пятого акта. Пожалуй, наиболее примечательна скорость, с которой разрешается конфликт и заканчивается фарс; Несмотря на вездесущий хаос в третьем акте, все, что необходимо для решения вопроса, — это немного зелья на веки Лисандра и прощение Обероном своей жены. Кульминационный момент между Титанией и Обероном, во время которого она соглашается отдать ему индийского мальчика, даже не показан на сцене, а просто описан.
Подробнее о структуре рассказа и жанре пьесы.
Хотя любовь Деметриуса к Елене является побочным продуктом волшебного зелья, а не выражением его естественных чувств, любовь была уравновешена, что позволило завершиться традиционным браком. Как это часто бывает у Шекспира, драматическая ситуация тесно связана с обстоятельствами внешней среды; как только конфликт заканчивается и среди персонажей восстанавливается подобие порядка, всходит солнце. В 9 нет настоящей кульминации0019 Сон в летнюю ночь; , как только сценарий достигает подходящей степени сложности и веселья, Шекспир просто призывает магию фей, чтобы развеять все конфликты. С восходом солнца новое появление Тесея и Ипполиты, символизирующих силу и структуру внешнего мира, начинает рассеивать волшебный сон пьесы.
Подробнее о Тесее и Ипполите как символах власти и порядка.
Тесей и Ипполита заканчивают пьесу. Они являются чрезвычайно важными фигурами как в его начале, так и в его конце, но полностью исчезают во время основного действия в волшебном лесу. Герцог и его невеста-амазонка романтизированы в пьесе, но они принадлежат исключительно немагическому бодрствующему миру, где они полностью контролируют свои чувства и действия. Важный элемент царства сновидений, как понимают влюбленные после пробуждения в оцепенении, заключается в том, что человек не контролирует ни себя, ни свое окружение. Таким образом, лес и феи помогают любовникам ощутить свой опыт как сон, даже если действие происходит в основном во время их бодрствования.
Узнайте больше о контрасте между городом и лесом.
Итоги недели 2 — Центр действия и созерцания
Предвзятость снизу: неделя 2
Итоги: воскресенье, 27 марта — пятница, 1 апреля 2016 г. с его точки зрения, пока вы не залезете в его шкуру и не будете ходить в ней. — Харпер Ли (Санди)
Основными принципами справедливости Иисуса были простая жизнь, смирение и любовь к ближнему. (понедельник)
Только обращенные люди, находящиеся в единстве и с болью мира, и с любовью к Богу, готовы читать Библию с правильной парой глаз и с соответствующим уклоном, то есть со стороны бессилия и страдания стороны власти и контроля. (Вторник)
Один из самых преображающих опытов — это войти в некую форму личной солидарности с беспомощными. (Среда)
Почему Библия и почему Иисус говорит нам заботиться о бедных и посторонних? Это нужно не только для того, чтобы помочь им, но и потому, что нам нужно стоять на этой позиции для нашего собственного обращения.
Пусть мы устанем спать и попросим плоти, которая чувствует, плачет и даже истекает кровью из-за безмерных страданий нашего мира сегодня. (Пятница)
Практика: Молитва тишины
Я считаю, что это особенно важно для тех из нас, кто чувствует себя комфортно и привилегированно — независимо от того, являемся ли мы белыми, финансово обеспеченными, мужчинами или обладаем каким-либо другим социальным «преимуществом»— воспитывать созерцательный ум. Только глазами Божественного Свидетеля мы можем научиться видеть то, к чему мы большей частью слепы. Только когда мы слушаем от Истинного Я, а не от защитного эго, мы можем услышать правду о себе и несправедливой системе, в которой мы участвуем.
Кристен Кливленд, один из наших спикеров CONSPIRE в июле этого года, недавно написала о том, что безнадежность на самом деле является привилегией. [1] Те из нас, кто благополучен и спокоен, могут позволить себе роскошь чувствовать отчаяние.
Легко оглянуться на нашу неэффективную политику, повсеместный расизм, несбалансированное распределение богатства и изменение климата и стать ошеломленным. . . а потом отключился. Но те, кто угнетен или тесно связан с системным страданием, обладают наибольшей способностью — и чувствуют наибольшую неотложность — для надежды и сострадания.Будучи белым образованным американским священником, я понимаю, что имею привилегию по многим причинам. По своему собственному опыту я знаю, что мне нужна созерцательная практика, чтобы перенастроить свой разум. Какая-то форма молитвы тишины необходима, чтобы коснуться меня на бессознательном уровне, на уровне, где происходит глубокая и продолжительная трансформация. С места молитвы я могу яснее понять, что мне нужно сделать, и иметь мужество сделать это.
Единое сознание — осознание того, что мы все едины в Любви — закладывает прочную основу для социальной критики и актов справедливости. Я надеюсь, что вы позволите Богу показать вам, как мыслить и жить по-новому, так, чтобы удовлетворить самые насущные нужды нашего времени на этой планете.