Милетская философская школа: Милетская школа (Кузнецов) | Понятия и категории

Милетская школа | это… Что такое Милетская школа?

Миле́тская школа, миле́тцы — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Иногда милетскую школу включают в состав «ионийской философии».

Содержание

  • 1 Очерк
  • 2 Фалес
  • 3 Анаксимандр
  • 4 Анаксимен
  • 5 Источники
  • 6 Литература
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Очерк

Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, биологии, географии, метеорологии, физики и (возможно) математики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.

Исходя из принципа сохранения: «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали единое вечное, бесконечное, «божественное» первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, в основе многообразия явлений они усмотрели некое единое правещество; для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. («Воду» Фалеса и «воздух» Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных свойств такого первовещества.)

Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

Считается, что милетские философы не были материалистами в современном смысле слова. «Различие между материей и духом в те времена ещё не было установлено, а до тех пор, пока это не сделано, нельзя говорить о материалистах в том же смысле, в каком мы говорим о них сейчас.»[1] Как пишет Ф. Х. Кессиди, первые греческие философы «не знали ни чисто материального начала, ни чисто идеальной сущности». [2]

С утратой Милетом (начало V в. до н. э.) политической самостоятельности, отнятой персами-ахеменидами, прекращается цветущий период жизни Милета и замирает развитие здесь философии. Однако в других городах Греции учения милетцев не только продолжали оказывать действие, но нашли последователей. Таковы были Гиппон из Самоса, примыкавший к учению Фалеса, а также прославившийся Диоген из Аполлонии, выводивший вслед за Анаксименом всё из воздуха. Милетская школа оказала большое влияние на развитие материалистической мысли Древней Греции.

Фалес

Основная статья: Фалес Милетский

Фале́с (Θᾰλῆς, VII—VI вв. до н. э.). Будучи купцом, использовал торговые поездки в целях расширения научных сведений. Был гидроинженером, разносторонним учёным и мыслителем, изобретателем астрономических приборов. Как учёный, широко прославился в Греции, сделав удачное предсказание солнечного затмения 585 до н. э.. Для этого предсказания Фалес использовал почерпнутые им в Египте и в Финикии астрономические сведения, восходящие к наблюдениям и обобщениям вавилонской науки.

Свои астрономические, географические и физические познания Фалес связал в стройное представление. Фалес полагал, что всё существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Из этого единого источника всё рождается постоянно. По представлению Фалеса, Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном; она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоёма.

В то же время вещественное первоначало «воды» и вся происшедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевлённости. Во Вселенной всё полно богов, всё одушевлено, всё имеет душу (ψῡχή). Пример и доказательство всеобщей одушевлённости Фалес видел в свойствах магнита и янтаря; так как магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, имеют душу (то есть причастны первоначалу, приводящему в движение мир, «одушевляющему» его).

Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю Вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звёзды. В этом вопросе Фалес также опирался на результаты вавилонской науки. Однако он представлял порядок светил обратным тому, который существует в действительности; Фалес полагал, что ближе всего к Земле находится т. н. «небо неподвижных звёзд», а дальше всего — Солнце.

Анаксимандр

Основная статья: Анаксимандр

Анаксима́ндр (Ἀναξίμανδρος, ок. 610—547 до н. э.). Признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду», и вообще не какое-либо отдельное вещество, а первовещество, из которого обособляются противоположности тёплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в этом смысле неопределённое), не имеет границ и потому есть «беспредельное» (ἄπειρον). По обособлении из него тёплого и холодного возникает огненная оболочка, облекающая воздух над землёй. Притекающий воздух прорывает огненную оболочку и образует три кольца, внутри которых заключается некоторое количество прорвавшегося наружу огня. Так происходят три круга: круг звезд, Солнца и Луны.

Земля, по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна; животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна и изменили формы при переходе на сушу. Всё обособившееся от беспредельного должно за свою «вину» вернуться в него. Поэтому мир не вечен, но по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.

Уже в древности возник «анаксимандров вопрос»: понимать ли апейрон как смесь первовеществ, как нечто среднее между ними, как нечто совершенно неопределённое (даже противоположное веществам) — или как прообраз «материи» Платона. Дошедшие до нас фрагменты не позволяют ответить на этот вопрос однозначно.

Анаксимен

Основная статья: Анаксимен

Анаксиме́н (Ἀναξιμένης, 2-я пол. VI в. до н. э.). Достигший зрелости ко времени завоевания Милета персами, развил новые представления о мире. Приняв в качестве первовещества «воздух», Анаксимен ввёл новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни, огонь. «Воздух» для Анаксимена — дыхание (πνεῦμα), обнимающее весь мир, подобно тому как наша душа, будучи дыханием, держит нас. По своей природе пневма — род пара или тёмного облака и сродни пустоте. Земля — плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же как парящие в нём плоские, состоящие из огня, диски светил. Анаксимен исправил учение Фалеса и Анаксимандра о порядке расположения в мировом пространстве Луны, Солнца и звезд.

Современники и последующие греческие философы придавали Анаксимену значение большее, чем другим философам милетской школы. Пифагорейцы усвоили его учение о том, что мир вдыхает в себя воздух (или пустоту), а также элементы его учения о небесных светилах.

Источники

  • Фрагменты, в кн.: Diels Н. Die Fragmente der Vorsokratiker / Hrsg. von W. Kranz, 9 Aufl. Bd 1. — B., 1960.
  • Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. — СПб., 1902. — С. 3−13, 20−24.
  • Маковельский А. Досократики. — Казань, 1914. — Ч. 1. — С. 9−24, 35−47, 51−57.
  • Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Изд. подготовил А. В. Лебедев. — М., 1989. — С. 100−135.

Литература

  • Лурье С. Я. Очерки по истории античной науки. Греция эпохи расцвета. — М.−Л., 1947. — С. 13−42.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. — М., 1963. — С. 339−44.
  • Михайлова Э. Н., Чанышев А. Н. Ионийская философия. — М., 1966.
  • Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. М.: Русский двор, 1997. — С. 97−116.
  • Асмус В. Ф. Античная философия. — М., 1998. — С. 10−12.
  • История философии: Учебник для вузов. Под ред. Васильева В. В., Кротова А. А., Бугая Д. В. — М.: Академический Проект, 2008. — С. 86−88. — ISBN 978-5-8291-0921-9.

Примечания

  1. Коплстон Фредерик. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том I. Глава 2 Пионеры: Ионийские философы.
  2. Ф. X. Кессиди. К проблеме происхождения греческой философии (Послесловие) // Ж.-П.Вернан. Происхождение древнегреческой мысли. — С. 216 — 217.

Ссылки

  • «Милетская школа» — статья в Новой философской энциклопедии
  • «Модель мироздания» по Фалесу, реконструкция учения философа.

основная проблема, решавшаяся философами, представители в античной философии

Содержание:

  • Милетская школа философии — в чем особенности
  • Основная проблема, решавшаяся философами
  • Милетская школа как предшественница материализма
  • Основные представители Милетской школы
    • Фалес Милетский (640-562 гг. до н.э.)
    • Анаксимандр Милетский (611-546 гг. до н.э.)
    • Анаксимен (585-524 гг. до н.э.)
  • Значимость милетской философской школы

Содержание

  • Милетская школа философии — в чем особенности
  • Основная проблема, решавшаяся философами
  • Милетская школа как предшественница материализма
  • Основные представители Милетской школы
    • Фалес Милетский (640-562 гг. до н.э.)
    • Анаксимандр Милетский (611-546 гг. до н.э.)
    • Анаксимен (585-524 гг. до н.э.)
  • Значимость милетской философской школы

Милетская школа философии — в чем особенности

Милетская школа – одна из наиболее ранних школ классической античной философии VI – V веков.

Милетская школа принадлежит к так называемым досократическим натуралистическим школам. Главные ее представители – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философ Лосев А.Ф. причисляет школу к направлению ионийской натурфилософии. В отличие от Платона и Аристотеля, ионийцы писали на своем родном ионийском диалекте древнегреческого. Именно с милетской школой связывают возникновение западной философии.

Милетская школа берет свое название от греческого поселения Милет, который был крупным торговым городом. Там развивались разные науки и искусство. Здесь формируется отдельное натурфилософское направление, основателем которого становится уроженец Милета – Фалес.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Почти все труды милетцев носят название «О природе», что прямо указывается на главный объект изучения и обсервации философов – природу, космос (как абсолютное единство). Потому милетцев, как и всех ранних философов, история философии называет натурфилософами.

Основная проблема, решавшаяся философами

Последователи школы исходили из принципа: «Ничто не возникает ни из ничего». Потому главная проблема философов – это проблема первоначала природы. Философы были уверены: поняв первоначала, возможно объяснить принципы и законы, по которым существует природа.

Они полагали, что начало должно быть универсальным, вечным, нескончаемым, «божественным» первоначалом, источником существования жизни. Душа в представлении милетцев становится «тонким» и подвижным видом первопричины – первовещества.

Примечание

Учения представителей милетской школы были направлены на осмысление космоса как чувственно-материального объекта.

Для них (как и в целом для античности) было характерно рассматривать мир сугубо объективно. То есть истина в том, что мое ощущение и видение мира является таким не из-за моего восприятия, но потому что он такой и есть в реальности.

Милетцы не различают субъективное осмысление реальности и реальность как она есть для себя, последняя поглощена первой в их представлениях. Потому, космос милетцев – это единство и абсолютный порядок. Но, в то же время, космос – это оформление физических элементов и их материя.

Определение

Космос (в понимании милетской школы) – это абсолют (вечный и неизменный), который раскрывает себя в объективно-материальном виде.

Космос представляется в своем чувственно-эмпирическом проявлении – в реальных осязаемых вещах. Он, по мнению учеников школы, состоит из материальных, чувственно-воспринимаемых элементов. Разные представители школы ставили во главу отличные элементы.

Фалес считал главным формирующим компонентом-истоком воду, Анаксимандр – воздух, Анаксимен – свойство воздуха (апейрон). Ключевой элемент каждого философа рассматривался не просто как материальная основа, а как объективная субстанциальность.

Примечание

Для милетцев характерен монизм, когда ко всеобщему первоначалу сводится все материальное разнообразие.

Милетская школа как предшественница материализма

Общее изменение подхода к осмыслению природы как самодвижущейся и имеющей свою первопричину уже имеет материалистический характер. Милетская школа пытается порвать с мифологическим синкретизмом и религией, показав, что вовсе не боги управляют природой и ее явлениями.

Кроме этого, ученики милетской школы предлагают рациональный, хотя и все еще не лишенный мистики и мифологии, подход к осмыслению окружающей реальности природы.

Примечание

Лосев А.Ф. подмечает, что нельзя сводить учение милетской школы к наивному эмпиризму.

Материя для милетцев – это некая абстрактная категория для описания всеобщего. Природа вещей рассматривается как физис – это фундаментальная неизменчивая реальность. Кроме этого, представители натурфилософии никогда не отрицали влияния ума или души космоса, однако они отходят на второй план.

В плане универсальности и неизменности элементов-первоначал взгляды учеников школы близки к будущим представлениям об атомах и материи. Однако материя как универсальный элемент наделена у милетцев некой силой, которую они описывают несколько мифологически – как справедливость, борьбу.

Потому будет неверно называть милетцев материалистами в современном понимании материализма. Их материальные начала пока еще были неразрывно связанны с идеалистическими представлениями об Абсолюте.Важно

Примечание

Материализм милетской школы (как и всех ранних античных философов) – это первые попытки интуитивного осмысления окружающего мира, его основ, законов развития и существования. А потому материализм этот скорее условный.

Основные представители Милетской школы

Фалес Милетский (640-562 гг. до н.э.)

Является родоначальником философии и милетской школы. Предсказал солнечное затмение, которое произошло около 585 г. н.э. О нем остались только свидетельства, поскольку он сам ничего не писал. Является одним из семи мудрецов. Его ключевые идеи:

  1. Началом или мировой первопричиной (архе) всех вещей является конкретно-чувственное, непосредственно данное – вода. Главная характеристика всех семян и зерен – влажность. Отсутствие влажности равно смерти. Вода является жизнью для всего. Из воды все происходит.
  2. Вода имеет свойства текучести и крепости, неизменности.
  3. Из воды все возникает и все в нее возвращается, то есть она служит принципом сохранения, справедливости.
  4. Все в мире соединено с первоначалом – божественной душой. Вода как первоначало и Душа сохраняет природу благодаря своему внутренне присущему движению (энергии).
  5. Мир воодушевлен, и каждая душа стремится к саморазвитию, познанию. Мир полон Богов, душа – тоже Бог. Именно душа является средством движения всего.
  6. Единство можно представить как магнит, который притягивает к себе все существующее. Жизнь первична.

Примечание

Содержание и обоснование философских истин Фалеса не лишено элементов мифологии и мистики (некоторые исследователи указывают на влияние орфизма).

Анаксимандр Милетский (611-546 гг. до н.э.)

Ученик и последователь Фалеса. Первый среди древнегреческих философов использовал название «О природе» для своего трактата. «О природе» Анаксимандра – первый философский труд в прозе. Отличительные идеи философа:

  1. В начале вещей не может лежать одна из стихий (в т.ч. вода Фалеса).
  2. В основе всего сущего лежит апейрон («лишенное границ») – что-то бесконечное, всеохватывающее, безграничное, неуничтожаемое, но и такое, что пребывает в постоянном движении и активности.
  3. Апейрон является первоначалом, а значит – вечным и несотворенным.
  4. Апейрон определяет вещи, обнимает все, окружает его. Давая определенность вещам, он сосуществует с ними и внутри них. При этом не дает одной стихии главенствовать над всеми другими.
  5. В отличие от Фалеса, Анаксимандра интересует, почему и каким образом появляется все существующее. Вещи возникают из-за своей неправедности. Но если они искупят вину, то могут распасться. Существует мнение, что несправедливость является последствием антагонистических отношений противоположностей (к примеру, сухого и влажного). Справедливость же – это воцарение равновесия противоборствующих сил. Рождение и погибель вещей для философа – это «роковая задолженность».
  6. Развивает идею о параллельных мирах, которые рождаются и умирают, поскольку первоначало не имеет конца.

Примечание

Учение Анаксимандра об апейроне как универсальном управляющем принципе рождения и уничтожения становится первой диалектической теорией в Греции, которая решает проблему зарождения и разрешения противоречий.

  1. Впервые выдвигает идею об эволюции человека из воды. По мнению философа, благодаря солнцу и «жидкому элементу» зародились первые животные. Потом они развились в более сложные виды.
  2. Сперва люди зарождались и развивались до взрослого состояния в чреве огромной рыбы. Позже они рождались взрослыми, но будучи без поддержки, были вынуждены выйти на сушу и начать новый период своего развития.

Анаксимен (585-524 гг.

до н.э.)

Был учеником Анаксимандра. Является автором сочинения «О природе» (сохранился в трех фрагментах). Основные идеи:

  1. Критикует Фалеса, что вода не является достаточно универсальной как архе, а апейрон Анаксимандра недостаточно предметен, абстрактный, а значит не может быть проверен в опыте.
  2. Первооснова всего сущего – воздух, как наиболее безликая из четырех стихий. При этом он объединяет свойства и воды, и апейрона. Его можно эмпирически контролировать, а также он является универсальным.
  3. Главное свойство воздуха – его безграничность, «апейрос». Потому, понятие апейрона Анаксимандра – это лишь одно из измерений воздуха.
  4. Начало тела и души лежит в воздухе. Душа является воздушным явлением, поскольку способна к творчеству и творению. Душа играет роль прародительницы сущего.
  5. Воздух является первоначалом, потому что он наилучшая среда для любых возможных превращений. Он может становиться водой или землей (охлаждаясь), огнем (расширяясь) и т. п.
  6. Весь мир – это постоянное перетекание воздуха в разные его возможные формы, которые взаимодействуют еще и между собой. Главные процессы – это сгущение и разрежение.

Значимость милетской философской школы

Милетские философы внесли фундаментальный вклад в развитие мировой философии. Они были первыми греками, которые предложили рассматривать управление природы как ее собственный процесс, не зависящий от богов. В их понимании природа становится вечной и саморегулирующейся.

Именно такой подход позволил милетцам поднять впервые вопрос о первоначале природы – из чего она состоит. Кроме этого, Анаксимандр и Анаксимен поднимают проблему причины и принципов рождения и уничтожения. Философы, сугубо интуитивно уверенные в исключительной объективности процессов, пытались объяснять законы природы, принципы ее существования.

Кроме этого, они выдвигают теорию об универсальных и неуничтожимых элементах всего сущего, которые вносят в мир определенное движение, побуждая вещи к рождению и разрушению. Такие взгляды можно рассматривать как первые шаги к пониманию атомов и связей между ними. Поэтому их теория имеет актуальность для изучения и поныне, ее можно считать научным истоком.

Примечание

Милетская школа заложила основы философского подхода к осмыслению окружающего мира и его начал.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 5.00 (Голосов: 8)

Поиск по содержимому

Фалес, Анаксимандр и Анаксимен – Сама мысль

Милет был городом-государством на побережье Эгейского моря в Ионии (современная Турция), который служил центром ионийского восстания, стремившегося к свободе от Персидской империи. Первые древнегреческие философы Фалес, Анаксимандр и Анаксимен были родом из Милета, поэтому они известны как милетская школа. В первую очередь они были посвящены космологии, порядку и взаимодействию элементов и наблюдению за природой. В древнем мире космология и наука были преимущественно пассивным наблюдением. По мере того как китайцы, мусульмане, а затем и европейцы развивали механику и математику современного мира, наука все больше двигалась за счет активного экспериментирования. Экспериментирование по-прежнему является наблюдением, но в активной аранжировке.

Ионические города-государства, такие как Милет, были заселены около 1000 г. до н.э. К 600 г. до н. э., сразу после времен Гомера и Гесиода, примерно во времена Архилоха и Сапфо, Милет стал богатым центром торговли товарами и идеями с городами Египта, Персии, Западной Греции и других стран, таких как сегодня Ливия и Италия. В то время «Греция» еще не была политическим образованием, но разделяла гомеровскую культуру с другими греческими городами-государствами, такими как Афины, о которых мы говорили в прошлый раз.

Милетом правили аристократы, могущественные семьи, у которых было свободное время, чтобы насладиться образованием и искусством. У них были связи с империями Египта и Персии, о чем свидетельствует влияние этих империй на науку и искусство, но независимость в развитии новой культуры из того, что было импортировано. Милетцы были известны как смелые мореплаватели и торговцы. В частности, то, что первые философы прибыли из Милета, предполагает, что Персия имела особенно сильное влияние, что будет подтверждено распространением христианства (под влиянием персидского зороастризма) через Сирию и Ионию на остальную часть Греции и Египта столетия спустя. Между Милетом и Афинами не было большой разницы, кроме того, что Милет находился под властью Персидской империи за столетия до того, как возникли его величайшие мыслители.

Фалес

Фалес был первым членом Милетской школы, которая не была формальной школой в здании, а ярлык, применяемый сегодня к трем взаимосвязанным мыслителям из Милета. Считается, что Фалес жил где-то между 620 и 550 годами до нашей эры, в основном на основании его предсказания солнечного затмения в 585 году до нашей эры. По словам Диогена Лаэртского, историка, ведшего хронику жизни греческих философов, Фалес был финикийцем, рожденным от финикийских знатных родителей, эмигрировавших в Милет. Он прославился своими достижениями, о чем свидетельствует строка из комедии Аристофана «Птицы»: «Человек — Фалес!». Либо он ничего не писал, либо ни одно из его сочинений не сохранилось. Некоторые источники говорят, что он написал два трактата по астрономии, но если он и написал, то теперь они потеряны для истории.

Фалес был известен тем, что витал в облаках, стереотипным «рассеянным профессором». Есть много историй об интеллектуалах, которые почти умирали, придумывая идеи, которые сделали их знаменитыми. Человеческая мысль: это может сделать вас легендой или убить. Платон и другие источники повторяют рассказ о том, что Фалес смотрел на звезды во время прогулки, размышляя над астрономией, когда упал в колодец. Похожая история рассказана о Гаутаме, основателе школы логики и дебатов индийской мысли, также называемой «Глаза в ногах», когда он упал в колодец, глубоко задумавшись, поэтому Брахма, главный бог-отец, дал ему глаза в его ноги, чтобы он больше не падал в колодцы, думая. Позже мы увидим, чем логика Гаутамы из Индии похожа на логику Аристотеля из Афин.

В обеих историях может быть нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Для Гаутамы, как логика, он смотрит на частные примеры и делает общие выводы (например, глядя на множество коров и обобщая, что у всех коров есть рога). Для Фалеса смотрение в колодцы служит преломляющим устройством для наблюдения за определенными звездами и луной без помех со стороны других, а также для измерения углов и градусов. Фалес мог упасть в колодец, глядя на звезды в колодце, а не совсем пропустить колодец. В любом случае, Платон говорит, что фракийская рабыня высмеивала Фалеса за то, что он упал в колодец, глядя в небо.

Один источник говорит, что у Фалеса не было ни семьи, ни детей, и когда его спросили об этом, он сказал, что это будет отвлекать. В то время как некоторые в свое время высмеивали Фалеса за то, что он размышлял о космосе, не сумев создать семью, Аристотель говорит нам, что Фалес показал, что философия и наука милетцев не являются бесполезной абстракцией, а практичны и полезны. Фалес видел, что сезоны собирались принести большой урожай оливок, поэтому он арендовал и купил все оливковые прессы, которые смог найти, чтобы монополизировать рынок оливкового масла, что принесло ему много денег, когда урожай оливок был собран, а оливковое масло осталось. пользуются большим спросом. Аристотель говорит, что Фалес делал это не из-за денег, которые он, как и семья, рассматривал как отвлечение от своих астрономических исследований, а чтобы показать скептически настроенным милетцам, что абстрактные спекуляции могут давать мирские результаты, и поэтому философы могут разбогатеть, но их больше интересует обретение знаний и мудрости.

Другая история из разных источников гласит, что Фалес направил реку для царя Креза, чтобы его солдаты могли пересечь и атаковать Персию с гораздо меньшим количеством солдат, чем ему нужно. Крез осознал свое положение и сдался Киру, который пощадил его и Милет, предоставив им относительную независимость и автономию. Если бы Кир разрушил Милет вместо того, чтобы дать ему независимость, он не позволил бы ему стать центром восстания против его сына Дария, и греческой философии пришлось бы начинать где-то еще или вообще ни с чего.

Во многих источниках говорится, что Фалес обучался у египетских жрецов, что помогло бы ему в геометрии и астрономии. Это сомнительно, но согласуется с часто упоминаемой историей о том, что Фалес использовал геометрию, уже известную египтянам (найденную в свитках папируса), для измерения высоты пирамид путем измерения длины их теней. Точно так же часто говорят, что Фалес использовал тот же метод для расчета расстояния кораблей от берега. Путешествие в Египет не было трудным для милетца, так как это можно было сделать на лодке менее чем за неделю, а Милет был торговым центром, через который проходило много египетских товаров, и многочисленные лодки отправлялись в египетские порты, если нужно было поймать поездку. Диоген Лаэртский сказал, что Фалес открыл, что в году 365 дней, но египтяне знали об этом раньше не только по звездам, но и по разливу реки Нил. Также было сказано, что Фалес был первым, кто заявил, что душа бессмертна, но это также соответствует более ранней египетской мысли, когда за реинкарнацией душ следует достижение рождения на небесной звезде с движением Осириса.

Фалес также был в Вавилоне, и доступ к их астрономическим записям позволил ему предсказать затмение в 585 г. до н.э. Путешествовал ли он в эти места, или он получил доступ к их знаниям без необходимости путешествовать, и это просто ассоциировалось с ним, чтобы казалось, что он обладает всеми знаниями древнего мира? Источники говорят, что Фалес занимался торговлей, что, возможно, послужило причиной того, что он был заинтересован в монополизации оливковых прессов, поскольку оливковое масло было основным товаром. Его метод предсказания затмений соответствует вавилонскому методу.

Фалес считал, что элементы живы, что «все вещи полны богов» или духов. Он видел статический заряд полированного янтаря и движение железа под действием магнитов как доказательство того, что все живое, включая мертвое. Фалес утверждал, что «нет никакой разницы» между жизнью и смертью. На вопрос скептически настроенного критика, почему тогда Фалес не должен просто умереть, Фалес ответил: «Потому что нет никакой разницы».

Подобно Платону и Аристотелю, у Фалеса был телеологический взгляд на космос. Космос живой и разумный, и движения имеют цели. Один римский стоик (о стоицизме мы поговорим ближе к концу урока) через сотни лет после этих греческих мыслителей писал о том, что он был в ужасе от сталактитов и сталагмитов в пещере, лишенной жизни, поскольку не должно быть красивых вещей, которые остаются незамеченными. Красота существует только для того, чтобы быть привлекательной, а не как нечто случайное, что может быть или не быть привлекательным в зависимости от того, смотрит кто-то или нет. В то время как Гесиод олицетворяет силы природы в образе Зевса, римский оратор и философ Цицерон говорит, что Фалес считал Бога разумом, придающим форму всему из воды. Это похоже на сотворение Ветхого Завета из Книги Бытия, которое само по себе соответствует более ранней шумерской и вавилонской мифологии и космологии.

Для Фалеса вода является первоэлементом, подобно тому, как Анаксимен говорит, что есть воздух, подобно тому, как Гераклит говорит, что есть огонь. Все это жидкие элементы, в отличие от земли. Вода — это принцип всех вещей для Фалеса, что очень похоже на Гераклита, говорящего, что все вещи текут и меняются, как река, но при этом утверждает, что это в основном огонь. Вещи рождаются из хаоса и течения (как в «Теогонии» Гесиода), стабилизируются, чтобы стать тем, чем они являются, затем дестабилизируются и снова впадают в общий поток. Сегодня среди современных ученых идет спор о том, говорил ли Фалес, что вещи происходят из воды, но становятся чем-то другим (трансмутация), или что все вещи на самом деле всегда сделаны из воды, независимо от их формы.

Зачем Фалесу утверждать, что вода превращается в различные элементы? Милет находился в устье реки Меандр, которая откладывала ил и наносы, скопившиеся на берегах реки и на небольших островах посреди ее течения. Наблюдателю может показаться, что вода конденсируется в землю при ударе. Фалес утверждал, что земля плавает в воде, и это верно, если положить горсть земли на бассейн. Это означало, что континенты плавают в океане, поэтому землетрясения возникают, когда океан взволнован под землей.

Фалес увидел, что вода разлагает вещи на составные части, что он усмотрел в доказательстве того, что вода была первоэлементом. Способность воды очищать и разделять дает ей двойную роль разрушителя и очистителя. Египетские священники сосредоточились на воде как на благословении через очищение, поэтому окропляли святой водой в ритуалах и требовали, чтобы священники купались три раза в день. Персидские зороастрийцы считали огонь очищающим и поддерживали пламя во время ежедневных реконструкций рождения космоса. Влияние обоих до сих пор можно найти в католических ритуалах. Когда Фалес утверждает, что вода является основным элементом, это ставит его в соответствие с космологией Гесиода, поскольку из хаоса возникает порядок и различие элементов. Теория постхаоса современной науки называет порядок из хаоса «возникновением».

Анаксимандр

Некоторые источники утверждают, что Анаксимандр (610–546 гг. до н. э.) был учеником Фалеса. Это предполагалось в течение долгого времени, но, как это часто бывает в разных культурах, последователи считаются непосредственными учениками, но затем обнаруживается, что они просто изучали учителя, не зная его. Сегодня также считается, что это было верно в отношении Сократа и Платона. У Анаксимандра действительно был знаменитый ученик по имени Пифагор (которого мы будем изучать на следующей неделе). Говорят, что Пифагор посетил Фалеса по совету Анаксимандра, и что Фалес сказал Пифагору учиться в Египте, чтобы понимать математику и физику.

Поскольку сочинений Фалеса у нас нет, Анаксимандр дает нам первые сохранившиеся письменные строки (отдельный фрагмент) греческой философии. Его «О природе», в отличие от произведений Гомера и Гесиода, но подобно трактатам, написанным шумерами, египтянами и другими, не поэзия, а проза, не структурированная ритмическими ограничениями. Книга утеряна, но один ее отрывок доходит до нас, цитируемый Симплицием в его комментарии к физике Аристотеля: и возмездие друг другу за свою несправедливость в соответствии с порядком времени.

Подобно Ньютону, существует равновесие, при котором для каждого движения существует равное и противоположное движение, равновесие или «справедливость», которая действует во всем космосе. Для Анаксимандра правосудием была богиня Дике, хранительница порядка, баланса и справедливости космоса под председательством Зевса, ее отца. Зевс — порядок, а Дике улаживает беспорядки. Дике иногда изображают с весами, чтобы взвешивать вещи, как Анубис из Египта.

В то время как некоторые говорят, что Анаксимандр был первым в мировой истории, кто представил рациональные аргументы в пользу своих верований, так же как Фалес, как говорят, был первым, кто поверил в естественные объяснения, это скорее то, что люди естественно наблюдают и спорят, но Анаксимандр был первый грек (технически милетский), аргументы которого дошли до нас из разных источников.

Для Анаксимандра основным элементом, из которого происходят другие, является не вода, а безграничный, бесконечный, Апейрон, неограниченный во времени или пространстве (временно и пространственно бесконечный), неограниченный в силе и силе, неограниченный в качестве или количестве. Анаксимандр утверждал, что он не рожден и не умрет. О том же говорит и Гераклит, в отличие от олимпийских богов Гесиода, рожденных во времени. В то время как бесконечное есть непрерывное зарождение и распад вещей, само оно не имеет ни зарождения, ни распада. Вещи начинаются и кончаются, а само это не начинается и не кончается. Это такая же абстракция, как политеизм, и абстрактный монотеизм, где элементы фактически являются гранями или ответвлениями одного общего абстрактного элемента, также вечного и нерожденного, в отличие от Зевса. Бесконечное есть также то, что не ограничено человеческим разумом или понятиями, то, что остается непостижимым и за пределами понимания.

Живем ли мы в открытой бесконечной Вселенной или в закрытой конечной Вселенной, до сих пор обсуждают астрофизики. На моем студенческом курсе астрономии нам сказали, что есть три теории или возможности: 1) Вселенная замкнута краем, поэтому ракета может удариться о край, 2) Вселенная замкнута, но замкнута сама на себя, поэтому ракета в конечном итоге вернуться туда, где она началась, если она продолжала лететь в одном направлении, или 3) вселенная открыта и бесконечна, поэтому ракета никогда не коснется края или не вернется, если она продолжит полет. Анаксимандр утверждает третий и последний из них.

По-видимому, Анаксимандр утверждал, что, поскольку элементы противоположны друг другу, причем огонь горяч, вода мокра, земля суха, а воздух прохладен, если бы один из них был первичным элементом или бесконечным по своей силе, он имел бы давно разрушил свою противоположность. Таким образом, если бы Фалес был прав и все вещи состоят из воды, огонь был бы давно уничтожен или вообще никогда не существовал. Обратите внимание, что Анаксимандр предполагает, что что-то должно быть бесконечным, и поэтому эта вещь не должна иметь определенного характера, иначе этот характер уничтожил бы что-либо еще при заданном бесконечном количестве времени (что-то, что бесконечная вещь по необходимости имела бы).

Из Апейрона исходят элементы огня, воздуха, земли и воды, а затем они являются компонентами всех отдельных вещей. Это работает в соответствии с четырьмя качествами: горячее, холодное, влажное, сухое. В частности, огонь горячий, вода влажная, воздух холодный, а земля сухая. Когда вещи находятся в равновесии, все течет гладко, а когда они разбалансированы, они должны «расплачиваться за свою несправедливость», уравновешиваясь контрреакцией. Стихии посягают друг на друга и совершают несправедливость друг против друга, как нации, борющиеся за спорную территорию. Гераклит, как мы увидим, считает стихии тщеславными и голодными, поэтому это и происходит. Для Анаксимандра молния и гром исходят от туч, сталкивающихся друг с другом, улаживания несправедливости.

Бесконечный апейрон рассматривался пифагорейцами и Аристотелем как негативная вещь, которые ставили порядок и сдержанность на сторону совершенства, а бесконечность на сторону хаотичности и несовершенства. Как правило, греческой мысли не нравилась идея бесконечности, в отличие от индийской мысли. Именно по этой причине сегодня мы используем индийско-арабские цифры, поскольку индийская математика привыкла к бесконечным числам, таким как бесконечные ряды, и неизвестным, таким как переменные, которые внесли свой вклад в исламскую алгебру. Хотя мы по-прежнему используем греческую букву «пи» для обозначения отношения длины окружности к ее радиусу, грекам было бы неудобно, если бы число «пи» тянулось бесконечно, и они изо всех сил пытались представить его как отношение целых чисел (22/7 было часто используемые).

Согласно собственной космологии Анаксимандра, мир вырос из семени, заключенного в огонь и воздух, которые затем распадаются на кольца, из которых затем состоят солнце, луна, планеты и звезды. Современные ученые до сих пор не могут понять, как работает большая часть его астрономической системы.

Анаксимандр представил Греции гномон, инструмент, который вавилоняне и египтяне использовали на протяжении столетий до этого. По сути, это палка в земле, которая выполняет функцию солнечных часов. Это позволяет измерять тени на земле, а затем изучать их. Солнце рисует кривую, двигаясь от длинной к западу утром, самой короткой в ​​полдень и длинной к востоку вечером.

Анаксимандр сказал, что солнце и луна совершают полный круг, проходя под землей, а земля без опоры парит в пространстве. Это странно, поскольку оно не поддерживается ни водой, ни воздухом, ни Атласом, ни колонной, ни черепахами, ни чем-то еще, что отличало его от верований многих предыдущих культур. Лишь тысячи лет спустя, когда люди отправились в космос, это можно было непосредственно наблюдать. Однако Анаксимандр не верил, что земля круглая, по крайней мере, не круглая, как сфера. Земля представляла собой плоский диск, что было гораздо более распространено в древнем мире. Для Гомера и Гесиода мир был столбом или барабаном, как и форма космоса, что объясняло, почему земля плоская, предметы падают вниз, а звезды кружат над головой. Гесиод говорит в «Теогонии», что наковальне потребуется девять дней, чтобы упасть с высоты неба на землю. Анаксимандр также использует число девять как отношение длины земли к расстоянию до звезд и в некоторых других местах.

Почему же тогда земля не падает, а плывет? Аристотель говорит, что Анаксимандр утверждал, что Земля находится в мертвом центре космоса, и поэтому у нее нет причин двигаться в ту или иную сторону. Это странно, потому что бесконечность должна либо не иметь центральной точки, либо в равной степени иметь свой центр во всех точках. Аристотель утверждает, что если прав Анаксимандр, то человек, испытывающий голод и жажду между едой и питьем, обязательно останется на месте. Опять же, обратите внимание, что Аристотель сравнивает движущуюся землю с голодным человеком, так же как Анаксимандр полагает, что стихии несправедливы друг к другу. Что, вероятно, происходит, так это то, что Анаксимандр видит космос как порожденный вовне из земли, а земля, в некотором смысле, плавает, находясь в центре.

Анаксимандр поместил ближайшие к земле звезды, затем планеты, затем луну и самое дальнее Солнце. Это означает, что он думал, что звезды исчезли, потому что они проходят перед луной, а не позади нее, и луна затмевает их ночью так же, как солнце днем. Космос имеет форму барабана, с планетами на колесах, вращающимися по бокам, и земным диском в центре, поднимающимся и опускающимся в зависимости от времени года.

Анаксимандр составил карту мира, предположительно первую в Древней Греции, с кругом земли, окруженным океаном, который предположительно тоже плавает на месте. Средиземное море находится в центре земли, Дельфы — это пуп в самом центре, северная часть мира — это «Европа», восточная часть мира — «Азия», а южная половина — «Ливия» ( Африка), разделенный на трети. Неизвестно, был ли Анаксимандр первым, кто использовал эти имена, поскольку он, вероятно, полагался на более ранние источники. Пригодными для жизни были только побережья: северное побережье, включая Грецию, южное побережье, включая Египет, и восточное побережье, включая Вавилон, Ассирию и Персию. На крайнем севере жили мифические снежные люди (западные европейцы), а на крайнем юге — мифические огненные люди (африканцы). Геродот следует за Анаксимандром и делит мир на такие же три континента. «Европа» не была культурно принятым названием континента в Европе до позднего средневековья, незадолго до эпохи Возрождения.

В биологии Анаксимандр утверждал, что жизнь возникает из влаги, которая остается на земле и не высыхает на солнце. Круговорот воды был известен в Египте, Индии и других местах благодаря наблюдению за парами, поднимающимися вверх, и дождями, падающими с нагревом и охлаждением времен года. Рыбы состоят из нагретой воды и земли, из которых они самопроизвольно возникают. Затем они становятся другими животными, которые становятся другими, которые становятся людьми. Сюда не входит идея естественного отбора Дарвина. Люди произошли не от обезьян, как это было согласно некоторым индийским источникам, а были заперты в животных, пока те не вырвались на свободу.

Анаксимен

Как Анаксимандер последовал за Фалесом, так и Анаксимен (585–528 гг. до н. э.) последовал за Анаксимандром, хотя, как и в отношениях между Фалесом и Анаксимандром, Анаксимен не просто следовал за Анаксимандром, но исправлял и отличался от него. Arche Анаксимена, его первичная сущность или первоэлемент, был бесконечен, как и Анаксимандр, однако это был не просто бескачество, а стихия воздуха. Воздух — это элемент в древней космологии, связанный с дыханием и, наряду с огнем, с жизнью. Когда животное или человек умирает, тепло и дыхание покидают земное и водное позади, которое затем опускается вниз, в то время как огонь и воздух предположительно поднимаются. Анаксимен утверждал, что в результате рассеяния и концентрации все вещества производятся из воздуха. Воздух сгущается в зрительный пар, туман и дождь, а из воды, как полагал Фалес, сгущается земля и даже камень. Эти двое согласны с тем, что земля представляет собой сконденсированную воду, но Анаксимен утверждает, что вода сама по себе не первичный элемент, самый элементарный элемент, а сконденсированный воздух. Воздух, рассеиваясь, воспламеняется и становится огнем.

В доказательство этого Анаксимен объяснил, что когда мы дуем на руку с открытым ртом, она горячая, а с сжатыми губами — холодная. Это показывает, что сконденсированный воздух холодный, а рассеянный воздух горячий. К сожалению, теперь мы знаем, что когда вы конденсируете газ, он часто нагревается, так как молекулы движутся быстрее, в отличие от того, что он предполагал. Анаксимен также ссылается на войлок, представляющий собой уплотненную шерсть, чтобы показать, что разная плотность дает разные свойства. Земля была сформирована в процессе валяния, уплотняясь из воздуха и выбрасывая в процессе звезды, как искры, выбитые из костра. Земля плывет не просто по центру, а как лист по воздуху. Так же и солнце и луна, которые сами по себе представляют собой парящие в воздухе диски, горящие из-за своей скорости.

Для Анаксимена землетрясения происходят не из-за того, что земля плавает на воде, а из-за того, что воздух иссушает землю, которая затем трескается и местами обрушивается. Молнии вызываются ветром, врезающимся в облака с большой скоростью. Гиппократ, знаменитый греческий врач, по-видимому, следовал за Анаксименом и считал воздух главным для понимания болезней и расстройств тела.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Анаксимандр и Милетская школа философии

(Вероятно) Анаксимандр, фрагмент картины Рафаэля «Афинская школа», 1510–1511.

Около 610 г. до н.э. родился досократический греческий философ Анаксимандр Милетский . Он принадлежал к милетской школе и изучил учение своего учителя Фалеса. Согласно имеющимся историческим документам, он является первым известным философом, записавшим свои исследования, хотя сохранился только один фрагмент его работы. Один из первых сторонников науки, он пытался наблюдать и объяснять различные аспекты Вселенной, уделяя особое внимание ее происхождению, утверждая, что природа управляется законами, как и человеческие общества, и все, что нарушает баланс природы, не длится долго. .

«Не может быть единого, простого тела, которое было бы бесконечным, либо, как считают некоторые, тела, отличного от элементов, которые они затем извлекают из него, ни без этого уточнения», как цитируется в «Физике» Аристотеля .

Мало что известно о жизни Анаксимандра

Как и для многих других древнегреческих философов, мало что известно о жизни Анаксимандра. Анаксимандр, сын Праксиада, родился на третьем году 42-й Олимпиады, т. е. в 610 г. до н. э. По словам грамматика 2 века до н.э. Аполлодора Афинского, ему было шестьдесят четыре года во время второго года 58-й Олимпиады (547–546 до н.э.), и вскоре после этого он умер. Ретирик IV века Фемистий упоминает, что он был « г. первым из известных греков опубликовал письменный документ о природе. ». Следовательно, его тексты будут одними из самых ранних, написанных прозой, по крайней мере, в западном мире. Согласно Аристотелю, философ Фалес предшествует Анаксимандру.[7] Можно спорить, действительно ли Фалес был учителем Анаксимандра, но нет сомнений, что на Анаксимандра повлияла теория Фалеса о том, что все происходит из воды. Сообщается, что Анаксимандр много путешествовал и основал колонию под названием Аполлония на побережье Черного моря. Также сообщается, что он демонстрировал торжественные манеры и носил пышные одежды.

Сочинения Анаксимандра

Ни одно из сочинений Анаксимандра не сохранилось, но мы знаем кое-что о его произведениях, которые все еще были доступны Аристотелю и Аполлодору. Теории Анаксимандра находились под влиянием греческой мифической традиции, а также наблюдений, сделанных более древними цивилизациями, например. вавилонских астрологов. Все это было продумано рационально. В своем желании найти некий универсальный принцип он, подобно традиционной религии, допускал существование космического порядка; и, развивая свои идеи по этому поводу, он использовал старый мифологический язык, приписывавший божественный контроль различным сферам реальности. Считается, что его основные произведения были О природе, О неподвижных звездах , Геометрическая съемка , Сфера , Карта Греции и Карта мира . Важность его работы состоит в том, что он ввел научные и математические принципы в изучение астрономии и географии.

Земля — это цилиндр

Анаксимандр считал, что Земля — это цилиндр. Если это кажется немного странным, то мы полагаем, что его рассуждения заключались в том, что если кто-то посмотрел вокруг и увидел круг, то он использовал аргумент симметрии, чтобы доказать, что существует другой круг с цилиндром между ними. Похоже, он был первым, кто утверждал, что солнце, луна, планеты и звезды вращаются вокруг земли, поэтому солнце, которое взошло утром, было тем же солнцем, которое исчезло вечером предыдущего дня. Он видел каждое небесное тело как отверстие в непрозрачном круглом колесе, содержащем огонь и окружающем землю. Он также утверждал, что небесные тела находятся на разном расстоянии от Земли, но совершенно ошибался, полагая, что звезды находятся ближе, чем любые другие небесные тела. В модели Анаксимандра земля подвешена посреди вращающихся небесных тел.[1]

Космогония Анаксимандра

Анаксимандр также пытался объяснить, как возникла Вселенная. Его философия утверждала, что все вещи возникли из « apeiron », Безграничного. В отличие от других досократиков, он никогда не дает точного определения этому принципу, и обычно его понимают как своего рода первобытный хаос. Как пишет Аристотель, « зародыш, наполненный горячим и холодным, отделился от Беспредельного, затем из этого зародыша выросла огненная сфера вокруг пара, окружающего землю, как кора вокруг дерева 9». 0048 ». Сфера огня разделилась на несколько колес, которые были тогда колесами звезд, луны и солнца. Анаксимандр утверждает, что все умирающие возвращаются к той стихии, из которой они произошли (апейрон).

Множественность миров

Уже Анаксимандр размышлял о множественности миров, подобно более позднему философу Эпикуру. Он обсуждал происхождение жизни, а также происхождение космоса. Он утверждал, что молодая земля была покрыта морями, некоторые из которых начали высыхать из-за солнечного тепла. Жизнь зародилась в тине морей, когда они высохли. У первых животных кожа была покрыта шипами, но после того, как они стали жить на суше, тепло солнца постепенно привело к тому, что у животных стало меньше шипов. Он утверждал, что человек не был приспособлен для жизни в этом раннем мире, поэтому он мог возникнуть от животных, живших на суше, только после того, как условия стали подходящими.

Карта мира

И Страбон , и Агафемер (впоследствии греческие географы) утверждают, что, согласно географу Эратосфену[5], Анаксимандр был первым, кто опубликовал карту мира. Этой карты, конечно, больше не существует, но на ней должна быть изображена круглая земля — вершина цилиндра. В его центре будет Средиземное море, а на севере и юге будут показаны земли, поскольку в то время это был известный мир. Некоторые писатели приписывают Анаксимандру также изобретение солнечных часов гномона. Но вряд ли это может быть правильным. Согласно историку Геродоту этот инструмент пришел из Вавилона, и Фалес, должно быть, использовал его для определения солнцестояний и равноденствий.[4,6,7]

«Анаксимандер Милетский утверждал, что бесконечное есть первоначало, и что все вещи рождаются из него и снова превращаются в него. Его бесконечность есть не что иное, как материя».
– Плутарх

Ссылки и дополнительная литература:

  • [1] O’Connor, John J.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *