Мораль басни «Свинья» Крылова, анализ, суть, смысл
Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Свинья» Крылова была впервые опубликована в сборнике «Новые басни» в 1811 г. Время создания произведения неизвестно.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Свинья» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Мораль басни «Свинья» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Свинья» заключается в том, что глупые, невежественные люди нередко критикуют все новое и незнакомое, видят лишь плохое. Такие люди неспособны оценить то, что находится вне узкого круга их интересов и знаний.
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:
«Но как же критика Хавроньей не назвать,
Который, что́ ни станет разбирать,
Имеет дар одно худое видеть?»
И. В. Сергеев комментирует суть и смысл басни так:
«Он [Крылов] никого не обижал, со всеми был вежлив, не говорил резких слов, соглашался, не спорил, помалкивал. Его считали покладистым, добрым, ленивым — пусть. Зачем ему спорить?<…>
Иван Андреевич помнил обиды и умел на них ответить. Басней «Осел и Соловей» он ответил одному знатному вельможе, который… глубокомысленно заметил: «Это хорошо; но почему вы не переводите так, как Иван Иванович Дмитриев?». Крылов оторопел от неожиданности. Критика этого вельможи походила на глупую критику… журналиста Каченовского, но Иван Андреевич с христианской скромностью ответил: «Не умею, ваше превосходительство», а придя домой, записал в своей тетрадке басенный ответ вельможе так же, как запомнил он нападки Каченовского и ответил на них убийственной басней «Свинья».» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)
Авторы книги «50 басен И. А. Крылова» считают, что мораль басни заключается в следующем:
«Люди, которые не видят проку в науке или видят в ней только орудие для личной наживы, для более ловкого притеснения темного человека, или которые щегольство, мудреные слова и гордое самомнение называют «образованностью», похожи на изображенную Крыловы свинью: забралась она в богатые хоромы с заднего двора, только на заднем дворе там в помоях, в навозе и рылась… а рассказывает, будто в хоромах бывала и выведала все, что там хорошего есть.» (книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
Литератор Г. К. Дорофеев поясняет мораль басни следующим образом:
«Не одобряя суемудрия и ученого педантизма, он [Крылов] в то же время осмеивает невежд, пренебрежительно относящихся к «жемчужным зернам» истинного знания, их недоброжелательство, неблагодарность к науке и искусству, их злословие, невежественный суд и неумелое, хотя под час и ретивое вмешательство в дела, в которых нужны еще знания и просвещенный ум.» (о баснях «Свинья», «Свинья под дубом», «Осел и Соловей», «Голик») (Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова», Тифлис, 1895 г.)
Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» поясняют суть и смысл басни «Свинья» так:
«…Есть… сорт людей, которые способны замечать только худое; для них хорошего как будто вовсе не существует. Во всем и всегда они прежде всего ищут только дурное. Такой пример дает Крылов в басне «Свинья».» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
Такова мораль басни «Свинья» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Мораль басни «Свинья под дубом», краткое содержание, пересказ, анализ, суть, смысл
«Свинья под дубом». Художник И. Семенов |
Басня «Свинья под дубом» написана И.
Сходные темы до Крылова разрабатывали Эзоп («Пешеходы и Явор»), Лессинг («Дуб и Свинья»), а также М. Базилевичева, В. Папышев и др.
В этой статье представлено краткое содержание и мораль басни «Свинья под дубом» Крылова: краткий пересказ произведения, анализ, суть и смысл.
Полный текст этой басни смотрит здесь.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Краткий пересказ басни «Свинья под дубом»
Главная героиня басни, свинья, пасется под старым, вековым дубом. Ей очень нравится есть желуди, которые падают с этого дерева. Однажды свинья начинает подрывать корни у дуба. Ворон, сидящий на дереве, объясняет ей, что она вредит дубу, но та отвечает, что ее все это не волнует. Тогда дуб обращается к свинье, обвиняя ее в неблагодарности.
Мораль басни «Свинья под дубом»
«Свинья под дубом». Иллюстрация К. И. Рудакова |
Мораль басни «Свинья под дубом» заключается в том, что невежественные люди порой ругают науку и образование и якобы не видят в них смысла, но при этом пользуются всеми благами цивилизации, сами того не замечая.
Сам Крылов поясняет мораль своей басни в ее последних строках:
«Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.«
Также басня «Свинья под дубом» несет в себе и следующую идею: невежественные, ограниченные люди могут порой представлять угрозу цивилизованному, культурному обществу. Невежды не способны ценить, беречь и уважать то, что важно для образованных, развитых людей. Невежды не уважают то, что сделано другими (это может быть культурное, научное наследие, созданное 10, 100 или 1000 лет назад).
При этом невежды не понимают, что они вредят не только другим, но и себе и своим потомкам (разрушив дуб, свинья может остаться без желудей). К сожалению, невежды часто гордятся своим невежеством и не способны прислушаться к мнению окружающих (ворон и дуб, судя по всему, оказываются не в силах переубедить свинью).
Вероятно, в этой басне Крылов имеет в виду не только тех, кто просто ругает науку и образование, но и тех, кто на деле препятствует их развитию.
Мораль басни «Свинья под дубом», по мнению критиков, заключается в следующем:
«Нередко встречаются люди, которые по невежеству своему никак не могут видеть и понять того, что для человека здраво рассуждающего вполне ясно.Такие люди видят только то, что у них, так сказать, под носом, и своим невежеством наносят вред тому, от чего сами получают пользу. Такая мысль выражена Крыловым в его басне «Свинья под дубом».» («Иван Андреевич Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
«Невежество. Во всяком деле, всегда и везде губительна умственная темнота, опасно невежество. <…> Часто при этом бывает, что грубое невежество идет рука об руку с гнусной неблагодарностью… («Свинья под дубом»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа» под ред. Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Педагог В. И. Водовозов считает эту басню очень полезной для воспитания в детях уважения к образованию:
«Образ свиньи у Крылова превосходен: она наелась до отвала, выспалась и потом стала подрывать рылом корни у дуба, желуди которого ела... Пусть отвращение к этому образу глубоко проникнет в душу детей, чтобы они и потом, когда придется действовать в более широком кругу, крепко стояли за образование.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)
Одной из ярких иллюстраций к басне «Свинья под дубом» может служить пьеса «Недоросль» Фонвизина. Как известно, недоросль Митрофанушка «не хочет учиться, а хочет жениться». Мать Митрофана, госпожа Простакова, нанимает сыну учителей, но делает это только для видимости, потому что не видит смысла в образовании.
