Миф об арахне и афине: Арахна — Мифы Древней Греции

Арахна — Мифы Древней Греции

Подробности
Категория: Мифы Древней Греции

Родилась Арахна в семье простых людей. Мать ее умерла, когда Арахна была еще маленькой, а следом за ней умер и отец, красильщик тканей Идмон. Осталась Арахна одна, и чтобы заработать себе на жизнь, она ткала полотно и вышивала на нем красивые узоры. Такой искусной мастерицей стала Арахна, что скоро слава о ней пошла по всей Лидии. Отовсюду шли люди в небогатый домик Арахны, чтобы посмотреть на ее удивительное искусство, полюбоваться ее работой собирались нимфы с берегов златоносного Пактола. До того были хороши полотна Арахны, что все стали называть ее ученицей великой Афины Паллады. Но Арахна знала, что на всем свете нет ей равных в мастерстве, и вовсе не собиралась делиться славой с великой богиней.

И вот однажды воскликнула гордая Арахна:
– Пусть даже сама Афина Паллада приходит состязаться со мной, все равно не победить ей меня.

Что угодно поставлю залогом!
Услышала Афина эти горделивые слова, под видом седой сгорбленной старухи явилась она перед Арахной и сказала ей:
– О Арахна, Арахна, никогда не гордись тем, что дали тебе великие боги. И запомни. Есть одно хорошее свойство у годов преклонных: вместе с возрастом появляется опыт. Послушайся моего совета, Арахна, старайся лишь смертных превзойти своим искусством. И если ты сейчас попросишь у богини прощения за дерзкие слова, то она простит тебя.
Но Арахна не послушалась мудрого совета, она выпустила из рук тонкую пряжу и гневно воскликнула:
– Не хочу я слушать твоих наставлений, неразумная старуха. Читай их другим, а меня же оставь в покое. Я сама знаю, что мне делать и что говорить. Отчего же не идет Афина? Или она боится состязаться со мной?
– Я здесь, Арахна, – не выдержала богиня, приняв свой настоящий облик. Все склонились перед могущественной богиней, приветствуя ее. Одна лишь Арахна стояла молча и даже головы не склонила. Покраснела от гнева великая богиня.
Ну что ж! Если эта гордая ткачиха не желает смириться перед великой богиней, то пусть она поплатится за свою гордость.
И вот встали соперницы по разные стороны станка, натянули полотна, и началось состязание. Величественный афинский Акрополь выткала богиня на дивном полотне. Изобразила она на нем свой давний спор с Посейдоном, когда они никак не могли решить, кто из них имеет больше власти в Аттике. Сам Зевс и еще двенадцать богов решали этот спор. Поднял Посейдон свой сверкающий трезубец, ударил им о скалу, и хлынул из пустого, безжизненного камня соленый источник. Напротив него стояла Афина в шлеме со щитом и в эгиде – своих постоянных доспехах с головой Медузы Горгоны в центре их, со змеями по краям. Она подняла свое копье, потрясла им и глубоко вонзила в землю. Из земли тут же выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признали ее дар сильнее, чем дар Посейдона. Потом на этом месте вырос город, который с тех пор носит имя Афины. Вот это и выткала Афина на своем полотне, а по углам его изобразила, как карают боги людей, которые пытаются соперничать с ними.
Венок из листьев оливы тянулся вокруг этого чудесного полотна.
Арахна тоже изобразила на своем покрывале сцены из жизни богов. Все свое искусство вложила она в эту работу, и ее полотно по красоте и мастерству не уступало работе Афины. Но в то же время их работы были очень разные. Если Афина на своем полотне показала богов во всем своем величии и могуществе, то боги Арахны были такими же грешными и слабыми, как и простые смертные. И видно было, как Арахна относится к ним: неуважительно, с насмешкой, и даже с презрением.
Яркой краской вспыхнуло лицо великой богини, она выхватила из рук Арахны прекрасное полотно, разорвала его на куски и ударила Арахну челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора, она свила крепкую веревку и решила повеситься на ней. Но безжалостная богиня и тогда не оставила несчастную ткачиху, она вынула ее из петли и сказала:
– Ты будешь жить и мучиться. С этого момента будешь ты вечно висеть и вечно ткать. Это же возмездие падет и на твое потомство: на детей, на внуков и на правнуков. И даже их дети и внуки будут терпеть это наказание.
Рассерженная Афина брызнула на бедняжку Арахну зельем ужасной богини Гекаты, и тотчас же голова ее вжалась, густые волосы отпали, тело стало совсем крохотным, а по бокам выросли тоненькие изогнутые, поросшие жесткой шерсткой, ножки. Обратилась в паука Арахна. С тех пор вечно висит паук-Арахна на своей паутине, по-прежнему тянет нитку и ткет свое бесконечное полотно.
Вот так поплатилась за свое высокомерие и хвастливость дочь Идмона, Арахна. Захотела она возвыситься над величественной Афиной, а превратилась в противного паука.


— КОНЕЦ —

Афина и Арахна PR в Античной мифологии

PR в Античной мифологии

Вахромеева Анна

Афина и Арахна

 

 

Краткое содержание мифа

 

Статуя Афины
(тип «Паллада Джустиниани»
в садах Петергофа

Афина – одна из главных и наиболее почитаемых богинь греческого Олимпа. К себе она требует священной почтительности и уважения. Жестоко карала Афина всех, кто не признавал ее культа или осмеливался вступить с нею в спор. Велик был ее гнев на Арахну, посмевшую поставить под сомнение благочестие богов Олимпа.*

На всю Лидию славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать.

Однажды воскликнула она: «Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого».

И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей: «Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, молящих прощает богиня».

Арахна выпустила из рук тонкую пряжу, гневом сверкнули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она: «Ты неразумна, старуха, старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?»

«Я здесь, Арахна!» — воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.

Нимфы и лидийские женщины низко склонились пред любимой дочерью Зевса и славили ее.

Пряхи. Состязание Афины с Арахной,
Веласкес,  1657, Прадо

Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому, как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель. Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, а среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. Поднял колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый источник из бесплодной скалы. А Афина в шлеме, с щитом и в эгиде потрясла своим копьем и глубоко вонзила его в землю. Из земли выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике более ценным. По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своем покрывале много сцен из жизни богов, в которых боги являются слабыми, одержимыми человеческими страстями.

Густав Климт, «Афина Паллада», 1898, Вена

Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась.

Афина освободила из петли Арахну и сказала ей: «Живи, непокорная.

Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказанье и в твоем потомстве».

Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни.

 

Образы и символы мифа

 

Афинский Парфенон

Афина  — богиня мудрости, знания и справедливой войны, покровительница городов и государств, наук и ремесел. Образ Афины как богини войны ассоциируется у греков, в первую очередь, только со справедливыми и благоразумными действиями. Являлась одной из наиболее почитаемых богинь Греции, соперничая по значимости с Зевсом. Афина изображалась в образе Паллады (победоносной воительницы) или Полиады (покровительницы городов и государств). От имени Паллада произошло слово «палладий» (деревянное изображение Афины, обладавшее чудотворным действием) Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. Она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные. На голове у Афины шлем (как правило, коринфский — с высоким гребнем). Также, среди непременных атрибутов Афины- эгида — щит из козьей шкуры с головой горгоны Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей. Священным деревом Афины была Олива. Оливы Афины считались «деревьями судьбы» и сама Афина мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого. Олива у древних греков считалась священным деревом, символом плодородия и победы. На  древнее зооморфическое прошлое богини указывают ее атрибуты — змея, животное, олицетворяющее мудрость, и сова, птица с выпуклыми, загадочными и, как можно судить по ее поведению, разумными глазами. Изображение совы чеканилось на серебряных афинских монетах, и каждый, кто принимал «сову» в обмен на свои товары, словно бы отдавал почести самой Афине. Гомер называет Афину «совоокой», орфический гимн — «пестровидной змеей». Афина — покровительница змей; в храме Афины в Афинах, по сообщению Геродота, обитала огромная змея — страж акрополя, посвященная богине. Истоки мудрости Афины в ее хтоническом прошлом восходят к образу богини со змеями крито-микенского периода. Эти образы уводят в древнейший период: сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени — прообраз олимпийской Афины. 

Арахна (Паук) в мифе у греков и египтян является символом судьбы, также ассоциируется с символом ткачества. Образ Арахны у греков символизирует гордость и непокорство. Впоследствии, имя Арахны дало название целой науке, изучающей пауков – арахнология.

Коммуникативные средства создания образов и символов

 

Фидий «Афина Парфенос»

Прежде всего, формированию отношения к Афине способствовали многочисленные святилища и храмы, самым известным из которых является Афинский Парфенон. В 488 до н.э. был заложен Афинский Парфенон, чтобы отблагодарить Афину за победу над персами в Марафоне. С Афинским Парфеноном, удивительным памятником греческой архитектуры – связаны наиболее удачные воплощения образа богини Афины. Покровительствующая греческому народу, она была удостоена чести быть изваянной на главной площади Парфенона знаменитым скульптором Фидием. Её шлем украшал сфинкс – символ божественного разума, над забралом – восемь коней — символ быстроты мысли, по – бокам 2 грифона.

Римская бронзовая статуэтка
Париж, Лувр

В Аттике Афина – главное божество страны. Этой чести она удостоена потому, что ей удалось победить самого Посейдона. Сохранились многочисленные статуэтки богини (напр., «Афина, выпускающая из рук сову»). Отдельные сцены мифов об Афине нашли отражение в рельефной пластике храмов; например, многофигурная группа на восточном фронтоне Парфенона изображает рождение Афины из головы Зевса, на западном фронтоне воплощён спор Афины с Посейдоном за обладание землёй Аттики. В греческой вазописи были распространены сцены, посвящённые рождению Афины, её участию в гигантомахии и Троянской войне, спору с Посейдоном. Встречаются изображения Афины на помпейских фресках.

Рождение богини Афины
Роспись на чернофигурной вазе

Афина почиталась в Греции. Помимо Афинского, ей было посвящено несколько акрополей — Аргос, Спарта, Мегары, Троя, Трезен, Эпидавр-Лимера, Феней, Левктры, Корона, Скепсис, Акрагант.

Испанский художник Веласкес использовал сюжет мифа об Арахне в одной из своих картин «Пряхи», где показал труд ткачих в королевской ковровой мастерской. В глубине ярко освещенной комнаты нарядные дамы рассматривают готовый гобелен, изображающий миф о победе Афины над Арахной в искусстве ковроткачества.

Рощи Афине посвящались нечасто, хотя уже Гомер упоминает священную тополиную рощу Афины на острове феаков . Священные маслины составляли рощу Академа в Афинах . Известна также роща Афины в Тифорее (Беотия), священная роща Афины в Линде.

В эпоху Возрождения Афину изображают в соответствии с античной художественной традицией — в панцире и шлеме — в произведениях аллегорического характера. В ряде сцен, в т. ч. в чрезвычайно популярных в 15-17 вв. многофигурных композициях «Парнас», к которым примыкают сцены «Афина среди муз» (картины Н. Пуссена, К. Лоррена и др.), Афина предстаёт олицетворением мудрости. Афина символизирует также триумф разума («Афина побеждает невежество» Б. Спрангера, «Царство Афины» А. Эльсхаймера), добродетели и целомудрия («Паллада и кентавр» С. Боттичелли, «Победа добродетели над грехом» А. Мантеньи), мира («Афина и Аид» Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.). Выступает Афина и как покровительница ткачества, и как олицетворение месяца марта (традиция, унаследованная от римлян) в изображениях времён года. Непосредственное обращение к мифам об Афине в живописи происходит довольно редко, главным образом в сценах, связанных с такими персонажами, как Арахна, Геракл, Парис.

В поэзии упоминаются роща Афины и Артемиды на Косе  и роща близ храма Афины на Лемносе , где (в изложении Стация) лемниянки клянутся перебить мужей. Вергилий говорит о «Палладиных рощах» с маслиной.

В музыкально-драматическом искусстве мифы об Афине послужили сюжетом для либретто немногих произведений 17-18 вв. (главным образом аллегорического характера), в числе которых оперы «Рождение Афины» А. Драги; «Минерва» Р. Кайзера; «Паллада и Марс» М. Гримани; «Паллада торжествующая» Ф. Б. Конти; кантаты «Спор Паллады и Венеры» Л. Кальдары и «Паллада» П. В. Гульельми.

Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщий характер носил праздник великих панафиней — апофеоз Афины — государственной мудрости.

Об Афине писали многие авторы – Гомер, Демокрит, Платон, создавались многочисленные статуи богини. Ей посвящены многие гимны Гомера.

 

Социальное значение мифа

 

Афина среди муз Н. Пуссен

Богиня мудрости Афина известна своим стратегическим гением и практицизмом. Афина представляет образец, которому следуют женщины, обладающие логическим складом ума и руководствующиеся скорее разумом, чем сердцем. Как «дочь своего отца», Афина делает женщину сторонницей патриархальных ценностей и легитимности мужской власти. **

Древние греки очень любили и уважали Афину. Считается, что именно она подарила людям многие свои изобретения — флейту, трубу, керамический горшок, плуг, грабли, ярмо для волов, уздечки для лошадей, колесницу и корабль. Она первой стала обучать искусству счета и всем женским рукоделиям, включая кулинарное искусство, ткачество и прядение. Для афинян девственность их богини была символом неприступности их города, и поэтому они меняли древние мифы, повествовавшие о насилии над ней Посейдона и Борея; они отрицали также, что Эрихтоний, Аполлон и Лихнос («светильник») были ее сыновьями от Гефеста. Будучи богиней войны, она, тем не менее, не испытывала радости в битвах, подобно Аресу или Эриде, предпочитала решать споры и утверждать закон мирным путем. В мирные дни она не носила оружия, а когда нуждалась в нем, то брала его у Зевса. Она славилась своей добротой: когда в Ареопаге во время суда над обвиняемым судьи расходились во мнении, она всегда отдавала свой голос в пользу освобождения обвиняемого. Однако, вступив в бой, она никогда не оказывалась побежденной даже в сражении с самим Аресом, превосходя его в тактике и стратегии. Поэтому мудрые предводители всегда обращались к ней за советом.

Месть Арахне может быть чем-то большим, чем милая притча, особенно если в этом повествовании нашло отражение торговое соперничество между афинянами и лидио-карийскими талассократами, или «владыками морей», критского происхождения. В критском Милете, выходцы из которого основали карийский Милет, который считался крупнейшим экспортером крашеных шерстяных тканей в древнем мире, были обнаружены многочисленные печати с эмблемой в виде паука. Это предполагает наличие в этом городе развитой текстильной промышленности в начале второго тысячелетия до н. э. Некоторое время милетцы контролировали прибыльную понтийскую торговлю и имели склады в Навкратисе (Египет). У Афин были веские основания испытывать зависть к пауку. Афина, как покровительница Афин, возможно именно поэтому превратила Арахну именно в паука, ненавистное ей насекомое.***

 

*Данилова Г.И. Мировая художественная культура 5-6 кл., М, 1999.

** Джин Шинода Болен. Богини в каждой женщине. Новая психология женщины. Архетипы богинь

*** Грейвс Р. Мифы Древней Греции (Пер. с англ. К.П. Лукьяненко)

 

 

Все, что вам нужно знать

Несмотря на то, что греческие боги представляют собой забавную группу, в увлекательных историях греческой мифологии вы найдете несколько темных персонажей, которые, вероятно, очень привлекательны.

Как вы, наверное, знаете, Афина была богиней войны и мудрости, богиней-покровительницей Афин, откуда город и получил свое название. Афине поклонялись за ее красоту, интеллект и мастерство в военном искусстве. Но, как и все греческие боги, она была яростно упряма, и любой, кто осмеливался переступить ей дорогу, не мог уйти невредимым. Что подводит нас к истории Афины и Арахны.

Кто была Арахна

История Арахны и Афины начинается в районе Лидии (нынешняя Турция). В этом древнем регионе когда-то жила прекрасная девушка по имени Арахна. Будучи дочерью ремесленника, она имела скромное начало и, учась у своего отца, развила невероятный талант к ткачеству.

Она создавала прекрасные гобелены, и если вы наблюдали за ее работой, то казалось, что нить выходит из самых кончиков ее пальцев. Люди приезжали издалека, чтобы посмотреть, как работает Арахна. Это было завораживающе. Арахна, однако, сама не была такой скромной, и это было чертой, которая в конечном итоге привела к ее кончине.

Чем больше становилась ее аудитория, тем больше она могла похвастаться. В древние времена предполагалось, особенно в отношении такого невероятного дара, как дар Арахны, что они были переданы богами. Так что то, что она отрицала происхождение своего таланта, было поразительным предательством. Вскоре слухи об Арахне достигли богини Афины, прекрасной ткачихи.

Афина и Арахна

Чем больше вы читаете о греческой мифологии, тем больше вы будете видеть коварную природу богов. Богини, в частности, любили маскироваться под безобидных старух. Переодеться пожилой и непритязательной старухой было одним из самых простых способов воспользоваться смертными. Именно это и произошло с Арахной.

Услышав претензии Арахны, к ней подошла Афина в теле старухи. Думая, что она просто разговаривает с кем-то незначительным, Арахна снова похвасталась своими способностями и сказала, что легко бросит вызов самой богине, если сможет. Устав от оскорблений Арахны, богиня открылась юной девушке. Женщины, наблюдавшие за происходящим, со страхом и трепетом упали на колени в присутствии Афины, но не Арахны. Она оставалась решительной, готовой сдержать свое обещание бросить вызов.

Вызов

История Арахны и Афины заканчивается соревнованием по ткачеству, в котором каждая отчаянно пытается стать лучше другой. Афина создала на горе Олимп гобелен из всех греческих богов, сотканный из самой ткани земли так, как могла только богиня. Нити облаков и травинки созданы для самых потрясающих работ. Он представлял богов во всей их впечатляющей силе и славе.

Изображение Арахны, однако, было совсем другим. Все еще замысловатая и захватывающая дух красота, она изображала богов в их худшем виде, пьяных, беспорядочных и злоупотребляющих своей властью, как это часто делали некоторые из худших греческих богов. Можно только представить реакцию Афины.

Возмездие

Афина была в ужасе от этого вопиющего издевательства над олимпийскими богами, и, если она была совершенно честна, также немного ошеломлена совершенной красотой работы Арахны. Кроме богохульных рисунков, она не нашла ни одного недостатка. Это экстраординарное, но оскорбительное произведение искусства было слишком сложным для Афины, и она взорвалась неистовой яростью.

Повернувшись к Арахне, она нанесла ей наказание. Краска сошла с лица Арахны, когда она почувствовала начало злобного проклятия греческой богини. У нее начали отрастать ноги, одна за другой. У нее стало больше глаз, пока у нее не стало восемь, и в конце концов Арахна перестала быть красивой девушкой. Афина превратила ее в самого первого паука. По сей день Арахна продолжает плести тонкие и замысловатые произведения искусства разного рода. История Арахны и Афины, конечно, откуда взялось слово паукообразный.

  • Вы когда-нибудь слышали об Арахне и Афине? Можно ли придумать худшее наказание, чем превращение в паука!!

Марсия

Киа Ора.  Меня зовут Марсия Уэлч, я путешественница из Новой Зеландии. Я всегда мечтал посетить и исследовать Европу и, наконец, начал свой зарубежный опыт, или OE, как мы его называем. Меня всегда привлекали яркость и красота Греции, и я рад документировать и делиться своим опытом. Я сейчас в Афинах.

Нравится? Приколи это!

Миф об Арахне и Афине — Афины и не только

Миф об Арахне — это древнегреческая история происхождения пауков!

Как и в большинстве историй о происхождении различных растений и животных, первым пауком изначально был человек, и ее звали Арахна — греческое слово, означающее «паук». Что интересно, миф также читается как басня, аллегорическая история, предназначенная для обучения аудитории морали или поведению и его последствиям.

Итак, кто такая Арахна и как она превратилась в паука?

Арахна была молодой лидийкой, дочерью известного красильщика тканей по имени Идмон. Когда она была крошечной девочкой, она научилась ткать, и сразу же проявился ее талант, даже будучи новичком. По мере взросления она продолжала практиковаться и работать над своим ремеслом в течение многих лет.

Слава о ней распространилась по земле, и многие пришли посмотреть, как она плетет. Арахна была настолько талантливой и преданной ткачихой, что изобрела лен. Она умела ткать так хорошо, что изображения на ее тканях были такими идеальными, что люди думали, что они настоящие.

Все внимание, слава и обожание ее плетения возвысили гордость Арахны до такой степени, что она стала тщеславной. Когда зрители назвали ее талант божественным и даром богов, особенно Афины, богини ткачества, она насмехалась над этим.

«Мой талант не исходит ни от богов, ни от Афины».
Толпа ахнула от ужаса, потому что дерзость перед лицом богов часто вызывала их гнев. Один из ее поклонников призвал ее забрать его обратно.

— Попроси Афину простить твою дерзость, — сказал веер, — и она может пощадить тебя.

Но Арахне этого не хотелось.

«Зачем мне просить у нее прощения?» она бросила вызов. «Я лучше ткачиха, чем даже она. Как мой талант мог быть ее подарком, если я лучше?»

При этом вспыхнул яркий свет, и перед ней и зрителями предстала Афина.

«Ты скажешь мне это в лицо, девочка?» — спросила она у Арахны.

Арахна кивнула. «Я буду, богиня. И я свои слова тоже докажу своими делами, если хотите! Мы можем устроить соревнование по ткачеству!»

Афина приняла вызов. Богиня и смертный сели ткать. Людей собиралось все больше и больше, чтобы понаблюдать за дивным зрелищем. Ткачество продолжалось несколько дней, пока, наконец, Арахна и Афина не создали гобелен со сценами богов.

Гобелен Афины был самой совершенной вещью, которую когда-либо видели смертные. Как богиня, нить, которую она использовала, была сделана из ткани самой земли. Она изобразила богов на горе Олимп во всем их великолепии. Каждый из них явился во славе, совершая подвиги. Они были настолько реалистичны, что даже облака и небо выглядели трехмерными и с идеальной цветопередачей. Никто не верил, что Арахна сможет превзойти что-то настолько безупречное.

Но Арахна оставалась уверенной в себе и развернула собственный гобелен, позволив ему в вихре упасть на гобелен Афины.

Люди снова ахнули, потому что не могли поверить своим глазам. Гобелен был божественен. Афина была удивлена, увидев, что, хотя она и использовала смертные нити, ее сцены были яркими, реалистичными и мощными. Арахна тоже изобразила богов в четырех разных сценах, разделенных изящными узорами.

Но была одна большая разница.

Боги Арахны не имели ни славы, ни добродетели, ни доброты. Сцены, которые Арахна выбрала для изображения, были сценами, в которых боги были самыми мелкими, пьяными и жестокими по отношению к смертным (в качестве альтернативы, говорят, что она изобразила Зевса и его развратные действия). Вдобавок ко всему, гобелен был безупречен даже для богоподобных глаз Афины. Детализация и сложность изображаемых ею сцен также были намного лучше, чем у Афины, поэтому гобелен Арахны был лучшим из двух.

Это удивило и разозлило Афину. Мало того, что Арахна была лучше ее, она также осмелилась вызвать богов и их недостатки на всеобщее обозрение! Такое оскорбление нельзя было терпеть. В великом, ужасающем гневе Афина разорвала гобелен на куски, разбила свой ткацкий станок и трижды ударила Арахну, проклиная ее перед всеми.

Арахна была потрясена и пристыжена, и в отчаянии убежала. Она не могла вынести того, что произошло, и поэтому вешается на дереве. Именно тогда Афина превратила ее в паука — мохнатое маленькое существо с восемью ногами, свисающее с дерева на собственной паутине. Став пауком, Арахна тут же взбежала по паутине и начала плести еще.

«Отныне и навсегда, так будет для тебя и твоих», — сказала Афина. «Вы навсегда будете плести свои изысканные работы, и люди уничтожат их, когда увидят».

Вот так в мире появились пауки.

О чем история Арахны?

Миф об Арахне и Афине — поучительная история: он предостерегает людей от попыток соперничать с богами, потому что это приведет только к их гибели.

Можно воспринимать и как предостережение от тщеславия и гордыни как греха: даже если у человека велики таланты, если человек тщеславен и полон гордыни, вероятно, вскоре последует гибель.

С точки зрения более современной аудитории столкновение между Арахной и Афиной можно интерпретировать более абстрактно: для некоторых оно может отражать борьбу между деспотической властью и дерзкой бунтаркой со всеми последствиями, которые это может повлечь за собой, если бунтарь слишком уверен или, по иронии судьбы, слишком доверяет процедурам, которые не могут противостоять силе власти.

Подлинна ли история Арахны?

Хотя история Арахны и Афины происходит из Древней Греции, самое раннее из имеющихся у нас свидетельств исходит из Древнего Рима. Она была написана поэтом Овидием во времена правления Августа.

Это создает несколько проблем!

Основная проблема заключается в том, что мы не можем быть уверены, что именно так повествуется о бедственном положении Арахны в оригинальном древнегреческом мифе. У римских авторов была общая тенденция изображать древнегреческих богов менее божественными и праведными, чем их римские аналоги (это можно увидеть в том, как боги и греки изображены в «Энеиде» по сравнению с «Одиссеей» или «Илиадой»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *