Фракиец Спартак. Цезарь [Maxima-Library]
Фракиец Спартак
И вот, наконец, мы возвращаемся к мятежным гладиаторам, судьба которых известна нам в общих чертах по фильмам и книгам.
Плутарх со свойственной ему основательностью так описывает начало кровопролитнейшего эпизода истории Рима, известного как восстание Спартака.
«Восстание гладиаторов, известное также под названием Спартаковой войны и сопровождавшееся разграблением всей Италии, было вызвано следующими обстоятельствами.
Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы. Попали эти люди в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно из-за жестокости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать. Замысел был обнаружен, но наиболее дальновидные, в числе семидесяти восьми, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, везших в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились.
Сведения о Спартаке противоречивы. Говорили, что он попал в плен во время войны и был продан в рабство — типичная история большинства рабов того времени. Но говорили также, что он поначалу был свободным человеком и служил наемником в римской армии.
Бежавшие гладиаторы устроили засаду и разгромили посланный вдогонку отряд, захватив боевые доспехи и настоящее оружие. После этого они провели несколько успешных налетов на города и виллы в Кампанье, обрастая примкнувшими к ним гладиаторами и просто рабами. К началу 73 года до P. X. его отряд уже насчитывал почти десять тысяч человек. Это большое число даже для переполненной рабами Италии, скорее всего, у страха глаза были велики, иначе Сенат послал бы не трехтысячное войско претора Клавдия, а более внушительные силы. К тому же Клавдию удалось быстро выдавить повстанцев из густонаселенных мест и прижать их к Везувию.
Спартак и его соратники были вынуждены подняться на гору и держать там оборону.
 Стратегически место было выгодное, штурмовать лагерь гладиаторов, поднимаясь по единственной тропе, узкой и крутой, для римлян было бы самоубийством. Претор Клавдий не был самоубийцей и попросту перекрыл эту тропу, предоставив рабам выбор — сдаться или умереть от голода.
Что было дальше, вы наверняка помните по роману Рафаэлло Джованьоли «Спартак» или по одноименному фильму Стэнли Кубрика 1960 года с неподражаемым Кёрком Дугласом в заглавной роли. В последние десятилетия появились и другие произведения и фильмы о Спартаке. Но фабула остается неизменной.
Гладиаторы сплели длинные лестницы из лозы дикого винограда (по другой версии, из ивняка) и тихо спустились по отвесной, а потому неохраняемой скале. Последний оставшийся наверху спустил все оружие, а потом и сам присоединился к ним. Незаметно подобравшись с тыла к римлянам, гладиаторы напали на лагерь Клавдия. Неожиданная атака привела римлян в замешательство, они дрогнули и побежали.
Весть о разгроме Клавдия мгновенно распространилась по Кампанье, к Спартаку начали присоединяться не только беглые рабы, но и обнищавшие свободные люди.
Беспокойство Сената возросло, против гладиаторов послали претора Публия Вариния с двумя легионами. Это было внушительное войско, но Спартак выбрал самую правильную тактику и, совершая хитрые маневры, сумел разделить римлян на отдельные отряды и разбить их по очереди. Как пишет Плутарх, «вступив сначала в бой с его помощником, Фурием, предводительствовавшим отрядом в три тысячи человек, гладиаторы обратили его в бегство, а затем Спартак подстерег явившегося с большими силами Коссиния, советника Вариния и его товарища по должности, в то время как он купался близ Салин, и едва не взял его в плен. Коссинию удалось спастись с величайшим трудом, Спартак же, овладев его снаряжением, стал немедленно преследовать его по пятам и после кровопролитного боя захватил его лагерь. В битве погиб и Коссиний. Вскоре Спартак, разбив в нескольких сражениях самого претора, в конце концов взял в плен его ликторов и захватил его коня».
К этому времени восстание полыхало уже не только в Кампанье, но и в Южной Италии, в Лукании и Апулии.
 Спартак увел свое войско на зиму, у него уже было семидесятитысячное войско, с которым можно было творить великие дела. Но он был не только хорошим тактиком, но и неплохим стратегом. Он понимал, что с необученным и плохо поддающимся дисциплине войском с Римом, когда тот возьмется за восставших всерьез, справиться будет трудно, почти невозможно. И поэтому всю зиму он занят муштрой, переформировывая свое войско по образу и подобию римской армии.
Спартак организовывает в лагере производство оружия, чтобы не зависеть только от трофеев. Вся добыча делится поровну, хождение золота и серебра в лагере запрещено. Его авторитет необычайно высок, но он не провозглашает себя царем. Возможно, это было ошибочное решение — отсутствие жесткой иерархии управления привело к раздору среди его военачальников. Весьма несвоевременное — римляне ужаснулись тому, что творится на юге страны, двинули в 72 году до P. X. на Спартака армии Геллия и Лентула, то есть сразу двух консулов, к чему прибегали обычно в моменты чрезвычайной угрозы для Рима.
Причиной раздора в армии рабов стало решение Спартака уйти из Италии на север. Возможно, он просто хотел предоставить им возможность обрести свободу. Не исключено, что с такой силой он мог завоевать себе небольшое царство. Но не все его соратники хотели того же. И когда Спартак начинает поход по Адриатическому побережью на Северную Италию, его ближайший сподвижник Крикс, с которым они начинали еще в Капуе, остается с тридцатитысячным войском в Апулии. Им явно не хотелось уходить из богатых на добычу мест в края, где неизвестно что их ждало.
Участь Крикса и его людей была незавидной. Римляне внезапно напали на отряд, когда тот находился у Гарганской горы. Неожиданное нападение вызвало панику, и в итоге все люди Крикса были перебиты.
Окрыленные такой победой римляне собрались одним ударом покончить и со Спартаком. Они пытаются окружить его с севера и юга, причем консулу Лентулу удалось даже окружить восставших, но Спартак не стал ждать, пока с юга подойдет вторая армия, и сам перешел в наступление.
Теперь рабов и гладиаторов никто не мог остановить по дороге к Альпам. Кассий, наместник Северной Италии, пытается у города Мутины задержать их, но два его легиона просто сметены армией Спартака.
«Узнав обо всем этом, возмущенный сенат приказал консулам не трогаться с места и поставил во главе римских сил Красса. За Крассом последовали многие представители знати, увлеченные его славой и чувством личной дружбы к нему. Сам он расположился у границы Пицена, рассчитывая захватить направлявшегося туда Спартака, а легата своего Муммия во главе двух легионов послал в обход с приказанием следовать за неприятелем, не вступая, однако, в сражение и избегая даже мелких стычек. Но Муммий при первом же случае, позволявшем рассчитывать на успех, начал бой и потерпел поражение, причем многие из его людей были убиты, другие спаслись бегством, побросав оружие.
Наказание, о котором говорит Плутарх, — это децимация, казнь каждого десятого, средство, весьма способствующее укреплению дисциплины.
Претор Марк Лициний Красс, о котором мы уже не раз говорили и еще не раз скажем, был столь же честолюбив, сколь и богат. А богат он был сверх меры. Мало того что ему досталось огромное, несмотря на конфискации, наследство, так во время диктаторства его алчность показалось чрезмерной даже его покровителю Сулле.
По какой же причине такой человек берет на себя ответственность, обещая справиться с тем, кто уже разбил всех посланных против него военачальников? Как мы помним, в свое время Красс неплохо проявил себя на полях сражений, оказав значительные услуги Сулле, а однажды спас ему жизнь.
 Но честолюбие его было ущемлено, при всех заслугах и богатстве его постоянно заслонял Гней Помпей, прозванный Великим. Военные победы Помпея восхищают римлян. После того как «юный мясник» подавил восстание Лепида (к которому, напомним, благоразумно не примкнул Цезарь), он не распустил свою армию, а захотел еще повоевать во славу Рима и добился того, чтобы его послали в Испанию, подавлять мятежников. И успешно навел там порядок.
Испытывая к Помпею жгучую зависть, Красс ищет случая прославиться. Естественно, что единственно возможным образом, а именно военными победами. И поэтому когда Сенат решал, кого послать против Спартака, он сделал смелый ход, предлагая свою кандидатуру…
В случай победы, уверен Красс, он станет спасителем Рима и превзойдет в славе Помпея. Поэтому готов идти на самые безжалостные меры не только против врагов. И после того, как каждого десятого их товарища легионеры сами же запороли до смерти, стало ясно, что шутки с Крассом плохи и смерть в бою все же лучше децимации.
Спартак же вместо того, чтобы перейти через Альпы, снова поворачивает на юг. Существуют предположения, что тому причиной очередной раздор между Спартаком и его ближайшими помощниками. Свидетельств, конечно же, не сохранилось, но не исключено, что Спартака буквально вынудили развернуть армию обратно и идти через всю Италии к Мессинскому проливу, чтобы потом переправиться на Сицилию. Сицилийский «след» в странном решении Спартака вероятен хотя бы по той причине, что его самого или же его соратников вполне могли уговорить эмиссары заговорщиков с острова, готовых восстать и провозгласить гладиатора царем. Не исключено также, что армию Спартака такая перспектива устраивала больше, чем поход на север. Судьба Крикса и его отряда была грозным напоминанием, что с таким воинством полководец в какой-то миг может оказаться в одиночестве — среди лидеров восстания не могло не быть людей, уверенных, что при случае и они могли бы стать царями. Удалось же это Евну и Сальвию!..
Армия Спартака беспрепятственно идет через всю Италию, к нему присоединяются новые рабы.
 Красс идет следом, не вступая в сражения, и лишь прикрывает Рим на всякий случай, если вдруг восставшие двинут на столицу.
Надо сказать, что Спартак, прежде чем начать марш на Сицилию, договорился с киликийскими пиратами (по другим версиям, с купцами, что не составляет большой разницы) о том, что они встретят его войско у Мессинского пролива и переправят на остров. Пираты согласились, но потребовали деньги вперед.
Когда армия Спартака вышла к водам залива, то оказалось, что никто их там не ждал. Вероятнее всего, пираты сочли, что вмешиваться во внутренние дела злопамятного Рима выйдет себе дороже. Не исключено также, что им рекомендовали поступить именно таким образом, чтобы не испортить тайные деловые отношения с наместниками. Через несколько лет они войдут в такую силу, что сожгут порт Остию, которая была фактически пригородом Рима.
Спартак, не дождавшись киликийских кораблей, собирается опять идти на север, к Альпам.
Но Красс тоже не терял времени даром.
«Вынужденный отступить от побережья, Спартак расположился с войском на Регийском полуострове.
 Сюда же подошел и Красс. Сама природа этого места подсказала ему, что надо делать. Он решил прекратить сообщение через перешеек, имея в виду двоякую цель: уберечь солдат от вредного безделья и в то же время лишить врагов подвоза продовольствия. Велика и трудна была эта работа, но Красс выполнил ее до конца и сверх ожидания быстро. Поперек перешейка, от одного моря до другого, вырыл он ров длиной в триста стадиев, шириною и глубиною в пятнадцать футов, а вдоль всего рва возвел стену, поражавшую своей высотой и прочностью. Сначала сооружения эти мало заботили Спартака, относившегося к ним с полным пренебрежением, но когда припасы подошли к концу и нужно было перебираться в другое место, он увидел себя запертым на полуострове, где ничего нельзя было достать».
Триста стадиев Плутарха — это почти пятьдесят пять километров. Но труд легионеров идет насмарку, потому что Спартак в одну из бурных ночей, когда шел сильный снег, засыпал участок рва землей, хворостом и ветками и прорвал блокаду.
Армия Спартака идет к порту Брундизию, возможно, для того, чтобы переправиться оттуда в Иллирию. Часть его войска, забыв, что стало с Криксом, решила остаться в Италии и откололась от Спартака. И сразу же была разбита Крассом.
Теперь Марк Лициний не осторожничал, а торопился как можно скорее уничтожить восставших. Он уже знает, что Сенат, недовольный его медлительностью, вызвал на помощь Марка Лукулла из Македонии и, что еще хуже, Помпея из Испании.
В 71 году до P. X. недалеко от Брундизии он настигает Спартака, и там происходит решающее сражение.
Легенда гласит, что Спартак перед сражением заколол перед строем своего коня, что означало «ни шагу назад». Битва была кровавой, Спартак с группой воинов пытались прорваться к шатру Красса, но безуспешно, а когда его соратники бежали, то он в одиночку сражался с окружившими его легионерами и погиб в бою. В других источниках таких живописных деталей нет, что свидетельствует об их относительно большей с точки зрения здравого смысла достоверности.
 В них говорится, что тело Спартака так и не было найдено. Судьба его жены-пророчицы тоже осталась неизвестной.
Гай Юлий Цезарь. Древнеримская скульптура
Гай Марий. Древнеримская скульптура
Луций Корнелий Сулла. Древнеримская скульптура
Марк Туллий Цицерон. Древнеримская скульптура
Цицерон обличает Каталину. Художник Ч. Маччари
Гней Помпей. Древнеримская скульптура
Марк Лициний Красс. Древнеримская скульптура
Аппиева дорога
Статуя Цезаря в саду Версальского дворца. XVII в.
Страница из «Записок о галльской войне», изданных в XV в.
Статуя Амбиорига в Тонгерене
Галльский пленник. Древнеримская скульптура
Верцингеторикс сдаётся Цезарю. Художник Л.-Н. Руайе
Встреча Цезаря с вождем гельветов после сражения на Соне. Художник К. Яуслин
Цезарь высаживается в Британии.
 Гравюра XIX в.
Антоний и Клеопатра. Художник Л. Альма-Тадема
Цезарь и Клеопатра. Художник А. фон Хеккель
Триумф Цезаря. Художник А. Мантенья
Смерть Клеопатры. Художник А. Хиршфогель
Смерть Цезаря. Художник В. Камуччини
Смерть Цезаря. Художник Ж.-Л. Жером
Брут и призрак Цезаря. Гравюра XIX в.
Октавиан Август. Древнеримская скульптура
Неудивительно, что такая выдающаяся личность, как Спартак, стала символом борьбы за свободу. В наши времена появляются довольно-таки забавные теории о том, как пусть даже талантливому, но рабу удалось чуть ли не поставить на колени Республику. Есть даже версия, исходящая из одного из основополагающих принципов римского правосудия «кому выгодно?». А поскольку дестабилизация Рима в то время выгоднее всего была Митридату, то автор этой гипотезы ищет «понтийский след». Впрочем, там же предполагается, что Спартак — это на самом деле Савмак, не менее знаменитый вождь не менее знаменитого восстания на Босфоре.
 И гипотеза плавно переходит в разряд фантастической литературы, наподобие романа в жанре альтернативной истории, в которой Спартак одерживает победу над Римом.
Как уже говорилось, мы не знаем, служил ли Цезарь у Красса в это время. С большой долей вероятности можно предположить, что служил и участвовал в разгроме повстанцев. И не исключено, что в это время его стали посещать мысли о том, что назревает кризис управления огромным государством. Республиканская власть рыхла, система принятия решений вяла и нерасторопна, а лучшие люди большую часть времени тратят на то, чтобы, возвысившись самим, не дать сверх меры возвыситься другим. Что же касается рабов, то лишь через несколько поколений в сочинениях Сенеки прозвучит требование относиться к ним как к людям.
«Спартак», «Динамо» и другие
 «Спартак», «Динамо» и другие
Лет до десяти к футболу я относился довольно равнодушно, но отец все-таки часто водил меня на стадион посмотреть очередной матч.
 При этом, обращаясь к матери, он восклицал:— Боже мой, ну что у нас за сын — никак к спорту не может привыкнуть!Отец
Я — Спартак!
Я — Спартак! ДС, при всей своей веселости, был организацией очень мрачной, с эсхатологическим уклоном. Впрочем, таким он и остался. Мы играли шекспировскую трагедию внутри бурлеска и площадного фарса, и получалось очень смешно. На одну единицу раздражения ДС реагировал
Спартак МИШУЛИН
Спартак МИШУЛИН С. Мишулин родился 22 октября 1926 года в Москве в обеспеченной семье. Его мать работала заместителем наркома золотопромышленности и входила в круг партийно-хозяйственной номенклатуры. Что касается родного отца нашего героя, то он его ни разу не видел, так
Я — СПАРТАК!
 Я — СПАРТАК!
ДС, при всей своей веселости, был организацией очень мрачной, с эсхатологическим уклоном.
 Впрочем, таким он и остался. Мы играли шекспировскую трагедию внутри бурлеска и площадного фарса, и получалось очень смешно. На одну единицу раздражения ДС реагировал
Спартак МИШУЛИН
Спартак МИШУЛИН Мишулин проходил в холостяках до… 42 лет. Обычно, если мужчина не женится до такого возраста, то шансов услышать марш Мендельсона у него, как правило, практически нет. Однако Спартак эту традицию нарушил.Все началось со знаменитого «Кабачка «13 стульев», где
МИШУЛИН Спартак
МИШУЛИН Спартак МИШУЛИН Спартак (актер театра и кино: «В тринадцатом часу ночи» (1969; главная роль – Леший), «Белое солнце пустыни (1970; главная роль – Саид), т/ф «Алло, Варшава!» (1971; телережиссер Кашкин), «Достояние республики» (управляющий имением Тихвинских Илья
СПАРТАК ? — 71 до н.
 э.СПАРТАК ? — 71 до н.э. Вождь крупнейшего восстания рабов в 73 или 74-71 гг. до н.э. в Древнем Риме.Спартак родился во Фракии (современной Болгарии). О его жизни античные авторы сообщают противоречивые сведения. Согласно одним источникам, он был военнопленным, попал в рабство и
Глава 7 «Спартак»
Глава 7 «Спартак» После того как я была принята в Большой театр, у меня появилась надежда станцевать в самом прославленном балете этого театра – в «Спартаке» Юрия Николаевича Григоровича.Я много раз смотрела этот спектакль в записи. Он ошеломил меня грандиозностью
«СПАРТАК» — ЧЕМПИОН!
 «СПАРТАК» — ЧЕМПИОН!
Теперь можно оглянуться. 1977 год — сезон в первой лиге, 1978-й — пятое место в высшей, 1979-й — золотые медали чемпионов страны. Что таится за этими цифрами и фактами, какие усилия, какие труды?Старостин.
 Основная роль, на мой взгляд, принадлежит Константину
«СПАРТАК» НА АВАНСЦЕНЕ И ЗА КУЛИСАМИ
«СПАРТАК» НА АВАНСЦЕНЕ И ЗА КУЛИСАМИ Раскроем справочник-календарь «Футбол-84». В статье Льва Яшина сказано: «Из московских клубов верность своей игре сохраняет лишь «Спартак».Это на авансцене.А за кулисами — постепенная утрата внимания к команде со стороны шефов,
Это звонкое слово «Спартак»
Это звонкое слово «Спартак» 1934 год — особая веха в нашем повествовании. И не потому, что в стране было учреждено звание «заслуженный мастер спорта СССР» и Николай оказался одним из его первых обладателей. И не потому, что сборная Москвы, за которую выступали Александр и
ИЗ «СПАРТАКА» В «СПАРТАК»
ИЗ «СПАРТАКА» В «СПАРТАК» Осенью 1959 года, сразу же после возвращения из Колумбии, где я повесил бутсы на гвоздик, Николай Петрович предложил мне: «А что, если ты станешь тренером нашей команды?» Тренерство, конечно, входило в мои жизненные планы, но прийти сразу в такой
Как «Спартак» от ДЮСШ отказался
 Как «Спартак» от ДЮСШ отказался
Это уже хроническая болезнь моей любимой команды.
 Как можно было вообще до такого додуматься и, главное, осуществить?! Представьте, детско-юношеская школа к команде мастеров «Спартака» не относится, она в системе Москомспорта. Разумеется,
СПАРТАК – ВСЕГДА СПАРТАК
СПАРТАК – ВСЕГДА СПАРТАК Надо сказать, что «Спартаки», расположившиеся со своими палатками рядом с нами, чуть позже подложили мне большую свинью. Впрочем, я и сам был в этом виноват, видит Бог…Мы собрались на 6-ую Башню Короны, по маршруту 5-Б категории сложности. Это
Восстание Спартака. История Рима (с иллюстрациями)
Восстание Спартака
В конце 70-х гг. внутреннее положение Италии было крайне напряженным. Неудачная попытка Лепида свергнуть господство сулланцев еще более обострила противоречия. Самым революционным элементом в этот момент являлись рабы. В то время как италийская низовая демократия, испытавшая в предыдущие годы ряд тяжелых поражений, была уже в значительной степени ослаблена, многочисленные рабы Италии до сих пор еще не выступали самостоятельно.
 Отдельные вспышки, о которых мы упоминали выше, имели локальный характер и быстро подавлялись. С другой стороны, в течение 80-х годов рабы систематически втягивались в выступления италийской демократии, — в частности, в восстание италиков и в марианское движение. Это служило для них прекрасной школой политического воспитания: рабы видели, что в конце концов они служили только орудием в руках отдельных фракций господствующего класса. Классовое сознание италийских рабов возростало. Наиболее развитые и смелые из них пришли к мысли, что только собственными силами они смогут добиться освобождения. Такова была обстановка и предпосылки самого крупного восстания античных рабов, какое только знает история
Источники по истории спартаковского движения крайне скудны. Это несколько страниц в «Гражданских войнах» Аппиана и в плутарховой биографии Красса. Основной источник — «История» Саллюстия — почти целиком потерян. Другие источники (периохи 95—97-й книг Ливия, Флор, Орозий, Веллей Патеркул и др.
 ) слишком кратки или не имеют самостоятельного значения. Поэтому историю движения Спартака можно восстановить только в самых общих чертах, и на многие основные вопросы мы не в состоянии ответить.
В частности, нам почти не известна биография Спартака. Мы знаем, что он происходил из Фракии. Из беглых указаний Аппиана и Флора можно заключить, что Спартак служил раньше в римских вспомогательных войсках и за дезертирство был продан в рабство. Благодаря своей физической силе он попал в гладиаторы. Источники подчеркивают образованность, ум и гуманность Спартака.
В 73 г.[293] мы застаем его в Капуе, в одной из гладиаторских школ. В начале лета около 200 гладиаторов составили заговор, который, по-видимому, был раскрыт. Однако человек 60—70 вырвались из школы и, вооруженные чем попало, бежали из города. Во главе их стояли Спартак и галлы Крикс и Эномай. По дороге беглецы захватили транспорт с гладиаторским оружием. Они ушли на Везувий и стали делать оттуда набеги на окрестности.
Отряд Спартака быстро увеличивался за счет беглых рабов и батраков из соседних имений. Большую агитационную роль играло то обстоятельство, что Спартак делил добычу поровну между всеми.
В первое время римские власти не придали большого значения этому инциденту, так как аналогичные случаи нередко происходили в Италии. Маленький отряд, посланный из Капуи, был разбит. Наконец-то в руки рабов попало настоящее оружие, на которое они с восторгом переменили ненавистное вооружение гладиаторов. В Риме начали беспокоиться. Против Спартака выслали отряд в 3 тыс. человек под командой пропретора Гая Клодия. Не желая тратить силы на штурм Везувия, Клодий расположился лагерем у подножия горы в том месте, где находился единственный удобный спуск с вершины. Но Спартак перехитрил римлян. Из лоз дикого винограда беглецы сплели канаты, с помощью которых спустились по отвесным склонам горы и неожиданно напали на Клодия. Римляне обратились в бегство, а их лагерь достался рабам.
Эта была первая крупная победа Спартака, за которой скоро последовали и другие.
 Осенью в Кампанию направили претора Публия Вариния с двумя легионами. Войска у него были не первоклассные. Спартак поочередно разбил обоих легатов Вариния, а затем и его самого, причем даже захватил ликторов претора и его коня.
Эти события оказались решающим моментом в ходе восстания. Оно охватило теперь почти весь юг полуострова: Кампанию, Луканию и, возможно, Апулию. Многие города были захвачены и опустошены. Саллюстий рассказывает о массовом истреблении рабовладельцев и о тех неизбежных жестокостях, которые совершали рабы, вырвавшиеся на свободу. Спартак пытался помешать этим ненужным эксцессам, которые только деморализовывали рабов. Всю свою энергию он направил на организацию армии и на создание в ней дисциплины.
Войско Спартака насчитывало теперь около 70 тыс. человек. Рабы спешно изготовляли оружие. Была организована конница.
Вставал вопрос, что же делать дальше? Можно утверждать с полной категоричностью, что в этот период у Спартака существовал определенный план: собрать возможно больше рабов и вывести их из Италии через Восточные Альпы.
 Очевидно, Спартак понимал все трудности вооруженной борьбы с Римом и остановился на самом реальном из всех возможных вариантов. Очутившись вне Италии, рабы тем самым становились свободными и могли вернуться в свои родные места. Предполагать, что за этим планом у Спартака крылись какие-то расчеты на дальнейшее развертывание борьбы, мы не имеем никаких оснований.
Римское правительство поняло, наконец, размеры опасности и двинуло против рабов войска обоих консулов 72 г. — Луция Геллия и Гнея Корнелия Лентула. Как раз в этот критический момент среди восставших начались разногласия. Они привели к тому, что крупная часть рабов (около 20 тыс. человек) под командованием Крикса отделилась от главных сил и начала действовать самостоятельно. Помощник Геллия, претор Квинт Аррий, напал на отделившиеся войска и разбил их около горы Гаргана в Апулии. Крикс при этом погиб.
На какой почве возникли разногласия? Некоторые источники (Саллюстий, Ливий, Плутарх) говорят, что войска Крикса состояли из галлов и германцев.
 Если это так, то можно предположить, что разногласия стояли в связи с разнородным племенным составом восставших. Но это только одна сторона дела. Более существенную роль играли программно-тактические разногласия. Крикс и его товарищи являлись сторонниками более активных наступательных действий и, по-видимому, не хотели уходить из Италии. Саллюстий в одном из фрагментов замечает: «А рабы, спорившие из-за плана дальнейших действии, были близки к междоусобной войне. Крикс и единоплеменные с ним галлы и германцы хотели идти навстречу (римлянам) и вступить с ними в бой».
Возможно, что Крикса поддерживала и та свободная беднота, которая примкнула к восстанию и которой не было никакого смысла уходить из Италии.
Раскол и поражение Крикса временно ослабили силы восстания, но не настолько, чтобы изменить планы Спартака. Искусно маневрируя в Апеннинах, он нанес ряд поражений Лентулу, Геллию и Аррию, избежал окружения, которое ему подготовляли римляне, и двинулся на север.
Силы Спартака росли по мере его успехов.
 По словам Аппиана, его войско достигло 120 тыс. человек. Двигаясь на север, Спартак дошел до г. Мутины, под которым разбил войска проконсула Гая Кассия Лонгина, наместника Цизальпинской Галлии.
Теперь дорога к Альпам была открыта, и планы Спартака, казалось, близки к осуществлению. И в этот момент он поворачивает обратно на юг. Почему? На этот вопрос мы не найдем вполне точного ответа в источниках, хотя общая картина совершенно ясна. После блестящих побед Спартака настроение в его войсках так поднялось, что об уходе из Италии в данный момент не могло быть и речи. Рабы требовали от своего вождя, чтобы он вел их на Рим, и Спартак вынужден был подчиниться. Едва ли можно допустить, чтобы с его умом и самообладанием он дал себя увлечь общему настроению и изменил свой основной план ухода из Италии. Но в эту минуту он потерял власть над своей недисциплинированной армией.
Однако на Рим Спартак все-таки не пошел. Он понимал всю невозможность захватить город, который в свое время не могли взять ни Ганнибал, ни самниты.
 К тому же римское правительство осенью 72 г. мобилизовало для борьбы все наличные силы. Сенат приказал консулам прекратить военные действия против Спартака. Главнокомандующим со званием проконсула был назначен претор 72 г. М. Лициний Красс. Ему дали большую армию из 8 легионов, правда, далеко не первоклассную. Солдаты были уже заранее деморализованы той паникой, которую нагнали на римлян неслыханные успехи Спартака.
Красс, по-видимому, хотел окружить рабов на границе Пицена. Его легат Муммий, посланный в обход с двумя легионами, напал на Спартака вопреки приказу Красса и был разбит. Многие солдаты, побросав оружие, бежали. Это дало возможность Спартаку прорваться на юг.
Красс решил суровыми мерами восстановить дисциплину в своих войсках. По отношению к бежавшим он применил децимацию, старинное наказание, давно уже не употреблявшееся в римской армии: каждый десятый был казнен.
Спартак между тем уходил через Луканию в Бруттий. На некоторое время он остановился в г.
 Фуриях и его окрестностях. Сюда к рабам явилось много купцов, скупавших у них награбленную добычу. Спартак запретил своим брать от скупщиков золото и серебро. Рабы должны были менять добычу только на железо и медь, нужные им для изготовления оружия.
Красс двигался следом за Спартаком. У последнего появился новый план: перебросить часть своих войск в Сицилию и «возобновить войну сицилийских рабов, только недавно погасшую и требовавшую немного горючего материала, чтобы снова вспыхнуть»[294]. Он сговорился с пиратами, обещавшими доставить ему транспортные средства. Однако пираты обманули его, по-видимому, подкупленные наместником Сицилии Верресом. К тому же берега острова усиленно охранялись. Попытка переправиться через пролив на плотах из бревен и бочек потерпела неудачу.
Пока Спартак тщетно старался проникнуть на Сицилию, с севера подошел Красс. Он решил воспользоваться характером местности и запереть рабов на южной оконечности полуострова. Для этой цели он построил «от моря до моря» укрепленную линию длиной в 300 стадий (около 55 км), состоявшую из глубокого и широкого рва и вала.
 Первая попытка прорваться окончилась неудачей. Но затем в одну бурную и снежную ночь (зима 72/71 г.) Спартаку удалось искусным маневром форсировать укрепленную линию. Он снова очутился в Лукании.
Красс отчаялся собственными силами справиться с восстанием и потребовал помощи. Сенат отправил приказ Помпею, покончившему с серторианцами, ускорить возвращение в Италию. Другое распоряжение было послано Марку Лицинию Лукуллу в Македонию, чтобы он высадился в Брундизии. Вокруг Спартака начало суживаться кольцо правительственных войск. И снова в этот решительный момент, как полтора года назад, среди рабов обострились разногласия. Опять от главных сил отделились галлы и германцы во главе со своими вождями Кастом и Ганником. Отделившиеся были разбиты Крассом.
Если в начале восстания гибель отряда Крикса не оказала большого влияния на дальнейшие события, то теперь положение было иным. Основные резервы рабов, могущих примкнуть к движению, были исчерпаны, и восстание шло к концу. При этих условиях гибель нескольких десятков тысяч бойцов могла сыграть роковую роль.
Спартак бросился к Брундизию. Хотел ли он таким путем переправиться на Балканский полуостров и осуществить свой старый план? Едва ли он мог всерьез надеяться на это. Если ему не удалось найти средств для переправы через узкий Мессанский пролив, то какие надежды он мог питать на переправу через Адриатическое море? И все-таки Спартак хотел попытаться, вопреки доводам рассудка. Ведь другие пути все равно были для него закрыты. Но когда он подошел к Брундизию, то узнал, что там уже находится Лукулл. Тогда Спартак повернул обратно и пошел навстречу Крассу.
Весной 71 г. в Апулии произошла последняя битва. Рабы сражались с мужеством отчаяния. 60 тыс. их во главе со Спартаком пали[295]. Тела Спартака не удалось найти. Римляне потеряли только 1 тыс. человек. 6 тыс. рабов, попавших в плен, были распяты на крестах вдоль дороги, ведущей из Капуи в Рим. Но еще долго на юге отдельные группы, скрывшиеся в горах, продолжали бороться против римских войск. Часть рабов бежала к пиратам. Крупному отряду в 5 тыс.
 человек удалось пробиться на север. Там их встретил Помпей и всех до одного уничтожил.
Спартак был талантливым организатором и крупным полководцем. Из восставших рабов он организовал образцовую для того времени армию, силы которой непрерывно росли в процессе борьбы. Восстание рабов под руководством Спартака отличается от других восстаний рабов не только своей организованностью, но и исключительной мобилизацией всех возможностей. В составе армии рабов были все рода войск того времени: тяжелая и легкая пехота и конница. Вооружение рабов немногим уступало вооружению римских легионеров. Армия восставших рабов обучалась ведению боя. Спартак стремился не восстанавливать против восставших мирное население. Все необходимое для армии, взятое у населения, оплачивалось. Такая политика обеспечивала Спартаку более или менее надежный тыл. Стратегия армии рабов отличалась смелостью и решительностью. Рабы действовали, как правило, наступательно, не упуская инициативы из своих рук, били врага по частям, сосредоточивая в каждом случае против него превосходящие силы.
 Каждое боевое предприятие тщательно подготавливалось. Спартак всегда стремился поразить противника внезапно. В техническом отношении восставшие действовали также наступательно. Особенно большой интерес представляет прорыв ими укрепленной линии врага.
Так закончилось это восстание, которое в течение 18 месяцев[296] потрясало Италию. Несмотря на свои огромные масштабы оно было подавлено, как и все предыдущие восстания рабов. Причины его поражения лежат как в области объективно-исторических, так и в сфере субъективно-классовых моментов. Выше мы говорили, что всякое революционное движение, происходящее в эпоху расцвета данной общественно-экономической формации, не может перерасти в революцию. Хотя в 70-х гг. I в. римская политическая система уже была в значительной степени расшатана, но рабовладельческое общество в целом еще находилось в стадии своего процветания. До его крушения должно была пройти еще несколько столетий. Таким образом, движение Спартака, как и все другие восстания рабов этого периода, исторически было обречено на неудачу.
К этой общей причине нужно прибавить ряд моментов, связанных с характером рабов как класса. Отсутствие ясно осознанной программы, наличие тактических разногласий, пестрота этнического состава, недисциплинированность — все это лишало движения рабов целеустремленности, стойкости и единства, всего того, что необходимо для победы. Следует еще отметить, что восстания рабов, как правило, не встречали поддержки со стороны свободного населения. Отдельные факты перехода на сторону рабов свободной бедноты не меняют общей картины изолированности всех движений рабов этой эпохи.
Историческая обреченность восстаний рабов выступает тем яснее, что во главе их часто стояли выдающиеся личности. Особенно применимо это к Спартаку. Хотя только на два года выступил он для нас из мрака небытия, но и этого короткого срока было достаточно, чтобы в полной мере проявились его блестящие организаторские и военные способности, его гуманность и широкий ум. Маркс писал, что Спартак предстает в изображении Аппиана «самым великолепным парнем во всей античной истории.
 Великий полководец… благородный характер, истинный представитель античного пролетариата» (Соч. 2-е изд., т. 30. С. 126).
Трагедия Спартака, как и многих других деятелей истории, состояла в том, что он на несколько столетий опередил свое время.
Но хотя восстание 73—71 гг. было подавлено, оно нанесло тяжелый удар рабовладельческому хозяйству Италии. В результате восстания Италия потеряла не меньше 100 тыс. рабов, поля были опустошены, многие города разграблены. Напуганные рабовладельцы начали избегать покупных рабов, предпочитая пользоваться рабами, рожденными в доме. Росло число вольноотпущенников. Усилилась сдача земли в аренду. Восстание Спартака явилось одной из важнейших причин того сельскохозяйственного кризиса, который разразился в Италии в конце Республики и который ей, в сущности, так и не удалось преодолеть.
На протяжении многих лет в советском антиковедении бытовал тезис о «революции рабов», важнейшим звеном которой было восстание Спартака. Заслуга в пересмотре этой концепции принадлежит С.
 Л. Утченко, который подчеркивал: «Само собой разумеется, что тезис о революции рабов не может выдержать серьезной критики. Что касается косвенно вытекающих из этого тезиса рассуждений о рабах как о классе-гегемоне, о союзе с беднейшим крестьянством, то все это не что иное, как явная и ничем не оправданная модернизация…
Следует также пересмотреть довольно широко распространенную точку зрения, согласно которой господствующий класс в результате выступлений рабов, и главным образом самого восстания Спартака, консолидируется с целью более решительного подавления рабов и преходит к формам «военной диктатуры»…
В восстании рабов под руководством Спартака, помимо его «локально-исторического» смысла и значения, есть еще и нечто иное — нечто непреходящее, общечеловеческое и — да не испугает нас это слово — всемирно-историческое. Оно заключается, на наш взгляд, в том, что в этом великом движении угнетаемые и бесправные — пусть стихийно, пусть без «программы», пусть даже не против рабства как такового! — поднялись на борьбу за завоевание, за достижение самого простого и самого великого общечеловеческого идеала всех времен — за свободу.
 Вот в этом юном, наивном, стихийном, неистовом порыве к свободе — вечное и непреходящее значение восстания Спартака, секрет благодарной памяти о нем потомков вплоть до наших дней» (Утченко С. Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969. С. 64—67).
Заговор против «Спартака»
Заговор против «Спартака» В субботу 13 ноября 1976 года завершился регулярный чемпионат страны по футболу. Чемпионами стали футболисты столичного «Торпедо», набравшие 20 очков, следом шли киевские динамовцы (18), а на 3-м месте расположились их одноклубники из Тбилиси (17).
Организационное оружие Спартака Никанорова
 Организационное оружие Спартака Никанорова
Спартак Никаноров – современник и соратник Кузнецова. Он живет и здравствует сейчас, когда мы пишем эти строки.
 И дай Бог ему долгих лет жизни.Никанорова можно считать равновеликой Побиску фигурой. Настоящим творцом русского
Восстание Спартака
Восстание Спартака В конце 70-х гг. внутреннее положение Италии было крайне напряженным. Неудачная попытка Лепида свергнуть господство сулланцев еще более обострила противоречия. Самым революционным элементом в этот момент являлись рабы. В то время как италийская
«Союз Спартака»
«Союз Спартака» После раскола социал-демократической партии в период войны из-за вопроса о военных кредитах левые радикалы начали агитацию в среде рабочих-социалистов. Сначала она была нацелена главным образом на критику правительства и его политики в военный период.
2. Известное восстание Спартака как смутное отражение эпизодов Троянской = Тарквинийской = Готской войны XIII века н.
  э.2. Известное восстание Спартака как смутное отражение эпизодов Троянской = Тарквинийской = Готской войны XIII века н. э. По-видимому, при перетасовке скалигеровскими историками средневековых летописей и их частей, внутрь эпохи «великой тройки» царей — Суллы, Помпея, Цезаря
ВОССТАНИЕ СПАРТАКА
ВОССТАНИЕ СПАРТАКА Раненый СпартакЕдва ли не самое известное восстание в истории человечества, и уж точно самое известное в древнюю эпоху, — это восстание Спартака, прославленное не только в советской, но и мировой научной и художественной литературе. Восстание было
Восстание Спартака
 Восстание Спартака
В конце 70-х гг. внутреннее положение Италии было крайне напряженным. Неудачная попытка Лепида свергнуть господство сулланцев еще более обострила противоречия.
 Самым революционным элементом в этот момент являлись рабы. В то время как италийская
Восстание Спартака
Восстание Спартака Основным и ведущим противоречием римского общества оставалось противоречие между все растущей массой разноплеменных рабов и рабовладельцами. Готовность, с которой рабы откликнулись на призыв Мария и Цинны, показала, как велика была их ненависть к
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВОССТАНИЯ СПАРТАКА
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВОССТАНИЯ СПАРТАКА Внимательный читатель, ищущий во всемирной истории не эффектных и поверхностных рассказов о действиях королей и полководцев, а интересующийся историей производителей материальных благ, т. е. историей трудящихся масс и их
ВОССТАНИЯ РАБОВ ДО СПАРТАКА
 ВОССТАНИЯ РАБОВ ДО СПАРТАКА
1.
  ПЕРВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ РАБОВ В СИЦИЛИИНачало активной борьбы рабов с римскими рабовладельцами относится к ранним временам римской истории. Постепенно рабы начинают выступать всё более организованно, всё более сплочённо. В 137 г. до н. э. уже
ВОССТАНИЕ РАБОВ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ СПАРТАКА
ВОССТАНИЕ РАБОВ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ СПАРТАКА 1. О ПРОИСХОЖДЕНИИ СПАРТАКАОбраз Спартака — фракийского героя, прославившего себя в великом италийском движении рабов, был в древности весьма популярен. О нём говорили и писали почти так же, как о героях греческой
ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД СПАРТАКА И ЕГО ГИБЕЛЬ
ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД СПАРТАКА И ЕГО ГИБЕЛЬ Спартаковское восстание рабов в древнем Риме — одно из наиболее красочных и драматических событий античного мира. Спартак стоял, «подобно Ганнибалу, у ворот Рима»; своими походами он изрезал территорию Римской республики вдоль и
Восстание рабов под руководством Спартака (74–71 гг.
 до н. э.)Восстание рабов под руководством Спартака (74–71 гг. до н. э.) Многочисленные войны II I вв. до н. э. наполнили Италию огромным количеством рабов, среди которых были представители разных национальностей. Злоупотребления рабовладельцев, как правило крайне жестоко
Глава 8. Смысл коммунизма, или Возвращение Спартака в Рим
Глава 8. Смысл коммунизма, или Возвращение Спартака в Рим Этот вопрос не смогли решить ни современники, ни потомки, ему посвящены статьи и целые книги, о нем до сих пор спорят. Наверное, это и есть самое непонятное в истории Спартаковской войны. ПОЧЕМУ СПАРТАК ОСТАЛСЯ В
Римская культура, история и мифология – творческий преподаватель английского языка
 В свое время Рим был центром мира и самым могущественным государством на земле. Благодаря военным завоеваниям и мудрому правлению римляне распространили свою культуру до границ известного мира.
 На все последующие западные страны повлияли их успехи и неудачи. Но кем были римляне? Каково было жить в Древнем Риме? Есть много удивительных различий между римской культурой и нашей собственной. С другой стороны, вы можете быть в равной степени потрясены, обнаружив, насколько на самом деле были похожи на нас римляне.
На этой странице вы найдете ресурсы для обучения римской культуре, истории, мифам и легендам, включая « Юлия Цезаря» Шекспира и величайший римский эпос «Энеиду» .
ЗАНЯТИЕ «ЖИЗНЬ В ДРЕВНЕМ РИМЕ»
 Этот 8-страничный иллюстрированный пакет информации познакомит студентов с повседневной жизнью в Древнем Риме, включая такие темы, как гладиаторы, римская религия, политика, семья, рабство, Колизей. , Большой цирк, смерть и погребение и многое другое! Информация в этом пакете даст учащимся исторический фон, необходимый им для понимания 9 произведений Шекспира.0008 Юлий Цезарь.
  Также прилагается раздаточный материал из 40 управляемых вопросов с ключом.
«МАСТЕРА РИМА» ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Что такое Помпеев крыльцо? И почему всех так волнует седина Цицерона? Этот 6-страничный иллюстрированный пакет знакомит учащихся с ключевыми фигурами, которые им необходимо знать перед чтением Шекспира. Цезарь Август). В пакете также содержится информация о легендарных римских деятелях, таких как Эней, Ромул и Рем. Раздаточный материал из 30 управляемых вопросов с ключом также включен.
СПАРТАК! РУКОВОДСТВО ПО ПРОСМОТРАМ
 «Я Спартак!»  Спартак  (1960) — больше, чем просто классический фильм; это инсценировка одного из величайших героев истории: гладиатора, ставшего борцом за свободу, Спартака. Я использую этот фильм, чтобы погрузить своих учеников в римский мир, прежде чем мы начнем  Юлия Цезаря Шекспира  .
 (Юный Юлий Цезарь даже играет роль второстепенного персонажа.) Эта загрузка включает руководства по просмотру и ключи.
«РИМ ШЕКСПИРА» ОБЗОР СТАТЬИ
В этом раздаточном материале представлен научный обзор книги Роберта Миолы Шекспировский Рим, , в которой анализируются различные способы, которыми драматург изображает римлян в своих различных пьесах. Особое внимание в обзоре уделяется Юлий Цезарь .
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «РИМ ШЕКСПИРА»
Эта презентация поддерживает чтение раздаточного материала «Рим Шекспира» (см. выше), предоставляя красочные изображения, краткие списки и важные цитаты.
ЦЕЗАРЬ ДОЛЖЕН СМЕРТЬ КЛАССНАЯ ИГРА
 Хотите верный способ вовлечь своих учеников в убийство Юлия Цезаря и пьесу Шекспира, основанную на нем? Используйте эту игру на социальную дедукцию, чтобы погрузить своих учеников в политические интриги Рима 44 г.
 до н.э. Скоро они будут задаваться вопросом: «Кто верен Цезарю? И кто (буквально) пытается нанести ему удар в спину?» Благодаря оригинальному оформлению и геймплею в стиле  Among Us- это задание обязательно понравится вашим ученикам! Попутно они изучат ключевых персонажей шекспировской  Юлий Цезарь  . Просто распечатайте и играйте, чтобы оживить мир Цезаря.
PLUTARCH’S LIFE OF CAESAR Дайте учащимся возможность изучить один из самых важных древних источников, связанных с жизнью Цезаря. Эти выдержки из «Жизни Цезаря » Плутарха посвящены гражданской войне между Цезарем и Помпеем. Наводящие вопросы удерживают их в задании и побуждают к анализу вопроса: был ли Цезарь тираном? Эта загрузка также включает ключ.
СМОЛО КРОВЬ С МОЕЙ ТОГИ Этот классический комедийный скетч представляет собой уморительную пародию на Юлия Цезаря, , которая добавляет гангстерский оттенок убийству «Большой Джули».
  ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА И ПАДЕНИЕ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ  В этом буклете рассказывается о появлении христианской религии в Римской империи, преследовании христиан римскими обращение императора Константина и влияние христианской религии через Римскую империю на мир в целом.
ЛАТИНСКИЕ ФРАЗЫ Изучение древнего Рима – это всегда хорошая возможность для моих учеников немного выучить латынь. Эти общие фразы — хорошее место для начала. Чистый студенческий лист также включен.
ДОСТИЖЕНИЕ ОЛИМПА: РИМСКИЕ МИФЫ
11 сценариев-историй в этом учебнике пересказывают лучшие истории из римской мифологии, в том числе полностью Энеиду, путешествие воина Энея после сожжения Трои. Другие любимые сказки включают ткачиху Арахну, Ромула и Рема, Купидона и Психею. Учебник доступен в печатном и цифровом форматах.
«КУПИДОН И ПСИХЕЯ: ЧАСТЬ I» (ИСТОРИЯ)
Эта классическая история о любви и храбрости сосредоточена вокруг запретной любви Купидона, римского бога любви, и Психеи, смертной девушки. Для получения полной информации ознакомьтесь с Достигнув Олимпа: римские мифы.
« КУПИНДОН И ПСИХЕЯ» АУДИОДРАМА
 Послушайте историю Купидона и Психеи, инсценированную командой Chatterbox Audio.
«РОМУЛ И РЕМ» ИЗ «ИСТОРИИ РИМА» ЛИВИЯ
В этом раздаточном материале представлена история Ромула и Рема из исторического источника, и учащимся предлагается ответить, используя вдумчивые вопросы.
ВВЕДЕНИЕ В «ЭНЕИДУ»: ПРОФИЛЬ АВТОРА ВЕРГИЛИЯ
Этот раздаточный материал описывает предысторию величайшей эпической поэмы Рима, «Энеиды», , которая заслужила звание первого в мире литературного эпоса. В то время как многие эпосы начинались с устной традиции, поэт Вергилий написал Энеиду быть прочитанным. Он также написал его с определенной политической целью, которую исследует этот раздаточный материал. Этот раздаточный материал — отличный способ научить Авторской цели.
ВВЕДЕНИЕ В МЕТАМОРФОЗЫ: ПРОФИЛЬ АВТОРА ОВИДА
 Этот раздаточный материал — отличный способ рассказать о замысле автора, поскольку он исследует предысторию римского писателя Овидия, его скандальную личную жизнь и его политические мотивы для написания своего эпоса,  Метаморфозы.
   Предупреждение:  Содержимое этого пакета больше всего подходит для учащихся старшего школьного возраста.
Спартак действительно освободил рабов, но в его запутанной истории есть нечто большее, чем то, что говорит историк
военная история. Он написал или отредактировал несколько книг, в том числе Битва при Саламине, Троянская война, Война Спартака, Мастера командования, и Смерть Цезаря. Он также автор Война Спартака (Саймон и Шустер).
В. Как вы думаете, почему Спартак так вдохновлял мировых лидеров на протяжении всей истории? Что делает его историю такой убедительной?
 Спартак освободил рабов — много рабов, около 60 000 мужчин и неизвестное количество женщин и детей. Его мотивы были сложными; освобождение, вероятно, не было его главной целью, но от этого никуда не деться: он освобождал рабов. И он бросил вызов шансам.
 Спартак начал с кухонных ножей и выступил против величайшей империи в мире. Он проявил значительное благородство. Например, Спартак делил прибыль от войны поровну со своими людьми, вместо того, чтобы забирать львиную долю себе. Он пытался помешать своим людям буйствовать и жестоко обращаться с мирными жителями. Он был отличным генералом. Он постоянно двигался, постоянно думал, постоянно реагировал на каждое движение римлян. Даже когда подавляющая мощь Рима обрушилась на него, даже когда шансы на выживание исчезли, он никогда не сдавался; он пал, сражаясь. Хотя Спартак потерпел неудачу, память о нем жила в Риме как страшная фигура для правителей и, возможно, как герой для рабов. В наше время Спартак был источником вдохновения для угнетенных людей, и это правильно.
В. Как историк, особенно когда вы работаете над таким плодотворным предметом, как Спартак, как вы находите новый ракурс или историю для рассказа? Что побуждает вас писать о столь известных фрагментах истории?
 Новые времена ставят новые вопросы о прошлом.
 Я хотел написать книгу, которая заставила бы нас по-новому взглянуть на человека, чей образ до сих пор сохранился в янтаре устаревших концепций ХХ века. Наш Спартак был сформирован идеями коммунистов и их противников, таких как занесенный в черный список голливудский писатель Далтон Трамбо, написавший сценарий к фильму Спартак, и Говард Фаст, написавший книгу, по которой был снят фильм. И Трамбо, и Фаст были коммунистами, отсидевшимися в тюрьме в эпоху Маккарти. Спартак также был сформирован идеями антикоммунистов, таких как президент США Рональд Рейган, который назвал Спартака героем свободы, и Артур Кестлер, разочарованный бывший коммунист, написавший роман, в котором Спартак — революционер, развращенный властью. , как Ленин или Сталин.
Нам нужен новый Спартак, чтобы говорить о сегодняшних проблемах: от мятежей до этнических конфликтов, от первопричин до терроризма, от иммиграции до мультикультурных обществ и от религиозной воинственности до возрождения империи.
 Во время холодной войны, например, мы смотрели на Спартака как на раннего социалистического революционера — марксиста до марксизма.
 Теперь мы задаемся вопросом, не был ли Спартак первым повстанцем. Марксизм отвергает религию как «опиум для народа», но Спартак завернулся в мантию божественной поддержки. Социализм также отвергает национализм, но Спартак был националистом, который попал в беду, потому что ему пришлось делить власть с другими националистами; на самом деле повстанческая армия пострадала от этнического конфликта.
Я также хотел еще раз взглянуть на римскую стратегию и политику против Спартака. Опыт Америки, Великобритании и их союзников в Ираке и Афганистане показал, как трудно подавить мятеж. Римляне тоже боролись, прежде чем придумали эффективную стратегию победы над мятежниками. Я увлёкся антипартизанскими действиями в античном стиле.
 Наконец, в центре истории остается одна проблема — рабство. Ничто не может изменить ужас древнего рабства. Но отделив Спартака от истории о марксизме — за или против — мы можем хладнокровно взглянуть на природу и границы восстания рабов Спартака. Например, Спартак никогда не пытался поднять восстание всех рабов Италии.
 Он сосредоточился на сельских рабах; городские рабы играли небольшую роль.
Спартак, конечно же, был и рабом, и гладиатором. В последнее время было проведено огромное количество исследований по этим предметам, и я хотел использовать их в своих исследованиях. Археологические свидетельства, некоторые из них новые, некоторые старые, но пропущенные, вносят большой вклад в историю, и я хотел добавить и их.
Наконец, я обратился к Спартаку из-за вызова. Это очень сложная для исследования история. Историю пишут победители, а значит, мы знаем о Спартаке только с точки зрения римлян. Немногие истории оказываются более трудными для рассказа, чем истории о беглых рабах. Я хотел попробовать дать им голоса.
В. Какие самые распространенные заблуждения о жизни и легенде Спартака вы пытались исправить с помощью этой книги?
 Многие думают, что Спартак боролся за отмену рабства и установление братства. Они думают, что им двигали светские, философские идеалы.
 Они думают, что он сам родился рабом и сумел создать большую армию, хотя никогда прежде не служил солдатом. Все это заблуждения.
Спартак освобождал рабов, но, вероятно, только как средство для достижения цели. Он не хотел оставаться в Италии и освобождать миллион или более людей, закованных в цепи. Скорее Спартак хотел построить армию, которая могла бы вырваться из Италии и вернуться вместе с ним на его родину во Фракию (современная Болгария). Что он там будет делать, неясно, но можно предположить, что он хотел создать политическую базу и продолжить борьбу с Римом. Фракия боролась против римского владычества на протяжении поколений, и во время восстания Спартака там велась война.
 По иронии судьбы, раньше Спартак сражался за Рим. Он родился не рабом, а свободным человеком. У него был большой военный опыт, прежде чем начать восстание. Фактически, он служил союзным солдатом в римской армии. Но Рим оскорбил Спартака и приговорил его к унизительной судьбе гладиатора. Мы не знаем, почему это произошло, но современный римский писатель сказал, что это было несправедливо и что Спартак не сделал ничего, чтобы заслужить эту судьбу.
 Неудивительно, что он перешел от борьбы за Рим к борьбе против Рима.
Религия сыграла важную роль в восстании Спартака. Его спутницей или женой (что неясно) была жрица Диониса, бога освобождения и национального бога Фракии. Она впадала в транс и произносила пророчества о величии Спартака. Она сказала, что Дионис чудесным образом поддержал Спартака. Поскольку Дионис был очень популярен среди забитых людей Италии, религия, вероятно, помогла Спартаку завоевать последователей.
В. Что мешало победить армию Спартака? Как вы думаете, это была воля вырваться из цепей своего рабства или Спартак был таким великим лидером?
 Армия Спартака отличалась превосходным моральным духом, но ключом к успеху было лидерство. У Спартака была уникальная возможность одерживать победы. Он был солдатом-ветераном, который знал своего врага, сражаясь в составе союзного отряда в римской армии. Он знал тактику как нетрадиционной войны, которая характеризовала боевой стиль его родной Фракии, так и обычной войны, которую он практиковал в римской армии.
 Он был великим коммуникатором, сочетавшим славу гладиатора с харизмой пророка.
В. Вы пишете, что одной из главных проблем для «Спартака» было то, что этнический конфликт и политика идентичности захлестнули повстанческое движение и сделали почти невозможным его руководство. Вы думаете, что из-за этого армия была обречена на поражение?
 Как и многим повстанцам, армии Спартака не хватало сплоченности. Он раскололся по нескольким линиям разлома. Было три основных этнических группы — фракийцы, кельты и германцы, а также другие национальности, включая итальянцев. Хотя большинство повстанцев были беглыми рабами, некоторые из них были обедневшими свободными людьми. Многие, возможно, большинство рабов родились свободными за границей и были проданы в рабство в Италию, но другие родились рабами и не знали другой страны, кроме Италии. Неудивительно, что Спартаку было трудно заставить армию объединиться вокруг одной политики; любому было бы трудно. Он пытался убедить их покинуть Италию, но они отказались, что обрекло их на поражение.
 Это был лишь вопрос времени, когда Рим выставит достаточно сильную армию, чтобы уничтожить повстанцев.
В. Как вы думаете, что побудило Спартака к восстанию? Он хотел денег и славы? Было ли это связано с обеспечением его свободы? Надеялся ли он сделать политическое заявление о свободе или аристократии?
Спартак и его товарищи повстанцы хотели свободы. Многие из них, в том числе и сам Спартак, сражались за свою честь. Спартак был свободным человеком, которому было вынесено ужасное наказание. Его поработили и сделали гладиатором. Это было не только фактически смертным приговором, но и унижением сражаться ради развлечения других.
В. Вы много раз ездили в Италию, чтобы исследовать эту историю. Что было самым захватывающим, что вы увидели или узнали? Какой был ваш любимый опыт?
Вот десять удивительных вещей, которые я увидел в Италии, исследуя Война Спартака :
 1. Амфитеатр в древней Капуе, городе, где началось восстание Спартака.
 Этот амфитеатр был построен только после смерти Спартака, но я также видел руины — к сожалению, очень слабые — амфитеатра, существовавшего во времена Спартака.
2. Мощеное полотно Аппиевой дороги в Минтурно (древние Минтурны), к северу от Капуи, которое Красс когда-то выложил крестами воинов Спартака.
3. Возможные руины укреплений Красса в изолированных горах Аспромонте.
4. Гладиаторские граффити в Помпеях и Поццуоли, а также то, что осталось от фрески Спартака в Помпеях.
5. Великолепная равнина Сибарис, штаб-квартира Спартака, когда его восстание было в разгаре.
6. Амфитеатр республиканской эпохи на ветреных холмах в Авелле (древняя Абелла), обширные остатки которого относятся примерно к периоду правления Спартака.
7. Вид с итальянского берега Мессинского пролива, недалеко от того места, где стоял Спартак, смотрящий на Сицилию.
 8. Спуск с горы Везувий после знакомства с самодельной итальянской веревкой из дикой лозы, подобной той, по которой солдаты Спартака спускались по склону горы.
9. Повторение шагов Спартака от Эболи (древний Эбурум) до Валь-ди-Диано (древний Кампус Атинас) на древней виа Анния и вокруг нее.
10. Руины римского города Грументум, в отдаленном месте на Луканском нагорье, в районе марша армии Спартака.
Я мог бы также составить список из десяти лучших блюд, которые я пробовал в Италии, но десяти было бы недостаточно!
В. Насколько фильм «Спартак» с Кирком Дугласом является чистой выдумкой? Есть ли какие-то вопиющие ошибки в этом фильме, которые вы хотели бы исправить?
Великий фильм многое рассказывает о Спартаке правильно, но делает некоторые ошибки. Спартак не выдержал финальной битвы с римлянами. Он погиб, сражаясь. Хотя шесть тысяч его людей впоследствии были распяты, Спартак не был распят, потому что его тело так и не было найдено. Наконец, великой сцены, в которой люди Спартака встают и провозглашают: «Я — Спартак», так и не произошло. Это чистая фантастика.
В. Когда вы пишете на хорошо известную и любимую тему, беспокоитесь ли вы о реакции читателей из-за привязанности к истории, которую, по их мнению, они знают?
 Читатели обращаются к истории, чтобы узнать, что же произошло на самом деле.
