Мишель монтень педагогические идеи: Мишель Эйкем де Монтень — Лучшие педагоги России

Мишель Монтень. Педагогические идеи

Пензенский государственный педагогический университет им.В. Г. Белинского

 

                             по истории педагогики и образования

                                             на тему :

 

 

 

 

 

 

                                                                              

                                                                                     

 

                                                                                 Выполнила студентка группы ПС-21                                                                                                               

                                                                                                               Мишутина Светлана                                                  

                                                       Пенза-2012

                                         Содержание :

    Введение………………………………………………………………. ….стр.3

1. Мишель Монтень. Его воспитание..………..…………………………..стр.4

2. Монтень — отрицатель мертвого, пассивного образования. ………….стр.5

3.  Истинное образование по Монтеню: его постановка.…………………стр.6

4. Образовательный материал по Монтеню…………………………..……стр.7

5. Монтень о нравственном приучении………………..……………………..стр.9

6.Монтень о физическом воспитании и закаливании…………………….стр.10

7. Монтень о дисциплине в школе  и семье…………………………………стр.11

    Заключение………………………………………………………..….……стр.12

    Литература…………………………………………………………………стр.13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

                                          Введение.

Воспитание и  образование для Возрождения  имели жизненно важное значение. Кроме  того, общественному интересу к этим сферам человеческой деятельности способствовало значительное распространение книгопечатания в конце XV в. Гуманисты понимали, что новые идеалы войдут в жизнь с молодым поколением, воспитанным в духе этих идеалов, поэтому вопросы образования и воспитания подрастающего поколения становились предметом пристального внимания педагогов-гуманистов. Поставив человека в центр своего мировоззрения, гуманисты связывали с его целенаправленным воспитанием моральный и социальный прогресс общества. Этим объясняется особое внимание к педагогике в эпоху Возрождения, когда педагогическая мысль значительно опережала образовательную практику, как правило, сохранявшую традиционную для Средневековья форму. В педагогических сочинениях виднейших гуманистов формулировалась новая цель воспитания, выделялись условия и требования, способствующие развитию гармоничной личности. Особый акцент делался на интеллектуальные, нравственные, эстетические элементы воспитания. Получили признание потребность и ценность физического воспитания подрастающего поколения. 

      Основой образования и воспитания гуманисты, опираясь на идеи М. Ф. Квинтилиана, считали совокупность природных способностей ребенка, которые развиваются в обучении с помощью руководства, наставления и упражнений. Педагоги настаивали на необходимости выявления путем наблюдения природных склонностей детей, учета их индивидуальных особенностей и применения различных методов воздействия на учеников в зависимости от их характеров и способностей. В эпоху Возрождения сложилось понимание важной роли обучения и воспитания в формировании нравственности, развитии ростков добра, смягчении и обуздании нежелательных наклонностей. 
      Заслугой гуманистов стала разработка содержания образования, основу которого составляли древние языки, дававшие возможность оценить произведения и философию мыслителей прошлого, и изучение античного культурного наследия. Были внесены дополнения в содержание «семи свободных искусств», расширялся тривиум, в него включались история, моральная философия, поэзия. К XVI в. возрастает внимание к дисциплинам естественно-научного цикла, кроме того, в обучении считалось важным наблюдение природных явлений, знакомство с различными ремеслами и искусствами. В это же время формулируется положение о необходимости обучения на родном языке. Таким образом, сформировалось представление об энциклопедическом содержании образования, включавшем обширный круг научных и культурных достижений. В эпоху Возрождения сложилось новое понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радостного, с чем связаны и методы обучения – принцип «мягкой руки», широкое применение морального поощрения. Идея гуманистов о связи обучения с жизнью сделала основным критерием образования его полезность, прежде всего для подготовки человека к жизни в обществе. 
      Сформулированные педагогами-гуманистами идеи отражались в педагогической действительности, преображая ее: возникали новые типы учебных заведений, пропитанные исключительно идеями гуманизма; пересматривались содержание, формы, методы обучения; создавались новые учебники и учебные пособия. Схоластическое образование уступило место грамматико-риторическому (классическому), суровая дисциплина Средневековья сменилась на более мягкую и гуманную.
Все настойчивее звучала мысль о внимательном, бережном отношении к личности ребенка.

 

 

                   1.Мишель Монтень. Его воспитание.

М. Монтень родился  в 1533 году в замке Монтеней в Перигоре. Детство и воспитание Монтеня  протекало в довольно оригинальных условиях. Отец Монтеня отправил ребенка, тотчас после рождения, в бедную деревеньку, ему принадлежавшую, и  ребенок „пробыл там все время, пока питался грудью, и даже больше, приучаясь к самой простой  жизни” Автобиографические данные разбросаны по „Опытам” Монтеня. „Избранные места  из „Опытов Монтеня”, в изд. Тихомирова и Адольфа, стр. 119. Впоследствии, ради того же опрощения, только в более  широком смысл, в деревню посылает Руссо и своего Эмиля.. Помимо приучения  к простоте, у отца Монтеня была и другая цель: „сблизить ребенка  с народом и с тем классом  людей, который нуждается в нас”. „Он желал”, говорит Монтень, „чтобы я скорее стремился к тому, кто  протягивает нам руки, нам к  тому, кто поворачивается к нам  спиной; поэтому же он выбрал мне  в восприемники людей низшего  сословия, чтобы обязать меня и  привязать к ним”.

„Его план удался”, — добавляет Монтень, — „я всегда принимаю живое участие в жизни”. Далее, прямо от кормилицы, раньше чем ребенок  выучился говорить, отец отдал его  „на попечение одного немца, впоследствии знаменитого врача Франции, который  совсем не знал французского языка, но за то очень хорошо знал латинский”. „Ему в подмогу взяты были еще  двое, мене ученые, чем он”, и все  они должны были говорить с ребенком по латыни. Даже слугам было запрещено  говорить с ребенком иначе, чем по латыни: если они хотели говорить, они  должны были усвоить латинские слова  и выражения Избранны я места  из „Опытов” Монтеня, стр. 99.. Отец Монтеня  хотел этим скорее открыть своему сыну *тогдашнюю „дверь” всех наук,—латинский  язык. В результате, — как говорит  о том сам Монтень, — ребенок  „без всякого искусства, без книг, без грамматики или правил, без  хлыста и слез выучил латынь также  хорошо, как и учитель…” Необычным  способом Монтень выучился и греческому языку, „в виде соединения забавы и  упражнения: учили склонения во время  игры в мяч, вроде того, как некоторые  изучают арифметику и геометрию  по игральным табличкам”.
Вообще, замечает Монтень о своем воспитании, „отцу  посоветовали приучать меня к науке  и исполнение долга без принуждения  и развивать мою душу со всею мягкостью  и свободой, без какой бы то ни было жестокости и принуждения” Избранные  места из Монтеня, стр. 100.. На 6-м году Монтень был отдан в „самую лучшую” тогда во Франции Гиеньскую  коллегию, где, однако, преподавали  очень плохо И если бы здесь  мой учитель, вспоминает Монтень (ibid., стр. 102) „был так безрассуден, что  запретил бы мне читать, то я, наверно, вынес бы из коллегии только ненависть, отвращение к книгам, как случается  с большинством нашей дворянской молодежи”.. 13-ти лет Монтень оставил  школу, пройдя (благодаря своей подготовке) весь курс „и в сущности без малейшей пользы для себя” (Монтень). С 21-го года мы видим его занимающим почетные должности в г. Бордо (то советника  Бордосского парламента, то мэра г. Бордо): он добросовестно исполняет  свои обязанности, хотя и не чувствует  к ним влечения, предпочитая частную, свободную жизнь.
Последние годы жизни, с 1585 г., он проводит в своем  имении. Умер в 1592 году.

 

 

 

 

 

2. Монтень — отрицатель мертвого, пассивного образования.

У Монтеня нет  особых сочинений, посвященных вопросам воспитания. Но в его значительном философском произведении, появившемся  в 1580 году под именем „Опытов” („Essays”) и представляющем собрание философских  размышлений о самых 

разнообразных  предметах, некоторые главы Кн. 1-ая, глава 24-ая, „О педантизме”, и 25-ая „О воспитании детей”; кн. 2-я, гл. 7-я, „О любви  родителей к детям”. и части  глав содержат и педагогические соображения  философа.                                                     Скептическое настроение Монтеня проникает и его педагогические воззрения. Общая суть их не сложна. Он не видит толку в той мертвой учености, которой загромождают головы и которая не дает воспитанникам ни мудрости, ни добродетели. Они ни чуточку не становятся от этого, переливаемого в их головы, образования ни умнее, ни лучше. Поэтому Монтень выбрасывает его за борт. Он хочет другого образования, которое бы действительно „образовывало” ученика, которое увеличивало бы его здравый смысл, укрепляло бы его нравственный характер и стояло бы ближе к практической жизни. Он его, отчасти, и намечает.                     
                                                                                               Но, как скептического, отрицательного настроения ум, Монтень с особенной энергией мысли и с особенным,—можно сказать,—удовольствием останавливается на отрицании старого строя образования. Так что, при энергичности этого отрицания, иногда кажется, как будто он прямо выбрасывает за борт „всякое знание” Проф. Лапшин в „Истории педагог. теорий” (литографир. изд.), ч. 1, стр. 89—90, говорит, что Монтень „всякое знание прямо выбрасывает за борт”.. Но это не совсем так. Он сам говорит в одном месте: „Я люблю и уважаю знание, как и тех, которые им обладают, и, правильно применимое, оно есть самое благородное и могущественное приобретение людей; но в тех людях (и их бесчисленное множество), которые основывают лишь на нем свое значение и силу, которые свой разум основывают на памяти, sub aliena umbra latentes (прячась в тени других), и которые ничего не умеют без книги, — ученость в таких людях, если смею так выразиться, я ненавижу больше глупости” „Опыты”, ч. 3-я, гл. 8, — „Избранный места из Монтеня” в изд. Тихомирова и Адольфа, стр. 115.. Ясно, что он отрицает, собственно, не знание, а то ученое, бестолковое (основанное на памяти) и немощное (ничего не умеют без книги”) педантство, во что вырождается, при известных условиях, наука и” так называемое, научное образование. Против этого педантства и педантского образования и восстает Монтень со всей силой мысли и остроумия „Мы собираем мнения и знание других, и этим ограничиваемся, вместо того, чтобы сделать их своим достоянием. Но что за толк в пище, которая не переваривается, не превращается в пищевую кашицу и не усваивается нашим организмом?” — „Избранные места”, ibid., стр. 56. „Мы умеем сказать: так говорит Цицерон, такова манера Платона; это — слова Аристотеля. Но сами-то мы что говорим? Как рассуждаем? Как поступаем? ведь, просто сболтнуть сумеет и попугай”, ibid., стр. 55. См. также стр. 57, 60, 62, 70, 73, и др..

 

 

 

 

 

 

      3. Истинное образование по Монтеню: его постановка.

В противоположность  педантскому образованно, Монтень  хотел бы такого образования, которое  делает человека лучше и умнее, т.е., воспитывающего образования. „Если  наука”, — говорит Монтень, в одном  месте, — „не изменяет и не улучшает несовершенное состояние души, то лучше все бросить” ibid., стр. 59.. „Если, несмотря на занятия, наша душа не направлена на лучший путь, если наше суждение не стало более здравым, пусть лучше  мой воспитанник играет в мяч, — по крайней мере, его тело станет более гибким” ibid., стр. 57.. Позднее, через полтораста слишком лет, эту  условную мысль о науке, — если она  не улучшает человека, — повторил в  безусловной форме Ж. Ж. Руссо  В этюд по вопросу, предложенному  на премию Дижонской академией: „Способствовало  ли восстановление наук и искусств улучшению нравов?”. „Мы портились  по мер того”, — „говорит здесь Руссо,— „как наши науки и искусства совершенствовались”, — Ж. Ж. Руссо, „Собрате сочинений. Теории воспитания”, изд. и редакция Н. Л. Тиблена, СПб., 1866 г., стр. 563. Это почти повторение выражения Монтеня по адресу ученых педантов: „Postquam docti prodierunt, boni desunt”, — „как только появились ученые, стали исчезать хорошие (добрые”). .Избранные места  из Монтеня”, стр. 70..                                                                     Но когда же мы будем иметь такое образование? При каких условиях оно станет воспитывающим, действительно улучшающим человека? Монтень намечает, в общих чертах, новую постановку образования и указывает наиболее годный для воспитательно-образовательных целей состав предметов.                                                                                          Монтень указывает, что обучение должно быть основано на самодеятельности ученика. Рабле предполагает это условие, но ясно о нем не говорит. У Рабле обучение Гаргантюа отличается и наглядностью, и сознательностью, и близостью к природе и жизни, но принцип самодеятельности там не оттенен: там всюду и всем как будто заправляет воспитатель. Монтень — же отчетливо подчеркивает принцип самодеятельности. „Постоянно кричат”” говорит он в одном мест „Избранный места из Монтеня”, стр. 71., ребенку в унии, как будто льют в воронку; а обязанность ученика состоит только в повторении сказанного. Мне хотелось бы, чтобы учитель исправил эту сторону дела, чтоб он с самого начала, сообразно со способностями воспитанника, давал ему возможность высказаться, развивая в нем вкус к вещам, заставляя его производить между ними выбор и различать их, чтобы иногда он указывал ученику путь, а иногда предоставлял ему и самому находить его. Я не хочу, чтобы учитель находил и говорил всегда один; я хочу, чтобы он, в свою очередь, выслушивал слова ученика”. И в другом месте: „пусть наставник заставить его исследовать и пусть не вбивает ему в голову при помощи простого авторитета и без всякого основания”. Но, при таком обучении, разумеется, надо уметь снисходить до ученика, „чтобы сообразоваться с его силами”. В этом, собственно, и состоит трудность воспитания ibid. , стр. 71.. Принцип самодеятельности ученика при обучении высказан здесь ясно, хотя и в самой общей форме.                                                Далее, обучение должно быть поставлено ближе к жизни, жизненнее. Не из одних книг можно учиться и надо учиться. Надо приучать ученика осмысливать и окружающий его действительный мир и жизнь. Здесь Монтень повторяет мысли Рабле. „Я хочу, чтобы этот великий мир был книгой для моего ученика” ibid., стр. 81. См. также стр. 74 и 78 „При хорошем обучении”, говорит Монтень, „все, что представляется нашим глазам, заменяет для нас книгу: шалость пажа, глупость слуги, разговор за столом,—все это новый материал для размышления”., мысль, которую почти в том же выражении повторить в своем „Эмиле” Руссо. Такому, живому ознакомление с жизнью и миром „прекрасно способствуют (также) сношения с людьми и посещение заграничных стран”… Монтень поэтому хотел бы, „чтобы путешествия предпринимались с раннего детства” ibid., стр. 74..

 

          4. Образовательный материал по Монтеню.

При указании предметов  обучения, Монтень руководствуется  тем же основным идеалом образования, — чтобы оно делало человека лучше  и умнее. В этих видах он особенно рекомендует знакомить детей  с положениями нравственной философии  „Он ставить ее на первом план”,—Zenz-Frank-Ziegert, ibid., стр. 188.. „Если философия”, говорит  он, „поучает нас, как надо жить, и  если детство также находить в  ней урок для себя, как и всякий другой возраст, то почему же ее не преподают  ему?” „Употребим время (ученья) на полезное познание. Удалим все диалектические тонкости, которые не могут улучшить нашу жизнь, выберем простые философская  правила и изложим их, когда  надо,— их легче понять, нежели какой-нибудь рассказ Боккаччо; ребенок, только что  отнятый от груди, способен легче  изучать философию, чем научиться  читать и писать. Философия имеет  истины, пригодные для младенца и  для старца” „Избранные места”, ibid. , стр. 87. Нас учат жить тогда, когда  жизнь уже прошла. Сто учеников получили ужасную болезнь, прежде чем  дошли до урока Аристотеля „о воздержании”.. Здесь у Монтеня слышатся веяния, которые несколько позднее составят сущность рационалистического направления  в философии. Здесь слишком большое  значение придается разуму (ratio = разум), его указаниям и велениям. Как  будто достаточно ясно сознать какое-либо правило, чтобы оно и стало  правилом жизни. В то же время Монтень  полагает, очевидно, что некоторые  нравственные начала уже врождены душе, так что даже и ребенок может  понять положения нравственной философии. В другом месте, ссылаясь на Сократа, Монтень прямо говорит, что знание, как хорошо жить,—„в нас самих” Избранный места”, ibid., стр. 117.. Эта  мысль о прирожденности некоторых  начал и идей душе человеческой также  мысль рационалистической философии. Идея морального обучения, высказанная  впервые Монтенем, получила теперь осуществление почти повсюду (так  называемые, уроки нравственности в  начальных школах Франции, Англии, Японии и др. ).                              Далее, Монтень рекомендует изучение истории, при помощи которой воспитанник „доставить себе общение с великими умами лучших веков”. Но при этом указывает, в чем заключается задача ее изучения. Пусть воспитатель заботится „не столько о том, чтобы ученик запомнил год разрушения Карфагена, сколько о том, чтобы узнал нравы Сципиона и Ганнибала. Пусть он не столько научает его разным историческим событиям, сколько приучает судить о них” Избранный места”, ibid., стр. 79.. Таким образом, и история изучается с нравственной точки зрения, поскольку события ее и лица могут быть поучительными для нас в нравственном отношений. Поэтому из исторических писателей особенно рекомендуется Плутарх, „потому что он был мастер на такого рода произведения”.                                                                                                                        Изучение истории, положений нравственной философии, вместе с живым конкретным ознакомлением, вообще, с миром, должно, по Монтеню, стоят на первом месте. И только „после того, как воспитанника научат тому, что его делает умнее и лучше, его познакомят с логикой, физикой, геометрией, риторикой: им подготовленный ум, он скоро осилит ту науку, которую изберет” „Избранный места”, стр. 83.. Т.е. учебно-научные, систематические знания стоят на втором плане, за знаниями воспитательно-образовательными. Эту мысль о второстепенности, собственно, научно-учебных занятий впоследствии, с большей определенностью, проведет в своих „Мыслях о воспитании” английский философ Локк.                                                                                                   Монтень, как и гуманисты, также ценит знание греческого и латинского языка, но первое место в изучении языков, однако, отводит родному языку и живым языкам соседних стран, „с которыми мы имеем дело” „Избранный места”, ibid., стр., 99.. Последние лучше всего изучаются в путешествиях, на месте. Латинский и греческий языки также можно скорее и лучше изучить практическим употреблением, в разговоре (Монтень ссылается на собственное изучение классических языков) и в чтении. Тратить драгоценное время на изучение форм речи, с целью развития красноречия, по Монтеню, нет никакого смысла При том, „на свете страшно развилась болтливость, и я почти не встречал такого человека, который бы не говорил, скорее, больше, чем меньше того, сколько следует”, — ibid., стр. 93.. Во 1-х, все дело в ясном понимании и познании вещей. „Раз наш воспитанник будет иметь твердое понятие о вещах, слова придут сами собой” „Кто отчетливо узнал предмет, у того выражения являются сами собой” ibid., стр. 94.. Во 2-х, красноречие и вообще не так нужно „Речь, имеющая в виду истину, должна быть проста и безыскусна”. Красноречие только „отвлекает нас от сути дела” ibid., стр. 98. Мы видим здесь большой поворот от гуманистической переоценки изящества речи, к чему пришла гуманистическая педагогия в лице Штурма и иезуитских школ

Педагогические взгляды Т.Кампанеллы, М.Монтеня, Ф.Рабле

1. Педагогические взгляды Т.

Кампанеллы, М.Монтеня, Ф.Рабле.Презентацию выполнила студентка
2-го курса группы ФО8211 :
Хакимуллина Лиана

2. Кампанелла


Томмазо Кампанелла (1568—1639) — один
из наиболее ярких представителей раннего
утопического социализма. С юности
стремясь к науке, он в возрасте 15 лет
вступил в монашеский орден доминиканцев
и посвятил себя изучению философии и
богословия. Не удовлетворившись
схоластикой Фомы Аквинского и
искаженными церковью идеями
Аристотеля, Кампанелла обратился к трудам
античных философов, к произведениям
своих современников, к самой природе,
которую он считал источником знания. На
Кампанеллу оказали сильное воздействие
элементы стихийного материализма у
последователей Демокрита, а особенно
идеи известного итальянского
натурфилософа Телезио (1509—1588), труды
которого входили в список книг,
запрещенных католической церковью
• В социально-политических воззрениях Кампанеллы
центральное место занимает идея создания
единого мирового государства, что должно будет
иметь своим следствием устранение
всех конфликтов между людьми и установление
мира и счастья на земле.
• В течение 27 лет Кампанелла был заточен в тюрьме
за участие в заговоре против испанского господства.
Находясь в заключении, Кампанелла написал
сочинение «Город Солнца» (1602, опубл. в 1623). В
нем он изображал, подобно Томасу Мору,
идеальное государство, где нет частной
собственности, где все одинаково трудятся, имеют
все возможности заниматься науками и
искусствами.
• Значительное место в книге Кампанеллы занимает
описание воспитания детей в городе Солнца.
Воспитание здесь носит полностью общественный
характер и равно для всех граждан государства. Оно, по
мнению Кампанеллы, должно быть организовано так,
чтобы дети развивали все свои силы и способности.
• Большое внимание Кампанелла уделял умственному
образованию, указывал, что оно должно сочетаться с
физическим и нравственно-эстетическим воспитанием,
с участием детей в труде, с обучением различным
профессиям. Следует подчеркнуть, что все
первоначальное обучение детей в государстве Солнца
основано на наглядности, которую сенсуалист
Кампанелла ценил очень высоко. Дети приобретают
элементарные знания о всех вещах и явлениях во время
прогулок, рассматривая нарисованные на стенах города
картины, на которых изображены геометрические
фигуры, животные, растения, орудия труда и т. п.

5. Мишель Монтень

Мишель Монтень (1533 — 1592) выдающийся французский
мыслитель эпохи Возрождения ,
один из представителей
философского скептицизма,
проповедовавшего относительность
человеческого познания,
зависимость его от многих условий.
Подвергая сомнению различные
обычаи и взгляды современного
ему общества, отрицая веру в
сверхъестественное, Монтень тем
самым выступал против
феодализма и его идеологической
опоры — католической церкви.
Монтень выступал за науку опытную,
изучающую сами вещи, проникающую в их
сущность. Отсюда вытекали педагогические
взгляды Монтеня: он сторонник развивающего
образования, которое не загружает память
механически заученными сведениями, а
способствует выработке самостоятельности
мышления, приучает к критическому анализу.
Это достигается путем изучения как
гуманитарных, так и естественнонаучных
дисциплин. Последние в современных
Монтеню школах почти не изучались.
Как и все гуманисты, Монтень высказывался
против суровой дисциплины средневековых
школ, за внимательное отношение к детям.
Воспитание по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон
личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться
физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием
высоких нравственных качеств.
Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея
приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно
развита Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды
и отказ от принуждения в обучении явились своего рода основой теории
естественного воспитания Руссо.
Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то, что
развивающее обучение не мыслимо без установления гуманных отношений к детям.
Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и
насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно только при
индивидуализации обучения. В своей книге “Опыты” в главе “О воспитании детей”
Монтень пишет: “Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала, сообразуясь с
душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему возможность
свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус разных вещей,
выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь,
иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы
наставник один все решал и только один говорил; я хочу чтобы он тоже слушал
своего питомца.”
Здесь Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала
заставлял говорить учеников, а затем уже говорил сам.
В этом заключаются основы развивающего обучения
педагогической теории М. Монтеня.

9. Франсуа Рабле

Ф.Рабле (1494 – 1553)
едко и остроумно
обличал пороки
средневекового
воспитания и
обучения и
одновременно
рисовал идеал
гуманистического
воспитания, главная
цель которого –
духовное и телесное
развитие личности.
Рабле критиковал бесчеловечность методов воспитания, неэффективность
обучения в школе. С откровенным презрением он писал о догматическом
изучении религиозных текстов.
Педагогические идеи Ф. Рабле выразил в своем романе «Гаргантюа и
Пантагрюэль», в котором он резко осудил средневековую школу за ее
формальный и чисто словесный характер, за схоластические методы
обучения и противопоставил ей программу воспитания «свободного и
благонравного человека» эпохи Возрождения. В основу педагогической
теории Ф. Рабле было положено его убеждение в том, что человек от
природы, вне зависимости от происхождения предрасположен к добру,
поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и
передаваться из поколения в поколение.
Свои идеалы нового воспитания и обучения Ф. Рабле
выразил, описывая воспитание героя романа: весь день
распределен на систему занятий, чередующихся с играми и
физическими упражнениями. Ведущее место в программе
обучения отводится древним и новым языкам,
открывающим путь к постижению произведений античных
авторов, научному анализу библейских текстов
Поэтому в романе Гаргантюа изучает греческий, латинский, арабский, еврейский
языки, «незнание которых непростительно для всякого, желающего слыть
образованным человеком». Важное место в образовании отводится
естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи
свободных искусств». Ф. Рабле был сторонником наглядных методов обучения,
поэтому основной путь овладения знаниями – это непосредственные
наблюдения молодого человека за окружающим миром.
Ф. Рабле развивал идею индивидуального образования, поскольку обучение,
осуществляемое путем индивидуальных занятий воспитателя с учеником,
позволяет решить задачу соединения образования и нравственного воспитания.
Особое значение Рабле придавал физическому воспитанию, в котором требовал
сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением
ремесел.
Источники:
•https://lektsii.org/6-26330.html
•https://studwood.ru/1064771/pedagogika/pedagogic
heskie_idei_proizvedeniyah_rable_rotterdamskiy_mon
ten_kampanella
•https://www.kazedu.kz/referat/73265/1

Философия как основа воспитания ребенка – Мишель де Монтень

Глоссарий

  1. Философия
  1. «Прочь эти колючие, неулучшаемые тонкостями нашей жизни; они расточительны. Возьмите простые аргументы философии , научитесь их подбирать и правильно использовать; их легче понять, чем сказку Боккаччо» (Монтень 70).
  2. Философия — это процесс анализа, интерпретации и изучения окружающего мира, а также вынесение суждений на основе этих интерпретаций и анализов.
  3. Одним из примеров того, как человек может практиковать философию в своей повседневной жизни, является практика проявления добродетелей; мужество, умеренность, дружелюбие и т. д. Этого можно добиться, поразмыслив о том, какими добродетелями человек обладает и не обладает, а затем решив, как правильно выразить эти добродетели. Монтень считал, что нужно наблюдать за другими людьми, а также за собой, чтобы лучше развить свое понимание добродетелей.

Объяснение

В сочинении О воспитании детей Майкл де Монтень утверждает, что способ обучения детей должен быть направлен на формирование их достоинств, интересов и способности задавать вопросы и анализировать, а не просто запоминать информацию и не иметь возможности использовать ее для выработки суждений. и мнения. По этой причине Монтень считает, что философия должна быть центром образования ребенка, поскольку она учит всем этим вещам.

Монтень начинает это эссе с обсуждения нелогичности формирования ожиданий у детей, когда они еще маленькие. Он говорит, что люди восприимчивы к изменениям, чем больше мы подвергаемся воздействию нашей культуры и различных мнений. Он также говорит, что трудно игнорировать нашу волю, чтобы основывать наши ожидания от ребенка на его ранних годах, и поэтому мы «выбираем неправильный курс… трудимся напрасно и тратим большую часть своей жизни, обучая детей тому призванию, в котором они не могут». утвердиться» (Монтень 53). Родители и опекуны часто полагают, что видят в детях определенные склонности, и затем пытаются построить для них их путь, но вместо этого дети оказываются на пути, не соответствующем их увлечениям, способностям и желаниям. Учитель «должен заставлять своего ученика пробовать вещи, выбирать их и различать их собственными способностями восприятия» (Монтень 54). Разнообразие в опыте и предметах важно для создания надлежащей основы для образования ребенка, если он должен быть в состоянии формировать свои способности и увлечения для себя. Однако ребенка не следует принуждать к углубленному изучению какого-либо предмета, если только он сам этого не захочет, иначе он может в конечном итоге ошибиться.

Монтень также критикует многоуровневую структуру классных комнат. Он считает, что индивидуальные стили и способности к обучению очень своеобразны, и поэтому обучение одной и той же группе детей неэффективно в их образовании. Он утверждает, что «[когда] учитель берет в школу несколько умов очень разной структуры и способностей с одними и теми же уроками и с одинаковой мерой руководства, неудивительно, что среди целого множества детей он едва ли найдет два или трое, которые извлекают надлежащую прибыль из своего чтения» (Монтень 55). У детей должны быть наставники, которые помогали бы им направлять их, подстраивать их темпы и обеспечивать их ресурсами, необходимыми для расширения их интеллектуального репертуара. Монтень признает, что это трудная задача, но важно то, что ребенок учится самостоятельно выносить суждения.

Монтень считал, что репетиторы должны обеспечивать своих учеников двумя вещами; предоставьте им исследования, ориентированные на этого ученика, и научите их создавать собственные суждения и мнения на основе этой информации. Он говорит: «Пусть [ученик] скроет все, что помогло ему, и покажет только то, что он из этого сделал» (Монтень 57). Монтень считал благородным воплощать мнения других мыслителей. Для него истина никому не принадлежит. Если мнение учащегося совпадает с мнением Платона, то это такое же мнение учащегося, как и мнение Платона. Монтень считал, что это имеет решающее значение для образования ребенка. Он думал, что слишком много внимания уделяется необходимости быть оригинальным и создавать свои собственные добродетели и образ жизни. В действительности следует принимать истину такой, какой мы ее видим, независимо от ее источника. Поэтому важно, чтобы студенты действительно понимали материал, который они читают. Недостаточно знать, во что верили Платон, Цицерон или Плутарх; детей следует учить применять эти учения к себе и к окружающему миру, чтобы эффективно использовать свои знания таким образом, чтобы улучшить свою жизнь. Монтень критикует тех, кто читает и учится ради знания, но не имеет реального понимания того, что знает. После того, как учащийся научится создавать для себя суждения, его можно «обучить целям логики, физики, геометрии и риторики: однажды сформировав свое суждение, он очень скоро овладеет любой отраслью [изучения], которую он выберет» (Монтень 70). ). Понимание для Монтеня — это способность сочетать идеи со знаниями и применять их в различных ситуациях. Например, тот, кто понимает взгляды Аристотеля на добродетель, может решить, что согласен с ними, а затем применить их в своей жизни. Однако тому, кто просто знаком с аристотелевской теорией добродетели, не хватает этой способности применять ее в своей жизни и изменять ее, чтобы она соответствовала различным ситуациям.

По мнению Монтеня, студентов следует учить вступать в споры с людьми со схожими способностями. Таким образом, они всегда находятся в пределах своих способностей, а также сталкиваются с достаточными трудностями, чтобы улучшить свои аналитические и аргументационные навыки. Учащийся также должен научиться «выбирать и тщательно анализировать свои аргументы, а также быть любителем уместности и, следовательно, краткости» (Монтень 60). Монтень критически относился к чрезмерному и цветистому языку. Нет причин делать аргументы длинными и пушистыми, когда они могут быть короткими и лаконичными. Чрезмерно декоративный язык размывает и запутывает аргументацию, чего следует избегать, если студент хочет точно выразить свою точку зрения. В споре студентов также следует учить принимать истину, когда они сталкиваются с ней, даже если она содержится в аргументах их оппонентов. У них не должно быть эмоциональной привязанности или гордости за свои аргументы, они должны быть озабочены только тем, чтобы узнать правду. Мы должны поощрять «внушать [учащемуся] честное любопытство, чтобы он мог исследовать все…» (Монтень 61), то есть искренне искать истину во всем, а не просто выбирать мнение и придерживаться его независимо от какие доказательства открываются им, которые доказывают их неправоту. Ученик должен признать это перед собой, когда он увидит, что он неправ, даже если никто другой этого не заметит. Монтень считает, что это философская добродетель, которую необходимо практиковать.

Монтень считает, что мы можем не только заглянуть в себя, чтобы открыть для себя добродетель и истину, но и заглянуть в мир и других людей. Мир отражает нас, и мы должны смотреть в это отражение, чтобы увидеть себя целиком и с «правильной точки зрения». «[Студент] должен смотреть всюду… на землевладельца, на каменщика, на проходящего незнакомца, он должен рисовать их всех и брать у каждого по его товарам, ибо все имеет какое-то домашнее применение» (Монтень 61). Монтень упоминает пифагорейскую метафору Олимпийских игр. Некоторые люди идут, чтобы тренировать свое тело и выигрывать конкурсы, некоторые идут продавать товары для получения прибыли, а другие идут, чтобы наблюдать, почему и как все делается обеими сторонами, и применять эти вещи к своим собственным суждениям и жизни. Ученик должен стремиться быть третьим типом личности. Им следует внимательно изучать сильные и слабые стороны других, а также участвовать в самонаблюдении. Монтень не считает, что саморефлексии достаточно, чтобы человек приобрел и развил добродетели.

Все эти учения заложили бы основу в детях, которые взрастили бы их характер и поставили бы их на путь, на котором они могли бы должным образом формировать свои собственные суждения, «ибо философия, поскольку она является формовщиком суждений и нравов, должна быть его главным уроком; и она имеет привилегию проникать повсюду» (Монтень 71). Всем этим вещам обучают в философии, и поэтому детям следует в первую очередь учить детей, «ибо мне кажется, что первые идеи, которые следует заставить усвоить ум [учащегося], должны быть те, которые регулируют его поведение и нравственности, и научить его познавать самого себя и уметь хорошо умереть и хорошо жить» (Монтень 65). Монтень считает, что изучение философии, особенно в юном возрасте, ведет к счастью и что стереотип о том, что философы печальны и торжественны, нелеп. «Самый явный признак мудрости — постоянное счастье» (Монтень 65), — говорит он. Это потому, что ясность мудрости наряду с удовлетворением от обсуждения и изучения провоцирующих тем улучшает духовное качество жизни человека. Философия позволяет мыслить критически, анализировать, убеждать, общаться и адаптироваться; все то, что помогает нам развивать добродетели и, следовательно, значительно улучшает нашу жизнь. Когда ученик сталкивается с загадочной проблемой, он «будет хорошо снабжен вещами, и слова будут следовать слишком свободно; если они не придут сами по себе, он принудит их к этому» (Монтень 71). Таким образом, когда образование ребенка основано на философии, его направляют на правильный путь к жизни, полной любознательности, мудрости и счастья.

Процитированные работы
Коэн (переводчик), Дж. М. и Мишель де Монтень. Очерки Монтеня . Пингвин., н.д.

Образовательные взгляды Мишеля Монтеня

К 16 веку Ренессанс был в полном разгаре, протестантская Реформация существовала уже более поколения, и люди серьезно сомневались в интеллектуальной и духовной власти церкви над обществом. Поскольку церковь также контролировала образование, люди начали сомневаться в этих методах. Как эта волна гуманизма захлестнула Европу.

Именно в это время сомнений и скептицизма на сцену вышел Мишель Монтень (1533–1592). Монтень был не столько педагогом, сколько человеком, имевшим твердое мнение о том, каким должно быть образование. Он также умел писать остроумные проницательные эссе на тему образования наряду с другими темами, которые его интересовали. В этом посте мы кратко рассмотрим его жизнь и образовательную философию.

Жизнь Монтеня

Монтень родился в состоятельной семье во Франции в 1533 году. Он был гениален от природы и к шести годам мог говорить на латыни в дополнение к своему родному французскому языку. Да, Монтень был гениален, но у него был еще и немецкий репетитор, который не знал французского и использовал для общения с ребенком латынь.

К 13 годам Монтень закончил колледж. Он обратил свое внимание на политику и был членом парламента к 20 годам. Вскоре после этого он стал мэром в свои 20 лет. Несмотря на то, что ему казалось блестящее политическое будущее, Монтень оставил политику, став мэром, чтобы жить спокойной жизнью. Поскольку он уже был обеспечен, ему не нужно было терпеть тяготы финансовой выгоды и власти, чтобы поддерживать свои средства к существованию.

Именно в этом полуотставке Монтень начал писать свои знаменитые гуманистические «Очерки» на разные темы. На самом деле, Монтень был одним из первых, кто популяризировал идею эссе, которая сейчас является стандартной практикой в ​​школе. Наше внимание будет сосредоточено на его взглядах на образование.

Взгляды на образование

Взгляды Монтеня на образование были почти реакцией на церковные взгляды на образование. Монтень верил в целостное воспитание человека, а не в его разделение на части. Он также критиковал изучение латыни и греческого языка, потому что сначала поддерживал развитие родного языка. Эта дискуссия об использовании родного языка является постоянной темой раннего языкового образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *