Милютин реформы: Вооруженные силы: Силовые структуры: Lenta.ru

Вооруженные силы: Силовые структуры: Lenta.ru

Начатая военным министром Дмитрием Милютиным реформа должна была дать России одну из лучших армий в мире. И эта задача была выполнена, несмотря на экономические проблемы и отставание в развитии промышленности. Первым экзаменом для новых Вооруженных сил России стала Русско-турецкая война 1877-1878 годов.

От мушкета к винтовке

Помимо реформ организации и системы военного обучения, правительство активно занималось модернизацией армии. Важной частью военных реформ стало перевооружение, идущее очень быстрыми темпами. К 1859 году вся армия получила нарезные ружья, а в 1860-м на вооружение была принята 4-фунтовая дульнозарядная нарезная пушка на железном лафете. К 1862 году как раз закончился второй мораторий на рекрутские призывы. Армия сократилась до 800 тысяч. Стрелковое оружие было вначале модернизировано дульнозарядной винтовкой уменьшенного калибра 6 линий. В 1856 году она поступила на вооружение под названием «6-линейная нарезная винтовка». Однако время требовало перехода к казнозарядным образцам, поэтому работа велась непрестанно. Уже в 1866 году была принята на вооружение казнозарядная капсюльная винтовка Терри-Нормана. А в 1867 году — игольчатая винтовка Карле. Система Карле переделывалась из дульнозарядной винтовки образца 1856 года, что позволило сэкономить большие средства на перевооружение.

В 1869 году пришлось снова перевооружать армию и флот, на этот раз винтовками системы Крнка и Баранова под патрон центрального воспламенения с капсюлем. Именно с винтовками Крнка русская армия воевала с турками в 1877-1878 годах. В 1868-м также на вооружение была принята винтовка Бердана №1, а в 1870-м в армию начала поступать скорострельная малокалиберная винтовка Бердана №2, модифицированная русскими конструкторами. Она оказалась очень удачной, ею в первую очередь вооружали гвардию, гренадерские полки и драгун. Эта винтовка использовалась в России, а затем и в СССР вплоть до 30-х годов ХХ века.

Фото: HIJMS Yamashiro

После Австро-прусской войны 1866 года, показавшей усиливающуюся роль пушек на поле боя, началась модернизация артиллерии. Сначала была принята «система 1867 года» — казнозарядные 4- и 9-фунтовые нарезные орудия. В следующем году ввели железные лафеты. Новые снаряды цилиндрической формы отличались лучшей баллистикой и обеспечивали лучшую обтюрацию, что существенно увеличило дальность стрельбы. Система 1867 года хорошо зарекомендовала себя в Русско-турецкой войне. В 1876-м были установлены три типа снарядов для артиллерии: фугас, шрапнель и картечь. В 1874-м армия была оснащена передовыми на то время скорострельными картечницами Гатлинга.

Новый набор

Дольше всего готовилась реформа комплектования армии. Новый «Устав о воинской повинности» был опубликован в 1874 году. Он начинался со слов, которые в той или иной форме повторялись во всех узаконениях о воинской службе вплоть до наших дней: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного». Призыву подлежало все население империи мужского пола, без различия состояний. В отличие от многих других стран, было запрещено избегать службы, выставляя вместо себя другого человека, нанятого за деньги. Призывной возраст — 20 лет. Поскольку демографические ресурсы России были очень велики, ежегодно призывалось около 20 процентов потенциальных призывников, остальные зачислялись в ополчение и вставали в строй только в случае войны.

Вооруженные силы государства формировались из сухопутных войск и морских сил. Сухопутные войска подразделялись на регулярную армию и ополчение. У флота также были регулярные части и запас. Срок службы — 6 лет в строю и 9 лет в запасе, для флота — 7 лет и 3 года (что было связано, с одной стороны, с необходимостью тратить больше времени на подготовку моряка, а с другой — было следствием более быстрого устаревания знаний и навыков, полученных на службе, в связи с быстрой модернизацией флота в последней четверти XIX века). Призывники, имеющие образование, служили меньше: с высшим — полгода, со средним — 1,5 года, с начальным — 4 года. Студенты высших учебных заведениях получали отсрочку от призыва до завершения образования. Слаборазвитые и кочевые народы национальных окраин, а также священнослужители, врачи и учителя в армию не призывались.

Воинская повинность позволила наконец сократить численность армии мирного времени и при этом получить хорошо подготовленные воинские резервы на случай развертывания армии во время войны. Большим успехом можно считать то, что уже через 3 года, в 1877-м, при численности армии мирного времени в 722 тысячи в запасе находились и могли быть призваны целых 752 тысячи человек. Такой возможности к быстрой мобилизации обученного запаса русская армия до этого не имела. Это было меньше необходимой, по мнению Милютина, численности в 1 миллион 170 тысяч, но надо помнить, с какой скоростью у России возник такой мобилизационный потенциал.

Тем не менее военный историк А. Керсновский жестко критиковал милютинскую реформу военного призыва: «…Не может не поразить огромный размер льгот по образованию. Введя эти льготы, Милютин преследовал цель содействовать народному образованию — цель, конечно, благую. Однако при этой системе наиболее ценный в интеллектуальном отношении элемент хуже всего был использован (. ..). Заимствовав от пруссаков форму идеи, Милютин не заимствовал ее духа. В Германии (а затем и во Франции) никто не имел права занимать казенной должности, и даже выборной, не имея чина или звания офицера или унтер-офицера запаса. (…) У нас поступили наоборот — никакого законодательства на этот счет не существовало, на связь армии с обществом не было обращено никакого внимания. (…) Милютинская децентрализация скоро стала сказываться отрицательным образом. Штабы округов, которым приходилось ведать зачастую 8 и 10 дивизиями пехоты и 2-4 — кавалерии, оказались перегруженными работой. Должность бригадного [командира] тоже оказалась далеко не такой лишней, как то думали вначале, в 1873 году ее пришлось восстановить, а в 1874 году восстановлен Гвардейский корпус».

Фото: Wesha / Wikipedia

Эту критику следует признать совершенно справедливой. Милютина многие современники небезосновательно считали «недостаточно военным», больше ученым, чем кадровым офицером. В Германии вся интеллектуальная часть общества служила в армии, где проникалась идеями прусского национализма, в России же после реформы Милютина значительная часть образованного сословия избегала службы и все сильнее увлекалась идеями нигилизма, революции и пренебрежения к своему отечеству. Около 48 процентов мужчин, годных к службе, получали освобождение в мирное время, и 24 процента — в военное время.

Новая форма

Важной частью реформ, хотя это больше заслуга императора Александра II, чем военного министра, было изменение военной формы. Внимание императора к деталям военной формы вызывало иронию у современников. Среди студентов тогда ходило стихотворение А. Шишкова, написанное еще в 1827 году, но переделанное на новый лад:

«Когда мятежные народы,
Наскуча властью роковой,
С кинжалом злобы и мольбой
Искали бедственной свободы,
Им царь сказал: «Мои сыны,
Законы будут вам даны,
Я возвращу вам дни златые
Благословенной старины».
И обновленная Россия
Надела красные штаны».

Действительно, по примеру французских войск — тогдашних законодателей моды в Европе, русские генералы получили красные рейтузы с золотыми лампасами, сделавшие форму очень яркой и красочной. В 1855-1856 годах была отменена устаревшая фрачная форма и введен новый покрой мундира — полукафтан. Офицеры обрели галунные погоны, носившиеся повседневно, а эполеты оставили для парадной формы. Офицерский пояс-шарф был упрощен.

В 1857 году заметно облегчили и уменьшили кивер. Генералам и офицерам полагалась двубортная шинель — легче, проще и дешевле, чем прежняя «александровская» шинель с пелериной. Сильно изменилась форма кавалерии: кирасирские полки переодели в новый мундир прусского образца, уланы сменили покрой куртки и вид своей традиционной четырехугольной шапки, у гусар вместо мундира, расшитого шнурами, был введен доломан, на котором число традиционных гусарских шнуров уменьшалось до пяти. В 1860 году армейские кирасиры были переформированы в драгуны.

Упростилось снаряжение нижних чинов, ширина ремней уменьшилась, нагрузка на солдат в походе тем самым облегчилась. Войскам Туркестанского военного округа дали новое обмундирование, более приспособленное к климату Центральной Азии. Офицеры получили холодное оружие — сабли нового образца. А для зимней формы предусмотрели очень удобный башлык — наверное, самая лучшая форма зимней шапки, удобнее даже, чем современные папахи и шапки-треухи.

В целом реформа обмундирования при Александре II преследовала несколько целей: упростить форму, сделав ее более удобной, сохранить военные традиции русской армии; сделать форму красивой, вызывающей желание служить в армии, повышающей престиж военной службы. Мундиры эпохи Александра II считались в России одними из наиболее удачных, неслучайно именно они были взяты за образец, когда после Русско-японской войны было решено отменить не пользовавшуюся популярностью в армии униформу времен Александра III.

Время испытаний

Уже в ходе реформ русской армии представилась возможность доказать свою боеспособность. В 1863-м начался польский мятеж. Поляки не имели собственной армии, как в 1830-1831 годах, поэтому с января 1863-го они формировали партизанские отряды, которые рассыпались по Польше и Литве, творя террор против русских войск и мирного населения. В Польшу были введены регулярные войска, и они действовали столь успешно, что уже к концу года почти все партизаны были ликвидированы.

Изображение: картина Василия Верещагина «У крепостной стены. Пусть войдут»

1860-е и 1870-е годы принесли русскому оружию большие успехи в Средней Азии. В 1864-м с взятия Чимкента началось активное продвижение границы на юг. В 1865-м генерал Черняев захватил Ташкент. В 1868-м генерал фон Кауфман взял Самарканд, в 1869-м русскими протекторатами стали Бухара и Коканд, в 1873-м был установлен протекторат над Хивой, а через 3 года у Коканда отобрали независимость, присоединив ханство к империи.

Константин Кауфман

Фото: wdl.org

К концу 1870-х годов Россия вплотную подошла к границе сферы влияния Британской империи в Азии, что вызвало большую обеспокоенность в Лондоне. Герои среднеазиатских завоеваний стали любимцами прессы и общества, из числа «ташкентцев» сложилась даже некоторая фронда по отношению к военному руководству в Санкт-Петербурге. Впрочем, не все военные оценивали среднеазиатскую школу положительно. Генерал М.И. Драгомиров полагал, что войны на окраинах империи поставляют в армию выскочек, карьеристов, чей боевой опыт испорчен мелкими операциями против заведомо слабого противника.

Следующим испытанием для армии стала Русско-турецкая война, в которую войска вступили уже полностью реформированными и полные желания сражаться, так как поддержка славянского сопротивления турецкому гнету была очень сильна в русском обществе. Война воспринималась как справедливая и была очень популярна. В 1875 году на Балканах началось сербское восстание. Турки стремились подавить его самыми жестокими мерами, это привело в следующем году к вступлению в войну с Турцией Сербии и Черногории. Стало ясно, что Россия не сможет оставаться в стороне, поэтому в 1876-м была проведена частичная мобилизация, которая заодно проверила, насколько эффективно может быть развернута новая армия военного времени.

Изображение: картина Василия Верещагина «После неудачи»

24 апреля 1877 года был объявлен манифест о войне с Турцией. На войну отправились около 530 тысяч человек, армия Турции насчитывала 450 тысяч. Военные действия России в этой войне считаются весьма удачными, хотя воевать пришлось в тяжелых географических и погодных условиях, на театре военных действий, отдаленном от русских границ. И главное — русская армия наступала, а турки оборонялись, то есть находились в заведомо более выгодных условиях.

Михаил Скобелев

Фото: Bibliothèque nationale de France

В ходе военных действий русская армия показала хорошую выучку как рядового, так и офицерского состава, способность к маневрированию, исключительно высокую стойкость. Турецкая армия на Балканах была разбита, фронт подошел к стенам Константинополя. На Кавказе русские войска продвинулись до Эрзерума и Карса. Русские потери — 15 тысяч убитых, менее 7 тысяч умерших от ран и всего 342 пленных. Обычные для советских историков и популярной литературы рассказы о тяжелых потерях никак не соответствуют действительности. Турки признают 30 тысяч убитых и 90 тысяч погибших от ран и болезней.

Так русская армия, прошедшая шестнадцатилетний процесс кардинальных реформ, доказала свое право считаться одной из лучших армий мира, а автор реформ Дмитрий Алексеевич Милютин вошел в историю как один из наиболее значительных русских военных реформаторов, чье имя стоит в одном ряду с Петром Великим и Павлом I.

как Дмитрий Милютин изменил армию Российской империи — РТ на русском

205 лет назад родился выдающийся российский военный деятель и дипломат Дмитрий Милютин, который провёл в армии Российской империи реформы, позволившие вывести её на качественно новый уровень и одержать победу в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов. Эксперты называют Дмитрия Милютина одним из лучших руководителей оборонного ведомства в истории Российской империи.

10 июля 1816 года родился один из самых выдающихся военных деятелей Российской империи Дмитрий Милютин. Инициированная им реформа вывела на качественно новый уровень российскую армию и позволила ей одержать победу в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов.

«До мозга костей практик»

Дмитрий Милютин родился в Москве в дворянской семье. Образование получил в благородном пансионе Московского университета. Дмитрий с ранних лет увлекался научными исследованиями и уже во время учёбы в пансионе составил синхронические таблицы по истории, а также написал «Руководство к съёмке планов с применением математики».

Закончив обучение, Милютин поступил на военную службу, стал унтер-офицером 1-й гвардейской артиллерийской бригады в Санкт-Петербурге и вскоре был произведён в прапорщики. По словам историков, строевая муштра сильно тяготила Дмитрия и он стал задумываться об отставке. Выбор в пользу продолжения службы Милютин сделал благодаря поступлению в Императорскую военную академию, которую окончил с серебряной медалью в 1836 году.

Также по теме

«В одиночку против союза сильнейших армий и флотов мира»: какие уроки вынесла Россия из Крымской войны

165 лет назад Великобритания и Франция объявили войну России, поддержав Турцию. Чуть позже к ним присоединилась Австрия. С этого…

Поручик Милютин был направлен служить в Гвардейский генеральный штаб. Параллельно он писал военно-исторические статьи для периодических и энциклопедических изданий.

«В 1839 году Милютин был переведён в Отдельный Кавказский корпус, в составе которого получил боевое крещение», — рассказал в беседе с RT научный сотрудник Музея Победы Андрей Горбунов.

По словам эксперта, Милютин участвовал в подготовке операций и лично принимал участие в боевых действиях. В 1840 году он был назначен квартирмейстером (должностным лицом, отвечавшим за оперативные вопросы, разведку, составление планов, передвижение и дислокацию войск. — RT) 3-й гвардейской дивизии в Санкт-Петербурге, а в 1843-м — обер-квартирмейстером войск Кавказской линии и Черномории. Как отмечают историки, вернувшись на Кавказ, он вновь принял участие в боевых действиях, но вскоре из-за резкого ухудшения состояния здоровья был направлен в тыл и переведён в распоряжение военного министра.

  • Взятие аула Ахульго (1839)
  • © Wikimedia

В 1845 году Милютин был назначен профессором кафедры военной географии Императорской военной академии, а три года спустя — офицером для особых поручений при военном министре.

По словам историков, ещё во время службы на Кавказе в перерывах между боями он писал военные наставления. Служба же в Санкт-Петербурге позволила Милютину вывести его научные исследования в сфере военного искусства и военной истории на новый уровень. В этот период жизни он издал научный труд «Первые опыты военной статистики», а затем — посвящённую Итальянскому походу Александра Суворова «Историю войны России с Франциею в царствование императора Павла I в 1799 году». За эту работу он был удостоен Демидовской премии и избран членом-корреспондентом Академии наук.

В 1856 году Милютин вошёл в состав комиссии «для улучшений по военной части». Как её представитель, он подал императору Александру II две записки: «О необходимости разрешения вопроса о крепостном состоянии» и «Мысли о невыгодах существующей в России военной системы».

В том же году Милютин снова был направлен на Кавказ — теперь уже на должность начальника штаба Отдельного Кавказского корпуса (в дальнейшем — главного штаба Кавказской армии). Разработанная им стратегия, по словам историков, существенно приблизила завершение длившейся с 1817 по 1864 год войны с горцами.

  • © Wikimedia

После четырёх лет пребывания на Кавказе Милютин был возвращён в Санкт-Петербург и назначен товарищем (заместителем. — RT) военного министра. Как отмечают историки, министр Николай Сухозанет видел в Милютине конкурента и встретил его холодно, заставив тем самым в очередной раз задуматься об отставке. Однако в 1861 году Александр II назначил военным министром самого Милютина.

«Воспринимать Милютина просто как военного теоретика — в корне неверно. Это был до мозга костей практик, выросший на кавказских кампаниях», — рассказал RT профессор кафедры истории России МПГУ Леонид Ляшенко.

Военная реформа

В начале 1862 года Милютин представил Александру II доклад, содержащий программу коренных преобразований в российской армии. Она касалась управления войсками, их численности и системы комплектования, деятельности военных судов, военно-медицинской службы, армейского снабжения, вооружения, строевой подготовки и организации инженерной службы.

Император идеи военного министра одобрил.

«Необходимость в срочных военных реформах продемонстрировала Крымская война. Хотя российские военнослужащие показали чудеса отваги, этого не хватило для победы ввиду отставания от противника в развитии военного искусства и военной техники», — заявил в беседе с RT научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

По его словам, инициированные Милютиным изменения стали одной из важнейших реформ Александра II наряду с отменой крепостного права и изменением структуры регионального управления.

Вся территория России в рамках военной реформы была разделена на 15 округов. В случае войны их штабы должны были превратиться в штабы действующей армии. Высшими тактическими единицами стали дивизии и бригады. Количество дивизий выросло с 31 до 47, однако численность их личного состава в мирное время была сокращена.

Большинство кадетских корпусов были ликвидированы. На основе их общеобразовательных классов создавались военные гимназии. В России также были открыты двухгодичные юнкерские училища, ставшие основным источником пополнения офицерского корпуса.

  • Император Александр II (1860)
  • © Левицкий, Сергей Львович — Военная летопись России в фотографиях

«Для военнослужащих были отменены тяжёлые телесные наказания. По инициативе Милютина был создан Главный военный суд и введены новые уставы: о наказаниях, дисциплинарный и военно-судебный. Юридические кадры для армии начала готовить специальная Александровская военно-юридическая академия», — рассказал Андрей Горбунов.

При Милютине произошло и радикальное перевооружение армии. Вместо устаревших ружей и пушек российские солдаты получили новое стрелковое вооружение (в частности, винтовки Бердана), заряжающиеся с казны (задней части ствола. — RT) нарезные артиллерийские орудия, картечницы. В войсках начал широко применяться проволочный телеграф.

По словам историков, самой значимой составляющей военной реформы стала замена рекрутской повинности на всеобщую, сокращение срока службы и введение системы воинского запаса.

  • Из патентного описания Р. Дж. Гатлинга Батарейное орудие, 9 мая 1865 года
  • © Wikimedia

«Это позволяло обучить значительную часть мужского населения военному делу, а в случае войны быстро увеличить численность армии», — отметил Михаил Мягков.

По словам профессора МПГУ, доктора исторических наук Виталия Захарова, в ходе реформы системы комплектования армии Милютин столкнулся с ожесточённым сопротивлением со стороны генералов-консерваторов, однако смог его преодолеть.

«Дмитрий Милютин не только оказался способен здраво оценить то, что необходимо армии, но и проявил себя как талантливый организатор при непосредственном воплощении реформы в жизнь», — подчеркнул эксперт.

Система военной подготовки при Милютине была переориентирована с муштры на формирование у военнослужащих практических боевых навыков.

  • Николай Дмитриев-Оренбургский. «Захват Гривицкого редута под Плевной» (1885)
  • © Wikimedia

Испытанием милютинских идей стала Русско-турецкая война 1877—1878 годов. Недоброжелатели военного министра рассчитывали на то, что новая система окажется нежизнеспособна, однако, по словам историков, всё получились строго наоборот — российская армия продемонстрировала высокую эффективность. А когда великий князь Николай Николаевич, не сумев взять Плевну штурмом, захотел отвести войска за Дунай, именно Милютин настоял на осаде города, приведшей к успеху и ставшей решающим моментом войны.

После Берлинского конгресса 1878 года в связи с тяжёлым состоянием здоровья канцлера Александра Горчакова на Милютина было возложено руководство внешней политикой России. Он жёстко отстаивал интересы империи в отношениях с Европой и выступал за расширение государства на среднеазиатском направлении.

В 1881 году Александр II погиб. Его сын Александр III свернул многие отцовские реформы. И хотя новый император не планировал увольнять Милютина с государственной службы, однако тот не захотел менять линию своей работы и сам подал в отставку.

Экс-министр переехал в крымский Симеиз, занявшись литературной и научной деятельностью. В 1898 году Милютин стал последним подданным Российской империи, произведённым в генерал-фельдмаршалы. Умер он 7 февраля 1912 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

  • Начало 1900-х годов. Имение Милютиных в Симеизе
  • © РГБ

По словам Андрея Горбунова, Милютин создал в России принципиально новую армию и резко увеличил этим могущество империи.

«Его реформы сыграли не только сугубо военную, но и важную социальную роль. Так, всеобщая воинская повинность разрушала сословные барьеры. Милютин считается лучшим военным министром в истории Российской империи», — резюмировал Леонид Ляшенко.

Милютин Дмитрий Алексеевич | Encyclopedia.com

буря

просмотров обновлено

(1816–1912), граф (1878), политический и военный деятель, военный историк, военный министр Российской империи (1861–1881).

Генерал-адъютант Милютин родился в Москве, в семье тверских дворян. Окончил гимназию при Московском университете (1832) и Николаевскую военную академию (1836). После непродолжительного пребывания в Гвардейском Главном штабе служил с 1839 г.по 1840 г. с Отдельным Кавказским корпусом. Выздоравливая от ран в 1840 и 1841 годах, он много путешествовал по Европе, где решил посвятить себя делу реформ в России. Будучи профессором Николаевской академии с 1845 по 1853 год, он основал дисциплину военной статистики и дал толчок к составлению военно-статистического описания Российской империи. В 1852 и 1853 годах он опубликовал отмеченную наградами пятитомную историю итальянского похода генералиссимуса А. В. Суворова 179 г.9. Как член Императорского Русского географического общества он общался с рядом будущих реформаторов, в том числе с Константином Кавелиным, П. П. Семеновым-Тян-Шанским, Николаем Бунге и своим братом Николаем Милютиным. Противник крепостного права, будущий военный министр освободил собственных крестьян и впоследствии (в 1856 г.) написал трактат, ратовавший за освобождение русских крепостных.

Будучи генерал-майором военного министерства во время Крымской войны, Милютин пришел к выводу, что армия нуждается в коренной реформе. Служа с 1856 по 1860 год начальником штаба Кавказского корпуса князя Александра Барятинского, Милютин оказал непосредственное влияние на успешный исход кампании против мятежного горца Шамиля. Став в ноябре 1861 г. военным министром, Милютин почти сразу представил царю Александру II доклад, в котором излагалась программа всесторонней военной реформы. Задачи заключались в модернизации армии, реорганизации военного управления в центре и создании территориальной системы военных округов для обеспечения армии в мирное время. Хотя эффективность оставалась важной целью, милютинская реформа законодательства выявила и гуманитарную сторону: отмену телесных наказаний, создание современной системы военной юстиции и полную перестройку военно-образовательной системы с упором на духовные ценности и благосостояние чина. и-файл. Эти и связанные с ними изменения поглощали энергию военного министра до тех пор, пока закон 1874 г. не ввел в действие всеобщую военную службу. Часто перед лицом мощной оппозиции Милютин добивался грандиозных успехов, хотя общепризнанная цена заключалась в усилении бюрократического формализма и жесткости в военном министерстве.

В более широком имперском контексте Милютин последовательно продвигал российские геополитические интересы и цели. Выступал за подавление польского восстания 1863–1864 гг., поддерживал завоевание Средней Азии, выступал за активистскую политику на Балканах. Накануне русско-турецкой войны 1877–1878 годов он поддержал военное разрешение разногласий с Турцией, считая, что Восточный вопрос должен решать прежде всего Россия. Во время самой войны он сопровождал действующую армию на Балканы, где советовал упорствовать под Плевной, утверждая, что успешное разрешение битвы, перешедшей в осаду, послужит прелюдией к дальнейшим победам. После войны Милютин стал 9-м0015 де-факто арбитр российской внешней политики.

Внутри России после Берлинского конгресса 1878 г. Милютин настаивал на продолжении Великих реформ Александра II, поддерживая либеральную программу МВД Михаила Лорис-Меликова. Однако после воцарения Александра III и публикации в мае 1881 г. имперского манифеста о восстановлении самодержавной власти Милютин удалился в свое крымское имение. Он продолжал вести проницательный дневник и начал свои мемуары. Последняя разрослась, чтобы охватить почти всю историю России девятнадцатого века, с важными взглядами на Российскую империю и прилегающие земли, а также на ее отношения с Европой, Азией и Америкой.

См. также: военный, имперская эпоха; великие реформы; военный; суворов александр васильевич

Брукс Эдвин Уиллис. (1970). «Д. А. Милютин: Жизнь и деятельность до 1856 г.». Кандидат наук. дисс., Стэнфордский университет, Стэнфорд, Калифорния.

Меннинг, Брюс В. (1992, 2000). Штыки перед пулями: Императорская Российская армия, 1861–1914 гг. Блумингтон: Издательство Индианского университета.

Миллер, Форрестт А. (1968). Дмитрий Милютин и эпоха реформ в России. Нэшвилл: Издательство Университета Вандербильта.

Лариса Захарова

Энциклопедия истории России

Еще из encyclopedia.com

Антуан Анри Жомини , Антуан Анри Жомини Антуан Анри Жомини Барон Антуан Анри Жомини (1779-1869) опирался на свой опыт службы в армиях французского императора Наполеона Бона… Александр II , Александр II АЛЕКСАНДР II (1818–1881), царь и император России с 1855 по 1881 год. Александра Николаевича Романова во многом помнят по двум ев… Александр II (Шотландия) , Александр II Александр II (1818-1881) был императором России с 1855 по 1881 год. Его называют «царем-освободителем», потому что он освободил крепостных… Карагеоргиевич , АЛЕКСАНДР I (1777–1825), император России с 1801–1825 гг., сын императоров Павла I и Марии Федоровны, внук императрицы Екатерины Великой. ребенок… Александр (король Югославии) , Александр I АЛЕКСАНДР I детство и образование Когда Александру исполнилось несколько месяцев, Екатерина забрала его из-под опеки родителей и привела к нему Михаила Иларионовича Кутузова (1745–1813), генерала, прославившегося победой над Наполеоном. В возрасте шестидесяти семи лет Михаил Кутузов привел русские войска к победе над Неаполем…

Об этой статье

Обновлено О Содержание encyclopedia.com Распечатать статью

Вам также может понравиться
БЛИЖАЙШИЕ ТЕРМИНЫ

Милюков Павел Николаевич

90 002 Милюков Павел

Милюков Павел Николаевич

Милуоки

Милуоки, Миннесота

Милуоки, Архиепископия

Инженерная школа Милуоки: табличные данные

Инженерная школа Милуоки: описательное описание

Инженерная школа Милуоки: Программы дистанционного обучения

Инженерная школа Милуоки

Институт искусства и дизайна Милуоки: Табличные данные

Институт искусства и дизайна Милуоки: Описательное описание

Бейсбольный клуб Milwaukee Brewers

Технический колледж Милуоки : Табличные данные

Технический колледж района Милуоки: Описательное описание

Милвард, Мария Г.

Милвард, Алан С. 1935-

Милвард, Алан С.

Милв.

Milveden, (Jan) Ingmar (Georg)

Miltown

Miltonic

Miltonian

miltone

Milton, Pat

Mil Ютин Дмитрий Алексеевич

Милютин Николай Алексеевич

МИМ

Миманса

Мимамса

Мимамса-парибхаша

Мимамса-сутра

MIMarE

Мимароглу, Ильхан Кемаледдин

mimbar

MIMC

MIMD

процессор MIMD

Mime/Smime

MIMechE

mimeograph

mi mer

миметик

миметик близнецов

Mimetidae

mimetite

MIMGTechE

MIMI

Mimi shehui

мимик

мимик 2

Обсуждение книги: Вся царская рать: Российский генеральный штаб и судьба империи, 1898-1914

Масштабная реформа Российской Императорской Армии на рубеже девятнадцатого века, хотя и проводившаяся с добрыми намерениями, в конечном итоге способствовала падению Российской империи. На мероприятии Института Кеннана 8 ноября 2010 г. Джон В. Стейнберг, профессор кафедры истории Южного университета Джорджии и бывший научный сотрудник Института Кеннана, получивший титул VIII, изложил историю институциональных реформ имперских вооруженных сил. его книга «Все царские люди: генеральный штаб России и судьба империи», 1898-1914.

Происхождение «Всех царских людей», объяснил Штейнберг, началось с его дипломного исследования предполагаемой попытки генерала Лавра Корнилова совершить государственный переворот против Временного правительства России в 1917 году. политическая подпитка большевиков для повышения их популярности среди населения; это побудило автора понять, почему офицеры Генерального штаба не предотвратили политический «левый дрейф» и не взяли под свой контроль революцию, установив военную диктатуру до тех пор, пока не будет избран демократический институт.

Штейнберг объяснил неудачу Императорской армии в предотвращении падения Российской империи инфраструктурными изменениями, осуществленными в рамках Великих реформ (1861-1881 гг. ), которые в конечном итоге ослабили вооруженные силы. Эти изменения, разработанные тогдашним военным министром Дмитрием Милютиным, были направлены на увеличение численности и численности армии за счет обязательной военной службы для всех мужчин — как дворян, так и не дворян — старше 20 лет. Далее, как отмечал Штейнберг, Реформы Милютина улучшили программу армейской подготовки, «стремясь привлечь больше мужчин в учебные заведения [Императорской армии]». Поскольку образовательные стандарты в России были очень низкими, новая учебная программа в военно-учебных заведениях должна была включать все, от специализированных курсов военной тактики и стратегии до более общих тем, таких как русский язык.

История воздействия реформ Милютина «медленно растет в имперской истории», сказал Штейнберг. Хотя изменения были внесены десятилетиями ранее, в 1898 году генерал Алексей Куропаткин стал первым военным министром, который был продуктом реформированной школы Милютина. Автор поясняет, что реформированная армия под руководством Куропаткина поначалу казалась многообещающим институтом. Однако, несмотря на возросший размер и уровень образования, низкая боевая подготовка Имперской армии в конечном итоге способствовала краху Российской империи.

Стейнберг предположил, что дихотомия между глубоко укоренившимися имперскими военными традициями и реальностью того, что армия должна делать для достижения успеха, значительно скомпрометировала силу и безопасность государства. Для обучения войска играли в «военные игры» — военно-стратегические учения — в присутствии царя. Автор объяснил, что эти игры были задуманы как эстетически приятные презентации, в которых царская сторона всегда должна была побеждать. Последующие отчеты об этих учениях обычно изображали армию в выдающемся состоянии, поэтому Стейнберг спросил: «Как [] армия, которая теряет все, может быть такой великой?» Акцент на тренировках для таких выступлений был важнее подготовки Имперской армии к реальному полю боя, что привело к созданию отточенных, но неподготовленных вооруженных сил.

Кроме того, военное лидерство генерала Куропаткина считается главной причиной поражения Российской империи в русско-японской войне 1905 года. был не единственным. Столкновение культур, существовавшее между Куропаткиным и фракциями, близкими Николаю II с точки зрения лидерства, привело к грязной военной стратегии, ослабившей Императорскую армию. Автор отмечает, что офицеры, сражавшиеся в русско-японской войне, получали два комплекта орденов: один от генерала Куропаткина и один от офицеров, приближенных к царю. Войска должны были «действовать в пределах, установленных Николаем II», пояснил Штейнберг, но царь и приближенные к нему офицеры, «несмотря на их самые лучшие намерения, просто не понимали сложности современного поля боя». Из-за иерархической структуры имперского режима возникла путаница в том, следовать ли приказам царя (который не понимал условий на поле боя) или Куропаткина (который понимал оперативные задачи и условия, но оставался подчиненным царя) вынуждали офицеров на поле боя самостоятельно решать, как воевать. Противоречивые представления лидеров о реальности русско-японской войны в конечном итоге стоили царской империи победы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *