Известный монолог Чацкого «А судьи кто?» (Горе от ума Грибоедов)
«Горе от ума» связано с Москвой, возникшей после войны 1812 года. Содержание и персонажи комедии – это эпоха декабристов 1820-х годов. В ней протест против взяточников, чиновником, невежества, лжи, крепостного права.
Грибоедов любил Родину теплее и нежнее своих соотечественников, выставлявших напоказ свой патриотизм. Жизнь, полная подвигов и опасностей, вовлекла его в ряды войск, где он избавлялся хотя бы на время от семейных и светских отношений, среди которых он задыхался. Александр Сергеевич записался в полк волонтером, но пока организовывался этот полк, Наполеон успел покинуть Россию. Но вместо того, чтобы вернуться и снова зажить с Фамусовыми и Загорецкими, он предпочел всякой чиновничьей карьере кавалерийскую службу в глухих закоулках Белоруссии.
А. С. Грибоедов всегда отрицал, что списывал своих героев с реальных лиц, говоря, что карикатуры он ненавидит. Но в образе Чацкого отразились многие черты самого Грибоедова: горячий, порывистый, независимый, свободолюбивый, резкий, горячо и искренне любящий свою Родину.
Когда–то Чацкий жил и воспитывался в доме Фамусова, потом дом и где-то скитался три года. Чацкий является в дом с внезапностью грома, своим появлением переполошив всех. Недаром Фамусовым говорит:
— Три года не писал двух слов!
И грянул вдруг как с облаков.
Какой же он, Чацкий? Он любит свою Родину и возвратившись говорит:
— Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!
Речь его кипит умом и остроумием. У него есть сердце и он честен. Этот человек не только умный, но и развитый, и как говорит о нем горничная Лиза:
— …Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!
Меткое, свободное, пламенное слово – вот оружие Чацкого. Молчалин так говорит о нем:
— Ах! Злые языки страшнее пистолета.
Чацкий вбегает к Софье прямо из дорожного экипажа, не заезжая к себе домой.
Он приехал в Москву к Софье, до других ему нет дела. Чацкий приходит к Софье, целует ей руку, радуется свиданию, хочет получить ответные чувства, но не находит их. Встреча с Софьей приносит разочарование. Чацкого поражают две особенности: Софья необыкновенно похорошела и охладела к нему. Она говорит о нем чуть ли не с ненавистью:— Не человек, змея!
Чацкий верит в ее любовь, верит так, что не замечает ее отношения к себе. Но небольшое прояснение происходит после того, как Молчалин упал с лошади. Когда это произошло, Софья вскрикнула:
— Ах! Боже мой! упал, убился!
Чацкий понимает, что Софья его не любит, но не осознает этого до конца. Он хочет понять, почему она предпочла подлому, низкому Молчалину умного и смелого Чацкого?
Софья на протяжении всей комедии сторонится Чацкого, высмеивая его достоинства. Она не оставляет никаких недомолвок, она пряма и искренна и, несмотря на все внимание Чацкого, задает ему вопрос:
— На что вы мне?
Теперь уже Чацкий не требует от Софьи ответных чувств, он хочет разобраться в ее поступках, хочет знать достоинства Молчалина, которые увидела в нем.
В третьем действии он раньше всех приезжает на бал, чтобы откровенно поговорить с Софьей, и задает ей вопрос:
— Дознаться мне нельзя ли,
Хоть и некстати, нужды нет:
Кого вы любите?
После уклончивого ответа она признается, что ее отталкивает от Чацкого его непохожесть на других. Чацкий и сам это понимает:
— И я чего хочу, когда все решено?
Мне в петлю лезть, а ей смешно.
Признание Софьи удивляет Чацкого, и он теряет осторожность:
— Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож;
Молчалин, например…
Как только Софья услышала это, снова замкнулась. Но после этого в ней растет злобное раздражение…
Но Чацкий еще не успокоился. Он хочет понять какие чувства у Молчалина к Софье. Молчалин хитер, и его единственная страсть – сделать карьеру. Софья для него всего лишь способ, чтобы подняться. Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие вовсе не глупость. Белинский писал: «Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выгоды». Даже Софья в увлечении говорит о нем:
— …Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит…
В ее словах вырисовывается истинный портрет Молчалина: умный, подлый, ничтожный, изворотливый, не имеющий собственных убеждений. Молчалин готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу. Итак, Молчалин – полная противоположность Чацкому.
Известный монолог Чацкого «А судьи кто?» рожден протестом» его отдают на суд Скалозуба! Но направлен этот монолог и против крепостного права, в нем идет речь об алчной страсти к мундирам и чинам. Чацкого возмущает, что его кто-то осуждает, ему навязывают службу, на что он отвечает:
— Служить бы рад, прислуживаться тошно.
— Кто служит делу, а не лицам…
Чацкий хочет служить Отечеству, рвется к занятиям наукой, к свободной жизни. Он не хочет ни перед кем преклоняться и никогда не станет этого делать. Но Фамусов опасается, говоря о нем:
— Он вольность хочет проповедать!
— Да он властей не признает!
«Не суди да не судим будешь» — гласит народная мудрость. Чацкий – беспощадный судья обычаев «фамусовского» общества, сам попадает под суд, в котором у него нет адвоката, но зато есть много обвинителей.
На балу Чацкий за короткий срок всех настроил против себя едкими репликами и насмешками. Он дает волю языку: рассердил старуху Хлестову, дал невпопад несколько советов Горичевым, резко оборвал графиню – внучку и опять задел Молчалина. Чацкий выходит из комнаты очень расстроенный и опять идет к Софье, надеялся на сочувствие. Он доверяет ей свое душевное состояние:
— … мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.
Душа здесь у меня каким-то горем сжата…
Он жалуется ей, не подозревая, какой заговор созрел против него. Софья устала от колкостей Чацкого и случайно роняет:
— Он не в своем уме.
Ей так проще объяснить язвительность Чацкого. Софья сначала напугалась, но чуть позже ее невольное предательство стало обдуманной местью:
— А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?
Софья, друг Чацкого, которую он любит, наносит ему удар в спину.
Чацкий восклицает:
— Так! Отрезвился я сполна…
Что же это: поражение или прозрение? Гончаров сказал так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь, смертельный удар количеством силы свежей».
Что же видит Чацкий вокруг себя? Людей, которые ищут чинов, крестов, выгодной женитьбы. Он озлоблен на всех:
-… И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков…
И он уезжает из Москвы:
— Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Карету мне, карету!
Чацкий обличает ложь и все то, что отжило, все то, что заглушает новую жизнь. Он знает, что воюет и что должна принести ему эта жизнь.
Изначально прототипом Чацкого был Чаадаев, который высказывал мысли о духовном застое, о национальном самодовольствии, также был объявлен сумасшедшим. В образе Чацкого представлена декабристская молодежь того времени накануне восстания. Слова Чацкого выражают мечтания поколения, мысли, связанные с вопросами прав и занятий молодого человека. Недаром Чацкий прямо говорит о своих трудах и этим самым хочет получить награду за них в любви Софии. Он упоминает о них:
— Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К наукам творческим, высоким и прекрасным…
Чацкий говорит о себе как об одном из этих людей.
Чацкий – чужой среди своих. Именно поэтому он становиться в глазах общества, в котором вырос, сумасшедшим. Заграничные либеральные идеи начисто вытеснили из него предрассудки московского общества. Он оказался абсолютно одиноким среди своих соотечественников.
Чацкий — участник двух сюжетных линий, двух конфликтов. Во-первых, это любовный треугольник Чацкий – Софья – Молчалин. Во-вторых, это противостояние Чацкого и фамусовского общества.
Грибоедов писал, что в его пьесе «двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Но ум Чацкого в фамусовском обществе не просто бесполезен, он является бесспорным недостатком. «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» — говорит Софья о Чацком.
Чацкий один смотрит на московскую жизнь здраво. Все герои комедии довольны своим положением, а Чацкий может его критиковать. Тем самым он разрушает основу существования фамусовского общества. Главный герой высмеивает любовь Софьи к Молчалину. Поэтому-то у неё и срывается с языка фраза: «Он не в своем уме». И пусть Софья сказала это случайно, она рада, что собеседник понял её в прямом, а не в переносном смысле:
Готов он верить!
А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себя примерить?
Прототипом Чацкого стал декабрист Чаадаев. Явное созвучие в фамилиях еще раз подчеркивает замысел автора: показать вольнолюбивого, целеустремленного и способного возродить Россию, утонувшую в лести и предрассудках, человека. Чацкий всеми силами пытается открыть глаза фамусовскому обществу и убеждениями, и высмеиванием. Но стена между такими как Чацкий И Фамусов не поддается разрушению, поэтому не понятно: Чацкий ли отвергает общество или общество Чацкого? Все зависит от личной точки зрения. Фамусовское общество считает себя абсолютным победителем, а чАцкий удаляется не с торжеством, не с видом побежденного, а свидом человека, который разочаровался в самом дорогом:
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок…
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок…
И Чацкий действительно должен был бежать, потому что такая жизнь как у Фамусова и его знакомых губительно, паразитически действует на сознание человека. Чацкий осознал, что в такой атмосфере можно задохнуться:
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Чацкий стал предшественником романтических героев: ищущих свободу, отвегнутых (или отвергающих?) общество. И как ни различны Печорин у Лермонтова и князь Андрей у Л. Толстого – они все так же, как и Чацкий страдают от нехватки правды и невозможности найти свободную истину.
«Горе от ума» в РАМТе – Петрушка на роликах и Чацкий без кареты
Снег… В простых декорациях эта едва заметная деталь, кажется, имеет большое значение – как олицетворение холода и расчетливости вместо горячего сердца и пылких подлинных чувств.
В Российском Академическом Молодежном театре премьера комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» – первой реалистичной комедии с элементами классицизма. Что нового могут увидеть в написанной 200 лет назад пьесе зрители XXI века? Петрушку (Гайдучик Георгий, Савватимов Антон) на роликах и, с одной стороны – совсем другую жизнь обычного московского дворянского дома с привычным укладом, но, с другой стороны – все с теми же проблемами и заботами, что и в наши дни.
Чтобы показать скрытые пружины жизни в XIX веке, автору необходимо было появление героя из иного мира с иными жизненными принципами. А сегодня, в XXI веке, зрителю это действующее лицо необходимо, чтобы понять, что зачастую люди не готовы ничего менять в своей устоявшейся жизни и даже готовы объявить сумасшедшим того, кто мыслит, чувствует и рассуждает иначе, чем они. И таким персонажем становится Чацкий (Керин Максим). Он провоцирует необходимый взрыв и заставляет остальных героев сбросить маски. Он не только участник драмы, но и судья фамусовского общества. Отсюда его длинные, обличительные монологи, за которые Грибоедова упрекали все, кому не лень, но которые в постановке Алексея Бородина уже не кажутся столь длинными, поскольку весь текст артист произносит то как-то вскользь, то будто наспех. Кажется, что он торопится сказать все, пока его не прервали.
Две сюжетные линии – любовная и общественно-идеологическая и отсутствие единства действия – признаки реализма – дополняют передвижные декорации. Постоянное перемещение огромных колонн на колесиках не только добавляет движения, но и вносит некий хаос и усиливает отсутствие единства действия. Этого же эффекта режиссер добивается и выводя актеров в зал. Здесь нет крупных переломных событий, сюжетной развязки и благополучного финала. Но тем не менее в спектакле четко сохраняется структура драмы.
Приезд Чацкого и его первый разговор с Софьей (Семенова Дарья, Таранник Ирина) – завязка любовного конфликта, а первый разговор Чацкого с Фамусовым (Веселкин Алексей) – общественно-идеологического. Любовный конфликт развивается в диалогах Чацкого и Софьи, когда тот пытается выяснить, кого же она любит. А разговоры Чацкого с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими – настоящие словесные дуэли. Но в кульминации обе эти линии совпадают – общество объявляет Чацкого сумасшедшим, ухватившись за реплику Софьи, что тот не в своем уме. И, наконец, происходит развязка: ночная сцена в доме Фамусовых – Софья узнает, что Молчалин ее не любит, а Чацкий – что Софья не любит его. Последний же монолог Чацкого – развязка общественно-идеологического конфликта.
Все действие построено на взаимодействии главных героев – Чацкого, Софьи, Молчалина и Фамусова. Но есть и второстепенные – которые участвуют, но прямого отношения к сюжету не имеют: Лиза, Скалозуб, Хлестова, Горичи и др. Герои-маски создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в героях. Так, например, дочери Тугоуховских олицетворяют социальный тип московской барышни, а в князе Петре Ильиче Тугоуховском до абсурда доведены черты «мужа-мальчика, мужа-слуги», господа N. И D. – олицетворение сплетни.
Но недаром Пушкин говорил: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов…» Благородный Чацкий напитался умными мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Но стал ли он от этого действительно умнее? Ведь умный человек в первую очередь понимает, с кем имеет дело и не станет «метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными». И глядя на этого героя на сцене, трудно не согласиться с Белинским, который в свое время заметил: «Это горе. Только не от ума, а от умничания…» Да и, может, он действительно умнее других. Но разве умен тот, кто слепо влюблен? Его переживания, что Софья не отвечает ему взаимностью, словно затмевают все его остроумие.
Но все же «Горе от ума» – это не столкновение ума и глупости, а конфликт различных типов ума. В обществе Фамусова ценятся те, кто всегда умеет «и награжденья брать, и весело пожить». А философствуют тут только на уровне обеда и добывания чинов. Для Чацкого же высшим критерием оценки человека является «ум, алчущий познаний». А представление о службе у него связано с идеалом свободной жизни. Кстати, не так ли и сегодня каждый из нас считает немного странным или сумасшедшим всех, у кого другие ценности в жизни?
Один из важнейших аспектов для Чацкого – свобода выбора. Он твердо уверен, что служить следует делу, а не лицам, и не смешивает личный интерес и веселье с делами: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Но в фамусовском обществе не терпят таких людей: «Спросили бы, как делали отцы, учились бы на старших глядя». Здесь морально то, что выгодно, где важен не человек, а степень его мужества. Здесь царят отношения не между людьми, а между чинами и титулами. А живущие по другим принципам – либо преступники, либо сумасшедшие. А по каким законам живут сегодня? И кого в XXI веке больше – фамусовых или чацких?
Фамусов – воплощение светского общества. Он враждебен ко всему новому, убежденный защитник морали «века минувшего». Главным пороком он считает ученость и избыток ума. Полезным ему кажется только практицизм, умение устраиваться в жизни, а злоупотребление служебным положением он возводит в правило. Что же изменилось со времен Грибоедова? Нет ли и сегодня тех, кто постоянно во всем ищет выгоды? И, возможно, даже находит ее.
Ярче всего общество Фамусова представлено как раз Молчалиным (Шперлинг Даниил). Это своего рода антигерой комедии. И будучи одного поколения с Чацким, он все же – убежденный консерватор. Типичный «средний» человек, он никогда не выходит из общепринятых рамок. Главные его таланты – умеренность и аккуратность. А мыслит и ведет себя он исключительно в зависимости от своего положения по службе. Скромный и услужливый. Ему обязательно нужны покровители, даже если приходится полностью зависеть от их воли. Антипод Чацкого и по характеру и даже по отношению к Софье. И если Чацкий искренен в своих чувствах, то Молчалин лишь искусно притворяется, потому что отец завещал ему «угождать всем людям без изъятья». При этом он не гнушается и другими девушками, даже служанкой Лизой (Матюхова Татьяна, Семенова Дарья).
А Софья – «смесь хороших инстинктов с ложью», как писал о ней Гончаров. Ей присущи своеволие, упрямство, капризность. Все это дополняют размытые представления о морали. И именно это делает ее способной как на хорошие, так и на плохие поступки. Она умна и наблюдательна, но эгоистична и безрассудна в своей любви к Молчалину, что ставит ее в нелепое комическое положение. Конечно, этот максимализм присущ ей в силу ее возраста, ведь ей всего 17 лет. И в этой своей первой любви она просто идеализирует Молчалина. Он пришелся ей по вкусу, потому что вел себя как живая иллюстрация из только что прочитанного романа. В ее любви – желание свободы: она полюбила неравного себе и не боится осуждения общества. Но в этом выборе столько же свободы, сколько и предопределенности. По сути она выбрала просто удобного, мягкого, тихого и безропотного человека. Но в финале от прежней капризной и самоуверенной Софьи не остается и следа. В ее облике проступают черты трагической героини, что невольно сближает ее с отвергнутым ей Чацким.
Стихотворный текст пьесы со сцены звучит довольно прозаично. А огромные и масштабные декорации – высокие колонны, большая карета, которая, кстати, заявлена с самого начала, и диван, сделанный словно для великана, подчеркивают мелочность людей. Они действительно выглядят ничтожно маленькими и несчастными, но при этом каждый ведет себя, словно представляет из себя нечто большое и высокое. И вопреки ожиданиями в финале карета так и останется на сцене вместе с Фамусовым и Софьей, а Чацкий уйдет туда же, откуда и пришел – по лестнице на балкон. Но походка будет уже не столь уверенной, как в начале, он будет постоянно падать, спотыкаться… И снег… В простых декорациях эта едва заметная деталь, кажется, тоже имеет большое значение – как олицетворение холода и расчетливости вместо горячего сердца и пылких подлинных чувств. И довольная улыбка стоящего под лестницей Молчалина наводит на мысль, что прошло столько лет и пройдет еще три раза по столько же, а в этом мире ничего не изменится – всегда будет общество, где живут по законам Фамусова, а те, кто осмелится примерить на себя инакомыслие, будут объявлены сумасшедшими…
Режиссер Алексей Бородин: «Грибоедов остро написал про компанию людей, которые создают удобный им способ жизни, где все роли розданы, а приоритеты расставлены. Чацкий не готов принять такое положение вещей и потому остается один. Где он собирается найти «оскорбленному чувству уголок» – вот в чем вопрос». И ответить на него предстоит как раз зрителю XXI века.
Отношение Чацкого к Софье. Достойна ли София любви Чацкого?
«Горе от ума» — многогранное произведение. В нем можно увидеть и социальную пародию, и критику режима, и исторические зарисовки нравов. Не последнее место в книге занимает и любовная интрига. Отношение Чацкого к Софье, их чувства — тот стержень, который служит основой сюжета, наполняет его жизнью и эмоциями.
Персонажи глазами школьников
Анализировать «Горе от ума» можно бесконечно. Рассмотрите отдельные сюжетные Ходы с помощью лупы, сравните цитаты с воспоминаниями современников и биографиями предполагаемых прототипов. Но это подход профессионального аналитика, литературоведа. На школьных уроках произведение читается совсем по-другому. И анализировать в соответствии с рекомендациями методических изданий.
Есть определенный тип тем, которые Министерство образования регулярно предлагает школьникам для осмысления и последующего написания работ: Стоит ли любовь Софьи любви к Чацкому? Права ли была Каренина, когда решила развестись?, Характерные поступки князя Мышкина. Не совсем понятно, чего хочет добиться система образования. Такой анализ не имеет ничего общего с самой литературой. Это больше похоже на монолог бабушки в подъезде, спорящей, права ли была Клава из третьей квартиры, когда выгнала Ваську-алкоголика, или все-таки не права.
Да и жизненный опыт ученицы 9 класса вряд ли позволяет судить о том, как должен был поступить персонаж. Вряд ли он сможет понять, что раздражает Софью в Чацком и почему. Кроме, конечно, очевидных вещей — тех, о которых говорит сама героиня.
Особенности восприятия пьесы
Традиционная Обработка пьесы «Горе от ума» выглядит так. Чацкий принципиален, благороден и бескомпромиссен. Окружающие люди — низкие, малодушные и консервативные люди, не понимающие и не принимающие передовую, новаторскую идеологию главного героя. Чацкий вещает, обличает и издевается, выкрикивает пороки общества, а общество корчится от меченых ударов, злобно и возмущенно.
Трудно сказать, добился ли этого эффекта Грибоедов. Есть как раз обратная версия, объясняющая построение пьесы бесконечными монологами и призывами главного героя именно тем, что автор пародировал образ либерала, который много говорит и не имеет ничего общего. И характеристика Софьи и Чацкого во многом определяется именно тем, как воспринимает произведение читатель. В первом случае он видит героя-идеалиста и буржуа, не оценившего его порывов; во втором болтун-демагог и… еще не оценивший порывов мелкого буржуа. Это так?
Подробности сюжетных коллизий
Кто такие Чацкий и Софья? Ему двадцать один, ей семнадцать. В разлуке три года назад. Чацкий уехал, как только достиг совершеннолетия, покинул дом опекуна и вернулся в родовое имение. Не пришел, не написал. Просто взял и пропал. По каким причинам это не так важно. Но что должна чувствовать любвеобильная четырнадцатилетняя девочка, когда мужчина, которого она считает своим любимым, будущим женихом, так просто берет и уходит? Не на неделю, не на месяц. На три года. Даже в тридцать это большой срок. А уже в четырнадцать — вечность. Что он делал все это время? О ком он думал? Может ли она быть уверена, что любовь все еще жива?
Лет через четырнадцать, с подростковым максимализмом, с подростковой эмоциональностью. Критики предъявляют к девушке требования, которым соответствует далеко не каждая взрослая женщина. Но отношение Чацкого к Софье далеко не очевидно. Достаточно представить ситуацию глазами девушки, а не всезнающего читателя, которому Грибоедов все рассказал. Не логичнее ли спросить: должна ли Софья вообще испытывать чувства к Чацкому? И если да, то почему? Он ей не муж, не жених. Он романтический поклонник, который однажды сбежал, как мотылек с поляны, на целых три года. У него был порыв души. Чувства. Оскорбленное достоинство. А от нее? Она не должна в такой ситуации чувствовать обиду, недоумение, гнев? Разочарование, наконец? Пенелопа, конечно, ждала Одиссея гораздо дольше — но дело обстояло совсем иначе. Чацкий вовсе не Одиссей.
София крупным планом
Но это все за кадром. Да, внимательный читатель и сам все поймет, если Но ситуация еще обслуживается аллюзиями, обрывками разговоров, воспоминаниями. Поэтому от человека, привыкшего видеть только основную сюжетную линию произведения, вполне можно убежать. И что там?
Чацкий неожиданно возвращается в дом опекуна, где ему не было и трех лет. Он взволнован, он в предвкушении, он счастлив. Отношение Чацкого к Софье осталось прежним. Но она уже любит другого. Забыта первая, еще детская любовь. Она очарована Молчалиным. Увы, избранник не очень. Объективно — он бедняк, низший класс, это явный мезальянс. А субъективно он безвольный подхалим, льстеец и ничтожество. Хотя, надо отметить, перспективы у него неплохие. Молчалин уже начал делать карьеру и отлично справляется с поставленной задачей. Можно предположить, что новоизбранная Софья пойдет далеко
Однако сам молодой человек вовсе не влюблен, просто боится в этом признаться. Да и перспектива выгодного брака тоже наверняка ему очень симпатизирует. Часто в этом неудачном выборе винят девушку, отвечая на вопрос, достойна ли Софья ценности Чацкого? Я променял орла на ощипанного воробья, глупец.
А кто такая София? Девочку, выросшую без матери, запирают, практически не выходя за порог дома. Круг ее общения — отец, не имеющий представления о воспитании детей вообще и дочерей в частности и служанка. Что София может знать о мужчинах? Откуда у нее был опыт? Единственный источник информации — книги. Дамские французские романы, которые ей разрешает читать папа. Как могла такая девушка разглядеть неискренность человека, доверившегося гораздо более зрелым и опытным людям? Это просто не реально.
София очень молода, наивна, романтична и неопытна. Молчалин — единственный молодой человек, которого она видит почти каждый день. Он беден, честен, несчастен, робок и обаятелен. Все так же, как в романах, которые Софья читает каждый день. Конечно, она просто не могла не влюбиться.
А что же Чацкий?
Такая же достойная внимания личность принадлежит и Чацкому. Есть ли такая ошибка делает ли София? Если смотреть на ситуацию объективно, большой ли в ее жизни этот брак?
Чацкому двадцать один год. Он не мог найти себе места. Пробовал, пробовал здесь. Но… «Я бы рад служить, мне тошно служить». Пост, который бы соответствовал его запросам, все равно не попадается. На какие средства живет Чацкий? У него есть поместье. И, естественно, крепостные. Это основной источник дохода для молодого либерала. Кто искренне и искренне осуждает крепостное право, тот называет его варварством и дикостью. Такая забавная проблема.
Есть ли у него перспективы? Карьеру он не сделает, это очевидно. Ни военный — он не тупой солдат. Ни финансового — он не трейдер. Ни политический — идеалы он не предаст. Другим Демидовым он тоже не стал — хват уже не тот. Чацкий из тех, кто говорит, а не из тех, кто делает.
Его репутация уже испорчена, общество бежит от него, как от чумы. Очень вероятно, что всю жизнь Чацкий будет сидеть в фамилии, изредка выезжая на курорты и в столицу. То, что сейчас раздражает Софью в Чацком, будет только прогрессировать, с возрастом он станет еще более едким и циничным, злым на постоянные неудачи и разочарования. Можно ли брак с таким человеком считать удачной партией? И будет ли с ним Софья счастлива — просто по-человечески счастлива? Даже если Чацкий действительно любит ее и сохранит эту любовь? Едва. Пожалуй, развязка пьесы трагична только для главного героя. Софии просто повезло. Дешевле отделались.
А по поводу вопроса
Хотя, когда отношение Чацкого к Софье обсуждается в духе: достойна она такой большой любви или нет, то это уже само по себе странно. Это неэтично. Можно ли быть достойным любви? Это бонус? Продвижение? Соответствие занимаемой должности? Они ничего не любят из-за любви, они просто любят это. Потому что нужен этот человек, и никто другой. Такова жизнь. И никакая любовь не обязывает ее испытывать ответные чувства. Увы. Сама постановка вопроса неверна. Вы не можете сделать это таким образом. Любовь — это не картошка на рынке, чтобы сказать, стоит ли ее просить. И это должны четко осознавать даже школьники, не говоря уже о людях постарше.
«Горе ума»: пересказ ta ‘azzjoni
Aħna noffrulek biex jiffamiljarizzaw irwieħhom mal-kummiedja fil-poeżiji «Горе ума». Пересказ tad-dramm Грибоедов huwa ppreżentat fl-artikolu. Fil-ħidma deskritta soċjetà sekulari tal-perjodu крепостное право. Ħajja fir-Russja fl 1810-1820 snin tidher fit-kummiedja «Горе минн ум».
Пересказ xogħlijiet jibda li Lisa maid li jaħdmu fl Famusovs, wake up ilmenti ta ‘rqad foqra. Ir-raġuni hija li Sophia, любовница tagħha, stennija għall-wasla ta jżuru ħabib tiegħu Molchalin. kompitu Lisa kienet li żżomm sigriet mill-oħra l-laqgħa. Dawn l-avvenimenti u jibda, пересказ 1 azzjonijiet («Горе минн ум»).
Лиза jieħu sigħat
Лиза стучит-камра ли София. Minn hemm, huma jisimgħu l-ħsejjes ta pjanu u faultt. Лиза jirrakkonta л-Хозяйка ли kien filgħodu, u għandna bżonn li tgħid addiju Molchalin, inkella se tara missier tiegħi. Горничная tieħu sigħat biex jagħmlu l-imħabba pjuttost sempliċi.
госпожа София, иль ФАМУСОВ, служанка ssib tagħmel dan. Matul il-konverżazzjoni, huwa флиртует с char magħha. vuċi Sophia s tinterrompi konverżazzjoni tagħhom. Привет, Лиза. Missier Sophia s għaġla jitneħħew.
ФАМУСОВ наказывает Софью
Горничная takkuża госпожа tiegħu fil negliġenza. Sophia ma kellhomx żmien biex jgħidu addiju għal lover, u issa ġejja FAMUSOV. Huwa jitlob għaliex MOLCHALIN, segretarju tiegħu, kien fil Sophia hekk kmieni. Hu jgħid li kien jirritorna minn walk, u biss marru għal dan. Фамусов наказывает Тифлу.
X’iktar għandi jgħidlek, tagħmel пересказ 1 azzjoni? «Woe minn Wit» huwa impossibbli li wieħed jagħmel sommarju mingħajr deskrizzjoni tal-xena li jmiss.
Nitkellmu dwar iż-żjara tiegħu u Chatsky
Lisa ifakkar imħabba istorja preċedenti ta ‘Sophia u Chatskogo Александра Андреевича. Huwa kien Differenti u b’moħħ straordinarja u жизнерадостность. Имма Исса Колха Маррет. София jgħid ли ма tistax tiġi kkontestata imħabba. Biss kien bejn tagħha u Chatsky ħbiberija tfulija, minħabba li kiber flimkien.
Иль-васла Александра Чацкого компла пересказ. «Woe minn Wit» мельница-azzjonijiet stabbiliti mill us, — il-prodott, l-protagonisti minnhom huwa preċiżament Chatsky. Huwa kien ferħan il-laqgħa ma għeżież tiegħu, iżda sorpriż li l-laqgħa kienet hekk kiesaħ. София tgħid ли hija kuntenta wasla tiegħu. Александр Андреевич aċċettati tiftakar-passat. Hija tgħid relazzjoni tagħhom kien по-детски. Александр Чацкий tistaqsi jekk hi ma imħabba li xi ħadd ieħor, minħabba li huwa konfuż. Madankollu, Sophia jgħid li konfuż bid-fehmiet u l-kwistjonijiet Александр.
Чацкий fil-konverżazzjoni ma ‘Фамусов восхищается бинту. Hu jgħid ли qatt qatt milħuqa tifla bħal dan. ФАМУСОВ jibża ‘li Александр трид iħajru София. Вара Чатский барра, джидхирлу двар мин миж-жевг ирджиэль ча л-калба та ‘бинту.
It-tieni azzjoni
Aħna preżenti inti retelling ta ‘2 azzjonijiet («Горе минн ум»). Fid-dehra 2 ta ‘Александр Чацкий tkellem lill Famusov u staqsiet dak li jkun reazzjoni tiegħu jekk iħajru bintu. FAMUSOV qal li jkun tajjeb ewwel jservu lill-istat sabiex jiksbu l-grad ogħla. Имбагхад Александр кал, «обслуживать отвратительного олененка Ферхана». ФАМУСОВ twieġeb li Chatsky — bniedem kburi. Huwa jagħti eżempju Максим Петрович, ziju tiegħu.
История Максим Петрович
Aħna tkompli ssir parafrażi 2 azzjoni. «Woe minn Wit» — play li tirrappreżenta gallerija ta ‘morali korrotti. Вахда минн рассвет ин-нис — Максим. Dan il-bniedem innotifikat fil-qorti u kien ħafna sinjuri. U kollha minħabba l-fatt li huwa kien kapaċi għal «выслужиться». Matul l-akkoljenza fil-II Максим Екатерина hu споткнулась u waqa. Кэтрин рассмеялась. Jaraw li kien ikkawżat daħka tagħha, Maxim iddeċieda darbtejn biex jirrepetu l-waqgħa, li tagħti pjaċir li l-Empress. Abilità li nagħlaq dan l-inċident għall-benefiċċju ta lilu nnifsu lagħbu fis-idejn tiegħu — hu kien miżmuma stima għolja. FAMUSOV jemmen li l-abbiltà li «iserv» hija Importanti ħafna sabiex tinkiseb pożizzjoni għolja.
Александр Чацкий тал-продотт, «Горе минн ум», пересказ тал-капитоли та ‘ли аħна джиффурмау, тагти монолог тиегху, ли jqabbel żewġ sekli — «preżenti» u «passat». Eroj jaħseb li l-ġenerazzjoni Famusov mdorri biex jiġġudikaw persuna għall-flus u r-raġunijiet. Chatsky jitlob dan is-seklu seklu ta ‘»biża» u «ubbidjenza». Anki qabel l-Chatsky sovran se le clown. Hu ma tridx tkun «persuni» u «negozju».
Wasla Skalozub konverżazzjoni tiegħu mal Famusov
Fuq żjara Famusov sadanittant taqa Skalozub. Is-sid tad-dar huwa kuntent ħafna li jiltaqa ‘mal-kurunell. Huwa jwissi Александра Чацкого милли jesprimu l-ħsibijiet фристайл tagħhom fil-bniedem.
Разговор Скалозуб у Фамусов така ку Курунелл. Minħabba l-Puffer kien ta ‘vantaġġ kbir fis-servizz. Iżda f’daqqa waħda, ftit qabel ma jiksbu rank għoli, telaq mis-servizz u marru għall-raħal. Hawnhekk huwa beda biex taqra l-ktieb u jżommu l-ħajja mkejla. Бил-снир злой титкеллем гном дан Скалозуб. Huwa jemmen li tali mod ta ‘ħajja għal «soċjetà famusovskogo» mhix aċċettabbli.
Ис-сид тад-дар восхищается Пуффер минхабба л-фатт ли хува киен дига сар курунелл, изда мхукс твил. Toby ħolm tal-grad ta ‘ġenerali, li trid «ġġibu» u mhux qalgħu. FAMUSOV jitlob lilu jekk hu ma kellux intenzjoni li jiżżewġu.
Chatsky jidħol fis-konversazzjoni. ФАМУСОВ jikkundanna l-riluttanza biex iservu Александр и вольнодумство tiegħu. Чацкий jgħid imħallef лилу ма Фамусов. Сконд Александр, фил-кумпания тиегу ль-ебда муделли. ġenerazzjoni Famusovskogo jesprimi opinjonijiet skaduti u презирает либерта. Chatsky aljeni lid-dwana tagħhom. Hu ma intenzjoni li pruwa qabel din is-soċjetà. Чацкий возмутился мель-фатт ли кулл джибжа ‘док инволути фл-арти еврей фикс-кжензи минфлок гради продуццони. Fis-soċjetà famusovskom uniformi tkopri l-assenza tal-moħħ u мораль.
София, выдающая себя за
Sussegwentement, xena kurjużDeskritta Грибоедов, u aħna għamluha parafrażi. «Woe minn Wit» мельница-азджония продожается миджя та ‘София. Hija kienet jibża ‘ħafna li MOLCHALIN wara li jaqgħu mill żiemel tiegħu, ġġarraf. Хиджа Хасс Хазин. Filwaqt li l-maid ġġib tagħha għal sensi tiegħu, Александр jara fit-tieqa ta ‘Molchalin b’saħħithom. Huwa jirrealizza li Sophia fil напрасно għalih inkwetat. Проснулась Мета ху, иль-девушка тистакси карлик Молчалин. Александр тефа iwieġeb ли kollox huwa tajjeb miegħu. София takkuża indifferenza Chatsky. Hu finalment jifhem li rebaħ il-qalba ta ‘għeżież tiegħu.
МОЛЧАЛИН упрекает бинт Фамусов ли тесприми сентименти виск апертамент. Hija tgħid li l-opinjoni xi ħadd ieħor привет ма кура. МОЛЧАЛИН istess kodard, hekk jibża ‘слухи. Il maid parir lill-tfajla li flirt ma ordni Александром Чацким jiddevjax suspett minn lover.
MOLCHALIN waħdu mal-Лиза флиртует с ma ‘tagħha. Hija toffri rigali, jagħmel kumplimenti tagħha.
It-tielet azzjoni
Hawnhekk aħna ltqajna mit-tielet att. Kompożizzjoni у пересказа tagħha. «Горе Минн Остроумие» hija ta ‘erba’ pass, sabiex il-finali ma jkunx hemm sakemm. Чацкий jippruvaw biex issir taf min huwa għażiż София: Скалозуб еврей МОЛЧАЛИН. Привет tmur biex twieġeb. Александр jgħid ли huwa għadu tant iħobb tagħha. София jammetti li japprezza Molchalin għall pudur, disposizzjoni ġentili, tihost. Madankollu, hija għal darb’oħra jvita rikonoxximent dirett ‘l-imħabba tagħha għalih.
Мяч фил Фамусов
Мяч, jgħaddi l-lejla фил Фамусов ткомпли пересказ qosor. «Горе, мин ум» — пьеса li fiha l-episodju huwa xena prinċipali. L-impjegati qed jippreparaw għall-wasla ta ‘mistednin. Хоун Хума Гейджин. Fost dawk preżenti — Князь Тугоуховский ma’martu u sitt ibniet, nanna u внучка Хрюмины, игрок ZAGORETSKY kaptan biex iservu, kif ukoll zija tiegħu Софья Хлестова. Дан huwa l-poplu знаменитых Моска.
МОЛЧАЛИН ifaħħar lixxa Hlestova pil tal-klieb li jaqilgħu favur tagħha. Дэн Джиммарка Чацкий ли смеется над покладистостью tiegħu. Sophia jaħseb ta ‘rabja u kburija ta’ Александр. Fil-konverżazzjoni mas-Sur N tfajla każwali espress li Александр Чацкий «barra mill-memorja tiegħu».
Il-Rumor ta ‘dimenzja Chatsky konversazzjoni mal-Franċiż
Fost il-mistednin jinfirxu l-aħbarijiet ta ‘dimenzja tiegħu. Kollha tiċkien minn Chatsky meta jidher. Александр jgħid ли горе jkunux jistgħu jlaħħqu ruħ tiegħu, huwa kien skomda fil-kongregazzjoni. Чацкий был недоволен Моськой. Laqgħa mal-Franċiżi irrabjat lilu fil-kamra li jmiss. Ġbir fir-Russja, dan il-bniedem kien jibża ‘li tkun fil-pajjiż ta’ варвары, sabiex ma jridu jmorru. Imma hu kien milqugħ bil-qalb, ma tara l-poplu Russu, u lanqas sema diskors Russa. Дехер ли лилу ли ху киен ид-дар. Александр jiddenunzja l-moda għal kulħadd barrani lejn ir-Russja. Hu ma bħall-fatt li l jimitaw Franċiż u pruwa għal Franza. Filwaqt Александр, чтобы l-diskors, il-mistednin gradwalment mxerrda mingħandu. Рассвет еврей марру għall-mejda karta, еврей jitħarrek фил-вальс.
Dan huwa l-xena fil-Famusov ballun (пересказ qosor tagħha). Мельница «Woe minn Wit» — azzjonijiet tagħtina Stampa Diqa ta Manjieri famusovskogo soċjetà. Chatsky sempliċiment ddestinat għall solitudni fost awn in-nies.
Ir-raba ‘azzjoni (parafrażi)
«Woe minn Wit» qiegħed dejjem toqrob għall-finali. Ballun jispiċċa, kollha li jħallu djarhom. Александр торопит лакея Галл-Джарра Актара Мохдию. L-tamiet u l-ħolm Chatsky kompletament meqruda. Эрой размышляет о сумасшедшем għaliex kien meħud għal. Forsi xi ħadd beda Rumor dwar dan. Huwa jixtieq biex issir taf jekk dan huwa magħruf ли София. Alexander ma tkunx taf liema hi qal dwar dimenzja tiegħu.
Molchalin konverżazzjoni ma Lisa
ЧАТСКИЙ мета София ġlud wara l-kolonna. Hu jisma l-konversazzjoni Молчалин Лиза. Jirriżulta ли дин иль-персуна mhux себе jiżżewġu София. Barra minn hekk, huwa ma kellux xi сентименти għall-tfajla. Горничная Huwa ħafna красивее Лизы. MOLCHALIN jogħġbok Sophia minħabba li hija l-bint Famusov, u sservi lilu. Дэн иль-конвержазджони подслушивает Софию. MOLCHALIN jitlob maħfra tagħha fuq irkopptejn tiegħu. Madankollu, hija толкает lilu bogħod u jgħidlekx lilu li tħalli l-binja, inkella l-missier jaf kollha dwar dan.
Александр Жидер Чацкий. Huwa takkuża Sophia li kien ingannata sensei tagħhom għall Molchalin. Hija tgħid li hija ma setgħetx anki ħolma li dan il-bniedem негодяй.
Il-feġġ Famusov
Avvent Famusov flimkien ma ‘folla ta’ impjegati tkompli пересказ qosor. «Горе Минн Вит» мельница-azzjonijiet aħna jiddeskrivu fil-qosor għaliex jgħidu dwar dak l-episodju biss ftit kliem.