Михайловский период творчества Пушкина; «Борис Годунов» — Пушкин А.С.
Михайловский период — 1824 — 1826. Хотя жизнь поэта в Михайловском и не была богата внешними событиями, гений поэта в эту пору достигает своего высшего расцвета. Завершается переход от романтизма к реализму, создается историческая концепция, получившая художественную реализацию в первой реалистической трагедии «Борис Годунов», в Михайловском написаны очередные главы «Евгения Онегина», «Сцены из Фауста», небывалый взлет переживает лирика: за 16 месяцев создано свыше 90 стихотворений. Поразителен жанровый диапазон этого периода творчества: эпиграмма, философский и драматический этюд, историческая трагедия, стихотворный роман. К середине 20-х годов Пушкин становится признанным главой русской литературы.
Одно из центральных мест в творчестве Михайловского периода занимает любовная лирика, являющаяся отражением сложных душевных переживаний поэта («Ненастный день потух», 1824; «Сожженное письмо», 1825; «Желание слова», 1825; «К ***», 1825 и др.). Поэт воспевает любовь как великую силу, преображающую человека.
Свобода по-прежнему остается ведущей темой, в самых разных вариациях проявляется она в стихотворениях «К морю», 1825; «К Языкову», 1824; «Разговор книгопродавца с поэтом», 1825; «Заступники кнута и плети», 1825 и др.
Тема дружбы — главная в стихотворении «19 октября» (1825). Посвященное лицейской годовщине, оно воссоздает неповторимую атмосферу лицейского братства, тайного союза «избранных», в произведении выразился нравственный и эстетический идеал поэта, считающего дружбу одним из благороднейших чувств человека.
В 1825 году создает Пушкин и знаменитую «Вакхическую песню» — торжественный гимн человеческому разуму, проникнутый страстной верой в неизбежную победу светлых начал жизни над тьмой.
В Михайловский период усиливается интерес Пушкина к драматургии. Влечение к драматической форме проявлялось и раньше в лирических («Разговор книгопродавца с поэтом») и лиро-эпических произведениях («Цыганы»), но поэт мечтает о драматургии высоких идей, острых конфликтов и крупных характеров. Первой попыткой реализации этих планов становится «Борис Годунов».
«Борис Годунов»Работать над трагедией «Борис Годунов» Пушкин начинает в 1824 году. Законченная в конце 1825 года, трагедия не была разрешена высочайшей цензурой и вышла в свет только в 1830 году. В качестве источника Пушкин использовал «Историю государства Российского» Карамзина, события Смуты, предшествующие восхождению на престол безродного самозванца Лжедмитрия, привели к размышлениям о современности. Поэт увидел внутреннюю соотнесенность прошлого и настоящего и попытался в своей трагедии ее осмыслить.
В «Борисе Годунове» Пушкин хотел показать «судьбу народную, судьбу человеческую». Центральная проблема произведения — взаимоотношения народа и власти. Идея состоит в утверждении народа определяющей силой русской истории.
Народ — главный герой трагедии: он действует или о нем говорят почти во всех сценах, в то время как царь Борис, именем которого названо произведение, появляется только в 6 сценах из 23. Причину трагедии Годунова Пушкин видит в разобщении его с народом: царь преисполнен самых просвещенных мыслей и добрых намерений, но народ видит в нем лишь тирана и убийцу. Все: Борис, Лжедмитрий, Басманов, Шуйский — преследуют сугубо эгоистические цели, главная из которых — обретение или упрочнение власти. Бояре составляют заговоры, Самозванец приводит в Россию польских интервентов, Борис оказывается у власти в результате преступления. Один народ чужд эгоизма, и на него стремятся опереться и Борис, и Самозванец, и бояре, понимая, что власть сильна «не войском, нет, не польскою подмогой, / / А мнением, — да мнением народным». Но автор не склонен идеализировать народ, при всей своей мятежности народ предстает во всем своем трагическом бессилии: он подчинится новому царю, как раньше подчинялся Борису.
Новизна материала и глубина замысла обусловила поиск новых художественных средств. Ни классицизм, ни романтизм не смогли бы дать такой широкой картины изображения действительности, какую потребовалось создать в «Борисе Годунове». Пушкин отказывается от традиционного для классицизма единства места и времени: действие в его трагедии вместо одних суток происходит в течение семи лет. «Разброс» действия поразителен: пьеса предусматривает 17 перемен декораций (события происходят то в царском дворце, то в келье Пимена в Чудовом монастыре, то в корчме на польской границе, то на площади, то в палате патриарха).
В пьесу введены около 80 самых разных по социальному положению и психологическому складу лиц: царь, юродивый Николка, патриарх, Самозванец, Пимен, хозяйка корчмы и др. «Правда характеров» — художественное открытие Пушкина. Центральные герои произведения, Борис и Самозванец, представлены очень широко и многосторонне. Борис — и деспот, и убийца, и любящий отец, и страдающий одинокий человек, и несчастный самодержец; Самозванец — и ловкий авантюрист, и подлый предатель, и страстный любовник, и удачливый дипломат. Живо и убедительно очерчены «неисторические» лица — «черный люд».
Вопреки правилам классицизма, Пушкин смешивает в «Борисе Годунове» трагическое с комическим, вместо обязательного пятиактного деления дает ряд быстро сменяющих друг друга сцен, отказывается от традиционного александрийского стиха (шестистопного ямба), используя пятистопный безрифменный, ряд низших сцен пишет прозой.
«Борис Годунов» — первая русская реалистическая трагедия, в которой Пушкин раскрыл высокий политический и нравственный смысл «мнения народного».
Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000
Михайловский период в творчестве Пушкина🔥
Пушкин пишет в эту пору в самых различных жанрах: от острой «летуньи» эпиграммы до философского драматического этюда, социальной и исторической трагедии; от романтической поэмы до реалистического стихотворного романа, шутливо-пародийной реально-бытовой повести в стихах. Необычайной зрелости и высоты достигает в эту пору и пушкинская лирика.
Снова начинают звучать вольнолюбивые политические мотивы. Вольнолюбивые настроения особенно усилились у Пушкина после посещения Михайловского его старым лицейским другом, декабристом Пущиным,
В целом в пушкинской лирике уже в первой половине 20-х годов
Не было противопоставления личного и гражданского. В то же время во всем, о чем бы Пушкин ни писал, сказывается передовой человек своего времени, борец против того, что теснило, подавляло, калечило жизнь народа и жизнь личности. «Вольность», «Деревня», «Кинжал» были своего рода стихотворениями-прокламациями, непосредственно способствовавшими пропаганде и развитию революционных идей. Но и такие стихотворения, как «Нереида» (1820),»Ночь» (1823), «К—» («Я помню чудное мгновенье.», 1825), не имеющие никаких соприкосновений с собственно политической темой, были исполнены столь большой силы, искренности и чистоты чувства, противостоящих как традиционной сковывающей, феодально-аристократической, так и новой лицемерной, буржуазно-мещанской морали, что при всем их глубоко личном характере они являлись выражением передового общественного сознания.
Лирика Михайловского периода во многом непосредственно примыкает к «южной» лирике. В прощальном обращении «К морю» (1824; начато в Одессе, завершено в Михайловском) поэт обещает не забывать «торжественной красы» морской «свободной стихии»:
— В леса, в пустыни молчаливы
— Перенесу, тобою полн,
— Твои скалы, твои заливы,
— И блеск, и тень, и говор волн.
И действительно, гул «романтического» моря продолжает звучать во многих стихах Пушкина. Особенно ощутим он в страстных излияниях-монологах поэта из «Разговора книгопродавца с поэтом» (1824), во многом напоминающих эмоциональную атмосферу первых «южных» поэм и представляющих собой один из самых ярких образцов пушкинского романтизма. Но уже в этом стихотворении в лице двух антагонистов — пламенного поэта-романтика и трезвого, рассудительного книгопродавца — дано прямое столкновение мечты и действительности, поэзии и прозы, причем кончается оно тем, что поэт, не сдавая своих основных позиций, вынужден признать правоту собеседника. Особенную значительность «Разговору.» придает то, что Пушкин предпослал его в качестве своего рода пролога к первой главе «Евгения Онегина» — произведения, в котором окончательно утвердился и восторжествовал новый, реалистический метод художественного воспроизведения действительности. Аналогичный процесс происходит в эту пору и в лирике Пушкина, поднимающейся на качественно новую ступень — не романтической, окутанной «черной шалью», одетой в черкесскую бурку или «яркие лохмотья» цыган, а реалистической народности.
.
Лирика Пушкина в период Михайловской ссылки: кратко
В августе 1824 года Александр Сергеевич Пушкин был отправлен в ссылку в село Михайловское.
Этот период можно охарактеризовать окончательным переходом от романтической лирики к реалистической.
Ссылка в Михайловское омрачила жизнь поэта: он разругался с близкими, и остался практически в полном одиночестве в имении семьи, за исключением няни Арины. Однако это одиночество не сломило его, а лишь пошло на пользу в плане творчества.
В первое время были еще свежи впечатления от поездки на юг. Пушкин заканчивает поэму «Цыганы«, в которой имелись сильные романтические мотивы, однако смысл поэмы более чем реалистичен (чем оборачивается полная свобода).
Под прежним впечатлением поэт пишет стихотворения «К морю«, «Фонтану Бахчисарайского дворца«, «Виноград«, «Подражания Корану» и прочие.
Но вскоре Пушкин обращается к народу. Известно, что в Михайловском он увлекся простотой русского слога, общался с мужиками, присутствовал на деревенских праздниках.
Все это позволило ему приблизиться к пониманию простого русского человека. В итоге будут написаны: трагедия «Борис Годунов«, повесть «Граф Нулин«, «
Но этот период был ознаменован не только народной темой, но и выдающимися произведениями поэта о любви к женщине, близким людям, друзьям: «Я помню чудное мгновенье…«, «Няне«, «19 октября«.
Пушкин размышляет о своем месте в поэзии, что явно отображается в его стихах «Пророк«, «Разговор книгопродавца с поэтом«.
В этот же период поэт продолжает работать над главами романа «Евгений Онегин«.
В заключение можно сказать, что ссылка в Михайловское стала для поэта одним из самых плодотворных периодов в жизни.
Михайловский период в творчестве А.С.Пушкина.
В новой, «северной» ссылке, в Михайловском, Пушкина со всех сторон обступил мир русской народной жизни. Находясь в окружении русской природы, вступая в близкое соприкосновение с крестьянами, слушая сказки и песни няни, поэт непосредственно приобщался к глубоко захватившему и пленившему его русскому народному творчеству. В его произведениях углубляются черты «народности» — национальной самобытности — и, в прямой связи с этим, все определеннее утверждается «поэзия действительности» — реализм. Творчество поэта в Михайловском — один из самых насыщенных, плодоносных и в то же время значительных этапов литературной биографии Пушкина Замечательно расцветает в эту пору и пушкинская лирика. Меньше чем за полтора года поэтом было написано около ста стихотворений и стихотворных набросков, то есть почти вдвое больше, чем за предшествующие два с половиной года (1822 — первая половина 1824 г.), и немногим меньше, чем за все время ссылки на юге. Еще важнее этих количественных показателей исключительное многообразие и художественная полноценность пушкинской лирики этого периода. В написанной в 1825 г. своеобразной басне-эпиграмме «Соловей и кукушка» поэт противопоставляет песни соловья монотонным «куку» «самолюбивой болтушки» — кукушки, иронически приравнивая к ним унылый элегизм произведений многочисленных эпигонов школы Батюшкова — Жуковского. Призывом «избавить» современную поэзию от их «элегических куку» и заканчивается это совсем небольшое, шутливое по форме, но принципиально важное, по существу программное, стихотворение. Пушкинская лирика 1824—1825 гг. не была замкнута в эгоистический круг «самолюбивых», узколичных переживания поэта, она откликалась на все зовы жизни, на «все впечатленья бытия». По-прежнему широко развернуты в ней мотивы дружбы, любви (третье послание Чаадаеву: «К чему холодные сомненья..», «Ненастный день потух..», «П. А. Осиповой», «19 октября», «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман..», «Я помню чудное мгновенье…» и т. п.). Звучит в стихах этих лет и тема гонения («К Языкову», «19 октября»). Особенно значительна в этом отношении историческая элегия «Андрей Шенье» (1825), посвященная трагической гибели столь любимого Пушкиным французского поэта. Здесь в упор поставлен вопрос о двух возможных для писателя путях творчества — активном участии в общественной жизни, в борьбе за свободу народа или уходе в спокойную, частную жизнь, в интимные радости: наслажденья дружбой, любовью. По существу Пушкин возобновляет здесь давнюю тему знаменитою «Разговора с Анакреоном» Ломоносова и решает ее именно так, как в свое время решал Ломоносов. Долг поэта — служить «пользе общества». Когда возникает необходимость выбора между личным счастьем и благом «отечества», народа, поэт безусловно обязан выбрать путь «гражданина».
Вольнолюбием пронизан ряд стихотворений Пушкина этой поры: таково, например, уже упоминавшееся послание к Языкову («Издревле сладостный союз…») и в особенности обобщающая и подымающая на новую ступень анакреонтику послелицейских лет мажорно-оптимистическая «Вакхическая песня» с ее знаменитой призывной концовкой — здравицей, возвещающей неминуемую победу «разума» над «ложной мудростью», света над тьмой: «Да здравствует солнце, да скроется тьма». По-видимому, в конце 1824 г. набрасывает Пушкин остро-иронические стихи о Екатерине II «Мне жаль великия жены». Продолжает поэт «подсвистывать» и своему давнему недругу — главе русской и европейской реакции, царю Александру I; весьма вероятно, что именно к этому времени относится эпиграмма «Воспитанный под барабаном..», не дошедший до нас еще один ноэль, о котором Пушкин упоминает в письме к брату от 20 декабря 1824 г., добавляя, что за него он может попасть «в крепость», острая «вольная» шутка «Брови царь нахмуря…», наконец, уж совсем мятежные строки чернового наброска «Заступники кнута и плети…». Создание этою наброска, видимо, находится в связи с признанием Пущина, по время посещения им Михайловского, о существовании тайного общества и подготовке вооруженного переворота. Тогда же написан и целый фейерверк пушкинских эпиграмм; зтот боевой жанр был весьма популярен в поэзии того времени, издавна культивировался Пушкиным и доведен им до небывалой меткости и силы. Таковы, например, эпиграмма на Каченовского «Охотник до журнальной драки…»; знаменитый ответ своим литературным противникам «Ex ungue leonem» и в особенности «Сказали раз царю…», новая эпиграмма на бывшего одесскою начальника Пушкина графа Воронцова, по доносам которого поэт и был выслан из Одессы в глухое псковское захолустье. Эпиграмма эта, не уступая по силе негодования и презрения прогремевшей одесской эпиграмме Пушкина на того же Воронцова — «Полу-милорд, полу-купец…» — продолжает и развивает тему последней: предсказание поэта сбылось; бесстыдно подлаживаясь к царю, лжелиберал Воронцов из «полу-подлеца» стал подлецом полным. По-видимому, тогда же Пушкин набросал одно из самых сильных сатирических своих произведений, оставшееся незавершенным стихотворение «О муза пламенной сатиры!» — которое, по свидетельству одного из осведомленных современников, близкого приятеля поэта, С. А. Соболевского, Пушкин хотел предпослать в качестве введения замышлявшемуся им отдельному изданию своих эпиграмм. Новым освободительным гуманистическим духом проникнута не только политическая лирика Пушкина; и любовные его стихи исполнены столь большой силы, искренности и чистоты чувства, противостоящих как лицемерно-патриархальной, феодально-аристократической, так и буржуазно-мещанской морали, что при всем их глубоко личном характере они являются яркими проявлениями нового передового общественного сознания. Так, если мы перечтем одно за другим такие создания Пушкина, как — первое послание к Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы…») и послание к А. П. Керн («Я помню чудное мгновенье…»), мы сразу почувствуем, что при всем казалось бы отличии их содержания, они по своей общей мажорной тональности, по той страстной силе, с которой выражен в каждом из них мотив пробуждения к новой жизни, — глубоко созвучны друг другу, составляют некую органическую целостность и единство. И в этой широте и вместе с тем внутренней целостности пушкинской лирики заключалось все ее великое значение. В своей поэзии Пушкин часто прибегает к легкой шутке, веселой остроте. Возражая А. Бестужеву, который, как и Рылеев, неодобрительно отнесся к первой главе «Евгения Онегина», не находя в ней мятежной романтики южных поэм, Пушкин спрашивал: «Ужели хочет он изгнать все легкое и веселое из области поэзии?» (письмо Рылееву от 25 января 1825 г.). Сам Пушкин с лицейских лет и до конца жизни неизменно ценил в литературе «легкое и веселое». Во многих стихотворениях Пушкина, в особенности не предназначавшихся для печати, рассчитанных на тесный приятельский кружок, мы неоднократно встречаемся с вольной шуткой, порой даже весьма круто посоленной. Но глубоко прав Белинский, возражая современным ему литературным «фарисеям и тартюфам», объявлявшим Пушкина «безнравственным поэтом». По Пушкину, народность заключается не во внешних признаках; выразить в своем творчестве национальный «образ мыслей и чувствований», «особенную физиономию» своего народа — это и значит быть народным. В Михайловском творчество Пушкина приобретает качество подлинной народности. Он создает здесь замечательный цикл «Подражаний Корану» (1824), пишет стихотворения на темы библейской «Песни песней» («В крови горит огонь желанья…», «Вертоград моей сестры», 1825), делает набросок большого стихотворения или небольшой поэмы «Клеопатра». В этих произведениях Пушкин подымается до глубокого проникновения в национальную сущность далеких культур и народов, и при этом он остается глубоко национальным, русским поэтом. Эта способность, столь поражавшая современников, отмечалась и многими последующими русскими писателями в качестве одного из самых поразительных свойств пушкинского «мирообъемлющего» гения. Особенно значительным для всего дальнейшего развития творчества Пушкина является то, что поэт глубоко проникает в русскую народную жизнь и русское народное творчество. Он создает в 1825 г. такие произведения, как пролог к «Руслану и Людмиле» («У лукоморья дуб зеленый..»), баллада-сказка «Жених», стихотворение «Зимний вечер». В ряде стихотворений этого времени все больше дает себя знать стремление поэта, также связанное со все большим утверждением в творчестве Пушкина «поэзии действительности», выйти за пределы субъективно-лирического «одноголосья». Он вносит в лирику элементы эпического и даже драматического жанра. Последнее в скрытом виде уже проявляется в хорошо известном нам стихотворении 1823 г. «Демон), прямо осуществляется в «Разговоре книгопродавца с поэтом» (1824) и в особенности в «Сцене из Фауста» (1825), представляющей собой диалог между «бредящим наяву» романтиком Фаустом и трезвым циником Мефистофелем. «Сцена из Фауста» — по существу уже не стихотворение, а драматическое произведение, являющееся своего рода промежуточным звеном между «Борисом Годуновым» и «маленькими трагедиями». Аналогичный процесс происходит и в поэмах Пушкина (законченная в Михайловском поэма «Цыганы»). Вообще стихи Пушкина по богатству своего индивидуального жизненного выражения явно выходят за условно-литературные рамки традиционных, восходящих еще к классицизму XVIII в. стихотворных видов. Характерно, что в первом издании стихотворений Пушкина (вышло в свет в конце 1825 г., на титуле — 1826), где стихотворения еще традиционно разбиты по жанровым рубрикам, самым обширным является раздел, лишенный определенной жанровой характеристики — «Разные стихотворения». В последующих изданиях Пушкин вовсе отказывается от жанрового распределения стихотворений и печатает их в хронологическом порядке. Страшное потрясение Пушкина известием о разгроме вооруженного восстания декабристов и жестокой правительственной расправе над ними особенно остро отозвалось именно па лирике поэта. После исключительного расцвета пушкинской лирики в первые семнадцать месяцев пребывания в Михайловском, за восемь месяцев 1826 г. (выехал из Михайловского 4 сентября) Пушкиным написано, не считая немногих мелочей и черновых отрывков, всего семь стихотворений, причем на содержании большинства из них прямо или косвенно отразились мысли и переживания поэта, связанные с трагическим исходом восстания декабристов. Так, странное равнодушие, с которым поэт писал о смерти еще недавно столь любимой им женщины («Под небом голубым страны своей родной…») объясняется тем, что он как раз в это время узнал о казни пяти декабристов, о чем сделал пометку в рукописи стихотворения. Прямо связано с разгромом декабристов стихотворное послание к П. А. Вяземскому: «Так море, древний душегубец…». Видимо, в конце июля — августе 1826 г. Пушкиным написаны три «Песни о Стеньке Разине», личностью которого поэт интересовался еще в период южной ссылки. Вскоре после приезда в Михайловское он назвал Разина «единственным поэтическим лицом русской истории». Творческое обращение к излюбленному народом образу вождя грозного восстания XVII в. находилось в несомненной внутренней связи с крушением изолированного от народа декабристского движения. В поэме «Братья-разбойники» тема протеста закрепощенного крестьянства разрабатывалась Пушкиным в литературно-романтическом духе; в «Песнях о Стеньке Разине» разработка той же темы осуществлена в духе подлинной народности. Причем народности содержания песен о Разине полностью соответствует народность формы — образности, языка, стиха, — непосредственно восходящая к народному поэтическому творчеству. Все это делает их значительнейшим этапом во всем творческом развитии Пушкина. Наконец, поэтом создается в эту пору один из величайших образцов его лирики, стихотворение «Пророк», в котором с исключительной силой выражена мысль о гражданском назначении поэта-пророка, борца с общественным злом и неправдой, призванного «глаголом жечь сердца людей». По свидетельству ряда осведомленных современников, «Пророк» сперва заканчивался острополитическим четверостишием, гневно бичующим царя — убийцу декабристов.
| Михайловское В Вскоре семья Пушкина уехала из Михайловского. В Это отразилось на последующих его произведениях. В
14 Правительство |
|
Михайловский период 24-26 г. Основные темы, своеобразие.
В эти годы Пушкин по-прежнему изгнанник, хотя статус его уже существенно изменился. Помним, что, будучи в Одессе, в расположении Воронцова, Пушкин был влюблён в Амалию Ризнич, Каролину Собаньскую, а затем и в Е.К. Вроронцову, чем нажил себе в лице графа непримиримого врага, стараниями которого и был отправлен в отставку за «дурное поведение» и атеизм, усмотренный в одном из перехваченных частных писем. За ним установили двойной надзор – полицейский и церковный, ведь от имени царя ему приписали одно из самых страшных обвинений, а кроме того и растлевающее воздействие на умы молодёжи. Пушкин получил предписание ехать в родовое имение Михайловское Псковской губернии. Никаких сроков ссылки не было оговорено. Попытка выехать из имения под предлогом болезни к успеху не привела. Пушкин оказался фактически вычеркнутым из жизни. Только тесная дружба с помещицей села Тригорское Осиповой и её дочерьми и интенсивная переписка связывали поэта с внешним миром.
Письма Пушкина перлюстрировались, общение с ним вызывало подозрение и могло свидетельствовать о политической неблагонадежности. Но, несмотря на это, в январе 25 года Пушкина посещает Дельвиг, а в августе состоялась встреча с Горчаковым. В Михайловском Пушкин получает вести о смерти своего гонителя Александра Первого, а так же о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Первая половина 1826 года прошла для Пушкина под знаком размышлений о том, как судьба декабристов и новое царствование повлияет на его судьбу. В сентябре 1826года он будет вызван в Москву для разговора с царём.
Михайловский период творчества стал для Пушкина временем смены эстетических ориентиров. Его художественная система лишилась цельности и определённости, характерной для периода южной ссылки. Первоначально его душа всё же обращена к Югу, он полон воспоминаний. Перед его мысленным взором встают море, фонтан Бахчисарайского дворца, гроздья винограда…с грустью поэт вспоминает о своих поэмах. В стихотворении «Фонтану Бахчисарайского дворца» оживают тени Марии и Заремы, в элегической интерпретации выступает «Виноград» из одноимённого стихотворения ( роза и виноград – как символы любви, первая – чахнет, виноград же радует глаз каждой осенью, это зрелая любовь). С Югом связаны и любовные мотивы пушкинских стихотворений, таких как « Сожжённое письмо» и « Храни меня, мой талисман…».
Однако и в лирике, и особенно в эпических стихотворных произведениях стремление Пушкина преодолеть жанровые каноны романтизма, сменить романтическую точку зрения на мир и человека становилось всё более очевидным. Многие стихотворения теряют жанровую определённость, поэт преодолевает ограниченность словаря романтиков. Меняется стиль любовной лирики – слово поэта точно фиксирует его психологическую уникальность переживаний ( « К ***» « Я помню чудное мгновенье»), « Сожжённое письмо», « Признание»). Пушкин создаёт цикл стихотворений «Подражания Корану» и « Песни о Стеньке Разине», в которых осваивает всю образность восточной поэзии и русского фольклора. В поэме « Граф Нулин» и в центральных главах «Евгения Онегина» ( 3-6), написанных в Михайловском, Пушкин ещё дальше уходит от романтизма.
Особая веха в творческом самоопределении Пушкина – реалиста – историческая трагедия « Борис Годунов», законченная 7 ноября 1825 года. В ней отразились новые представления поэта о соотношении истории и личности, истории и народа, его интерес к трагическим, переломным эпохам в истории России. Первый опыт Пушкина – драматурга был антиромантическим: он не делал персонажей рупорами авторских идей, избегал прямолинейных сопоставлений прошлого и настоящего. Пушкин стремился показать трагедию монарха и трагедию народа, а самое главное, посмотреть на историю взглядом Шекспира — то есть, объективно, непредвзято разобраться в реальной сложности взаимоотношений власти и народа. Глубина Пушкинских исторических прозрений ускользала от современников, недаром « Годунов» был признан неудачным опытом автора. И это весьма примечательный факт: именно в Михайловском между Пушкиным и современной романтической литературой наметились первые противоречия, которые впоследствии привели к непониманию многих его произведений. Циклы. Созданные в Михайловском, ясно определили реалистическую перспективу развития Пушкина. Он уже опережал литературу своего времени.
«Разговор Книгопродавца с Поэтом» о расхождении реального с идеальным. Романтики пишут для себя, но печатают для света. Если бы они не хотели славы, они не пропускали творения в свет. Но так как этого не происходит, то нет повода идти наперекор реальности. «Наш век – торгаш. В сей век железный Без денег и свободы нет». Продолжение этой темы стихотворение « Пророк», написанное после казни декабристов.
« Андрей Шенье». На казнь поэта, высоко чтимого Пушкиным в период начала ссылки. Свою близость к Шенье Пушкин объяснял общим для них поэтическим даром, который по природе своей исконно свободен.
По мысли Пушкина, Шенье прославил « гордое призренье» и жаль только, что талант его не раскрылся.
« Подражание Корану». Стихотворный цикл из 9 стихотворений. Свободное переложение фрагментов сур. Новаторство заключалось в том что Пушкин стремился воспроизвести Коран «изнутри», с точки зрения Восточного человека.
О пожарной безопасности в период уборки урожая
О пожарной безопасности в период уборки урожая
В пожароопасный период с началом уборочной компании и проведением сезонных полевых работ на территории Железногорского района регистрируется значительное количество загораний сухой травянистой растительности, стерни и пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения. Это приводит к возникновению пожаров и, как следствие, к уничтожению сельскохозяйственных культур и дорогостоящей сельхозтехники, что в целом отрицательно влияет на снижение урожайности. Довольно часто причиной пожаров становится несоблюдение требований пожарной безопасности.
В настоящий момент на территории Железногорского района участились случаи сжигания руководителями сельскохозяйственных предприятий стерни на полях (землях сельскохозяйственного назначения).
В целях обеспечения пожарной безопасности в период проведения работ по уборке зерновых культур и заготовке кормов Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Железногорску и Железногорскому району напоминает руководителям сельскохозяйственных организаций о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности:
— В полевых условиях хранение и заправка нефтепродуктами автомобилей и технологического оборудования осуществляются на специальных площадках, очищенных от сухой травы, горючего мусора и опаханных полосой шириной не менее 4 метров, или на пахоте на расстоянии 100 метров от токов, стогов сена и соломы, хлебных массивов и не менее 50 метров от строений.
— Руководитель организации организует проведение противопожарного инструктажа с лицами, задействованными в уборке урожая, обеспечивает уборочные агрегаты и автомобили первичными средствами пожаротушения (комбайны всех типов и тракторы — 2 огнетушителями, 2 штыковыми лопатами) и исправными искрогасителями, за исключением случаев применения системы нейтрализации отработанных газов.
— Запрещается сеять колосовые культуры в границах полос отвода и охранных зонах железных дорог, а также в границах полос отвода автомобильных дорог. Копны скошенной на этих полосах травы необходимо размещать на расстоянии не менее 30 метров от хлебных массивов.
— Перед созреванием колосовых культур хлебные поля в местах их прилегания к лесным и торфяным массивам, степной полосе, автомобильным и железным дорогам должны быть обкошены и опаханы полосой шириной не менее 4 метров.
— Уборка зерновых начинается с разбивки хлебных массивов на участки площадью не более 50 гектаров. Между участками делаются прокосы шириной не менее 8 метров. Скошенный хлеб с прокосов немедленно убирается. Посредине прокосов делается пропашка шириной не менее 4 метров.
— Временные полевые станы необходимо располагать не ближе 100 метров от хлебных массивов, токов и др. Площадки полевых станов и зернотоков должны опахиваться полосой шириной не менее 4 метров.
— При уборке хлебных массивов площадью более 25 гектаров в постоянной готовности должен быть трактор с плугом для опашки зоны горения в случае пожара.
— Запрещается выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы) на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях.
— Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков) сельскохозяйственного назначения должны принимать меры по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью и своевременному проведению сенокошения на сенокосах.
В период уборки зерновых культур и заготовки кормов запрещается:
— курить вне специально оборудованных мест и производить работы с применением открытого огня в хлебных массивах и вблизи от них, а также возле скирд сена и соломы;
— использовать в работе уборочные агрегаты и автомобили (моторную технику), имеющие неисправности, которые могут послужить причиной пожара;
— использовать в работе уборочные агрегаты и автомобили (моторную технику) без капотов или с открытыми капотами, а также без защитных кожухов;
— использовать в работе уборочные агрегаты и автомобили (моторную технику) без искрогасителей, за исключением случаев применения системы нейтрализации отработанных газов, а также без первичных средств пожаротушения;
— выжигать пыль в радиаторах двигателей уборочных агрегатов и автомобилей (моторной техники) паяльными лампами или другими способами;
— заправлять уборочные агрегаты и автомобили (моторную технику) в полевых условиях вне специальных площадок, оборудованных средствами пожаротушения и освещенных в ночное время.
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г.Железногорску и Железногорскому району призывает аграриев приложить все усилия, чтобы провести уборочную страду качественно, безопасно и в оптимальные сроки!
Михайловский театр в Санкт-Петербурге, Россия
Благодаря нескольким годам серьезных инвестиций Михайловский театр постепенно выходит на передний план культурной жизни Санкт-Петербурга, начиная конкурировать даже с могущественным Мариинским театром с его репертуаром классического балета и оперы.
Однако, как и его более известные соперники, Михайловскому понадобилось время, чтобы найти свою истинную роль. Построенное в 1831-1833 годах Александром Брюлловым, здание вошло в грандиозный план Карла Росси Михайловского дворца и площади перед ним — ныне Площадь Искусств.Чтобы не отвлекать внимание от дворца, Брюллов создал для здания простой и простой неоклассический экстерьер, сэкономив силы и воображение для богато декорированных интерьеров театра. В них представлены все атрибуты роскоши XIX века — серебро, бархат, зеркала и хрустальные люстры, а также уникальная потолочная роспись итальянского художника Джованни Бусато, изображающая «Победу сил просвещения и науки над темными силами невежества. «. Последний датируется 1859 годом, когда зрительный зал театра был расширен Альберто Кавосом, главным архитектором Дирекции Императорских театров.
Михайловский театр на Площади Искусств
Театр, как и дворец, был назван в честь великого князя Михаила, брата Николая I. Когда театр открылся, у него не было собственной труппы, но в нем ставились спектакли французского театра Санкт-Петербурга, а также спектакли. и оперы на немецком, итальянском и русском языках, а также концертные выступления зарубежных артистов, в том числе Иоганна Штрауса.
Только с приходом большевистского правительства театр начал развивать собственную труппу.Под патронажем влиятельного наркома культуры Анатолия Луначарского театр стал Ленинградским государственным Малым оперным театром, которому было поручено работать как «лаборатория советской оперы». В нем состоялись премьеры многих великих опер того времени, в том числе «Нос» и «Леди Макбет Мтенского уезда» Дмитрия Шостаковича, экранизация Сергея Прокофьева «Война и мир» и знаменитая постановка «Пиковая дама» Чайковского по пьесе Всеволода Мейерхольда.
Зрительный зал Михайловского театра
Сегодня Михайловский, с его роскошными интерьерами и полностью восстановленным историческим названием, придерживается менее авангардного направления, большая часть его репертуара состоит из классического балета и оперы XIX века.
Адрес: | Площадь Искуства, 1, |
---|---|
Метро: | Невский проспект / Гостиный двор |
Как добраться: | Выйти из метро через тамбур на канале Грибоедова. Поверните направо по каналу в сторону Храма Спаса-на-Крови и сверните на втором повороте направо на улицу Инженерная. Театр — второе здание справа от вас. |
Что рядом? | Итальянская улица, Михайловский дворец (Государственный Русский музей), Канал Грибоедова, Филармония Шостаковича |
ОТЕЛЕЙ: Выбор редакции
КВАРТИРЫ И ХОСТЕЛЫ: Выбор редакции
РЕСТОРАНЫ: Выбор редакции
Михайловский балет — Оксфорд Артикул
Русский танцевальный коллектив на базе Михайловского театра в Санкт-Петербурге.Сам театр восходит к 1833 году, но в 1915 году был переименован в Малый. Балетная труппа была образована в 1933 году под руководством Ф. Лопухова и дебютировала 6 июня своим балетом «Арлекинада». Несмотря на то, что Малый балет занял второе место после Кирова в Санкт-Петербурге, он создал свою самобытную художественную самобытность, сделав акцент на комедии и симфоническом танце. Одним из самых противоречивых ранних постановок был «Яркий ручей» Лопухова, балет на музыку Шостаковича, который пользовался большой популярностью у публики, но впоследствии вызвал недовольство советских властей, которые обвинили балет и его хореографа в формализме.Лопухову пришлось уехать из Ленинграда, но он вернулся во время Второй мировой войны временным директором Малого. Во время его отсутствия Леонид Лавровский был руководителем балета с 1936 по 1938 год, поставив для труппы «Фадетту» («Сильвия» Делиба, 1936 г.), «Живая кровь» (1937 г.) и «Кавказский пленник» Асафьева (1938 г.). Борис Фенстер, один из учеников Лопухова, был режиссером с 1945 по 1965 год и создал несколько работ для Малого, в том числе «Воображаемый жених» (1946) и «Молодежь» (1949). Основополагающей постановкой этого периода была реконструкция Гусева «Корсара» Петипа, которая привела к дальнейшему возрождению балетов, таких как «Лебединое озеро» (1958) и «Жизель» (1973), которые аналогичным образом пытались вернуть классику в их досоветское состояние.Игорь Бельский, который был главным хореографом с 1962 по 1973 год, поставил новые спектакли «Конек-Горбунок» и «Щелкунчик», а также поставил первые версии Одиннадцатой симфонии Шостаковича (1966) и Овода Чернова (1967). Олег Виноградов был главным хореографом Малого театра (1973–1977) и поставил там один из своих значительных ранних балетов «Ярославна» (муз. Тищенко, 1974). Перейдя затем в Киров, где его сменил Николай Боярчиков, Виноградов продолжал поддерживать связи с компанией, и его недавние творения для нее включают «Ромео и Джульетту» (2008).В 1989 году Малый театр был переименован в Театр оперы и балета им. Мусоргского, а в 2007 году вернулся к своему первоначальному названию Михайловский. В том же году художественным руководителем был назначен Фарух Рузиматов, а в 2009 году его сменил Михаил Мессерер.
Михайловский Николай Константинович | Encyclopedia.com
(1842–1904), журналист, социолог и революционный демократ; ведущий теоретик аграрного народничества.
Николай Михайловский родился в Калужской области в бедной шляхетской семье и рано осиротел.Петербургский горный институт, который он был вынужден покинуть в 1863 году после участия в деятельности по поддержке польских повстанцев. С 1860 года он публиковался в радикальных периодических изданиях, занимал ряд редакционных должностей и экспериментировал с совместным предпринимательством с разделением прибыли. На его раннюю мысль повлиял Пьер-Жозеф Прудон, работы которого он перевел на русский язык. В 1868 году он присоединился к коллективу ведущего литературного журнала « Отечественных записок », возглавляемого Николаем Некрасовым, где он зарекомендовал себя своим эссе «Что такое прогресс?». нападая на социал-дарвинизм, в своей работе против утилитаристов «Что такое счастье?» и другие публикации, в том числе «Пропаганда эмансипации женщин».«После смерти Некрасова (1877 г.) Михайловский стал одним из трех соредакторов и фактическим руководителем журнала.
Михайловский был передовым мыслителем и автором зрелой, или критической стадии народничества ( народничества, ). предполагая, что Россия обойдет капиталистическую стадию развития и построит справедливый и равноправный экономический и общественный порядок на основе крестьянской общины, Михайловский рассматривал этот сценарий как желательную, но все более проблематичную альтернативу капиталистической или управляемой государством индустриализации.Этическая направленность русского народничества нашла свое высшее выражение в его доктрине об обязательном отношении между фактической истиной и нормативной (моральной) истиной, рассматриваемой как справедливость (в русском языке обе идеи выражаются словом правда ), тем самым по существу связывая знание с этика.
Вместе с Петром Лавровым Михайловский заложил фундамент отдельной российской социологической традиции, развивая субъективную социологию, которая также была подчеркнуто нормативной и этичной по своей основе.Его самое известное утверждение гласило, что «каждая социологическая теория должна начинаться с какого-то утопического идеала». В этом ключе он разработал систематическую критику позитивистской философии знания, включая естественнонаучный подход к социальным исследованиям, одновременно работая над знакомством российской аудитории с западными социальными и политическими мыслителями его времени, включая Джона Стюарта Милля, Огюста Конта, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм и Карл Маркс. В «Что такое прогресс?» он утверждал, что «борьба за индивидуальность» является центральным элементом социальной деятельности и показателем подлинного прогресса человечества, в отличие от дарвиновской борьбы за выживание.По словам Михайловского, в обществе, в отличие от биологической природы, именно среда должна быть адаптирована к индивидуумам, а не наоборот. Исходя из этого, он атаковал разделение труда в капиталистических обществах как дегуманизирующую социальную патологию, ведущую к одномерному и регрессивному, а не к гармоничному развитию человека и, в конечном итоге, к подавлению индивидуальности (в отличие от животного мира, где функциональная дифференциация ограничена). прогрессивное явление). Таким образом, он внес сильный индивидуалистический (и, возможно, либертарианский) элемент в русскую популистскую мысль, которая традиционно подчеркивала коллективизм.Он искал альтернативу разделению труда в схемах простой кооперации крестьян. Он также работал над отдельной теорией социальных изменений, подвергая сомнению евроцентрические линейные взгляды на прогресс и разработал двойную градацию типов и уровней развития (то есть Россия для него представляла более высокий тип, но более низкий уровень развития, чем промышленно развитые капиталистические страны. , и он считал необходимым сохранить этот более высокий, или общий, тип, стремясь перейти на более высокий уровень).В «Героях и толпе» (1882) он сделал важные выводы о психологии масс и природе лидерства.
Под воздействием нарастающих политических репрессий Михайловский эволюционировал от либеральной критики правительства в 1860-х годах через недолговечные надежды на панславянское освободительное движение (1875–1876 гг.) К тайному сотрудничеству с Партией народной воли, тем самым расширяя круг своих интересов. чисто социальные цели первоначального популизма — принять политическую революцию (в то же время дистанцироваться от морально беспринципных фигур, связанных с популизмом, таких как Сергей Нечаев).Он был автором статей для подпольных изданий, а после убийства Александра II (1881 г.) принимал участие в составлении обращения Исполкома Народной Воли к Александру III, пытаясь позиционировать организацию как переговорного партнера властей. В ходе последующего подавления движения Михайловскому запретили въезд в Санкт-Петербург (1882 г.), а Отечественные записки закрыли (1884 г.). Лишь в 1884 году он смог вернуться на должность редактора, неофициально взяв журнал « Русское богатство» .Затем он стал влиятельным критиком все более популярного марксизма, который, по его мнению, сходился с политикой индустриализации, направленной сверху вниз, с пренебрежением к крестьянству и его эксплуататорским подходом. Одновременно он полемизировал против толстовского анархизма и антиинтеллектуализма. Несмотря на идеологическую гегемонию марксистов на рубеже веков, труды Михайловского пользовались большой популярностью среди демократической интеллигенции и послужили концептуальной основой неопопулистского возрождения, представленного партиями эсеров и Народно-социалистической партией в 1905 году и Революции 1917 года.Более того, его работа перекликается с последующими западными исследованиями крестьянской «моральной экономики» периферийных стран.
См. Также: интеллигенция; журналистика; марксизм; некрасов николай алексеевич; популизм
библиография
Биллингтон, Дж. (1958). Михайловский и русское народничество. Оксфорд: Clarendon Press.
Эди, Джеймс М .; Scanlan, Джеймс П .; и Зельдин, М.Б., ред. (1965). Русская философия, т. 2. Чикаго, Иллинойс: Quadrangle Books.
Иванов-Разумник Р.И. (1997). История русской общественной мысли. Т. 2. Москва: Республика, Терра. С. 228-302.
Улам, Адам Б. (1977). Во имя народа: пророки и заговорщики в дореволюционной России. Нью-Йорк: Патнэм.
Вентури, Франко. (2001). Корни революции, исправленное изд., Тр. Фрэнсис Хаскелл. Лондон: Phoenix Press.
Валицки А. (1969). Споры о капитализме: исследования социальной философии русских народников. Оксфорд: Clarendon Press.
Дмитрий Глинский
Санкт-Петербург: Михайловский дворец | Леди и роза
За время моего короткого визита в Санкт-Петербург нашей туристической группе удалось побывать только в 2 художественных музеях (не считая одного внутри Зимнего дворца). Сегодняшний пост будет посвящен Михайловскому дворцу, в котором находится Русский музей русского изобразительного искусства. Это одно из мест в фильме BBC «Война и мир » (2016).
Государственный Русский музей
Михайловский дворец был резиденцией в стиле неоклассицизма для Великого князя Михаила Павловича, младшего сына Павла I и Марии Федоровны, и его семьи (а позже и его внуков). Он был построен между 1819-25 годами. В 1890-х годах царь Николай II купил дворец и превратил его в музей русского изобразительного искусства, в котором разместилась коллекция, которую приобрел его отец Александр III. Музей был основан в 1895 году и посвящен Александру III.Спустя три года музей открыл свои двери для публики. Сегодня в Михайловском дворце и корпусе Бенуа хранятся постоянные коллекции иконописи византийского периода до искусства начала ХХ века.
Фотографии комнат, которые я сделал, — это лишь малая часть того, что снимает моя камера. Для виртуального осмотра каждой комнаты рекомендую посетить virtualrm.spb.ru/rmtour.
Деталь угла потолка из комнаты 1
Комната 4
Покраска потолка в комнате 4
Длинное зеркало в комнате 7
Потолок комнаты 7
Потолок комнаты 8
Комната 8
Панорама комнаты 10
Часть Белой комнаты
Потолок помещения 12
Комната 14
Вход в зал 16
Потолок помещения 35
Мозаичный портрет Екатерины Великой
Торжественное заседание Госсовета 7 мая 1901 г. Илья Репин
Дополнительная литератураГосударственный Русский музей (санкт-петербург.com)
Адрес: ул. Инженерная, 4
Часы работы:
пн: 10-20: 00
* выходной вторник
среда, пт-вс: 10-18: 00
четверг: 13-21: 00
Билеты: 450 рублей (Михайловский дворец и корпус Бенуа)
Нравится:
Нравится Загрузка …
СвязанныеНе просто пропаганда: новый взгляд на советских художников
ST.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Россия — Фигуры смело смотрят с холста, источая молодость и здоровье. Спортсмены побеждают своих соперников, фабричные рабочие гордо стремятся к совершенству, а солдаты с уверенностью в победе отправляются на войну.
На выставке «Дейнека / Самохвалов» в ЦВЗ «Манеж» бок о бок выставлены работы двух выдающихся художников советской эпохи — Александра Дейнеки и Александра Самохвалова. Выставка, которая продлится до 19 января, демонстрирует их частично совпадающие представления о процветающем и гармоничном U.С.С.Р., предлагая свежий взгляд на веления и проповеди того периода, а также на мастерство и навыки художников, которые часто игнорировались как инструменты пропаганды.
«Нам нужно проанализировать и по-новому взглянуть на то время, — сказал куратор выставки Семен Михайловский.
«Мы боролись с прошлым, критиковали то, как оно изображало наше общество, указывали на то, что это было ужасное время лагерей, смертей и страданий», — добавил г-н Михайловский. «Другие говорят, что оглядываться на это — ностальгия, что мы хотели бы быть большими и сильными, как в советском мифе.Но глазами этих художников мы показываем нашу историю. На это важно смотреть ».
Дейнека и Самохвалов родились в провинциальных русских городах в 1890-х годах и переехали изучать искусство в основные города страны: Дейнека в Москве, Самохвалов в Санкт-Петербурге. Хотя они встречались в разные моменты — особенно на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, где оба были представлены в советском павильоне, — они никогда не были близки.
Параллели в их предмете отражают доминирующее влияние государства, причем оба мужчины исследуют темы социальных преобразований, самопожертвования войны, силы тела в строительстве и спорте, а также героизма нового поколение.
Г-н Михайловский сказал, что он не считает ни одного художника чистым образцом социалистического реализма, идеализированного стиля, навязанного художникам Сталиным после смерти Ленина в 1924 году, который требовал позитивного изображения советской жизни. «Их работа не всегда оптимистична, хотя многие из них можно назвать пропагандистским искусством», — сказал он. «Это еще более противоречиво и сложно. Многие из этих картин предлагают аллегории и комментарии, которые касаются не только того, что изображено на поверхности ».
В недавнем разговоре по Skype г-н.Михайловский обсудил несколько своих любимых произведений из «Дейнеки / Самохвалова».
«Оборона Петрограда»
В одном из самых известных произведений Дейнеки «Оборона Петрограда» показан эпизод 1919 года, во время гражданской войны, разразившейся после двух революций 1917 года между Красной Армией, борется за большевистский социализм и противостоящую Белую армию.
«Картина состоит из двух частей, — сказал г-н Михайловский. «На нижнем уровне они идут на войну; на верхний уровень они возвращаются.Удивительны ритмы движений, которые Дейнека вводит в картину. Уходящие мужчины шагающие, целеустремленные; те, кто возвращается, останавливаются. Это трагическая история, и для меня это не позитивная картина, а трагедия ».
Он указал на графическое качество и геометрическую композицию картины с ее вертикальными корпусами, наклонными винтовками и горизонтальными индустриальными структурами: «Эти мужчины и женщины захвачены механизмом войны, и мы чувствуем драму, борьбу, сражение. борьба.
В картине «Текстильщики», написанной в 1927 году, Дейнека сочетает модернистскую эстетику и советскую идеологию с тремя фабричными рабочими в виде сильфидных революционеров в белых одеждах среди абстрактных машин.
«Мы видим их почти как манекенщиц, что странно», — сказал г-н Михайловский. «Не уверена, что текстильщики были такими гламурными! Дейнека хотел показать связь между этими девушками и красивой одеждой, которую производят фабрики ».
«Конечно, это очень нереально», — добавил он.«Оборудование не совсем реалистичное, все дело в формах и ритмах композиции, с очень красивой монохромной цветовой схемой, связанной с ар-деко. В то же время на нас никто не смотрит; они отворачиваются. Это загадочно, загадочно ».
«Встреча женщин»
На этой картине Дейнеки 1937 года изображена группа элегантных молодых женщин, присутствующих на конференции в большом зале. «В этой картине мы чувствуем тягу к красоте, — сказал г-н Михайловский.«Это люди из будущего, но архитектура также предполагает прошлое. Это новая элита в красивой одежде, обитающая в красивом месте ».
«Вы видите, каким фантастическим рисовальщиком он был, если взглянуть на детали одежды и прически», — добавил он, отметив, что одна из фигур в центральной группе одета более консервативно, в длинной юбке и головном платке. — «может быть, крестьянин, ставший хозяином».
Г-н Михайловский сказал, что Дейнека может предполагать, что женщины встречаются, чтобы обсудить будущее, и, в более широком смысле, что женщины могут быть основными движущими силами в обществе.«Там могут быть текстильщики, которых мы видели на другой картине», — сказал он. В то же время, добавил он, вы должны помнить, что это было написано в 1937 году, в разгар Великой чистки диссидентов, «когда массово убивали людей. Что с этим делать? »
«Танк»
И Дейнека, и Самохвалов нашли работу, иллюстрирующую детские книги, — нишу, которая давала определенную свободу от советских ограничений, сказал г-н Михайловский.
«Танк» Дейнеки — одна из таких иллюстраций из сборника рисунков 1930 года «Парад Красной Армии.На нем изображен солдат, идущий мимо огромного танка, который, похоже, готов его проглотить. Или нет?
«Это отсутствие реализма допустимо, потому что это было для детей», — сказал г-н Михайловский. «Танк явно негабаритный, почти как зверь после солдата. Но вы также можете прочитать это по-другому. Возможно, человек ведет машину, несмотря на ее размер, а огромное существо следует за ним ».
«Сергей Киров рассматривает Атлетический парад»
Киров был видным политиком и близким другом Сталина, убитого в 1934 году.Хотя Сталин почти наверняка стоял за его смертью, убийство было использовано в качестве предлога для чистки тех, кто считался враждебным Коммунистической партии.
Когда Самохвалов писал это в 1935 году, Киров по-прежнему был официально героем, и на огромном полотне изображено, как он получает цветы во время парада перед Зимним дворцом в Санкт-Петербурге, предложенного тремя фигурами, которые танцуют, как три музы Аполлона под ним. .
На фасаде дворца мы видим огромный портрет Ленина; Мистер.Михайловский сказал, что Самохвалов изначально рисовал Сталина, но изменил его после смерти диктатора в 1953 году. Г-н Михайловский указал на почти итальянское использование мягких терракотовых цветов и преобладание белого цвета — символ чистоты — в параде молодежи.
«Но лица странные, как у роботов», — сказал он. «Они не настоящие, не плоть и кровь. Они почти как новый вид, новое поколение гибридов. Их рты открыты, они хотят что-то сказать, но не могут — они превратились в роботов без собственной воли.»
« Портрет Екатерины Самохваловой »
На этом портрете первой жены Самохвалова видно, что она внимательно слушает — рука у уха, рот приоткрыт, выражение лица слегка тревожное.
«Мы видим здесь Самохвалова в другой форме», — сказал г-н Михайловский. «Более интимный, но и более вечный образ. Платье и красный платок связывают ее с 1930-ми годами, но глаза напоминают мне русских икон, смотрящих прямо на нас ».
Самохвалов был более лиричным художником, чем Дейнека, г.Михайловский добавил: «Очень по-русски, и в этом портрете мы видим эту лиричность и сентиментальность. Она хочет услышать будущее; она пытается услышать что-то из космоса ».
«Советский партийный студент»
Это небольшое полотно, написанное Самохваловым в 1931 году, было показано на Венецианской биеннале в 1934 году. Сейчас для нас удивительно, — сказал г-н Михайловский, — что советский режим позволял многие из его художники, в том числе Дейнека и Самохвалов, путешествуют и представляют Советский Союз на различных международных фестивалях искусства.(Дейнека даже ездил в Соединенные Штаты в середине 1930-х годов.)
«Они представляли систему за рубежом, — сказал г-н Михайловский. «И государство заработало деньги на продаже их работ, что, вероятно, является одной из причин, по которым они это разрешили».
На этой картине огромная фигура ученика заполняет холст. «Самохвалов срезает край фигуры, поэтому вы не знаете, куда идет его рука или плечо», — сказал г-н Михайловский. «Фигура в некотором роде слишком велика, что интригует, а его лицо типично русское, с высокими скулами и раскосыми глазами, предполагающими монгольский или азиатский взгляд.Вы не знаете, о чем думает этот человек, и все же он каким-то образом сосредоточен на вас, даже своими маленькими глазками.
Цифра, по словам г-на Михайловского, вероятно, была предназначена для обозначения общности и силы характера: «Речь идет о мужчинах и женщинах, работающих на будущее».
«Не думаю, что это пропаганда», — добавил он. «Это картина того времени».
Дейнека / Самохвалов
До 19 января в Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге, Россия; манеж.spb.ru.
Михайловский дворец | izi.TRAVEL
Самый популярный маршрут к главному зданию Русского музея — спуск по Михайловской улице от Невского проспекта, откуда издалека открывается великолепный архитектурный ансамбль Михайловского дворца, построенного в 1820-х годах по проекту Карло. Росси для младшего брата императоров Александра I и Николая I.
Дворец полностью открыт в сторону площади Искусств. Его чугунный забор весьма внушителен.Симметричный ряд копий, увенчанных золотыми шипами, покоится на высоком гранитном постаменте. Вход украшен колоннами, вершины которых представляют собой римские доспехи. На входных воротах изображен позолоченный русский двуглавый орел и победный герб.
Военная тема, присутствующая в декоре решетки, которая продолжается в скульптурном убранстве фасада здания, напоминает зрителям о победе России в войне с Наполеоном в 1812 году.
Английский ученый и путешественник Гренвиль, посетивший Санкт-Петербург.В Петербурге в 1827 г. о Михайловском дворце отмечалось следующее: «Дворец — торжество современной архитектуры <...> Положительно уникален».
На протяжении большей части XIX века Михайловский дворец оставался одним из культурных центров Санкт-Петербурга. Большой известностью пользовался музыкальный салон Михайловского дворца, где блистали такие европейские знаменитости, как Полина Виардо, Ференц Лист, Рихард Вагнер и многие другие.
В конце 19 века внутреннее убранство дворца было изменено в соответствии с его новым статусом.За три года после основания большая часть интерьеров Русского музея была изменена и реконструирована, что было связано с необходимостью совместить величие дворца с функциональными потребностями музея как выставочного пространства. В Михайловском дворце до наших дней сохранились только два внутренних пространства с прежним декором: парадный вестибюль и Белый зал, расположенный в центре анфилады второго этажа, что дает представление о совершенстве архитектуры Карло Росси.
Посетив сегодня Михайловский дворец, вы откроете для себя удивительный, особенный мир тысячелетней истории русского искусства: всемирно известные артефакты древнерусской культуры, такие как икона домонгольского периода «Ангел с золотыми волосами». »и произведений великих мастеров XV-XVI веков Андрея Рублева и Дионисия, до знаменитых полотен XIX века кистей Карла Брюллова, Ивана Репина и других.
Михайловский дворец также демонстрирует уникальные декоративно-прикладные и народные промыслы, в том числе изделия ручной работы, вышивку, текстиль, предметы русской избы и женскую одежду разных сословий и провинций.
Михаил Мессерер в Михайловском балете
С 11 по 23 ноября Театр Дэвида Х. Коха (в Линкольн-центре) предлагает жителям Нью-Йорка редкое удовольствие: сезон Михайловского балета России. Интимный размер и ощущение труппы — по сравнению с более известными труппами страны — Большим и Мариинским — привлекли некоторых из крупнейших звезд балета, в том числе Наталью Осипову и Ивана Васильева, Леонида Сарафанова и Виктора Лебедева.Перед выступлениями главный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер познакомил нас с программами и пролил свет на внутреннюю работу труппы.
Михайловский балет — загадка танцевального мира. Но эта третья компания в России, возродившаяся в 2007 году, когда Владимир Кехман занял пост генерального директора — он также известен как «Банановый король» за то, что представил фрукты стране, — не шутка. В его впечатляющий список танцоров входят одни из самых ярких имен в балете, в том числе Наталья Осипова и Иван Васильев, Леонид Сарафанов и Виктор Лебедев; его главным балетмейстером является Михаил Мессерер, уважаемый педагог и бывший член Большого театра, родившийся в танцевальной семье (включая своего дядю, танцора Большого театра и хореографа Асафа Мессерера).Михайловский дебютирует в Нью-Йорке с четырьмя программами: Жизель , Пламя Парижа , Дон Кихот и тройной афишей «Три века русского балета». Мессерер, который руководит компанией с 2009 года, рассказывает о своем видении.
Что вы хотите показать Нью-Йорку о своей компании?
[ Смеется ] Мы хотим, чтобы люди знали, что у нас в России три компании имперского образца. Мы меньше Большого и Мариинского, но я считаю, что наша ниша состоит из трех частей: у нас есть классика XIX века, у нас есть советские произведения, которые никто не исполняет, и у нас есть современные работы.
Одна из представляемых вами советских работ — Пламя Парижа . Вы переосмыслили это?
Переделал. В детстве я так много слышал об этом балете, потому что и моя мать, и мой дядя были ведущими в оригинале в 1933 году, когда он был переведен из Санкт-Петербурга в Большой в Москве, и, в конце концов, когда я пошел в балетную школу как молодой мальчик, я танцевал в нем — детская партия. Позже, будучи старшеклассником, я видел его несколько раз и всегда понимал, что это один из хороших спектаклей, созданных в 20 веке в России.Такого качества балетов того периода не так много, и Василий Вайнонен, оригинальный балетмейстер, был чрезвычайно талантлив. Также, размышляя о балетном искусстве, я считаю, что очень важно не потерять свои корни. Вы должны помнить. Невозможно двигаться вперед, не зная своей истории. Я воссоздал Class Concert для Большого балета в 2007 году — это хореография 60-х годов — и Laurencia Вахтанга Чабукиани в 2010 году. А теперь Flames of Paris .Также важно, что у нас есть большая компания из 140 танцоров, и как артистический лидер я должен думать о своих танцорах — что у них будет достаточно работы. В Flames of Paris на сцене более 100 танцоров. У всех есть работа. Есть характерные танцы, которые было бы жаль потерять полностью, но в настоящее время им пренебрегают. Мим также является важной частью актерского мастерства. Наши танцоры учатся жить полноценной жизнью на сцене, и еще столько танцев.
Почему вас привлек фильм Пламя Парижа ?
Она хорошо сделана, хорошо скомпонована как с точки зрения драмы, так и с точки зрения хореографии.В этом балете важна хореография. Вайнонен играет с музыкой; он очень необычно использует музыку. Он использует синкопию. В этом балете есть блестящие элементы. Возможно, если бы я не восстановил его, он был бы полностью утерян.
Вы видели нашумевшую обновленную версию Алексея Ратманского?
Да, и это блестящая работа. Но это его балет . Это не столько революционный балет, каким был Вайнонен. Я старался максимально сохранить дух.
Как пренебрегли танцами персонажей?
Танцоры хорошо умеют танцевать классический и современный танец, но в школах не учат характеров, как в старые времена, и хореографы не ставят новые балеты, используя характерный танец, что важно. Так что это не в моде, и поэтому хореографы, режиссеры и танцоры пренебрегают им.
Даже в крупных российских компаниях?
[ вздыхает ] Ну по крайней мере в России так и есть.
И вы упомянули, что в то время было не так много хороших балетов. По вашему мнению, почему?
Были великие балеты Баланчина, но не в России. Очень мало. Это было при коммунизме, поэтому люди создавали работы против системы — не только в балете, но и в других искусствах. Было очень сложно работать, если не знать, что происходит в мире. Этим хореографам пришлось нелегко. Вайнонен никогда не уезжал из страны, но ему пришлось поставить баскский танец.Он только что это придумал. Кроме того, еще одна причина, по которой я вернул Flames of Paris , заключается в том, что перед любым директором любой компании рано или поздно встает вопрос: что поставить на сцену дальше? У меня тоже есть этот вопрос, и, как я уже сказал, мне нужно было дать работу моим танцорам, что-то интересное для исполнения, и им это понравилось.
А как насчет Class Concert ?
Class Concert то же самое. Я танцевал с ней в Большом театре, и мы с ней много гастролировали.Я тоже много раз смотрел его, ожидая своего выхода, чтобы запомнить шаги наизусть. Когда я бежал из России в 1980 году, Королевский балет в Лондоне спросил меня, помню ли я тот балет, который они видели много лет назад. Я поставил его на ежегодном представлении Королевской балетной школы в начале 80-х и снял это представление на видео. В конце концов, я поставил его для балетной школы Ла Скала вместе с артистами труппы, а также для Шведского королевского балета. Итак, у меня были эти видео. Спустя несколько лет Алексей Ратманский, руководивший Большим театром, услышал, что я ставил его на Западе; он спросил меня, сделаю ли я это для Большого, и я согласился.Мы сделали это в 2007 году. Это был хороший успех, и для этого американского тура нам нужно было что-то для 20-го века. Это единственный балет, который я могу придумать, где за 35 минут можно показать всех звезд труппы — всех. Это хорошо в том балете. Он показывает класс на сцене, поскольку на самом деле — это в реальном классе. Может быть, это немного более романтично и театрально, но это реальная последовательность шагов, как вы делаете это на ежедневных занятиях. Каждый шаг, который вы делаете в балетном классе — это в Class Concert .
Так это как Études Харальда Ландера?
Ах да. На основе балетного класса есть ряд балетов. Но разница в том, что школа задействована, дети. Простые шаги выполняют школьники. А Études — гениальная пьеса, но в ней нет последовательности шагов — они начинаются, например, с plié, но затем сразу переходят на грандиозный баттмент или что-то в этом роде, тогда как в Class Concert он начинается с Настоящее плие, и настоящее тенду, и настоящее, и настоящее, и настоящее rond de jambe à terre , и так далее, готовясь к сложным прыжкам и пуантам.
Вы воспитываете детей?
Мы будем использовать американцев, и мы приведем четырех учеников мужского пола из школы Вагановой. В остальном — у нас есть несколько школ для других исполнителей.
Вы также представляете Начо Дуато Prelude . Насколько он связан с компанией?
Он только начал свою работу в Берлине [в качестве художественного руководителя Staatsballett Berlin], и он очень занят, но мы надеемся, что он может поставить нам балет следующей осенью.Это будет зависеть от его графика в Берлине.
Значит, вы отвечаете за компанию, верно?
Руководю с 2009 года, когда меня назначили главным балетмейстером. В течение двух сезонов, когда с нами был Начо Дуато, мы как бы разделяли обязанности.
Не участвует в художественных решениях. В нашей оперной труппе есть музыкальный руководитель Михаил Татарников, а в балетной — я.Но, конечно, мы должны делать все совместно с господином Кехманом, и он должен контролировать расходы. Я очень счастлив делать это вместе с ним. Во-первых, он блестяще умеет находить спонсоров. Мы управляемы правительством Санкт-Петербурга, тогда как Большой и Мариинский находятся в ведении федерального правительства, и для нас важно иметь надлежащее финансирование.
Даже если он обанкротился?
Ну, его личное дело не имеет ничего общего с его исполнительной ролью в управлении нашим театром.Если хотите, он назначенный исполнительный директор нашего театра. Так что, хотя он бизнесмен, его дела никогда не имели отношения к нашему театру. На самом деле мы не чувствуем никаких изменений в нашем финансовом положении. Как я уже сказал, он находит спонсоров, и эти спонсоры так же хороши, как и раньше. Он умеет находить спонсоров, поэтому у нас нет финансовой необходимости.
Есть ли в театре школа?
К сожалению, школы у нас нет. Мы используем учеников из школ по всей России.Вагановское училище, Московская академия, школы в Перми и так далее. И многие из-за границы. Танцоры из Украины, многие танцоры из других бывших республик. А у нас есть два американца.
Если бы у вас была школа, на чем бы вы сосредоточились? Вам больше нравится тренироваться в Москве или Санкт-Петербурге?
Ну, я в первую очередь учитель. [ Смеется ] У меня есть метод, который я считаю правильным. Я слежу за своими учителями, потому что вы не можете начать преподавать из ниоткуда, и, конечно, я преподаю то, чему меня учили сам, и я уверен, что мои учителя научили меня тому, чему их учили.Мне нравится этот метод, которому я обучаю, будь то Москва или Петербург; Я думаю, что это русский язык. Но я провел 35 лет на Западе, работая и преподавая, и я думаю, что унаследовал лучшие или хорошие качества, которые я нашел в других учителях, таких как Нинетт де Валуа [основательница Королевского балета], репетиции которой я очень наблюдал внимательно и чей метод напомнил мне моих старых учителей в России. Особой разницы не было. Это всего лишь один пример. У меня были отличные учителя в Нью-Йорке и Париже.Я, например, учился у Владимира Докудовского в Нью-Йорке. Я уже преподавал, но продолжал заниматься. Он был солистом трупп Ballets Russes; у него была школа, Нью-Йоркская консерватория танцев, и он был прекрасным учителем. Если бы у меня была школа, я бы знал, как бы преподавать, да. [ Смеется ] Мы должны сохранить академические традиции классического балета и сделать так, чтобы классический балет не исчез. Вы должны верить в классический балет, иначе ваше неверие станет самореализующимся пророчеством.А классический балет легко разрушить. Так что это важно. Это то, что я пытаюсь навязать нашим танцорам, когда мы танцуем Лебединое озеро и Жизель . Им нужна чистота и аккуратность в позе и опоре, правильная постановка ступней, рук и выразительность.
Какой климат для балета в России сейчас для вас как для художественного руководителя?
Российская публика любит балет. Вы можете сравнить это с британским футболом: люди в Англии без ума от футбола и знают каждого футболиста по имени.Мне все равно. [ Смеется ] В России очень популярен балет. Так что чего-то нового российская публика с нетерпением ждет, и мы в Михайловском распродаемся, потому что есть спрос. Что бы мы ни выступали, пока это Михайловский балет, билеты достать очень сложно.
Хорошо ли быть вне всеобщего внимания?
Это хорошо, что (а) у нас нет петиций от танцоров и федерального правительства и (б) у нас нет нападок с кислотой на наших художественных руководителей.Так лучше.
Боялись за себя?
Я действительно живу в доме. У меня квартира внутри театра. После того, что случилось с Сергеем Филиным [ Ред. Примечание: художественный руководитель балета Большого театра, который стал жертвой кислотной атаки в 2013 году и до сих пор выздоравливает ], я, конечно, был очень осторожен и дважды подумал бы, прежде чем выходя на улицу вечером. Я предпочитаю не ехать в одиночку, если мне нужно идти. Но я мало гуляю.Моя секретарша покупает мне продукты, а мне много не нужно. [ Смеется ] В аэропорт и из аэропорта меня отвезла служебная машина. [ Вздыхает ] То, что произошло, очень печально.
Это так грустно и должно быть так странно для вас — вы много лет жили в Лондоне.
Да. Это трудно. Безумие думать о том, что случилось с таким человеком из-за художественной работы, которую он делал.
Вы ставите хореографию?
На самом деле нет — у меня нет склонности, но когда я воссоздаю балет, например, Пламя Парижа , иногда мне приходится создавать небольшие танцевальные последовательности, чтобы заполнить дыры.Для меня важно, чтобы никто не понимал, где это. Я пытаюсь его стилизовать. Но я бы не назвал это хореографией. Я не придумываю новые балеты.
Кого бы вы хотели поставить в труппу, кроме Начо Дуато?
Когда я приехал в 2009 году Хосе Лимоном, у нас был только один [современный] балет: Павана мавра . На мой взгляд, этого было недостаточно; предыдущий постановщик был хореографом, и его балеты в репертуаре не сохранились. Я сейчас веду переговоры с другими западными хореографами о создании для нас балетов, и у нас также есть русский хореограф, который поставил для нас балет, который мы впоследствии взяли в Лондон: Слава Самодуров, который сейчас является директором труппы в Уральские горы [Екатеринбургский балет].Очень талантливый человек. Он был танцором Королевского балета, а до этого был в Штатах. Это было одним из первых, что я сделал; Я привел его поставить нам балет. Очень жаль, что русских хореографов не так много. Это нужно изменить.
Есть ли у вас хореографические мастерские для ваших танцоров?
Я бы с удовольствием это сделал. У нас есть ограничения. В нашем доме не так много балетных студий. В сентябре мы открыли еще одну студию, которая будет большим подспорьем, и я намерен организовать семинар для наших танцоров и с людьми извне, возможно, чтобы использовать наших танцоров для постановки чего-нибудь.Это очень важно.
Думаете ли вы о том, чтобы конкурировать с крупнейшими компаниями России?
Я не думаю, что мы должны говорить о конкуренции, потому что эти две компании управляются федеральным правительством. У них есть возможности там, где нас намного меньше. Но, будучи маленькими, мы заботимся о каждом танцоре. Я знаю день рождения каждого танцора; Я, конечно, знаю каждого танцора по имени; и я знаю имена их детей. У нас половина, если не меньше, танцоров в Мариинском или Большом театре.В Мариинском от 300 до 400 танцоров — они сами не знают, сколько, поэтому , а я не уверен. [ Смеется ] Я точно знаю, сколько у меня танцоров: 140. И я работаю с каждым танцором, и мы максимально используем каждого. Танцорам нравится быть в нашей компании, потому что они знают, что все, что они делают, можно развить, и никто не останется позади.
Что вы переняли из многих лет преподавания в Королевском балете?
Я наблюдал там репетиции Нинетт де Валуа, [Фредерика] Эштона, [Кеннета] Макмиллана и других хореографов и учителей в тот период — это было еще в начале 1980-х — стиль был очень близок к тому, что мои старые учителя научил меня.Я бы сказал, что довагановский стиль из России сохранился в Англии, и это открыло мне глаза, что я не должен забывать об этом. Я знал, что не должен забывать об этом и должен стремиться развивать свой педагогический стиль в этом направлении.
Как вы думаете, мир балета уже изменился? То, как танцоры переходят из компании в компанию, и репутация примерно одинаковы…
Абсолютно точно, и это, с одной стороны, прискорбно, но с другой стороны, вы ничего не можете с этим поделать.Национальных школ почти не существует. Раньше вы могли точно сказать, что было датским, британским, американским или русским. В настоящее время все танцоры смотрят YouTube — YouTube учит их больше, чем учителя, и они усваивают хорошие и, к сожалению, плохие вещи. Но в результате техника значительно улучшилась; ты можешь смотреть на себя. Мои танцоры записывают свои соло по телефону и сразу же наблюдают и исправляют себя, или я поправляю их, говоря: «Посмотрите, что вы здесь делаете — вам не следует этого делать.«Мы не могли даже мечтать об этом. Таким образом, люди никогда не танцевали так хорошо с технической точки зрения, но с точки зрения драматизма выражение не всегда такое, каким должно быть.
У вас есть мнение о компаниях Нью-Йорка?
New York City Ballet Я уже многого не знаю; когда Баланчин был еще жив, я ходил туда каждую ночь. Я смотрела репетиции и его выступления. Я больше знаком с ABT. С тех пор, как шесть лет назад я перешел в Михайловский, у меня не было возможности преподавать так много, как раньше, но мне все же удается побывать в нескольких местах, в том числе в ABT за последние пару лет.Я видел, как с ними выступали Осипова и Васильев, и Полина Семёнова и так далее. Я считаю, что они придерживаются очень высоких стандартов. С танцорами в классе очень приятно работать. И как они работают — солисты и директора остаются в классе до самого конца, что русские не всегда делают. Американцы остаются до конца, пока они не аплодируют пианисту и не отыграют весь класс, независимо от того, сколько у них выступлений на этой неделе или насколько знаменита звезда. Это потрясающе, и вы видите результаты на сцене.
Почему вы вообще взяли эту работу?
[ Смеется ] Потому что я сумасшедший! Что ж, это происходило постепенно. Я не работал с труппой, но г-н Керхан попросил меня поставить «Лебединое озеро », старую постановку Большого балета, поставленную Александром Горским — первый, второй и третий акты. Четвертый акт сделал мой дядя Асаф Мессерер. Это спектакль, который Большой театр привез на Запад; Г-ну Керхану это понравилось, и я сказал: «Да, я могу это сделать.