Мифы вавилона: Мифы Вавилона, сохранившиеся легенды, сказания о богах и героях

Мифология Вавилона. История мировых религий

Мифология Вавилона

Основные сюжеты ближневосточной литературы выходят из шумерских. Аккадцы, завоевав шумеров, восприняли их культуру, которая потом прошла через Вавилон и Ассирию. Мифы вавилонян и ассирийцев связаны с их шумерскими прототипами. Два из них – «Сошествие Иштар в Подземное царство» и рассказ о потопе – почти идентичны шумерским. Структура мифов и содержание остались неизменными, но богам дали иные имена. Богиня любви, плодородия и восхода Инанна превратилась в Иштар, Энлиль в Эллиля (бог воздуха, ветров и обитаемой земли, царь богов), Энки в Эйя (водный бог и бог мудрости).

Главным богом вавилонского пантеона был Мардук. Вавилонский миф о мироздании в основе своей восходит к шумерам. Найденный во время раскопок в г. Аттттттуре он написан на 7 глиняных таблетках, причем каждая из них соответствует описанию одного из этапов мироздания. Первоначально существовал известный нам хаос в виде чудовища Тиамат. Мардук разрубил его тело на две части. Из верхней он создал небо со звездами, из нижней – землю с растениями и животными. Затем из глины, смешанной с кровью одного из богов, он вылепил первых людей по своему образу и подобию.

Для мифологии Ближнего Востока характерно «творческое слово», преображающее мир, которое в качестве главного начала присутствует в Библии. Достаточно что-то сказать в мифе, как слово немедленно превращается в деяние. Здесь мифология продолжает то, что характерно для искусства.

Культурные герои находятся во взаимодействии с богами, и судьбы людей и богов тесно переплетены. В эпосе как жанре действуют вместе боги и люди. Сравнивая шумерские песни-сказы о Гильгамеше с самым известным на аккадском языке вавилонским эпосом о Гильгамеше, видим, как отдельные волшебные сказки-былины соединяются в эпопею. Сохраняя все шумерские сюжеты, вавилонская литература более последовательна и логична. Появляется единый авторский замысел, компоновка материала становится более продуманной, мысль более глубокой.

Здесь видна та же тенденция рационализации – меньше повторов, больше логической связанности, но еще не все четко и понятно, как и следует на заре цивилизации при переходе от мистического искусства к мифологии. Эпос способствует синтезу мифов и становлению мифологии как целостной системы. Э. Кассирер интерпретирует культуру как плод платонической любви, которая в свою очередь определяется как желание бессмертия. Эпос о Гильгамеше иллюстрирует этот вывод.

Гильгамеш – по-видимому, исторический персонаж, царь, который жаждет славы и бессмертия.

«В моем городе умирают люди, горюет сердце!

Люди уходят, сердце сжимается!

Через стену городскую свесился я,

Трупы в реке увидел я,

Разве не так уйду и я?

Воистину так, воистину так!»

(Поэзия и проза Древнего Востока… С. 130).

Гильгамеш является типичным культурным героем, встречаемым на всех этапах развития культуры. Таким образом цивилизация фиксирует и запоминает созданное до ее возникновения.

Гильгамеш защищает свой народ от захватчиков, хотя все в руках бога:

«Без Энлиля, Могучего Утеса,

Не выстроен город, не заложен поселок,

Не выстроен хлев, не заложен загон,

Вождь не возвышен, жрец не рожден,

Не избран оракулом служитель храма,

Нет в отрядах начальников войска»

(там же. С. 139).

И дальше, напоминая библейское: «Твои замыслы кто угадает? Твои тайные силы никому не подвластны!» и еще: «Слово твое небесам опора, слово твое земле – основа! Сия хвалебная песнь богу – превыше всего», – заключает гимн Эллилю (там же).

Устроив дела в своем городе, Гильгамеш решает добыть славу в борьбе с природой. Это имеет материальное основание, так как в период становления сельскохозяйственной цивилизации необходимо рубить леса. Бог Ану на совете богов говорит: «Умереть подобает тому, кто у гор похитил кедры!» (там же. С. 191), но Эллиль предлагает, чтобы умер друг Гильгамеша Энкиду, а не он сам. Так и случилось. «Его постигла судьба человека!» – сокрушается Гильгамеш (там же.

С. 201).

После смерти Энкиду Гильгамеш, по его собственным словам, устрашился смерти и убежал в пустыню.

«Энкиду, друг мой любимый, стал землею!

Так же, как он, и я не лягу ль,

Чтоб не встать во веки веков?»

(там же. С. 201–202).

Хозяйка богов убеждает Гильгамеша:

«Гильгамеш! Куда ты стремишься?

Жизни, что ищешь, не найдешь ты!

Боги, когда создавали человека, —

Смерть они определили человеку,

Жизнь в своих руках удержали»

(там же. С. 206).

Человек не должен стремиться к невозможному. Сам погибший Энкиду пытается убедить Гильгамеша, что он должен выполнить свое человеческое предназначение:

«Издревле, Гильгамеш, назначено людям:

Земледелец пашет землю, урожай собирает,

Пастух и охотник со зверьем обитает,

Надевает шкуру, ест их мясо.

Ты же хочешь, Гильгамеш, чего не бывало»

(там же. С. 199–200).

Но Гильгамеш безутешен. Главная мечта его теперь – обрести вечную жизнь. Мотив борьбы со смертью – основной в эпосе о Гильгамеше.

«Ярая смерть не щадит человека:

Разве навеки мы строим домы?

Разве навеки ставим печати?

Разве навеки делятся братья?

Разве навеки ненависть в людях?

Разве навеки река несет полые воды?

Стрекозой навсегда ль обернется личинка»

(там же. С. 211).

Великие боги ведают судьбой человека.

«Они смерть и жизнь определили,

Не поведали смертного часа,

А поведали: жить живому!»

(там же).

Вспоминая о египетских пирамидах и мумиях, можно сказать, что египтяне практически стремились к тому, чего так страстно желал Гильгамеш. Страдания Гильгамеша по поводу неизбежности смерти напоминают последующие страдания Будды.

«Что же делать,

Утнапишты, куда пойду я?

Плотью моей овладел Похититель,

В моих покоях смерть обитает,

И куда взор я ни брошу – смерть повсюду!»

(там же. С. 218).

Стремясь обрести бессмертие, Гильгамеш проходит путем Солнца в подземном мире, после того как оно умирает, чтобы утром возродиться снова. Наконец, единственный бессмертный человек Утнапишты дает Гильгамешу цветок вечной молодости, но змея крадет его.

В эпосе о Гильгамеше встречаем сказание о Всемирном потопе. Боги на своем совете решают устроить потоп, но один из участников светлоокий Эа сообщает о решении богов хижине и через нее дает совет человеку:

«Снеси жилище, построй корабль,

Покинь изобилие, заботься о жизни,

Богатство презри, спасай свою душу!

На свой корабль погрузи все живое»

(там же. С. 212).

Так Утнапишты и сделал. Высота бортов ковчега была 60 м, площадь ковчега 1/3 га. Дождь и страшная буря продолжались 7 дней, так что сами боги раскаялись в своем поступке. Выпущенный из ковчега через 7 дней голубь, вернулся назад, не найдя себе места. Вернулась и ласточка, посланная позже, но не вернулся ворон. Тогда Утнапишты вышел из ковчега и принес жертвы богам, за что Эллиль сделал его бессмертным.

Храмы богам в Двуречье строились на высоких платформах, что в какой-то степени предохраняло от частых наводнений. К концу III тысячелетия до н. э. стали строить храмы на нескольких платформах, так называемые «зиккураты». Один из них в Уре был высотой 20 м, причем нижний ярус имел высоту 15 м, а два верхних относительно невысоки.

В целом вавилонская мифология развивала более древние представления данного региона.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

17:1—6 Видение Вавилона в его славе

17:1—6 Видение Вавилона в его славе 1—2 Слова ангела, обращенные к Иоанну, могут служить хорошим названием ко всему отрывку 17:1 — 19:10: суд над великою блудницею. Исайя называет город Тир «блудницей» (Ис. 23:15—17), так же говорится и об Иерусалиме (Ис. 1:21; Иер. 3) и Ниневии (Наум. 3:4–5,

39:1—8 Послы из Вавилона

39:1—8 Послы из Вавилона См.

более подробный коммент. к 4 Цар. 20:12–19.Вера царя Езекии, проявленная во время тяжелейшего удара, не устояла перед лестью (отметим его восторженный рассказ в ст. 3—4), еще один пал жертвой мирской дружбы. Из истории достаточно известно о

21:1—14 Нет спасения от Вавилона

21:1—14 Нет спасения от Вавилона В служении Иеремии наступает критический момент. Отныне изменится сам характер его пророчеств. У нас есть несколько указаний на время, когда были записаны различные отрывки. Данный отрывок отсылает нас к периоду правления последнего

25:1—14 Время Вавилона

25:1—14 Время Вавилона Четвертым годом правления Иоакима и двадцать третьим годом пророческого служения Иеремии (считая включительно, см.: 1:2) был 605 г. до н. э. В этот год Вавилон под управлением Навуходоносора нанес египетскому фараону Нехао сокрушительное поражение в

50:1 — 51:64 Против Вавилона

50:1 — 51:64 Против Вавилона Пророчества о различных языческих народах заканчиваются длинной чередой предсказаний о судьбе Вавилона–разрушителя, размышлениям о котором посвящена вся книга. Значение его как орудия Божьего гнева, направленного на неверный Богу народ,

Падение Вавилона

Падение Вавилона 1 — Сойди, сядь в пыли,девственная дочь Вавилона a;сядь на землю, не на трон,дочь вавилонян.Больше не назовут тебянежной и утончённой.2 Возьми жернова, мели муку;сними своё покрывало.Подбери свои юбки, оголи свои ноги,переходи через реки.3 Пусть обнажится

Падение Вавилона

Падение Вавилона 1 После этого я увидел ещё одного ангела, сходящего с небес и обладающего великой властью; вся земля была озарена его славой. 2 Он произнёс могучим голосом:— Пала, пала великая блудница Вавилон aи стала жилищем демонов,пристанищем для всякого нечистого

Падение Вавилона

Падение Вавилона После этого я увидел другого ангела, сходившего с неба. Великая была у него власть, и земля озарилась сиянием славы его. 2 Ангел же возвестил громко:«Пал, пал Вавилон великий!Стала столица развратная обиталищем бесови пристанищем всякого нечистого

19. Запустение Вавилона

19. Запустение Вавилона 19. И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, 19-22. Вавилон после разрушения его мидянами, совершенно запустеет. Никто не захочет поселиться на тех местах, какие занимал этот обширный город, и только дикие

Боги Вавилона низвержены

Боги Вавилона низвержены 1 Пал на колени Бел, склоняется Нево a;идолы их погружены на вьючных животных.То, что носили вы, нагруженопоклажей на усталых животных.2 Вместе они все склоняются и падают на колени;не в силах спасти поклажу,они сами идут в плен.3 — Слушай Меня, дом

Падение Вавилона

Падение Вавилона 1 — Сойди, сядь в пыли,девственная дочь Вавилона a;сядь на землю, не на трон,дочь халдеев. Больше не назовут тебянежной и утонченной.2 Возьми жернова, мели муку;сними свое покрывало.Подбери свои юбки,оголи свои ноги,переходи через реки.3 Пусть обнажится твоя

Падение Вавилона

Падение Вавилона 1 После этого я увидел еще одного ангела, сходящего с небес и обладающего великой властью; вся земля была озарена его славой. 2 Он произнес могучим голосом:— Пала, пала великая блудница Вавилон aи стала жилищем демонов,пристанищем для всякого нечистого

Реки Вавилона

Реки Вавилона Псалом 136 имеет явное происхождение в период плена: Пс., 136: 1. При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. Вавилон находится на реках Евфрат и Тигр, примерно в сорока милях на восток. Изгнанные иудеи, распространившись по всему этому

Книга «Евангельские мифы: Конволют: Робертсон Д.

М. Евангельские мифы. Делич Ф. Библия и Вавилон»

Иллюстрации

Рекомендуем посмотреть

Новый завет. Евангелие от Луки. Художники Г. А. В. Траугот. Номерной экземпляр + офорт

21 140 ₽

23 490 ₽ в магазине

Купить

Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей

14 668 ₽

15 440 ₽ в магазине

Купить

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета

16 302 ₽

17 160 ₽ в магазине

Купить

Тора с Гафтарот

15 620 ₽

15 620 ₽ в магазине

Купить

Пушкин А. С.

Руслан и Людмила. Песнь о вещем Олеге. Сказки

13 810 ₽

13 810 ₽ в магазине

Купить

Августин Блаженный

Об истинной религии

10 621 ₽

11 180 ₽ в магазине

Купить

Библия. С иллюстрациями Гюстава Доре

32 604 ₽

34 320 ₽ в магазине

Купить

Старшая Эдда

7 290 ₽

8 100 ₽ в магазине

Купить

Ветхий Завет: Книга Притчей Соломоновых. Книга Екклесиаста, или Проповедника. Книга Песни Песней Соломана

5 680 ₽

6 310 ₽ в магазине

Купить

Коран. Перевод смыслов и комментарии

17 936 ₽

18 880 ₽ в магазине

Купить

Православный молитвослов

11 467 ₽

12 070 ₽ в магазине

Купить

Коран. Перевод с арабского и комментарии М.-Н.О.Османова

17 936 ₽

18 880 ₽ в магазине

Купить

Священные месяцы и благословенные ду’а

8 569 ₽

9 020 ₽ в магазине

Купить

Второзаконие. Пятая книга Моисея. Художник Петр Татарников

7 290 ₽

8 100 ₽ в магазине

Купить

Православный молитвослов

7 380 ₽

7 380 ₽ в магазине

Купить

Пиотровский М. Б.

Исторические предания Корана

11 438 ₽

12 040 ₽ в магазине

Купить

Святое Евангелие

7 011 ₽

7 380 ₽ в магазине

Купить

Молитвослов. Псалтирь. 2 книги

12 227 ₽

12 870 ₽ в магазине

Купить

Евангелие

24 876 ₽

28 880 ₽ в магазине

Купить

Радишевская Н. В.

Чудотворные иконы

13 120 ₽

13 810 ₽ в магазине

Купить

Загрузить еще

Мифы о Вавилоне Джейка Джексона

19 октября 2019 г.

Меня эта книга не впечатлила. Мне не хватило пятидесяти страниц, чтобы закончить ее, и я в конце концов сдался, учитывая, что последние пятьдесят страниц были рассказом Вольтера. Если бы я хотел прочитать европейского автора, я бы прочитал европейского автора. Кроме того, текст иногда был написан на языке короля Иакова, что не имело смысла, было неуклюжим и затрудняло понимание текста. Были также некоторые замечания и варианты транслитерации, которые заставили меня усомниться в благонадежности авторов. И не говорите мне, как меня раздражало, как часто они использовали термины «варварский» и «нецивилизованный» и другие оскорбительные термины, говоря о древней культуре. Эта книга была настолько пропитана колониализмом и западноцентричной фаллологоцентрической чушью, что читать ее было больно. Единственная причина, по которой он получает две звезды, заключается в том, что, по крайней мере, он дает некоторое представление о сложной и богатой истории месопотамской области, но, учитывая все другие недостатки (включая вводящее в заблуждение название, поскольку речь идет не только о мифах из Вавилона), я не рекомендовал бы эту книгу. Лучше было бы найти копию серии «Эпосы ранней цивилизации Миф и Человечество».

    classic-studies hist-cult

12 февраля 2020

очень интересная книга в смысле как бы сокращенная история мифологических богов и богинь за тысячелетия существования человечества. Писатель снова и снова пытается связать Библию и ее истории с мифологическими категориями низкими и неясными способами, но никогда не делает из этого хорошего или даже практического смысла. я дал только 3 звезды, потому что стиль очень стоп и старт, стаккато.


    6 августа 2021 г.

    Я определенно рекомендую эту книгу.
    Я читал другие отзывы об этой книге, прежде чем купить ее. Много ли критических замечаний, которые я прочитал, по сравнению с тем, что я прочитал из первых рук? Упускают суть. «Дано», что вавилонский миф, конечно, сложен. Каждый пантеон и версия отличаются от каждого города-государства в регионе Месопотамии. Однако редактору не нужно слишком вникать в детали. Редактор хочет нарисовать только общую картину, включая некоторые детали, но не слишком много деталей.
    Я восхищаюсь стилем письма, он краток и прямолинеен. Для меня содержание и пояснения достаточны и информативны. Основное внимание уделяется не только мифологии, но и истории Вавилона и тому, как это повлияло на их систему верований.
    Одна из критических замечаний, высказанных в адрес этой книги, связана с тем, что редактор ссылается на вавилонский миф на Библию. Я не вижу ничего особенного. Я предполагаю, что причина в том, что мы очень хорошо знакомы с Библией, независимо от того, христианин вы или атеист. Это общепринято. Но точка зрения редактора заключается в том, как соотносятся друг с другом вавилонский миф и книга Бытия; то есть сходства и производные.
    Я восхищаюсь изобразительным искусством как на обложке книги, так и внутри книги.
    Мои претензии к этой книге только:
    1) Нет авторской страницы. Честно говоря, я не знаю, кто такой Джейк Джексон, как и его образование, карьера, кроме как автора/редактора. Можно с уверенностью предположить, что Джейк Джексон всего лишь редактор; а не исследователь.
    2) На обложке книги четко указано, что Джейк Джексон является главным редактором, тогда кто такие исследователи? Можно мне хотя бы узнать их профессии? Потому что я, честно говоря, обеспокоен тем, что исследователи — просто любители, которые получают свои источники со случайных веб-сайтов / страниц в Интернете, а не имеют строгое образование по данному вопросу.
    Что касается последней части книги, когда Редактор внезапно погрузился в рассказ «Принцесса Вавилона», я восхищаюсь им. Суть последней части состоит в том, чтобы дать сокращенную версию вольтеровской версии истории, чтобы мы могли восхищаться вавилонским миром и их взаимодействием с остальным развивающимся миром. Это не обязательно является исторически точным, потому что, опять же, оно взято из истории Вольтера.
    Поэтому я рекомендую эту книгу. Это все еще идеальная звезда из-за содержания.


      26 июня 2021 г.

      Хорошая общая информация по мифологии Месопотамии. Естественно, при таком названии книги она имеет уклон вавилонской точки зрения, а не пытается исследовать различных богов и мифы из разных городов-государств Плодородного Полумесяца. Он также пытается рассматривать мифологию через интенсивное использование греческой линзы и пытается связать с христианством больше, чем мне хотелось бы.

      В общем, хороший учебник по мифологии, если ничего о ней не знать. Если это вас заинтересует после прочтения книги, имейте в виду, что боги и места имели разные имена, сильно зависящие от места и периода времени, например, Тиамат могла быть Мумму-Тиават, Энки — Эа, а Бел-Меродах — это то, что мы сегодня называем Мардук, и т. д.


        19 мая 2022

        Мало того, что эта книга устарела и местами откровенно расистская (на ум приходит использование терминов «красные индейцы Америки», «халдеи» и термин «примитивные расы»), многое представленной информации является откровенно неверным. Используются неправильные, устаревшие варианты написания/покровительства имен богов, и они отождествляются друг с другом, когда в древности они были различны.
        Библейские рассказы используются для дополнения недостающей информации вместо вавилонского/ассирийского текста, а цитаты профессоров и исследования устарели на 100 ЛЕТ. Одна теория (которая с тех пор оказалась ошибочной) была предложена в 189 г.8.
        Пусть это утонет в


          8 мая 2022

          Интересный сборник сказок, но книга заканчивается выдуманной историей Вольтера, жившего на пару тысяч лет позже. Это очень странный выбор, учитывая, что он просто использует вавилонскую обстановку, и только в начале, чтобы рассказать политическую, аллегорическую историю о временах Вольтера.

          Я оценил переплетение ассирийских контекстов мифов, а также происхождение восточной магии и астрологии. Я не знал, что это оказало такое влияние на западный мир.


            16 декабря 2021 г.

            Эта книга меня сильно разочаровала. В ней действительно содержались хорошие исторические сведения, но вся книга была пронизана необоснованными мнениями и догадками. Он даже включал художественные материалы XIX века, лишь частично основанные на вавилонских богах.

            Чего я действительно ожидал, так это книги о «Мифах Вавилона», как следует из названия.


              4 декабря 2020 г.

              В отличие от всех других книг этой серии, это не книга мифов. Это объяснение вавилонских богов и анализ мифов, но мифов в этой книге практически нет. Крайне разочаровывает.


                7 сентября 2022 г.

                Мне не понравился стиль этого автора или расположение различных тем. Сказав, что это сносное введение в общих богов и монстров Вавилона


                  2 ноября 2021 г.

                  , это очень упрощенно и временами сухо.
                  Что я ожидал: красочное повествование
                  Что я получил: неромантическое объяснение.

                  хорошо подходит для учебника, но за исключением фанфиков Вольтера.

                  3 звезды за трудности с завершением.

                    документальная литература

                  О вавилонской мифологии

                   

                  Введение

                  Большинство записей вавилонских мифов датируются 700 г. до н. э., когда они были записаны клинописью на глиняных табличках и хранились в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Однако два основных вавилонских эпоса, вероятно, возникли около 2000 г. до н.э. Эпос о сотворении мира года оправдывает правление Мардука над богами и людьми; и это отражает политическое превосходство Вавилона в Месопотамии, поскольку Мардук был главным богом этого города. Эпос о Гильгамеше показывает провал попыток человека победить смерть.

                  Вообще вавилонской мифологии не хватает трансцендентного качества мифа об Осирисе. Он более приземлен и более материалистичен. Смерть кладет конец чувственным удовольствиям жизни, и подземный мир мертвых — самое мрачное место, какое только можно себе представить. Сами вавилонские боги предаются эротизму, пирам и дракам. Но если ценности грубее и мужественнее, то вавилоняне произвели литературный триумф в 9 веке.0073 Эпос о Гильгамеше.

                  Главные вавилонские боги

                  Ану , глава богов, царствовал в самой верхней части неба и имел армию звезд для уничтожения злодеев.

                  Энлиль , бог ураганов и потопов, был также источником королевской власти и приносил людям добро и зло.

                  Ea , бог вод, был благодетелем природы и людей благодаря своей всеохватывающей мудрости.

                  Мардук был богом плодородия и главным божеством Вавилона. Он установил господство над всеми другими богами, убив злобную и хаотичную Тиамат и создав мир из тела Тиамат.

                  Грех , бог луны, был врагом нечестивых, освещая их деяния своим ночным светом. Его детьми были Шамаш, солнце, и Иштар, планета Венера.

                  Шамаш был богом солнца, распространителем света и справедливости в мире, а также богом пророчеств.

                  Иштар , одно из самых популярных вавилонских божеств, была богиней сексуальности, могущественной силой среди животных и людей. Она освятила храмовую проституцию. У самой похотливой Иштар было множество любовников, у большинства из которых была ужасная судьба.

                  Одним из любовников Иштар был бог урожая Таммуз . Когда он умер от ее любви, Иштар горько заплакала. Думая вернуть Таммуза из царства смерти, Иштар вошла в семь порталов в подземный мир. У каждого портала она оставляла одну из своих одежд или украшение, пока, наконец, не предстала обнаженной перед Эрешкигаль, королевой мертвых. Эрешкигаль заключила Иштар в тюрьму и напала на нее шестьюдесятью болезнями. Во время этого заточения земля иссохла и опустела, и оплакивали небесные боги. Наконец Эа, бог мудрости, взял дело в свои руки, и благодаря его магическому вмешательству Иштар была освобождена. Получив разрешение уйти, она собрала свою одежду и украшения в сопровождении Таммуза, которому было позволено стоять на страже у ворот рая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *