Могила глинки: Яндекс Карты — подробная карта мира

Извлеченный из могилы. Тайны Берлина

Извлеченный из могилы

В конце мая 1857 года по одной из берлинских улиц в сторону северо-запада, в направлении Гамбурга двигались несколько запряженных карет с траурными лентами. Лошади, понуро опустив головы, неспешно цокали копытами по мощенной булыжником мостовой. Собиравшиеся на улицах любопытные глазели на странную процессию и спрашивали, почему все окна закрыты, почему не видно толпы родственников, где венки, кого же хоронят, но вразумительного ответа не получали. Мало кто знал, что в одной из карет, затянутой черным крепом, находился гроб с останками великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Вся процедура по эксгумации останков проходила на юге города, на одном из берлинских кладбищ в присутствии русских священников. Деревянный гроб выкопали из могилы, отслужили, как полагалось, молебен и погрузили на траурный катафалк. Решение родственников композитора о перезахоронении озадачило берлинских чиновников — отправить останки русского музыканта в Россию? Какая в этом нужда? Зачем такие расходы? Чем недовольны его близкие? Никто в смерти господина Глинки не виноват, врачи были бессильны что-либо предпринять против его болезни, и когда он скончался, похоронили его по всем законам лютеранской церкви, чего больше? Эти доводы не убеждали.

Напротив, православные не могли согласиться с тем, чтобы прах дорогого им человека оставался в немецкой земле. И по настоянию младшей сестры композитора Людмилы Ивановны, в замужестве Шестаковой, издательницы произведений своего старшего брата, других членов семьи решение было непреклонным: хотим, чтобы Михаил Иванович покоился в русской земле, чтобы был среди русских людей, чтобы на родине можно было оказать ему подобающие почести. Через пару дней траурная процессия прибыла в Гамбург, там гроб погрузили на пароход. И началось морское путешествие, которое вскоре завершилось в молодой столице Российской империи, в городе Санкт-Петербурге, на реке Неве, у новой пристани. Так гроб с прахом Михаила Ивановича Глинки, совершив длительную заграничную поездку, прибыл на родину в канун лета 1857 года для окончательного упокоения на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры…

М.И. Глинка

Улица его имени, Глинкаштрассе, расположенная в самом центре Берлина, по сути, рядом с российским посольством, по столичным меркам, небольшая, всего около километра. Она тянется от Унтер-ден-Линден в западную часть города. На одном из домов установлена памятная доска с барельефом русского композитора. Почему-то на доске нет каких-либо объяснений, по какой причине произошло переименование старинной Канонирштрассе, что в переводе означает Пушкарская или Артиллерийская, в улицу имени русского композитора. Ведь справедливости ради следует сказать, что к Михаилу Ивановичу Канонирштрассе не имела прямого отношения. Просто он жил где-то поблизости. И на этом основании в 1951 году волевым решением правительства тогдашней ГДР Канонирштрассе была переименована. Как говорили в то время — в целях укрепления уз дружбы и культурного сотрудничества с Советским Союзом. То есть был совершен чисто политический акт. А вот соседняя с Глинкаштрассе — улица Францёзишештрассе, еще меньших размеров, знаменитая своим храмом, построенным в честь бежавших из Франции в Берлин гугенотов, спасавшихся от ужасов парижской Варфоломеевской ночи, имеет к Глинке самое непосредственное отношение.

Композитор снимал квартиру в одном из домов на этой улице, в котором жил до конца своих дней. Тот прежний дом не сохранился — он был разрушен во время бомбежек в годы Второй мировой войны. На новом же доме, построенном, как предполагается, на месте прежнего, с милостивого разрешения хозяина установлена стальная мемориальная доска, открытая 18 февраля 2000 года. На ней под портретом композитора помещены нотный стан и строка из романса Глинки «Жаворонок»: «Кто-то вспомнит про меня и вздохнет украдкой…».

Глинкаштрассе, бывшая Канонирштрассе

Впервые в Берлин Михаил Иванович прибыл в 1833 году. Ему было двадцать девять лет, у себя на родине он считался уже известным сочинителем музыки, в основном, романсов, сам играл на фортепьяно, на скрипке, на флейте, неплохо пел, к тому же владел несколькими иностранными языками, в том числе и немецким, короче, был одним из образованнейших людей своего времени. В этом сказывались и тяга к знаниям и полученный им солидный образовательный багаж сначала в Царскосельском лицее, затем в Благородном пансионе. Попал он в привилегированную дворянскую среду не случайно. Его отец, отставной капитан Иван Николаевич Глинка владел имением Новоспасское в Смоленской губернии, где 1 июня 1804 родился Михаил — будущий выдающийся русский композитор. Ребенок рано проявил многие способности, например, в рисовании, он много читал, хорошо пел. К музыке его приобщил дядя, который владел оркестром крепостных музыкантов. И молодой Глинка играл в этом оркестре на скрипке и флейте. Тяга к музыке, к знаниям и определила будущность Глинки — его решено было отправить в Санкт-Петербург на учебу. С 1812 по 1822 годы Глинка учился в Благородном пансионе для детей дворян, где познакомился с Пушкиным, Кюхельбекером, Дельвигом. В это же время Глинка берет уроки музыки, в частности, у иностранных преподавателей фортепьянной игры. Музыкальное дарование Глинки созревало, с одной стороны, под воздействием художественной среды театрального Петербурга, с другой — под влиянием народных исполнителей русских песен. Конечно, он посещал театр, знакомился с операми Моцарта, Керубини, Россини, а сочинять музыку стал незадолго до окончания пансиона.

В конце 20-х годов Глинка продолжал поддерживать контакты с Пушкиным, Грибоедовым, Одоевским, Жуковским, Мицкевичем, Дельвигом, в музыкальном кружке которого часто пел сам. В 1824 году он поступил на службу в канцелярию Совета путей сообщения. Но, увы, монотонная работа его не устраивает, и в 1828 году Глинка, несмотря на достаточно успешное продвижение по карьерной лестнице, уходит со службы и полностью посвящает себя музыке. В начале 30-х годов Глинка уже известный композитор, его музыкальные произведения находят признание в России и за рубежом, он автор цикла популярных романсов на стихи Пушкина, Кукольника, Жуковского — «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье», «Сомнение», «Ночной смотр», «Вальс-фантазия» в первой редакции для фортепьяно. Но это все звучит дома, ему аплодируют российские ценители музыки, а ему хочется посмотреть Европу, послушать зарубежных исполнителей вживую, и в 1830 году он почти на четыре года отправляется за рубеж, посещает Италию, Австрию и Германию.
Знакомится там с Берлиозом, Мендельсоном, Беллини, Доницетти, увлекается итальянской романтической оперой, на практике изучает искусство bel canto. Именно в Италии у Глинки с подачи Жуковского просыпается интерес к русской национальной опере, он выбирает героический сюжет из истории войны с поляками, так появился замысел «Ивана Сусанина». Зимой 1833 года Глинка прибыл в Берлин, где состоялось его знакомство с немецкой музыкой, с немецкими исполнителями. Там же в Берлине его представили крупному музыкальному теоретику Зигфриду Вильгельму Дену, заведующему музыкальным отделом Королевской библиотеки, который впоследствии стал его учителем и другом. Глинка писал о нем: «Он привел в порядок мои теоретические сведения и собственноручно написал мне науку гармонии или генерал-бас, науку мелодии… Нет сомнения, что Дену обязан я более всех других maestro». Михаил Иванович пробыл в Берлине более полугода и собирался задержаться подольше, но в 1834-м был вынужден вернуться домой в связи со смертью отца.
В 1836 году Глинка приступил к созданию оперы «Жизнь за царя». Ее первое представление состоялось на сцене Большого театра в Санкт-Петербурге 9 декабря 1836 года, на нем присутствовал сам император Николай I, который в знак своего чрезвычайного одобрения пожаловал композитору бриллиантовый перстень. Это была первая русская классическая опера патриотического склада, хотя первоначальное ее название было «Иван Сусанин». Многие из царедворцев оперу не признали. Называли ее мужицкой, грубой. И все же возобладало другое мнение. Кстати, само название «Жизнь за царя» придумал поэт Нестор Кукольник. Между прочим, существовало и третье название — «Смерть за царя». Либретто к опере написал обрусевший немец, барон Розен, причем сделал его в сусальном ура-монархическом духе. Когда в советское время возникла идея поставить на сцене оперу Глинки «Иван Сусанин», то возникли проблемы с текстом, славящим царя-батюшку. Допустить прежнее название и сами тексты советские цензоры не могли. Требовалась переделка либретто, его надо было переписать, переиначить.
Эту работу поручили поэту Сергею Городецкому. Он сделал все, как ему указали, но обновленный советской цензурой текст продержался лишь до начала девяностых годов. Сегодня же мы имеем текст оперы первоначальный, то есть сочиненный немцем бароном Розеном. Сам Глинка обозначил жанр своей оперы как «отечественная героико-трагическая опера». Это была первая русская опера без разговорных диалогов, в которой также впервые появился русский персонаж низкого звания, крестьянин Сусанин, который поступил как героическая личность. Но, несмотря на успех оперы, на приглашения в высшие салоны Петербурга, середина 1830-х годов была нелегким периодом в жизни Глинки, он начал бракоразводный процесс с женой, Марией Петровной Ивановой, женщиной красивой, но далекой от музыкальных исканий своего мужа. Не заладилось у него и в придворной певческой капелле Петербурга, куда его в качестве капельмейстера определили на работу. Капелла всецело зависела от воли монарха, от навязываемого им репертуара. И Глинка отправляется в поездку по стране, ищет хорошие голоса.
Такая чрезмерно насыщенная деятельность, неприятности в семье, проблемы с капеллой не могли не сказаться на его здоровье, на творчестве. Тем не менее композиторскую деятельность он не забрасывает и в 1842 году приступает к работе над второй оперой — «Руслан и Людмила», еще одной высшей ступенью своего оперного творчества. Это сказочно-эпическое произведение послужило появлению исторического направления в русском оперном искусстве. Сам Глинка называл «Руслана и Людмилу» «большой волшебной оперой». Она создавалась по одноименной юношеской поэме Пушкина. Поэтому Глинка собирался сделать Пушкина еще и либреттистом. Однако дуэль поэта, его преждевременная смерть помешали исполнению этой задумки. Либретто создавалось коллективно, но его основную часть написал В. Широкий, он сумел сохранить некоторые строки из Пушкина. Опера отличается от поэмы своим тоном: у Пушкина она написана в игривом плане, у Широкого — это настоящий былинный рассказ, серьезное повествование, в котором есть и юмористические моменты.
Но, к сожалению, новая опера Глинки не произвела на современников большого впечатления. На премьере императорская семья до конца не досидела и ушла, это был, по сути, провал. Откровенное неудовольствие царского дома стало сигналом и для критики, оперы не признали, автора не жаловали. Для Глинки это было сильнейшим эмоциональным потрясением, от которого он долго не мог оправиться. Затянувшийся бракоразводный процесс, несложившиеся отношения с дочерью любимицы Пушкина Анны Петровны Керн Екатериной оставили в его душе тяжелый осадок. Чтобы снять напряжение, развеяться, композитор уезжает из России и с 1844-го по 1848 год живет во Франции и Испании. Эта поездка утвердила европейскую популярность русского гения. Большим почитателем его таланта становится Берлиоз, исполнивший весной 1845 года произведения Глинки на своем концерте. С успехом прошел авторский концерт Глинки в Париже. Там же в 1848 году он написал симфоническую фантазию «Камаринская» с русскими народными темами. Эта жизнерадостная, полная юмора музыкальная фантазия отражала красоту русских народных праздников и обычаев. В Испании Михаил Иванович изучал культуру, нравы, язык испанского народа, записывал испанские фольклорные мелодии, наблюдал народные празднества и традиции. Весной 1856 года он приехал в любимый им Берлин. Этой поездке предшествовали скандал у него на родине, полный разрыв с музыкальным начальством, неприятие его оперы «Руслан и Людмила», с партитурой которой обращались небрежно и в конце концов потеряли. И вот только в наше время, пару лет назад в архиве Государственной библиотеки в Берлине научный консультант Большого театра, специалист по творчеству Глинки Евгений Левашев сделал сенсационную находку. Среди множества фолиантов ему удалось отыскать рукописную партитуру оперы «Руслан и Людмила», ту самую, которая считалась утерянной. Благодаря этой находке Большой театр в Москве в 2003 году смог поставить известную оперу без купюр на основе первозданной партитуры.

Все эти неприятности не могли не сказаться на душевном настроении Глинки. В 1856 году он покинул Россию в состоянии глубочайшей депрессии. И, конечно, не случайно, находясь на границе Петербургской губернии, с печалью в голосе он невольно произнес: «От русской музыки, как от русской зимы, отказываюсь!» И добавил трагически обреченное для себя: «Никогда более этой страны не хотелось бы видеть». Пророческие слова. Однако ему, человеку творческому и, следовательно, увлекающемуся, удалось преодолеть себя, упадок сил прошел, он восстановился и начал активно изучать старинную полифонию, углубился в работу над наследием Генделя и Баха. Три месяца прожил Глинка на Мариенштрассе, в доме номер 6, напротив которого располагался дом 28, где жил его друг Ден. Следует отметить, что эта улица — почти единственная в центре Берлина, которая не пострадала от войны и сохранилась до наших дней в первозданном виде. Глинка почти каждый день встречается со своим учителем и другом Деном. Они вместе посещают концерты, ходят в театры. Ден в восторге от оперного творчества Глинки, в частности, он всячески успокаивает своего друга, они вместе составляют творческие планы.

Накануне зимы 1857 года Глинка решил переменить квартиру. Ему хотелось создать себе условия жизни, более похожие на привычные ему петербургские. Да и финансовая сторона дела сыграла свою роль. Короче, с Мариенштрассе он переехал на Францёзишештрассе. И вот 21 января 1857 года, накануне Рождества, в Берлине произошло знаменательное событие — в Королевском дворце на реке Шпрее состоялся большой праздничный концерт. На нем с большим успехом был исполнен терцет (трио) из оперы «Жизнь за царя». Из всех русских композиторов Глинка оказался единственным, чьи произведения исполнялись на этом ежегодном празднике, который проходил под патронажем короля Пруссии. Конечно, Глинка был очень горд таким признанием. В своем последнем письме родным, которые получили его 15 января 1857 года, он сообщал: «…9 января исполнили в Королевском дворце известное трио из «Жизни за царя»… Оркестром управлял Мейербер, и надо сознаться, что он отличнейший капельмейстер во всех отношениях. Я также был приглашен во дворец… Если не ошибаюсь, полагаю, что я первый русский, достигший подобной чести… У меня сильная простуда или грипп, а время мерзкое, просто ничего не видать от тумана и снега…» Глинка как будто предчувствовал свою довольно скорую смерть. Его сестра позднее писала: «Он так боялся смерти, что до смешного ограждал себя от всяких малостей…» Затем от Глинки долго не было известий.

По предположениям одних, тот праздничный концерт усугубил состояние здоровья Глинки. Разгоряченный и возбужденный, он вышел на улицу и не заметил, как простуда довершила свое злое дело. Другие близкие ему люди считали, что главная болезнь Глинки заключалась не в простуде, а в печени, у него за последнее время изменился цвет лица, оно стало отдавать желтизной. И он часто оставался в постели, чувствовал себя неважно. Отсутствие домашнего ухода, неустроенный быт — все это сказывалось на его состоянии. Простуда только ускорила течение болезни. И в ночь на 15 февраля он скончался. Сообщение о том, что русский композитор умер в съемной берлинской квартире, поступило в Петербург только спустя десять дней. Тело его по распоряжению местных властей было решено похоронить в Берлине, на южной окраине города. Это кладбище не сохранилось до наших дней. И только через три месяца после его кончины, в мае 1857 года, была произведена эксгумация и останки Глинки отправили для перезахоронения в Санкт-Петербург.

На кладбище в Тегеле, это улица Виттештрассе (Wittestrasse), 37, есть каменная стела, посвященная М.И. Глинке. Многие посетители полагают, что именно здесь была его могила. Это не так. Стелу в честь русского композитора возвели в 1947 году по распоряжению советской военной администрации. А вот само кладбище считается русским. И небезосновательно. Оно было основано русской православной общиной в Берлине еще 1894 году, сюда специально завезли четыре тысячи тонн русской земли. В этой православной земле покоятся останки многих известных русских воинов, участников Первой мировой войны, в частности, военного министра В.А. Сухомлинова. В этой земле прах представителя древнего рода князя Ф. С. Голицына, отца известного советского кинорежиссера Сергея Эйзенштейна — М.О. Эйзенштейна.

Есть в Берлине еще одно место, в котором представлены многие экспонаты, напрямую связанные с жизнью и творчеством великого русского композитора в столице Германии, с его музыкальной деятельностью, это Салон его памяти в Доме Российской науки и культуры на Фридрихсштрассе. Салон был открыт в 2004 году по случаю 200-летия со дня рождения Михаила Ивановича Глинки.

«Русские могилы»

«Русские могилы» В ходе следствия немцы выяснили один очень интересный факт — в массовых катынских могилах лежали не только немцы. Из рапорта Фосса, группа ГФП 570, 26 апреля 1943 г. «Следует упомянуть, что весь лес годами служил местом казни исполнительного органа

МОГИЛЫ НА НОВОЙ ЗЕМЛЕ

МОГИЛЫ НА НОВОЙ ЗЕМЛЕ Перенесемся теперь на другую зимовку, далеко от Уналашки. У восточного устья пролива Маточкин Шар, что делит Новую Землю, стоят две заиндевелые избы. Одна из них находится в бухте Тюленьей, другая — на мысу Дровяном.Пол первой избы покрыт еще свежими

У могилы льва

У могилы льва Здесь можно было бы поставить точку и обратиться к анализу последствий гибельного выбора. Но мы продолжим.В одном из своих эссе один из самых оригинальных современных синтетиков (не путать с аналитиками!), писатель Кирилл Еськов, разбирая ход немыслимого по

ЗАКЛЯТИЕ ВЕЛИКОЙ МОГИЛЫ

ЗАКЛЯТИЕ ВЕЛИКОЙ МОГИЛЫ …Это было 21 июня 1941 года — накануне той роковой даты, которая не требует дополнительных пояснений. В Самарканде, который тогда еще не стал глубоким тылом Великой Отечественной войны, работала необычная экспедиция. Ее возглавлял заместитель

Загадка далекой могилы

Загадка далекой могилы Эта история началась вдали от нашей Родины, в горах Лигурии, под синим небом солнечной Италии. Здесь, как и в других странах Европы, в годы второй мировой войны за освобождение Италии от фашизма бок о бок с ее гражданами сражались тысячи наших

Восставший из могилы

Восставший из могилы Сначала монахи жили в Троицко-Дерманском монастыре, куда их отправил гостеприимный Константин. Но Отрепьев вскоре исчез из монастыря. Как напишет впоследствии в своей челобитной Варлаам, Григорий не просто ушел — «он скинул с себя монашеское платье

Тайна могилы декабристов

Тайна могилы декабристов В истории декабристов, к сожалению, загадок больше, чем отгадок. Советская власть, поощрявшая исследование этой темы, ставила целью не столько понять, что же на самом деле представляли собой декабристы, сколько провозгласить то, что они разбудили

ПУСТЫЕ МОГИЛЫ

ПУСТЫЕ МОГИЛЫ Некоторые исследователи считают, что могилы династии Романовых в Петропавловской крепости на самом деле пусты. Этой точки зрения придерживается, например, известный историк князь Дмитрий Шаховской. Он утверждает, что большевики просто выкинули кости

ТАЙНА ФАЛЬШИВОЙ МОГИЛЫ

ТАЙНА ФАЛЬШИВОЙ МОГИЛЫ В 1934 году археолог и искусствовед А. Д. Варганов, производя раскопки в подклете Покровского собора в Суздале, вскрыл детскую гробницу, находившуюся между гробницами некой старицы Александры (умерла в 1525 году) и старицы Софьи (умерла в 1542 году).

В поисках могилы Чингисхана

В поисках могилы Чингисхана Тэмуджин, которого мы знаем как Чингисхана, родился в год Свиньи, 15 февраля 1155 года на берегу реки Онон, в урочище Делюн-Болдох. Всю свою жизнь, с 3 до 72 лет, Чингисхан провел на коне и умер в походе (в 1227 г., тоже в год Свиньи). Последней волей

Могилы предков

Могилы предков Важным элементом культа предков была забота об их могилах. Каждый клан и каждая отпочковавшаяся от клана его боковая ветвь, закладывавшая начало новому самостоятельному клану, считали своим долгом иметь собственные могильные земли, в которых покоились бы

Деятельность П.

 Могилы в 40-е годы

Деятельность П. Могилы в 40-е годы В тяжелые годы реакции Петр Могила не оставлял своих усилий по укреплению православия в Украине. Основные его действия были направлены на преодоление разногласий в подвластной ему церкви, установлению единых канонов и улучшению

«Музыкальная скрижаль» | МЕДИАПОРТАЛ

Все, что связано с именем великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки, достойно самого пристального внимания, в том числе и мемориальная тематика.

Композитор умер в 1857 г. в «чужих краях» и был похоронен на Берлинском кладбище. Хоронил Глинку Зигфрид Ден – профессор Королевской Академии Искусств, учитель композитора. Сестра Глинки – Людмила Ивановна Шестакова заплатила Дену немалые деньги, чтобы похороны состоялись пристойным образом. Ден же выбрал на кладбище место для бедных и плохонький гроб, в котором и опустили Глинку в могилу. Похороны были малочисленны, но из числа музыкальной публики следовало бы отметить композиторов Дж. Мейербера, В.Н.Кашперова, скрипача Грюнвальда, дирижера Беера.

 По желанию Шестаковой на могиле композитора Ден установил скромный памятник из силезского камня с надписью по немецки: «Михаил Глинка, императорский придворный капельмейстер, родился 20 мая 1801 г. в селе Ново-Спасском Смоленской губ., сконч. 15 (3) февраля 1857 г. в Берлине». (Илл. 1)

Вскоре после кончины композитора в петербургской, придворной Конюшенной церкви, где в 1837 г. отпевали А.С.Пушкина, состоялась торжественная панихида по Глинке. Примечательно, что на ней произошел небольшой скандал, показывающий нравы музыкально-художественного мира того времени. Службу совершал близкий друг Глинки настоятель посольской церкви в Берлине протоиерей Василий Полисадов. Перед самой проповедью, находившейся в храме директор певческой капеллы Ф.А.Львов – не доброжелатель Глинки,  заявил, что для проповеди требуется разрешение цензора, т.е. его самого – Львова. А поскольку он забыл дома очки, то и цензуровать проповедь не может. Воспользовавшись замешательством, настоятель храма пригласил о. Василия на клирос для произнесения слова. В проповеди Полисадов отметив великий вклад Глинки в мировую музыкальную культуру, призвал музыкальную общественность содействовать сестре композитора в переносе тела брата в Петербург и установке на его могиле подобающего памятника[1].

Весной 1857 г. Шестакова озаботилась переносом тела брата в С.-Петербург. Этим делом по ее поручению занимался Василий Павлович Энгельгардт, астроном, музыкант-любитель, один из близких друзей Глинки. Из Штецина тело композитора в сопровождении псаломщика русской посольской церкви в Берлине М.В.Тихонравова на пароходе «Владимир» было доставлено в С.-Петербург. 24 мая того же года Глинка был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Сооружением надгробия по поручению Шестаковой занимался видный музыкальный критик и общественный деятель Владимир Васильевич Стасов. Общий эскиз памятника разработал архитектор И.И.Горностаев. Медальон с портретным барельефом композитора, предназначенный для памятника, исполнил скульптор Н.А.Лаверецкий под руководством своего учителя – С.С.Пименова, хорошо знавшего Глинку. Памятник был установлен в 1858 г.

Профильное изображение передает прижизненный портрет композитора, выполненный с теневого силуэта Глинки, работы Софьи Николаевны Дютур.  По поводу этого портрета находим интересные сведения в воспоминаниях В.В.Стасова. «Он мне был подарен Софьей Николаевной Дютур, урожденной Серовой, родной сестрой  композитора Александра Николаевича Серова», — пишет Стасов. «В начале 1840-х годов Глинка нередко  встречался в семействе Табаровских, с Александром Николаевичем и Софьей Николаевной Серовыми, которые были тогда одними из самых горячих поклонников Глинки, еще до представления на театре его «Руслана и Людмилы». В то время была в Петербурге мода на силуэты, и молодая Серова уговорила однажды Глинку, необыкновенно живого и подвижного, посидеть несколько секунд, чтобы она могла снять его силуэт, а на силуэты она была великая мастерица. Силуэт удался превосходно, и потому мы имеем в медальоне надгробного памятника вернейшее и достовернейшее изображение Глинки, в профиль, в ту эпоху, когда он создавал «Руслана»[2].

Профильный портрет композитора, созданный на одном из музыкальных салонов, положил начало музыкальной тематике, зазвучавшей в надгробном памятнике. Во фризе надгробия Стасов поместил нотную цитату из заключительного хора «Жизни за Царя»: «Славься». По признанию самого критика: «Это было совершенное нововведение. До тех пор, не только нигде у нас, но, кажется нигде в Европе, не писали нот на надгробных памятниках великих музыкантов»[3]. Вновь возникла скандальная ситуация, теперь уже с наместником лавры архимандритом Серапионом. Наместник запретил установку памятника на могиле Глинки, мотивируя тем, что на православном кладбище неприлично устанавливать надгробия с нотными знаками. Стасов пытался объяснить архимандриту, что нотной цитатой славится Русь православная, наконец, что сам памятник являет собой патриотическое настроение музыкальной общественности. Однако никакие доводы успеха не принесли, пришлось критику обратиться к петербургскому митрополиту, которой не рискнул пойти против прославления «православного Государства», хотя бы и на надгробном памятнике[4].

Громким аккордом в музыкальной теме памятника прозвучала ограда, названная Стасовым «Скрижалью». Она была создана в 1888 г. по желанию Л.И.Шестаковой. (Илл.6-10) Программу к проекту составил В.В.Стасов. Эскиз разработал близкий друг критика – архитектор И.П.Ропет (Петров). С именем этого архитектора связано внедрение в отечественную архитектуру и декоративно-прикладное искусство древне-славянских и древне-русских мотивов. Ограду из кованого железа изготовил мастер К.И.Винклер.   

Фасадная часть ограды состояла из сплетающейся узорчатой славянской вязи с начертанием главнейших произведений Глинки. Слева от входа к памятнику: «1836. Жизнь за Царя», «1840. Князь Холмский», «1842. Руслан и Людмила»; справа: «1845. Арагонская Хота», «1848. Камаринская», 1851. «Ночь в Мадриде».

В центральной части ограды был устроен вход к памятнику в виде скрижали, состоящей из двух открывающихся створок. Обычно скрижаль, или «скрижаль завета», на которой начертаны римскими цифрами заповеди Господни, данные Моисею, помещают в православных храмах на фризе иконостаса. На «музыкальной скрижали» Стасов поместил две заповеди: «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила». По его мнению: «Две великие оперы Глинки суть истинные «скрижали» для всех русских музыкантов».

В своем «осмыслении» православного иконостаса Стасов пошел еще дальше. Над входом, как над царскими вратами, он разместил сияние в виде круга. В его центре (в иконостасе – Всевидящее Око с надписью «Бог») появляется надпись «Глинка». От надписи, по аналогии с Божественными лучами, расходятся семь нотных линеек с музыкальными темами: «Славься, славься Святая Русь», из языческого хора в «Руслане» — «Лель таинственный упоительный», женского хора в «Жизни за Царя» — «Разгулялася, разливалася вода вешняя», речитатива баяна в «Руслане» — «Оденется с зарею, роскошною красою», панихиды Людмилы – «Не проснется птичка утром», речитатива запевалы в первом хоре «Жизни за Царя» — «Во бурю во грозу», начала арии Руслана – «Времен от вечной темноты»[5].  

Несмотря на явные «художественные вольности», монастырское начальство на этот раз не нашло в ограде ничего предосудительного и позволило установить ее на могиле композитора. Тем самым, в лавре появился памятник в прямом смысле дышащей музыкой.

Судьба ограды печальна, уцелев от строгих взглядов монахов, она была демонтирована при советской власти в 1930-е годы. Очевидно, ее посчитали слишком «церковной».

К счастью сохранился акварельный эскиз ограды, работы И.П.Ропета, по которому, в перспективе представляется возможным воссоздать весь комплекс «Музыкальной скрижали»[6].

В статье впервые публикуются негативы из фотоархива музея.


[1] Воспоминания Н.А.Бороздина. //  Стасов В.В. Михаил Иванович Глинка. Новые материалы. //Русская Старина. 1889, февраль. С.397

[2] Стасов В.В. Михаил Иванович Глинка. Новые материалы для его биографии. //Русская Старина. 1889, февраль. С. 398

[3] Там же. С. 399

[4] Стасов В.В. Воспоминания. Биографии музыкантов и история их произведений. //Собр. соч. Т. 3. СПб., 1894. С. 827

[5] Стасов В.В. Михаил Иванович Глинка. Новые материалы для его биографии. //Русская Старина. 1889, февраль. С. 399-400

[6] ОР РНБ. Ф. 190, № 245

©Александр Алексеев
©ГМГС, 2020

М.И.Глинка. Вальс из оперы «Иван Сусанин»М.И.Глинка. Краковяк из оперы «Иван Сусанин»М.И.Глинка. Мазурка из оперы «Иван Сусанин»

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой:

Могила композитора Михаила Глинки, Тихвинское кладбище, Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург, Россия, Фотография, картинки и права управляемого изображения. Рис. X8N-2635534

agefotostock ®

место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>
Частное использование/презентация | 39,99 €
Информативный сайт | 69,99 €
Издательский. Книга внутри | 109,99 €
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | €139.99

Рассчитать стоимость другой лицензии

Доступно только для РЕДАКЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Купить сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения: X8N-2635534 Фотограф: Коллекция: возрастфотосток Пользовательская лицензия: Управление правами Дата съемки: 06. 01.2015 Наличие высокого разрешения: До XL 50 МБ А3 (3840 х 5760 пикселей — 32,5 х 48,8 см — 300 точек на дюйм)

Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.

Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.

×

Изображение композиции

Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.

Прекратить показ этого сообщения

Принимать

Пенсионеры среди волонтеров Дня памяти католических кладбищ в выходные дни

Работая в двухчасовую смену под зелеными палатками на кладбище Голгофы в Омахе, волонтеры Джин Весслинг и Рон Глинка помогали людям почтить память погибших в выходные дни Дня памяти.

Два пенсионера нашли могилы для посетителей кладбища, продали цветы и подарили семьям флаги США, предоставленные католическими кладбищами.

«Есть так много маленьких задач, которые так много значат», — сказал дьякон Билл Хилл, директор католических кладбищ. «И волонтеры такие любезные».

66-летний Глинка, прихожанин прихода св. Льва Великого в Омахе, уже три года работает волонтером на выходных в День памяти, а 78-летний Весслинг — два года. Оба сказали, что планируют вернуться в следующем году.

«Очень приятно помогать людям находить захоронения, которые они ищут», — сказал Весслинг, член прихода Марии-Нашей Королевы в Омахе. «Это просто приятное занятие. Мне понравилось».

Глинка, прослуживший в ВВС 22 года, сказал, что важно почтить память погибших, особенно военнослужащих, и особенно в День памяти.

Эти двое были среди примерно 30 добровольцев, которые работали посменно с 10 до 16 часов. 23-26 мая, выходные, посвященные Дню памяти, сказал Пэт Догерти, который организовал волонтеров и является директором по информационным технологиям на католических кладбищах архиепископии.

По словам Догерти, около половины добровольцев — пенсионеры.

«Это очень важно для нас», — сказал Доутери о работе волонтеров. «Они помогают многим людям».

Праздничные выходные — самое оживленное время года на кладбищах — привлекли около 8000 человек на пять католических кладбищ архиепископии в Омахе, в том числе на Гроба Господня, Воскресения, Святой Марии и Святой Марии Магдалины, — сказал Джерри Броз. Генеральный директор католических кладбищ.

Сотрудники помогали людям на всех пяти площадках. Но добровольцы, такие как Весслинг и Глинка, также внесли свой вклад в Голгофу, которая является крупнейшим из кладбищ, площадью 53 акра, с почти 28 000 могил из примерно 36 000 доступных мест для захоронения, сказал Дикон Хилл.

Найти могилу на Голгофе может быть непросто, потому что надгробные знаки плоские, на одном уровне с землей, чтобы сохранить парковую обстановку кладбища. Используя базу данных кладбища, чтобы связать имя с участком, волонтеры находят участок на карте, которую они дают посетителям. При необходимости волонтеры сопровождают людей к могилам.

Весслинг сказал, что он искал около 50 могил для посетителей в период с полудня до 14:00. смена в День Победы.

«Это был довольно постоянный поток», сказал он о толпе.

Для Веслинга и Глинки, членов Ордена Колумба, волонтерство на кладбище — это всего лишь один из способов служения своим приходам и общинам.

В течение последних пяти лет Глинка руководил рыцарскими блинными завтраками в своем приходе, которыми пользовались приют для бездомных в Омахе, Общество Святого Винсента де Поля, Школа Мадонны и другие организации.

Помощь на Голгофе и в других местах вознаграждается, сказал он. «Я получаю от этого больше, чем когда-либо вкладывал, это точно».

У Глинки и его жены Андреа двое детей и трое внуков. Он вышел на пенсию четыре года назад, после того как продал свой страховой бизнес.

«Мое здоровье не идеальное, но достаточно хорошее, чтобы помогать другим», — сказал он.

Весслинг сказал, что до выхода на пенсию четыре года назад он работал в нескольких местах, в том числе 25 лет в магазине электроники в Омахе.

Он сказал, что он и его жена, Мэри Энн, заняты семерыми детьми, 22 внуками и 10 правнуками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *