Н в гоголь отмечал что египетская архитектура массивна но: Н. В. Гоголь отмечал, что «египетская архитектура … массивна, стройность и простота … с нею неразлучны, главный же её характер

Синтез науки — архитектуры — религии как предмет лингвоимагологического описания (на материале публицистики Н. В. Гоголя) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

[взаимосвязь литературы и языка]

Л. П. Иванова

СИНТЕЗ НАУКИ — АРХИТЕКТУРЫ — РЕЛИГИИ КАК ПРЕДМЕТ ЛИНГВОИМАГОЛОГИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ

(НА МАТЕРИАЛЕ ПУБЛИЦИСТИКИ Н. В. ГОГОЛЯ)

LYUDMILA P. IVANOVA

SYNTHESIS OF SCIENCE, ARCHITECTURE AND RELIGION AS A SUBJECT OF LINGUOIMAGOLOGICAL DESCRIPTION

(ON THE MATERIAL OF NIKOLAY V. GOGOL’S PUBLICIST WORKS)

В статье постулируется лингвоимагология как новое направление языкознания, позволяющее объединить в рамках одного исследования явления, принадлежащие разным отраслям человеческой культуры, в данном случае — синтез науки — архитектуры — религии в творческом сознании великого русского писателя Н. В. Гоголя. Он создает яркие и выразительные описания различных строений, в которых характер используемых тропов и фигур непосредственно связан с простотой или вычурностью архитектурного стиля, обусловленного в творческом сознании автора религией, образом жизни, мировоззрением народа.

Ключевые слова: лингвоимагология, творческое сознание, архитектура, религия, наука, Н. В. Гоголь.

In the article, linguoimagology is postulated as a new linguistic trend which allows to combine in a single study phenomena that belongs to different branches of human culture, in this case the synthesis of science, architecture and religion in the great Russian writer Nikolay V. Gogol’s creative consciousness. He creates vivid and expressive descriptions of the various buildings in which the character of tropes and figures used directly relate to the ease or pretentiousness of the architectural style which is due to the religion, way of life, people’s worldview in the creative consciousness of the author.

Keywords: linguoimagology, creative consciousness, architecture, religion, science, Nikolay V. Gogol.

Современным исследованиям тесно в рамках какой-либо одной науки, в лингвистике это, например, проявляется в активизации синергетического анализа. Ю. С. Степанов подчеркивал, что перед ученым формируется проблема, и он сам должен определить, с позиций каких наук ее надо решать. Полипарадигмальный подход в рамках языкознания уже получил широкое распространение (см., напр.: [2]). По всей вероятности, настало время еще более расширить пределы изучения, чему может способствовать лингвоимагологический анализ.

Мы посвятили лингвоимагологии как новому направлению лингвистики целый ряд статей и докладов на различных конференциях. Чтобы не повторяться, в общих чертах отметим, что объектом лингвоимагологии является имидж (образ) одного народа или страны в глазах другого народа*. Народная точка зрения представляется прежде всего в фольклоре, а также в произведениях выдающихся представителей данного народа, поскольку они отражают народное мировидение. Н. В. Гоголь писал: «Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами» [1: 34-35]. Поскольку языковая личность отражается, по наблюдениям Ю. Н. Караулова, во всех

Людмила Петровна Иванова

Доктор филологических наук, профессор Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова (г. Киев, Украина) ► [email protected]

52

[мир русского слова № 1 / 2015]

созданных ею текстах, постольку материалом для лингвоимагологического анализа могут служить художественные тексты, мемуары, эпистолярий, путевые заметки, публицистика, содержащие описание и оценку других народов и стран. Фольклор в указанном аспекте дает неизмеримо меньше материала. Конечно, есть так называемые «этнические анекдоты», отдельные пословицы и поговорки, однако в них закреплены, как правило, ушедшие представления (например, незваный гость хуже татарина). По нашим наблюдениям, оценка того или иного народа в зависимости от целого ряда политических, исторических и других обстоятельств может меняться (сравним оценку немцев эпохи Петра Великого — Первой мировой — Великой Отечественной войны — наших дней), поэтому в лингвоимагологических исследованиях очень важен хронологический фактор.

Обратимся к теме, вынесенной в заглавие статьи. До сих пор нет законченного перечня причин, формирующих индивидуальность того или иного народа. А. С. Пушкин отмечал следующие: «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу» [4: 268]. Н. В. Гоголь особенно акцентирует географический фактор: «…от вида земли зависит образ жизни и даже характер народа. Многое в истории разрешает география» [1: 27]. Их предшественник Н. М. Карамзин в «Письмах русского путешественника» отмечал: «Я видел первые нации Европы, их нравы, обычаи и те оттенки характера, которые складываются под влиянием климата, степени цивилизации и, главное, государственного устройства» [3: 99]. Повторяющиеся в перечнях факторы, с одной стороны, свидетельствуют об их действительной актуальности, с другой — отражают точку зрения, сложившуюся в XIX веке.

Н. В. Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени» впервые связал архитектуру, религию, географическое расположение и дал им блестящее по форме описание, позволяющее осуществить лингвоимагологический анализ.

[Л. П. Иванова]

Можно проследить такие соотношения: язычество — христианство — мусульманство; Восток — Запад; Египет — Византия — Греция — Англия — Индия — Аравия (без конкретизации на страны) — Китай — Германия. Все характеристики тесно переплетаются, тем не менее векторы описания нами намечены.

Н. В. Гоголь высоко ценит восточную архитектуру и непосредственно связывает ее с образом жизни «азиатцев», облекая описание в сложную синтаксическую конструкцию, наполненную разнообразными оценочными эпитетами и метафорами: «…архитектура восточная — архитектура, которая создана одним только воображением, воображением восточным, горячим, чудесным, облекшимся в гиперболу и аллегорию, пролетевшим мимо жизни и прозаических нужд ее. Жизнь азиатцев никогда не имела такого многостороннего развития, как европейцев: никогда потребности их не были так разнообразны и бесчисленны, как наши, и потому очень естественно, что обыкновенные жилища их лишены пестроты, ясности и стройности; они уединенны, однообразны, так же скучны отсутствием всякой мысли, как самый азиатец во время своего покоя» [1: 50-51].

Иное дело роскошные дворцы, сравниваемые с восточной красавицей. Интересно, что русский писатель — православный христианин видит причину неспешного возведения великолепных зданий в мусульманском мировоззрении: «Но зато везде, куда ни проникала только азиатская роскошь, огромная, великолепная, — та роскошь, которая блещет в их волшебных сказках, везде, куда ни проникала эта увешенная ожерельями дочь восточного воображения, — там стоят доныне дворцы, великолепие которых изумительно. Строение их захватывало целые веки; целый народ, целая нация над ними трудилась, и предки верили, как в неотразимое предопределение, что здание будет окончено их потомками. Везде, куда ни проникала эта всемогущая массивная роскошь или дикий энтузиазм первоначальной их религии, везде громоздились памятники, ужасные своею огромностию, перед которой мысль немеет от изумления, когда вспомнишь, как бедны были их средства и их познания, как ничтожны их ма-

[мир русского слова № 1 / 2015]

53

[взаимосвязь литературы и языка]

I

шины для поднятия и укрепления этих страшных масс. Еще более изумление овладевает духом, когда видишь, как почти дикий, невыразившийся человек развился внезапно на этом гигантском здании, как был он проникнут и восторжен мыслью о божестве, что невольно показал разоблачение своего гения и упредил медленные годы векового образования» [Там же].

Опять перед нами сложная синтаксическая конструкция, содержащая развернутые метафоры, базирующиеся на прецедентных текстах (восточные сказки) и стереотипных образах (восточная красавица, увешенная ожерельями). И еще одна интересная мысль автора: в процессе строительства архитектурного шедевра «почти дикий человек» получает интенсивное развитие.

Мы должны принести извинения читателю за столь обширное цитирование, но, с одной стороны, пересказать «благоуханную прозу» Н. В. Гоголя невозможно, с другой стороны, рассматриваемый текст мало известен широкому читателю, во всяком случае, мы ни разу не встречали ссылок на него и тем более цитирования.

Обратим внимание еще на один момент: сложные яркие описания создаются при характеристике роскошной архитектуры, простота форм порождает строгость в использовании тропов. Обратимся к Египту: «Египетская архитектура надземная составляет совершенно другой род: она массивна тоже, но стройность и простота в высшей степени с ней неразлучны; главный же ее характер — колоссальность» [1: 55].

Просчеты в архитектуре Н. В. Гоголь связывает прежде всего с религиозно-мировоззренческими факторами. Так, он очень строго судит византийский стиль, пагубно повлиявший, по его мнению, на архитектуру Европы: «Византийцы, убежавши из своей развратной столицы, занятой мусульманами, перепортили вкус европейцев и колоссальную архитектуру. Византийцы давно уже не имели древнего аттического вкуса; они уже не имели и первоначального византийского и принесли только испорченные остатки его. … Они языческие, круглые, пленительные, сладострастные формы куполов и колонн тщились применить к христианству, и применили так

же неудачно, как неудачно привили христианство к своей языческой жизни, дряхлой, лишенной свежести. Купол вытянулся вверх и сделался почти угловатым; стройные линии, фронтоны как-то странно изломались и произвели ничтожные формы. В таком виде получили эту архитектуру европейцы, которые, с своей стороны, изменили ее еще более, потому что в душе своей еще носили первоначальный образ готический и мысль, совершенно противоположную расслабленной многосторонности греков. Тогда произошли тяжелые дворцы с колоннами, полуколоннами без всякой цели. Все это было робко, мелко. Это была не роскошь, но искаженность простоты… Стремление в высоту, сообщавшее величие и легкость самым тяжелым массам, исчезло; вместо того они разъехались в ширину» [Там же: 41].

Обратим внимание на эпитеты, характеризующие языческую жизнь (дряхлая, лишенная свежести) вообще и греков в частности (расслабленная многосторонность), хотя архитектура их прекрасна (круглые, пленительные, сладострастные формы). Интересно, что в последнем случае явно преобладают слова старославянского происхождения. Известно, что этот язык был создан именно для распространения православия. Вновь наблюдается сложная синтаксическая конструкция, содержащая и инверсии, и синтаксический параллелизм.

Но нельзя утверждать, что Н. В. Гоголь не признавал иной религии, кроме христианства, и, соответственно, иной архитектуры. Обратимся к восторженному описанию индийской архитектуры: «Взгляните на этот массивный, величественный Триченгурский храм у индусов, едва ли не одно из первых зданий по величине своей… Но если Триченгурский храм слишком уже тяжел и дышит язычеством, взгляните на стройный, прекрасный Кутуб-Минар, которым по справедливости славятся Дельги. Я не знаю в мире башни, которая бы, при простоте почти аттической, столько бы дышала глубиною красоты, где бы воображение вылилось так чисто и величаво <…> это пирамидальное или конусообразное устремление кверху — резкое отличие индейского стиля (сохраняем правописание первоисточника. — Л. И.) <…> Вся Индия усеяна

54

[мир русского слова № 1 / 2015]

прекрасными зданиями <…> Впрочем, причиною этого разнообразия, может быть, было бесчисленное множество сект, наполняющих Индию, производивших вечную оппозицию, вечную раздражительность воображения» [Там же: 51-53].

Н. В. Гоголь связывает архитектуру с природой — внешней и внутренней — человека. Данный тезис проявляется в восхищенной характеристике строений аравитян: «Но никогда, нигде не соединялось смелое с такою прекрасною роскошью, как у аравитян. Они заимствовали от природы все то, что есть в ней верх прекраснейшего. Их архитектура не носит на себе печати дремучих лесов; она вся состоит из цветов… Эта архитектура как-то именно создалась для жизни, отданной наслаждениям, для веселых, светлых жилищ человека. Она решительно изгнала из себя все мрачное. Здание так прелестно, очаровательно, как восточная красавица с черными, яркими, как молния, глазами, в пестром своем убранстве и драгоценных ожерельях» [Там же: 53]. В данном примере интересны, на наш взгляд, прежде всего два момента: во-первых, связь с природой проявляется не только в религиозных строениях, но и в жилище, во-вторых, сквозной стереотипный образ восточной красавицы в ожерельях, тревоживший, по всей вероятности, воображение русского писателя.

Негативную оценку Н. В. Гоголя вызывает только архитектурный стиль китайцев: «…вкус китайцев, который можно назвать самым мелким, самым ничтожным из всех восточных народов, каким-то поветрием занесся к нам в конце XVIII ст. Хорошо, что европейцы, по обыкновению своему, тотчас обратили его на мостики, павильоны, вазы, камины, а не вздумали приспособить к большим строениям» [Там же].

Интересна дихотомия большой, величественный — мелкий, ничтожный в оценке писателя: первый абсолютно положителен, второй — отрицателен.

Тем не менее ближе всего сердцу Н. В. Гоголя европейская готическая архитектура, пока еще недостаточно оцененная: «Не удивительно ли, что три века протекло, и Европа, которая усердно бросалась на все, алчно перенимала все чужое, удивлялась чудесам древним, римским и визан-

[Л. П. Иванова]

тийским, или уродовала их по своим формам, — Европа не знала, что среди ее находятся чуда, перед которыми ничто все ею виденное, что в недре ее находятся миланский и кельнский соборы, и еще доныне чернеют кирпичи недоконченной башни страсбургского мюнстера» [1: 40]. Европа олицетворяется, создается разветвленная метафора, компоненты которой эксплицируют ярко негативную оценку: Европа «бросалась», «алчно перенимала», «уродовала».

Однако «Есть рудник, о котором едва только знают, что он существует; есть мир совершенно особенный, отдельный, из которого менее всего черпала Европа. Это — архитектура восточная, — архитектура, которая создана одним только воображением» [Там же: 50].

Как уже указывалось, ближе всего сердцу Н. В. Гоголя готика: «Если бы, однако ж, потребовалось отдать решительное преимущество какой-нибудь из … архитектур, то я всегда отдам его готической. Она чисто европейская, создание европейского духа и потому более всего прилична нам» [Там же: 48], хотя, вопреки мнению автора, на наших просторах готика не прижилась, да и в Европе она имеет варианты.

В Германии все сжато, что передается за счет обилия уменьшительно-ласкательных суффиксов: «Старинный германский городок с узенькими улицами, с пестрыми домиками и высокими колокольнями имеет вид, несравненно более говорящий нашему воображению» [Там же: 45], тем не менее все это близко автору, что проявляется в олицетворении («более говорящий нашему воображению»).

Готику Англии Н. В. Гоголь характеризует сквозь призму прецедентных текстов В. Скотта: «Вальтер Скотт первый отряхнул пыль с готической архитектуры и показал свету все ее достоинство. С того времени она быстро распространилась. В Англии все новые церкви строят в готическом вкусе. Они очень милы, — очень приятны для глаз, но, увы, истинного величия, дышащего в великих зданиях старины, в них нет. Они, несмотря на стрельчатые окна и шпицы, не сохраняют в целом готического вкуса и уклонились от образцов» [Там же: 49-50].

[мир русского слова № 1 / 2015]

55

[взаимосвязь литературы и языка]

I

С точки зрения Н. В. Гоголя, в городе должна быть представлена разнообразная архитектура, он не боится эклектики, страшно однообразие: «Город должен состоять из разнообразных масс, если хотим, чтобы он доставлял удовольствие взорам. Пусть в нем совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачное готическое, и обремененное роскошью украшений восточное, и колоссальное египетское, и проникнутое стройным размером греческое. Пусть в нем будут видны и легко-выпуклый млечный купол, и религиозный бесконечный шпиц, и восточная митра, и плоская крыша итальянская, и высокая фигурная фламандская, и четырехгранная пирамида, и круглая колонна, и угловатый обелиск. Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную однообразную стену, но клонятся то вверх, то вниз. Пусть разных родов башни как можно чаще разнообразят улицы» [Там же: 55]. Последняя мысль возбуждает воспоминание об архитектурных экспериментах Гауди в Барселоне. Повелительное наклонение ключевых глаголов в параллельных синтаксических конструкциях, цепное нанизывание подлежащих, обозначающих виды строений, создают эпический стиль изложения, возвышенный и архаический. В данном отрывке проявилась толерантность писателя: для него все стили интересны и по-своему хороши.

Завершает повествование автор предложением создать в таком городе улицу с архитектурной летописью, содержащей все архитектурные стили в хронологической последовательности, особенно интересны краткие и очень емкие характеристики: «. ..я думал, что весьма не мешало бы иметь в городе одну такую улицу, которая бы вмещала в себе архитектурную летопись. Чтобы начиналась она тяжелыми, мрачными воротами, прошедши которые, зритель видел бы с двух сторон возвышающиеся величественные здания первобытного дикого вкуса, общего первоначальным народам, потом постепенное изменение в разные виды: высокое преображение в колоссальную, исполненную простоты, египетскую, потом в красавицу — греческую, потом в сладострастную александрийскую и византийскую с плоскими куполами, потом в римскую с арками в несколько рядов, далее вновь нисходя-

щую к диким временам и вдруг потом поднявшуюся до необыкновенной роскоши — аравийскою; потом дикою готическою, потом готико-арабскою, потом чисто готическою, венцом искусства, дышащею в кельнском соборе, потом страшным смещением архитектур, происшедшим от обращения к византийской, потом древнею греческою в новом костюме, и, наконец, чтобы вся улица оканчивалась воротами, заключавшими бы в себе стихии нового вкуса. Эта улица сделалась бы тогда в некотором отношении историею развития вкуса» [Там же: 57].

Подводя итоги, отметим следующее.

1. Н. В. Гоголь, не видевший большинство описанных сооружений, благодаря творческому воображению создает яркие и выразительные их описания, в которых количество и характер используемых тропов и фигур непосредственно связаны с простотой или вычурностью архитектурного стиля.

2. В творческом сознании писателя архитектурный стиль обусловлен религией, образом жизни, мировоззрением народа, создавшего шедевры.

3. Обращает на себя внимание толерантность автора: все архитектурные стили по-своему интересны, они должны быть представлены в городе, хотя ближе всего ему европейская готика. До сих пор актуальна идея об архитектурной летописи.

4. Многофакторный анализ архитектуры, продемонстрированный Н. В. Гоголем, подтверждает актуальность современных исследований, объединяющих лингвистическую, литературоведческую, искусствоведческую позиции, что возможно осуществить в рамках лингвоимагологии.

ПРИМЕЧАНИЕ

* Напомним, что проблемам лингвоимагологии посвящены работы С. К. Милославской, в частности: Милославская С. К. Русский язык как иностранный в истории становления европейского образа России. М., 2012.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. Избр. ст. и письма. М., 1950.

2. Иванова Л. П. Полипарадигмальность и ее границы // Рус. яз. и литература, культура в школе и вузе: пробл. изуч. и преподавания: (Сб. науч. тр.). Горловка, 2012. С. 140-143.

3. Карамзин Н. М. Соч.: В 2 т. Т. 2. Критика. Публицистика. Главы из «Истории государства Российского» / Сост. и ком-мент. Г. П. Макогоненко. Л., 1984.

4. Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Критика и публицистика. М., 1962.

56

[мир русского слова № 1 / 2015]

Сокровища гробницы Тутанхамона — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь. ..

Динамика и детерминанты показателей газоанализа юных спортсменов в восстановительном периоде после лабораторных нагрузок до отказа…

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов…

Интересное:

Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья…

Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны…

Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

Блестящей эпохой в развитии художественной культуры Древнего Египта считают так называемый амарнский пери­од, главные достижения которого связывают с правлением фараона-реформатора Аменхотепа IV (1368—1351 гг. до н. э.), который изменил свое имя на Эхнатон, что означало «угодный Атону». Результатом его религиозно-политической реформы стало запрещение многочисленных старых культов и введение единобожия — поклонения богу солнца Атону, обычно изображавшемуся в виде солнечного диска с расходящимися лучами. Это был смелый и рискованный шаг со стороны фараона, выступившего против могущественного фиванского жречества. Столицу из Фив перенесли в Ахетатон (селение, возникшее позднее на его месте, Эль-Амарна, и дало название оригинальному стилю в искусстве).

Амарнский период внес в изобразительное искусство большие перемены. Отказ от идеализации образов, точная передача индивидуальных черт человека стали главными требованиями для художников. Наглядное представление об этом можно получить по скульптурным и живописным портретам Эхнатона. Известно, что фараон не обладал могучим телосложением, его наружность не очень-то соответствовала идеалу героического владыки. Он был болезненно худ, непропорционально сложен. Удлиненный овал лица, утяжеленная нижняя челюсть, маленькая голова на вытянутой шее, тонкие ноги, выпуклый живот вряд ли могли вдохновить художников. Не смея противиться канону, они создавали вполне реалистичный образ правителя. В этом можно убедиться, взглянув на рельеф «Поклонение богу солнца Атону», где царь выглядит почти комически.

Однако это не карикатура, а результат стремления художников более точно передать суть модели.

В конце XIX в. в Тель-эль-Амарне начались археологические раскопки, открывшие человечеству немало художественных ценностей мирового значения. Подлинным шедевром, созданным в придворной мастерской Эхнатона, является портрет жены фараона царицы Нефертити — «прекрасной ликом», «умиротворяющей солнце голосом сладостным». Именно так говорилось о ней в поэтических произведениях того времени. Ее скульптурный портрет, открытый в 1912 г. при раскопках немецким археологом Л. Бор-хардтом, стал настоящим событием. Весьма красноречивой была и короткая запись в архивном отчете: «Описывать бесцельно — смотреть!»

Действительно трудно описать словами одухотворенную хрупкость этого легкого, стремительного профиля, изумительного по выразительности женского лица, увенчанного голубой короной, изящество гибкой шеи, тонкость и женственность облика.

Не могут не обратить на себя внимание почти ничем не нарушаемая симметрия, удивительное чувство меры в передаче пластических форм. Поистине царственная осанка, способная вызвать благоговейное преклонение и восхищение совершенством прекрасного облика. Перед нами не просто гордая царица, а некий женский идеал в более широком и вневременном смысле. Этот удивительный портрет, создавший новое представление о красоте, по праву занимает почетное место среди самых поэтичных женских образов.

Со смертью Эхнатона не исчезли художественные нововведения и поиски своего стиля. Продолжателем дела Эхнатона стал его преемник Тутанхамон (1351—1342 гг. до н. э.), имя которого сегодня широко известно благодаря археологическим раскопкам его гробницы в Долине царей.

В 1922 г. английский археолог Говард Картер (1873—1939) сделал сенсационное открытие. Ему удалось обнаружить знаменитые сокровища гробницы фараона, к счастью, не разграбленные к тому времени. Двенадцать ступеней вели к замурованной двери с печатью Тутанхамона.

Каких только предметов здесь не было! Богато украшенные ложа, стулья, кресла, игральные столики, позолоченные колесницы, модели морских судов, расписные ларцы и сундуки, военное оружие, парадная посуда, большие и маленькие статуи, изображения животных…

В помещении погребальной камеры находилось несколько саркофагов, в последнем из которых покоилась мумия Тутанхамона, украшенная драгоценными камнями. Но самой замечательной находкой была золотая маска Тутанхамона, выразительно передающая черты фараона. Взгляд его широко раскрытых миндалевидных глаз устремлен в Вечность. Символы царской власти (изображение коршуна и змеи), полосатый головной убор с длинными спускающимися на грудь концами, инкрустация золотом, лазуритом, сердоликом и разноцветными смальтами — все передает величие и божественное происхождение фараона.

Несмотря на кратковременность амарнского периода, который длился всего 17 лет, он оставил глубокий след в истории мирового искусства.

Постепенно Египет теряет былое величие, но художественные традиции египетского стиля искусства полностью не исчезают. В наступившую эпоху Античности они «прорастают» в росписях Помпей. Интерес к самобытной культуре Египта вновь возникает в конце XVIII в. в связи с Египетским походом Наполеона Бо­напарта. Во второй половине XIX в. к художественной культуре Египта обратятся французские художники-импрессионисты. Стилизация под египетское искусство будет и в России в эпохи классицизма (например, Санкт-Петербург, Павловск), эклектики и модерна.

Музыка, театр и поэзия

Художественную культуру Древнего Египта невозможно представить без достижений в других областях творчества — музыке, театре и поэзии.

Египет был первой страной, где особенным почетом и уваже­нием пользовались профессиональные музыканты. Без их учас­тия не обходилось ни одно театральное действо, так называемые мистерии, в честь наиболее почитаемых богов. Особенно пыш­ное музыкальное сопровождение сопутствовало культу бога Оси­риса, покровителя и судьи мертвых, который олицетворял уми­рающую и воскресающую природу. Его жизнь, смерть и воскрешение определяли основное содержание театральных действ. Главные роли обычно испол­няли жрецы, но иногда и сам фараон принимал в них участие, Кстати, обучение музыке входило в программу обязательного школьного образования в Древнем Египте.

Несмотря на то что до нас не дошел ни один из текстов подобных театральных представлений и культовых богослу­жений, существует мнение, что начало театру с широким музыкальным сопровождением положил погребальный ритуал. В нём использовались диалоги между богами в исполнении жрецов.

Время не сохранило древних образцов египетской музыки, и, возможно, мы ничего не узнали бы о характере ее звучания, если бы не произведения других видов искусства. Настенные изображения в гробницах фараонов, бесценные строки поэтических произведений раскрывают интереснейшие подробности музыкальной жизни Древнего Египта, воссоздают картины музыкального быта этой страны.

На барельефах и росписях запечатлены группы танцоров и музыкантов: арфистов, флейтистов, певцов, объединенных в целые оркестры и хоры. Певцы хора обычно бьют в ладоши, а их пение сопровождается танцами. Изображения музыкантов позво­лили исследователям высказать мнение об исполь­зовании хейрономии, то есть специальной жести­куляции руками для выражения ритма и мелодии, О чем же рассказывала музыка? Вероятно, это были гимны богам и фараонам, любовные песни, песни плакальщиков на похоронах. Вот, напри­мер, замечательная «Песня арфиста» (XXI в, до н. э.):

Следуй желаниям сердца,

Пока ты существуешь,

Надуши свою голову миррой,

Облачись в лучшие ткани,

Умасти себя чудеснейшими благовониями

Из жертв богов.

Умножай свое богатство…

Свершай дела свои на земле

По велению своего сердца,

Пока к тебе не придет тот день оплакивания.

Утомленный сердцем не слышит их криков

и воплей,

Причитания никого не спасают от могилы.

А потому празднуй прекрасный день

И не изнуряй себя.

Видишь, никто не взял с собой своего достояния.

Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.

 

Все проходит, все подвластно смерти, от нее не спасут ни пи­рамиды, ни гробницы. А потому живи сегодняшним днем, поль­зуйся всеми радостями жизни и не думай о том, что рано или по­здно всему придет конец…

Великолепно сохранившиеся фрески позволяют нам судить и о наиболее популярных музыкальных инструментах Древне­го Египта. Самое почетное место среди них занимает арфа. Пер­вые изображения этого музыкального инструмента относятся еще к эпохе Древнего царства, когда арфа по форме больше напо­минала простой лук. Позднее, в эпоху Рамсеса III, арфу покрыва­ли тонкой резьбой, золотом и черепаховой костью. Подножие ин­струмента украшалось символическими фигурами сфинксов, зве­рей, головами богов и богинь. Широко были распространены также флейты, систры (шумовые инструменты) и барабаны раз­личных типов. В их сопровождении исполнялись гимны, песни, стихи и танцы.

 

Вопросы и задания

1. Каковы характерные особенности древнеегипетской скульптуры? Какое выражение находит канон в скульптурных портретах фараонов?

2. Что вам известно о рельефных и живописных композициях египет­ских художников? В чем проявилось их особенное мастерство? Каковы главные сюжеты рельефов и фресковых росписей? Какая связь существует между ними и сооружениями архитектуры?

3. Сравните штандарт из Ура с известными вам древнеегипетскими рельефами. Что между ними общего и в чем различие? Что сближает, а что разъединяет эти культуры?

4. 4*. Какую роль в жизни египетского общества играли театр, музыка и поэзия? Назовите наиболее популярные в Древнем Египте музыкальные инструменты. Для ответа используйте живописные и поэтические свиде­тельства той эпохи.

5. . Н. В. Гоголь отмечал, что «египетская архитектура… массивна, но стройность и простота… с нею неразлучны, главный же ее характер — ко­лоссальность». Разделяете ли вы эту точку зрения? Аргументируйте свой ответ.

6. В чем проявилась связь архитектуры Древнего Египта с религиозно­мифологическими представлениями египтян? Какие ее элементы вошли в историю мировой архитектуры? Приходилось ли вам встречать египетские мотивы в архитектуре более поздних эпох?

7. Расскажите об истории создания и характерных особенностях одно­го из семи чудес света — египетских пирамидах в Гизе. Как вы думаете, по­чему поговорка «Все боится времени, но время боится пирамид» не утрати­ла своего значения и в наши дни?

8. Что вам известно о храмовых сооружениях Среднего и Нового царств? Каковы главные художественные достижения архитектурных комплексов в Карнаке и Луксоре?

9. Чем обусловлено строительство скальных храмов и гробниц в Древ­нем Египте? Каковы характерные особенности скального храма царицы Хатшепсут?

 

Творческая мастерская

1. Внимательно рассмотрите скульптурный портрет писца Каи и прочтите «Прославление писцов» в переводе А. А. Ахматовой. Какой об­раз творческого человека складывается в вашем воображении? Насколь­ко он соответствует литературному источнику? Какая связь сущест­вует между ними? Какими качествами его дополняет скульптурный портрет?

2. Опишите скульптурный портрет Нефертити. Как вы думаете, насколько справедливо утверждение о том, что спустя тысячелетия она остается олицетворением женской красоты, одухотворенности и изяще­ства?

3. Сравните некоторые изображения египетских фараонов. Как вы ду­маете, что в первую очередь хотели передать создавшие их мастера? Попро­буйте самостоятельно создать портрет фараона, следуя традициям египет­ского канона.

4. Каково влияние религиозных представлений египтян на искусство Древнего Египта?

5. Расскажите об истории создания и важнейших экспонатах некото­рых коллекций египетского искусства в крупнейших музеях мира: Лувр (Париж), Британский музей (Лондон), Метрополитен (Нью-Йорк), Эрми­таж (Санкт-Петербург), ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва), художествен­ные музеи Каира, Берлина и др.

6. Посмотрите художественные фильмы («Фараон», 1966; «Клеопат­ра», 1963) или театральные спектакли («Цезарь и Клеопатра»). Как в них переданы характерные черты художественной культуры эпохи Древнего Египта? Напишите рецензию на один из просмотренных фильмов или теат­ральных спектаклей.

7. . Разработайте маршрут путешествия по долине Гизе. Попробуйте нарисовать одну из египетских пирамид средствами компьютерной гра­фики.

8. Подготовьте экскурсию в Долину царей или составьте текст ведуще­го телепередачи, посвященной архитектурным памятникам Луксора и Карнака. Какие объекты вы отберете для демонстрации? Почему


⇐ Предыдущая1234

Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства…

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций…

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим…

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)…



10 удивительных фактов о древнеегипетском искусстве и архитектуре

  • Кристина Риггс

Древнее египетское искусство восходит к 3000 г. до н.э. и дает нам представление о древнеегипетских социально-экономических структурах и системах верований. Древние египтяне также разработали множество разнообразных архитектурных сооружений и памятников, от храмов до пирамид, которые до сих пор являются главной туристической достопримечательностью. Но много ли вы знаете о древнеегипетском искусстве и архитектуре? Кристина Риггс, автор Древнеегипетское искусство и архитектура: очень краткое введение , рассказывает нам о десяти вещах, которые нам нужно знать о древнеегипетском искусстве и архитектуре:

  1. Распространено предубеждение, что все древнеегипетское искусство выглядит одинаково. На самом деле оно очень разнообразно, и стиль и символика искусства зависят от региона.
  2. Если египетское искусство выглядит одинаково, то на это есть веская причина; это часто основано на религиозных убеждениях.
  3. Многие художники или архитекторы Древнего Египта неизвестны и остаются анонимными.
  4. Некоторые формы искусства были созданы исключительно для священных или магических целей.
  5. Большая часть древнеегипетского искусства не предназначалась для просмотра «нормальными людьми». Искусство было создано тайно, чтобы его могла увидеть элита, и оно было «слишком сильным, чтобы его могла увидеть широкая публика».
  6. Многие здания, которые вы можете увидеть и посетить в Египте, такие как храмы, пирамиды и гробницы, в то время могли увидеть лишь очень немногие люди.
  7. Мы думаем о мумиях как о древнеегипетском погребальном ритуале, но на самом деле они были очень священными объектами. В истории Древнего Египта мумифицировали очень мало людей, и только жрецам разрешалось их видеть.
  8. Только современные исследования расы и расовых различий сделали мумии «медицинскими объектами».
  9. Древний Египет не обязательно интереснее других древних империй. Возможно, европейцы считают его более экзотическим, потому что он сильно отличается от нашей современной культуры, тогда как мы все еще видим сходство между нашей культурой, например, и Древней Грецией.
  10. Древнеегипетское искусство и архитектуру вы увидите повсюду, и не только в Египте. Древнее египетское искусство и архитектура продолжают вдохновлять и влиять на современных дизайнеров по всему миру.

Избранное изображение: «Иероглифы», автор niki_vogt. Общественное достояние через Pixabay.

Кристина Риггс — старший преподаватель Школы истории искусств и изучения мирового искусства Университета Восточной Англии, где она специализируется на древнеегипетском искусстве, истории археологии и музееведении. Кристина работала в нескольких музеях с важными древнеегипетскими коллекциями, в том числе в Манчестерском музее, Эшмоловском музее и Музее изящных искусств в Бостоне. Она автор Красивое захоронение в римском Египте, и Древнеегипетское искусство и архитектура: очень краткое введение .

Подпишитесь на OUPblog по электронной почте:

Наша Политика конфиденциальности определяет, как издательство Oxford University Press обрабатывает вашу личную информацию, а также ваши права возражать против использования вашей личной информации для маркетинга или обработки в рамках нашей коммерческой деятельности.

Мы будем использовать вашу личную информацию только для регистрации вас для получения статей OUPblog.

Или подпишитесь на статьи в теме по электронной почте или RSS

Древнеегипетская архитектура и их впечатляющие сооружения

Сегодня, даже спустя столетия, египетская архитектура (с 3100 г. до н.э. по 900 г. до н.э.) продолжает очаровывать строительством, геометрией и тайнами массивных сооружений. Примитивная архитектура из глины и связок тростника сменилась стилем из камня и гранита.

Содержание

Характеристики и особенности

  • Завораживающие архитектурные и инженерные навыки
  • Массивные конструкции
  • Используемые материалы – Известняк, сырцовый кирпич (грязь была собрана из реки Нил и высушена на солнце), песчаник, гранит.
  • Строительство столбов и перемычек
  • Несущая конструкция
  • Украшения – Настенные росписи, резные статуи из камня, священная резьба
  • Рельефная скульптура
  • иероглифы

Другие влияния в египетской архитектуре

Географический :

Египет называют даром Нила. Он состоит из песчаной пустыни с полосой плодородных земель на берегу реки Нил. Несмотря на то, что были ежегодные разрушительные наводнения, они восстановили плодородие земли, что привело к новому сельскохозяйственному сезону для выращивания сельскохозяйственных культур. Египетская цивилизация выросла на реке Нил.

Египет древнего мира имел легкий доступ к Северному морю (Средиземное море), а также к Восточному морю (Аравийское море).

Геологический:

Природные материалы, такие как известняк, песчаник и гранит, были обнаружены в изобилии в северных, центральных и южных регионах соответственно. Гранит играет значительную роль во влиянии на египетскую архитектуру. Кирпичи также использовались, но были облицованы более твердым материалом.

Климат:

Известно, что в Египте была теплая температура и два сезона – весна и лето.

Религия:

Тесную связь между религией и архитектурой можно увидеть в древнеегипетской архитектуре, которую можно увидеть в виде храмов и гробниц. Египтяне хорошо знали астрономию, математику и философию. Они также твердо верили в жизнь после смерти, поэтому их забота проявляется в форме пирамид.

Социальные и политические:

На общественных работах по возведению крупных архитектурных шедевров имелся большой отряд рабочих. Кроме того, существовало централизованное правительство, которое благосклонно относилось к возведению монументальных сооружений.

Древнеегипетская архитектура, © Rana Samir

Примеры египетской архитектуры

Архитектурные шедевры

Гробницы и храмы строились из камня, а дворцы и крепости строились из кирпича. Дома были сделаны из глины.

  • Мастабас
  • Пирамиды
  • Храмы
  • Крепости
  • Сады

Мастабас

египтяне хоронили умерших в огромных каменных сооружениях. Мастабы (одноэтажные постройки) были построены до пирамид. Они были построены для королей, придворных и их семей. В мастабе тело помещали в саркофаг и закапывали под землей в единственной камере. Другие комнаты были построены для статуй умерших и приема скорбящих.

Пирамиды

Впечатляющие пирамиды Египта — это победа архитектуры и геометрии, которые продолжают удивлять. Согласно древнему поверью, они представляют широко распространенное стремление человечества достичь Бога и считаются лестницей на небеса.

Позднее, в 2700 г. до н.э., они строят пирамиды, размещая мастабы друг над другом, образуя ступенчатые пирамиды. Ступенчатая форма варьируется от трех до пяти, каждая структура немного меньше, чем расположенная под ней.

Самыми известными и массивными пирамидами были пирамиды Гизы и даже сегодня остаются самыми большими сооружениями. Они были названы в честь трех фараонов: Хуфу, Хефрена и Менкаура.

Великая пирамида Гизы; Источник изображения — Википедия Источник изображения — loveplanet.com

Пирамида Хуфу – самая большая из трех, занимающая тринадцать квадратных акров. Земля была точно выровнена, а основание представляло собой идеальный квадрат с четырьмя равными сторонами. Интерьер включает в себя несколько комнат для размещения тела и имущества фараона. Материалы, использованные для строительства, представляли собой местный известняк для конструкции и красный гранит внутри. Погребальная камера находилась внутри середины над землей или под пирамидой, куда можно было попасть по наклонной дорожке.

Огромная статуя с человеческой головой поверх тела льва, называемая СФИНКС, присела возле пирамид Гизы. Она вырезана из известняка и имеет высоту около 65 футов. (из Википедии).

Храмы египетской архитектуры

Египетская архитектура также означает огромные храмы, построенные в те дни. Общими чертами храмов были:

  • Построен с использованием системы стоек и перемычек.
  • Резные колонны, украшенные капителями, напоминали органические формы папируса, лотоса и пальмы.
  • Входы были подчеркнуты большими статуями обелисков по обеим сторонам.
  • Обелиска высечены из одного камня.
  • У входа был большой двор, а затем зал с массивными колоннами.

Знаменитые древние храмы Египта

Луксорский храм

Луксорский храм; Источник изображения: the-past.com

Храм встречает 24-метровый пилон ворот со статуями фараонов по обеим сторонам и 25-метровым гранитным обелиском в центре. Ворота пилона ведут во двор, процессионную колоннаду и остальную часть храма.

Карнакский храм

Карнакский храм; Источник изображения: hurghadalovers.com

Занимая 200 акров, храм состоит из четырех основных участков и нескольких небольших храмов, пилонов, святилищ и аллей с бараньими головами сфинксов.

Храм Малкаты

Комплекс считался городом, а не просто храмом и жилищем фараона. Это была огромная земля с квартирами, царскими дворцами и храмами.

Крепости и сады

Второстепенные стены были построены вне основных стен Крепостей для защиты королевства от захватчиков. Стены были построены из сырцового кирпича и укреплены деревом. Известняк используется для строительства структур Pelusium. Крепости также служили портами и складами.

Храмовые сады, частные сады и огороды были тремя типами садов Древнего Египта. Храмовые сады можно увидеть в нескольких храмах с деревьями и канавками. Для дворцов предназначались частные сады, засаженные деревьями и цветами, окруженные высокими стенами. Огороды, заложенные в скверах, находились в частной собственности или принадлежали храмам.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Опубликовано thearchspace

Просмотреть все сообщения от thearchspace

Искать…

Архитектурные курсы

Категории

Последние сообщения

Подписаться на блог по электронной почте

Введите свой адрес электронной почты, чтобы подписаться на этот блог и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *