Мифы древней греции главные герои: Читательский дневник Мифы древней Греции

Содержание

Читательский дневник по мифу «Дедал и Икар»

Автор: устное народное творчество.

Название произведения: «Дедал и Икар».

Число страниц: 4.

Жанр произведения: древнегреческий миф.

Главные герои: Дедал, Икар,

Второстепенные герои: царь Минос.

Характеристика главных героев:

Дедал — творческий человек.

Преступник и убийца, завистливый.

Умный и предусмотрительный.

Икар — молодой и наивный.

Глупый.

Ослушался отца и погиб.

Характеристика второстепенных героев:

Минос — царь Крита. Жадный, корыстный.

Краткое содержание древнегреческого мифа «Дедал и Икар»

Славился своими творениями скульптор и художник Дедал.

Но не хотел он, чтобы его племянник научился его мастерству.

Дедал убил племянника, но его преступление было раскрыто.

Дедал бежал из Афин и поселился на Крите, у царя Миноса.

Много великих творения сделал мастер для царя, но тот не собирался его отпускать.

И Дедал решил улететь.

Он сделал крылья из перьев для себя и своего сына.

Они полетели над морем.

Но Икар не послушался отца и поднялся высоко к солнцу.

Тепло растопило воск, и крылья разрушились.

Икар упал и утонул.

А Дедал прибыл в Сицилию и долгое время жил там.

Правители Сицилии заманили на остров Миноса и убили царя.

Под конец жизни Дедал вернулся в Афины.

План мифа:

  1. Великий мастер.
  2. Убийство племянника.
  3. Бегство.
  4. Работа на Миноса.
  5. Крылья.
  6. Прерванный полёт.
  7. Сицилия.
  8. Возвращение в Афины.

Основная мысль мифа «Дедал и Икар»

Главная мысль мифа заключается в том, что следует слушаться старших и следовать их наставлениям.

Основная тема мифа в том, что за свои ошибки и преступления обязательно придётся расплачиваться.

Чему учит древнегреческий миф

Миф учит не быть гордыми и самоуверенными.

Учит не завидовать чужому мастерству.

Учит слушаться старших.

Учит отвечать за свои поступки.

Краткий отзыв о древнегреческом мифе «Дедал и Икар» для читательского дневника

Прочитав этот миф, я подумала о том, что часто мы сами виноваты в своих бедах.

Мы не слушаем родителей и учителей.

Не слушаем, когда нам дают советы, учат, как правильно себя вести.

И попадаем в неприятности.

Вот и герой этого мифа Икар не послушал отца.

Он был легкомысленным и недалёким.

Ему хотелось развлекаться, а в итоге он погиб.

Но эта смерть сына стала для Дедала возмездием за совершенное убийство.

Ведь он убил родного племянника лишь за то, что он мог превзойти его как мастера.

И царь Крита тоже поплатился за своё стремление удержать Дедала любой ценой.

Его убили, сварив в кипятке.

Это очень жестокий миф, большая часть героев которого погибает.

И при этом ни одного героя нельзя назвать положительным.

Они не вызывают сочувствия.

Несчастья, что с ними случаются, кажутся заслуженными.

Мне не нравится ни один герой этого мифа.

Я всем советую прочитать этот миф, и подумать о том, что за всё рано или поздно приходится платить.

А значит не надо совершать неправильных поступков.

Нужно творить добро, а не зло.

И тогда человек может стать счастливым.

Пословицы к произведению:

  • От гордости мало корысти.
  • Гордая голова слетает с плеч первой.
  • Кто слушается старшего, нога того о камень не ударится.
  • Чья душа в грехах, та и в ответе.
  • Послушному — одно слово, непослушному — сто.

Словарь неизвестных слов:

  • Пристанище — место, где находят приют.
  • Родоначальник — основатель рода, общий предок.
  • Лучезарное — блестящее, яркое.
  • Минотавр — чудовище с головой быка и телом человека.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря и боязливо оглядывался на сына.

А Икару по душе был вольный полёт.

Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу.

И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.

Ещё читательские дневники по древнегреческим мифам:

  • «Нарцисс и Эхо»
  • «Храбрый Персей»
  • «Царь Мидас»
  • «12 подвигов Геракла»

Библиотека читательских дневников по мифам Древней Греции пополняется.

Читать онлайн «Боги и герои. Мифы Древней Греции», Николай Кун – ЛитРес

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2018

* * *

Введение

Николай Альбертович Кун – известный историк советского периода. Не одно поколение учителей – историков, филологов – изучало историю и литературу Древней Греции, Рима по книгам Н. А. Куна.

Эта книга являет собой систематический пересказ греческих мифов, которые объединяются под уже закрепившимся в литературе и истории названием «древнегреческая мифология».

Мифы (от греч. mýhos – предание, сказание) Древней Греции складывались постепенно, в течение очень длительного времени, передаваясь из поколения в поколение в устной форме странствующими певцами-аэдами, т. к. письменности тогда ещё не было.

Мифы древних греков можно разделить на два вида: героические (в сказочной форме передающие реальные исторические события) и этиологические (в которых объясняются те или иные названия и причины возникновения народных обычаев и обрядов).

Сюжеты героических мифов складывались на протяжении многих веков, отражая исторические этапы развития общества – от изобретения человеком орудий труда и приручения домашних животных до реальных исторических событий (сказание о Троянской войне), – подлинность которых подтверждается современными археологическими раскопками.

Благоприятные социальные и природные условия, в которых развивался греческий народ и его культура, богатая фантазия и эмоциональная восприимчивость, вызвали к жизни исключительное множество масштабных по форме и прекрасных по содержанию поэтических мифов. Многие крылатые выражения греческой мифологии давно вошли в обиход культурного человека и получили широкое распространение на правах пословиц, поговорок и афоризмов: «нить Ариадны», «авгиевы конюшни», «ахиллесова пята», «сизифов труд», «танталовы муки», «троянский конь», «красив как Аполлон», «силён как Геракл» и т. д.

Главными персонажами мифов были боги и герои. Через их поступки эллины (древние греки) передавали свои представления об устройстве мира, о природе, о человеческом обществе в целом. На основе древних легенд и мифов были созданы древнегреческими поэтами Гомером (предположительно жил между XII и VII вв. до н. э.) эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея»; Гесиодом (VIII–VII вв. до н. э.) – «Теогония», «Труды и дни»; Еврипидом (V в. до н. э.) – «Андромаха», «Гекуба», «Медея», «Геракл»; древнеримскими поэтами Овидием (I в. до н. э.) – «Метаморфозы»; Вергилием (I в. до н. э.) – «Энеида».

В начале первой части книги пересказываются мифы о происхождении мира и борьбе богов с гигантами и титанами, которых в конце концов победил могучий тучегонитель и громовержец Зевс и утвердился на горе Олимп: «Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов» – Гермес (вестник богов), Арес (бог войны), Гименей (бог семьи и брака), Гефест (бог-кузнец), Деметра (богиня земледелия и плодородия) – все те, кого народная фантазия причислила к сонму главных богов.

Мифы рассказывают, что, кроме этих главных богов, вся земля была населена богами и богинями, олицетворявшими силы природы. В реках обитали нимфы-наяды, в море – нереиды, в лесах – дриады и сатиры, в горах жила нимфа Эхо. В небе главным богом считался Гелиос – солнце, – объезжавший каждый день весь мир на золотой колеснице, запряжённой огнедышащими конями. Румяная Эос – заря – возвещала его выезд своим появлением на небосводе. Ночью землю освещала Селена – луна. Ветры были представлены богами Бореем (северный ветер) и Зефиром (западный ветер). Три богини судьбы – мойры – пряли нить человеческой жизни, обрывая её, когда считали нужным.

Мифические сказания о жизни и подвигах героев изложены автором во второй части книги по мотивам поэмы Гесиода «Труды и дни». Герои – это дети смертных людей и бессмертных богов, наделённые сверхъестественной мощью и смелостью. Герои-вожди – люди, но живут и совершают свои поступки под «присмотром» Олимпа. Ведь даже могучего титана Прометея жестоко наказал Зевс, когда тот, восстав против богов, похитил с Олимпа и принёс людям огонь. Прикованный к скале, Прометей испытывал нечеловеческие муки от орла, клевавшего его печень. Никто не смеет нарушать волю богов и выдавать их тайны!


Боги

Происхождение мира и богов

Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» («Происхождение богов»). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» («Превращения»)

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос. В нём заключался источник жизни мира. Всё возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней. Далеко же под Землёй, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, всё оживляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил вечный Мрак – Эреба и тёмную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землёй. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землёй, и широко разлилось вечно шумящее Море. Матерью-Землёй рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран (Небо) воцарился в мире и взял себе в жёны благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих грозных титанов – было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – розоперстую Эос (Аврору). От Астрея и Эос произошли все звёзды, которые горят на тёмном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождём тучи.

Кроме титанов породила могучая Земля трёх великанов – циклопов с одним глазом во лбу – и трёх громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов – сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная мощь не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Её давило это страшное бремя, заключённое в её недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и стала убеждать восстать против отца Урана, но они боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Крон[1], хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных божеств: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кер – уничтожение, Гипноса – сон с роем мрачных, тяжёлых видений, не знающую пощады Немесиду – отмщение за преступления и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Зевс

[2]
Рождение Зевса

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обрекут его на ту же участь, на какую обрёк он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию[3], Деметру[4], Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона[5].

 

Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана (Неба) и Геи (Земли), удалилась она на остров Крит, и там, в глубокой пещере, родился у неё младший сын, Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завёрнутый в пелёнки. Крон не подозревал, что был обманут своей женой.

А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчёлы носили мёд маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты[6] ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестёр.

Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами

Вырос и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть на свет поглощённых им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих детей богов, прекрасных и светлых. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.

Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. На их сторону стали и некоторые из титанов, а первыми – титан Океан и дочь его Стикс с детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба для богов-олимпийцев: могучи и грозны были их противники титаны, – но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону. Наконец решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов – гекатонхейров – и призвал их на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступили к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, всё кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы. Зевс метал одну за другой пламенные молнии и оглушительно рокочущие громы. Огонь охватил всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли всё густой пеленой.

Наконец могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие гекатонхейры, и стерегут они, чтобы не вырвались опять на свободу из Тартара могучие титаны. Власть титанов в мире миновала.

Борьба Зевса с Тифоном

Но не окончилась этим борьба. Гея (Земля) разгневалась на олимпийца Зевса за то, что он так сурово поступил с её побеждёнными детьми – титанами. Она вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет ужасное стоголовое чудовище – Тифона. Громадный, с сотней драконовых голов, поднялся Тифон из недр земли. Диким воем всколебал он воздух. Лай собак, человеческие голоса, рёв разъярённого быка, рыканье льва слышались в этом вое. Бурное пламя клубилось вокруг Тифона, и земля колебалась под его тяжкими шагами. Боги содрогнулись от ужаса. Но смело ринулся на него Зевс-громовержец, и загорелся бой. Опять засверкали молнии в руках Зевса, раздались раскаты грома. Земля и небесный свод потряслись до основания. Ярким пламенем вспыхнула опять земля, как и во время борьбы с титанами. Моря кипели от одного приближения Тифона. Сотнями сыпались огненные стрелы-молнии громовержца Зевса; казалось, что от их огня горит сам воздух и горят тёмные грозовые тучи. Зевс испепелил Тифону все его сто голов. Рухнул Тифон на землю; от тела его исходил такой жар, что плавилось всё вокруг. Зевс поднял тело Тифона и низверг в мрачный Тартар, породивший его. Но и в Тартаре грозит ещё Тифон богам и всему живому. Он вызывает бури и извержения; он породил с Эхидной, полуженщиной-полузмеёй, ужасного двуглавого пса Орфо, адского пса Кербера[7], лернейскую гидру и Химеру; часто колеблет Тифон землю.

Победили боги-олимпийцы своих врагов. Никто больше не мог противиться их власти. Они могли теперь спокойно править миром. Самый могущественный из них, громовержец Зевс, взял себе небо, Посейдон – море, а Аид – подземное царство душ умерших. Земля же осталась в общем владении. Хотя и поделили сыновья Крона между собой власть над миром, но всё же над всеми ними царит повелитель неба Зевс; он правит людьми и богами, он ведает всем в мире.

Олимп

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окружённый сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина[8], и много других богов. Три прекрасные Оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое бездонное небо, и льётся с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далёкую землю.

Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.

Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом[9]. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, божественно прекрасное лицо Зевса. У трона его – богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса, крылатая богиня победы Ника. Вот входит прекрасная, величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену; почётом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде, великая Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. А она, гордая своим могуществом, идёт к золотому трону и садится рядом с царём богов и людей – Зевсом. Около трона Геры стоит её посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных крыльях исполнять повеления Геры в самые дальние края земли.

Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои, Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амброзию[10] и нектар – пищу и напиток богов. Прекрасные хариты[11] и музы услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их лёгкими движениями и дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир олимпийцев. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.

С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть – всё в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом – зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, чёрные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнёт он своей десницей – удары грома раскатятся по всему небу, сверкнёт пламенная молния, и сотрясётся высокий Олимп.

Не один Зевс хранит законы. У его трона стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на светлом Олимпе и народные собрания на земле, наблюдая, чтобы не нарушился порядок и закон. На Олимпе – и дочь Зевса, богиня Дика, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дика доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дика – защитница правды и враг обмана.

Зевс хранит порядок и правду в мире и посылает людям счастье и горе. Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, всё же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы – мойры[12], живущие на светлом Олимпе. Судьба самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Никому не уйти от велений неумолимого рока. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным. Лишь смиренно склониться можно перед роком и подчиниться ему. Одни мойры знают веления рока. Мойра Клото прядёт жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвётся нить, и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить определённой мойрами судьбы, так как третья мойра, Атропос, всё, что назначили в жизни человеку её сёстры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумолимы великие, суровые мойры.

Есть ещё на Олимпе и богиня судьбы, счастья и благоденствия – Тюхе́[13]. Из рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен сам Зевс, сыплет она дары людям, и счастлив тот человек, который встретит на своём жизненном пути богиню счастья Тюхе, но как редко это бывает и как несчастлив тот человек, от которого отвернётся богиня Тюхе, только что дававшая ему свои дары!

 

Так царит окружённый сонмом светлых богов на Олимпе великий царь людей и богов Зевс, охраняя порядок и правду во всём мире.

Посейдон и божества моря

Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого брата громовержца Зевса, колебателя земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооружённой грозным трезубцем. Там, в глубине моря, живёт с Посейдоном и его прекрасная супруга Амфитрита, дочь морского вещего старца Нерея, которую похитил великий властитель морской глубины Посейдон у её отца. Он увидал однажды, как водила она хоровод со своими сёстрами нереидами на берегу острова Наксоса.

Пленился бог моря прекрасной Амфитритой и хотел увезти её на своей колеснице, но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог Посейдон найти прекрасную дочь Нерея. Наконец открыл ему её убежище дельфин. За эту услугу Посейдон поместил дельфина в число небесных созвездий, похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней.

С тех пор живёт Амфитрита с мужем своим Посейдоном в подводном царстве. Высоко над дворцом шумят морские волны. Сонм морских божеств окружает Посейдона, послушный его воле. Среди них сын Посейдона Тритон, громовым звуком своей трубы из раковины вызывающий грозные бури. Среди божеств и прекрасные сёстры Амфитриты, нереиды. Посейдон властвует над морем. Когда он на своей колеснице, запряжённой дивными конями, мчится по морю, тогда расступаются вечно шумящие волны и дают дорогу повелителю Посейдону. Равный красотой самому Зевсу, быстро несётся он по безбрежному морю, а вокруг него играют дельфины, рыбы выплывают из морской глубины и теснятся вокруг его колесницы.

Когда же взмахнёт Посейдон своим грозным трезубцем, тогда, словно горы, вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Бьются тогда с шумом морские валы о прибрежные скалы и колеблют землю. Но простирает Посейдон свой трезубец над волнами, и они успокаиваются. Стихает буря, снова спокойно море, ровно, как зеркало, и чуть слышно плещется у берега – синее, беспредельное.

Много божеств окружает великого брата Зевса, Посейдона; среди них вещий морской старец Нерей, ведающий все сокровенные тайны будущего. Нерею чужды ложь и обман; только правду открывает он богам и смертным. Мудры советы, которые дает вещий старец. Пятьдесят прекрасных дочерей у Нерея. Весело плещутся юные нереиды в волнах моря, сверкая среди них своей божественной красотой. Взявшись за руки, вереницей выплывают они из морской пучины и водят хоровод на берегу под ласковый плеск тихо набегающих на берег волн спокойного моря. Эхо прибрежных скал повторяет тогда звуки их нежного пения, подобного тихому рокоту моря.

Нереиды покровительствуют мореходу и дают ему счастливое плавание.

Среди божеств моря – и старец Протей, меняющий, подобно морю, свой образ и превращающийся, по желанию, в различных животных и чудовищ. Он тоже вещий бог, нужно только уметь застигнуть его неожиданно, овладеть им и заставить его открыть тайну будущего. Среди спутников колебателя земли Посейдона и бог Главк, покровитель моряков и рыбаков, обладатель дара прорицания. Часто, всплывая из глубины моря, открывал он будущее и давал мудрые советы смертным. Могучи боги моря, велика их власть, но властвует над всеми ними великий брат Зевса Посейдон.

Все моря и все земли обтекает седой Океан

[14] – бог-титан, равный самому Зевсу по почёту и славе. Он живёт далеко на границах мира, и не тревожат его сердце дела земли. Три тысячи сыновей – речных богов и три тысячи дочерей – океанид, богинь ручьев и источников, у Океана. Сыновья и дочери великого бога Океана дают благоденствие и радость смертным своей вечнокатящейся живящей водой, которой поят всю землю и всё живое.


1. 1 От греч. chróhos – время.

2. 2 У римлян – Юпитер. Картина жизни богов на Олимпе дана по произведениям Гомера «Илиада» и «Одиссея», прославляющим родоплеменную аристократию и возглавляющим её басилевсов как лучших из людей, стоящих много выше остальной массы населения. Боги Олимпа отличаются от аристократии и басилевсов лишь тем, что они бессмертны, могущественны и могут творить чудеса. Бог Зевс – тот же басилевс, правящий, опираясь на аристократию богов, всей землёй и небом. Посейдон – такой же идеализированный басилевс, как Зевс. Он правит морем, окружённый аристократией морских богов. Следовательно, среди богов, как и среди людей, мы видим басилевсов, правивших каждый своей областью. Зевс правит небом и землёй, Посейдон – морем, а Аид – подземным царством. Классовый характер ярко выражен в религии Греции.

3. 3 Богиня жертвенного огня и огня домашнего очага, покровительница городов и государства. В Риме впоследствии с Гестией была отождествлена Веста, богиня домашнего очага.

4. 4 Великая богиня плодородия земли, дающая рост всему, что произрастает на земле, плодородие нивам, благословляющая труд земледельца. Римляне назвали богиню Деметру именем своей древней богини плодородной нивы – Церерой. Мифы о Деметре см. ниже.

5. 5 У римлян им соответствовали Юнона, Плутон и Нептун.

6. 6 Полубоги, охранители и защитники Зевса. Позднее куретами называли на Крите жрецов Зевса и Реи.

7. 7 Иначе – Цербер.

8. 8 У римлян греческим богиням Гере, Артемиде, Афродите и Афине соответствовали: Юнона, Диана, Венера и Минерва.

9. 9 У римлян – Вулкан.

10. 10 Пища богов, дающая бессмертие.

11. 11 У римлян – грации.

12. 12 У римлян – парки.

13. 13 У римлян – Фортуна.

14. 14 Греки утверждали, что всю землю кругом обтекает поток, катящий свои воды в вечном водовороте.

10 лучших героев греческой мифологии

Все великие, от Ахиллеса до Тесея!

Краткие биографии 10 лучших героев греческой мифологии, включая подробности их подвигов, литературные произведения, в которых они фигурировали, и многое другое. Идеально подходит для использования в качестве учебного пособия или краткого справочника.

Ищете больше ресурсов по мифологии? Посмотрите этот список людей и мест в египетской мифологии.

Возможно, сегодня термин «герой» используется слишком часто, но эти ребята были первопроходцами. Мифология Древней Греции была наполнена великими героями, которые убивали монстров, сражались с целыми армиями и любили (и теряли) красивых женщин. Полные рассказы часто показывают, что Геракл, Ахиллес, Персей и другие являются несовершенными персонажами … но их имена живут на протяжении тысячелетий.

Классы:

6 |

7 |

8 |

9

Subjects:

Social Studies and History

Ancient Civilizations


TYPE:

Editor’s Collections


Add to Favorites

CREATE NEW FOLDER

Cancel

Manage My Favorites

Achilles

Achilles

В младенчестве мать Ахилла окунула его в реку Стикс, что сделало его неуязвимым везде, кроме пятки, за которую она его держала. В течение десяти лет Ахиллес был великим героем Троянской войны для греков. Но в конце концов Парис, сын троянского царя, смертельно ранил Ахиллеса в пятку. Сегодня сухожилие, соединяющее икроножные мышцы с пяточной костью, называется ахилловым сухожилием, а небольшая, но опасная слабость известна как «ахиллесова пята».

См. также: Ахиллес: Злой юный герой.

Геракл

Геракл

Храбрый и могущественный Геракл, пожалуй, самый любимый из всех греческих героев. Сын Зевса и Алкмены (внучки Персея), Геракл вырос и стал прославленным воином. Но ревнивая жена Зевса, Гера, временно свела его с ума, и он убил свою жену и детей. В качестве наказания Геракл совершил двенадцать, казалось бы, невозможных подвигов, которые стали предметом бесчисленных произведений искусства и драмы. Геркулеса часто изображают в львиной шкуре и с дубиной в руках.

См. также: Подвиги Геракла.

Гектор

Гектор

Сын царя Трои, Гектор возглавлял оборону города во время Троянской войны. Хотя троянцы в конце концов проиграли, Гектора почитали за его мужество и благородство. Как рассказывается в «Илиаде » Гомера , исход Троянской войны был в значительной степени в руках богов. Ближе к концу истории Гектору предстоит сразиться с Ахиллесом, величайшим воином греков. Гектор сначала убегает, трижды оббегая город, прежде чем преодолеть свой страх и обратиться в бой. По ходу дуэли Гектор понимает, что боги благоволили Ахиллесу, но, хотя он знает, что вот-вот умрет, Гектор все равно храбро сражается.

Джейсон

Джейсон

Джейсон был лидером аргонавтов, 50 героев, отправившихся на поиски Золотого руна. Дядя Джейсона, Пелиас, украл королевство, которое должно было принадлежать Джейсону. Он пообещал вернуть его только в том случае, если Джейсон принесет домой Золотое руно — шерсть волшебного крылатого барана, ставшего созвездием Овна. В своем путешествии Джейсон и аргонавты столкнулись с такими опасностями, как смертоносные поющие сирены. В конечном итоге они захватили руно с помощью волшебницы Медеи, ставшей женой Ясона.

Одиссей

Одиссей

Король Итаки и прославленный воин Одиссей помог грекам победить в Троянской войне. После этого он путешествовал почти десять лет, чтобы вернуться домой, в Итаку, к своей жене Пенелопе. По пути мужество и сообразительность Одиссея спасли его от таких монстров, как циклоп Полифем, сирены (на фото выше), Сцилла и Харибда. Вернувшись в Итаку, Одиссей доказал свою личность Пенелопе и снова правил своей родиной. Эти приключения описаны в эпической поэме Гомера «Одиссея».

См. также: Одиссей.

Персей

Персей

Сын Зевса и Данаи, Персей совершил опасные подвиги благодаря своей сообразительности и талантам воина. Самым известным было его убийство Горгоны Медузы. Поскольку взгляд прямо на чудовищную Медузу превращал бы человека в камень, Персей убил ее, глядя на ее отражение в зеркале. После обезглавливания Горгоны своим мечом он держал ее голову в своей сумке. Позже, чтобы спасти принцессу Андромеду от съедения морским чудовищем, Персей вырвал голову Медузы и превратил существо в камень.

См. также: Образцовый герой: Персей.

Прометей

Прометей

Хотя он был рожден от титана Япета Клименой или Фемидой, Прометей предвидел поражение титанов олимпийскими богами, поэтому он вступил в союз с Зевсом. Тем не менее, Прометей в конце концов разозлил Зевса, украв огонь и принеся его человечеству. В наказание Зевс отдал Пандору (а вместе с ней и все зло мира) человеку, а Прометея приговорил к прикованию к скале в горах Кавказа, где его печень ежедневно поедал орел. Согласно некоторым версиям истории, Прометей был в конце концов освобожден Гераклом.

Эней

Эней

Основатель города Рима и герой «Энеиды» Вергилия, Эней играет важную роль как в греческой, так и в римской мифологии. Он сражался в Троянской войне на стороне троянцев и, во многом благодаря тому, что ему благоволили Афродита, Аполлон и Посейдон, был одним из немногих мужчин на той стороне, которые не погибли от рук греков. Когда война закончилась, он бежал и оказался в Италии, где его потомки построили Рим.

Орфей

Орфей

Сын Каллиопы и Аполлона, Орфей был блестящим музыкантом. Играя на лире, он мог зачаровывать диких животных и даже заставлять реки останавливаться. Когда жена Орфея, Эвридика, умерла, он спустился в подземный мир, чтобы найти ее. Там его музыка смягчила сердце Аида, который позволил Орфею забрать Эвридику обратно в мир живых при одном условии: Орфей должен был идти впереди Эвридики, и он не мог оглядываться на нее, пока они оба не покинут подземный мир. Но соблазн увидеть возлюбленную был слишком велик, и Орфей оглянулся. Эвридика исчезла навсегда.

Тесей

Тесей

Тесей был известен своей победой над многочисленными монстрами, особенно Минотавром, обитавшим в лабиринте на острове Крит. Каждый год жители Афин были вынуждены посылать четырнадцать молодых людей на съедение Минотавру заживо. Но Тесей, используя клубок волшебной нити царевны Ариадны, нашел выход из лабиринта и убил зверя. Тесей был сыном либо Эгея, царя Афин, либо морского бога Посейдона. В более позднем возрасте он стал королем Афин и известным воином.

Рекомендуемые ресурсы для старших классов

  • РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

    Полное руководство по здоровым привычкам для самообслуживания учителей

    Справочник советов, советов и печатных материалов для поддержки учителей в их физическом, психическом и эмоциональном здоровье.

  • УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    Планы успеваемости учащихся старших классов

    Помогите своим учащимся не сбиться с пути с помощью этой подборки планов учета успеваемости учащихся.

  • УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    Стратегии дифференциации и исправления математики для средней школы

    Устранение пробелов в обучении с помощью дифференцированного и исправленного обучения математике Этот ресурс предлагает 5 стратегий того, как …

Лучшие 29 греческих мифов | Грека

Одиссей, царь Итаки, пожалуй, самый известный герой всех времен. Его история — это миф о монстрах, невезении и множестве приключений. История Одиссея на самом деле является долгим путешествием человека, у которого есть только одна цель, вернуться на свою любимую родину и к своей семье. Одиссей покинул Трою после долгих лет войны и отправился в свой дом на Итаке. Однако это путешествие было долгим и полным приключений.

Миф о Ясоне, его товарищах-аргонавтах и ​​путешествии за Золотым руном покорил весь мир. Это история о волнениях, опасностях и приключениях. Ясон, законный король Иолка, отправляется в путешествие на своем корабле «Арго» в чужую страну Колхиду, чтобы получить Золотое руно и доказать, что он достоин стать королем. В пути он встречает множество неприятностей и задержек. Даже когда он прибывает в Колхиду, ему приходится противостоять обману местного царя.

Тесей был полумифической, полуисторической фигурой. Миф гласит, что у него было два отца, царь Афин Эгей и бог Посейдон. Поскольку он произошел от бога, он обладал сверхъестественными способностями. Самым известным подвигом Тесея было убийство Минотавра на Крите, Греция, чтобы избавить Афины от бремени принесения в жертву этой чудовищной фигуре семи юношей и семи девушек. После смерти царя Эгея Тесей стал царем Афин, и легенда гласит, что его первой женой была амазонка.

Миф гласит, что амазонки были племенем независимых, могущественных женщин, восставших против общества, в котором доминировали мужчины, и жестокости мужчин. Раньше они жили в изолированных местах, исключали мужчин из своего общества и вели против них войны. Хотя нет четких результатов, существовали ли амазонки на самом деле или нет, о них часто упоминают в мифах и легендах.

Миф о Персефоне, милой дочери греческой богини Деметры, похищенной Аидом и впоследствии ставшей царицей подземного царства, известен во всем мире. На самом деле это миф древних греков, объясняющий смену времен года, вечный цикл смерти и возрождения природы. Персефона понимается как наивная маленькая девочка, которая колеблется между защитой матери и любовью мужа. Миф о Персефоне был очень популярен в древние времена, и говорят, что ее история была представлена ​​в Элевсинских мистериях, самых тайных празднованиях Древней Греции.

Миф о Прометее занимает особое место в греческой мифологии. Этот сын Титана считался великим благодетелем человечества, принесшим огонь и первоначальным учителем технологий и полезных искусств для человечества. Его великая любовь к людям часто приводила Прометея к опасному конфликту с Зевсом. На самом деле именно Зевс наказал Прометея на вечные муки за то, что он украл огонь у богов и отдал его людям.

Миф о Дедале и Икаре показывает нам, что сила человека не имеет границ, но также и то, что мы должны быть очень осторожны в использовании этой силы. Икар мог летать на своих крыльях, однако, когда он подлетел слишком близко к солнцу, его крылья обгорели, и он упал в море. Ближайший остров, на который упал и утонул Икар, получил его имя и до сих пор называется Икарией.

Миф о Персее и Андромеде содержит очень глубокую мудрость о взаимодействии мужской и женской энергии. Персей — один из величайших героев греческой мифологии. Он был сыном могучего Зевса и смертной женщины Данаи. Он наиболее известен как убийца Горгоны Медузы, грозного монстра, и как спаситель эфиопской принцессы Андромеды.

Миф об Орфее и Эвридике — великий трагический миф. Орфей влюбляется в нимфу Эвридику, и когда она умирает, сразу после их свадьбы, он спускается в Преисподнюю. Там он убеждает бога мертвых Плутона позволить его жене вернуться на Землю, чтобы они могли вести нормальную жизнь. Эта трагическая история вдохновила многих художников и легла в основу многих опер и песен.

Миф о Пигмалионе и Галатее до сих пор очень популярен. Знаменитый скульптор Пигмалион влюбляется в собственное творение и желает дать жизнь своей статуе. Эта простая и воображаемая концепция на самом деле является основой для психологического понимания мужского поведения и желаний. Этот милый миф рассматривается как изображение потребности мужчины властвовать над определенной женщиной и воплотить свои идеи в женское живое существо.

Миф о царе Мидасе — это миф о трагедии алчности и повествует о том, что происходит, когда не признается истинное счастье. Мидас хотел, чтобы все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Однако он не думал, что это желание на самом деле не благословение, а проклятие. Фраза «прикосновение Мидаса» происходит из этого мифа и используется, чтобы сказать, что кому-то повезло.

Этот миф о красивой девушке, которая была похищена, а затем соблазнена Зевсом, главой греческих богов. Эта концепция довольно обычна в греческой мифологии. Примечательно то, что эта девушка стала королевой Крита и дала свое имя всему европейскому континенту. Ее история была особенно популярна с древних времен и была изображена на многих древних керамических изделиях и монетах.

Ио была прекрасной принцессой Аргоса на Пелопоннесе, которую соблазнил бог Зевс, замаскированный под облако. Однако его ревнивая жена Гера узнала об этих отношениях и превратила Ио в корову, чтобы держать ее подальше от мужа. Ио пришлось пережить множество несчастий, пока она, наконец, снова не превратилась в женщину и не зажила нормальной жизнью.

Миф об Эроте и Психее, вероятно, одна из самых дорогих любовных историй в классической греческой мифологии. Эрос был олицетворением сильного любовного желания. Психея, прекрасная дева, олицетворяет человеческую душу. На самом деле она является символом души, очищенной страстями и несчастьями и готовой отныне наслаждаться вечным счастьем.

Лето в древних мифах Греции был символом материнства. Как и каждая мать, она много выстрадала, чтобы родить своих детей, а затем защитить и воспитать их должным образом. Лето пережила много несчастий из-за своих отношений с Зевсом, которые вызвали ревность Геры и прокляли Лето, чтобы он не нашел стабильного места на Земле, чтобы родить своих детей. Так появился Делос, который считался плавучим островом. Лето родила там Артемиду и Аполлона, и с тех пор Делос стал священным местом бога Аполлона.

История Пандоры получила известность в «Теогении», эпической поэме Гесиода, написанной около 800 г. до н.э. Миф восходит к первым векам человечества, сразу после Титаномахии, Великой войны между титанами и олимпийцами. Это история о женщине, которая открыла коробку, в которой хранилось все зло мира, и таким образом выпустила все беды для людей.

Древние жители Греции объясняли вещи, которые они не могли понять, мифами. Так они объясняли сотворение мира, природные явления или разрушения, или существование сил, которые могли превосходить человеческую природу. Таким образом, когда они смотрели на небо и наблюдали за всеми этими звездами, они недоумевали, что послужило причиной существования этих звезд и созвездий. На самом деле, было создано множество мифов, объясняющих существование звезд. История Каллисто – это такой миф, созданный ради двух прекрасных созвездий, Большой и Малой Медведицы.

Адонис был божеством растений и возрождения. Он известен как бог, который был вечно юным, тем, кто будет жить и умирать только для того, чтобы возродиться снова. Культ Адониса состоял из женщин, как видно из 2600-летних останков, найденных на острове Лесбос. Афинские женщины посадили «сады Адониса», где семена прорастали, а затем умирали, чтобы возродиться через несколько месяцев. Праздник Адониса отмечался в середине лета, когда собирали урожай укропа и салата.

Согласно древним мифам, Солнце было помещено в колесницу, и каждый день Бог Гелиос водил колесницу по всему небу. Вот так восходит и заходит Солнце. Фаэтон был сыном бога Гелиоса, который однажды тайно взял колесницу, чтобы управлять ею. Однако, поскольку он был молод и неопытен, он потерял контроль над лошадьми и был убит.

Асклепий изначально был смертным, а позже стал богом медицины и исцеления, согласно древним грекам. Миф об Асклепии связан с истоками медицинской науки и искусства врачевания. Его культ был особенно популярен во всей Греции, и люди со всех стран Средиземноморья приезжали в его храмы, называемые Асклепион, чтобы вылечиться. Остатки этих храмов можно увидеть и сегодня. Его история довольно интересна и на самом деле является историей наказания.

Этот очаровательный миф рассказывает о платонической любви бога Аполлона к прекрасной нимфе Дафне. Говорят, что Дафна была первой любовью Аполлона, но, к сожалению, девушка так и не ответила на его любовь. Она молилась, чтобы ее превратили в дерево, чтобы бог не смог ее соблазнить. Действительно, она превратилась в лавровое дерево. С тех пор Аполлон не забыл свою потерянную любовь и сделал лавр своим священным растением. Отметим, что Пифия, жрица Дельфийского оракула, жевала лавровые листья, чтобы общаться с Аполлоном и давать людям свои пророчества.

Трогательная история Альционы и Кейкса породила общее выражение «Безмятежные дни». Это история о паре, которые были наказаны за свое высокомерие перед богами, но в конце концов не позволили своей любви угаснуть. Безмятежные дни — это теплые дни в середине зимы, в январе.

Арахна, имя которой в переводе с греческого означает «паук», была красивой женщиной, обладавшей большим талантом к ткачеству. Все были поражены ее работой, и однажды Арахна заявила, что у нее больше таланта, чем у самой богини Афины. Это было оскорблением богов, что для древних греков было очень серьезным и даже смертельным грехом. Вот почему богиня Афина превратила ее в паука, чтобы он махал ею всю жизнь.

Кадм известен как основатель и первый царь Фив, могущественного города в древности недалеко от Афин. Он также известен как человек, принесший письменный алфавит от финикийцев к грекам, а через греков — всему миру. Согласно мифологии, его жизнь была долгой и полной приключений. Все началось, когда его сестра Европа была похищена Зевсом, главой богов. Именно тогда он покинул свою страну, чтобы найти ее. Хотя он, вероятно, не нашел ее в конце, Судьба спланировала для него великую жизнь.

История Девкалиона и Пирры во многом напоминает библейскую историю о Ноевом ковчеге. Это версия древних греков в их попытке очистить старый мир от грехов и породить новую человеческую расу. Удивительно то, что между двумя историями есть сходство, поскольку обе они используют катастрофический потоп, чтобы вымереть человечество. Немногим людям, спасенным от наводнения, удалось сделать это в лодке, а через много дней после прекращения дождя им удалось ступить на сушу.

История Идаса и Марпессы — это миф о любви. Эти два персонажа доказали, что любовь и вечную преданность нельзя победить мечом, силой, красотой или славой. Марпесса была молодой девушкой, которая однажды в своей жизни оказалась перед необходимостью выбирать мужа между смертным и богом. Каково было ее решение?

Миф о Данаидах — это история пятидесяти женщин, совершивших ужасный поступок: по указанию отца они все убили своих мужей в брачную ночь! Эта великая резня была невероятной даже для кровавых древнегреческих мифов. Это было преступление, за которое наказывали и люди, и боги. Действительно, данаиды были наказаны за это после смерти ужасными и вечными муками.

Трагическая история о Ниобе — один из самых памятных греческих мифов, поскольку история Ниобы представляет собой яркий пример последствий hybris — греческого термина, определяемого как высокомерие или чрезмерная гордыня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *