Мир древней греции: Древняя Греция

Древняя Греция — Всемирная историческая энциклопедия

Карта греческих полисов, 500г. до н.э

Simeon Netchev (CC BY-NC-SA)

Греция располагается на юго-востоке Европы, на Балканском полуострове; в состав страны также входят многочисленные острова. В древности Грецию также называли Эллада (Hellas). Именно в Древней Греции зародилась западная философия (Сократ, Платон и Аристотель), литература (Хомер и Гесиод), математика (Пифагор и Евклид), история (Геродот), театр и драматургия (Софокл, Еврипид и Аристофан), Олимпийские игры и демократия.

Теория о том, что все предметы состоят из атомов, впервые была описана греческими философами Демокритом и Левкиппом. Но современный научный подход о строении материи был впервые разработан Фалесом Милетским и его учениками. Латинский алфавит зародился в древней Греции, во время финикийской колонизации в VIII веке до н.э. Ранние работы в области физики и инженерного дела были написаны Архимедом в греческой колонии на Сицилии — Сиракузы, а также многими другими учеными.

Материковая часть Греции находится на Балканском полуострове и омывается Средиземноморским морем, которое впадет в Ионическое море на западе и Эгейское на востоке, в акватории которых находятся архипелаги Додеканес и Киклады (включая остров Родос) в Егейском море, Ионические острова (включая Ке́ркира или Корфу), остров Крит и южный полуостров Пелопоннес.

Греки стали опытными мореплавателями и торговцами, которые строили наиболее впечатляющие сооружения древности.

Географическое расположение Греции сильно повлияло на ее быт и культуру. В стране находится очень мало полезных ископаемых, а тот факт, что полуостров окружен водой, грекам приходится использовать дары моря для пропитания. Горы покрывают около 80% территории Греции и только небольшие реки протекают по гористым склонам, что не сильно помогает в сельском хозяйстве. В следствие чего, греки в период ранней античности стали колонизировать близлежащие острова и основывать поселения на берегу Анатолии (также известная как Малая Азия или современная Турция).

Греки стали опытными мореплавателями и торговцами, имея ограниченный запас ресурсов, но все же став народом, кому удалось воздвигнуть наиболее величественные сооружения древности.

Происхождение термина

Эллада

Название Эллада происходит от имени сына Девкалиона и Пирры — Эллина, который упоминаются в сказе Овидия про Древний потоп в произведении «Метаморфозы». Мифический Девкалион, сын Промятея (кто дал людям огонь), был спасителем рода человеческого от Великого Потопа, подобно тому, как Ной представлен в библейской версии или Утнапиштим в месопотамской. Девкалион и Пирра вновь заселяют землю после того, как воды потопа отступают, бросают камни на землю, видя, как они оживают и становятся людьми. Первым из них был Эллин. Хотя есть противоположная теория, что слово «Эллада» не имеет ничего общего с Еленой Троянской из поэмы Гомера «Иллиада». Овидий, однако не вводил в обиход это слово. Вот как Фукидид писал о названии Эллада в своей книге I «Истории»:

Мне даже кажется, что Эллада во всей своей совокупности не носила еще этого имени, что такого обозначения ее вовсе и не существовало раньше Эллина, сына Девкалиона, но что названия ей давали по своим именам отдельные племена, преимущественно пеласги. Только когда Эллин и его сыновья достигли могущества в Фтиотиде (Южная часть Фессалии) и их стали призывать на помощь в остальные города, только тогда эти племена одно за другим, и то скорее вследствие взаимного соприкосновения друг с другом, стали называться эллинами, хотя все-таки долгое время название это не могло вытеснить все прочие. Об этом свидетельствует лучше всего Гомер. Он жил ведь гораздо позже Троянской войны и, однако, нигде не обозначает всех эллинов, в их совокупности, таким именем, а называет эллинами только тех, которые вместе с Ахиллом прибыли из Фтиотиды, — они-то и были первыми эллинами, — других же Гомер в своем эпосе называет данаями, аргивянами и ахейцами.

Фрагмент минойский фрески

Mark Cartwright (CC BY-NC-SA)

Ранняя история Древней Греции

Для того чтобы легко понять историю Древней Греции, достаточно разделить ее на периоды. Во время эры Палеозоя, этот регион был давно заселен, где процветало сельское хозяйство, что свидетельствуют находки в пещерах Петралона и Франхти (одни из самых ранних следов пребывания человека). Эра Неолита (6000-2900гг. до н.э) характеризуется активным заселением (преимущественно в Северной Греции), одомашнивание животных, развитие сельского хозяйства. Археологические находки, найденные на севере Греции (Фессалия. Македония, Сескло, и др.) предполагают на миграцию населения из Анатолии, т.к. глиняные чашки, горшки и фигурки имеют схожие черты, по сравнению с тем, которые были найдены во время неолитического периода в Анатолии. Эти поселенцы, жившие далеко от берегов моря были в основном земледельцами, поскольку в Северной Греции почва была наиболее плодородна; они жили в глиняных однокомнатных домах с деревянной крышей.

Кикладская цивилизация (3200-1100гг.до н.э) процветала на территории островов в Эгейского моря (включая Делос, Наксос и Парос) и являлась самом ранним доказательством проживания человека в этом регионе. Во время Кикладского периода, люди строили дома и храмы из обработанного камня и жили за счет рыболовства и торговли. Этот период разделяют на 3 ступени: Ранняя Кикладская, Средняя Кикладская и Поздняя Кикладская, во время которых наблюдается неуклонное развитие в искусстве и архитектуре. Последние две пересекаются между собой и в итоге объединяются в Минойскую цивилизацию, а различия между ними несущественные.

Кикладская статуэтка, 2400г. до н.э

Mary Harrsch (Photographed at the Getty Villa, Malibu) (CC BY-NC-SA)

Минойская цивилизация (2700-1500гг. до н.э) развивалась на острове Крит и очень быстро стала доминировать в этом регионе. Термин «Минойская» был введен археологом Сэром Артуром Эвансом, кто открыл Кносский дворец в 1900г. и назвал культуру острова Крит в честь короля Миноса. Но как сами минойцы называли свой народ – неизвестно. Минойская цивилизация процветала, как и Кикладская, еще задолго, когда историки соотнесли какие-то даты о ее возрасте, и вероятно, она существует еще раньше, чем 6000г. до н.э.

Минойцы развили систему письменности, известную как Линейное письмо А (которое до сих пор не расфированно), достигли успехов в кораблестроении, строительстве, гончарном ремесле, искусстве, науке и военном деле. По мнению многих историков (как и Фукидид), король Минос был первым, кто первым построил флот, с помощью которого он колонизировал Киклады.

Археологические и географические доказательства на острове Крит свидетельствуют о том, эта цивилизация пришла в упадок из-за чрезмерного использования природных ресурсов и вырубки лесов. До сегодняшнего дня известно, что они были завоеваны Микенской цивилизацией. Извержение вулкана на близлежащем острове Тира (современный Санторини) между 1650 и 1550гг. до н.э. и как следствие цунами полностью уничтожило минойскую цивилизацию. Остров Крит был затоплен, а города и деревни были уничтожены. Это событие вдохновило Платона на написание мифа об Атлантиде в его произведениях-диалогах «Критий» и «Тимей».

Микенская цивилизация и их боги

Микенская цивилизация (прим.1900-1100гг. до н.э.) издавна считается началом греческой культуры, хотя нам практически ничего не известно о Микенах, кроме находок в ходе археологических раскопах и эпической поэме Гомера «Илиада» о войне с Троей. Микенская цивилизация достигла внушительных успехов в архитектуре и письменности, известная как линейное письмо Б, ранняя форма греческого языка, произошедшая от линейной письменности А, а также проведению и усовершенствованию религиозных обрядов.

Минойская цивилизация коренным образом повлияла на микенцов, особенно в поклонении богов земли и неба, что в последствии станет классическим пантеоном греческой мифологии.

Золотая погребальная маска Агамемнона

Xuan Che (CC BY)

В греческой мифологии прослеживается парадигма создание Вселенной, мира и человека. В ранних мифах повествуется начала начал, когда не было ничего кроме хаоса, который описывался как бескрайний океан. Богиня Еврино́ма отделила воду от неба и начала танец сотворения мира в дуэете со змием Офионом. Их танец породил все сущее, а Эвринома стала Великой Богиней-Матерью и Создательницей всего сущего.

Ко времени писательской деятельности Гесиода и Гомера (VIIIв. до н.э.), этот сказ станет более знаком всем читателям благодаря упоминанию титанов и войны Зевса против них, рождение Олимпийских богов, где Зевс является главным богом-олимпийцем. Такой сдвиг свидетельствует о переходе от матриархальной парадигмы к патриархальной. Однако какой бы она не была, боги постоянно взаимодействуют с людьми, которые им поклонялись и были значительной частью социальной жизни в Древней Греции. До прихода римлян, единственный путь, ведший в Грецию, кроме тернистых неизученных дорог, был Священный Путь между Афинами и древним городом Элевсин, местом проведения таинств во имя богинь Деметры и ее дочери Персефоны.

Большие Пропилеи в Элевсине

Carole Raddato (CC BY-SA)

Около 1100г. до н.э. происходит «Катастрофа Бронзового века», переход от Бронзового века к Железному, великие микенские города от юго-востока Греции были заброшены, некоторые ученые полагают, что их цивилизация был уничтожена дорийцами. Археологические находки не смогли дать однозначного ответа о причинах падения Микенской цивилизации, также как и не были найдены письменные подтверждения этому, а об истинных причинах можно только строить предположения. Однако были найдены таблички на линейной письменности Б, на которых указаны товары, которыми торговали микенцы или как хранили их. Около 1100-800г. до н.э. наступают так называемые Темные века Греции. Название обусловлено отсутствием всяческих письменных доказательств, после которых, греческая колонизация распространилась до Малой Азии и островах у материковой Греции и происходит значительный культурный прорыв.

Начиная с 585г. до н.э. первый греческий философ Талес Милетский начал заниматься научными исследованиями в Малой Азии и в этом регионе Ионических колоний происходят важнейшие достижения в философии и математике.

От Архаичности до Классического Периода

Во время Классического Периода Греция достигла успехов в изучении человеческого познания во всех его проявлений.

Архаический период (800-500г. до н.э.) характеризуется установлением республиканского строя, вместо монархии (впоследствии, Афины перешли к демократическому строю), города переорганизовались в города-государства или полисы, происходит законодательная реформа (реформа Дра́конта в Афинах), учреждением великого Панафинейского фестиваля, рождаются самые известные деятели гончарного и скульптурного дела, чеканятся первые монеты в островном царстве Эгина. Все эти достижения способствовали к переходу к Классическому периоду истории Греции, 480-323 г. до н.э., от победы при Саламине до гибели Александра Македонского. Это был Золотой Век Афин, когда Перикл затеял строительство Акрополя и произнес знаменитую Евлогию о погибших людях, защищавших Грецию во время Марафонской битвы в 490г. до н.э. Греция достигла значительных высот в области познания человека, в это время многочисленные деятели искусств и философии (Фидий, Платон, Аристофан и др.) создают свои шедевры. Царь Леонид и его 300 спартанцев терпят поражение во время Фермопильского сражения и в этом же году, в 480г. до н.э., Фемистокл одерживает победу над флотом персов при Саламинах, которая привела к поражению персов на битве при Платеях.

Демократия (demos – народ и kratos – власть, власть народа) была установлена в Афинах, позволявшая всем мужчинам, достигнувшим 20-летнего возраста, принимать участие в государственной жизни города и голосовать за те или иные законы. Досократовские философы, последовавшие примеру Фалеса, положили начало тому, что стало научным подходом в изучении природных явлений. Такие ученые как Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Демокрит, Ксенофан и Гераклит отказались от теистической теории вселенной, пытаясь найти причину возникновения Вселенной и жизни.

Их последователи, Евклид и Архимед продолжали развивать науку и философскую мысль в Греции и утвердили математику как самостоятельную науку. Труды Сократа, Платона и Аристотеля значительным образом повлияли на западную культуру и общество даже спустя более 2000 лет. В течении этого периода наблюдаются колоссальные успехи архитектуре и искусстве, с переходом от изображения идеальных пропорций к реализму. Самые известные скульптуры такие как: Мраморы Элгина и Статуя Дискобола (метателя диска) олицетворяют глубокий интерес скульпторов к человеческим эмоциям, красоте, даже если эти качества присутствуют в работах, изображающих бессмертных.

Парфенон

Andrew Griffith (CC BY-NC-SA)

Все эти достижения стали возможными благодаря возвышению Афин после блистательной победы над персами в 480г. до н.э.; в Греции воцарился мир и благополучие, а экономическая стабильность способствовала процветанию культуры и искусства. Афины стали сверхдержавой с самым сильным флотом своего времени, Афины смогли требовать дань от других городов-государств и заставлять исполнять свои требования. Афины сформировали Делийский союз, оборонительный альянс, целью которого было предотвратить дальнейшие набеги персов.

Город-государство Спарта сомневалась в искренних намерениях Афин и создала собственный союз для защиты от врагов – Пелопоннесский (так называется полуостров, где располагалась Спарта). Те полисы, находившиеся неподалеку от Спарты, поддерживали ее и воспринимали Афины как тирана, то же время, Афины воспринимали Спарту как союзника, недоверие, которой неуклонно росло. Напряжение между двумя фракциями усугублялось и в конечном итоге переросло в Пелопонесские Войны. Первая война (460-445гг. до н.э.) закончилась перемирием, а Вторая (431-404гг. до н.э.) оставила Афины в руинах; Спарта впоследствии обанкротилась после продолжающейся войны с Фивами.

Этот период принято считать Поздним Классическим (400-330гг до н.э.). Вследствие падения Афин и Спарты, в стране настало безвластие, которое вскоре нарушил Филипп II Македонский (382-336) после победой на афинянами в битве при Херонеи в 338г. до н.э. Он объединил греческие полисы под властью Македонии. После его убийства в 336г. до н.э. на трон восходит Александр Македонский.

Александр Македонский и приход римлян

Александр Македонский (356-323гг. до н.э.) продолжил дело отца по вторжению в Персию, в отместку на их военные действия в Греции в 480г. до н.э. Поскольку у него были войска всей Греции, армия внушительных размеров, а также полная казна денег, то Александру не нужно было покровительство каких-либо союзов или консультации советников по поводу своей военной кампании. Греческий полководец повел свою армию в Египет, далее через всю Малую Азию и наконец достигнув Индии. Александра обучал самый лучший ученик Платона – Аристотель. Он распространял свои взгляды и идеалы греческой цивилизации на все завоеванные территории, тем самым передавал греческое искусство, философию, культуру и язык другим державам, с которым контактировал.

Александр Македонский

Egisto Sani (CC BY-NC-SA)

В 323г. до н.э. Александр умирает, и его Империя была разделена между его 4 генералами. И этот период известен историкам как Эллинистический Период (323-31гг. до н.э.), во время которого греческая философия и культура достигают своего апогея во множество стран под влиянием этих 4 генералов. После войн Диадохии (приемники генералов Александра), Антигон I начал династию Антигонов в Греции, которая впоследствии угаснет. Она вновь восстановится вод властью его внука Антигона II Гоната, который управлял страной в своем дворце в Македонии.

Римская империя все больше вмешивалась в дела Греции и в 169г. до н.э. захватила Македонию во время битвы при Пинде. Вскоре, Греция постепенно переходит под контроль Рима. В 146г. до н.э. этот регион был провозглашен протекторатом Рима, и римляне стали подражать греческой культуре, философии, в какой-то мере, убеждениям и менталитету. В 31г. до н.э. Октавиан Цезарь аннексировал всю страну в качестве провинции Рима после победы над Марком Антонием и Клеопатрой у битвы при Актиуме. Октавиан стал именовать себя Август Цезарь, а Греция стала частью Римской Империи.

Читать онлайн «Мифы Древней Греции. Мифология для детей» – ЛитРес

© ООО «Филологическое общество „СЛОВО”», 2009

© ООО «Издательство Астрель», 2009

Начало мира

Когда-то давным-давно во Вселенной не было ничего, кроме темного и мрачного Хаоса. А потом из Хаоса появилась Земля – богиня Гея, могучая и прекрасная. Она дала жизнь всему, что живет и растет на ней. И все с тех пор называют ее своей матерью.

Великий Хаос породил также угрюмый Мрак – Эреб и черную Ночь – Нюкту и велел им сторожить Землю. Темно было на Земле в то время и мрачно. Так было до тех пор, пока не устали Эреб и Нюкта от своей тяжелой, бессменной работы. Тогда они породили вечный Свет – Эфир и радостный сияющий День – Гемера.

Так и пошло с тех пор. Ночь сторожит покой на Земле. Как только опускает она свои черные покрывала, все погружается в темноту и безмолвие. А потом ей на смену приходит веселый, сияющий День, и вокруг становится светло и радостно.

Глубоко же под Землей, так глубоко, как только можно себе представить, образовался ужасный Тартар. Тартар был от Земли так же далеко, как небо, только с обратной стороны. Там царил вечный мрак и безмолвие…

А наверху, высоко над Землей, раскинулось бесконечное Небо – Уран. Бог Уран стал царствовать над всем миром. Он взял себе в жены прекрасную богиню Гею – Землю.

Шесть дочерей, прекрасных и мудрых, было у Геи и Урана и шесть сыновей, могучих и грозных титанов, и среди них величественный титан Океан и самый младший – хитроумный Крон.

А потом у матери Земли родились сразу шесть ужасных великанов. Три великана – циклопы с одним глазом во лбу – могли испугать любого, кто только взглянет на них. Но еще страшнее выглядели три других великана, настоящие чудовища. У каждого из них было по 50 голов и по 100 рук. И они были такие ужасные на вид, эти сторукие великаны-гекатонхейры, что даже сам отец, могущественный Уран, боялся их и ненавидел. Вот и решил он избавиться от своих детей. Он заключил великанов глубоко в недра их матери Земли и не позволил им выходить на свет.

Метались великаны в глубоком мраке, хотели вырваться наружу, но не смели ослушаться приказа своего отца. Тяжело было и их матери Земле, она очень страдала от такого невыносимого бремени и боли. Тогда она позвала своих детей-титанов и попросила их помочь ей.

– Восстаньте против своего жестокого отца, – уговаривала она их, – если вы сейчас не отнимете у него власть над миром, он погубит нас всех.

Но как ни уговаривала Гея своих детей, они никак не соглашались поднять руку на своего отца. Только самый младший из них, безжалостный Крон, поддержал мать, и они решили, что Уран больше не должен царствовать в мире.

И вот однажды Крон набросился на своего отца, серпом ранил его и отнял у него власть над миром. Капли крови Урана, упавшие на землю, превратились в чудовищных гигантов со змеиными хвостами вместо ног и мерзких, отвратительных эриний, у которых вместо волос на голове извивались змеи, а в руках они держали зажженные факелы. Это были ужасные божества смерти, раздора, мести и обмана.

Теперь в мире воцарился могущественный неумолимый Крон – бог Времени. Он взял себе в жены богиню Рею.

Но в его царстве тоже не было мира и согласия. Боги ссорились между собой и обманывали друг друга.

Война богов

Долгое время царствовал в мире великий и могущественный Крон, бог Времени, и его царство люди называли золотым веком. Первые люди тогда только родились на Земле, и жили они не зная никаких забот. Благодатная Земля сама кормила их. Она давала обильные урожаи. На полях сам собой рос хлеб, в садах созревали чудесные фрукты. Людям только оставалось собирать их, и они трудились сколько могли и хотели.

Но сам Крон не был спокоен. Еще давно, когда он только начинал царствовать, его мать, богиня Гея, предсказала ему, что он тоже потеряет власть. И отнимет ее у Крона один из его сыновей. Вот Крон и беспокоился. Ведь всем, кто имеет власть, хочется царствовать как можно дольше.

Крон тоже не хотел терять власть над миром. И он повелел своей жене, богине Рее, чтобы она приносила ему своих детей сразу же, как только они появлялись на свет. И отец безжалостно проглатывал их. Сердце Реи разрывалось от горя и страданий, но она ничего не могла поделать. Уговорить Крона было невозможно. Так он проглотил уже пятерых своих детей. Скоро должен был родиться еще один ребенок, и богиня Рея в отчаянии обратилась к своим родителям, Гее и Урану.

– Помогите мне спасти моего последнего малыша, – умоляла она их со слезами. – Вы мудрые и всесильные, скажите, что делать мне, где спрятать моего милого сына, чтобы он мог вырасти и отомстить за такое злодейство.

Сжалились бессмертные боги над своей любимой дочерью и научили ее, как ей поступить. И вот приносит Рея своему мужу, безжалостному Крону, длинный камень, завернутый в пеленки.

– Вот сын твой Зевс, – сказала она ему печально. – Он только что родился. Делай с ним что хочешь.

Крон схватил сверток и, не разворачивая его, проглотил. Тем временем обрадованная Рея взяла своего маленького сына, черной глухой ночью пробралась в Дикту и в недоступной пещере на лесистой Эгейской горе спрятала его.

Там, на острове Крит, и рос он в окружении добрых и веселых демонов-куретов. Они играли с маленьким Зевсом, приносили ему молоко от священной козы Амалфеи. А когда он плакал, демоны принимались громыхать копьями о щиты, плясали и громкими криками заглушали его плач. Они очень боялись, что жестокий Крон услышит плач ребенка и поймет, что его обманули. И тогда уже никто не сможет спасти Зевса.

Но Зевс рос очень быстро, его мускулы наливались необычайной силой, и скоро настало время, когда он, могучий и всесильный, решил вступить в борьбу с отцом и отнять у него власть над миром. Зевс обратился к титанам и предложил им вместе с ним бороться против Крона.

И разгорелся великий спор среди титанов. Одни решили остаться с Кроном, другие встали на сторону Зевса. Исполненные отваги, они рвались в бой. Но Зевс остановил их. Сначала он хотел освободить своих братьев и сестер из чрева отца, чтобы уже потом вместе с ними бороться против Крона. Но как заставить Крона отпустить своих детей? Зевс понимал, что одной только силой ему не одолеть могущественного бога. Надо что-то придумать, чтобы перехитрить его.

Тут ему на помощь пришел великий титан Океан, который в этой борьбе был на стороне Зевса. Его дочь, мудрая богиня Фетида, приготовила волшебное зелье и принесла его Зевсу.

– О могучий и всесильный Зевс, – сказала она ему, – этот чудодейственный нектар поможет тебе освободить твоих братьев и сестер. Только заставь Крона выпить его.

Хитроумный Зевс придумал, как это сделать. Он послал Крону в подарок роскошную амфору с нектаром, и Крон, ничего не подозревая, принял этот коварный дар. Он с удовольствием выпил волшебный нектар и тут же изрыгнул из себя сначала завернутый в пеленки камень, а потом и всех своих детей. Один за другим вышли они на свет, и дочери его, прекрасные богини Гестия, Деметра, Гера, и сыновья – Аид и Посейдон. За то время, пока сидели в утробе отца, они стали уже совсем взрослыми.

Объединились все дети Крона, и началась долгая и страшная война их со своим отцом Кроном за власть над всеми людьми и богами. Новые боги утвердились на Олимпе. Отсюда и повели свою великую битву.

Всесильными и грозными были молодые боги, могучие титаны поддерживали их в этой борьбе. Циклопы выковали для Зевса грозные рокочущие громы и огненные молнии. Но и с другой стороны были мощные противники. Могущественный Крон совсем не собирался отдавать свою власть молодым богам и тоже собрал вокруг себя грозных титанов.

Десять лет длилась эта страшная и жестокая битва богов. Никто не мог одержать победу, но и сдаваться не хотел никто. Тогда Зевс решил позвать себе на помощь могучих сторуких великанов, которые все еще сидели в глубоком и мрачном подземелье. Огромные страшные великаны вышли на поверхность Земли и ринулись в бой. Они отрывали от горных хребтов целые скалы и швыряли их в осаждавших Олимп титанов. Воздух разрывался на части от дикого грохота, от боли стонала Земля, и даже далекий Тартар содрогался от того, что происходило наверху. С высот Олимпа Зевс метал вниз огненные молнии, и все вокруг полыхало страшным пламенем, вода в реках и морях вскипала от жара.

Наконец титаны дрогнули и отступили. Олимпийцы сковали их и бросили в мрачный Тартар, в глухую вековечную тьму. А у ворот Тартара встали на страже грозные сторукие великаны, чтобы никогда уже могучие титаны не могли вырваться на свободу из своего ужасного плена.

Но не пришлось молодым богам праздновать победу. Богиня Гея разгневалась на Зевса за то, что он так жестоко обошелся с ее сыновьями-титанами. В наказание ему она породила ужасное чудовище Тифона и послала его на Зевса.

Сама Земля содрогнулась, и вздыбились огромные горы, когда вылез на свет громадный Тифон. На разные голоса выли, ревели, лаяли, кричали все его сто драконьих голов. Даже боги вздрогнули от ужаса, когда увидели такое чудовище. Один только Зевс не растерялся. Он взмахнул своей могучей десницей – и сотни пламенных молний обрушились на Тифона. Грохотал гром, нестерпимым блеском сверкали молнии, вскипала в морях вода – настоящий ад творился на Земле в то время.

Но вот молнии, посланные Зевсом, достигли цели, и одна за другой вспыхнули ярким пламенем головы Тифона. Он тяжело рухнул на израненную Землю. Поднял Зевс огромное чудовище и сбросил его в Тартар. Но и там не успокоился Тифон. Время от времени начинает он буйствовать в своем жутком подземелье, и тогда случаются ужасные землетрясения, рушатся города, раскалываются горы, жестокие бури сметают все живое с лица земли. Правда, теперь уже недолговечно буйство Тифона, выплеснет он свои дикие силы – и затихнет на время, и опять все на земле и на небе идет своим чередом.

 

Вот так и окончилась великая битва богов, после которой в мире воцарились новые боги.

Посейдон, повелитель морей

Глубоко на самом дне моря живет теперь в своем роскошном дворце брат могущественного Зевса Посейдон. После той великой битвы, когда молодые боги победили старых, кинули сыновья Крона жребий, и Посейдону досталась власть над всеми морскими стихиями. Спустился он на дно морское, да так и остался там жить навсегда. Но каждый день поднимается Посейдон на поверхность моря, чтобы объехать свои бескрайние владения.

Величественный и прекрасный, мчится он на своих могучих зеленогривых конях, и послушные волны расступаются перед своим повелителем. Самому Зевсу не уступает Посейдон в могуществе. Еще бы! Ведь стоит ему взмахнуть своим грозным трезубцем, как поднимается на море неистовая буря, к самому небу вздымаются громадные волны и с оглушительным ревом обрушиваются вниз, в самую бездну.

Страшен могучий Посейдон в гневе, и горе тому, кто окажется в такое время на море. Словно невесомые щепки, носятся по бушующим волнам огромные корабли, пока, вконец изломанные и искореженные, не рухнут они в морскую пучину. Даже морские обитатели – рыбы и дельфины – стараются забраться поглубже в море, чтобы переждать там в безопасности гнев Посейдона.

Но вот его гнев проходит, величественно поднимает он свой сверкающий трезубец, и успокаивается море. Поднимаются из морских глубин невиданные рыбы, пристраиваются сзади к колеснице великого бога, устремляются следом за ними веселые дельфины. Кувыркаются они в морских волнах, развлекают своего могучего повелителя. Веселыми стайками плещутся в прибрежных волнах прекрасные дочери морского старца Нерея.

Однажды Посейдон, как всегда, мчался по морю на своей быстролетной колеснице и на берегу острова Наксос увидел прекрасную богиню. Это была Амфитрита, дочь морского старца Нерея, который знает все тайны будущего и даёт мудрые советы. Вместе со своими сестрами-нереидами она отдыхала на зеленом лугу. Они бегали и резвились, взявшись за руки, водили веселые хороводы.

Сразу полюбил Посейдон прекрасную Амфитриту. Он уже направил могучих коней к берегу и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита испугалась неистового Посейдона и ускользнула от него. Потихоньку пробралась она к титану Атланту, который держит на своих мощных плечах небесный свод, и попросила, чтобы он где-нибудь спрятал ее. Пожалел Атлант прекрасную Амфитриту и укрыл ее в глубокой пещере на дне Океана.

Долго искал Посейдон Амфитриту и никак не мог найти ее. Подобно огненному смерчу носился он по морским просторам; все это время свирепая буря не утихала на море. Все обитатели морские: и рыбы, и дельфины, и все чудища подводные – отправились на поиски прекрасной Амфитриты, чтобы успокоить своего разбушевавшегося повелителя.

Наконец дельфину удалось найти ее в одной из отдаленных пещер. Приплыл он побыстрее к Посейдону и показал ему убежище Амфитриты. Примчался Посейдон к пещере и увез с собой свою любимую. Не забыл он поблагодарить и того дельфина, который помог ему. Он поместил его среди созвездий на небе. С тех пор дельфин так и живет там, и все знают, что есть на небе созвездие Дельфин, только не всем ведомо, как оно там оказалось.

А прекрасная Амфитрита стала женой могущественного Посейдона и счастливо зажила с ним в его роскошном подводном замке. С тех пор редко случаются на море свирепые бури, потому что нежная Амфитрита очень хорошо умеет укрощать гнев своего могущественного супруга.

Пришло время, и у божественной красавицы Амфитриты и властителя морей Посейдона родился сын – красавец Тритон. Сколь красив сын властителя морей, столь и шаловлив. Только подует он в раковину – и сразу заволнуется море, зашумят волны, грозный шторм обрушится на незадачливых мореходов. Но Посейдон, видя проказы своего сына, тут же поднимает свой трезубец, и волны как по волшебству утихают и, нежно шепчась, безмятежно плещутся, ласкаясь о прозрачный, чистый морской песок на берегу.

Морской старец Нерей часто навещает свою дочку, приплывают к ней и ее веселые сестры. Иногда Амфитрита отправляется вместе с ними поиграть на морском берегу, и Посейдон уже не волнуется. Он знает, что она больше не будет от него прятаться и обязательно вернется в их чудесный подводный дворец.

древнегреческой цивилизации | История, карта, культура, политика, религия, достижения и факты

Афины: Акрополь

Смотреть все СМИ

Дата:
1200 г. до н.э. — 323
Основные события:
Эллинистический век Греко-персидские войны Пелопоннесская война Классическая древность Битва при Фермопилах
Ключевые люди:
Аристотель Сократ Платон Еврипид Перикл
Похожие темы:
Олимпийские игры Греческая религия Греческая мифология греческий закон Греческая керамика
Похожие места:
Турция Италия Греция Афины Спарта

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Древняя Греция — это страна?

Нет, Древняя Греция была цивилизацией. У греков были общие культурные особенности, религия и язык, хотя они говорили на многих диалектах. Основной политической единицей был город-государство. Конфликты между городами-государствами были обычным явлением, но они были способны объединиться против общего врага, как это было во время персидских войн (492–449 г. до н. э.). Могущественные города-государства, такие как Афины и Спарта, оказывали влияние за пределами своих границ, но никогда не контролировали весь грекоязычный мир.

Где находилась Древняя Греция?

Древнегреческая цивилизация была сосредоточена на территории современной Греции и вдоль западного побережья Турции. Однако древнегреческие колонисты основали города по всему Средиземноморью и вдоль побережья Черного моря.

Древняя Греция была демократией?

Каждый древнегреческий город-государство имел собственное правительство. Распространенными формами правления были тирания и олигархия. В 507 г. до н. э. под руководством Клисфена граждане Афин начали развивать систему народного правления, которую они назвали демократией, которая просуществовала почти два столетия. В их руководящем органе, Собрании (Ecclesia), все взрослые граждане мужского пола, возможно, от 10 до 15 процентов от общей численности населения, имели право голоса.

Когда началась и закончилась Древняя Греция?

Древнегреческая цивилизация процветала с периода, следующего за микенской цивилизацией, который закончился около 1200 г. до н. э., до смерти Александра Великого в 323 г. до н. э. К тому времени греческое культурное влияние распространилось по всему Средиземноморью, а благодаря завоевательной кампании Александра Македонского — даже в самой Индии.

Чем важна Древняя Греция?

Политические, философские, художественные и научные достижения древнегреческой цивилизации сформировали наследие, оказавшее беспрецедентное влияние на западную цивилизацию. Греческие политические идеи повлияли на современные формы правления, греческая керамика и скульптура вдохновляли художников на протяжении тысячелетий, а греческие эпические, лирические и драматические стихи до сих пор читают во всем мире.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

древнегреческая цивилизация , период после микенской цивилизации, который закончился около 1200 г. до н.э. до смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. Это был период политических, философских, художественных и научных достижений, которые сформировали наследие, оказавшее беспрецедентное влияние на западную цивилизацию.

Раннеархаический период

Послемикенский период и Лефканди

Период между катастрофическим концом микенской цивилизации и примерно 900 г. до н.э. часто называют Темным веком. Это было время, о котором у греков классической эпохи были смутные и фактически ложные представления. Фукидид, великий древний историк V века до н. э., написал очерк греческой истории от Троянской войны до наших дней, в котором, как известно, в соответствующей главе ему не удалось обозначить какой-либо драматический разрыв. (Однако он говорит о том, что Греция «постепенно оседала» и колонизировала Италию, Сицилию и то, что сейчас является западной Турцией. Это, несомненно, подразумевает, что Греция оседала после чего-то.) Фукидид действительно демонстрирует хорошее знание серии миграций. которым Греция была переселена в постмикенский период. Самым известным из них было «дорийское нашествие», которое греки называли или связывали с легендарным «возвращением потомков Геракла». Хотя многое в этом вторжении проблематично — оно оставило мало археологических следов или вообще не оставило их в тот момент времени, в который это помещает традиция, — проблемы здесь не имеют значения. Однако для понимания архаического и классического периодов важна сильная вера в доризм как в лингвистическую и религиозную концепцию. Фукидид мимоходом, но многозначительно упоминает солдат, говорящих на «дорическом диалекте», в повествовании об обычных военных делах в 426 году. Это удивительно абстрактный взгляд на подразделения греков, потому что это было бы более естественным для 5-го века. греческий век, чтобы идентифицировать солдат по родным городам. Не менее важным для понимания этого периода является враждебность к дорийцам, обычно со стороны ионийцев, другой языковой и религиозной подгруппы, самым известным городом которой были Афины. Эта враждебность была настолько крайней, что дорийцам было запрещено входить в ионийские святилища; дошедший до нас сегодня пример такого запрета V века, надпись с острова Парос.

Такие явления, как напряженность между дорийцами и ионийцами, уходящие корнями в Темные века, напоминают о том, что греческая цивилизация не возникла ни без предупреждения, ни без влияния того, что было раньше. Темные века сами по себе выходят за рамки этой статьи. Однако нельзя не заметить, что археологические находки, как правило, ставят под сомнение всю концепцию Средневековья, показывая, что некоторые черты греческой цивилизации, которые когда-то считались не более ранними, чем около 800 г. до н. э., на самом деле могут быть отодвинуты на целых два столетия назад. . Достаточно одного примера, выбранного из-за его связи с возникновением греческого города-государства или полиса. В 1981 археология приподняла завесу над «самой темной» фазой из всех, протогеометрическим периодом ( ок. 1075–900 гг. до н. э.), который получил свое название от геометрических фигур, нарисованных на глиняной посуде. Могила, богатая по стандартам любого периода, была обнаружена в месте под названием Лефканди на Эвбее, острове вдоль восточного фланга Аттики (территория, контролируемая Афинами). В могиле, датируемой примерно 1000 г. до н. э., находятся (вероятно, кремированные) останки мужчины и женщины. Большой бронзовый сосуд, в котором был похоронен прах мужчины, прибыл с Кипра, а золотые изделия, захороненные вместе с женщиной, великолепны и изысканны в своей работе. Были найдены и останки лошадей; животные были зарыты вместе с их трензельными удилами. Могила находилась внутри большого разрушенного дома, форма которого предвосхищает форму греческих храмов двумя веками позже. Ранее считалось, что эти храмы были одним из первых проявлений «монументализации», связанной с зарождением города-государства. Таким образом, эта находка и те, что сделаны на ряде близлежащих кладбищ в годы до 1980, свидетельствующие о дальнейших контактах между Египтом и Кипром между 1000 и 800 г. до н.э., являются важным свидетельством. Они показывают, что по крайней мере один уголок одного из островов Греции не был ни обедневшим, ни изолированным в период, который обычно считается и тем, и другим. Трудность состоит в том, чтобы понять, насколько исключительным был Лефканди, но с любой точки зрения он пересмотрел прежние представления о том, что было и что было невозможно в начале 1-го тысячелетия до нашей эры.

Колонизация и образование городов-государств

Срок колонизация , хотя она может быть удобной и широко используемой, вводит в заблуждение. Применительно к архаической Греции это не обязательно означает отправку определенного количества поселенцев при поддержке государства, как предполагает более позднее римское происхождение этого слова. Во-первых, будет видно, что формирование государства само по себе может быть продуктом колониального движения.

Викторина «Британника»

История: правда или вымысел?

Прикоснитесь к истории, поскольку эта викторина выясняет прошлое. Узнайте, кто на самом деле изобрел подвижную литеру, кого Уинстон Черчилль называл «мама», и когда раздался первый звуковой удар.

древнегреческой цивилизации | История, карта, культура, политика, религия, достижения и факты

Афины: Акрополь

Смотреть все СМИ

Дата:
1200 г. до н.э. — 323
Основные события:
Эллинистический век Греко-персидские войны Пелопоннесская война Классическая древность Битва при Фермопилах
Ключевые люди:
Аристотель Сократ Платон Еврипид Перикл
Похожие темы:
Олимпийские игры Греческая религия Греческая мифология греческий закон Греческая керамика
Похожие места:
Турция Италия Греция Афины Спарта

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Древняя Греция — это страна?

Нет, Древняя Греция была цивилизацией. У греков были общие культурные особенности, религия и язык, хотя они говорили на многих диалектах. Основной политической единицей был город-государство. Конфликты между городами-государствами были обычным явлением, но они были способны объединиться против общего врага, как это было во время персидских войн (492–449 г. до н. э.). Могущественные города-государства, такие как Афины и Спарта, оказывали влияние за пределами своих границ, но никогда не контролировали весь грекоязычный мир.

Где находилась Древняя Греция?

Древнегреческая цивилизация была сосредоточена на территории современной Греции и вдоль западного побережья Турции. Однако древнегреческие колонисты основали города по всему Средиземноморью и вдоль побережья Черного моря.

Древняя Греция была демократией?

Каждый древнегреческий город-государство имел собственное правительство. Распространенными формами правления были тирания и олигархия. В 507 г. до н. э. под руководством Клисфена граждане Афин начали развивать систему народного правления, которую они назвали демократией, которая просуществовала почти два столетия. В их руководящем органе, Собрании (Ecclesia), все взрослые граждане мужского пола, возможно, от 10 до 15 процентов от общей численности населения, имели право голоса.

Когда началась и закончилась Древняя Греция?

Древнегреческая цивилизация процветала с периода, следующего за микенской цивилизацией, который закончился около 1200 г. до н. э., до смерти Александра Великого в 323 г. до н. э. К тому времени греческое культурное влияние распространилось по всему Средиземноморью, а благодаря завоевательной кампании Александра Македонского — даже в самой Индии.

Чем важна Древняя Греция?

Политические, философские, художественные и научные достижения древнегреческой цивилизации сформировали наследие, оказавшее беспрецедентное влияние на западную цивилизацию. Греческие политические идеи повлияли на современные формы правления, греческая керамика и скульптура вдохновляли художников на протяжении тысячелетий, а греческие эпические, лирические и драматические стихи до сих пор читают во всем мире.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

древнегреческая цивилизация , период после микенской цивилизации, который закончился около 1200 г. до н.э. до смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. Это был период политических, философских, художественных и научных достижений, которые сформировали наследие, оказавшее беспрецедентное влияние на западную цивилизацию.

Раннеархаический период

Послемикенский период и Лефканди

Период между катастрофическим концом микенской цивилизации и примерно 900 г. до н.э. часто называют Темным веком. Это было время, о котором у греков классической эпохи были смутные и фактически ложные представления. Фукидид, великий древний историк V века до н. э., написал очерк греческой истории от Троянской войны до наших дней, в котором, как известно, в соответствующей главе ему не удалось обозначить какой-либо драматический разрыв. (Однако он говорит о том, что Греция «постепенно оседала» и колонизировала Италию, Сицилию и то, что сейчас является западной Турцией. Это, несомненно, подразумевает, что Греция оседала после чего-то.) Фукидид действительно демонстрирует хорошее знание серии миграций. которым Греция была переселена в постмикенский период. Самым известным из них было «дорийское нашествие», которое греки называли или связывали с легендарным «возвращением потомков Геракла». Хотя многое в этом вторжении проблематично — оно оставило мало археологических следов или вообще не оставило их в тот момент времени, в который это помещает традиция, — проблемы здесь не имеют значения. Однако для понимания архаического и классического периодов важна сильная вера в доризм как в лингвистическую и религиозную концепцию. Фукидид мимоходом, но многозначительно упоминает солдат, говорящих на «дорическом диалекте», в повествовании об обычных военных делах в 426 году. Это удивительно абстрактный взгляд на подразделения греков, потому что это было бы более естественным для 5-го века. греческий век, чтобы идентифицировать солдат по родным городам. Не менее важным для понимания этого периода является враждебность к дорийцам, обычно со стороны ионийцев, другой языковой и религиозной подгруппы, самым известным городом которой были Афины. Эта враждебность была настолько крайней, что дорийцам было запрещено входить в ионийские святилища; дошедший до нас сегодня пример такого запрета V века, надпись с острова Парос.

Такие явления, как напряженность между дорийцами и ионийцами, уходящие корнями в Темные века, напоминают о том, что греческая цивилизация не возникла ни без предупреждения, ни без влияния того, что было раньше. Темные века сами по себе выходят за рамки этой статьи. Однако нельзя не заметить, что археологические находки, как правило, ставят под сомнение всю концепцию Средневековья, показывая, что некоторые черты греческой цивилизации, которые когда-то считались не более ранними, чем около 800 г. до н. э., на самом деле могут быть отодвинуты на целых два столетия назад. . Достаточно одного примера, выбранного из-за его связи с возникновением греческого города-государства или полиса. В 1981 археология приподняла завесу над «самой темной» фазой из всех, протогеометрическим периодом ( ок. 1075–900 гг. до н. э.), который получил свое название от геометрических фигур, нарисованных на глиняной посуде. Могила, богатая по стандартам любого периода, была обнаружена в месте под названием Лефканди на Эвбее, острове вдоль восточного фланга Аттики (территория, контролируемая Афинами). В могиле, датируемой примерно 1000 г. до н. э., находятся (вероятно, кремированные) останки мужчины и женщины. Большой бронзовый сосуд, в котором был похоронен прах мужчины, прибыл с Кипра, а золотые изделия, захороненные вместе с женщиной, великолепны и изысканны в своей работе. Были найдены и останки лошадей; животные были зарыты вместе с их трензельными удилами. Могила находилась внутри большого разрушенного дома, форма которого предвосхищает форму греческих храмов двумя веками позже. Ранее считалось, что эти храмы были одним из первых проявлений «монументализации», связанной с зарождением города-государства. Таким образом, эта находка и те, что сделаны на ряде близлежащих кладбищ в годы до 1980, свидетельствующие о дальнейших контактах между Египтом и Кипром между 1000 и 800 г. до н.э., являются важным свидетельством. Они показывают, что по крайней мере один уголок одного из островов Греции не был ни обедневшим, ни изолированным в период, который обычно считается и тем, и другим. Трудность состоит в том, чтобы понять, насколько исключительным был Лефканди, но с любой точки зрения он пересмотрел прежние представления о том, что было и что было невозможно в начале 1-го тысячелетия до нашей эры.

Колонизация и образование городов-государств

Срок колонизация , хотя она может быть удобной и широко используемой, вводит в заблуждение. Применительно к архаической Греции это не обязательно означает отправку определенного количества поселенцев при поддержке государства, как предполагает более позднее римское происхождение этого слова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *