Милетская школа основные идеи: Милетская школа философии кратко

Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Проблема «начала» и «элемента» бытия.

Автор: Анна Скляр

Древнегреческая философия.
Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен
—  Найти незримое единство мира —

Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения.

Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?» Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т. е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

Первую школу в греческой философии основал мыслитель Фалес, живший в городе Милет (на побережье Малой Азии). Школа получила название милетской. Учениками Фалеса и продолжателями его идей были Анаксимен и Анаксимандр.

Задумываясь об устройстве мироздания, милетские философы говорили следующее: нас окружают совершенно различные вещи (сущности), причем многообразие их бесконечно. Ни одна из них не похожа на любую другую: растение это не камень, животное – не растение, океан – не планета, воздух – не огонь и так далее до бесконечности. Но ведь несмотря на это разнообразие вещей, мы называем всё существующее окружающим миром или мирозданием, или Вселенной, тем самым предполагая единство всего сущего. Мир является все же единым и цельным, значит, у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех разных сущностей. Несмотря на разницу между вещами мира, он является все же единым и цельным, значит у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех различных предметов. За видимым разнообразием вещей кроется невидимое их единство. Подобно тому, как в алфавите всего три десятка букв, которые порождают путем всяческих комбинаций миллионы слов. В музыке всего семь нот, но различные их сочетания создают необъятный мир звуковой гармонии. Наконец, нам известно, что существует сравнительно небольшой набор элементарных частиц, а различные их комбинации приводят к бесконечному разнообразию вещей и предметов. Это примеры из современной жизни и их можно было бы продолжать; то, что разное имеет одну и ту же основу – очевидно. Милетские философы верно уловили данную закономерность мироздания и пытались найти эту основу или единство, к которому сводятся все мировые различия и которое разворачивается в бесконечное мировое многообразие. Они стремились вычислить основной принцип мира, все упорядочивающий и объясняющий и назвали его Архэ (первоначало).

Милетские философы первыми высказали очень важную философскую идею: то, что мы видим вокруг себя, и то, что действительно существует, – не одно и то же. Эта идея является одной из вечных философских проблем – какой мир сам по себе: такой, каким мы его видим, или же совершенно другой, но мы этого не видим и потому не знаем об этом? Фалес, например, говорит, что видим мы вокруг себя различные предметы: деревья, цветы, горы, реки и многое другое. На самом же деле все эти предметы являются разными состояниями одного мирового вещества – воды. Дерево – это одно состояние воды, гора – другое, птица – третье и так далее. Видим мы это единое мировое вещество? Нет, не видим; мы видим только его состояние, или порождения, или формы. Откуда же мы тогда знаем, что оно есть? Благодаря разуму, ибо то, что нельзя воспринять глазом, можно постичь мыслью.

Эта идея о разных способностях чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса) и разума тоже является одной из основных в философии. Многие мыслители считали, что разум намного совершеннее чувств и более способен познать мир, чем чувства. Эта точка зрения называется рационализмом (от лат. rationalis – разумный). Но были и другие мыслители, которые считали, что в большей степени надо доверять чувствам (органам чувств), а не разуму, который может нафантазировать что угодно и поэтому вполне способен заблуждаться. Эта точка зрения называется сенсуализмом (от лат. sensus – чувство, ощущение). Обратите внимание на то, что термин «чувства» имеет два значения: первое – человеческие эмоции (радость, печаль, гнев, любовь и т. д.), второе – органы чувств, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). На этих страницах речь шла о чувствах, конечно же, во втором значении слова.

Из мышления в рамках мифа (мифологического мышления) оно стало преобразовываться в мышление в рамках логоса (логическое мышление). Фалес освободил мышление как от пут мифологической традиции, так и от цепей, привязывавших его к непосредственным чувственным впечатлениям.

Именно грекам удалось разработать понятия рационального доказательства и теории как его средоточия. Теория претендует на получение обобщающей истины, которая не просто провозглашается, взявшись неизвестно откуда, а появляется путем аргументации. При этом и теория, и полученная с ее помощью истина должны выдержать публичные испытания контраргументами. У греков возникла гениальная идея, что следует искать не только собрания изолированных фрагментов знания, как это на мифической основе уже делалось в Вавилоне и Египте. Греки начали поиски всеобщих и систематических теорий, которые обосновывали отдельные фрагменты знания с точки зрения общезначимых свидетельств (или универсальных принципов) как оснований вывода конкретного знания.

Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена называют милетскими натурфилософами. Они принадлежали к первому поколению греческих философов.

Милет — один из греческих полисов, находившихся на восточной границе эллинской цивилизации, в Малой Азии. Именно здесь — переосмысление мифологических представлений о начале мира раньше всего приобрело характер философских рассуждений о том, как многообразие явлений, окружающих нас, возникло из одного источника — изначальной стихии, первоначала — архэ. Это была натурфилософия, или философия природы.

Мир неизменен, неделим и неподвижен, представляет собой вечную стабильность и абсолютную устойчивость.

ФАЛЕС (VII–VI вв. до н. э.)
1. Все начинается из воды и в нее возвращается, все вещи произошли из воды.
2. Вода представляет собой сущность каждой отдельной вещи, вода пребывает во всех вещах и даже Солнце и небесные тела питаются испарениями воды.
3. Разрушение мира по истечении «мирового цикла» будет означать погружение всего сущего в океан.

Фалес утверждал, что «все есть вода». И с этого утверждения, как считается, начинается философия.


Фале́с (ок. 625–547 до н. э.) — родоначальник европейской науки и философии

Фалес выдвинув идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в ВОДЕ (во влаге): ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в воду же обращается. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений.

В положении «все из воды» была дана «отставка» олимпийским, т. е. языческим, богам, в конечном счете мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению природы. В чем же еще состоит гениальность отца европейской философии? Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания.

Фалес считал основой всего сущего воду: есть только вода, а всё остальное – ее порождения, формы и модификации. Понятно, что его вода не совсем похожа на то, что мы сегодня разумеем под этим словом. У него она – некое мировое вещество, из которого все рождается и образуется.

Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма — воззрения, по которому жизнь — имманентное свойство материи, сущее само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем. Фалес рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира.

Фалес был деятель, соединявший интерес к запросам практической жизни с глубоким интересом к вопросам о строении мироздания. Будучи купцом, он использовал торговые поездки в целях расширения научных сведений. Он был гидроинженером, прославившимся своими работами, разносторонним ученым и мыслителем, изобретателем астрономических приборов. Как ученый он широко прославился в Греции, сделав удачное предсказание солнечного затмения, наблюдавшегося в Греции в 585 г. до н. э. Для этого предсказания Фалес использовал почерпнутые им в Египте или в Финикии астрономические сведения, восходящие к наблюдениям и обобщениям вавилонской науки. Свои географические, астрономические и физические познания Фалес связал в стройное философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на ясные следы мифологических представлений. Фалес полагал, что существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Все постоянно рождается из этого «единого источника. Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. Она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоема. В то же время вещественное первоначало «воды» и вся происшедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевленности. Во вселенной все полно богов, все одушевлено. Пример и доказательство всеобщей одушевленности Фалес видел в свойствах магнита и янтаря; так как магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, они имеют душу.

Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звезды. И в этом вопросе Фалес опирался на результаты вавилонской науки. Но он представлял порядок светил обратным тому, который существует в действительности: он полагал, что ближе всего к Земле находится так называемое небо неподвижных звезд, а дальше всего — Солнце. Эта ошибка была исправлена его продолжателями. Его философское представление о мире полно отзвуков мифологии.

«Считается, что Фалес жил между 624 и 546 г. до Р.Х. Частично это предположение основывается на утверждении Геродота (Herodotus, ок. 484–430/420 до Р.Х.), писавшего, что Фалес предсказал солнечное затмение 585 г. до Р.Х.
Другие источники сообщают о путешествии Фалеса по Египту, что было достаточно необычным для греков его времени. Сообщают также, что Фалес решил задачу исчисления высоты пирамид путем измерения длины тени от пирамиды, когда его собственная тень равнялась величине его роста. Рассказ о том, что Фалес предсказал солнечное затмение, указывает на то, что он владел астрономическими знаниями, которые, возможно, пришли из Вавилона. Он также обладал познаниями по геометрии — области математики, которая была развита греками.

Фалес, как утверждают, принимал участие в политической жизни Милета. Он использовал свои математические знания для улучшения навигационного оборудования. Он был первым, кто точно определял время по солнечным часам. И, наконец, Фалес разбогател, предсказав засушливый неурожайный год, в преддверии которого он заранее заготовил, а затем выгодно продал оливковое масло.

Мало что можно сказать о его работах, так как все они дошли до нас в переложениях. Поэтому мы вынуждены придерживаться в их изложении того, что сообщают о них другие авторы. Аристотель в Метафизике говорит, что Фалес был родоначальником такого рода философии, которая ставит вопросы о начале, из которого возникает все сущее, то есть то, что существует, и куда потом все возвращается. Аристотель также говорит, что Фалес полагал, что таким началом является вода (или жидкость).

Фалес задавался вопросами о том, что остается постоянным при изменении и что является источником единства в разнообразии. Кажется правдоподобным, что Фалес исходил из того, что изменения существуют и что существует какое-то одно начало, которое остается постоянным элементом во всех изменениях. Оно является строительным блоком вселенной. Подобный «постоянный элемент» обычно называют первоначалом, «первоосновой», из которой сделан мир (греч. arche).»

Фалес, как и другие, наблюдал множество вещей, которые возникают из воды и которые исчезают в воде. Вода превращается в пар и лед. Рыбы рождаются в воде и затем в ней же умирают. Многие вещества, подобно соли и меду, растворяются в воде. Более того, вода необходима для жизни. Эти и подобные простые наблюдения могли подвести Фалеса к утверждению, что вода является фундаментальным элементом, который остается постоянным во всех изменениях и преобразованиях.

Из воды возникают все остальные объекты, и они же превращаются в воду.

1) Фалес поставил вопрос о том, что является фундаментальным «строительным блоком» вселенной. Субстанция (первоначало) представляет неизменный элемент в природе и единство в разнообразии. С этого времени проблема субстанции стала одной из фундаментальных проблем греческой философии;
2) Фалес дал косвенный ответ на вопрос, каким образом происходят изменения: первооснова (вода) преобразуется из одного состояния в другое. Проблема изменения также стала еще одной фундаментальной проблемой греческой философии.»

Для него природа, physis, была самодвижущейся («живущей»). Не различал он дух и вещество. Для Фалеса, понятие «природы», physis, по-видимому, было очень обширным и наиболее близко соответствующим современному понятию «бытие».

Ставя вопрос о воде как единственной основе мира и начале всего сущего, Фалес тем самым решал и вопрос о сущности мира, все многообразие которого выводится (происходит) из единой основы (субстанции). Вода — это то, что в последующем многие философы стали называть материей, «матерью» всех вещей и явлений окружающего мира.

АНАКСИМАНДР


Анаксимандр (ок. 610 — 546 до н. э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейроннеопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так малые крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли — ее конкретные массивы.

Апейрон не ассоциируется ни с каким конкретным веществом, порождает многообразие предметов, живых существ, людей. Апейрон беспределен, вечен, всегда активен и пребывает в движении. Будучи началом Космоса, апейрон выделяет из себя противоположности — влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее).

Анаксимандр расширяет понятие начала до понятия «архе», т. е. до первоначала (субстанции) всего сущего. Это первоначало Анаксимандр называет апейрон. Основная характеристика апейрона заключается в том, что он «беспредельный, безграничный, бесконечный». Хотя апейрон веществен, о нем ничего нельзя сказать, кроме того, что он «не знает старости», находясь в вечной активности, в вечном движении. Апейрон не только субстанциональное, но и генетическое начало космоса. Он — единственная причина рождения и гибели, из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое время исчезает по необходимости. Один из отцов средневековья сетовал, что з своей космологической концепции Анаксимандр «ничего не оставил божественному уму». Апейрон самодостаточен. Он все объемлет и всем управляет.

Анаксимандр решил не называть первооснову мира именем какой-либо стихии (воды, воздуха, огня или земли) и считал единственным свойством первоначального мирового вещества, все образующего, его бесконечность, всеобъемность и несводимость к какой-либо конкретной стихии, а потому – неопределенность. Оно стоит по ту сторону всех стихий, все их в себя включает и называется Апейроном (Беспредельным, бесконечным мировым веществом).

Анаксимандр признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду» и вообще не какое-либо отдельное вещество, а первовещество, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в этом смысле неопределенное), не имеет границ и потому есть «беспредельное» (apeiron). По обособлении из него теплого и холодного возникла огненная оболочка, облекшая воздух над землей. Притекающий воздух прорвал огненную оболочку и образовал три кольца, внутри которых оказалось заключенным некоторое количество прорвавшегося наружу огня. Так произошли три круга: круг звезд, Солнца и Луны. Земля, по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна; животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна и изменили формы при переходе на сушу. Все обособившееся от беспредельного должно за свою «вину» вернуться в него. Поэтому мир не вечен, но по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.

До наших времен сохранился только один фрагмент, приписываемый Анаксимандру. Кроме того, имеются комментарии других авторов, например, Аристотеля, который жил на два столетия позже.

Анаксимандр не нашел убедительного основания для утверждения о том, что вода является неизменной первоосновой. Если вода преобразуется в землю, земля в воду, вода в воздух, а воздух в воду и т. д., то это означает, что все что угодно преобразуется во все что угодно. Поэтому логически произвольно утверждать, что вода или земля (или что-то другое) является «первоосновой». Анаксимандр предпочел утверждать, что первоосновой является апейрон (apeiron), неопределенное, беспредельное (в пространстве и времени). Этим способом он, очевидно, избежал возражений, аналогичных упомянутым выше. Однако с нашей точки зрения, он «утратил» нечто важное. А именно, в отличие от воды апейрон не является наблюдаемым. В результате Анаксимандр должен объяснять чувственно воспринимаемое (объекты и происходящие в них изменения) с помощью чувственно невоспринимаемого апейрона. С позиции экспериментальной науки, подобное объяснение является недостатком, хотя такая оценка, конечно, является анахронизмом, поскольку Анаксимандр вряд ли обладал современным пониманием эмпирических требований науки. Возможно, наиболее важным для Анаксимандра было найти теоретический аргумент против ответа Фалеса. И все же Анаксимандр, анализируя универсальные теоретические утверждения Фалеса и демонстрируя полемические возможности их обсуждения, называл его «первым философом».

В Космосе существует свой порядок, не созданный богами. Анаксимандр предполагал, что жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. От животных со временем произошел и человек, родившись и развившись до взрослого состояния из рыбы.


АНАКСИМЕН


Анаксимен (ок. 585–525 до н. э.) полагал, что первоначалом всего сущего является воздух («апейрос»): все вещи происходят из него путем сгущения или разрежения. Он мыслил его как бесконечное и видел в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь — водой, землей, вещами. Воздух более бесформенный, чем что-либо. Он менее тело, чем вода. Мы его не видим, а только чувствуем.

Самый разреженный воздух – это огонь, более густой – атмосферный, еще гуще – вода, далее – земля и, наконец, – камни.

Последний в ряду милетских философов — Анаксимен, достигший зрелости ко времени завоевания Милета персами, — развил новые представления о мире. Приняв в качестве первовещества воздух, он ввел новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь. «Воздух» для него — дыхание, обнимающее весь мир, подобно тому как наша душа, будучи дыханием, держит нас. По природе своей «воздух» — род пара или темного облака и сродни пустоте. Земля — плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же как парящие в нем плоские, состоящие из огня, диски светил. Анаксимен исправил учение Анаксимандра о порядке расположения в мировом пространстве Луны, Солнца и звезд. Современники и последующие греческие философы придавали Анаксимену значение большее, чем другим милетским философам. Пифагорейцы усвоили его учение о том, что мир вдыхает в себя воздух (или пустоту), а также кое-что из его учения о небесных светилах.

От Анаксимена дошли только три небольших фрагмента, один из которых, вероятно, неподлинный.

Анаксимен, третий натурфилософ из Милета, обратил внимание на другое слабое место в учении Фалеса. Каким образом вода из ее недифференцированного состояния преобразуется в воду в ее дифференцированных состояниях? Насколько нам известно, Фалес не ответил на этот вопрос. В качестве ответа Анаксимен утверждал, что воздух, рассматриваемый им как «первооснова», сгущается при охлаждении в воду и при дальнейшем охлаждении сгущается в лед (и землю!). При нагревании воздух разжижается и становится огнем. Таким образом, Анаксимен создал определенную физическую теорию переходов. Используя современные термины, можно утверждать, что, согласно этой теории, разные агрегатные состояния (пар или воздух, собственно вода, лед или земля) определяются температурой и величиной плотности, изменения которых ведут к скачкообразным переходам между ними. Этот тезис является примером обобщений, столь характерных для ранних греческих философов.

Анаксимен указывает на все четыре субстанции, которые позднее были «названы «четырьмя началами (элементами)». Это — земля, воздух, огонь и вода.

Душа также состоит из воздуха. «Подобно тому, как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир». Воздух обладает свойством бесконечности. Его сгущение Анаксимен связывал с охлаждением, а разрежение — с  нагреванием. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первиичен даже по отношению к богам. Не богами создан воздух, а они сами из воздуха,  совсем как наша душа, воздух подддерживает все и управлет всем.

Обобщая взгляды представителей Милетской школы, отметим, что философия здесь возникает как рационализация мифа. Мир объясняется, исходя из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Милетцы были гилозоистами (греч.hyle и zoe — вещество и жизнь — философская позиция, в соответствии с которой любое материальное тело обладает душой), т. е. говорили об одушевленности материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Они были также пантеистами (греч. pan — все и theos — Бог — философское учение, в соответсвии с которым «Бог» и «природа» отождествляются) и пытались выявить природное содержание богов, понимая под этим фактически природные силы. В человеке милетцы усматривали, прежде всего, не биологическую, а физическую природу, выводя его из воды, воздуха, апейрона.

Рекомендованная литература:

Александр Георгиевич Спиркин. «Философия.» Гардарики, 2004.
Владимир Васильевич Миронов. «Философия: Учебник для вузов.» Норма, 2005.

Дмитрий Алексеевич Гусев. «Популярная философия. Учебное пособие.» Прометей, 2015.
Дмитрий Алексеевич Гусев. «Краткая история философии: Нескучная книга.» НЦ ЭНАС, 2003.
Игорь Иванович Кальной. «Философия для аспирантов.»
Валентин Фердинандович Асмус. «Античная философия.» Высшая школа, 2005.
Скирбекк, Гуннар. «История философии.»

Презентация по теме: Милетская школа философии. | Презентация к уроку:

Слайд 1

Милетская школа философии Фалес, Анаксимандр, Анаксимен Дисциплина: ОГСЭ.01 «Основы философии». Преподаватель: Осипова О. С.

Слайд 2

Фалес (около 624-547 гг. до н.э.) П ервый математик и физик Ионии, первый философ в истории Древней Греции, основатель милетской школы. Ему принадлежит такое открытие, что год равен 365 дням; он предсказал солнечное затмение, действительно произошедшее 28 мая 585 года до н.э. и т.д .

Слайд 3

Учение о первовеществе Фалес считает первовеществом воду: все появляется из воды («начало всего есть вода») говорит философ и в воду все разлагается. мысль Фалеса состояла, главным образом, в том, чтобы объявить мировым веществом такое состояние материи, которое делало бы возможным переход в обе стороны – как в твердое , так и в летучее, в виде процесса уплотнения и разрежения . Вода в универсальном качестве, прежде всего, влажность непременное условие жизни (пища, семена – влажны). С влажностью связана, из нее же проистекает жизнь, душа .

Слайд 4

Земля плавает на воде, подобно куску дерева (этим Фалес объяснял ряд явлений природы, в том числе землетрясения). «Огонь Солнца и звезд питается водными испарениями, равно как и сам космос»; «все вещи … берут свое начало из влаги, …все растения влагой питаются и от влаги плодоносят ». Все в мире одушевлено (или «полно богов»). Влажное начало, как порождающее жизнь, само есть живое. В природе нет бездушного .

Слайд 5

Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) Ученик Фалеса. И нтересовался математикой, физикой, астрономией, географией, происхождением жизни и т.д. Он составил первую карту мира

Слайд 6

Учение о первовеществе Бесконечную , активную, содержащую в себе противоположности среду Анаксимандр называл апейрон . Апейрон включает в себя все виды противоположностей, но не является простой смесью всех элементов (ни воздух, ни вода), а обладает своей собственной природой и порождает все тела «посредством различий в плотности и разреженности первоэлемента ».

Слайд 7

Все противоположности – горячее и сухое, влажное и холодное, и т.п. – «выделились» из апейрона . Горячее устремилось наружу, где оно образовало сферу огня. Холодное устремилось внутрь и разделилось на землю и воздух (земля – в центре, она окутана воздухом). Живые существа развелись на Земле из-за сырости, когда она испарялась под воздействием солнца.

Слайд 8

Анаксимен (585 – 525 гг. до н.э.) У ченик и последователь Анаксимандра, автор сочинения «О природе». В качестве начала всего одну из стихий воздух. Именно воздух, по мысли Анаксимена, сгущаясь и разрежаясь, порождает все видимое многообразие мира. «А различается [воздух] по своей плотности или разреженности своей сущности. При разрежении рождается огонь, а при сгущении – ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает все прочее ».

Слайд 9

Космогония Предельное разрежение и утончение – это, согласно Анаксимену, эфир, из которого состоят небо и боги. О т сжатия воздуха возникли сначала Земля , очень плоская /по форме/, вследствие чего она и держится в воздухе. Солнце, Л уна и прочие светила возникли из земли. По крайней мере солнце он считает землей, которая, вследствие быстрого движения достаточно сильно нагревшись, так накалилась». Порядок образования мира у Анаксимена характеризуется тем, что от первичного воздуха благодаря сжатию образуется Земля, а из Земли — небесные тела .

Анаксимандр и милетская философская школа

(вероятно) Анаксимандр, фрагмент картины Рафаэля «Афинская школа, 1510–1511».

Около 610 г. до н.э. родился досократический греческий философ Анаксимандр Милетский . Он принадлежал к милетской школе и изучил учение своего учителя Фалеса. Согласно имеющимся историческим документам, он является первым известным философом, записавшим свои исследования, хотя сохранился только один фрагмент его работы. Один из первых сторонников науки, он пытался наблюдать и объяснять различные аспекты Вселенной, уделяя особое внимание ее происхождению, утверждая, что природа управляется законами, как и человеческие общества, и все, что нарушает баланс природы, не длится долго. .

«Не может быть единого, простого тела, которое было бы бесконечным, либо, как считают некоторые, тела, отличного от элементов, которые они затем извлекают из него, ни без этого уточнения», как цитируется в «Физике» Аристотеля

Мало что известно о жизни Анаксимандра

Как и для многих других древнегреческих философов, мало что известно о жизни Анаксимандра. Анаксимандр, сын Праксиада, родился на третьем году 42-й Олимпиады, т. е. в 610 г. до н. э. По словам грамматика 2 века до н.э. Аполлодора Афинского, ему было шестьдесят четыре года во время второго года 58-й Олимпиады (547–546 до н.э.), и вскоре после этого он умер. Ретирик IV века Фемистий упоминает, что он был « первым из известных греков опубликовал письменный документ о природе. » Таким образом, его тексты были бы одними из самых ранних, написанных в прозе, по крайней мере, в западном мире. Согласно Аристотелю, философ Фалес предшествует Анаксимандру.[7] Можно спорить, действительно ли Фалес был учителем Анаксимандра, но нет сомнений, что на Анаксимандра повлияла теория Фалеса о том, что все происходит из воды. Сообщается, что Анаксимандр много путешествовал и основал колонию под названием Аполлония на побережье Черного моря. Также сообщается, что он демонстрировал торжественные манеры и носил пышные одежды.

Сочинения Анаксимандра

Ни одно из сочинений Анаксимандра не сохранилось, но мы знаем кое-что о его произведениях, которые все еще были доступны Аристотелю и Аполлодору. Теории Анаксимандра находились под влиянием греческой мифической традиции, а также наблюдений, сделанных более древними цивилизациями, например. вавилонских астрологов. Все это было продумано рационально. В своем желании найти некий универсальный принцип он, подобно традиционной религии, допускал существование космического порядка; и, развивая свои идеи по этому поводу, он использовал старый мифологический язык, приписывавший божественный контроль различным сферам реальности. Считается, что его основные произведения были О природе, О неподвижных звездах , Геометрическая съемка , Сфера , Карта Греции и Карта мира . Важность его работы состоит в том, что он ввел научные и математические принципы в изучение астрономии и географии.

Земля — это цилиндр

Анаксимандр считал, что Земля — это цилиндр. Если это кажется немного странным, то мы полагаем, что его рассуждения заключались в том, что если кто-то посмотрел вокруг и увидел круг, то он использовал аргумент симметрии, чтобы доказать, что существует другой круг с цилиндром между ними. Похоже, он был первым человеком, который утверждал, что солнце, луна, планеты и звезды вращаются вокруг земли, поэтому солнце, которое взошло утром, было тем же солнцем, которое исчезло вечером предыдущего дня. Он видел каждое небесное тело как отверстие в непрозрачном круглом колесе, содержащем огонь и окружающем землю. Он также утверждал, что небесные тела находятся на разном расстоянии от Земли, но совершенно ошибался, полагая, что звезды находятся ближе, чем любые другие небесные тела. В модели Анаксимандра земля подвешена посреди вращающихся небесных тел.

[1]

Космогония Анаксимандра

Анаксимандр также пытался объяснить, как возникла Вселенная. Его философия утверждала, что все вещи возникли из « apeiron », Безграничного. В отличие от других досократиков, он никогда не дает точного определения этому принципу, и обычно его понимают как своего рода первобытный хаос. Как пишет Аристотель, « зародыш, наполненный горячим и холодным, отделился от Беспредельного, затем из этого зародыша выросла огненная сфера вокруг пара, окружающего землю, как кора вокруг дерева 9».0011 ». Сфера огня разделилась на несколько колес, которые были тогда колесами звезд, луны и солнца. Анаксимандр утверждает, что все умирающие возвращаются к той стихии, из которой они произошли (апейрон).

Множественность миров

Уже Анаксимандр размышлял о множественности миров, подобно более позднему философу Эпикуру. Он обсуждал происхождение жизни, а также происхождение космоса. Он утверждал, что молодая земля была покрыта морями, некоторые из которых начали высыхать из-за солнечного тепла. Жизнь зародилась в тине морей, когда они высохли. У первых животных кожа была покрыта шипами, но после того, как они стали жить на суше, тепло солнца постепенно привело к тому, что у животных стало меньше шипов. Он утверждал, что человек не подходил для жизни в этом раннем мире, поэтому мог возникнуть от животных, живших на суше, только после того, как условия стали подходящими.

Карта мира

И Страбон , и Агафемер (впоследствии греческие географы) утверждают, что, согласно географу Эратосфену[5], Анаксимандр был первым, кто опубликовал карту мира. Этой карты, конечно, больше не существует, но на ней должна быть изображена круглая земля — вершина цилиндра. В его центре будет Средиземное море, а на севере и юге будут показаны земли, поскольку в то время это был известный мир. Некоторые писатели приписывают Анаксимандру также изобретение солнечных часов гномона. Но вряд ли это может быть правильным. Согласно историку Геродоту этот инструмент пришел из Вавилона, и Фалес, должно быть, использовал его для определения солнцестояний и равноденствий.

[4,6,7]

«Анаксимандер Милетский утверждал, что бесконечное есть первоначало, и что все вещи рождаются из него и снова в него превращаются. Его бесконечность есть не что иное, как материя».


– Плутарх

Ссылки и дополнительная литература:

  • [1] O’Connor, John J.; Робертсон, Эдмунд Ф., «Анаксимандер», архив MacTutor History of Mathematics, Сент-Эндрюсский университет.
  • [2] Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Анаксимандра». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 944.
  • [3] Анаксимандр Милетский, в Интернет-энциклопедии философии
  • .
  • [4] Джон Бернет: Анаксимандр: Фрагменты, в ранней греческой философии, 3-е издание (1920). Лондон: A&C Black Ltd.
  • [5] Эратосфен и окружность Земли, блог SciHi
  • .
  • [6] Геродот — отец истории, SciHi Blog
  • [7] Фалес Милетский – (возможно) отец греческой математики, SciHi Blog
  • [8] Анаксимандр в Викиданных
  • [9]  Филоктет  – Анаксимандр: Фрагменты ((значок греч.)) (на французском и английском языках)
  • [10] Вайсштейн, Эрик Вольфганг (ред.). «Анаксимандер Милетский (610 — ок. 546 до н. э.)». Научный мир .
  • [11] Греческая философия 4.2: Милетцы: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен, Дельфийская философия @ youtube
  • [12] Хронология древнегреческих астрономов, через DBpedia и Wikidata
  • .

Глава 2: Милетская школа

*Это сообщение в блоге является одним из моих обзоров чтения История западной философии . А сегодня продолжим главу 2: Милетская школа. Для главы 1 вы можете прочитать здесь .*

Книга 1: Древняя философия

Часть 1: Досократики

Глава 2: Милетская школа

Если вам интересно, что такое Милетская школа и какое отношение она имеет к философии, то это школа мысли, основанная в 6 веке до н.

э. в Милете, Малая Азия. Милет был домом для наших древних философов: Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Прежде чем мы обсудим трех философов, позвольте мне кратко объяснить Милета.

Милет
картинка взята из Википедии

Милет был древнегреческим городом на западном побережье Анатолии, на территории современной провинции Айдын в Турции. Милет был процветающим торговым городом и считался самым большим и богатым из греческих городов до персидского вторжения. Было большое количество рабов и борьба между богатыми и бедными. Народ убивал жен и детей аристократов, затем аристократы сжигали своих противников заживо.

Милет имел экономическое и политическое развитие. Сначала политическая власть принадлежала аристократии, но затем ее сменила плутократия купцов. Затем их сменил тиран, пользующийся поддержкой демократической партии.

Рассел утверждал, что «философия начинается с Фалеса». Его даты были неизвестны. По общему мнению, он родился около 620 г. до н.э., а согласно Аполлодору Афинскому он умер в возрасте 78 лет.

Фалес прославился тем, что предсказал затмение в 585 г. до н.э. Эти знания он приобрел у вавилонских астрономов. Это неудивительно, ведь его родной город был союзником Лидии, а у Лидии были культурные связи с Вавилоном. Он путешествовал по Египту и принес геометрию в Грецию. Он использовал геометрию, чтобы рассчитать расстояние кораблей от берега и оценить высоту пирамиды по длине ее тени.

Милетские философы определяли все вещи по их субстанциям, из которых был образован мир и которые были источником всего. Фалес думал, что все сделано из воды, а Земля плавает на воде. Он также сказал, что у магнита есть душа, потому что он двигает железо, и он сказал, что все вещи полны богов. (стр. 34) Фалес был одним из Семи мудрецов Греции.

Фалес

картинка взята из Википедии

Второй философ милетской школы — Анаксимандр. Говорят, что в 546 г. до н. э. ему было 64 года. Если Фалес считал, что единственной материальной субстанцией всего является вода, то Анаксимандр говорил, что это не вода или какое-либо другое известное нам вещество. Он бесконечен, вечен и не имеет возраста, и он охватывает все миры, потому что он думал, что наш мир не единственный. Смущенный? Не волнуйся. Я тоже. :О

Рассел написал:

У Анаксимандра был аргумент, чтобы доказать, что первосущностью не может быть вода или какой-либо другой элемент. Если бы одно из них было первичным, оно победило бы другие. Аристотель сообщает ему, что эти известные элементы противоречат друг другу. Воздух холоден, вода влажна, а огонь горяч. «И поэтому, если бы какое-либо из них было бесконечным, остальные перестали бы быть к этому времени». Следовательно, в этой комической борьбе первичная субстанция должна быть нейтральной. (стр. 36)

Анаксимандр говорил, что было вечное движение. Это было связано с возникновением мира. Он думал, что мир не был создан, а развивался. Эволюция происходила и в животном мире. Человек произошел от рыб.

Анаксимандр считается первым человеком, составившим карту. По его словам, мир имел форму цилиндра, и он поместил Землю в центр вселенной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *