Министр иностранных дел 1 состава временного правительства: Портрет министра иностранных дел Временного правительства первого состава П. Н. Милюкова

Содержание

Информационные материалы :: Интересные статьи :: Первая мировая война

  • Главная страница/
  • Информационные материалы/
  • ← Интересные статьи

ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, высший орган власти и управления в России со 2.3 по 25.10.1917. Сформировано в дни Февральской революции 1917 в ходе переговоров Временного комитета Государственной думы и Исполнительного комитета Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Свои законодательные и административные функции В. п. наследовало от отрекшегося императора, царского Совета министров, от Государственного совета и Государственной думы, заседания которых были приостановлены указом Николая II 25.2.1917. До 10 марта в целях «преемственности власти» В. п. именовалось Советом министров.

Идея создания правительства «общественного доверия» или «национальной обороны» восходит к середине 1915, когда под впечатлением от поражений русской армии на фронте в Государственной думе и Государственном совете оформился оппозиционный царскому режиму т.

н. Прогрессивный блок. Только в августе 1915 было составлено 6 списков кандидатов в это правительство, в 4 из которых его главой значился известный земский деятель, близкий к кадетам князь Г. Е. Львов. Предполагалось, что это правительство будет действовать в императорской, а не в революционной России. Как признавался после революции член Временного комитета Государственной думы В. В. Шульгин: «Мы были рождены и воспитаны, чтобы под крылышком власти хвалить ее или порицать…Мы способны были, в крайнем случае, безболезненно, пересесть с депутатских кресел на министерские скамьи… под условием, чтобы императорский караул охранял нас… Но перед возможным падением власти, перед бездонной пропастью этого обвала – у нас кружилась голова и немело сердце». Революция застала оппозицию врасплох. У нее не оказалось ни конкретных планов первоочередных мер во внутренней политике, ни кадров для занятия многочисленных должностей после отстранения царской администрации.

Временное правительство 1-го состава. Плакат 1917 г.

В первый состав В. п. вошли преимущественно либеральные деятели из состава Государственной думы. Возглавил В. п. председатель Главного комитета Земского союза и сопредседатель Земгора Львов; он же был министром внутренних дел. Министром иностранных дел стал лидер партии кадетов П. Н. Милюков, военным и морским министром лидер октябристов А. И. Гучков, министром земледелия – А. И. Шингарев, торговли и промышленности – А. И. Коновалов, финансов – М. И. Терещенко, путей сообщения – Н. В. Некрасов, юстиции – А. Ф. Керенский, народного просвещения – А. А. Мануйлов. Кроме них в заседаниях В. п. принимали участие государственный контролер И. В. Годнев и обер-прокурор Святейшего Синода В. Н. Львов. Управляющим делами был назначен видный деятель партии кадетов В. Д. Набоков. Протоколов или стенограмм заседаний не велось, чтобы не фиксировать разногласия и особые мнения. В этом Набоков видел «стремление избегнуть всего того, что могло нарушить единство правительства и ответственность его в целом за каждое принятое решение».

Законодательные акты В. п. издавало в виде постановлений. Подзаконные акты вводились указами В. п. Все подлежавшие рассмотрению В.п. вопросы «вносились в письменной форме с проектом постановления». Заседания правительства были открытыми, закрытыми и совершенно секретными. По словам Набокова, последние «проходили очень оживленно, характеризовались страстными речами, однако никаких записей во время них не велось».

При оглашении состава правительства в Екатерининском зале Таврического дворца на возглас из зала о том, кто выбрал это правительство, Милюков с пафосом ответил: «Нас выбрала революция». Однако Керенский постарался придать В. п. легитимность и 15 марта министры прибыли в Правительствующий Сенат и принесли присягу в присутствии сенаторов 1-го департамента на верность службе.

Различные политические силы оказывали сильное давление на В. п. Левые организации создали параллельные органы власти – Советы (см. Советы рабочих и солдатских депутатов). 9 марта военный и морской министр Гучков писал начальнику штаба верховного главнокомандующего М. В. Алексееву: «Временное правительство не располагает какой-либо реальной властью, и его распоряжения осуществляются лишь в тех размерах, как допускает Совет рабочих и солдатских депутатов, который располагает важнейшими элементами реальной власти, т. к. войска, железные дороги, почта и телеграф в его руках. В частности, по военному ведомству ныне представляется возможным отдавать лишь те распоряжения, которые не идут коренным образом вразрез с постановлениями вышеназванного Совета». В стране возникло двоевластие.

В первой декларации о своих целях и задачах, согласованной с Исполкомом Петросовета, В. п. провозгласило ряд демократических свобод и начало подготовки к созыву Учредительного собрания, осуществило широкую политическую амнистию, отменило смертную казнь, ссылки и поселения (см. также Законодательство, Судебная система), заменило полицию народной милицией. Были ликвидированы комитеты по делам печати, жандармские управления и охранные отделения. Была образована Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц. В. п. сохранило в силе большинство статей Свода законов Российской империи. Были отстранены от должностей генерал-губернаторы, губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники, полицмейстеры, становые приставы, урядники, земские начальники. Упраздненные должности заменялись губернскими, городскими и уездными комиссарами Временного правительства и их аппаратами. Повсеместно вводились волостные земские собрания и управы. Уездные земские учреждения избирались на основе всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании. В городах с населением свыше 150 тыс. чел. Учреждались районные органы самоуправления. В. п. объявило государственной собственностью удельные и кабинетские земли. Для подготовки проекта земельной реформы были созданы Главный земельный комитет, губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Для ограничения потребления дефицитного хлеба В. п. ввело государственную хлебную монополию и карточную систему снабжения населения. Однако оно отложило до Учредительного собрания решение земельного и рабочего вопросов, продолжило прежнюю внешнюю политику, что сделало позицию власти удобной для критики со стороны леворадикальной оппозиции.

Правительство легализовало союзы предпринимателей и профсоюзы, санкционировало возникшие явочным порядком фабрично-заводские комитеты. По настоянию социалистов в экономике был взят курс на усиление государственного регулирования.

В. п. изначально не доверяло большинство рабочих, от него постепенно стало отворачиваться крестьянство, а к концу лета – значительная часть интеллигенции. Проанализировав его первый состав, бывший главноуправляющий землеустройства и земледелия А. В. Кривошеин, один из ближайших соратников П. А. Столыпина, отметил: «Это правительство имеет один серьезный… очень серьезный недостаток… Оно слишком правое… Да, правое. Месяца два тому назад оно удовлетворило бы всех. Оно спасло бы положение. Теперь же оно слишком умеренно. Это его слабость. А сейчас нужна сила… И этим, господа, вы губите не только ваше детище – революцию, но и наше общее отечество – Россию».

Действительно, уже два месяца спустя разразился правительственный кризис. Он был вызван нотой Милюкова 18. 4.1917, направленной союзным державам, в котором говорилось о стремлении России «довести мировую войну до решительной победы». Нота спровоцировала массовые антиправительственные волнения. Выход из возникшего кризиса был найден на пути создания коалиционного правительства с участием министров-социалистов и образования новых министерств. Министерство труда возглавил М. И. Скобелев, продовольствия – А. В. Пешехонов, почт и телеграфов – И. Г. Церетели. Министром земледелия стал лидер партии эсеров В. М. Чернов. Гучков и Милюков покинули свои посты. На должность военного и морского министра переместился Керенский. Его на посту министра юстиции сменил П. Н. Переверзев. Министром иностранных дел стал беспартийный Терещенко, а Министерство государственного призрения возглавил кадет Д. И. Шаховской. Однако это правительство просуществовало два месяца. В начале июля разразился новый политический кризис. Он был вызван разногласиями в правительстве по поводу законопроекта о запрещении сделок с землей, сроков выборов и созыва Учредительного собрания и обострением конфликта с украинской Центральной радой.

Кризис начался 2 июля уходом из правительства кадетов и обострился вследствие массовых антиправительственных демонстраций и стрельбы на улицах Петрограда. 7 июля глава правительства Львов подал в отставку, и В. п. возглавил Керенский. Основные политические партии предоставили Керенскому свободу выбора при формировании нового состава В. п. 24 июля было сформировано новое коалиционное правительство. Заместителем Керенского и министром финансов стал Некрасов, министром путей сообщения – П. П. Юренев, внутренних дел – Н. Д. Авксентьев, торговли и промышленности – С. Н. Прокопович, юстиции – А. С. Зарудный, просвещения – С. Ф. Ольденбург, почт и телеграфов – А. М. Никитин, государственного призрения – И. Н. Ефремов. Государственным контролером стал Ф. Ф.Кокошкин, а обер-прокурором Святейшего Синода – А. В. Карташев. Остальные министры сохранили свои посты.

В целях «единения государственной власти со всеми организованными силами страны» В.п. организовало в Москве Государственное совещание. Однако большинство ораторов призывали власть силой установить в стране порядок, пресечь анархию, вмешательство неправительственных организаций в государственную и хозяйственную жизнь. Фактически на этом мероприятии произошла консолидация правых сил страны. 25 августа вспыхнул мятеж корниловский. После начала движения войск на Петроград Керенский объявил генерала Л. Г. Корнилова мятежником и обратился к революционной демократии с призывом спасти революцию. Борьба с мятежниками значительно усилила Советы и ослабила В. п. Министры-кадеты вышли из состава правительства. Более трех недель высшая власть в стране осуществляла Директория во главе с Керенским. 1 сентября она провозгласила Россию республикой.

25.9.1917 в условиях усиления социально-экономических противоречий, всеобщей забастовки железнодорожников было сформировано третье коалиционное правительство в составе: председатель – Керенский, министр торговли и промышленности – Коновалов, внутренних дел – Никитин (он же сохранил пост министра почт и телеграфов), иностранных дел – Терещенко, военный – А. И. Верховский, морской – Д. Н. Вердеревский, путей сообщения – А. В. Ливеровский, продовольствия – Прокопович, земледелия – С. Л. Маслов, финансов – М. В. Бернацкий, труда – К. А. Гвоздев, просвещения – С. С. Салазкин, призрения – Н. М. Кишкин, юстиции – П. Н. Малянтович, исповеданий (он же обер-прокурор Синода) – Карташев. Государственным контролером стал С. А. Смирнов. В состав В. п. входил также председатель Экономического совета С. Н. Третьяков.

Всего во всех составах В. п. участвовало 39 чел. Распределение министерских портфелей по принципу партийности было следующим: 12кадетов и 2 к ним примыкавших, 2 октябриста, 2 прогрессиста, 2 радикал-демократа, 2 народных социалиста, 1 трудовик, 5 эсеров, 5 меньшевиков и 6 беспартийных специалистов. Если в первом составе правительства беспартийных специалистов не было вовсе, то в последнем их было уже 6. С учетом значимости занимаемых министерских постов можно говорить о преобладании в нем либерально мыслящих деятелей, что в целом отражалось на всем курсе внутренней и внешней политики.

Пребывание в правительстве почти всех министров было кратковременным. 23 чел. (59 %) исполняли свои обязанности не более двух месяцев. За столь короткий срок пребывания в правительстве они могли решать лишь неотложные текущие дела и никакой серьезной перспективной работы, связанной с проведением каких-либо глубоких реформ, выполнить не могли.

Почти все министры принадлежали к элите дореволюционной России. 16 чел. (т. е. 42 %) прошло школу российского парламентаризма (Годнев, Гучков, Ефремов, Керенский, Кокошкин и др.). 4 министра ранее были руководителями фракций в Государственной думе (Ефремов, Керенский, Милюков, Церетели). Годнев, Львов и Шингарев были председателями думских комиссий. 18 чел. избирались гласными земств и городских дум. 31 чел. имели высшее образование, из них 24 – окончили университеты. Двое – Салазкин и Шингарев – имели два высших образования, окончив физико-математические и медицинские факультеты. Среди членов правительства были академик (Ольденбург), три профессора (Мануйлов, Некрасов, Салазкин), пять приват-доцентов (Бернацкий, Годнев, Карташев, Кокошкин, Милюков). И. В. Годнев и С. С. Салазкин имели степень доктора медицины, Мануйлов – доктора политэкономии, Авксентьев получил степень доктора философии в Германии.

Большинство из членов Временного правительства находились в конфликте с самодержавной властью. 10 чел. (Авксентьев, Гвоздев, Маслов, Милюков, Никитин, Прокопович, Салазкин, Скобелев, Церетели, Чернов) испытали тюремное заключение и ссылки, 6 чел. исключались из учебных заведений (Авксентьев, Верховский, Маслов, Пешехонов, Церетели, Чернов), 5 чел. лишались права преподавания или были вынуждены оставилть работу в учебных заведениях (Карташев, Кокошкин, Мануйлов, Милюков, Салазкин), трое (Кокошкин, Пешехонов, Родичев) подвергались административным преследованиям.

По сословной принадлежности 21 чел. были дворянами, в т. ч. трое (Г. Е. Львов, Церетели и Шаховской) имели титул князя. Выходцами из крестьян были Гвоздев и Карташев. Средний возраст министров составлял 46 лет. Самыми старшими (61 год) были Годнев и Родичев, самыми молодыми (31 год) – Верховский и Терещенко. По данным отечественных историков, 12 министров входили в состав масонских организаций.

Осенью 1917 в стране резко ухудшились все экономические показатели, на новый уровень вышли социальные противоречия, одним из свидетельств которых стала всеобщая сентябрьская железнодорожная забастовка. Во всех без исключения звеньях государственного аппарата была подорвана сложившаяся веками организация деятельности. Правительство Керенского не смогло установить контроль хотя бы за одной сферой общественной жизни. 4 октября В. п. приняло решение о необходимости скорейшей эвакуации в Москву правительства, высших и центральных учреждений, некоторых предприятий. По мнению ряда исследователей, осенью 1917 Керенский утратил способность к критическому самоанализу и оценке событий.

Гиперинфляция, непомерные расходы на резко выросший государственный аппарат, провал попыток ввести хлебную монополию и выполнить продразверстку, территориальный распад формально единого государства, невозможность и нежелание абсолютного большинства солдат и матросов продолжать войну за непонятные цели, недоверие к власти после провала корниловского мятежа привели к росту влияния левой оппозиции, повсеместной большевизации Советов. Во 2-й половине октября правительство оказалось на грани нового кризиса. Викжель потребовал отставки министра путей сообщения Ливеровского и заявил о готовности взять управление путями сообщения в свои руки. 17 и 19 октября военный министр Верховский на заседании правительства дважды ставил вопрос об отставке: «Народ не понимает, за что воюет, за что его заставляют нести голод, лишения, идти на смерть. В самом Петрограде ни одна рука не вступится на защиту Временного правительства, а эшелоны, вытребованные с фронта, перейдут на сторону большевиков». 20 октября на совместном заседании комиссий Предпарламента по обороне и иностранным делам он высказался в пользу заключения мира с Германией и выход из войны, после чего Керенский отправил Верховского в двухнедельный отпуск по состоянию здоровья. 24 октября в решающие часы противостояния с радикальной оппозицией В. п. не получило поддержки и во Временном совете Российской республики (Предпарламенте).

24–26.10.1917 отряды солдат, матросов и красногвардейцев (см. также Красная гвардия, военно-революционные комитеты) под руководством Петроградского военно-революционного комитета захватили власть и арестовали В. п. После освобождения ряд министров (Гвоздев, Малянтович, Маслов, Никитин, Вердеревский, Салазкин) и несколько товарищей министров проводили подпольные заседания. В воззвании от 17 ноября члены В. п. заявили о сложении своих полномочий и призвали население сплотиться вокруг Учредительного собрания.

Дальнейшая судьба членов В. п. отразила отношение к революции российской интеллигенции. 16 бывших министров в той или иной форме сотрудничала с советской властью, 23 чел. эмигрировали и первоначально вели активную антисоветскую деятельность. В дальнейшем некоторые из них изменили свои взгляды. Контр-адмирал Вердеревский незадолго до своей смерти принял советское гражданство, Пешехонов работал консультантом в торгпредстве СССР в Прибалтике, Третьяков сотрудничал с советской разведкой и был казнен фашистами.

Потенциально министры В. п. были вполне готовы к выполнению своих обязанностей, имея соответствующую профессиональную и политическую подготовку, но деятельность правительства в целом закончилась крахом. Причин этому несколько. Вся социокультурная среда страны не соответствовала либеральному курсу новой власти. Либеральные идеи пришли в Россию с Запада, требовали радикальной ломки сложившейся здесь системы ценностей и шли в противоречие со многими чертами национального характера и историческими традициями. Лидер октябристов Гучков на Государственном совещании в Москве 15 августа сказал: «Целый мир идей и верований отделяет нас, не социалистов, от людей “того берега”. Не столько личные и классовые интересы разделяют нас, а иное понимание структуры человеческого общества и задач государства». Но на выборах в Учредительное собрание свыше 80 % голосов получили социалистические партии, что ясно продемонстрировало господствовавшие в обществе настроения.

Вынужденное разрушить правоохранительную систему, правительство не сумело выстроить новый аналогичный механизм, при посредстве которого оно могло бы проводить в жизнь свои постановления. Пешехонов вспоминал: «До широких масс населения сознание, что государственная власть исчезла, дошло, конечно, не сразу. В деревнях оно дало себя знать только в мае, в глухих же местах и того позже, а на фронте оно обнаружилось с полной наглядностью во второй половине июня. Если какой-нибудь государственный порядок и продолжал еще держаться, то, главным образом, по инерции». К осени ситуация резко изменилась. Газета «Новое время» в канун Октябрьской революции 1917 констатировала: «Не проходит дня, чтобы правительство не объявило ту или другую губернию или какой-нибудь город на военном положении. Постановления об этом выносятся в заседании Временного правительства, спешно сообщаются по телеграфу к месту назначения и… на том все кончается… Морального авторитета оно не имеет, а для физического воздействия у него нет аппарата. Оно не может заставить себе повиноваться. Оно в лучшем случае может вступить в переговоры с теми, кто захочет с ним разговаривать».

В. п. не сумело или не захотело опереться на возникшие повсеместно после Февральской революции т. н. общественные исполнительные комитеты, в состав которых входили делегаты от леворадикальных до буржуазно-помещичьих организаций. На короткое время они стали политической формой широкого народного фронта и отражали общедемократический этап в революции. Именно общественные исполнительные комитеты после свержения самодержавия оказались главными носителями власти на местах. Но В.п. передало местную власть специально созданному институту комиссаров, основной костяк которого формировался за счет цензовых слоев населения. Уже этим актом оно нарушило единство общественных сил, сложившееся в борьбе с монархической властью. В апреле Г. Е. Львов издал циркуляр, в котором прямо говорилось, что губернскому комиссару присваиваются права и обязанности бывших губернаторов. Поскольку новые назначенцы часто не имели необходимого опыта административной работы, в обществе стало складываться впечатление о замене чиновников первого сорта чиновниками второго сорта. Новая власть изначально не вызывала доверия, а социальная дифференциация общества и обострение политической борьбы вели к поляризации сил между левыми и правыми флангами, постепенно усиливая главных оппонентов В. п. – Советы.

Наконец, В. п., находясь в перманентном кризисе, постоянно опаздывало в принятии необходимых для укрепления власти решений. Даже «Временное положение о губернских (областных) и уездных комиссарах» было опубликовано лишь 25 сентября. Принятые же законы в области государственного строительства недопустимо задерживались в исполнении. Например, выборы в уездные земские учреждения на основе закона от 21 мая завершились в начале декабря 1917,а открытие новых губернских земских учреждений было намечено лишь на 1.3.1918.

Т. о., государственный строй России представлял осенью 1917 буржуазную республику с очень неустойчивой властью В. п. Медлительность и половинчатость социально-экономических реформ, просчеты в государственном строительстве способствовали нарастанию общенационального кризиса, который привел к новой революции и переходу власти в руки Советов. Как писал в «Очерках русской смуты» генерал А. И. Деникин, «власть падала из слабых рук Временного правительства и, во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое наследие во всеоружии реальной силы».

Источники: Журналы заседаний Временного правительства. Март–октябрь 1917 года: В 4 тт. (Архив новейшей истории России. Серия: Публикации). М., 2001–04; Набоков В. Д. Временное правительство: (Воспоминания). М., 1991; Керенский А. Ф. Россия на историческом повороте. М., 1993; Станкевич В. Б. Воспоминания. 1918–1919. Ломоносов Ю. В. Воспоминания о мартовской революции 1917 г.М., 1994; Половцов П. А. Дни Затмения: (Записки главнокомандующего войсками Петроградского военного округа генерала П. А. Половцова в 1917 году). М., 1999; Церетели И. Г. Кризис власти: Воспоминания лидера меньшевиков, депутата II Государственной думы. 1917–1918. М.,2007.

Лит.: Ознобишин Д. В. Временный комитет Государственной думы и Временное правительство // Исторические записки. 1965. №75; Старцев В. И. Революция и власть: Петроградский совет и Временное правительство в марте–апреле 1917 г. М., 1978; Его же. Внутренняя политика Временного правительства. Л., 1980; Его же. Крах керенщины. Л., 1982; Ерошкин Н. П. Власть, свергнутая Октябрем: (Временное правительство как преемник самодержавия) // Исторический опыт Великого Октября. М., 1986. С. 99–114; Рабинович А. Большевики приходят к власти: революция 1917 г. в Петрограде. М., 1989; Измозик В. С. Временное правительство: Люди и судьбы // ВИ. 1994. № 6; Сенцов А. А. Развитие Российского государства после Февральской революции 1917 года. Краснодар, 1994; Герасименко Г. А. Народ и власть. 1917. М., 1995; Иоффе Г. З. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. М., 1995; Сенин А. С. Военное министерство Временного правительства. М., 1995; Белошапка Н. В. Временное правительство в 1917 г.: Механизм формирования и функционирования. М., 1998; Малышева С. Ю. Временное правительство России: Современная отечественная историография. Казань, 2000; Коваленко Н. А. Центральная власть и аппарат управления в России: механизм формирования и функционирования (февраль–октябрь 1917 г.). М., 2000; Сенин А. С. Министерство путей сообщения в 1917 году. 2-е изд. М., 2009; Милюков П. Н. История второй русской революции. СПб., 2014.

Соловьев, К.А. Временное правительство [Текст] / Россия в Первой мировой войне. 1914–1918: Энциклопедия: В 3 тт. / отв. редактор А. К. Сорокин. – М. : Политическая энциклопедия, 2014 — Т. 1 — С. 435-439.

Постановление Временного правительства о производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях 1917 г.

Постановление Временного правительства о производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях. 1917 г.

 

В соответствии со своей декларацией (см. выше) Временное правительство вскоре после прихода к власти начало демократизацию местного самоуправления. Первым соответствующим законом стал предлагаемый документ, изданный 15.4.1917 г. Он предусматривал выборы городских дум всеобщим (в т.ч. для женщин), равным, прямым и тайным голосованием по пропорциональной системе. При этом допускалось выдвижение кандидатов, не имевших отношения к городу. В результате в крупных городах многие гласные были партийными деятелями, не интересующимися городскими проблемами. Другая часть постановления (не приводится) предусматривала деление крупных городов на участки, имеющие собственное самоуправление.

На основании этого закона в мае – июне 1917 г. прошли выборы в участковые и городские думы. Они были разогнаны большевиками в конце 1917 – начале 1918 гг. Во время Гражданской войны городские думы на короткое время восстанавливались отдельными белыми правительствами.

Временное правительство постановило:

I. Статьи 22-57 раздела I и статьи 17-48 раздела II Положения об общественном управлении городов (Св[од] зак[онов], Т. II, изд[ания] 1915 г.) отменить.

II. Впредь до издания нового закона об общественном управлении городов установить прилагаемые при сем: 1) Временные правила о производстве выборов гласных городских дум в городах, в коих действует Городовое положение 11 июня 1892 года, а также в городах Петрограде и Ташкенте, и 2) Временные правила об участковых городских управлениях[1].

III. В городских поселениях, в коих действует упрощенное городское общественное управление на основании правил, приложенных к статье 22 Городового положения (Св[од] зак[онов], Т. II, Положения об общественном управлении городов, изд[ания]1915 г., раздел I), ввести учреждения городского общественного управления, указанные в статьях 21 и 92 того же Положения. Избрание гласных городских дум в сих поселениях допустить на основании означенных в 1 пункте предыдущего (II) отдела Временных правил.

IV. Все находящиеся на рассмотрении подлежащих учреждений дела по выборам гласных городских дум (городских уполномоченных) в городах, указанных в отделе II, за исключением дел об ответственности за неправильные действия по выборам, производством прекратить.

Подписали:

Министр-председатель князь Львов[2]

Министр иностранных дел П. Милюков[3]

Министр народного просвещения А. Мануйлов[4]

Государственный контролер Ив. Годнев[5]

Министр торговли и промышленности А. Коновалов[6]

Министр земледелия А. Шингарев[7]

Обер-прокурор Святейшего синода В. Львов[8]

Министр путей сообщения Н. Некрасов[9]

Министр финансов М. Терещенко[10]

Управляющий делами Временного правительства Влад. Набоков[11]

 


Приложение 1 к отделу II Временных правил о производстве выборов гласных городских дум

1. В городских поселениях, в коих действует Городовое положение 11 июня 1892 года[12] (Свод законов, т. II, Положения об общественном управлении городов, изд. 1915 г., разд. I), а также в городах Петрограде и Ташкенте городские управы (городские старосты) немедленно по обнародовании сего Постановления приступают к составлению избирательного по городу списка для производства выборов гласных в городскую думу, не ожидая истечения срока полномочий гласных (городских уполномоченных), избранных на основании действующих законоположений. Одновременно с сим городские управы (городские старосты) делают, в случае надобности, постановления о разделении городского поселения для удобства подачи голосов на отдельные избирательные участки.

2. Гласные городской думы избираются на срок до 1 января 1919 года. Число гласных в городах определяется расписанием, при сем приложенным[13].

3. Правом участия в выборах гласных пользуются российские граждане обоего пола всех национальностей и вероисповеданий, достигшие ко времени составления избирательных списков двадцати лет, если они во время составления избирательных списков проживают в данном городе, либо имеют в городе домашнее обзаведение, или состоят там на службе, или же имеют иные связанные с городом определенные занятия.

Лица, состоящие на военной службе, принимают участие в выборах на общих основаниях.

4. Из лиц, удовлетворяющих условиям, указанным в предыдущей (3) статье, в городских выборах не участвуют: 1) высшие в пределах губернии, области, градоначальства и соответствующего уезда представители административной власти и их заместители и помощники, 2) лица, состоящие в пределах губернии (области) или градоначальства на службе по местной милиции (полиции), 3) лица монашествующие и 4) лица, признанные в установленном законом порядке безумными, сумасшедшими и глухонемыми.

5. Приговоренные судом к наказаниям, соединенным с лишением или ограничением прав состояния, и осужденные по суду за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку или принятие в заклад, в виде промысла, заведомо краденного или полученного чрез обман имущества; подлог, ростовщичество, лихоимство и лиходательство[14], а также осужденные по суду за преступные деяния против избирательного права (ст. 29 сих Правил) лишаются права участия в выборах до истечения трех лет по отбытии наказания.

6. В гласные и кандидаты могут быть избираемы не только лица, пользующиеся правом участия в выборах, но и все прочие лица, хотя и не проживающие в городе и не имеющие там домашнего обзаведения, службы или занятий (ст. 3), но удовлетворяющие остальным требованиям, установленным для участия в выборах.

7. Каждое городское поселение составляет один избирательный округ, хотя бы округ этот и был подразделен для удобства подачи голосов на отдельные избирательные участки (ст. 1).

8. Избирательный по городу список составляется городскою управою (городским старостою) не позже двух недель со дня обнародования сего Постановления.

9. Составленный городскою управою (городским старостою) избирательный список предъявляется для всеобщего обозрения способом, обеспечивающим доступность этого обозрения.

10. В течение пяти дней со дня предъявления избирательного списка для всеобщего обозрения высший представитель местной административной власти может заявлять протесты, а избиратели могут подавать жалобы на неправильности или неполноту этого списка. Означенные протесты и жалобы подаются в городскую управу (городскому старосте), которая рассматривает их в пятидневный срок и о последовавших решениях объявляет лицам, их подавшим. Если в этот срок уведомления от управы по жалобам и протестам не последует, а также в случаях отказа в удовлетворении протеста или жалобы лица, их подавшие, имеют право в трехдневный срок обратиться с протестом или жалобою в подлежащую инстанцию административного суда, которою они рассматриваются в пятидневный срок. Решения суда по сим делам подлежат исполнению, но могут быть обжалованы Правительствующему сенату. Жалобы эти приносятся и принимаются к рассмотрению лишь при обжаловании правильности выборов в порядке статьи 32 и одновременно с таким обжалованием.

11. Избирательный список, по исправлении его порядком, указанным в ст. 10, не позднее как за две недели до дня наступления выборов, вновь предъявляется для всеобщего обозрения способом, обеспечивающим доступность обозрения.

К означенному в сей (11) статье списку присоединяются составляемые подлежащими воинскими частями и ими проверенные списки лиц, состоящих, на военной службе и имеющих право участия в выборах (ст. 3).

12. Лица, не внесенные в избирательный список или утратившие избирательные права до производства выборов (ст. 4 и 5), в выборах не участвуют.

13. Выборы производятся в один из воскресных или праздничных дней по постановлению о том городской думы (собрания уполномоченных). При разделении города на избирательные участки выборы производятся одновременно по всем участкам. Избирательные комиссии для подачи избирательных записок (ст. 15 и 16) открыты в день выборов с девяти часов утра до девяти часов вечера. О дне, часе и месте выборов городской голова не позднее как за две недели до производства их объявляет во всеобщее сведение способом, установленным городскою думою (собранием уполномоченных).

14. Не позже, чем за десять дней до выборов избирателям предоставляется заявлять городскому голове (городскому старосте) списки предлагаемых к баллотировке кандидатов в гласные, выразивших желание баллотироваться. Число указываемых в списке кандидатов не должно превышать общего числа гласных, подлежащих избранию в данном городе; в списках с большим числом излишние кандидаты, стоящие последними в списке, в счет не принимаются.

Списки должны быть подписаны таким числом избирателей, которое составляло бы не менее половины числа гласных, подлежащих избранию в данном городе (ст. 2). Каждый избиратель может подписать только один какой-либо список кандидатов в гласные.

Заявленные списки, удовлетворяющие означенным в сей (14) статье условиям, городским головою (городским старостою) нумеруются в порядке их поступления и с такою нумерациею, а также с обозначением, по желанию заявителей, партии или группы, от которой они предложены, объявляются во всеобщее сведение не позднее как за семь дней до производства выборов установленным городскою думою (собранием городских уполномоченных) способом.

15. Для производства выборов гласных образуется городская избирательная комиссия под председательством городского головы (городского старосты). В состав этой комиссии городской голова приглашает трех лиц из среды избирателей. Кроме того, в состав комиссии от каждой группы избирателей, подавшей список предлагаемых к баллотировке кандидатов в гласные (ст. 14), в избирательную комиссию входит первый подписавший список кандидатов, если лица, входящие в состав группы, не изберут для этого из своей среды особое лицо.

16. При производстве выборов по участкам кроме городской избирательной комиссии (ст. 15) образуется для каждого избирательного участка участковая избирательная комиссия. Городской голова (городской староста) председательствует в одной из этих комиссий по своему усмотрению. Председатели прочих избирательных комиссий приглашаются городским головою из числа избирателей. В состав участковой избирательной комиссии председатель комиссии приглашает трех лиц из среды избирателей. Кроме того, в состав комиссии могут входить по одному лицу, избранному из своей среды каждою группою избирателей, подавшею список предлагаемых к баллотировке кандидатов в гласные (ст. 14).

17. Личность каждого избирателя удостоверяется избирательною карточкою, в которой прописываются имя, отчество и фамилия избирателя и указывается место производства выборов и которую каждый избиратель должен получить в городской управе. Председатель избирательной комиссии обязан устранять от выборов тех лиц, которые, по имеющимся у него сведениям, не пользуются правом участия в них. До начала выборов прочитываются статьи 3-5 сих Временных правил с объяснением избирателям, что незаконно принявшие участие в выборах подвергаются наказаниям, определенным в уголовном законе (ст. 29).

18. Никто не может иметь на выборах более одного голоса.

19. Выборы производятся подачею голоса избирателем только за один из списков заявленных кандидатов в гласные (ст. 14). Выборы эти производятся закрытою подачею голосов, посредством подачи избирательных записок.

20. В каждой избирательной записке должен быть указан номер того заявленного списка кандидатов в гласные, за который избиратель подает свой голос. Записки вкладываются избирателями в непрозрачные одноцветные без каких-либо пометок конверты, заготовленные городскою управою и снабженные ее печатью, заклеиваются и лично вручаются избирателями в открытом заседании комиссии ее председателю, который опускает их в присутствии избирателей в опечатанный ящик. Несоответствующие этим требованиям записки, а также записки с помарками и исправлениями при подсчете голосов во внимание не принимаются.

21. Надзор за порядком во время производства выборов принадлежит председателю избирательной комиссии, который обязан наблюдать за тем, чтобы в помещении, в коем открыто заседание комиссии, производились лишь выборы, не допуская при этом нарушения свободы и правильности выборов, а также предвыборной агитации.

22. На следующий день после подачи записок и в назначенный час участковые избирательные комиссии – если выборы производились по участкам – в присутствии явившихся избирателей производят в открытом заседании подсчет поданных за каждый заявленный список голосов. Результаты подсчета отмечаются на особом листе, который подписывается председателем и членами комиссии и в тот же день представляется в городскую избирательную комиссию.

23. Городская избирательная комиссия на следующий день после производства ею выборов по всему избирательному округу – если город не делился на избирательные участки – или же на следующий день после представления ей выборных производств участковыми избирательными комиссиями в назначенный час производит в открытом заседании в присутствии явившихся избирателей подсчет поданных за каждый заявленный список голосов по всему избирательному округу, отмечая результаты подсчета на особом листе, подписываемом председателем и членами комиссии.

24. Общее число гласных, подлежащих избранию во всем избирательном округе (ст. 2), распределяется между заявленными списками (ст. 14) пропорционально числу голосов, поданных на выборах за каждый из этих списков.

25. Для определения числа гласных, причитающихся на каждый из заявленных списков, общее число подлежащих избранию гласных, умноженное на число поданных за данный список голосов, делится на число голосов, поданных во всем избирательном округе за все списки. Полученными от таких делений цифрами (частное) определяется количество гласных, избранных по каждому списку. В состав гласных из каждого списка зачисляется, в порядке записи в нем кандидатов, начиная с первого, такое количество их, какое соответствует полученному от деления частному. Если в полученных частных будут находиться целые числа с дробями или же только дроби, вследствие чего до общего числа подлежащих избранию гласных, сравнительно с числом избранных, будет недоставать одного или нескольких гласных, то частные с дробями располагаются в порядке относительной величины дробей, начиная с большей, и недостающее число гласных распределяется между списками, коим соответствуют наибольшие дроби, по одному на каждый список.

26. Если в одном или нескольких из заявленных списков кандидатов в гласные число этих кандидатов окажется менее числа гласных, которое по сделанному на основании предыдущей (25) статьи расчислению должно быть взято из соответственных списков, то из списков этих в гласные зачисляются все указанные в нем кандидаты; остающееся же нераспределенным число гласных распределяется между остальными списками порядком, указанным в статье 25, с тем лишь различием, что при производстве расчета подлежащий распределению остаток, умноженный на число голосов, поданных за соответствующий список, делится не на число голосов, поданных за все списки, а на число голосов, поданных лишь за списки, между коими производится распределение.

27. По установлении общего числа избранных гласных и по составлении списка их избирательная комиссия всех остальных лиц, значащихся в заявленных списках и не вошедших в список гласных, заносит в список кандидатов к гласным, распределяя их по соответствующим заявленным спискам в том порядке старшинства, в каком они последовательно в списках этих занесены.

28. В избирательных комиссиях секретарями их, приглашаемыми председателями комиссий из числа избирателей, ведутся протоколы, в которые заносятся: время открытия и закрытия заседаний комиссий, число избирателей, принявших участие в голосовании, сделанные избирателями заявления, распоряжения председателей и постановления комиссий. По окончании выборов протокол вместе с выборным листом прочитывается в открытом заседании комиссии, подписывается председателем и членами комиссии и скрепляется секретарем.

29. Лица, виновные в совершении деяний, имеющих целью нарушение свободы и правильности выборов гласных в городские думы, подлежат ответственности по статьям 3281-3287 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных (по Прод. 1912 г.).

30. По окончании производства выборов избирательные комиссии закрываются и все выборное производство с относящимися к нему документами и выборными листами в течение двух суток направляется к высшему представителю местной административной власти, который в семидневный срок может заявить свои протесты в подлежащую инстанцию административного суда.

31. Жалобы на допущенные при выборах неправильности могут быть подаваемы только лицами, имеющими право участия в выборах, и притом в течение трех дней со дня окончания их. Жалобы эти подаются в подлежащую инстанцию административного суда.

32. Протесты и жалобы, означенные в статьях 30 и 31, административный суд рассматривает в семидневный срок со дня получения им выборного производства. Если в результате такого рассмотрения суд признает произведенные выборы во всей их совокупности неправильными – он постановляет об отмене их. Городская управа по получении решения суда по сему делу постановляет о производстве в течение месячного срока новых выборов.

В случае признания судом неправильным избрания отдельных гласных они исключаются городскою управою из списка гласных и заменяются очередными кандидатами по соответствующему списку кандидатов к гласным (ст. 27).

Решения суда по означенным в сей (32) статье делам подлежат исполнению, но могут быть обжалованы Правительствующему сенату в месячный срок со дня объявления решения суда.

33. По заключении выборного производства городскою управою составляется окончательный список гласных и кандидатов к ним по каждому из заявленных избирателями списков. Список гласных и кандидатов обнародуется в местных губернских или соответствующих им ведомостях, а также может оглашаться во всеобщее сведение и другими способами, определенными городскою думою (собранием уполномоченных).

34. Подробности порядка производства выборов, не предусмотренные настоящими Временными правилами, определяются наказом, издаваемым министром внутренних дел и обнародуемым во всеобщее сведение Правительствующим сенатом[15].

35. В случае отмены Правительствующим сенатом выборов всего состава гласных назначаются новые выборы на основании установленных выше правил. Избранная в порядке настоящей (35) статьи городская дума исполняет свои обязанности в течение срока, указанного в ст. 2 сих правил.

36. Постановления городской думы, состоявшиеся до дня получения городским головою извещения об отмене выборов всего состава думы, сохраняют свою силу. Должностные лица, избранные думою отмененного состава, сохраняют свои полномочия впредь до вступления в отправление своих обязанностей должностных лиц, избранных думою нового состава.

37. В случае отмены Правительствующим сенатом выборов части состава гласных недостающая часть пополняется кандидатами к гласным, зачисленными по тем спискам, по которым зачислены были устраненные правительствующим сенатом гласные.

Подписали: министр-председатель князь Львов

Управляющий делами Временного Владимир Набоков

 

Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем сенате. Отдел первый. 1 мая 1917 г. № 95. Ст. 529. С. 805-832.

 

 

 

[1] Не приводится.[2] Львов Георгий Евгеньевич, кн. (1861-1925) – потомок ярославской ветви Рюриковичей, тульский помещик, председатель Тульской губернской земской управы (1902-1905), во время русско-японской войны был главноуполномоченным общеземской организации, руководил созданием и действиями передвижных медицинских и питательных пунктов. Участвовал в земско-либеральном движении, в 1905-1906 входил в кадетскую партию. В 1906 был членом I Государственной думы и председателем ее комиссии по оказанию продовольственной помощи населению. В 1914-1917 главноуполномоченный Всероссийского земского союза помощи больным и раненым воинам, в 1915-1917 председатель комитета объединенного Земгора. Со 2.3 по 7.7.1917 министр-председатель и министр внутренних дел. Был выдвинут кадетской партией, стремившейся использовать организаторские способности Львова, оставив за собой политическое руководство. На этих постах из-за толстовских убеждений Львов практически бездействовал. Подал в отставку из-за ультиматума министров-социалистов о роспуске Думы и т.п. В 1918 арестовывался большевиками, бежал и выехал за границу.[3] Милюков Павел Николаевич (1859-1843) – политический деятель и историк. Работал приват-доцентом русской истории Московского университета (1886-1895), был уволен, арестован и выслан из Москвы за прочтение публичных лекций радикального содержания. Занимался публицистикой, с 1906 соредактор газеты «Речь», один из организаторов кадетской партии, ее лидер (в 1906-1907 товарищ председателя, в 1907 и 1915-1918 – председатель ЦК). Член III и IV Государственных дум, председатель кадетской фракции. В 1917 был членом Временного комитета Думы и министром иностранных дел (2.3-2.5). Считал необходимым вступление вел. кн. Михаила на престол. Подписанная Милюковым нота с заявлением в о верности России союзническим обязательствам вызвала возмущение социалистов, политический кризис и отставку министра. В 1918 эмигрировал. [4] Мануйлов Александр Аполлонович (1861-1929) – экономист и политик, приват-доцент (1895-1901), экстраординарный (1901-1903) и ординарный (1903-1911) профессор политэкономии и статистики Московского университета, его ректор (1905-1911), член Государственного совета (1907-1911). Входил в кадетскую партию, в 1907-1914 член ее ЦК. Уволен из университета за противодействие силовому подавлению студенческих волнений. С 1911 преподавал в других вузах. Министр народного просвещения (2.3-2.7.1917), ушел в отставку из-за выхода кадетской партии из правительства в знак протеста против введения автономии Украины. В советское время продолжал преподавательскую работу, с 1924 был членом правления Госбанка, участвовал в разработке денежной реформы.[5] Годнев Иван Васильевич (1854-1919) – врач и политический деятель, уфимский и казанский помещик. В 1878-1886 ординатор клиники Казанского университета, с 1886 его приват-доцент частной патологии и терапии, одновременно занимался частной практикой, был городским и земским гласным, членом губернского присутствия по земским и городским делам. Член III и IV Государственных дум, октябрист (с 1914 левый октябрист), с 1909 председатель думской комиссии по исполнению государственной росписи (бюджета). Государственный контролер Временного правительства (2.3-7.7.1917), ушел в отставку вместе с кн. Г.Е. Львовым из-за несогласия с ультиматумом министров-социалистов. [6] Коновалов Александр Иванович (1875-1949) – крупный текстильный фабрикант и землевладелец, совладелец и председатель правления (с 1897) товарищества «Иван Коновалов с сыном», гласный городской думы Москвы (1908-1917), в 1905 один из организаторов Торгово-промышленной партии, затем входил в Партию мирного обновления. Член IV Государственной думы, прогрессист, с 1912 член ЦК Партии прогрессистов, товарищ председателя Думы (1913-1914), политический масон. В 1917 был членов Временного комитета Думы. Министр торговли и промышленности (2.3-18.5.1917). Подал в отставку из-за несогласия с усилением государственного регулирования экономики и вмешательством рабочих организаций в управление предприятиями. Летом 1917 вступил в кадетскую партию, выступал за сепаратный мир. Товарищ министра-председателя и министр торговли и промышленности (25.9-26.10.1917), утром 25.10 в связи с отъездом Керенского исполнял обязанности министра-председателя. Арестован большевиками, в 1918 освобожден, вскоре эмигрировал.[7] Шингарев Андрей Иванович (1869-1918) – политический деятель. С 1894 занимался врачебной практикой, в 1899-1903 земский врач в Воронежской губ., в 1903-1907 заведующий санитарным отделением губернской земской управы, также был земским и городским гласным. С 1905 входил в кадетскую партию, председатель ее воронежского губкома (1905), член ЦК (с 1908). Редактор газеты «Воронежское слово» (1905-1907). Член II-IV Государственных дум, в третьей и четвертой товарищ председателя кадетской фракции, с 1915 был председателем думской комиссии по военным и морским делам. Министр земледелия (2.3-5.5) и финансов (5.5-2.7.1917), ввел гос. монополию на торговлю хлебом. Ушел в отставку в знак протеста против введения автономии Украины. Был председателем кадетской фракции Петроградской гор. думы. В ноябре 1917 арестован большевиками, убит революционными матросами в тюремной больнице. [8] Львов Владимир Николаевич (1872-1930) – самарский помещик, член Самарской губернской земской управы, член III и IV Государственных дум, октябрист (1907-1909), русский националист (1909-1911), независимый националист (1911-1912), председатель фракции центра (в IV Думе). Председатель думской комиссии по делам православной церкви (1907-1917). В 1917 член Временного комитета Думы и обер-прокурор Синода (2.3-7.7). Не считался с архиереями, готовил созыв церковного собора. Подал в отставку в ответ на ультиматум министров-социалистов о роспуске Думы и др. В августе принял на себя посредничество между А.Ф. Керенским и Л.Г. Корниловым, неточной и эмоциональной передачей информации спровоцировал их конфликт. Эмигрировал, в 1922 вернулся, был управляющим делами Высшего церковного управления (обновленческого). В 1927 арестован, умер в тюремной больнице.[9] Некрасов Николай Виссарионович (1879-1940) – политический деятель. Преподаватель (1902-1906) и исправляющий должность экстраординарного профессора (1906-1908) Томского технологического института. В 1906 вступил в кадетскую партию, с 1909 член ее ЦК, занимал в ней крайне левые позиции: выступал за подготовку революции, сотрудничество с социалистами, ликвидацию частной собственности на землю и т.п. Член III и IV Государственных дум, в IV Думе товарищ председателя кадетской фракции (1912-1915). Товарищ председателя Думы (1916-1917), политический масон. В 1917 был членом ее Временного комитета, министром путей сообщения (2. 3-24.7), товарищем министра-председателя и министром финансов (24.7-30.8). Провел демократизацию и децентрализацию управления железными дорогами, что усилило их дезорганизацию. Участвовал в переговорах с Центральной радой об автономии Украины, 3.7 вышел из кадетской партии. Во время выступления Корнилова поддерживал Керенского, в то же время высказывался за его отставку для урегулирования кризиса. Генерал-губернатор Финляндии (с 4.9). При советской власти работал в кооперативном движении, занимался научно-преподавательской деятельностью. В 1930-1933 находился в заключении, участвовал в строительстве Беломорканала и канала Волга-Москва, затем оставался на хозяйственной работе. Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда, в 1991 реабилитирован.[10] Терещенко Михаил Иванович (1886-1956) – крупный сахарозаводчик, землевладелец и издатель, товарищ председателя Всероссийского и председатель Киевского военно-промышленных комитетов (1915-1917), политический масон. Благодаря масонским связям вошел во Временное правительство, министр финансов (2. 3-5.5) и иностранных дел (5.5-26.10), товарищ министра-председателя (5-25.9). Последовательно поддерживал Керенского. Арестован большевиками, весной 1918 освобожден, вскоре эмигрировал.[11] Набоков Владимир Дмитриевич (1870-1922) – сын министра юстиции (в 1878-1885) Д.Н. Набокова. Служил в государственной канцелярии, преподавал уголовное право в Училище правоведения, занимался публицистикой, один из организаторов кадетской партии, член ее ЦК, товарищ его председателя (1906, 1907-1914), председатель ее с.-петербургского комитета, издатель и редактор Вестника Партии народной свободы (1906-1908). Член I Государственной думы, за подписание Выборгского воззвание приговорен к аресту с лишением избирательных прав. Управляющий делами Временного правительства (2.3-3.7.1917), сенатор, товарищ председателя Всероссийской комиссии по делам о выборах в Учредительное собрание (август-ноябрь), товарищ председателя Временного совета республики (октябрь). В 1917 арестован большевиками, вскоре освобожден. В ноябре 1918 – апреле 1919 был министром юстиции Крыма, затем в эмиграции. Убит монархистами.Закон не подписали министр юстиции А.Ф. Керенский и военный и морской министр А.И. Гучков, очевидно находившиеся в отъезде.[12] См. выше.[13] Не приводится.[14] Лихоимство и лиходательство – разновидности взяточничества.[15] При этом Сенат должен был проверить законность наказа.

Павел Николаевич Милюков | Российский историк и государственный деятель

Павел Милюков

Смотреть все СМИ

Год рождения:
27 января 1859 г. Москва Россия
Умер:
3 марта 1943 г. (84 года) Экс-ле-Бен Франция
Должность/Офис:
министр иностранных дел (1917-1919 гг.)17), Россия Дума (1907-1917), Россия
Политическая принадлежность:
Кадет
Предметы изучения:
Россия

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Милюков Павел Николаевич , Милюков также пишется Милюков , (род. 27 января [15 января по старому стилю] 1859 г., Москва, Российская империя — умер 3 марта 1943 года, Экс-ле-Бен, Франция), российский государственный деятель и историк, сыгравший важную роль в событиях, приведших к русской революции 1917 года, и занимавший пост министра иностранных дел (март — май 1917 года). ) во временном правительстве князя Львова. Он остается одним из величайших либеральных историков России.

Начало карьеры

Милюков поступил в Московский университет в 1877 году и вскоре получил академическое отличие как специалист по русской истории. Его трехтомник Очерки по истории русской культуры (1896–1903; Очерки русской культуры ) принесли ему всенародную известность. Однако ему суждено было стать еще более известным как представитель зарождавшегося либерального движения имперской России.

Викторина «Британника»

История: правда или вымысел?

Озабоченность Милюкова современными политическими проблемами привела в 1895 году к потере преподавательской должности, после чего он уехал за границу, много путешествовал и проникся глубоким восхищением политическими ценностями более передовых демократических стран. Дважды в 19 г.03 и 1904–05 он посетил Соединенные Штаты, где читал публичные лекции по истории и политике России. Будучи убежденным «западником», Милюков видел в царском абсолютизме главное препятствие на пути прогресса России. Он стремился сделать русский либерализм более широким движением, приверженным радикальному (но не социалистическому) преобразованию политической и социальной структуры империи. В частности, он выступал за верховенство закона, парламентское правление, всеобщее избирательное право, широкий спектр гражданских свобод, расширение народного образования и земельную реформу. Возможно, он лучше разбирался в абстрактных идеях, чем в человеческой природе, и был слишком непреклонен, чтобы преуспеть в практической политике.

Политическая журналистика

Как сотрудник подпольного журнала «Освобождение », основанного в 1902 году, Милюков много сделал для того, чтобы полевить умеренных членов земства. В течение революционного 1905 года он активно участвовал в создании Союза союзов, широкого союза профессиональных ассоциаций, а затем Конституционно-демократической, или кадетской, партии. Как редактор ежедневной газеты «Кадет», «Речь » («Речь») и член ЦК партии, руководил ее тактикой на первых в России общероссийских выборах, принесших кадетам успех на выборах. Однако пропасть между вновь созданной Думой, или народным собранием, и правительством преодолеть не удалось, и в июле 1906 года собрание было досрочно распущено. Милюков помог составить Выборгский манифест, призывая к кампании пассивного сопротивления правительству; это, технически говоря, было незаконным действием. Многие умеренные считали его тактику, предполагавшую определенное сотрудничество с революционными социалистами, слишком радикальной.

Впоследствии Милюков сдвинулся вправо. В третьей и четвертой Думах (1907–1917) он возглавлял поредевшую парламентскую фракцию кадетов, осуждавшую бюрократические злоупотребления и защищавшую прогрессивные дела. После начала Первой мировой войны Милюков принял патриотическую «оборонческую» политику, которая в 1915 году привела его к критике имперского режима за его неэффективность в организации ресурсов России для военных действий. Он помог сформировать Прогрессивный блок умеренных лидеров Думы, которые путем мягкого давления со стороны общественного мнения стремились обеспечить себе министерство, пользующееся доверием народа. Когда эта сверхосторожная тактика оказалась безрезультатной, Милюков резко повернул влево и 14 ноября 1916 декабря произнес в зале мощную речь, в которой утверждалось, что правительство виновно в государственной измене. Его обвинения не имели реального содержания, но они сильно возбуждали революционные настроения, которые вскоре вышли за пределы, которых ожидал или желал Милюков.

Министр иностранных дел

Когда царь Николай II отрекся от престола под этим давлением 15 марта 1917 года, Милюков хотел сохранить монархию как стабилизирующую силу, но не нашел поддержки. Революционная волна теперь сильно бежала против него. В либеральном временном правительстве при князе Георгии Львове, которое Милюков помог сформировать, он интеллектуально возвышался над своими коллегами, но вскоре его перехитрил лидер социалистов Александр Керенский, который выступал за политику уступок народным требованиям, особенно в вопросе о принятии немедленных мер. шаги к мирному договору. Будучи министром иностранных дел, Милюков цеплялся за союзы России во время войны. Он сопротивлялся сильному давлению внутри и вне правительства с целью послать союзникам ноту, в которой заново определялись военные цели его страны, и когда он уступил 1 мая, нота была сформулирована двусмысленно. На улицах Петрограда (Санкт-Петербурга) вспыхнули беспорядки, и Милюков был вынужден уйти в отставку (15 мая).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Последние годы

После этого Милюков попытался противодействовать левостороннему движению нового коалиционного правительства, сплотив умеренных, но без особого успеха. Захват власти большевиками в ноябре 1917 года вынудил его уехать из Петрограда на юг России, где он стал политическим советником руководителей Белой добровольческой армии. Впоследствии он эмигрировал в Париж. Милюков твердо придерживался своих либеральных принципов и оставался активным в политике и науке до самой смерти.

Джон Л.Х. Редакторы Британской энциклопедии

Стартовая страница — Government.se

Ярлыки

  • Политические приоритеты правительства
  • Помощь Швеции пострадавшим от землетрясений в Турции и Сирии
  • Вторжение России в Украину
  • Правительственные учреждения
  • Швеция в ЕС
  • Швеция и НАТО
  • Законные документы
  • Швеция за границей
  • Учеба в Швеции

Новости правительства и правительственных учреждений

  • Брифинг для прессы с премьер-министром Ульфом Кристерссоном и генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом

    Во вторник, 7 марта, премьер-министр Ульф Кристерссон проведет брифинг для прессы с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом. Брифинг состоится после встречи г-на Столтенберга с лидерами партий в риксдаге, поддерживающих заявку Швеции на вступление в НАТО.

    • Пресс-релиз: Пресс-брифинг с премьер-министром Ульфом Кристерссоном и генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом
  • Паулина Брандберг принимает участие в заседании ООН по гендерному равенству

    Паулина Брандберг, министр по вопросам гендерного равенства и заместитель министра занятости. Фото: Государственные учреждения Швеции.

    6–9 марта министр по вопросам гендерного равенства и заместитель министра занятости Швеции Паулина Брандберг примет участие в 67-й сессии Комиссии по положению женщин (CSW67) в Нью-Йорке. Г-жа Брандберг выступит с двумя программными речами – от имени Швеции и ЕС.

    • Пресс-релиз: Паулина Брандберг принимает участие в заседании ООН по гендерному равенству
    • Выступление: Паулина Брандберг выступает с программной речью ЕС на заседании ООН по гендерному равенству
  • Вторжение России в Украину

    Иллюстрация: Государственные учреждения

    Год назад, 24 февраля 2022 года, Россия начала полномасштабное вторжение в Украину. С тех пор Швеция оказывает гуманитарную, военную и гражданскую поддержку Украине. Военная поддержка Швеции Украине увеличилась более чем втрое с момента прихода к власти нынешнего правительства. За последние двенадцать месяцев ЕС, включая Швецию, принял ряд обширных санкционных пакетов против России. Швеция будет продолжать поддерживать Украину столько, сколько потребуется.

    • Вторжение России в Украину
    • Северная солидарность с Украиной: год спустя, заявление премьер-министров северных стран
    • Пресс-релиз: Новое тяжелое вооружение для Украины в новом пакете поддержки
    • Заявление: Прошел год с тех пор, как Россия начала полномасштабное вторжение в Украину
    • Выступление премьер-министра Ульфа Кристерссона на Сергельсторге
    • Пресс-релиз: Правительство выделяет дополнительно 520 миллионов шведских крон на поддержку Украины
    • Пресс-релиз: ЕС вводит новые санкции против России
Министр иностранных дел Тобиас Бильстрём представляет в Риксдаге Заявление правительства о внешней политике. В Заявлении кратко излагаются приоритеты внешней политики правительства на 2023 год. Фото: Андерс Лёвдин/шведский парламент

Заявление правительства о внешней политике на 2023 год

Министр иностранных дел Тобиас Бильстрем представил сегодня в Риксдаге Заявление правительства о внешней политике. Заявление о внешней политике этого года — первое заявление г-на Бильстрема на его министерском посту.

  • Пресс-релиз: Заявление правительства о внешней политике от 2023 г.
  • Речь: Заявление правительства о внешней политике от 2023 г.
Президент Финляндии Саули Ниинистё, премьер-министр Ульф Кристерссон и премьер-министр Норвегии Йонас Гар Стёре в Харпсунде. Фото: Нинни Андерссон/Правительственные учреждения

Заявление о трехсторонней встрече между Финляндией, Норвегией и Швецией в Харпсунде, Швеция, 22 февраля 2023 г.

Лидеры Швеции, Финляндии и Норвегии собрались сегодня в Харпсунде, Швеция, чтобы обсудить общие вызовы безопасности и тесное сотрудничество по вопросам внешней безопасности и оборонная политика.

  • Заявление: Заявление на трехсторонней встрече между Финляндией, Норвегией и Швецией в Харпсунде, Швеция, 22 февраля 2023 г.
Швеция отправила материалы и спасателей в Турцию. Фото: Йонас Холмберг/Шведские вооруженные силы

Помощь Швеции пострадавшим от землетрясений в Турции и Сирии

В ответ на очень сложную гуманитарную ситуацию, возникшую в результате землетрясения в Турции и Сирии, Швеция оказывает гуманитарную помощь и направляет экспертов и материалы в пострадавшие районы. Швеция также оказывает обширную основную поддержку многим организациям, которые в настоящее время работают в этих областях.

Швеция, председательствующая в Совете Европейского Союза, запустила механизм комплексного реагирования на политические кризисы (IPCR) Совета для координации поддержки государств-членов и вместе с Европейской комиссией выступила с инициативой проведения конференции доноров в Брюсселе. в марте.

  • Помощь Швеции пострадавшим от землетрясений в Турции и Сирии
Министр обороны Пол Йонсон, премьер-министр Ульф Кристерссон, министр энергетики, бизнеса и промышленности Эбба Буш, министр занятости и интеграции Йохан Персон. Фото: Нинни Андерссон/Правительственные учреждения

Тяжелое передовое вооружение для Украины

Сегодня правительство представило Украине большой пакет поддержки, состоящий из трех частей. Пакет включает в себя схему сотрудничества в области закупок, инструкции для шведских вооруженных сил по подготовке передачи артиллерийской системы Archer и крупнейший на сегодняшний день пакет оборонного оборудования. Сюда входят безоткатные орудия с боеприпасами, противотанковые средства, штурмовые винтовки, оборудование для разминирования, боевая машина 90 (CV90) с боеприпасами и легкое противотанковое орудие Robot 57 (NLAW) стоимостью 4,3 миллиарда шведских крон.

  • Статья: Тяжелое современное вооружение в Украину
Иллюстрация: Государственные учреждения

Председательство Швеции в Совете Европейского Союза в 2023 году

Швеция председательствует в Совете Европейского Союза в первой половине 2023 года.

  • Пресс-релиз: Представлены приоритеты шведского председательства в Совете Европейского Союза
  • Выступление: Приоритеты правительства и программа предстоящего председательства Швеции в Совете ЕС
  • Sweden2023. EU – Председательство Швеции в Совете Европейского Союза
Ульф Кристерссон, премьер-министр Камилла Вальтерссон Грёнвалл, министр социальных служб Гуннар Стрёммер, министр юстиции Фото: Нинни Андерссон/Правительственные учреждения

Правительство принимает решительные меры против дезинформации и кампании по распространению слухов

С декабря 2021 года распространяется дезинформация о шведских социальных службах, которые без законных оснований берут детей-мусульман на попечение. По данным Шведского агентства психологической защиты, нет никаких признаков того, что кампания прекратится в ближайшем будущем. Работникам социальных служб угрожают, и в худшем случае это может привести к тому, что дети в Швеции не получат социальной поддержки, на которую они имеют право. В настоящее время правительство принимает ряд мер по противодействию распространяемой дезинформации.

  • Пресс-релиз: Правительство принимает решительные меры против дезинформации и кампании по распространению слухов
Правительство решительно осуждает насилие со стороны иранских властей в отношении мирных демонстрантов. Фото: ТТ

Швеция поддерживает требование иранского народа о соблюдении прав человека

Швеция и остальная часть ЕС выразили четкую поддержку иранцам, особенно женщинам и девочкам, которые проводят мирные демонстрации в защиту своих прав человека. Швеция индивидуально и вместе с другими государствами-членами ЕС осудила насилие, которое иранские власти применили против демонстрантов. Швеция также призвала привлечь к ответственности виновных в смерти Махсы Джины Амини.

  • Статья: Швеция поддерживает требования иранского народа о соблюдении прав человека
  • Заявление: Швеция осуждает казни в Иране
Åtgarder, beslut och initiativ med anledning av coronapandemin Иллюстрация: Regeringskansliet

Ограничения на въезд для поездок из Китая будут сняты, но правительство продолжает следить за развитием событий

На пресс-конференции 16 февраля министр социальных дел и здравоохранения Якоб Форссмед объявил, что временные ограничения на въезд для поездок из Китая будут сняты. Ограничения означали, что путешественники из Китая должны были предъявить отрицательный результат на COVID-19.результат испытаний. Временные ограничения на въезд перестанут действовать 18 февраля 2023 года.

  • Статья: Ограничения на въезд из Китая будут сняты, но правительство продолжает следить за развитием событий

Отфильтруйте свои результаты

Фильтрация результатов по внутреннему типу, вид вариации валов и фильтрация непосредственно в списке результатов Аккредитация Статья Информационный материал Стратегии международного сотрудничества в целях развития Юридический документ пресс-релиз Отчет Речь Заявление Интернет-трансляция

Filtrera sökresultatet på innehållstyper, vid varje val sker en filtrering direct i resultatlistan

Политический уровень

Евросоюз Международный

Области

Уход за пожилыми людьми Гражданская оборона Центральное государственное управление Права детей Гражданское общество и спорт Борьба с терроризмом Конституция Швеции и личная жизнь Работа с клиентами Культура Демократия и права человека Цифровая политика Экономическая политика Образование и исследования Готовность к чрезвычайным ситуациям Энергия Предприятие и промышленность Окружающая среда и климат Семейное право Финансовые рынки Внешняя политика и политика безопасности Гендерное равенство Жилищное и общественное планирование Инновации Международное сотрудничество в области развития Судебная система Трудовое право и рабочая среда Рынок труда СМИ Военная оборона Медицинская помощь Миграция и убежище Муниципалитеты и регионы Скандинавские дела Здравоохранение Региональное развитие Сельские дела Социальное страхование Социальные службы Государственные предприятия Студенческие финансы Содействие торговле и инвестициям Транспорт и инфраструктура Молодежная политика

Filtrera sökresultatet på innehållstyper, vid varje val sker en filtrering direct i resultatlistan Акко Анкарберг Йоханссон Андреас Карлсон Анна Тендже Камилла Уолтерссон Грёнвалл Карл-Оскар Болин Эбба Буш Элизабет Свантессон Гуннар Стрёммер Якоб Форссмед Джессика Росвалл Йохан Форсселл Йохан Персон Мария Малмер Стеннергард Матс Перссон Никлас Викман Париса Лильестранд Паулина Брандберг Питер Куллгрен Пол Джонсон Ромина Пурмохтари Тобиас Биллстрём Ульф Кристерссон

Фильтрация результатов по внутреннему типу, вид varje val sker en filtrering direct i resultatlistan Канцелярия премьер-министра Министерство культуры Министерство обороны Министерство образования и исследований Министерство занятости Министерство климата и предпринимательства Министерство финансов Министерство иностранных дел Министерство здравоохранения и социальных дел Министерство сельского хозяйства и инфраструктуры Министерство юстиции Правительство Государственные офисы

Выберите период времени, введите дату в формате ГГГГ-ММ-ДД или выберите из календаря, который появляется при выборе поля ввода

От

Должен быть в следующем формате: ГГГГ-ММ-ДД

ГГГГ-ММ-ДД

До

Должен быть в следующем формате: ГГГГ-ММ-ДД

ГГГГ-ММ-ДД

Подписаться на контент

Контент о правительстве и правительственных учреждениях Швеции

Подписаться

Всего

1536 просмотров. Всего просмотров из вашего выбора из 1536 .
  • Брифинг для прессы с премьер-министром Ульфом Кристерссоном и генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом

  • Паулина Брандберг принимает участие в заседании ООН по гендерному равенству

  • Достигнуто соглашение по глобальной конвенции о защите морского биоразнообразия

  • Министр обороны Пол Йонсон примет министров обороны ЕС в Стокгольме

  • Правительство Швеции передает 722 000 миллионов доз вакцины против COVID-19 странам с низким и средним уровнем дохода

  • Выступление премьер-министра Ульфа Кристерссона на Сергельсторг

  • Мероприятие по сбору средств под руководством Швеции собрало почти 1,2 миллиарда долларов США на спасательную помощь в Йемене

  • Швеция приветствует соглашение по вопросу Протокола Северной Ирландии

  • Санкции против России – через год после полномасштабного вторжения в Украину

  • Выступление министра по делам ЕС Джессики Росвалл на демонстрации движения в понедельник, 27 февраля 2023 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *