Микеланджело ученики: Кто учил Рафаэля, Леонардо и Микеланджело: Забытые художники Ренессанса

Содержание

Кто учил Рафаэля, Леонардо и Микеланджело: Забытые художники Ренессанса


Восхищаясь гениальными художниками эпохи Ренессанса, мы нередко забываем о тех, кто научил их живописи и ваянию, кто показал, как сохранить для вечности такую изменчивую и преходящую красоту. А ведь учителя выдающихся творцов Возрождения и сами были одаренными людьми, знаменитыми художниками. Они мечтали передать свой опыт и знания молодому поколению – и оказались в тени славы своих учеников…

Фра Филиппо Липпи – учитель Боттичелли

Липпи в пятнадцатилетнем возрасте принял монашеский обет — «фра» в его имени означает «брат». Глядя на трогательных Мадонн, созданных им, невозможно даже представить, какой безумной была биография художника. В двадцать четыре года он сбежал из монастыря, хотя практически всю жизнь продолжал носить иноческие одежды.

Мадонна с младенцем.

Богоматерь с Младенцем на троне со святыми Франциском, Дамианом, Космой и Антонием Падуанским

По легенде, он побывал в плену у берберов и несколько лет провел в Африке. Нетрудно заметить, что все его Богоматери – на одно лицо, и это не идеальная непорочная дева, а реальная женщина … его жена. Монах Фра Филиппо Липпи был женат, мало того – он похитил прекрасную Лукрецию Бути из монастыря. Этот брак доставил обоим немало переживаний – Липпи тревожило то, что их союз не был признан законным (правда, вмешался Козимо Медичи, и папа римский освободил чету от монашеских обетов), а Лукрецию беспокоила безалаберность супруга. Его постоянно преследовали кредиторы, он регулярно ввязывался в авантюры и сомнительные предприятия…

Мадонну с младенцем Липпи писал со своей жены и сына.

В живописи же Липпи был новатором. Он пропагандировал реализм и чувственность, отказывался от канонов и жестких правил в религиозной живописи и первым начал писать круглые картины – в дальнейшем эту композцию использовали многие флорентийские художники, в том числе и Боттичелли. Последний был учеником Липпи – и, по-видимому, натурщиком.

Андреа дель Верроккьо – учитель Леонардо

Андреа дель Верроккьо происходил из богатой семьи и получил образование как ювелир, однако занимался живописью, скульптурой и архитектурой. Его юность была омрачена случайным убийством сверстника, и его первой, правда, не сохранившейся, живописной работой был портрет погибшего юноши.

Христос со св. Фомой. Давид.

Впрочем, в истории Верроккьо остался как скульптор. Самая ранняя из известных его работ – бронзовая статуя Давида. Утонченный, почти женственный, слегка нарциссичный юный победитель предстает перед зрителями с торжествующей улыбкой. Верроккьо одним из первых начал создавать статуи, которые сохраняли выразительность с любого ракурса. Верроккьо и его мастерская выполняли работы как для католической церкви, так и для светских заказчиков. Нежные ангелы и лиричные Мадонны соседствуют здесь с суровыми кондотьерами и блистательными представителями семейства Медичи.

Мадонна с младенцем. Товия с ангелом.

Верроккьо стал одним из провозвестников Ренессанса, соединял в своих работах античную чувственность и средневековый спиритуализм. Он не завел собственной семьи, отдавая все силы искусству и педагогике. Мастер много и талантливо преподавал, воспитав целое поколение мастеров Возрождения. В его мастерской постоянно велись жаркие споры о живописи, цвете, символике изображения.

Рисунок женской головы. Крещение Христа.

Самым знаменитым учеником Верроккьо был Леонардо да Винчи. Молодой Леонардо принимал участие при создании некоторых работ учителя – как подмастерье. Известно, что Леонардо написал образ ангела для картины Верроккьо «Крещение Христа». Сохранившиеся рисунки Верроккьо однозначно указывают на то, что мастерство владения серебряным карандашом великий Леонардо унаследовал именно от него.

Доменико Гирландайо – учитель Микеланджело

Настоящая фамилия Гирландайо – Бигорди, и существует легенда, что его отец был изобретателем ювелирных «гирлянд», которые носили в волосах юные флорентийские модницы. Учился Доменико у вышеупомянутого Верроккьо.

Рождество Христово.

Гирландайо был знаменит фресковыми циклами на библейские темы, где наряжал ветхозаветных и евангельских персонажей в современные ему одежды и досконально прорабатывал бытовые детали. Прообразами героев его картин служили знатные жители Флоренции, заказывавшие свои портреты «в роли» волхва или святого.

Встреча Марии и Елисаветы.

Вместе со своим братом – в дальнейшем тот предпочел должность администратора в мастерской Доменико – он расписывал стены Ватиканской библиотеки. По приглашению Папы Сикста IV он участвовал в росписи Сикстинской капеллы. В дальнейшем Гирландайо, овеянный славой и буквально заваленный заказами, работал исключительно во Флоренции. Помимо фресок, он выполнял портреты и мозаики, а также руководил огромной мастерской, где выполнение заказов от церкви и знатных горожан было буквально поставлено на поток.

Портрет девушки. Портрет Джованны Торнабуони.

Гирландайо был учителем одного из «титанов Возрождения» — Микеланджело. Правда, тот провел в мастерской Гирландайо лишь год в качестве подмастерья. Удивительно, но это имя – Микеланджело – принял в монашестве один из сыновей Гирландайо от второго брака.

Пьетро Перуджино – учитель Рафаэля

В отличие от своих коллег, Перуджино родился в бедной семье и всю свою юности провел едва ли не в нищете. Однако это не помешало ему снискать славу и богатство, которым он был совершенно неспособен распорядиться – ходили слухи, что всю жизнь он спал в сундуке, хотя и мог позволить себе более пристойное ложе.

allpainters.ru Мадонна и младенец со Св. Екатериной и Св. Розой. Портрет юноши.

Сам Перуджино учился все у того же Верроккьо, а затем побывал в ученичестве у самого Леонардо да Винчи. Вместе с Гирландайо и Боттичелли участвовал в работе над росписями Сикстинской капеллы. Его фреска «Вручение ключей святому Петру» демонстрирует виртуозное владение перспективой и отличается реалистичностью типажей, мимики и жестикуляции персонажей. В то же время Перуджино – мастер лирических образов. Его нежные золотоглазые святые и Мадонны взирают на зрителей с мягким укором.

Мадонна с младенцем в окружении ангелов, св.

Розы и св. Екатерины.

Перуджино возглавлял большую мастерскую, но самым его прославленным – и, вероятно, самым любимым – учеником был Рафаэль. Перуджино было суждено пережить своего ученика на четыре года. Ему выпала нелегкая, хотя и благородная, участь – завершить работы Рафаэля для церкви в Перудже.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Нравится

Рафаэль, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Филлиппо Липпи, Гирландайо, Ренессанс, Флоренция, Италия, Перуджино Верроккьо

Что вы могли не знать о Микеланджело Буонарроти

Микеланджело зарабатывал подделками

Известно, что Микеланджело начинал со скульптурных фальсификаций, которые приносили ему немалые деньги. Художник закупал мрамор в огромных количествах, но вот результаты его работы так никто и не видел (логично, что авторство приходилось скрывать). Самой громкой из его подделок может оказаться скульптура «Лаокоон и его сыновья»,  которую сейчас приписывают трем родосским скульпторам. Предположение о том, что эта работа может быть подделкой Микеланджело, высказала в 2005 году исследовательница Линн Каттерсон, которая ссылается на то, что Микеланджело был в числе первых, кто оказался на месте обнаружения и был одним из тех, кто идентифицировал скульптуру.

Микеланджело изучал умерших

Микеланджело известен как прекрасный скульптор, умевший в мельчайших подробностях воссоздать человеческое тело в мраморе. Столь кропотливая работа обязывала безупречно знать анатомию, меж тем, в начале своей карьеры Микеланджело понятия не имел, о том, как стоится человеческое тело. Чтобы восполнить недостающие знания, Микеланджело много времени проводил в монастырском морге, где осматривал мертвых людей, пытаясь понять все тонкости человеческого тела.

Эскиз для Сикстинской капеллы (16 век).

Зенобия (1533)

Микеланджело ненавидел живопись

Говорят, Микеланджело искренне не любил живопись, которая, по его мнению, значительно уступала скульптуре. Тратой времени он называл написание пейзажей и натюрмортов, считая их «бесполезными картинками для дам».

Учитель Микеланджело сломал ему нос из зависти

Подростком Микеланджело отправили обучаться в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронатом Лоренцо де Медичи. Юный талант проявлял большое усердие и прилежность в учебе и быстро достиг не только успехов на школьном поприще, но и завоевал покровительство Медичи. Невероятные успехи, внимание со стороны влиятельных людей и, судя по всему, острый язык привели к тому, что в школе Микеланджело нажил себе немало врагов, в том числе и среди учителей. Так, согласно сочинению Джорджо Вазари, итальянский скульптор эпохи Возрождения и один из преподавателей Микеланджело, Пьетро Торриджано, из зависти к таланту своего ученика сломал ему нос.

Микеланджело тяжело болел

Письмо Микеланджело своему отцу (июнь, 1508).

Последние 15 лет своей жизни Микеланджело страдал от остеоартрита, заболевания, приводящего к деформации суставов и болям в конечностях. Полностью не потерять трудоспособность ему помогала работа. Считается, что  первые симптомы появились во время работы над Флорентиийской Пьетой.

Также многие исследователи творчества и жизни великого скульптора утверждают, что Микеланджело страдал депрессией и головокружениями, которые могли появится в следствии работы с красителями и растворителями, которые вызвали отравление организма и все дальнейшие сопутствующие симптомы.

Тайные автопортреты Микеланджело

Микеланджело редко подписывал свои работы и так и не оставил после себя формального автопортрета. Однако свое лицо он все-таки успел запечатлеть на некоторых картинках и скульптурах. Наиболее известным из этих тайных автопортретов является часть фрески «Страшный суд», которую вы можете разыскать в Сикстинской капелле. Там изображен Святой Варфоломей, который держит содранный кусок кожи, представляющий собой лицо никого иного, как Микеланджело.

Портрет Микеланджело руки итальянского художника Jacopino del Conte (1535)

Рисунок из итальянской книги по искусству (1895).

Микеланджело был поэтом

Мы знаем Микеланджело как скульптора и художника, а он был еще и опытным поэтом. В его портфолио можно найти сотни мадригалов и сонетов, которые, не были опубликованы при жизни. Однако, несмотря на то, что современники не смогли оценить по достоинству поэтический талант  Микеланджело, спустя много лет его творчество нашло своего слушателя, так в Риме 16 века поэзия скульптора была крайне популярна, особенно среди певцов, которые перекладывали стихи о душевных ранах и физических недостатках на музыку.

Главные работы Микеланджело

В мире немного произведений искусства, которые могли бы вызывать столько восхищения, как эти работы великого итальянского мастера. Предлагаем посмотреть на несколько самых знаменитых работ Микеланджело и проникнуться их величием.  

Битва кентавров, 1492

Пьета, 1499

Давид, 1501-1504

Давид, 1501-1504

Мадонна Дони, 1507

Мадонна Дони, 1507

Моисей, 1515

Моисей, 1515

Роспись Сикстинской капеллы, Ватикан

Роспись Сикстинской капеллы, Ватикан

Роспись Сикстинской капеллы, Ватикан

Фото: Getty Images

Екатерина Еремеева

Микеланджело — Студенты | Britannica Kids

Введение

Библиотека Wellcome, Лондон (CC BY 4.
0)© Photos.com/Jupiterimages

(1475–1564). Скульптор, живописец, архитектор и поэт Микеланджело был величайшим художником эпохи величия. Он жил во время итальянского Возрождения, периода, известного своей творческой активностью. Западная цивилизация добилась огромных успехов в науке и изобретательстве, в литературе и политике. В искусстве, величайшем достижении эпохи, Микеланджело лидировал среди всех остальных. У него была замечательная способность концентрировать свои мысли и энергию на поставленной задаче. Часто во время работы он ел совсем немного хлеба. Он спал на полу или на раскладушке рядом со своей незаконченной картиной или статуей и продолжал носить ту же одежду, пока не заканчивал свою работу.

Микеланджело был предан своему отцу, братьям и племянникам. Однако они редко благодарили его за все, что он для них сделал. У него было несколько близких друзей, которые почти боготворили его, но большинство людей считали его холодным и недружелюбным. Он никогда не был женат.

Начала в искусстве

Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони родился 6 марта 1475 года. Местом его рождения, Капрезе, Италия, была крошечная деревушка, принадлежавшая соседнему городу-государству Флоренция. Его отец был мэром села. Микеланджело был вторым из пяти братьев. Он ходил в школу во Флоренции, но думал об искусстве, а не об учебе. Еще в детстве он был очарован работой художников и скульпторов.

Наконец, когда Микеланджело было 13 лет, его отец неохотно согласился отдать его в ученики к Доменико Гирландайо, известному флорентийскому художнику. Тем не менее, мальчик, отданный в ученики на три года, за год выучил все, что мог. Он прогуливался и открыл для себя сады монастыря Сан-Марко. Лоренцо Великолепный, глава дома Медичи, привез в эти сады множество древнегреческих и римских статуй. Куратором и учителем он назначил талантливого скульптора Бертольдо ди Джованни.

Без ведома и разрешения отца Микеланджело пошел работать к Бертольдо. Однажды Лоренцо сам увидел, как мальчик вырезает мраморную голову фавна. Лоренцо так понравилось, что он взял Микеланджело жить с ним в своем дворце. Он относился к мальчику как к сыну. Еще одним молодым скульптором в садах Лоренцо был Пьетро Торриджано. Он был старше, крупнее и сильнее Микеланджело, и в драке сломал Микеланджело нос. Из-за этого Торриджано пришлось покинуть Флоренцию.

Лоренцо умер в 1492 году, и Микеланджело оплакивал его. Он продолжал усердно работать. Затем Флоренс изменилась практически за одну ночь. Фра Джироламо Савонарола, монах-доминиканец, пришел к власти и держал всех людей под чарами своих проповедей. Микеланджело опасался влияния Савонаролы и решил покинуть Флоренцию.

Гениальный скульптор

© Билл Перри/Фотолия

В 1496 году Микеланджело впервые был в Риме. Там ему было поручено вырезать традиционное религиозное изображение под названием «Пьета». Это была мраморная группа, изображающая Деву Марию, поддерживающую мертвого Христа на коленях. Скульптура Микеланджело, известная просто как Pietà (1498–1499) принес ему широкую известность. Сейчас он стоит в базилике Святого Петра в Ватикане. Pietà — одна из немногих работ, подписанных Микеланджело.

© Nexus 7/Shutterstock.com

Когда ему было 26 лет, Микеланджело вернулся во Флоренцию. Ему дали 18-футовый (5,5-метровый) мраморный блок, который уже начал вырезать другой скульптор. Блок был почти разрушен. Микеланджело работал над ним более двух лет. Из его огромной массы, несмотря на трудности, вызванные работой первого скульптора, он вырезал свою юношескую

Давид (1501–04) в классической позе, показывающий его перед тем, как он убивает Голиафа. Это одна из величайших статуй в мире.

© Photos.com/Jupiterimages

В 1505 году Микеланджело снова был в Риме. Он должен был работать над гробницей для папы Юлия II. Это должно было быть гигантское сооружение, состоящее из 40 статуй, расположенных на трех ярусах. Микеланджело провел несколько месяцев в Карраре, выбирая мрамор. Но смещение приказов папы, политические перемены, зависть и новые планы после смерти папы мешали его работе. Сорок лет спустя он закончил лишь несколько фигур. Среди них были величественные Моисей (около 1513–1515 гг.), Который сейчас находится в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме, и

«Умирающий раб» (1513–1515 гг.), Сейчас находится в Лувре в Париже, Франция.

Фрески Сикстинской капеллы

Scala/Art Resource, Нью-Йорк

Между 1508 и 1512 годами Микеланджело расписал сводчатый потолок Сикстинской капеллы в Риме. Картины включают в себя сотни гигантских фигур, которые составляли видение сотворения мира. Чтобы расписать потолок, Микеланджело работал на подмостках на высоте 60 футов (18 метров) над полом. Он покрыл своими работами 12 000 квадратных футов (1115 квадратных метров) поверхности. Большую часть времени он рисовал стоя, запрокинув голову, чтобы смотреть вверх. Каждый день на часть потолка накладывали свежую штукатурку. Затем Микеланджело должен был завершить эту часть, пока гипс еще не высох. Он не мог перекрасить ошибки. За исключением человека, накладывавшего штукатурку, и другого, который грунтовал и смешивал краски, Микеланджело завершил всю картину в одиночку.

Этот метод росписи непосредственно по сырой штукатурке известен как фреска.

Потолочные фрески Микеланджело изображают людей и события из Ветхого Завета Библии. Девять основных сцен изображают историю Бытия от сотворения мира до потопа. Другие сцены показывают родословную Христа, волнующие моменты библейской истории и еврейских пророков и языческих богов, мечтающих о добре, грядущем в мир. Картина огромна и величественна в каждой детали.

Спустя более 20 лет после завершения росписи потолка Сикстинской капеллы Микеланджело начал свою огромную фреску Страшный суд (1536–1541). Это огромная картина, покрывающая всю стену часовни за алтарем. Его размер, техническое совершенство и смелая концепция делают его достойным партнером для потолочных росписей.

Работа в других областях

Живопись и скульптура не вобрали в себя всего гения Микеланджело. У него был большой талант во многих областях. Когда его возлюбленной Флоренции угрожала опасность нападения, он руководил ее укреплением.

Он также написал много сонетов, которые по своей силе и красоте напоминают его работы из мрамора. Многие были написаны в его старости Виттории Колонне, даме необычайной красоты и ума.

© Hermsdorf/iStock.com

В последние годы жизни Микеланджело спроектировал купол базилики Святого Петра. Его называют лучшим архитектурным достижением итальянского Возрождения. Микеланджело умер в Риме 18 февраля 1564 года в возрасте 89 лет. Похоронен в церкви Санта-Кроче во Флоренции.

Микеланджело работал со многими лидерами своего времени, папами и правителями итальянских городов-государств. Он знал и соперничал с Леонардо да Винчи и Рафаэлем, двумя другими творческими гениями, которые были его современниками. У него было много конфликтов с Пьетро Аретино, писателем, который совершал смелые литературные нападки на сильных мира сего. Микеланджело был одним из великих людей золотого века искусства Италии. Он олицетворял силу ума и тела, энергию, дух и сочетание мирского и религиозного рвения, характерные для того великого периода.

Дополнительные показания

Айрес, Чарли. Жизни великих художников (Темза и Гудзон, 2008 г.). Эмерт, Филлис Рэйбин. Микеланджело (Lucent, 2012). Хоуз, Дженнифер. Микеланджело (Av2, 2016). Мэннинг, Мик. История картин: история искусства для детей (Стерлинг, 2017). МакНиз, Тим. Микеланджело: художник, скульптор и архитектор (Chelsea House, 2006). Ричардс, Мэри Агнес. Splat!: самые захватывающие артисты всех времен (Темза и Гудзон, 2016). Ричардсон, Адель. Микеланджело (Творческое образование, 2005). Сомервилл, Барбара А.

Микеланджело: скульптор и художник (Compass Point, 2005). Уайтинг, Джим. Микеланджело (Митчелл Лейн, 2007). Уилкинсон, Филип. Микеланджело: молодой художник, мечтавший о совершенстве (National Geographic, 2006).

Помощники Микеланджело в Сикстинском потолке

10.02.2015

Комментарии

 

Легенда о Микеланджело как одиноком художнике, выполняющем напряженную работу в одиночку рисующем 12 000 квадратных футов Сикстинской капеллы не соответствует действительности .

Когда Микеланджело получил заказ, он был чрезвычайно опытным скульптором, но изначально не был знаком со сложной техникой фрески .

Он также все еще имел в виду проект гробницы Юлия II и, как полагают, хотел делегировать большую часть изобразительного исполнения помощникам.

Микеланджело получил флорентийского друга которому он доверял : его звали Франческо Граначчи .

Два художника вместе учились в мастерской Гирландайо и в саду Сан-Марко, куда Микеланджело в конце концов попал благодаря совету Граначчи. Граначчи так и не стал очень обновленным художником.

Он был человеком нечестолюбивым, легкомысленным и обладал покладистым характером. На самом деле он специализировался на менее важных украшениях, таких как театральные декорации, знамёна для церквей и рыцарей, триумфальные арки для парадов.

Отсутствие у Граначчи стремления к славе привлекало Микеланджело. Граначчи легко признал свое первенство, художественной конкуренции не было.

Он поручил Франческо

Граначчи нанять помощника ему нужно было во Флоренции .


Микеланджело был одиноким рабочим , но ему нужны были помощники и уважал мнение Граначчи по выбору лучших.

Он также попросил Граначчи стать его заместителем , помимо выбора помощников, он должен был выполнять другие обязанности, такие как контроль за работой штукатуров, закупка пигментов и т. д.

Перед началом рисования Микеланджело поручил Pietro Rosselli работа очистка старой штукатурки оставшейся от Сикста IV звездного неба и лежать новая штукатурка – arriccio — на котором фреска могла быть обработана.
В конце концов, техника фрески требует два слоя штукатурки: тикер один с названием arriccio и разбавитель тот, что ежедневно лежал для покраски, пока поверхность стены не станет влажной 90 .

Росселли и его команда построили леса в соответствии с инструкциями Микеланджело : менее чем за три месяца удаление старой фрески и штукатурка свода были завершены: арриччио было выполнено, потолок готов для покраски.

Четыре помощника прибыли из Флоренции поздней весной 1508 года; все они пришли из мастерской либо Гирландайо, либо Козимо Росселли. Их имена были Bastiano da Sangallo , Giuliano Bugiardini , Agnolo di Donnino и Jacopo del Tedesco .
Зарплата помощника была не очень высока, 20 дукатов, и указывает на то, что Микеланджело не собирался нанимать их на длительный срок.


Комментарии