Культура Донбасса — Крещение Руси. История
Летом 988 года произошло официальное Крещение Руси князем Владимиром Святославичем. Нет в исторической науке, посвященной Древней Руси, более значительного и наименее исследованного вопроса, чем вопрос о распространении христианства и крещения.
Лев Николаевич Гумилёв, историк: «Победа православия подарила Руси её тысячелетнюю историю».
Крещение Руси – термин, под которым в современной исторической науке подразумевается введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской церкви (некоторые исследователи полагают, что «крещение» состоялось позже: в 990 или 991 году).
Выражение «Крещение Руси» есть в Повести временных лет:
«В лето 6582 (1074 год). …Был также другой брат, именем Еремия, который помнил крещение земли Русской». В российской историографии Нового времени термин впервые употреблён В.Н. Татищевым («крещение славян и Руси») и Н.М. Карамзиным («крещение России»). Наряду с ним в литературе также используются иные термины: «Просвещение Руси», «введение христианства», «вторая религиозная реформа Владимира».
Предыстория
Обращение в христианство было стандартной практикой Византии в отношениях с воинственными народами-язычниками. В IX веке попытки христианизации предпринимались в отношении Великой Моравии (862) и Болгарии (864-920). Путём крещения правящей верхушки Византия стремилась закрепить государства язычников в своей сфере влияния и уменьшить опасность военных конфликтов на своих границах. После нападения русов на Константинополь (860) та же тактика была применена в отношении Киевской Руси, для чего Константинопольский патриарх Фотий I направил миссионеров в Киев. По некоторым данным, в это время были крещены киевские князья Аскольд и Дир c «боярами» и некоторым количеством народа. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси. По другим источникам, первое крещение на Руси произошло во времена Василия I (867-886) и патриарха Игнатия (867-877).
Первым правителем Киевской Руси, официально принявшим христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга. В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии», причём её сопровождал священник Григорий. Император именует Ольгу правителем (архонтиссой) Руси, имя её сына Святослава упоминается без титула. Ольга добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена.
Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. Начало христианизации Руси документируется распространением христианских древностей –нательных крестов, свечей и другого. Они фиксируются уже с середины – третьей четверти Х века в сети узловых пунктов Древнерусского государства – в городах и на погостах (дружинных центрах и торгово-ремесленных поселениях): в Киеве, вблизи Смоленска, в районе Чернигова, под Ярославлем. Известны монеты на Руси с нанесёнными на них граффити, передающими крест и молот Тора. Такие византийские монеты носились как иконы. Потоки монет на международных путях контролировала и распределяла княжеская дружина, религия которой становилась синкретичной. Эту дохристианскую эпоху, в отличие от более поздней, и можно считать периодом «двоеверия». В некоторых захоронениях знати, совершённых в языческих некрополях X века в специальных деревянных «камерах», углублённых в землю, найдены свечи, отражающие христианские элементы погребального обряда.
Крещение князя Владимира
Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар. После булгар пришли немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой. Те заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма.
Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.
Согласно «Повести временных лет», в 6496 лето от сотворения мира (то есть приблизительно в 988 году н. э.) киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской церкви. Это произошло в Херсонесе, в Крыму. После чего, в царствование императоров-соправителей Василия II и Константина VIII, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и Почайны. Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. В целом в византийской литературе событие 988 года осталось практически незамеченным, поскольку, по представлениям греков, обращение Руси произошло столетием раньше.
Помимо киевской митрополии, епископские кафедры были основаны в пяти городах — Новгороде, Чернигове, Переяславле Южном, Полоцке и Белгороде (ныне село Белогородка Киевской области). Во всех этих городах, кроме Белгорода, к XI веку имелись каменные храмы. В Белгороде следы каменного строительства выявлены с XII века (церковь Апостолов), но ранее на этом месте находилась деревянная церковь. Во второй половине XI века епархии были основаны в Юрьеве на реке Рось и в Ростове Великом. Первая каменная постройка в Ростове — Успенский собор был заложен, согласно летописям, в 1161—1162 годах, вместо сгоревшей «чудной» церкви.
Георгий Флоровский, протоиерей: «История русской культуры начинается с Крещения Руси».
Мифы, связанные с Крещением Руси
От приверженцев неоязыческой идеологии в наше время можно услышать, что христианство навязывалось славянам силой и большую часть населения при этом убили. Это утверждение не имеет никаких объективных доказательств. При массовом убийстве людей во время археологических раскопок были бы найдены их останки, но этого не произошло. Да и сложно представить, как малочисленная дружина князя Владимира расправляется с многотысячным населением страны. Из всех земель лишь Новгород отказался креститься добровольно, но и там не было засвидетельствовано массовых убийств, а лишь единичные случаи.
Еще одним мифом считается утверждение, что после крещения погибла “высокая славянская культура”. Но если обратиться к археологии, то подтверждения этим словам найти сложно. Не найдено никаких подтверждений существования у славян собственной письменности. Только с принятием христианства появилась “кириллическая письменность”.
Значение Крещения Руси
Цивилизационное значение крещения Руси огромно. Известный филолог В.Н. Топоров, оценивая значение принятия христианства для русской цивилизации, пишет: «…Принятие христианства на Руси не только приобщило к уже христианскому миру наиболее обширную и самую отдалённую часть единого пространства — Восточную Европу, но и тем самым в исторически ближайшем будущем открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан, «тружеников одиннадцатого часа»… И каковы бы ни были последующие судьбы христианства в Восточной Европе, его наследие стало неотменимой составной частью духовной культуры и здесь, — может быть, особенно здесь».
Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.
Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.
Принятие христианства вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
Улучшились общие нравы, исчезли человеческие жертвоприношение, многоженство отныне было запрещено, улучшилось отношение к женщинам.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв, академик, филолог: «Если говорить об условной дате начала русской культуры, то я, по своему разумению, считал бы самой обоснованной 988 год. […] Основное, что сделано восточным славянством для мировой культуры, сделано за последнее тысячелетие».
Историография
Русская церковно-историческая литература XIX — начала XX века историю христианства в России и Русской церкви обычно рассматривала начиная с I века, связывая её с деятельностью апостола Андрея Первозванного. Официальное издание Московской патриархии в 1971 году писало: «По преданию, лучи христианской веры озарили пределы России уже в первые десятилетия христианства. Начало христианизации Руси это предание связывает с именем святого апостола Андрея Первозванного, бывшего на Киевских горах <…> В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Всё это подготавливало величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и последовавшее за этим в 989 году крещение Руси». Указание 989 (а не 988) года соответствовало преобладавшей в то время точке зрения в советской исторической науке о том, что событие имело место после 988 года.
История установления памятной даты
День Крещения Руси – государственная памятная дата Российской Федерации, законодательно установленная 31 мая 2010 года в память о крещении Руси, отнесённом к 988 году. Отмечается ежегодно 28 июля, как день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира – крестителя Руси. Как и все памятные даты в России, День Крещения Руси не является выходным днём.
27 июня 2008 года, в год празднования 1020-летия Крещения Руси, от имени Архиерейского собора Русской православной церкви Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился с посланием к президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву с предложением: «…Учитывая значимость для народов России, Украины и Белоруссии Крещения Руси, которое определило их исторический путь, Собор полагает, что день памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, мог бы отмечаться в России как государственный праздник…»
31 мая 2010 года президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев подписал Федеральный закон № 105-ФЗ «О внесении изменения в статью 1. 1 Федерального закона Российской Федерации от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ „О днях воинской славы и памятных датах России“», согласно которому в России установлена новая памятная дата – 28 июля – «День крещения Руси».
28 июля – День Крещения Руси : Новости : ВСЕ МЫ
28.07.2022
28 июля в России отмечают День Крещения Руси, которое произошло в Киеве в 988 году. Это важнейшее событие связано с именем святого равноапостольного князя Владимира.
Как повествует летописное «Сказание об испытании или выборе вер», в 986 году князь Владимир принимал в Киеве послов от разных народов с целью выбрать религию для своего народа. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры, потом легаты от папы римского проповедовали веру латинскую, а хазарские евреи – иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии. Он рассказал князю о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, Владимир отправил девять посланников побывать в тех странах, откуда приходили проповедники. По возвращении они рассказали о религиозных обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Константинополе.
«Повесть временных лет» сообщает, что в 987 году князь Владимир принял решение о крещении Руси «по закону греческому». Однако он не сразу принял христианство. В 988 году Владимир захватил Корсунь (территория современного Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну. В случае отказа князь грозился пойти на Константинополь. Императоры согласились, однако потребовали в свою очередь крещения Владимира. Все-таки их сестра должна была выйти замуж за единоверца. Получив согласие Владимира, братья отправили в Корсунь Анну. Там же Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского. После этого состоялось бракосочетание. В крещении князь принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.
Существует предание о том, что в Корсуни князь Владимир ослеп. Однако сразу после крещения прозрел и тут же воскликнул: «Ныне познал я Бога истинного!». После женитьбы на царевне Анне Владимир отпустил всех своих жен и наложниц. Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились и многие бояре.
В Киеве Владимир также приказал разгромить устроенное им некогда капище (пантеон Владимира). Языческие кумиры были изрублены в щепки и сожжены. Затем князь повелел собрать всех жителей города на берегу Днепра. Накануне князь объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг».
Крещение народа произошло у места, где в Днепр впадает река Почайна. Летописи гласят: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа.
По материалам сайта «РИА»
Теги: День Крещения Руси
РОССИЯ Настоящая революция произошла с Крещением Руси, говорит Кирилл
Впервые за несколько месяцев Патриарх Московский отслужил обедню в храме Христа Спасителя. Большевистская революция стремилась стереть христианскую «революцию». «Мы с сострадательной улыбкой вспоминаем мечты революционеров, ведь они ничего не добились», — сказал он. Эрдогана просят уважать собор Святой Софии. Строится много новых церквей для солдат и полицейских. Националисты предложили отмечать «День России» 28 июля, а не 12 июня, как сейчас.
Москва (AsiaNews) – Во вторник Россия отпраздновала Крещение Киевской (Киевской) Руси князем Владимиром Великим. Празднования были очень приглушенными из-за пандемии коронавируса; однако Московский патриарх Кирилл (Гундяев) возглавил Божественную литургию в московском храме Христа Спасителя, который открылся впервые после Пасхи.
Патриарх передал наилучшие пожелания всем православным в России и Украине, в частности Президенту Владимиру Путину, который носит то же имя, что и крестивший князь. Праздник Крещения приходится на день, посвященный памяти Владимира Киевского (Киевского), скончавшегося 28 июля 1015 года, а крещение народа в Днепре произошло 1 августа 9.88 г. н.э.
Слова патриарха сильно повлияли на все общественное мнение, даже если он использовал типичную советскую риторику. «Говоря сегодняшним языком, — сказал Кирилл, — Крещение Руси было, несомненно, революционным событием. По своим последствиям она не может сравниться ни с одной из последующих революций, так как Крещение коренным образом изменило жизнь народа, его культуру и систему ценностей».
Сравнивая это событие с большевистской революцией, он добавил: «мы знаем, как самая грозная из революций в нашей стране начала ХХ века пыталась изменить эту систему ценностей и разрушить православную веру. Но в 21 веке в этом перестроенном соборе мы с жалостливой улыбкой вспоминаем мечты революционеров, ведь они ничего не добились».
Патриарх призвал россиян оставаться верными давнему выбору князя во имя крови православных мучеников прошлого века и любить «свою Родину, наш народ, наших правителей и наше войско», верные дару вера получена.
По словам Кирилла, Князь умел глубоко раскаяться в своих прошлых жестокостях как языческий монарх, «в отличие от нацистских лидеров в Нюрнберге, которые вообще не раскаялись», и сегодня повод для нового коллективного покаяния для всей Советское прошлое, чтобы «новое начало» в жизни русского народа было передано будущим поколениям.
На днях Патриарх и другие представители Русской Православной Церкви призвали президента Турции Реджепа Эрдогана уважать христианскую преданность великой церкви Святой Софии в Константинополе (Стамбул). Около 950 года нашей эры бабушка князя Владимира, святая Ольга, была крещена в соборе, что стало первым прямым контактом Киевской Руси с Византийской империей.
Перед обращением 988 года, как повествует древняя Летопись преподобного Нестора, посланцы Владимира прибыли в Константинополь, после посещения иудеев, мусульман и католиков, и были восхищены торжественностью патриаршей литургии Святой Софии.
«Мы не знали, где находимся, на небе или на земле [. . .] Мы не можем забыть эту красоту, так как каждый человек, если он съест что-нибудь сладкое, не возьмет потом горького; так и мы не можем оставаться без него», — писал летописец через несколько лет после Крещения.
Православное националистическое движение «40 на 40» предложило отмечать 28 июля как «День России» вместо 12 июня, когда президент Борис Ельцин утвердил новую Конституцию Российской Федерации в 1991. Патриархат поддерживает это предложение.
По этому случаю был открыт еще один «военный храм», посвященный князю Владимиру, храм Национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии), главной опоры жандармерии и полиции при Министерстве внутренних дел.
Силы специальных операций России ( Спецназ ) и Мобильный отряд специального назначения ( Омон ), которые проявляли особую активность из-за протестов в знак солидарности с жителями Хабаровска, также подчиняются Министерству.
В храме, расположенном в подмосковной Балашихе, идут завершающие работы, устанавливаются последние украшения, иконы и мозаики. Объявив, что другие храмы будут посвящены военным и государственным органам, ответственный за храм Росгвардии, депутат Думы Владимир Ресин, которому Патриарх поручил построить 200 новых храмов в Москве, подчеркнул важность обновления с «традицией посвящать храмы полкам, как при царе».
Церковь городской полиции почти закончена, а церковь речной полиции была открыта в прошлом году. По словам Ресина, солдатам, которые защищают Родину и поддерживают порядок, «нужны места молитвы и внутреннего покоя, чтобы выполнять свою задачу под защитой Бога».
Крещение Руси. Кратко. Крещение Руси князем Владимиром как явление древнерусской истории
Кто крестил Русь?
Крещение Руси — один из самых значительных фактов в истории Российского государства. Кто крестил Русь? Из школьного курса, наверное, все помнят, что человек, крестивший Русь, — князь Владимир. Обратимся к истории.
Русь крестил князь Владимир Святославич. Он стал князем Новгородским в 970 г. и захватил киевский престол в 978 г. В 988 г. он избрал христианство религией Киевской Руси. Много о крещении Руси написано в «Повести временных лет». Согласно этому источнику, князь Владимир принял христианство от Константинопольской церкви. Многие историки говорят, что сам Владимир крестился в 978 году. Интересен тот факт, что в византийской литературе событие крещения Руси осталось практически незамеченным. В каком году была крещена Русь? Согласно «Повести временных лет», крещение произошло в 9 г.88 г., хотя греки утверждают, что это было на целый век раньше. Крещение Руси произошло в то время, когда еще не произошло в полной мере раскола между двумя церквами, а именно между Западной и Восточной. Однако уже к тому времени это обособление друг от друга просматривалось в учениях и отношениях церковной и светской власти.
Значение крещения для Руси
Согласно литературному источнику «Повесть временных лет», Русь крестилась в 649 г.6 из «сотворения мира». Принятие христианства на Руси не могло не отразиться на культурной жизни людей того времени. Это событие коренным образом изменило ход истории. Большое развитие и толчок получили живопись и архитектура. Древние традиции из Византии постепенно внедрялись в жизнь русских людей. Одним из важнейших событий того времени стало распространение кириллической письменности и книжных традиций. Только после крещения Руси появились первые памятники древнерусской литературы.
Без сомнения, можно утверждать, что крещение Руси коренным образом изменило весь мир. Дело в том, что христианство развивалось на огромной территории Восточной Европы. Это не могло не сказаться на судьбе всего человечества и мира в целом.
1020 лет назад, 12 мая 996 года, в Киеве была освящена Десятинная церковь. Первый каменный храм Древней Руси, воздвигнутый святым равноапостольным князем Владимиром . Дата почтенная и приподнятая — по этому поводу, наверное, стоит ожидать широких гуляний. Или нет?
Вероятно, нет. А причина проста. Само существование Десятинной церкви крайне неудобно для многих и многих. В первую очередь для тех, кто до сих пор разделяет устоявшуюся версию крещения Руси. Она, наверное, известна всем и каждому. Здесь князь Владимир, избрав новую веру, принимает послов от византийских православных, от римо-католиков, от мусульман и от иудеев. Здесь он склоняется к греческой версии. Однако он не хочет менять свою веру просто так и получает крещение, вроде как трофей. Для начала он берет один из важнейших городов Византии Корсунь (Херсонес). Затем он заставляет братьев-императоров, Василий и Константин выдают себя за свою сестру Анну , угрожая в противном случае взять сам Константинополь. Получает согласие. Только после этого он крестится. Разумеется, из рук греческого духовенства. И всю Россию склоняет к крещению. Произошло это в 988 году.
«Первые христиане в Киеве». В. Г. Перов, 1880 г. Картина иллюстрирует тайные собрания христиан в языческом Киеве. Источник: Public Domain
Слова не из той системы
Солидная, интересная, красивая история. Вот только, к сожалению, не подтверждено. Во всяком случае, акт крещения Руси при Владимире никак не отмечен византийскими источниками. В общем. Как будто его и не было вовсе.
Любопытное наблюдение, на которое неоднократно обращали внимание как ученые, так и просто интересующиеся историей Церкви. Теоретически принятие христианства из рук греческого духовенства должно было быть полным пакетом. Он включает в себя канон, обряды и терминологию. А с последним у нас явные проблемы. Солидная часть отечественных церковных терминов, причем основных, крайне далека от греческого. Но это очень близко к западной традиции. Для сомневающихся можно привести ряд наиболее очевидных примеров. Навскидку:
Церковь
- Россия — Церкви
- Греки — Экклесия
- Запад — Цирика
«Крещение князя Владимира». Фреска В. М. Васнецова во Владимирском соборе Киева. Конец 1880-х гг. Источник: Public Domain
Крест
- Россия — Крест
- Греки — Ставрос
- Запад — Крукс
Священник
- Рус — Поп
- греков — Иерей
- Запад — Папа
Алтарь
- Россия — Алтарь
- Греки — Бомос
- Запад — Алтариум
язычник
- Русь — Поганы
- греки — этникос
- Запад — Паганус
Неправильное крещение?
По сути, это просто цветы. Ягодки начинаются, когда понимаешь, что творилось в церковных делах России спустя полвека после такой привычной даты крещения — 988.
Прибытие в Россию Митрополит Феопемпт. Грек, поставленный во главе Русской митрополии Константинопольским Патриархом. 1037 год. Первое, что делает Феопемпт, — переосвящает ту же самую Десятинную церковь. Главный храм России. Кафедральный собор. Там были похоронены сам Владимир и его жена Анна. Туда были перенесены мощи княгини Ольги — первой из русских правительниц, принявшей крещение. Иными словами, Десятинная церковь – это средоточие святости всей русской земли.
И вдруг греческий митрополит освящает его заново. Это допускается только в двух случаях. То ли храм осквернили, то ли он изначально был как-то неправильно освящен. Однако об осквернении ничего не известно.
Кстати, Элладская Церковь на протяжении всей своей более чем богатой церковной истории не знала церковной десятины как юридически утвержденной практики. А в России — вдруг — целый собор, живущий на принципах десятины. И эти принципы были установлены самим князем Владимиром.
Более подробно. Канонизация князя Владимира состоялась довольно поздно. 400 лет после того, как он крестил Русь. Константинополь яростнее всего противился прославлению Владимира в лике святых.
Прибытие в Киев епископа. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839 г. Источник: Public Domain
Рим — нет!
Впрочем, тем, кто решит, что Русь первоначально крестили римские миссионеры, совсем не стоит радоваться. Во-первых, римские хроники тоже ничего не говорят и не знают, что это самое крещение произошло при Владимире. Единственная миссия папских проповедников в Россию состоялась в 9 в.61-962, при бабушке Владимира, княгине Ольге. И закончилось это плохо. Епископ Адальберт Ничего не тратил в Киеве. Он ушел в опале: «Адальберт, рукоположенный во епископа за русских, не преуспел ни в чем, для чего был послан, и, видя труд свой напрасным, возвратился назад. Некоторые из его спутников были убиты, а сам он едва спасся».
И тут возникает парадокс. Князь Владимир крестился. Это факт. Он заставил своих подданных сделать то же самое. Это другой факт. Ни Рим, ни Константинополь знать или говорить что-либо об этом.Это тоже факт.
Тем не менее, Десятинная церковь строится и освящается. Идут службы. В богослужении и церковной жизни термины частично греческие, частично германо-римские, западные. Жена князя Владимира, греческая царевна Анна, вообще не видит в этом ничего зазорного. Как и духовенство. Но спустя полвека вся эта отлаженная система начинает шататься. Десятинная церковь переосвящена. А в качестве альтернативы строят Софийский собор. Два центра святости начинают увлекательную игру «кто здесь главный». Сыновья князя Владимира, мученики Борис и Глеб хоть и со скрипом, но канонизируют. Да и сам креститель Руси этой чести еще не удостоился. Что он сделал не так? Почему новые греческие митрополиты по-своему корректируют выстроенную им систему?
Руины Десятинной церкви на чертеже 1826 г. (иногда описывается как копия работы А. ван Вестерфельда, что подвергается сомнению историками).
В древних летописях известия о нескольких крещениях правителей Древней Руси в течение 9X-X вв. Не менее интересен путь, которым христианство пришло на Русь.
Православие и католицизм имели иное содержание, чем сейчас
Часто ли мы задумываемся о том, что многие термины русской церковной жизни имеют не греческое, а латинское происхождение? Во-первых, само слово «церковь» происходит (как и немецкое Kirche и английское Church) от латинского circus — круг, а не от греческого ecclesia. В то же время примечательно, что итальянское chiesa и французское eglise происходят от греческого слова. Далее, русский поп называется «поп» — корень в этом слове тот же, что и у папы (римского) в западноевропейских языках. Наконец, первая церковь, которую, согласно летописи, построил в Киеве князь Владимир после своего крещения, называлась Десятинной. Ей давали десятую часть государственного дохода. Но обычай платить десятину церкви был в римско-католической церкви, а не в греко-православной.
Чтобы это понять, необходимо совершить экскурс на несколько веков назад, когда не было Древнерусского государства. В 726 году византийский император Лев Исавр начал борьбу против почитания икон. Предполагается, что в основе иконоборчества лежало культурное влияние арабов и ислама с их запретом изображения живых существ. И более века византийская церковь раздиралась борьбой между противниками и защитниками икон. Она закончилась лишь в 842 году торжеством православия.
Все это время Римская церковь выступала за почитание икон. В то время она еще не приняла догматы, которые впоследствии создали пропасть между ней и Православной Церковью. Таким образом, в то время, когда Элладская Церковь впала в ересь иконоборчества, Рим остался верен православию, то есть Православию, от которого, однако, впоследствии отошел. Если говорить о религии такого, например, выдающегося деятеля западноевропейской истории, как император Карл Великий, то надо признать, что он исповедовал именно православие, в отличие от иконоборческой ереси Константинополя.
Первые известия о дипломатических отношениях между Русью и Византией относятся к 838 году, когда в Константинополе еще господствовали иконоборцы. А после восстановления православия долгое время не было существенных догматических различий между греческой и латинской церквами. Годом их окончательного расставания историки считают 1054 год, но современники вовсе не считали тот разрыв окончательным. До начала XIII века ритуальные различия между греческой и латинской церквами не препятствовали династическим бракам между русским домом Рюриковичей и западноевропейскими царскими семьями. Никаких повторных крещений, покаяний и тому подобных обрядов перехода из одной веры в другую не требовалось.
Не князь Ярополк крестил Русь?
В договоре русского князя Игоря с византийским правительством 944 года упоминаются русские-христиане. Это означает, что в Киеве, а возможно и в других крупных городах России в то время уже существовали христианские церкви и общины.
Летопись сообщает, что в 955 году правительница Ольга крестилась в Византии. Согласно тем же известиям, в 961-962 гг. Ольга приглашала миссионеров из Германии в Россию, но они якобы применяли насилие к обращенным в христианство и были высланы. Не вдаваясь в подробный анализ этого события, еще раз обратим внимание на отсутствие в то время непримиримых религиозных разногласий между Римом и Константинополем. В России могут и не заметить разницы между тем и другим.
Имеется ряд известий, позволяющих историкам (например, О.М. Рапову) предположить, что князь Ярополк, старший брат Владимира, княжавший в Киеве в 972-980 гг., был крещен, причем, скорее всего, западноевропейскими миссионерами. Первоначально Ярополк построил и Десятинную церковь. В то время на Руси шла ожесточенная борьба между языческой и христианской сторонами – вспомним, что князь Святослав подверг жестокой казни всех христиан, бывших в его войске. Языческая реакция, с которой летописи связывают первые годы княжения Владимира в Киеве, могла быть вызвана его торжеством над братом-христианином.
Кирилло-Мефодианские и арианские влияния
Но разве христианские миссионеры из Византии не обязательно были католиками? А. Г.Кузьмин обратил внимание на то, как основы христианской веры изложены в летописном сказании об избрании веры князем Владимиром. Там христианский проповедник говорит о посте: «Пост по силе: кто ест и пьет, все во славу Божию». Но это совсем не православное и не католическое понимание поста! И в каком вероучении того времени пост мог толковаться столь вольно?
Поиски этого приводят нас ко времени арианской ереси, названной по имени ее основателя, священника Ария, жившего в IV веке и отрицавшего учение о Божественной Троице и двойственной природе Христа. Христос, по его словам, был человеком. Хотя уже в 325 году арианство было осуждено как ересь в Римской империи, тем не менее оно нашло много приверженцев на окраинах империи, среди «варваров». Готы и франки, прежде чем стать католиками, приняли христианство по учению Ария. Ирландия стала оплотом арианства на многие века. Арианство было своеобразным историческим этапом усвоения христианства «варварами». В IX-X вв. в Византии и на Балканах арианство, соединившись с древним восточным манихейством, положило начало ереси т. н. богомильство.
Тогда в Болгарской церкви были очень сильны арианские и богомильские мотивы. В то же время Болгарская Церковь впитала в себя наследие творения святых Кирилла и Мефодия. Заметим также, что когда Римская Церковь временно признала церковнославянский язык одним из языков христианского богослужения, наряду с латынью и греческим (а Кирилл и Мефодий, как известно, перешли на службу из Константинополя в Рим), Константинополь этого не признал. Болгария и Византия вели в то время ожесточенную борьбу за господство на Балканах. Болгарская церковь на рубеже 10-11 веков стала одним из самостоятельных религиозных и политических центров Восточной Европы.
О первых митрополитах Киевских и всея Руси сохранились отрывочные и противоречивые сведения, да и то более поздние. Первым надежным митрополитом на Руси можно считать грека Феопемпта, утвердившегося на кафедре при Ярославе Мудром в 1035 или 1037 году. Судя по всему, он был первым поставленным в Константинополе киевским митрополитом. Интересно, что одним из первых актов Феопемпта было переосвящение киевской Десятинной церкви в том виде, в каком она была построена ранее еретиками.
Если еще учесть, что на севере Руси, в Новгороде, кельтский крест был широко распространен в церковных символах вплоть до XIV века, становится ясно, что христианство приходило на Русь разными путями. В конечном итоге было установлено подчинение Русской Церкви догматам и иерархии Константинопольской Церкви. Но это произошло не сразу в 988 году, а постепенно и позже.
Крещение на Руси — словосочетание, под которым современная историческая наука понимает введение христианского учения на территорию отечества в качестве государственной религии. Это знаменательное событие произошло в конце X века под предводительством великого князя Владимира.
Исторические источники дают противоречивые сведения о точной дате принятия христианства с разницей в два-три года. Традиционно событие относят к 988 году и считают началом становления Русской Церкви.
Крещение Руси в 988 году
Возникновение христианства на РусиНекоторые исследователи истории утверждают, что христианская религия проникла на территорию России задолго до крещения. По их мнению, есть неоспоримые свидетельства появления религии еще при киевском князе Аскольде. Константинопольский Патриарх прислал архиепископа для создания здесь церковного сооружения, но полноценному утверждению христианства на нашей древней родине помешали острые столкновения между адептами Спасителя и язычниками.
Ориентация Киева на восточнохристианский мир определялась его связями с величественным и мудро управляемым Константинополем, а также сотрудничеством со славянскими племенами Центральной Европы и Балканского полуострова. У русских князей был широкий выбор в списке религий, а те государства, которые прославляли собственную церковь, устремляли взоры на богатства родных земель.
На заметку! Княгиня Ольга была первой русской правительницей, прошедшей обряд Крещения.
Обстоятельства и даты этого события остаются скрытыми. Самая популярная версия повествует о ее официальном визите в Константинополь, где княгиня ознакомилась с обрядами Восточной христианской церкви и решила утвердиться в вере. При крещении великая княгиня получила греческое имя Елена. Она добивалась равенства между Византией и Россией.
Становление Церкви на РусиНаше славянское государство имело своеобразный колорит, поэтому вера Христова на родной земле приобрела особую характеристику. Свет русского православия, преломленный сквозь призму национального достояния, стал значительным явлением всего христианского учения. Специфика сложилась в процессе становления государства и культурного роста национальной мысли. Святая Русь со временем приобрела славу центра восточно-христианского направления Вселенской Церкви.
Распространение христианства вселяло в души славян чувство близости Господа
Языческая жизнь русских славян основывалась на матери-природе. Крестьяне полностью зависели от обрабатываемой земли и разбушевавшейся стихии. Отказ от язычества для народа означал, что существование прежних идолов подвергалось огромному сомнению. Однако языческая вера была довольно примитивна по своей структуре и не смогла проникнуть в самые глубины национального сознания. Поэтому замена Перуна пророком Ильей была безболезненной, но не до конца осуществленной.
На Руси больше внимания уделялось пышности обрядов, чем истинной сути христианства. . К положительным сторонам язычества можно отнести то, что оно взращивало в душах славян чувство близости Господа, присутствующего везде и во всем. Основой национальной святости было знание сошествия Христова, лишенное страстей и эмоциональных порывов.
Киевляне отличались воинственностью и непомерной жестокостью по отношению к своим врагам, но, приняв православие, внесли в традиции этические аспекты Евангелия. В отличие от западных государств, считавших Иисуса вождем праведного воинства, Россия приняла Спасителя как «Милостивого».
Однако христианская мораль не воцарилась в сознании людей в полной мере, еще существовали и действовали языческие обычаи, порождающие проблему двоеверия. Этот аспект русской истории остается в сознании людей и по сей день.
Интересно! Первыми духовными героями и великомучениками войны жестокого идолопоклонства и полного любви и милосердия христианства на Руси были сыновья Владимира — Борис и Глеб.
Борьба за удел князя Владимира породила родственную ненависть. Святополк решил насильственно устранить братьев-соперников. Борис отказался отвечать на агрессию агрессией, что спровоцировало уход его дружины от этого князя, считавшего проявление любви слабостью. Слуги плакали над телом и славили имя Христово, и вскоре убийцы добрались до юного Глеба.
Святые мученики Борис и Глеб
Распространение знаний о религииКиевский престол перешел во владение Ярослава Мудрого, сына Владимира. Новый князь стремился просвещать русский народ и укреплять христианскую веру. Ярослав имел большой авторитет у себя на родине и в европейских государствах, он хотел поднять статус России до уровня блестящей Византии.
Просветительская миссия была чрезвычайно важна для молодой культуры русского народа. . Зная, что страна может морально обособиться и одичать, если будет и дальше держаться вдали от духовных центров, Ярослав Мудрый налаживал отношения с государствами, имевшими богатый опыт религиозности.
Религиозная культура в России
Вскоре после крещения была создана структура церковных митрополий во главе с присланным из Константинополя епископом. Епископства организовывались в крупнейших городах России.
Целый век духовная жизнь России находилась под властью греческих митрополий. Этот факт сыграл положительную роль, так как исключал конкуренцию между церковными структурами внутри государства. Однако в 1051 году Ярослав сделал митрополитом известного русского мыслителя и писателя Илариона. Этот выдающийся пастырь в своих очерках отмечал религиозный подъем в сердцах населения.
В традиционных хрониках можно было увидеть стремление понять происходящее через обращение к прошлым событиям. Авторы этих литературных памятников прославляли не только великих подвижников, но и интересовались биографиями языческих князей.
Хроники составлены на основе исторических документов, устных преданий и народного фольклора. Авторы использовали прямую речь, а также пословицы и своеобразные поговорки. В XII веке монах по имени Нестор собрал все летописи в одну и назвал ее «Повесть временных лет». Эта книга является основным источником информации по истории Древней Руси.
Автор «Повести временных лет» увидел Россию с большой высоты
В стремительно разросшихся монастырских комплексах росло количество ученых, зодчих, писателей и иконописцев. Профессионалы приехали из Византии и поделились своими знаниями с русским народом. Отечественные мастера вскоре сами строили храмы, украшали стены, удивляя своих константинопольских учителей.
Ярослав, решив прославить столицу, построил в Киеве величественный храм в честь Святой Софии и Золотых ворот.
На заметку! Первое празднование Крещения Господня в России состоялось в 1888 году. Мероприятия, идея которых принадлежала К. Победоносцеву, проходили в Киеве. Перед торжествами был заложен фундамент Владимирского собора.
Принятие христианства на Руси – важнейший шаг, коренным образом изменивший внутренний уклад и нравственную сторону жизни нашего Отечества. Церковное видение позволило людям сплотиться вокруг единого Бога и познать Его силу. Мудрые правители видели в крещении возможность улучшить положение государства, научиться создавать прекраснейшие храмы и иконы.
Документальный фильм о крещении Руси
В православном церковном календаре эта дата (по старому стилю — 15 июля) является днем памяти равноапостольного князя Владимира (960-1015). 1 июня 2010 г. Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России».
Русская Православная Церковь выступила с предложением дать государственного статуса ко Дню Крещения Руси.
В июне 2008 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви постановил 28 июля, в день святого равноапостольного князя Владимира, совершать службу по уставу великого праздника, и также обратились к руководству России, Украины и Белоруссии с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат.
В Украине аналогичной датой является государственный праздник, именуемый Днем Крещения Киевской Руси – Украины, который отмечается ежегодно 28 июля – в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Праздник учрежден в июле 2008 года указом Президента Украины.
Первое официальное празднование Крещения Руси состоялось в 1888 году по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева. В Киеве прошли юбилейные мероприятия: накануне юбилея заложен Владимирский собор; Открыт памятник Богдану Хмельницкому, совершены торжественные богослужения.