Н дне краткое содержание: Краткое содержание Горький На дне кратко и по актам за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание На дне. М. Горький

 

Действующие лица:

Михаил Иванов Костылев, 54 года — содержатель ночлежки.

Василиса Карповна, 26 лет — его жена.

Наташа, 20 лет — ее сестра.

Медведев Абрам Иваныч, полицейский, 50 лет — их дядя.

Васька Пепел, 28 лет.

Клещ Андрей Митрич, 40 лет — слесарь.

Анна, 30 лет — его жена.

Настя, 24 года — девица.

Квашня, под 40 лет — торговка пельменями.

Бубнов, 45 лет — картузник.

Барон, 33 года.

Сатин и Актер — приблизительно одного возраста, лет под 40.

Лука, 60 лет — странник.

Алешка, 20 лет — сапожник.

Кривой Зоб и Татарин — крючники.

Несколько босяков без имен и речей.

 

Действие первое

 

Подвал, похожий на пещеру. В правом углу отгорожена комната Пепла, около двери в эту комнату находятся нары Бубнова. В левом углу — большая русская печь. На кухне живут Квашня, Барон, Настя. У левой стены сидит Клещ, примеривая ключи к старым замкам. Посередине находится большой стол, две скамьи, табурет. За столом хозяйничает Квашня, Барон жует хлеб, Настя читает книгу. На постели, за пологом, кашляет Анна. Бубнов на нарах примеряет на болванке для шапок старые брюки. Сатин только что проснулся и рычит. На печке кашляет Актер.

Квашня говорит, что она свободная женщина, сама себе хозяйка и никогда не выйдет больше замуж. Клещ уверен, что она врет и обвенчается с Абрамкой. Барон выхватывает у Насти книжку и читает название — «Роковая любовь». Он хохочет. Квашня начинает препираться с Клещом, упрекает, что он заездил свою жену. Клещ огрызается. Анна просит не ругаться и не кричать, дать ей спокойно умереть. Бубнов иронично замечает, что шум — смерти не помеха. Квашня жалеет Анну. Барон говорит Квашне, что пора на базар. Квашня предлагает Анне горяченьких пельменей. Анна отказывается, говорит, что ей незачем есть. Квашня уговаривает ее немного поесть и обещает оставить пельменей на кухне. Барон толкает Настю, чтобы она бросила читать. Она отмахивается от него. Сатин приподнимается и спрашивает, кто бил его вчера. Бубнов и Сатин предполагают, что его избили после игры в карты. Актер говорит, что однажды его забьют до смерти. Сатин отвечает, что два раза убить нельзя. Клещ предлагает Актеру слезть с нар и убрать в ночлежке. Актер считает, что сегодня очередь Барона убирать. Тот с кухни отвечает, что ему убирать некогда, потому что он уходит на базар с Квашней. Барон просит Настю подмести в ночлежке вместо него. Настя не собирается этого делать. Квашня из кухни зовет Барона и просит Актера заняться уборкой. Актер замечает, что ему вредно дышать пылью, потому что его организм отравлен алкоголем. Квашня и Барон уходят на базар. Барон несет сумки. Анна предлагает мужу поесть пельменей, которые оставила ей Квашня. Анна говорит, что ей, видно, скоро умереть и поэтому есть незачем, а муж — работник. Клещ уходит на кухню.

Сатин произносит бессмысленно слова: органон, организм, макробиотика. Смысл их Сатин забыл, но он вообще любит непонятные слова, которых начитался в книгах, когда был телеграфистом. Он считает себя образованным человеком. Бубнов рассказывает, что он тоже был когда-то скорняком, имел мастерскую. Актер считает, что главное — талант, а образование — чепуха. Пока Актер рассуждает о таланте, Сатин просит у Бубнова денег. У Бубнова денег нет, и Сатин просит у Клеща. Тот посылает его к черту. Анна жалуется мужу, что ей душно, просит открыть дверь. Тот не делает этого, потому что тогда он оказался бы на сквозняке. Бубнов уходит купить ниток. Актер подходит к Анне и отводит ее в сени. В дверях они сталкиваются с Кос- тылевым. Он подозрительно осматривает ночлежку, прислушиваясь к звукам из комнаты Пепла. Он тихо спрашивает, не была ли здесь его жена. Костылев упрекает Клеща в том, что тот занимает слишком много места. Он хочет повысить ему плату из-за этого. Клещ говорит, что тогда его проще удавить веревкой. Костылев отвечает, что от этого никому не будет пользы. Живой Клещ ему нужнее, на его деньги он сможет купить масла в лампаду, и этим искупятся грехи как Костылева, так и Клеща, который сам не подумает о своих грехах. Клещ кричит на Костылева, упрекая его в том, что он пришел его травить. Возвращается Актер, который усадил Анну в сенях. Костылев говорит Актеру, что ему зачтется на том свете его доброта. Актер предлагает Костылеву на этом свете за его доброту скостить ему половину долга за ночлежку. Костылев отвечает, что доброту сердца нельзя равнять с деньгами. Долг нужно отдавать. Клещ уходит в сени.

Костылев стучит в дверь Пепла. Сатин шутит, что Пепел откроет — а там жена Костылева. Тот советует ему шутить в меру и сильно стучит в дверь. Все знают, что у Пепла роман с женой хозяина ночлежки. Пепел открывает, и Костылев заглядывает в комнату. Пепел требует от Костылева денег за часы, которые он

вчера ему отдал. Костылев невинно интересуется: «Какие часы?» Сатин ехидно замечает: «Краденые». Пепел грубо требует от Костылева денег, и тот уходит, жалуясь на грубость. Сатин смеется. Он интересуется у Пепла, почему тот не убьет Костылева и не станет хозяином ночлежки. Пепел не видит в этом никакой радости, потому что обитатели ночлежки пропьют в кабаке не только все хозяйство, но и его самого из-за его доброты. Возвращается Клещ. Анну Наташа отвела на кухню. Актер просит у Пепла денег. Тот дает ему двугривенный. Сатин говорит, что воры — лучшие люди на свете. Клещ угрюмо замечает, что им легко достаются деньги. Сатин рассуждает, что деньги легко достаются многим, но немногие легко с ними расстаются. Он убежден, что, когда работа в удовольствие, жизнь — хороша, когда труд — обязанность, жизнь — рабство. Сатин и Актер уходят пить.

Пепел говорит Клещу, что тот зря работает. Клещ не видит другого способа заработать на пропитание. Пепел приводит в пример обитателей ночлежки, но Клещ считает их рванью, отребьем. Он уверен, что, когда умрет его жена, он вырвется отсюда. Для Пепла остальные обитателя ничем не хуже Клеща. Тот считает, что у них нет совести. Пепел к этому относится равнодушно, потому что совесть и честь нужны только тем, у кого сила да власть. С ним согласен пришедший Бубнов.

Входит Наташа, а за нею появляется Лука. У него в руках палка, за плечами котомка, а у пояса висит котелок и чайник. Наташа представляет нового постояльца. Речь Луки ласковая, гладкая. Наташа просит Клеща быть поласковее с женой. Пепел заигрывает с Наташей, говорит, что от ее чистой руки даже смерть примет с радостью. Наташа не поддерживает игривый тон Пепла. Наташа уходит, напомнив Клещу о жене. Бубнов напоминает Пеплу, что Василиса своего даром не отдаст, ему лучше прекратить такие разговоры с Наташей. Пепел жалуется на скуку. Он просит Луку не петь его жалобную песню. Пепел предлагает Барону полбутылки за то, чтобы тот лаял на четвереньках. Барон объясняет, что сейчас в этом нет никакого интереса, потому что он стал таким же, как и другие обитатели ночлежки. Попробовал бы Пепел заставить его делать это, когда он был неровня им. Барон вспоминает, как ему подавали кофе в постель. Лука замечает, что как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь. Барон удивляется, откуда появился такой Лука, спрашивает, есть ли у него паспорт. Потом признается, что у него самого нет бумаг. Пепел зовет Барона в трактир, они уходят. Лука интересуется, действительно ли Барон был бароном. Бубнов не уверен в этом, но то, что тот был барином, это точно. Он и теперь может вдруг барина из себя показать.

Появляется подвыпивший Алешка с гармошкой в руках. Алешка утверждает, что ничего не хочет, денег — не хочет, чтобы им командовал пьяница — тоже не хочет. Настя жалеет его, потому что он еще молодой. Появляется Василиса. Алешка предлагает сыграть ей похоронный марш. Василиса отвечает, что молод он еще лаять на нее. Алешка убегает. Василиса грозит Бубнову, что выгонит его, если Алешка снова появится. Она напоминает ему, что он живет из милости, потому что не рассчитался с долгом. Василиса резко разговаривает с Лукой, требует у него паспорт. Он обещает принести его к ней на квартиру. Бубнов замечает, что Василиса кого-то высматривает, и сообщает ей, что Пепел ушел. Василиса ругает жильцов за то, что в ночлежке грязно. Она не собирается платить штраф санитарам. Ее интересует, разговаривал ли Пепел с Наташей. Отругав жильцов, Василиса уходит. Лука идет за метлой, чтобы подмести пол, потому что никто не собирается этого делать. Настя объясняет Бубнову, что Василиса накинулась на Алешку потому, что он рассказывал, как она надоела Ваське и что тот собрался бросить ее и взять себе Наташу. Настя чувствует себя здесь лишней, хочет уйти на другую квартиру. Бубнов говорит, что она везде будет лишней. Настя уходит.

Входит Медведев, а за ним Лука с метлой. Медведев пытается узнать, какие отношения у Василисы и Пепла. Бубнов притворяется, что не понимает его намеков. Медведев говорит, что он Василисе не отец, а дядя, поэтому нечего над ним смеяться. Приходит Квашня и рассказывает, что Медведев опять предлагал ей венчаться. Бубнов советует ей соглашаться. Медведев посмеивается. Квашня: «…замуж бабе выйти — все равно как зимой в прорубь прыгнуть: один раз сделала, — на всю жизнь памятно.«» Медведев замечает, что мужья разные бывают. На что Квашня отвечает, что она-то одинакова. Когда умер ее муж, она целый день одна просидела, не могла поверить своему счастью. Лука приводит Анну. Квашня кивает на Анну: «Вот она — замужняя…» Из сеней слышится шум и крики. Медведев и Квашня идут посмотреть. Косты лев зовет Медведева, кричит, что Василиса Наташку убивает. Квашня, Медведев, Бубнов бросаются в сени. Анна остается с Лукой. Она говорит ему, что он напоминает ей отца, такой же ласковый, мягкий. Лука: «Мяли много, оттого и мягок…»

 

Действие второе

 

Там же. Вечер. Сатин, Барон, Кривой Зоб и Татарин играют в карты. Бубнов играет в шашки с Медведевым. Лука сидит у постели Анны. Слышны отрывочные фразы играющих и из разговора Анны с Лукой. Анна рассказывает, что не помнит, когда сыта была. Всю жизнь ходила в отрепьях. Она боится, что и на том свете ее ждет мука. Лука успокаивает ее, что осталось только немного потерпеть. Татарин ловит Барона на жульничестве. Сатин спокойно замечает, что ему было известно, что они жулики, поэтому нечего шум поднимать. Татарин кричит, что играть нужно честно. Кривой Зоб благодушно объясняет ему, что если они начнут играть честно, то в три дня помрут с голоду. Тот все равно стоит на своем. Кривой Зоб зовет его пить чай. Татарин грозит Барону кулаком и уходит с Кривым Зобом. Сатин смеется над Бароном, который опять сел в лужу. Входит Лука, и они зовут его пить водку. Актер пытается продекламировать Луке стихотворение и не может вспомнить ни слова. Он сетует, что пропил душу, погиб. Лука рассказывает ему, что сейчас лечат от пьянства. Актер заинтересованно спрашивает, где это. Лука не называет точно место, говорит, что город он потом назовет. А сейчас Актеру нужно просто взять себя в руки и потерпеть. Актер согласен. Ему хочется начать жизнь снова. Лука убеждает его, что человек все может. Актер задумывается, потом, будто очнувшись, уходит. Клещ подходит к жене и молча делает какие-то жесты руками. Клещ уходит. Анна рассказывает Луке, что муж ее сильно бил, поэтому она и зачахла. Анна просит Луку поговорить с ней. Лука рассказывает, что для нее смерть будет облегчением: «…будет спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!.. Помрешь — отдохнешь… где здесь отдохнуть человеку?»

Входит мрачный и растрепанный Пепел. Садится молча на нары. Лука убеждает Анну, что Господь поместит ее в рай. Анна с надеждой спрашивает его: может быть, она еще выздоровеет? Лука: «На что? На муку опять?» Лука просит Пепла говорить потише — похоже, что Анна помирает. Бубнов спокойно замечает, что это хорошо, кашлять перестанет. Пепел пытается узнать у Медведева, сильно ли Василиса избила Наташу. Медведев замечает, что это их семейное дело. Пепел говорит, что если он захочет, то им не видать больше Наташи. Медведев обзывает его вором и грозится его скоро поймать. Пепла это не пугает. Он грозится рассказать следователю, что на воровство его подбили Костылев с женой и краденое у него они скупали. Медведев считает, что ему не поверят, но Пепел говорит, что это правда, поэтому ему поверят. Разозлившись, Медведев уходит. Бубнов упрекает Василия в горячности, предупреждает, что эти люди ему живо голову свернут. Пепел настроен воинственно. Лука предлагает Пеплу уехать в Сибирь.

Пепел иронизирует, что в Сибирь он поедет только за казенный счет. Он рассказывает, что его с детства звали вором, сыном вора. Лука опять говорит, что таким, как Пепел, в Сибири приволье. Пепел упрекает его в том, что он всем врет: «Там у тебя хорошо, здесь хорошо». Лука: «…чего тебе правда больно нужна… Она, правда-то, может, обух для тебя…» Бубнов тоже не понимает, какой правды нужно Пеплу. Он считает, что ее и так все знают. На вопрос Пепла о Боге Лука уклончиво говорит, что если веришь, то Бог есть, а если не веришь, то нет. Бубнов зовет Пепла пить чай.

Входит Василиса. Она выгоняет Луку. Тот делает вид, что уходит, а сам ложится на печь. Пепел говорит Василисе, что ему все надоело и она тоже. Василиса благодарит его за правду. Василиса пытается приласкать Пепла, но тот признается, что никогда ее не любил, потому что в ней нет души. Василиса делает вид, что смирилась с его решением. Она рассказывает, что надеялась на его помощь. Василиса просит Пепла избавить ее от старика мужа. За это она обещает ему отдать сестру и деньги. Пепел: «Это ты ловко придумала… мужа, значит, в гроб, любовника — на каторгу, а сама…» Василиса убеждает Пепла убить ее мужа руками товарищей. Она признается, что ей трудно видеть Наташу, поэтому она мучает ее. Осторожно входит Костылев. Василиса замечает его. Костылев начинает обзывать жену. Она уходит, оглядываясь на Пепла. Пепел кидается на Костылева с кулаками. Тут Лука начинает возиться и зевать на печи. Пепел выпускает Костылева, тот убегает. Лука признается, что специально стал шуметь, чтобы Пепел не придушил старичка. Лука советует ему не связываться с Василисой, потому что мужа своего она лучше его сживет со свету. Он советует ему с Наташей уходить отсюда. Пепел пытается понять, для чего Луке нужно заботиться о нем.

Лука идет посмотреть на Анну. Анна умерла. Лука уходит за Клещом, который, наверное, в трактире. Пепел уходит вместе с ним. Появляется Актер, который вспомнил стихотворение. Он становится в позу и декламирует. Входит Наташа и смеется над пьяным Актером. Он рассказывает ей, что собрался идти искать город, где лечат пьяниц. Он говорит ей, что по сцене его звали Сверчков-Заволжский: «Понимаешь ли ты, как это обидно — потерять имя? Даже собаки имеют клички…» Наташа подходит к Анне и видит, что та умерла. Входит Бубнов и садится на свое место. Актер идет рассказать все Клещу. Наташа с ужасом смотрит на Анну и думает, что и ее ждет такая же смерть в ночлежке. Приходят Лука, Татарин, Кривой Зоб и Клещ. Клещ идет последним, он весь съежился. Никто не жалеет Анну. Деловито обсуждают, как ее вытащить в сени. Лука: «Куда нам мертвых жалеть? Живых — не жалеем… сами себя пожалеть не можем…» Клеща заботит только то, что на похороны у него нет денег. Наташа боится, что ей теперь Анна будет сниться — ей всегда снятся покойники. Лука советует ей опасаться живых. Лука идет проводить Натащу. Клещ стоит посреди ночлежки и не знает, что ему теперь делать. Кривой Зоб советует ему лечь спать. Входят пьяные Сатин и Актер. Сатин убеждает Актера, что про город старик ему наврал: «Нет городов, нет людей… ничего нет!» Появляется Лука.

 

Действие третье

 

Кусок двора за ночлежкой, засоренный разным хламом и называемый пустырем. Сюда выходят два окна ночлежки. Вечер, заходит солнце. Весна. Наташа и Настя сидят на бревнах. Лука и Барон сидят на дровнях. Клещ лежит у правой стены. В окне у самой земли виден Бубнов.

Настя рассказывает о своем романе со студентом. Все это она явно вычитала из своих дешевых романов. Барон и Бубнов замечают, что в прошлый раз ее возлюбленного звали Гастон, а теперь — Рауль. Барон смеется. От негодования Настя вскакивает и начинает горячо доказывать, что это было на самом деле. Лука просит их не мешать рассказу. Наташа считает, что они из зависти мешают Насте. Настя продолжает свой рассказ. Барон продолжает утверждать, что это все из книжки. Настя настаивает на том, что ее действительно любил студент в лаковых сапогах. Лука ласково утешает плачущую Настю и уводит ее. Бубнов удивляется, что же заставляет человека врать. Наташа думает, что это оттого, что вранье приятнее правды. Она сама любит сидеть и выдумывать. Иногда она придумывает, что завтра придет кто-то особенный или случится что-то необыкновенное. Вот она сидит и ждет… А на самом деле — чего же можно ждать? Барон уже ничего не ждет. Для него все кончено. Иногда Наташа воображает, что завтра она неожиданно умрет. Барон говорит, что такие мысли приходят к ней из-за ее сестры с ее дьявольским характером. Наташа говорит, что всем плохо живется. Клещ не выдерживает и кричит, что, если бы плохо жилось всем, тогда не было бы так обидно. Он снова ложится. Бубнову понятно, почему Настя врет. Это она так же украшает свою душу, как привыкла украшать лицо румянами. А вот для чего врет Лука без всякой пользы для себя? Приходит Лука и упрекает Барона за то, что тот смеялся над Настей: никому она своими выдумками не мешает. Барон готов идти мириться с Настей. Лука: «…приласкай! Человека приласкать — никогда не вредно…»

Наташу удивляет доброта Луки. Тот считает, что кому-то нужно быть добрым. Он рассказывает историю. Служил он у инженера сторожем на даче. Место было глухое, в лесу. Залезли к нему воры. У него в руках ружье, а они — с топором. Он приказал одному из них наломать веток и выпороть друг друга. Закончив это, они стали его благодарить. Воры рассказали, что полезли на дачу от голода. Он спросил их, почему они по-хорошему у него не попросили еды. Те ответили, что уже устали просить. Никто им не подавал. Эти мужики прожили у него всю зиму. Ушли только весной. Это были беглые с поселения. «…Не пожалей я их, — говорит Лука, — они бы, может, убили меня… А потом суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит… а человек — научит …Человек — может добру научить… очень просто!» Все молчат. Бубнов замечает, что лучше говорить всю правду, как есть. Клещ опять вскакивает как ошпаренный и кричит: «Работы нет«, силы нет! Вот — правда! Пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда!., на что мне она — правда? Дай вздохнуть… Чем я виноват? За что мне — правду?., жить нельзя… вот она — правда!» Он кричит, что всех ненавидит, и убегает. Приходит Пепел. Клеща он не любит за его рабочую гордость. Если людей ценить по работе, то тогда лошадь — самый лучший человек: работает и молчит. Лука говорит Бубнову, что не всякая правда способна помочь человеку. Он рассказывает про одного человека, который верил в праведную землю. Он считал, что есть земля, где живут только хорошие люди, ее он называл праведной. В эти места приехал образованный ссыльный. Человек попросил его показать, где находится праведная земля. Тот сказал, что такой земли нет. Человек не вынес такого разочарования, пошел домой — и повесился. Лука говорит, что скоро уйдет из ночлежки. Он слыхал, что открыли новую веру, и хочет пойти посмотреть, что это такое. Наташа сомневается в том, что люди найдут лучшую жизнь. Лука уверен, что кто ищет — найдет, кто крепко хочет — найдет!

Пепел решительно просит Наташу уйти с ним в Сибирь. Он обещает бросить воровать, начать работать. Пепел хочет жить так, чтобы самому себя можно было уважать. Он — вор, потому что другим именем никто никогда не догадался назвать его. Наташа грустно признается, что никому не верит. Она не очень сильно любит Пепла. Он обещает быть таким, что Наташа полюбит его. В окне появляется Василиса. Пепел просит Наташу пожалеть его и помочь выбраться из этой жизни. Василиса ему в этом помочь не может. Той воля нужна для разврата. Лука уговаривает Наташу уйти с Пеплом: «Сестра у тебя — зверь злой… про мужа про ее — и сказать нечего: хуже всяких слов старик». Пепел — парень крепкий. Наташа соглашается, только предупреждает Пепла, что, если он ее хоть раз обидит, она себя не пожалеет: или себя убьет, или его. Василиса из окна: «Вот и сосватались! Совет да любовь!» Наташа пугается. Пепел успокаивает, что никто больше бить ее не посмеет. Василиса замечает, что Пепел ни бить, ни любить не умеет, он больше на словах удал. Косты л ев отсылает Наташу поставить самовар. Пепел начинает препираться с Костылевым из-за Наташи. Василиса его подзадоривает. Лука успокаивает Пепла, говоря, что Василиса подстрекает его на то, что ей нужно. Пепел говорит Василисе, что не будет того, что ей хочется. Василиса: «И того не будет, чего я не захочу, Вася!» Пепел грозит ей кулаком и уходит.

Костылев заговаривает с Лукой. Узнав, что тот собирается уходить от них, называет его жизнь бродяжничеством. Он считает, что человек должен работать, приносить пользу. Лука отвечает, что люди бывают разные. Вот, например, земля. Есть земля урожайная, что ни посеешь на ней — родит, а есть… Он говорит, что Костылева уже ничто не изменит, сколько ни говори ему: «Михайло! Будь человеком!» Костылев обижается и напоминает Луке, что у его жены дядя — полицейский. Костылев и Василиса требуют от Луки, чтобы он ушел. Лука обещает сегодня же ночью уйти. Бубнов соглашается, что иногда очень важно вовремя уйти. Он рассказывает о себе. Его жена завела себе любовника. Бубнов увидел, что они слишком крепко сошлись, и стал бояться за свою жизнь. Он стал бить жену. Ее любовник вступился за нее. Завязалась драка. Бубнов разозлился и хотел уже убить жену. Но опомнился и ушел. Мастерская была записана на жену, и Бубнов остался ни с чем. Он признается, что если бы мастерская досталась ему, то он пропил бы ее.

Входят Сатин и Актер. Актер сегодня работал, заработал денег и не напился. Он копит деньги на поездку. Сатин уверен, что он никуда не поедет, и предлагает ему лучше пропить деньги или отдать ему для игры в карты. Лука заговаривает с Сатином. Ему нравится легкость, с которой тот переносит жизнь в ночлежке. Сатин оказался в ночлежке, потому что сидел в тюрьме. До этого он играл на сцене, умел смешить людей. Убив в запальчивости подлеца, он оказался в тюрьме. Приходит Клещ. Он жалуется, он не знает, как быть. Для похорон ему пришлось продать инструменты, и теперь он не может работать. Сатин предлагает ему ничего не делать. Клещу стыдно бездельничать. Из окна Костылевых доносятся крики Наташи. Актер убегает за Пеплом. Шум в квартире стихает. Громко хлопает дверь. Становится тихо. Клещ будто ничего не слышит, все повторяет, что у него ничего нет. Несколько секунд зловещей тишины. Потом раздается шум. Квашня и Настя ведут Наташу, которой Костылевы ошпарили кипятком ноги. Сатин отталкивает от Наташи Василису. Она готова растерзать Наташу. Прибегает Пепел и расталкивает всех. Он хочет видеть Наташу. Костылев кричит Медведеву, чтобы он держал Пепла. Пепел сильно бьет старика. Все стоят около Наташи, которая от боли почти в обмороке. Василиса подходит к лежащему Костылеву и кричит, что того убили. Она торжествующе кричит, что Васька убил ее мужа. Пепел видит, что старик действительно мертв. Он говорит Василисе, что вышло по ее. «Не прихлопнуть ли и тебя?» — он кидается на Василису. Сатин и Кривой Зоб держат Пепла. Василиса убегает. Сатин успокаивает Пепла, что за убийство в драке много не дадут. Пепел говорит, что расскажет, как Василиса предлагала ему убить мужа. Наташа решает, что Василиса и Пепел специально все подстроили, чтобы избавиться от нее и Костылева. Она проклинает Пепла и Василису. Сатин пытается все объяснить Наташе. В это время Василиса приводит полицейского. Она говорит ему, что Васька на ее глазах убил мужа. Наташа кричит, что сестра и Васька убили старика.

 

Действие четвертое

 

Обстановка первого акта. Теперь нет комнаты Пепла, нет и наковальни Клеща. Слесарь чинит за столом гармонию. На другом конце стола Сатин, Барон и Настя пьют водку. На печи кашляет Актер. Все обсуждают исчезновение Луки.

Сатин иронизирует над мягкостью Луки. Татарин говорит, что у Луки в душе закон был, таких людей он считает хорошими. Клещ согласен с Татарином, что жить нужно по закону. Настя хочет уйти от этой опостылевшей жизни. Сатин советует ей захватить с собой Актера. «Ему известно стало, что в полуверсте от края света стоит лечебница для органов…» Актер называет всех людьми без сердца, он уверен, что уйдет из этой ночлежки. Барон с Актером вступают в препирательства. Сатин говорит, что старик, «старая дрожжа, проквасил… сожителей…» Клещ: «Поманил их куда-то… а сам — дорогу не сказал… правды он… не любил, старик-то… так и надо! Верно — какая тут правда? И без нее — дышать нечем…» Сатин ударяет кулаком по столу и говорит, что старик врал из жалости к ним: «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… правда — Бог свободного человека!» Лука подействовал на Сатина как кислота на старую и грязную монету. Сатин вспомнил слова Луки: «…всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет… а может, и больше — для лучшего человека живут! Потому-то всякого человека и уважать надо… может, он родился на счастье нам… для большой нам пользы?» Все очень внимательно слушали его. Пауза. Барон начинает вспоминать историю своей семьи, сотни крепостных, дома в Петербурге и Москве. Настя отказывается ему поверить. Барон злится. «Понял, каково человеку, когда ему не верят?» — злорадствует Настя. Сатин советует Барону забыть обо всем этом, потому что в карете прошлого далеко не уедешь. Он спрашивает Настю о Наташе. Оказывается, она давно вышла из больницы и исчезла. Ее нигде нет. Все начинают обсуждать, кто кого крепче засадит — Василиса Пепла или он Василису? Настя считает, что Василиса вывернется, потому что она — хитрая. Сатин замечает, что за убийство в драке — только тюрьма. Настя опять препирается с Бароном. Она называет всех обитателей ночлежки сором, который нужно смести куда-нибудь в яму. Сатин сегодня в хорошем настроении и всех примиряет: «Когда я пьян, мне все нравится». Он опять начинает рассуждать: «Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?. . Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это… чувствовать себя человеком!.. Я — арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне — «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек — выше! Человек — выше сытости!»

Барон признается, что ему всю жизнь как-то неловко, в голове какой-то туман. Всю его жизнь можно свести к переодеваниям. Учился — носил мундир института, женился — надел фрак, потом халат. Не заметил, как разорился. Растратил казенные деньги — на него надели арестантский халат. Все как во сне, глупо… Барон спохватывается, что Настя куда-то убежала и идет ее искать. Актер просит Татарина, совершающего намаз, помолиться за него и уходит. Входят Медведев в женской ватной кофте и Бубнов. Они немного выпили. Они принесли с собой бутылку водки и кренделей. Приглашают всех выпить. Приходит Алешка, поет частушку. Приходит Зоб, еще несколько фигур. Они укладываются на нары и ворчат. Приходит Квашня, жалуется на слякоть на дворе. Она строго отправляет Медведева спать, потому что взяла его себе в сожители: «Подобного мужчину надо в строгости держать». Сатин и Алешка подтрунивают над Квашней. Бубнов уговаривает Татарина, который собрался спать, присоединиться к ним. Алешка берется подыграть им в песне. Кривой Зоб запевает. Бубнов подхватывает. Барон с порога кричит, что на пустыре повесился Актер. Молчание. Все смотрят на Барона. Настя медленно идет к столу. Сатин негромко говорит: «Эх… испортил песню… дур-рак!»

Горький «На дне», сочинение

автор: Ekaterina 12.10.2021 36 Комментарии

 

В статье вы найдете сочинение по драме Горького «На дне», которое можно назвать: «Правда и ложь в произведении». Или «Роль старца Луки в судьбах героев».

 

Пьеса «На дне», написанная Максимом Горьким в 1902 году, обладает красноречивым названием. Автор показывает, как на социальном дне оказываются тёмные, опустившиеся, надломленные люди, которые не только стали жертвами обстоятельств, как некоторые женские персонажи пьесы, но и сами оказались виноваты в своём длительном падении. Так, Актёр и Барон спились, несмотря на благополучный старт, Сатин совершил убийство в состоянии аффекта, а Настя и Наташа находятся в любовной связи с мужчинами неподобающего статуса, тянущими их вниз ещё больше.

Находясь в ночлежке, эти нищие и никому не нужные отбросы общества, не имеющие надежды на улучшение условий, казалось бы, смирились со своим бедственным положением.

Но вот появляется «святой старец», который утешает обитателей и вселяет в них веру в себя. Измученные ежедневными лишениями люди тянутся к нему и всеми фибрами души желают верить его удивительным рассказам. Но оказывается, что все эти утешения ложны, старец всё выдумал, всего лишь желая расположить к себе жильцов ночлежки. И это новое потрясение, связанное с потерей будто бы обретённого смысла жизни, могут выдержать не все.

Автор задаёт читателю риторический вопрос: что же лучше, горькая правда или сладкая ложь? И предлагает ответить ещё на один: почему человек, которому дана возможность критически мыслить, готов хвататься за любую соломинку, веря в самые невероятные россказни? Понимая это свойство психики, на протяжении всей человеческой истории находились жулики, прячущиеся за личиной святош, готовые обманывать простодушных слушателей. Сотни и тысячи книг написаны на данную тему, а люди все не меняются и готовы внимать любому проповеднику.

«Лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок». Старец Лука игнорирует эту истину, откровенно льстя каждому босяку и подмечая его положительные стороны. Только вор Васька Пепел осмеливается в глаза сказать сказочнику о его лжи, но поскольку сам является циником, то лишь посмеивается, не считая нужным открывать глаза другим, и разговор остаётся между ними.

Когда святой странник исчезает (его проповеди являются маскировкой для блуждания по городам, так как он беглый каторжник), многие ночлежники даже начинают скучать по его рассказам. Они не понимают всех масштабов издевательства над ними. Сатин даже подводит философию: рабам требуется утешительная ложь, которая может поддержать их. Он оправдывает Луку приписываемым тому желанию поддержать ночлежников. И только Актёр, как человек, по долгу службы знакомый с вымыслом и умеющий отличать художественное произведение от наглой лжи в глаза, не выдерживает свалившегося на него открытия. Ведь сказочник Лука утверждал, что есть лечебницы для борьбы с алкогольной зависимостью, в которые берут нищих.

А поскольку именно это пагубное пристрастие привело Актёра к маргинальному образу жизни, именно с ним он не мог совладать усилиями воли, он и становится в прямом смысле жертвой фантазий: вешается на пустыре. Хотя такие лечебницы были на самом деле. Но Актёр, обнаружив ложь в малом, разуверяется и в их существовании.

Бывает ложь во спасение, бывает художественный вымысел, бывает и ложь примиряющая, как говорил Сатин о сказках Луки. И тем более горькой является контрастирующая с ней реальность. «Какой тебе, Васька, правды надо? Знаешь ты про себя правду», – звучит реплика Бубнова, показывающая, что в том положении, в котором находятся обитатели ночлежки, им не поможет ничего, кроме деятельного участия, но осуществляться оно должно не на словах. Иначе ложная надежда может стать опаснее, чем осознание глубины падения.

Сочинение предоставлено Леонидом Савельевым.

Похожие статьи:

Отношение Горького к революции

Краткое содержание повести «Фома Гордеев»

Краткое изложение и учебное пособие «Черное дно Ма Рейни»

Благодарим вас за знакомство с данным суперкратким учебным пособием «Черное дно Ма Рейни» Августа Уилсона. Современная альтернатива SparkNotes и CliffsNotes, SuperSummary предлагает высококачественные учебные пособия, которые содержат подробные резюме глав и анализ основных тем, персонажей, цитат и тем эссе.

Обзор

Премьера фильма Августа Уилсона «Черное дно » Ма Рейни состоялась в 1984 году в рамках «Вечернего цикла» Уилсона, также известного как «Питтсбургский цикл». «Цикл века» представляет собой серию из десяти пьес, каждая из которых исследует жизнь чернокожих в Соединенных Штатах в разные десятилетия 20-го века. Хотя Уилсон написал несколько других пьес, «Цикл века» составляет основную часть его жизни как одного из самых значительных афроамериканских драматургов в истории американского театра. Уилсон получил бесчисленное количество наград за свои пьесы цикла «Столетие», в том числе две Пулитцеровские премии: одну за Fences (1987), которая, вероятно, является его самой известной работой, и другая для The Piano Lesson (1990). Все пьесы Цикла, за исключением Ма Рейни , происходят в афроамериканском районе Хилл в Питтсбурге, штат Пенсильвания, где вырос Уилсон. Пьесы слабо взаимосвязаны, с несколькими персонажами, которые появляются через несколько десятилетий или связаны между собой поколениями, но каждое произведение стоит особняком.

Действие фильма «Черное дно » Ма Рейни происходит в 1927 году и представляет реальную певицу Ма Рейни, известную как Мать блюза, чья карьера началась в 189С 9 по 1933 год. Действие спектакля происходит в течение одного дня в студии звукозаписи в Чикаго, где Ма Рейни и ее группа записывают треки для нового альбома. Ма Рейни, которая одновременно известна и не может поймать такси, потому что она чернокожая, вызывает уважение у своего белого агента и белого владельца студии. Она опаздывает, и, пока ее участники из четырех групп — Катлер, Slow Drag, Толедо и Леви — ждут ее прибытия, они обсуждают динамику расовой власти, религию, искусство и социальную активность. Леви, написавший свою собственную музыку, пытается утвердить в группе свой собственный стиль и артистизм, основываясь на предполагаемом обещании, которое он получил от владельца студии, что они запишут его музыку. Когда Ма Рейни увольняет его, а владелец студии теряет интерес к его музыке, Леви обращает свой гнев на своих товарищей по группе, нанося ножевые ранения и убивая Толедо, когда тот наступает на новые туфли Леви.

В пьесе рассказывается об эксплуатации артистизма чернокожих в 1920-е годы, когда блюз стал популярен в основном обществе. В то время как Леви мечтает о славе, его старшие и мудрые товарищи по группе понимают, что для афроамериканцев слава в белом обществе не равнозначна уважению или индивидуальности. Хотя белый владелец студии и агент спешат удовлетворить требования Ма Рейни, к ней относятся как к звезде только до тех пор, пока ее можно превратить в товар. Как предлагает Ма: «Если вы раскрасили и можете заработать им немного денег, то у вас все в порядке с ними. Иначе ты просто уличная собака» (63). В пьесе показано накопление гнева и разочарования в эпоху сегрегации и правовой дискриминации, а также то, как расистская культура использует талант угнетенных, продолжая их угнетать.

Откройте это учебное пособие

!
Присоединяйтесь к SuperSummary, чтобы получить мгновенный доступ ко всем 56 страницам этого учебного пособия и тысячам других учебных ресурсов.
Начало работы

Черное дно Ма Рейни

Август Уилсон

Черное дно Ма Рейни Августа Уилсона Сводка сюжета

Черное дно Ма Рейни Августа Уилсона Сводка сюжета | ЛитЧартс

В Чикаго, 1927 год, двое белых руководителей музыкальной индустрии готовятся к записи с Ма Рейни, популярной чернокожей певицей. Когда они обустраивают студию, Стурдвиант говорит Ирвину держать Ма «в узде», говоря, что с ней трудно работать. Ирвин уверяет его, что все получится, но когда прибывает группа, Ма с ними нет. Ирвин спрашивает Катлера, где она, но тот не знает. Обеспокоенный Ирвин отправляет Катлера, Слоу Драга и Толедо вниз, чтобы они репетировали песни, которые войдут в пластинку.

В музыкальной комнате Катлер и остальные говорят о трубаче группы, Леви. Леви опаздывает, потому что покупает модную обувь, которую они считают глупой.

Когда приходит Леви, он вступает в разговор с Толедо, который философски рассуждает о том, как все постоянно меняется. Тем временем Slow Drag и Катлер пытаются заставить группу репетировать, при этом Slow Drag отмечает, что чем быстрее они работают, тем быстрее им заплатят. Леви критикует его за то, что он больше заботится о деньгах, чем об искусстве, но остальные участники группы подчеркивают, что Леви — просто аккомпанирующий музыкант — его работа — играть все, что Ма говорит ему играть, независимо от его возвышенных представлений об искусстве.

Леви считает, что у него настоящий талант, и ему не терпится сочинять новую захватывающую музыку. Стердывант даже согласился записать свои песни. Таким образом, вместо того, чтобы репетировать, он хочет закончить пару своих собственных песен, поэтому он говорит группе репетировать без него. Однако другие убеждают его подыграть, но когда они начинают первую песню «Черное дно Ма Рейни», они останавливаются, потому что Леви не следует их примеру.

Вместо этого он играет свою собственную аранжировку, и Катлер говорит Леви, что его работа состоит в том, чтобы играть то, что ему говорят.

Когда Ирвин спускается вниз, Катлер спрашивает, какую версию «Черного дна Ма Рейни» им следует отрепетировать. Ирвин подтверждает, что они хотят записать версию Леви. Леви злорадствует, когда Ирвин уходит, но Катлер отмечает, что последнее слово будет за Ма. Толедо, со своей стороны, критикует своих товарищей по группе за то, что они ищут одобрения у белых мужчин.

Когда Слоу Дрэг пересекает комнату, чтобы взять новую струну для своего баса, по пути он наступает на ботинок Леви, доводя Леви до припадка. В очередной раз участники группы высмеивают Леви за то, что он заботится о своей обуви. Но Леви утверждает, что для хорошей музыки и хорошего танца мужчине нужна хорошая обувь. Толедо считает такую ​​идею проблематичной — чернокожие, по его словам, слишком озабочены тем, чтобы «хорошо провести время». По его словам, им следует сосредоточиться на улучшении условий жизни чернокожих.

Чтобы добиться реальных изменений, чернокожие должны работать вместе.

Леви продолжает критиковать Толедо, который в конце концов расстраивается и называет его дьяволом. Затем вмешивается Слоу Драг и рассказывает историю об Элизе Коттор, человеке, которого он знал на Юге. Элиза была скромным фермером, но потом он продал душу дьяволу и начал вести роскошный образ жизни. Он даже убил человека и так и не был осужден. Теперь он ходит из города в город, предлагая людям 100 долларов за продажу их душ. Леви говорит, что хотел бы найти Элизу, поскольку он с радостью продал бы свою душу — заявление, которое злит Катлера.

Ма наконец поднимается наверх в сопровождении Дасси Мэй, ее племянника Сильвестра и полицейского, который утверждает, что Ма и другие угнали машину и виновны в дорожно-транспортном происшествии. На самом деле они ехали на машине Ма и утверждают, что их сбили, но офицер им не верит. Однако, когда Ирвин отводит полицейского в сторону и сует ему немного денег, он соглашается забыть обо всем этом.

После того, как полицейский уходит, Ма приказывает Ирвину убедиться, что ее машина, поврежденная в аварии, находится в идеальном рабочем состоянии к моменту окончания сеанса записи. Ирвин соглашается, а затем дает бутерброды Толедо, который приносит их вниз. Леви берет больше, чем ему положено, что побудило Толедо заметить, что никогда не бывает «остатков», когда Леви рядом. Затем он пускается в философские размышления, предполагая, что как только белые люди получают то, что хотят, они отбрасывают чернокожих как «остатки».

Затем группа репетирует версию «Ma Rainey’s Black Bottom» в исполнении Леви. Ма слышит их сверху и говорит, что не будет записывать аранжировку Леви. Ирвин говорит ей, что Стердивант думает, что версия Леви будет продаваться лучше, но Ма не слушает. Она собирается исполнить песню так, как хочет, и если Стердиванту это не понравится, она уйдет. Ирвин соглашается, и затем Ма ведет своего племянника вниз, чтобы познакомить его с группой, так как она хочет, чтобы он произносил вступительное слово, когда они записывают песню, даже несмотря на то, что он заметно заикается.

Леви вне себя, когда Ма объявляет, что они не будут играть его версию песни. Пока группа снова репетирует «Ma Rainey’s Black Bottom», Сильвестр пытается сыграть вступление, но удивляет музыкантов своим сильным заиканием. Это еще больше бесит Леви. Но затем Стердивант спускается вниз. Леви вскакивает, называет его «сэр» и взволнованно дает ему свои песни. Стердивант обещает взглянуть на них, как только сможет.

Когда Стердивант уходит, участники группы высмеивают Леви за то, что он «напуган» белыми людьми. Но Леви утверждает, что ему все равно, что думают белые люди — улыбаться таким людям, как Стердивант, — это просто способ наращивания власти. Когда он был ребенком, группа белых мужчин ворвалась в его дом, пока отца не было дома, и изнасиловала его мать. По возвращении отец Леви решил перевезти семью. Прежде чем уйти, он обошел соседей и пожал им руки, улыбаясь одному из мужчин, напавших на его жену. Однако после движения он пробрался обратно и убил половину мужчин, причастных к инциденту. Остальные насильники поймали отца Леви и линчевали его. Но это преподало Ливи ценный урок: вежливость с белыми людьми может быть способом выжидать и ждать, чтобы подорвать их позиции.

Позже группа готовится к записи в студии. Катлер отводит Ирвина в сторону и говорит ему, что Сильвестр не может справиться со своей ролью, не заикаясь, поэтому Ирвин говорит Ма, что им придется исполнить версию «Черного дна Ма Рейни» в версии Леви. Ма, однако, отвергает это — группа сыграет песню по-своему. Она также отказывается работать, пока не получит кока-колу, поэтому Сильвестр и Медленный Драг бегут покупать ей. Тем временем Ма делает Катлеру выговор за то, что тот сказал Ирвину, что Сильвестр не может выполнять свою часть работы — эти решения остаются за ней. Она также говорит с ним о том, каково быть чернокожей певицей в музыкальном бизнесе, объясняя, что белые руководители студии заботятся о ней только потому, что она приносит им деньги. В результате, однако, она может иметь власть над ними, угрожая лишить ее музыки.

Когда Сильвестр и Slow Drag возвращаются, они наконец начинают запись, но Сильвестр продолжает спотыкаться на вступлении. После нескольких дублей он, наконец, делает это правильно, но Стурдвиант говорит группе сделать это снова — микрофон был неправильно подключен. Стердванту и Ирвину нужно 15 минут, чтобы решить проблему, поэтому группа снова спускается вниз, где Леви критикует его товарищей по группе за то, что они не стремятся к новым горизонтам. Он, с другой стороны, всегда ищет новые возможности и следит за такими людьми, как Элиза Коттор, надеясь, что сможет продать свою душу дьяволу. Кощунственные речи Леви снова расстраивают Катлера, но его гнев только подстрекает Леви, побуждая его кричать, что Бог не заботится о чернокожих. При этом Катлер бьет его кулаком по лицу. Леви вытаскивает нож и рубит им воздух, крича в потолок, словно обращаясь непосредственно к Богу, требуя знать, где Он.

Вскоре группа поднимается наверх и заканчивает запись. Музыканты поздравляют друг друга, но Ма критикует Леви за то, что он слишком много импровизирует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *