Александр 3 что сделал для россии: Гордость России: Александр III Миротворец

Содержание

Царь Александр III: богатырь на троне

Евгений АЛЕКСАНДРОВ

06.07.2020

Он вступил на престол в кризисные для империи дни, после гибели ставшего жертвой убийц родителя. В начале 1880-х Россия для всего мира превратилась в страну революционной вакханалии. Новости о покушениях, взрывах и судебных процессах над боевиками не сходили с первых полос международной прессы.

ЗА ИНТЕРЕСЫ БОЛЬШИНСТВА

К концу XIX столетия в верхних слоях общества созрели и оформились оппозиционные течения. Кто-то жаждал немедленного упразднения самодержавия, перемен любой ценой и шел ради этого на прямой террор, не считаясь с жертвами. Другие требовали столь же кардинальных перемен в либеральном духе. Даже в правительственных кругах было немало сторонников конституционной монархии с неизбежным усилением роли промышленников и банкиров — разумеется, не только российских. Новый самодержец, не желавший, чтобы гигантская империя сворачивала со столбовой дороги поступательного развития, сумел приструнить первых и подчинить вторых.

Государство, которое после Великих реформ понемногу слабело, показало наконец свою силу, заставило себя уважать. За несколько месяцев выдвиженцам Александра III удалось остановить террористический вал. Это была напряженная борьба. Народовольцы пытались перехватить инициативу, объявили царю ультиматум, угрожали залить страну кровью, если он не амнистирует арестованных боевиков. Разговаривать с монархом языком угроз было бессмысленно, революционеры его только раззадорили. Государь победил, ведь его поддерживало большинство мужицкой России, молчаливое и могущественное. Прибегать к насилию пришлось в отношении меньшинства.

Он был первым русским самодержцем, которому присягали крестьяне, прежде лишенные такого права. Во многом это было предопределено политикой Александра II, хотя трудно не увидеть глубокий символический смысл в том, что первым по-настоящему народным царем стал его сын. Вскоре после коронации Александр Александрович встретился с волостными старшинами. Историческое событие отразил на своем полотне Илья Репин, подчеркнувший сходство между государем и его подданными-хлебопашцами: он такой же статный бородач, как и многие из них, и становится ясно, что общий язык будет ими непременно найден.

ВОЙНЫ МИРОТВОРЦА

Александра III нарекли Миротворцем. Он не шутил с войнами, ибо знал о них не понаслышке. Во время освободительной миссии на Балканах в 1878 году отец доверил ему, наследнику престола, действовавший против османов в Болгарии Рущукский отряд. Во время одной из разведывательных «прогулок» возле села Иванова погиб родной дядя будущего императора Сергей Лейхтенбергский. А несколько позже у селения Мечка отряд цесаревича наголову разбил отборные войска Сулеймана-паши. Александра Александровича наградили орденом Св. Георгия 2-й степени — «За блистательное выполнение трудной задачи удержания, в течение 5 месяцев, превосходящих сил неприятеля от прорыва избранных нами на реке Ловче позиций и за отбитие, 30-го Ноября 1877 года, атаки на Мечку».

За всю историю награждений славным орденом Александр III был единственным монархом, получившим столь высокую его степень на поле боя. Цесаревич проявил себя как отважный и распорядительный командир и при этом убедился: армия перво-наперво существует для того, чтобы предотвращать войны, избегать массового кровопролития.

Каждый год в ноябре, откладывая все дела, наследник престола, а затем император собирал для дружеского ужина соратников «по делу под Мечкой».

Во многих книгах можно прочитать, что во времена Александра III Россия не вела войн. Действительно, по сравнению с другими царствованиями его тринадцатилетие выдалось удивительно мирным. Достичь этого удалось благодаря взвешенной и твердой дипломатии, да и репутация русской армии оставалась настолько высокой, что слово нашего императора всюду звучало веско.

Прежде страна воевала беспрестанно. К примеру, при Александре II вела боевые действия и в Польше, и на Балканах, и — неоднократно — в Средней Азии. Это были кровопролитные, расточительные для казны войны. При Александре Александровиче в империи воцарилась «возлюбленная тишина», о которой мечтал еще Михайло Ломоносов. И все-таки один боевой поход, не упомянуть о котором нельзя, в те годы состоялся. На южных рубежах, на границе с Афганистаном, русские стали преградой для британского продвижения в Среднюю Азию. Лондон намеревался распространить свою гегемонию на весь мусульманский мир. Разумеется, эти планы представляли угрозу для России.

Кульминацией противостояния стала экспедиция начальника Закаспийской области (ныне — на территории Туркменистана) генерала Александра Комарова. В 1884 году в состав империи был принят город Мерв, чьи жители по собственному почину перешли в русское подданство. Вместе с новыми землями Россия получила и территориальный спор с Афганистаном из-за оазиса Пандждех. На этом попытались сыграть британцы, пославшие в те края свою разграничительную комиссию и организовавшие движение афганских войск.

Навстречу последним двинулся отряд Комарова, твердо решившего бороться за оазис. Силы сосредоточились на берегах реки Кушки: на западном — афганцы, на восточном — наши. Александр Виссарионович предъявил эмиру Абдул-Рахману ультиматум с требованием отвести войска в течение пяти дней.

18 (30) марта 1885-го время ожидания истекло, и русские без промедлений начали наступление. Генерал Комаров приказал своим воинам не открывать огонь первыми. Выстрелы с афганской стороны не заставили себя ждать, а ответная атака смела позиции противника, заставила ретироваться вражескую конницу. Более упорным выдалось сражение пехоты, но к утру следующего дня потерявшие 600 человек афганцы отступили и новых атак не предпринимали. «Полная победа еще раз покрыла славою войска Государя Императора в Средней Азии», — рапортовал Комаров военному министру.

Глава российского МИДа Николай Гирс предупреждал, что этот успех может вызвать вооруженное столкновение с Англией. Александр III пожал плечами: «Хотя бы и так». Русский генерал вчистую переиграл британских стратегов, а император проявил обычную для себя твердость и не пустил по ветру достижения своих военных. Нашлись царедворцы, предлагавшие примерно наказать Комарова, государь же велел наградить генерала орденом Св. Георгия 3-й степени и высказался так, чтобы слышала вся Европа: «Я не допущу ничьего посягательства на нашу территорию».

В итоге Россия сохранила приобретения на юге, а на месте боевых действий основали надолго ставшую южным форпостом империи крепость. С тех пор и утвердилось в нашей армии знаменитое присловье: «Меньше взвода не дадут, дальше Кушки не пошлют». Англичан император успокоил твердыми заверениями: нашествия на Афганистан не будет. Слову русского царя верили.

Противостояние с Британией в «азиатском подбрюшье» принято называть Большой игрой: на кону стояла гегемония над целым континентом; конкурировали дипломаты, разведчики и, конечно, армии. Именно эта тайная война подтолкнула нашу дипломатию к серьезным переговорам с французами.

«МАРСЕЛЬЕЗА» В КРОНШТАДТЕ 


Александр III не был сторонником изоляции от Европы, понимал пагубность такой политики, ведь к ней нас подталкивала Британия, опасавшаяся влияния Петербурга в Старом Свете. При этом государь старался не вмешиваться в бесконечные европейские склоки, дабы русским не пришлось выступать в роли пожарной команды. Порох тем не менее держал сухим.

Много лет император тяготился тем, что у России не было надежных союзников. С этим связаны его иронические, популярные в наше время афоризмы. Чего только стоит провозглашенный в присутствии многих иностранных дипломатов тост: «За здоровье моего друга, князя Николая Черногорского, единственного искреннего и верного союзника России вне ее территории». Однако большие дела в политике требуют если не искренних друзей, то достойных партнеров, и Александр III, разочаровавшись в Германии, сделал ставку на Париж.

Еще в «Энциклопедии» Дидро было написано, что Россия и Франция должны стать дружественными государствами. Это представляло выгоду для обеих держав, но географическая удаленность мешала хорошим замыслам, мы враждовали. Так было и в XVIII столетии, и в начале XIX века. Во времена Александра Миротворца наши страны сблизились не только благодаря скоростному железнодорожному сообщению.

Российской империи потребовалось финансовое хитроумие французов, их государству — наша огромность, связавшая Юго-Восточную Азию с Европой. Важным достижением соглашений был пересмотр извечного отношения галлов к Польше как к своей вотчине. Наконец-то они признали русского императора полновластным царем Польским. Россия сумела дважды удержать Германию от нападения на Францию, за что французы (те, в ком жива историческая память) до сих пор благодарны Александру III (названный в его честь парижский мост никто переименовывать не собирается). Да и нам без французского кошелька было бы непросто прокладывать Великий Сибирский железнодорожный путь.

В июле 1891 года в Кронштадт прибыла французская эскадра адмирала Альфреда Жерве.

Встречали союзников по-царски, император с обнаженной головой выслушал гимн Третьей республики — «Марсельезу», в то время как в России эта песня была запрещена. Чтившие идеалы своих революций французы столь же почтительно слушали «Боже, царя храни». Идеологические разногласия были отброшены ради взаимовыгодного экономического сотрудничества и общей безопасности. За тем приемом внимательно следила вся Европа. Рождалась международная сила, которая должна была (и могла!) предотвратить мировую войну.

СУД ИСТОРИИ

Свои последние дни император проводил в Ливадии, в любимой крымской резиденции, напоминавшей обыкновенную помещичью усадьбу. Когда умер, его оплакивала вся Россия. Лишь интеллигенция относилась к нему «прохладно»: ругала за ограничение студенческих свобод, за «реакционный» консерватизм. Зато русские художники видели в нем мощного лидера и всесторонне развитую личность.

Еще при жизни он стал прообразом Ильи Муромца для знаменитого васнецовского полотна, при том что картина оказалась для России сокровенной.

В ней ни много ни мало наш культурный код. Из двух богатырей двое узнаваемы: главный — Александр III, Добрыня — сам художник, видевший себя верным соратником монарха. Мы наблюдаем их не в пылу битвы: выехали в чисто поле, на заставу богатырскую хранить покой русской земли, гармонию силы, справедливости и мирного быта. Витязь в центре похож одновременно и на царя, и на крестьянина.

Молодому Михаилу Нестерову принадлежит, вероятно, самая эмоционально-проникновенная оценка Царя-Миротворца. Вскоре после смерти императора он писал: «Русские люди хоронят с государем Александром III заветные помыслы, мечты. Он воплощал в себе все святое, лучшее, характерное для нравственного облика народа… Со времени Александра Невского можно смело сказать, что никто более не выражал в себе так ярко свой народ, как Александр III». Те слова были сказаны не для прессы и не из карьерных соображений. Они — из частного письма, от сердца к сердцу.

Современники сумели оценить масштаб личности предпоследнего русского императора только четверть века спустя, когда им довелось пережить череду войн, смут, крушение привычного мира. Оказалось, что без Ильи Муромца богатырская застава не только осиротела, но и не выстояла.

Когда-то стоявший возле Храма Христа Спасителя памятник Александру III вряд ли раскрывал в должной мере качества его натуры, слишком уж он там получился мрачным, сосредоточенным, даже архаичным. Внутренние свойства государя удачнее всего отразились не в той колоссальной статуе, а в теремной, ажурной архитектуре московской Городской думы или петербургского храма Спаса на Крови. Возродивший старинные традиции стиль расцвел при Александре III, стал его маркой. Бояре, богатыри, герои русских сказок могли появиться и занять особое место в нашем искусстве (а равно национальном самосознании) только в эпоху самодержца, который чтил духовные основы московской Руси.

В популярном, предназначенном для юношества издании 1909 года «История российского государства в портретах» о нем писали так: «Глубоко религиозный, заботливый отец и супруг, он своей жизнью давал пример своим подданным: не позволял себе никакой роскоши. Он отличался твердостью характера, более всего любил правду, спокойно обдумывал каждое дело, был замечательно прост в обращении и вообще любил все русское».

Это, конечно, идиллический портрет, но по сути — вполне достоверный. Действительно, государь не терпел праздности, не любил пышные придворные и дипломатические ритуалы, не держал многочисленной свиты, не копил сокровища мира сего, если не считать произведения живописи, перед которой благоговел. Покупая картины, помогал своим художникам, мечтал о большом музее национального изобразительного искусства, где все эти работы должны были выставляться. Идея воплотилась уже после смерти царя, Русский музей императора Александра III открыл двери для посетителей 7 марта 1898 года.

Конечно, у него хватало критиков и среди тех, кого считали опорой трона. Время показало опрометчивость их оценок: и в истории, и в памяти людей остался образ могучего самодержца, крепко державшего штурвал великой державы. Гораздо глубже понял его Сергей Витте, отметивший: «У императора было совершенно выдающееся благородство и чистота сердца, чистота нравов и помышлений. Как семьянин — это был образцовый семьянин; как начальник и хозяин — это был образцовый начальник, образцовый хозяин… Он каждую копейку русского народа, русского государства берег, как самый лучший хозяин не мог бы ее беречь».

А ведь автор этих строк был человеком едкого, рационального, скептического ума. Тем не менее он легко сработался с государем, примечавшим и ценившим в управленцах крепкую деловую хватку.

В наше время можно услышать сетования: проживи, дескать, Александр III еще десять-двадцать лет, и Россия избежала бы революционных бурь, уж он-то не допустил бы ни пожара 1905-го, ни катастрофы 1917-го. Есть и противоположное мнение: император слишком туго «закрутил гайки» и тем самым предопределил распад самодержавной империи. Едва ли стоит переводить летопись страны в сослагательное измерение. От истории нельзя требовать больше, чем она дает. Александр Александрович и без этого сделал немало, достойно стоял свою трудную вахту на российском престоле, обеспечил хороший задел для всестороннего — экономического, культурного, социального — развития государства. Тринадцать лет его правления справедливо воспринимаются как время мирное, чрезвычайно созидательное. Чего же больше?

Материал опубликован в журнале «Свой» Никиты Михалкова. Март, 2020

9 самых популярных легенд об Александре III • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

История

Почему после Великих реформ в России наступили «заморозки»? Правда ли, что Александр III плохо говорил по-русски, но при этом ввел русский стиль? Он был так силен, что смог удержать крышу поезда? Много пил и не избегал толпы? В новом выпуске рубрики собрали легенды о главном русском императоре-реакционере

Автор Марина Сорока

Легенда 1. Александр III плохо говорил по-русски

Вердикт: это точно не известно.

Цесаревич Александр Александрович в Царском селе. 1866 годWikimedia Commons

Свидетельств современников о том, как Александр III говорил по-русски, к сожалению, не сохранилось. Это значит, что, скорее всего, речь царя не отли­чалась от речи его окружения. При этом многие отмечали неграмотность императора. Когда Александру было восемь лет, его мать, императрица Мария Александровна, огорченная орфографическими ошибками, просила передать учителю, что пусть лучше его не учат другим предметам: главное, чтобы он выучил свой родной язык  Записки Наталии Петровны Грот об уроках ее мужа Я. К. Грота наследнику Николаю Александровичу и великому князю Алексан­дру Александровичу в 1853–1859 годах. Философский век. № 38. 2012.. Это не удивительно: великих князей, как всех детей в русских аристократических семьях, с XVIII века воспитывали иностран­цы — сперва англичанки, потом швейцарцы, — а родители говорили с ними на французском. И если французский и английский язык Романовы слышали с рождения, то на русском говорили только прислуга и солдаты охраны, то есть слышали они простонародный язык. Будущему Александру III было чуть больше трех лет, когда его вместе со старшим братом Николаем начали учить молитвам и русской грамоте. Говоря по-русски, Романовы, как и все члены высшего общества, часто калькировали французские и английские фразы. Например, дочь Александра III Ксения писала: «Жалко мне ужасно за Мишку», явно переводя с английского «I am sorry for Mishka»  Из письма великой княгини Ксении Александровны княгине Александре Александровне Оболенской от 12 апреля 1935 года., а ее сестра Ольга, рассказывая приятельнице о своем родственнике, — «масса ездит верхом» («he… rides much»).

Оттон Рихтер. До 1908 годаWikimedia Commons

Когда 20-летний Александр стал наследником, его новый адъютант, полковник Оттон Рихтер, пришел в ужас, узнав, что юноша едва может грамотно писать по-русски, и взялся поправить дело, насколько это было возможно до прине­сения присяги, которая ставила точку на уроках для наследника. После присяги он официально считался взрослым, и уроки грамоты ему были не положены. Отчасти Рихтеру это удалось: в письмах и дневнике уже взрослый Александр вполне умело выражает свои мысли на русском, хоть и с орфографическими ошибками.      

Утверждения, что кто-то из русских царей плохо говорит по-русски (и/или любит окружать себя иностранцами), всегда носили политический характер. Они могли исходить от врагов Романовых вроде памфлетиста князя Петра Владимировича Долгорукова, который уничижительно называл Романовых Гольштейн-Готторпской династией  Прежде чем стать русским императором, Петр III, сменивший на престоле свою тетку Елизавету Петровну, был герцогом Гольштейн-Готторпским., приравнивая их к мелким немецким князькам, чуждым и враждебным всему русскому  П. В. Долгоруков. Петербургские очерки. М., 1992.. При Николае II даже обсуждался запрет к продаже авторитетного немецкого справочника «Готский альманах», в котором указывалось, что после императрицы Елизаветы Петровны Россией правят Гольштейн-Готторпские-Романовы. 

Легенда 2. Женился на невесте брата 

Вердикт: это правда.

Цесаревич Александр Александрович с супругой Марией Федоровной. 1867 год Федеральное архивное агентство

В царствующих семьях сначала женили старших сыновей: это позволяло избежать конфликтов между их детьми из-за престола. В семье Александра II первым должен был жениться великий князь Николай Александрович. Наследнику выбрали жену из датского королевского дома, принцессу Дагмару: союз с Данией, контролировавшей так называемые Датские проливы, которые откры­вали выход в Балтийское море, был выгоден России. В 1864 году российский наследник встретился с принцессой, а затем молодые люди обручились. В апре­ле следующего года жених умирает в Ницце от туберкулезного менин­гита. В последние минуты при нем были его невеста и брат Александр Алексан­дрович: по легенде, умирающий соединил руки брата и невесты, благословив их на брак (впрочем, никаких подтверждений этому нет). Через полгода Александра поставили перед фактом: государственные интересы требуют его женитьбы на Дагмаре. Александр был против, так как был увлечен фрейлиной императрицы Марией Мещерской, но ее быстро отправили за границу, а его — в Копенгаген. Смирив­шись, в июне 1866 года великий князь сделал предложение Дагмаре, а в октя­бре того же года они обвенчались: великая княгиня взяла имя Марии Федоровны. 

 

Фактчек: 15 самых популярных легенд о Екатерине II

Правда ли, что императрица спала с конем, продала Аляску и была немецкой шпионкой

Легенда 3. Он избегал толпы

Вердикт: это отчасти правда.

Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца. Картина Ильи Репина. 1885–1886 годы Государственная Третьяковская галерея

Вплоть до начала покушений на Александра II русские цари демонстрировали близость к народу, прогуливаясь пешком по улицам столицы. Адмирал Шестаков писал про Николая I: «Смелость, которая валила на колени безумные толпы, озаряла его сиянием власти, не допускавшим мысли о непокорности, отбросившая самое злодейство. Ничья рука не могла подняться на человека, носившего в себе убеждение неуязвимости»  Цит. по: И. В. Зимин. Царская работа. XIX — начало XX в. Повседневная жизнь российского императорского двора. М., 2021..

Во второй половине XIX века в Европе началась эра покушений на короно­ванных особ и государственных деятелей: испанского премьер-министра, француз­ского императора, князя Бисмарка, германского императора, королеву Викторию, австрийскую императрицу. После убийства Александра II террори­стами 1 марта 1881 года его сын не мог не ожидать покушения. Приближенные императора тоже этого опасались: на улицах, по которым он ехал, выстраи­валась охрана, офицеры гвардейских полков удерживали толпу на расстоянии. Первый начальник охраны Александра, граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков, распорядился, чтобы секретные агенты, одетые в штатское платье, держали под постоянным наблюдением первые ряды публики, окружавшей царя. 

В начале своего царствования Александр III избегал многолюдных сборищ и не гулял по улицам Петербурга, как его отец и дед; царские парки были закрыты для всех, кроме избранных  Зато в Дании он гулял и ездил на обычном поезде из Фреденсборга в Копенгаген (охра­на в штатском держалась на расстоянии). . Зато во второй половине царствования он начал ездить по Петербургу в открытой коляске или санях. Очевидец вспоминал: «Среди моря человеческих голов двигалась большая открытая коляска, в которой сидел могучий царь в каракулевой папахе и его хрупкая изящная супруга. Пониже на запятках стояли два великолепных бородатых казака»  C. Grunwald de. Les nuits blanches de Saint-Petersbourg. Paris, 1968.
Перевод автора.. 

Тем не менее чрезвычайные меры для охраны царя принимали до конца его царствования. Весной 1893 года Владимир Вернадский писал: 

«Сегодня приезд царя. <…> В городе масса стеснений. В университетской клинике, где раньше была комиссия из полиции, шпионов и т. п., запе­чатаны погреба. С лиц, живущих на Театральной площади по Моховой и др. улицам, взяли подписку, что они не будут открывать окна во время пребывания царя, а если хотят видеть въезд, то позволяют лишь под ответственность домохозяина и беря подписку, что в их квар­тирах не будет никого, кроме них и указанных ими заранее знакомых. По некоторым улицам во все время пребывания царя запрещено ездить с чемоданами, и на вокзалы приходится объезжать издалека. <…> Экскурсия геологическая, назначенная на пятницу, отменяется по соображениям, что это опасно…»  В. И. Вернадский. Пережитое и передуманное. М., 2007.

 

Фактчек: 12 легенд об Александре II

Либерал? Обладатель самых шикарных бакенбард? Собаковод? Что из этого правда?

Легенда 4. Александр III был очень сильным: при крушении императорского поезда он поднял крышу вагона, чтобы все выбрались

Вердикт: скорее всего, это неправда.

Крушение императорского поезда 17(29) октября 1888 года Государственный архив Российской Федерации

Великий князь Александр Михайлович, двоюродный брат и одновременно зять царя (он был женат на его дочери Ксении), выступая в 1930-х годах с лекциями в США, рассказывал, что как-то за обедом Александр III угрожал австрийскому послу скрутить войска его страны, как вилку. Но Александр Михайлович был известным фантазером. На самом деле нам неизвестно, обладал ли Александр особенной силой. По рассказам графа Воронцова-Дашкова, который знал императора в молодости, тот отличался развитыми мускулами и в кругу близких поднимал тяжести  В. С. Кривенко. В Министерстве двора. СПб., 2006., но сколько они весили, неизвестно. Александр много ел, рано растолстел и после вступления на престол вел скорее сидячий образ жизни. Начальник царской охраны утверждал, что геморрой мешает царю ездить верхом. Александр старался ежедневно гулять, но спортом не занимался, если не считать рыболовства и охоты: охотникам подгоняли дичь из заповедника, а император стоял в загородке и стрелял в пробегавших мимо зверей. Казалось бы, откуда тут взяться сверхчеловеческой силе?

Что касается крыши вагона, то эта легенда появилась следующим образом. В октябре 1888 года царская семья и двор возвращались на поезде из Крыма в Петербург. Путь был долгий, вагоны, даже роскошные, тряслись и грохотали, угольная пыль забивалась повсюду, пачкала лица и одежду путешественников. Поезд ехал с превышением скорости, так как отставал от графика. У станции Борки перед Харьковом случилась авария: несколько вагонов столкнулись, а еще десять сорвались с рельсов и упали под откос. Тяжелые царские вагоны раздавили вагоны для прислуги, погиб 21 человек (прислуга и чиновники), еще 36 пассажиров были ранены. Великую княжну Ольгу Александровну, младшую дочь царя, которая была в соседнем вагоне, выбросило на полотно, но она осталась невредимой.

В момент крушения царская семья и их окружение собрались на ленч в вагоне-столовой, который упал на бок и сильно пострадал от ударов, но крыша не обрушилась — две уцелевшие стены сдвинулись и удержали ее. Выбрались из вагона-столовой не все — погиб лакей, подававший Александру кофе в момент крушения, и любимая собака императора. Согласно официальному сообщению из Петербурга, опубликованному в английской газете сразу после аварии, Александр ушиб ногу, а Мария Федоровна — руку. Они считали, что уцелели чудом  Об этом писали в газете The Morning Post от 5 ноября 1888 года. .

Ожидая экстренного поезда из Харькова, император и императрица обходили раненых, которых положили на откосе. Мария Федоровна велела кормить и поить несчастных из ее собственной корзинки с провизией. Наконец пришел поезд, царскую семью увезли. В Харькове их встречала и провожала ликующая толпа. Как пишет очевидец: «Лица ближайшей свиты расцвели, они поняли, что избавление от крушения способствовало усилению царской популярности»  В. С. Кривенко. В Министерстве двора. СПб., 2006.. С этого года по всей империи праздновали «чудесное спасение»: оно даже вошло в церковные календари. Видимо, стараниями пропагандистов «чудо» стали приукрашивать рассказом о том, что царь-отец держал крышу вагона на могутной спинушке, спасая своих верноподданных. 

Легенда 5. Он не любил излишества и ел только самую простую еду

Вердикт: это неправда.

Высочайший обеденный стол в Грановитой палате 15 мая 1883 года. Рисунок Константина Маковского Российская национальная библиотека

Прежде всего, надо понять, что мы называем «простой едой». В 2022 году — это одно, в 1892-м — совсем другое. Для Александра III простой едой была свежая рыба, которую он сам выловил из пруда в Гатчине, или дичь, которую после охоты выкладывали у крыльца его беловежской дачи. Повар выходил и выби­рал кабана, зайца, оленя для царского стола. Простая ли это еда для нас? 

Историк Игорь Зимин справедливо замечает, что «„упрощать“ вкусы Алексан­дра не стоит — для него обычное дело был хороший стол с разнообразными блюдами, а поросенок или солдатские щи — как раз экзотика». Как мы уже говорили, Александр ел много и периодически пытался ограничивать себя, потому что был склонен к полноте. По-видимому, он любил перекусить перед сном: в Гатчинском дворце за гардеробной императора стоял умывальник, два самовара и кастрюля с подставкой, чтобы лакей мог что-то разогреть. Мы зна­ем, что казачьи депутации ежегодно привозили Александру бочонки икры с Волги, балык, мороженую рыбу из Забайкалья. А также ежегодно царь собирал товарищей по Русско-турецкой войне в Гатчине и с аппетитом пробовал привезенные лакомства  С. Д. Шереметев. Мемуары. М., 2001.. Одним из его любимых блюд был поросенок под хреном из московского трактира Тестова. Мясо он любил поливать английским соусом камберленд, который готовили из красной смородины, портвейна, лимонного и апельсинного сока с имбирем, горчицей и кайенским перцем. Современники упоминали, что он пил горячий шоколад и ликеры. При Александре в Гатчине построили 12 новых парников, фруктовые оранжереи, которые отапливались весь год, чтобы на царском столе были свежие фрукты.

Многие мемуаристы пишут, что, будучи уже больным, перед смертью царь потерял аппетит и просил, чтобы ему принесли еды из того, что готовили для охраны. Вероятно, щи да кашу. Откуда же царь знал про солдатскую еду? Дело в том, что по традиции все императоры снимали пробы из котла с солдатской пищей: «Естественно, это были не простые пробы. …Все бралось  „с общего котла, но с хитрецой. В серебряные царские судки добавлялись разные специи, все сдабривалось сметаной, подливой и, безусловно, матросские щи выглядели уже первоклассно“»  Цит. по: И. В. Зимин. Царская работа. XIX — начало XX в. Повседневная жизнь россий­ского императорского двора. М., 2021..

Легенда 6. Он ходил в высоких сапогах и прятал в голенище бутылку, потому что был алкоголиком 

Вердикт: скорее всего, это неправда. 

Александр III. Картина Николая Дмитриева-Оренбургского. 1896 год Государственный исторический музей

Царь носил такие же сапоги, как и другие офицеры того времени. Круглую бутылку спрятать в сапоги затруднительно, зато существует легенда про флягу. Известный физик Петр Николаевич Лебедев в конце XIX века был в Страсбурге и там познакомился с бывшим начальником охраны Александра III, генералом Петром Александровичем Черевиным, навещавшим сестру. Рассказывая о покойном императоре, генерал упомянул, что, когда врачи запретили царю спиртное, тот завел плоскую фляжку, которую можно было спрятать в голе­нище. Черевин делал так же: сидя за картами по вечерам, они тайно выпивали, и Александр радовался, что императрица ничего не подозревает.

Эта история известна от революционера, публициста и издателя Владимира Львовича Бурцева, который опубликовал ее в 1912 году, вскоре после смерти Лебедева, в парижской газете «Будущее». Бурцев мог либо сочинить, либо передернуть услышанный от Лебедева рассказ, сделав акцент на теме алкоголизма императора. Никаких других свидетельств об алкогольной зависимости Александра III до нас не дошло.

Легенда 7. Он был противником либеральных реформ 

Вердикт: это правда.

Следование по неверному пути. Карикатура Джорджа Фредерика Келлера на Александра III. 1881 годCalifornia State Library

После Великих реформ российское общество ожидало перехода к парла­ментской монархии по образу Англии, Германии и Австрии. В начале 1881 года с одобрения царя генерал Лорис-Меликов подготовил осторожный проект, по которому в Государственный совет должны были ввести 10–15 выборных депутатов от земств и городских дум России. Это была далеко не конституция, но те, кто знал о проекте, считали его первым шагом по направлению к ней.

После убийства Александра II его сын под влиянием своего бывшего препода­вателя Константина Победоносцева отказался подписать проект и вынудил министров отца уйти в отставку. Смерть Александра II от руки террористов позволила противникам реформ убедить нового царя, что преобразования только взбаламутили Россию и вызвали волнения. Следовательно, чтобы успокоить страну, нужно не продолжать реформы, а поставить точку, показать обществу силу, кулак. И началось закручивание гаек.

При Александре II образование стало всесословным и доступным для всех, кто мог за него платить. Новый министр просвещения Делянов ввел жесткие огра­ничения: представителям низших классов, которых называл «кухарки­ными детьми», теперь было крайне сложно поступить в гимназию и университет, ведь там из них сделают смутьянов. Евреев и поляков, которым при Алек­сандре II был открыт доступ в учебные заведения, теперь брали в гимназии и универ­си­теты по жесткой квоте. Раньше у университета была автономия: ученый совет решал, кого наймут в профессора, ректор имел право брать на поруки провинившихся студентов. Теперь назначения утверждал министр просве­щения, а провинившихся студентов сразу арестовывала полиция. Универси­тетский суд отменили.

В гимназиях ограничили преподавание естественных и точных наук, которые развращают умы, зато ввели больше часов древних языков и Закона Божьего. Женские курсы, открытые при Александре II на частные пожертвования, закрыли, оставив только Бестужевские. По мнению князя Владимира Петро­вича Мещерского, постоянно писавшего царю длинные письма с советами-доносами, женщин там только развращали и воспитывали непригодными к семейной жизни. С ним соглашалась и императрица Мария Федоровна.

Чтобы искоренить крамолу и вернуть порядок, любой губернатор мог ввести чрезвычайное положение. То есть каждый неугодный властям мог быть арестован, предан военному суду и сослан на срок до пяти лет. Губернаторы получили право закрывать газеты и журналы, гимназии и университеты, заводы. По сути, это отменяло суд. 

Вопросы ссылок и высылок решались без права на апелляцию. В 1884 году британский посол запросил у министра внутренних дел графа Дмитрия Толстого объяснение, почему из России высылают британского подданного, который служил управляющим у известного религиозного деятеля и помещика Василия Александровича Пашкова. Министр ответил, что имеет право выслать кого хочет, если сочтет, что этот человек нарушает общественный порядок. 

Дворянам дали право избирать большинство депутатов в земство и в городские думы. Для дворян, баллотировавшихся в городскую думу, имущественный ценз понизили, а для купечества и крестьянства повысили. В городах в три раза повысили имущественный ценз для участия в выборах и лишили городские думы права действовать самостоятельно. Они шага не могли ступить без разрешения министра внутренних дел. Министр считал, что «народ не знает своих истинных потребностей, не может судить, что для него полезно, что вредно»  Цит. по: В. С. Кривенко. В Министерстве двора. СПб., 2006.. В основном ликвидировали мировые суды, которые решали споры между крестьянами и помещиками. Вместо них ввели земских участковых начальников, которые назначались только из дворян, причем состоятельных. Министр внутренних дел мог закрыть любые газеты и журналы и лишить права на деятельность их редакторов, которых обязали раскрывать псевдонимы авторов статей. 

Одним словам, по выражению консервативного дипломата и философа Константина Леонтьева, при Александре III Россию «подморозили»: по его мнению, которое разделял император, все прогнило и при оттепели начнет разваливаться.

Легенда 8. По заказу Александра III было создано первое яйцо Фаберже 

Вердикт: это правда. 

Императорское пасхальное яйцо «Курочка» из коллекции Музея Фаберже. Санкт-Петербург, 2013 год © Михаил Овчинников / CC BY-SA 4.0

В датском королевском дворце Розенборг хранилось одно из трех знаменитых пасхальных яиц, открывавшихся как матрешки и сделанных в XVIII веке неизвестным парижским мастером. Александр мог видеть это фарфоровое яйцо, когда отдыхал в Дании. В 1885 году он поручил своему брату Владимиру заказать к Пасхе такой сюрприз для императрицы. Обратились в фирму Петера Карла Фаберже, изготовившего поразившую императора копию золотой скифской броши IV века до нашей эры. 

Пасхальное яйцо «Курочка» сделал ювелир Эрик Коллин, работавший у Фаберже: внутри белого эмалевого яйца, в золотом желтке, — золотая курочка, внутри нее — корона, внутри короны — кольцо и рубиновый кулон. Император преподнес подарок жене в конце марта 1885 года. Изделие имело такой успех, что 1 мая Александр велел дать Фаберже звание ювелира Его Императорского Величества и Императорского Эрмитажа.

С тех пор каждый год царь дарил жене по драгоценному пасхальному яйцу работы фирмы Фаберже. С 1887-го царь разрешил Фаберже делать такие яйца, какие он сам захочет, с условием, чтобы дизайн не повторялся, а внутри был сюрприз. 

После смерти Александра у Фаберже ежегодно заказывали два пасхальных яйца: одно для вдовствующей императрицы, другое для ее невестки Алексан­дры Федоровны. Всего было выпущено, по одним сведениям, 69 яиц, а по другим — 71 яйцо. Последнее пасхальное яйцо Мария Федоровна получила от сына Николая в 1916 году. Оно было сделано в духе военного времени: с исполь­зованием стали и на подставке из четырех крошечных снарядов, а внутри находилась миниатюра, изображающая Николая II на передовых позициях (шла Первая мировая).

Легенда 9. Благодаря ему в моду вошел русский стиль 

Вердикт: это скорее неправда. 

Богатыри. Картина Виктора Васнецова. 1881–1898 годы Государственная Третьяковская галерея

На протяжении XIX века в Европе росли националистические настроения. В политике они выразились в движениях за самоопределение наций — в Герма­нии, Греции, Италии, балканских странах, — но еще раньше появились в поэзии, литературе, живописи и музыке. Все искали свои исторические корни и вос­славляли их. Русский тренд начал вовсе не Александр, а его дед Николай I, при котором с легкой руки министра просвещения графа Уварова появилась знаменитая формула «Православие — самодержавие — народность». Придвор­ным дамам и фрейлинам было предписано надевать на официальные приемы стилизованные бархатные алые сарафаны и кокошники с вуалями: этот обычай действовал вплоть до революции. В таком же русском духе стали одевать и младших членов семьи императора: его сыновья и внуки в детстве носили подпоясанные косоворотки и шаровары.

Александр III одобрял художественные проявления «русского духа» и патрио­ти­ческие мотивы в искусстве, которые начались еще до его царствования. Именно при нем Константин Маковский написал такие картины как «Боярский свадебный пир XVII столетия», «Чарка меда», «У околицы», а Виктор Васне­цов — «Богатыря на распутье», «Ивана-царевича на сером волке» и знаменитых «Богатырей». «Могучая кучка»  «Могучая кучка» — творческое содружество русских композиторов, сложившееся в конце 50-х — начале 60-х годов XIX века. В него входили Милий Алексеевич Балакирев, Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Цезарь Антонович Кюи. писала оперы и симфонии на былинные темы. И даже такие западники, как Антон Рубинштейн и отец художника Серова, Александр, следовавшие немецкой музыкальной традиции, во второй половине XIX века написали оперы на сюжеты из русской истории: первый — «Дмитрия Донского», «Купца Калашникова» и «Горюшу», а второй — «Рогнеду».

Брат царя великий князь Владимир, к удивлению современников, назвал старшего сына Кириллом в честь монаха-создателя кириллицы. Он же сделал в своем дворце столовую в русском стиле — резное дерево и изречения кирил­лицей (например, под потолком была надпись «Веселие на Руси есть пити»). В высшем обществе стало модно собирать иконы. Почуяв спрос, ювелиры начали создавать изделия в древнерусском стиле. В Королевском музее Онтарио в Канаде есть серебряная братина  Братина — славянский шаровидный сосуд для подачи на стол и распивания алкогольных напитков. с чернью. Этот предмет, изготовленный в Петербурге в 1880-х годах, подарили музею потомки графа Николая Павловича Игнатьева, живущие в Канаде.  

На маскарадах стали одеваться в стилизованные боярские костюмы, расшитые драгоценностями, дамы учились кланяться по-крестьянски и танцевать «рус­скую». «Обрусили» и военную форму: ввели каракулевые папахи и шаровары. Вслед за императором мужчины стали носить бороды, хотя еще при Алексан­дре II так делали только славянофилы. 

Это было только начало. Уже после смерти Александра III возникла группа художников вокруг журнала «Мир искусства», закрепившая в России моду на древность — уже языческую. По-настоящему русский стиль — а это перевод французского style russe — стал популярен на Западе после выставок, концертов и балетных гастролей труппы Сергея Дягилева, то есть уже при Николае II. Это единственная эпоха, известная историкам, когда на Западе было в моде все русское. Но это уже совсем другая история.

 

Фактчек: 14 самых популярных легенд о Николае II

Завел роман с балериной. Убивал ворон. На самом деле не умер. Что правда, а что вымысел?

Изображения: Александр III. Картина Валентина Серова. 1899 год
Государственный Русский музей

Источники

  • Вернадский В. И. Пережитое и передуманное.

    М., 2007.

  • Головин К. Ф. Мои воспоминания. В 2 т.

    СПб., 1908–1910.

  • Долгоруков П. В. Петербургские очерки.

    М., 1992.

  • Епанчин Н. А. На службе трех императоров.

    М., 1996.

  • Зимин И. В. Царская работа. XIX — начало XX века. Повседневная жизнь Российского императорского двора.

    М., 2021.

  • Кривенко В. С. В Министерстве двора.

    СПб., 2006.

  • Кропоткин П. А. Записки революционера.

    М., 1978.

  • Половцов А. А. Дневник государственного секретаря. В 2 т.

    М., 2005.

  • Ремнев А. В. Самодержавное правительство.

    М., 2010.

  • Самородов Д.  А. Контрреформы Александра III. Содержание и последствия.

    Царскосельские чтения. № XV. Т. III, 2011.

  • Шереметев С. Д. Мемуары.

    М., 2001.

  • Записки Наталии Петровны Грот об уроках ее мужа Я. К. Грота наследнику Николаю Александровичу и великому князю Александру Александровичу в 1853–1859 годах.

    Философский век. № 38. 2012.

  • Министерская система Российской империи.

    М., 2007.

  • Chavchavadze D. The Grand Dukes.

    New York, 1989.

  • Conte A. Recuerdos de un diplomático.

    Madrid, 1901.

  • Grunwald de C. Les nuits blanches de Saint-Petersbourg.

    Paris, 1968.

Теги

XIX век
Российская империя
Фактчек

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Фотография дня

Энциклопедия гримас

Карикатура дня

Граффито Алексаменоса 

Кинохроника дня

Немецкая девушка в последний день войны

Архив

Литература

Фактчек: 13 самых популярных легенд о Шекспире

Великий драматург, актер или необразованный укрыватель зерна?

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Поиск в Британике

Летучие мыши: что вампиры не хотят, чтобы вы знали

7 наркотиков, которые изменили мир

Как антикоммунистическая риторика Джозефа Маккарти повлияла на сообщество ЛГБТК+?

Александр III: Его жизнь и царствование Маргарита Нелипа

Маргарита Нелипа

Оценить эту книгу

    ЖанрыРоссияПодлинная литература


Об авторе


Что вы думаете?

Оцените эту книгу


Поиск по тексту рецензии

Показано 1–4 из 4 рецензий

5 февраля 2021 г.

Я взял эту книгу, зная, что читал ее частично раньше, но понял, что на самом деле прочитал ее целиком. несколько лет назад. 😀 В любом случае, это очень-очень хорошая и сбалансированная биография весьма проблемного человека, которого история склонна напрочь отвергать, как будто он не обладал никакими другими качествами, кроме его (правда, бесспорного) консерватизма и грубости по отношению к политикам. Так же, как его сын (отнесенный к категории «слабых») и его отец (прославленный среди царей), он был сложной личностью, поставленной на нежеланное положение в стране, которую его предки (и не только они) медленно, но верно все подтолкнули немного дальше к катастрофе гражданской войны и красного террора. В этой тщательно проработанной книге действительно не хватает только одной важной вещи: предметного указателя.

    non-fiction russian-vibes

29 июня 2022

Удивительная биография царя, которую можно назвать загадочной. Царь, история которого застряла между двумя царями, доминировавшими в книгах по истории. Ожидалось, что Александр III не будет править. Его родители, двор и страна возлагали все свои надежды на его старшего брата Николая Александровича «Никсу», чтобы превратить Россию в сияющий маяк. Царь, получивший образование, чтобы сделать Россию мировым лидером. К сожалению, у судьбы были другие планы, и она увела Никсу, дав возможность второму сыну Александру Александровичу. Судьба играла судьбой России, и Александр III принял вызов и показал, что судьба отдала Россию в хорошие руки.
Александр III показал, что его правление будет характеризоваться справедливым и беспристрастным судом по отношению к России и ее народу. Его девизом всегда было «Россия для русских», и хотя он ставил интересы России на первое место по сравнению с интересами других своих народов, он делал это для того, чтобы сделать Россию одной, а не многими. Его главной целью всегда было во славу Единой России.
Александр III как личный человек был прост. Предпочитал компанию друзей и семьи, которые были честны с ним и не имели особых претензий. Он наслаждался своей женой и детьми, а также избранными членами семьи, которые были с ним честны и смотрели на благо России. Человеком, которым, в отличие от своего предшественника или даже его преемника, руководили не страсть или нерешительность, а сквозь призму благоустройства России.
Александр III стал сноской в ​​истории России, но его достижения нельзя не заметить. Эта книга — прекрасное дополнение к жизни царей. Чтобы полностью понять историю России, важно прочитать эту книгу. Его биография давно назрела, и эта книга не разочаровывает. Знать человека, который ставит долг выше всего остального, — редкая находка.

Примечание: в книге есть ряд грамматических и орфографических ошибок. Возможно, надлежащая корректура была бы идеальной.


    25 сентября 2020 г.

    В этой книге представлен сбалансированный взгляд на Александра III с учетом как его хороших, так и плохих качеств. В начале я обнаружил, что подход автора несколько отстранен от ее предмета, но чем дальше я углублялся в книгу, тем лучше он становился, и я едва мог оторваться от нее. Единственное, что меня смущает, так это отсутствие индекса. Мне было трудно запомнить всех разных людей в книге, потому что у многих из них были похожие имена. В приложении было перечисление всех лиц книги, но оно было разделено на разделы в зависимости от их функций по отношению к Российской Императорской семье. Проблема заключалась в том, что мне нужно было знать их функцию, так что лучше было бы составить их список в алфавитном порядке или индекс. В книге много фотографий, которые заставили меня почувствовать, что я нахожусь в обсуждаемом месте, поэтому это сделало его более реальным. Однако я не мог понять, как были расположены картинки, до первой главы: картинки, связанные с каждой главой, находятся в конце главы. Несмотря на отсутствие указателя, из-за чего я ставлю ей четыре звезды вместо пяти, книга мне очень понравилась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *