Поучение Владимира Мономаха детям
Предчувствуя скорую гибель свою, великий киевский князь Мономах оставил письменное поучение Владимира Мономаха детям. Этот труд, составленный Владимиром, касался многих тем, но главным смыслом, которое несло в себе поучение детям, было передать им законы Божьи и научить справедливо управлять государством. Поучение ВладимираМономаха детям начиналось с краткого описания жизни Владимира. Он писал о том, что при рождении его Ярослав Мудрый, дед Владимира, дал ему имя Владимир, а родители его дополнили его прозвищем Мономах. Причины появления этого прозвища не уточнены, но вероятнее всего, оно связанно с тем, что Владимир по материнской линии был потомком Византийского императора – Мономаха.
Далее поучение детям продолжилось призывом править справедливо и свято чтить и исполнять те положения, которые несет в себе поучение Владимира Мономаха. Владимир требовал свято чтить обещания, подкрепленные целованием креста, и никогда их не нарушать.
Войны были неотъемлемой частью того времени. Поэтому поучение детям продолжалось наставлением о том, как нужно вести себя в сражениях и походах. Поучение Владимира гласило, что в походе и в битве нужно быть смелым и заражать ею всех остальных. Нужно быть мудрым, ибо только умом достигаются большие победы. Владимир призывал сыновей своих во всем быть примером ля своих солдат и в битве не прятаться за воеводой, а опережать его. Во время отдыха, продолжалось поучение детям, нужно отдыхать, но не снимать с себя оружия, поскольку враг и смерть любят появляться внезапно.
Отдельной строкой поучение Владимира Мономаха детям несло в себе призыв к получению знаний. Владимир писал своим детям, чтобы те постоянно искали новых знаний: «Вы должны на всю жизнь запомнить то, что узнали. А то чего не знаете – должны стремиться узнать, чтобы уже никогда не забыть».
Завершалось поучение Владимира Мономаха детям призывом к любви. Владимир писал сыновьям, чтобы те любили не только братьев своих, но и весь свой народ, жен и детей своих, а также почитали родителей. Всякий странник должен быть встречен с любовью, поскольку именно странники разносят по странам другим славу о других государствах. И именно от теплоты их приема зависит, будет эта слава доброй или худой.
Поучение Владимира Мономаха детям сохранилось до наших дней в, так называемой, Лаврентьевской летописи. Уникальность этого документа в том, что он позволяет сделать достоверный вывод о том, каким человеком был сам Владимир: храбрым, честным, справедливым и любящим.
Источники и дополнительный материал по теме:
- «Ярослав Мудрый самовластец Киевской Руси» — Алексеев С.В. Москва, 2006
- «Ярослав Мудрый» — Карпов А.Ю. Москва, 2005
Доклад по педагогике на тему «Поучение детям Владимира Мономаха»
Предчувствуя скорую гибель свою, великий киевский князь Мономах оставил письменное поучение Владимира Мономаха детям. Этот труд, составленный Владимиром, касался многих тем, но главным смыслом, которое несло в себе поучение детям, было передать им законы Божьи и научить справедливо управлять государством. Поучение ВладимираМономаха детям начиналось с краткого описания жизни Владимира. Он писал о том, что при рождении его Ярослав Мудрый, дед Владимира, дал ему имя Владимир, а родители его дополнили его прозвищем Мономах. Причины появления этого прозвища не уточнены, но вероятнее всего, оно связанно с тем, что Владимир по материнской линии был потомком Византийского императора – Мономаха.
Далее поучение детям продолжилось призывом править справедливо и свято чтить и исполнять те положения, которые несет в себе поучение Владимира Мономаха. Владимир требовал свято чтить обещания, подкрепленные целованием креста, и никогда их не нарушать. После известного Любеческого съезда на Руси вспыхнула с новой силой междуусобная вона, но Владимир, свято чтивший данное им обещание, не запятнал кровью братьев руки свои. Продолжалось поучение Владимира Мономаха детям призывом заботиться о народе, быть открытым к его нуждам и всячески проявлять свои благодетели. «Будьте отцами для своего народа, честными и справедливыми, не убивайте не виновных и защищайте слабых», — так писал Владимир.
Войны были неотъемлемой частью того времени. Поэтому поучение детям продолжалось наставлением о том, как нужно вести себя в сражениях и походах. Поучение Владимира гласило, что в походе и в битве нужно быть смелым и заражать ею всех остальных. Нужно быть мудрым, ибо только умом достигаются большие победы. Владимир призывал сыновей своих во всем быть примером ля своих солдат и в битве не прятаться за воеводой, а опережать его. Во время отдыха, продолжалось поучение детям, нужно отдыхать, но не снимать с себя оружия, поскольку враг и смерть любят появляться внезапно. В битве и миру, продолжал Владимир Мономах, нужно во всем уповать на Бога и надеяться на его заступничество. Не следует беречь себя, опасаться кого-либо, человека или зверя. Бог всегда покровительствует смелым, не дает им умереть. Описывая Свои походы, Владимир писал о том, что всего их было 83. И это только крупных, мелких же он и счета не вел. И в каждом этом походе Владимир был первым среди войска своего. Поучение ВладимираМономаха детям завершало военную тему, а также тему жизни и смерти, тем, что нужно быть смелым и не бояться умереть с честью. Проведение самого определяет судьбу человека, и если ему будет угодно, чтобы человек умер, то такого человека не спасет ничего, ни латы, ни прочные стены замка, ни другие люди.
Отдельной строкой поучение Владимира Мономаха детям несло в себе призыв к получению знаний. Владимир писал своим детям, чтобы те постоянно искали новых знаний: «Вы должны на всю жизнь запомнить то, что узнали. А то чего не знаете – должны стремиться узнать, чтобы уже никогда не забыть». Сам Владимир свято следовал этому правилу. По приданию летописцев он был крайне образованным человеком. Относится это также и к отцу его, Всеволоду Ярославичу, который даже сидя дома, как говорил Владимир, знал пять иностранных языков, чем заслуживал любовь и уважение других князей и царей соседних держав.
Завершалось поучение Владимира Мономаха детям призывом к любви. Владимир писал сыновьям, чтобы те любили не только братьев своих, но и весь свой народ, жен и детей своих, а также почитали родителей. Всякий странник должен быть встречен с любовью, поскольку именно странники разносят по странам другим славу о других государствах. И именно от теплоты их приема зависит, будет эта слава доброй или худой.
Поучение Владимира Мономаха детям сохранилось до наших дней в, так называемой, Лаврентьевской летописи. Уникальность этого документа в том, что он позволяет сделать достоверный вывод о том, каким человеком был сам Владимир: храбрым, честным, справедливым и любящим.В этом «Поучении» Мономах писал: «Приближаясь ко гробу, благодарю Всевышнего за умножение дней моих: рука его довела меня до старости маститой. А вы, дети любезные, и всякий, кто будет читать сие писание, наблюдайте правила, в оном изображенные. Когда же сердце ваше не одобрит их, не осуждайте моего намерения; но скажите только: он говорит несправедливо!..
О дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния. Не забывайте бедных; кормите их, и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам только на время. Не скрывайте богатства в недрах земли: сие противно христианству. Будьте отцами сирот: судите вдовиц сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного: жизнь и душа христианина священна. Не призывайте всё имени Бога: утвердив же клятву целованием крестным, не преступайте оной. Братья сказали мне: изгоним Ростиславичей и возьмем их область, или ты нам не союзник! Но я ответствовал: не могу забыть крестного целования… Не оставляйте больных; не страшитесь видеть мертвых: ибо все умрем. Принимайте с любовию благословение духовных; не удаляйтесь от них; творите им добро, да молятся за вас Всевышнему. Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце, и думайте: мы тленны; ныне живем, а завтра во гробе. – Бойтесь всякой лжи, пиянства и любострастия, равно гибельного для тела и души. – Чтите старых людей, как отцов, любите юных, как братьев. – В хозяйстве сами прилежно за всем смотрите, не полагаясь на отроков и тиунов, да гости не осудят ни дому, ни обеда вашего. – На войне будьте деятельны; служите примером для воевод. Не время тогда думать о пиршествах и неге. Расставив ночную стражу, отдохните. Человек погибает внезапу: для того не слагайте с себя оружия, где можно встретить опасность, и рано садитесь на коней. Путешествуя в своих областях, не давайте жителей в обиду княжеским отрокам; а где остановитесь, напойте, накормите хозяина. Всего же более чтите гостя, и знаменитого, и простого, и купца, и посла; если не можете одарить его, то хотя брашном и питием удовольствуйте: ибо гости распускают в чужих землях и добрую и худую славу об нас. – Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо.
– Любите жен своих, но не давайте им власти над собой. – Все хорошее, узнав, вы должны помнить: чего не знаете, тому учитесь. Отец мой, сидя дома, говорил пятью языками: за что хвалят нас чужестранцы. Леность – мать пороков; берегитесь ее. Человек должен всегда заниматься: в пути, на коне, не имея дела, вместо суетных мыслей читайте наизусть молитвы или повторяйте хотя самую краткую, но лучшую: Господи помилуй! Не засыпайте никогда без земного поклона; а когда чувствуете себя нездоровыми, то поклонитесь в землю три раза. Да не застанет вас солнце на ложе! Идите рано в церковь воздать Богу хвалу утреннюю: так делал отец мой; так делали все добрые мужи. Когда озаряло их солнце, они славили Господа с радостью и говорили: „Просвети очи мои, Христе Боже, и дай ми еси свет Твой красный“. Потом садились думать с дружиной, или судить народ, или ездили на охоту; а в полдень спали: ибо не только человеку, но и зверям и птицам Бог присудил отдыхать в час полуденный. – Так жил и ваш отец. Я сам делал все, что мог бы велеть отроку: на охоте и войне, днем и ночью, в зной летний и холод зимний не знал покоя; не надеялся на посадников и бирючей; не давал бедных и вдовиц в обиду сильным; сам назирал церковь и Божественное служение, домашний распорядок, конюшню, охоту, ястребов и соколов… Всех походов моих было 83; а других маловажных не упомню.
Я заключил с половцами 19 мирных договоров, взял в плен более ста лучших их князей и выпустил из неволи, а более двухсот казнил и потопил в реках. – Кто путешествовал скорее меня? Выехав рано из Чернигова, я бывал в Киеве у родителя прежде Вечерен…»
В основе «Поучения» лежит описание Владимиром Мономахом своей жизни. Он рассказывает о своих походах, говорит о важности человеческого труда, о необходимости заботы о княжеском дворе. Умный государственных деятель, Владимир Мономах заботился о том, чтобы его дети росли храбрыми, смелыми, преданными своей земле. Он стремился привить им уважение к образованию и книге, говорил, что следует подражать его отцу, который знал пять языков и за это имел от чужих земель большой почет.
Мономах указывает, что при воспитании детей нельзя использовать лишь одни наставления. Детей следует обучать манерам и поведению, чтобы они могли «беседу вести кроткую», «при старших молчать», «стыдиться старших», «не свирепствовать словами». Воспитание детей следует строить на труде. Они должны все делать сами, и только труд способен оградить от пороков.
Следует учить ребенка уважать старших и равных себе, не лениться, быть верным своему слову, приносить пользу людям, сочувствовать горю других, подавлять в себе гнев.
В «Поучении» подчеркивается, как следует строить справедливые отношения между людьми: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека», «…милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра», «Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего.
Более всего чтите гостя, откуда бы к вам не пришел, простолюдин ли, знатный, или посол… Больного навестите, покойника проводите… Не пропускайте человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».
Князь Владимир отмечает, что важно воспитывать для пользы Отечеству крепкое, здоровое поколение. Он рассказывает о том, какую школу выносливости прошел в молодости: своими руками ловил и связывал по 10–12 диких коней, два тура поднимали его вместе с конем на рога, олень бодал, лось ногами топтал, а вепрь с бедра меч сорвал.
Пример старших может сыграть положительную роль при воспитании бесстрашия, высокую нравственность же можно воспитать добрыми делами. У юношей, кроме того, следует воспитывать чувство долга защитника Родины, бесстрашие и стойкость в борьбе с врагами: «Смерть ведь, дети, не бойтесь… мужской долг исполняйте».
Большое внимание уделяется порицанию лени, указывается, что если лениться, то забудешь и то, что знаешь: «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…», «В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте. Не полагайтесь на тиуна или отрока…»
Важнейшей задачей воспитания Мономах считал внушение детям страха перед богом и духовенством, приучение их строго выполнять обряды православной церкви. Он писал также о воспитании у детей любви к ближнему и других нравственных качеств, якобы соответствующих требованиям христианской морали.
Выдвигая религиозное воспитание на первое место, Владимир Мономах вместе с тем думал о земной жизни. Он призывал детей, помолившись богу, приниматься за выполнение житейских обязанностей. Князю, говорил он своим детям, нельзя полагаться ни на слуг, ни на воевод: ему нужно самому входить во все дела, в походах и сражениях быть впереди своего войска. Он не рекомендовал людям, как это делало духовенство, целиком посвящать себя служению богу, уходить в монастыри, делаться отшельниками, изнурять себя постом, молитвами, теми средствами служения богу, о которых рассказывалось в житиях святых, в проповедях священников.
Князья нуждались в том, чтобы из их детей вырастали руководители государства, умеющие организовать победу над военными противниками, управлять подвластным народом, следить за тем, чтобы население выполняло установленные порядки. Естественно, что в “Поучении Владимира Мономаха детям все это нашло свое выражение в первую очередь. Вместе с тем “Поучение… является замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развитии педагогической мысли на Руси в период существования Киевского государства.
Поучение» Владимира Мономаха – это литературный памятник, дошедший до нас со времен Киевской Руси XI в. Владимир Мономах (внук Ярослава Мудрого, правнук Владимира Святого) составил первое нравственное послание к молодежи. В основе «Поучения» лежит описание Владимиром Мономахом своей жизни. Он рассказывает о своих походах, говорит о важности человеческого труда, о необходимости заботы о княжеском дворе.
Мономах указывает, что при воспитании детей нельзя использовать лишь одни наставления. Детей следует обучать манерам и поведению, чтобы они могли «беседу вести кроткую», «при старших молчать», «стыдиться старших», «не свирепствовать словами». Воспитание детей следует строить на труде. Они должны все делать сами, и только труд способен оградить от пороков.
Следует учить ребенка уважать старших и равных себе, не лениться, быть верным своему слову, приносить пользу людям, сочувствовать горю других, подавлять в себе гнев.
В «Поучении» подчеркивается, как следует строить справедливые отношения между людьми: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека», «…милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра», «Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего.
Более всего чтите гостя, откуда бы к вам не пришел, простолюдин ли, знатный, или посол… Больного навестите, покойника проводите… Не пропускайте человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».
Князь Владимир отмечает, что важно воспитывать для пользы Отечеству крепкое, здоровое поколение. Он рассказывает о том, какую школу выносливости прошел в молодости: своими руками ловил и связывал по 10–12 диких коней, два тура поднимали его вместе с конем на рога, олень бодал, лось ногами топтал, а вепрь с бедра меч сорвал.
Пример старших может сыграть положительную роль при воспитании бесстрашия, высокую нравственность же можно воспитать добрыми делами. У юношей, кроме того, следует воспитывать чувство долга защитника Родины, бесстрашие и стойкость в борьбе с врагами: «Смерть ведь, дети, не бойтесь… мужской долг исполняйте».
Большое внимание уделяется порицанию лени, указывается, что если лениться, то забудешь и то, что знаешь: «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…», «В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте. Не полагайтесь на тиуна или отрока…»
Неустанная работа над непрестанной молитвой
Неустанная работа над неустанной молитвой!
Украинская Православная Церковь США
Управление по связям с общественностью
Пресс -релиз
Непрерывно работая над безрассудной молитвой
в подготовке к детью, чтобы оставить в школе, чтобы оставить для школы, чтобы оставить для школы, чтобы оставить для школы, чтобы оставить для школы, чтобы оставить для школы, чтобы оставить для школы, чтобы оставить для школы, чтобы оставить для школы, чтобы оставить для школы, чтобы оставить для школы, чтобы оставить для школы, чтобы оставить для школы, чтобы оставить для школы, чтобы оставить школьную главу для школы, чтобы оставить для школы, чтобы оставить школьную главу. его мать стоит в дверях и молится, чтобы Господь помиловал его, уберег от зла, помог ему выбрать добро, а не зло, и даровал ему все хорошее для него. Когда он садится сдавать экзамен, его мать стоит перед иконой Христа и молится, чтобы Господь открыл разум ее ребенка и позволил ему хорошо сдать экзамен. Ребенок не обращает внимания на молитвы и просьбы своей матери от его имени перед Богом, и все же он пожинает плоды ее усилий.
Подобно тому, как ребенок в течение дня получал пользу от постоянных молитв и прошений своей матери к Богу, так и Церковь получает пользу от постоянных молитв за нее. Святой Павел учит нас «непрестанно молиться». (1 Фессалоникийцам 5:17). Если церкви — сердце Православия, то монастыри — его душа. Церкви действуют в мире, совершая добрые дела, обучая и помогая бедным, а монастыри стоят перед иконами и молятся за эти церкви. Именно монашествующие непрестанно молятся о благополучии Церкви и благоденствии ее верных.
На съезде Украинской Православной Лиги 2010 года Блаженнейший Митрополит Константин объявил о планах строительства монастыря для Украинской Православной Церкви США. Члены Молодежной Украинской Православной Лиги проголосовали за сбор средств на строительство монастыря, поставив цель $200 за главу на следующий год. В то время как некоторые взрослые на конгрессе сомневались в усилиях младших, Его Преосвященство епископ Даниил вмешался от их имени и поддержал усилия детей.
Когда младший У.О.Л. Члены Саутфилдского отделения услышали о планах относительно монастыря, места мира, убежища и молитвы, они мобилизовались и решили, что сделают все возможное, чтобы помочь монастырю подняться на ноги.
Чтобы поддержать команду, был выбран талисман. С первого дня подбадривал участников Монах Мономах, названный в честь Владимира Мономаха, наставившего своих детей в своем «Поучении дитям» «спешить на все добрые дела и славить Господа со святыми Его». Улыбающееся лицо Монаха Мономаха появлялось в течение всего года, на всех флаерах и на всех акциях.
Сбор начался в канун Рождества. Дети начали сбор средств, стоя в дверях с плакатом с изображением православной церкви и Монаха Мономаха, прося пожертвования.

В день Рождества дети добавили к своей коллекции 333 доллара, которая теперь составила 444 доллара. Стремясь продолжить дело, дети снова заняли свои посты, собирая средства в следующее воскресенье, и смогли собрать дополнительные 123 доллара, в результате чего их общая сумма составила 567 долларов.
Превысив первоначально запрошенную сумму в 200 долларов, дети все еще стремились собрать больше для монастыря. Президент отделения Эндрю Пауэрс поднялся на трибуну во время ежегодного собрания прихода, информируя прихожан и членов церковного совета о целях и намерениях отделения. В воскресенье, посвященное сырной еде, отделение устроило блинный обед, на котором подавались свежеприготовленные блинчики с сырной и фруктовой начинкой. Подбадривая их Монах Мономах, участники собирали средства, проводя «Пасхальную лавку», где продавали пасхальные краски, корзинки, иконочки, крестики и яичные салфетки.
Видя, как отчаянно дети пытаются собрать средства для монастыря, прихожане с радостью жертвовали, что могли, и часто жертвовали сдачу от своих покупок. Пенни за копейкой, доллар за долларом фонд монастыря вырос до более чем 800 долларов!
Когда на горизонте маячил крайний срок для пожертвований, дети предприняли последнюю отчаянную попытку увеличить свои средства. В День матери отделение устроило грандиозную распродажу выпечки. В очередной раз Монах Мономах подмигнул и пригласил всех отведать домашних сладостей.
Благодаря помощи, пожертвованиям и поддержке членов прихода Святой Марии Покровительницы, Southfield Jr. U.O.L. Члены отделения смогли собрать и пожертвовать 1111 долларов на строительство УПЦ. монастыря США. Хотя для главы это целое состояние, и на его сбор ушло бесчисленное количество часов и много самоотверженности, эта «огромная» сумма — всего лишь капля в море.
Православная церковь измеряет свое здоровье качеством своих монахов и монахинь. Православные монашествующие отделяют себя от мира, чтобы непрестанно молиться за мир. Как же мы все будем благословлены, если за нас непрестанно молятся монашествующие.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!
Поделиться:
|
|
Стратегический план
UOW Архив | UOL Archive
Prayer Books |
Prayer Books |
Calendar 2022 |
Calendar 2022 |
Prayer Book |
Молитвенник |
Урок Владимира Мономаха: анализ произведения
«Учение Владимира Мономаха» — памятник литературы двенадцатого века, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. В некоторых источниках произведение упоминается как «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям», «Наставление детям». Композицию называют первой светской проповедью.
«Наставление» хранилось в собрании рукописей графа Мусина-Пушина, собиравшего памятники русской старины. Только случайно произведение не пропало во время московского пожара 1812 года: незадолго до катастрофы оно было вывезено Карамзиным. Именно с «Учения Владимира Мономаха» началась традиция обсуждения этических проблем в русской литературе.
История сочинения
Очерк содержит более подробные сведения о событиях 1070-1110-х годов, чем в «Повести временных лет». История произведения насчитывает почти тысячу лет. Оно проникнуто верой в возвышенность нравственных норм, возвышает веру в добро, направляет потомков на путь мира, советуя им забыть все разногласия ради общей общей цели.
При изучении древнего литературного памятника в полном объеме необходимо не только внимательно читать текст, но и обращать внимание на исторический контекст. Именно на его фоне четче будет выделяться мудрость совета правителя. Владимир Всеволодович возглавлял различные области Руси, прежде чем стал великим князем киевским в 1113 году. Он был Мономахом по рождению своей матери, дочери византийского императора Константина Мономаха.
Будущий Великий Князь рос в напряженной атмосфере. Ему довелось пережить целый ряд внутренних распрей, военных конфликтов с половцами, которые стали серьезной угрозой древнерусскому государству. На некоторые факты из личной биографии Владимира Всеволодовича необходимо обратить внимание при анализе произведения. Владимир Мономах отличался от многих молодых князей своим удивительным миролюбием. Так, он отказался от претензий на киевский престол после смерти отца в пользу старшего брата.
Урок Владимира Мономаха: анализ произведенияПорядок, конечно, был предусмотрен в традициях, но во многих подобных ситуациях начинались конфликты между родственником за власть, что ослабляло страну.
Основные постулаты
Главной позицией Мономаха была вера в Бога. Отсюда вытекает избранная им стратегия поведения, одобренная и поддерживаемая христианством. Князь соблюдал данные им обеты, помогал бедным и слабым, почитал старших и вел праведную жизнь. В своем эссе он указывал на необходимость вести праведную жизнь.
Также правитель отметил необходимость совершения молитв. В завещании Мономаха прослеживается и более древний мотив. Заметно, что особое значение для правителя имело почитание гостя. Долгое время существовал неписаный кодекс, согласно которому прием гостя в доме был обязательным, независимо от времени и условий жизни. Единственным приемлемым условием встречи с незнакомцем было сказочное «накорми, напои и уложи спать».
Путник, взглянувший на свет, был человеком неприкосновенным. Не было даже допроса о том, кто пришел и куда не спустился. Об этом мог рассказать только сам путешественник, по собственному желанию, после принятия его хозяевами. Тест отражает совокупность представлений о бытовой и религиозной морали. Как мудрый политик Мономах выступал против раздробленности государства. Он убедился, что жажда власти разрушает стабильность государства. В междоусобицах с использованием интриг и привлечением внешних военных сил автор видел только подрыв благосостояния России.
Сам Владимир Всеволодович не увеличил влияние своего приказа. Из истории известно, к чему привело нежелание потомков проанализировать «Поучение Владимира Мономаха» и прислушаться к данным там мудрым советам. их собственное правление на протяжении веков.
Урок Владимира Мономаха: анализ произведенияТакже была поднята тема ценностей христианства. Автор призывал верить в Бога, помогать нуждающимся. В то же время правитель не выступал за полный отказ от войн. Правитель как политик не может обеспечить безопасность народа и страны в целом без военной силы.
Особенности работы
Исторический источник свидетельствует о том, что Мономах участвовал во многих походах, заключал десятки договоров. Об этом рассказывает сам князь. Нельзя утверждать, что все действия автора объективно справедливы. Но они всегда выражают интересы своей страны. Итак, приняв просьбу о помощи от самозванца, претендующего на престол Византии, Мономах понял, что имел место обман. Военные действия между Константинополем и Киевом закончились без серьезных успехов, и соглашение было скреплено династическим браком.
Владимир Всеволодович был образованным человеком. В его произведениях много цитат, особенно из Библии. Это подтверждает не только наличие у правителя развитой морали, но и его изучение вопроса перед написанием завещания детям. В очерке упоминаются многие российские города. Из них они стали крупными центрами, например, Курск, Новгород, Владимир, Ростов. Другие потеряли прежнее значение. Примеры — Стародуб, Берестье, Кордно. Благодаря заметкам князя об охоте на кабанов, оленей и карасей ученые сделали выводы об их ареалах. Получается, что с помощью литературного памятника получили информацию различные науки.
Читать древний текст в оригинале без специальной подготовки невозможно. Причина в слишком сильном отличии русского языка двенадцатого века от современного. Оно выражается не только письмом, но и произношением. Например, исчезли буквы «маленький нус» и «большой нус», давно нет буквы «ять». Современные читатели не знают, какие звуки используются для обозначения твердых и мягких знаков.
Чтение исходного текста представляет собой серьезную проблему. Поэтому для анализа используются переводы. Обычно адаптации сопровождаются множеством примечаний. Это значительно упрощает работу с текстом. Комментарии пишут профессиональные историки. Это позволяет не обращаться к энциклопедии и другим источникам при изучении каждого вопроса. Несмотря на огромную разницу в написании, существенных изменений в структуре грамматики русского языка не произошло. Эта позиция дает возможность увидеть стилистические особенности и литературные приемы, использованные автором.
Урок Владимира Мономаха: анализ произведенияАнализ
С самого начала «Заповеди» Мономах указывает на завещательный характер своего назидания. По древнерусскому обычаю тело усопшего привозили к месту захоронения на санях. Их упоминание означает приближение смерти. Это придает особое звучание всему, о чем говорит правитель. За его словами — жизнь, которую он прожил честно, дав право на заветы. Для Владимира Всеволодовича все остальные князья были детьми. Поэтому обращение адресовано всем правителям. Автор призывает их помнить о своем предназначении, быть верными служителями интересов родного края.
Четко прослеживается отсылка к Библии. На ее основе Мономах строит все понимание поведения правителей. Он оценивает все сделанное и приглашает других продолжить его путь. В «Наставлении» князь предстает знакомым с книжными традициями и человеком с даром речи с поэтической образной речью. Он создает особый язык, ставший образцом мастерства художественной речи.
Для большей убедительности автор использует примеры из собственной жизни, приводит список поездок. Это доказывает, что он сам придерживался тех правил, которые рекомендует другим. Мономах призывает не предаваться лени, самому вникать во все государственные дела, избегать бессмысленного кровопролития, чтобы понять причины происходящего и вести себя правильно. Так заключает автор свое эссе, проявляя стремление оставить после себя след, передать жизненный опыт тем, кто принимает на себя ответственность за судьбу России.
Автор упоминает о необходимости ответственности князей перед Богом, так как они получили власть свыше. Заметна связь «Поучения» с другими подобными произведениями средневековой литературы. Но русский правитель не создал литературного произведения. Он старался передать потомкам тот духовный и политический опыт, который достался ему по наследству дорогой ценой. Владимир Всеволодович предостерег от повторения собственных ошибок тех, кто получил власть.
«Заповедь» отвечала политическим потребностям того времени. В нем говорится, что от единства народа и страны зависит, какой будет их жизнь. В автобиографическом произведении отражены государственные реалии и проблемы, факты из личной биографии великого деятеля.