Миф рождение афины: Миф Рождение Афины — легенды Древней Греции

Содержание

АФИНА-ПАЛЛАДА[49]. Легенды и мифы древней Греции (ил.)

АФИНА-ПАЛЛАДА[49]

РОЖДЕНИЕ АФИНЫ

Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын, необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался великий Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую сулили ему мойры, он, усыпив богиню Метис ласковыми речами, проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь, богиня Афина. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, не повредив ему, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада. В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она пред изумленными очами богов-олимпийцев.

Грозно потрясла она своим сверкающим копьем. Воинственный клич ее раскатился далеко по небу, и до самого основания потрясся светлый Олимп. Прекрасная, величественная, стояла она перед богами. Голубые глаза Афины горели божественной мудростью, вся она сияла дивной, небесной мошной красотой. Славили боги рожденную из головы отца-Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу Афину-Палладу.

Афина — в шлеме и эгиде, с Никэ, богиней победы, на руке, со щитом и посвященной ей змеей.

(Копия со статуи работы скульптора Фидия (V в. до н. э.), стоявшей в храме Парфеноне в городе Афинах.)

Афина покровительствует героям Греции, дает им свои полные мудрости советы и помогает им, непоборимая, во время опасности. Она хранит города, крепости и их стены. Она дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам. И девушки Греции чтут Афину за то, что она учит их рукоделию. Никто из смертных и богинь не может превзойти Афину в искусстве ткать.

Знают все, как опасно состязаться с ней в этом, знают, как поплатилась Арахна, дочь Идмона, хотевшая быть выше Афины в этом искусстве.

АРАХНА

Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».

На всю Лидию[50] славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Однажды воскликнула она:

— Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого.

И вот, под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей:

— Не одно зло несет с собой, Арахна, старость; годы несут с собой опыт. Послушайся моего совёта: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова. Молящих прощает богиня.

Арахна выпустила из рук тонкую пряжу; гневом сверкнули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она:

— Ты неразумна, старуха. Старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?

— Я здесь, Арахна! — воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.

Нимфы и лидийские женщины низко склонились пред любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому Как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зерделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна: по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель.

Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, а среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. Поднял колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый источник из бесплодной скалы. А Афина, в шлеме, с щитом и в эгиде, потрясла своим копьем и глубоко вонзила его в землю. Из земли выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике за более ценный.[51] По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своём покрывале много сцен из жизни богов, в которых боги являются слабыми, одержимыми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны, а ее ударила челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась.

Афина освободила из петли Арахну и сказала ей:

— Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказание и в твоем потомстве.

Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Афина

Афина Ты, о Афина бессмертная С неумирающим Эросом! Бог бесконечного творчества С вечно творящей богинею! О, золотые родители Всевдохновенных детей! Ты, без болезни рождённое, Ты, вдохновенно-духовное, Мудро-любовное детище, Умо-сердечное – ты! Эроса

АФИНА (МИНЕРВА)

АФИНА (МИНЕРВА) Она считалась не только богиней мудрости, но и воинственной покровительницей справедливой войны. Ее рождение, согласно сравнительно поздним мифам, необычайно.Первой супругой Зевса была Метида, дочь Океана и Тефиды. Однако было тайное пророчество, что его

ГЕРА И АФИНА У АФРОДИТЫ

ГЕРА И АФИНА У АФРОДИТЫ Когда аргонавты прибыли в Колхиду, великая богиня Гера и богиня Афина советовались на высоком Олимпе, как помочь Ясону добыть золотое руно. Наконец, решили богини идти к богине любви Афродите и просить ее, чтобы она повелела сыну своему Эроту

АПОЛЛОН И АФИНА-ПАЛЛАДА СПАСАЮТ ОРЕСТА ОТ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ЭРИНИЙ

АПОЛЛОН И АФИНА-ПАЛЛАДА СПАСАЮТ ОРЕСТА ОТ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ЭРИНИЙ Изложено по трагедии Эсхила «Эвмениды».Гонимый мстительными Эриниями, измученный скитаниями и горем, пришел, наконец, Орест в священные Дельфы и сел там в храме Аполлона около омфала.[243] Даже в храм Аполлона

История книги «Фрегат «Паллада»

История книги «Фрегат «Паллада» У писателя Ивана Александровича Гончарова есть книга «Фрегат «Паллада» — о дальнем плавании военного парусного корабля к берегам Японии.

