Мифология Вавилона. История мировых религий
Мифология Вавилона
Основные сюжеты ближневосточной литературы выходят из шумерских. Аккадцы, завоевав шумеров, восприняли их культуру, которая потом прошла через Вавилон и Ассирию. Мифы вавилонян и ассирийцев связаны с их шумерскими прототипами. Два из них – «Сошествие Иштар в Подземное царство» и рассказ о потопе – почти идентичны шумерским. Структура мифов и содержание остались неизменными, но богам дали иные имена. Богиня любви, плодородия и восхода Инанна превратилась в Иштар, Энлиль в Эллиля (бог воздуха, ветров и обитаемой земли, царь богов), Энки в Эйя (водный бог и бог мудрости).
Главным богом вавилонского пантеона был Мардук. Вавилонский миф о мироздании в основе своей восходит к шумерам. Найденный во время раскопок в г. Аттттттуре он написан на 7 глиняных таблетках, причем каждая из них соответствует описанию одного из этапов мироздания. Первоначально существовал известный нам хаос в виде чудовища Тиамат. Мардук разрубил его тело на две части. Из верхней он создал небо со звездами, из нижней – землю с растениями и животными. Затем из глины, смешанной с кровью одного из богов, он вылепил первых людей по своему образу и подобию.
Для мифологии Ближнего Востока характерно «творческое слово», преображающее мир, которое в качестве главного начала присутствует в Библии. Достаточно что-то сказать в мифе, как слово немедленно превращается в деяние. Здесь мифология продолжает то, что характерно для искусства.
Культурные герои находятся во взаимодействии с богами, и судьбы людей и богов тесно переплетены. В эпосе как жанре действуют вместе боги и люди. Сравнивая шумерские песни-сказы о Гильгамеше с самым известным на аккадском языке вавилонским эпосом о Гильгамеше, видим, как отдельные волшебные сказки-былины соединяются в эпопею. Сохраняя все шумерские сюжеты, вавилонская литература более последовательна и логична. Появляется единый авторский замысел, компоновка материала становится более продуманной, мысль более глубокой.
Гильгамеш – по-видимому, исторический персонаж, царь, который жаждет славы и бессмертия.
«В моем городе умирают люди, горюет сердце!
Люди уходят, сердце сжимается!
Через стену городскую свесился я,
Трупы в реке увидел я,
Разве не так уйду и я?
Воистину так, воистину так!»
(Поэзия и проза Древнего Востока… С. 130).
Гильгамеш является типичным культурным героем, встречаемым на всех этапах развития культуры. Таким образом цивилизация фиксирует и запоминает созданное до ее возникновения.
«Без Энлиля, Могучего Утеса,
Не выстроен город, не заложен поселок,
Не выстроен хлев, не заложен загон,
Вождь не возвышен, жрец не рожден,
Не избран оракулом служитель храма,
Нет в отрядах начальников войска»
(там же. С. 139).
И дальше, напоминая библейское: «Твои замыслы кто угадает? Твои тайные силы никому не подвластны!» и еще: «Слово твое небесам опора, слово твое земле – основа! Сия хвалебная песнь богу – превыше всего», – заключает гимн Эллилю (там же).
Устроив дела в своем городе, Гильгамеш решает добыть славу в борьбе с природой. Это имеет материальное основание, так как в период становления сельскохозяйственной цивилизации необходимо рубить леса. Бог Ану на совете богов говорит: «Умереть подобает тому, кто у гор похитил кедры!» (там же. С. 191), но Эллиль предлагает, чтобы умер друг Гильгамеша Энкиду, а не он сам. Так и случилось. «Его постигла судьба человека!» – сокрушается Гильгамеш (там же.
После смерти Энкиду Гильгамеш, по его собственным словам, устрашился смерти и убежал в пустыню.
«Энкиду, друг мой любимый, стал землею!
Так же, как он, и я не лягу ль,
Чтоб не встать во веки веков?»
(там же. С. 201–202).
Хозяйка богов убеждает Гильгамеша:
«Гильгамеш! Куда ты стремишься?
Жизни, что ищешь, не найдешь ты!
Боги, когда создавали человека, —
Смерть они определили человеку,
Жизнь в своих руках удержали»
(там же. С. 206).
Человек не должен стремиться к невозможному. Сам погибший Энкиду пытается убедить Гильгамеша, что он должен выполнить свое человеческое предназначение:
«Издревле, Гильгамеш, назначено людям:
Земледелец пашет землю, урожай собирает,
Пастух и охотник со зверьем обитает,
Надевает шкуру, ест их мясо.
Ты же хочешь, Гильгамеш, чего не бывало»
(там же. С. 199–200).
Но Гильгамеш безутешен. Главная мечта его теперь – обрести вечную жизнь. Мотив борьбы со смертью – основной в эпосе о Гильгамеше.
«Ярая смерть не щадит человека:
Разве навеки мы строим домы?
Разве навеки ставим печати?
Разве навеки делятся братья?
Разве навеки ненависть в людях?
Разве навеки река несет полые воды?
Стрекозой навсегда ль обернется личинка»
(там же. С. 211).
Великие боги ведают судьбой человека.
«Они смерть и жизнь определили,
Не поведали смертного часа,
А поведали: жить живому!»
(там же).
Вспоминая о египетских пирамидах и мумиях, можно сказать, что египтяне практически стремились к тому, чего так страстно желал Гильгамеш. Страдания Гильгамеша по поводу неизбежности смерти напоминают последующие страдания Будды.
«Что же делать,
Утнапишты, куда пойду я?
Плотью моей овладел Похититель,
В моих покоях смерть обитает,
И куда взор я ни брошу – смерть повсюду!»
(там же. С. 218).
Стремясь обрести бессмертие, Гильгамеш проходит путем Солнца в подземном мире, после того как оно умирает, чтобы утром возродиться снова. Наконец, единственный бессмертный человек Утнапишты дает Гильгамешу цветок вечной молодости, но змея крадет его.
В эпосе о Гильгамеше встречаем сказание о Всемирном потопе. Боги на своем совете решают устроить потоп, но один из участников светлоокий Эа сообщает о решении богов хижине и через нее дает совет человеку:
«Снеси жилище, построй корабль,
Покинь изобилие, заботься о жизни,
Богатство презри, спасай свою душу!
На свой корабль погрузи все живое»
(там же. С. 212).
Так Утнапишты и сделал. Высота бортов ковчега была 60 м, площадь ковчега 1/3 га. Дождь и страшная буря продолжались 7 дней, так что сами боги раскаялись в своем поступке. Выпущенный из ковчега через 7 дней голубь, вернулся назад, не найдя себе места. Вернулась и ласточка, посланная позже, но не вернулся ворон. Тогда Утнапишты вышел из ковчега и принес жертвы богам, за что Эллиль сделал его бессмертным.
Храмы богам в Двуречье строились на высоких платформах, что в какой-то степени предохраняло от частых наводнений. К концу III тысячелетия до н. э. стали строить храмы на нескольких платформах, так называемые «зиккураты». Один из них в Уре был высотой 20 м, причем нижний ярус имел высоту 15 м, а два верхних относительно невысоки.
В целом вавилонская мифология развивала более древние представления данного региона.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
17:1—6 Видение Вавилона в его славе
17:1—6 Видение Вавилона в его славе 1—2 Слова ангела, обращенные к Иоанну, могут служить хорошим названием ко всему отрывку 17:1 — 19:10: суд над великою блудницею. Исайя называет город Тир «блудницей» (Ис. 23:15—17), так же говорится и об Иерусалиме (Ис. 1:21; Иер. 3) и Ниневии (Наум. 3:4–5,
39:1—8 Послы из Вавилона
39:1—8 Послы из Вавилона
См.
21:1—14 Нет спасения от Вавилона
21:1—14 Нет спасения от Вавилона В служении Иеремии наступает критический момент. Отныне изменится сам характер его пророчеств. У нас есть несколько указаний на время, когда были записаны различные отрывки. Данный отрывок отсылает нас к периоду правления последнего
25:1—14 Время Вавилона
25:1—14 Время Вавилона Четвертым годом правления Иоакима и двадцать третьим годом пророческого служения Иеремии (считая включительно, см.: 1:2) был 605 г. до н. э. В этот год Вавилон под управлением Навуходоносора нанес египетскому фараону Нехао сокрушительное поражение в
50:1 — 51:64 Против Вавилона
50:1 — 51:64 Против Вавилона
Пророчества о различных языческих народах заканчиваются длинной чередой предсказаний о судьбе Вавилона–разрушителя, размышлениям о котором посвящена вся книга. Значение его как орудия Божьего гнева, направленного на неверный Богу народ,
Падение Вавилона
Падение Вавилона 1 — Сойди, сядь в пыли,девственная дочь Вавилона a;сядь на землю, не на трон,дочь вавилонян.Больше не назовут тебянежной и утончённой.2 Возьми жернова, мели муку;сними своё покрывало.Подбери свои юбки, оголи свои ноги,переходи через реки.3 Пусть обнажится
Падение Вавилона
Падение Вавилона
Падение Вавилона
После этого я увидел другого ангела, сходившего с неба. Великая была у него власть, и земля озарилась сиянием славы его. 2 Ангел же возвестил громко:«Пал, пал Вавилон великий!Стала столица развратная обиталищем бесови пристанищем всякого нечистого
19. Запустение Вавилона
19. Запустение Вавилона 19. И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, 19-22. Вавилон после разрушения его мидянами, совершенно запустеет. Никто не захочет поселиться на тех местах, какие занимал этот обширный город, и только дикие
Боги Вавилона низвержены
Боги Вавилона низвержены 1 Пал на колени Бел, склоняется Нево a;идолы их погружены на вьючных животных.То, что носили вы, нагруженопоклажей на усталых животных.2 Вместе они все склоняются и падают на колени;не в силах спасти поклажу,они сами идут в плен.3 — Слушай Меня, дом
Падение Вавилона
Падение Вавилона
1 — Сойди, сядь в пыли,девственная дочь Вавилона a;сядь на землю, не на трон,дочь халдеев. Больше не назовут тебянежной и утонченной.2 Возьми жернова, мели муку;сними свое покрывало.Подбери свои юбки,оголи свои ноги,переходи через реки.3 Пусть обнажится твоя
Падение Вавилона
Падение Вавилона 1 После этого я увидел еще одного ангела, сходящего с небес и обладающего великой властью; вся земля была озарена его славой. 2 Он произнес могучим голосом:— Пала, пала великая блудница Вавилон aи стала жилищем демонов,пристанищем для всякого нечистого
Реки Вавилона
Реки Вавилона Псалом 136 имеет явное происхождение в период плена: Пс., 136: 1. При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. Вавилон находится на реках Евфрат и Тигр, примерно в сорока милях на восток. Изгнанные иудеи, распространившись по всему этому
Книга «Евангельские мифы: Конволют: Робертсон Д.

Иллюстрации
Рекомендуем посмотреть
Новый завет. Евангелие от Луки. Художники Г. А. В. Траугот. Номерной экземпляр + офорт
21 140 ₽
23 490 ₽ в магазине
Купить
Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей
14 668 ₽
15 440 ₽ в магазине
Купить
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета
16 302 ₽
17 160 ₽ в магазине
Купить
Тора с Гафтарот
15 620 ₽
15 620 ₽ в магазине
Купить
Пушкин А. С.
Руслан и Людмила. Песнь о вещем Олеге. Сказки
13 810 ₽
13 810 ₽ в магазине
Купить
Августин Блаженный
Об истинной религии
10 621 ₽
11 180 ₽ в магазине
Купить
Библия. С иллюстрациями Гюстава Доре
32 604 ₽
34 320 ₽ в магазине
Купить
Старшая Эдда
7 290 ₽
8 100 ₽ в магазине
Купить
Ветхий Завет: Книга Притчей Соломоновых. Книга Екклесиаста, или Проповедника. Книга Песни Песней Соломана
5 680 ₽
6 310 ₽ в магазине
Купить
Коран. Перевод смыслов и комментарии
17 936 ₽
18 880 ₽ в магазине
Купить
Православный молитвослов
11 467 ₽
12 070 ₽ в магазине
Купить
Коран. Перевод с арабского и комментарии М.-Н.О.Османова
17 936 ₽
18 880 ₽ в магазине
Купить
Священные месяцы и благословенные ду’а
8 569 ₽
9 020 ₽ в магазине
Купить
Второзаконие. Пятая книга Моисея. Художник Петр Татарников
7 290 ₽
8 100 ₽ в магазине
Купить
Православный молитвослов
7 380 ₽
7 380 ₽ в магазине
Купить
Пиотровский М. Б.
Исторические предания Корана
11 438 ₽
12 040 ₽ в магазине
Купить
Святое Евангелие
7 011 ₽
7 380 ₽ в магазине
Купить
Молитвослов. Псалтирь. 2 книги
12 227 ₽
12 870 ₽ в магазине
Купить
Евангелие
24 876 ₽
28 880 ₽ в магазине
Купить
Радишевская Н. В.
Чудотворные иконы
13 120 ₽
13 810 ₽ в магазине
Купить
Загрузить еще
Мифы о Вавилоне Джейка Джексона
19 октября 2019 г.
Меня эта книга не впечатлила. Мне не хватило пятидесяти страниц, чтобы закончить ее, и я в конце концов сдался, учитывая, что последние пятьдесят страниц были рассказом Вольтера. Если бы я хотел прочитать европейского автора, я бы прочитал европейского автора. Кроме того, текст иногда был написан на языке короля Иакова, что не имело смысла, было неуклюжим и затрудняло понимание текста. Были также некоторые замечания и варианты транслитерации, которые заставили меня усомниться в благонадежности авторов. И не говорите мне, как меня раздражало, как часто они использовали термины «варварский» и «нецивилизованный» и другие оскорбительные термины, говоря о древней культуре. Эта книга была настолько пропитана колониализмом и западноцентричной фаллологоцентрической чушью, что читать ее было больно. Единственная причина, по которой он получает две звезды, заключается в том, что, по крайней мере, он дает некоторое представление о сложной и богатой истории месопотамской области, но, учитывая все другие недостатки (включая вводящее в заблуждение название, поскольку речь идет не только о мифах из Вавилона), я не рекомендовал бы эту книгу. Лучше было бы найти копию серии «Эпосы ранней цивилизации Миф и Человечество».
- classic-studies hist-cult
12 февраля 2020
очень интересная книга в смысле как бы сокращенная история мифологических богов и богинь за тысячелетия существования человечества. Писатель снова и снова пытается связать Библию и ее истории с мифологическими категориями низкими и неясными способами, но никогда не делает из этого хорошего или даже практического смысла. я дал только 3 звезды, потому что стиль очень стоп и старт, стаккато.
6 августа 2021 г.
Я определенно рекомендую эту книгу.
Я читал другие отзывы об этой книге, прежде чем купить ее. Много ли критических замечаний, которые я прочитал, по сравнению с тем, что я прочитал из первых рук? Упускают суть. «Дано», что вавилонский миф, конечно, сложен. Каждый пантеон и версия отличаются от каждого города-государства в регионе Месопотамии. Однако редактору не нужно слишком вникать в детали. Редактор хочет нарисовать только общую картину, включая некоторые детали, но не слишком много деталей.
Я восхищаюсь стилем письма, он краток и прямолинеен. Для меня содержание и пояснения достаточны и информативны. Основное внимание уделяется не только мифологии, но и истории Вавилона и тому, как это повлияло на их систему верований.
Одна из критических замечаний, высказанных в адрес этой книги, связана с тем, что редактор ссылается на вавилонский миф на Библию. Я не вижу ничего особенного. Я предполагаю, что причина в том, что мы очень хорошо знакомы с Библией, независимо от того, христианин вы или атеист. Это общепринято. Но точка зрения редактора заключается в том, как соотносятся друг с другом вавилонский миф и книга Бытия; то есть сходства и производные.
Я восхищаюсь изобразительным искусством как на обложке книги, так и внутри книги.
Мои претензии к этой книге только:
1) Нет авторской страницы. Честно говоря, я не знаю, кто такой Джейк Джексон, как и его образование, карьера, кроме как автора/редактора. Можно с уверенностью предположить, что Джейк Джексон всего лишь редактор; а не исследователь.
2) На обложке книги четко указано, что Джейк Джексон является главным редактором, тогда кто такие исследователи? Можно мне хотя бы узнать их профессии? Потому что я, честно говоря, обеспокоен тем, что исследователи — просто любители, которые получают свои источники со случайных веб-сайтов / страниц в Интернете, а не имеют строгое образование по данному вопросу.
Что касается последней части книги, когда Редактор внезапно погрузился в рассказ «Принцесса Вавилона», я восхищаюсь им. Суть последней части состоит в том, чтобы дать сокращенную версию вольтеровской версии истории, чтобы мы могли восхищаться вавилонским миром и их взаимодействием с остальным развивающимся миром. Это не обязательно является исторически точным, потому что, опять же, оно взято из истории Вольтера.
Поэтому я рекомендую эту книгу. Это все еще идеальная звезда из-за содержания.
26 июня 2021 г.

Хорошая общая информация по мифологии Месопотамии. Естественно, при таком названии книги она имеет уклон вавилонской точки зрения, а не пытается исследовать различных богов и мифы из разных городов-государств Плодородного Полумесяца. Он также пытается рассматривать мифологию через интенсивное использование греческой линзы и пытается связать с христианством больше, чем мне хотелось бы.
В общем, хороший учебник по мифологии, если ничего о ней не знать. Если это вас заинтересует после прочтения книги, имейте в виду, что боги и места имели разные имена, сильно зависящие от места и периода времени, например, Тиамат могла быть Мумму-Тиават, Энки — Эа, а Бел-Меродах — это то, что мы сегодня называем Мардук, и т. д.
19 мая 2022
Мало того, что эта книга устарела и местами откровенно расистская (на ум приходит использование терминов «красные индейцы Америки», «халдеи» и термин «примитивные расы»), многое представленной информации является откровенно неверным. Используются неправильные, устаревшие варианты написания/покровительства имен богов, и они отождествляются друг с другом, когда в древности они были различны.
Библейские рассказы используются для дополнения недостающей информации вместо вавилонского/ассирийского текста, а цитаты профессоров и исследования устарели на 100 ЛЕТ. Одна теория (которая с тех пор оказалась ошибочной) была предложена в 189 г.8.
Пусть это утонет в
8 мая 2022
Интересный сборник сказок, но книга заканчивается выдуманной историей Вольтера, жившего на пару тысяч лет позже. Это очень странный выбор, учитывая, что он просто использует вавилонскую обстановку, и только в начале, чтобы рассказать политическую, аллегорическую историю о временах Вольтера.
Я оценил переплетение ассирийских контекстов мифов, а также происхождение восточной магии и астрологии. Я не знал, что это оказало такое влияние на западный мир.
16 декабря 2021 г.

Эта книга меня сильно разочаровала. В ней действительно содержались хорошие исторические сведения, но вся книга была пронизана необоснованными мнениями и догадками. Он даже включал художественные материалы XIX века, лишь частично основанные на вавилонских богах.
Чего я действительно ожидал, так это книги о «Мифах Вавилона», как следует из названия.
4 декабря 2020 г.
В отличие от всех других книг этой серии, это не книга мифов. Это объяснение вавилонских богов и анализ мифов, но мифов в этой книге практически нет. Крайне разочаровывает.
7 сентября 2022 г.
Мне не понравился стиль этого автора или расположение различных тем. Сказав, что это сносное введение в общих богов и монстров Вавилона
2 ноября 2021 г.
, это очень упрощенно и временами сухо.
Что я ожидал: красочное повествование
Что я получил: неромантическое объяснение.
хорошо подходит для учебника, но за исключением фанфиков Вольтера.
3 звезды за трудности с завершением.
- документальная литература
О вавилонской мифологии
Введение
Большинство записей вавилонских мифов датируются 700 г. до н. э., когда они были записаны клинописью на глиняных табличках и хранились в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Однако два основных вавилонских эпоса, вероятно, возникли около 2000 г. до н.э. Эпос о сотворении мира года оправдывает правление Мардука над богами и людьми; и это отражает политическое превосходство Вавилона в Месопотамии, поскольку Мардук был главным богом этого города. Эпос о Гильгамеше показывает провал попыток человека победить смерть.
Вообще вавилонской мифологии не хватает трансцендентного качества мифа об Осирисе. Он более приземлен и более материалистичен. Смерть кладет конец чувственным удовольствиям жизни, и подземный мир мертвых — самое мрачное место, какое только можно себе представить. Сами вавилонские боги предаются эротизму, пирам и дракам. Но если ценности грубее и мужественнее, то вавилоняне произвели литературный триумф в 9 веке.0073 Эпос о Гильгамеше.
Главные вавилонские боги
Ану , глава богов, царствовал в самой верхней части неба и имел армию звезд для уничтожения злодеев.
Энлиль , бог ураганов и потопов, был также источником королевской власти и приносил людям добро и зло.
Ea , бог вод, был благодетелем природы и людей благодаря своей всеохватывающей мудрости.
Мардук был богом плодородия и главным божеством Вавилона. Он установил господство над всеми другими богами, убив злобную и хаотичную Тиамат и создав мир из тела Тиамат.
Грех , бог луны, был врагом нечестивых, освещая их деяния своим ночным светом. Его детьми были Шамаш, солнце, и Иштар, планета Венера.
Шамаш был богом солнца, распространителем света и справедливости в мире, а также богом пророчеств.
Иштар , одно из самых популярных вавилонских божеств, была богиней сексуальности, могущественной силой среди животных и людей. Она освятила храмовую проституцию. У самой похотливой Иштар было множество любовников, у большинства из которых была ужасная судьба.
Одним из любовников Иштар был бог урожая Таммуз . Когда он умер от ее любви, Иштар горько заплакала. Думая вернуть Таммуза из царства смерти, Иштар вошла в семь порталов в подземный мир. У каждого портала она оставляла одну из своих одежд или украшение, пока, наконец, не предстала обнаженной перед Эрешкигаль, королевой мертвых. Эрешкигаль заключила Иштар в тюрьму и напала на нее шестьюдесятью болезнями. Во время этого заточения земля иссохла и опустела, и оплакивали небесные боги. Наконец Эа, бог мудрости, взял дело в свои руки, и благодаря его магическому вмешательству Иштар была освобождена. Получив разрешение уйти, она собрала свою одежду и украшения в сопровождении Таммуза, которому было позволено стоять на страже у ворот рая.