Мифология геката: Геката Античная мифология и история

Геката — богиня ночи, Луны и магии — Dryade

Происхождение Гекаты

Богиня Геката входила в число важнейших божеств античного мира. Зародившись во тьме доисторических времен, ее культ сохранялся на протяжении трех тысячелетий. Есть предположение, что культ богини существовал сначала у фракийцев и от них уже перешёл к грекам. Заимствование Гекаты из более древних верований подтверждается и самим мифом — она дочь титанов, которые предшествовали власти олимпийских богов.

Геката – таинственная древнегреческая богиня, которая была дочерью титанов Персея и Астерии, и которой Зевс даровал править судьбой земли и пустынного моря.

Мать Гекаты титанида Астерия ассоциировалась с ночным небом – не только как покровительница астрологии, но и как подательница вещих снов. По-видимому, эту связь с оракулами и сновидениями Астерия передала своей дочери по наследству.

Гекату почитали как богиню сновидений и, в частности, ночных кошмаров: на того, кто ее оскорбил, она могла наслать ужасные сны, а того, кто угодил ей, – вознаградить добрыми сновидениями.

Что касается титана Персея, то его имя обычно переводится как “разрушитель”, но это же слово употреблялось и в значении “персидский”, что, вероятно, было отсылкой к более древнему происхождению богини.

Из сохранившихся античных источников самым древним, имеющим описание богини Гекаты, является “Теогония” Гесиода, датируемая VII веком до н.э.:

Зевс, сын Кроноса, почитал [Гекату] превыше всех: он дал ей великолепные дары – иметь долю земли и бесплодного моря, и со звездного неба она имеет долю в чести и почитается больше всего бессмертными богами. Ибо даже теперь, когда кто-нибудь на земле ищет умилостивления, совершая по обычаю прекрасные жертвоприношения, он взывает к Гекате; и большая честь очень легко остается с тем человеком, чьи молитвы богиня принимает с радостью, и она дарует ему счастье. 

Та обширная сила, которой обладала Геката, вероятно, была причиной того, что впоследствии она была смешана и отождествлена ​​с несколькими другими божествами и, в конце концов, стала мистической богиней.

Поскольку она была как бы царицей всей природы, мы находим ее, отождествляемую с Деметрой, Реей. Гекату отождествляли с рядом других богинь, включая Селену (Луну), богиню моря Кратеиду, богиню таврических херсонцев в Скифии, колхийскую нимфу Персею, ​​героиню Ифигению, фракийских богинь Бендис и Котис, эвбейскую нимфу Майру, элевсинскую нимфу Даэйру и бойотскую нимфу Геркину (Герцину). Будучи охотницей и защитницей молодости, она соотносилась с Артемидой. И как богиня Луны, она считается мистической Персефоной.

Фундамент отождествлений с Деметрой и Персефоной содержится в гомеровском гимне Деметре. Согласно этому гимну, Геката была, помимо Гелиоса, единственным божеством, которое из своей пещеры наблюдало похищение Персефоны.

Сначала в древнегреческой мифологии богиня не являлась отрицательным персонажем. Она олицетворяла архетип Богини-Матери и была известна как Геката Куротрофос “кормилица детей”, Геката Сотейра “спасительница”. Позже, с развитием культа Афродиты, Афины, Дианы и других богинь, Геката отходит на задний план, опускается всё ниже во владения Аида, превращаясь уже в одну из хтонических богов его царства и воплощая собой ужас ночи.

Ипостаси Гекаты в магии

С именем Гекаты связывалось множество эпитетов, описывавших различные роли и качества, в которых она выступала в тот или иной период.

Геката Эндония (“дорожная”), Триодитис ([богиня] “трех дорог”) была богиней рубежей, перекрестков, властительницей всех границ и переходных периодов в человеческой жизни.

Богиня ассоциировалась с посвятительными церемониями античных мистериальных культов, в том числе, знаменитых Элевсинских мистерий. Поэтому и сегодня к ней обращаются для получения инициации в тайные знания. Богиня щедро одаривает своих поклонников мудростью, ясновидением, магическими знаниями, излечением, в том числе от порчи и сглаза, способностью видеть будущее. Как покровительница ведьм, Геката помогает в совершении магических обрядов, постижении магического искусства. Богиня нередко ассоциировалась с фессалийскими колдуньями, Медеей и Цирцеей (Киркой) и, согласно преданиям, обучала их магическому ремеслу.

Кроме того, она почиталась как защитница, отвращающая зло и выводящая на верный путь. Согласно преданиям, богиня также даровала смертным богатство, победу и мудрость, удачу мореплавателям и охотникам. Геката Сотейра (“спасительница”) покровительствовала беззащитным и помогала просящим: защищала женщин, подвергшихся насилию, помогала обиженным вернуть женское счастье и разобраться в любовных делах. Она была единственной среди титанов, кто сохранил силу под властью Зевса, и ее почитали все бессмертные боги. Сила ее безгранична, она бесстрашна и известна как указывающая путь.

С факелом в руке она сопровождала Деметру в поисках Персефоны; и когда последняя была найдена, Геката осталась с ней в качестве ее помощницы и спутницы. Таким образом, она становится божеством нижнего мира (Геката Хтония “земная”). Она богиня очищений и искуплений. В этом качестве она описывается как могущественное и грозное божество, правящее душами умерших, которое ночью посылало из нижнего мира всевозможных демонов и ужасных фантомов. По преданиям, они обитали на перекрестках, на гробницах и возле крови убитых. Сама она тоже бродит с душами мертвых, и о ее приближении возвещает вой сопровождающих ее собак. Покровительница мира мертвых сопровождала души покойников в новое место, способствуя их перерождению. В этой ипостаси Геката была известна как Прополос (“спутница”), Пропилея (“привратница”). “Хранительница ключей” от подземного мира Геката Клидофора выносила решение о том, кто из умерших заслужил блаженное посмертие.

Ряд эпитетов, данных ей поэтами, содержат намёки на ее ужасающую внешность. Геката часто изображается либо с тремя телами, либо с тремя головами (Триформис, “трёхтелая”) со змеями вокруг плеч и шеи. Тройственный облик Гекаты указывает на ее власть над тремя мирами: небом, морем и землей. Тройственность Гекаты также и про изменения — изменения Луны, изменения женского цикла, изменение возраста человека (молодость, зрелость, старость), понимание прошлого, настоящего и будущего.

Но та же Луна есть Геката как символ ее изменчивых ликов и самой ее силы, зависящей от лика. Ибо сила ее [Гекаты] предстает в трёх формах: как новорожденная Луна она облачена в белые одежды и золотые сандалии и держит горящие факелы; корзина, которую она несет, поднявшись высоко, означает рост злаков, подвластный возрастанию ее света; полная же Луна предстает как богиня в медных сандалиях.

Геката Пропилея (“привратница”) была хранительницей города, отвращающей зло от его стен и защищающей его жителей. Святилища ей устраивали не только при входе в города и храмы других божеств, но и перед частными домами. Небольшое святилище богини, установленное перед дверью дома или у перекрестка, называлось «гекатейон». Маленькие статуи или символические изображения Гекаты были очень многочисленны, особенно в Афинах. Люди обращались к таким Гекатеям как к оракулам.

Атрибуты богини Гекаты

В скульптуре Геката часто изображалась в тройном виде как богиня перекрестков. Неизменные атрибуты богини – лунный серп, факелы , ключи, кинжал, и плеть.

Лунный серп триединой богини символизирует как материнский, защитный аспект Гекаты Сотейры (“защитницы”), Гекаты Куротрофос (“кормилицы детей”), так и покровительство магии, мистики и сновидений, что напрямую связаны с архетипом Луны.

Геката Дадофора (“факелоносица”), или Геката Фосфора (“светоносная”) обычно изображалась на греческих вазах в виде женщины, держащей два факела. Факелы освещают дорогу идущим и проливают свет на правду.

С пояса богини свисают кинжал – символ вселенской справедливости и воздаяния, и плеть – как символ обуздания собственных пороков и страстей.

Геката Клидофора (“хранительница ключей”) всегда держит при себе ключи, символизирующие не только вход в мир мертвых, но и тот факт, что богиня открывает пределы и тайные знания.

Священные животные Гекаты

Свита Гекаты была многочисленной. Ее обязательно сопровождали черные собаки из преисподней, она ходила по миру в окружении трех полчища мертвых духов.

Собаки связаны с Гекатой очень тесно: они – ее спутники, вестники и жертвенные животные. Собака в Древней Греции в первую очередь ассоциировалась с неупокоенным духом умершего. Собаки также ассоциировались с Гекатой из-за связи с границами, пространствами, которые они охраняли. Согласно древнему мифу, собакой, сопровождавшей богиню, была троянская царица Гекуба, которая прыгнула в море после падения Трои и была преобразована богиней. Известно, что черных собак и, в том числе, щенков приносили в жертву богине на перекрестках. Многие авторы упоминают о том, что лай собак возвещает о пришествии Гекаты и служит добрым знамением для тех, кто призывает ее на помощь.

В свите Гекаты был также хорёк. Хорек был повитухой царицы Алкмены Галантидой, которую в наказание за обман превратили в хорька. Геката сжалилась над ней и приняла к себе.

Геката часто изображалась “опоясанной змеями”. “Увенчавши дубовой листвою главу / И плетеньем из змей ядовитых” (Софокл, “Зельекопы”). До сих пор нет единого мнения по поводу их символизма, но считается, что они олицетворяют женское начало и мудрость, которую дарует богиня своим почитателям.

Геката также использует мудрую сову как своего посланника и полагается на иву как на источник жизненных сил.

Обряды Гекаты

Самая обширная группа заклинаний из греческих магических папирусов, в которых упоминается Геката, относится к любовной магии. В Древней Греции к любовной магии обращались с различными целями: чтобы привязать к себе или наказать неверного возлюбленного; разорвать любовные отношения между другими людьми и отнять чужого партнера; чтобы сделать себя неотразимо привлекательным для представителей противоположного пола.

Богиня может защитить не только от магического воздействия, но и от общего негатива в обычной жизни. В древних текстах находим тексты ритуалов, именуемых “Броня Гекаты”. Так же Геката помогает свершить правосудие и вернуть зло человеку, его сотворившему.

Согласно сложившемуся убеждению, богиня Геката оберегает и направляет человека, которому удалось получить ее покровительство. К богине также можно обращать просьбы о помощи в достижении цели, соблюдая при этом определенную аскезу.

Поскольку Геката почиталась, в том числе, и как богиня сновидений, к ней прибегают за получением ответов во сне, как к подательнице вещих снов.

Геката также часто ассоциировалась с растениями, так или иначе связанными со смертью, – ядовитыми травами и растениями, символически использовавшимися в погребальных обрядах. Согласно древним манускриптам, Медея и Цирцея были особенно сведущи в магии трав, зелий и ядов, и получили свои знания в этой области от самой Гекаты. Среди растений, которые соотносятся с богиней, выделяют аконит, черное дерево, чеснок, мандрагору, дуб, шафран и тис.

Работа с богиней может быть такой же разноплановой, как и ее способности. Считается, что самые плодотворные практики Гекаты – очищение и исцеление, работа со снами. Эффективность ритуалов зависит от индивидуальной сонастроенности мага с каналом богини, а также способность прочувствовать и провести через себя ее вибрации.

Поскольку за три тысячелетия своего существования богиня пережила несколько витков различного восприятия и позиционирования, ее современный образ трансформировался, и в значительной мере отличается от античного. Поэтому, работая с Гекатой, важно учитывать все ее образы и ипостаси.

В современной практике можно условно выделить три основных направления практического взаимодействия с Гекатой:

  • Путь Земли (Геката Пропилея) – работа с травами и ядами, целительство.
  • Путь Луны (Геката Никтофлога) – “морочная” и любовная магия.
  • Путь Жнеца (Геката Хтония) – работа с миром мертвых.

Работая с каким-либо одним из этих путей, практик также имеет допуск и ко всем остальным направлениям.

Символ Гекаты

Печать Гекаты – символическое изображение, олицетворяющее богиню. Строфалос – один из самых древних символов Гекаты, упомянутый в текстах, связанных с “Халдейскими оракулами”. Представляет собой круг, в центре которого – змеящийся лабиринт из трех дорог. В центре лабиринта – черное пламя. Эти образы восходят к следующим эпитетам Гекаты: Пюрибулэ – “Огненная мысль”, Липароплокамэ – “Сплетенная из сияния”, Меланеймон – “Покрытая чёрным”.

Почитание и дары Гекате

Древние греки боялись эту богиню, поэтому задабривали ее всевозможными способами. Культ богини включал в себя подношения пищи на перекрестках, дорожных развязках и любых других границах или порогах, известные как “ужин Гекаты”. Чаще всего дарами выступали молоко, мед, яйца, рыба, лепешки или куриные сердца. По одной из версий, эти подношения оставляли для того, чтобы усмирить беспокойных духов перекрестков, способных навредить путникам; по другой – для того, чтобы умилостивить богиню и заручиться ее благосклонностью. Также высказывалось предположение, что трапезы Гекаты бьли своего рода милостыней.

Подношения богине делались каждый месяц в ночь на новолуние. Они были приурочены к той самой ночи, когда Геката как лунная богиня возвращалась из подземного царства.

В современной практике в качестве подношения Гекате традиционно также принято кормить бездомных собак в день богини – 29 лунные сутки.

Геката в астрологии

Астероид Геката (астероид №100) является малым астрологическим астероидом, который был открыт и назван в честь богини 11 июля 1868 года. Он определяет наши внутренние ощущения – женские способы познания, интуитивную мудрость. Геката иногда важен во время родов или в связи с ними, а также может показать, какая мудрость приобретается на разных жизненных этапах. Этот астероид показывает, где находится наше самое глубокое доверие к себе, которое можно развить. Он демонстрирует, почему мы часто боимся взглянуть на свое “теневое Я” (в данном случае – на свою силу). Геката напоминает нам, что наш самый большой страх… это не наша ничтожность, а наше величие.

Рассматривая ее положение в натальной карте, мы можем увидеть, в каком астрологическом знаке и в каком доме она находится. Знак, в котором находится Геката, определяет, что нам нужно делать, чтобы распознать свой жизненный путь; натальный дом, в котором находится Геката, может показать, куда нам нужно двигаться, чтобы найти те части себя, которые были утрачены. Анализируя характер знака, в котором она находится, а также положение в доме и аспекты с основными планетами септенера, можно делать выводы о тех глобальных задачах, стоящих перед нами в жизни и имеющихся ресурсах для их решения.

Работая с энергиями Богини, стоит также отслеживать перемещение и положение астероида на небесной карте в данный момент времени, чтобы получить для себя дополнительные подсказки и ответы. Когда вы узнаете, кто такая Геката, и что она должна сказать вам в этот момент, вы откроете для себя огромный источник информации, о которой вы даже не подозревали.

Активация этого астероида лучше всего выражается в аспектах, либо натальных, либо в синастрии с планетой/астероидом другого человека. Аспекты к Гекате в общей взаимосвязи следующие:

  • Планеты в квадратуре или оппозиции к Гекате, как правило, указывают на затворнический образ жизни человека, нежелание обзаводиться семьей.
  • Соединение Гекаты одного человека с планетой в карте другого приносит ощущение поддержки и наставничества, особенно в трудные или темные времена их жизни.
  • Геката в оппозиции к планетам может указывать на ситуацию, когда противоположности притягиваются; любимый человек функционирует как опора.

В психике Геката олицетворяет границы между сознательным и бессознательным. Своими факелами она проливает свет на наши собственные тени и пробуждает наших собственных демонов, чтобы мы могли их ясно видеть и взаимодействовать с ними. Как богиня перекрестков и переходов, Геката в астрологии связана с нашими собственными переходными периодами. Геката может помочь нам увидеть наш истинный выбор. Она открывает то, что когда-то было скрыто и, возможно, то, что мы боялись увидеть. Геката не позволит нам долго оставаться в темноте. Она рядом, когда дверь за нами закрылась, а дверь впереди еще не открылась. Она – граница между тем, что было, тем, что есть и тем, что будет. Она – смерть и возрождение. Имея родство с Луной, вероятно, она также олицетворяет безумие, которое возникает, когда мы пытаемся игнорировать наши инстинктивные и эмоциональные реакции. Через самопознание и внутреннюю мудрость мы возвращаемся к собственному свету. Геката учит нас, что настоящая магия лежит внутри нас.

Практики инвокации Гекаты

Великая Богиня вдохновляла многих деятелей искусств, начиная от Овидия, Платона, Шекспира до эксцентричного мага и оккультиста ХХ века Алистера Кроули. Ее образ стал вдохновением для многих художников, поэтов и мыслителей. Исследуя произведения искусства, посвященные Гекате, можно заметить, что в них заключена глубокая мудрость, которая придает им огромную силу, когда они используются как часть ритуала или для создания ритуальной мистерии, поскольку в них часто присутствует структура жизни, смерти и возрождения. Ниже приведены примеры стихов, которые наиболее ярко, на наш взгляд, описывают Гекату и раскрывают ее глубинную многообразную силу. Их можно рассматривать как посвятительные, а сила ритма стиха в сочетании с энергией и намерением ритуала может оказаться действительно мощным инструментом. Можно переосмыслить и адаптировать стихи для собственных произведений или просто взять отрывки, которые уже функционируют как заклинания, и использовать их в своей Работе Искусства.

Алистер Кроули “Ода Гекате”

О, Тьма троякая! О, мрачное величье!
О ты, Луна, сокрытая от смертных!
О, грозная охотница! О, демон,
Царящий над утратившими царство!
О, лоск и горечь выхоленной груди!
Сосцы твои кровью полны!
Укрывшись от кроткой весны,
Несу тебе жертвенный дар
Туда, где мерцает кладбищенским светом алтарь.
Вот подношенья: черная собака;
Цветок ночной,
Взращенный в сумерках и сорванный во мраке,
Под тающей Луной,
В полночный час, не чающий рассвета;
И черный агнец этот,
Из лона черной матери закланной.
Прими дары, богиня, и внемли,
Как пробуждает песнь из-под Земли
Твой жрец избрáнный.
На этом берегу, над Океаном,
Где полоса прилива рассекает
Дорогу тьмы, стекающую в бездну,
Прильну неизреченным поцелуем
К верховной тайне твоего желанья
И пламя во мгле разожгу,
Когда соберутся в кругу
Послушные лире моей
Свирепые стриги и стаи твоих упырей.
Когда меня обступят привиденья
И вкруг пойдет
Под звуки гробового песнопенья
Бесплотный хоровод,
И призраки, робея, лица скроют
Передо мною,
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!
Я слышу вой волков твоих! Я слышу
Рычанье псов — твоей зловещей свиты,
С которой ты грядешь из сердца бури;
И мгла растет вокруг тебя быстрее,
Чем облик твой из ночи проступает. 
Но, зримые мне одному,
Очи мерцают сквозь тьму
И бледная маска лица,
Не знавшая ласки иной, кроме губ мертвеца.
О, пагуба вселенной! о, богиня!
Один лишь я
Среди живых к тебе взываю ныне!
От забытья,
Что даришь ты, я не очнусь вовеки!
Иди ко мне!
и пусть струятся реки
К твоим ногам: медлительный и сонный,
Да льется ток из отворенных жил
Под взором, что навек заворожил
Мой дух влюбленный!

Максимилиан Волошин “LUNARIA”

1
Жемчужина небесной тишины
На звездном дне овьюженной лагуны!
В твоих лучах все лица бледно-юны,
В тебя цветы дурмана влюблены.
Тоской любви в сердцах повторены
Твоих лучей тоскующие струны,
И прежних лет волнующие луны
В узоры снов навеки вплетены...
Твой влажный свет и матовые тени,
Ложась на стены, на пол, на ступени,
Дают камням оттенок бирюзы.
Платана лист на них еще зубчатой
И тоньше прядь изогнутой лозы...
Лампада снов, владычица зачатий!
2
Лампада снов! Владычица зачатий!
Светильник душ! Таинница мечты!
Узывная, изменчивая — ты
С невинности снимаешь воск печатей,
Внушаешь дрожь лобзаний и объятий,
Томишь тела сознаньем красоты
И к юноше нисходишь с высоты
Селеною, закутанной в гиматий. 
От ласк твоих стихает гнев морей,
Богиня мглы и вечного молчанья,
А в недрах недр рождаешь ты качанья.
Вздуваешь воды, чрева матерей,
И пояса развязываешь платий,
Кристалл любви! Алтарь ночных заклятий!
3
Кристалл любви! Алтарь ночных заклятий!
Хрустальный ключ певучих медных сфер!
На твой ущерб выхолят из пещер,
Одна другой страшнее и косматей,
Стада Эмпуз; поют псалмы проклятий,
И душат псов, цедя их кровь в кратер,
Глаза у кошек, пятна у пантер
Становятся длиннее и крылатей.
Плоть призраков есть ткань твоих лучей,
Ты точишь камни, глину кирпичей;
Козел и конь, ягнята и собаки
Ночных мастей тебе посвящены.
Бродя в вине, ты дремлешь в черном маке,
Царица вод! Любовница волны!
4
Царица вод! Любовница волны!
Изгнанница в опаловой короне,
Цветок цветов! Небесный образ Иони!
Твоим рожденьем женщины больны...
Но не любить тебя мы не вольны;
Стада медуз томятся в мутном лоне
И океана пенистые кони
Бегут к земле и лижут валуны.
И глубиной таинственных извивов
Качания приливов и отливов
Внутри меня тобой повторены.
К тебе растут кораллы темной боли, И тянут стебли водоросли воли С какой тоской из влажной глубины! 5 С какой тоской из влажной глубины Все смертное, усталое, больное, Ползучее, сочащееся в гное, Пахучее, как соки белены, Как опиум волнующее сны, Все женское, текучее, земное, Все темное, все злое, все страстное, Чему тела людей обречены, — Слепая боль поднятой плутом нови, Удушливые испаренья крови, Весь Океан, плененный в руслах жил, Весь мутный ил задушенных приятии, Все, чем я жил, но что я не изжил — К тебе растут сквозь мглу моих распятий.
6
К тебе растут сквозь мглу моих распятий
Цветы глубин. Ты затеплила страсть
В божнице тел. Дух отдала во власть
Безумью плоти. Круг сестер и братии
Разъяла в станы двух враждебных ратей.
Даров твоих приемлет каждый часть...
О, дай и мне к ногам твоим припасть!
Чем дух сильней, тем глубже боль и сжатей..
Вот из-за скал кривится лунный рог,
Спускаясь вниз, алея, багровея...
Двурогая! Трехликая! Афея!
С кладбищ земли, с распутий трех дорог
Дым черных жертв восходит на закате —
К Диане бледной, к яростной Гекате!
7
К Диане бледной, к яростной Гекате
Я простираю руки и мольбы:
Я так устал от гнева и борьбы —
Яви свой лик на мертвенном агате!
И ты идешь, багровая, в раскате
Подземных гроз, ступая на гробы,
Треглавая, держа ключи судьбы,
Два факела, кинжалы и печати.
Из глаз твоих лучатся смерть и мрак, На перекрестках слышен вой собак, И на могильниках дымят лампады. И пробуждаются в озерах глубины, Точа в ночи пурпуровые яды, Змеиные, непрожитые сны. 8 Змеиные, непрожитые сны. Волнуют нас тоской глухой тревоги. Словами змия; «Станете, как боги!» Сердца людей извечно прожжены. Тавром греха мы были клеймлены Крылатым стражем, бдящим на пороге. И нам, с тех пор бродящим без дороги, Сопутствует клеймленный лик Луны. Века веков над нами тяготело Всетемное и всестрастное тело Планеты, сорванной с алмазного венца. Но тусклый свет глубоких язв и ссадин Со дна небес глядящего лица И сладостен и жутко безотраден. 9 И сладостен и жутко безотраден Безумный сон зияющих долин. Я был на дне базальтовых теснин. В провал небес (о, как он емко-жаден!) Срывался ливень звездных виноградин, И солнца диск, вступая в свой притин, Был над столпами пламенных вершин, Крылатый и расплесканный — громаден. Ни сумрака, ни воздуха, ни вод — Лишь острый блеск гранитов, сланцев, шпатов.
Ни шлейфы зорь, ни веера закатов Не озаряют черный небосвод, — Неистово порывист и нескладен Алмазный бред морщин твоих и впадин. 10 Алмазный бред морщин твоих и впадин Томит и жжет. Неумолимо жестк Рисунок скал, базальтов черный лоск, Строенье арок, стрелок, перекладин. Вязь рудных жил, как ленты пестрых гадин, Наплывы лавы бурые, как воск, И даль равнин, как обнаженный мозг... Трехдневный полдень твой кошмарно-страден Пузырчатые осыпи огня Сверкают в нимбе яростного дня, А по ночам над кратером Гиппарха Бдит «Volva» — неподвижная звезда, И отливает пепельно-неярко Твоих морей блестящая слюда.
11
Твоих морей блестящая слюда
Хранит следы борьбы и исступлений,
Застывших мук, безумных дерзновений,
Двойные знаки пламени и льда.
Здесь рухнул смерч вселенских «Нет» и «Да».
От моря Бурь до Озера Видений,
От призрачных полярных взгромождений,
Не видевших заката никогда,
До темных цирков Mare Tenebrarum —
Ты вся порыв, застывший в гневе яром.
И страшный шрам на кряже Лунных Альп
Оставила небесная секира. 
Ты, как Земля, с которой сорван скальп, —
Лик Ужаса в бесстрастности эфира!
12
Лик Ужаса в бесстрастности эфира —
Вне времени, вне памяти, вне мер!
Ты кладбище немыслимых Химер,
Ты иверень разбитого Потира.
Зане из сонма ангельского клира
На Бога Сил, Творца бездушных сфер,
Восстал в веках Денница-Люцифер,
Мятежный князь Зенита и Надира.
Ваяя смертью глыбы бытия
Из статуй плоти огненное «Я»
В нас высек он; дал крылья мысли пленной,
Но в бездну бездн был свергнут навсегда.
И остов недосозданной вселенной —
Ты вопль тоски, застывший глыбой льда.
13
Ты вопль тоски, застывший глыбой льда!
Сплетенье гнева, гордости и боли,
Бескрылый взмах одной безмерной воли,
Средь судорог погасшая звезда.
На духов воль надетая узда,
Грааль борьбы с причастьем горькой соли.
Голгофой душ пребудешь ты, доколе
Земных времен не канет череда.
Умершие, познайте слово Ада;
«Я разлагаю с медленностью яда
Тела в земле, а души на луне».
Вокруг земли чертя круги вампира,
И токи жизни пьющая во сне —
Ты жадный труп отвергнутого мира!
14
Ты жадный труп отвергнутого мира,
К живой земле прикованный судьбой.
Мы, связанные бунтом и борьбой, С вином приемлем соль и с пеплом миро. Но в день Суда единая порфира Оденет нас — владычицу с рабой. И пленных солнц рассыпется прибой У бледных ног Иошуа Бен-Пандира. Но тесно нам венчальное кольцо: К нам обратив тоски своей лицо, Ты смотришь прочь неведомым нам ликом, И пред тобой, — пред Тайной глубины, Склоняюсь я в молчании великом, Жемчужина небесной тишины! 15 Жемчужина небесной тишины, Лампада снов, владычица зачатий, Кристалл любви, алтарь ночных заклятий, Царица вод, любовница волны. С какой тоской из влажной глубины К тебе растут сквозь мглу моих распятий, К Диане бледной, к яростной Гекате Змеиные, непрожитые сны. И сладостен, и жутко-безотраден Алмазный бред морщин твоих и впадин, Твоих морей блестящая слюда — Лик Ужаса в бесстрастности эфира, Ты вопль тоски, застывший глыбой льда, Ты жадный труп отвергнутого мира! 1913

______________

Больше информации о магических практиках и практическая информация – в разделе.

Чтобы не пропустить наши новости и полезные статьи, подписывайтесь на наш Instagram и Facebook.

Геката | это… Что такое Геката?

У этого термина существуют и другие значения, см. Геката (значения).

Гека́та (др.-греч. Ἑκάτη) — древнегреческое божество[1]лунного света. Есть предположение, что культ Гекаты существовал сначала у фракийцев и от них уже перешёл к грекам.

В поэмах Гомера имя Гекаты не встречается; в «Теогонии» же Гесиода она упоминается как дочь титана Перса[2] и Астерии; другие авторы называют её дочерью Зевса и Деметры или Зевса и Геры. Согласно Гесиоду, она получила свою долю[Что?] ещё от титанов, Зевс оставил ей её[3].

По одной из версий, Гекатой стала похищенная Ифигения[4]. Ферекид называл её дочерью Аристея[5]. Гекатой иногда называют Артемиду[6].

У Диодора отец Гекаты отождествляется с братом Ээта, сыном Гелиоса. По его изложению, она отравила своего отца Перса и стала царицей Тавриды. Вышла замуж за Ээта и родила Кирку, Медею и Эгиалея[7].

Орфей установил таинства Гекаты на Эгине, где её почитали больше всего[8]. Её храм был в Аргосе[9], таинства в честь Гекаты проводились в Зеринфе[10], где в её пещере приносили в жертву собак[11]. У Пиндара Геката именуется «обутою в красное»[12].

Ей посвящен I орфический гимн. Скульптор Алкамен впервые создал Гекату в виде трех соединённых статуй в Афинах[8]. Геката изображалась иногда в виде одной женской фигуры с двумя факелами в руках, иногда же в виде трёх связанных спинами фигур; этим как бы поясняется, что власть её распространялась на небо, землю и ад[источник не указан 862 дня].

Уильям Блейк. Геката. 1795

Геката дарует мудрость в народных собраниях, счастье на войне, богатую добычу на охоте и т. д. Как богиня преисподней, она считалась также богиней всего таинственного; греки представляли её себе порхающей с душами умерших на перекрестках. Поэтому культ Гекаты иногда связывают с перекрестками. Она помогает волшебницам, которые, как например Цирцея и Медея, учатся у неё своему искусству.

Геката родила Гермесу трех дочерей[13].

В некоторых источниках Кратейя (или Кратеида) как мать Скиллы либо именуется дочерью Гекаты, либо отождествляется с нею. Кратейя — это имя Ночной Гекаты[14]; либо имя Луны[15]. У Алексида была комедия «Кратейя, или Торговка снадобьями»[16].

В честь Гекаты назван астероид (100) Геката, открытый в 1868 году. В названии отражено и имя богини, и порядковый номер астероида, так как «гекатон» означает по-гречески сотню.

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 269—270, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 2. С. 94-95; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 6, 2
  2. Гимны Гомера V 24
  3. Гесиод. Теогония 411—452; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 4
  4. Гесиод. Перечень женщин, фр. 23b М.-У.
  5. Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика III 467 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 245
  6. Орфика, фр. 188 Керн
  7. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 45, 3; Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика III 200, по Дионисию Милетскому
  8. 1 2 Павсаний. Описание Эллады II 30, 2
  9. Павсаний. Описание Эллады II 22, 7
  10. Нонн. Деяния Диониса XIII 398
  11. Ликофрон. Александра 77
  12. Пиндар. Пеан 2 (фр. 52b), ст. 78
  13. Цец. Комментарий к «Александре» Ликофрона 680 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 193
  14. Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 819
  15. Неизвестный автор эпохи Катулла, фр. 7 Гранароло
  16. Афиней. Пир мудрецов III 48, 95а

Ссылки

  • Геката // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Хтонические
божества
ОсновныеАид · Персефона · Гея · Деметра · Геката · Танатос
ЭринииТисифона · Алекто · Мегера
Рожденные на землеГекатонхейры · Киклопы · Гиганты · Корибанты · Мелии · Тельхины · Тифон · Судьи: Минос · Эак · Радамант
Земля
ГруппыАмазонки · Ветры · Кентавры · Драконы · Гарпии · Сатиры · Нимфы · Сирены
НимфыОреады · Дриады и Гамадриады · Наяды · Нереиды · Напеи · Лимониады · Плеяды
ГероиГеракл · Ахилл, Гектор и Троянская война · Одиссей и Одиссея · Ясон и Аргонавты · Персей и Горгона Медуза · Эдип против Фив · Тесей и Минотавр · Триптолем
Категории: Религия и мифология · Боги и богини · Герои и героини · Мифические народы · Мифические существа
Портал

Все, что вам нужно знать о Гекате (Деве, Матери, Старухе)

Волшебный круг, с картины Джона Уильяма Уотерхауса, 1886 г. через галереи Тейт, Лондон; с «Ночью радости Энитармона» (ранее называвшейся «Геката») Уильяма Блейка. около 1795 г. через галереи Тейт, Лондон.

 

Богиня Геката — одна из менее известных богинь греческого пантеона. Дитя Персеса и Астерии, она была единственным Титаном, сохранившим контроль во время правления Зевса. Силы Гекаты превзошли границы неба, земли, морей и подземного мира.

 

Хотя мифов о богине Гекате немного, ее рассказы многое говорят о сферах ее влияния. В римскую эпоху многие из ее атрибутов попали в царство подземного мира. Тем не менее, она также контролировала элементы, которые прочно удерживали ее на свету. Богиня обладала обширными силами, которые позже были ассимилированы другими божествами. Геката могла даровать богатство и благословения своим поклонникам, но она также могла отказать в этих дарах, если ей не поклонялись должным образом. В этой статье мы рассмотрим, кем была Геката и каковы были ее атрибуты и символы.

 

Происхождение Гекаты
Волшебный круг , с картины Джона Уильяма Уотерхауса, 1886 г. через галереи Тейт, Лондон.

 

Ученые-классики спорят о происхождении культа Гекаты в Древней Греции. Для многих поклонение богине имеет догреческое происхождение, в то время как для других оно зародилось во Фракии. Среди теорий наиболее популярна та, что Геката была принята в греческую религию от карийцев в Малой Азии. По мнению ученых, считается, что богиня пришла в Грецию в эпоху архаики. О присутствии культа Гекатеи в Карии свидетельствует количество культовых мест, посвященных богине. Самый известный из них был в Лагине. Однако из-за позднего датирования этих анатолийских культовых объектов другие классики утверждают, что анатолийское происхождение богини невозможно.

 

В древних источниках Геката впервые появляется в Теогонии Гесиода в 7 веке до н.э. . Гесиод упоминает только ее происхождение и роль в Гигантомахии, где она убила Клития. Однако она явно отсутствует в гомеровских эпосах.

 

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Изображение Гекаты в гомеровском гимне Деметре , пожалуй, самое известное ее литературное появление. В гимне Геката и бог солнца Гиперион слышат крики Персефоны, когда Аид похищает ее. После того, как Деметра искала свою дочь девять дней, Геката пришла к ней на десятый с факелом в руках.

 

Богиня рассказала Деметре все, что слышала, но не знала, кто похитил ее дочь. Как только Персефона воссоединилась с Деметрой, Геката обняла девушку. Она стала спутницей Персефоны в подземном мире, когда девушка каждый год возвращалась в Аид. Стандартной иконографической ссылкой на этот миф является Геката, несущая факел.

 

Божественные обязанности Гекаты
Геката: Шествие на шабаш ведьм Хусепе де Рибера, ок. 15 век, Коллекция Веллингтона, Лондон.

 

Объем божественных обязанностей Гекаты был обширен в древнегреческой религии. В первую очередь она была богиней магии, колдовства, ночи, света, призраков, некромантии и луны. Кроме того, она была богиней и защитницей ойкос и подъездов.

 

В своей форме тройственной богини Геката прочно ассоциировалась с перекрестком. Ее изображали как лиминальную богиню, которая может с легкостью переходить из подземного мира в физический мир. Ее лиминальность проистекала из ее происхождения и мифологии, где она могла перемещаться между своим положением титана и богиней. Об этой лиминальности свидетельствуют ее эпитеты и культовые титулы, такие как: Энодия (в пути), Тродия (завсегдатай перекрестка) и Пропилея (у ворот).

 

К первому веку н.э. роль Гекаты как богини магии и колдовства была четко определена в Фарсалии Лукана. Ведьма Эрихто в Фарсалии призывает Персефону как низший аспект Гекаты. Именно в Pharsalia, мы находим атрибуты ведьмы, данные Гекате.

 

В ее свиту входили Лампады, или нимфы подземного мира, и призраки. Согласно мифологии, Лампады были подарком Зевса после ее верности ему во время Титаномахии. Лампады несут факелы и сопровождают богиню в ее ночных путешествиях.

 

Изображения богини
Рисунок мраморной статуи Гекаты Триморф работы Ричарда Косуэя, 1768–1805 гг. , Британский музей, Лондон.

 

Геката обычно изображалась в греческой керамике в единственном экземпляре, в длинном платье и с горящими факелами в руках. Столпы богини-факелоносца по имени Гекатея стояли на перекрестках и дверных проемах. Позже наиболее распространенным иконографическим изображением Гекаты является богиня в тройном образе, где каждая форма стоит спиной к спине и смотрит в каждом направлении перекрестка.

 

Некоторые из ее скульптурных подношений включали добавление Граций, танцующих вокруг богини, например, на изображении выше. В других представлениях ее сопровождает стая собак. В его Описание Греции , Павсаний утверждает, что тройное изображение Гекаты было впервые изображено скульптором Алкаменом в V веке до нашей эры. Он также утверждает, что скульптура богини по имени Геката Эпипургидия (на башне) находилась в Афинах рядом с храмом Бескрылой Победы на Акрополе.

 

На знаменитом Пергамском алтаре (ок. II в. до н. э.) Геката изображена триморфной, атакующей змееподобного великана с помощью собаки. На протяжении всей античности тройная форма Гекаты изображалась как три отдельных тела вокруг центральной колонны. Однако в поздней античности это изображение трансформировалось в единую богиню с тремя головами. Эзотерическая литература того времени описывает Гекату с тремя головами — собакой, змеей и лошадью. Геката также отождествлялась со многими богинями из окружающих пантеонов.

 

Идентификация с Артемидой
Отправка Триптолема. Краснофигурная гидрия, приписываемая Лондонскому художнику E183, c. 430 г. до н.э., Британский музей, Лондон.

 

Имя Геката или Ἑκατη означает «работница издалека» от греческого слова hekatos. Мужская форма Hekatos — распространенный эпитет, используемый для Аполлона. По мнению ученых, этот эпитет Аполлина связывает Гекату с Артемидой, богиней с аналогичными сферами влияния. Богини характеризовались почти таким же образом.

 

Обе богини обычно изображались в охотничьих сапогах, с факелами и в сопровождении собак. Их часто объединяли, чтобы создать двойную богиню, например, в « просителях» Эсхила . В пьесе Эсхила хор призывает двух богинь как одну. Это объединение богинь снова встречается в « Лягушках (1358f) , » Аристофана, в которых персонаж Эсхила взывает к богиням.

 

Идентификация с Артемидой-Селеной
Ночь радости Энитармона (ранее называвшаяся «Геката»), Уильяма Блейка. около 1795 г. через галереи Тейт, Лондон.

 

В римскую эпоху Геката объединилась с богинями Артемидой и Селеной, особенно в римской поэзии. Помимо своей комбинированной тройной формы, она стала известна под своим римским именем Тривия. Римские поэты поощряли триморфные изображения Гекаты, называя ее Гекатой-Селеной и подобными вариациями. Сенека часто упоминает Гекату в сочетании с ее лунными аналогами и даже связывает Медею с богиней.

 

Отождествление с Ифигенией

 

Ранние античные источники связывали Гекату с Ифигенией, дочерью Агамемнона. Согласно Павсанию, Гесиод заявил, что Ифигения не была убита, а стала Гекатой по воле Артемиды. В этом отождествлении Геката иногда ассоциировалась с богиней, которой тавры поклонялись как Ифигении.

 

Геката и Гермес

 

Гермес также обладал хтоническими характеристиками, и некоторые древние источники описывают Гекату как супругу этого хтонического Гермеса. И Геката, и Гермес были богами мертвых и могли преодолевать лиминальные пространства и границы между мирами. Связь между этими двумя богами была впервые предложена римским поэтом Проперцием в первом веке до нашей эры.

 

Священные животные Гекаты
Терракотовый колокол-кратер , приписываемый художнику Персефоне, ок. 440 г. до н. э. через MoMa, Нью-Йорк.

 

Как упоминалось ранее, самым священным животным Гекаты была собака. В описании, предложенном Аполлонием Родосским, присутствие Гекаты сопровождается звуком собачьего лая из подземного мира.

 

Древние авторы, такие как Овидий и Павсаний, указывают, что собаки, особенно черные, приносились в жертву богине. Ученые также предположили, что связь Гекаты с собаками указывает на ее роль богини рождения. Это потому, что собаки также были священными животными других богинь рождения, таких как Эйлития и Генетиллис.

 

В поздней античности собаки Гекаты стали ассоциироваться с беспокойными душами умерших, сопровождавших богиню. Миф о превращении королевы Гекубы в собаку связан с богиней Гекатой. Согласно легенде, Одиссей получил Гекубу в плен после падения Трои. Но троянская царица убила фракийского царя во время своего путешествия в Грецию. В наказание Гекуба превратилась в черную собаку и стала спутницей Гекаты.

 

Другим священным животным богини Гекаты был хорек или ласка. Согласно мифу, рассказанному Антонием Либералисом, повивальная бабка Алкмены Галинтия обманула богов во время рождения Геракла. Увидев родовые схватки Алкмены, Галинтий отправился к богине деторождения Эйлитии, и Судьбы, которые продлили роды в качестве милости к Гере, сказали им, что ребенок родился. В отместку за обман богов Галинтий был превращен в хорька. Геката пожалела о ее трансформации и назначила Галинфия своим слугой и компаньоном.

 

Поклонение богине Гекате
Мраморная статуэтка трехтелой Гекаты и трех граций, I–II века н. э., Музей современного искусства, Нью-Йорк.

 

Культ богини в материковой Греции не был так популярен, как поклонение другим олимпийцам. У богини было несколько посвященных храмов в древнем мире. Небольшие домашние святилища Гекаты были обычным явлением в древнем мире. Эти меньшие святыни были возведены, чтобы отразить зло и защитить человека от колдовства. В Греции самые известные культовые центры Гекаты находились в Карии, Элевсине и на острове Самофракия.

 

В Самофракии богине поклонялись как богине мистерий. Свидетельства ее поклонения также были обнаружены в Фессалии, Фракии, Колофоне и Афинах. В последних двух городах есть свидетельства принесения в жертву богине собак. Павсаний предполагает, что Геката была богиней, которой больше всего поклонялись жители Эгины, которые считали, что Орфей установил обряды богини на их острове. Павсаний также описывает деревянное изображение Гекаты, находившееся в эгинском храме.

 

Hecate Trimorph Pendent, поздний римлянин, 4 век, через Британский музей

 

Хотя у Гекаты нет гомеровского гимна в ее честь, у нее есть несколько орфических гимнов. Собственно, сборник орфических гимнов открывается гимном, посвященным богине. Это важно из-за ее роли богини входов. Орфический гимн Гекате многое говорит о сферах ее влияния в восприятии орфиков. В их мистериях она была богиней дорог и перекрестков и призывалась как таковая.

 

В частности, ее также называют богиней мертвых, которая правит пустынными местами. В этом гимне ее священными животными являются олени, собаки и дикие хищники. Она также описывается как пастушка быков и воспитательница юношей. Гимн умоляет богиню прийти на священные обряды в хорошем настроении и со счастливым сердцем.

 

Чем больше мы узнаем о ней, тем интереснее оказывается богиня Геката. Ее положение лиминальной фигуры и богини дорог и подъездов освещает ее положение защитника. Тем не менее, ее роль ночной богини магии и колдовства раскрывает более темную сторону. Геката — многогранная фигура, заслуживающая такого же внимания, как и более популярные божества греческого пантеона.

Геката — Энциклопедия всемирной истории

Геката (Геката) — богиня греческой мифологии, способная как на добро, так и на зло. Она ассоциировалась с колдовством, магией, Луной, дверными проемами и ночными существами, такими как адские гончие и призраки. Геката часто носит факел в связи с ночью. У нее три лица для роли богини границ и хранительницы перекрестков.

Семейные отношения Гекаты

Согласно Гесиоду в его Теогония , Геката — дочь Персеса и Астерии, что делает ее внучкой Титанов Фебы и Коуса. Еврипид, с другой стороны, упоминает, что ее мать — Лето. Другие писатели называют ее дочерью Зевса и Деметры, Аристейона или Ночи. Богиня часто ассоциировалась с Деметрой и даже ассимилировалась с ней в некоторых культах.

Ритуалы, связанные с Гекатой

С 5 века до н.э. богиня ассоциируется с темной стороной человеческого опыта, то есть со смертью, колдовством, магией, Луной, снами, свирепыми гончими и существами, бродящими во мраке ночи. Как Оксфордский классический словарь фраз,

YouTube Следите за нами на YouTube!

… диковинная в своих адских аспектах, она чувствует себя скорее дома на окраинах, чем в центре греческого многобожия. Внутренне амбивалентная и полиморфная, она выходит за общепринятые границы и ускользает от определения. (649)

Гесиод описывает богиню в следующих восторженных выражениях:

Зевс, сын Кроноса, почитал [Гекату] превыше всех: он дал ей великолепные дары — иметь долю земли и бесплодного моря, и от звездного неба также она имеет долю в чести, и является больше всего почитается бессмертными богами. Ибо даже теперь, когда кто-нибудь на земле ищет умилостивления, совершая по обычаю прекрасные жертвоприношения, он взывает к Гекате; и большая честь очень легко остается с тем человеком, чьи молитвы богиня принимает с радостью, и она дарует ему счастье. (Теогония 411-420)

Далее Гесиод говорит, что Геката поддерживает или является защитной богиней воинов, спортсменов, охотников, всадников, пастухов, пастухов, рыбаков и детей. Ее спутники — Фурии ( Эринии ), крылатые существа, наказывающие за проступки, а ее дети — Эмпусы, демоны женского пола, неравнодушные к соблазнению путешественников.

Храм Гекаты в Лагине, Кария

Кэрол Раддато (CC BY-SA)

В греческой религии в честь богини совершались необычные ритуалы, включающие в себя подношения пищи на перекрестках, дорожных развязках и любых других границах или порогах, известные как «ужин Гекаты». Они представляли собой небольшие лепешки из яиц, сыра, хлеба и собачьего мяса, которые освещались миниатюрными факелами, или, в качестве альтернативы, блюдо из красной кефали, которое обычно запрещалось приносить в жертву другим богам. Гекате также приносили в жертву собак, особенно щенков. Связь с собакой может заключаться в том, что собаки, как известно, поедали мертвых, если их не похоронить; они тоже воют на луну, конечно. Еще одна собачья связь может быть с египетским богом Анубисом, который вел души в подземный мир, а греческий трехголовый пес Аида, Цербер, может быть более ранней формой Гекаты. Подношения богине делались каждый месяц в ночь на новолуние. К богине особенно обращались волшебницы за помощью в их магии и заклинаниях, и она появляется на сохранившихся примерах табличек с проклятиями.

Было принято размещать изображения Гекаты на городских воротах и ​​дверях частных домов, поскольку она могла отогнать злых духов.

По словам Павсания, греческого путешественника 2-го века н.э., на острове Эгина существовал мистический культ, посвященный богине, где, как полагали, можно было вылечить страдающих психическими заболеваниями. Кос, Эритрая, Самофракия, Фессалия и Милет также поклонялись богине, причем у последней был круглый алтарь 6 века до н. э. для жертвоприношений в ее честь (самые ранние археологические свидетельства ее поклонения). Поклонение Гекате продолжалось в эллинистический и римский периоды, когда в Лагине в Карии и Фригии были обнаружены значительные археологические находки жертвоприношений богине по обету.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Как Геката представлена ​​в искусстве?

Геката регулярно появляется в греческом искусстве и литературе только с V века до нашей эры, до этого она была лишь второстепенной фигурой в рассказах о Деметре (как служанка Персефоны) и Артемиде. Это может указывать на относительно позднее прибытие богини в Грецию из Карии, хотя сами древние греки считали ее греческой богиней, а не иностранного происхождения. Обычно ее изображают на греческой керамике в виде молодой женщины с факелом или ключом, что напоминает о ее функции ночного божества, хранительницы ворот Аида и богини границ. На одной аттической вазе V века до н. э. изображена женщина, предлагающая богине щенка и корзину с пирожными.

Геката, сражающаяся с великаном, Пергамский алтарь

Мина Булич (CC BY-NC-ND)

В скульптуре ее наиболее яркое появление происходит в фигурах классического и эллинистического периодов, на которых изображена богиня с тремя телами и тремя головами (или одним телом с тремя головами или тремя телами и одной головой), обычно с нимбами лунных лучей. Историк Роберт Грейвс отмечает, что головы могли быть собакой, львом и лошадью, которые представляли собой созвездия, охватывающие календарный год. Однако богиня обычно появляется с человеческими головами. Известный как hekataia , первый пример формы тройной Гекаты приписывается фигуре, которая охраняла вход в Афинский Акрополь, Геката Эпипиргидия («На крепостных валах») скульптора Алкамена V века до нашей эры. На Пергамском алтаре Зевса II века до н. э. изображена трехголовая Геката, атакующая змееподобного гиганта, которому помогает собака.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *