Мифы древней греции яблоко раздора: Яблоко раздора (Миф): читать полностью миф Древней Греции онлайн

Миф Древней Греции «Яблоко раздора»: ссора богов

Миф Древней Греции «Яблоко раздора» повествует о неминуемости судьбы, демонстрирует алчность богов и их мстительность. Данный рассказ является началом всего Троянского цикла – описания самой большой войны древнего мира. Десятки величайших героев столкнулись под стенами укрепленного города, а началось это с одного невинного на первый взгляд предмета.

Свадьба Пелея и Фетиды

Миф Древней Греции «Яблоко раздора» начинается с того, что верховному богу Зевсу слишком понравилась океанида Фетида. Только вот он не решился вступить с ней в связь из-за предупреждения Прометея о том, что сын от этого союза превзойдет по силе самого Громовержца.

На Олимпе было решено выдать Фетиду замуж за правителя Фессалии Пелея. На свадьбу пригласили многих гостей, включая всех богов и богинь за исключением Эриды, покровительницы раздора. Богиня была вне себя от ярости, ведь она была ни чем не хуже остальных высших существ. Именно тогда она задумала совершить месть, которая дорого обойдется и богам, и людям.

Начало ссоры

О влиянии богов на судьбы людей рассказывают все мифы Древней Греции. «Яблоко раздора» (краткое содержание будет подано в статье) началось со свадьбы, но не само празднование стало предметом ссоры.

Эрида проникла на мероприятие под видом обычной женщины и подкинула туда золотое яблоко, на котором была одна надпись – «самой прекрасной женщине». После обнаружения этого предмета кандидатами на владение украшением выступили три богини. Гера желала предмет себе, ведь была женой Зевса, для Афины яблоко было наградой за мудрость, а Афродита была женщиной несравненной красоты и считала предмет по праву своим.

В то время сын троянского царя Приама Парис был обычным пастухом, ведь, как известно, младенцем его унесли из отчего дома. Древнее пророчество гласило, что именно он станет причиной разрушения великого города, поэтому правитель решил не рисковать, отрекшись от сына.

Предсказание начало сбываться именно в том момент, когда три богини явились к молодому пастуху, дабы он их рассудил. Гера предлагала могущество в обмен на яблоко, Афина соблазняла большими познаниями, а Афродита обещала любовь самой красивой женщины на земле. Парис выбрал богиню красоты и любви, что и стало началом разрушения Трои.

Спарта и Троя

Причина ссоры Афродиты, Афины, Геры — яблоко, которое перешло к богине любви. На первый взгляд конфликт был решен, но именно выбор молодого царевича запустил последовательность событий, которые и привели к осаде Трои.

Вскоре Парис вернулся в дом отца, был радостно принят родителями, а старое пророчество забылось. В те времена Спарта и Троя яростно воевали за контроль морских путей. Это обескровило два государства, поэтому Менелай с Гектором решили заключить союз.

Наследный принц Трои приехал вместе с братом Парисом к царю Спарты. Тот был женат на Елене – самой красивой женщине на земле. Именно ее любовь была обещана молодому герою. Послы мира провели некоторое время в другом государстве, где обсуждали условия союза. За этот период Парис и Елена успели искренне полюбить друг друга. Перед отплытием в Трою молодой царевич провел чужую жену на корабль, чем вызвал ярость Гектора. Но изменить что-то уже было невозможно. Уязвленная гордость заставила Менелая собрать войско и отправиться на войну.

Судьба Ахиллеса

Миф Древней Греции «Яблоко раздора» тесно связан с историей одного из величайших воинов тех времен – Ахиллеса. Как известно, у этого героя было только одно уязвимое место в пяте. Одним своим видом он вселял в войско мужество и поднимал боевой дух.

Его мать знала о пророчестве. Участие в Троянской войне принесет воину вечную славу, но там он найдет свою смерть. Чтобы как-то уберечь сына Фетида насильно спрятала его среди дочерей царя Ликомеда на острове Скирос. Туда отправились Одиссей и Диомед под видом купцов. Герои разложили перед девушками разные украшения, а рядом с ними оружие и доспехи.

В указанный час их спутники протрубили ложный сигнал о приближении врага. Девушки разбежались, но Ахиллес схватился за меч и тем самым выдал себя. Одиссей сразу понял, что перед ним величайший из воинов и пригласил его в поход. Сам молодой боец не знал о своей судьбе, потому сразу же согласился присоединится к походу на Трою.

Сбор героев

Пока Парис и Елена спокойно достигали берегов Трои, Менелай отправился к родному брату Агамемнону в Микены. Вместе они разослали гонцов во все города, сообщая о планируемом походе. Отозвались на призыв величайшие воины того времени. Среди них был Аякс равный по силе богам, отважный царь Диомед, мудрый советник Нестор и хитрый Одиссей.

Герои не останавливались ни перед чем, дабы достичь свей цели. Агамемнон чтобы примириться с Артемидой, принес богине в жертву собственную дочь Ифигению. Правда, некоторые мифы рассказывают о том, что дочь Агамемнона не умерла, а стала бессмертной богиней Гекатой. На этом миф Древней Греции «Яблоко раздора» заканчивается и начинается «Троянский цикл».

МИФ О ЯБЛОКЕ РАЗДОРА | Брак Пелея и Фетиды | Пророчество о сыне Фетиды | Оракул о сыне Приама | Миф о суде Париса


Нереида Фетида и ее брак с Пелеем. — Эрида: миф о яблоке раздора. — Пастух Парис — сын Приама, царя Трои. — Суд Париса: яблоко раздора вручается Афродите. — Смысл мифа о суде Париса.

 


Дополнения от преподавателя древнегреческого языка и сего сайта созидателя

Древнегреческий писатель поздней античности Либаний в сочинении «Прогимнасмата» вкратце изложил миф о троянском царевиче Парисе и яблоке раздора так:

О похищении Парисом Елены

Зевс был в восхищении от красоты Фетиды, однако, услыхав от Ночи, что тот, кто родится от Фетиды, будет сильнее своего отца, не стал сочетаться с нею, а отдал в жены Пелею. И праздновалась свадьба на горе Пелион, оглашаемой гимнами богам и песнею Аполлона. Но Эрида, как не участвовавшая в пире, бросила на пиршественный стол золотое яблоко. На нем было написано, что оно — дар красивейшей из богинь. Яблоко это сделалось причиной распри между супругой Зевса, Афродитой и Афиной. Зевс уклонился от судейства в споре, назначив им судьей Париса, сына Приама.

Когда богини явились к пастуху Парису, победа досталась Афродите, пообещавшей Парису брак с Еленой: сын Приама счел эту плату лучшей, а царствование над Азией, которое предлагала ему Гера, и превосходство в сражениях, обещавшееся Афиной, он отверг. Парис построил корабль, поплыл в Спарту, взял Елену и — погубил Илион-Трою. {Либаний, «Прогимнасмата», 2, 27}

 


Нереида Фетида, прекрасная статуя которой находится в Луврском музее, была самая красивая из морских богинь.

Боги Зевс (Юпитер) и Посейдон (Нептун) — оба желали иметь Фетиду супругой. Однако оракул объявил, что сын Фетиды будет могущественнее своего отца. Тогда и Зевс, и Посейдон отказались от своих притязаний на нее и решили отдать Фетиду в супруги Пелею, потомку славного Эака, одного из судей в царстве теней.

Прекрасная Фетида была очень оскорблена решением богов выдать ее за простого смертного.

Фетида и Пелей. Фетида пугает Пелея своими превращениями во льва и в трех змей.

Фетида обладала способностью превращаться в разных зверей и тем приводила в ужас Пелея, который сказал об этом кентавру Хирону. Тот посоветовал Пелею не обращать внимания на то, в кого обратится Фетида, и храбро накинуть на нее цепи. Лишь только Фетида почувствовала на себе оковы Пелея, она покорно согласилась стать его женой и утратила способность превращаться в диких зверей.

На многих античных вазах изображена борьба Пелея с Фетидой, которая превращается то в льва, то в змею.

Сохранилось также несколько античных барельефов, изображающих различные превращения Фетиды, желавшей во что бы то ни стало отделаться от многочисленных претендентов на союз с нею.

На других же барельефах представлены боги, отправляющиеся на пир в честь брака Пелея и Фетиды.

 


Эрида: миф о яблоке раздора

Все боги были приглашены на пир к Пелею; позабыли только пригласить на этот пир Эриду — богиню раздора.

Оскорбленная этим невниманием, Эрида решилась отомстить. Сорвав в Гесперидском саду золотое яблоко, Эрида сделала на нем надпись: «Самой красивой» — и бросила яблоко среди пирующих; тотчас же мир и согласие были нарушены. И золотое яблоко Гесперид превратилось в яблоко раздора.

Три богини — Гера, Афродита и Афина Паллада — заспорили, кому из них предназначалось яблоко, брошенное Эридой, и каждая доказывала свои права на него. Зевс, несмотря на всю свою власть, не мог их помирить. Тогда Зевс послал бога Гермеса (Меркурия) за пастухом Парисом, чтобы тот присудил одной из богинь спорное яблоко.

 


Пастух Парис — сын Приама, царя Трои

Парис был сыном царя Трои Приама и Гекубы, которой приснилось за несколько дней до появления Париса на свет, что у нее родился вместо сына горящий факел и от этого факела сгорела Троя.

Спрошенный оракул ответил, что сон Гекубы означает, что ребенок, который родится, будет причиной погибели его родного города.

Царь Трои Приам решил умертвить сына. Тотчас же после рождения Париса Приам призвал пастуха и приказал ему отнести сына на верхушку горы Иды и там оставить Париса на произвол судьбы. (Такой же мифологический сюжет оставления царского сына-младенца в горной местности на произвол судьбы имеется в мифе об Эдипе.)

Согласно мифу, в продолжение восьми дней медведица приходила кормить брошенного ребенка. Пастух, пораженный этим чудом, взял ребенка к себе и воспитал Париса.

Став юношей, царский сын Парис, воспитанный пастухом, отличался от своих товарищей ловкостью и необыкновенной красотой.

 


Суд Париса: яблоко раздора вручается Афродите

Когда бог Гермес привел Париса на пир богов и объяснил ему, в чем дело, Парис стал рассматривать с большим вниманием богинь.

Прежде чем Парис пришел к какому бы то ни было решению, Афина Паллада (Минерва) обратилась к нему со следующими словами: «Приблизься, сын Приама! Ни супруга Зевса, ни богиня любви не достойны привлечь твоего взора, пусть только одна богиня доблести и храбрости, одна Афина Паллада заслужит твое внимание и твои похвалы. Ты, говорят, предназначен к тому, чтобы защищать стены Трои; узнай же, что я могу способствовать освобождению твоего народа и защитить тебя от ярости Беллоны. Реши в мою пользу, и я обучу тебя военному искусству, и я сравняю тебя с самыми храбрыми воинами».

Едва Афина Паллада окончила, как заговорила богиня Гера (Юнона): «Если ты мне присудишь приз за красоту, я тебе обещаю владычество над всей Азией. На что тебе военное искусство? Что значит война для властелина? Цари повелевают одинаково и самыми храбрыми, и самыми трусливыми. И не всегда любимцы Минервы занимают первые ряды».

Вслед за ней подошла богиня Афродита (Венера) и, желая показаться Парису во всем блеске своей красоты, расстегнула пряжки своей туники и, гордясь собой, произнесла: «Смотри и любуйся всеми прелестями, которые ты видишь перед собой. Не заслуживают ли они предпочтения перед всеми военными доблестями? Обладание ими не ценнее ли всех скипетров и царств Азии? И какое мне дело до всех шлемов и щитов? Женщина должна прежде всего отличаться красотой. Я не дам тебе доблести, но дам тебе самую красивую женщину в подруги; я не дам престола, зато дам тебе Елену».

Едва богиня любви умолкла, как Парис присудил ей приз за красоту, и Афродита получила из его рук яблоко, которое стало источником раздора и жестоких битв.

 


Смысл мифа о суде Париса

Суд Париса изображался очень часто художниками, но благодаря различию трактовки античных и новейших художников смысл этого мифа совершенно изменился.

Античные мифы в русской поэзии: стихотворение Сергея Михайловича Соловьева «Парис» (1910 г.), в котором поэтически воспроизведен миф о суде Париса и похищении им Елены из Лакедемона — предыстория Троянской войны.

Сергей Соловьев

ПАРИС

Еще вчера шел дождь, и море было серо,
А нынче целый день сияет небосклон, Хранима Эросом, плывет моя триера
      В божественный Лакедемон.

Уже который день, не покидая вёсел,
Гребут товарищи, морскую зыбь деля. Для сна и отдыха ни разу я не бросил
      Из рук скрипучего руля.

Струятся с гор ручьи растаявшего снега,

Мне треплет волосы душистый ветр весны. Какая слышится ликующая нега
      В журчанье вспененной волны!

Не страшен мне ваш гнев, кичливые Атриды.
Мой жребий царственный открылся мне в тот день, Когда я пас стада в лугах родимой Иды,
      Свирелью прогоняя лень.

Напрасно Азии великую державу
Сулила Гера мне; во всех сраженьях верх Афина прочила: и почести, и славу
      Я с равнодушием отверг.

Но тут, сорвавши с плеч пурпуровую хлену:
«Ты вкусишь радости, доступной лишь богам», Киприда молвила. — «Я дам тебе Елену».
      И я упал к её ногам.

Ни слезы матери, ни отчие седины
Не задержали путь. Во прахе и крови Пусть рухнет Илион! Всё, всё за миг единый
      Её божественной любви!

Приама древнего прими благословенье.
Уже чертог — в цветах, готов венчальный хор, И нежных ног твоих зовет прикосновенье

      Фиалка ионийских гор.

Остановись, ладья. Как с птичьего полета,
Я вижу весь узор таинственной судьбы. Привет вам, тростники священные Эврота,
      Палестры мраморной столбы.

Кто эта женщина, прелестная, как нимфа,
Стоит в кругу подруг, поднявши диск златой? В кудрях её — венок из роз и гиакинфа. ..
      Погибни, Илион святой!

По примитивным источникам, идея, вложенная в миф о суде Париса, была чисто нравственная и моральная: она указывала на презрение, с которым относились древние греки к своим соседям-азиатам, считая их за изнеженных людей, неспособных даже понимать мужества и доблестей.

Фригиец Парис, присудив яблоко раздора Афине Палладе, мог бы получить взамен военную доблесть и благодаря ей упрочить независимость своей страны. Дав яблоко богине Гере, фригиец Парис мог бы получить владычество над Азией. Но Парис предпочел страсть и наслаждения, предлагавшиеся ему Афродитой, и вот почему Троя пала и почему Греция, которой покровительствовали Афина Паллада и Гера, стояла неизмеримо выше Азии.

Хотя Колуф и другие античные писатели упоминают о том, что богиня Афродита раскрыла свои одежды перед Парисом, тем не менее художники античности всегда изображали всех трех богинь на суде Париса совершенно одетыми.

В период римского владычества искусство продолжает изображать богинь одетыми. Сохранилось много произведений искусства на тему суда Париса от этого периода.

Новейшее искусство, напротив, постоянно изображало и изображает всех трех богинь на суде Париса лишенными всяких признаков одежды. У Флаксмана одна только Венера обнажена, зато Рубенс, Рафаэль и многие другие художники изображают всех трех богинь обнаженными, так что Парис как бы присуждает приз за пластическую красоту.

Рубенс в своей прекрасной картине «Суд Париса», для того чтобы еще больше подчеркнуть чувственный характер, который он желал придать своему произведению, поместил на своей картине сатиров, и они, пользуясь случаем, глядят во все глаза на обнаженных богинь. Между тем, если строго придерживаться мифологических традиций, ни один сатир не осмелился бы смотреть с такой наглостью на Афину Палладу, опасаясь навлечь на себя гнев этой строгой и целомудренной богини.

 



Дополнения от преподавателя древнегреческого языка и сего сайта созидателя

Миф о яблоке раздора и Парисовом суде на древнегреческом языке

А теперь коснёмся античности в первоисточнике — прочтём рассказ ритора Либания о свадьбе Пелея и Фетиды, яблоке раздора и Парисовом суде в древнегреческом подлиннике.

Περὶ τῆς τοῦ Πάριδος ἁρπαγῆς (Libanii Progymnasmata 2, 27)

Θέτιν ὁ Ζεὺς ἐθαύμασε τοῦ κάλλους, παρὰ δὲ τῆς Νυκτὸς ἀκούσας ὡς ὁ τικτόμενος ἐκ Θέτιδος ἀμείνων ἔσται τοῦ πατρὸς αὐτὸς μὲν οὐ μίγνυται, Πηλεῖ δὲ δίδωσι. καὶ δέχεται μὲν τοὺς γάμους τὸ Πήλιον καὶ θεῶν ὕμνον καὶ Ἀπόλλωνος ᾠδήν. ἡ δὲ Ἔρις, οὐ γὰρ μετεῖχε τῆς θοίνης, μῆλον χρυσοῦν ἀφίησιν εἰς τὴν τράπεζαν. δῶρον εἶναι τῇ καλλίστῃ θεῶν τούτῳ ἐπεγέγραπτο. γίνεται οὖν ἀμφισβήτησις τὸ μῆλον τῇ τοῦ Διὸς γυναικὶ καὶ Ἀφροδίτῃ καὶ Ἀθηνᾷ. ὁ δὲ Ζεὺς φεύγει μὲν αὐτὸς τὴν κρίσιν, ποιεῖ δὲ αὐταῖς Πάριν τὸν Πριάμου κριτήν. ὡς οὖν ἧκον παρὰ τὸν βουκόλον, νικᾷ μὲν Ἀφροδίτη τῷ τῆς Ἑλένης γάμῳ, τοῦτο γὰρ ἄμεινον ὁ Πάρις ἡγήσατο, βασιλείαν δὲ ἣν ἐδίδου τῆς Ἀσίας ἡ Ἥρα, καὶ τὸ μαχόμενον κρατεῖν, ὃ ἦν τῆς Ἀθηνᾶς ὑπόσχεσις, παρῃτήσατο. ναυπηγεῖται οὖν καὶ πλεῖ καὶ λαμβάνει τὴν Ἑλένην καὶ ἀπόλλυσι τὸ Ἴλιον.

 



 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор Поликарпов, преподаватель древнегреческого языка и учитель латыни: научная редактура, ученая корректура, исправления, дополнения. Для заказа услуг репетитора по языкам античности или переводчика просьба писать сюда: [email protected], либо сюда: vk.com/repetitor_latyni, либо сюда: facebook.com/polycarpov.

Яблоко раздора и красоты

В западном мире яблоки олицетворяют совершенный фрукт. Широко потребляемые с античности, на протяжении веков они питали многочисленные истории как амбивалентный символ, одновременно обещание бессмертия и яд, разрушающий ткань общества. Как пищевой продукт яблоки всегда ценились за их вкус и питательные свойства, а также за их лечебные и питательные свойства – и до сих пор ценятся.

Очень символичный фрукт

Яблоки были легко доступны и широко употреблялись с древних времен. Фактически, в нескольких европейских языках, включая греческий, латинский, английский и французский, слово «яблоко» использовалось для обозначения всех фруктов. На Западе яблоки считаются хорошо утоляющими жажду и питательными. Они не только олицетворяют здоровье, но и являются залогом вечной молодости и бессмертия . На протяжении веков они неоднократно питали языческие мифы, библейское повествование, сказки и народные легенды и становились частью коллективного воображения как мощный и амбивалентный символ, ассоциирующийся с обольщением и женственностью.
 

CC – Рафаэль, Три грации, 1503-1508, Музей Конде, Шантильи, Франция,

В греческой мифологии и боги, и смертные возжелали золотых яблок, которые богиня-мать Гея подарила Гере и Зевсу на свадьбу. Они содержались в саду, охраняемом Гесперидами, дочерьми богини ночи, и Ладоном, стоголовым драконом, который никогда не спал. Эти яблоки обещали бессмертие и тот, кто их съест, никогда больше не испытает голода, жажды, страданий или болезней. По одной из версий мифа, Эрида, богиня разлад, была в ярости из-за того, что ее не пригласили на свадьбу Фетиды и Пелея, поэтому она взяла одно из яблок и бросила его среди гостей. На яблоке была написана надпись «Самой прекрасной», что вызвало погром среди толпы.

Это событие привело к Суду Париса , чтобы положить конец ссоре, выбрав самую красивую богиню. Парис отдал золотое яблоко Афродите, богине любви, красоты и плодородия, которая, в свою очередь, пообещала подарить ему прекрасную Елену Троянскую, тем самым запустив Троянская война . В другом греческом мифе Эврисфей приказывает Гераклу (Геркулес в римской мифологии) выполнить двенадцать подвигов , одним из которых было украсть те самые золотые яблоки, бросив вызов Ладону (дракону). В кельтской мифологии изображения Луга, одного из выдающихся богов, обычно показывают его держащим три яблока, знаки бессмертия, силы и процветания . В Эдде Снорри, сборнике скандинавских мифов в прозаической форме 13 -го -го века, богиня Идунн — хранительница яблок бессмертия, пища богов . Великан Тьязи насильно уносит ее далеко от Асгарда, и это похищение вызывает преждевременное старение богов.

В христианской традиции из-за смещения значения Вульгаты (поздний латинский перевод Библии) яблоня представляет дерево знаний и искушения , Падение человека, когда Адам и Ева кусают в запретный плод . В популярной устной традиции западных сказок Белоснежка наивно кусает отравленное яблоко, но за ее смертью, пусть и временной, следует воскрешение.

Питательные и лечебные качества

Яблоки всегда ценились за их вкус и питательные качества. В сыром или вареном виде они занимают важное место в западной диете, в кисло-сладких блюдах, а также в тортах и ​​десертах.

Кроме того, говорят, что яблоки обладают лечебными и косметическими свойствами. Средневековая помада представляла собой мазь, сделанную из яблочного пюре, смешанного с жиром, и использовалась для лечения как кожи, так и волос. Ежедневные привычки и популярные поговорки также указывают на число 9.0009 лечебных достоинств яблок. Учитывая высокое содержание глюкозы в яблоках, идея о том, что яблоки предотвращают кариес, спорна, но откусывание яблока массирует десны. Употребление сырого яблока вызывает большее чувство сытости, чем употребление его в виде сока или пюре. Как и большинство фруктов, яблоки являются хорошим источником витаминов, клетчатки и минералов. В настоящее время на многих языках используется британская поговорка: «Яблоко в день позволяет не ходить к врачу».

Меню «Яблоко», успех международной компании

В наши дни яблоки остаются богатыми и вызывающими воспоминания. Их широко используют в рекламе, ассоциируя со здоровьем, молодостью, знаниями или искушением. Сегодня одним из самых известных логотипов в мире является логотип Apple, американской транснациональной корпорации, специализирующейся на электронных продуктах. По словам Уолтера Айзексона, биографа Стива Джобса, соучредителя и генерального директора Apple, это было чистое совпадение, что компания была названа в честь фрукта: диета. Первый логотип в 1976 изображал Исаака Ньютона, сидящего под яблоней. Вскоре его модернизировали и превратили в яблоко с откушенным от него кусочком, что чем-то напоминает первородный грех. Городская легенда утверждает, что нынешний логотип на самом деле был данью уважения Алану Тьюрингу, одному из основателей современных информационных технологий. Тьюринг расшифровал закодированные сообщения немцев во время Второй мировой войны и покончил жизнь самоубийством, откусив яблоко с добавлением цианида. Однако, согласно другим источникам, укус яблока был просто графическим выбором, чтобы гарантировать, что яблоко не будет ошибочно принято за вишню. Любое символическое значение было бы чистой случайностью.

 

 


Источники:

  • Брюнель, Сильви. 2016. Croquer la pomme : l’histoire du fruit qui a perdu le monde et qui le sauvera . Париж: латте
  • Жиньу, Эммануэль. 1997. L’ABCdaire des Fruits . Париж: Фламмарион.
  • Мейлер, Даниэль, Ваннье, Поль. 1991. Большая книга фруктов и бобовых . Безансон : La Manufacture.
  • Туссен-Самат, Магелон. 1997. История природы и морали питания . Франция : Фламмарион.
  • Вассерман, Анри, Пастуро, Мишель, Прео, Максим, Друар, Франсуа и Транки, Бюрен, Раймон, Лашеналь, Луи. 1998. La Pomme Histoire Symbolique Botanique Diététique Cuisine . Париж: Sang de la terre.
Подробнее по этой теме

Яблоко раздора — для меня это все по-гречески!

Часть 3: Приключения и путешествие героя

Ярость Ахилла, Шарль-Антуан Куапель. 1737, $\ccpd$

 

Автором следующих двух рассказов является Гомер. О нем мало что известно. Считается, что две его самые известные эпические поэмы, «Илиада» , в которой описывается Троянская война, и «Одиссея », в которой рассказывается о приключениях Одиссея (Улисс на латыни) после войны, были написаны в 7 веке до нашей эры. Эпическая поэма — это очень длинная приключенческая история в форме стихотворения. Эти два стихотворения считаются классикой греческой литературы.

Адаптировано из Рассказы древних греков Чарльза Д. Шоу, $\ccpd$

Приам, царь Трои, жил в процветающем городе под названием Илион, и вокруг него было много сыновей и дочерей. У одного из сыновей, по имени Пэрис, была странная история. Ему было всего несколько дней от роду, когда его матери приснилось, что он нашел и взял горящий факел и побежал по городу, поджигая его. Царь спросил оракула, что означает этот сон. Ему сказали, что все сбудется. Приам приказал отнести ребенка на гору Ида, на восточной стороне царства, и оставить там умирать.

Пастухи нашли мальчика и воспитали его как сына. Он был сильным и смелым, любил драться, бороться и бегать с другими молодыми пастухами. Звали его Александр, что значит «Защитник людей». Когда все боялись участвовать в гонках или драться с ним, его сделали судьей их игр. Он всегда принимал справедливые решения, и даже боги знали, что он справедлив и честен.

Эрида, богиня раздора. $\cczero$

Годы спустя, узнав, что дитя Фетиды, бессмертная нимфа и бог придет свергнуть царя Олимпа, боги Зевс и Посейдон, оба очень любившие ее, решили, что она должна выйти замуж за смертный. На свадьбу Пелея и Фетиды прибыл незваный гость. Богиня раздора Эрида, разгневанная тем, что на свадьбу приглашены все боги, кроме нее, и любящая смотреть, как спорят смертные, все равно прилетела и бросила на стол золотое яблоко с пометкой «Для самой прекрасной». Гера сказала: «Это для меня. Кто так прекрасна, как царица небесная?» Но Афина протянула руку и сказала: «Нет, это для меня. Кто может сравниться со мной в красоте мудрости?» Тогда Афродита встала и сказала: «Это для меня».

иллюстрация Джорджа А. Харкера в «Истории древних греков» Чарльза Шоу, 1903 г., $\ccpd$

Был неприятный спор, пока кто-то не сказал: «Пойдем к пастырю с горы Ида; он решит точно». Это было согласовано, и Парис увидел, что все небеса приближаются к нему на склоне горы. Среди такой красоты и силы пастуху было трудно выбрать. Богини давали ему чудесные обещания.

Гера сказала: «Дайте мне приз, и я сделаю вас самым могущественным королем в мире».

Афина сказала: «Никто не сможет сравниться с твоей мудростью, если ты отдашь мне яблоко».

Афродита улыбнулась юноше и сказала: «Отдай его мне, и ты будешь женой самой красивой женщины в мире».

Он подарил ей золотое яблоко, и с этого момента Гера и Афина возненавидели его и его семью.

Решение Париса

Ничего этого царь Приам не знал. Он намеревался устроить соревнование между молодыми князьями, своими соседями, и призом должен был стать лучший бык на горе Ида. Офицеры, искавшие такое животное, нашли его в парижском стаде.

«Пастух, — сказали они, — королю нужен этот зверь».

«Зачем он ему?» — спросил Парис. Офицеры ответили: «Чтобы стать призом королевских игр. Сколько он стоит?»

Парис ответил: «Он не продается». Когда офицеры призвали его, он сказал: «Вы не можете получить быка, если я не смогу участвовать в играх и получить шанс выиграть приз».

Когда об этом сказали, король сказал: «Пусть придет смелый пастух». Парис отправился в Трою и в играх победил всех, кроме Гектора, старшего сына короля. Молодой человек боялся этого великого героя, поэтому бросил свой меч и побежал, спасая свою жизнь.

Когда Парис добрался до храма Зевса, он вошел внутрь и был в безопасности. Никто не посмеет причинить ему вред в этом святом месте. Кассандра, его сестра, была пророчицей в этом храме. Она закричала, что это не пастух, а царский сын; что его звали не Александр, а Парис; и что Гектор был его братом. Все они пошли во дворец, и Приам был рад снова увидеть своего ребенка, которого он отослал умирать. Он приветствовал юношу в своем царском доме и дал ему все права королевского сына.

Парис как принц был не так счастлив, как когда был пастухом. Он жил в городе, а не на горе, и ему нечего было делать, кроме как развлекаться. Его одежда была очень красивой и подчеркивала красивое лицо и фигуру. Но он устал от дома и друзей. «Отец, — сказал он Приаму, — позволь мне поехать за границу и посмотреть что-нибудь на свете».

 

Король хорошо обдумал этот план, поэтому дал Парису денег и отправил его путешествовать с несколькими такими же молодыми людьми, как он сам. Они путешествовали с острова на остров и наконец пришли в Спарту, где правил Менелай. Он приветствовал молодых путешественников и был очень добр к ним. Через несколько дней он сказал своим гостям: «Я должен отправиться на Крит по важному делу. Извините, что покидаю вас, но моя королева сделает все возможное, чтобы вы чувствовали себя комфортно, пока меня не будет.

Елена Троянская, Гастон Бюссьер, 1895, $\ccpd$

Эту королеву звали Елена, и она была самой красивой женщиной в мире, вылупившейся из яйца после того, как Зевс превратился в лебедя и соблазнил ее мать Леду. Когда Елена была девочкой, многие князья просили ее выйти замуж, но она не любила ни одного из них.

Ее отец сказал этим принцам: «Я могу отдать ее только одному. Вы не должны спорить о ней. Пусть каждый мужчина обещает быть удовлетворенным, когда она сделает свой выбор, и защищать своего мужа от всех врагов». Обещали, и она выбрала Менелая, царя Спарты, и отправилась с ним в его дом.

Они жили счастливо несколько лет, когда пришел Париж. Это был принц, богатый, красивый и с очень хорошими манерами. Хелен была молода и слаба. Она забыла о своей свадьбе с Менелаем, полюбила Париса и отправилась с ним в Трою.

Афродита сдержала свое обещание. У Пэрис была самая красивая жена в мире. Но последовали печаль, страдание и смерть, как они обязательно последуют за эгоизмом и обманом. Когда Менелай вернулся и обнаружил, что его жена оставила его, он призвал всех князей Греции и островов помочь ему вернуть Елену, теперь известную как «лицо, спустившее тысячу кораблей». Они собрали большое войско и поплыли против Трои. Это было началом Троянской войны, длившейся десять лет.

Свадьба Фетиды и Пелея Якоба Йорданса, 1633 г., $\ccpd$. Видишь золотое яблоко? Можете ли вы идентифицировать кого-либо из богов-гостей?

Ответьте на следующие вопросы в соответствии с чтением.

  1. Кто отец Пэрис? Что происходит с ним в детстве и почему?
  2. Почему Эрис бросила яблоко раздора?
  3. Какие три богини боролись за яблоко и почему?
  4. Кто должен решать, кому достанется яблоко и почему именно ему?
  5. Что каждая из богинь предложила ему в обмен на яблоко?
  6. Кому он дал яблоко?
  7. Кто такие Менелай и Елена?
  8. Куда уходит Менелай и почему?
  9. Как началась Троянская война?

Ответьте на следующие вопросы. Сравните свои ответы с партнером.

  1. Из этой истории мы получаем идиому «яблоко раздора». Прочитайте определение из Википедии ($\ccbysa$) ниже:

    Ан яблоко раздора — это отсылка к Золотому яблоку раздора (греч. μῆλον τῆς Ἔριδος), которое, согласно греческой мифологии, было тем, что богиня Эрида (греч. Ἔρις, «Раздор») бросила посреди пир богов на свадьбе Пелея и Фетиды в качестве награды за красоту, что вызвало тщеславный спор между Герой, Афиной и Афродитой, который в конечном итоге привел к Троянской войне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *