Мое отношение к творчеству блока: Мое отношение к Блоку сочинение🎈

Мое отношение к лирике блока. Основные мотивы лирики А.Блока

Лирика Александра Блока

В начале своего творческого пути Блок выступает как крупнейший поэт символизма, пытаясь создать не только «поэзию намеков», но и другую, философски осмысленную действительность. Поэта занимают вечная красота, загадка жизни, любовь и искусство.

Им проповедуется платоническая, неземная любовь, исполненная культа «Прекрасной Дамы», «Таинственной Девы», «Вечно юной», с внешне соблюдаемыми перипетиями любовного романа, с томлениями перед встречами, разлуками, изменами, отчаянием. Поэт – служитель искусства – тоже предстает в разных ликах, но в сущности объединяемых признаками вдохновенного безумца, жреца, монаха или рыцаря. Но нет подлинной страсти в этой поэзии. Вся страсть «Стихов о Прекрасной Даме» проявляется в том, что они от начала до конца являются отрицанием никчемности окружающей реальной жизни, которой поэт хочет противопоставить воображаемую гармонию:

Забудем дальний шум.

Явись ко мне без гнева,

Закатная Таинственная Дева,

И завтра, и вчера

Огнем соедини.

Дисгармонии мира поэт противопоставляет свое «заклятие» хаоса. В «Стихах о Прекрасной Даме» протест, неприятие, жажда гармонии переполняют душу поэта:

И тогда, поднявшись выше тлена,

Ты откроешь Лучезарный Лик.

И, свободный от земного плена,

Я пролью всю жизнь в последний крик.

В «Незнакомке» уже не противопоставление «земного плена» «Прекрасной Даме», а контрастное их соединение. Параллелизм дает особый поэтический эффект. «Земной плен» оборачивается кабаками, ресторанами. «Прекрасная Дама» приближена к земной жизни, в ней узнаются черты земной и неземной красоты. За ее вуалью поэт видит в ее глазах «берег очарованный и очарованную даль».

А. Блок разделил свою лирику на три книги (или три тома), и каждая из них, как настойчиво указывал поэт, знаменует определенный этап его жизненного и творческого пути.

Третий том стихов Блока – вершина его лирического творчества – весь, от первой строки до последней, овеян дыханием жизни, бушевавшей вокруг поэта.

Но чувство исторической современности выражено в стихах не прямолинейно, в форме лозунгов или сентенций, а в самой художественной образно-словесной ткани его поэзии, во всей совокупности тем и сюжетов, которые слагаются в «дневник» лирического героя. И на любой странице этого интимного дневника просвечивает богатый исторический подтекст, потому что герой не изолирован от мира, но всегда и во всем ощущает свои связи с ним, связи сложные и противоречивые, но очень тесные и неразрывные («И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь»). Не случайно Блок говорил о своей лирике: «Это все о России».

Из всего многообразия творческих тем зрелого Блока можно выделить несколько основных, главенствующих в его поэзии. Такова прежде всего тема «страшного мира», где человек, обреченный варварскими законами этого мира на одиночество и глухое отчаяние, невольно забывает обо всем великом и прекрасном – «о доблести, о подвигах, о славе».

Поглядите, вот бессильный,

Не умевший жизнь спасти,

И она, как дух могильный,

Тяжко дремлет взаперти.

Быть может, эта тема с наибольшей глубиной разработана в цикле «Пляски смерти». Здесь отчетливо проступает ее идейная трактовка – над «страшным миром» уже стоит знак исторической гибели.

Вторая тема – это тема нового человека. Идеалом поэта был духовно сильный «человек-артист», который знает цену и радость творческого труда, умеет «жадно жить и действовать». В этом отношении программное значение имеет поэма «Соловьиный сад» – одно из лучших, самых глубоких и художественно совершенных созданий Блока.

Всем своим содержанием – сюжетом, логикой образов поэма говорит о том, что бегство от жизни и труда – не более, чем иллюзия, что это всегда мнимое освобождение, ибо жизнь жестоко мстит за измену, мстит человеку непоправимой утратой его места в мире:

А с тропинки, протоптанной мною,

Там, где хижина прежде была,

Стал спускаться рабочий с киркою,

Погоняя чужого осла.

Идея поэмы сводится к тому, что если человек обладает сильной волей, то никакие сладостные «соловьиные песни» не способны заглушить в его душе и сознании всегда призывный рокот житейского моря.

«Соловьиный сад» – это гимн активной, творческой жизни и разоблачение красивой, упоительной, но призрачной и бесплодной мечты. Той мечты, в которую был погружен лирический герой «Стихов о Прекрасной Даме». Теперь «иной мир» поэта уже не имеет ничего общего с его юношескими «иными мирами», созданиями мистического воображения. Это уже романтический образ будущего лучшего мира, который может быть создан волей и творчеством освобожденного человека. Источником этой веры для поэта была его родина, Россия. Образ России в поэзии Блока не есть нечто неподвижное, данное раз и навсегда. Он складывался и обогащался постепенно. Сначала Россия Блока – это даже еще не Россия, а вневременная сказочная Русь – то умиротворенно-нестеровская, со скромными березками и елками, убегающими в овраг; то таинственно-врубелевская, «с заветными преданьями старины».

Другой аспект образа – Россия-цыганка, живое воплощение свободной и могучей стихии, окрыляющей душу восторгом.

В дальнейшем Блок приходит к пониманию России как исторической реальности данного времени. Точка поворота в истолковании этой темы – знаменитый цикл «На поле Куликовом». Главное здесь – чувство будущего . Отталкиваясь от гоголевской необгонимой тройки, Блок создает динамический образ Родины, устремленной вперед, «в даль веков».

О, Русь моя! Жена моя!

До боли нам ясен долгий путь!

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…

Россия Блока – утешение, и надежда, и вера. С нею «и невозможное возможно, дорога долгая легка». Эта строка громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии. Не случайно, конечно, мотив «долгого пути», лежащего перед Родиной, проходит через всю патриотическую лирику Блока.

Цикл «На поле Куликовом» (1908) – этапное произведение поэта. В третьем томе собрания своих стихотворений (1912) Блок сопроводил цикл весьма многозначительным примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Смысл этих строк глубже распространенных среди символистов неославянофильских упований на уготованную России исключительную роль в переиначении судеб мира. Существеннее для Блока опрокидывание исторической темы в современность («Опять над полем Куликовым…») и примечательное первое лицо множественного числа повествователя («…Пусть ночь. Домчимся, озарим кострами / Степную даль… / И вечный бой! Покой нам только снится…»). Одной из важнейших для Блока в эти годы была проблема единения интеллигенции и народа, и то, что его герой находит свое место в битве за спасение отечества среди русских ратников, говорит об авторской вере в возможность такого единства.

(По В.Н. Орлову)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество!

К. Чуковский

Литературное наследие Александра Блока обширно и многообразно.

Оно стало частью нашей культуры и жизни, помогающей понять истоки духовных исканий и озарений художника, понять прошлое. Блок является выдающимся поэтом “серебряного века”, его творчество неразрывно связано с историей России, с ее самыми трагическими моментами. Октябрьская революция, гражданская война, голод и разруха выпали на долю такого прекрасного поэта. Живя и творя на рубеже веков, он был, пожалуй, последним поэтом старой дооктябрьской России. Но вместе с тем его имя открывает первую страницу истории поэзии советского периода.

Первая книга стихотворений Александра Блока создана под впечатлением и влиянием идей Владимира Соловьева. В идеях философа его привлекают представления об идеале как о духовной сущности мира, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности. Этому идеальному образу света Блок дал имя Прекрасная Дама. Она носительница полноты жизни, жизненных сил, но она же и смерть, ибо путь к ней — в разрыве с земным. Блок называет “Стихи о Прекрасной Даме” закрытой книгой бытия.

