Ход революции 1905 1907 основные события: Недопустимое название — Вики ИТ мехмата ЮФУ

Содержание

причины, основные события, итоги, возникновение политических партий.

Русская революция стала результатом противоречий экономического и политического развития страны, нежелания царизма провести последовательные преобразования. Неудачный ход русско-японской войны 1904-1905гг. вызвал недовольство правительством. Расширилось оппозиционное и революционное движение в стране.

Началом революции стал расстрел мирного шествия 9 января 1905 г. Священник Гапон повел 100 тыс. рабочих с женами, детьми, иконами и царскими портретами просить у царя «правды и защиты».

По характеру революция была буржуазно-демократической. Движущими силами были пролетариат и крестьянство. Три политических лагеря: правительственный, революционно-демократический и либерально-буржуазный — определяли ход революции.

Традиционно выделяют два основных этапа революции. Первый — с января по декабрь 1905г. — начало и подъем революции. Его основные события: «Кровавое воскресенье», III съезд РСДРП, определивший тактику большевиков в революции, стачка в Иваново-Воз-несенске и организация первого совета рабочих депутатов, восстание на броненосце «Потемкин», царский манифест с обещанием созвать законосовещательную Думу (Булыгинская дума).

Всероссийская Октябрьская стачка. Высшим подъемом этого этапа считают декабрьское вооруженное восстание в Москве.

К началу октября 1905г. положение в Петербурге и во всей стране было критическим. 17 октября 1905г. Николай II подписал манифест, утвердил программу Витте и назначил его председателем объединенного Совета министров. Манифест даровал населению гражданские свободы, неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний, союзов. Создавался выборный орган — Государственная дума — для предварительной разработки и обсуждения законов. К участию в Думе привлекались широкие слои населения. Законы не могли иметь силу без одобрения Государственной думой. Были амнистированы политические заключенные и эмигранты.

Эсеры, большевики, меньшевики, анархисты (левые партии) не, были удовлетворены Манифестом 17 октября и требовали продолжения борьбы до свержения самодержавия. Либералы восприняли Манифест как крупную победу. К этому времени образовалось две основные, либеральные партии — конституционные демократы (кадеты) и «Союз 17 октября»(октябристы).

Кадеты представляли левое радикально-либеральное крыло. Их лидерами были П.Н.Милюков, В.Набоков, П.Б.Струве. В партию кадетов вошли интеллигенция, прозападно настроенная буржуазия, либеральные помещики. Рабочие и крестьяне составляли не более 15%. Партия добивалась конституционной монархии, культурного самоопределения наций, автономий Финляндии и Польши, упразднения сословных привилегий. В аграрном вопросе предлагалось принудительное отчуждение помещичьих земель на основе выкупа их государством.

Правое консервативное крыло либерального движения представляли октябристы, которые сформировались из умеренной части земского оппозиционного движения. В партию вошли крупная торгово-промышленная и финансовая буржуазия, помещики. Председателем партии в 1906г. был избран А.И.Гучков. Почти полностью отсутствовали рабочие, мещане, крестьяне. Октябристы выступали за конституционную монархию, неделимость России. Для крестьян партия требовала дополнительного наделения землей, не затрагивая практически помещичьего землевладения.

Октябристы не выдвигали требования 8-часового рабочего дня и ограничивали право рабочих на проведение стачек.

Либеральные партии главной тактической задачей считали организацию выборов в Государственную думу и активную парламентскую деятельность в ней.

Манифест 17 октября способствовал росту монархических организаций и союзов. Они защищали незыблемость царской власти, единство империи, неприкосновенность частной собственности. Наиболее крупными из них были: Русское собрание. Монархическая партия. Союз русского народа, Союз Михаила Архангела. Эти партии объединяли землевладельцев, чиновников, духовенство и небольшую часть русского простонародья. Правые критиковали бюрократию, призывали к борьбе с иностранным капиталом. Основными врагами страны они называли евреев, интеллигенцию и революционеров, пропагандируя шшовинизм и антисемитизм. Истоки всех бед, по их мнению, были в деятельности Петра I, который усилил иностранное влияние.

Манифест 17 октября привел к противостоянию русский народ. В конце октября 1905г. по стране прокатилась волна черносотенных погромов. Они стали пробой сил националистов и монархистов.

Второй этап революции — с начала 1906г. по 3 июня 1907г. -постепенный спад и поражение революции. Среди его основных событий — работа I и II Государственной думы, восстание в Кронштадте.

Революция привела к важным изменениям в стране. Главным событием политической жизни стало создание Государственной думы. Было дано право организовывать массовые самодеятельные организации: профсоюзы, кооперативные, страховые общества и кассы. Появились, хотя и ограниченные, демократические свободы. Отменен закон об уголовном наказании стачечников, легализованы экономические забастовки. Выросла зарплата рабочих, для крестьян были отменены выкупные платежи, снижена арендная плата за землю.

3 русские революции XX века, которые изменили общество

К началу XX века относят 3 революции: Первая российская революция; Февральская и Октябрьская революции. Если дворцовый переворот привел к власти новую группировку внутри господствующего класса, то революция уничтожила власть побежденного класса и передала руководство победившему классу.

Делимся краткой сводкой трех российских революций и пятью книгами об этих поворотных исторических событиях.

Первая российская революция 1905 года

Все началось с забастовки на Путиловском заводе, в которой приняли участие около двенадцати с половиной тысяч человек. 5 января популярный лидер оппозиции поп Гапон предложил обратиться к самому императору. Так забастовка переросла в общегородскую.

На имя Николая II составили петицию, в которой содержались политические и экономические требования. Протестующие просили о предоставлении избирательного права, гражданских свободах, 8-часовом рабочем дне, доступном образовании. Правительство признало требования, призывающие ограничить самодержавие, неприемлемыми. Было решено не пускать рабочих к Зимнему дворцу. Так началась Первая русская революция (9) 22 января 1905 года — с расстрела царскими войсками мирной демонстрации. Вооруженный разгон мирного шествия остался в истории как «Кровавое воскресенье».

События стали развиваться стремительно. Забастовки начались по всей стране. К рабочим присоединились студенты. Волнения в России усугублялись национальными конфликтами. 18 февраля вышел манифест, который только укрепил самодержавие в стране. Но несмотря на то, что империю удалось сохранить, волнения нарастали.

В октябре в Москве возобновились протесты, которые переросли во всероссийскую политическую стачку. Начался новый виток революции в России. Все это вынуждает императора подписать знаменитый манифест от 17 октября. В нем говорилось о гражданских свободах, неприкосновенности личности. Частично требования революционеров были выполнены. Одной из первых последующих реформ стала столыпинская.

Февральская революция 1917 года

Волнения в Петрограде начались 23 февраля. К 25 февраля бастовали уже почти более половины всех рабочих Петрограда — свыше 300 тысяч человек. Протестующие скандировали лозунги «Хлеба!», «Долой самодержавие!». 26 февраля начали активно подавлять восстание, и демонстрация рабочих была расстреляна. Царь подписал указ о роспуске Думы.

28 февраля к протестующим присоединились солдаты. Возникли два центра восстания: Временный комитет и Совет рабочих и солдатских депутатов. В тот же день были арестованы министры последнего царского правительства. Император Николай II собирался в столицу, но в связи с опасностью приехал в Псков. Туда на переговоры с царем прибыли деятели Думы, которые вынудили Николая II подписать манифест об отречении от своего имени и от имени сына Алексея в пользу брата Михаила. А тот 3 марта сам отрекся от престола. Династия Романовых была свергнута. Возникла охлократия — власть неуправляемой толпы.

Октябрьская революция 1918 года

Октябрьская революция в историографии рассматривается как продолжение Февральской революции. Хотя некоторые историки считают ее отдельным событием. Она знаменовала собой крах послефевральской демократии. Либеральные политические силы ослабели, ведь сохранялись пережитки традиционного «общинного» сознания, а неграмотными было до 70% взрослого населения. Все это не способствовало укреплению либерализма. Началось стремительное распространение социалистических идей.

Осенью 1917 страна оказалась на гране катастрофы. Колоссальные военные расходы, огромная инфляция, снижение жизненного уровня населения, угроза голода, нехватка продовольствия — все это вызывало недовольство и волнения. По всей стране происходили выступления рабочих, солдат, крестьян, которые кричали: «Вся власть Советам!» Большевики направляли революционную борьбу. Скорейшее свержение Временного правительства являлось основной целью рабочей партии.

Временное правительство было свергнуто 25–26 октября в Петрограде. Главными организаторами были Владимир Ильич Ленин, Лев Троцкий, Яков Свердлов, Иосиф Сталин и другие. В Военно-революционный комитет Петроградского Совета, который осуществлял руководство захвата, входили также левые эсеры. К власти пришло новое правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов.

Что почитать о русских революциях

Николай Суханов

Автор был свидетелем событий февраля — ноября 1917 года. Суханов был левым меньшевиком, но книгу прочел и полемически комментировал Владимир Ленин. Читатель узнает подробнее об обстановке в правительственных кругах, о ситуации в стране в целом.

Лев Троцкий
Издательство RUGRAM, 2012

В двухтомной книге Льва Троцкого выявляется непосредственная связь между событиями Февральской и Октябрьской революций. Работа имеет антисталинскую направленность.

Александр Рабинович

Рабинович исследует ход революции в Петрограде после прихода большевиков к власти. Автор разбирает повороты большевистской политики, связанные с переговорами о левых коалициях, Брестским миром, продовольственным кризисом, красным террором, началом Гражданской войны.

Михаил Зыгарь
Издательство Альпина Паблишер, 2021

Зыгарь написал масштабную картину жизни Российской империи. Главный герой книги — сознательное и требовательное российское гражданское общество. Вы сможете увидеть Россию начала XX века глазами людей того времени: Николая II, Льва Толстого, Петра Столыпина, Григория Распутина, Владимира Ленина, Александра Керенского, Льва Троцкого, Максима Горького, Александра Колчака и многих других.

Шейла Фицпатрик
Издательство Института Гайдара, 2018

Книга рассказывает историю марксистской революции, которая была призвана преобразить мир, но вместо этого причинила страдания русскому народу. Автор предлагает емкое описание Февральской и Октябрьской революций 1917 года, Гражданской войны, нэпа, сталинской «революции сверху», пятилеток и «больших чисток».

Любовь Карась

Теги

#ретроспектива

#эрудиция

Петр Николаевич Дурново | Российский государственный деятель

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Как революция 1905 года вдохновила Розу Люксембург на видение эмансипации , 2022)

Размышляя в своих мемуарах о смерти Розы Люксембург, Виктор Серж писал, что она была «единственной фигурой западного социализма, способной сравняться [с русскими революционерами] или даже, может быть, превзойти их по уму и духу свободы».

были обеспокоены». Позднее это мнение поддержал Исаак Дойчер в своей биографии Льва Троцкого: «Из всех личностей европейского социализма никто не был более похож на Троцкого по происхождению, темпераменту, политическим и литературным способностям, чем Роза Люксембург». Такая похвала, однако, чревата риском сделать Люксембург двусмысленным комплиментом, как будто ее великолепие лучше всего измерять в свете ее современников-мужчин. Наоборот, «Красная Роза» (для ее поклонников) или «Кровавая Роза» (для ее врагов), возможно, была самой одаренной и оригинальной революционеркой своей эпохи.

Люксембург обладала редкими качествами, избегая многих ограничений своих товарищей; в частности, у нее было острое чувство иронии и способность распознавать противоречия внутри собственной позиции. И ее приверженность революционному социализму не ограничивала ее интеллект и не ограничивала ее понимание искусства. Хотя Троцкий обладал умом эпохи Возрождения и мог проницательно писать о поэзии и живописи, его работы, такие как «

Литература» и «Революция », демонстрируют гибкость скованного ума, великий талант сковывающей себя жесткости. Люксембург еще более резко контрастирует с Владимиром Лениным, который, как известно, не доверял гуманизирующему влиянию искусства (чтобы оно не угрожало революционной направленности) и имел священническую приверженность марксизму. (Бертран Рассел заметил при встрече с ним, что он, похоже, «совершенно не способен предположить, что в Марксе может быть что-то неправильное».) Этого нельзя сказать о Люксембург, чьи работы обнаруживают глубокую обеспокоенность систематическими убеждениями и отказ искать утешения в клише. Она была, в самом лучшем смысле, неортодоксальной.

Осознавая иронию истории, Люксембург понимала, что эти противоречия характеризуют не только напряженность между конкурирующими социальными силами при капитализме между левыми и правыми, но и диалектику самих левых. Возможно, именно поэтому работе Люксембург явно не хватает предписывающего качества, и вместо этого кажется, что в ней преобладает то, что Г. В. Ф. Гегель назвал «работой негатива». Отсутствие предписывающего элемента также рассматривается как одна из причин, по которой идеи Люксембург считаются менее влиятельными, поскольку они не были восприняты с таким же рвением и интенсивностью, как идеи ее современников. Это привело к тому, что Дж. П. Неттл в своей превосходной биографии признал, что «в отличие от Ленина она не внесла оригинального вклада в тактику или методы революции» и «не произвела ничего, что можно было бы использовать». Однако глубина и широта мышления, демонстрируемые в последней инсталляции Verso’s Полное собрание сочинений Розы Люксембург , озаглавленное «О революции», показывает, что эта оценка не соответствует действительности.

Многие сочинения, собранные в этом сборнике, по большей части неизвестны и не прочитаны, поскольку до сих пор не были доступны на английском языке. Таким образом, в этом томе философия Люксембург представлена ​​в более четком виде и заполнен значительный пробел в ее трудах, большая часть которых все еще находится в стадии перевода (в целом Полное собрание сочинений , как ожидается, достигнет четырнадцати томов). В этом выпуске основное внимание уделяется политическим статьям, которые были разосланы в годы, последовавшие за русской революцией 1905 года. Российская империя недавно потерпела унизительное поражение в войне с японцами, в то время как дома царь запретил забастовки и не позволил рабочим объединяться в профсоюзы. Ответом стала волна массовых забастовок и демонстраций, кульминацией которых стала резня в Кровавое воскресенье, когда перед Зимним дворцом были расстреляны сотни протестующих. Последовавший период, по словам Люксембург, был периодом как крайней радости, так и крайней агонии, периодом утопического мышления, истощенного реакцией и бездействием, который Неттл назвал «потерянными годами», а сама Люксембург описала как «похмелье».

Люксембург справедливо опасалась убеждения, что обязанностью образованного меньшинства является распространение классового сознания среди пролетариата и организация борьбы от его имени.

Изучение истории естественным образом порождает игру контрфактуалов — «что, если», которые следуют из многих упущенных возможностей. В двадцатом веке одним из самых центральных и наименее рассматриваемых событий является революция 1905 года, событие, которое Ленин называл «великой генеральной репетицией». С осторожностью мы можем сказать, что в случае успеха его каскадные эффекты вполне могли бы изменить ход всего века, поскольку он почти наверняка изменил бы отношения между имперскими державами в Европе и, таким образом, упредил бы или рассеял цепь. событий, приведших к Первой мировой войне и, соответственно, подъему гитлеризма и сталинизма.

Восстание 1905 года застало всех врасплох. Со времен Маркса среди либералов и социалистов давно существовало предубеждение об отсталости и «восточной деспотии» евразийской степи, и никто не ожидал, что отсталая нация без сильной социал-демократии вдруг вспыхнет революционной активностью. В лучшем случае ожидалось, что русская революция сыграет повивальную бабку гораздо более решающему движению в Германии. Таким образом, это было время необходимой перекалибровки, поскольку восстание прояснило некоторые вещи. Во-первых, рабочим не нужно было ждать диалектического развития исторических условий, а во-вторых, им не нужно было разрешения. Они не требовали организации партий, социал-демократии или образования для воспитания «классового сознания» в качестве предварительного условия для действий. Это было очевидно Троцкому, который в это время разработал свое понятие «перманентной революции». Ленину стало ясно, что власть может быть захвачена небольшой группой в любое время, если представится подходящий момент. А для Люксембург это выявило жесткий парадокс в отношениях между организацией и действием, который должен был предшествовать другому.

Многие из этих идей подробно обсуждаются в статье Массовая забастовка, политическая партия и профсоюзы , написанной летом 1906 года, когда Люксембург находилась в Финляндии и встречалась со своими большевистскими и меньшевистскими коллегами. В то время доиндустриальная экономика России была ближе к Средневековью, чем к современности, и не имела существующей основы для организации, но ее рабочие подняли восстание, которое Люксембург и ее товарищи по социал-демократической партии пытались годами предпринимать. воспитывать в Германии. Люксембург утверждала против своих современников по партии, что организация и общественное просвещение не были предпосылками революции, а были вызваны самой революцией. Другими словами, это акт спонтанного зарождения, который является самоосвобождающим и самопросветляющим, и именно с этого момента начинается организация и образование. Рассчитать этот момент заранее, писала она, «все равно что научить кого-то плавать, посадив его перед доской и объяснив принципы плавания с помощью диаграмм».

Между прочим, это коренным образом подорвало роль революционного авангарда. Люксембург справедливо опасалась убеждения, что ответственностью образованного меньшинства является распространение классового сознания среди пролетариата и организация борьбы от его имени. Критикуя Польскую социалистическую партию (ППС) за тот же подход, она утверждала, что укрепление образованной бюрократии обяжет людей, уже подверженных авторитету священнослужителей, не думать самостоятельно, а верить всему, чему учит партия:

Подобно тому, как церкви ожидают, что их «овечки» поверят словам пастыря и не возразят, так и ППС внушает массам определенные идеи, как догматы веры, используя все средства, которые в ее силах, чтобы помешать членам партии сталкиваясь с доводами противников, разоблачая всякое разногласие в рядах своей партии как неорганизованность и фальшивость, пытаясь сформировать не кадры сознательных, критически мыслящих рабочих, а церковь верующих.

Социал-демократия должна существовать, утверждала она, для обеспечения свободных и открытых условий организации и для защиты интересов рабочих, чтобы это могло происходить беспрепятственно. Партия есть только «страж» революционной деятельности, которая обязательно должна идти снизу.

Тем не менее просвещение рабочего класса оставалось ключевым вопросом. Люксембург столкнулась с этим не понаслышке, когда ей предложили должность преподавателя в Arbeiterbildungsschule, школе социал-демократической партии, основанной в Берлине в 1919 году.07. Программа была разработана, чтобы быть более элитной, обучая рабочих, которые однажды должны были стать лидерами или организаторами того или иного рода. Во время учебы в школе Люксембург вела курсы политической экономии и экономической истории. Клише о том, что учитель больше учится у учеников, возможно, в этом случае было верным: «Только оттачивая предмет посредством преподавания, я смогла развить свои идеи», — писала Люксембург другу. И из этого вышли две важные работы: «Введение в политическую экономию» и работа, благодаря которой она наиболее известна, Накопление капитала (1913 г.), исследование имперской механики капитализма.

Однако к 1907 г. импульс и утопический оптимизм, характеризовавшие годы после восстания в России, были полностью исчерпаны. В это время Люксембург даже подумывала о перерыве в революционных действиях, написав тем летом другу: «Я немедленно переехала бы на юг и подальше от Германии, если бы у меня было хоть малейшее представление о том, как зарабатывать на жизнь». Реакция в России была жестокой: «Общество репрессировано и находится в осадном положении бандой воров в правительстве», — писала она в «Уроках трех дум» (19).08). «Военные трибуналы, виселицы и расстрельные команды множатся; тюрьмы переполнены». Царь учредил парламент-фиговый листок (Думу), и его места были заполнены реакционными и правыми партиями (например, протофашистскими черносотенцами), а социалистические и демократические партии были изгнаны после роспуска собрания в Июнь 1907 г.

Создание Думы привело не к легитимации социалистических партий, а к подъему промонархических сил, использовавших парламент для укрепления абсолютизма.

Создание Думы привело не к легитимации социалистических партий, а к подъему промонархических сил, которые использовали парламент для укрепления абсолютизма. Таким образом, историческая прогрессия была подорвана: ожидалось, что массовое восстание рабочих вытолкнет общество из средневекового деспотизма в буржуазный парламентаризм. Но в России массовое выступление привело лишь к липовому собранию, а материальные условия еще не были благоприятны для социализма, так как (по Марксу) социализм мог развиться только из развитой стадии капитализма, которая уже не могла выстоять. со своими внутренними противоречиями.

На протяжении всей своей жизни Люксембург придерживалась республиканской программы. Причины этого были двоякими. Во-первых, социализм должен быть мажоритарным. Для сравнения, диктаторское правление революционного меньшинства было бы просто другой формой тирании. «Каждая революция, — писала она, — является социальной революцией, то есть общество проходит период необычайно целенаправленного внутреннего созревания: период быстрого формирования классов, дифференциации и самосознания». Условия для мажоритарного социализма могли зародиться только в системе без принуждения, независимо от правящей партии. Иными словами, корни социализма в своей основе демократичны, и приход социалистических партий к власти должен быть результатом народной воли. В «Бланкизме и социал-демократии» (1906) она напоминает товарищам, что «диктатура пролетариата» в своем первоначальном смысле есть не действительная диктатура, а демократический процесс институционализации интересов рабочих, но что эти условия еще не соблюдены:

Сегодня сил не хватает, так как пролетариат составляет меньшинство. . . . Действительно, о том, что меньшинство должно реализовать социализм, не может быть и речи, так как сама идея социализма не допускает правления меньшинства. . . . А так как факт остается фактом, то в нашем обществе рабочий класс не составляет большинства. . . Социал-демократы не составят большинства в Учредительном собрании; . . . Мы можем сожалеть об этом, но мы не можем изменить это.

Люксембург позже настаивала на этом в Juniusbroschüre (написанной в тюрьме в 1915 году), которую Ленин отверг как «неправильную революционную программу». С 1905 года Люксембург с подозрением относилась к ленинскому элитаризму и авторитарным тенденциям, которые таились в большевизме, и, в отличие от него, она не желала пропустить республиканскую фазу правления и принять социалистическое правление, которое не было действительно мажоритарным. «Без всеобщих выборов, — писала она позже, — без неограниченной свободы печати и собраний, без свободной борьбы мнений жизнь замирает в каждом общественном учреждении. . . бюрократия остается активным элементом». В конце концов, по словам Неттла, она «гораздо больше боялась уродливой революции, чем неудачной». Другими словами, она знала, — цитируя Франца Кафку, — что «каждая революция испаряется и оставляет после себя только слизь новой бюрократии».

К 1932 году Сталин объявит Люксембург троцкисткой, тем самым отлучив мертвых от церкви.

Хотя в основном это были вопросы подхода, они указывали на принципиальные различия, которые со временем стали более укоренившимися и станут предметом многих ожесточенных споров. После 1917 года большевики упразднили Учредительное собрание и провозгласили однопартийное государство, а бывший товарищ Люксембург Феликс Дзержинский основал ЧК, тайную полицию, которая впоследствии превратилась в КГБ. К 1918 октября, находясь в тюрьме в Бреслау, Люксембург призналась другу, что «хотелось бы дать большевикам страшную брань» за их «ужасное» обращение с ситуацией в России. Возможно, самым большим из всех разногласий и тем, на котором стоит особо остановиться и на котором нужно настаивать, была защита Люксембург свободы слова. Именно в этот же период заключения она напишет, после того как большевики задавили всякую оппозицию в печати, что право на свободу слова ничего не значит, если оно не означает свободы для «того, кто думает иначе».

Защита свободы слова всегда была сердцевиной революционной философии Люксембург, как мы видим из работ периода 1906–1909 годов, включенных в этот том. В «Критике в рабочем движении» (1906 г.) она декларативно пишет: «Важнейшей предпосылкой повышения пролетарского самосознания в самой борьбе является осуществление свободы собраний и печати» и что « Абсолютная свобода критики и дискуссии лежит в основе интересов рабочего движения » [курсив в оригинале]. Следствие, как она поняла, означало также не налагать никаких ограничений на собственную речь, признавая, что, ограждая людей от разногласий, вы оказываете медвежью услугу в первую очередь своему собственному делу. В самом деле, есть миллианская настойчивость в необходимости столкновения с ошибкой и уверенность в саморазрушении лжи, которая временами почти вигговская.

Трудно не вздрогнуть при этом, зная о столкновении, которое вскоре произойдет, и о глубинах бойни, в которые Европа погрузится в последующие десятилетия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *