Московское царство | это… Что такое Московское царство?
ТолкованиеПеревод
- Московское царство
Моско́вское госуда́рство, Ру́сское централизо́ванное госуда́рство — название единого Российского государства до XVII века, употреблявшееся в некоторых исторических документах и сочинениях иностранцев XVI—XVII вв., а также в научной исторической литературе (историографии) XIX—XXI вв. [1]
Существует мнение, что названия «Московское государство» и «Московия» появились в Западной Европе под воздействием политических интересов Польши, Великого княжества Литовского и папской курии, так как соединение слова «государство» и наименования его столицы нигде в мире не принято — так и не говорят, и не пишут. А. Л. Хорошкевич полагает, что «внутри бывшего Московского княжества укрепилось иное самоназвание, а „Московским государством“ называли его в Литве».
Другой авторитетный отечественный историк С. О. Шмидт утверждает, что наименования «Московское государство», «Российское государство» и «Московское царство» внутри самого Русского централизованного государства были синонимами и восходят к отечественной традиции[1]. Такое мнение подтверждается, например Соборным уложением 1649 года, где «Московское государьство» фигурирует как безвариантное наименование Русского централизованного государства, а правитель Московского государства титулуется государем царём и великим князем, всея Русии самодержцем.[3]
Содержание
- 1 История
- 2 Культура
- 3 Примечания
- 4 См.
также
История
Основные статьи: Великое княжество Московское, Царство Русское
Московское государство включало присоединенные при Иване III славянские земли Руси, граничащие с Великим княжеством Московским с запада. Идея собрания всех русских земель в едином государстве, в том числе относившихся к Литве и, впоследствии, к Речи Посполитой, прослеживалась на протяжении всего существования Московского государства и унаследовалась Российской империей.
В 1547 году великий князь Московский Иван IV Грозный был коронован Царём Всея Руси, и принял полный титул: «Мы, великій государь Иванъ, Божіею милостію царь и великій князь всеа Русіи, Владимирскій, Московскій, Новгородцкій, Псковскій, Резанскій, Тверскій, Югорскій, Пермскій, Вятцкій, Болгарскій и иныхъ
Мировое признание изменения было различным. Англия охотно признала новый титул Ивана и даже называла его «императором». В католических странах признание пришло позже: в 1576 году император Священной Римской империи Максимилиан II признал Ивана царём всея Руси.[6]
Культура
Примечания
- ↑ 1 2 Как отмечает С. О. Шмидт, «уже более полутора столетий признаны общепринятыми выражения „Московское государство“ и „Московское царство“. Они употребляются обычно как тождественные терминам „Российское государство“ и „Русское государство“». «Словосочетания „Московское государство“ и „московский государь“, „Московское царство“ и „московский царь“, „Московская земля“ были приняты в самой России в XVI и особенно в XVII веке, что подтверждается многообразными письменными источниками.» Шмидт С. О. «В некотором царстве, в некотором государстве…»: Как правильнее называть Российскую державу в XVI веке // Родина № 12/2004
- ↑ Хорошкевич А.
Л. Символы русской государственности М.: Изд-во Моск. Уни-та, 1993.- 96 с.
- ↑ Тихомиров М. Н., Епифанов П. П. Соборное уложение 1649 года. М., Изд-во Моск. ун-та, 1961.
- ↑ http://www.geocities.com/eurprin/russia.html Титулы Европейских монархов: Россия
- ↑ Period Russian Scroll Introductions
- ↑ История дипломатии Том I. С 203. — под ред. В. П. Потемкина — М.: ОГИЗ, 1941. — С. 203.]
Иван IV отнесся совершенно равнодушно к «цесарству греческому», но потребовал немедленного признания себя царем «всея Руси», и император уступил в этом важном принципиальном вопросе.
См. также
- Московское княжество
- Царство Русское
- Осколки Золотой Орды
- Территориальная экспансия России
Wikimedia Foundation. 2010.
Игры ⚽ Поможем сделать НИР
- Московское шоссе
- Москоу Кантри Клаб
Полезное
Московское царство в XVI — XVII веках: обзор периода
Московское царство — это государство, образованное в ходе исторического процесса собирания русских земель вокруг Москвы, которое происходило в ходе второго периода русской истории Образования Московского централизованного государства. Хронологические рамки периода Московского царства — XVI — XVII века.
В этот период правили две династии: династия Рюриковичей — до 1598 года и династия Романовых — сразу после Смутного времени, начиная с 1613 года.
Далее разберем важнейшие моменты, которые нужно знать в сфере внутренней и внешней политики.
Внутренняя политика
В сфере внутренней политики, начиная с XVI века все становится более четко и понятно, чем ранее. Почем? Потому что с окончанием политической чехарды, более четко проступают черты направлений государственной политики.
Государственное устройство
При первом русском царе Иване IV Грозном в сфере государственного устройства происходят кардинальные перемены. И первое, и основное — это формирование сословно-представительной монархии. Оно выразилось в формировании Земского собора и замыкании на него как приказов, так и Боярской думы.
Само формирование Земских соборов означало слабость государственной власти и неспособности принимать важнейшие политические решения без Совета всей земли. Народ тогда был не послушным, как сейчас, мог к царю прийти и потребовать своего, как, например, было в ходе восстания в Москве в 1547 году, после страшного пожара в города.
Сословно-представительная монархия просуществовала до конца XVII столетия. Однако уже при Алексее Михайловиче появляются признаки абсолютной монархии. Хотя при нем тоже были страшные восстания, которые утихомириливались тем, что неугодных народу бояр выкидывали им на растерзание. Однако уже в Соборном уложении в первых главах видим особую защиту царя: даже лихие мысли о правителе, высказанные вслух наказываются смертью.
Реформы
Период Московского царства — это постоянные реформы: Избранной рады, периода Опричнины, далее при первых Романовых было множество реформ, включая церковную реформу патриарха Никона.
Все это нужно четко знать и понимать. Обычно на наших курсах подготовки выделяю следующие направления реформ:
- Государственного устройства
- Налоговые
- Государственно-территориальные
Социальное устройство
Московское царство имело отличную от периода Древней Руси социальное устройство. Тут уже начинают формироваться сословия — закрытые социальные объединения, которые имеют свои права, обязанности и привилегии.
Выделяют следующие сословия:
- Боярство.
- Дворянство (помещики).
- Духовенство.
- Крестьянство.
Понятно, что нужно знать все категории этих сословий. Например, крестьяне были черносошные, частновладельческие, монастырские…. а к 18 веку, этих разрядов вообще было 6 штук! А экзаменационная работа ЕГЭ все это очень любит спрашивать! И все это я четко, понятно, доступно разбираю на наших курсах подготовки к ЕГЭ по истории.
Культура
Культура XVI — XVII веков — это вообще провальная тема на экзамене. В сфере архитектуры, живописи, литературы — здесь просто грандиозное количество памятников. Которые надо отличать не только между собой, но и от произведений других эпох, как предшествующих, так и последующих.
Благо, на наших курсах подготовки я всю культуру разбираю по стилям. Как именно. Можете подробнее узнать здесь.
Внешняя политика
Внешняя политика была представлена тремя ключевыми направлениями:
- Западное. На западном направлении Московское царство боролось за выход к Балтийскому морю, а также за воссоединение с другими старорусскими землями — современными украинскими и белорусскими.
- Южное направление было представлено борьбой с Крымом и Турцией за право на жизнь — ни больше, ни меньше. Крымцы постоянно нападали на русское порубежье и уводили в плен много людей. Против таких набегов на юге в основном начиная с Ивана 4 Грозного строили засечные черты. Ну, а уже более активную внешнюю политику начал Петр Великий в ходе своих Азовских походов.
- Восточное направление — было представлено русской колонизацией Сибири и Дальнего востока.
Итогом этого стало заключение, например, Нерчинского договора с Китаем в конце XVII века.
Как-то так, дорогие друзья! Хотите все это узнать в правильном формате: систематизированно, понятно и доступно? Тогда добро пожаловать на наши курс подготовки к ЕГЭ по истории 2022.
Поделиться в соц. сетях
- Действительно ли Филофей имеет в виду, чтобы Василий III «дал знать [людям] вашего государства, что все государства православной веры слились теперь в одно, ваше государство»? Какой цели (целям) может служить такой домашний акцент?
- Филофей увещевал царя соблюдать «ещё две заповеди»: не нарушать установленного Константином и Владимиром православного порядка и не «вредить святым храмам Божиим и честным монастырям».
МОСКВА ТРЕТИЙ РИМ
МОСКВА ТРЕТИЙ РИМ
монах Филофей
Тебе, избранному править высшим, всемогущим и
всемогущая рука Бога, по воле Которого правят все правители на земле и Которого все
великие люди восхваляют и о ком сильные пишут правду, я к этим обращаюсь
слова тебе, светлейший государь, великий князь [Московский], оккупант
высокий престол, православный Царь и владыка всего, управляющий
всех Святых Церквей Божиих и Святой Вселенской и Апостольской Церкви и
храма Пресвятой Богородицы, что сделало такое честное и
выдающийся прогресс, который позволил ей одержать победу над римской церковью
а также над Константинопольской церковью.
Аполлинарианская ересь привела к падению старого Рима. Турки использовали свои топоры, чтобы разбить двери всех церквей Второго Рима, города Константинополь. Ныне [в Москве] новый Третий Рим, Святая Вселенская Апостольская церковь вашего суверенного государства сияет ярче солнца в универсальной православной христианской веры во всем мире. Благочестивый Царь! Пусть [люди из] вашего государства знайте, что все государства православной веры теперь слились в один, ваше состояние. Ты единственный истинный христианский правитель под небом!
Царь! Пока вы придерживаетесь этой позиции, всегда помните о Боге. Бог страха
Который дал тебе так много. Не надейтесь на золото, богатство или славу! Все
что собрано здесь и останется здесь на земле. Царь! Помните
Блаженный, державший скипетр в руке и царскую корону на голове и
сказал: «Не обращай сердца твоего к богатству, которое убегает от
тебя.» Мудрый Соломон сказал: «Богатство и золото ценятся не тогда, когда они
прячутся, а когда люди оказывают помощь нуждающимся». ….. Царь! Во время
твое правило помни [дополнительно] две заповеди… [Первая]: не
нарушить порядок, избранный твоим великим предшественником [императором]
Константин, блаженный Владимир, великий и богоизбранный Ярослав и все
другие блаженные и святые [правители], от которых вы произошли. [Секунда
is]: Царь! Не вреди святым храмам Божиим и честным монастырям. [Не надо
экспроприировать] то, что было дано Богу в обмен на вечное благословение
память о семье. Пятый Великий и Святой Вселенский Собор издал
очень строгий судебный запрет [против такого действия]…
Теперь я умоляю вас и еще раз умоляю вас, пожалуйста, помните, что я сказал. Для Бога
ради, пожалуйста, также помните, что теперь все [православные] христианские королевства имеют
слился с вашим царством. Отныне мы можем ожидать прихода только одного царства.
Это Царство вечно. Я написал это, потому что, любуясь тобой, я
обратились и помолились Богу, чтобы Он благословил вас. Измените свой
скупость на щедрость и вашу неприступность на доброту. Утешить тех, кто плачет
и стонать день и ночь. Защитите невинных от их мучителей. Я повторяю
вот что я написал выше. Благочестивый Царь! Слушайте и помните, что все
Христианские царства теперь слились в одно, ваше [царство]. Два Рима имеют
упал. Третий стоит Ifirm]. И не будет четвертого. Никто не будет
замените ваше христианское царство…
Этекст с http://www.dur.ac.uk/~dml0www/3rdrome.html.
Всемирная история Лонгмана
О документе Эти три события казались некоторым проявлением божественного послания. Около 1515 года русский монах Филофей, игумен монастыря под Псковом, разработал объяснение этого «послания» и представил его великому князю Московскому Василию III. Филофей утверждал, что Рим, первоначальная резиденция христианства, пал из-за коррупции и ереси. Константинополь был отдан неверным туркам, потому что его жители не исповедовали истинного христианства. Москва, сменившая Киев в качестве центра русского православия, стала поэтому логическим преемником первых двух «Римов» в качестве центра истинного христианства. Филофей далее утверждал, что четвертый «Рим» никогда не возникнет, поэтому Москва должна нести истинную христианскую веру, а Великий князь Московский должен взять на себя роль защитника веры. Документ Тебе, избранному править, высшей, всемогущей и всемогущей рукой Бога, по воле Которого правят все владыки на земле и Кого восхваляют все великие люди и о ком сильные пишут правду, [я сии слова обращаю] к тебе, светлейший государь, великий князь [Московский], владыка высокого престола, православный христианин Царь и владыка всех, управляющий всех Святых Церквей Божиих и Святой Вселенской и Апостольской Церкви и Церкви Пресвятой Богородицы, которая добилась такого честного и прославленного успеха, что смогла восторжествовать как над Римской церковью, так и над Константинопольской церковью. Ересь привела к падению старого Рима. Турки разбили своими топорами двери всех церквей Второго Рима, города Константинополя. Ныне [в Москве] новый Третий Рим, Святая Вселенская Апостольская Церковь вашего суверенного государства ярче солнца сияет во вселенской православной христианской вере во всем мире. Благочестивый Царь! Пусть [люди] вашего государства знают, что все государства православной веры теперь слились в одно, ваше государство. Ты единственный истинный христианский правитель под небом! Царь! Пока вы придерживаетесь этой позиции, всегда помните о Боге. Бойтесь Бога, Который дал вам так много. Не надейтесь на золото, богатство или славу! Все это собрано здесь и останется здесь, на земле. Царь! Вспомни Блаженного, который держал скипетр в руке и царскую корону на голове и говорил: «Не обращай сердца своего к богатству, убегающему от тебя». Мудрый Соломон сказал: «Богатство и золото ценятся не тогда, когда они спрятаны, а когда люди предлагают помощь нуждающимся…». Теперь я умоляю и еще раз умоляю вас, пожалуйста, помните, что я сказал. Ради Бога, пожалуйста, помните также, что теперь все [православные] христианские царства слились с вашим царством. Отныне мы можем ожидать прихода только одного царства. Это Царство вечно. Я написал это, потому что, любуясь вами, я обращался и молился Богу, чтобы Он благословил вас. Измени свою скупость на щедрость, а свою нетерпимость на доброту. Утешай тех, кто плачет и стонет день и ночь. Повторяю здесь то, что написал выше. Благочестивый Царь! Слушай и помни, что все христианские царства теперь слились в одно, твоё [царство]. Два Рима пали. Третья стойка с[твердая]. И не будет четвертого. Ваше христианское царство никто не заменит. . . . Источник: Филофей, Филофейская концепция «Третьего Рима», Василий Дмитришин, изд. и пер., Средневековая Россия, Справочник: 850-1700, Четвертое издание (Форт-Уэрт: Harcourt Brace Jovanovich College Publishers, 2000), стр. 259-61. |
Аналитические вопросы |