Стихи второй книги переносят нас в эпоху первой русской революции. В поэзии Блока этой поры возникает иная тема, которую он определяет как “мистику повседневности”. Теперь стихи его населяют “пузыри земли”. Именно так озаглавлен новый цикл. Это природа с добродушными и бессловесными тварями. Названия стихов говорят сами за себя: “Болотные чертенятки”, “Болотный попик”, “Старушка и чертенята”. Образ болота выступает как обобщенный символ единства бытия со всеми его противоречиями:

Вот — сидим с тобой на мху

Посреди болот.

Третий — месяц наверху —

Искривил свой рот.

Я, как ты, дитя дубрав

Лик мой также стерт.

Тише вод и ниже трав —

Захудалый черт.

Образ большого города рождает разнообразие стихов, входящих в цикл “Город” с их высоким лиризмом и непроглядным ужасом жизни. Здесь происходит столкновение возвышенного и пошлого, расслоение на прошлое и будущее:

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?).

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

В призрачном свете стихов этого цикла читателю видятся мрачные улицы, дома, дворы, митинг на площади, и образ самого Блока предстает несущим в себе трагическое противоречие — низкое и высокое. Поэт описывает и страдания людей, задавленных работой и нищетой, ему не чужды их переживания и мечты:

Нет! Счастье — праздная забота,

Ведь молодость давно прошла.

Нам скоротает век работа,

Мне — молоток, тебе — игла.

Сиди да шей, гляди в окошко,

Людей повсюду гонит труд,

А те, кому трудней немножко,

Те песни длинные поют.

Лирика Блока почти интимна, он близок читателю своей манерой повествования. Большинство стихотворений написаны от первого лица, а это и подкупает. Начинаешь безгранично верить человеку, так беззаветно любящему и желающему помочь. Поэт не отделяет себя от окружающего, он или активный участник событий, или внимательный наблюдатель, ничего не упускающий, все видящий и переживающий несправедливость, которая царит в мире.

В соседнем доме окна желты.

По вечерам — по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,

А на стене — а на стене

Недвижный кто-то, черный кто-то

Людей считает в тишине.

Я слышу все с моей вершины:

Согнуть измученные спины

Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спину кули.

И в желтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

Постепенно Блок перерастает рамки символизма. Перед ним лежит огромный мир, который он хочет увидеть, понять и отобразить в своей поэзии. Так появляются стихи о России и ее истории. В них звучит гордость за страну, сумевшую подняться из небытия, отстоять свою независимость. Александр Блок чувствует себя поэтом этой огромной страны, он счастлив своей сопричастностью великой эпохе потрясений:

// вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль. ..

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь…

Покоя нет. Степная кобылица

Несется вскачь!

Не этой ли патриотичностью и пафосом близок нам сегодня Блок? Из своего “далека” он учит нас любить и ненавидеть, быть терпимыми и довольствоваться тем, что имеем. Стихи этого замечательного поэта пробуждают самые лучшие, самые сокровенные чувства. Не остается сердце равнодушно к его потрясающим стихам о природе, дружбе, любви и России.

Одной из главных особенностей творчества А. Блока является то, что оно завершает развитие многих важнейших тем и мотивов, возникших еще в XIX веке и связанных с осознанием роли и места человека в окружающем мире, в данной социальной среде. В лирике А. Блока они получают свое второе рождение, ставятся и формулируются заново – уже как темы и мотивы его творчества, хотя генетическая связь их с прошлым осознается поэтом достаточно отчетливо.

Уже современники заметили, как часто повторяются в лирике А. Блока несколько ключевых слов. Так, К.И. Чуковский писал, что излюбленные слова раннего А. Блока – «туманы» и «сны» . Для всего корпуса лирики А. Блока характерна устойчивая повторяемость важнейших образов, словесных формул и лирических ситуаций.

Благодаря сквозным мотивам поэзия А. Блока приобрела очень высокую степень единства. Сам поэт хотел, чтобы его читатели рассматривали его лирику как единое произведение – как трехтомный роман в стихах, названный им «трилогией вочеловечивания».

Основным мотивом, связующим разрозненные произведения и во многом определяющим композицию «Собрания стихотворений», является «идея пути», осмысление поэтом собственного развития, собственной эволюции. В то же время Блок воспринимает свой путь как путь современного человека и уже – как путь интеллигента нового столетия. В связи с этим для его «трилогии лирики» очень существенна ориентация на социальный роман XIX в. и прежде всего на «Евгения Онегина», по аналогии с которым он называет свою «трилогию» романом в стихах.

Внешняя композиция блоковского «романа в стихах» делится на три тома, каждый из которых обладает идейно-эстетическим единством и соответствует одному из этапов «вочеловечивания». Помимо внешней композиции трилогия А. Блока организована и более сложной внутренней композицией – системой мотивов, образными, лексическими и интонационными повторами, связывающими отдельные стихотворения и циклы в единое целое.

Центральный цикл первого тома блоковской лирической трилогии – «Стихи о Прекрасной Даме». Весь цикл пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед нею как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии А. Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она – небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед:

Прозрачные, неведомые тени

К тебе плывут, и с ними

Ты плывешь,

В объятия лазурных сновидений,

Невнятных нам, –

Себя Ты отдаешь. (1901)

Любовь воплощена в мотиве Встречи лирического героя и Дамы. История Встречи, долженствующей преобразить мир и героя, уничтожить власть времени («завтра и вчера огнем» соединить), создать царство божие на земле (где «небо вернулось к земле»), – таков лирический сюжет.

Признаки конца болезненно чуткий, утончённо нервный А. Блок видит и слышит везде вокруг себя. Но мотивы ранней разочарованности не мешают А. Блоку пламенно верить в счастье любви:

Теперь одной любви полны сердца,

Одной любви и неги сладкой…

В высокую дружбу: Когда устанем на пути,

И нас покроет смрад туманный

Ты отдохнуть ко мне приди,

А я – к тебе, мой друг желанный! (1898)

Особой напряженностью отмечен завершающий первый том цикл «Распутья» (1904). Светлая эмоциональная атмосфера влюбленного ожидания сменяется настроениями недовольства собой, самоиронии, мотивам «страхов», «смехов», тревог. «Распутья» предвосхищают важные перемены в судьбе лирического героя.

Эти перемены отчетливо видны во втором томе трилогии, соответствующем второму периоду творчества поэта. Мотивы ожидания встречи и высокого служения заменяются мотивами погружения в жизненные стихии.

Вторая часть трилогии охватывает творчество поэта 1904 – 1908 годов. В ней выделяются такие циклы, как «Город» (1904-1908), «Снежная маска» (1907) – здесь находят свое вершинное выражение мотивы дикой страсти, «Вольные мысли» (1907). Поэт обращается к реальности, видит противоречия и драматизм происходящего. В стихах появляются социальные мотивы («Фабрика» – 1903, «Сытые» – 1905), урбанистическая тема. В цикле «Город» А. Блок создает образ города, враждебного прекрасному, в нем царит пошлость, край небесный распорот, переулки гудят.

Художественный мир усложняется, меняется символика цвета: лазурь, золото, белый цвет уступают место грязно-красным и синим тонам.

А. Блок постоянно ощущает тревожную необходимость искать какие-то новые пути, новые высокие идеалы. И именно эта неуспокоенность, скептическое отношение к универсальному скепсису, напряженные поиски новых ценностей отличают его от внутренне самодовольного декадентства. В знаменитом стихотворении «Незнакомка» (1906) лирический герой взволнованно вглядывается в прекрасную посетительницу загородного ресторана, тщетно пытается узнать, кто перед ним: воплощение высокой красоты, образ «древних поверий», или Незнакомка – женщина из мира пьяниц «с глазами кроликов»? «Незнакомка»– стихотворение, показательное для второго периода творчества. Двухчастная композиция абсолютно соответствует романтическому двоемирию лирического героя. Части противопоставлены по принципу контраста. Контрастны содержание, ритмический строй, лексика, образные средства двух частей.

Мы видим не только сложности взаимоотношений героя и Души Мира, но видим и теплоту «розовеющего леса», мотивы грусти, разлуки – чувств самых земных.

Одно из принципиальных стихотворений второго тома – «О, весна без конца и без краю…» (1907). В нем развивается один из важнейших мотивов лирики А. Блока – «И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь».

В третьем томе «романа в стихах» синтезированы и переосмыслены важнейшие мотивы первых двух томов трилогии. Он открывается циклом «Страшный мир» (1910-1916). Ведущий мотив цикла – омертвение мира современной городской цивилизации. Полюс «страшного мира» вызывает в сознании лирического героя мысль о грядущем возмездии – эта мысль развивается в циклах «Возмездие» (1908 – 1913) и «Ямбы» (1907 – 1914). Логическое развитие пути лирического героя – обращение к новым ценностям – у А. Блока этой ценностью является народная жизнь, Родина. Возникает тема России – важнейшая тема в творчестве поэта, наиболее полно воплощенная в цикле «Родина» (1907 – 1916) – вершине «трилогии вочеловечивания».

В стихотворениях о России ведущая роль принадлежит мотивам исторических судеб страны: смысловое ядро патриотической лирики составляет цикл «На поле Куликовом» (1908). Важнейший мотив стихов о Родине – мотив пути. В финале лирической трилогии это общий для героя и его страны «крестный» путь. На третьем этапе своего творческого пути, А. Блок, страстно желающий перемен, казалось, обрел цель, вышел на верную дорогу – он стал «слушать музыку революции», с которой связал надежды на обновление России, надежды на появление нового человека. Но революция обманула ожидания А. Блока – «обманула та мечта, как всякая мечта». Вместо новой культуры и реформ – отсутствие заботы о культуре вообще, псевдокультура, петля на шее, попирание свободы, чиновничьи дрязги. Радость и музыка исчезли из жизни А. Блока. Исследователи связывали это с упадком творческих сил, с ощущениями конца пути, с «отсутствием воздуха» в советской России, которую он назвал полицейским государством. «Глаза большевиков – это глаза убийц». – пишет А. Блок .

Последние месяцы жизни – это глубочайшая депрессия, нервное истощение. «Мрачность, пессимизм, нежелание и страшная раздражительность, отвращение ко всему, к стенам, картинам, вещам, ко мне» — пишет Любовь Дмитриевна Блок в воспоминаниях о А. Блоке .

В последние годы А. Блок пережил тягостные потрясения, по его словам, «дни безысходной тоски». Предсмертный период угасающей жизни был бесконечно трудным. Он и по сей день вызывает пока еще не решенные вопросы. Одно бесспорно: нерукотворным памятником А. Блоку стало его вдохновенное слово. Влечение к нему, удивление, наслаждение редким даром художника, явившим тайны нашего века, не иссякают.

Подводя итог сказанному можно сделать вывод, что даже когда лирика А. Блока говорила, казалось бы, о частном, интимном, в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое. «Единство с миром» – общий мотив для всей лирики А. Блока. Кроме этого прослеживаются мотивы пути, встречи. Поочередно сменяют друг друга мотив утрат и мотив обретений, что связано с жизненными реалиями поэта. В отдельных циклах возникают социальные мотивы, мотивы тоски, грусти, связанные прежде всего с переосмыслением автором своего жизненного и творческого пути.

Появление данных мотивов можно объяснить тем, что А. Блок жил в непростое время, когда в стране не было стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Поэт желал обновления, но так и не увидел желаемого. Также выявленные мотивы соответствуют психотипу поэта (по воспоминаниям современников, он был человеком скорее мрачным, замкнутым, необщительным, слишком углубленным в свои невеселые думы). И, наконец, для лирики как рода литературы характерно появление данных мотивов.

1. Поэт А. А. Блок.
2. Основные темы в творчестве Блока.
3. Любовь в поэзии поэта.

…Писатель, верующий в свое призвание, каких бы размеров этот писатель ни был, сопоставляет себя со своей родиной, полагая, что болеет ее болезнями, сораспинается с нею…
А. А. Блок

А. А. Блок родился в дворянской интеллигентской семье. По отзывам Блока, отец его был знатоком литературы, тонким стилистом и неплохим музыкантом. Но он обладал деспотическим характером, именно поэтому мать Блока ушла от мужа еще до рождения сына.

Блок провел свое детство в атмосфере литературных интересов, что рано пробудило в нем тягу к поэзии. Еще в пятилетнем возрасте Блок начал писать стихи. Но серьезное обращение к поэтическому творчеству относится к годам окончания поэтом гимназии.

Лирика Блока уникальна. При всем многообразии тем и средств выражения, она предстает перед читателем как единое целое, как отражение «пути», пройденного поэтом. На эту особенность своего творчества указывал и сам Блок. А. А. Блок прошел сложный творческий путь. От символистских, романтических стихотворений — к обращению к реальной революционной действительности. Многие современники и даже бывшие друзья Блока, сбежав от революционной действительности за рубеж, кричали, что поэт продался большевикам. Но это было не так. Блок пострадал от революции, но сумел понять и то, что время перемен было неизбежным. Поэт очень чутко ощущал жизнь, проявлял интерес к судьбе родной страны и русского народа.

Любовь для Блока — основная тема творчества, будь то любовь к женщине, к России. Раннее творчество поэта отличается религиозными мечтаниями. Цикл «Стихов о Прекрасной Даме» исполнен тревог, ощущения приближающейся катастрофы. Поэт тосковал об идеале женщины. Стихи Блока посвящены его будущей жене, Д, И. Менделеевой. Вот строки из стихотворения «Вхожу я в темные храмы…»:

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

Любовь поэта к будущей жене в «Стихах о Прекрасной Даме» совмещалась с увлечением философскими идеями В. С. Соловьева. Наиболее близким поэту оказалось учение философа о существовании Великой Женственности, Души Мира. Неразрывно связана с Великой Женственностью мысль о спасении мира через его духовное обновление. Особенный отклик у поэта вызвала мысль философа о том, что любовь к миру открывается через любовь к женщине.

В «Стихах о Прекрасной Даме» идеи двоемирия, представляющих собой сочетание духовного и материального, воплотились через систему символов. Облик героини этого цикла отличается неоднозначен. С одной стороны, это вполне реальная женщина:

Она стройна и высока,
Всегда надменна и сурова.
С другой стороны, это мистический образ.
То же относится и к герою.

История земной любви у Блока воплощается в романтическом символическом мифе. «Земное» (лирический герой) противопоставлено «небесному» (Прекрасная Дама), ощущается стремление к их воссоединению, благодаря чему должна наступить полная гармония.

Но с течением времени поэтическая направленность Блока менялась. Поэт понимал, что, когда вокруг голод и разруха, борьба и смерть, нельзя уйти в «миры иные». И тогда в творчество поэта ворвалась жизнь во всем ее многообразии. В поэзии Блока появляется тема народа и интеллигенции. Например, в стихотворении «Незнакомка» показано столкновение прекрасной мечты с действительностью:

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

Блок записывал в дневнике: «Она — это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное». Двойственность — соприкосновение образа-идеала и отталкивающей реальности — нашла свое отражение в этом стихотворении. Она эта отразилась даже в двухчастной композиции произведения. Первую часть наполняет ожидание мечты, идеального образа Незнакомки:

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен…

Но место встречи с идеалом — трактир. И автор умело нагнетает обстановку, готовя читателя к появлению Незнакомки. Появление Незнакомки во второй части стихотворения на время преображает для героя действительность. В стихотворении «Незнакомка» удивительно психологично раскрывается образ лирического героя. Смена его состояний очень важна для Блока. Отчетливо проявляется в поэзии Блока любовь к родине. Любовь к родной стране у Блока отчетливо перекликается с глубоким чувством к женщине:

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!

Блок стремился продолжать традиции русской классической литературы, видел свою задачу в служении народу. В стихотворении «Осенняя воля» видны лермонтовские традиции. М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении «Родина» называл любовь к отчизне «странной», поэту дороги были не «слава, купленная кровью», а «степей холодное молчанье», «дрожащие огни печальных деревень». Такова же и любовь Блока:

Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю…

Отношение Блока к родине более лично, интимно, подобно его любви к женщине. Недаром в этом стихотворении Русь предстает перед читателем в образе женщины:

И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав

В стихотворении «Русь» родина — это тайна. И разгадка тайны — в душе народа. Получил отражение в поэзии Блока мотив страшного мира. Наиболее ярко вся безысходность жизни проявляется в широко известном стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Роковой круговорот жизни, ее безысходность удивительно четко и просто отражены в этом стихотворении.

Стихи Блока во многом трагичны. Но трагичным было время, породившее их. Но суть творчества, по словам самого поэта, в служении будущему. В последнем своем стихотворении «Пушкинскому дому» Блок вновь говорит об этом:

Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,

Прозревали дней грядущих
Сине-розовый туман.

Для понимания творчества поэта во многом немаловажен образ его лирического героя. Ведь, как мы знаем, люди отражают и самих себя в своих произведениях.

В стихотворении «Фабрика» мы видим обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике. Но реальность соотносится с символической философией, осознанием лирическим героем своего места в жизни. В стихотворении можно выделить три образа: толпу людей, собравшихся у ворот; мистического персонажа («недвижный кто-то, черный кто-то») и лирического героя, говорящего: «Я вижу все с моей вершины…». Для творчества Блока это характерно: видеть все «с вершины», но при этом сам поэт остро ощущал жизнь во всем ее многообразии и даже в трагичности.

Мое отношение к лирике блока. Все школьные сочинения по литературе. Сочинения по темам

Лирика А. Блока

Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе отображения
жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь.
Через душу А. Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его
произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий. Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности «Стихи о Прекрасной Даме», где все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда, Блок покорит читателей глубиной, искренностью чувства, о которой поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А. Блока спустится с высот одинокого счастья, красоты. Он окажется в мире реальном, земном, который назовет «страшным миром». Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни. Рабочим кабинетом А. Блока станет город — петербургские площади и улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения «Фабрика», которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта. Перед нами мир социальной несправедливости, мир социального зла. Оттуда, из «жолтых окон», «недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине», идущих на фабрику. Это хозяева жизни и «измученные спины» угнетенного народа. Так поэт четко разделяет людей на тех, кто работает, и тех, кто присваивает себе их труд. Впервые в своем творчестве Блок так резко, недвусмысленно заявил тему народного страдания. Но перед нами не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены:

«И в желтых окнах засмеются, что этих нищих провели».
И от этого страдания лирического героя усугубляются.

Тема униженного обездоленного человека получает свое дальнейшее развитие в
стихотворении «На железной дороге». Железная дорога здесь — это образ-символ. Перед нами железная дорога жизни, лишенная доброты, человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькают в окнах вагона их лица — «сонные, с ровным взглядом», безразличные ко всему. А «под насыпью, во рву некошенном», образ униженной женщины, раздавленной колесами этой жизни, образ униженной духовности. Вот эволюция, которую претерпевает женский образ в лирике Блока, — от возвышенной Прекрасной Дамы до существа, уничтоженного «страшным миром».
Картины этого бездуховного мира проходят перед читателем в стихотворении
«Незнакомка»: «пьяные окрики», «испытанные остряки» в котелках, пыль переулков, «сонные лакеи», «пьяницы с глазами кроликов» — вот, где приходится жить лирическому герою. Все это туманит сознание человека и правит его судьбой. И лирический герой одинок. Но вот появляется Незнакомка:
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он пытается
разгадать его тайну. Для него это означает познать тайну жизни. Незнакомка здесь — некий идеал красоты, радости, а поэтому преклонение перед ней означает преклонение перед красотой жизни. И лирический герой видит «берег очарованный и очарованную даль», то, чего жаждет его душа. Но стихотворение заканчивается трагично: поэт понимает всю иллюзорность своей мечты познать истину («Я знаю: истина в вине») .
Эта трагедия получает свое дальнейшее развитие в стихотворении «Я пригвожден к
трактирной стойке». Его «душа глухая… пьяным пьяна… пьяным пьяна… «. Лирический герой живет с чувством гибели, смертельной усталости:

Я пьян давно. Мне все равно.
Вон счастие мое — на тройке
В сребристый дым унесено…

«Страшный мир» не только вокруг, он и в душе лирического героя. Но поэт найдет в
себе силы, чтобы прийти к пониманию своего пути в жизни. Об этом его поэма
«Соловьиный сад». Как жить? Куда идти? «Наказанье ли ждет или награда? «
Лирический герой бежит из этого мира, потому что душа не может не слышать, а
совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем. И поэт вновь возвращается в жизнь,полную труда, лишений, обездоленности:

Я вступаю на берег пустынный,
Где остался мой дом и осел.

Но лирический герой уже не находит своего дома, навсегда утеряно то, чем он жил
прежде. Счастья нет там, в соловьином саду, но его нет и здесь. И поэт испытывает
мучительную трагедию раздвоения: раздвоены разум и душа, ум и сердце. А вместе с этим приходит и осознание невозможности счастья в этом мире. Но за этим скрыта глубокая авторская мысль: выбор сделан правильно, так как герой принес себя в жертву долгу. А по мнению Блока, жертва во имя жизни — это священная жертва. И поэт не жалеет того, что он сделал.
Наверное, поэтому и финал жизни самого Александра Блока будет трагичным, так
как он, как и его лирический герой, принесет себя в священную жертву во имя новой жизнии новой России.

Трагическое предощущение «неслыханных перемен, невиданных мятежей» пронизывает все творчество Александра Блока, от первых, еще туманных стихов о сказочной птице Гамаюн, которая «вещает казней ряд кровавых, и трус, и голод, и пожар», до последних его поэм «Скифы» и «Двенадцать». Смятение поэта перед мрачной «тенью Люциферова крыла» отразилось и в «камерной» любовной лирике. Недаром печальной тенью пройдет через нее бедная Офелия, не выдержавшая жестокого испытания жизнью.

Размышляя о любовной лирике древнеримского

Поэта Катулла, Блок писал: «. личная страсть Катулла, как страсть всякого поэта, была насыщена духом эпохи; ее судьба, ее ритмы, ее размеры, так же, как ритм и размеры стихов поэта, были внушены ему его временем; ибо в поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим; чем более чуток поэт, тем неразрывнее ощущает он «свое» и «не свое «; поэтому в эпохи бурь и тревог нежнейшие и интимнейшие стремления души поэта также переполняются бурей и тревогой».

Лирика Блока почти вся циклична, то есть организована в композиционно завершенные конструкции. Но это вовсе не похоже на естественную цикличность,

Например, лирики Тютчева, которая складывалась под влиянием жизни, никак не предусмотренной и не подготовленной заранее автором.

Лирика Блока — это не только отражение событий, но и опережение событий, это — книга, строя которую, поэт словно бы пересоздавал собственную душу, самого себя. Может быть, именно в этом и таится секрет той загадочности Блока, о которой писал в свое время Ю. Тынянов: «Как человек он остается загадкой для широкого литературного Петрограда, не говоря уже о всей России. Но во всей России знают Блока, как человека, твердо верят определенности его образа, и если случится кому видеть хоть раз его портрет, то уже чувствуется непреложное с ним родство». 23 декабря 1913 года поэт записал в дневнике: «Совесть как мучит! Господи, дай силы, помоги мне!» Это восклицание — ключ ко всей поэзии Блока. Совесть была нравственно-этическим и эстетическим определяющим фактором его творчества. Без нее не понять и любовной лирики Блока.

В любовной лирике отчетливо отразились моменты его нравственно-идейного развития: юношеские стихи, напоминающие раннего Лермонтова; затем период «Прекрасной Дамы» с его мистическим идеализмом, угар увлечений «Снежной Маской» и «Кармен «; и, наконец, возрождение любви настоящей, которое приходит к поэту вместе с обретением России. Не случайно, в этот период неотличимо сливаются стихи, написанные о своем интимном чувстве, и стихи о России, которую сам поэт называет Женой: «О Русь моя! Жена моя! «

Первую книгу своих стихов Александр Блок назвал «Ante lucem» («Перед светом «)

Пусть светит месяц — ночь темна. Пусть жизнь приносит людям счастье,- В моей душе любви весна Не сменит бурного ненастья. Ночь распростерлась надо мной И отвечает мертвым взглядом На тусклый взор души больной, Облитой острым, сладким ядом. И тщетно, страсти затая, В холодной мгле передрассветной Среди толпы блуждаю я С одной лишь думою заветной: Пусть светит месяц — ночь темна. Пусть жизнь приносит людям счастье.- В моей душе любви весна Не сменит бурного ненастья.

Усталый от дневных блужданий Уйду порой от суеты Воспомнить язвы тех страданий, Встревожить прежние мечты. Когда б я мог дохнуть ей в душу Весенним счастьем в зимний день! О, нет, зачем, зачем разрушу Ее младенческую лень? Довольно мне нестись душою К ее небесным высотам, Где счастье брезжит нам порою, Но предназначено — не нам.

Это стихи, конечно, очень юного человека, которому хочется казаться уже пожившим, перестрадавшим. Они напоминают раннюю лирику Лермонтова с ее бурями и страданиями. Но если у Лермонтова страдания были невымышленными, то для Блока они во многом еще книжного происхождения, хотя в самом интересе к ним ощущается душа, предрасположенная к страданию, которая непременно узнает его. Однако вскоре Лермонтова как поэтический ориентир сменяет А. Фет:

Дышит утро в окошко твое, Вдохновенное сердце мое, Пролетают забытые сны, Воскресают виденья весны, И на розовом облаке грез В вышине чью-то душу пронес Молодой, народившийся бог. Покидай же тлетворный чертог, Улетай в бесконечную высь, За крылатым виденьем гонись, Утро знает стремленье твое, Вдохновенное сердце мое!

Сочинения по темам:

  1. Поэзия Александра Блока — это поэзия серебряного века. Блок жил и творил на рубеже веков и полюбился нам как поэт…
  2. Александр Блок единодушно признан критиками одним из лучших русских поэтов не только двадцатого столетия, но и за всю историю отечественной. ..
  3. Стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво. » входит в цикл «На поле Куликовом» (1908), который открывает третий том. Тема России,…
  4. В лирике Некрасова слились воедино два понятия: народ и родина. Они были для поэта неразделимы, и это вполне объяснимо, если…

1. Поэт А. А. Блок.
2. Основные темы в творчестве Блока.
3. Любовь в поэзии поэта.

…Писатель, верующий в свое призвание, каких бы размеров этот писатель ни был, сопоставляет себя со своей родиной, полагая, что болеет ее болезнями, сораспинается с нею…
А. А. Блок

А. А. Блок родился в дворянской интеллигентской семье. По отзывам Блока, отец его был знатоком литературы, тонким стилистом и неплохим музыкантом. Но он обладал деспотическим характером, именно поэтому мать Блока ушла от мужа еще до рождения сына.

Блок провел свое детство в атмосфере литературных интересов, что рано пробудило в нем тягу к поэзии. Еще в пятилетнем возрасте Блок начал писать стихи. Но серьезное обращение к поэтическому творчеству относится к годам окончания поэтом гимназии.

Лирика Блока уникальна. При всем многообразии тем и средств выражения, она предстает перед читателем как единое целое, как отражение «пути», пройденного поэтом. На эту особенность своего творчества указывал и сам Блок. А. А. Блок прошел сложный творческий путь. От символистских, романтических стихотворений — к обращению к реальной революционной действительности. Многие современники и даже бывшие друзья Блока, сбежав от революционной действительности за рубеж, кричали, что поэт продался большевикам. Но это было не так. Блок пострадал от революции, но сумел понять и то, что время перемен было неизбежным. Поэт очень чутко ощущал жизнь, проявлял интерес к судьбе родной страны и русского народа.

Любовь для Блока — основная тема творчества, будь то любовь к женщине, к России. Раннее творчество поэта отличается религиозными мечтаниями. Цикл «Стихов о Прекрасной Даме» исполнен тревог, ощущения приближающейся катастрофы. Поэт тосковал об идеале женщины. Стихи Блока посвящены его будущей жене, Д, И. Менделеевой. Вот строки из стихотворения «Вхожу я в темные храмы…»:

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

Любовь поэта к будущей жене в «Стихах о Прекрасной Даме» совмещалась с увлечением философскими идеями В. С. Соловьева. Наиболее близким поэту оказалось учение философа о существовании Великой Женственности, Души Мира. Неразрывно связана с Великой Женственностью мысль о спасении мира через его духовное обновление. Особенный отклик у поэта вызвала мысль философа о том, что любовь к миру открывается через любовь к женщине.

В «Стихах о Прекрасной Даме» идеи двоемирия, представляющих собой сочетание духовного и материального, воплотились через систему символов. Облик героини этого цикла отличается неоднозначен. С одной стороны, это вполне реальная женщина:

Она стройна и высока,
Всегда надменна и сурова.
С другой стороны, это мистический образ.
То же относится и к герою.

История земной любви у Блока воплощается в романтическом символическом мифе. «Земное» (лирический герой) противопоставлено «небесному» (Прекрасная Дама), ощущается стремление к их воссоединению, благодаря чему должна наступить полная гармония.

Но с течением времени поэтическая направленность Блока менялась. Поэт понимал, что, когда вокруг голод и разруха, борьба и смерть, нельзя уйти в «миры иные». И тогда в творчество поэта ворвалась жизнь во всем ее многообразии. В поэзии Блока появляется тема народа и интеллигенции. Например, в стихотворении «Незнакомка» показано столкновение прекрасной мечты с действительностью:

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

Блок записывал в дневнике: «Она — это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное». Двойственность — соприкосновение образа-идеала и отталкивающей реальности — нашла свое отражение в этом стихотворении. Она эта отразилась даже в двухчастной композиции произведения. Первую часть наполняет ожидание мечты, идеального образа Незнакомки:

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен…

Но место встречи с идеалом — трактир. И автор умело нагнетает обстановку, готовя читателя к появлению Незнакомки. Появление Незнакомки во второй части стихотворения на время преображает для героя действительность. В стихотворении «Незнакомка» удивительно психологично раскрывается образ лирического героя. Смена его состояний очень важна для Блока. Отчетливо проявляется в поэзии Блока любовь к родине. Любовь к родной стране у Блока отчетливо перекликается с глубоким чувством к женщине:

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!

Блок стремился продолжать традиции русской классической литературы, видел свою задачу в служении народу. В стихотворении «Осенняя воля» видны лермонтовские традиции. М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении «Родина» называл любовь к отчизне «странной», поэту дороги были не «слава, купленная кровью», а «степей холодное молчанье», «дрожащие огни печальных деревень». Такова же и любовь Блока:

Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю…

Отношение Блока к родине более лично, интимно, подобно его любви к женщине. Недаром в этом стихотворении Русь предстает перед читателем в образе женщины:

И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав

В стихотворении «Русь» родина — это тайна. И разгадка тайны — в душе народа. Получил отражение в поэзии Блока мотив страшного мира. Наиболее ярко вся безысходность жизни проявляется в широко известном стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Роковой круговорот жизни, ее безысходность удивительно четко и просто отражены в этом стихотворении.

Стихи Блока во многом трагичны. Но трагичным было время, породившее их. Но суть творчества, по словам самого поэта, в служении будущему. В последнем своем стихотворении «Пушкинскому дому» Блок вновь говорит об этом:

Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,

Прозревали дней грядущих
Сине-розовый туман.

Для понимания творчества поэта во многом немаловажен образ его лирического героя. Ведь, как мы знаем, люди отражают и самих себя в своих произведениях.

В стихотворении «Фабрика» мы видим обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике. Но реальность соотносится с символической философией, осознанием лирическим героем своего места в жизни. В стихотворении можно выделить три образа: толпу людей, собравшихся у ворот; мистического персонажа («недвижный кто-то, черный кто-то») и лирического героя, говорящего: «Я вижу все с моей вершины…». Для творчества Блока это характерно: видеть все «с вершины», но при этом сам поэт остро ощущал жизнь во всем ее многообразии и даже в трагичности.

Сочинение на тему: «Своеобразие интимной лирики А. А. Блока».

Творчество талантливого поэта — это отображение его внутреннего состояния. В любом литературном тексте есть частичка души автора. Как истинный поэт, Александр Александрович Блок выражал на бумаге свои мысли и душевные терзания, щедро раскрывая их читателям. Творчество А. Блока можно назвать его мемуарами, ведь в нем отражены все искания, мечты и надежды поэта.

Романтичность и безграничная нежность присуща всей любовной поэтике автора. Поэт передает читателю трагичность собственных любовных отношений с помощью своих сборников. Разнообразие интимной лирики поэта поражает воображение. Строчки его стихотворений могут угнетать, а могут заставить мечтать и надеяться.

Поэзия А. Блока ассоциируется с созданным им образом Прекрасной Дамы. Поэт на протяжении жизненного пути находился в поисках женского идеала, пытаясь найти его формулу. Женщина стала для него объектом преклонения, в женственности автор видел природную гармонию. Многие стихотворения поэт посвятил своей жене, но все же большая часть их посвящена женственности в целом. Соответственно, главной героиней своего творчества А. Блок выбрал идеальную женщину, которая навсегда останется недостижимой мечтой. Поэт с трепетом ждет ее появления, но при этом опасается, предчувствуя возможную боль разочарований.

Поэт осознает неосуществимость своих грез, поэтому постоянно противопоставляет вымышленное реальности. В этом заключается самобытность его интимной лирики. Яркие антитезы, параллелизм и мистичность образов выделяют поэтику Александра Блока среди других авторов. Лирика писателя очень музыкальна, его стихи можно без усилий положить на музыку. Считается, что эта особенность поэтического мира автора связана с его увлечением романсами.

Произведения поэта эмоциональны, страстны, они переносят нас в другую, романтичную реальность. Любовь и одиночество всегда ходят рядом, поэтому тема отрешенности неизменно присутствует в стихах автора.

Интимная лирика А. Блока не ограничивается мотивами романтической любви к женщине.

Он восхищается любовью вообще, видя настоящее чувство в любви к родной земле.

Однажды он даже назвал родину своей «женой».

Поэта можно назвать филантропом, ведь он любил всех людей, закрывая глаза на их несовершенство и прощая их ошибки. Автор в каждом человеке ищет что-то доброе, возможно поэтому его называют певцом добра и света:

«Храню я к людям на безлюдьи

Неразделенную любовь».

Каждое из стихотворений Александра Блока без преувеличений можно назвать шедевром классической литературы.

Особое место в русской литературе XX века занимает любовная лирика. Каждый писатель по-своему описывал волшебное чувство любви, создавал особенные женские образы, находил их воплощение в различных предметах и явлениях. На мой взгляд, одним из самых выдающихся поэтов, обращавшихся в своём творчестве к любовной лирике, является А.А. Блок. Он имел свое, иное, неповторимое, восприятие любви, стремился найти идеал.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Творческий путь этого поэта необычайно сложен и противоречив. На первый взгляд разные этапы его творчества ничем не схожи друг с другом, имеют разные замыслы и идеи. Однако, изучив биографию Блока, я поняла целостность, неразрывность его творческого пути — от «Стихов о Прекрасной Даме» до поэмы «Двенадцать». Сам Блок определял свой жизненный и творческий путь как «трилогию вочеловечения», вкладывая в это понятие поиски земного воплощения всем великим истинам, идеалам. Он рассматривал свои произведения в его единстве и нерасторжимой цельности, что и подтверждают слова А. Белого.

Творческая судьба поэта всегда была неразрывно связана с его личной жизнью. Главной и единственной женщиной, вдохновлявшей его на всём пути, стала Л.Д.Менделеева. На первом этапе своего творчества он посвятил возлюбленной сборник «Стихов о Прекрасной Даме», сюжет которого – это сюжет страстного ожидания и волнующей встречи. Молодой, окрылённый чувством неземной любви поэт, видел в обычных вещах нечто неземное. Пространство цикла «Стихов о Прекрасной Даме»- это мир конкретно-чувственных явлений, наполненный иным таинством содержания. В нём автор создал образ идеальной, недосягаемой женщины, называя её по-разному: Владычица вселенной, Душа Мира, Непостижимая, Прекрасная Дама, Царица Неба. О силе чувств поэта свидетельствует приравнивание его любви к чему-то мистическому, наделение возлюбленной признаками настоящего божества. Себя же поэт называет коленопреклонённым монахом, рабом, рыцарем. Лирический герой не испытывает радость обретения счастья, он мыслит свою жизнь лишь как молитвенное служение возлюбленной. Создавая цикл «СПД», Блок отрешился от реальности, ушел в созданный им мир. Дальнейший путь его творчества Прекрасная Дама сопровождала уже в других образах. Именно начальный период творчества Блока назван «тезой», о чём свидетельствует вера поэта в нереальное, неземное.

Становясь старше, А.А.Блок переоценивал жизненные ценности, своё отношение к происходящему. События начала XX века отразились на писателе, теперь он уже отходил от прежних идеалов, в поисках нового смысла. На втором этапе творчества меняется тематика стихотворений Блока: тема возвышенной любви переходит в тему борьбы — любиви. Он противопоставлен первому этапу, поэтому получил название «антитеза». Главным стихотворением, характеризующим данный жизненный период, является «Незнакомка». Образ Прекрасной Дамы в новом творчестве приобретает реальные черты. Трудно понять, существует ли девушка наяву или лишь снится герою во сне, но в ней ясно видны черты Прекрасной Дамы. На мой взгляд, в этом стихотворении А.А. Блок показал столкновение прекрасной мечты и реальной действительности. Второй период его творчества наполнен такими образами как вьюга, огонь, комета, что говорит о не спокойствии на душе поэта. Он был запутан реальностью, пытался найти свой новый идеал, но в его сердце всё ещё жила любовь к прекрасно даме.

Поэма «Двенадцать» стала финалом в творчестве Блока. Казалось бы, она не имеет ничего общего с прекрасным женским образом возлюбленный. Но даже здесь Блок находит воплощение Прекрасной Дамы. Два образа реальной и неземной женщины находят отражение в образе Катьки, падшей женщины, и в символе непорочности — «белом венчике из роз». В смерти Катьки поэт находит решение вопроса «Вечной Женственности». Автор дал мне понять, что конце всего останется только высший, потусторонний идеал. Центральным символом поэмы являются 12 солдат-апостолов, которые идут из старого мира в новый во тьме ночной. На мой взгляд, в этой символике Блок воплотил собственное душевное состояние, которые преследовало его в течение всей жизни. Поэт жил, не ждав идеального будущего, а ища идеалы в настоящем. Вероятно, в конце жизни он разочаровался в своих убеждениях, понял, что революция неизбежна для достижения прекрасного.

Данный этап творчества поэта так же, как и остальные, наполнен различными образами, цветами, ритмичностью и носит название «синтез».

Анализируя творческий путь Блока, я поняла смысл высказывания А. Белого. Действительно, этот писатель через весь путь пронёс свои жизненные убеждения, воплощая их в творчество. Все произведения различных этапов его жизни связывает символика образов, цвета, таинственность, поиски идеала, образ Прекрасной Дамы. Отличительной чертой женщины в произведениях Блока является нереальность, туманность, загадочность. Всех их связывает одно — отношение автора к героине. Причиной тому стало единственность вдохновительницы поэта с героинями произведений. Ведь именно Менделева и была Прекрасной Дамой, Незнакомкой и Катькой в произведениях Блока.

Читайте также…
  • Настроение у людей с разным типом характера
  • Бабочка «Мертвая голова»: мифы, легенды и интересные факты Категория угрозы исчезновения глобальной популяции в красном списке мсоп
  • Что нужно в тренажерный зал?
  • Должностная инструкция архивариуса Как называется работник архива

негативных установок, которые мешают творчеству

Последнее обновление: среда, 10 февраля 2021 г. | Стимулировать мышление

О нет, проблема!

Реакция на проблему часто является большей проблемой, чем сама проблема. Многие люди избегают проблем или отрицают их до тех пор, пока не становится слишком поздно, в основном потому, что эти люди никогда не учились соответствующим эмоциональным, психологическим и практическим реакциям. Проблема — это возможность. Самые счастливые люди приветствуют и даже ищут проблемы, рассматривая их как вызовы и возможности для улучшения ситуации. Определение: проблема заключается в том, чтобы увидеть разницу между тем, что у вас есть, и тем, что вы хотите, или признать или поверить в то, что есть что-то лучшее, чем текущая ситуация, или возможность для позитивного действия. Агрессивный поиск проблем укрепит уверенность в себе, повысит уровень счастья и даст вам лучшее чувство контроля над своей жизнью.

Это невозможно

Такой подход, по сути, означает капитуляцию перед битвой. Предполагая, что что-то не может быть сделано или проблема не может быть решена, человек придает проблеме мощь или силу, которой у нее не было раньше. И сдаться, не начав, — это, конечно, самореализоваться. Но посмотрите на историю решений и сопутствующих скептиков: человек никогда не будет летать, болезни никогда не будут побеждены, ракеты никогда не покинут атмосферу. Опять же, соответствующее отношение резюмируется утверждением: «Трудное мы делаем немедленно, невозможное требует немного больше времени».

Я не могу

Или Я ничего не могу сделать. Некоторые люди думают, ну может проблема может быть решена каким-то специалистом, но не мной, потому что я недостаточно умна

  1. инженер или
  2. бланк (будь то образованный, эксперт и т.д.)

Опять же, посмотрите на историю решения проблем.

Кем были братья Райт, что смогли изобрести самолет? Авиационные инженеры? Нет, они были велосипедными механиками. Шариковая ручка была изобретена корректором типографии Ладислао Биро, а не инженером-механиком. Основные успехи в проектировании подводных лодок были сделаны английским священником Г. У. Гарретом и ирландским школьным учителем Джоном П. Холландом. Хлопкоочиститель был изобретен известным адвокатом и наставником Эли Уитни. Огнетушитель изобрел капитан милиции Джордж Мэнби. И так далее. На самом деле, основной вывод, сделанный недавними авторами о корпоративном совершенстве, заключается в том, что инновации в промышленности почти всегда исходят от отдельных лиц (а не от исследовательских групп), не входящих в область изобретения. General Motors изобрела фреон, холодильный химикат, и тетраэтилсвинец, добавку к бензину. Кодахром был изобретен двумя музыкантами. Процесс непрерывного литья стали изобрел часовщик (балуется с латунным литьем). Химики-мыловары отказались от проблемы изобретения синтетических моющих средств: эти моющие средства были изобретены химиками-красителями. Короче говоря, хороший ум с позитивным настроем и некоторыми хорошими навыками решения проблем помогут решить любую проблему. Интерес и приверженность проблеме являются ключевыми факторами. Мотивация — готовность приложить усилия — важнее лабораторного оборудования. И помните, что вы всегда можете что-то сделать. Даже если вы не можете полностью стереть проблему с лица земли, вы всегда можете сделать что-то, чтобы улучшить ситуацию.

Но я не креативен

Каждый в той или иной степени креативен. Большинство людей способны к очень высокому уровню творчества; просто посмотрите на маленьких детей, когда они играют, и представьте. Проблема в том, что это творчество было подавлено образованием. Все, что вам нужно сделать, это позволить ему вернуться на поверхность. Вскоре вы обнаружите, что вы удивительно креативны.

Это ребячество

Стремясь всегда казаться зрелыми и утонченными, мы часто высмеиваем творческие и игривые взгляды, которыми были отмечены наши молодые годы. Но если вы решаете проблему, которая спасает ваш брак, повышает вас по службе или удерживает вашего друга от самоубийства, вас не волнует, что другие люди описывают ваш путь к решению как «ребяческий»? Кроме того, разве играть не очень весело? Помните, что иногда люди смеются, когда что-то действительно смешно, но часто они смеются, когда им не хватает воображения, чтобы понять ситуацию.

Что подумают люди?

Существует сильное социальное давление, заставляющее подчиняться и быть обычным, а не творческим.

Вот несколько подслушанных примеров:

  • Творческий человек : «Мне нравится добавлять воду в апельсиновый сок, чтобы он был менее сладким». Обычный человек: «Знаешь, ты странный?»
  • Обычный человек : «Что ты делаешь?» Творческий человек: «Мы красим наш почтовый ящик». Обычный человек: «Ты сумасшедший».
  • Творческая личность : «Почему бы нам не добавить немного чеснока?» Обычный человек: «Потому что в рецепте не указан чеснок».

Обычный человек : «Почему ты идешь сюда? Это длиннее.» Творческая личность : «Потому что мне нравится водить машину.» Обычный человек : «Кто-нибудь говорил тебе, что ты странный?» Постоянное внимание, которое мы видим в обществе, направлено на безжалостную практичность и конформизм. Даже дикая мода, от Vogue до панк-рока, имеет узкое определение, и отклонение от него считается неправильным или нелепым. У некоторых людей стадный инстинкт настолько силен, что они делают овец радикальными индивидуалистами. Итак, что подумают люди? Ну, они уже говорят о тебе, говоря, что у тебя слишком большой нос, или у тебя смешные туфли, или что ты встречаешься со странными людьми. Итак, поскольку другие все равно будут говорить о вас нелестно, вы можете расслабиться и дать волю своему творчеству и индивидуализму.

Почти каждый известный участник улучшения цивилизации был высмеян, а иногда даже заключен в тюрьму. Подумайте о Галилее. И посмотрите, что случилось с Иисусом. Цитата: «Прогресса добиваются только те, кто достаточно силен, чтобы терпеть насмешки». Решения часто представляют собой новые идеи, а новые идеи, будучи странными, обычно вызывают смех, презрение или и то, и другое. Это просто факт жизни, так что примите решение не позволять этому беспокоить вас. Насмешки следует рассматривать как признак настоящего новаторского мышления. 7. Я могу потерпеть неудачу. Томас Эдисон в поисках идеальной нити накаливания для лампы накаливания перепробовал все, что мог придумать, включая усы из бороды друга. Всего он перепробовал около 1800 вещей. После примерно 1000 попыток кто-то спросил его, расстроен ли он неудачей. Он сказал что-то вроде: «Я получил много знаний — теперь я знаю тысячу вещей, которые не сработают».

Страх неудачи — одно из главных препятствий на пути к творчеству и решению проблем. Лекарство состоит в том, чтобы изменить свое отношение к неудаче. Неудачи на этом пути следует ожидать и принимать; они просто инструменты обучения, которые помогают сфокусировать путь к успеху. Не только нет ничего плохого в неудаче, но неудача является признаком действия, борьбы и попытки — гораздо лучше, чем бездействие. Плывущие по течению люди могут никогда не потерпеть неудачу, но они по существу бесполезны для человечества и никогда не смогут насладиться чувством выполненного долга, которое приходит после долгой борьбы.

Предположим, вы позволили своему страху неудачи руководить вашим риском и попытками. Вы пробуете только три дела в год, потому что уверены в успехе. В конце года оценка такова: успехи — 3, неудачи — 0. Теперь предположим, что в следующем году вы не беспокоитесь о неудачах и пробуете сотни вещей. Вы терпите неудачу в 70 из них. В конце года счет составляет 30 успехов, 70 неудач. Что бы вы предпочли — три успеха или 30 — в десять раз больше? И представьте, чему вас учат 70 неудач. Пословица: Ошибки не доставляют удовольствия, но они, безусловно, поучительны.

Продолжить чтение здесь: Характеристики творческой личности

Была ли эта статья полезной?

Негативное отношение, мешающее творчеству

Привет ребята 🙂 Мы снова встречаемся. Орайт. Сегодня мы поделимся с вами некоторой информацией. Очень полезная информация о творчестве. Название на сегодня — негативные установки, которые блокируют творчество. Идддддддд давайте начнем!

1. О нет, проблема!  Реакция на проблему часто большая проблема, чем сама проблема. Многие люди избегают или отрицают проблемы, пока не стало слишком поздно, в основном потому, что эти люди так и не научились соответствующие эмоциональные, психологические и практические реакции. Проблема в том, возможность. Самые счастливые люди приветствуют и даже ищут проблемы, встречаясь с их как проблемы и возможности для улучшения вещей.

2. Это невозможно.  Это отношение фактически сдается перед боем. Предполагая, что нечто не может быть сделано или проблема не может быть решена, человек дает проблеме власть или сила, которой у него не было раньше.

3. Я не могу. Или Я ничего не могу сделать.  Некоторые люди думают, что, может быть, проблема может быть решена некоторыми эксперт, но не мной, потому что я (а) недостаточно умен, (б) инженер, или (в) пустой (будь то образованный, эксперт и т.д.) Опять же, однако, посмотрите на историю решение проблем.

4. Но я не креативен.  В какой-то степени все творческие люди. Большинство людей способны очень высокий уровень креативности; просто посмотрите на маленьких детей, когда они играют и представить. Проблема в том, что это творчество было подавлено образованием. Все, что вам нужно сделать, это позволить ему вернуться на поверхность. Вы скоро обнаружите что вы удивительно креативны.

5. Это по-детски.  В наших усилиях чтобы казаться всегда зрелыми и утонченными, мы часто высмеиваем творческие, игривое отношение, которым были отмечены наши молодые годы. Но если решить проблему что спасет ваш брак, или продвинет вас по службе, или удержит вашего друга от самоубийство, вас не волнует, описывают ли другие люди ваш путь к решению как «детский»? Кроме того, разве играть не очень весело? Помните, что иногда люди смеются, когда что-то на самом деле смешно, но часто они смеются когда им не хватает воображения, чтобы понять ситуацию.

6. Что подумают люди?  Существует сильное социальное давление, чтобы соответствовать и быть обычным и не творческий.

Вот несколько подслушанных примеров:

Творческий человек:  «Мне нравится налей воды в мой апельсиновый сок, чтобы он был менее сладким». ты делаешь?»
Творческое лицо:  «Мы красим наш почтовый ящик».
Обычное лицо:  «Ты сумасшедший.»

Творческое лицо:  «Почему бы и нет добавим немного чеснока?»
Обычный человек:  «Потому что рецепт не требует для чеснока.»

Обычное лицо:  «Почему ты идешь сюда? Это дольше»
Творческое лицо:  «Потому что мне нравится водить машину».
Обычное лицо:  «Говорил ли вам кто-нибудь, что вы странно?»

7. Я могу потерпеть неудачу.  Томас Эдисон, в поисках идеальной нити накала для лампы накаливания пытался все, что он мог придумать, включая бакенбарды из бороды друга. В целом, он пробовал около 1800 вещей. Примерно после 1000 попыток кто-то спросил его, был разочарован его неудачей. Он сказал что-то вроде: «Я приобрел много знаний — теперь я знаю тысячу вещей, которые не сработают».0003

 Большая часть размышлений делается в формальных образование делает акцент на навыках анализа, обучая студентов тому, как понимать утверждения, следовать или создавать логические аргументы, выяснять ответ, устранить неправильные пути и сосредоточиться на правильном. Однако есть другой вид мышления, ориентированный на изучение идей, создание возможности, ища много правильных ответов, а не только один. Оба такого рода мышление жизненно важно для успешной трудовой жизни, но последнее на человека обычно не обращают внимания до окончания колледжа. Мы могли бы различать эти два такие мысли:

Критический Мышление

Креатив Мышление

аналитика

генеративный

сходящийся

расходящийся

вертикальный

боковой

вероятность

возможность

решение

приостановленный решение

сфокусированный

диффузный

цель

субъективный

ответ

ан ответ

оставил мозг

Правильно мозг

словесный

визуальный

линейный

ассоциативный

рассуждение

богатство, новинка

да но

да и

В такой деятельности, как решение проблем, оба типа мышления важно для нас. Во-первых, мы должны проанализировать проблему; то мы должны сгенерировать возможные решения; затем мы должны выбрать и реализовать лучшее решение; а также наконец, мы должны оценить эффективность решения. Как вы видете, этот процесс обнаруживает чередование двух видов мышления, критического и творческий. На практике оба типа мышления работают вместе в большинстве случаев. времени и на самом деле не независимы друг от друга.

Что такое творчество?

Способность.  Простое определение состоит в том, что творчество – это способность воображать или изобретать что-то новое. Как мы увидим ниже, творчество — это не способность создавать из ничего (только Бог может сделать что), но способность генерировать новые идеи путем комбинирования, изменения или повторное применение существующих идей. Некоторые творческие идеи удивительны и блестящи, в то время как другие — просто простые, хорошие, практичные идеи, которых, кажется, ни у кого нет. думал еще.

Хотите верьте, хотите нет, но у каждого есть существенные творческие способности. Взгляни насколько дети творческие. У взрослых творчество слишком часто подавляется образованием, но все еще существует и может быть пробуждена. Часто все, что нужно для творчества, — это взять на себя обязательство по творчеству. и выделить на это время.

Отношение.  Творчество также отношение: способность принимать изменения и новизну, готовность игра с идеями и возможностями, гибкость мировоззрения, привычка наслаждаясь хорошим, при этом ища способы улучшить его. Мы социализированы в принимая только небольшое количество разрешенных или нормальных вещей, таких как клубника в шоколаде, например. Творческий человек понимает, что есть и другие возможности, такие как бутерброды с арахисовым маслом и бананами, или чернослив в шоколаде.

Процесс.  Творческие люди усердно и постоянно работать над улучшением идей и решений, постепенно внесение изменений и уточнений в свои работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *