Мир идей платона кратко: Мир идей Платона

Мир идей Платона

Одним из самых известных философов античности является Платон (427–347 до н.э.). Он считается одним из наиболее влиятельных мыслителей из всех древних, средневековых и современных философов.

Краткая биография Платона

Платон был выходцев из богатой семьи аристократов. В двадцатилетнем возрасте будущий философ заинтересовался идеями Сократа, и начал регулярно посещать его беседы. Деятельность Сократа сильно повлияла на молодого человека, и результатом этого стал его отказ политической карьеры. При этом, являясь философом, он занимался проблемами государства и законодательства всю жизнь.

Особое место среди идей Платона занимали его теория идей, концепция идеального государства. Идея об идеальном государстве относится к самой ранней из длинного ряда утопий, а также концепция познания как воспоминания (припоминания).

Идея сверхчувственного мира

Платон привнес в философию много нового, основные его концепции связаны с идеей сверхчувственного мира. Сверхчувственный мир выступает как некое надфизическое пространство, которое неизвестно для натурфилософов. 

Сторонники натурофилософии пытались дать объяснения причинам физического характера: вода, воздух, земля и т.п. Но у них ничего не получилось. Была необходимость отстранить философию от чувственно-материального и перейти к рациональным и интеллектуальным объяснениям.

Сверхчувственный план бытия, по Платону, включает мир идей (эйдосов) или форм. Идеи не существуют как ментальные понятия, которые формируется в уме человека, они – самостоятельные сущности, существующие в себе и для себя в иерархической системе. 

В их основе лежит подлинное бытие. Подлинное бытие отождествляется с миром идей. Мир включает в себя большое множество идей для каждого феномена: моральных и эстетических ценностей, тел, матемагических и геометрических формул и фигур. Умопостигаемый мир (мир идей) вечный. Чувственный же мир находится в пространственно-временном измерении, он характеризуется постоянным движением и порождением.

Основные идеи, представленные в труде Платона «Государство»

Книга Платона «Государство» стало последней. В ней он изложил достаточно ясно теории идей или форм. Он объясняет, что, когда ряд феноменов имеет общее название, они имеют также общую «идею», или «форму». 

Например, существование какого-то количества вещей тождественно существованию одной «идеи» или «форме» этих вещей. Или отражение вещей не является чем-то реальным, а остается чем-то кажущемся, так и разные отдельные вещи нереальны, являясь лишь копиями «идеи», эти вещи представляют собой одну реальную вещь, созданную богом. Об этой одной вещи, которую создал бог, существует возможное знание, но в отношении многих вещей, сделанных кем-то, может быть лишь мнение. 

В этой связи Платон заключил, что формирование мнения о мире проходит через чувства, в то время как знание является частью сверхчувственного вечного мира. 

Например, мнение относится к отдельным прекрасным предметам, знание же относится к прекрасному самому по себе. В сферу интересов философа попадает только идея прекрасного, а не многообразие прекрасных предметов, которые можно обнаружить в чувственном мире. 

По мнению Платона, то, что является предметом мнения, никогда не станет предметом знания. Знание отличается достоверностью, мнение подвергается ошибкам, и непременно является ошибочным. Мнение ошибочной из-за того, что им допускается реальность того, что представляет собой лишь видимость.

Проблема существования идей вызывает некоторые трудности. Это было очевидно уже во времена Платона. Прежде всего, неясно, у какие здешние вещи-подобия имеют идеи-образцы, а какие нет. Например, странным было бы предположение, что для сора или грязи существуют какие-то идеи (это можно встретить в диалоге Платона «Парменид»). После появления в платоновской академии Аристотеля, теория идей принимает сокрушительную критику.

Интеллектуальное созерцание и чувственное восприятие

Философия для Платона является чем-то вроде созерцания, «созерцания истины». Его трудно назвать чем-то чисто интеллектуальным. Созерцание не является просто мудростью, а, скорее, любовью к мудрости. Мир интеллекта и мир чувств различны. 

Различия Платоном между интеллектуальным созерцанием и чувственным восприятием объясняются через предоставления аналогии со зрительным ощущением. Зрение не похоже на другие чувства, так как требуется наличие не только глаза и объекта, но и света. Мы можем видеть отчетливо только освещенные солнцем предметы. В период сумерек человек видит предметы неясно, а при полной темноте, не видим вообще. 

Поэтому в мир идей входят те вещи, которые мы видим освещенные солнцем, а мир преходящих вещей – неясный, сумеречный мир. Платон отождествлял глаз человека с его душой, а солнце для него было светом, истиной или благом.

Чтобы объяснить свои взгляды Платон использует миф о пещере. Миф в данном случае он использует как аллегорию для изложения своей философии. Люди, которые лишены философии, он сравнивает с узниками пещеры, способных видеть только в одном направлении. Они видят в одном направлении, так как связаны, позади них горит огонь, а перед ними стена. 

Тени на стене для них являются реальными предметами, но люди не имеют никакого представления о самих предметах, порождающие эти тени.

Теория идей Платона представляет собой весьма важный шаг вперед по направлению к развитию философии. Его теория идей – первая теория, подчеркивающая проблему универсалий (общих понятий). Она сохранилась в разных формах вплоть до настоящего времени. Но по мнению британского философа Б. Рассела, любая попытка разделения мира на части, из которых одна более реальна, чем другая, обречена на неудачу.

Платон связал проблему познания с открытым им миром идеальных сущностей (идей). Платон относил познание к воспоминанию (анамнезу) истины, всегда жившей в душе, и которая оживает в нас, при осуществлении нами какого-либо конкретного опыта. Душа контактирует с миром, при этом она извлекает из себя истину. Такое извлечение и является воспоминанием.   

Познающий проходит несколько стадий: 

мнения;
научные понятия;
чистое знание.  

В бытовом плане для людей достаточно одних лишь мнений, верований, образов. Математики могут подняться выше, так как используют научные понятия. Но истинное знание могут достичь только философы, отрешившись от чувственного, они посвящают свою жизнь незаинтересованному созерцанию, восходя от идеи к идее к самой вершине.

После всего сказанного становятся понятными причины того, почему Платон так негативно относился к искусству. Сущность, роль и ценность искусства находится в зависимости от истины, согласно мнению Платона. Искусство скрывает истину, искусство – форма неистинного, фантастического знания. 

Искусство не может улучшить душу человека, так как оно лживо. Искусство может только разварить человеческую душу. Поэтому для деятелей искусства нет места в идеальном государстве. Платоном отрицается самоценность искусства, он пытается поставить его на службу благу и истине. Для этого философия должна управлять искусством.

Сущность человека может быть определена разнопорядковой природой тела и души. Тело является своеобразной темницей для души, поэтому тема бегства от всего телесного и мирского – один из основных мотивов философии Платона. 

Новая жизнь для души может быть открыта после смерти тела. Даже если душа и имеет свое начало, оно бессмертно и его стремление направлено на уподобление богу. Такое уподобление может быть доступно только для тех, что смог очистить свое тело и возлюбить мудрость. Платон сравнивает человеческую душу с крылатой колесницей, в нее запряжены белый и черный кони (благородное и низменное начала в человеке), ею управляет извозчик (разум).

В своем известном произведении «Государство», Платон рассказывает о построении идеального государства. Философ делает вывод о том, что правители такого государства должны являться философами  (мудрецами). Платон также ставит перед собой задачу определить справедливость и предлагает сделать это на примере анализа справедливого государства, а не справедливого индивида.

Идеальное государство по Платону

Идеальное государство Платона должно иметь три класса, куда входят простые люди, воины и стражи (правители-мудрецы).

Только последние обладают политической властью. 

К первому классу относятся крестьяне, торговцы и ремесленники. Их души являются примитивными, поэтому их обязанностью является лишь подчинение воле вышестоящих. Они не должны иметь чрезмерное количество материальных благ. 
Людей, относящихся ко второму классу, он сравнивал с породистыми собаками. Они послушны и готовы к бою. Этот класс следит за тем, чтобы все граждане имели занятия, соответствующие их природным наклонностям, а также предупреждают различные конфликты внутри государства. Второй класс лишен какой-либо способности. 

К третьему классу относились правители (стражи). В их ряд могли попасть лишь те, кто больше других любит свою страну. Такие люди должны отличаться усердием в работе для процветания своего отечества, они способны созерцать Благо. 

Кратко говоря, первый класс воздерживался от желаний, второй характеризовался смелостью и мужеством, третий – мудростью.

Примечательно, что Платоном предлагается введение для стражей радикального коммунизма.

Стражи должны жить в небольших домах, их поселение будет больше походить на лагерь. Они должны обедать в общих столовых и употреблять простую пищу. 

У правителей не может быть частной собственности, кроме совершенно необходимого. Они не имеют богатств, при этом правители счастливы. Государство ставит своей целью создать счастье для всех. Богатство и бедность вредны в одинаковой степени в идеальном государстве Платона. 

Коммунизм философа применим также и для семьи. Согласно его идеи, у друзей все должно быть общим, в том числе женщины и дети. Платон понимает, что такое будет трудно осуществить, но уверен, что при правильном воспитании своих граждан государство сможет это установить. 

Платон руководствуется этой идей для того, чтобы минимизировать собственнические чувства людей и тем самым открыть путь к господству духа коллективизма.

Также в своей работе, посвященной описанию идеального государства, Платон рассматривает вопрос справедливости. По его мнению, справедливость состоит в том, чтобы каждый наилучшим образом выполнял свою собственную работу, и не вмешивался в чужие дела и не претендовал на чужое место.  

Государство устроено справедливо, если каждый – торговец, воин и правитель – выполняет свою собственную работу, не вмешиваясь в работу других классов. Конечно, такое понимание справедливости не соответствует тому, что современный мир называет «справедливостью». Демократия повлияла на наше видение справедливости, поэтому оно у нас ассоциируется с равенством. У Платона же понятие справедливости скорее ближе к тому понятию, которое до сих пор используется в праве.

В философии Платона рационализм сочетается с верой в потусторонний мир, поэтому такая теория может привлечь как рационально настроенного интеллектуала, так и религиозного мистика. В результате этот синтез оказал влияние на большинство великих философов.

 

Мир идей Платона

Одним из самых известных философов античности является Платон (427–347 до н.э.). Он считается одним из наиболее влиятельных мыслителей из всех древних, средневековых и современных философов.

Краткая биография Платона

Платон был выходцев из богатой семьи аристократов. В двадцатилетнем возрасте будущий философ заинтересовался идеями Сократа, и начал регулярно посещать его беседы. Деятельность Сократа сильно повлияла на молодого человека, и результатом этого стал его отказ политической карьеры. При этом, являясь философом, он занимался проблемами государства и законодательства всю жизнь.

Особое место среди идей Платона занимали его теория идей, концепция идеального государства. Идея об идеальном государстве относится к самой ранней из длинного ряда утопий, а также концепция познания как воспоминания (припоминания).

Идея сверхчувственного мира

Платон привнес в философию много нового, основные его концепции связаны с идеей сверхчувственного мира. Сверхчувственный мир выступает как некое надфизическое пространство, которое неизвестно для натурфилософов. 

Сторонники натурофилософии пытались дать объяснения причинам физического характера: вода, воздух, земля и т.п. Но у них ничего не получилось. Была необходимость отстранить философию от чувственно-материального и перейти к рациональным и интеллектуальным объяснениям.

Сверхчувственный план бытия, по Платону, включает мир идей (эйдосов) или форм. Идеи не существуют как ментальные понятия, которые формируется в уме человека, они – самостоятельные сущности, существующие в себе и для себя в иерархической системе. 

В их основе лежит подлинное бытие. Подлинное бытие отождествляется с миром идей. Мир включает в себя большое множество идей для каждого феномена: моральных и эстетических ценностей, тел, матемагических и геометрических формул и фигур. Умопостигаемый мир (мир идей) вечный. Чувственный же мир находится в пространственно-временном измерении, он характеризуется постоянным движением и порождением.

Основные идеи, представленные в труде Платона «Государство»

Книга Платона «Государство» стало последней. В ней он изложил достаточно ясно теории идей или форм. Он объясняет, что, когда ряд феноменов имеет общее название, они имеют также общую «идею», или «форму». 

Например, существование какого-то количества вещей тождественно существованию одной «идеи» или «форме» этих вещей. Или отражение вещей не является чем-то реальным, а остается чем-то кажущемся, так и разные отдельные вещи нереальны, являясь лишь копиями «идеи», эти вещи представляют собой одну реальную вещь, созданную богом. Об этой одной вещи, которую создал бог, существует возможное знание, но в отношении многих вещей, сделанных кем-то, может быть лишь мнение. 

В этой связи Платон заключил, что формирование мнения о мире проходит через чувства, в то время как знание является частью сверхчувственного вечного мира. 

Например, мнение относится к отдельным прекрасным предметам, знание же относится к прекрасному самому по себе. В сферу интересов философа попадает только идея прекрасного, а не многообразие прекрасных предметов, которые можно обнаружить в чувственном мире. 

По мнению Платона, то, что является предметом мнения, никогда не станет предметом знания. Знание отличается достоверностью, мнение подвергается ошибкам, и непременно является ошибочным. Мнение ошибочной из-за того, что им допускается реальность того, что представляет собой лишь видимость.

Проблема существования идей вызывает некоторые трудности. Это было очевидно уже во времена Платона. Прежде всего, неясно, у какие здешние вещи-подобия имеют идеи-образцы, а какие нет. Например, странным было бы предположение, что для сора или грязи существуют какие-то идеи (это можно встретить в диалоге Платона «Парменид»). После появления в платоновской академии Аристотеля, теория идей принимает сокрушительную критику.

Интеллектуальное созерцание и чувственное восприятие

Философия для Платона является чем-то вроде созерцания, «созерцания истины». Его трудно назвать чем-то чисто интеллектуальным. Созерцание не является просто мудростью, а, скорее, любовью к мудрости. Мир интеллекта и мир чувств различны. 

Различия Платоном между интеллектуальным созерцанием и чувственным восприятием объясняются через предоставления аналогии со зрительным ощущением. Зрение не похоже на другие чувства, так как требуется наличие не только глаза и объекта, но и света. Мы можем видеть отчетливо только освещенные солнцем предметы. В период сумерек человек видит предметы неясно, а при полной темноте, не видим вообще. 

Поэтому в мир идей входят те вещи, которые мы видим освещенные солнцем, а мир преходящих вещей – неясный, сумеречный мир. Платон отождествлял глаз человека с его душой, а солнце для него было светом, истиной или благом.

Чтобы объяснить свои взгляды Платон использует миф о пещере. Миф в данном случае он использует как аллегорию для изложения своей философии. Люди, которые лишены философии, он сравнивает с узниками пещеры, способных видеть только в одном направлении. Они видят в одном направлении, так как связаны, позади них горит огонь, а перед ними стена. 

Тени на стене для них являются реальными предметами, но люди не имеют никакого представления о самих предметах, порождающие эти тени.

Теория идей Платона представляет собой весьма важный шаг вперед по направлению к развитию философии. Его теория идей – первая теория, подчеркивающая проблему универсалий (общих понятий). Она сохранилась в разных формах вплоть до настоящего времени.

Но по мнению британского философа Б. Рассела, любая попытка разделения мира на части, из которых одна более реальна, чем другая, обречена на неудачу.

Платон связал проблему познания с открытым им миром идеальных сущностей (идей). Платон относил познание к воспоминанию (анамнезу) истины, всегда жившей в душе, и которая оживает в нас, при осуществлении нами какого-либо конкретного опыта. Душа контактирует с миром, при этом она извлекает из себя истину. Такое извлечение и является воспоминанием.   

Познающий проходит несколько стадий: 

мнения;
научные понятия;
чистое знание. 

В бытовом плане для людей достаточно одних лишь мнений, верований, образов. Математики могут подняться выше, так как используют научные понятия. Но истинное знание могут достичь только философы, отрешившись от чувственного, они посвящают свою жизнь незаинтересованному созерцанию, восходя от идеи к идее к самой вершине.

После всего сказанного становятся понятными причины того, почему Платон так негативно относился к искусству. Сущность, роль и ценность искусства находится в зависимости от истины, согласно мнению Платона. Искусство скрывает истину, искусство – форма неистинного, фантастического знания. 

Искусство не может улучшить душу человека, так как оно лживо. Искусство может только разварить человеческую душу. Поэтому для деятелей искусства нет места в идеальном государстве. Платоном отрицается самоценность искусства, он пытается поставить его на службу благу и истине. Для этого философия должна управлять искусством.

Сущность человека может быть определена разнопорядковой природой тела и души. Тело является своеобразной темницей для души, поэтому тема бегства от всего телесного и мирского – один из основных мотивов философии Платона. 

Новая жизнь для души может быть открыта после смерти тела. Даже если душа и имеет свое начало, оно бессмертно и его стремление направлено на уподобление богу. Такое уподобление может быть доступно только для тех, что смог очистить свое тело и возлюбить мудрость. Платон сравнивает человеческую душу с крылатой колесницей, в нее запряжены белый и черный кони (благородное и низменное начала в человеке), ею управляет извозчик (разум).

В своем известном произведении «Государство», Платон рассказывает о построении идеального государства. Философ делает вывод о том, что правители такого государства должны являться философами  (мудрецами). Платон также ставит перед собой задачу определить справедливость и предлагает сделать это на примере анализа справедливого государства, а не справедливого индивида.

Идеальное государство по Платону

Идеальное государство Платона должно иметь три класса, куда входят простые люди, воины и стражи (правители-мудрецы). Только последние обладают политической властью. 

К первому классу относятся крестьяне, торговцы и ремесленники. Их души являются примитивными, поэтому их обязанностью является лишь подчинение воле вышестоящих. Они не должны иметь чрезмерное количество материальных благ. 
Людей, относящихся ко второму классу, он сравнивал с породистыми собаками. Они послушны и готовы к бою. Этот класс следит за тем, чтобы все граждане имели занятия, соответствующие их природным наклонностям, а также предупреждают различные конфликты внутри государства. Второй класс лишен какой-либо способности. 

К третьему классу относились правители (стражи). В их ряд могли попасть лишь те, кто больше других любит свою страну. Такие люди должны отличаться усердием в работе для процветания своего отечества, они способны созерцать Благо. 

Кратко говоря, первый класс воздерживался от желаний, второй характеризовался смелостью и мужеством, третий – мудростью.

Примечательно, что Платоном предлагается введение для стражей радикального коммунизма. Стражи должны жить в небольших домах, их поселение будет больше походить на лагерь. Они должны обедать в общих столовых и употреблять простую пищу. 

У правителей не может быть частной собственности, кроме совершенно необходимого. Они не имеют богатств, при этом правители счастливы. Государство ставит своей целью создать счастье для всех. Богатство и бедность вредны в одинаковой степени в идеальном государстве Платона. 

Коммунизм философа применим также и для семьи. Согласно его идеи, у друзей все должно быть общим, в том числе женщины и дети. Платон понимает, что такое будет трудно осуществить, но уверен, что при правильном воспитании своих граждан государство сможет это установить. 

Платон руководствуется этой идей для того, чтобы минимизировать собственнические чувства людей и тем самым открыть путь к господству духа коллективизма.

Также в своей работе, посвященной описанию идеального государства, Платон рассматривает вопрос справедливости. По его мнению, справедливость состоит в том, чтобы каждый наилучшим образом выполнял свою собственную работу, и не вмешивался в чужие дела и не претендовал на чужое место. 

Государство устроено справедливо, если каждый – торговец, воин и правитель – выполняет свою собственную работу, не вмешиваясь в работу других классов. Конечно, такое понимание справедливости не соответствует тому, что современный мир называет «справедливостью». Демократия повлияла на наше видение справедливости, поэтому оно у нас ассоциируется с равенством. У Платона же понятие справедливости скорее ближе к тому понятию, которое до сих пор используется в праве.

В философии Платона рационализм сочетается с верой в потусторонний мир, поэтому такая теория может привлечь как рационально настроенного интеллектуала, так и религиозного мистика. В результате этот синтез оказал влияние на большинство великих философов.
 

Теория идей Платона — Философский ресурс

Какова конечная реальность мира? Согласно великому мыслителю и философу Платону, Идеи — это конечная реальность. В этом мире есть много частных вещей, но если мы возьмем эти вещи только частным образом, то ничего общего выделить нельзя. Так, на основании некоторых общих качеств вещей Платон делит отдельные вещи на разные классы. Идеи есть не что иное, как существенные черты, общие для всех членов этих классов. Например, есть класс человека, и каждый член этого класса обладает качеством, называемым мужественностью. Таким образом, существует идея мужественности. Точно так же есть несколько идей, включая идею дерева, идею лошади и т. д. Проливая свет на важность идей, Платон говорит, что понятие важно для понимания предложения. Например, есть такое предложение: «Индия — демократический мир». Чтобы понять это правильно, мы должны иметь представление о демократии. Вот вам и необходимость идей для Платона. Свойства идей, как объяснял Платон: . Идеи — это субстанции, поскольку они являются конечными реалиями мира. . Идеи вечны, потому что они существуют вне пространства и времени. . Идеи существуют до конкретных вещей и отдельно от них. . Идеи многочисленны. Таким образом, Платон — плюралист, поскольку он считает реальность более чем одной в числе. Однако, преодолевая разрыв между атомистами и парамеиндами, Платон говорит, что идеи есть единство во множестве. Деревьев много, но идея дерева одна. . Идеи идеальны. Например, идея красоты — это идеальная идея. Ни одна другая вещь в мире не имеет такого же уровня совершенства. Обсуждая происхождение и статус идей, Платон говорит, что существует иной мир идей, также называемый небесами идей. Он может быть понят нашим разумом, но этот мир идей не зависит от нас в своем существовании. Платон закладывает здесь основу рационализма, говоря, что в человеческом разуме существуют некие универсальные принципы, которые действуют как отправная точка познания. С другой стороны, подчеркивая, что идеи не зависят от нас в своем существовании, Платон защищает объективный идеализм. Идеи были представлены в шкале по степени полноты. Идея добра находится на вершине, что придает платоновской теории аксиологическое измерение (Целлер). Платон считает реальность хорошей и прекрасной. По мнению Целлера, теория также несет в себе онтологические измерения, поскольку идеи — это не просто ментальные конструкции, а субстанции. ТУАЛЕТ. утверждает, что идеи эпистомологичны, потому что они рассматривались как отправная точка знания. Кроме того, они мистичны, потому что у них есть свой мир, отличный от нашего мира. Короче говоря, идеи — это реалии мира. Однако это соображение оставило большие вопросы: Как этот реальный мир произошел от мира идей? Каково отношение между этим миром и миром идей? В ответ на эти вопросы Платон выдвинул две концепции: 1) Отношение внешнего вида и реальности 2) Концепция участия Согласно Платону, мир идей — это реальность, а наш физический мир — лишь ее копия. В своей книге «Республика» Платон приводит пример аллегории пещер, чтобы доказать свою точку зрения. В данном примере человек считается полностью скованным, не может сдвинуться с места. Солнечный свет, идущий сзади, отбрасывает его тень на стену перед ним. Так как человек не может сдвинуться со своего места, он способен видеть только тень и ничего кроме нее. Таким образом, он считает тень реальной. Однако тень — это всего лишь видимость. Реальность — это солнечный свет, идущий сзади. То же самое и с нашим миром. Поскольку мы постоянно видим этот мир, мы начинаем считать его реальностью. На самом деле реальность — это идеи, а этот мир — всего лишь тень идей. Платон также приводит второй аргумент и полагает, что вещи и существа мира участвуют в идеях. Конкретная вещь может участвовать одновременно во множестве форм и принимать новые формы, когда претерпевает какое-либо изменение. Идеи существуют до вещей и помимо них. Мы не можем думать о человеке, не имея представления о мужественности, но не наоборот. Таким образом, для существования этого физического мира необходимы идеи. Во-вторых, вещи физического мира существуют только в той мере, в какой они причастны миру идей. Таким образом, идеи объясняют физический мир. Платоническая теория получает похвалу от Уайтхеда, но в то же время подвергается критике из-за несоответствий. Преемник, Аристотель, резко атакует, говоря, что идеи следуют, а не предшествуют вещам. Далее он говорит, что идеи — это абстрактные сущности, и они не могут объяснить существование этого конкретного физического мира. Платон рассматривает в своей теории два мира: мир идей и мир физический. Из-за этого Аристотель критиковал его за сохранение этого различия между формой (идеями) и материей. Он говорит, что Платон не мог примирить форму и материю. Платон утверждал, что мир идей — единственная реальность, а этот физический мир — всего лишь тень, с другой стороны, он говорил, что физические вещи реальны в той мере, в какой они участвуют в мире идей. Это кажется нелогичным.

Теория идей Платона (с критической оценкой)

РЕКЛАМА:

Прочитав эту статью, вы познакомитесь с платоновской теорией идей с критической оценкой.

Платон принял без изменений сократовскую теорию познания — познание, по его мнению, не есть ни восприятие, ни вера, ни мнение. Всякое знание есть знание через понятия. Понятия фиксированы, поскольку они тождественны определениям, и они не изменяются от человека к человеку по мере того, как меняются мнения, восприятия или убеждения. Итак, понятия дают нам объективное знание. «Знание основано на разуме, а разум есть способность понятий».

Для Сократа понятия были ментальными. Они помогают нам думать о целом классе конкретных вещей. Понятия, будучи не чем иным, как определениями, имеют в мышлении только регулятивное значение, говорит Сократ. Мы сравниваем любое животное с определением человека, чтобы установить, является ли оно человеком. Платон строит на этом учении Сократа собственную новую и совершенно несократовскую метафизику. Он превращает сократовскую теорию познания в теорию природы реальности, — говорит профессор Стейс. Как пишет Б. Рассел, «однако в учении Платона есть нечто очень важное, что не восходит к его предшественникам, и это теория идей или форм».

ОБЪЯВЛЕНИЙ:

На философию Платона оказал влияние не только Сократ, но и философские воззрения Пифагора, Парменида и Гераклита. Как пишет Б. Рассел, от Пифагора Платон получил религиозное направление, веру в бессмертие, потусторонность, свое уважение к математике, а также к тому, что связано с сравнением с пещерой. От Парминида он получил веру в то, что реальность вечна и что все изменения должны быть иллюзорными.

Из Гераклита он вывел отрицательное учение о том, что в чувственно воспринимаемом мире нет ничего постоянного. Из комбинации всего этого Платон построил свою собственную философскую систему, в которой наиболее важной частью является то, что чувственный опыт не дает нам знания. Знания достигаются только интеллектом. Его теория познания лежит в основе его теории идей.

Теория идей или форм Платона отчасти логична, отчасти метафизична. Логическая часть касается значения общих слов. Есть много животных, некоторые из которых называются «кошками». Что мы подразумеваем под словом «кошка»? Слово «кошка» означает нечто, отличающееся от каждой конкретной кошки.

Животное является кошкой, потому что оно имеет общий и существенный характер кошачьего характера. Языку нужны эти общие слова (например, кошка) для обозначения разных классов вещей, а не той или иной конкретной вещи. Идея означает эту классовую сущность. Это общее слово не рождается, когда рождается конкретная кошка, и не умирает, когда она умирает.

ОБЪЯВЛЕНИЙ:

На самом деле он не в пространстве и времени, он вечен. Эта логическая часть доктрины независима от метафизической части, в которой рассматривается теория о том, что слово «кошка» означает некую идеальную кошку, «кошка», созданная Богом, а уникально-частные кошки являются копиями «кошки». но более или менее несовершенные копии. Только из-за этого несовершенства много частностей. Кошка реальна, отдельные кошки — это видимость. В этой последней книге «Государства» Платон очень ясно излагает свою теорию идей.

Здесь Платон объясняет, что всякий раз, когда несколько индивидов имеют общее имя, они имеют также общую «идею» или «форму». Например, несмотря на то, что существует много таблиц, существует только одна «идея» или «форма» таблицы. Подобно тому, как отражение стола в зеркале только кажущееся, а не «реальное», различные отдельные «столы» нереальны, будучи лишь копиями «стола-идеи», который является единственным реальным столом и создан Богом.

Об одном этом столе, сделанном Богом, может быть знание, а о множестве столов, сделанных плотниками, может быть только мнение. Философ хочет знать истину, предельную реальность или, говоря языком Платона, Идею, или Форму, или Всеобщее. Обычный человек хочет знать только внешний вид.

Теория идей Платона уникальна в том смысле, что его теория есть теория объективности понятий. То, что понятие, например, «человек», является не просто идеей в уме, но чем-то, что имеет собственную реальность, вне и независимо от разума, — в этом суть философии Платона.

ОБЪЯВЛЕНИЙ:

Платон, таким образом, одновременно идеалист и реалист. Платон идеалист в том смысле, что реальны только идеи и ничего больше. Есть только идеи. Но Платон также реалист в том смысле, что идеи не зависят в своем существовании от человеческого разума, но они существуют сами по себе. Теория идей Платона — это теория объективности понятий.

Истина есть соответствие:

Эта теория основана на представлении о том, что истина означает соответствие наших представлений фактам существования или реальности. Если я вижу гору, и если такая гора действительно есть, то моя мысль верна. Но если горы нет, моя идея ложна. Это сон, или иллюзия, или галлюцинация — продукт воображения, а не знания. Ложь состоит в том, чтобы иметь представление, не являющееся копией чего-либо существующего (реального).

Итак, знание — это знание понятий. Понятие является истинным знанием только тогда, когда оно соответствует объективной реальности. Итак, вне моего разума должны быть общие идеи или концепции. Платон дает техническое название «Идеи» этим реальным сущностям, которым соответствуют наши понятия. То или иное прекрасное не имеет реальности. Реальность принадлежит только идее Красоты вообще.

Платон объясняет это положение так: есть много прекрасных вещей. Свежий красный цветок прекрасен, лицо молодой женщины прекрасно, лунный свет прекрасен. Все разные. И все же они похожи друг на друга. Наши чувства не могут дать нам этого сходства, потому что оно предполагает сравнение, а сравнение есть акт ума, а не чувств.

ОБЪЯВЛЕНИЙ:

Итак, в нашем уме находится представление о красоте, с которым мы сравниваем красивые вещи и признаем их похожими на наше априорное представление о красоте в нашем уме. Теперь эта идея либо соответствует чему-то вне нас, либо не соответствует. В последнем случае наше представление о красоте — плод воображения, а не реальность. Следовательно, эта красота существует вне ума и является чем-то отличным от всех прекрасных вещей.

Таким образом, все идеи, например, идея лошади, или красоты, или справедливости, или добра — являются реальными сущностями. Лошадей, воспринимаемых нашими чувствами, много, а идейная лошадь только одна, как видно из того, что мы употребляем одно слово, чтобы подразумевать всех лошадей.

Единая идеальная лошадь — это реальность, существующая независимо от всех конкретных лошадей. Что же тогда является конечной реальностью, из которой объясняется все остальное? Она состоит, по Платону, в Идеях.

Платон иначе объясняет внедуховную реальность Идеи: Наша душа бессмертна; оно несет свое знание Идеи от рождения к рождению. Представления об идеальной прямой линии или совершенной красоте были в уме из наших прошлых жизней. Эта идея совершенства является эталоном, по которому мы можем судить обо всех воспринимаемых треугольниках, прямых линиях или красивых вещах как о несовершенных имитациях или копиях соответствующих им совершенных идей.

ОБЪЯВЛЕНИЙ:

Итак, Идеи существуют независимо от нашего разума в царстве реальности. Из-за этой связи души с телом в этой жизни эти идеи теперь только неясны и расплывчаты. Цель надлежащего образования состоит в том, чтобы сделать смутные представления о совершенстве все яснее и яснее.

(а) Характеристики идей:

Платон переходит к характеристикам Идей, Форм или Универсалий:

(1) Идеи существуют сами по себе, поэтому они называются «субстанциями». Качества зависят от субстанций, но субстанция не зависит от качеств. Идеи являются самообусловленными, самодетерминированными, абсолютными и конечными реальностями.

ОБЪЯВЛЕНИЙ:

(2) Идеи — это универсалии. Идея «корова» — это не та или иная конкретная корова. Это общее понятие для всех коров.

(3) Идеи — это не вещи, а мысли. Платон имеет в виду под этим, что Идеи не являются субъективными идеями, зависящими от индивидуальных умов. Идеи — это объективные Реальности.

(4) Идеи суть классовые сущности вещей и существ. Определение дает нам то общее и существенное в группе частностей. «Человек» определяется как разумное животное, поэтому рациональность необходима всем людям. Отдельные люди могут различаться во всех других отношениях, таких как рост, цвет лица, вес и т. д., но они должны быть «разумными животными». Это подразумевается в идее человека.

(5) Идеи не находятся в пространстве и времени, потому что, если бы они были в пространстве и времени, они могли бы быть восприняты нашими органами чувств. Идеи не могут быть восприняты органами чувств, но познаются только разумом.

ОБЪЯВЛЕНИЙ:

(6) Определения бытия. Идеи постоянны или неизменны. Мужчины могут приходить и мужчины могут уходить, но определение «человек» остается прежним. Это вечно.

(7) Идеи познаются только мыслью или разумом. Они не познаются интуицией или чувственным восприятием. Чувственное восприятие дает нам только отдельные вещи и существа. Разум дает нам Идеи.

(8) Идей много. Существуют разные виды идей, например. Идеи класса — «кошка», «человек», «лошадь» и т. д., идеи качества, такие как «белизна», «округлость» и т. д., идеи отношений, такие как «равенство», «подобие» и т. д., идеи математики. как прямые линии, точки, круги и треугольники, идеи идеалов, таких как «истина», «красота» и «добро». Есть даже Идеи «грязь», «волосы» и т. д.

(9) Хотя Идеи бывают разных видов, они связаны друг с другом в системе иерархии. Менее широкие идеи включаются в более широкие идеи, более широкие — в еще более широкие идеи, так что все идеи заключаются в одной абсолютной идее Блага. Идеи красноты и голубизны включены в более широкую идею цвета; идеи цвета и вкуса, в идее качества.

В конечном счете, на вершине всех идей в пирамидальном расположении находится идея Бога, которая включает в себя все остальные идеи. Каждая идея включает в себя всех членов класса. Идея «человек» едина, но это единство всех членов класса человек. Таким образом, идея есть единство в многообразии. Оно охватывает внутри себя всех и каждого члена одного и того же класса.

Идеи пребывают в объектах чувств. Кошка есть кошка только потому, что в ней живет идея кошачьего. Оно особенное, нереальное, но оно реально, поскольку оно причастно всеобщему. Есть много синих вещей, но одна «голубизна» присутствует в каждой синей вещи. Нашему разуму известны голубизна, кошачий характер и т. д.; голубые предметы и кошки известны нашему чувственному восприятию.

ОБЪЯВЛЕНИЙ:

Все частные объекты являются лишь проявлениями Идеи, которые являются реальностью. Философ хочет знать истину, высшую реальность или, говоря языком Платона, Идеи или Формы. Обычный человек хочет знать только видимость.

Платон объясняет отношение идей между собой следующим образом. [«Один и тот же класс может быть родом по отношению к другому классу и видом по отношению к более высокому или более широкому классу. Таким образом, начиная с самых узких видов, мы можем подняться к более высоким и широким классам и получить иерархию классов. В соответствии с этим мы получаем иерархию универсалий, или Идей, или реальности. По мере того, как мы постепенно идем от низшего уровня к высшим уровням класса, число родов постепенно уменьшается, на высшей или самой широкой ступени будет только один класс, род Summum. Точно так же идеи, соответствующие классам, будут лишь одной из существующих универсалий. Это высшее всеобщее есть идея добра. Все идеи подпадают под эту единую идею, идею Добра».]

Вот как идеи соотносятся друг с другом в философии Платона. Согласно Платону, философы, желающие достичь познания действительности, знают эту всеобъемлющую организованную систему Идей, которая есть единство в многообразии. Эта система Идей есть сверхчувственные субстанции и может быть познана только Разумом.

В другом аргументе Платон пытается доказать объективную реальность Идей или универсалий. Идеи создаются Демиургом или Силой Бога, и отдельные объекты этого мира являются копиями этих Идеи. Таким образом, Идеи одновременно независимы как от индивидуального разума, так и от разума Бога. Так обслуживается Платоном объективная реальность Идей.

(b) Возражения против объективности идей:

Но доводы Платона в пользу объективной реальности Идей неудовлетворительны, потому что, во-первых, он думает, что ничто в этом мире не совершенно. Мы познаем несовершенную природу мирских вещей по тому факту, что в нашем уме заранее существует объективный эталон совершенной красоты и совершенного нравственного действия. Этот стандарт не субъективен, но реален независимо от всех умов.

ОБЪЯВЛЕНИЙ:

Но мы можем объяснить этот факт без ссылки на объективность Идей. Мы можем судить об одной несовершенной части красоты по более совершенной красоте. Таким образом, мы можем достичь такой прекрасной вещи, что человеческий разум не может представить себе более прекрасной вещи. И это есть Идея Красоты, которой мы достигли на опыте, а не на каком-либо априорном эталоне совершенства.

Более того, Платон прибегает к предсуществованию Души до рождения, чтобы объяснить объективную реальность Идей или Форм. Но это учение о предсуществовании души есть только гипотеза, а не установленная и проверенная теория.

(c) Связь идей с отдельными вещами мира:

Относительно отношения Идеи к отдельным объектам мира Платон говорит, что Идеи являются причиной, основанием чувственных объектов. Идеи обитают в этих объектах, и объекты не иллюзорны. Они также реальны в той мере, в какой они разделяют универсалии. Платон иногда использует выражение «копии» или «подражания», иногда «причастность», чтобы объяснить точное отношение между частностями и Идеями.

По его мнению, чувственные объекты являются лишь тусклыми или бедными, несовершенными копиями универсалий. Он снова говорит, что вещи участвуют в Идеях, Красивые предметы участвуют в одной Красоте, голубые предметы участвуют в одной Голубизне. Таким образом, красота есть причина красивых вещей; синева является причиной синих предметов.

Таким образом, идеи одновременно трансцендентны и имманентны. Трансцендентны в той мере, в какой они реально существуют сами по себе, независимо от конкретных вещей. Имманентный в том смысле, что Идеи пребывают в конкретных вещах.

ОБЪЯВЛЕНИЙ:

(г) Иерархия идей:

Таким образом, Платон по-своему объясняет отношение одного и многих. Один, по его мнению, включает в себя идею многих и не может быть мыслим без многих. Опять же, «одно» может быть определено только как то, чего немного, а много — это то, что не есть одно. Эти два, один и многие, являются соотносительными идеями, которые включают друг друга. Идеи или универсалии, образующие, по Платону, как бы пирамиду, имеют вершину.

Эта высшая идея есть идея Добра; это высшая идея, конечная основа себя, других идей и всей вселенной. Это платоновская наука об идеях, или диалектика, или теория идей. Именно познание отношений всех Идей друг к другу и есть цель познания для философов.

Критическая оценка учения об идеях Платона:

(1) Платон не пытался объяснить, как на самом деле все другие Идеи происходят из одной-единственной Идеи. В диалектике есть один важный недостаток, который Платону следовало бы исправить. Высшая идея, говорит он, есть Добро. Это основа всех других идей. Он должен был вывести все другие идеи из этой высшей идеи. Но он этого не сделал.

(2) Опять же, Платон часто отождествлял Бога с высшей идеей Добра. Но как соотносятся Бог и Идея Добра? Либо Бог тождественен Добру, либо нет.

Если Бог отличен от высшей идеи, как указывает Целлер, есть только три возможности:

ОБЪЯВЛЕНИЙ:

(i) Бог есть основа идеи Добра. Эта возможность показывает, что Добро как высшая идея не является субстанцией или конечной реальностью9.0003

(ii) Вторая возможность состоит в том, что Бог обязан своим существованием идее Добра. Это разрушает престиж Бога и ставит его существование в зависимость от Идеи Блага. Тогда Бог становится только видимостью,

(iii) Третья альтернатива состоит в том, что Бог и Добро являются равно независимыми конечными реальностями, что означает, что теория Платона есть не что иное, как дуализм.

Центральным положением всей системы философии Платона является теория идей. Все остальное — его физика, его политика, его взгляд на искусство — не что иное, как вывод из этой теории идей. Именно здесь мы должны искать как его достоинства, так и недостатки платоновской системы.

Теория Платона состоит в том, что Абсолютная реальность есть разум, есть мысль. Это основной тезис идеализма. Платон, таким образом, является основателем всего идеализма. Его величайший вклад в историю философии состоит в том, что «абсолютная реальность — это универсальная мысль».

Как писал Платон, идеи и отдельные вещи этого мира противопоставлены друг другу по природе. Идеи — это всеобщее, частное — индивидуальность, Идеи — реальность, частное — видимость. Идеи познаются разумом, частное познается восприятием. Идеи вне пространства и времени, частное всегда пространственно и временно, Идеи — мысли, частное — вещи. Идеи самообусловлены, независимы от частностей, но частности имеют свое основание в идеях и реальны постольку, поскольку они участвуют в идеях.

ОБЪЯВЛЕНИЙ:

Теперь возникает вопрос. Как Идеи, Формы или универсалии соотносятся с частностями? В своей книге «Парменид» Платон объясняет отношение как (1) существующее между оригиналом и копией. (2) Иногда он говорит, что это отношение участия. Частности — это тусклые, несовершенные копии Идеи. Отдельные люди являются несовершенными копиями Человека-идеи. Платон снова говорит: единичные причастны всеобщему, отдельные люди причастны идее «человека».

(1) Но «копия» или имитация — это метафора. Точно так же «участие» между Идеей и частностями также является метафорой. Метафора — это не объяснение. Если партикулярии являются копиями идей, то универсалии следует рассматривать как партикулярии. Копия дерева частна, но исходное дерево также частно.

Оригинал и копия — это частное. Если и идею, и частное под ней трактовать как частное, то на основании общих черт между ними придется допустить еще одну «идею» (всеобщую). Эта последняя идея, если принять ее за исходную, будет частностью, для объяснения которой мы должны принять ее как еще одну идею. Таким образом, нам придется столкнуться с бесконечным регрессом.

Аристотель, ученик Платона, выдвинул аналогичный аргумент против теории Платона, известный как «аргумент третьего человека». «Когда индивид является копией идеи, индивидуум и идея подобны; поэтому должна быть другая идея, охватывающая как частные, так и первоначальную идею. И должен быть еще один, охватывающий частное и две идеи, и так до бесконечности».

Универсалии нельзя отождествлять, даже по аналогии, с какими-либо вещами, которые являются партикуляриями, ибо это означало бы, что они перестали быть универсалиями. Отношение универсалий (идей или форм) не похоже ни на какое другое отношение. Отношение копии к вещи, копией которой она является, есть еще отношение между одним и другим.

(2) Платон использовал другую метафору для объяснения отношения между идеей и конкретной вещью. Частное «участвует» во всеобщем. Экипаж и пассажиры корабля участвуют в корабле. Но эта аналогия не выдерживает критики. Потому что люди на корабле, сам корабль — это частное. Возможно, Платон осознавал эту проблему.

В «Пармениде» сам Платон, по словам Парменида, ставит два вопроса:

(а) Участвуют ли отдельные лица во всей идее? или

(б) Только в его части? Если мы примем первый вариант, то мы должны признать, что одна идея в равной степени и полностью присутствует в каждом отдельном члене класса.

Если принять второй вариант, то идея одна и одновременно многие. Но каждый из них идет вразрез с платоновской теорией идей.

Связь можно объяснить следующим образом. Отношение не может быть буквально или даже похоже на какую-либо ситуацию, которую представляет Платон.

Как отмечает Джон Хосперс – «Более точное определение отношения, на которое Платон намекал, но никогда не формулировал полностью, было бы следующим: отношение между (Идеями) всеобщим и частным не похоже ни на какое другое отношение. Это отношение экземплификации инстанцирования, которое однозначно отличается от любого другого существующего отношения. Конкретный синий служит примером или олицетворяет голубизну, этот треугольник олицетворяет треугольность и так далее».

Вслед за Тилли мы можем заключить, что, за возможным исключением платоновской теории форм, никакая другая платоновская теория (например, его учение о душе, Боге, мире, его философия Политики, Этики и Природы) не оказывала более длительного или более непрерывное влияние. Платоновское учение об идеях, хотя и содержит ряд ошибок, тем не менее знаменует собой очень важный шаг вперед в философии, поскольку является первой теорией, подчеркивающей проблему универсалий, которая сохраняется и по сей день.

Мы не можем выразить себя на языке, состоящем исключительно из имен собственных, но должны иметь также общие слова, такие как «человек», «собака», «кошка», или относительные слова, такие как «подобный», «до» и т. д. . Такие слова не являются бессмысленным шумом, и трудно понять, как они могут иметь значение, если мир целиком состоит из отдельных вещей, например, обозначаемых именами собственными.

Платоновская теория форм или идей дает prima facie аргумент в пользу универсалий (Б. Рассел). Он не понял, насколько велика пропасть между универсалиями и частностями. Его «идеи» — это всего лишь другие частности. Он сам, позднее, начал видеть эту трудность, как это проявляется у Парменида, который содержит, по словам Б. Рассела, один из самых замечательных в истории случаев самокритики со стороны философа.

Как отмечает У. Т. Стейс, любая успешная философия должна удовлетворять двум условиям:

(1) Он должен быть способен объяснять мир, и

(2) Он должен объяснять свой первый принцип как не требующий пояснений.

Относительно объяснения мира Платон говорит, что мир отдельных вещей и существ есть «копии» или «подражание» Идеям. Они «участвуют» в Идеях. Но почему? Почему существуют такие копии? Для этого должна быть причина. Эта причина должна существовать в природе самих идей. В идеях должна быть внутренняя необходимость, которая заставляет их воспроизводить себя в вещах. Но в «Идеях Платона» такой необходимости нет.

Идеи — единственная реальность. Они самодостаточны. Им ничего не хватает. Им не нужно ничего добиваться. В мире есть белые объекты. Но почему идея белизны должна производить белые вещи? В Идеях нет необходимости принуждать их к воспроизведению самих себя. Таким образом, мы можем сказать, что они не обладают принципом для объяснения вещей.

Второй тест заключается в том, является ли принцип Идей самоочевидным принципом. Теперь единственный самоочевидный принцип в мире — это сам разум. Причина есть собственная причина. Объяснение вещи означает показать, что вещь рациональна. Когда Платон говорит, что Абсолют есть понятие, он говорит, что это разум. Заслуга Платона заключается в этом признании конечного принципа его философии как разума или понятия.

Но, чтобы быть самоочевидным, каждое понятие должно быть необходимым понятием. Но идеи Платона не относятся к этому необходимому роду. Мы можем мыслить мир без идеи белизны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *