Михаил романов был избран в царство в каком году: На царство венчан Михаил Фёдорович. Начало династии Романовых

На царство венчан Михаил Фёдорович. Начало династии Романовых

11 (21) июля 1613 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство Михаила Фёдоровича Романова, ознаменовавшее основание новой правящей династии.

После освобождения Москвы от поляков Мининым и Пожарским, в январе 1613 г. открылся Земский собор, который решал вопрос об избрании нового царя. Собор 1613 г. был одним из наиболее полных «советов всей земли», как по числу, так и по социальному положению участвовавших в нём. На престол предлагались кандидатуры шведского принца Карла-Филиппа и польского королевича Владислава. Однако народ, измученный бедствиями иностранного нашествия и внутренними смутами, не хотел видеть на престоле царя-иноцемца. Предпочтение отдавалось русскому, православному царю. Немного шансов на избрание было и у тех, кто во время Смуты участвовал в политических интригах. После многочисленных споров, по инициативе «вольного казачества» и рядовой земщины, одобрение получила кандидатура Михаила Фёдоровича Романова.

Отец будущего царя, боярин Фёдор Никитич (впоследствии — патриарх московский Филарет), был двоюродным братом последнего правителя из династии Рюриковичей царя Фёдора Ивановича, а мать, Ксения Ивановна Шестова, происходила из костромских дворян.

21 февраля (3 марта) 1613 г. в Москве произошло официальное избрание нового царя. 2 (12) мая Михаил Фёдорович торжественно въехал в столицу.

Вечером, накануне 11 июля, в Успенском и других соборах, в монастырях и приходских церквях Москвы, было совершено всенощное бдение. На рассвете, в день венчания, начался благовест в большой Успенский колокол, перезвон продолжался до царского пришествия в храм. «Священнодействие отправлял Казанский митрополит Ефрем, корону держал князь Фёдор Иванович Мстиславский, скипетр князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, царскую шапку Иван Никитич Романов, державу Василий Петрович Морозов, а за платьем ходили князь Д. М. Пожарский и казначей Троханионтов». Перед венчанием два стольника — Иван Борисович Черкасский, родственник царя, и князь Дмитрий Иванович Пожарский — были возведены в боярское достоинство.

Козьма Минин был назван думским дворянином. Торжество коронования продолжалось три дня.

В первые годы правления большинство государственных и внешнеполитических вопросов молодой царь решал совместно с отцом, который в 1619 г. стал русским патриархом. После смерти Филарета главной опорой Михаила Фёдоровича стали руководители главных приказов — князь И. Б. Черкасский и боярин Ф. И. Шереметев.

В царствование Михаила Фёдоровича произошло постепенное восстановление народного хозяйства. Были заключены Столбовский мир со Швецией в 1617 г. и Деулинское перемирие с Польшей в 1618 г. В марте 1634 г. был заключён очередной мирный договор с Польшей — Поляновский. Велось интенсивное строительство засечных черт против крымских татар, происходила дальнейшая колонизация Сибири.

В 1627 г. вышел царский указ, разрешивший дворянам передавать свои поместья по наследству при условии службы царю. Был установлен 5-летний сыск беглых крепостных, продлённый в 1641 г. до 10 лет. Кроме того, при Михаиле Фёдоровиче была предпринята попытка создания регулярных воинских частей. Под конец царствования царя возникли кавалерийские драгунские полки для охраны внешних границ.

См. в Президентской библиотеке:

Михаил Фёдорович (1596–1645) // Династия Романовых. Земский Собор 1613 года: [цифровая коллекция]

Избрание Михаила Федоровича Романова на престол

21 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых. Обряд, проходивший в Успенском соборе, что в Кремле, был проведен совсем не по чину. Причины того лежали в Смутном времени, которое нарушило все планы: патриарх Филарет (по стечению обстоятельств — отец будущего царя), был в плену у поляков, второй после него глава Церкви — митрополит Исидор — был на территории, оккупированной шведами. В итоге венчание произвел митрополит Ефрем — третий иерарх Русской церкви, остальные же главы дали свое благословение.

Итак, как же получилось, что на русском престоле оказался Михаил?

События в Тушинском лагере

Осенью 1609 г.  в Тушине наблюдался политический кризис. Польскому королю Сигизмунду III, который в сентябре 1609 г. вторгся в пределы России, удалось расколоть поляков и русских, объединившихся под знаменами Лжедмитрия II. Усилившиеся разногласия, а также пренебрежительное отношение шляхтичей к самозванцу вынудили Лжедмитрия II бежать из Тушина в Калугу.


Сигизмунд III Ваза
Поляки из Тушинского лагеря во главе со своим предводителем Рожинским в большинстве подчинились Сигизмунду III. Не видя больше возможности свергнуть Шуйского с помощью Лжедмитрия II и не желая признавать его царем, вожди Тушинского лагеря во главе с патриархом Филаретом и боярином М. Салтыковым разработали план приглашения на русский престол сына Сигизмунда III — польского королевича Владислава.

12 марта 1610 г. в Москву торжественно вошли русские войска под руководством талантливого и молодого полководца М.  В. Скопина-Шуйского, племянника царя. Появился шанс полного разгрома сил самозванца, а затем и освобождения страны от войск Сигизмунда III. Однако накануне выступления русских войск в поход (апрель 1610 г. ) Скопин-Шуйский был отравлен на пиру и через две недели скончался.

Увы, уже 24 июня 1610 г. русские были наголову разбиты польскими отрядами. В начале июля 1610 г. к Москве с запада приближались войска Жолкевского, а с юга вновь подошли войска Лжедмитрия II. В этой ситуации 17 июля 1610 г. усилиями Захария Ляпунова (брата мятежного рязанского дворянина П. П. Ляпунова) и его сторонников Шуйский был свергнут и 19 июля насильно пострижен в монахи (с целью не позволить ему в будущем вновь стать царем). Патриарх Гермоген не признал этого пострига.

Семибоярщина

Итак, в июле 1610 г. власть в Москве перешла к Боярской думе во главе с боярином Мстиславским. Новое временное правительство называли «семибоярщиной». В его состав вошли представители наиболее знатных родов Ф.  И. Мстиславский, И. М. Воротынский, А. В. Трубецкой, А. В. Голицын, И. Н. Романов, Ф. И. Шереметев, Б. М. Лыков.

Соотношение сил в столице в июле — августе 1610 г. было следующим. Патриарх Гермоген и его сторонники выступали как против самозванца, так и против любого иностранца на русском престоле. Возможными кандидатурами представлялись им князь В. В. Голицын или 14-летний Михаил Романов, сын митрополита Филарета (бывшего Тушинского патриарха). Так впервые прозвучало имя М.Ф. Романова. Большинство бояр во главе с Мстиславским, дворяне и купцы выступали за приглашение королевича Владислава. Они, во-первых, не хотели иметь царем никого из бояр, помня неудачный опыт правления Годунова и Шуйского, во-вторых, надеялись получить от Владислава дополнительные льготы и выгоды, в-третьих, опасались разорения при воцарении самозванца. Городские низы стремились посадить на трон Лжедмитрия II.

Питер Рубенс. Портрет Владислава Вазы (старшего сына Сигизмунда III)

Учитывая, что Москва находилась фактически в осаде и не было ни времени, ни возможности созывать Земский собор, как это первоначально предполагалось, пришлось выбирать из двух реальных претендентов, которые силой пытались захватить столицу.
Для бояр и дворян меньшим «злом» был Владислав, поэтому они согласились признать его своим царем.

17 августа 1610 г. московское правительство заключило с гетманом Жолкевским договор об условиях приглашения на русский престол польского королевича Владислава. Сигизмунд III под предлогом неспокойствия в России не отпустил сына в Москву. В столице от его имени распоряжался гетман А. Гонсевский. Польский король, обладая значительной воинской силой, не захотел выполнять условия русской стороны и решил присоединить Московское государство к своей короне, лишив его политической самостоятельности. Боярское правительство не смогло помешать этим планам, и в столицу был введен польский гарнизон.

Освобождение от польско-литовских захватчиков

Но уже в 1612 году Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский с частью сил, оставшихся под Москвой от Первого ополчения, разбило польскую армию под Москвой. Надежды бояр и поляков не оправдались.

Подробнее об этом эпизоде вы можете прочитать в материале: «Ясная версия Смутного времени: современный взгляд».

Как собирали Совет всей земли

После освобождения Москвы от польско-литовских интервентов в конце октября 1612 года объединённые полки первого и второго ополчений сформировали временное правительство — «Совет всей земли» во главе с князьями Д. Т. Трубецким и Д. М. Пожарским. Главной целью Совета являлись сбор представительного Земского собора и избрание нового царя.

Во второй половине ноября во многие города были отправлены грамоты с просьбой прислать в столицу к 6 декабря «
для государских и земских дел
» десять добрых человек. В их числе могли быть игумены монастырей, протопопы, жители посада и даже черносошные крестьяне. Все они должны были быть «разумными и постоятельными», способными «о государственном деле говорить вольно и бесстрашно, без всякой хитрости».

В январе 1613 года Земский собор начал проводить свои первые заседания.
Самым значительным духовным лицом на соборе был Ростовский митрополит Кирилл. Это произошло из-за того, что патриарх Гермоген скончался ещё в феврале 1613 года, Новгородский митрополит Исидор оказался под властью шведов, митрополит Филарет был в польском плену, а Казанский митрополит Ефрем не хотел ехать в столицу. Простые подсчёты на основании анализа подписей под грамотами показывают, что на Земском соборе присутствовали не менее 500 человек, представлявших различные слои русского общества из самых разных мест. В их число входили духовные лица, руководители и воеводы первого и второго ополчений, члены Боярской думы и государева двора, а также выборные представители приблизительно от 30 городов. Они были способны выразить мнение большинства жителей страны, поэтому решение собора являлось легитимным.

Кого хотели выбрать царем?

Итоговые грамоты Земского собора свидетельствуют, что единодушное мнение о кандидатуре будущего царя было выработано далеко не сразу. До прибытия ведущих бояр у ополченцев, вероятно, было желание избрать новым государем князя Д.Т. Трубецкого.


Князь

Дмитрий Тимофеевич Трубецкой

Члены царского двора и выборщики из городов, видимо, не согласились с кандидатурой ополченцев. Трубецкой был не Рюриковичем, как большинство русских князей, а Гедиминовичем — потомком великого князя литовского Гедимина. С прежними царями в родстве не состоял, к тому же он запятнал себя связями с Лжедмитрием II.

Предлагалось посадить на московский престол какого-нибудь иностранного принца, но большинство участников собора решительно заявили, что категорически против иноверцев «из-за их неправды и крестного преступления». Возражали они и против Марины Мнишек с сыном Лжедмитрия II Иваном — их они называли «воровской царицей» и «ворёнком».

Почему у Романовых было преимущество? Вопросы родства

Постепенно большинство избирателей пришли к мысли, что новый государь должен быть из московских родов и состоять в родстве с прежними государями. Таких кандидатов было несколько: самый знатный боярин — князь Ф. И. Мстиславский, боярин князь И. М. Воротынский, князья Голицыны, Черкасские, бояре Романовы.

Своё решение избиратели выразили так:

«Пришли к общей мысли избрать родственника праведного и великого государя царя и великого князя блаженные памяти Федора Ивановича всея Руси, чтоб было вечно и постоятельно так же, как при нем, великом государе, Российское царство перед всеми государствы аки солнце сияло и на все стороны ширилось, и многие окрестные государи учинились у него, государя, в подданстве и послушании, и никоторая кровь и война при нем, государе, не бывала — все есмы при его царской державе жили в тишине и благоденствии».

В этом отношении у Романовых были только преимущества. С прежними царями они состояли в двойном кровном родстве. Прабабкой Ивана III была их представительница Мария Голтяева, а матерью последнего царя из династии московских князей Фёдора Ивановича — Анастасия Захарьина из того же рода. Её братом являлся известный боярин Никита Романович, сыновья которого Фёдор, Александр, Михаил, Василий и Иван приходились царю Фёдору Ивановичу двоюродными братьями. Правда, из-за репрессий царя Бориса Годунова, заподозрившего Романовых в покушении на свою жизнь, Фёдор был пострижен в монахи и стал потом Ростовским митрополитом Филаретом. Александр, Михаил и Василий погибли, в живых остался только Иван, с детства страдавший от церебрального паралича, из-за этого недуга в цари он не годился.

Портрет митрополита Филарета (Романова) — будущего Патриарха.

Однако у Фёдора-Филарета был сын Михаил, достигший к 1613 году шестнадцати лет. Царю Фёдору Ивановичу он приходился двоюродным племянником — такое родство считалось достаточно близким. Из-за юного возраста Михаил не принимал участия в событиях Смутного времени и ничем не запятнал своё имя.

Можно предположить, что большинство участников собора вообще никогда не видели Михаила, отличавшегося скромностью и тихим нравом, и ничего о нём не слышали раньше. С детских лет ему пришлось испытать немало невзгод. В 1601 году в четырёхлетнем возрасте он был разлучён с родителями и вместе с сестрой Татьяной отправлен в Белозерскую тюрьму. Только через год исхудавших и оборванных узников перевели в село Клин Юрьевского уезда, где им разрешили поселиться вместе с матерью. Настоящее освобождение произошло только после воцарения Лжедмитрия I. Летом 1605 года Романовы вернулись в столицу, в свой боярский дом на Варварке. Филарет по воле самозванца стал Ростовским митрополитом, Иван Никитич получил боярский чин, а Михаила из-за юного возраста зачислили в стольники.Новые испытания будущему царю пришлось пройти в годы Смуты. В 1611 — 1612 годах, к концу осады Китай-города и Кремля ополченцами, у Михаила с матерью совсем не было продуктов, поэтому приходилось питаться даже травой и корой деревьев. Старшая сестра Татьяна не смогла всё это пережить и скончалась в 1611 году в возрасте 18 лет. Михаил чудом остался жив, но сильно подточил своё здоровье. Из-за цинги у него постепенно развилось заболевание ног.
В числе близких родственников Романовых были князья Шуйские, Воротынские, Сицкие, Троекуровы, Шестуновы, Лыковы, Черкасские, Репнины, а также бояре Годуновы, Морозовы, Салтыковы, Колычевы. Все вместе они составляли при государевом дворе мощную коалицию и были не прочь посадить на престол своего ставленника.

Объявление об избрании царем Михаила: подробности

Официальное объявление об избрании государя произошло 21 февраля 1613 года. На Лобное место на Красной площади вышли архиепископ Феодорит с духовными лицами и боярин В. П. Морозов. Они сообщили москвичам имя нового царя — Михаил Фёдорович Романов. Это известие было встречено всеобщим ликованием, а затем по городам разъехались гонцы с радостным сообщением и текстом крестоцеловальной записи, которую жители должны были подписать.

К самому избраннику представительное посольство отправилось только 2 марта. Его возглавили архиепископ Феодорит и боярин Ф. И. Шереметев. Они должны были сообщить Михаилу и его матери решение Земского собора, получить их согласие «сесть на царство» и привезти избранников в Москву.

Утром 14 марта в парадных одеждах, с образами и крестами послы двинулись к Костромскому Ипатьевскому монастырю, где находились Михаил с матерью. Встретившись в воротах монастыря с народным избранником и старицей Марфой, они увидели на их лицах не радость, а слёзы и негодование. Михаил категорически отказался принимать возложенную на него собором честь, а его мать не хотела благословлять его на царство. Умолять их пришлось в течение целого дня. Только когда послы заявили, что другого кандидата на престол нет и что отказ Михаила приведёт к новым кровопролитиям и смуте в стране, Марфа согласилась благословить сына. В монастырском соборе состоялся обряд наречения избранника на царство, и Феодорит вручил ему скипетр — символ монаршей власти.

_________

Источники:

  1. Морозова Л.Е. Избрание на царство // Русская история. — 2013. — № 1. — С. 40-45.
  2. Данилов А.Г. Новые явления в организации власти в России в период Смуты // Вопросы истории. — 2013. — № 11. — С. 78-96.

Михаил Романов: «Московский князь и великий помещик стал представителем Всероссийского, носителем высших народных приоритетов»

22 июля 2017 года исполняется 421 год со дня рождения основателя российской царской династии Михаила Федорович Романов. В фондах Президентской библиотеки и на ее сайте хранится большое количество редких книг и документов, рассказывающих о достижениях и личности этого популярного монарха.

 

Род Рюриковичей, родословная которых прервалась со смертью в 159 г.8 царя Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, не оставившего наследника, стоял у основания первого государства на Руси. С этого года в стране началось тяжелое время, известное как «Смутное», которое длилось полтора десятка лет.

 

Опустевший престол не давал покоя окрестным странам и некоторым знатным московским боярам — перипетии Смутного времени хорошо описаны в «Книге избрания великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича» 1856 г. , «Избрание Михаила Романова на царство» 1913 и многие другие издания, доступные на сайте Президентской библиотеки.

 

Сначала Лжедмитрий № 1 занял российский престол и с помощью поляков несколько месяцев правил в Москве. Когда обман раскрылся, бояре выбрали человека из своего окружения Василия Шуйского, обязав его разделить с ними царскую власть, но тот был уличен в грубых злоупотреблениях и сослан в монастырь с иноческим постригом. Тогда поляки привели в Москву свое войско и посадили на престол своего Лжедмитрия-2… На Россию обрушились мародерство, голод, смертельные болезни. Не менее расшатывалось молодое государство и из-за предательств тех, на кого надеялся народ.

 

Как пишет В. Берх в книге 1832 года «Царствование царя Михаила Феодоровича и вид междуцарствия», электронная копия которой представлена ​​на сайте Президентской библиотеки: «Митрополит, князь Голицын и другие сильные такие же, как и они люди, были крайне опечалены известием о том, что думный дворянин Сукин, думный дьяк Васильев, спасский архимандрит, троицкий Келар Авраамий и многие из дворян и других сословий среди их сдавшихся, переметнулись к коварным полякам и получили от польского короля одни свидетельства о собственности на поместья, а другие разные льготы, но все на счет России. ..»

 

Все эти беды, принесенные стране, «считались тогдашним русским народом карой божьей. появляться один за другим, и русские люди «злобились», следуя за одним самозванцем за другим», — свидетельствует Белковский в книге 1913 года «Первый царь из дома Романовых. Михаил Феодорович».

 

Необходимо было сплотить истерзанное государство, и первым шагом на этом пути стало изгнание поляков из Москвы под предводительством нижегородского купца Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, сумевших собрать огромное народное ополчение. Второй по сложности задачей был поиск и коллективное избрание нового русского царя.

 

И каким контрастом тем, кто запугал и предал в жестокую Смуту, стала личность первого правителя из династии Романовых — Михаила Федоровича, избранного на княжение на Земском соборе 7 февраля 1613 г. !

 

Сын боярина Федора Никитича Романова, митрополита (впоследствии — патриарха Филарета) и Ксении Ивановны Шестовой (впоследствии — инокини Марфы), Михаил приходился двоюродным братом последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей Федору. Иоаннович л. Принадлежность к роду Рюриковичей и глубокая религиозность рода Романовых стали самыми убедительными аргументами при выборе кандидата на российский престол.

 

Претендентов на престол было много, среди них, в частности, польский князь Владислав и шведский князь Карл Филипп, русские полководцы и представители известных фамилий, и даже Воронок, сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек . События того времени подробно описаны в оцифрованной Президентской библиотекой книге Михаила Дьяконова 19№ 13 под названием «Избрание Михаила Федоровича на Престол»: голосование состоялось «после тщательного обдумывания и размышления, после трехдневного коллективного поста и усердной молитвы к Богу: свершение было такое большое дело! все теперь, когда спасение России было в царе. И царь был избран единогласно».

 

Делегация во главе с архиепископом Феодоритом и боярином Шереметевым прибыла в подмосковный Ипатьевский монастырь, где в то время жили Михаил и его мать Марфа. Михаил, услышав «сию к себе непреложную молитву, со многими слезами и рыданиями и гневом отрекся от прошения». И мать его, «исполненная многих слез, великого плача и рыданий», отказалась благословить и своего сына на царство. Марфа намекала на юность Михаила, которая делала для него невыносимой тяжесть государственной службы, и еще более на то, что «всякие люди так малодушны были в грехах своих, отдавая души свои прежним государям, прямо не служили ,» — пишет профессор Д. Цветаев в книге 1913 «Избрание Михаила Федоровича Романова на Престол».

После шести часов уговоров мать и сын Романовых сдались. Российское государство получило Царя, который успешно правил страной 32 года и положил начало династии Романовых.

 

«Царская власть была вынесена русской исторической жизнью, — резюмирует упомянутый выше автор подробного исследования древнерусской избирательной системы. — Из области узкоэкономических интересов она постепенно поднялась в интересов народа в целом.Московский князь-вотчина стал представителем всей Руси, выразителем высших национальных чаяний, органическим воплощением идеала внешней безопасности и независимости, внутреннего единства и благоденствия. Отсюда, по народным сформировалась близость царя ко всем и близость всех к нему. Род или личность, не пользующаяся широкой народной симпатией и доверием, не могла положить прочного начала новой династии».

 

На сайте Президентской библиотеки размещена электронная коллекция «Дом Романовых. Земский собор 1613 года», включающая около 900 статей: официальные документы, мемуары, дневники, деловая и личная переписка, фрагменты кинохроники, фотографии. и многое другое. Доказывается, что главным уроком Смутного времени была осознанная потребность в «сильной государевой руке» в России и высоких морально-деловых качествах царя, полного ответственности за свой народ.

Правление Романовых начинается и заканчивается в монастыре

Династия Романовых началась и закончилась в Ипатьевском монастыре под Москвой.

В 1613 году, когда 16-летнего Михаила Феодоровича Романова избрали царем Руси, его выследили в монастыре, куда он и его мать бежали на защиту. В ясный, солнечный день, с изысканной пышной пышностью, его препроводили в Кремль, где ему на голову возложили золотую царскую корону — Шапку Мономаха.

16 июля 1918 года в подвале того же Ипатьевского монастыря были казнены царь Николай II, царица Александра и их дети. Под покровом ночи их тела вывезли на окраину города, где бросили в безымянную — и до недавнего времени — неизвестную могилу.

300 лет, охвативших начало и конец правления Романовых, были одними из самых бурных, беспокойных, страстных, политических и возвышенных лет в русской истории, а вся русская история отмечена своими волнениями, волнениями, страстями и политикой. .

Россия, принявшая царем Михаила Феодоровича Романова, была уже древним народом.

Предание и Первичная летопись говорят, что первое русское государство, Русь, было основано в 862 году нашей эры в Новгороде, а позже с центром в Киеве, поэтому эта эпоха известна как киевский период. Около 988 года люди были обращены в христианство.

Церковь увела Россию от варварства, дала чувство единства и вдохновила религиозных художников. До 20 века церковь и государство были неразрывно связаны.

«Россия стала восточным флангом христианского мира, фундаментальной религиозной связью, укрепляющей и подтверждающей ее связи с другими европейскими народами с точки зрения языка, обычного права, экономики и общества», — по словам известного российского ученого Николая В. Рясановского из Университета им. Калифорния в Беркли.

«После обращения Киевское государство пережило блестящий культурный и политический рост, — говорит он.

В 13 веке Россия была захвачена монголами, которые господствовали в этой области и в течение следующих двух столетий. Этот период закончился, говорит Рясановский, когда местные княжества стали достаточно могущественными, чтобы создать сильное государство.

«Это «собирание России» Москвой было похоже на образование Франции вокруг Парижа, хотя, конечно, его географический масштаб был гораздо больше, — говорит историк. третий, московский, период русской истории, хотя можно сослаться, например, на восхождение на московский престол в 1462 г. сильного и способного правителя Ивана III или на окончательный разрыв его связи с монголами в 1480 г.»

Московский период длился до тех пор, пока царь Романов Петр Великий не основал свою «новую, имперскую» Россию.0003

Как свидетельствуют самые старые реликвии в «Сокровищах царей», во многих отношениях Россия, которой правил Михаил Романов в 1600-х годах, больше напоминала средневековую Европу, чем Запад 17-го и 18-го веков.

Когда Билла Парсонса, профессора русской истории и культуры в Эккерд-колледже, просят подвести итог истории России за утро или раньше, он указывает на комнату, полную книг, исторических трактатов и журналов, простирающуюся от пола до потолка, и говорит: , просто: «Это невозможно».

Россия была в разгаре одного из своих многочисленных «смутных времен», когда Михаил Феодорович Романов был избран царем, говорит Парсонс.

«Поляки вторглись в Москву, а Швеция владела другими русскими землями. Но в 1612 году князь Дмитрий Пожарский победил Польшу, и это дало русскому народу новую надежду. » Он добавляет: «Был Лжедмитрий, который прибыл в Москву в 1605 году и умер через год. Потом второй Лжедмитрий, потом русский царь, которого заменили польским королем и армией. Можно продолжать и продолжать».

Когда умер 9-летний Дмитрий, князь Угличский, по всей земле были разосланы письма избранным представителям, чтобы они приехали в Москву и выбрали нового царя.

Выбрали Михаила, потомка жены одного царя и сына влиятельных аристократов. Он был коронован Шапкой Мономаха 2 мая 1613 года.

«Цари любили считать себя отцами своего народа и представителями Бога на земле», — говорит Парсонс.

Петр I, четвертый Романов, восседавший на престоле, почти единолично ответственен за то, что Россия обратила взоры на Запад.

В 1689 году Петр Великий (который был коронован в 1682 году на двойной церемонии со своим больным братом Иваном V) взял на себя единоличную ответственность за нацию и ее модернизацию. В 1721 году он официально создал империю Романовых и принял титул императора.

«Пропустив Возрождение, Реформацию, череду заморских открытий и научную революцию, столь выдающуюся в западной истории, Россия — или, вернее, русские правящие круги и очень немногочисленная, но растущая русская образованная публика — выехала квазисредневекового, церковного мира Московии и в европейское Просвещение XVIII века в результате петровских (петровских) реформ», — говорит Рясановский.

«Петр упразднил Русского православного патриарха и передал управление церковью в руки бюрократа, но церковь никоим образом не была упразднена или ослаблена», — добавляет Парсонс. «Однако после Петра в вопросах русской культуры у церкви было меньше контроля».

Петр Великий модернизировал армию, познакомил свой народ с западным искусством, архитектурой, модой и общественными нравами, решительно победил Швецию в Северной войне (1700-1721), построил Санкт-Петербург как свое «Окно на Запад» и поднял свою нацию на видное место среди мировых держав.

Позднее в том же столетии Екатерина Великая одержала убедительную победу над Турцией, помогла устранить Польшу с карты мира, способствовала развитию искусства и помогла своей столице Санкт-Петербургу стать ведущим центром аристократической культуры и общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *