Микеланджело. Пьета и Давид: первые крупные работы
Первые же работы мастера воплощали собой гармонию эпохи Возрождения. Например статуя Давида — образ настоящего ренессансного героя. Обсудим ранние работы Микеланджело.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета
Микеланджело
1. Мадонна у лестницы, 1491
2. Битва кентавров, 1492
3. Бахус, 1496–1497
Поговорим о ранних работах Микеланджело. Он создал их во время ученичества во дворце Лоренцо Медичи и в мастерской Гирландайо.
⚖️ В ранних работах Микеланджело уже смог добиться внутренней гармонии, свойственной Высокому Возрождению. Это барельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров», скульптура «Бахус». Многие ранние работы Микеланджело не сохранились: статуи «Смеющийся фавн», «Аполлон и Марсий», «Геракл», деревянное распятие для монастыря Сан Сильвестро.
🏹 Есть легенда о «Спящем купидоне», которую рассказывает Джорджо Вазари. Якобы Микеланджело по совету заезжего торговца выдал статую за найденное произведение античных времен — специально для этого испачкал и состарил. Тогда в Риме был настоящий бум на античные статуи, весь город перерыли в поисках — а за найденные образцы платили хорошие деньги. За «античного» Купидона торговец заплатил Микеланджело 30 дукатов, а потом перепродал кардиналу Риарио уже за 200 дукатов. Обман в итоге раскрылся, и мастера пригласили в Рим. А «Спящий купидон» теперь утрачен.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Микеланджело. Пьета, 1499
2. Собор святого Петра, 1506–1626
Теперь поговорим о Пьете в Соборе Святого Петра.
🙏 Пьета — один из первых крупных заказов 24-летнего мастера. Это традиционная сцена оплакивания Христа Богоматерью. Французский кардинал Жан Билэр заказал статую для своей гробницы. Уже в 18 веке ее перенесли в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане.
💡 Микеланджело создал произведение Высокого Возрождения — и при этом добавил нечто новое. С одной стороны здесь есть привычные ясность, монументальность и целостность героического образа. С другой — необычный, не характерный для того времени ракурс запрокинутой головы Христа, вывернутое плечо.
🔺 Пирамидальная композиция асимметрична — из-за этого понадобился более высокий постамент в правой части.
©️ Считается, что это единственная подписанная работа Микеланджело. Автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари писал, что якобы Микеланджело услышал разговор двух миланцев о том, что такую совершенную работу могли сделать только в Милане. Ночью автор прокрался к статуе и добавил подпись: Микеланджело Буонаротти, флорентиец.
Микеланджело. Давид, 1501–1504
Обсудим знаменитую статую Давида. На создание пятиметрового изваяния у Микеланджело ушло два года.
Вот как это происходило 👇
⛪️ Статуя Давида должна была стать частью большой группы из 12 ветхозаветных персонажей. Планировалось, что они будут окружать соборный храм Санта-Мария-дель-Фьоре. Но к середине 15 века было готово только две статуи, созданные Донателло и его подмастерьем Агостино ди Дуччо.
⏳ В 1501 году статую заказали Микеланджело. Он трудился над ней два года, использовав огромный кусок мрамора, который получил прозвище «Гигант». О нелегкой судьбе «Гиганта» мы подробнее расскажем в видео.
👥 Когда статуя была почти готова, на нее пришли посмотреть ведущие флорентийские художники. Все признали работу очень удачной, но заспорили, где она должна стоять. Одни, включая Боттичелли, считали, что место Давида у собора Санта-Мария-дель-Фьоре, как и планировалось. Другие, среди которых был Леонардо, настаивали на том, что статуя имеет важное гражданское значение как символ борьбы за свободу. В итоге статую Давида решили перенести на площадь Синьории, где проходили заседания городского совета.
Микеланджело
1. Мадонна Дони, 1504–1506
2. Манчестерская Мадонна, 1497
3. Искушение святого Антония, 1487
4. Леда и лебедь, копия с утраченного оригинала Микеланджело, 16 век
Завершим часть разговором о «Мадонна Дони» — единственной картине, которая достоверно принадлежит Микеланджело.
🟤 «Мадонна Дони» — это тондо, то есть картина круглой формы. Тондо были особенно популярны во Флоренции. Диаметр картины — 120 см. Она написана маслом и темперой.
☘️ Картина показывает Святое Семейство — Деву Марию, Иосифа и Иисуса Христа. Справа чуть позади — Иоанн Креститель, тоже в образе ребенка. Клевер на переднем плане символизирует Троицу. Здесь Микеланджело не отступает от традиционной иконографии.
🔨 Видно, что картину писал скульптор. Кожа всех участников сцены похожа на мрамор. Микеланджело сам говорил, что самая совершенная живопись должна напоминать скульптуру. При этом он использует яркие цвета, предвосхищая работу над Сикстинской капеллой.
🖼 Микеланджело приписывают еще несколько живописных работ, но доказательств нет. Это «Искушение св. Антония» и так называемая «Манчестерская Мадонна» (по городу, где ее впервые представили широкой публике после обнаружения). Написанная темперой, она более резкая и не очень напоминает стиль «Мадонны Дони». Еще одна работа, «Леда и лебедь» дошла до нас только в копиях.
1. Донателло. Давид, 1430—1440
3. Бернини. Давид, 1623-1624
Образ Давида, победившего Голиафа, был очень популярным во Флоренции. К нему обращались разные художники.
Предлагаем вам сравнить трех Давидов, созданных Донателло, Микеланджело и Бернини. Подумайте, каким этот образ получился у каждого из них? Что вы можете сказать о характере, динамике, смысле, заключенном в этих скульптурах?
курс Level One
Как получать удовольствие от искусства
Курс лекций о том, как устроены картины. Любое полотно — это выбор холста и типа краски, отчаянный поиск идеального цвета и композиции, работа с символами и архетипическими образами. Научимся наслаждаться картинами от первого эскиза и мазка краски до музейной рамы.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽
1950₽
подробнее о курсе
Скульптура «Геркулес и Диомед», Флоренция, фото, описание
Геркулес, он же Геракл, как известно, совершил дюжину подвигов по требованию царя Еврисфея.
Восьмым подвигом стало похищение коней-каннибалов у царя Диомеда. Жестокий вероломный царь, отправлявший всех чужеземцев на съедение своим вороным красавцам, попытался вернуть свое имущество и вступил в схватку с античным богатырем. В схватке победил Геракл, который скормил труп Диомеда его же коням. Такова античная мифологическая основа, которая легла в основу скульптуры ученика великого Микеланджело Винченцо де Росси.Площадь Синьории во Флоренции всегда была местом, где лучшие мастера Возрождения по заказу правителей устанавливали скульптуры символического значения. Времена Возрождения выдались для Флоренции жаркими. Постоянные междоусобицы, целые войны… Гвельфы, Гибеллины… Правители постоянно работали над тем, чтобы держать патриотический настрой горожан в тонусе. Вот и скульптура де Росси была призвана укреплять патриотизм флорентийцев.
При первом взгляде на скульптуру любого смутит некоторая излишняя, на первый взгляд, откровенность и излишняя точность некоторых деталей, которым обычно скульпторы не придавали значения. Автор изобразил пик схватки Геракла и Диомеда. Еще секунда и жестокий царь будет повержен. В отчаянье Диомед схватил и сжал в кулаке гениталии Геракла.
Какой же смысл вложил автор с свое произведение? Скорее всего, скульптор хотел сказать, что никогда и ни при каких обстоятельствах не нужно сдаваться, продолжая борьбу до конца. Впрочем, в чувстве юмора ученику Микеланджело не откажешь.
На самом деле мораль и приличия во время Возрождения были далеки от наших представлений. Подобная скульптура привлекала гораздо большее внимание флорентийцев, а значит и свое предназначение выполняла исправно.
В настоящее время скульптура убрана с площади и украшает знаменитый «Зал пятисот» во дворце Синьории. В этом зале собирался некогда «большой народный совет» Флоренции, главный орган управления республики.
Туристы и сегодня, осматривая сокровища Флоренции, стыдливо обходят скульптуру стороной, отвлекая внимание детей. Проявление ханжества? Незнание истории? Неумение понять смысл? Трудно ответить. Известно, что Ватикан также не был в восторге от этой скульптуры, поэтому, довольно быстро ее убрали с площади, подальше от глаз толпы.
Искусствоведы отмечают некоторую незаконченность этой работы. На самом деле работа необыкновенно сложная. Позы нестандартные, ракурсы сложные. В работе можно увидеть и некоторые нарушения пропорций человеческого тела, упрощенные черты лица героев.
Несмотря на все несовершенства этой работы, она была и остается одним из величайших шедевров Высокого Возрождения. Но рядом с работами Челлини, Донателло, Микеланджело, она несколько бледнеет, что не мешает многим корпорациям размещать копии и слепки с этой работы в своих офисах, намекая своим конкурентам на свое упорство и настойчивость в непростом соревновании.
Политическое значение Геракла · Реконструкция утраченного Геркулеса · История искусств Фордхэма
Рафаэлло Санцио да Урбино. «Юный Геракл». Оксфорд, Соединенное Королевство: Эшмоловский музей искусства и археологии, 1483–1520 гг.
Художественные таланты Микеланджело Буонарроти увековечены в великих произведениях искусства, таких как Давид и потолок Сикстинской капеллы, которые современные зрители могут увидеть лично. Однако это не относится к той малой части работ художника, которые были утеряны за 500 лет, прошедшие с момента его жизни. В 1492 Микеланджело изваял гигантскую статую мифологического героя Геракла. Статую не видели с 1713 года, но историки могут понять значение этой части из записей о ее перемещении на протяжении всей истории. Он прошел через владения множества известных исторических деятелей, таких как Пьеро Медичи, Филиппо Строцци и король Франции Франциск I. В то время как статуя Геракла была утеряна к началу восемнадцатого века, ее предполагаемое политическое значение как для Медичи, так и для самого Микеланджело было утрачено после ее удаления из Флоренции.
В 1492 году скончался Лоренцо Медичи Великолепный , что освободило не только положение патриарха семьи, но и роль покровителя и наставника Микеланджело. В своих биографиях Микеланджело Асканио Кондиви и Джорджо Вазари заявляют, что Микеланджело был настолько поражен смертью Лоренцо, что в память о нем вырезал восьмифутовую статую Геракла.1 Как подозревают Майкл Херст и многие другие ученые, блок мрамор, необходимый для такой статуи, скорее всего, был слишком дорог для Микеланджело, чтобы купить его самому, что приводит к вопросу о комиссии.0003
Микеланджело, Буонарроти и Роберт Уолтер Карден. Микеланджело; запись его жизни, рассказанная в его собственных письмах и документах . London: Constable & company ltd., 1913.
После смерти Лоренцо Пьеро Медичи должен был занять место своего отца в качестве главы самой могущественной семьи Флоренции. Кондиви и Вазари отрицают, что Микеланджело серьезно работал на Пьеро Медичи, и вместо этого предлагают анекдот о том, что Пьеро просил Микеланджело сделать скульптуру из снега после зимней бури. ответственный за изгнание Медичи из Флоренции в 149 г.4, за что получил прозвище «глупый».
Однако письмо Микеланджело к его отцу, Лодовико Буонарроти, в августе 1497 года устанавливает отношения между ним и Пьеро как покровителем и художником, как утверждает Микеланджело: «Пьеро Медичи поручил мне сделать статую, и я купили для него кусок мрамора»4. Отношения Микеланджело с Пьеро — не единственное свидетельство в поддержку того, что заказ Геркулеса был для Медичи. Мария Руволдт цитирует в «Рабах и даре свободы» Микеланджело: «Когда он бежал из Флоренции, Пьеро оставил множество предметов, которые были распределены комитетом из шести синдаков, назначенным республикой для погашения долгов Медичи. Среди них был мраморный Геракл, восстановленный 11 августа 149 г.5 некоему «Бонароти», который, несомненно, является Микеланджело». Хотя историки искусства не могут знать, был ли выбран сюжет о Геракле Микеланджело или Пьеро, такой мифологический сюжет несет в себе сильное политическое послание в пользу Пьеро. Леопольд Д. Эттлингер, в г. Геркулес Флорентинус , говорится: «Городское правительство, как он утверждал, выбрало этот конкретный символ, чтобы рассказать всему миру, что Флоренция, подобно Гераклу, осознает свою силу и не позволит никаким препятствиям встать на пути к ее конечной цели: a pax florentina»6. Заказывая гигантскую статую Геракла, Пьеро связал семью Медичи с силой Флоренции и ее историей. Хотя в конечном итоге безуспешно, Пьеро попытался зарекомендовать себя как сильный политический деятель, похожий на своего «великолепного» отца.
Одно из многих произведений искусства Геркулеса, принадлежащих Лоренцо Медичи.
Антонио Поллайуоло, Геракл и Антей, бронза. Флоренция, Национальный музей.
Заявление Вазари и Кондиви о том, что Hercules был данью Лоренцо Медичи, не является пустым. Дворец Медичи показывал Геракла «снова и снова в красках и бронзе, ибо Лоренцо иль Магнифико был окружен изображениями Геракла и его подвигов»7. Собственная фиксация Лоренцо на мифологическом герое могла быть отражением того, как он видел себя также. как попытка связать себя с флорентийской иконографией. Микеланджело и Пьеро были бы хорошо знакомы со многими заказами Лоренцо, посвященными работам, посвященным Геркулесу. Микеланджело, возможно, увидел в этом возможность не только получить комиссию, но и способ воздать должное человеку, который очень вдохновил его жизнь. Точно так же Пьеро Медичи, возможно, видел в этом способ еще больше связать себя с наследием своего отца во Флоренции. Геркулес как комиссия Медичи имеет большое значение как для Микеланджело, так и для Пьеро Медичи, поскольку они пытались восстановить себя после смерти покровителя и отца, Лоренцо Медичи.
К несчастью для Пьеро Медичи, статуя Геракл не смогла спасти его от гнева флорентийского народа, когда Медичи были изгнаны в 1494 году. Микеланджело, когда имущество Медичи было распределено.8 Когда статуя снова оказалась в его руках, Микеланджело все еще обладал властью определять политическое значение произведения.
Дворец Строцци, в котором до 1529 года находился Геркулес .
После того, как Медичи покинули Флоренцию, неудивительно, что Микеланджело обратился к другой могущественной флорентийской семье, Строцци. Вазари кратко упоминает, что Hercules «много лет стоял во дворце Строцци и считался чудесным произведением». «поиски нового покровителя»10. Таким образом, «Геркулес» продолжал иметь политическое значение в поворотный момент жизни Микеланджело. Для Строцци, Геркулес по-прежнему символизировал силу Флоренции, но вместо этого связывал их семью с политической ареной, а не с Медичи.
Когда Микеланджело передал Hercules семье Строцци, он потерял право собственности на произведение. Филиппо Строцци, мало чем отличающийся от Микеланджело и Пьеро Медичи, использовал Hercules как средство получения политической поддержки. Кэролайн Элам описывает напряженную политическую атмосферу во Флоренции в конце 1520-х годов и надвигающееся вторжение испанской имперской армии.11 Филиппо Строцци использовал свои связи с Баттистой делла Палла, чтобы углубить флорентийские связи с Францией для получения поддержки.12
Король Франции Франциск I
В 1529 году сын Филиппо Пьеро написал ему, что передал статую Геракла делла Палла в подарок королю Франции Франциску I. 13 И снова Геркулес использовался как инструмент политической выгоды; однако на этот раз без участия Микеланджело. В письме к Филиппо от своего брата Лоренцо он пишет: «Многие люди — и особенно Микеланджело — недовольны тем, что мы лишаем себя этого» в связи с уходом Hercules из Флоренции.14 Рувольдт объясняет недовольство Микеланджело «уязвленной гордостью», потому что Филиппо убрал статую после более чем двадцати лет владения.15 Хотя перемещение Hercules из Флоренции во Францию было политическим заявлением, это не было политическое заявление, которое Микеланджело намеревался сделать в контексте флорентийского общества.
Будучи утерянным произведением искусства, Hercules доступен только благодаря его известной истории и реконструкциям, выполненным другими художниками. Когда Геркулес достиг Франции, он был установлен во дворце Фонтенбло до разрушения Ботанического сада Этан в 1713 году, когда он исчез из письменной истории. значение для его французской аудитории, как это было бы для флорентийцев. Хотя историки искусства не могут лично противостоять этому произведению, исторические свидетельства иконографии Геракла во Флоренции, письма, написанные участниками, и рассказы о жизни Микеланджело помогают составить историю этого произведения, когда оно перемещалось во времени и пространстве. Микеланджело не мог предсказать изгнание Медичи, падение Флоренции и другие многочисленные события, приведшие к переходу статуи из Флоренции во Францию. Принимая все это во внимание, а также отсутствие физического произведения искусства, Hercules может быть увековечен только благодаря использованию в качестве политической шахматной фигуры в изменчивой политической среде Флоренции шестнадцатого века.
Асканио Кондиви и Хельмут Воль, Жизнь Мишеля-Анджело (Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета, 1999), 15. Джорджио Вазари, Джулия Конауэй Бонданелла и Питер Э. Бонданелла, Жизнь художников (Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 1998), 421–422.
Майкл Херст, Микеланджело, Каррара и мрамор для кардинальской Пьеты (Лондон: The Burlington Magazine, 1985), 155.
Кондиви и Воль. Жизнь , 15. Вазари, Бонданелла и Бонданелла, Жизни художников, 421–422.
Микеланджело, Буонарроти и Роберт Уолтер Карден, Микеланджело; запись его жизни, рассказанная в его собственных письмах и документах (Лондон: Constable & Company Ltd., 1913), 8–9.
Мария Руволдт, Рабы Микеланджело и дар свободы (Чикаго: Renaissance Quarterly, 2012), 1037.
Леопольд Д. Эттлингер, Hercules Florentinus (Флоренция: Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, 1972), 122.
Эттлингер, Геркулес Флорентинус , 128.
Руволдт, Рабы Микеланджело , 1037.
Вазари, Бонданелла и Бонданелла, Жизни художников , 421-422.
Уильям Э. Уоллес, Как Микеланджело стал скульптурой? (онлайн: Academia.edu, 1992), 156
Кэролайн Элам, Искусство на службе свободы: Баттиста Делла Палла, арт-агент Франциска I (Чикаго: I Tatti Studies in the Italian Renaissance 5, 1993), 43–45.
Элам, Искусство на службе свободы , 43-45.
Элам, Искусство на службе свободы , 43-45.
Элам, Искусство на службе свободы , 59.
Элам, Искусство на службе свободы , 59.
Кондиви и Воль. Жизнь , 126.
Образы Геракла →
Политическое значение Геркулеса
Судьба мраморного Геракла Микеланджело в Фонтенбло и бронзового Давида в долине Луары, утерянных или уничтоженных во французских садах.
Статуи Микеланджело исчезают во Франции
Факсимиле эскизов Микеланджело для утраченного мраморного Геркулеса (слева) и утраченного бронзового Давида (справа).
Флоренция, 1490 год. Подросток по имени Микеланджело Буонарроти посетил сад скульптур Медичи, стремясь учиться у Античности, копируя древние статуи. В течение предыдущей тысячи лет казалось, что честолюбие и мастерство древних исчезли. Во времена Римской империи мраморные скульптуры были настолько распространены, что говорили, что столько же римлян сделаны из мрамора, сколько римлян из плоти и костей. Что же касается прекрасных и дорогих бронзовых статуй, то зачем их сосчитать в мире, когда «на сцене временного театра было установлено три тысячи статуй» .
К тому времени, когда юный Микеланджело восхищался тем, что осталось от прошлого, его эпоха была названа Ренессансом, что означает возрождение, за попытки возродить гений Античности.
Когда его покровитель Лоренцо да Медичи умер, семнадцатилетний Микеланджело заявил «Я вырезаю фигуру для собственного удовольствия» . По собственному желанию, никогда раньше не лепивший трехмерную мраморную фигуру, он превратил большой кусок мрамора, более дешевый, чем обычно, из-за того, что находился под дождем, в статую высотой 2,33 метра (7,7 фута).
Он был не только выше жизни, но и больше любой статуи, созданной за предыдущие 1000 лет.
Все было готово для честолюбия Микеланджело, соперничающего с античностью и превосходящего своих современников.
Что случилось с первым шедевром Микеланджело? Франциск I, король Франции, уже проявил свою любовь к искусству, предоставив почетную пенсию пожилому Леонардо. Теперь он отчаянно хотел иметь статую Микеланджело. В конце концов король исполнил свое желание, когда статуя Геракла была отправлена во Францию.
Есть несколько свидетельств о статуе, например, «описание чудес Фонтенбло», «Что особенно примечательно в этом саду, так это самая красивая и большая статуя из белого мрамора, изображающая Геракла, которого прошлый король нашли в этом замке и воздвигли на пьедестал. Это Микеланджело» .
Затем мы слышим, что в 1713 году сад был перепланирован. Читатель узнает, что случилось со статуей.
Микеланджело также создавал бронзовые статуи. Сначала довольно неохотно, потому что Папе пришлось заставить Микеланджело изготовить его портрет. «Я был вынужден пойти туда с веревкой на шее, чтобы просить у него прощения. Он приказал мне сделать его портрет в бронзе, сидя, около семи локтей» . Читатель узнает, что случилось с этой статуей.
Что менее известно, так это то, что, когда он вырезал колоссального мраморного Давида, он также моделировал бронзовую версию Давида в натуральную величину, но с другим дизайном. Для мрамора Микеланджело был стеснен, так как пространство между ногами уже было вырезано, блок был неглубоким, поэтому у него было очень мало свободы для составления своего шедевра.
Однако в бронзе не было предела тому, что мог сделать Микеланджело.
Его биограф заявил, что «Давид был воздвигнут в 1504 году; эта статуя принесла Микеланджело большую известность в искусстве ваяния, и, в результате, он отлил в бронзе чрезвычайно красивого Давида» .