Мифы Древнего Египта – мифология, легенды и сказки
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 646.
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 646.
Мифология Древнего Египта играет важную роль в изучении истории этой страны, ведь именно там находится отражение мировосприятие людей и их понимание жизненного цикла.
Мифы Древнего Египта
Представление о богах и их жизни началось формироваться у древних египтян в 6-4 тысячелетии до н.э. Согласно первым мифам, планета была сплошь покрыта бездонной водой, которую называли коротким словом – Нун. Из Хаоса появились божества, создавшие Небо и Землю, флору и фауну, а также человека. Бог Ра, который родился из цветка лотоса, взял под свое управление солнце, а первыми фараонами в Египте были боги.
Героями египетских сказок и легенд были многие боги, но наибольшей популярностью обладал Осирис.
Рис. 1. Осирис.Необычайно популярен был миф о судьбе Осириса. Его младший брат, Сет, мечтал получить его власть в свои руки.
Существуют интересные легенды о боге Ра. Например, для борьбы богини Басти со злым змеем, Амон-Ра отдает ей в помощь свой глаз. У египтян существовали десятки сказок о глазе Ра как отдельном предмете.
Не могли Египтяне обойтись и без легенд, посвященных их главной и единственной реке – Нилу. Именно Нил послужил очагом цивилизации и являлся олицетворением бога Хапи. Бог, будучи в хорошем настроении, выводил реку из берегов и наполнял берега плодородным илом, а почву влагой.
Люди общались с богами на особом языке, который отражается в иероглифах. Он имел вид существ и предметов. Согласно легендам, бог Тот применил такой способ сохранения информации для изображения основ мироздания и знаний. Жрецы вслед за ним рисовали фигуры животных и растений. Например, термин «время» они понимали как что-то поспешное, соединяющее начало с концом. «Время» учит человека быть осмотрительным, оно создает и разрушает события. Это понимание было изображено иероглифом в виде крылатой змеи, держащей свой хвост во рту.
Рис. 2. Египетские иероглифы.Мифы о пирамидах
Существует достаточно много различных мифов о том, как и кто воздвиг эти неповторимые сооружения древности. По одной из версий пирамиды были построены для сохранности сокровищ. Утвердить эту версию мешает то, что практически все пирамиды были вскрыты мародерами в средние века.

Возведение таких мегалитических комплексов даже в настоящее время не представляется возможным – просто нет нужной строительной техники. Пирамиды на плато Гиза построены из аккуратно уложенных друг на друга блоков весом до 200 тонн! На некоторых блоках до сих пор сохранились следы дисковых пил, фрез, сверел и других строительных инструментов. Из всего этого рождается еще несколько мифов о том, что пирамиды строили инопланетяне для своих нужд или атланты для сохранения своих сакральных знаний. Совершенно ясно, что ни одна версия не может быть принята за официальную, но и доказанной и подтвержденной методики строительства таких сооружений в настоящее время не существует.
Что мы узнали?
Египетская мифология – уникальный пласт культуры, интерес к которому никогда не угаснет. Она очень многогранна и самобытна и хранит в себе мысли древних египтян об устройстве бытия.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Оценка доклада
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 646.
А какая ваша оценка?
Популярные древние мифы Египта
Древний Египет — великая цивилизация ушедших эпох, зародившаяся на берегах реки Нил. Эта страна до сих пор будоражит умы многих исследователей древности своими загадками и тайнами, многие из которых остаются не раскрытыми.
Мифология Древнего Египта
Мифология древних египтян создавалась под влиянием религии. Поклонение богам являлось основой возникновения мифов, а загробному миру была отведена ключевая роль. Граждане древней страны уделяли жизни после смерти даже большее внимание, чем земному существованию. Все это отразилось в грандиозной архитектуре Египта — известных пирамидах, которые были не просто усыпальницами царей, а несли в себе более глубокий религиозный и сакральный смысл.

Боги Древнего Египта: мифы
Некоторые божества вызывали у древних египтян страх, так как были злы и жестоки к людям. Другие же добрые божества, напротив, даровали защиту и помощь. Боги изображались египтянами как животные или люди, имеющие голову либо другую часть тела от животного. Например, Анубиса-бога загробного мира, рисовали как человека с головой шакала или собаки.
Особенность мифологических верований Древнего Египта состоит в том, что в разных культовых центрах страны верховными божествами признавались различные фигуры. В частности, в храмах Гелиополя главным провозглашали Ра — бога восходящего солнца, у него были еще две ипостаси, а именно Атум — бог заходящего солнца и Хепри — созидатель в виде скарабея. От Ра произошли бог ветра Шу и богиня влаги Тефнут, от которых родились божества земли и неба — Геб и Нут. Земным властителем стал Осирис — сын Ра и Нут, у него была жена Исида — богиня любви и семьи.
В храмах Мемфиса верили, что главным создателем этого мира являлся бог Пта. У него была супруга Сехмет — богиня войны и целительства, ее изображали как женщину с головой львицы. Солнечным богом — покровителем и защитником фараонов считался Гор с головой сокола. Лунный бог Тот олицетворял мудрость и письменность, он был судьей в конфликтах между божествами. Гробница ТТ2 Долина царей. Египет
Легенды — мифы Древнего Египта
Миф о сотворении мира
Когда-то очень давно не было ничего, кроме громадного океана Хаоса — Нун. Но свершилось чудо и из воды явился первый бог Атум. Он делает холм, и садится на него, раздумывая о сотворении мира. Атум создает бога ветра — Шу и богиню дождя и воды — Тефнут, что смогла бы управлять океаном. Но в темноте, которая тогда властвовала во Вселенной, он теряет своих детей. В надежде отыскать пропажу Атум вырывает свой глаз и отправляет его в глубины Нуна. Не дождавшись возвращения своего ока, бог делает себе другое.
Через время глаз Атума возвращается с пропавшими детьми, но,увидев, что произошло, он разгневался на своего хозяина и превратился в кобру, желая отомстить. Но Атум просто взял ядовитую змею и расположил у себя во лбу, чтобы она созерцала красоту созданного им мира. С того момента все фараоны носят змея-урея у себя на короне. Потом из воды появился белый лотос, из цветка вышел Ра. Солнечный бог осветил темный мир, а когда увидел Атума, Шу и Тефнут, у него покатились слезы радости. После падения на землю слезинки превратились в людей.
Гробницы Древнего Египта. Культ НутЦарствование Осириса и заговор Сета
Нут за пять дней, выигранных Тотом у Луны, рожает пять детей. Самым первым был Осирис-главный властитель, а вслед за ним рождается его брат Гор. Третьим же раньше положенного срока из бока богини неба появляется злобный Сет — бог войн, природных катастроф и пустыни. У него была звериная голова и страшные красноватые глаза и волосы. Четвертой Нут родила Исиду — богиню любви и семьи, полюбившую своего супруга и брата Осириса еще до рождения. Последней у матери родилась Нефтида — покровительница душ загробного мира, ставшая женой Сета.
Позже Осирис вернулся, за это время Сет тайно полюбил его супругу Исиду и желал убить брата, чтобы восседать на престоле. Бог пустынь организует заговор против Осириса, и берет себе в помощники 72 демона, проявляющих неприязнь к царю. Они устраивают пир, на котором обманным путем запирают Осириса в специально изготовленный ящик и бросают его в быстрые воды реки. Усыпальница Нефертари. Долина Царей
Как появился Анубис
До убийства своего брата злобным Сетом, Нефтида воспылала любовью к Осирису.
Изменив Сету, Нефтида опасается его мести и убийства маленького Анубиса. Тогда богиня обманывает своего мужа и уверяет, что это именно его ребенок.
В другом варианте этого мифа, Нефтида бросает малыша сразу после рождения. Анубиса вырастила Исида, заручившись помощью собак.
Легенды и мифы Древнего Египта
Существует еще не мало легенд и мифов Древнего Египта:
- Солнечный и лунный год
- Ладья Вечности и небесное плавание
- Сражение Ра с темными силами
- Миф о Солнечном оке
- Путешествие Исиды
- Воскресение Осириса
- Борьба Сета и Гора
Мифы Древнего Египта читать можно в следующих книгах:
- И.В.Рак «Мифы Древнего Египта»
- Матье Милица «Мифы Древнего Египта»
- Бадж Э. А. «Египетские сказки, повести и легенды»
- Р.
Штайнер «Египетские мифы и мистерии»
От Водяного Хаоса к Космическому Яйцу — Музей Гленкэрн
Архив
Новости музея Гленкэрн | Номер 5, 2021
В единственной колонке текста на обратной стороне этой фаянсовой статуэтки Птаха бог признан богом-творцом и упоминается как «тот, кто сотворил небеса и породил мастерство». Далее в тексте говорится, что Птах предложит жизнь, процветание, здоровье и все счастье владельцу/посвятителю статуэтки.
Откуда мы пришли и как зародился наш мир? На протяжении тысячелетий представители различных культур со всего мира придумывали истории, объясняющие создание своих владений. Древние египтяне в этом отношении ничем не отличались. Изучая их религиозную литературу и сопутствующие изображения, мы можем прийти к пониманию того, как они объясняли сотворение мира, в котором жили. Их убеждения были сложными и отражали их естественную среду. В этом эссе для Новости музея Гленкэрн , Доктор Дженнифер Хаузер Вегнер, младший куратор египетского отдела Пенсильванского музея, знакомит нас с захватывающей темой древнеегипетских мифов о сотворении мира, включая космологический контекст нескольких предметов в египетской галерее музея Гленкэрн.
Египетский пантеон был наполнен божествами, населявшими небеса, но чье влияние ощущалось на земле. В «Текстах пирамид Древнего царства», впервые появившихся на внутренней части пирамид царей Пятой династии Древнего царства (ок. 2500–2350 гг. до н. э.), мы узнаем, что египтяне считали небо своим жилищем. их богов и место, связанное с загробной жизнью. Подобно тому, как их повседневная жизнь зависела от реки Нил, египтяне представляли себе это небесное царство как ландшафт, по которому божественные существа плавают на священных лодках (рис. 1).
Рис. 1. Сцена божественных фигур в солнечной ладье со стелы Пебе (EA8466). Изображение © Попечители Британского музея.
Рис. 2. Богу солнца Ре с головой сокола поклоняется жрец Дифанкх (UPMAA E2044). Изображение предоставлено Пенсильванским музеем.
Бог солнца Ра имел первостепенное значение для древних египтян, и ежедневное движение солнца с востока на запад, его ежедневные восходы и заходы служили метафорой цикла жизни — от рождения к взрослой жизни и к смерти. к возрождению (рис. 2). Вездесущее солнце в большей части пустыни также может объяснить интерес ранних египтян к солнечным концепциям. В сумерках бог солнца отправился в подземный мир (Дуат). Погребальные тексты Нового Царства (1292–1075 г. до н.э.) и соответствующие изображения, найденные на стенах царских гробниц, запечатлели его ночное путешествие. Бог солнца провел двенадцать часов ночи, путешествуя по подземному миру, в конечном итоге слившись с Осирисом, главным погребальным божеством. Путешествие было коварным, и бог солнца столкнулся со своим врагом, Апофисом, змеем, который угрожал ему, когда он путешествовал в своей солнечной лодке каждую ночь.
Еще одной важной ролью Ре была роль бога-создателя. Появление солнца на горизонте на рассвете каждый день было символом воссоздания мира. Однако Ра не был единственным богом-творцом в египетской мифологии. У египтян было несколько сложных мифов, описывающих происхождение их мира. Каждая из этих историй сотворения была сосредоточена в разных городах Древнего Египта (рис. 3).
Рисунок 3. Карта Верхнего и Нижнего Египта.
Гермополитская космология возникла на месте Гермополиса в Среднем Египте. Гермополис был городом, посвященным Тоту, богу мудрости. Древние греки отождествляли Тота со своим богом Гермесом, что дало нам название Гермополис, или «город Гермеса». Древнее египетское название этого города было Хемну, или «Восьмигород». Число восемь в этом топониме отсылает к восьми божествам (Огдоадам), которые являются главными героями этой версии истории сотворения мира. Огдоада состояла из четырех богов-мужчин с головами лягушек и их двойников-женщин с головами змей (рис. 4). Эта божественная группа представляла темное, водное, неизвестное и вечное состояние космоса до сотворения. Нун и Наунет представляли воду. Хех и Хауэт выразили понятие бесконечности. Кек и Каукет символизировали тьму. Амон и Амаунет отражали концепцию скрытности. Эти восемь богов существовали в водном хаосе до творения.
Рисунок 4. Иллюстрация Огдоады, нарисованная Фоше-Гюденом по фотографии Беато.
В этом неизменном «ничто» был потенциал созидания. Египтяне верили, что от этих восьми богов произошло космическое яйцо, содержащее божество, ответственное за создание остального мира, включая первобытный холм — первую землю, возникшую из вод предтворения. В некоторых версиях мифа яйцо было снесено гусыней по имени «Великий кудахтающий», в то время как в других версиях за яйцо отвечает ибис, птица, связанная с богом Тотом (рис. 5-6). Появление Тота здесь, в мифе, вероятно, дело рук гермополитов, которые хотели признать важность божества-покровителя города. После того, как образовалась насыпь, расцвел цветок лотоса, сигнализируя о рождении новорожденного бога солнца (рис. 7). После того, как солнце впервые появилось, остальные творения могли последовать за ним. В некоторых случаях этот миф также описывает жука-скарабея, выходящего из лотоса. Скарабей часто является солнечным символом, и в текстах описывается, как этот жук превращается в ребенка. Когда этот ребенок плакал, его слезы становились человеческими (рис. 8).
Рис. 5. Амулет, изображающий бога Тота в образе человека с головой ибиса (Glencairn Museum E219).
Рис. 6. Бронзовая статуэтка, изображающая бога Тота в образе ибиса (Glencairn Museum E1121).
Рис. 7. На этой статуэтке из гробницы Тутанхамона мальчик-царь изображен как новорожденный бог солнца, выходящий из цветка лотоса в момент сотворения (Каирский музей JE 60723). Изображение предоставлено Институтом Гриффита.
Рис. 8. На этом браслете Нимлота новорожденный бог солнца изображен в виде ребенка, сидящего на цветке лотоса (EA14595). Изображение © Попечители Британского музея.
Важность солнца в сотворении мира подчеркивается в другом мифе о сотворении мира, который ссылается на группу богов, известную как гелиопольская эннеада (рис. 9). Эти девять божеств (Эннеада) упоминаются в Текстах пирамид Древнего царства. Этот миф, по-видимому, возник в городе Иуну (или Гелиополисе, что в переводе с греческого означает «Город Солнца»). Здесь сотворение мира начинается с бога-творца по имени Атум (или Ре-Атум). Точно так же, как мы видим в гермополитической версии творения, существует хаотическое, водянистое состояние до творения, в котором пребывает Атум до своего рождения. Атум сотворен сам и возникает в форме столба, похожего на обелиск ( benben ) в Гелиополе. Он порождает посредством собственных телесных жидкостей. Чтобы начать сотворение мира, Атум выплевывает пару божественных существ: Шу, бога воздуха, и Тефнут, его женскую копию, богиню влаги (рис. 10).
Рисунок 9. Иллюстрация рельефа из погребального храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, на котором изображены члены Эннеады перед Амоном Ре. Этот рисунок появляется в E. Naville, Храм Дейр-эль-Бахари , том 2, Лондон: Фонд исследования Египта, 1896 г., табл. XLVI.
Рис. 10. Фаянсовый амулет бога Шу с поднятыми вверх руками (Glencairn Museum E453).
Шу и Тефнут, в свою очередь, производят второе поколение богов. Их сын Геб — бог земли, а его сестра-жена Нут — богиня неба. С этим вторым поколением появляется египетский космос, и все элементы, необходимые для жизни на земле — солнце, воздух, влага, земля и небо — теперь на месте. Иконография Геба и Нут вместе особенно выразительна (рис. 11). Геб выглядит как мужчина, лежащий на земле. Сводом над ним, отделенная их отцом Шу, простирается фигура его сестры-жены Нут, часто изображаемой в виде обнаженной женщины, тело которой покрыто звездами. Египтяне представляли ее руки и ноги столбами неба, а каждую конечность — индикаторами четырех сторон света. До того, как их разлучил отец, Геб и Нут смогли произвести еще одно поколение богов: Исиду, Осириса, Сета и Нефтиду. Исида (рис. 12) и Осирис (рис. 13), в свою очередь, породили Гора. (Интересно, что гелиопольскую генеалогию можно также рассматривать как генеалогическое древо египетского царя (рис. 14). Каждый царь считался представителем Гора при его жизни, а затем ассоциировался с богом Осирисом, царь мертвых, после его смерти.)
Рис. 11. Египетская версия космоса на этом рисунке из Книги Мертвых Нестанебетишеру. Здесь Шу, бог воздуха, отделяет бога земли Геба от богини неба Нут (EA10554,87). Изображение © Попечители Британского музея.
Рис. 12. Статуэтка Исиды, члена гелиопольской эннеады, кормящей Гора (Glencairn Museum E1164).
Рис. 13. Статуэтка Осириса, члена гелиопольской эннеады (Glencairn Museum E74).
Рис. 14. Генеалогическое древо гелиопольской эннеады.
Помимо своей роли в сотворении космоса, члены Эннеады участвуют в других циклах жизни и возрождения. Например, считается, что богиня неба Нут каждый день рождает солнце, а в некоторых традициях она также рождает звезды. Наблюдая за ночным небом, египтяне, возможно, заметили, что внешний рукав Млечного Пути напоминает женскую форму, и отождествили эту небесную особенность с богиней Нут. Как богине, ответственной за ежедневное возрождение солнца, Нут также отводилась роль в воскрешении мертвых. Изображения Ореха на потолках Нового Царства (1539 г.–1075 г. до н.э.) царские гробницы изображают богиню с солнцем, входящим в ее рот и проходящим через ее звездное тело в течение ночи, чтобы возродиться утром. Она часто появляется на внутренней стороне крышки саркофага, защищая умершего до тех пор, пока он или она, подобно богу солнца Ра, не возродится. Орех также может появляться на крышках гробов в виде женщины с крыльями, раскинутыми в защитном жесте на груди покойного (рис. 15).
Рис. 15. Богиня Нут на крышке гроба Сема-тави-ирдиса (Glencairn Museum E1267).
Третью версию сотворения космоса можно найти в тексте, известном как Мемфисская теология. Мемфис был одним из самых важных городов в истории Древнего Египта. Мемфис, расположенный вдоль Нила в месте, где река Нил впадает в дельту Нила, был первой столицей Египта. На протяжении всей долгой истории Египта Мемфис оставался важным религиозным и административным центром даже во времена, когда его статус столицы страны менялся. По словам историка Манефона, Мемфис был основан легендарным королем Менесом около 3200 г. до н.э. Божественная триада, защищавшая город, состояла из Птаха, его супруги Сехмет и их ребенка Нефертем (рис. 16). Птах был божеством-покровителем ремесленников, а в мемфисской версии творения он играет роль главного бога-создателя (см. также первое фото выше).
Рис. 16. Члены триады Мемфиса, божества-покровителя Мемфиса (Glencairn Museum E113, E967, E905).
В отличие от версий сотворения мира, выраженных в гермопольских и гелиопольских мифах о сотворении мира, которые были реконструированы из различных древних религиозных текстов, миф о сотворении Мемфиса сохранился в единственном документе, известном как Камень Шабака, который сейчас хранится в Британском музее ( Рисунок 17). Текст, начертанный на этом памятнике, повествует о том, как царь Шабака, нубийский фараон из 25-й династии Египта (705–769 гг.0 г. до н. э.), нашел изъеденный червями папирус в библиотеке храма Птаха в Мемфисе. Понимая, насколько важным был поврежденный документ, Шабака якобы приказал заново вырезать слова на камне, чтобы сохранить их. В этом тексте Птаху (рис. 18) приписывается сотворение мира. Он творит мыслью и словом: «Зрение, слух, дыхание — сообщают сердцу, и оно производит всякое разумение. Что же касается языка, то он повторяет то, что задумало сердце. Так родились все боги и завершилась его Эннеада. Ибо каждое слово бога произошло от того, что задумало сердце и повелел язык». В тексте описывается, как Птах был ответственен за создание всех богов и установление поклонения им по всему Египту:
«Он породил богов.
Он создал города,
Он основал номы,
Он поместил богов в их святилища,
Он установил их подношения,
Он установил их святилища,
Он сделал их тела по их желанию.
Так боги вошли в тела свои,
Из всякого дерева, из всякого камня, из всякой глины,
Все, что растет на нем
В чем они явились.
Так собрались к нему все боги и их каши,
Содержание, объединенное с Владыкой Двух Земель».
Рис. 17. Камень Шабака, базальтовая плита с текстом Мемфитского богословия. Камень позже использовался в качестве жернова, что объясняет некоторые повреждения его поверхности (EA498). Изображение © Попечители Британского музея.
Рис. 18. Изображение бога Птаха на стеле Майенхекау (Glencairn Museum E1266). Птах показан в характерной для него тюбетейке.
Упоминание о моменте творения встречается не только в египетских текстах. Большинство храмов имеют архитектурные особенности, имитирующие элементы космоса в начале творения. Перед храмом обычно стоят большие ворота, называемые пилоном (рис. 19). Форма пилона состоит из двух сужающихся башен, соединенных нижней секцией. Форма пилона имитирует иероглиф слова «горизонт» ( ахет ), представленный в виде двух холмов с солнечным диском в центре. В дополнение к солнечному образу пара обелисков часто стоит перед входом в храм. Обелиск — это стоячий камень с четырьмя сторонами, который сужается по мере подъема и заканчивается небольшой пирамидой, называемой «пирамидионом». Обелиски были посвящены богу солнца и были символом солнца, относящимся к benben , что напоминает первобытный курган, описанный в мифах о сотворении мира Гелиополитом и Гермополитом.
Рис. 19. Вид на пилон храма в храме Филе. Фото предоставлено Марком Рикартом.
Рис. 20. Вид на папирусные и лотовидные колонны в храме Ком Омбо. Фото предоставлено Марией Терезой Эбер и Жаном Робером Тибо.
Каждый храм был микрокосмом мира, в котором творение повторялось ежедневно. За входным пилоном типичный храм содержал один или несколько открытых дворов, гипостильный зал и, в самом внутреннем пространстве, святилище. Колонны, найденные по всему храму, часто имели капители папирусовидной или лотовидной формы, напоминающие болотные растения, выросшие на первобытном кургане (рис. 20). Темное святилище или алтарь, в котором хранилось изображение бога, обитающего в храме, имитировало холм, на котором началось творение. Когда жрецы проводили утренние ритуалы и открывали алтарь бога, они воспроизводили сам момент творения, и постоянное божество храма занимало позицию бога-творца. Многие территории храма также ограничены стенами, кирпичи которых уложены волнообразно, возможно, символизируя хаотические воды предтворения, которые сдерживаются созданием (изначальной) насыпи, на которой было построено храмовое сооружение.
В дополнение к богам-творцам, изображенным в трех основных мифах о сотворении мира, существуют и другие божества, которые также считались богами-творцами, такие как Мин, Амон, Хнум и Атон. Одним из самых ранних известных божеств Египта был бог Мин (рис. 21). Его изображения появляются еще в додинастический период. Три колоссальные статуи Мина, датируемые примерно 3300 г. до н.э., были раскопаны WMF. Петри на территории Коптоса. Эти статуи, хотя и фрагментарные, изначально изображали этого бога с эрегированным фаллосом, который стал стандартом для его изображений. Как бог, связанный с плодородием и созиданием, Мин обычно изображается в этой характерной итифаллической позе. Он сжимает цеп одной поднятой рукой и носит высокую корону с перьями, очень похожую на корону Амона-Ра.
Рис. 21. Бог Мин (EA60045). Изображение © Попечители Британского музея.
Член Гермополитической Огдоады, имя Амона означает «скрытый». В период Среднего царства (ок. 1945–1640 гг. до н. э.) этот бог становился все более важным, а в Новом царстве он стал известен как государственный бог и получил прозвище «царь богов». Амон вместе со своей супругой Мут и их ребенком Хонсу составляют фиванскую триаду, божества-покровители города Фив (рис. 22). В то же время Амон (или его комбинированная форма, Амон-Ре) стал считаться самостоятельным богом-творцом. Амон обычно изображался как человек, и когда он был в форме Амона-Ре, он носил корону с двумя высокими перьями. Баран и гусь были для него священными животными.
Рис. 22. Бронзовая статуэтка бога Амона (справа, музей Гленкэрна, E1165) и его супруги Мут (музей Гленкэрна, E1145).
Бог с головой барана Хнум описан в «Текстах гробов», сборнике погребальных заклинаний, составленных примерно в 1991–1786 гг. до н. э., как создатель людей и животных (рис. 23). Во время правления женщины-фараона Хатшепсут (годы правления 1479–1458 гг. до н. э.) Хнум описывается как бог, ответственный за создание богов, людей и животных на гончарном круге (рис. 24).
Рис. 23. Рельеф, изображающий бога Хнума с головой барана (EA635). Изображение © Попечители Британского музея.
Рис. 24. Иллюстрация рельефа из заупокойного храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, на котором Хнум создает Хатшепсут и ее ка на гончарном круге. Этот рисунок появляется в E. Naville, The Temple of Deir el Bahari , volume 2, London: Egypt Exploration Fund, 189.6, пл. xlviii.
Рис. 25. Атон появляется в верхней части этого фрагмента рельефа над фигурой царя Эхнатона. В отличие от других египетских божеств, Атон не принимает форму человека или животного. Это божество изображено в виде солнечного диска с лучами, оканчивающимися крошечными руками (UPMAA E16230). Изображение предоставлено Пенсильванским музеем.
В период Амарны, когда фараон Эхнатон (годы правления 1353–1336 гг. до н. э.) изменил религиозную систему с политеистической на систему, близкую к монотеизму, избранное им божество, Атон, естественно, заняло положение бога-творца (рис. 25). Атон был солнечным божеством, и его роль в творении прославляется в гимнах, сочиненных в этот период. В одной из версий Атона восхваляют и описывают следующим образом. (Интересно отметить, что ученые уже давно заметили сходство этого гимна с фразеологией 104-го псалма Библии):
«Как многочисленны твои дела, пусть и скрытые от глаз.
Уникальный бог, кроме него нет другого.
Вы формируете землю по своему желанию, вы и только вы.
Все люди, стада и отары,
Все на земле, что ходят на ногах,
Все на высоте, что летают на крыльях.
И в чужих землях Хар и Куш, в земле Египетской
Ты каждого человека на место ставишь,
Ты делаешь то, что ему нужно,
Чтобы у каждого была пища,
Продолжительность его жизни сосчитана.
Этот религиозный эксперимент продлился недолго после смерти Эхнатона. К началу правления Тутанхамона традиционная религиозная система с ее многочисленными богами была восстановлена, и Атон снова стал лишь одним из многих солнечных божеств в египетском пантеоне.
Как мы видим, в египетской религиозной традиции не было ни одной истории сотворения мира. Было несколько разных способов, которыми египтяне объясняли происхождение мира. Эти различные традиции не исключали друг друга. Они часто дополняли и пересекались друг с другом, однако между различными мифами о сотворении можно провести различия, которые помогают отличить один от другого.
Дженнифер Хаузер Вегнер, доктор философии
Младший куратор Египетского отдела Пенсильванского музея
Пенсильванский университет
Избранная библиография
Эндрю Кэрол,. 1994. Амулеты Древнего Египта . Лондон: Издательство Британского музея.
Лихтхайм, Мириам. 1976. Древнеегипетская литература: книга чтений. Том. 2. Новое Царство . Беркли/Лондон.
О’Рурк, Пол. 2001. «Хнум». В Дональде Б. Редфорде (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта , том. 2: 231-232. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Романовский Евгений. 2001. «Мин.» В Дональде Б. Редфорде (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта , том. 2: 413-415. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Шлёгль, Герман А. 2001. «Атон». В Дональде Б. Редфорде (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта , том. 1: 1156-158. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Симпсон, Уильям Келли (изд.) 2003 г. Литература Древнего Египта: антология рассказов, наставлений, стел, автобиографий и стихов , третье изд. Новый рай; Лондон: Издательство Йельского университета.
Тобин, Винсент А. 2001. «Амон и Амон-Ре». В Дональде Б. Редфорде (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта , том. 1: 82-85. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Тобин, Винсент А. 2001. «Мифы: мифы о сотворении». В Дональде Б. Редфорде (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта , том. 2: 469-472. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Уилкинсон, Ричард Х. 2003. Полное собрание богов и богинь древнего Египта t. Лондон: Темза и Гудзон.
Полный архив прошлых выпусков Glencairn Museum News доступен онлайн здесь .
Древнеегипетская мифология — Энциклопедия всемирной истории
Египетская мифология представляла собой структуру верований и основную форму древнеегипетской культуры по крайней мере с ок. 4000 г. до н.э. (о чем свидетельствуют погребальные обычаи и росписи гробниц) до 30 г. до н.э. со смертью Клеопатры VII, последней правительницы династии Птолемеев в Египте.
Каждый аспект жизни в Древнем Египте был пропитан историями, повествующими о сотворении мира и его поддержании богами. Египетская религия повлияла на другие культуры посредством передачи через торговлю и стала особенно распространенной после открытия Шелкового пути в 130 г. до н.э., поскольку египетский портовый город Александрия был важным торговым центром.
Удалить рекламу
Реклама
Значение египетской мифологии для других культур заключалось в развитии концепции вечной жизни после смерти, доброжелательных божеств и реинкарнации. Говорят, что и Пифагор, и Платон из Греции находились под влиянием египетских верований в реинкарнацию и римской религиозной культуры, заимствованной как из Египта, так и из других цивилизаций.
YouTube Следите за нами на YouTube!Человеческое существование понималось египтянами как лишь небольшой отрезок вечного путешествия, управляемого и направляемого сверхъестественными силами в образах множества божеств, составлявших египетский пантеон. По словам историка Бансона,
Удалить рекламу
Реклама
Хех, которого в некоторые эпохи называли Хух, был одним из первоначальных богов Огдоады [восьми божеств, которым поклонялись во времена Древнего царства, 2575–2134 гг. до н. э.] в Гермополисе и представлял вечность — цель и судьбу всей человеческой жизни в египетской религиозной верований, стадия существования, на которой смертные могли достичь вечного блаженства.
(86)
Земная жизнь была, однако, не просто прологом к чему-то большему, а частью всего пути. Египетская концепция загробной жизни представляла собой зеркальный мир чьей-то жизни на земле (в частности, жизни в Египте), и нужно было хорошо прожить эту жизнь, если надеешься насладиться остатком своего вечного путешествия.
Сотворение мира
Осирис показал себя вдумчивым и рассудительным богом и получил власть над миром от Атума, который затем ушел заниматься своими делами.
Для египтян путешествие началось с сотворения мира и вселенной из тьмы и вихря хаоса. Когда-то не было ничего, кроме бесконечной темной воды без формы и цели. В этой пустоте существовал Хека (бог магии), ожидавший момента творения. Из этой водянистой тишины (Ню) возвышался изначальный холм, известный как бен-бен , на котором стоял великий бог Атум (или, в некоторых версиях мифа, Птах). Атум взглянул на небытие и осознал свое одиночество, и поэтому с помощью магии он соединился со своей собственной тенью, чтобы родить двоих детей: Шу (бога воздуха, которого выплюнул Атум) и Тефнут (богиню влаги, которую Атума вырвало). Шу дал раннему миру принципы жизни, а Тефнут – принципы порядка.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Оставив отца на бен-бен , они отправились строить мир. Со временем Атум забеспокоился из-за того, что его дети так долго отсутствовали, и поэтому удалил свой глаз и отправил его на их поиски. Пока глаз его не было, Атум одиноко сидел на холме посреди хаоса и созерцал вечность. Шу и Тефнут вернулись с глазом Атума (позже связанным с глазом Уджат, Оком Ра или Всевидящим Оком), и их отец, благодарный за их благополучное возвращение, пролил слезы радости. Эти слезы, падающие на темную благодатную землю бен-бен , родила мужчин и женщин.
Настенная живопись «Исида»
The York Project Gesellschaft für Bildarchivierung GmbH (GNU FDL)
Однако этим первобытным существам негде было жить, поэтому Шу и Тефнут спарились и родили Геба (землю) и Нут (небо). Геб и Нут, будучи братом и сестрой, глубоко полюбили друг друга и были неразлучны. Атум счел их поведение неприемлемым и оттолкнул Нут от Геба высоко в небо. Двое влюбленных навсегда могли видеть друг друга, но больше не могли соприкасаться. Однако Нут уже была беременна от Геба и в конце концов родила Осириса, Исиду, Сета, Нефтиду и Гора — пять египетских богов, которые чаще всего считались самыми ранними или, по крайней мере, наиболее известными изображениями более древних божественных образов. Осирис показал себя вдумчивым и рассудительным богом, и Атум дал ему власть над миром, который затем ушел заниматься своими делами.
Осирис и набор
Осирис эффективно управлял миром, соправляя со своей сестрой-женой Исидой, и решал, где лучше всего растут деревья и течет вода наиболее сладко. Он создал землю Египта в совершенстве с рекой Нил, обеспечивающей нужды людей.
Удалить рекламу
Реклама
Во всем он действовал в соответствии с принципом маат (гармонии) и чтил своего отца и братьев и сестер, поддерживая все вещи в гармоничном равновесии. Однако его брат Сет стал завидовать творению, а также силе и славе Осириса. Он тайно снял точные размеры своего брата, а затем заказал тщательно продуманный сундук, созданный точно по этим спецификациям. Когда сундук был готов, Сет устроил большой пир, на который пригласил Осириса и еще семьдесят два человека. В конце вечеринки он предложил большой сундук в подарок тому, кто лучше всего мог в нем поместиться. Осирис, конечно, идеально вписался, и, как только он оказался внутри гроба, Сет плотно захлопнул крышку и бросил его в реку Нил. Затем он сказал всем, что Осирис умер и принял власть над миром.
Египетская охота на болотах
Ян ван дер Краббен (CC BY-NC-SA)
Исида отказывалась верить, что ее муж мертв, и отправилась на его поиски, в конце концов найдя гроб внутри дерева в Библосе. Жители земли были рады помочь ей снять гроб с дерева, и за это Исида благословила их (поскольку позже они стали главными экспортерами папируса в Египте, считается, что эта деталь была добавлена писцом в честь город, который был так важен для ремесла писателя). Она вернула тело в Египет и приступила к сбору трав и приготовлению зелий, которые вернут Осириса к жизни; оставив свою сестру Нефтиду охранять место, где она спрятала тело.
Осирис был возвращен к жизни Исидой, но, поскольку он был несовершенным, он спустился в подземный мир, чтобы стать праведным судьей и правителем страны мертвых.
В это время Сет начал беспокоиться, что Исида может найти тело Осириса и найти способ вернуть его к жизни, поскольку она была очень могущественной и хорошо осведомленной в этих вопросах. Обнаружив, что она ушла, он спросил Нефтиду, где она, и когда богиня ответила, он понял, что она лжет.
Удалить рекламу
Реклама
Он смог узнать от нее, где было спрятано тело Осириса, и отправился туда, вскрыв гроб и разрезав тело на сорок две части (хотя некоторые источники утверждают, что только на четырнадцать). Затем он разбросал осколки Осириса по всей земле Египта, чтобы Исида никогда не смогла их найти, и, сделав это, вернулся в свой дворец, чтобы править.
Когда Исида вернулась и обнаружила, что гроб разрушен, а тело исчезло, она в отчаянии упала на колени и заплакала. Нефтида, чувствуя себя виноватой за то, что выдала свою тайну, рассказала Исиде о случившемся и предложила помочь ей найти части Осириса. Затем две сестры начали обыскивать землю в поисках частей Осириса. Где бы они ни находили часть тела, они тут же закапывали ее и строили святилище, чтобы защитить от Сета. Таким образом, две богини основали сорок две провинции Египта.
Наконец, они собрали все тело, кроме пениса, который съела рыба. Затем Исида создала замену фаллоса и соединилась со своим мужем, забеременев от своего сына Гора. Исида успешно вернула Осириса к жизни, но, поскольку он был несовершенным, он не мог править миром, как раньше. Вместо этого он спустился в подземный мир, чтобы стать праведным судьей и правителем земли мертвых.
Удалить рекламу
Реклама
Статуэтка птицы Гора
Али Каламчи (Авторское право)
Гор (иногда известный как Гор Младший, чтобы отличить его от Гора, брата Осириса) был тайно воспитан, чтобы защитить его от Сета, и, повзрослев, бросил вызов своему дяде за правление бывшим королевством своего отца. Битва бушевала восемьдесят лет, пока Гор не победил Сета и не изгнал его из Египта, чтобы он поселился в засушливых пустынях (хотя есть много вариантов этой истории, и в некоторых Гор и Сет соглашаются разделить царство, а в других Сет становится уничтожен). Затем Гор правил со своей матерью Исидой и тетей Нефтидой в качестве своих советников, и гармония снова была восстановлена на земле.
Важность
Маат Хотя существует много разных версий этого мифа, один элемент, который остается стандартным во всех них, — это концепция гармонии, которая нарушена и должна быть восстановлена. Принцип маат лежал в основе всей египетской мифологии, и каждый миф в той или иной форме опирается на это значение для своего информирования. Историк Джилл Камил пишет: «Рассказывание историй играло важную роль в жизни древних египтян. Деяния богов и королей не были записаны в ранние времена и нашли свой путь только через устную традицию в литературу более позднего времени» (Нардо, 52). Интересно отметить, что независимо от того, в какую эпоху впервые были составлены сказки, принцип гармонического баланса, ma’at , лежит в их основе.
Отражение Апепа [Апофиса], злого драконоподобного существа, притаившегося на горизонте, было [] популярной легендой. Каждый вечер на закате он пытался остановить прохождение заходящего солнца через подземный мир. Если небо было ясным, это указывало на легкий проход; кроваво-красный закат показывал отчаянную битву между силами добра и зла; но солнце было победителем, и всегда был новый рассвет. [Египтяне] рассказывали истории о том, как растительность, погибшая вместе с урожаем, возрождалась, когда прорастало зерно, точно так же, как бог солнца «умирал» каждый вечер и возрождался на следующее утро. (Нардо, 53-54)
Считалось, что все во вселенной поддерживается в постоянном равновесии без конца, и, поскольку люди были частью этой вселенной, они тоже участвовали в этом вечном равновесии. Маат стало возможным благодаря глубинной силе, существовавшей до сотворения и сделавшей возможными все аспекты жизни: хека . Хека была магической силой, которая позволяла богам выполнять свои обязанности и поддерживать всю жизнь, и была олицетворена в боге Хеке, который также позволял душе переходить из земного существования в загробную жизнь.
Куклы Шабти
Коопманроб (CC BY-SA)
Когда душа покидала тело после смерти, считалось, что она появляется в Зале Истины, чтобы предстать перед Осирисом для суда. Сердце умершего взвешивали на золотых весах против белого пера Маат. Если сердце оказывалось легче пера, душе разрешалось перейти на Тростниковое поле, место очищения и вечного блаженства. Если сердце было тяжелее пера, его бросали на пол, где его съедал монстр Аммут (пожиратель), после чего душа переставала существовать.
Хотя существовала концепция подземного мира, «ада» в понимании современных монотеистических религий не существовало. Как пишет Бунсон, «египтяне боялись вечной тьмы и бессознательности в загробной жизни, потому что оба условия противоречили упорядоченной передаче света и движению во Вселенной» (86). Существование, будучи частью вселенского путешествия, которое началось с Атума и Бен-Бена, было естественным состоянием души, и мысль о вечной разлуке с этим путешествием, о небытии, была для древнего египтянина более ужасающей, чем любой подземный мир мучений мог когда-либо быть; даже в стране вечной боли он все еще существовал.
Концепция подземного мира, подобного христианскому аду, действительно развивалась в Египте, но отнюдь не была общепринятой. Бансон пишет: «Вечность была общей целью каждого мужчины, женщины и ребенка в Египте. Такая вера наполняла видение людей… и давала им некую радость жизни, не имеющую себе равных нигде в древнем мире» (87). Мифология древних египтян отражала эту радость жизни и вдохновляла великие храмы и памятники, которые сегодня являются частью наследия Египта. Непреходящее восхищение египетской мифологией и культурой, которую она наполняла, является свидетельством силы жизнеутверждающего послания, заложенного в этих древних сказках.