Мифы древней греции прометей краткий пересказ: краткое содержание, главные герои, какова главная мысль?

Прометей — пересказ Н.А.Куна

Вот серьёзно не знаю, что делать с этим сайтом. Думал ещё как-то восстановить, как будет время и натхнення…

Сейчас мне просто стыдно знать русский язык.

Прометей

Николай Кун

Миф о том, как Прометей был прикован по повелению Зевса к скале, изложен по трагедии Эсхила «Прикованный Прометей».1

Пустынная, дикая местность на самом краю земли, в стране скифов. Суровые скалы уходят за облака своими остроконечными вершинами. Кругом — никакой растительности, не видно ни единой травки, все голо и мрачно. Всюду высятся темные громады камней, оторвавшихся от скал. Море шумит и грохочет, ударяясь своими валами о подножие скал, и высоко взлетают соленые брызги. Морской пеной покрыты прибрежные камни. Далеко за скалами виднеются снежные вершины кавказских гор, подернутые легкой дымкой. Постепенно заволакивают даль грозные тучи, скрывая горные вершины. Все выше и выше поднимаются по небу тучи и закрывают солнце.

Еще мрачнее становится все кругом. Безотрадная, суровая местность. Никогда еще не ступала здесь нога человека. Сюда-то, на край земли, привели слуги Зевса скованного титана Прометея, чтобы приковать его несокрушимыми цепями к вершине скалы. Неодолимые слуги громовержца, Сила и Власть, ведут Прометея. Громадные тела их словно высечены из гранита. Не знают сердца их жалости, в их глазах никогда не светится сострадание, их лица суровы, как скалы, которые стоят вокруг. Печальный, низко склонив голову, идет за ними бог Гефест со своим тяжелым молотом. Ужасное дело предстоит ему. Он должен своими руками приковать друга своего Прометея. Глубокая скорбь за участь друга гнетет Гефеста, но не смеет он ослушаться своего отца, громовержца Зевса. Он знает, как неумолимо карает Зевс неповиновение.

Сила и Власть возвели Прометея на вершину скалы и торопят Гефеста приниматься за работу. Их жестокие речи заставляют Гефеста еще сильнее страдать за друга. Неохотно берется он за свой громадный молот, только необходимость заставляет его повиноваться.

Но торопит его Сила:

— Скорей, скорей бери оковы! Прикуй могучими ударами молота Прометея к скале. Напрасна твоя скорбь о нем, ведь ты скорбишь о враге Зевса.

Сила грозит гневом Зевса Гефесту, если он не прикует Прометея так, чтобы ничто не могло освободить его. Гефест приковывает к скале несокрушимыми цепями руки и ноги Прометея. Как ненавидит он теперь свое искусство — благодаря ему он должен приковать друга на долгие муки. Неумолимые служители Зевса все время следят за его работой.

— Сильней бей молотом! Крепче стягивай оковы! Не смей их ослаблять! Хитер Прометей, искусно умеет он находить выход и из неодолимых препятствий, — говорит Сила. — Крепче прикуй его, пусть здесь узнает он, каково обманывать Зевса.

— О, как подходят жестокие слова ко всему твоему суровому облику! — восклицает Гефест, принимаясь за работу.

Скала содрогается от тяжких ударов молота и от края до края земли разносится грохот могучих ударов. Прикован, наконец, Прометей. Но это еще не все, нужно еще прибить его к скале, пронзив ему грудь стальным, несокрушимым острием. Медлит Гефест.

— О, Прометей! — восклицает он. — Как скорблю я, видя твои муки!

— Опять ты медлишь! — гневно говорит Гефесту Сила. — Ты все скорбишь о враге Зевса! Смотри, как бы не пришлось тебе скорбеть о самом себе!

Наконец все окончено. Все сделано так, как повелел Зевс. Прикован титан, а грудь его пронзило стальное острие. Издеваясь над Прометеем, говорит ему Сила:

— Ну вот, здесь ты можешь быть сколько хочешь надменным; будь горд по-прежнему! Давай теперь смертным дары богов, похищенные тобой! Посмотрим, в силах ли будут помочь тебе твои смертные. Придется тебе самому подумать о том, как освободиться из этих оков.

Но Прометей хранит гордое молчание. За все время, пока приковывал его Гефест к скале, он не проронил ни единого слова, даже тихий стон не вырвался у него, — ничем не выдал он своих страданий.

Ушли слуги Зевса, Сила и Власть, а с ними ушел и печальный Гефест. Один остался Прометей; слушать его могли теперь лишь море да мрачные тучи. Только теперь тяжкий стон вырвался из пронзенной груди могучего титана, только теперь стал он сетовать на злую судьбу свою. Громко воскликнул Прометей. Невыразимым страданием и скорбью звучали его сетования:

— О, божественный эфир и вы, быстронесущиеся ветры, о, источники рек и несмолкающий рокот морских волн, о, земля, всеобщая праматерь, о, всевидящее солнце, обегающее весь круг земли, — всех вас зову я в свидетели! Смотрите, что терплю я! Вы видите, какой позор должен нести я неисчислимые годы! О, горе, горе! Стонать я буду от мук и теперь, и много, много веков! Как найти мне конец моим страданиям? Но что же говорю я! Ведь я же знал все, что будет. Муки эти не постигли меня нежданно. Я знал, что неизбежны веления грозного рока. Я должен нести эти муки! За что же? За то, что я дал великие дары смертным, за это я должен страдать так невыносимо, и не избежать мне этих мук. О, горе, горе!

Но вот послышался тихий шум как бы от взмахов крыльев, словно полет легких тел всколыхнул воздух. С далеких берегов седого Океана, из прохладного грота, с легким дуновением ветерка принеслись на колеснице к скале океаниды. Они слыхали удары молота Гефеста, донеслись до них и стоны Прометея. Слезы заволокли, как пеленой, прекрасные очи океанид, когда увидели они прикованного к скале могучего титана. Родным был он океанидам. Отец его, Япет, был братом отца их, Океана, а жена Прометея, Гесиона, была их сестрой. Окружили скалу океаниды. Глубока их скорбь о Прометее. Но слова его, которыми клянет он Зевса и всех богов-олимпийцев, пугают их. Они боятся, чтобы Зевс не сделал еще более тяжкими страдания титана. За что постигла его такая кара, этого не знают океаниды. Полные сострадания, просят они Прометея поведать им, за что покарал его Зевс, чем прогневал его титан.

Прометей рассказывает им, как помог он Зевсу в борьбе с титанами, как убедил он мать свою Фемиду и великую богиню земли Гею стать на сторону Зевса.

Зевс победил титанов и сверг их, по совету Прометея, в недра ужасного Тартара. Завладел Зевс властью над миром и разделил ее с новыми богами-олимпийцами, а тем титанам, которые помогали ему, не дал громовержец власти в мире. Зевс ненавидит титанов, боится их грозной силы. Не доверял Зевс и Прометею и ненавидел его. Еще сильнее разгорелась ненависть Зевса, когда Прометей стал защищать несчастных смертных людей, которые жили еще в то время, когда правил Крон, и которых Зевс хотел погубить. Но Прометей пожалел необладавших еще разумом людей; он не хотел, чтобы сошли они несчастными в мрачное царство Аида. Он вдохнул им надежду, которой не знали люди, и похитил для них божественный огонь, хотя и знал, какая кара постигнет его за это. Страх ужасной казни не удержал гордого, могучего титана от желания помочь людям. Не удержали его и предостережения его вещей матери, великой Фемиды.

С трепетом слушали океаниды рассказ Прометея. Но вот на быстрокрылой колеснице принесся к скале сам вещий старец Океан. Океан пытается уговорить Прометея покориться власти Зевса: ведь должен же он знать, что бесплодно бороться с победителем ужасного Тифона. Океан жалеет Прометея, он сам страдает, видя те муки, которые терпит Прометей. Вещий старец готов спешить на светлый Олимп, чтобы молить Зевса помиловать титана, хотя бы даже мольбами за него он навлек на самого себя гнев громовержца. Он верит, что мудрое слово защиты часто смягчает гнев. Но напрасны все мольбы Океана, гордо отвечает ему Прометей:

— Нет, старайся спасти самого себя. Боюсь я, чтобы сострадания не принесли вреда тебе. До дна исчерпаю я все зло, которое послала мне судьба. Ты же, Океан, страшись вызвать гнев Зевса мольбою за меня.

— О, вижу я, — грустно отвечает Океан Прометею, — что этими словами заставляешь ты меня вернуться назад, не достигнув ничего. Верь же мне, о, Прометей, что привела меня сюда лишь забота о твоей судьбе и любовь к тебе!

— Нет! Уходи! Скорей, скорей спеши отсюда! Оставь меня! — восклицает Прометей.

С болью в сердце покинул Океан Прометея. Он умчался на своей крылатой колеснице, а Прометей продолжает рассказ свой океанидам о том, что сделал он для людей, как он облагодетельствовал их, нарушив волю Зевса.

В горе Мосхе, на Лемносе, из го
рна своего друга Гефеста похитил Прометей огонь для людей. Он научил людей искусствам, дал им знания, научил их счету, чтению и письму. Он познакомил их с металлами, научил, как в недрах земли добывать их и обрабатывать. Прометей смирил для смертных дикого быка и надел на него ярмо, чтобы могли пользоваться люди силой быков, обрабатывая свои поля. Прометей впряг коня в колесницу и сделал его послушным человеку. Мудрый титан построил первый корабль, оснастил его и распустил на нем льняной парус, чтобы быстро нес человека корабль по безбрежному морю. Раньше люди не знали лекарств, не умели лечить болезни, беззащитны были против них люди, но Прометей открыл им силу лекарств, и ими смирили они болезни, Он научил их всему тому, что облегчает горести жизни и делает ее счастливее и радостнее. Этим и прогневал он Зевса, за это и покарал его громовержец.

Но не вечно будет страдать Прометей. Он знает, что злой рок постигнет и могучего громовержца. Не избегнет он своей судьбы! Прометей знает, что царство Зевса не вечно: будет он свергнут с высокого царственного Олимпа.

Знает вещий титан и великую тайну, как избежать Зевсу этой злой судьбы, но не откроет он этой тайны Зевсу. Никакая сила, никакие угрозы, никакие муки не исторгнут ее из уст гордого Прометея.

Кончил Прометей свою повесть. С изумлением слушали его океаниды. Дивились они великой мудрости и несокрушимой силе духа могучего титана, осмелившегося восстать против громовержца Зевса. Опять овладел ими ужас, когда услыхали они, какой судьбой грозит Зевсу Прометей. Они знали, что если эти угрозы достигнут Олимпа, то ни перед чем не остановится громовержец, лишь бы узнать роковую тайну. Полными слез глазами смотрят на Прометея океаниды, потрясенные мыслью о неизбежности велений сурового рока. Глубокое молчание воцарилось на скале; его прервал лишь неумолкающий шум моря.

Вдруг вдали раздался чуть слышный, едва уловимый стон скорби и боли. Вот опять донесся он от скалы. Все ближе, громче этот стон. Гонимая громадным оводом, посланная Герой, вся в крови, покрытая пеной, несется в неистовом, безумном беге обращенная в корову несчастная Ио, дочь речного бога Инаха, первого царя Арголиды. Истомленная, обессиленная скитаниями, истерзанная жалом овода, остановилась Ио перед прикованным Прометеем. Громко стеная, рассказывает она, что пришлось вынести ей, и молит вещего титана:

— О, Прометей! Здесь, на этом пределе моих скитаний, открой мне, молю тебя, когда же кончатся мои муки, когда же, наконец, найду я покой?

— О, верь мне, Ио! — ответил Прометей, — лучше не знать тебе этого, чем знать. Много еще стран пройдешь ты, много встретишь ужасов на своем пути. Твой тяжкий путь лежит через страну скифов, через высокий снежный Кавказ, через страну амазонок к проливу Босфору, так назовут его в честь тебя, когда ты переплывешь его. Долго будешь ты затем блуждать по Азии. Ты пройдешь мимо страны, где живут несущие смерть Горгоны; на их головах извиваются, шипя, змеи, вместо волос. Остерегайся их! Остерегайся грифов2 и однооких аримаспов; и их ты встретишь на своем пути. Наконец, достигнешь ты Библинсхих гор, с них низвергает свои благодатные воды Нил. Вот там-то, в стране, которую орошает Нил, у его устья найдешь ты, наконец, покой. Там вернет тебе Зевс твой прежний прекрасный образ, и родится у тебя сын Эпаф. Он будет властвовать над всем Египтом и будет родоначальником славного поколения героев. Из этого рода произойдет и тот смертный, который освободит и меня из оков. Вот что, Ио, поведала мне о судьбе твоей мать моя, вещая Фемида.

Громко воскликнула Ио:

— О, горе, горе! О, сколько страданий сулит мне еще злой рок! Сердце трепещет в груди моей от ужаса! Вновь овладевает мной безумие, снова вонзилось огненное жало в мое истерзанное тело, опять лишаюсь я дара речи! О, горе, горе!

Безумно вращая глазами, в бешеном беге понеслась прочь от скалы Ио. Словно подхваченная вихрем, мчалась она вдаль. С громким жужжанием несся за ней овод, и, как огнем, жгло его жало несчастную Ио. Скрылась она в облаках пыли из глаз Прометея и океанид. Все тише и тише доносились до скалы вопли Ио, и замерли они, наконец, вдали, подобно тихому стону скорби.

Молчали Прометей и океаниды, скорбя о несчастной Ио, но вот воскликнул гневно Прометей:

— Как ни мучь ты меня, громовержец Зевс, но все же настанет день, когда и тебя повергнут в ничтожество. Лишишься ты царства и свергнут будешь во мрак. Исполнятся тогда проклятия отца твоего Крона! Никто из богов не знает, как предотвратить от тебя эту злую судьбу! Лишь я знаю это! Вот сидишь ты теперь, могучий, на светлом Олимпе и мечешь громы и молнии, но они тебе не помогут, они бессильны против неизбежного рока. О, повергнутый во прах, узнаешь ты, какая разница между властью и рабством!

Страх затуманил очи океанид, и ужас согнал краску с их прекрасных ланит. Наконец, простирая к Прометею свои руки, белые, как морская пена, воскликнули они:

— Безумный! Как не страшишься ты грозить так царю богов и людей, Зевсу? О, Прометей, еще более тяжкие муки пошлет он тебе! Подумай о судьбе своей, пожалей себя!

— На все готов я!

— Но ведь склоняется же мудрый пред неумолимым роком!

— О, молите, просите вы пощады! Ползите на коленях к грозному владыке! А мне — что мне громовержец Зевс? Чего бояться мне его? Не суждена мне смерть! Пусть делает, что хочет, Зевс. Недолго ему властвовать над богами!

Едва промолвил эти слова Прометей, как по воздуху быстро, словно падающая звезда, пронесся посланник богов Гермес и, грозный, предстал перед Прометеем. Его послал Зевс потребовать, чтобы титан открыл тайну: кто свергнет Зевса и как избегнуть веления судьбы? Гермес грозит ужасной карой Прометею за неповиновение. Но могучий титан непреклонен, с насмешкой отвечает он Гермесу:

— Мальчишкой был бы ты, и детским был бы ум твой, если бы ты надеялся узнать хоть что-нибудь. Знай, что я не променяю своих скорбей на рабское служение Зевсу. Мне лучше быть здесь прикованным к этой скале, чем стать верным слугой титана Зевса. Нет такой казни, таких мук, которыми мог бы Зевс устрашить меня и вырвать из уст моих хоть единое слово. Нет, не узнает он, как спастись ему от судьбы, никогда не узнает тиран Зевс, кто отнимет у него власть!

— Так слушай же, Прометей, что будет с тобой, если ты откажешься исполнить волю Зевса, — отвечает титану Гермес. — Ударом своей молнии он низвергнет эту скалу с тобою вместе в мрачную бездну. Там, в каменной темнице, много, много веков лишенный света солнца, будешь терзаться ты в глубоком мраке. Пройдут века, и снова подымет тебя Зевс на свет из бездны, но не на радость подымет он тебя. Каждый день будет прилетать орел, которого пошлет Зевс, и острыми когтями и клювом будет он терзать твою печень; вновь и вновь будет вырастать она и все ужасней будут твои страдания. Так будешь ты висеть на скале до той поры, пока другой не согласится добровольно сойти вместо тебя в мрачное царство Аида. Подумай, Прометей, не лучше ль покориться Зевсу! Ведь ты же знаешь, что Зевс никогда не грозит напрасно!

Непреклонным остался гордый титан. Разве могло что-нибудь устрашить его сердце? Вдруг задрожала земля, все кругом потряслось; раздались оглушительные раскаты грома, и сверкнула нестерпимым светом молния. Забушевал неистово черный вихрь. Словно громады гор, поднялись на море пенистые валы. Заколебалась скала. Среди рева бури, среди грома и грохота землетрясения раздался ужасный вопль Прометея:

— О, какой удар направил против меня Зевс, чтобы вызвать ужас в моем сердце! О, высокочтимая мать Фемида, о, эфир, струящий всем свет! Смотрите, как несправедливо карает меня Зевс!

Рухнула со страшным грохотом скала с прикованным к ней Прометеем в неизмеримую бездну, в вековечный мрак3.

Протекли века, и снова поднял Зевс на свет из тьмы Прометея. Но страдания его не кончились; еще тяжелее стали они. Опять лежит он, распростертый на высокой скале, пригвожденный к ней, опутанный оковами. Жгут его тело палящие лучи солнца, проносятся над ним бури, его изможденное тело хлещут дожди и град, зимой же хлопьями падает снег на Прометея, и леденящий холод сковывает его члены. И этих мук мало! Каждый день громадный орел прилетает, шумя могучими крыльями, на скалу. Он садится на грудь Прометея и терзает ее острыми, как сталь, когтями. Орел рвет своим клювом печень титана. Потоками льется кровь и обагряет скалу; черными сгустками застывает кровь у подножия скалы; она разлагается на солнце и невыносимым смрадом заражает кругом воздух. Каждое утро прилетает орел и принимается за свою кровавую трапезу. За ночь заживают раны, и вновь вырастает печень, чтобы днем дать новую пищу орлу. Годы, века длятся эти муки. Истомился могучий титан Прометей, но не сломлен его гордый дух страданиями.

Титаны давно примирились с Зевсом и покорились ему. Они признали его власть, и Зевс освободил их из мрачного Тартара. Теперь они, громадные, могучие, пришли на край земли к скале, где лежал скованный Прометей. Они окружили его скалу и убеждают Прометея покориться Зевсу. Пришла и мать Прометея, Фемида, и молит сына смирить свой гордый дух и не противиться Зевсу. Она молит сына сжалиться над ней — ведь так невыносимо страдает она, видя муки сына. Сам Зевс забыл уже свой прежний гнев. Теперь держава его сильна, ничто не может поколебать ее, ничто не страшно ему. Да и правит он уже не как тиран, он охраняет государства, хранит законы. Он покровительствует людям и правде среди них. Только одно беспокоит еще громовержца — это та тайна, которую знает один Прометей. Зевс готов, если Прометей откроет ему роковую тайну, помиловать могучего титана. Уже близко время, когда кончатся муки Прометея. Уже родился и возмужал великий герой, которому суждено судьбой освободить от оков титана. Непреклонный Прометей по-прежнему хранит тайну, изнывая от мук, но и его начинают покидать силы.

Наконец, и великий герой, которому суждено освободить Прометея, во время своих странствований приходит сюда, на край земли. Герой этот — Геракл, сильнейший из людей, могучий, как бог. С ужасом смотрит он на мучения Прометея, и сострадание овладевает им. Титан рассказывает Гераклу о злой судьбе своей и пророчествует ему, какие еще великие подвиги предстоит ему совершить. Полный внимания, слушает титана Геракл. Но еще не весь ужас страданий Прометея видел Геракл. Вдали слышится шум могучих крыльев — это летит орел на свой кровавый пир. Он кружится высоко в небе над Прометеем, готовый спуститься к нему на грудь. Геракл не дал ему терзать Прометея. Он схватил свой лук, вынул из колчана смертоносную стрелу, призвал стреловержца Аполлона, чтобы верней направил он полет стрелы, и пустил ее. Громко зазвенела тетива лука, взвилась стрела, и пронзенный орел упал в бурное море у самого подножья скалы. Миг освобождения настал. Принесся с высокого Олимпа быстрый Гермес. С ласковой речью обратился он к могучему Прометею и обещал ему немедленно освобождение, если откроет он тайну, как избежать Зевсу злой судьбы. Согласился, наконец, могучий Прометей открыть Зевсу тайну и сказал:

— Пусть не вступает громовержец в брак с морской богиней Фетидой, так как богини судьбы, вещие мойры, вынули такой жребий Фетиде: кто бы ни был ее мужем, от него родится у нее сын, который будет могущественней отца. Пусть боги отдадут Фетиду в жены герою Пелею, и будет сын Фетиды и Пелея величайшим из смертных героев Греции.

Прометей открыл великую тайну, Геракл разбил своей тяжкой палицей его оковы и вырвал из груди его несокрушимое стальное острие, которым пригвожден был титан к скале. Встал титан, теперь он был свободен. Кончились его муки. Так исполнилось его предсказание, что смертный освободит его. Громкими, радостными кликами приветствовали титаны освобождение Прометея.

С тех пор носит Прометей на руке железное кольцо, в которое вставлен камень от той скалы, где терпел он столько веков невыразимые муки.

Вместо же Прометея в подземное царство душ умерших согласился сойти мудрый кентавр Хирон. Этим избавился он от страданий, которые причиняла ему неисцелимая рана, нанесенная ему нечаянно Гераклом.

Примечания:

1Эсхил рассказывает о том, как Зевс, правящий всем миром в качестве жестокого тирана, наказывает восставшего против него титана Прометея. Могучий титан вопреки воле Зевса похитил с Олимпа огонь и дал его людям; он дал им знания, научил земледелию, ремеслам, постройке кораблей, чтению и письму; этим Прометей сделал жизнь людей счастливее и поколебал власть Зевса и его помощников — олимпийских богов. Но главная вина Прометея, та, что он не хочет открыть Зевсу тайну, от кого родится у Зевса сын, который будет могущественнее его и свергнет его с престола. Маркс за те слова, которые говорит Прометей: «По правде всех богов я ненавижу», — и за его ответ Гермесу: «Знай хорошо, что я б не променял своих скорбей на рабское служение. Мне лучше быть прикованным к скале, чем верным быть прислужником Зевса», — говорит о нем так: «Прометей — самый благородный святой и мученик в философском календаре» (К. Маркс и Ф. Знгельс, Соч., том. I, стр: 26).

2Грифы — чудовища с орлиными крыльями и головой и с львиным телом, сторожившие на крайнем севере Азии золотые россыпи; аримаспы — мифический народ, живший по соседству с грифами и ведший с ними непрекращавшуюся борьбу.

3Этим кончается трагедия Эсхила «Прикованный Прометей».

Николай Кун. Легенды и мифы Древней Греции

Сочинение на тему «Мифы Древней Греции: Прометей»

Главная » Мифы Древней Греции

В различных трактовках и вариантах изложения мифа о Прометее, герой выступал в разнообразных интерпретациях: от хитреца, по мнению поэта Гесиода, до героя с величайшей силой ума и твердой уверенностью в своей правоте, по мотивам трагедии Эсхила. Так или иначе с древних веков Прометей олицетворяет несломленную силу духа, жажду справедливости и веру в человеческую сущность.
Имя «Прометей» означает «провидец», и этот дар Титан получил от своей матери, богини правосудия Фемиды.
В период войны между Богами и Титанами Прометей стал на сторону Богов, благодаря его мудрости именно они и одержали судьбоносную победу в этой битве. На Олимпе начал царить порядок во главе с Богом Зевсом-громовержцем и его ближайшим советником Прометеем.
Зевс дал задание Прометею — создать людей.
Бытует мнение о том, что Прометей был божеством до-греческих времен. Поэтому греки включили его в свою мифологию, оставив за ним роль творца всего человечества.
Эту миссию Прометей решил разделить со своим братом Эпиметеем. Замесив глину Прометей хотел создать совершенных существ, но его брат все испортил. По одной трактовке Эпиметей начал создавать животных, и наделял их различными способностями защиты от врагов: клыками, хитростью, скоростью; но все они закончились перед созданием человека, поэтому люди плохо приспособлены к жизни и слабы. По иной версии непутевый брат извел всю глину на создание животных и Прометею ничего не оставалось, как отщипывать от животных кусочки глины и создавать людей. Поэтому люди наделены лисьей хитростью, заячьим страхом и ослиным упрямством, а также сочетают в себе много других черт в различных вариациях.
Прометей обучал людей, помогал им строить дома и лодки, приручать животных и вспахивать землю, различать лекарственные растения и создавать вещи, полезные в хозяйстве. Не научил лишь одному – поклоняться богам и приносить дары. За это Зевс разгневался и захотел уничтожить людей, но Прометей сумел умерить пыл Бога пообещав научить их этому.
Боги и люди договорились встретиться, чтобы первые смогли выбрать для себя часть быка, которые люди обязуются приносить в дар богам. Прометей заранее заколол быка и разделил его на части: в первой он мясо обтянул шкурой, а во второй кости спрятал под жиром. В обусловленный день Прометей предоставил выбор Зевсу, и он выбрал вариант «по жирнее». С того времени люди приносили в дар богам кости и жир, а мясо употребляли сами.
Когда Зевс понял, что его обманули, он забрал огонь у людей и на Земле во царил хаос, холод и голод. Прометей чувствовал свою вину в произошедшем и решил это исправить, поклявшись, что добудет неугасаемый огонь из самой обители Зевса.
И он смог! Прометей добыл огонь и принес его людям в стебле тростника.
Зевс разгневался пуще прежнего и решил наказать Прометея, за его слепую веру и любовь к людям. Громовержец приказал своим верным слугам — Власти и Силе отвести Прометея на край Земли (в дикую Скифию), где Гефест должен был приковать его к горе своими оковами и цепями. Гефест был другом Прометей, но не сумел ослушаться Зевса.
Прометей знал, что его заточение не продлиться вечность, поскольку власть Зевса не вечна. Мойры, богини судьбы, рассказали Титану, что Зевса свергнет сын, но этой участи возможно избежать, отправив свою жену и сына на Землю. Проходили века, бессмертный Прометей все томился на скале без воды и еды.
Однажды Зевс прослыл о том, что Прометей владеет знаниями о его судьбе и отослал своего сына Гермеса к нему, чтобы узнать эту тайну взамен на свободу. Но Титан потребовал, что бы Зевс признал несправедливость примененного к нему наказания и отпустил его безо всяких условий. Громовержец был разгневан, он отослал своего священного орла терзать Прометея. Ежедневно раздирая его живот когтями и клювом орел клевала печень, на рана затягивалась, и орел прилетал снова.
Но Прометей не сдавался…Сдался – Зевс. Он отправил в горы своего сына Геракла и тот убил орла и расколол оковы. Прометей поведал тайну судьбы Зевса, который внял предостережению.
Прометей считается единственным героем, открыто противостоящим Зевсу и в конце концов получившим над ним победу, чья непоколебимая человеческая воля и энергия души, кованная в страдании, понятна и теперь.

Читайте далее:

Оцените автора

Сводка мифов

Глава 4. Приход Зевса к власти: Сотворение смертных


ТИТАНОМахИЯ: ЗЕВС ПОБЕЖДАЕТ ОТЦА КРОНОСА

Эта эпическая битва велась в течение десяти лет между Зевсом, Олимпийцами и Кроносом Титаны. Кронос сражался с горы Отрис; его союзниками были Титаны, за исключением Фемиды и ее сына ПРОМЕТЕЯ [proh-mee’the-us]. Брат Прометея АТЛАС [ат’лас] встал на сторону Кроноса.
Зевс сражался с горы Олимп, а его союзниками, кроме Фемиды и Прометея, были его братья и сестры, проглоченные Кроносом, но позже извергнутые, а именно: Гестия, Деметра, Гера, Аид и Посейдон. Также на его стороне были гекатонхейры и циклопы.
Зевс победил, и Титаны были заточены в Тартаре под охраной Гекатонхейров; и Атлас был наказан заданием поддерживать небо.

ГИГАНТОМахия: ЗЕВС ПОБЕЖДАЕТ ГИГАНОВ И ТИФЕЯ

Гиганты, называемые GEGENEIS [jee’je-nays и gay’ge-nays], поскольку они были «рождены от Земли», бросили вызов Зевсу и новому порядку боги. Они потерпели поражение в ожесточенной битве и были заточены под землю. Вулканы, когда они извергаются, обнаруживают присутствие гигантов внизу.
ТИФОЙ [teye-fee’us], также называемый TYPHAON [teye-fay’on] или TYPHON [teye’fon] был свирепым богом-драконом, которого земля создала для битвы с Зевсом, либо отдельно, либо вместе с великанами в великой гигантомахии. Триумф Зевса выделяет его как архетипического убийцу драконов.

  • Гиганты, OTUS [oh’tus] или OTOS и EPHIALTES [ef-i-al’teez], в ходе отдельной атаки потерпели неудачу в своей попытке штурмовать небеса, свалив Олимп, Оссу и Пелион, один на один Другой.
  • Титаномахию и Гигантомахию часто путают в литературе и искусстве, и детали значительно различаются.

ЧЕТЫРЕ ИЛИ ПЯТЬ ЭПОХ

Существует несколько противоречивых версий о сотворении смертных. Согласно мифу о веках человечества, мужчины и женщины — творения богов или самого Зевса. Ниже приводится краткое изложение рассказа Гесиода. Овидий описывает только четыре эпохи, опуская эпоху героев. В этом рассказе о вырождении человечества удивительным образом переплетаются факты и фантазии, ибо века бронзы и железа исторически вполне реальны.

Золотой век. Во времена, когда Кронос (Сатурн) царствовал на небе, олимпийские боги создали золотой род смертных, живших как бы в раю, без труда, забот и забот. Все хорошее было у них в изобилии, и плодородная земля приносила плоды сама по себе. Они жили в мире и согласии, никогда не старели и умирали, как бы охваченные сном. Земля покрыла эту расу, но они все еще существуют как святые духи, которые бродят по земле.

Серебряный век. Олимпийские боги создали вторую расу из серебра, гораздо менее любимую, чем расу из золота. Их детство длилось сто лет, а когда они выросли, их жизнь была короткой и многострадальной. Ибо они были высокомерны друг против друга и отказывались поклоняться богам или приносить им жертвы. Зевс в гневе на их бессмысленность спрятал их под землю, где они и живут до сих пор.

Эпоха бронзы. Зевс создал третью расу смертных, страшную и могучую из бронзы. Их орудия и оружие были из бронзы, и они безжалостно совершали болезненные и жестокие военные действия. Они уничтожили себя своими руками и сошли в царство Аида, не оставив имени.

Эпоха героев. Зевс создал еще одну расу, также доблестную в войне, но более справедливую и цивилизованную. Это была раса героев, также называемых полубогами, которые были причастны к легендарным событиям греческой саги. Они сражались, например, в Фивах и в Троянской войне. Когда они умерли, Зевс послал некоторых из этих героев поселиться на Островах Блаженных, в раю на дальних концах земли, которым правил Кронос (Сатурн), свергнутый и освобожденный Зевсом.

Железный век. Зевс создал еще одну расу, расу железную, смущенную тяжелым трудом и нищетой, хотя добро смешалось с их злом. Именно в этот век жил поэт Гесиод, и он с горечью восклицает: «О, если бы я не был человеком в пятом поколении, но либо умер раньше, либо родился позже». Он предсказывает дальнейший моральный и физический распад и уничтожение в результате войны, пока Зевс, наконец, не уничтожит людей, когда случится так, что они рождаются с седыми волосами на висках. Все больше и больше этот век будет становиться веком зла, раздора и неуважения к богам, пока сам Стыд и праведное Возмездие не оставят смертных наедине с их злым безумием и гибелью.

ПРОМЕТЕЙ НАШ ТВОРЦ

В традиции о творении доминирует миф о том, что Прометей (а не Зевс) был создателем людей из глины, а Афина вдохнула в них божественный дух. В версии Гесиода, хотя его изложение далеко не логично и ясно, кажется, что Прометей создал только человечество. Женщина была создана позже, при посредничестве Зевса, в лице Пандоры.

ПРОМЕТЕЙ ПРОТИВ ЗЕВСА

Хотя Прометей сражался на стороне Зевса в его войне против Кроноса, два могущественных бога вскоре вступили в конфликт, как только Зевс взял на себя верховную власть.

Природа жертвоприношения. Их антагонизм начался, когда Прометей осмелился сойтись в остроумии с Зевсом. Между смертными и богами возник спор, по-видимому, о том, как следует распределять части жертвенных животных. Прометей разделил большого быка и для своих творений, нас, смертных, он завернул плоть и жирные и жирные внутренности в брюхо быка. Однако для богов он хитро и искусно завернул кости быка в его соблазнительный, жирный белый жир. Он попросил Зевса сделать выбор между двумя порциями, и Зевс, полностью осознавая обман Прометея, выбрал кости, красиво завернутые в жир. Таким образом, когда греки приносили жертвы богам, они наслаждались пированием лучших съедобных частей животных, в то время как для богов сжигались только оставшиеся белые кости.

Кража огня. Зевс разгневался на попытку Прометея обмануть его и обрушил свою месть на смертных, созданий Прометея. Он отнял у них огонь, необходимый для их существования и прогресса. Прометей, дерзко наш защитник, еще раз обманул Зевса (который на этот раз, по-видимому, сначала не знал?), украв в полом стебле укропа огонь с неба и вернув его на землю. Зевс был уязвлен до глубины души гневом Прометея и «измыслил зло для смертных в воздаяние за огонь», а именно женщину Пандору.

Наказание Прометея. Еще одним вызовом Прометея был его отказ открыть Зевсу ключевую тайну, которую он знал, а Зевс — нет. Если Зевс соединится с морской богиней Фетидой, она родит сына, который свергнет его отца. Таким образом, Зевс столкнулся с ужасным риском потерять свою власть как верховного бога, подобно Кроносу и Урану до него. Результатом гнева Зевса на Прометея за его мятежный союз со смертными и его упрямый отказ предупредить Зевса о Фетиде стало ужасное наказание. Зевс приковал коварного и коварного Прометея неразрывными узами к утесу далеких Кавказских гор в Скифии, проткнув его стрелой. И он посылал орла каждый день есть его бессмертную печень, и то, что ел орел, каждую ночь восстанавливалось снова. Однако спустя несколько поколений Зевс заключил примирение с Прометеем и послал своего сына Геракла убить орла стрелой и освободить Прометея. Зевс избегал спаривания с Фетидой, которая вышла замуж за смертного Пелея и родила сына Ахиллеса, который стал могущественнее своего отца.

ПАНДОРА

Женщину, которую Зевс послал смертным как прекрасное и коварное зло в наказание за обладание украденным огнем Прометея, звали ПАНДОРА [pan-dor’a] («все дары»). Он приказал Гефесту вылепить ее из земли и воды в образе скромной девушки, прекрасной, как богиня. Афина облачила ее в серебряные одежды, а лицо ее было покрыто дивно расшитым покрывалом. Она возложила на свою голову прекрасные гирлянды цветов и золотую корону, искусно сделанную и замысловато украшенную Гефестом; и она научила ее ткать. Афродита даровала ей благодать сексуального влечения, желания и их боли. Гермес изобрел в ее груди слова и ложь и характер вора и стервы. Все по воле Зевса.

Зевс послал эту ловушку брату Прометея по имени ЭПИМЕФЕЙ [ep-i-mee’the-us], который получил подарок, несмотря на то, что его брат предупредил его не принимать ничего, посланного от Зевса. Имя Прометей означает предусмотрительность, а Эпиметей означает запоздалость.

Кувшин Пандоры. Зевс послал с Пандорой кувшин, урну или коробку, в которой были все виды зла, а также надежда. Она сама сняла оболочку и выпустила страдания внутри людей, которые раньше вели беззаботную и счастливую жизнь: тяжелый труд, мучительные болезни и тысячи печалей. По воле Зевса в кувшине осталась одна надежда, потому что жизнь без надежды была бы невыносимой перед лицом всех ужасных бед, выпавших на волю бедным смертным. У Гесиода Пандора не побуждается открыть банку так называемым женским любопытством, что бы ни подразумевали более поздние версии.

ЭСХИЛ ПРОМЕТЕЙ ПРИВЯЗАННЫЙ

Помимо рассказа Гесиода, фундаментальным для понимания архетипического Прометея является пьеса Эсхила Прикованный Прометей . Эсхил мощно утверждает Прометея как нашего страдающего защитника, который благодаря своему дару огня продвинул людей от дикости к цивилизации. Кроме того, Прометей дал нам надежду, в которой нам отказал Зевс, которая, хотя и слепая, позволяет нам выстоять и победить ужасные превратности жизни. Прометей величественно изображается как архетипический обманщик и бог культуры, создатель всех изобретений и прогресса в искусстве и науке. В конце пьесы Прометей по-прежнему дерзок, прикован к своей скале и по-прежнему отказывается раскрыть тайну брака Фетиды. Конфликт между страдающим героем и тираническим богом разрешился в утраченных пьесах Эсхила.0090 Трилогия «Прометей » (т. е. группа из трех связанных пьес). В этом решении Эсхил предположительно изобразил Зевса как бога мудрости, который через страдания Прометея в конце концов утвердился как торжествующий, всемогущий бог, уверенный в своей верховной власти, достигнутой благодаря его божественному плану примирения.

Ио. Этот божественный план Зевса по примирению с побежденным Прометеем повлек за собой страдания Ио [эй’ох], жрицы Геры, любимой Зевсом. Гера узнала об этом и превратила Ио в белую корову. Она назначила стражу для присмотра за Ио, действительно очень хорошую, так как у него было много глаз (возможно, до ста), и звали его АРГУС [ar’gus] PANOPTES [пан-op’teez] («все — видящий»). Зевс спас Ио, послав Гермеса усыпить Аргуса и отрубив ему голову. Отныне Гермесу дали титул АРГЕЙФОНТЫ [ar-ge-i-fon’teez] («убийца Аргуса»). Гера устремила взгляд Аргуса на хвост павлина, своей любимой птицы, и продолжила свое ревнивое преследование Ио, наслав овода, который свел ее с ума. В бешенстве Ио в своих странствиях по миру встретила Прометея. У Эсхила эти две «жертвы» Зевса сочувствуют друг другу. Однако мы узнаем, что Ио найдет покой в ​​Египте, где она будет восстановлена ​​в своем человеческом обличии и родит сына, ЭПАФ [ep’a-fus] или ЭПАФОС, имя, означающее «тот, кто осязает». Ио забеременела не в результате полового изнасилования, а от простого прикосновения руки бога, и среди потомков Эпафа должен был быть могучий Геракл, которому суждено было освободить Прометея. Исполнение воли Зевса в конце концов свершилось.

ПОТОП

Ликаон и злоба смертных. В Железный век Зевс принял облик человека, чтобы выяснить, правдивы ли слухи о великой злобе смертных. Он посетил дом ЛИКАОН [лейе-кай’он] или ЛИКАОН и объявил, что бог присутствует, но Ликаон, злой тиран, только насмехался и планировал убить Зевса ночью, чтобы доказать, что посетитель не был богом. Ликаон дошел даже до того, что убил человека и предложил человеческое мясо в качестве еды Зевсу, который в гневе сжег дом. Ликаон бежал, но превратился в воющего, кровожадного волка, на самом деле своего рода оборотня, поскольку в этом превращении он все еще проявлял свой человеческий, злой вид и природу. Испытывая отвращение к нечестию, которое он находил везде, где блуждал, Зевс решил, что человечество должно быть уничтожено великим потопом.

Девкалион и Пирра. Зевс позволил спастись только двум благочестивым смертным, ДЕВКАЛИОНУ [доу-кай’ли-он] или ДЕВКАЛИОНу (греч. Ной), сыну Прометея, и его жене ПИРРЕ [пир’ра], дочери Эпиметея. Когда наводнение утихло, они оказались в своей маленькой лодке на горе Парнас. Они были встревожены, обнаружив, что они единственные выжившие, и посоветовались с оракулом Фемиды о том, что им делать. Богиня приказала им бросить кости своей великой матери за спину. Девкалион понял, что камни в теле земли — это ее кости. И вот камни, которые Девкалион бросал за спину, чудесным образом превращались в мужчин, а камни, брошенные Пиррой, превращались в женщин. Таким образом, мир был заново заселен.

Эллен и эллины. У Девкалиона и Пирры был сын по имени ХЕЛЛЕН [hel’len]. Древние греки называли себя ЭЛЛИНАМИ [hel’leenz], а свою страну ЭЛЛАДАМИ [hel’las], и поэтому Эллен был их одноименным предком.

ПАРАЛЛЕЛИ В МИФАХ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

Нельзя не отметить, что многие греческие мифы, объясняющие сотворение мира, находились под влиянием ближневосточных предшественников. Хотя точный путь этого влияния сейчас невозможно реконструировать, последствия этого раннего греческого контакта с более древними цивилизациями Тигра Нельзя отрицать долину реки Евфрат. Коммерческие контакты между греками и Ближним Востоком кажутся наиболее вероятным каналом. Этот контакт имел место в основном в два разных периода: в тринадцатом и четырнадцатом веках до нашей эры. и восьмой и седьмой века до нашей эры. Пять основных мифов оказались особенно плодотворными: Сотворение, Преемственность, Потоп, Сошествие в подземный мир и царь-герой Гильгамеш.

Многие народы рассказывали и пересказывали эти мифические архетипы в различных версиях. Наиболее важными из этих цивилизаций для наших целей являются следующие:

  • Шумеры (четвертое тысячелетие до н. э.) с центрами в Уре и Уруке разработали клинопись («клиновидную») письменность и уникальное религиозное сооружение, известное как зиккурат (храмовая башня).
  • г. Аккадцы (третье тысячелетие до н. э.) поглотили шумеров; их главный центр находился в Вавилоне, который достиг пика своего развития около 1800 г. при царе Хаммурапи.
  • Ассирийцы (конец второго тысячелетия до н. э.), северный аккадский народ, завоевали Вавилон в 1250 г. и основали империю со столицей в Ниневии.
  • Хетты (второе тысячелетие до н. э.) поглотят хурритов северной Сирии после 1400 г. и создадут империю в Анатолии (центральная и восточная часть современной Турции). Их столица находилась в Хаттусасе (современный Богхаз-Кёй).

Шумерские, вавилонские и аккадские мифы рассказывают, подобно Гесиоду, о порядке, возникающем из беспорядка, без разумного творца (ср. историю сотворения в Бытие ). Существует понятие, родственное греческому Хаос («пустота»). Эти рассказы о сотворении по самой своей природе включают мифы о Наследии, Потопе, а также о сотворении и воссоздании человека.

Энума Элиш. Вавилонская Энума Элиш («Когда на высоте…»), ок. второе тысячелетие до н.э. является самым известным мифом о творении. Вначале АПСУ (пресноводный океан) и ТИАМАТ (соленый океан) порождают АНУ (небо) и ЭА или ЭНКИ (землю). Эа уничтожает Апсу и порождает МАРДУКА. Мардук, бог молодого поколения, узурпирует власть бога Энлиля и сражается с Тиамат, как Зевс сражается с Тифеем. Тиамат надувается, как огромный воздушный шар, и разрывается надвое. После смерти Тиамат Мардук создает на небе Эшарру как дом для богов. Те, кто следовал за Тиамат, такие как КИНГУ, заключены в тюрьму. Мардук наводит порядок в мире и создает людей из крови Кингу, который к этому времени был убит. Люди должны служить богам. Храм Мардука с его зиккуратом построен в Вавилоне и называется Эсагила.

Атрахасис. Вавилонский Атрахасис («сверхмудрый»), составленный около 1700 г. , повествует о подвигах героя АТРАХАСИСА, который соответствует УТ-НАПИШТИМУ из Эпоса о Гильгамеше . Оба родственны еврейскому Ною и греческому Прометею (богу мудрости и ремесел) и Девкалиону (пережившему потоп). В этой версии боги сильно раздражены правлением Энлиля, и, как следствие, Энлиль приказывает создать людей для выполнения работ, ранее требовавшихся от богов; и поэтому Энлиль приказывает убить мудрого бога ГЕШТУ-Э, и из смеси земли и плоти и крови Гешту-э создаются люди. Позже Энлиль прикажет уничтожить людей наводнением, но Атрахасис, которому покровительствует Энки, выживет. В конце концов между Энлилем и Энки происходит примирение.

Эпос о Гильгамеше. Эпос о Гильгамеше содержит самые известные мифы о раннем потопе. ГИЛЬГАМЕШ, герой и бог, царь Урука, угнетает свой народ. Чтобы смягчить его суровое правление, боги создают соперника, «дикого человека» из леса, известного как ЭНКИДУ. Энкиду борется с Гильгамешем, но терпит поражение, после чего они становятся верными друзьями. Они отправляются на поиски ХУМБАБА (или ХУВАВА), хранителя Соснового (или Кедрового) леса, и там срубают священное дерево. После того, как они возвращаются в Урук, Гильгамеш отвергает ухаживания ИШТАР, которая посылает Небесного Быка, чтобы уничтожить его. Гильгамеш и Энкиду убивают быка, но один из них должен искупить это святотатство своей жизнью. Боги решают, что Энкиду должен умереть. После мучительной смерти Энкиду Гильгамеш, теперь в смятении из-за присутствия смерти в мире, отправляется на поиски бессмертия. Путешествие Гильгамеша — это своего рода опыт Подземного мира, где он должен пересечь воды смерти и встретиться с Ут-напишти, который живет в «устье рек». Ут-напишти обрел бессмертие, пережив потоп. Гильгамеш потерпит неудачу в своих поисках и в конце концов вернется в Урук.

Этот краткий очерк основных элементов Эпоса о Гильгамеше поможет выделить несколько наблюдений. Сам Гильгамеш был исторической личностью, царем шумерского Урука, ок. 2700 г. до н.э. Его легенды были преобразованы в различные ассирийские версии, датируемые примерно 1700 годом. Он представляет собой фигуру, подобную Одиссею или Гераклу, мудрому герою и убийце зверей. Подобно Одиссею, его поиски бессмертия требуют спуска в Подземный мир. Как и отношения между Ахиллесом и Патроклом, дружба между Гильгамешем и Энкиду служит главной темой. Хотя миф о потопе не имеет особого значения в греческом мифе, он сильнее присутствует в повествовании Овидия (на латыни) о Девкалионе и Пирре (9).0090 Метаморфозы 1.260–421) и Лидийский потоп с участием Бавкиды и Филимона ( Метаморфозы 8.689–720).

Царствование на небесах. Хеттско-хурритская поэма Царствование на небесах рассказывает мифы о преемственности и разделении земли и неба. КУМАРБИ (соответствует шумерскому Энлилю) откусывает гениталии Ану (бога неба) и проглатывает их. Из половых органов рождается ТЕШУБ или ТАРХУН (бог бури). После его рождения Тешуб вместе с Ану замышляет свергнуть Кумарби. Хотя стихотворение фрагментарно, похоже, что Тешуб удался. Таким образом, в мифах о преемственности мы имеем структуру, аналогичную греческой мифологии: Апсу/Энлиль/Мардук; Ану/Кумарби/Тешуб; и Уран/Кронус/Зевс.

Нисхождение Иштар в Преисподнюю. Аккадская поэма Сошествие Иштар в Преисподнюю (второе тысячелетие до н.э.) содержит важнейший пример раннего мифа о нисхождении в Преисподнюю. (Аккадская версия переработала более раннюю шумерскую традицию, в которой Иштар называется ее шумерским именем, ИНАННА.) Иштар/Инанна — дочь Ану и сестра ЭРЕШКИГАЛЬ, королевы Подземного мира и жены НЕРГАЛА. У Иштар много тех же ассоциаций, что и у Афродиты, включая любовь и сексуальное продолжение рода. Эрешкигаль соответствует Персефоне. Иштар, подобно Персефоне и Эвридике (жене Орфея), должна покинуть Преисподнюю, а затем вернуться в нее. Ее супруг, ДАМУЗИ (ТАМУЗ), похож на Адониса и Аттиса. В обеих версиях истории Иштар решает посетить Подземный мир; она оставляет инструкции, которые помогут ей вернуться в мир живых, если она там умрет. Эрешкигаль приказывает ей убить, но она возвращается к жизни по совету Энки (шумерская версия) или с помощью своего визиря (аккадская версия). Аккадское повествование заканчивается тем, что Иштар оплакивает смерть Дамузи. В шумерской версии Иштар злится на Дамузи за то, что он не оплакивал ее более позднее возвращение в мир, и передает его демонам, чтобы они претерпели смерть.

Хотя некоторое сходство между греческими мифами о сотворении мира и ближневосточными аналогами может быть обусловлено не более чем случайностью, мифы о преемственности, Всемирном потопе, Эпопее о Гильгамеше и мифе об Иштар и Дамузи демонстрируют сильную свидетельства прямого контакта между греками и культурами Ближнего Востока.

Прометей: создатель человечества, похитивший огонь у богов

Обновлено 7 июля, 2022 — 01:59 natasa

История Прометея — одна из самых любопытных в греческой мифологии. На протяжении веков он обогащался поэтами и философами, и в наши дни Прометей олицетворяет разум, даже хитрость, за его попытку помочь человечеству, хотя в конце концов он пал в своей неравной борьбе с Зевсом. Мифология Прометея говорит о сотворении человечества, зарождении как цивилизации, так и страданий.

История Прометея

Прометей, чье имя означало предвидение, был полубогом, сыном титана Япета и Климены, или Азии, океанид и дочерей Океана. Его братьями были глупый Эпиметей (известный как «запоздалый мыслитель»), Атлас и Менетий. Когда разгорелся конфликт за власть между олимпийскими богами и титанами, он принял сторону олимпийцев, хотя сам был титаном, и своим мудрым советом отдал победу Зевсу.

  • Преступление и наказание: Вечные проклятия, переданные древнегреческими богами
  • Битва богов, когда титаны сразились с Зевсом

По словам сатирика Лукиана, Прометей создал первого человека с помощью богини Афины. Сделанный из огня и глины, он был создан по образу богов. Сотворение первого человека произошло после знаменитой Битвы Титанов, а в Орфике глина использовалась как смесь почвы, разбавленной кровью Титанов.

В римских саркофагах Прометей изображен создающим статуи, в то время как богиня Афина посылает им душу с крыльями бабочки, чтобы она жила в них и давала им жизнь (любопытное сходство с сотворением Адама). Говорят, что Прометей с первой попытки создал совершенное существо. Гермес отнес его на гору Олимп, где Зевс угостил его напитком бессмертия, что привело его к тому, что он оказался на небе и стал планетой Фаэнон, нынешней планетой Юпитер (хотя в других версиях это Сатурн).

Прометей, создающий человека из глины, Константин Хансен. ( Общественное достояние )

Сотворение животных и человечества

Животные были созданы в одно и то же время, хотя они были созданы путем смешения материалов Земли и Огня. Все существа и люди были созданы внутри Земли. Когда всем существам внутри Земли было предложено выйти на свет, Прометею и Эпиметею было поручено придать каждому существу черты, которыми они должны обладать.

Эпиметей убедил своего брата позволить ему сделать эту работу в одиночку, что означало, что Эпиметей мог назвать любое существо и придать ему желаемые черты. Когда настала очередь человека, все, что у него осталось, это несколько волос и ногтей, что сделало его уязвимым и бессильным. Охваченный грустью, Прометей взялся за защиту людей.

Как создатель человечества, Прометей всегда с интересом наблюдал за их курсом на земле и часто не подчинялся приказам Зевса, чтобы предоставить человечеству какое-то преимущество. Пытался ли он помочь им, потому что они были его творениями и считали их своими детьми?

Прометей, несущий огонь, Ян Коссье. ( Общественное достояние )

Прометей как защитник человечества

В одной истории боги и смертные собрались, чтобы обсудить свои взаимные привилегии и особенно, кажется, определить, какая часть туши принесена в жертву , пойдет к каждому из них. Прометей разделил быка на две части. В первую долю он положил кожу, мясо и внутренности, покрытые брюхом животного, а в другую положил кости, с которых снял мясо, и покрыл их белым жиром.

Затем Прометей попросил Зевса выбрать долю, которая соответствовала бы богам. Остальное предназначалось для человечества. Зевс выбрал жир, и когда он узнал, что эта доля состоит только из костей, он рассердился и на Прометея, и на человечество и решил никогда больше не посылать им огонь.

В отместку Прометей украл огненные искры из колеса солнца или из печи Гефеста на острове Лемнос и отдал их человечеству. Использование огня улучшило их жизнь. Они делали инструменты, возделывали землю и цивилизовали себя. Прометей помогал им приобретать медицинские знания, готовить лекарства, обучал архитектуре, математике, астрономии, металлургии и навигации.

Пандора, Томас Бенджамин Кеннингтон. ( Общественное достояние )

Пандора и наказание Зевса

Зевс наказал людей, послав им Пандору, которая принесла с собой ящик. Авторы не совсем согласны в описании содержимого коробки. Гесиод писал об ужасных страданиях, исходивших из ящика Пандоры, а другие утверждали, что, открывая его без предосторожностей, Пандора отпускала все, что способствовало бы счастью человечества.

Но Зевс все равно не был счастлив, он хотел более полной мести и желал истребления человечества. Поэтому он развязал потоп, чтобы потопить смертных. Неужели он так боялся, что смертные перестанут повиноваться богам? И снова Прометей должен был предотвратить гибель человечества. В истории, поразительно похожей на библейский рассказ о Ноевом ковчеге, Прометей велел своему сыну Девкалиону и невестке Пирре построить ковчег, в котором они закроются и будут скитаться по волнам девять дней и девять ночей.

Прометей, привязанный к скале, его печень съедена орлом, на гравюре Люсьена. ( Общественное достояние )

Что касается Прометея, Зевс приказал Гефесту и его слугам, Государству и Насилию, пригвоздить Прометея к крутой вершине Кавказа, а затем послал орла, рожденного от Тифона и Ехидны, съесть его печень. Принеси бессмертие, печень обновлялась каждое утро. Зевс также поклялся в водах Стикса никогда не снимать оковы Прометея. Было ли это образцовым наказанием за «знание и уступчивость» как для богов, так и для смертных?

  • Преданы чужими действиями? События, приведшие к вечному наказанию Прометея
  • Похитители огня в древней мифологии: Божественное творение и разрушение в руках человека

Прометей много лет (от 30 до 30 000) висел на скале, пока Геракл не освободил его от оков. Зевс был рад подвигу сына, поэтому решил отпустить Прометея. Но поскольку он должен был сдержать свою клятву и чтобы Прометей навсегда нес бремя своего наказания, он поручил Прометею сделать кольцо из стали своей цепи и вставить в него кусок скалы, к которой он был привязан. . С тех пор люди стали изготавливать и носить кольца в честь пострадавшего за человечество Прометея.

Верхнее изображение: Прометей, Лука Джордано. Источник: Общественное достояние

По Наташе Сказке

Литература

Грант, М. 1996. Мифы греков и римлян . Пингвин.

Гамильтон, Э. Без даты. «Мифология» в GrAdeSaver . Доступно по адресу: https://www.gradesaver.com/mythology/study-guide/summary-prometheus-pandora-prometheus-and-io

Hansen, W. 2005. Классическая мифология: Путеводитель по мифическому миру Греки и римляне . Издательство Оксфордского университета.

Понтикис, Н. Без даты. «Прометей, податель огня, первоначальный мятежник мифологии» в Myth Man . Доступно по адресу: http://variousgods.com/prometheus.html

Проект Theoi. Без даты. «Прометей» в Теои греческой мифологии . Доступно по адресу: https://www.theoi.com/Titan/TitanPrometheus.html

.

Связанные статьи о древнем происхождении

27 июля, 2022 — 22:55 Марк Брофи

Греческая мифология полна богов и богинь, героев и божеств, которые играют роли в бесчисленных историях любви, мужества и искупления. От Зевса до Геракла греческие герои и боги являются знаковыми…

31 июля, 2019 — 19:37 dhwty

Большинство людей знакомы с сотворением Адама и Евы в Книге Бытия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *