Михаил ломоносов ученый – Ломоносов, Михаил Васильевич — Википедия

Михаил Ломоносов — биография, личная жизнь, фото

Михаил Ломоносов является одним из величайших русских ученых мирового уровня. Его имя навсегда вошло в историю, как пример «универсального человека», чьи интеллектуальные способности проникали в самые разные сферы знаний.

В биографии Ломоносова имеется много интересных событий, о которых мы вам расскажем прямо сейчас.

К слову сказать, биография великого русского ученого изучается с 5 класса, поэтому для составления краткой презентации можете воспользоваться либо данной статьей, либо взять материал из публикации «Интересные факты про Ломоносова».

Итак, перед вами биография Михаила Ломоносова.

Краткая биография Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, художник, историк, поэт и писатель.

Родился Ломоносов 8 ноября 1711 г. в селе Мишанинская, что в Архангельской губернии. До середины 18 века деревни Денисовка и Мишанинская существовали порознь, а затем были объединены в одно село Ломоносово.

Особые приметы Михаила Ломоносова

Детство

Родители Михаила были людьми состоятельными, так как отец работал рыбаком и был очень предприимчивым человеком. Интересен факт, что будущий ученый с ранних лет начал выходить с отцом в море.

Первые знания Ломоносов получил в Дмитровской церкви. Местный дьячок научил его читать и писать, что было на то время довольно редким явлением.

Побег из дома

Когда Ломоносову исполнилось 8 лет, умерла его мать. После этого отец еще дважды женился, и последняя жена, мачеха юного гения, сразу же невзлюбила Михаила. Это сильно омрачило его детские годы.

В 19-летнем возрасте Ломоносов принимает важнейшее в своей биографии решение: он задумал убежать из дому, так как отец планировал женить его.

Собрав ранним декабрьским утром самые необходимые вещи и книги, он уходит из родного села. Догнав караван рыбаков, направляющихся в Москву, он вместе с ними прибыл в столицу России.

Учеба Ломоносова

Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов подделал документы, выдав себя за сына холмогорского дворянина. На этот шаг он пошел потому, что простому крестьянину нельзя было просто так поступить в учебное заведение.

В этот период биографии Ломоносова ожидают многие трудности. Ему ни на что не хватает денег, он живет практически впроголодь, однако упорно продолжает учиться, впитывая любые знания, какими бы трудными они не казались.

В 1734-1735 Ломоносов проходит учебу в Киево-Могилянской академии, а затем возвращается в Москву, чтобы успешно закончить Славяно-греко-латинскую академию.

В 1736 году его направляют в Германию для того, чтобы изучать там технические и естественные науки. Стоит заметить, что такой чести удостаивались только самые лучшие и перспективные студенты.

Находясь за границей, Ломоносов жадно читает мировую литературу, изучает иностранные языки и делает первые в своей биографии переводы.

Безусловно, краткая биография не дает возможности продемонстрировать в полной мере то, каким необыкновенно любознательным и одаренным человеком был Михаил Ломоносов.

Одновременно изучая множество наук, он выступает с лекциями и проводит множество лабораторных опытов. Параллельно с этим он крайне серьезно изучает литературу и историю.

Личная жизнь

Находясь в Германии, Ломоносов влюбился в дочь хозяйки, на квартире у которой он проживал. 19-летнюю красавицу звали Елизавета Цильх.

Недолго думая, он женится на ней в 1739 г.

При этом интересно заметить, что их первая дочь родилась еще до брака, вследствие чего считалась незаконнорожденной.

Ломоносов с женой

В 1741 г. 30-летний Ломоносов вернулся в Санкт-Петербург, оставив жену в Марбурге. В России он никому не говорил о своей женитьбе и почти 2 года не вспоминал о жене.

Однако Елизавета Цильх сделала запрос через российское посольство. Узнав об этом, Ломоносов не стал отрицать факта свадьбы и способствовал переезду жены в Петербург.

В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Наследие Ломоносова

Научное наследие Михаила Ломоносова очень велико. За свою биографию он сумел достигнуть очень многого.

Немногие знают, что именно он впервые сказал, что вся материя состоит из атомов и молекул, в то время как официально наука заговорила об этом только через 100 лет.

Ломоносов является основоположником физической химии. Он – автор молекулярно-кинетической теории тепла, которая определила многие фундаментальные законы физики.

Интересен факт, что Ломоносов первый, кто разработал прототип вертолета.

Много лет спустя были обнаружены чертежи другого великого ученого и изобретателя – Леонардо да Винчи, который также пытался создать вертолет.

Литература занимала в биографии Ломоносова огромное место. Его «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», «Вечернее размышление о Божием величестве» и другие произведения вошли в золотой фонд мировой литературы.

Стоит заметить, что проект Московского университета также был разработан Ломоносовым. Позже университет назовут в его честь.

Заслуг Ломоносова перед наукой очень много. Вот некоторые из них: открытие закона сохранения материи, важнейшие работы по теории цвета, изобретение множества оптических приборов и т.п.

Также стоит заметить, что по большому счету, Михаил Ломоносов стал основоположником русского языка.

На протяжении всей своей биографии он крайне бережно относился к отечественной истории, любил русский язык и свято верил в великое будущее России.

Смерть

Умер Михаил Васильевич Ломоносов от воспаления легких 4 апреля 1765 года. Он прожил всего 54 года. Похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Незадолго до смерти Ломоносова, его посетила императрица Екатерина II. В газетах об этом писали так:

«…подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своем о науках и художествах в отечестве.

«Санкт-Петербургские Ведомости», 1764

Надо сказать, что Ломоносов еще при жизни снискал славу великого ученого и поэта. Его имя знают во всем мире, открытия используются в науке, а литературные произведения и биография изучаются в школах начиная с 5 класса.

Если вам понравилась краткая биография Ломоносова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

interesnyefakty.org

Ломоносов как величайший художник, поэт и ученый

Михаил Васильевич Ломоносов как ученый, поэт и художник.

За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились россияне, чтобы показали своё достоинство.

М.В. Ломоносов

ПЛАН КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Вступление…………………………………………………….2

2. М.В. Ломоносов как величайший ученый………………..2

3. М.В. Ломоносов как поэт……………….…………………..7

4. М.В. Ломоносов как выдающийся художник……………9

5. Заключение…………………………………………………….12

6. Используемая литература…………………………………13

ВСТУПЛЕНИЕ

Великий русский ученый-энциклопе­дист-Ломоносов оказал громадное влияние на развитие науки и куль­туры России. Его гений вторгся во все области человеческого знания: он и поэт, который от­крыл новые способы стихосложения, и художник, создатель грандиозных мозаичных панно, и автор первого учебника древней истории России, и картограф, и географ, и геолог, Один из выдающихся естествоиспы­тателей своего времени, Ломоносов известен также как автор книг по ме­таллургии, как талантливый инже­нер, педагог, один из создателей пер­вого в стране университета. Основными достижениями Ломоно­сова в области естественных наук, в первую очередь химии, были мате­риалистическое истолкование хими­ческих явлений, широкое введение физических методов и представле­ний, создание корпускулярной тео­рии и общая формулировка закона сохранения вещества и движения. Считая науку одним из главных факторов развития общества, он стремился использовать её на благо экономического и культурного процветания родины. Забота о могуществе Российского государства обратила Ломоносова к воспитательным проблемам, к вопросам подготовки молодой научной смены.

М.В. ЛОМОНОСОВ КАК ВЕЛИЧАЙШИЙ УЧЕНЫЙ

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711г. в деревне, Куростовской волости, Архангельской губернии в семье крестьян-поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых.

Годы, прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения Ломоносова и наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши.

Михаил Васильевич гордился своим поморским происхождением. Разнообразная природа севера, богатый животный мир обогащали и расширяли кругозор мальчика, а суровый климат и житейские трудности делали его упорным и выносливым. С большим уважением он относился к своим землякам-поморам. Их энергия, настойчивость и трудолюбие запечатлелись в его памяти на всю жизнь.

С ранних лет Михаил помогал отцу в его трудном и опасном деле. Рано научившись читать, любознательный и вдумчивый мальчик очень быстро перечитал все книги, какие только он мог достать в деревне. В 14 лет он дошел до границ книжной премудрости, до русской физико-математической энциклопедии того времени – “Арифметики” Магницкого и славянской грамматики Смотритского.

На родине Ломоносов дальше учиться не мог. Как крестьянскому сыну ему отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу.

В зимнюю стужу 1730 года Михаил Васильевич почти без денег, пешком отправился в Москву. Чтобы поступить в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию, он выдал себя за сына холмогорского дворянина.

Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. И в 1735 году, по запросу президента Петербургской Академии наук барона Корфа, Михаил Васильевич вместе с другими двенадцатью учениками “в науках достойными” был направлен в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии наук

В университете Ломоносов старался как можно больше накопить впечатлений, “испытать” законы науки в их непосредственном проявлении, дознаться до первопричин явлений. Часто засиживался допоздна в академических мастерских, лабораториях, библиотеке.

Эта редкая работоспособность воспитанника Спасских школ была замечена и, когда появилась возможность послать за границу трех наиболее подготовленных студентов для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, президент академии без колебаний принял кандидатуру Ломоносова.

Почти 5 лет длилась заграни

mirznanii.com

Кто такой Ломоносов Михаил Васильевич: биография и творчество

Лишь неуемная страсть к знаниям помогла сыну крестьянина стать основоположником таких направлений науки, как естествознание, химия, астрономия, приборостроение, география, металлургия, геология, филология. Ломоносов — один из самых ярких примеров восхождения по социальной лестнице из низов к самым вершинам.

Детские годы

Родился Ломоносов Михаил Васильевич 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости, Двинского уезда, Архангелогородской губернии. Ныне населенный пункт носит имя великого ученого – село Ломоносово.

Отец – зажиточный крестьянин Василий Дорофеевич. Мать, Елена Ивановна, покинула наш мир, когда мальчику было всего девять лет.

Семья владела довольно большим участком земли. Основную прибыль приносил рыбный промысел. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам. Уже с десяти лет и юный Миша принимал участие в походах. Наряду с рыбной ловлей мальчик любил читать. Обучил его этому хитрому делу дьяк местной церкви. Тогда-то мальчик и написал на бумаге свое полное имя — Ломоносов Михаил Васильевич. Биография ученого гласит, что работой его учителя было написание писем, прошений и ведение деловой переписки.

Когда мальчику было тринадцать лет, отец женился в третий раз. С мачехой отношения сразу не заладились. И уже через год, суровой зимой, Ломоносов, кратко описать биографию которого очень сложно, тихо покинул дом. Ему повезло – в нужную сторону отправлялся рыбный обоз, к которому и примкнул будущий ученый. Мальчик отправился покорять Москву, где пока еще никто не знал, кто такой Ломоносов.

Тяжелый выбор

В царской России высшее образование можно было получить лишь в трех крупных городах. Конечно же, это были Москва, Санкт-Петербург и Киев. Из представленных вариантов Михаил Ломоносов выбрал первый. Его путь к знаниям занял более трех недель.

Начало обучения

В январе 1731 года мальчик успешно поступил в школу. Учителя узнали, кто такой Ломоносов: в первую очередь прилежный ученик, всем своим естеством стремившийся к наукам. Все свободное время он проводил за изучением библиотечных книг.

За обучение даже платили очень небольшое жалование, на которое можно было приобрести разве что немного хлеба и кваса. Не раз Ломоносов горевал по поводу постигшей его бедности, но никогда всерьез не думал о том, чтобы бросить учебу и вернуться в родную деревню, где отец хотел его женить на одной из местных красавиц.

Будущий ученый был явно более развитым, чем его одногодки. Поэтому за один год он мог перескочить сразу два-три класса. Неплохо овладел латынью и греческим языком.

Петербург

В 1735 году в составе двенадцати наиболее успешных учеников переведен на обучение в Санкт-Петербургскую академию наук. Кто такой Ломоносов, смогли воочию наблюдать светила науки. Все основные дисциплины были представлены в этом учебном заведении.

Быт был более чем скромным. Но академия выдала одежду, а в комнатах была простая мебель.

Каждое утро начиналось с урока усиленного изучения немецкого языка. Помимо филологии и написания стихов ученый занимался математикой, физикой, химией, минералогией.

Прилежный ученик быстро примелькался, и уже очень скоро ни у одного из учителей не возникало вопроса о том, кто такой Ломоносов.

Немецкий период жизни

В 1736 году группа студентов, в составе которой был Михаил Васильевич, была отправлена на обучение в Германию.

Основной задачей было обучение горному делу с целью дальнейшего преподавания в институтах. Никто и не удивился тому, что в группе был Ломоносов.

Следующие пять лет жизни ученого прошли в Германии и отчасти в Голландии. Результатом этого периода стали глубокие познания в физике, химии, горном деле. Даже жизнь в долг и впроголодь не разочаровала Михаила Васильевича в правильности выбранного направления.

Семейная жизнь

В 1739 году, поссорившись с учителем, Ломоносов, биография которого представлена в статье, покидает обучение и пытается вернуться обратно в Россию. Ему это не удается. Он женится на дочери хозяйки дома, в котором он снимал жилье, – Елизавете Цильх. В этом же году у молодой пары рождается дочь. К сожалению, девочка прожила недолго, умерла в 1743 году.

В декабре 1741 года рождается мальчик Иван. Но не прожив и двух месяцев, ребенок скончался. В феврале 1749 года родилась дочь Елена.

Возвращение в Россию

В июне 1741 года Ломоносов вернулся в родную академию наук и совместно с профессором И. Амманом начал сбор минералов и окаменелостей. Он растет как поэт. Переводит статьи из немецких журналов. Начинает проводить эксперименты как изобретатель. Уже вскоре получает возможность самостоятельно преподавать и принимать участие в заседаниях академического собрания. Скоро мир увидели первые диссертации по физике и химии.

В июне 1745 года Михаил Васильевич получил звание профессора химии Санкт-Петербургской академии. По личному прошению ученого начато обустройство химической лаборатории, которое было завершено через два года.

В 1748 г. открыт исторический департамент, в котором Ломоносов принимает самое активное участие.

В этом же году Михаил Васильевич стал журналистом. Деятельность началась с переводов зарубежных писем для газеты «Санкт-Петербургские ведомости».

Дальнейшая деятельность

После сближения с любимцем императрицы, Иваном Шуваловым, Ломоносов получает возможность продвигать свои идеи на высшем уровне.

Так, под его влиянием в 1755 году открыт Московский университет с обучением заграничного образца.

Уже в 1756 г. Ломоносов начал активную борьбу за обучение в гимназиях и университетах детей представителей низшего сословия. Отчасти ему это удается.

В 1758 году он становится главой географического департамента. Производится колоссальная работа по созданию атласа России.

В 1763 Екатерина II произвела ученого в статские советники.

В этом же году получает титул члена академии художеств за работы с мозаикой.

Память

В 1765 году Михаил Васильевич тяжело заболевает. К сожалению, излечиться ему не удалось. Великого ученого не стало 4 (15) апреля 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище в г. Санкт-Петербурге.

Ломоносов – уникальный ученый, который смог проявить себя практически во всех отраслях науки: физике, химии, литературе, языках. Помимо этого, мир увидел множество его изобретений. Он один из немногих, кто смог разгадать секрет окраски стекла в красный цвет. Его работы с мозаикой долгое время поражали умы современников. Работа была очень длительная, напряженная и кропотливая. Использовал разнообразные оптические приборы собственного изготовления. Ярый борец с несправедливостью. Ученый-практик, который отличался не только критикой, но и достойным предложением по замене не удовлетворяющей его гипотезы. Работы по горному делу и металлургии и по сей день могут заинтересовать специалистов. В целом Михаил Васильевич Ломоносов был незаурядной личностью.

Память о нем будет еще долго передаваться из поколения в поколение.

fb.ru

Ломоносов Михаил Васильевич, подробная биография

(1711-1765) русский ученый-энциклопедист, поэт

Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовке, близ с. Холмогоры, Архангельской губернии, а ныне селе Ломоносове Архангельской области. Его отец был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он учился в Москве на священника и поэтому был одним из образованных людей тех мест, в их семье была обширная библиотека.

Получив возможное для тех мест образование, в 1730 году Михаил Ломоносов отправился в Москву в Славяно-греко-латинскую академию. Он настолько хорошо там учился, что в 1735 году его отправили на учебу в Петербургский университет, а с 1736 года он продолжил образование в Германии.

Талантливый юноша не только прекрасно учился, но и работал на фабриках и шахтах, затем во Фрайбурге изучал химию и горное дело. Большую часть из пяти лет, проведенных в Европе, Михаил Ломоносов прожил в Марбурге, у известного физика Х. Вольфа. По его мнению, настоящие знания приобретает только тот, кто теорию сумеет подкрепить практикой. Ломоносов был верен этому правилу всю жизнь.

В 1741 г. он вернулся на родину и был назначен профессором химии (академиком) Петербургской Академии наук. С 1757 г. становится канцлером, что соответствует должности вице-президента Академии наук.

Благодаря усилиям Михаила Ломоносова в Петербурге была создана прекрасно оборудованная лаборатория, в которой ученый проделал большую часть своих опытов.

Помимо этого, он строил стекольные заводы, кожевенные предприятия, шахты, плавильные печи и даже сам изготовлял для царского двора красивые искусственные огни. Кроме этого, он руководил и занимался также многими другими делами, среди них картографические работы, писал учебники, поэмы, создавал школы. По его инициативе и проекту был открыт Московский университет. Все эти многочисленные дела и заботы ученый сочетал с чисто научной работой.

Главные его открытия касаются химии, физики и астрономии, прежде всего таких неведомых еще проблем, как тепло или строение молекулы. Эти открытия на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых, но часто оставались не замеченными европейской наукой, не придававшей особого значения развитию точных знаний в варварской стране, которой они считали Россию. Ломоносов первым сформулировал закон сохранения массы, а также основные положения кинетической теории газов. Вместе с другом, немецким ученым, академиком Георгом Рихманом, он проводил опыты по атмосферному электричеству. Эти исследования завершились трагично, так как, проводя опыт во время грозы, Рихман погиб.

Михаил Васильевич Ломоносов начал собирать систематическую коллекцию российских минералов и первым предложил описывать их по внешнему виду, химическим и физическим свойствам. Огромное значение имеет сделанный им вывод о породах — спутниках месторождений различных металлов.

Значительными являются и работы Ломоносова в области русской словесности. Он заложил основы развития современного стихосложения. Его работы стали началом становления русского литературного языка светского характера.

Для того, чтобы внести порядок в литературный язык, Михаил Ломоносов распределил весь его словарный состав по трем группам — штилям — «высокому», «посредственному», «низкому», связав с каждым из них определенные литературные жанры. Отсюда и исходит принятое в русском литературоведении определение комедии как низкого жанра, а трагедии — как высокого.

Для высокого стиля характерно употребление славянизмов, т. е. древних церковнославянских слов, понятных современникам Ломоносова. Одновременно с этим ученый отказывался от устаревших слов, даже в высоком стиле.

В «посредственном» стиле он рекомендовал употреблять славянские слова «с великою осторожностию, чтобы слог не казался надутым». Просторечные слова можно было употреблять в среднем стиле, но тоже ограниченно: «чтобы не опуститься в подлость». «Низкие» слова могли свободно использоваться в низком стиле, из которого исключались славянские слова. Нормы литературной речи, которые ввел Михаил Ломоносов, способствовали развитию языка русской литературы.

Он был не только ученым, но и человеком с непростым характером, неуравновешенным, вспыльчивым, подвижным и динамичным.

Нелегко перечислить все открытия, принадлежащие Ломоносову. Именно ему мы обязаны рождением русской мозаики. На Ломоносовском заводе было выполнено панно, посвященное битве под Полтавой.

Ломоносов отдавал работе все свои силы, время, жизнь. Такой образ жизни привел к тому, что Михаил Васильевич рано постарел, здоровье его было подорвано изнуряющей работой. Результатом этого стала смерть Ломоносова от простой весенней простуды.

Михаил Васильевич Ломоносов, по словам Александра Сергевича Пушкина, «…был первым нашим университетом». Виссарион Григорьевич Белинский назвал его «отцом русской литературы».

Взгляды и теории Михаила Васильевича Ломоносова, далеко уходящие в будущее, оценили по-настоящему только ученые, жившие чуть ли не на два века позже.

biografiivsem.ru

Биография Михаила Ломоносова

История исследования космоса > Великие астрономы > Михаил Ломоносов

Биография Михаила Ломоносова (1711-1765 гг.)


Краткая биография:

Имя: Михаил Ломоносов

Дата рождения: 8 ноября 1711 г.

Дата смерти: 4 апреля 1765 г.

Образование: Санкт-Петербургский государственный университет, Марбургский университет и Славяно-греко-латинская академия

Место рождения: деревня Мишанинская (ныне — село Ломоносово), Архангелогородская губерния, Русское царство

Место смерти: Санкт-Петербург


Михаил Васильевич Ломоносов – русский ученый и естествоиспытатель: биография, фото, факты из жизни, астрофизические исследования, полярное сияние, хвосты комет.

Михаил Васильевич Ломоносов — великий русский ученый и энциклопедист, за 54 года своей жизни (1711-1765) сумел вывести многие области отечественной науки, включая и астрономию, на новый более высокий уровень. Его деятельность высоко ценили современники, и она по достоинству была оценена потомками.

Эйлер считал его научные мемуары превосходными. Таким же эпитетом награждали и его стихи, пока не появились стихотворения Пушкина. Он высоко оценил вклад Ломоносова в науку, считая его таким же самобытным сподвижником просвещения, как Петр I, Екатерина II. А его знаменитая фраза, что Ломоносов не только создал университет, но и был сам первым российским университетом, наиболее точно определила роль ученого в развитии российской науки.

Местом рождения Ломоносова было село Денисовка, расположенное в Холмогорском уезде Архангельской губернии. Отец его, хотя и был зажиточным крестьянином, не имел никакого образования. Зато мать, будучи дочерью дьякона, умела читать, и хотя умерла довольно рано, успела научить читать и сына.

Книги, написанные поморами-старообрядцами, были первыми прочитанными им книгами, за которыми последовала «Стихотворная Псалтырь» (автор Симеон Полоцкий), «Грамматика» (автор Смотрицкий), «Арифметика» (автор Магницкий).

Они и породили жажду знаний, которая проснулась в этом любознательном юноше. Михаила потянуло к знаниям, и он с разрешения отца отправился за ними в Москву. Поступив Московскую славяно-греко-латинскую академию в 1731 году, двадцатилетний юноша изучает различные науки, которые там преподаются, включая и латинский язык. Годы обучения были тяжелыми, на пути молодого человека встречались и трудности, и лишения.

В 1736 году Ломоносов попадает в число двенадцати самых способных учеников, которых пригласила для дальнейшего обучения Академия наук Германии. Обучение длилось пять лет, которые позволили усердному студенту изучить физику и химию, математику и горное дело. Повлияла эта поездка и на жизненные взгляды Ломоносова, заставив его интересоваться также вопросами государственного права.

В Россию Михаил Васильевич возвращается уже в 30-ти летнем возрасте в 1741 году и получает назначение на должность адъюнкта химии в академии, что соответствовало уровню стажера, помощника профессора. Четыре года спустя ему разрешили чтение на русском языке публичных лекций. К этому времени молодому ученому удалось написать и даже издать несколько трудов по химии и физике.

Спустя некоторое время Ломоносову удалось приобрести достаточно большое влияние и в академии, и при царском дворе. Он использовал его для убеждения правительства в необходимости открытия университета в России, и в 1755 году открылся Московский университет. Ломоносов считал, что способности к обучению имеют и дети бедняков, и стремился доказать, что они должны учится вместе со студентами из высших сословий.

Одним из направлений деятельности Ломоносова была астрономия, и он внес в ее развитие очень большой вклад. Он был первопроходцем астрофизических исследований космического пространства, правильно объяснив, например, электрическую природу полярного сияния.

Им также была сделана попытка объяснить атмосферным электричеством происхождение хвостов комет. Его гипотеза имеет некоторые сходные черты с современными теориями, описывающими образование/свечение частей кометных хвостов под воздействием газово-плазменной кометной головы при участии потоков солнечного ветра.

Занимался Ломоносов и изучением физической природы Солнца. Ученые того времени считали оболочку этого небесного светила твердокаменной, хотя и очень раскаленной. Михаил Васильевич же высказал предположение о его расплавленной поверхности.

Интересовало ученого и строение Земли. Он считал, что при внимательном изучении ее недр можно открыть новые методы поиска полезных ископаемых. Ломоносов также уделял много внимания вопросам эволюции Земли, Солнечной системы, Вселенной в целом.

Известным и важным достижением Ломоносова было открытие атмосферы у Венеры, которое произошло 24 июня 1761 года при прохождении планеты по солнечному диску. За этим явлением следило большое число астрономов из разных стран. Ожидая момента контакта дисков Солнца и Венеры, ученые надеялись уточнить расстояние от Земли до Солнца.

Когда диск Венеры оказался на фоне солнечного диска, Ломоносов обратил внимание на небольшую дымку на крае последнего. А при приближении планеты к другому краю солнечного диска, на нем стала видна выпуклость, исчезнувшая через некоторое время.  Край диска Солнца при этом некоторое время казался срезанным.

Эти явления заметили многие астрономы, но только Ломоносову удалось правильно объяснить их наличием атмосферы у Венеры. Это открытие признал весь научный мир, и ученые задумались о возможности жизни на других планетах.

Кроме наблюдений и расчетов Ломоносов занимался и созданием приборов, позволяющих проводить астрономические наблюдения. Два года он работал над созданием телескопа, и в 1762 году ему удалось изобрести однозеркальную схему рефлектора, имеющую расположенное под углом 4° зеркало.

Михаил Васильевич чувствовал, что множество загадок, которое таит в себе космос, будет разгадывать не одно поколение потомков. Но он понимал, что бесконечную вселенную вряд ли удастся понять до конца даже самому гениальному из людей.


v-kosmose.com

Михаил Васильевич Ломоносов — великий сын России — Славянская культура

Прижизненный портрет Ломоносова. Художник Георг Преннер. 175о г. Михаил Ломоносов — первый русский ученый-естествоиспытатель, который смог приобрести мировую значимость, родился 19 ноября 1711. Мир знает его как интеллектуала-энциклопедиста, химика, физика, приборостроителя, астронома, географа, металлурга, геолога, поэта, художника, лингвиста, историка, просветителя.

Мужчина почти двухметрового роста, огромной силы, которую Михаил Ломоносов, не смущаясь, мог пустить в ход, отстаивая свое обострённое чувство справедливости.

Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»

В декабре 1730 Михаил Ломоносов ушел учиться в Москву. Путь в науку.

Ломоносов родом с северных краев, а там отсутствовало крепостное право. Семья, его относилась к государевым людям и была довольно зажиточной. Сохранились сведения о том, что отец Ломоносова был помором и владел двумя кораблями для торговли и рыболовства. Какими бы знаниями и талантами не обладал крестьянин Ломоносов, его призванием была рыбная ловля и жизнь в Денисовке, неподалеку от Холмогор. Как удалось избежать подобной участи этому гениальному человеку досконально не известно. Известно лишь, что он оказался в Москве с заемными тремя рублями, которые тратил по три копейки в сутки. Столичному гостю требовалось чем-то питаться, читать книги и сопровождать любимое занятие свечным освещением.

Общеизвестным фактом является и то, что великовозрастный, 19-ти лет отроду Михаил Ломоносов поступил в ученье и постигал науки вместе с восьмилетними мальчишками. Насмешки, осуждение, подтрунивания… Никому не ведомо сколько всего пережил мужественный помор, но его рвенье было необычайным. За год он расправлялся с трёхгодичным курсом, что привело его к стенам академии. Здесь Ломоносов при поступлении соврал о своем происхождении, заявив, что является холмогорским дворянином.

Проштудировав все подвластные ему науки в России, Ломоносов решил продолжить утоление жажды знаний и отправился на стажировку в Германию. Там его ждала неплохая стипендия.

Михаилу Ломоносову в загранпоездке, приснилось, что «видит выброшенного, по разбитии корабля, отца своего на необитаемый остров в Ледяном море, к которому в молодости своей бывал некогда с ним принесен бурею».

Ломоносова сие сновидение чрезвычайно обеспокоило. Вернувшись в Петербург с чужбины, он первым делом справился об отце. Выяснилось, что тот действительно «по первом вскрытии вод, отправился по обыкновению своему в море на рыбный промысел; что минуло уже тому четыре месяца, и ни он, неже кто другой из его артели, поехавших с ним, еще не воротились».

Михаил Васильевич спешно организовал поиски пропавшего батюшки: спустя некоторое время тело Василия Ломоносова было найдено на «приснившемся» острове и там же погребено по православной традиции. Впоследствии некоторые ученые стали трактовать этот случай как доказательство существования телепатической связи между близкими родственниками.

Академия наук к моменту прихода будущего великого своего представителя просуществовала 16 лет и не видела ни одного русского. Это была обитель немецких ученых. Сметливого Ломоносова приняли сюда можно сказать с радостью, так как задумкой Петра было академирование родной нации. Оформлял будущего русского академика некий Шумахер, который впоследствии стал его злейшим врагом и далеко не одним. Как выяснилось впоследствии, русский представитель академического круга был много умнее коллег и, самое для них страшное, начал бороться с коррупцией, так как суммы, выделяемые на научные изыски, просто списывались в широкие карманы предприимчивых ученых. Бывший крестьянин не только стал воспитывать нерадивых коллег, но и поколачивать их, за что попал в тюрьму. Здесь, правда, он не скучал, осваивая стихотворные формы и рифмы.

Михаил Ломоносов умел он за себя постоять и не дорожил ни покровительством меценатов, ни благосостоянием, когда дело шло о его чести или о торжестве любимых идей… Вот как пишет он этому самому Шувалову, высокому своему патрону, который вздумал над ним пошутить. «Я, ваше высокопревосходительство, не только у вельмож, но ниже у Господа моего Бога дураком быть не хочу»… В другой раз, заспоря с тем же вельможею, Ломоносов так его рассердил, что Шувалов закричал: «Я отставлю тебя от Академии!» — «Нет, — возразил гордо Ломоносов, — разве Академию от меня отставят».

Михаил Васильевич любил Баха. Не раз стоял он на Мессе, всегда в левом нефе скромной церкви реформатской общины Марбурга (в которой он 26 мая 1740 венчался с Елизаветой Христиной Цильх) и самозабвенно слушал великого Баха.

Жениться хорошо, да много и досады.
Я слова не скажу про женские наряды:
Кто мил, на том всегда приятен и убор;
Хоть правда, что при том и кошелёк неспор.
Всего несноснее противные советы,
Упрямые слова и спорные ответы.
Пример нам показал недавно мужичок,
Которого жену в воде постигнул рок.
Он, к берегу пришед, увидел там соседа:
Не усмотрел ли он, спросил, утопшей следа.
Сосед советовал вниз берегом идти:
Что быстрина туда должна её снести.
Но он ответствовал: «Я, братец, признаваюсь,
Что век она жила со мною вопреки;
То истинно теперь о том не сомневаюсь,
Что, потонув, она плыла против реки».

Отмщать завистнику меня вооружают,
Хотя мне от него вреда отнюдь не чают.
Когда зоилова хула мне не вредит,
Могу ли на него за то я быть сердит?
Однако ж осержусь! я встал, ищу обуха;
Уж поднял, я махну! а кто сидит тут? муха!
Как жаль мне для неё напрасного труда.
Бедняжка, ты летай, ты пой: мне нет вреда.

Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для Академии, быв много раз прежде за тем же

Кузнечик дорогой, сколь много ты блажен,
Сколь больше пред людьми ты счастьем одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.
Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,
Но в самой истине ты перед нами царь;
Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!
Ты скачешь и поёшь, свободен, беззаботен,
Что видишь, всё твое; везде в своём дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому.

С Ломоносова начиналась наша наука и наша литература. По словам Пушкина, «он сам был первым нашим университетом».

www.liveinternet.ru/users/4373400/post300216391/ 

Похожие статьи:

Видеоролики → Этруски. Тайна славянской цивилизации. Часть 1

Традиции → Славянские сказки

Видеоролики → Этруски. Тайна славянской цивилизации. Часть 4

Видеоролики → Этруски. Тайна славянской цивилизации. Часть 3

Видеоролики → Этруски. Тайна славянской цивилизации. Часть 2

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Ломоносов Михаил Васильевич великий учёный и поэт

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31»

Выполнила:

Ученица 9 класса А

Озерова Анастасия

Проверила:

Кудимова Ирина Михайловна

Курск 2009

Ломоносов, Михаил Васильевич — один из величайших русских поэтов и ученых (1711 — 1765). Это хорошо сознавали уже лучшие его современники. «Он наших стран Малгерб, он — Пиндару подобен!» — писали о его стихах даже его враги; «все научные мемуары Ломоносова — не только хороши, но даже превосходны», — говорит о его научных работах знаменитый Эйлер. Им, как и Державиным, зачитывались чуть не вплоть до самого Пушкина. «Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта», писал Пушкин; «между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Выдвигая великие заслуги Ломоносов в истории русской науки и русского просвещения, деятельность Ломоносова, как «российского Пиндара», Пушкин считает ни за что. «Оды его… утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности — вот следы, оставленные Ломоносовым». Крайность этого отзыва в другом месте умеряется самим Пушкиным: он говорит о народности языка Ломоносова, о высокой поэтичности его духовных од, которые «останутся вечными памятниками русской словесности». Белинскийокончательно восстановил поколебленную славу Ломоносова как поэта. Называя взгляд Пушкина на Ломоносова «удивительно верным, но односторонним», Белинский указывает на великое значение поэзии Ломоносова в общем историческом ходе нашего литературного развития. «Во времена Ломоносова, — говорит Белинский, — нам не нужно было народной поэзии; тогда великий вопрос — быть или не быть — заключался для нас не в народности, а в европеизме… Ломоносов был Петром Великим нашей литературы… Не приписывая не принадлежащего ему титла поэта, нельзя не видеть, что он был превосходный стихотворец, версификатор… Этого мало: в некоторых стихах Ломоносова, несмотря на их декламаторский и напыщенный тон, промелькивает иногда поэтическое чувство — отблеск его поэтической души… Метрика, усвоенная Ломоносовым нашей поэзии, есть большая заслуга с его стороны: она сродна духу русского языка и сама в себе носила свою силу… Ломоносов был первым основателем русской поэзии и первым поэтом Руси». Действительно, в деле общего духовного — а вместе и литературного — возрождения России Ломоносов был непосредственным продолжателем Петра Великого. Своими разнообразными учеными трудами, как и своими поэтическими произведениями, Ломоносов дал реформам Петра живое, фактическое приложение в области литературы и науки. Сын беломорского крестьянина-рыбака, 20-летним «болваном» кое-как попавший в учебное заведение, Ломоносов в дальнейшей своей деятельности в одно и то же время выступает физиком, химиком, геологом, поэтом, оратором, филологом, историком, даже публицистом. Для осуществления идей Петра в Ломоносове нашлись гигантские силы. О первых годах жизни Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Он родился 8 ноября 1711 г., в селе Денисовке, Архангельской губернии, Холмогорского уезда, в крестьянской, довольно зажиточной семье. Его отец занимался рыбным промыслом и нередко совершал большие морские поездки. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Из двух мачех Ломоносова вторая была «злая и завистливая». Лучшими моментами в детстве Ломоносова были, по-видимому, его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше — все это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора»… (Вернадский «Ломоносовский Сборник», II, 144). Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых и доселе не мало сохранилось на севере. Еще от матери Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению; позднее она, по-видимому, была поддержана в нем поморами-старообрядцами. Рано, по-видимому, зародилось в Ломоносове сознание необходимости «науки», знания. «Вратами учености» для него делаются откуда-то добытые им книги: «Грамматика» Смотрицкого , «Арифметика» Магницкого , «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. В Москву Ломоносов ушел с ведома отца; один из местных крестьян поручился даже во взносе за него податей; но, по-видимому, отец отпустил его лишь на короткое время, почему он потом и числился «в бегах». В «Спасские школы», то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов вступил в 1731 г. и пробыл там около 5 лет. Из дошедшего до нас письма Ломоносова к И.И. Шуваловувидно, какие физические лишения, какую душевную борьбу пришлось выдержать Ломоносову за время пребывания его в академии. В научном отношении оно принесло ему немалую пользу: он не только приобрел вкус вообще к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился и вообще с тогдашней «наукой», хотя и в обычной для того времени схоластической форме разных «пиитик», «риторик» и «философий». Другим счастливым фактом ранней жизни Ломоносова был вызов со стороны Академии Наук 12 способных учеников «Спасских школ». В 1736 г. трое из них, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Вольфа, и около года в Фрейберге, у Геннеля; с год провел он в переездах, был, между прочим, в Голландии. Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения. На лекциях Вольфа Ломоносов мог выработать свои взгляды в области тогдашнего так называемого естественного права, в вопросах, касающихся государства. В июне 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию и вскоре назначен был в академию адъюнктом химии. В 1745 г. он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; в 1746 г. — о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. В то же время Ломоносов усиленно ведет свои занятия в области физики и химии, печатает на латинском языке длинный ряд научных трактатов. В 1748 г. при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого Ломоносов вскоре начинает вести борьбу с Миллером , обвиняя его в умышленном принижении в научных исследованиях русского народа. Он представляет ряд записок и проектов с целю «приведения Академии Наук в доброе состояние», усиленно проводя мысль о «недоброхотстве ученых иноземцев к русскому юношеству», к его обучению. В 1749 г., в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», имевшее большой успех; с этого времени Ломоносов начинает пользоваться большим вниманием при Дворе. Он сближается с любимцем Елизаветы И.И. Шуваловым, что создает ему мас

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *