Когда и как была ликвидирована зависимость московской руси от орды: Русь под Властью Монголо-Татар, Влияние Монголо-Татар на Русь, Борьба и освобождение Руси от Монголо-Татар

Освобождение Руси от ордынского владычества – как освободилась, кратко о ликвидации зависимости (6 класс)

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 214.

Обновлено 4 Февраля, 2022

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 214.

Обновлено 4 Февраля, 2022

Историю ордынского ига следует вести с походов хана Батыя 1237–1241 годов, когда Русь была разорена монголо-татарами, но установление процесса зависимости заняло около 20 лет. Освобождение Руси от ордынского владычества произошло в 1480 году при великом князе Иване III. Впрочем, упадок единой Золотой Орды начался раньше, с 1360-х годов. В последующие 100 лет из её состава вышло несколько ханств.

События 1460–1470-х

Наследником Золотой Орды на момент вступления в 1462 году на московский престол великого князя Ивана III была Большая Орда, годами существования которой, как правило, считаются 1433–1502.

Рис. 1. Стояние на Угре.

С 1460 года в Большой Орде правил хан Ахмат. В первые годы его политика была относительно успешной. Он установил дипломатические отношения с Османской империей, совершил успешный поход против Крымского ханства и даже чеканил свои серебряные монеты.

В 1471 году Ахмат вступил в союз с польским королём Казимиром IV с намерением совместно выступить против Ивана III, но эти планы были сорваны походом ушкуйников (речных разбойников) на Сарай и присоединением Новгородской земли к Московскому княжеству.

В 1472 году хан совершил поход к реке Оке, сжёг город Алексин, но дальше продвинуться не смог из-за сопротивления русских отрядов и из-за нападения на свои владения Шейбани-хана из Средней Азии. Последствием этих событий стало прекращение выплаты дани хану Большой Орды, а также внешнеполитический курс Ивана III на союз с крымским ханом Менгли-Гиреем.

Большая Орда в середине XV века занимала территорию в нижнем Междуречье Дона и Волги. На юге она граничила с Астраханским и Крымским ханствами, а на востоке — с Ногайской Ордой.

Северным соседом были Великое княжество Московское и Казанское ханство. Западным — Великое княжество Литовское. Столица государства находилась в городе Новый Сарай недалеко от современного Волгограда.

Рис. 2. Россия при Иване III.

Стояние на Угре и его последствия

Освобождение от ордынской зависимости произошло в 1480 году в результате события, вошедшего в историю как Стояние на Угре. Если хан Мамай в 1380 году пытался выступить против Дмитрия Донского в союзе с великим князем Литовским Ягайло, то хан Ахмат в качестве союзника рассматривал польского короля Казимира IV, который одновременно правил и в Великом княжестве Литовском.

Именно поэтому с войском Ахмат двигался в северо-западном направлении до реки Угры через Мценск и Одоев и остановился недалеко от современной Калуги. Помощь от Казимира не пришла из-за нападения крымских татар на южные окраины Великое княжества Литовского — на Подолию.

Войско Ивана III стояло около города Боровска на севере современной Калужской области.

Ахмат так и не решился переправиться через Угру и 11 ноября повернул обратно, так как узнал о разорении своей столицы русскими отрядами. В январе 1481 года он погиб в битве с сибирским ханом Ибаком.

Первым из русских историков связь событий Стояния на Угре со свержением ордынского ига сформулировал в первой четверти XIX века Николай Карамзин.

Датой ликвидации Большой Орды стал 1502 год, а последним её ханом — Шейх-Ахмед. Государство было разгромлено крымским ханом. После этого в степях южнее Тамбова у России появилась граница с Крымским ханством. Она проходила по Дикому полю и местами была открытой, что приводило к набегам крымских татар в XVI веке аж до самой Москвы.

Рис. 3. Освобождение Руси от ордынского ига.

Что мы узнали?

О том, как Русь освободилась от ордынского ига, можно узнать из школьного курса истории 6 класса. Это событие происходило одновременно с объединением русских земель вокруг Москвы в период правления Ивана III. В 1480 году он добился того, что исчезла угроза со стороны Большой Орды и окончательно прекратилась выплата дани ей.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 214.


А какая ваша оценка?

Татарстан не хочет, чтобы в России праздновали конец монголо-татарского ига. Почему? Разве он имеет какое-то отношение к тем татарам? — Meduza

В России — дискуссия: праздновать ли день окончания татаро-монгольского ига. Депутат Калужской области Геннадий Скляр внес законопроект, в котором предлагается назначить праздник на 11 ноября — в честь последнего дня стояния на реке Угре в 1480 году. Калужский губернатор Анатолий Артамонов заявил, что новый праздник поддерживает Владимир Путин. Идея возмутила Татарстан: бывший президент республики Минтимер Шаймиев сказал, что «нужно не заниматься ревизией истории, а сплотиться во имя решения текущих задач для развития страны». Члены республиканского Госсовета добавили, что таких «стояний было много», сама по себе дата сомнительная, а праздник окончания ига может расколоть страну. «Медуза» разобралась, какие есть сомнения в дате, чем недовольны в Татарстане и что вообще произошло недалеко от Калуги 11 ноября 1480 года.

Что за «стояние на Угре»?

В октябре 1480 года хан Большой Орды Ахмат, правитель главного татаро-монгольского государства в Восточной Европе, предпринял поход на взбунтовавшегося вассала — Москву. Это был его второй поход на северо-восток Руси за десятилетие: в 1472 году он уже пытался атаковать небольшими силами, но потерпел поражение. 

Это был всего третий поход монгольского хана в Северо-Восточную Русь со времен ее завоевания монголами в 1238 году. До Ахмата на Москву ходил только хан Тохтамыш в 1382 году — через два года после Куликовской битвы. Тогда князь Дмитрий Донской бежал из города, Кремль был взят Тохтамышем. Поход был вызван тем, что Дмитрий несколько лет не платил дань Орде. После нашествия все вернулось на круги своя: Дмитрий обязался платить дань и вернуть долг за предыдущие годы. В 1480 году Ахмат не смог повторить успех Тохтамыша: после месяца противостояния на берегах реки Угры (в нынешней Калужской области) войска Орды отступили.

И после этого иго кончилось? Что такое вообще иго?

Впервые зависимость Руси от Орды игом назвал польский историк Ян Длугош в 1479 году — за год до «стояния на Угре». Он написал, что «варварского ига и его рабства» больше нет: московский князь Иван III его уже сбросил. 

Под «варварским игом» историк имел в виду политическую и экономическую зависимость всех русских земель от Монгольской империи и ее правопреемников — ханов Золотой Орды (в терминологии самих монголов — «улуса Джучи»), которые правили Восточной Европой после раскола империи Чингисхана в 1260-х годах. Ханов Орды русские князья с 1240-х годов признавали «царями» — до того термин употреблялся только по отношению к «императорам Рима», то есть к германским императорам Священной Римской империи и императорам Византии. Себя князья воспринимали как подчиненных ордынскому царю местных властителей. На деле это означало, что царь Орды мог вмешиваться в политику русских княжеств, быть высшим судьей в спорах между князьями — и за это ему было положено платить дань (она называлась «ордынский выход» и была привязана к количеству крестьянских хозяйств в княжестве) и другие налоги. Изначально договор о зависимости русских князей предполагал также, что они будут поставлять монголам войска.

Политическая зависимость от Орды выражалась главным образом в выдаче ханом «ярлыков», то есть специальных грамот князьям малых «отчин» на управление более крупными образованиями: русскими землями, а также «столами» — княжествами, не имевшими «отчинного» князя. Так, князья Северо-Восточной Руси вели борьбу за титул Великого Владимирского князя — главы Суздальской земли, одного из 12 крупных образований домонгольской эпохи. К титулу прилагались большие права: например, княжение в республике Новгорода Великого и «выморочных» (то есть таких, где прервалась своя династия) княжествах.  

Кроме того, они утверждали «примыслы» — присоединения одних княжеств к другим — ситуация, почти не встречавшаяся до монгольского нашествия, но распространенная после. Изначально монголы следили, чтобы никто из князей не усиливался сверх меры. Однако в XIV веке и начале XV века они допустили усиление двух центров объединения русских земель: Москвы на северо-востоке и севере и Литвы на западе и юге. При этом и Москва, и Великое княжество Литовское продолжали признавать власть ордынских «царей» на русской территории и платить им дань. Только в 1472 году московский князь Иван III решил отказаться от этой зависимости. И именно 1472 год можно считать датой, с которой началась реальная независимость Московского княжества от Орды.

В 1480 году хан Ахмат предпринял последнюю попытку вернуть своего вассала к повиновению, заключив для этого союз с Литвой. Однако литовские войска не прибыли в Угру, и 11 ноября, простояв на реке месяц, Ахмат решил не рисковать и отказался от открытого сражения. Союзник Москвы того времени, крымский хан, в 1502 году разгромил Большую Орду — так закончилась власть Монгольской империи в Восточной Европе. Через 100 лет большая ее часть попала под власть новых царей из Москвы.

Почему иго не пало раньше? Ведь русские же победили монголов в Куликовской битве за сто лет до этого

Московские князья — равно как и другие русские политики — воспринимали зависимость от ордынских царей как данность. Подчинение «империям» — мировым державам своего времени — считалось нормальным. Эта зависимость никогда и не прерывалась на протяжении всех 240 лет «ига».

Князь Дмитрий Иванович в 1370-е годы восстал не против «царя», а против узурпатора Мамая, который не был «царем» (при этом многие русские княжества оставались верными Мамаю). Это была обычная история: во время частых эпизодов внутренней борьбы в Орде русские князья поддерживали одного из претендентов и платили дань ему; часто это приводило к тому, что другой претендент отправлял карательную экспедицию на Русь. Так поступил и Мамай: в 1380 году он отправился на Москву, поскольку Дмитрий отказался платить дань ему.

Мамай потерпел поражение на Куликовом поле, после этого Орду объединил его соперник Тохтамыш. Дмитрий не выплатил дань и ему, после чего Тохтамыш лично повел войска к Москве, захватив ее в 1382 году. Поход произвел большое впечатление на русских: на Русь пришел лично царь. В том, что законный хан является сюзереном Руси, никто тогда не сомневался; даннические отношения Москвы с Ордой были легко восстановлены, Дмитрий заплатил и долг за те два года, когда Тохтамыш был ханом после смерти Мамая, но не за то время, когда Мамай сам руководил частью Орды. Однако по результатам активного участия в ордынской междоусобице и несмотря на поражение от Тохтамыша Дмитрий получил большую награду — Великое Владимирское княжение стало «отчиной» московских князей. Им больше не нужно было ездить в Орду, чтобы в режиме конкуренции с другими князьями бороться при дворе хана за великокняжеский «ярлык».

В 1395 году Тохтамыш был разгромлен новым могущественным соперником — среднеазиатским полководцем Тимуром (Тамерланом). Золотая Орда после такого удара развалилась на части: кроме Большой Орды, где правили официальные правопреемники монгольских императоров, возникли несколько ханств, в том числе самые сильные в Крыму и Казани. Однако развал империи не привел к немедленному освобождению русских земель. Они — и их центры объединения в Москве и Литве — стали, наряду с новыми независимыми ханствами, активными участниками ордынских междоусобиц. Ханы же продолжали вмешиваться в усобицы в самой Москве, хотя она становилась все более самостоятельной.

В 1453 году произошло событие, которое изменило восприятие русскими князьями своего места в европейской политике. Османы взяли Константинополь, после чего прекратила свое существование Византийская империя. Москва, объединившая к тому времени большую часть Северо-Восточной Руси, осталась последним православным государством. Тогда же в Москве появилась и постепенно укрепилась идея, что московские князья сами должны быть царями. Этот статус не подразумевал зависимости от царей Орды или каких-либо других властителей. 

В 1472 году великий князь Иван III принял решение освободиться от законного ордынского «царя» Ахмата. После ликвидации Орды в 1502 году Москва стала одним из претендентов на ее место региональной великой державы, объединяющей Восточную Европу. Скорее всего, уже тогда сами московиты (и их соседи) воспринимали себя именно так: с 1470-х бояре и князья малых княжеств все чаще начинают именовать себя холопами (то есть рабами) Ивана III. Так в Орде было принято называть знать, зависимую от хана (царя). До того русские князья называли себя холопами ордынских царей.

После ликвидации Орды противниками (и иногда союзниками) Москвы были независимые ханства и второе крупное русское государство с центром в Литве, объединившее к тому времени весь запад и юг Руси. Их властители с тех пор практически перестали называть московского князя чьим-либо холопом и считали как минимум равными себе.

А при чем тут вообще современные татары? Что они имеют против падения ига?

Татары (казанские, крымские, сибирские и другие) — прямые потомки населения Орды XV века. За 250 лет ее существования от монголов в западной монгольской империи остались только династия (потомков Чингисхана), административное устройство и название одного из монгольских племен — «татары»; и то им обозначали население Орды не сами ордынцы, а русские и европейцы. В XV веке в этой западной части бывшей Монгольской империи сложилась особая культура. Основным языком был кипчакский из тюркской языковой семьи и его диалекты (до нашествия монголов кипчакский был языком половцев). Основной религией стал ислам, его «татары» заимствовали из Волжской Булгарии — государства, располагавшегося на территории нынешнего Татарстана и других регионов Поволжья. Из Булгарии в Орде распространилась и значительная часть материальной культуры.

Ханы новых татарских государств, как и Москва, вели борьбу за наследство Орды, но проиграли. В 1552 году внук Ивана III Иван Грозный взял Казань, после чего стал именовать себя «царем казанским». В 1556 году было захвачено Астраханское ханство, в 1582 году — Сибирское. Дольше всего независимость сохраняло Крымское ханство, которое в XVI веке стало вассалом могущественной Османской империи (считавшей себя правопреемником Византии и Рима). Иван Грозный и другие русские цари платили Крыму дань с 1572 года (после того, как татары захватили Москву). Однако, по сути, это была совсем не та дань, что уплачивали русские князья Орде — у нее даже было другое название: не «выход», а «поминки». В конце XVIII века Крым был завоеван Россией.

Казанские татары еще с 1990-х отмечают День памяти защитников Казани (имеется в виду — от захватчиков из Москвы). Завоевание Казани Иваном Грозным активисты называют «геноцидом», указывая на убийства, грабежи и насильственные крещения, произошедшие после завоевания; российские власти в ответ обвиняют их в экстремизме.

С точки зрения политики именно захват Казани создал основу для «объединения народов России». Русские цари из властителей мононационального государства на северо-востоке Руси стали царями многонациональной империи — наследницы монгольского ханства.

Дмитрий Кузнец

Русские земли под властью монголов


Ma’lumotlar bazasi mualliflik huquqi bilan himoyalangan ©fayllar.org 2023
ma’muriyatiga murojaat qiling

Нойманн, Ивер Б.

 

Европейцы и степь: русские земли

под властью монголов

 

Книжная секция 

 

 

 

Исходная ссылка:

Нойманн, Ивер Б. (2014) Европейцы и степь: русские земли под властью монголов. В:

Чжан, Юнджин, Судзуки, Сёго и Квирк, Джоэл, (ред.) Международные порядки в эпоху раннего Нового времени

Мир: до подъема Запада. Новые международные отношения. Рутледж. ISBN

9780415626286 

© 2014

Рутледж

 

Эта версия доступна по адресу:

http://eprints.lse.ac.uk/65998/ 

Доступно в LSE Research Online: апрель 2016 г.

LSE разработала LSE Research Online, чтобы пользователи могли получить доступ к результатам исследований Школы.

Авторские права ©  и  Моральные права на статьи на этом сайте принадлежат отдельным авторам.

и/или других владельцев авторских прав. Пользователи могут загружать и/или распечатывать одну копию любой статьи(й) в LSE

Research Online, чтобы облегчить свое частное исследование или для некоммерческого исследования. Вы не можете

заниматься дальнейшим распространением материала или использовать его для любой коммерческой деятельности или любой коммерческой выгоды

. Вы можете свободно распространять URL (

http://eprints.lse.ac.uk

) Исследовательского отдела LSE

Интернет-сайт.

Этот документ представляет собой представленную автором версию раздела книги. Между этой версией и опубликованной версией могут быть различия

.

версия. Вам рекомендуется ознакомиться с версией 9 издателя. 0006

, если вы хотите процитировать его.

 


1

Европейцы и степи: русские земли под монгольским владычеством

Глава для Юнджина Чжана, Сёго Судзуки и Джоэла Квирка (ред.) Международные заказы в

Ранний современный мир: до подъема Запада

Ивер Б. Нойманн [email protected]

Средневековому религиозному пограничью было свойственно не признавать сознательно, что

человек заимствовал институты у завоеванных или завоевавших народов

другая религия. Это было верно для Crusader Valencian 13

th

-век Испания около

Исламские мавританские институты арабской династии Омейядов с 7

век

или Османская империя с 14

век о византийских учреждениях и

Иерусалимское королевство французских крестоносцев с 12

век об исламских

институтах (Halperin 2000: 238).

Введение

Редакторы пишут во введении к этому тому, что только примерно с 1750 

года европейские державы приобрели достаточно возможностей, чтобы регулярно диктовать условия

политических сообществ во многих частях мира. Столько времени ушло на то, чтобы собрать потенциал

для проецирования силы на указанные расстояния. Где отношения с неевропейскими

политические сообщества обеспокоены, однако поворотный момент наступил за 250 лет до

в последнее десятилетие 15

век. Это было, когда мавров, а также сефардов

и

евреев, где подкупили и заставили покинуть Испанию (1492 г.). Это было также десятилетие, когда

Русские сбросили то, что они задним числом назвали «татарским игом». К 1750 г. 

России оставалось всего несколько десятилетий до присоединения Крымского ханства, последнего из других

государств-преемников того, что анахронично называлось Золотой Ордой, но это

было известно в то время как Хипчакское ханство (Halperin 2000; Morgan 1986: 141).

1

 

Аннексия последовала за победоносной войной России против Османской империи. В

конец периода, охватываемого этой книгой (1492-1792), затем отношения России с не-

Европейские государства, такие как Османская империя и Персия, не говоря уже об отношениях с

коренных народов по всей Сибири отражали иерархические отношения между

европейскими и неевропейскими политиками, обсуждавшиеся в других главах. В начале Однако в

период Россия выходила из явно подчиненных отношений с

неевропейским государством, а именно с Хипчакским ханством, к которому относились русские города.

сюзерен.

Первая часть этой главы в основном является напоминанием о важности степи не только для русской истории, но и для европейской истории в целом. Кипчакское ханство было

государственное устройство – на самом деле империя (ср. Nexon & Wright 2007) — просуществовать дольше всего из тех

, которые вышли из великой монгольской империи, которая правила большей частью известного мира в

середина 13

век. Монгольская империя была одна — она должна была оказаться последней — из

череда государств, которые, начиная с конца третьего века нашей эры, начали свое

Жизненный цикл на Алтае находятся на крайнем северо-востоке Евразийского континента, только до

1

Правитель Московии, принявший титул царя в 1547 году, присоединил государство-преемник Казанского ханства

в 1552 году и Астраханского ханства в 1556 году.

2

поглощают ряд других монгольских и тюркских кочевых элементов. Их можно было найти

по всей степи, которая простиралась от Тихого океана на юге до лесных массивов.

на Днепре на западе и определяется тайгой на севере и оседлыми

культурами на юге (в основном Китай, Персия и (Запад и Восток) Рим (Барфилд

1989). Вторая часть главы рассказывает о том, как российские города переживали

часть монгольского государства, а третья часть о том, как последующая гибридизация повлияла на

Вхождение России в международное сообщество. Таким образом, тема этой главы —

опыт определенной подгруппы христиан (мы не можем добросовестно назвать их

европейцев, потому что эта концепция недолго использовалась во время правления Карла Великого

и больше не появлялась в первой половине пятнадцатого века) о господстве

«неевропейцы», и как этот опыт в период ключевого интереса к этому

тому (14292-1792) каким-то образом воспринимался другими европейцами как загрязняющий.

Обратите внимание, что, как видно из Хипчакского ханства, ключевым объектом интереса была не Россия или

Европа, а, во-первых, монгольский имперский центр в Каракоруме, и когда центр потерял свою

владение к концу тринадцатого века, еще один из 9 монгольских империй 0006

государств-правопреемников, а именно империя Иль-хана к юго-востоку от них, с которыми она поссорилась

постоянно о сборе дани и торговых путях через Кавказ (подробнее

ниже). Монголы в прошлом были мастерами во многих вещах, в том числе в провинциализации

Россия.

Монголы

Численность монгольского населения во времена Чингисхана оценивается в

700 000 (Allsen 1987: 5). Хотя монголы широко использовали тяжелую деревянную

седел и составных луков, их ключевым преимуществом в войне была их стратегия.

монголов подчеркивали важность длительной подготовки, заблаговременного планирования, многосторонней координации

и жесткая дисциплина. Одни в то время, они сосредоточили свое мышление не на одиночном

бойце или небольшой группе воинов, а на тюмен , (рус. т’ма), единица измерения

идеально состоит из десяти тысяч человек. Официально было признано, что фактические тюмень

будут недоукомплектованы, так как предполагалось, что «верхний тюмень» будет иметь не менее

7000 солдат, средние 5000 и меньшие только 3000 (Allsen 1987: 193). Земля, необходимая

для обслуживания тюменей , также использовалась монголами в качестве основной административной единицы.

2

  

В Европе монголов иногда (а в России всегда) называют татарами. мы делаем

не совсем понимаю, почему это так. По словам Мэтью Пэрис, современника, написавшего

интересно о том, как европейцы отнеслись к монголам, именно французский король Людовик XI,

каламбурил, что монголы, почти истребившие соседнее племя, называемое

татары,  вышедшие из ада (лат. Tartarus ), следовательно татары. (Морган 1986: 57).

Ключевыми моделями, по которым Чингисхан организовал свою монгольскую (или татарскую) империю, были

у уйгуров и киданей. Уйгуры, соседний народ, который первым

быть зарегистрированным в расцветающей империи, был кочевым народом, ставшим оседлым, у которого было

2

 В России Георгий Вернадский (1953: 215-219) подсчитал, что число туменов около 1760 г. составляет

: 27 в восточных княжествах и еще 16 в западных. Эти территориальные единицы позже

стал известен как волости .


3

значительный опыт управления оседлым населением и городами. Монголы

позаимствовали их алфавит (и использовали его примерно столетие назад), их способ создания

канцелярия и концепция писцов. Кидани были полукочевым тюрко-монгольским

народом, завоевавшим китайцев в девятом веке, основавшим династию Ляо,

был перемещен и возвращен как ключевая степная сила двенадцатого века. Кидани,

, перешедшие в монгольское лоно в 1218 г.,

конфессиональная степная империя, основанная на дани, взимаемой с десятичной конницы

(Morgan 1986: 49).

3

 Для этого они использовали посредников, и это прямые 

предшественники  даруги , используемые монголами, тюркское понятие для которых

basqaq  (Морган 1986: 109). Монгольские посредники, управлявшие Хипчакским ханством

в России в первые десятилетия были известны как баскаки . Ключевым инструментом Чингиса была

его имперская гвардия, в основе которой были его классификационные братья ( и ) и люди

, которые решили покинуть свое племя, чтобы следовать за ним лично ( nöker ). Охрана, в состав которой

входили представители всех монгольских племен («полезная форма захвата заложников»,

Morgan 1986: 90 комментариев), и который фактически был домом Чингиса, насчитывавшим

около 10 000 в начале его завоеваний.

4

  

Сами монголы были почти повсеместно неграмотны, но они вели письменные записи

, которые обычно велись людьми, взятыми у покоренных народов. За исключением их

знаменитая «Тайная история», хотя в монгольской историографии очень мало.

По очевидным причинам оседлые люди, которых они завоевали, склонны относиться к ним как к

Другое и очернить их. В качестве примера можно привести русский эталонный труд о

Хипчапском ханстве (Золотая Орда, частью которой были русские земли; Греков и

Якубовский 1950). Он рисует картину нашествия и правления, которая подчеркивает кровожадность

монголов и страдания жителей.

Она была написана в то время, когда советская историография прошла особенно

националистическую фазу, но все еще достаточно репрезентативна для литературы на русском языке, т.е.

сильны в отношении фактов, но слабы в интерпретации (Franklin 2001). Западные историки, которые могут

опираться на факты, раскопанные русскими коллегами, и дополнять их собственным мастерством,

предпочтительнее Стандартным произведением о Хипчакском ханстве остается Спулер (1965). это

хорошая иллюстрация общего отношения русских к миру и к историкам как к

, когда появилось первое издание этой новаторской работы, она подверглась официальной критике со стороны

Советского Союза за маргинализацию русских. Как Спулер (1963: XIII) сухо ответил в

предисловие ко второму изданию, что действительно было одним из пунктов написания истории

монгольского государственного образования, лишь частью которого были русские земли.

                                           

3 Помимо киданей, существует непрерывная традиция степных империй, простиравшихся назад как минимум на

полторы тысячи лет. С точки зрения их южных соседей, возникновение Монгольской империи

было рабочей случайностью: «Существовала стандартная имперская политика Китая по отношению к ним. Они бы

следует внимательно следить, и если один кочевой вождь, похоже, получает власть и влияние за счет

других, китайские субсидии, признание и титулы будут предложены одному из его соперников, который будет

рекомендуется урезать выскочку до размера. Если новый протеже, в свою очередь, станет опасно могущественным, процесс будет повторен» (Morgan 1986: 35).

4

 ‘Императорская администрация была […] по существу продолжением княжеского дворового хозяйства в

с точки зрения организации, функций и персонала. Именно по этой причине Монгольская империя в целом и

Правление Мункэ, в частности, имеют ярко выраженный родовой привкус» (Allsen 1987: 100).


4

На протяжении первого полугодия 13

-го

века, у монголов была очень ясная и четкая

политическая идеология, дополненная скрупулезными правилами того, как поступать с другими политическими

объектов.

5

 Основной идеей был небесный мандат. Зная, что вся степь

империй, начиная с хунну (гуннов) во втором веке до нашей эры и позже, присоединились к

к тому же принципу легитимности, и учитывая, что гиун-ну развивали его одновременно

с китайской имперской идеологией (Barfield 1989; de Rachewiltz 1971: 104), мы уже

имеют наброски генеалогии принципа. Ничто не имеет только одного происхождения, однако, и

в этом случае тоже, возможно, имели место значительные гибридизации. Как Шпулер (1969: 5)

ставит это,  

Определенный вклад, без сомнения, внесли и христианские теории

вселенской церкви под единым центральным руководством, поскольку некоторые монгольские племена

около двух столетий были твердыми приверженцами несторианского христианства и, таким образом, имели доступ к христианской мысли. Поскольку выводы могут быть сделаны, когда

прямых свидетельств современных политических идей нет, казалось бы,

произошла своеобразная метаморфоза христианских доктринальных теорий в политические понятия.

большое значение в развитии монгольской концепции мировой

империи.

locus classicus для этой дискуссии — Voegelin (1941: 402), который проанализировал

преамбул к существующим приказам о подчинении монгольских ханов европейским державам как

‘юридические документы […], приложенные к приказам о подаче, чтобы адресаты

не могли ссылаться на незнание монгольского закона, когда они не подчинялись полученным приказам».

Voegelin (1941: 378) извлекла из этого материала «основные идеи, лежащие в основе конституционного права

монголов, а также основу монгольской политической теории». Ключевая идея –

изоморфизм между небом и землей; первым управляет Бог, а последним

должен управлять его слуга, монгольский каган. Однако существовало временное

проблема, для  

Истинная сущность мирового правительства находится еще не в актуальном, а только в

потенциальном состоянии, и оно должно материализоваться в ходе истории посредством

превращение реального мира политических фактов в истинную картину идеального и существенного

государства, визуализируемого Порядком Божиим […] монголы, следовательно, не могут

просто сделайте ставку на иностранные державы, так как любой юридический титул отсутствует для

5

 Перелом произошел в конце 1250-х годов, когда кипчакский хан Берке разорвал ряды. Великий хан в

Каракоруме отдал Кавказ Хипчакскому ханству Батыя. Великий Мункэ отменил это

решение, вместо этого отдав его соперничающему монгольскому государству персидских Иль-ханов. Кавказ

оставался яблоком раздора между Хипчакским ханством и Иль-ханами (а также их

преемников, первым из которых был Тимур-ленк) и mutatis mutandis вплоть до настоящего времени. Когда

Мункэ умер, борьба за Кавказ стала главным фактором в определении кипчакского

Позиции ханства и Иль-хана в борьбе за престолонаследие. Победил кандидат Иль-хана (Хюлагу).

Вождь кипчакского ханства (Берке) в ответ сделал беспрецедентный шаг в монгольской империи

истории, а именно заключить союз с мамлюкским Египтом против его собратьев-монголов, Иль-ханов.

1261 за союзом последовало торговое соглашение, которое открыло для торговли, которая оказалась выгодной для

обе стороны (в основном рабы для предметов роскоши). Эта торговля имела огромное значение для Золотой Орды

, пока в 1354 году турки-османы не захватили контроль над Дарданеллами у византийцев. Османская

Турки фактически положили конец торговле Золотой Орды с Египтом (Spuler 1969).


5

подобное предприятие. Надлежащий режим процедуры для Имперского правительства

состоит в том, чтобы направить посольства в надлежащей форме к соответствующим державам, предоставив им все

необходимая информация о принципах права Монгольской Мировой Империи, чтобы

знать, что момент перехода от потенциального к фактическому Пришло членство в

, и чтобы они могли сделать этот шаг в соответствии с правовыми нормами

, которые его регулируют (Voegelin 1041: 403, 405).

Другими словами, каган полностью осознавал, что есть правители, которые еще не знали

о его существовании, но тем не менее были классифицированы как восставшие против

Монгольская империя будет при преемниках Чингисхана, известных как Золотой Род. Аллсен

пишет об этих политических идеях, которые они

можно проследить до тюркского каганата, по всей вероятности, были переданы

монголам уйгурскими тюрками. В монгольской адаптации этого идеологического

считалось, что Вечное Небо ( Möngke Tenggeri ), бог неба и

главное божество [шаманских] степных кочевников, дарованное Чингисхану

поручение подчинить себе весь мир. Это дарование всеобщего

суверенитета дало монголам право или, возможно, точнее, возложило на них

их обязательство подчинять и наказывать любую нацию или народ, отказывающийся присоединиться

к Империи Великих Монголов на добровольной основе (Allsen 1987: 42).

У Чингисхана было четыре сына, оставивших потомство: Джучи, Чагадай, Угэдэй и

Толуй. Отношения между этими четырьмя линиями были в центре монгольской политики.

ключевым принципом организации было родство, как биологическое родство, так и классификационное

родство. Язык споров о престолонаследии был одним из 90 120 jasagh, 90 121 правил

предков, которых предполагалось поддерживать и которым следует оказывать уважение, а не 

минимум, когда они использовались творчески. Хотя обычай был для самых маленьких

сын, чтобы следовать за своим отцом, когда дело дошло до того, чтобы быть ханом ханов (каганом), не было

автоматической преемственности. Кандидаты создали союзы, которые чувствовали друг друга

до тех пор, пока один из кандидатов не станет более сильным и не созовет курултай , где

ведущие преемники Чингизидов должны были посвятить его (Allsen 1987: 34). После Чингиса

Хан умер в 1227 году, его младший сын Толуй стал регентом, но в 1229 году каганом стал Угэдэй

. Когда он умер в 1241 году, началась затяжная борьба между Толуидами и

Угэдейцы закончились, когда старший сын Толуя Мункэ сделал каганом в 1251 году.

6

 Этот

затянувшаяся битва имела ключевое значение для европейской истории, и я вернусь к ней ниже.

Пик централизации империи при Мункэ. В своей центральной администрации он

учредил региональные секретариаты для Китая, Туркестана, Персии и, хотя это не

вообще ясно, Русь (Allsen 1987: 101). Он отозвал все императорские печати, знаки отличия и

приказы двора ( ярлыг ) и выдал новые. Это дало ему возможность проверить все

посредники империи и все его жители. Затем он ограничил доступ к жизненно важной почтовой системе

только для этих людей. «Третья мера была предназначена для

ограничивают власть имперских князей в пределах их собственных

уделов ( фэн-ти ). Отныне эти князья не могли ни призывать своих подданных на

                                                           

6

 За ним последовал его брат Кубилай (Хубилай-хан, 1260-1294). Хубилай сосредоточил свое внимание на Китае, и

почти не присутствовали в других частях того, что теперь все больше становилось бывшей монгольской империей.

6

своей собственной властью и не издавать никаких распоряжений, касающихся финансовых вопросов, без предварительного

совещания с должностными лицами императорского двора». (Allsen 1987: 80-81)

Мункэ отправил своих людей для фактического сбора налогов. Местному посреднику

было разрешено иметь своего представителя на месте, но ему не было разрешено принимать

фактические налоги. Allsen (1987: 46) отмечает, что

Особое значение имело право кагана назначать монгольских жителей,

называемых даругачи или баскаков, , которые находились во всех крупных населенных пунктах

и при дворах всех местных династий. Эти чиновники, располагавшие широкими

административными, полицейскими и военными полномочиями, были ключевыми фигурами в контроле и

эксплуатация подчиненных групп населения (Allsen 1987: 46).

Последний момент, который необходимо подчеркнуть в нашем отношении, заключается в том, что «великий хан имел

исключительное право вести отношения с другими от имени империи» (Allsen 1987: 45). У меня есть

остановился на монгольском управлении и его исторической предпосылке, во-первых, чтобы

продемонстрировать, что монголы стояли в давней политической степной традиции, а во-вторых,

, потому что это был план того, как монголы, поселившиеся на Волге с

1240-е годы на подвластных землях Руси.

Западный поход монголов

Когда Чингисхан умер в 1227 году, он не только поручил своим сыновьям завоевать

мир, но и выделил части, которые еще не были завоеваны.


Скачать 425.82 Кб.


Do’stlaringiz bilan baham:

Статья о восточных+православных+церковях из The Free Dictionary

Восточные+православные+церковь | Статья о восточной+православной+церкви в The Free Dictionary

Восточная+православная+церковь | Статья о восточной+православной+церкви в The Free Dictionary


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:

восточный ортодоксальный церковь

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:

  • Восточная церковь
  • Алексис Тот
  • Христианская конфессия
  • Восточное христианство
  • Сирийское христианство
  • Православная церковная организация
  • Болгарская Восточно-Православная Епархия США, Канады и Австралии
  • Православие
  • Список членов Священного Синода Румынской Православной Церкви
  • Метусиоз
  • Восточно-католическая община на Гавайях
  • Христианство в Сирии
  • Православная церковь
  • Восточно-православная
  • Восточный обряд
Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Полный браузер ?

  • Восточный мир
  • Восточный мир
  • Восточный борцовский альянс
  • Восточная лига борьбы
  • Восточный Ву
  • Генеалогическое древо Истерн Ву
  • Восточный региональный аэропорт Западной Вирджинии
  • Колледж Восточного Вайоминга
  • Восточный Яр
  • Восточный Йе
  • Восточная желтая малиновка
  • Восточная желтая малиновка
  • Восточная желтая звездчатка
  • Восточная желтая звездчатка
  • Восточная желтая трясогузка
  • Восточная желтоклювая птица-носорог
  • Восточный желтобрюхий гонщик
  • Восточный желтобрюхий гонщик
  • Восточная желтая куртка
  • Комиссия по рекреации Восточного Йорка
  • Восточная лига молодых спортсменов
  • Восточная молодежь
  • Восточно-югурский язык
  • Восточная Чжоу
  • Восточная Чжоу
  • Восточная династия Чжоу
  • Восточная династия Чжоу
  • Восточная династия Чжоу (770-221 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *