Монологи Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»
Меню статьи:
- «Вкус, батюшка, отменная манера»
- Позиция Чацкого: плыть против течения
- И в женах, дочерях – к мундиру та же страсть…
- «Вот то-то, все вы гордецы…»
- Ответ Чацкого: «И точно начал свет глупеть…»
- Смысл монологов Фамусова и Чацкого
Монологи Фамусова и Чацкого – героев легендарного произведения, комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» отличаются своей контрастностью. В них происходит борьба между прошлым и будущим. Речи Чацкого – призыв к переменам, жажда начать жизнь по-новому, Фамусов же отчаянно желает, чтобы все осталось по-прежнему, ведь ему очень комфортно жить в иллюзии, что все хорошо, и ничего больше не нужно для счастья, как только «дорожить дворянством».
Но чтобы понять, о чем идет речь, нужно детальнее вникнуть в монологи этих двух героев-антиподов и сделать для себя выводы.
Такими словами начинается монолог Павла Фамусова, который четко придерживается мысли, что «на все свои законы есть».
Что касается стариков, то и для них у Фамусова готовы хвалебные дифирамбы. «Как их возьмет задор, засудят об делах, что слово — приговор» – подмечает он. А следующая фраза уже может насторожить вдумчивого читателя своей бескомпромиссностью и обманчивым подходом к переменам: «Не то, чтоб новизны вводили, — никогда…»
По утверждению Фамусова, получается, что судить людей, придираться ни к чему, – очень даже неплохо, а вот на то, чтобы стремиться к позитивному изменению жизни, наложено строгое табу.
К сожалению, такие понятия тогда были у подавляющего большинства дворян, и Фамусов – лишь один из них. Но что же Чацкий, единственный представитель нового времени в пьесе «Горе от ума»? Как он реагирует на столь напыщенные речи?
Позиция Чацкого: плыть против течения
Наверное, не найдется в современном мире такого читателя пьесы «Горе от ума», который стоял бы на стороне Фамусова и противился речам Чацкого. Ведь сейчас жизнь совсем другая, и Чацкого понимают и принимают все, а вот герой-дворянин запечатлелся в сознании людей как поборник прошлых, отстойных и совершенно неприемлемых идей.
А вот если проследить речи Чацкого, можно извлечь много интересного и полезного. «Дома новы́, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары» – с сожалением отвечает он на только что произнесенный монолог Фамусова, понимая, что, увы, ничего не может сделать с устоявшимися глупыми и ложными понятиями тех, кто называет себя знатью. Однако, главный здесь Павел Афанасьевич, и он сразу же пресекает такую неугодную ему речь: «Просил я помолчать, не велика услуга». А потом, обращаясь к Скалозубу, говорит о Чацком при нем же в третьем лице: «Жаль, очень жаль, он малый с головой; И славно пишет, переводит. Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…»
Чацкий умный, и Фамусов это признает полностью, но этот человек не пляшет под его дудку, не подстраивается под него, как другие и не придерживается его взглядов и понятий, которые, как всерьез полагает Павел Афанасьевич – единственно верные. Но Андрея Чацкого не проведешь! Он знает, что прав, и выражает свои мысли ясно и четко. Особенно это видно из монолога «А судьи кто?», В каждой его строчке – критика старого строя и призыв к переменам. Но чтобы глубже вникнуть в смысл этой эмоциональной речи, нужно рассмотреть фразы Чацкого детальнее.
И в женах, дочерях – к мундиру та же страсть …
Чацкий не боится критиковать судей, которые враждуют со свободной от их шаблонов жизнью; которые черпают свои суждения из старых забытых газет и которые «поют все песнь одну и ту же». В отличие от мнения Фамусова, Отечества отцы для Чацкого – отнюдь не образец для подражания. Напротив, он изобличает тех, кто «богат грабительством», кто защиту от суда нашел в родственных связях, кто прожигает свою жизнь в пирах и мотовстве. Такое поведение не только противно душе молодого Чацкого, он считает его подлейшим. Да и факты, которые в порыве чувств высказывает приверженец новых идей, говорят сами за себя. Один из так называемых отцов совершил откровенное предательство, когда выменял своих слуг (которые не раз спасали и честь его, и жизнь) на три борзые собаки.
Другой согнал детей крепостных, насильно забранных у матерей, на крепостной балет, и хвастался этим. Такое бесчеловечное поведение, по мнению Чацкого, абсолютно недопустимо, но что делать с силой привычки, с косностью взглядов, с противлением новым знаниям?
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!!»
Кто опасен для таких, как Фамусов и Скалозуб? Конечно же, те, кто жаждет учиться и хочет обновить свой ум. Люди мыслящие, не боящиеся в глаза высказать свое мнение – угроза и катастрофа для дворян. Но их, к сожалению, не так уж много. В большинстве всегда те, кто испытывает страсть к мундиру, который покрывает нищету рассудка и слабодушие, то есть стремящиеся получить определенный чин, чтобы утвердиться в этом порочном обществе.
«Вот то-то, все вы гордецы…»
Этот монолог прозвучал из уст Павла Фамусова в ответ на фразу Чацкого «Служить бы рад. Прислуживаться тошно». Четкое разграничение понятий «служить» и «прислуживаться» очень не понравилось борцу за старые взгляды, и он ответил гневной речью, снова ставя в пример старшее поколение.
Петр Афанасьевич подчеркивает пользу преклонения низших перед высшими чинами. Он распаляется в похвалах некому дяде Максиму Петровичу, который сгибался вперегиб, когда надо было подслужиться, и считал такое поведение единственно правильным. А ведь со стороны, если присмотреться, Максим Петрович в своем раболепии выглядит смешным, но у Фамусова на это закрыты глаза.
Ответ Чацкого: «И точно начал свет глупеть…»
Было бы удивительно, если бы Чацкий спокойно отреагировал на такую глупую речь. Конечно, же, он не стал потакать чудачествам знати в лице Фамусова, но занял твердую позицию противления раболепству и угодничеству чинам. Чацкий не понимает тех, кто «берет лбом» и лебезит перед сильными мира сего, и резко осуждает их, подмечая, что «недаром жалуют их скупо государи».
Смысл монологов Фамусова и Чацкого
Фамусов и Чацкий – представители двух совершенно разных эпох. Один – дворянин, не желающий никаких перемен, закрывшийся в скорлупе своих понятий и взглядов на жизнь, закосневший в алчности и сребролюбии, ненавидящий любое стремление к новым знаниям.
Другой – просвещенный человек, пытающийся изобличить пороки старого строя и доказать несостоятельность и вредность идей тех, кто строит жизнь на раболепстве.
Предлагаем ознакомиться с анализом монолога Фамусова “Вкус, батюшка, отменная манера” из комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
Они – как черное и белое, как свет и темнота, между которыми не может быть ничего общего. Именно поэтому Чацкий для Фамусова – очень опасный человек, ведь если таких, как он будет много, старые и привычные устои непременно разрушатся. Фамусов в ужасе от того, что Александр Чацкий «вольность хочет проповедать», и не признает властей. Однако, рано или поздно всему ветхому и старому приходит конец и является новое. Так случилось и с дворянством, которое однажды исчезло совершенно, а на смену ему пришла совершенно новая эпоха, в которой образование и научный прогресс занимают доминирующее место.
Автор: Виктория Давыдова
Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Монолог как средство раскрытия характера персонажа
1. Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума».
2. Чацкий и общество.
3. А. С. Пушкин о главном герое комедии Грибоедова.
Нередко образ Чацкого из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» рассматривался литературоведами как образ человека, пропагандирующего в московском «свете» высокие идеалы служения родине, свободу мысли и тому подобное. Порой его расценивали чуть ли не как будущего декабриста. Но насколько подобный взгляд близок к действительности?
Несомненно одно — Чацкий, конечно же, человек начитанный и образованный. «Он славно пишет, переводит», — говорит о нем Фамусов, представляя его Скалозубу. По меркам московского общества, он не богат, однако и не обездолен — покойные родители оставили ему в наследство то ли триста, то ли четыреста душ крепостных (о точном числе чуть не до хрипоты спорят Фамусов и Хлестова). Общество, против которого так ожесточенно бунтует Чацкий, изначально вовсе не было ему чуждо, сборищем «классовых врагов». Напротив, Чацкий, в сущности, плоть от плоти этого общества. Вспомним: рано оставшись без родителей, Чацкий воспитывался в доме Фамусова, друга покойного отца Чацкого. А кто такой Фамусов? Это один из тех «тузов», которые «в Москве живут и умирают». Кроме того, Чацкий — помещик, владелец крепостных душ. Либеральные идеи, которые он высказывает, вероятно, результат трехгодичного пребывания за границей и собственных раздумий.
Однако что же заставляет Чацкого внезапно обрушиться на общество, хотя оно как будто еще ничем не ущемило его прав и интересов? Сама ситуация выглядит довольно комично: Чацкий, вернувшись из путешествия, прибыл в дом Фамусова, который принимал деятельное участие в его воспитании, и вдруг с колкостями обрушивается на хозяина дома, с сарказмом отзываясь о случае с дядюшкой Фамусова, который ради царской милости упал на приеме у Екатерины II:
Я не об дядюшке об вашем говорю;
Его не возмутим мы праха:
Но между тем кого охота заберет,
Хоть в раболепстве самом пылком,
Теперь, чтобы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком?
Конечно, смешно выглядит напыщенная гордость Фамусова, искренне восхищающегося способом, которым его дядя достиг высоких чинов. Но и поведение Чацкого не соответствует норме. Оно сильно смахивает на подростковый пессимизм и максимализм, чуждый снисходительности к чужим слабостям.
А судьи кто? — Задревностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима
. ..Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Далее Чацкий с возмущением упоминает о случаях, когда помещики продавали своих крепостных. Конечно, он прав в своем негодовании, и поэтому, читая комедию Грибоедова, мы как-то забываем, что Чацкий и сам является помещиком. Что творится в его имении? Об этом мы не знаем, однако, учитывая то обстоятельство, что Чацкий три года не бывал дома, можно сделать вывод, что в его имении распоряжаются управляющие. А уж как они там управляют одному Богу известно…
Но именно так задумал Грибоедов характер своего героя. Если предположить, что Чацкий реально хочет что-то сделать для улучшения нравов своих современников, то он явно избрал не тот путь. Своими тирадами он в конце концов восстанавливает против себя все московское общество. Но практической пользы от этого нет никакой ни лично Чацкому, ни России, которой он, по собственному признанию, был бы рад служить, если при этом не пришлось прислуживаться перед начальством. Монологи Чацкого не только демонстрируют нам либеральные взгляды и ораторское мастерство героя комедии Грибоедова, они также свидетельствуют о его неумении определять, что и где действительно имеет смысл говорить. Как полагают некоторые литературоведы, комизм положения Чацкого заключается в том, что его характер задуман как характер героя трагедии, однако действует он в комедийных ситуациях. Монологи Чацкого становятся все длиннее, а вот слушатели врассыпную бросаются прочь от него. Но Чацкий, увлеченный собственным красноречием, может довольно долго не замечать, что его никто не слушает — в этом отношении показателен монолог, который начинается словами:
В той комнате незначащая встреча:
Французик из Бордо, надсаживая грудь,
Собрал вокруг себя род веча
И сказывал, как снаряжался в путь
В Россию, к варварам, со страхом и слезами. ..
И снова, как это ни парадоксально, Чацкий прав, обличая пустое подражание Западу, которое так часто, словно эпидемия, охватывает умы русских. Кто его слушает? В какой-то момент пламенный оратор приходит в себя, оглядывается по сторонам и видит, что на него никто не обращает внимания: молодежь танцует, старики играют в карты. А вот претензии, которые Чацкий предъявляет к Софье в своем последнем монологе, представляются необоснованными и оттого смешными:
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!
Когда, где Софья завлекала Чацкого надеждой? В детские годы? По крайней мере, в рамках комедии мы ничего подобного не видим: напротив, сам Чацкий при встрече с Софьей после трех лет разлуки отмечает ее холодность.
Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,
Мой вид, мои слова, поступки — все противно, —
Я с вами тотчас бы сношения пресек
И перед тем, как навсегда расстаться,
Не стал бы очень добираться,
Кто этот вам любезный человек?. .
Чацкий снова ведет себя, как обиженный подросток. Герой явно преувеличивает значение своей персоны в глазах Софьи — он ей безразличен, ей неприятны его колкости и в особенности нападки на Молчалина, но «все противно», это, несомненно, чересчур сильно сказано.
А. С. Пушкин, который весьма высоко оценил комедию Грибоедова, в одном из своих писем так охарактеризовал Чацкого: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными».
Одиночество горе от ума. Почему Чацкий обречен на одиночество (сочинение).
Сравнение с обществомВ жизни общества важно большинство, противостоять ему крайне сложно, особенно в одиночестве.
В этом особая трагедия образа Чацкого, противостоящего толпе. Из двух десятков персонажей, представленных в пьесе Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», только Чацкого, несомненно, можно считать отчасти героической фигурой, бросающей вызов фамусовскому обществу, но и бесконечно одинокой.
Стремление главного героя к независимости
Главный герой наделен внутренней независимостью и стремлением к свободе. Он пытается бороться с несправедливостью, которой полна окружающая его действительность. У него есть свое мнение, и он яростно его отстаивает. Он искренне любит свою страну и свой народ, он хочет разрушить строй, основанный на крепостном праве и унижении человеческого достоинства. Искренность его чувств и стремлений не вызывает сомнений.
Одинокий Чацкий в обществе Фамуса
Чацкий по праву считается примером того, как сложно донести новые идеи до масс. Особую трудность представляет поразительная косность взглядов фамусовского общества. Их практически невозможно изменить, поэтому главный герой обречен на изгнание и одиночество. В комедии только один человек говорит о нравственности, социальных преобразованиях и духовности. Остальным все равно. Они стремятся только к собственному благополучию. Служение делу — принцип, который провозглашает Чацкий, противоречит образу мыслей Фамусова и его окружения.
В образе главного героя мы видим нового человека эпохи, отличного от большинства. Этот человек не подстраивается под условности мира, поэтому обречен быть отвергнутым окружающими людьми. Чацкий — ярый проповедник новых, реформистских идей, он осуждает нравственность московского дворянства, нравы, лежащие в основе их существования. Его мужество, несомненно, заслуживает уважения.
Его новаторские взгляды не находят отклика у представителей общества Фамуса. Он плох для консерваторов. Его идеи ломают привычный ход вещей, удобный для большинства. Главный герой стремится к переменам, но сталкивается с трудностями.
Решив драться, Чацкий в одиночку восстает против всех. Московская аристократия не может простить его свободолюбия, распространяя слух о безумии главного героя, тем самым полностью отвергая его.
Что такое одиночество главного героя?
Одиночество Чацкого объясняется несовместимостью с консервативным большинством. Их ценности и стремления противоречат друг другу. Аристократы не принимают его идеи, так как следование им потребует от них изменения удобного устройства мира. Это становится причиной одиночества Чацкого.
Чацкий Александр Андреевич — главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума». Вернувшись на родину, в дом Фамусова, где он когда-то встретил свою первую любовь, он с надеждой пытается вернуть чувства Софьи, которая к тому времени его уже не любила. Встречая на своем пути ложь, обман, лицемерие, необразованность, он яростно начинает высказывать свое мнение об этих беспорядках, выступать против «стадного» мнения «фамус-общества», питающего к Чацкому непонимание и отвращение, все их характеризуют как людей, готовых ради чинов и званий на все, они отличаются тем же лицемерием, эгоизмом, о которых я говорил выше.
Об Александре Андреевиче распускают слухи, и слухи эти расходятся от людей, от которых он этого не ожидал.
Есть то важное отличие Чацкого, которое отделяет его от всего общества, в котором он находился. Чацкий обладает чувством самовыражения, свободы, нетерпимости к холопству, что характеризует его как человека нового времени. Александр Андреевич обречен на одиночество именно из-за этого, из-за своей непохожести на всех остальных, у него просто нет в голове собеседника.
Обновлено: 18.11.2016
Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Таким образом, вы принесете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.
Чацкий — молодой образованный дворянин, вернувшийся из трехлетнего путешествия. Он не богат, хотя и принадлежит к «известной семье». Детство его прошло в Москве, в доме Фамусова, друга его покойного отца; здесь он вырос и подружился с Софьей. Мы не знаем, где и какое образование получил Чацкий, но видим, что это просвещенный человек. Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова, потому что любит Софью. «Огонёк», не заезжая домой, тотчас же появляется в доме Фамусова и выражает Софье свою горячую любовь. Это уже характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни скитания не охладили его чувств, которые он выражает поэтически, страстно. Речь Чацкого эмоциональна, часты восклицания, вопросы: О, Боже мой! Я снова здесь, В Москве! … Чацкий умен, красноречив, речь его остроумна и метка. Софья говорит о нем: Резкий, умный, красноречивый. Фамусов рекомендует Чацкого: …он мал головой И пишет и переводит славно… О остром и тонком уме Чацкого свидетельствует ряд афоризмов: «Блажен, кто верует, ему тепло в мире», «Разум и сердце не в гармонии». Чацкий выступает за истинное просвещение. Он страстно возглашает: Теперь пусть один из нас, Из молодежи, есть враг исканий, Не требуя ни мест, ни чинов, Вложит ум свой в науку, жаждущий знаний. .. Образ Чацкого нов, свеж , внося изменения в жизнь общества. Он презирает лицемерие, бесчеловечное обращение с людьми. Для него любовь священна. Он «не знает обмана и верит в избранную мечту». И потому с такой болью переживает он постигшее его разочарование, когда узнал, что Софья любит другого, то есть Молчалина. Чацкий один в доме Фамусова. Все отвернулись от него, назвав сумасшедшим. Общество Фамуса видит причину своего безумия в просвещении: Учение — чума, учение — причина, Что ныне больше, чем когда-либо, Безумных развелись люди, и дела, и мнения. Чацкий был вынужден покинуть дом Фамусова. Он терпит поражение, потому что силы были неравны. Но в свою очередь дал хороший отпор «прошлому» веку. Чацкий также с негодованием отзывается о крепостном праве. В монологе «Кто судьи? …» он гневно противостоит угнетателям: Где, покажите нам, отцы отечества, Кого нам взять за образцы? Разве они не богаты грабежом? Они нашли защиту от суда в друзьях, в родстве, Строя пышные палаты, Где они переполнены в пирах и роскоши, И где иностранные клиенты не воскресят Самые низкие черты былой жизни. Чацкий считает, что служить нужно не лицам, а делу. Он видит ценность человека в его личных достоинствах. Образ Чацкого показал нам, каким должен быть настоящий человек. Он тот, кому люди должны подражать.
В человеческом обществе огромную роль играет большинство, сопротивляться толпе практически невозможно, поэтому образ Чацкого, взявшего на себя роль воина, но все еще одинокого, трагичен.
В А.С. Грибоедова «Горе от ума», из 20 персонажей только А.А. Чацкий — положительный герой. Он противопоставляет свои взгляды всему фамусовскому обществу, не находя понимания, вынужден покинуть Москву. Что лежит в основе противоречия между Чацким и Фамусовским обществом?
Во-первых, это другой взгляд на образование. Фамусов считает, что все зло таится в науках и просвещении: «Если зло остановить: / Все книги унеси, да сожги».
Скалозуб утверждает: «Обрадую вас: молва общая, / Что есть проект о лицеях, школах, гимназиях; / Там только научат по-нашему: раз, два; / А книги будут храниться так: для больших случаев. ». А Чацкий, напротив, видит благо для России в образовании, может быть, поэтому он провел несколько лет в Европе, набираясь «ума и разума». Во-вторых , персонажи по-разному смотрят на образ жизни и его смысл. Для Фамусова, Скалозуба и других представителей «старой Москвы» служба превыше всего. Но под «службой» они подразумевают умение достать «золотой ключик» (т. титул камергера — высший чин при дворе). Для Фамусова авторитетным лицом является Максим Петрович, которому за быстрое падение перед императрицей была дарована высшая улыбка с последующим повышением в звании. Скалозуб, не приняв участия ни в одном сражении ,практически дослужился до генерала.Недаром Лиза говорит о нем:»И мешок золотой,и в генералы целится».А Чацкий «рад бы служить»,да ему «тошно служить».Ибо он , совсем как Стародум из комедии-предшественницы Фонвизина «Недоросль», видит смысл ч есть существование в служении отечеству, а не личности. Но если они имеют какое-то свое мнение, то остальные, подобно Молчалину, вообще считают, что не имеют права судить о таких вещах: «В мои годы ты не смеешь / иметь свое суждение». Кроме того, острота проблемы заключается в том, что фамусовское общество состоит из людей, в которых мало что осталось от человеческого, у них мало нравственных качеств. Сам Чацкий видит, кто в этом мире предпочтительнее, и говорит: «Блаженны на свете молчаливые». А таких, как Чацкий, общество Фамуса пытается изгнать, чтобы ничто не мешало спокойной и привычной жизни. Да если человек живет, руководствуясь только личной выгодой, умеет вовремя промолчать, «погладить мопса», поднять платок — он «свой»!
Усиливает трагизм образа Чацкого и любовную линию пьесы. Софья, будучи девушкой умной, Молчалину предпочитает Чацкого, того самого Молчалина, который сумел всем угодить. И, конечно, Александр Андреевич не может понять, почему она сделала такой выбор: «Почему я глупее Мочалиной?» Его любовь к Софье так велика, что он даже не может поверить ее словам, ему нужно самому все увидеть. И он убеждён, что София, так долго пребывая в обществе Фамуса, стала носительницей его черт. Холодность Софьи, ее неприязнь к нему и даже клевета, которую она пустила, нанесли сильный удар сердцу Чацкого.
Тем не менее, нельзя утверждать, что Чацкий абсолютно одинок в комедии. Ведь Скалозуб говорит о своем брате: «…он прочно усвоил какие-то новые правила. / Чин последовал за ним; службу он вдруг оставил,/ В деревне книжки читать стал. А госпожа Хлестова говорит о племяннике: «Профессора! — с ними учились наши родственники, / И он ушел! хоть теперь в аптеку, подмастерьем. / Убегает от женщин и даже от меня! / Чиновники знать не хотят! Он химик, он ботаник, / Князь Федор, мой племянник. Несмотря на то, что эти лица не появляются на сцене, все равно становится понятно, что Чацкий не одинок в своих стремлениях.
Таким образом, мы видим, что неприятие общества и неприятие возлюбленной делают образ Чацкого трагически одиноким, но способным противостоять на войне. Появление людей его типа дает надежду на наметившееся изменение в общественном сознании россиян XIX века.
С помощью образа главного героя произведения «Горе от ума» А.С. Грибоедов хотел показать читателю, как трудно нести в мир что-то новое, как трудно жить в обществе, где тебя не могут понять и принять из-за твоего прогрессивного мышления. Люди с новыми взглядами на жизнь всегда чужды обществу, поэтому обречены на одиночество. Это относится и к Чацкому, ведь найти людей, разделяющих его взгляды, непросто.
Чацкий наделен идеальными чертами человеческой души. У этого человека есть чувство собственного достоинства, он образован и умен. Жизнь в несправедливом мире для него неприемлема. Он пытается всячески сопротивляться старым порядкам, рассказывая людям о новых истинах. В «фамусовом обществе» Чацкий считается ненормальным, его новые взгляды на жизнь не готовы принять люди фамусовского круга, им гораздо легче продолжать жить в своем болоте со старыми нравами и взглядами. Но Чацкий обречен на одиночество в этом гнусном фамусовском обществе.
Столкнувшись с ложью, обманом, лицемерием и необразованностью, Чацкий начинает прямо высказывать свое мнение о творящемся вокруг бардаке. Он выступает против «стадного» мнения «общества фамусов». Вместо того, чтобы что-то понять, понять что-то новое, эти люди цепляются за старые порядки. Они просто боятся выйти из стада, поэтому выражают свое непонимание и отвращение к Чацкому. Люди «фамус общества» готовы на все ради чинов и званий, в них живет лицемерие и эгоизм, другой жизни они не знают и знать не хотят.
У Александра Андреевича есть чувство самовыражения, свобода, он никогда не будет служить, все это характеризует его как человека нового времени. Чацкий обречен на одиночество именно из-за этого, он сильно отличается от других людей, у него просто нет в голове собеседника.
Вместе со статьей «Сочинение на тему: Почему Чацкий обречен на одиночество? («Горе от ума»)» читается:
Горе Определение и значение — Merriam-Webster
Греф
1
а
: глубокое и мучительное горе, вызванное тяжелой утратой или как бы вызванное ею
его горе по поводу смерти сына
б
: причина таких страданий
радости и горести жизни
2
а
: беда, досада
достаточно горя на один день
б
: раздражающая или игривая критика
получить горе от своих друзей
с
: неудачный исход : катастрофа
— используется в основном во фразе потерпеть неудачу
д
: несчастный случай, несчастный случай
3
устарело : чувство обиды 2
Синонимы
- скорбь
- тоска
- печаль
- боль
- сердечная боль
- разбитое сердце
- жаль
- печаль
- woe
Посмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Он так и не смог оправиться от горя по поводу смерти сына. Ее охватило горе . радости и горестей нашей жизни мне было достаточно горе за один день. Попытка починить компьютер не стоит горя . Он взял много горя от своих друзей. Его друзья причинили ему много горя . Узнать больше
Недавние примеры в Интернете Его семья начала готовиться к церемонии, чтобы положить его тело и некоторые аспекты их горя на покой после получения новостей на прошлой неделе, но эти планы были отложены во вторник. Фил Маккосленд, NBC News , 2 ноября 2022 г. Объявление его семьи также поделилось их горе о потере молодого музыканта и похвалил его. Нардин Саад, Los Angeles Times , 31 октября 2022 г. Но обращать всю свою скорбь ярость на Луи вот так болезненно. Сара Нетцли, EW.com , 31 октября 2022 г. Поглощенный своим горем , Бен отказался от своей роли второго капитана спасательной шлюпки, оставив Микаэлу управлять ею в одиночку, что почти невозможно, поскольку каждое движение пассажиров теперь контролируется государственным реестром. Энди Мик, 9 лет0127 БГР , 29 октября 2022 г. Его одиночество обостряется горем по сестре, самоубийство которой изображено на первой странице романа. Сэм Сакс, WSJ , 28 октября 2022 г. Создавая сообщества людей, чьи друзья или члены семьи погибли в результате катастрофы, и Клэр, и Джокл направляют свое горе во что-то прочное, обеспечивая память о жертвах. Марианна Мазер, 9 лет0127 Чикаго Трибьюн , 27 октября 2022 г. После смерти комедийного актера в понедельник в возрасте 67 лет многие стекались в его проверенную учетную запись, чтобы поделиться своим горем . Лиза Респерс, Франция, CNN , 25 октября 2022 г. Анжела и Уолт были более публичны со своим горем , чем Яшиба и Элайджа. Рой С. Джонсон | [email protected], al , 23 октября 2022 г. Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «горе». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Среднеанглийское gref , от англо-французского gref, горе несправедливость, бедствие, от gref , прилагательное тяжелый, тяжкий, от вульгарной латыни *grevis , изменение латинского гравис — см. горе
3 Используйте
15 век в значении, определенном в смысле 3
Путешественник во времени
Первое известное использование горе было в 15 веке
Посмотреть другие слова того же века
Словарные статьи Рядом с
горепожалел
горе
печальный
Посмотреть другие записи рядом
Процитировать эту запись
Стиль
MLAChicagoAPAMMerriam-Webster
«Горе. » Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/grief. По состоянию на 8 ноября 2022 г.
Копировать цитирование
Детское определение
ˈgrēf
1
а
: глубокая печаль : печаль
б
: причина печали
2
а
: вещей, вызывающих проблемы
хватит горе на один день
б
: несчастный случай
лодка пришла на горе на скалы
Медицинское определение
ˈgrēf
: глубокое и острое эмоциональное расстройство, вызванное или как бы вызванное тяжелой утратой
Хотя нет единого мнения об определяющих признаках, по которым можно было бы отличить нормальное и патологическое горе , общепризнано, что горе становится патологическим, когда реакции чрезмерны, продолжительны или неразрешимы.