Таковы мораль и краткое содержание басни «Свинья под дубом» Крылова: краткий пересказ, анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Как Крылов написал басню про свинью под дубом. Анализ басни «Свинья под дубом»
Басня – это произведение, призванное передать в своем содержании определенный смысл. Жители России знают этот вид творчества по нетленным стихам Ивана Андреевича Крылова, ведь именно он ввел нашей страны к прописным истинам человеческой жизни более 150 лет назад, а спросом
продолжают пользоваться и по сей день.В чем секрет популярности рифмованных рассказов о животных, вышедших из-под пера Крылова?Попробуем найти Ответьте на этот вопрос с помощью одного из самых популярных его произведений — «Свинья под дубом». Нравственный смысл басня лучше всего передает через ассоциативное сравнение животного с человеком определенного уровня развития.
Басня Крылова «Свинья под дубом» отличается проникновенной моралью, наиболее точно передающей вехи времени, в котором жил ее автор. Однако прежде чем приступить к анализу его смысла, необходимо ознакомиться с текстовым содержанием произведения.
«Свинья под дубом» — басня, в которой участвуют три героя. Центральное место среди них занимает, как вы уже догадались, свинья. Второстепенные персонажи — дуб и ворон, сидящий на его ветке. История начинается с рассказа о том, как
свинья лежит под дубом и ест упавшие с него желуди. Когда они перестают падать, она начинает выкапывать корни, чтобы добраться до тех плодов, что висят высоко. Ворон пытается остановить глупую свинью, но она абсолютно не слушает его и пытается доказать свою правоту, пока старый дуб, который вовсе не является второстепенным персонажем, не вступает в диалог, как тот начинает рассказывать виновника переполоха о ее невежестве. Но она по-прежнему не внимает словам более образованных участников заговора.
Мораль басни «Свинья под дубом»
Это произведение имеет сложный смысл. Оно несет в себе определенную подоплеку, являясь словесной пощечиной того времени, в котором жил Иван Крылов. Какова основная мораль стихотворения «Свинья под дубом»? Басня показывает нам неизбежную гибель всего созданного наукой в руках невежественных людей. Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья – с теми, кто не хочет постичь ее путем дрессировки.
В произведении четко прослеживается грань между вороном, сидящим на ветке, и свиньей, копающейся в земле. Такая картина изображает, насколько низок невежда по сравнению с образованным человеком. «Свинья под дубом» — это басня, которая проясняет ценность духовного развития по сравнению с потворством своим инстинктам.
Жизненные истины, доступные каждому
Басни И.А. Книги Крылова ценятся за наглядное изложение, именно поэтому они много лет назад были включены в программу обязательного изучения литературы и не теряют своих позиций по популярности и сегодня. На примере животных учащиеся начальных классов лучше усваивают простые жизненные истины, ведь многие из вас наверняка помнят строки знаменитых басен Ивана Андреевича, давно ставшие крылатыми выражениями.
Писатель постоянно вращался среди простого народа, за что получил настоящее уважение от простого народа. Вот почему в каждом его стихотворении проскальзывает оттенок просторечия. Не потому ли, что он писал их специально для крестьян, которые по необразованности не смогли бы усвоить сложные речевые обороты и светские выражения? Скорее всего, так оно и есть.
Свинья под вековым дубом
Наелась желудей досыта, досыта;
Поев, она заснула под ним;
Потом со слезами на глазах встала
И начала подкапывать мордой корни Дуба.
«Ведь вредит дереву»,
Ворон говорит ей из Дубю:
«Если оголить корни, то оно может засохнуть.»-
«Пусть сохнет», говорит Свинья:
«Меня это совершенно не беспокоит;
Я не вижу в этом особого смысла;
Хоть и века не будет, нисколько не пожалею,
Хоть бы были желуди: ведь от них я толстею. —
«Неблагодарный!» Дуб сказал ей тут:
«Всякий раз, когда бы ты могла поднять свою морду,
Ты бы увидела
Что эти желуди растут на мне.
Невежда тоже в слепоте
Защищает науку и ученость,
И все научные труды
Не чувствуя, что вкушает их плоды.
Резюме
Свинья паслась под большим дубом. Ей нравились желуди, падающие с дерева. Однажды она начала копать корни дуба. Ворон, сидевший на дереве, сказал ей, что повредит дубу. Однако свинья ответила, что ей все равно. Тогда дуб обвинил свинью в том, что она ему неблагодарна. Он сделал попытку объяснить свинке, что желуди, которые она так любит, растут на дереве. Но у свиньи не было возможности поднять глаза и увидеть, что это действительно так. Она осталась при своем мнении и продолжала вредить дубу.
Анализ басни
История создания
Басня «Свинья под дубом» написана И. А. Крыловым около 1823 г. и впервые опубликована в газете «Северная пчела» в 1825 г.
Значение названия
В названии содержится центральная оппозиция басни. Свинья символизирует жадность и невежество, дуб – символ вечности и мудрости.
Основная тема произведения
Основная тема произведения — осуждение слепого невежества.
Жадный Свин живет только для собственного удовольствия. Его основная цель – больше наполнить желудок. Съев упавшие с Дуба и проспавшие желуди, Свинья хочет продлить удовольствие и начинает подкапывать корни Дуба. В ее глупой голове образы еды и могучего дерева никак не связаны.
Грязное, невежественное животное может стать причиной смерти великана. Дуб предлагает Свинье поднять морду и самой посмотреть, откуда она берёт пищу.
Проблемы
В эпоху Крылова (как, впрочем, и во все времена) было много невежественных людей, резко отрицательно относившихся к знаниям и науке. Они решительно осуждали научный прогресс, объявляя его источником всевозможных бед.
По словам автора, такие невежды напоминают неблагодарного Свинью из басни. Негативное отношение к знаниям основано на простой лени, желании жить только для себя, не заботясь о других. Виня в этом науку, невежественные люди в то же время не гнушаются пользоваться всеми благами научно-технического прогресса.
Композиция произведения традиционна для жанра басни: аллегорическая основная часть и заключительное авторское заключение.
Нравственность
На простом и наглядном примере Крылов показывает, что все без исключения в той или иной степени пользуются «плодами» научных знаний. Только самые глупые и ограниченные люди не понимают этого очевидного факта. К сожалению, есть много примеров того, как невежды при власти становились препятствием для развития науки. Только при условии полного искоренения невежества человечество сможет успешно продолжить свое развитие.
Свинья под дубом рисунок
Свинья под вековым дубом
Наелась желудей досыта, до отвала;
Поев, под ним заснула;
Потом, вырвав глаза, встала
И стала подкапывать рылом корни Дуба.
«Ведь это вредит дереву, —
Ворон говорит ей из Дуба, —
Если оголить корни, то оно может засохнуть.
«Пусть сохнет», — говорит Свинья,
Меня ничего не беспокоит
Я вижу в нем мало пользы;
Даже если у тебя его не будет целый век, я ничуть не пожалею;
Хоть бы желуди были: ведь я от них толстею.
«Неблагодарный!» Дуб сказал ей тут, —
Когда бы ты ни вздернула рыло,
Ты бы увидела
Что эти желуди растут на мне. что он ест их плоды
Мораль басни
Невежда тоже в слепоте
Защищает науку и ученость
И все научные труды
Не чувствуя, что он ест их плоды.
Мораль своими словами, основная идея и смысл басни Свинья под дубом
Только невежды ругают науку, не понимая, что обязаны ей благами.
Вы бы видели
«Невежда такой слепой»
Он ругает науку и ученость.
Анализ басни Свинья под дубом
Баснописец И.А. приучать с детства к умению ценить и не поступать чрезмерно грубо. Жанр был впервые возвеличен Эзопом, и многие произведения написаны на этом языке. В разных ситуациях нельзя было открыто высказывать свою точку зрения, поэтому язык Эзопа был важная составляющая в этом виде работ.
Басня «Свинья на дубе» относится к числу поучительных произведений, так как жанр имеет свою историю и биографию. Я. Крылов, уже привыкший писать о животных, высмеивает, в сравнении, человеческие пороки и недостатки жизни. Как известно, в человеке всегда соревнуются две области порока и добродетели. В баснях он пытается это в игровой форме выразить в лицах персонажей. Во многом автор использует иносказательные (иносказательные) качества персонажей, подчеркивая их отрицательные стороны как основные прототипы жизненных ситуаций.
Главный герой этого произведения поросенок , который «напился от желудей», «спал под дубом» и остался неблагодарным. Свинья действительно изображает образ своей судьбы, она хладнокровна по отношению к плодовитому кормильцу, она пытается разрушить дерево, дающее ей возможность существования. Она утвердительно настаивает на том, чтобы дерево засохло и было уничтожено. Животное не способно видеть пользу и ценить то, что помогает ему выжить, и так открывается отображение человеческой сущности, иногда человек не ценит то, что имеет.
Противоположный персонаж Ворона которая пытается урезонить и проучить свинью, но она ничего не может понять, и не в состоянии это принять, а в жизни во многих ситуациях появляется персонаж, способный научить урок и избавиться от невежества. Дуб своей мудростью отражает в этом образе умного человека, который молча пытается проучить свинью, поставить его на путь истины, тем самым выявить нравственность и восстановить справедливость. Дуб настаивал на том, что она неблагодарна и не ценит его беспокойства.
«Всякий раз, когда бы ты мог поднять свою морду,
Ты бы увидел
Что эти желуди растут на мне.
Так звучит мораль произведения устами дерева. Важным моментом в басне является то, что иногда некоторые не ценят всего данного природой и искажают ее естественные функции. Поэтому обличение пороков выражается главным образом в невежестве и эгоизме.
«Невежда так слеп
Он ругает науку и ученость.
Свинья съела желуди и легла спать под дубом. Проснувшись, я начал копать корни дуба. И свинья не понимает, что живот растет на дубе.
Герои басни (персонажи)
- Свинья глупая
- Дуб кормилец
- Ворон — здравый смысл
Цель: улучшить навыки выразительного чтения шестиклассников, углубить знания по теории выразительного чтения; развивать эстетический вкус.
Оборудование: текст басни И.А. Крылов «Свинья под дубом»; иллюстрации к басне; «Свинья под дубом»: видеоклип к уроку литературы.
Тип занятия: занятие по развитию речи; тип урока — урок выразительного чтения.
ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
I. Организация начала урока.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
- методический комментарий. Басня И.А. Крылова «Свинья под дубом» – произведение, которое, пожалуй, в большей степени, чем другие, позволит учащимся всесторонне раскрыть грани своего исполнительского мастерства. А так как речевая партитура этой басни включает в себя более сложные элементы, то обязательным условием на уроке выразительного чтения становится углубление знаний 6-классников по теории выразительного чтения.
В 5 классе учащиеся получили общее представление о понятиях «пауза» и «ударение» и сформировали первичные навыки составления речевых партитур (См.: «Интегрированный курс.Литература (русская и мировая): Книга для учителей. 5 класс / Сост.Евтушенко С.Е., Корвель Т.И., Оникиенко А.С., Покатова Н.Н., Сипко Л.М.- К.: Грамота, 2013 (с. 9).4-95).
В 6 классе учащиеся должны усвоить, что паузы бывают логическими и психологическими. логическая пауза, обозначенная в партитуре речи вертикальной чертой, может быть короткой (|) и длинной (||). Его продолжительность зависит от логики членения текста. Например, на месте запятой пауза обычно короткая, а вот тире и точка требуют от читателя более длительной остановки во время исполнения произведения вслух.д. Такая пауза может быть где угодно: и между фразами, и в середине такта, и на месте разделительных знаков, и там, где их нет.
Главное, что должны запомнить (и записать в тетрадь) шестиклассники, это две основные функции психологической паузы:- акцентировать внимание слушателей на только что сказанных словах, дать им возможность прочувствовать услышанное
или - психологически подготовить слушателей к восприятию того, что сейчас прозвучит, как бы предупреждая их о важности Следующая информация.
Поэтому ему нужно не просто промолчать, а активно «пережить» эту остановку в речи. Ведь психологическая пауза тесно связана с подтекстом произведения, то есть его внутренней, не всегда лежащей на поверхности сущностью.
Логические паузы знакомы каждому говорящему и, если читатель правильно понимает содержание произносимых им предложений, они довольно легко воспроизводятся. Психологические паузы требуют специальной подготовки. Вот почему, прежде чем читать какой-либо текст аудитории, исполнитель должен, прежде всего, тщательно проработать его общий, глубокий смысл. Можно сказать так: читатель должен сначала понять, ЧТО он хочет донести до аудитории своим чтением, и только потом искать способы сделать это, КАК он это сделает. - акцентировать внимание слушателей на только что сказанных словах, дать им возможность прочувствовать услышанное
- Вступительное слово учителя: Как правильно читать басню.
Если говорить об выразительном чтении басен, то правильнее будет сказать не «выразительное чтение», а «выразительное повествование». Как отмечают современники великого русского баснописца И.А. Крылова, он читал свои басни таким тоном, в такой простодушной и естественной манере, что его чтение можно было принять за продолжение житейского разговора.
То есть чтение басни строится по принципу живого и естественного повествования, включающего такое же живое и естественное воспроизведение реплик персонажей. При этом следует помнить, что живая речь изобилует оттенками, а потому читатель должен передать не только основное содержание басни, но и все многообразие ее логического и эмоционального содержания.
Авторский текст, предшествующий развитию событий, читается в повествовательно-познавательной манере, подготавливая слушателей к восприятию основных событий. Но не всегда все слова автора нужно произносить «нейтральным» тоном. Например, авторские комментарии к негативным поступкам персонажей следует читать с иронией, как бы «присваивая» авторский текст, преподнося его как «свой» рассказ о реальных событиях и их участниках.
Особый навык требует чтения реплик. Ведь каждый персонаж басни олицетворяет определенный тип людей.Здесь уже понадобится развитое воображение читателя об индивидуальных особенностях характера персонажа, его манере поведения, а также возможность изменять высоту голоса, его силу, темп. Но читателю не следует слишком увлекаться «перевоплощением» в героев басни — животных, ведь основное направление произведения — раскрытие пороков людей, которое автор осуществляет через аллегорию и элементы комедии.
Мораль басни произносится более медленно, назидательно, в форме рассуждения. Это либо напоминание об известной истине, либо совет мудрого человека, либо ироничная критика какого-то поступка. Перед моралью и после нее обязательно делать ощутимые паузы (чаще психологические), чтобы обратить внимание слушателей на тот вывод, который автор воплотил в морали.
Басни, в которых важное место занимает прямая речь действующих лиц, позволяют привлечь к чтению элемент сценичности. В конце занятия попробуем прочитать басню «Свинья под дубом» по ролям. Но нельзя забывать, что идеальное исполнение всего произведения одним читателем, как правило, является более сложной задачей.Поэтому на уроках выразительного чтения мы отдадим предпочтение монологическому чтению, так как именно оно требует от учащихся более добросовестной работы и над качествами голоса, и над интонацией, и над эмоциональностью чтения.
- Прослушивание чтения басни «Свинья под дубом» профессиональным чтецом.
- Идейно-тематический анализ басни. расшифровка аллегории.
В басне «Свинья под дубом» Крылов с помощью иносказания выставляет напоказ и высмеивает человеческую глупость и невежество, достойные всеобщего осуждения. Он обличает невежд, не способных анализировать причинно-следственную связь в жизненных событиях и явлениях, а главное, высмеивает их полное нежелание искать эту связь вообще. Для осуществления своего замысла баснописец очень удачно выбрал образ Свиньи. Прежде всего, отталкиваясь от фольклорной трактовки образа Свиньи (пословицы, поговорки, сказки), можно сказать, что у нас свинья часто ассоциируется с ленью, обжорством, невежеством. Крылов четко подчеркивал тот факт, что свинья очень любит желуди, и что она даже может рылом рыть землю без видимой причины — просто для развлечения.А исходя из физиологических особенностей этого животного, мы знаем, что свинья действительно не способна высоко поднимать голову из-за особого строения тела. Ворон в басне олицетворяет обычного человека, который, скорее, не возмущается поведением Свиньи, а наивно удивляется ей. А старый Дуб, который с точки зрения Свиньи — просто растение, не стоящее ее внимания, — воплощение вековой мудрости, житейской правды.
- Работа над речевой партитурой басни. Комментирование учителем логических, психологических пауз, фразовых и логических ударений (то есть слов, подчеркнутых одной и двумя чертами).
Свинья под дубом
Свинья | под древним дубом |
Я наелся желудей, | тратить; |
Поев, под ним заснула; |
Потом, вырвав глаза, встала\/
И рыло | начал подкапывать корни Дуба. ||
«Ведь это вредит дереву, — |
Ворон говорит ей из Дуба, — |
Если обнажить корни, | он может засохнуть. \/
”Дай высохнуть, — | говорит Свинья, — |
Меня это совсем не беспокоит; |
Я не вижу в этом особой пользы; |
Хоть ему и нет лет, | | Я нисколько не пожалею |
Только бы были желуди: | Я от них толстею.» ||
«Неблагодарная! – | Дуб сказал ей тут, — |
Всякий раз, когда вверх | ты могла поднять рыло, |
Видела бы ты |
На чем растут эти желуди | мне.» \/Невежественный | также ослеплен |
Бранит наука | и обучение, |
И все научные работы, | |
Не чувствую | что он ест их плоды. || - Подробные советы по выразительному чтению басни.
Итак, басню читаем так. Экспозицию (первые 4 строки) произносим медленно, с повествовательной интонацией, но надо учитывать, что такой, казалось бы, непринужденный характер речи не должен быть лишен необходимой эмоциональности. Задача читателя определяется двумя направлениями: словесно описать Свинью и одновременно подчеркнуть отношение автора к ней тоном голоса. И оно ясно формируется уже с первых строк произведения: это наплевательское отношение к тем, чей смысл жизни сводится к двум жизненным удовольствиям — поесть и поспать. Немаловажную роль в формировании необходимых эмоций играет удачно подобранная автором экспрессивная лексика: съел «до отвала», но не открыл глаза, а «потянул».
В конце четвертой строки уместна психологическая пауза — она подготавливает нас к сюжету, сосредоточенному в пятой строке. Стараемся не молчать, а сыграть психологическую паузу: еще до произнесения пятой строки выражение лица чтеца должно сказать зрителям, что он сейчас сообщит о каком-то отвратительном поступке героя произведения.
При озвучивании сюжета пик эмоциональности приходится на слово «рыло»: мы произносим его с явно подчеркнутым отвращением. Перед прямой речью делаем остановку немного дольше, чем обычно. Слова Ворона следует произносить не столько с наставлением, сколько с удивлением от бессмысленного поступка Свиньи. Авторский текст («Ворон говорит с ней из Дубю») должен звучать несколько тише и с более низкой тембральной окраской голоса.
Перед ответом Свиньи на реплику Ворона снова выдерживаем психологическую паузу: ведь в произведении назревает кульминация, и мы должны привлечь к нему слушателей. При чтении этой части басни от исполнителя потребуется незаурядное мастерство, так как именно здесь раскрывается основная тема произведения: образ глупости, полнейшей глупости и невежества, которые к тому же сочетаются с наглой самоуверенностью.Слова «Дай высохнуть» надо произносить с непомерным, гипертрофированным самолюбованием, как говорят в народе — надутыми губами. Авторскую ноту мы произносим тише («Свинья говорит»), а следующие четыре строчки — как честолюбивый урок «свиной житейской мудрости»: жить только в свое удовольствие. На слове «желудь» ставим логический ударение, а слово «жир» немного растягиваем («жи-ре-е-ю») и озвучиваем его с максимальным удовольствием и откровенным хвастовством.
Слова Оука содержат развязку произведения. Читать их следует рассудительно, с оттенком поучения, но обязательно оставляя тонкую нотку отвращения, которая будет подчеркнута словом «рыло». При произнесении реплики Дуба читатель должен добавить к звуковому воплощению мысли произведения выразительную мимику и жестикуляцию.
Прежде чем озвучить мораль басни, сделаем психологическую паузу. Мимикой мы готовим слушателей к произнесению высшей житейской мудрости. Сама мораль традиционно произносится в серьезном тоне — как итог общий вывод из описываемой ситуации, переводящий осмысление сюжета из аллегорической в общечеловеческую или даже философскую плоскость.Примечание. Учащиеся должны знать, что представление произведения искусства допускает элемент индивидуальной интерпретации. Поэтому могут быть определенные расхождения в оценке речи разных читателей. Однако начинающим читателям следует максимально следовать советам учителя.
Предложенная здесь речевая партитура басни «Свинья под дубом» является основой для работы с текстом басни. Варианты маркировки отдельных мер могут быть такими: «пусть сохнет», «меня это совершенно не беспокоит», «потому что я от них толстею», «что он ест | их плоды» - Чтение басни ученикам. (Сначала — физическое лицо, затем — личное).
Перед уроком выразительного чтения учащиеся должны выполнить небольшую разминку речевого аппарата. Примерный перечень разминочных упражнений приведен в упомянутом выше пособии (стр. 101-102).
Авторское прочтение басни Крылова Свинья под дубом. «Свинья под дубом»
Тема. Выразительное прочтение басни И.
Цель: улучшить навыки выразительного чтения шестиклассников, углубить знания по теории выразительного чтения; развивать эстетический вкус.
Оборудование: текст басни И.А. Крылов «Свинья под дубом»; иллюстрации к басне; «Свинья под дубом»: видеоклип к уроку литературы.
Тип занятия: занятие по развитию речи; тип урока — урок выразительного чтения.
ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
I. Организация начала урока.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
- методический комментарий. Басня И.А. Крылова «Свинья под дубом» – произведение, которое, пожалуй, в большей степени, чем другие, позволит учащимся всесторонне раскрыть грани своего исполнительского мастерства. А так как речевая партитура этой басни включает в себя уже более сложные элементы, то обязательным условием на уроке выразительного чтения становится углубление знаний 6-классников по теории выразительного чтения.
В 5 классе учащиеся получили общее представление о понятиях «пауза» и «ударение» и сформировали первичные навыки составления речевых партитур (См.: «Интегрированный курс. Литература (русская и мировая): Книга для учителей. 5 класс / Сост.Евтушенко С.Е., Корвель Т.И., Оникиенко А.С., Покатова Н.Н., Сипко Л.М.- К.: Грамота, 2013 (с. 94-95)
В 6 классе учащиеся должны усвоить, что паузы бывают логическими и психологическими. логическая пауза, обозначаемая в речевой партитуре вертикальной чертой, может быть короткой (|) и длинной (||). Ее продолжительность зависит от логики членения текста. Например, на месте запятая, пауза обычно короткая, а вот тире и точка требуют от читателя более длительной остановки во время исполнения произведения вслух.0107 Но есть и более сложный вид паузы — психологическая . (В речевой партитуре психологическая пауза обычно обозначается символом \/). Встречается гораздо реже, в исключительных случаях: например, когда нужно сосредоточиться на следующем слове, имитировать припоминание или поиск нужного слова, подчеркнуть эмоциональное напряжение, страх, удивление, недомолвку, сознательное молчание, внезапную остановку речи и т.д. Такая пауза может быть где угодно: и между фразами, и в середине такта, и на месте разделительных знаков, и там, где их нет.
Главное, что должны помнить (и записывать в тетради) шестиклассники, это две основные функции психологической паузы:- сосредоточить внимание слушателей на только что сказанных словах, дать им возможность прочувствовать то, что они услышанные
или - психологически подготавливают слушателей к восприятию того, что сейчас будет звучать, как бы предупреждая их о важности следующей информации.
Поэтому ему нужно не просто промолчать, а активно «пережить» эту остановку в речи. Ведь психологическая пауза тесно связана с подтекстом произведения, то есть его внутренней, не всегда лежащей на поверхности сущностью.
Логические паузы знакомы каждому говорящему и, если читатель правильно понимает содержание произносимых им предложений, они довольно легко воспроизводятся. Психологические паузы требуют специальной подготовки. Вот почему, прежде чем читать какой-либо текст аудитории, исполнитель должен, прежде всего, тщательно проработать его общий, глубокий смысл. Можно сказать так: читатель должен сначала понять, ЧТО он хочет донести до аудитории своим чтением, и только потом искать способы сделать это, КАК он это сделает. - сосредоточить внимание слушателей на только что сказанных словах, дать им возможность прочувствовать то, что они услышанные
- Вступительное слово учителя: Как правильно читать басню.
Если говорить об выразительном чтении басен, то правильнее будет сказать не «выразительное чтение», а «выразительное повествование». Как отмечают современники великого русского баснописца И.А. Крылова, он читал свои басни таким тоном, в такой простодушной и естественной манере, что его чтение можно было принять за продолжение житейского разговора.
То есть чтение басни строится по принципу живого и естественного повествования, включающего такое же живое и естественное воспроизведение реплик персонажей. При этом следует помнить, что живая речь изобилует оттенками, а потому читатель должен передать не только основное содержание басни, но и все многообразие ее логического и эмоционального содержания.
Авторский текст, предшествующий развитию событий, читается в повествовательно-познавательной манере, подготавливая слушателей к восприятию основных событий. Но не всегда все слова автора нужно произносить «нейтральным» тоном. Например, авторские комментарии к негативным поступкам персонажей следует читать с иронией, как бы «присваивая» авторский текст, преподнося его как «свой» рассказ о реальных событиях и их участниках.
Особый навык требует чтения реплик. Ведь каждый персонаж басни олицетворяет определенный тип людей.Здесь уже понадобится развитое воображение читателя об индивидуальных особенностях характера персонажа, его манере поведения, а также возможность изменять высоту голоса, его силу, темп. Но читателю не следует слишком увлекаться «перевоплощением» в героев басни — животных, ведь основное направление произведения — раскрытие пороков людей, которое автор осуществляет через аллегорию и элементы комедии.
Мораль басни произносится более медленно, назидательно, в форме рассуждения. Это либо напоминание об известной истине, либо совет мудрого человека, либо ироничная критика какого-то поступка. Перед моралью и после нее обязательно делать ощутимые паузы (чаще психологические), чтобы обратить внимание слушателей на тот вывод, который автор воплотил в морали.
Басни, в которых важное место занимает прямая речь действующих лиц, позволяют привлечь к чтению элемент сценичности. В конце занятия попробуем прочитать басню «Свинья под дубом» по ролям. Но нельзя забывать, что идеальное исполнение всего произведения одним читателем, как правило, является более сложной задачей.Поэтому на уроках выразительного чтения мы отдадим предпочтение монологическому чтению, так как именно оно требует от учащихся более добросовестной работы и над качествами голоса, и над интонацией, и над эмоциональностью чтения.
- Прослушивание чтения басни «Свинья под дубом» профессиональным чтецом.
- Идейно-тематический анализ басни. расшифровка аллегории.
В басне «Свинья под дубом» Крылов с помощью иносказания выставляет напоказ и высмеивает человеческую глупость и невежество, достойные всеобщего осуждения. Он обличает невежд, не способных анализировать причинно-следственную связь в жизненных событиях и явлениях, а главное, высмеивает их полное нежелание искать эту связь вообще. Для осуществления своего замысла баснописец очень удачно выбрал образ Свиньи. Прежде всего, отталкиваясь от фольклорной трактовки образа Свиньи (пословицы, поговорки, сказки), можно сказать, что у нас свинья часто ассоциируется с ленью, обжорством, невежеством. Крылов четко подчеркивал тот факт, что свинья очень любит желуди, и что она даже может рылом рыть землю без видимой причины — просто для развлечения.А исходя из физиологических особенностей этого животного, мы знаем, что свинья действительно не способна высоко поднимать голову из-за особого строения тела. Ворон в басне олицетворяет обычного человека, который, скорее, не возмущается поведением Свиньи, а наивно удивляется ей. А старый Дуб, который с точки зрения Свиньи — просто растение, не стоящее ее внимания, — воплощение вековой мудрости, житейской правды.
- Работа над речевой партитурой басни. Комментирование учителем логических, психологических пауз, фразовых и логических ударений (то есть слов, подчеркнутых одной и двумя чертами).
Свинья под дубом
Свинья | под древним дубом |
Я наелся желудей, | тратить; |
Поев, под ним заснула; |
Потом, вырвав глаза, встала\/
И рыло | начал подкапывать корни Дуба. ||
«Ведь это вредит дереву, — |
Ворон говорит ей из Дуба, — |
Если обнажить корни, | он может засохнуть. \/
”Дай высохнуть, — | говорит Свинья, — |
Меня это совсем не беспокоит; |
Я не вижу в этом особой пользы; |
Хоть ему и нет лет, | | Я нисколько не пожалею |
Только бы были желуди: | Я от них толстею.» ||
«Неблагодарная! – | Дуб сказал ей тут, — |
Всякий раз, когда вверх | ты могла поднять рыло, |
Видела бы ты |
На чем растут эти желуди | мне.» \/Невежественный | также ослеплен |
Бранит наука | и обучение, |
И все научные работы, | |
Не чувствую | что он ест их плоды. || - Подробные советы по выразительному чтению басни.
Итак, басню читаем так. Экспозицию (первые 4 строки) произносим медленно, с повествовательной интонацией, но надо учитывать, что такой, казалось бы, непринужденный характер речи не должен быть лишен необходимой эмоциональности. Задача читателя определяется двумя направлениями: словесно описать Свинью и одновременно подчеркнуть отношение автора к ней тоном голоса. И оно ясно формируется уже с первых строк произведения: это наплевательское отношение к тем, чей смысл жизни сводится к двум жизненным удовольствиям — поесть и поспать. Немаловажную роль в формировании необходимых эмоций играет удачно подобранная автором экспрессивная лексика: съел «до отвала», но не открыл глаза, а «потянул».
В конце четвертой строки уместна психологическая пауза — она подготавливает нас к сюжету, сосредоточенному в пятой строке. Стараемся не молчать, а играть психологическую паузу: еще до произнесения пятой строки выражение лица чтеца должно сказать зрителям, что он сейчас сообщит о каком-то отвратительном поступке героя произведения.
При озвучивании сюжета пик эмоциональности приходится на слово «рыло»: мы произносим его с явно подчеркнутым отвращением. Перед прямой речью делаем остановку немного дольше, чем обычно. Слова Ворона следует произносить не столько с наставлением, сколько с удивлением от бессмысленного поступка Свиньи. Авторский текст («Ворон говорит с ней из Дубю») должен звучать несколько тише и с более низкой тембральной окраской голоса.
Перед ответом Свиньи на реплику Ворона снова выдерживаем психологическую паузу: ведь в произведении назревает кульминация, и мы должны привлечь к нему слушателей. При чтении этой части басни от исполнителя потребуется незаурядное мастерство, так как именно здесь раскрывается основная тема произведения: образ глупости, полнейшей глупости и невежества, которые к тому же сочетаются с наглой самоуверенностью.Слова «Дай высохнуть» надо произносить с непомерным, гипертрофированным самолюбованием, как говорят в народе — надутыми губами. Авторскую ноту мы произносим тише («Свинья говорит»), а следующие четыре строчки — как честолюбивый урок «свиной житейской мудрости»: жить только в свое удовольствие. На слове «желудь» ставим логический ударение, а слово «жир» немного растягиваем («жи-ре-е-ю») и озвучиваем его с максимальным удовольствием и откровенным хвастовством.
Слова Оука содержат развязку произведения. Читать их следует рассудительно, с оттенком поучения, но обязательно оставляя тонкую нотку отвращения, которая будет подчеркнута словом «рыло». При произнесении реплики Дуба читатель должен добавить к звуковому воплощению мысли произведения выразительную мимику и жестикуляцию.
Прежде чем озвучить мораль басни, сделаем психологическую паузу. Мимикой мы готовим слушателей к произнесению высшей житейской мудрости. Сама мораль традиционно произносится в серьезном тоне — как итог общий вывод из описываемой ситуации, переводящий осмысление сюжета из аллегорической в общечеловеческую или даже философскую плоскость.Примечание. Учащиеся должны знать, что представление произведения искусства допускает элемент индивидуальной интерпретации. Поэтому могут быть определенные расхождения в оценке речи разных читателей. Однако начинающим читателям следует максимально следовать советам учителя.
Предложенная здесь речевая партитура басни «Свинья под дубом» является основой для работы с текстом басни. Варианты маркировки отдельных мер могут быть такими: «пусть сохнет», «меня это совершенно не беспокоит», «потому что я от них толстею», «что он ест | их плоды» - Чтение басни ученикам. (Сначала — физическое лицо, затем — личное).
Перед уроком выразительного чтения учащиеся должны выполнить небольшую разминку речевого аппарата. Примерный перечень разминочных упражнений приведен в упомянутом выше пособии (стр. 101-102).
Свинья под вековым дубом
Наелась желудей досыта, досыта;
Поев, она заснула под ним;
Потом со слезами на глазах встала
И начала мордой подкапывать корни Дуба.
«Ведь вредит дереву»,
Ворон говорит ей из Дубю:
«Если оголить корни, то оно может засохнуть.»-
«Пусть сохнет», говорит Свинья:
«Меня это совершенно не беспокоит;
Я не вижу в этом особого смысла;
Хоть и века не будет, нисколько не пожалею,
Хоть бы были желуди: ведь от них я толстею. —
«Неблагодарный!» Дуб сказал ей здесь:
«Всякий раз, когда бы вы могли поднять свою морду,
Вы бы увидели
Что эти желуди растут на мне.
Невежда тоже в слепоте
Защищает науку и ученость,
И все научные труды
Не чувствуя, что вкушает их плоды.
Резюме
Свинья паслась под большим дубом. Ей нравились желуди, падающие с дерева. Однажды она начала копать корни дуба. Ворон, сидевший на дереве, сказал ей, что повредит дубу. Однако свинья ответила, что ей все равно. Тогда дуб обвинил свинью в том, что она ему неблагодарна. Он сделал попытку объяснить свинке, что желуди, которые она так любит, растут на дереве. Но у свиньи не было возможности поднять глаза и увидеть, что это действительно так. Она осталась при своем мнении и продолжала вредить дубу.
Анализ басни
История создания
Басня «Свинья под дубом» написана И. А. Крыловым около 1823 г. и впервые опубликована в газете «Северная пчела» в 1825 г.
Значение названия
В названии содержится центральная оппозиция басни. Свинья символизирует жадность и невежество, дуб – символ вечности и мудрости.
Основная тема произведения
Основная тема произведения — осуждение слепого невежества.
Жадный Свин живет только для собственного удовольствия. Его основная цель – больше наполнить желудок. Съев упавшие с Дуба и проспавшие желуди, Свинья хочет продлить удовольствие и начинает подкапывать корни Дуба. В ее глупой голове образы еды и могучего дерева никак не связаны.
Грязное, невежественное животное может стать причиной смерти великана. Дуб предлагает Свинье поднять морду и самой посмотреть, откуда она берёт пищу.
Проблемы
В эпоху Крылова (как, впрочем, и во все времена) было много невежественных людей, резко отрицательно относившихся к знаниям и науке. Они решительно осуждали научный прогресс, объявляя его источником всевозможных бед.
По словам автора, такие невежды напоминают неблагодарного Свинью из басни. Негативное отношение к знаниям основано на простой лени, желании жить только для себя, не заботясь о других. Виня в этом науку, невежественные люди в то же время не гнушаются пользоваться всеми благами научно-технического прогресса.
Композиция произведения традиционна для жанра басни: аллегорическая основная часть и заключительное авторское заключение.
Нравственность
На простом и наглядном примере Крылов показывает, что все без исключения в той или иной степени пользуются «плодами» научных знаний. Только самые глупые и ограниченные люди не понимают этого очевидного факта. К сожалению, есть много примеров того, как невежды при власти становились препятствием для развития науки. Только при условии полного искоренения невежества человечество сможет успешно продолжить свое развитие.
Свинья под дубом рисунок
Свинья под вековым дубом
Наелась желудей досыта, до отвала;
Поев, под ним заснула;
Потом, вырвав глаза, встала
И стала подкапывать рылом корни Дуба.
«Ведь это вредит дереву, —
Ворон говорит ей из Дуба, —
Если оголить корни, то оно может засохнуть.
«Пусть сохнет», — говорит Свинья,
Меня ничего не беспокоит
Я вижу в нем мало пользы;
Даже если у тебя его не будет целый век, я ничуть не пожалею;
Хоть бы желуди были: ведь я от них толстею.
«Неблагодарный!» Дуб сказал ей тут, —
Когда бы ты ни вздернула рыло,
Ты бы увидела
Что эти желуди растут на мне. что он ест их плоды
Мораль басни
Невежда тоже в слепоте
Защищает науку и ученость
И все научные труды
Не чувствуя, что он ест их плоды.
Мораль своими словами, основная идея и смысл басни Свинья под дубом
Только невежды ругают науку, не понимая, что обязаны ей благами.
Вы бы видели
«Невежда такой слепой»
Он ругает науку и ученость.
Анализ басни Свинья под дубом
Баснописец И.А. приучать с детства к умению ценить и не поступать чрезмерно грубо. Жанр был впервые возвеличен Эзопом, и многие произведения написаны на этом языке. В разных ситуациях нельзя было открыто высказывать свою точку зрения, поэтому язык Эзопа был важная составляющая в этом виде работ.
Басня «Свинья на дубе» относится к числу поучительных произведений, так как жанр имеет свою историю и биографию. Я. Крылов, уже привыкший писать о животных, высмеивает, в сравнении, человеческие пороки и недостатки жизни. Как известно, в человеке всегда соревнуются две области порока и добродетели. В баснях он пытается это в игровой форме выразить в лицах персонажей. Во многом автор использует иносказательные (иносказательные) качества персонажей, подчеркивая их отрицательные стороны как основные прототипы жизненных ситуаций.
Главный герой этого произведения поросенок , который «напился от желудей», «спал под дубом» и остался неблагодарным. Свинья действительно изображает образ своей судьбы, она хладнокровно относится к плодовитому кормильцу, стремящемуся уничтожить дерево, дающее ей возможность существования. Она утвердительно настаивает на том, чтобы дерево засохло и было уничтожено. Животное не способно видеть пользу и ценить то, что помогает ему выжить, и так открывается отражение человеческой сущности, иногда человек не ценит то, что имеет.
Противоположный персонаж ворона которая пытается урезонить и проучить свинью, но она ничего не может понять, и не в состоянии это принять, а в жизни во многих ситуациях появляется персонаж, способный преподать урок и избавиться от невежества. Дуб своей мудростью отражает в этом образе умного человека, который молча пытается проучить свинью, поставить его на путь истины, тем самым выявить нравственность и восстановить справедливость. Дуб уверял, что она неблагодарна и не ценит его заботы.
«Всякий раз, когда бы ты мог поднять свою морду,
Ты бы увидел
Что эти желуди растут на мне.
Так звучит мораль произведения устами дерева. Важным моментом в басне является то, что иногда некоторые не ценят всего данного природой и искажают ее естественные функции. Поэтому обличение пороков выражается главным образом в невежестве и эгоизме.
«Невежда так слеп
Он ругает науку и ученость.
Свинья съела желуди и легла спать под дубом. Проснувшись, я начал копать корни дуба. И свинья не понимает, что живот растет на дубе.
Герои басни (персонажи)
- Свинья глупая
- Дуб кормилец
- Ворон — здравый смысл
Басня – произведение, призванное передать в своем содержании определенный смысл. Жители России знают этот вид творчества по нетленным стихам Ивана Андреевича Крылова, ведь именно он более 150 лет назад познакомил нашу страну с прописными истинами человеческой жизни, и продолжают использовать
спрос по сей день. В чем секрет популярности рифмованных рассказов о животных, вышедших из-под пера Крылова? Попробуем найти ответ на этот вопрос с помощью одного из самых популярных его произведений — «Свинья под дубом». Басня лучше всего передает нравственный смысл через ассоциативное сравнение животного с человеком определенного уровня развития.
Басня Крылова «Свинья под дубом» отличается проникновенной нравственностью, наиболее точно передающей вехи времени, в котором жил ее автор. Однако прежде чем приступить к анализу его смысла, необходимо ознакомиться с текстовым содержанием произведения.
«Свинья под дубом» — басня, в которой участвуют три героя. Центральное место среди них занимает, как вы уже догадались, свинья. Второстепенные персонажи — дуб и ворон, сидящий на его ветке. История начинается с рассказа о том, как
свинья лежит под дубом и ест упавшие с него желуди. Когда они перестают падать, она начинает выкапывать корни, чтобы добраться до тех плодов, что висят высоко. Ворон пытается остановить глупую свинью, но она абсолютно не слушает его и пытается доказать свою правоту, пока старый дуб, который вовсе не является второстепенным персонажем, не вступает в диалог, как тот начинает рассказывать виновника переполоха о ее невежестве. Но она по-прежнему не внимает словам более образованных участников заговора.
Мораль басни «Свинья под дубом»
Это произведение имеет сложный смысл. Оно несет в себе определенную подоплеку, являясь словесной пощечиной того времени, в котором жил Иван Крылов. Какова основная мораль стихотворения «Свинья под дубом»? Басня показывает нам неизбежную гибель всего созданного наукой в руках невежественных людей. Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья – с теми, кто не хочет постичь ее путем дрессировки.
В произведении четко прослеживается грань между вороном, сидящим на ветке, и свиньей, копающейся в земле. Такая картина изображает, насколько низок невежда по сравнению с образованным человеком. «Свинья под дубом» — это басня, которая проясняет ценность духовного развития по сравнению с потворством своим инстинктам.
Жизненные истины, доступные каждому
Басни И.А. Книги Крылова ценятся за наглядное изложение, именно поэтому они много лет назад были включены в программу обязательного изучения литературы и не теряют своих позиций по популярности и сегодня. На примере животных учащиеся начальных классов лучше усваивают простые жизненные истины, ведь многие из вас наверняка помнят строки знаменитых басен Ивана Андреевича, давно ставшие крылатыми выражениями.
Писатель постоянно вращался среди простого народа, за что получил настоящее уважение от простого народа. Вот почему в каждом его стихотворении проскальзывает оттенок просторечия. Не потому ли, что он писал их специально для крестьян, которые по необразованности не смогли бы усвоить сложные речевые обороты и светские выражения? Скорее всего, так оно и есть.
Басня Крылова Свинья под дубом — оригинальный текст от автора, мораль и анализ басни. Лучшие басни Крылова читайте в этом разделе!
Почитай басню о свинье под дубом
Свинья под древним дубом
Я наелся желудей досыта, досыта;
Поев, под ним заснула;
Потом, вырвав глаза, встала
И стала подкапывать рылом корни Дуба.
«Ведь это вредит дереву, —
Ворон говорит ей из Дуба, —
Если оголить корни, то оно может засохнуть.
«Пусть сохнет», — говорит Свинья,
Меня ничего не беспокоит
Я вижу в этом мало пользы;
Даже если у тебя его не будет целый век, я ничуть не пожалею;
Хоть бы желуди были: ведь я от них толстею.
«Неблагодарный!» Дуб сказал ей тут, —
Когда бы ты ни подняла рыло,
Ты бы увидела
Что эти желуди растут на мне. Мораль басни Свинья под дубом
Невежда тоже в слепоте
Защищает науку и учение
И все научные труды
Не чувствуя, что ест их плоды.
Басня Свинья под дубом — анализ
Что ни говори, а Крылов умел с только ему присущей легкостью, да еще и в шутливой форме преподносить нам пороки людей во всей красе на блюдечке с голубой каемочкой. Вот и басня Свинья под дубом не исключение. Кстати, кто главный герой басни, спорный вопрос. Как вы думаете, логично ли предположить, что свинья? Скорее, это дуб, который лаконично объясняет нам мораль этой истории. Но, давайте рассмотрим все по порядку.