Мифы о культурных героях – Культурный герой — Википедия

Содержание

Культурный герой — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Культурный герой (англ. Culture hero, фр. Heros civilisateur, нем. Heilbringer), герой-просветитель — тип мифологического героя, великий созидатель и исследователь, часто божественного происхождения или обожествлённый впоследствии. Культурными героями являются многие персонажи мифа и эпоса.

Важнейшая миссия культурного героя в мифологии — творческое преобразование мира, его упорядочение из состояния первобытного хаоса и дальнейшее благоустройство для жизни людей. Результатом этой деятельности становятся как глобальные события (например, в карело-финском эпосе кузнец Ильмаринен куёт небесный свод и светила, в мифологии гереро первочеловек Мукуру вызывает к жизни животный мир и людей), так и частные изобретения, приписываемые разными народами своим культурным героям.

Образ культурного героя имеет весьма древнее происхождение и во многих случаях отличается определённым синкретизмом божественного и человеческого начал, являясь примером нерасчленённости искусства и религии в архаическом сознании. В ряде мифологических традиций культурный герой может совпадать с демиургом и тотемным первопредком.

О древности этой мифологемы свидетельствует также то, что культурным героем может быть не только человек, но и животное (койот, волк, ворон, змея). Образы ряда героев-людей также наделены зооморфными чертами (Кекроп) или метаморфируют в животных (Арахна). Иногда персонаж, представленный как животное, описывается и ведёт себя как человек (в ительменских сказках «хозяин неба», демиург и первопредок ворон Кутх живёт в яранге, носит кухлянку, ездит на нартах и удит рыбу).

Культурные герои в различных мифологических системах не обязательно сакрализованы. Миф может соотносить их с некоторыми категориями духов (напр., духи предков, тотемы) или выдающимися историческими личностями прошлого — мифическими (Кадм, Рама, Дзимму), реальными (Чингисхан, Цинь Шихуан) или полулегендарными (король Артур, Моисей, Залмоксис). Таким образом, культурный герой отличается от «настоящих» богов. Однако при описании его деяний подчёркивается их значительность и магическая сила героя, без которой они были бы немыслимы.

На более высокой ступени развития образ культурного героя может эволюционировать к богу-творцу или мессии (Кришна, Кецалькоатль), но может принять характер сказочного или эпического героя (

ru.wikipedia.org

Культурный герой [Герой-просветитель] — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat

Функции культурного героя

В мифах о культурном герое можно подчеркнуть один устойчивый, повторяющийся мотив: никогда сам человек не является изобретателем и создателем тех или иных матери­альных и духовных ценностей. Все культурные достижения он получает от дарителя, всегда имеющего отношение к сакраль­ному миру. По сути, миф о культурном герое является попыт­кой осмыслить креативные способности человека, объяснить происхождение цивилизации.

Появление культурного героя

С зарождением культуры в культурной антропологии связано становление че­ловека как существа, превосходящего границы биологического вида. Разумеется, жители пещер не могли внятно осознавать момент рождения культуры, как не могли, впрочем, постичь природу первых рукотворных орудий. Интуитивное (бессознательное) творчество первобытного охотника не позволяло ему ощущать себя создателем орудий труда, музыкальных инстру­ментов, автором открытий и наскальных изображений. Так в созна­нии появляется специальный персонаж, который по сюжету добывает или создает первые важные для человека предметы, охотничий ин­вентарь, домашнюю утварь, обучает земледелию, ремеслам, строи­тельству, искусству врачевания, правилам ритуального поведения, предоставляет в распоряжение человека огонь.

Вероятно, представления о культурном герое оформились уже в охотничьих сообществах, о чем свидетельствует частый зооморфизм этого персонажа, его совпадение с тотемным прародителем (медведь у народов Сибири, подаривший человеку лук и стрелы, обучивший искусству врачевания и гадания; койот и ворон у народов Северной Америки — изобретатели ремесел, победители чудовищ).

Все самое ценное для жизни человек получал от своего тотемного предка: мясо для пищи, шкуры для изготовления одежды. Сухожилия могли быть применены для сшивания кожи. Но те же самые материалы использо­вались при создании первых предметов неутилитарного назначения: обработанные определенным способом кости служили кастаньетами; кожа, натянутая на деревянную основу, издавала звук, напоминаю­щий удары бубна; натянутые сухожилия звенели подобно струнам. В такой ситуации архаическое сознание могло связать появление му­зыкальных инструментов с тем же тотемным предком: от него люди получили в дар и сами инструменты, и умение играть на них.

Эволюция культурного героя

Предметы и знания в мифах всегда доставлены из другого мира. Пона­чалу представляется, что они поступают из мира животных, позд­нее рассказывается, что культурные блага похищены у богов или духов.

Сверхъестественные силы

Все предметы внеприродного происхождения, то есть, созданные человеком, объяснялись посредством сверхъестественно­го вмешательства. Мотив добывания благ культуры из иного мира К. Г. Юнг объясняет иррациональной природой творчества. С одной стороны, оно обусловлено сознанием, с другой стороны, подчинено влиянию бессознательного, которое «автор» воспринимает как нечто чуждое, находящееся за пределами Я-личности. Поэтому человек не в состоянии осмыслить себя создателем, творцом предметов, но приписывает данную способность посторонним, сверхъестественным силам. Соответственно, культурный герой в мифе либо принадлежит миру сакрального, либо вынужден совершать туда путешествие с це­лью добыть полезные для людей магические предметы или магиче­ское знание.

Тотем-даритель

В традици­онных охотничьих культурах мысль о слиянии тотема с дарителем благ артикулирована довольно ясно. В иных случаях родственная связь со зверем оказывается кос­венной, но предметы культуры получены именно от него. Очень медленно образ тотема-дарителя вытесняется в сознании представлениями о других способах добывания благ.

Идеи о двойственной сущности культурного героя (получеловека-полузверя) надолго закрепились в человеческом сознании. Сюжеты о животном-дарителе, учителе и сегодня бытуют во многих тра­диционных культурах. Психологическое значение подобного об­раза заключается в осознании человеком своей инаковости по отношению к миру природы, в осмыслении специфически чело­веческого в себе. Но на данной ступени развития мысли не мани­фестируется разрыв с природой. Напротив, в идее превращения в тотем утверждается единство и гармония всего живого, осу­ществляется возвращение к первоистокам, к природному осно­ванию человеческого бытия.

Превращение в животное

В развитых мифологиях еще нет полного осознания человеческой природы творчества и наблюдаются отголоски слияния тотема-предка и культурного героя. Добытчик имеет уже антропо­морфные черты, но часто культурный герой превращается в животное или птицу.

Похищение у богов или духов

В более позд­них мифах рассказывается, что культурные блага похищены у богов или духов. Показательным примером является Прометей, выкравший огонь у богов и передавший людям искусство Гефеста (кузнечное ремесло). Соответственно, меняется сущность героя, он утрачива­ет свою зооморфную ипостась. Антропоморфный облик культурного героя характерен для мифологий земледельческих и ремесленных общин.

Антропоморфизация персонажа связана с перемещени­ем основных ценностей из мира природы (для охотника самым значимым объектом должен быть промысловый зверь) в мир культуры (возделывание растений, обработка материалов и изготовление утвари). Человек-ремесленник начинает осозна­вать собственные творческие возможности, что находит отра­жение в мифе: он больше не получает от культурного героя готовые предметы, но учится у него определенным навыкам, приобретает знание технологий. Человек сам становится мастером-изготовителем, хотя изобретателем и автором всех вещей, правил и законов остается культурный герой, выходец из мира сверхъестественного.

Трикстер

см. Трикстер

В мифе о трикстере словно нашел отражение долгий и трудный процесс эволюции на пути преображения существа природного, биологического в существо окультуренное, человеческое. Взамен зооморфных черт герой получает плутовские свойства и качества.

Примеры культурных героев

Ягуар (бразильские индейцы)

У бразильских индейцев существует множество версий мифа, повествующего о появлении у людей лука со стрелами, огня, учения готовить пищу. Все эти вещи, как и знание, похищены у ягуара. В лучшем случае, до­бровольно переданы людям, в худшем — украдены.

В мифе бразильских индейцев каяпо ягуар, встретивший голодного, не­счастного юношу, привел его в свой дом. «Теперь это мой сын», — сказал ягуар, отвечая на упреки жены. Молодой индеец первый раз в жизни увидел огонь, попробовал жареное мясо и научился у зверя обращаться с луком и стрелами. Впоследствии юноша убил жену ягуара и сбежал, завладев огнем, новым оружием и знанием. С тех пор ягуар ненавидит людей. От огня, которым он владел раньше, у него остался только отблеск, полыхающий в зрачках. На охоте он может рассчитывать только на свои клыки и когти, а мясо жертвы поедает сырым.

Так миф рассказывает о появлении полезных вещей (предметов культуры) в человеческом обществе, а заодно объясняет, почему животное ягуар обладает теми или иными отличительными особенностями поведения.

В другом мифе о ягуаре община полу­чает предметы культуры, если женой зверя стала женщина племени. Всякий раз, когда братьям необходимо получить что-нибудь новое, они отправлялись к сестре, состоящей в браке с животным. Та брала необходимое у мужа-зверя и передавала людям. Так продолжалось до тех пор, пока не произошла ссора, и братья решили сами, без содействия родственника-животного предпринять какое-нибудь изо­бретение. Они отыскали в воде камень, который стал орудием труда для изготовления украшений. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Миф достаточно прозрачен: в рас­сказанном сюжете человек вплотную подходит к осознанию собственных способностей что-либо создавать и производить. Причем осознание происходит путем открещивания от даров зверя-тотема. Однако с самой женой ягуара, имеющей человеческое про­исхождение, случается странная метаморфоза. Женщина, вышедшая замуж за ягуара, постепенно сама превращается в зверя. У нее от­растают когти и клыки, на коже появляются пятна. Она приобретает повадки, свойственные животному, ее супругу. То есть, герой, осу­ществляющий посредничество, имеет химерический облик.

Эква-Пырищ (обские угры)

Роль культурного героя в мифологии обских угров выполняет персонаж по имени Эква-Пырищ называемый «Сынок женщины» (то есть, имеющий человеческий облик). Но он легко пре­вращается в гуся, в этой ипостаси он вздымается в небо, в Верхнее Царство, или ныряет в Нижний мир. Эква-Пырищ выдалбливает первую лодку и дарит ее людям, учит правильно совершать жерт­воприношение, в некоторых вариантах сказания обучает искусству врачевания. Для людей он сделал зверей из древесных палочек, то есть, как природные, так и культурные объекты сотворены этим ге­роем (человеко-птицей).

Кецалькоатль (ацтеки)

Подобной двойственностью обладает пер­сонаж Кецалькоатль в мифологии индейцев Центральной Америки. Он спустился в жерло вулкана, похитил у бога подземного огня Шиутекутли трубку с курительной смолой, искры которой раздал людям. Кецалькоатль хотя и представляется в облике человека, не­обходимые для жизни вещи добывает в мире животных: получает от муравьев чудесные зерна маиса, чтобы научить людей печь из них хлеб, варить кашу, делать вино. Имя героя «Покрытый изумрудными перьями», или перьями птицы кецаль, также напоминает о зооморф­ном прошлом персонажа.

На этой странице материал по темам:
  • Мифы о культурных героях определение

  • Легенда о культурном человеке

  • Герой просветитель

  • Миф о культурном герое примеры

  • Назовите культурных героев мифов

Вопросы к этой статье:
  • Какие существуют мифологические сюжеты о появлении культуры?

  • Почему в мифах распространен мотив о добывании культурных ценностей из мира сверхъестественного?

  • Как проходила эволюция об­лика культурного героя?

  • Опишите функции и свойства мифологических персонажей, из­вестных как культурный герой, трикстер.

  • Какие ипостаси культурного героя акцентируются в мифах?

  • Что означает антропоморфизм культурного героя?

wikiwhat.ru

6 Билет - Понятие о «культурном герое» в олимпийской и римской мифологии

Культурный герой, герой-просветитель — тип мифологического героя, часто божественного происхождения или обожествлённый впоследствии. Его цель – творческое преобразование мира, его упорядочение. Культурными героями являются многие персонажи мифаиэпоса.Это герой, принесший культуру(зачатки цивилизации) своему народу. Это герой, который опирается на свой собственный разум и на свои собственные руки, то есть это человек нового времени, который хочет овладеть силами природы, вместо рабского служения им.

В олимпийской мифологии таким героем является Прометей. Прометей-титан, восставший против богов, давший людям огонь, и за это наказанный Зевсом. Прометей олицетворение человеческого прорыва к прогрессу, к истине и борьбе за нее. Прометей дал людям теоретические науки(арифметику, грамматику),технику и практику(строительное искусство, кораблестроение, медицину),мантику(гадание по птицам, толкование сновидений). Прометей символ бунта, протеста. Мифы о культурном герое расцвели на заре классового общества, формирования греческой демократической полисной системы.

Героев, в греческом смысле, у римлян не было, потому что не было эпоса; только некоторые отдельные боги природы, в разных местностях, почитались как основатели древнейших учреждений, союзов и городов. Сюда относятся древнейшие цари (Фавн, Пик, Латин, Эней, Иул, Ромул, Нума и др.), изображаемые не столько как герои войн и битв, сколько как устроители государств и законодатели. И в этом отношении латинские сказания сложились не без влияния греческой эпической формы, в которую облекалась вообще значительная часть римского религиозного материала. Особой характеристичной чертой этих героев было то, что, хотя они и представлялись доисторическими деятелями, но оканчивали свою жизнь не смертью, а исчезновением неизвестно куда. Такова была, по преданию, судьба Энея, Латина, Ромула, Сатурна и др. Герои Италии не оставляют после себя потомства, как мы видим это в греческих сказаниях; хотя некоторые римские фамилии и вели свое происхождение от героев, но из этих преданий не создалось генеалогических сказаний; с их отголоском сохранилось лишь несколько литургических гимнов и застольных песен.

7 Вопрос - Историческая Троя и Троя Гомера (историческая и мифологическая основа поэм «Илиада» и «Одиссея», значение минойской [крито-микенской] цивилизации). Гомер и «Гомеровский вопрос»

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА:

В середине XIX века в науке господствовало мнение, что «Илиада» и «Одиссея» неисторичны. Однако раскопки Генриха Шлимана на холме Гиссарлык и в Микенах показали, что это неверно. Позднее были открыты хеттские и египетские документы, в которых обнаруживаются определенные параллели с событиями легендарной Троянской войны. Дешифровка (Дешифровка — анализ документа, написанного на неизвестном языке и/или неизвестной системой письма. Чаще всего термин используется по отношению к прочтению древних документов.) микенской письменности (Линейное письмо Б) дало много информации о жизни в эпоху, когда происходило действие «Илиады» и «Одиссеи»

Гомеровский эпос содержит явные указания на общинно-родовую организацию общества. Однако тот период, который изображен в гомеровских поэмах, далек от наивного и примитивного общинно-родового коллективизма, он отличается всеми признаками весьма развитой частной собственности и частной инициативы в рамках родовых организаций.

В эпосе есть сведения о существовании умелых мастеров, о гадалках, врачах, плотниках и певцах (Од., XVII, 382-385). По этим текстам уже можно судить о значительном разделении труда.

а) Сословия.

Гомеровское общество разделено на сословия, поскольку сословие есть не что иное, как общность людей, объединенных по тому или иному общественному, профессиональному признаку на основе либо юридических узаконений, либо обычного права.

У Гомера мы находим постоянно генеалогию героев, происходящих от Зевса, и взывание к родовой чести (например, обращение Одиссея к Телемаху в Од., XXIV, 504-526). Вождь окружается у Гомера обычно своей дружиной, которая относится к нему с благоговением. Власть вождя связана с крупным землевладением (например, рассказ Одиссея под видом странника о его богатствах на Крите, Од., XIV, 208 и след.). Частые войны и всякого рода предпринимательства тоже вели к обогащению наиболее имущей части родовой общины. У Гомера мы находим описание великолепных вещей и дворцов. Его герои умеют прекрасно говорить. Они похваляются богатством, железом и медью, золотом и серебром, любят обильные пиршества.

б) Торговля, ремесло и земельная собственность.

Старинная родовая община, основанная на натуральном хозяйстве, конечно, не торговала, а обмен был настолько примитивен, что не играл ведущей экономической роли. В поэмах Гомера же намечается совершенно другая ситуация.

Здесь весьма часто делают взаимные богатые дары, которые иной раз приближаются к тому, что в экономике носит название обмена. Настоящая торговля упоминается в эпосе крайне редко. Однако она уже существует. С торговлей развиваются и ремесла. Ремесленников в поэмах Гомера очень много: кузнецы, плотники, кожевники, горшечники, ткачи, золотых и серебряных дел мастера, а также прорицатели, певцы, лекари и глашатаи. Уровень ремесла здесь чрезвычайно высок. Как мы увидим ниже, поэтическое изложение буквально пересыпано упоминаниями разного рода добротных изделий, художественно сработанного оружия, одежды, украшений и домашней утвари.

В эпосе Гомера мы встречаем прослойку нищих, которая уже совсем немыслима в родовой общине, где все являются своими и родными.

studfiles.net

Культурный герой . Неопубликованная статья 2004 года

- персонаж мифов, создающий или приносящий людям культурные дары (огонь, культурные растения, орудия труда), обучающий людей навыкам целесообразной деятельности (науке, искусству, охоте, ремеслам), нормам социального бытия и сакральным ритуалам и совершающий различные подвиги мироустроения (космизация бытия – разделение земли и воды, дня и ночи, времен года и пр.), прометеистическая личность, демиург, первопредок.
Понятие о культурном герое сложилось еще в ХIХ веке в науке о мифах, где посредством него функционально определялась творческая личность, заявляющая о себе во многих мифологических системах.
В науке мифологии было немало споров о происхождении этого образа мифа, высказывались разные мысли в зависимости от того, как определялись происхождение и сущность мифа. Культурный герой мог мыслиться и как реальная историческая фигура, и как аккумуляция человеческих достижений, и как метаморфоза предка. Однако принципиальный смысл деятельности и функции культурного героя зафиксированы очень четко и пересмотру не подвергались. Культурный герой личностно представляет идеи гармонии, порядка, причем реализует эти идеи в своей деятельности, в развитии от хаоса к космосу, и связан с первоначалами, с правременем (Urzeit), является основоположником, зачинателем. Это личностно воплощенный символ великой мифической и религиозной, социальной и культурной, эротической и интеллектуальной темы созидания, космизации бытия.
По характеристике Е.М.Мелетинского, пытающегося эволюционистски обозначить развитие мифообраза к.г., «в версиях мифов, отражающих специфику присваивающего хозяйства, культурный герой добывает готовые блага культуры, иногда - элементы природы путем простой находки или похищения у первоначального хранителя (у старухи-прародительницы, у хозяйки царства мертвых, у небесных богов, у духов-хозяев). Параллельно или стадиально позднее возникают мифы об изготовлении природных и культурных объектов культурным героем-демиургом с помощью гончарных, кузнечных и других орудий. В архаических мифологиях представления о первопредках - демиургах - культурных героях синкретически не расчленимы. Связь с тотемными предками объясняет звериные имена и атрибуты, частичную зооморфность многих культурных героев. Культурный герой иногда выступает борцом со стихийными природными силами (чудовищами, хтоническими демонами и др.), которые пытаются смести установленный порядок. Культурные герои не обязательно сакрализованы и соотносятся с некоторыми категориями духов и выдающимися историческими личностями прошлого (Чингисхан, Александр Македонский и т. п.). Таким образом, они отличаются от настоящих богов, но при этом подчеркивается их магическая сила. На более высокой ступени развития культурный герой может эволюционировать к богу-творцу, но может развиваться в сторону сказочного или эпического героя. Архаические черты культурного героя обнаруживаются у различных богов (Один и др.). С выделением пантеона высших небесных богов культурный герой иногда превращается в помощника, посланца верховного творца, исполнителя воли последнего, но возможен конфликт культурного героя с богами».
Наиболее известными мифическими персонажами этого плана являются Прометей (по определению А.Ф.Лосева, «всемирно-исторический символ цивилизации»), Тесей, Геракл, Персей, Осирис, Ромул и Рем, Гильгамеш и др. Но понятие о культурном герое далеко вышло за пределы собственно мифа, оно оказывается применимым и к героям эпоса, и к персонажам истории и искусства. В этом случае культурным героем называют выдающуюся личность, деятельность которой имеет безусловно позитивный смысл с точки зрения господствующих нравов, общественных критериев морали, эстетики и вкуса. Представление о культурных героях корреспондирует и с романтическими мифологемами героической личности, вершащей историю (Т.Карлейль), сверхчеловека (Ф.Ницше), великого религиозного реформатора (у последователей Л.Толстого, Н.Рериха, Е.Блаватской и др.), харизматического вождя масс, мудрого диктатора, универсального гения, художника-пророка и творца новой реальности, новых ценностей и мировых основ.
Выйдя за рамки сугубо научного словоупотребления, понятие «культурный герой», в последнее время становится употребительным и в общественной практике, в лексике масс-медиа. Исторически непостоянное представление о культурном герое есть выражение актуальной общественной потребности в ярком личностном ориентире, в харизматическом вожде, в «живом примере» служения долгу, самоотречения, борьбы и победы, в образце для подражания.
В словаре А.И.Кравченко дается, в частности, такое определение культурного героя: «реальный человек, который благодаря своим моральным или профессиональным качествам превращен в культ, почитаемого человека, культурного лидера (…) Культурная роль реальных героев - вдохновлять простых людей на свершение нравственных поступков, заражать их творческой энергией и созиданием. Они показывают, что идеальное совершенство не есть некая недосягаемая цель, но представляет собой нечто такое, чего может достичь обычный человек, затративший на достижение цели огромные усилия».
Деятельность к.г. имеет различную направленность, разное профессиональное выражение. Часто она связана непосредственно с культуртрегерством, с художественным творчеством, требующими больших энергетических вложений и не всегда окупаемых материальных затрат. Характерное выражение этой связи – состоявшиеся недавно, в начале нового века, в России и Украине фестивали культурных героев. Их статус при этом определялся следующим образом: «Культурные герои - это люди, которые, несмотря на отсутствие регулярной финансовой поддержки культуры со стороны государства, ежедневно продолжают свои творческие поиски - пишут новую музыку и стихи, ставят театральные спектакли, рисуют картины и создают видеофильмы. В этом состоит смысл их жизни, что является в наше время истинным "культурным героизмом"» (А.Зинченко).
Формирование «пантеона» культурных героев прошлого и настоящего происходит в результате совместных усилий идеологических институтов, авангардных социокультурных групп и массового сознания, сориентированного на различные критерии. Этот «пантеон» героев, возведенных на Олимп общественного признания, становится одним из центральных элементов национального, субкультурного или общечеловеческого мифа. Культурные герои личностно представляют предельные величины возможного и реального совершенства, наивысшие выражения того или иного типа человеческой самореализации, общественного служения.
Представление о культурном герое легко поддается нормативизации и может становиться основой воспитания и самовоспитания. Характерны признаки культурного героя, которыми наделяет его современное студенчество: «Мы предлагаем список необходимых знаний для идеального культурного героя нашего времени. Читать классическую русскую и зарубежную литературу. Быть в курсе современной литературы. Знать два иностранных языка. Обладать грамотностью письменной и культурой устной речи. Знать мировую и отечественную историю. Свободно читать философские тексты. Ходить в театр и на концерты, знать известных актёров, режиссёров, певцов и музыкантов. Слушать музыку и разбираться в классике, джазе, роке и т.д. Выписывать и читать газеты и толстые серьёзные журналы. Знание гуманитарных наук: психология, социология, культурология и т. д. Уметь пользоваться двумя-тремя компьютерными программами, Интернетом. Естественные науки: физика, химия, биология, анатомия. Уметь применять на практике формулы геометрии и алгебры, быстро вычислять в уме. Знать географию и этнографию мира. Этикет в общении и взаимоотношениях (особенно со слабым полом). Заниматься каким-нибудь видом спорта. Разбираться в политике, законах и экономике. Смотреть хорошие фильмы и телевизионные программы. Иметь духовное развитие, знание религиозных текстов, учений. Владеть одним из искусств (музыка, живопись, танец, письмо и т.д.). Разбираться в течениях искусства, ходить на выставки» (сводка студента из Владивостока Кирилла Чичаева).
Культурные герои обладают разным масштабом известности, признания. Они могут иметь общечеловеческое значение или располагать лишь местным признанием, пользоваться симпатиями локальной группы. Дифференцированность современного общества предполагает дифференциацию и культурных героев. Показательны в данном аспекте суждения А.И.Кравченко: «…феномен К.Г. имеет негативные аспекты. Фанатичные поклонники и рок-группы превращают в кумира или К.Г. талантливого музыканта или экстравагантную личность, часто не выделяющуюся нравственными достоинствами. Шоу-бизнес намеренно создает К.Г. невысокого качества для массовой культуры». Проблематичная оценка некоторых современных культурных героев может быть соотнесена с древней мифической традицией, в соответствии с которой культурный герой мог иметь брата-близнеца, неудачного подражателя, пародиста, насмешника (трикстера) или сам обладал амбивалентными чертами.

Лит.: Вронская Д., Чугуев В. Кто есть кто в России и бывшем СССР. М., 1994; Грушко Е.А. Энциклопедия знаменитых россиян. М., 2000; Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия знаменитых россиян до 1917 года. М., 2001; Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. М., 2000; Золотько А.К., Кондратюк С.А. 2000 великих людей. Малая энциклопедия персоналий: Великие люди. Династии. Лауреаты Нобелевской премии и премии «Оскар». Харьков, 2001; Калугин В.И. Герои русского эпоса: Очерки о русском фольклоре. М., 1983; Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М., 2000; Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976; Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995; Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. М., 1992. С.25-28, библ.; Топоров В.Н. Эней – человек судьбы. К средиземноморской персонологии. Ч.1. М., 1993.

https://www.academia.edu/31229887/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B9

erm-kontinent.livejournal.com

Культурный герой - это... Что такое Культурный герой?

Культурный герой (англ. Culture hero, фр. Heros civilisateur, нем. Heilbringer), герой-просветитель — тип мифологического героя, великий созидатель и исследователь, часто божественного происхождения или обожествлённый впоследствии. Культурными героями являются многие персонажи мифа и эпоса.

Важнейшая миссия культурного героя в мифологии — творческое преобразование мира, его упорядочение из состояния первобытного хаоса и дальнейшее благоустройство для жизни людей. Результатом этой деятельности становятся как глобальные события (например, в карело-финском эпосе кузнец Ильмаринен куёт небесный свод и светила, в мифологии гереро первочеловек Мукуру вызывает к жизни животный мир и людей), так и частные изобретения, приписываемые разными народами своим культурным героям.

Культурный герой в мифах

Образ культурного героя имеет весьма древнее происхождение и во многих случаях отличается определённым синкретизмом божественного и человеческого начал, являясь примером нерасчленённости искусства и религии в архаическом сознании. В ряде мифологических традиций культурный герой может совпадать с демиургом и тотемным первопредком.

О древности этой мифологемы свидетельствует также то, что культурным героем может быть не только человек, но и животное (койот, волк, ворон, змея). Образы ряда героев-людей также наделены зооморфными чертами (Кекроп) или метаморфируют в животных (Арахна). Иногда персонаж, представленный как животное, описывается и ведёт себя как человек (в ительменских сказках «хозяин неба», демиург и первопредок ворон Кутх живёт в яранге, носит кухлянку, ездит на нартах и удит рыбу).

Культурные герои в различных мифологических системах не обязательно сакрализованы. Миф может соотносить их с некоторыми категориями духов (напр., духи предков, тотемы) или выдающимися историческими личностями прошлого — мифическими (Кадм, Рама, Дзимму), реальными (Чингисхан, Цинь Шихуан) или полулегендарными (король Артур, Моисей, Залмоксис). Таким образом, культурный герой отличается от «настоящих» богов. Однако при описании его деяний подчёркивается их значительность и магическая сила героя, без которой они были бы немыслимы.

На более высокой ступени развития образ культурного героя может эволюционировать к богу-творцу или мессии (Кришна, Кецалькоатль), но может принять характер сказочного или эпического героя (Гильгамеш, Орфей, Ильмаринен, Василиса Премудрая, Кухулин).

Рудиментарные черты культурного героя заметны у некоторых богов (Энки и Энлиль у шумеров, Один у древних скандинавов, Гермес у греков, Осирис у египтян и т. п.). Такие боги не только участвуют в процессе сотворения мира, но прежде всего совершают культурные подвиги.

Мифологическая роль культурных героев

Список дел, приписываемых культурным героям, весьма обширен. Герой может выступать в качестве демиурга, участвуя в божественных деяниях и даже лично созидая природные объекты или людей.

В «земной» ипостаси цивилизатора герой часто является первым законодателем. Он добывает или изобретает для людей различные предметы культуры (огонь, культурные растения, орудия труда), учит их охотничьим приёмам, ремёслам, искусствам, вводит социальную организацию, брачные правила, магические предписания, ритуалы и праздники.

Наряду с добыванием культурных благ и участием в мироустройстве в качестве демиурга и первопредка, культурный герой выступает также борцом с хаотическими природными силами, которые в мифе принимают образ чудовищ, хтонических демонов и др.

Деятельность культурного героя не обязательно направлена во благо, но она всегда сопровождается историческими переменами. Например, в Библии Каин, убивший своего брата и изгнанный Богом, считается основателем первого на земле города. От него берут начало техническая цивилизация и некоторые искусства. Часто отрицательный культурный герой соперничает с братом-близнецом — положительным культурным героем (напр., Эпиметей и Прометей у эллинов, Иоскеха и Тавискарон у ирокезов). Отрицательный персонаж при этом может наделяться демоническими и комическими чертами, выполняя роль трикстера.

Культурный герой в современной массовой культуре

В массовом сознании нашего времени мифологема часто замещается реальными представителями масскультуры (напр., талантливый музыкант или просто экстравагантная личность). Вокруг такой фигуры возникает субкультура поклонников, для которых объект поклонения служит культурным героем[1].

Вымышленные персонажи произведений массовой культуры также могут становиться своего рода культурными героями, обрастая в среде фанатов собственной мифологией и атрибутами (ср.: Йода, Гэндальф, Император человечества).

Ссылки

См. также

Примечания

  1. Кравченко А. И. Культурология: Словарь. — М.: Академический проект, 2000. — с.301

dic.academic.ru

Культурный герой

План
Введение
1 Культурный герой в мифах
2 Мифологическая роль культурных героев
3 Культурный герой в современной массовой культуре

Список литературы

Введение

Культурный герой (англ. Culture hero , фр. Heros civilisateur , нем. Heilbringer ), герой-просветитель — тип мифологического героя, великий созидатель и исследователь, часто божественного происхождения или обожествлённый впоследствии. Культурными героями являются многие персонажи мифа и эпоса.

Важнейшая миссия культурного героя в мифологии — творческое преобразование мира, его упорядочение из состояния первобытного хаоса и дальнейшее благоустройство для жизни людей. Результатом этой деятельности становятся как глобальные события (например, в карело-финском эпосе кузнец Ильмаринен куёт небесный свод и светила, в мифологии гереро первочеловек Мукуру вызывает к жизни животный мир и людей), так и частные изобретения, приписываемые разными народами своим культурным героям.

1. Культурный герой в мифах

Образ культурного героя имеет весьма древнее происхождение и во многих случаях отличается определённым синкретизмом божественного и человеческого начал, являясь примером нерасчленённости искусства и религии в архаическом сознании. В ряде мифологических традиций культурный герой может совпадать с демиургом и тотемным первопредком.

О древности этой мифологемы свидетельствует также то, что культурным героем может быть не только человек, но и животное (койот, волк, ворон, змея). Образы ряда героев-людей также наделены зооморфными чертами (Кекроп) или метаморфируют в животных (Арахна). Иногда персонаж, представленный как животное, описывается и ведёт себя как человек (в ительменских сказках «хозяин неба», демиург и первопредок ворон Кутх живёт в яранге, носит кухлянку, ездит на нартах и удит рыбу).

Культурные герои в различных мифологических системах не обязательно сакрализованы. Миф может соотносить их с некоторыми категориями духов (напр., духи предков, тотемы) или выдающимися историческими личностями прошлого — мифическими (Кадм, Рама, Дзимму), реальными (Чингисхан, Цинь Шихуан) или полулегендарными (король Артур, Моисей, Залмоксис). Таким образом, культурный герой отличается от «настоящих» богов. Однако при описании его деяний подчёркивается их значительность и магическая сила героя, без которой они были бы немыслимы.

На более высокой ступени развития образ культурного героя может эволюционировать к богу-творцу или мессии (Кришна, Кецалькоатль), но может принять характер сказочного или эпического героя (Гильгамеш, Орфей, Ильмаринен, Василиса Премудрая, Кухулин).

Рудиментарные черты культурного героя заметны у некоторых богов (Энки и Энлиль у шумеров, Один у древних скандинавов, Гермес у греков, Осирис у египтян и т. п.). Такие боги не только участвуют в процессе сотворения мира, но прежде всего совершают культурные подвиги.

2. Мифологическая роль культурных героев

Список дел, приписываемых культурным героям, весьма обширен. Герой может выступать в качестве демиурга, участвуя в божественных деяниях и даже лично созидая природные объекты или людей.

В «земной» ипостаси цивилизатора герой часто является первым законодателем. Он добывает или изобретает для людей различные предметы культуры (огонь, культурные растения, орудия труда), учит их охотничьим приёмам, ремёслам, искусствам, вводит социальную организацию, брачные правила, магические предписания, ритуалы и праздники.

Наряду с добыванием культурных благ и участием в мироустройстве в качестве демиурга и первопредка, культурный герой выступает также борцом с хаотическими природными силами, которые в мифе принимают образ чудовищ, хтонических демонов и др.

Деятельность культурного героя не обязательно направлена во благо, но она всегда сопровождается историческими переменами. Например, в Библии Каин, убивший своего брата и изгнанный Богом, считается основателем первого на земле города. От него берут начало техническая цивилизация и некоторые искусства. Часто отрицательный культурный герой соперничает с братом-близнецом — положительным культурным героем (напр., Эпиметей и Прометей у эллинов, Иоскеха и Тавискарон у ирокезов). Отрицательный персонаж при этом может наделяться демоническими и комическими чертами, выполняя роль трикстера.

3. Культурный герой в современной массовой культуре

В массовом сознании нашего времени мифологема часто замещается реальными представителями масскультуры (напр., талантливый музыкант или просто экстравагантная личность). Вокруг такой фигуры возникает субкультура поклонников, для которых объект поклонения служит культурным героем[1].

Вымышленные персонажи произведений массовой культуры также могут становиться своего рода культурными героями, обрастая в среде фанатов собственной мифологией и атрибутами (ср.: Йода, Гэндальф, Император человечества).

Список литературы:

1. Кравченко А. И. Культурология: Словарь. — М.: Академический проект, 2000. — с.301

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Культурный_герой

mirznanii.com

1.Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения мифа.

План:

1.Миф как явление культуры. Культурологические

концепции изучения мифа.

2.Функции мифа.

3.Современные мифы и их роль в культуре.

4.Список используемой литературы.

Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Воображение – великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало «Илиаду» и «Рамаяну», «Эпос о Гильгамеше» и «Энеиду». Оно создало Парфенон и величественные египетские пирамиды, ибо, до того как строители своими руками возвели их и сделали фактом реальности, они уже жили в мечте, в воображении архитектора.

Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

Миф – не сказка. Сказка – вымысел и осознается как вымысел, увлекая человека мечтой об иной действительности. Миф отождествляет мечту с реальностью. Сказка – дитя уже более поздней эпохи. Миф – древнее. Он не мирится с сомнением. Человек, создавая его, как бы осуществлял свое абсолютное знание истины. Кто из современников Гомера мог сомневаться в реальности Зевса? Кто из древних индийцев осмелился бы оспаривать существование грозного Шивы? Мир мифа был вне сомнений.

Мифсоединяет в себе рациональное и иррациональное. Рациональное — поскольку современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение. Иррациональность проявляется в том, что мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности. Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.

В современной культуре и в современной культурологии слово «миф» является одним из наиболее популярных и общеупотребительных. Им пользуются философы, политики, литературоведы, психологи; и, тем не менее, это слово, которое до сих пор является неразгаданным глубоко таинственным. Для историка культуры миф — это, прежде всего совокупность странных, фантастических повествований, на которых построена вся духовная жизнь древнейших цивилизаций и так называемых «примитивных» народов.

Миф — это яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.

Миф — собственно повествование, сказка, особенно история богов. Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и миро, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания наподобие человеческих. Мифы разделяются на теогонические, изображающие рождение и возникновение богов, космогонические, где описывается возникновение мира благодаря действиям богов, космологические, описывающие построение и развитие мира, антропологические, повествующие о сотворении человека, ею сущности и предназначенной им богами судьбе, сатериологические, имеющие своей темой спасение человека, и эсхатологические, где говорится о конце света, человека и богов. В более широком смысле под мифом понимается изображение метафизических связей природной и человеческой жизни, собранное из элементов реальности и использующее эти элементы кок символы божественных и метафизических сил и субстанций, причем сущность явлений изображается в образах, о не в понятиях; таковы созданные Платоном мифы, при помощи которых он мог легче, ярче и в более доступной форме выразить свои метафизические идеи. Кроме того миф — это своеобразный способ духовного освоения действительности, взгляда на мир характеризуется тем, что все вещи и явления воспринимаются в нем как сопричастные друг другу.

Миф — явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта - взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект) .

В изучении мифологического материала можно выделить несколько подходов . Во времена античности преобладало аллегорическое толкование мифов, позже развитое в трактатах Боккаччо и сочинениях Ф. Бекона. Романтическую концепцию развивали немецкие ученые филологи Ф. Шеллинг, Я. и В.Гримм, трактовавшие миф как эстетический феномен. В XIX веке друг другу противостояли две основные концепции — лингвистическая (М. Мюллер) и антропологическая (Э. Тейлор, Г. Спенсер). В XX веке возникли функциональная (Б. Малиновский), социологическая (Л. Леви-Брюль), архетипическая (К.Г. Юнг), структуралистская (К. Леви-Стросс).

Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует. Генетический принцип - сводится к выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.

Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:

- космогонические мифы- мифы о происхождении мира и вселенной,

- антропогонические мифы- мифы о происхождении человека и человеческого общества,

- мифы о культурных героях- мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,

- эсхатологические мифы- мифы о «конце света», конце времен.

Космогонические мифы, как правило делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе – «мыслящий прежде», «предвидящий») наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии «конца света» и наступлении «конца времен». Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную выше мысль: мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира.

В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое.

В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.

Миф живет в своем, особенном времени - времени «первоначало», «первотворения», к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.

Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о