Отправляясь в путь, Гончаров не собирался писать её. Пусть об океанах пишут другие, кому по душе

2.17.2. Воительница Брюнхильда и «античная» Афина, богиня войны

2.17.2. Воительница Брюнхильда и «античная» Афина, богиня войны Что известно о Брюнхильде? Она является могучей воительницей, богатыршей [95], т. 1, с. 188. Царила королева на острове морском. Была она прекрасна и телом, и лицом, НО ЖЕНЩИНЫ СИЛЬНЕЕ НЕ ВИДЕЛ МИР ДОСЕЛЬ. Она могла,

Христианская богоматерь Афина

Христианская богоматерь Афина Традиционная история Афин повторяет историю других античных городов, этапы которой – великий древний расцвет, тьма средних веков, возрождение. Причем вторая часть этой триады, уж действительно, такая ТЬМА, что историки XIX века, не

Христианская Богоматерь Афина

Христианская Богоматерь Афина Традиционная история Афин повторяет историю других античных городов, этапы которой — великий древний расцвет, тьма средних веков, возрождение. Причем вторая часть этой триады уж действительно такая тьма, что историки XIX века, не

Андрей Дмитриевич Балабуха «Афина по уму, Гера по осанке, Афродита по красоте»

Андрей Дмитриевич Балабуха «Афина по уму, Гера по осанке, Афродита по красоте» Писатель Андрей Дмитриевич Балабуха — историк по призванию. Результатом его «погружения» в прошлое стала готовящаяся к выходу книга «Пасынки истории, или Любимцы Клио». Откуда такое название?

   «Паллада», «Диана», «Хэда»…

   «Паллада», «Диана», «Хэда»…    7 февраля 1852 г. из Кронштадта в далекий путь к берегам Японии отправился фрегат «Паллада», на борту которого находилась русская дипломатическая миссия во главе с вице-адмиралом Е.В. Путятиным. Маршрут плавания пролегал вокруг Африки,

Лариса Рейснер Паллада революции

Лариса Рейснер Паллада революции «Лариса Рейснер… занимала крупное место в 5-й армии, как и во всей революции. Ослепив многих, эта прекрасная молодая женщина пронеслась горячим метеором на фоне революции. С внешностью олимпийской богини она сочетала тонкий иронический

Афина. Последнее чудо Эллады Александр Чернышев

Афина. Последнее чудо Эллады Александр Чернышев В 430 году до н. э. в Афинах состоялся суд Народного собрания, на котором был вынесен приговор одному из самых знаменитых людей Греции – скульптору Фидию. Пункты обвинения: растрата народных денег, оскорбление божества.Сам

Екатерина как Паллада

Екатерина как Паллада Однако «римские» проекции власти не мешали возникновению новых — греческих — парадигм. Постепенно в одической продукции происходит ревизия «римской темы». Она совпадает по времени с активной прорусской пропагандой в Греции и Спарте, с

Предисловие.

К переработанному, дополненному изданию повести И. А. Гончарова «Фрегат Паллада»

Предисловие. К переработанному, дополненному изданию повести И. А. Гончарова «Фрегат Паллада» В юбилейном материале Анри Труайя, посвящённом 200-летию со дня рождения нашего земляка, писателю с мировым именем, «Художнику, бытоописателю, психологу» Ивану Александровичу

Глава 1. Сведения малые, но нужные. О героях XIX века, участниках кругосветного похода на фрегате «Паллада»

Глава 1. Сведения малые, но нужные. О героях XIX века, участниках кругосветного похода на фрегате «Паллада» По корабельному журналу в походе 1852 года на фрегате Паллада принимало участие 439 военных матросов и 22 боевых офицера. Здесь приводятся фамилии вершителей судьбы

Глава 30. Быт на корабле «Паллада» 19-го века

Глава 30. Быт на корабле «Паллада» 19-го века До выхода в море «Паллады», да и на парусниках её лет постройки матросам для проживания отводилось место на корабле отнюдь не лучшее. Вернее, хуже его помещения не сыскать. Оно не годилось даже для маломальских грузов, а то и вовсе

Афина: мифы о греческой богине, вокруг которых до сих пор ведутся споры

Её имя было ключевым в гомеровских эпосах «Илиада» и «Одиссея». О ней слагали множество мифов и легенд. Её боялись, чтили и уважали. Ей поклонялись и молили о пощаде. И совсем неудивительно, ведь в древнегреческой мифологии любимая дочь Зевса, Афина, была богиней мудрости, ремесла и войны. А ещё она была одним из самых выдающихся божеств в греческом пантеоне, вокруг которого и по сей день витает пелена тайн.

1. Рождение Афины

Рождение Афины

Как известно, Афина является дочерью Зевса и его первой жены Метиды. Ходит множество мифов и легенд на этот счёт, где самый распространённый гласит о том, что Зевс был женат на одной из мудрейших женщин среди богов и людей — Метиде. Но однажды он услышал пророчество, в котором было сказано, что его жена родит ему сына мудрее его самого, который попытается свергнуть отца с трона. Дабы не допустить подобного, Зевс обманом усыпил Метиду, а затем проглотил её. Но было уже слишком поздно, потому что жена его была уже беременна. Через несколько месяцев у Зевса разболелась голова, и он попросил Гефеста помочь ему снять давление, расколов ему голову топором. Когда Гефест вскрыл его голову, из неё вышла прекрасная взрослая Афина, облачённая в доспехи. Таким образом, считалось, что Афина родилась из головы своего отца Зевса. И совсем неудивительно, что она стала его самой любимой дочерью, ведь она была его первенцем.

Афина — любимая дочь Зевса.

2.

Афина и Посейдон

Спор Посейдона и Афины — Рене-Антуан Уасс, ок 1689—1706

Посейдон был одним из двенадцати Олимпийцев и был богом моря, землетрясений, бурь и лошадей. Посейдон и Афина поссорились из-за того, что так и не пришли к согласию, кто из них двоих достоин был быть покровителем самого процветающего древнегреческого города — Афин. Чтобы доказать свою ценность как достойного кандидата, было решено, что каждый Бог подарит городу свой дар. Первый царь Афин, Кекропс, был судьёй состязания и должен был определить, какой же подарок лучше. И тогда Посейдон ударил по земле свои трезубцем, и появился источник солёной воды, открывший путь к торговле и воде. Афина же, напротив, предложила афинянам оливковое дерево. Поскольку дерево приносило им дрова, масло и пищу, афиняне предпочитали его не столь полезной солёной воде источника. Позднее оливковое дерево стало символом экономического процветания Афин. Проиграв соревнование, Посейдон пришёл в ярость и послал чудовищный потоп на аттическую равнину, чтобы наказать афинян.

3. Афина и Медуза

Горгона Медуза.

Медузу горгону часто описывали как чудовище с женским лицом и живыми ядовитыми змеями вместо волос. Однако изначально она была восхитительно красивой женщиной, которая была жрицей богини Афины. Чистая и невинная девушка настолько сильно приглянулась Посейдону, что он не переставал преследовать её, оказывая недвусмысленные знаки внимания. Получив отпор от строптивой девицы, разгневанный Бог всё-таки добился своего. Он не просто отыскал Медузу в храме, где она пряталась, а и взял её силой прямо там на полу. Узнав об этом, Афина пришла в ярость. И тогда разгневанная богиня решила наказать Медузу за то, что та не уберегла свою непорочную чистоту, она превратила прекрасные волосы девушки в змей и сделала её лицо таким ужасным, что от одного взгляда на него люди превращались в камень.

4.

Афина и Персей

Афина вручает Персею щит.

Персей — легендарный основатель Микен, которые были одним из главных центров греческой цивилизации. Афина особенно любила смелых юношей и помогала многим героям в их поисках, и одним из них был Персей. Как только Персея послали убить Медузу, и он отправился на её поиски, Афина тут же появилась перед ним, подарив ему отполированный бронзовый щит, чтобы он мог увидеть отражение горгоны, а не смотреть прямо на неё, тем самым избегая превращения в камень. Персей незаметно пробрался в пещеру горгоны пока та спала и, увидев её отражение в своём полированном щите, он благополучно приблизился к ней, а затем отрубил ей голову. В итоге, из её шеи появились на свет Хрисаор и Пегас, считавшиеся детьми Посейдона и Медузы.

Персей с головой горгоны Медузы.

5.

Афина и Паллада

Статуя Афины-Паллады.

Паллада, дочь Тритона, с детства дружила с Афиной, и сам посланник морей учил обеих девочек военному искусству. Во время легкоатлетического праздника Афина и Паллада сражались копьями в дружеской шутливой битве, где победителем становился тот, кому удавалось обезоружить своего противника. Несмотря на то, что Афина вела битву первоначально, Паллада взяла верх через некоторое время над ней, и Зевс, не желая, дабы его дочь проиграла, отвлёк Палладу. Из-за этого Афина случайно убила свою подругу, поскольку та не уклонилась от её движения, как она ожидала. Из печали и сожаления Афина создала палладий и, как говорили, сама вырезала статую по образу и подобию своей погибшей подруги Паллады. Позже, обезумев от содеянного, Афина также приняла титул Паллады как дань уважения покойной. Говорили, что пока палладий остаётся в Трое, город не падёт. Из-за этого слово палладий теперь используется для обозначения всего, что, как полагают, обеспечивает защиту или безопасность.

6. Афина и Арахна

Афина и Арахна.

Девушка по имени Арахна была талантливой ткачихой и прядильщицей, из города Лидии, которая осмелилась вызвать саму Афину на конкурс по ткацкому мастерству. Афина соткала полотно, на котором была изображена сцена её победы над великим и могущественным Посейдоном. А вот Арахна соткала полотно со сценами, высмеивающими похождения Зевса. Когда Афина увидела, что соткала Арахнея, она пришла в ярость, ударив ту в лоб челноком. И тогда, не выдержав такого позора, Арахна, свив верёвку, повесилась на ней. Но разгневанная Афина, освободив девушку из петли и вернув её к жизни, окропила тело Арахнеи соком волшебной травы. Внезапно нос и уши Арахны съёжились, волосы выпали, руки и ноги стали длинными и тощими, а все её тело уменьшилось до размеров крошечного паучка. Стоит отметить тот факт, что название для пауков во многих языках, а также таксономическое название класса арахнида происходит от Арахны. Более того, Арахна неоднократно появлялась в популярной культуре, в романах, в фильмах и телесериалах, как чудовищный паук.

Афина и Аразхнея на конкурсе ткатского ремесла.

7. Афина и Тиресий

Тиресий.

Тиресий был сыном пастуха по имени Эверес и нимфы по имени Харикло, которые дружили с богиней Афиной. В один прекрасный день, ровно в полдень Афина купалась в источнике на горе Геликон с Харикло. Сын Харикло Тиресий случайно охотился на той же горе и пришёл к источнику в поисках воды. Он случайно увидел Афину совершенно голой, когда она принимала ванну. Афина ослепила его в наказание, говоря, что он никогда больше не увидит того, чего не должен видеть человек. Харикло, мать Тиресия, убитая горем, умоляла Афину помиловать и вернуть зрение её сыну. После долгих уговоров Афина согласилась, но не смогла вернуть ему зрение. Чтобы загладить свою вину, она очистила уши Тиресия и дала ему способность понимать язык птиц и дар пророчества. В итоге, он стал самым знаменитым из всех древнегреческих провидцев.

8. Золотое яблоко раздора

Ганс Роттенгаммер «Свадьба Пелея и Фетиды»

Эрис, богиня раздора, не смогла присутствовать на свадьбе Пелея и Фетиды. Будучи оскорблённой подобным образом, она выбросила свой свадебный подарок из-за двери. Этот подарок был золотым яблоком и имел гравировку «самой прекрасной из них». Три богини Афродита, Гера и Афина боролись за это «золотое яблоко раздора», каждая из которых претендовала на то, чтобы быть самой прекрасной и, следовательно, законной получательницей яблока. Они попросили Зевса решить, кто является законным владельцем яблока. Однако он благоразумно решил не вмешиваться и попросил Париса, троянского принца, принять решение вместо него. Афродита подкупила Париса, пообещав ему, что тому достанется в жёны самая красивая смертная девушка в мире. Искушённый столь великим соблазном, он отдал ей золотое яблоко. Это привело к похищению Елены и началу Троянской войны. Довольная Афродита всячески помогла своему «любимцу», чего не скажешь о Гере и Афине, возненавидевших его.

9. Афина в эпосе Илиада

Илиада. Троянская война.

Афина в эпосе Гомера «Илиада» — ключевая фигура, поскольку она была синонимом военной доблести. «Илиада» на самом деле является самым ранним известным рассказом о ней и изображает её как свирепого воина в роли богини, известной героической битвой. Большая часть роли Афины в «Илиаде» определяется тем ключевым фактом, что у неё было сильное желание, чтобы троянцы проиграли войну и стремились найти способы поддержать греков. Отчасти её про-греческие наклонности проистекают из любви к Менелаю, который возглавлял спартанский контингент греческой армии. Другая причина — суждение Париса, в котором тот назвал Афродиту самой красивой женщиной, отдав ей золотое яблоко. Именно поэтому Афина сыграла не последнюю роль в Троянской войне. Она действовала как успокаивающая сила, товарищ по борьбе, ободряющий сторонник, мудрый советчик и хитрый мотиватор для греков. А ещё, казалось, что Афина относилась к Троянской войне как к гигантской шахматной игре, в которой люди — фигуры, а боги — руки, управляющие ими.

10. Афина в эпосе Одиссея

Художник Нэвел Уаетс: Иллюстрации к «Одиссее».

Афина также сыграла не последнюю роль в другом великом эпосе Гомера «Одиссея». История «Одиссеи» рассказывает о возвращении её главного героя Одиссея, царя Итаки, на свою Родину. Это путешествие заняло у него десять долгих лет, и он в конечном итоге смог воссоединиться со своей семьей, полностью вернув себе собственные земли и изгнав многочисленных надоедливых женихов из дома, что сватались к его жене. Афина, могущественная богиня мудрости и стратегии, взяла на себя роль защитницы в эпосе, поскольку она всячески помогала главному герою и его сыну Телемаху. Первоначально Афина использует тактику маскировки, оказывая влияние на принца, подталкивая того к поиску его отца. Превратившись в старого друга Одиссея Ментеса, она предсказала, что Одиссей всё ещё жив, тем самым вселяя силу, надежду и веру в Телемаха. Кроме того, именно с её помощью Одиссей способен стать более сильным и благородным гомеровским героем. Вот и получается, что с самого начала и до конца, Афина в значительной степени ответственна за создание и завершение сюжета «Одиссеи».

Где именно родилась Афина? Откройте для себя реальную историю…

5

АКЦИИ

История рождения Афины — одна из самых известных в греческой мифологии. Когда Зевс расколол свой череп из-за ослепляющих головных болей, его дочь вышла полностью взрослой и одетой в блестящие доспехи.

История была фантастической, но, как и многие случаи рождения богов, говорили, что это произошло на Земле. В то время как некоторые древние источники расходятся во мнениях относительно точного местоположения, обычно считается, что рождение Афины произошло на берегу реки Трито.

Однако, если вы ищете Трито на карте, вы можете быть разочарованы. Река, которая была частью истории рождения Афины, была такой же легендарной, как и сама богиня.

Жители Греции верили, что многие из их богов и богинь родились в определенных местах на Земле. Одной из них была богиня Афина.

История рождения Афины очень необычна. Когда Зевс узнал, что у его жены, титанисы Метиды, будет сын, достаточно сильный, чтобы свергнуть его, он превратил ее в муху и проглотил.

Однако Зевс не знал, что Метида уже зачала их первого ребенка. Метис, все еще в форме мухи, жила в теле своего мужа, пока ребенок рос.

Метис также подготовилась к появлению своего ребенка на свет. Она выковала доспехи и оружие еще внутри Зевса.

Стук металла вызвал у царя богов ужасные головные боли, причину которых он не знал. Он попросил кузнеца Гефеста размозжить ему череп, чтобы освободить то, что причиняло его постоянную боль.

Когда Зевсу проломили череп, вышла его дочь Афина. Она была полностью взрослой и облачена в доспехи, которые ее мать выковала для нее в голове Зевса.

Согласно Гесиоду, писавшему в 7 или 8 веке до н.э., рождение Афины произошло у берегов реки Трито. Некоторые более поздние авторы вместо этого написали название реки как Тритон.

Так где же была река Трито? В древних мифах это вызывает некоторые споры.

Трито, похоже, не было названием реального места. Река была легендарной, и поэтому ее было трудно определить.

Несколько древних писателей утверждали, что Афина родилась на острове Родос, но не упоминали о самой реке. Возможно, там находился Трито, или две версии легенды могли быть совершенно разными.

Однако по мере развития мифологии Афины было дано другое место. Говорят, что озеро Тритонис находилось в том месте, которое греки называли Ливией, сегодня, вероятно, на юге Туниса.

В этой версии истории говорится, что Афина родилась в другом месте, но была доставлена ​​на Тритонис, чтобы вырасти среди тамошних нимф. Одной из них была Паллада, которая стала самым дорогим другом богини и источником ее титула Афина Паллада.

Геродот попытался примирить эту более позднюю историю с древним сочинением Гесиода, утверждая, что озеро Тритонис питалось большой рекой Тритоном.

Согласно некоторым сообщениям, в какой-то момент в древности землетрясение разрушило естественные сооружения, удерживавшие озеро от высыхания. Место озера Тритонис могло быть связано с сезонным озером, которое сейчас называется Шотт-эль-Дехерид, или с заболоченными илистыми отмелями вдоль северного побережья современной Ливии.

Связь Афины с рекой Трито дала ей эпитет Тритогенея, или рожденная от Тритона.

Моя современная интерпретация

Истории о рождении богов часто отличались от места к месту. Часто определенный город или регион заявляли, что там родился бог, чтобы увеличить свое значение и привлечь посетителей в свои святые места.

Народ Греции, казалось, признавал этот факт, и писатели иногда комментировали противоречивые истории рождения их божеств.

Во II веке нашей эры, например, Павсаний писал о ливийском озере Тритонис и утверждении в Беотии, что небольшая река была местом рождения Афины.

Павсаний писал рассказ о путешествии по Греции, в котором собирались местные верования многих регионов страны. Он знал больше, чем большинство, о том, что легенды часто связаны с определенной областью.

Он описал, например, миф, который, как говорят, возник в Ливии, в котором утверждалось, что Афина Тритогенея имела совершенно иное происхождение, чем то, о котором говорили большинство греков. Ее голубые глаза и связь с Ливийским озером заставили местных жителей поверить, по словам Павсания, что Афина была дочерью Посейдона, а не Зевса.

В этой версии истории Афины ее матерью была нимфа, в честь которой было названо озеро. Тритонис и Посейдон были родителями Афины в легенде, которая показалась бы очень чуждой большинству греков.

Эта предполагаемая ливийская легенда кажется полностью противоречащей классическим греческим и римским верованиям. На самом деле это может быть потому, что на самом деле речь шла не о греческой богине.

Греки и римляне часто отождествляли чужих богов и богинь со своими. Они проводили параллели между божествами таких культур, как египтяне и германские племена, называя богов и богинь этих культур греческими именами.

Таким образом, греки могли поддерживать идею о том, что их религия была точной, не отрицая при этом достоверности других, часто более древних верований. Боги Египта были уже древними ко времени классической Греции, но, показывая их как аспекты олимпийцев, греки могли примирить различные мифологии.

В случае с Египтом греческие писатели даже придумали легенду, чтобы объяснить раннее существование своих богов в Египте и их необычный внешний вид. Некоторые говорили, что во время Гигантомахии боги Олимпа превратились в животных и бежали в Египет в поисках безопасности.

Египетскую богиню Нейт чаще всего отождествляли с Афиной. Она была известна своей мудростью, ткачеством и воинами, как и ее греческий коллега, хотя ее конкретная мифология сильно отличалась.

Нейт была одним из древнейших божеств Египта и во времена Греции считалась богиней-творцом. Хотя ее атрибуты и обязанности, возможно, были похожи на атрибуты и обязанности Афины, ее первоначальная работа была ближе к работе Гайи или даже Хаоса.

Греки, уже знакомые с региональными вариациями своих легенд, часто описывали такие несоответствия как местные верования, а не совершенно отдельную мифологию. Для них такая богиня, как Нейт, была их собственной Афиной в другой форме, и любые мифы, которые не совпадали с их собственными, были просто местными легендами.

Поэтому вполне возможно, что голубоглазая Афина Павсаний, в которую, как утверждали ливийцы, поверили бы, вовсе не была греческой богиней. Вместо этого она была местной богиней, дочерью двух водных божеств, которые ассоциировались с Афиной из-за сходства их функций или легенд.

Павсаний, возможно, не был первым, кто связал ливийскую богиню с Афиной.

Часто эти ассоциации были двусторонними. По мере расширения греческого влияния иностранцы начали ассоциировать своих божеств с богами Устья Олимпа.

Павсаний не писал о ливийской Афине до II века нашей эры, но Геродот упоминал африканское озеро за семьсот лет до этого. Возможно, что Афина и местная богиня были связаны друг с другом на протяжении веков.

По крайней мере, один историк поддерживает эту гипотезу и утверждает, что связь между ливийским озером и греческой богиней может быть одной из древнейших в мире. Афина, возможно, изначально была вдохновлена ​​египетской Нейт, которая, в свою очередь, произошла от богини древнего кочевого племени в Северной Африке.

Вкратце

Согласно мифам, Афина родилась из головы своего отца. Зевс проглотил свою новую жену, титанису Метиду, и несколько месяцев спустя ему раскололи череп, чтобы вылечить его хронические головные боли.

Афина родилась взрослой. Головные боли, которые преследовали Зевса, были вызваны тем, что Метида выковала доспехи, которые ее дочь носила при рождении.

Многие древние писатели помещали место рождения Афины где-то на берегу реки Трито, или Тритона. В то время как несколько местных легенд утверждали, что Трито протекала через Беотию или Родос, похоже, что больше писателей полагали, что он был связан с озером Тритонис в Ливии.

Озера больше не существует, если оно когда-либо существовало, но многие легенды связывают его с Афиной. Говорят, что помимо того, что она родилась недалеко от связанной с ней реки, она и ее подруга Паллас выросли на озере.

Согласно Павсанию, люди, жившие у озера Тритонис, утверждали другую историю рождения Афины, чем любые греки. Говорили, что она была дочерью Посейдона и местной нимфы, которая поделилась своим именем с озером.

Если легенда, рассказанная Павсанием, была рассказана в Африке, скорее всего, речь шла о местной богине, а не о самой Афине. Греки часто связывали своих божеств с божествами других культур, называя египетских и германских богов греческими именами.

Иногда эта ассоциация шла в обе стороны, и местные жители сами использовали греческие имена и легенды в своих родных религиях. Если жители Ливии назвали свою собственную богиню Афиной после контакта с греками, они, возможно, все еще сохранили туземную мифологию, которая делала ее дочерью морского бога.

В любом случае эти богини могли иметь общее происхождение от древних кочевых верований. Как и многие богини, связанные с ней, Афина, возможно, находилась под влиянием племен Северной Африки в родословной, которую помнят только с ее предполагаемым местом рождения.

5

АКЦИИ

Древней Греции есть что сказать о дебатах о рождении трех человек

Наука и мораль о создании жизни с помощью ДНК трех разных людей — горячие новости. Парламент Великобритании проголосовал за разрешение испытаний митохондриальной заместительной терапии (МЗТ), также известной как ЭКО с участием трех человек, которая позволит женщинам с митохондриальными мутациями иметь здоровых детей.

Конечно, комментаторы подчеркивали, что у такого ребенка будет только два «родителя» — люди, воспитывающие получившееся потомство. Третий человек — женщина, которая дает здоровую митохондриальную ДНК, чтобы компенсировать дефект ДНК матери.

Каждому, кто изучал древнюю Грецию, будет знакома ситуация, когда две женщины и один мужчина способствуют рождению ребенка, как и вообще странные истории о рождении. Отец, участвовавший в рождении от трех родителей, о котором я буду здесь говорить, — бог Гефест — сам был результатом весьма необычного зачатия.

Его мать Гера забеременела, съев салат (растение, связанное с спермой из-за молочно-белой жидкости в его листьях). В некоторых версиях мифа она сделала это, чтобы отомстить своему мужу Зевсу, который сам родил с минимальным женским вкладом. Он съел еще одну из своих многочисленных возлюбленных, Метиду, когда она была беременна, и поэтому он родил их дочь Афину из собственной головы.

Рождение Афины из головы Зевса.

В альтернативной версии Гефест родился до этого инцидента с Афиной. Когда Зевс родил, акушерка, вооруженная топором, чтобы вылечить Зевса от его чудовищной головной боли, иногда изображалась как Гефест. Многие другие мифы о Гефесте изображали его слабаком, подразумевая, что тот, кто родился без мужского вклада, должен быть неадекватным. Несмотря на свои многочисленные навыки, в частности, в работе с металлом, Гефеста изображали хромым.

Эрихтоний: рождение с Земли

Когда мы подходим к зачатию и рождению сына Гефеста Эрихтония, мы находим зачатие трех лиц. В деле участвуют две женщины. Миф рассказывает о том, как Эрихтоний родился от Геи, богини Земли. Так что она была в некотором роде «родителем».

Гефест внес семя. Но причиной существования Эрихтония была страсть Гефеста к третьему божественному лицу, богине Афине, имевшей особое и очевидное значение для афинян.

Гефест сильно желал Афину, но как девственная богиня она убежала от него. Он не смог поймать ее, но он эякулировал, и семя попало ей на ногу. Она вытерла его куском шерсти, и семя упало на Гею, Землю, сделав ее беременной.

Таким образом, хотя Афина не принесла никакого материала для ребенка, если бы Гефест не страстно желал ее, никогда не было бы Эрихтония — и Афина не только объект желания, но и тот, кто принимает меры для воспитания ребенка.

Афина получает младенца Эрихтония из рук Геи.

Эрихтоний вырос в утробе Геи, и когда он родился, Гея передала его Афине, чтобы она заботилась о нем. В вазовых росписях этой сцены показана только верхняя часть тела богини Земли. Она сохраняет свою связь с почвой.

Иногда там бывает и Зевс, дедушка ребенка в двух смыслах. Но в других версиях сцена включает Землю, Афину и Гефеста, стоящих рядом и наблюдающих за «рождением» своего сына.

Природа и воспитание

Как и мы, древних афинян интересовало, что такое «истинное родительство». Был ли биологический аспект или аспект воспитания наиболее важным? Миф об Эрихтонии фокусируется на вкладе в ребенка Земли и семени Гефеста. Афина не дает этому ребенку никакого сырья, но именно она присматривает за ним, когда он рождается, принимая меры для его ухода.

В этой истории о трех людях и одном ребенке мне кажется легко ответить на вопрос: «Кто родители?» Все три божественные личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *